Понятия прибыли, кредита, регулирования монополии, рынка ценных бумаг в экономической теории

Понятия прибыли, кредита, регулирования монополии, рынка ценных бумаг в экономической теории

Вопросы и задания

1. Что такое политическая система общества? Охарактеризуйте сущность государства как составной части политической системы общества.

Политическая система – это целостная совокупность взаимодействующих институтов, осуществляющих политическую власть.

Политическая система общества включает государства, партии, профсоюзы, организации и движения, преследующие политические цели. Определенную роль в политическом развитии общества играет и церковь.

Государство существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами т. п. Иными словами государство – это центральный, но не единственный институт политической системы общества. Государству принадлежит право официально представлять все общество в целом, издавать нормативные акты, в том числе законы, обязательные к выполнению всеми членами общества, осуществлять правосудие. Государство выступает как сила, способная осуществить принуждение в отношении любого члена общества. Указанные признаки отличают государство от других организаций, например, мэрии города, политической партии или профсоюза, обладающих признаками, схожими с государственными, но не обладающих другими.

2. * Почему государство не является составной частью социальной или экономической сферы общества?

Чтобы ответить на данный вопрос, следует вспомнить, что такое социальная и экономическая сферы общества.

Социальная сфера общества охватывает классы, социальные слои, нации, взятые в их отношениях и взаимодействии друг с другом.

Экономическая сфера включает четыре главных вида деятельности: производство, распределение, обмен и потребление. К ней относят не только фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки, но также потоки денег и инвестиций, оборот капиталов и прочее.

Государство не является составной частью социальной или экономической сферы общества, потому что государство – это политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти (монархия, республика), органы и структуру правления (правительство, парламент). Т. е. государство отделено от общества, это только организация верховной власти. Оно может лишь участвовать в социальной и экономической сферах общества, а не быть их частью. Государство является частью политической системы общества.

3. Какие причины привели к возникновению и укреплению государства?

Причины возникновения государства:

1. Плотность населения. В первобытное время небольшие группы людей по 40-60 человек разбредались на большие территории в поисках пропитания. Для прокорма данной группе людей необходимо несколько сот километров. Регулярные столкновения между ними, частый голод и объединение одних групп с другими для защиты своей территории становятся неизбежны. Завоевание одних народов другими стало следствием ускоренного формирования военных союзов племен то в одном, то в другом месте земного шара. Вскоре все люди вступили в союзы.

2. Под влиянием либо угрозы извне. Некоторые ученые считают, что людей к созданию государства толкал страх перед внешней агрессией, опасение за жизнь и имущество. Также причиной служила опасность со стороны преступников и разбойников внутри общества. А государство могло применить силу и установить порядок. Оно, как арбитр, могло объективно решать все споры и издавать общие для всех законы. Уже в Античности под государством стали понимать организацию власти, возвышающуюся над обществом, но ему подконтрольную и обслуживающую его.

3. Фактор силы. Необходимость вести войны (как оборонительные, так и захватнические)., охрана территории, купцов.

Эти же причины приводят и к укреплению государства.

4. Опишите общие признаки государства.

Общие признаки государства:

1. Единая территория, очерченная государственными границами, признаваемыми другими государствами.

2. Единая система управления территорией, включающая разветвленный аппарат государственных чиновников и покоящаяся на принципе разделения властей.

3. Единая система законов, зафиксированная в Конституции, соблюдаемая всеми гражданами на всей территории.

4. Монополия на легально применение силы или физического принуждения, опирающаяся на армию, полицию, службу безопасности, суд, прокуратуру.

5. Право на взимание налогов, идущие не содержание многочисленных служащих и финансирование государственной политики: оборонной, экономической, социальной.

6. Обязательность членства в государстве – гражданство. Гражданство человек получает с момента рождения.

7. Представительство от имени общества в международных организациях, переговорах и т.д.

8. Суверенитет, т. е. верховная власть над определенной территорией. В обществе много видов власти, но высшей должно обладать государство, его решения обязательны для всех граждан. Лишь ему принадлежит право на издание законов.

Суверенная власть, распространяющаяся на всю или большую часть территории страны, относится к числу важнейших признаков государства.

5. * Сравните признаки государства с признаками общества, описанными в первой главе. Что общего между ними можно обнаружить? В чем они различаются?

6. В чем состоит функция государства? Почему они разделены на внутренние или внешние? Можете ли вы привести примеры тех и других?

Функции государства -это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития.

Функции государства:

1. Внутренние: защита существующего способа производства, экономической и социальной системы; подавление классовых противников (в обществах, разделенных на классы с противоположными интересами); участие в управлении экономикой; охрана общественного порядка и поддержание дисциплины; регулирование социальных отношений; культурно-воспитательная, идеологическая деятельность и т. п.

2. Внешние: защита интересов данного государства в его взаимоотношениях с другими государствами на международной арене, обеспечение обороны страны, развитие нормальных отношений с другими государствами, взаимовыгодного сотрудничества с ним на основе принципов мирного сосуществования.

7. Какова роль насилия в строении государства?

Согласно современным теориям в возникновении государства главную роль играл фактор сипы. Можно сказать, что объединение в государство - это способ получить защиту от насилия из вне. Государство предоставляет населению услугу по защите от внешних и внутренних угроз. Также сила служит способом расширения территории государства (империя Александра Македонского, Римская империя), что ведет к увеличению собираемых податей и налогов, и увеличению природных ресурсов, необходимых государству.

8. * Почему применительно к государству насилие называется законным?

Государство – это политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти (монархия, республика), органы и структуру правления (правительство, парламент). На захваченных территориях группа людей устанавливает свою власть. Соответственно для поддержания порядка на данной территории эта группа людей использует военную силу, устраняет конкурентов в сборе податей. Со временем монополия на применение силы прописывается в законах государства.

Законным насилие считается, если закреплено в конституции государства. А там действительно так и записано: на данной территории имеют право применять физическое насилие только уполномоченные государством специальные органы, в частности полиция и армия. Ситуации, когда оно используется, строго оговорены.

9. В чем выражается монополия государства? Перечислите все виды монополии государства.

Государственная монополия - монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.

Видов монополий может быть множество и зависеть от конкретного государства и периода истории.

Основными виды монополии государства являются:

1. Фискальная монополия (полная или частичная монополия государства на производство и продажу некоторых товаров (спиртные напитки, табачные изделия, соль, спички, пиво) с целью увеличения за этот счет доходов государственного бюджета.).

2. Монополия на свободу слова.

3. Монополия на законное насилие;

Монополия государства на определенный вид деятельности определяется законами данного государства.

10. * Подумайте, без каких монополий государство не может обойтись. Обоснуйте свое мнение.

Государство не может обойтись без монополии на насилие и фискальной монополии. При помощи соответствующих структур (полиция, армия) в стране поддерживается порядок. С одной стороны есть защита граждан от преступных элементов общества, с другой стороны – государство при помощи насилия защищает свои интересы как внутри страны (право на власть), так и вне ее (отстаивает свой суверенитет).

Также государство не может обойтись без фискальной монополии (как сбор налогов), т. к. при помощи налогов государство реализовывает социальные программы, содержит армию, выплачивает зарплаты, пособия, пенсии и др.

Проблема. Сумеет ли человечество когда-нибудь в будущем обходиться без государства и как? Существует ли «идеальное государство» и какое оно?

Если человечество и сможет обходиться без государства в будущем, то оно должно соответствовать определенным критериям. Во-первых, высокая личная ответственность каждого человека перед другими людьми и перед собой. Во-вторых, общество должно взять на себя функции, которые раньше выполняло государство. Например, охрана порядка внутри самого общества. Также люди должны будут самостоятельно заботиться о наиболее незащищённых членах общества – инвалидах, сиротах, стариках. На обществе будет лежать коллективная ответственность за все, что будет происходить в обществе без государства. А главное, что должно произойти – люди должны победить свои слабости и пороки, чтобы человечество могло обходиться без государства.

Возможно «идеальное государство» - это государство, в котором все равны, нет бедности, нет преступников, законы исполняются, налоги расходуются должным образом. «Идеальное государство» - это цель, к которой следует стремиться. Другими словами – это справедливое государство. Однако, для того, чтобы построить такое государство людям также придётся победить свои пороки и слабости. Однако, идеальных людей не бывает.

Практикум. Какие из указанных ниже видов монополий не принадлежат государству?

1. Монополия на законное насилие.

2. Монополия учреждать политические организации.

3. Монополия на свободу слова.

4. Монополия на производственную деятельность.

5. Монополия на ценные бумаги.

6. Монополия на таможенные пошлины.

Ответ обоснуйте.

Нельзя утверждать, что какие-либо из монополий могут принадлежать государству, а другие – нет. В истории много примеров, когда те или иные виды монополии принадлежали только государству.

На сегодняшний день государству не принадлежит монополия на учреждение политических партий. Монополия на производственную деятельность принадлежит государству частично (зависит от вида деятельности и государства). Монополия на свободу в одних странах не является прерогативой государства (США), в других государствах существует жесточайшая цензура (ярким примером может служить СССР).

В современном мире экономисты считают монополию тормозом прогресса. По их утверждениям, она не способна заставить монополиста модернизировать и улучшать производственные процессы.

С этой позицией нельзя не согласиться, но стоит добавить, что есть сферы производства, в которых без монополии обойтись нельзя. Причём, если в конкретных демонополизировать рынок, то это сулит резкое подорожание стоимости услуг.

Как управлять монополией?

Если без монополии нельзя обойтись, то возникает соответствующий вопрос о методах и способах контроля операций, которые осуществляются на таком рынке. Ведь без этого могут безосновательно расти цены, а будет снижаться.

В таком случае основным инструментом контроля подобных предприятий является государственное регулирование монополии. С помощью соответствующего законодательства государство ставит определённые условия, за рамки которых предприятие выйти не может.

Если рассматривать государственную монополию, то тут не всё так однозначно. Ведь кто, если не государство, может с помощью своих ресурсов производить товары массового назначения по льготным ценам? Пожалуй, ни одно коммерческое предприятие так поступить не может, потому что потеряет источник финансирования своих затрат на производство. В социально значимых сферах без государственной помощи не обойтись.

Понятие государственной монополии

Итак, перед тем как приступить к анализу данного вопроса, сперва стоит разобрать само понятие. Государственная монополия - это вид в котором монополистом является само государство.

Это может происходить из-за достаточно большого количества факторов: защиты слабых слоёв населения, получения дополнительного источника пополнения бюджета, политики, направленной на контроль тех секторов экономики, которые более всего интересны государству.

В каких сферах может наблюдаться подобное состояние?

В основном государственная монополия большинства стран распространена на следующие услуги и товары:

Продукция массового потребления;

Наркотические вещества;

Алкогольная продукция;

Табачные продукты;

Продажа определённых товаров за рубежом;

Полезные ископаемые и т.д.

Иными словами, государственная монополия - это инструмент, с помощью которого государство может управлять стратегически важными для него секторами экономики.

Кто является субъектом государственной монополии?

Таким определением называют предприятие или организацию, которым предоставляется привилегия функционирования в условиях монопольного рынка.

Чаще всего субъект государственных монополий - это открытое акционерное общество, контрольным пакетом акций которого владеет государство. Но это может быть и организация, в которой государственной доли нет вообще. Обычно такие организации должны получить сертификаты, лицензии и другие разрешительные документы на осуществление деятельности, которая подпадает под понятие монополии.

Естественная монополия образуется природным путём для сокращения уровня издержек и, соответственно, снижения цены производимого товара либо оказываемой услуги. Для наглядности представьте себе: если бы каждый перевозчик хотел построить свой железнодорожный вокзал и собственную железную дорогу, это бы вынуждало его и включать в стоимость каждого билета такие затраты, что привело бы к значительному росту стоимости проезда.

Несмотря на то что рынок предполагает наличие только одного предприятия, которое производит соответствующие товары, естественная и государственная монополии имеют различия именно в порядке образования, способах контроля, а также регулирования.

Абсолютно все монополисты подпадают под внимание специализированных органов, которые проверяют их поведение на рынке, обоснованность стоимости и качества услуг, товаров.

Государственное регулирование естественных монополий заключается в следующих пунктах:

1. Выявление тех в которых присутствует монополия.

2. Проверка, сравнение, анализ и утверждение цен на товары, услуги, которые предоставляются предприятием-монополистом.

3. В случаях необходимости - изменение правил функционирования, торговли либо принудительное изменение цен на продукцию.

В чём отличие от естественной монополии?

Если сравнивать государственное регулирование естественных монополий с теми случаями, когда монополистом является само государство, то зачастую возникает проблема с доступностью коммерческой информации о деятельности предприятия.

Если в случае с естественной монополией предприятие должно предоставлять информацию и своих доходах, расходах, прибылях и прочем движении финансовых средств, то при государственной монополии возможности получить такую информацию у предприятия практически нет.

Монополия, установленная государством искусственным путём, считается закрытой, потому что извне на неё никто не может повлиять.

Какие существуют виды государственной монополии?

Она может быть легальной и обоснованной, а может быть и искусственно созданной для отмывания денежных средств, что доказывают многочисленные факты преследования экс-чиновников в различных странах.

По всему миру считается оправданной монополия на распространение лечебных препаратов, которые содержат наркотические вещества. К примеру, государственная монополия в России на распространение таких веществ является единственным верным способом защитить население от потенциального вреда этих средств. Что было бы, если доступ к подобным веществам имели все? Кто бы помешал кому-либо изготовить из наркотических препаратов наркотики? Учитывая то, что даже при наличии закрытого рынка в стране существуют теневые каналы поставки и торговли, выход наркотических веществ на законный рынок сопровождалось бы массовым приростом количества наркоманов.

Получается, что искусственно сузив количество участников данного рынка, России удаётся достичь относительно низкого уровня использования различных препаратов в нелегальных целях.

Государственный контроль на некоторых рынках - условие безопасности населения страны

Подобным примером будет и государственная монополия внешней торговли оружием, а также другими устройствами военного предназначения. В мире и так достаточно опасных конфликтов как между разными странами, так и внутри них.

В данной ситуации просто будет неуместна свободная торговля вооружением - она может подорвать основы национальной безопасности стран.

Но отнюдь не все государства, создавая чистую монополию, действуют в благих целях. Есть много примеров, когда по сговору чиновниками создавалась картель либо синдикат, с помощью которых проводились различные финансовые махинации.

Как это выглядит? К примеру, группа депутатов, представляющих интересы крупных бизнесменов, может написать и принять закон, который сможет создать псевдомонопольный рынок в пользу своих покровителей. Так делалось уже не раз в близких к РФ странах.

Монополия - это вынужденная мера

Конечно же, в условиях совершенной конкуренции прогресс в производстве, улучшение рабочих процессов, рост качества продукции на фоне снижения себестоимости изготовления проходят намного быстрее, чем в условиях монополии, тем более государственной.

При этом государственная монополия очень часто используется как инструмент повышения лояльности к политикам. К примеру, применяется необоснованное снижение цен на товары либо услуги. Если структура сильная, то она сможет перенести подобные меры в течение некоторого периода.

На самом деле такое понимание рынка является ошибочным, так как ведет к убыточности предприятий. Как следствие, ему потребуются новые вливания из бюджета.

Например, рассмотрим предприятия, которые работают в нефтегазовой сфере. Данный сектор экономики является главным кормильцем Российской Федерации. Нефть, газ - это те ресурсы, которые Россия поставляет зарубежным странам в огромных количествах. Объёмы настолько большие, что если бы поставки прекратились, то это грозило бы остановкой многих предприятий во всём мире, которые используют нефть и газ в качестве сырья.

Вся серьёзность данного источника доходов стимулирует страну к тому, что ей необходимо осуществлять полный контроль за всем, что происходит на рынке. А контролировать одно из государственных предприятий либо группу, которая работает по согласованной схеме, намного легче, чем десятки Причём наличие частных структур в большом количестве не привело бы к улучшению качества продукции.

Из этого можно сделать вывод, что государственная монополия в РФ является необходимым способом для осуществления контроля в государственно важных секторах экономики.

44.Государственный долг и путь его сокращения .

Государственный долг: его виды, причины возникновения и роста.

Проблема обслуживания суверенного долга России привлекла пристальное

внимание экономистов и политиков сравнительно недавно. Финансовый кризис, в

результате которого российское государство оказалось на грани полного

банкротства, обусловил переход вопросов управления государственным долгом в

разряд первостепенных.

Государственный долг-это сумма накопленных за определенный период времени

бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо

бюджета. Обязательства государства перед банками – кредиторами, физическими и

юридическими лицами – владельцами государственных ценных бумаг (резидентами и

нерезидентами), перед внебюджетными фондами, зарубежными правительствами или

международными финансовыми институтами, накапливаясь, превращаются в

государственный долг. Его приходиться выплачивать с процентами. Говорят, что

сегодняшние государственные займы – это завтрашние налоги. Некоторые

налогоплательщики являются владельцами государственных ценных бумаг. Они

получают проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые

частично идут на выплату государственных займов и процентов.

Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается полностью выплачивать

проценты и в срок погашать государственные займы. Поэтому правительства,

постоянно нуждаясь в средствах, прибегают к новым займам, покрывая старые

долги, они делают еще большие новые. В результате государственные долги

растут в разных странах различными темпами.

Превышение государственного долга над ВВП более чем в 2,5 раза считается

опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивого денежного

обращения.

Виды государственного долга. Государственный долг подразделяется

на внутренний и внешний, а также на краткосрочный (до

1 года), среднесрочный (от 1 до 5 лет), долгосрочный (свыше 5

лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходиться

выплачивать основную сумму с высокими процентами.

Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную и

среднесрочную задолженность, т.е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив

на длительный срок выплату основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой

процентов. В ряде стран существуют специальные управления государственным

долгом при министерстве финансов, которые занимаются погашением и

консолидацией старых долгов, а также привлечением новых заемных средств.

Внешний государственный долг-это долг иностранным государствам,

организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится на страну наибольшим

бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные

услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг.

Внутренний долг-это долг государства своему населению. В соответствии с

законом РФ государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства

правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими

лицами. Долговые обязательства могут иметь форму: кредитов, полученных

правительством РФ; государственных займов, осуществленных посредством выпуска

ценных бумаг от имени правительства РФ; других долговых обязательств,

гарантированных правительством РФ.

Нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по

сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении

внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в

экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительны. Это

связано с тем, что погашение государственного внутреннего долга приводит к

перераспределению доходов внутри страны.

Как государственный долг и его рост влияют на функционирование экономики?

Обычно в государственном долге видят две опасности: банкротство нации и

переложение долгового бремени на будущие поколения.

Может ли большой государственный долг каким-то образом привести к банкротству

правительства? Конечно же, нет. Во-первых, нужно отметить, что нет ни каких

причин, которые заставляли бы сокращать государственный долг, не говоря уже о

необходимости его полной ликвидации. Правительство всего лишь рефинансирует

свой долг, то есть продает новые облигации и использует выручку для выплаты

держателем погашаемых облигаций. Во-вторых, правительство по конституции

имеет право облагать население налогами и собирать их. Увеличение налогов

является тем способом, который есть у правительства для получения достаточных

доходов для выплат процентов и общей суммы государственного долга. В-третьих,

банкротство правительства очень сложно себе представить хотя бы потому, что

оно имеет право печатать деньги, которыми можно заплатить и основную сумму

долга, и проценты по долгу. Однако создание новых денег для выплаты процентов

или погашения основной суммы долга может иметь инфляционный эффект.

Что касается второй опасности, то государственный долг не является средством

перемещения экономического бремени с одного поколения на другое.

Рост государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические

последствия. Во-первых, выплата процентов по государственному долгу

увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть

государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части

населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что

деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят более

обеспеченным, то есть те, кто владеет облигациями, становятся еще богаче. Во-

вторых, повышение ставок налогов (как средство выплаты государственного

внутреннего долга или его уменьшения) может подорвать действие экономических

стимулов развития производства, снизить интерес к вложению средств в новые

рискованные предприятия, в инновации, а также усилить социальную

напряженность в обществе. Подобным косвенным образом существование большого

государственного долга может подорвать экономический рост. В-третьих, выплаты

процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной

части реального продукта за рубеж. В-четвертых, государство может перенести

реальное экономическое бремя своего долга на плечи будущих поколений, то

есть оставить будущим поколения меньшие по размерам основные производственные

фонды. Эта возможность связана с эффектом вытеснения, который определяется

тем, что дефицитное финансирование увеличивает ставки процента и,

следовательно, сокращает инвестиционные расходы. Если это будет происходить,

последующие поколения унаследуют экономику с уменьшенным производственным

потенциалом, и, следовательно, при прочих равных условиях, уровень жизни

будет ниже, чем в других случаях. Кроме того, рост внешнего долга снижает

неуверенность населения страны в завтрашнем дне.

Возникает необходимость управления долгом. Под управлением государственным

долгом понимается совокупность действий государства по погашению и

регулированию суммы государственного кредита, а также по привлечению новых

заемных средств.

Погашение государственных займов и выплата процентов производится либо из

бюджетных средств, либо путем рефинансирования-выпуска новых займов для того,

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятия, виды, цели регулирования рынка ценных бумаг. Государственное регулирование рынка ценных бумаг как многоуровневый процесс воздействия на деятельность всех участников. Его цели, объекты, субъекты и методы. Саморегулирование организаций на РЦБ.

    реферат , добавлен 06.03.2009

    Экономическая природа ценных бумаг, их виды и функции. Особенности ценообразования на фондовом рынке. Понятие рынка ценных бумаг. Принципы регулирования современного рынка ценных бумаг. Государственное регулирование Российского рынка ценных бумаг.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2013

    Исследование видов финансового и фондового рынков. Содержание коммерческой, ценовой, информационной и регулирующей функции рынка ценных бумаг. Сущность первичного, вторичного фондовых рынков. Направления государственного регулирования рынка ценных бумаг.

    реферат , добавлен 02.06.2008

    Рынок ценных бумаг как сегмент финансового рынка, его субъекты и объекты. Виды ценных бумаг. Цены и доходы на рынке ценных бумаг. Практика формирования белорусского рынка ценных бумаг. Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг в Беларуси.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2016

    Определение рынка ценных бумаг, их виды и характеристики. Элементы теории функционирования, участники и механизмы работы и методы принятия решений. Построение моделей для определения стоимости активов. Прогнозирование "голубых фишек" и рынок FOREX.

    магистерская работа , добавлен 14.07.2010

    Понятие, цели, задачи и функции рынка ценных бумаг. История рынка ценных бумаг в России, закономерности и направления его формирования, значение в экономике. Современная оценка состояния данного рынка в России, существующие проблемы и пути их разрешения.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2014

    Рынок ценных бумаг, основные понятия и функции. Характеристика российской торговой системы и фондовой биржи. Особенности развития российского рынка ценных бумаг. Развитие электронной торговли. Совершенствование законодательства на рынке ценных бумаг.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2015

Таким образом, формирование крупных государств происходило через устранение вооруженных конкурентов и установление монополии над данной территорией. На рынке, где множество конкурирующих продавцов, ни у одного из них нет монопольного дохода. В государстве, которое можно считать антирынком, обязательно должен быть монопольный доход. Ведь никому, кроме правительства, не позволено собирать с населения дань. Государство устраняет любых конкурентов. Разбойники, грабящие проезжающих купцов, - его конкуренты. Рэкетиры на рынках - тоже его конкуренты. Лица, уклоняющиеся от налогов, - тоже конкуренты, ибо посягают на то, что безраздельно принадлежит государству. И оно будет безжалостно преследовать их, если достаточно сильно.
Правда, для этого ему надо овладеть тем, что на научном языке именуется монополией на законное насилие. Что такое насилие, объяснять, видимо, не надо. Законным оно считается, если зак-реплено в конституции государства. А там действительно так и записано: на данной территории имеют право применять физическое насилие только уполномоченные государством специальные органы, в частности полиция и армия. Ситуации, когда оно используется, строго оговорены. Стало быть, всех конкурентов оно должно устранить. Преступники - конкуренты, так как не признают монополии государства и самостоятельно используют насилие. Мощное государство способно восстановить свою монополию, слабое ее отдает. Тогда в стране устанавливаются правовой беспредел, хаос, бандитизм, власть криминалитета.
Итак, у государства должно быть, как минимум, два вида монополии - фискальная мнополия (сбор налогов) и монополия на законное (легитимное) насилие. Без этих монополий не обходится ни один тип государства, будь оно монархией, республикой, тиранией, олигархией и т.п.
А вот третий вид монополии - монополия на информацию и право на ее перераспределение, включая такие механизмы, как свобода слова, без которой нет гражданского общества. Это вид «услуг», который в наши дни динамично развивается и, видимо, будет в дальнейшем менять свой облик, поскольку власть и информация осмысливаются все больше как понятия тождествен
ные. Здесь масса проблем, включая проблему глобализации информационного поля. В США нет монополии государства на свободу слова. Как только оно пытается ее ограничить, так ему сразу же дают по рукам: не тронь чужого. В СССР свобода слова считалась привилегией государства. Граждане не могли говорить все, что им вздумается, ибо на Руси почему-то чаще всего думается о политике. А политика - прерогатива государства.
В результате мы имеем две обязательные и одну дополнительную монополии государства.

Три главные монополии государства
Фискальная монополия - обязательный признак государства

Монополия на сюбоду слова - это добавка «по вкусу»
МОНОПОЛИЯ на законное насилие - обязательная предпосылка существования государства

Самым крупным монополистом на свете является государство. В этом с ним никто не способен состязаться. Ему принадлежат монополия на таможенные пошлины, монополия на алкоголь и табак, монополия на соль и т.д. Сколько их существует и существовало прежде!? Но и без них нельзя. Стоило российскому правительству отдать теневым дельцам производство и сбыт алкоголя, как казна недосчиталась десятков миллиардов долларов, а на рынке появился недоброкачественный товар. Чистый доход в этой сфере бизнеса составляет 2000%. До революции и в советское время «пьяные деньги» составляли треть государственных доходов. А куда они шли? На социальные программы - на помощь бедным и престарелым.
Первое, что сделал в 9 г. н. э. Ван Ман, бывший регент, министр, племянник императрицы Китая, когда сверг династию Хань и провозгласил себя новым императором, - это ввел государственную монополию на чеканку монеты, вино, соль и железо. Тогда, кажется, не пили водку, а если бы так было, то и о ней усердный «отец нации» наверняка бы позаботился.
Государство как консолидированный выразитель воли наро^ к своей собственной монополии часто добавляет множество мел ких монополий, которые раздаются госслужбам и позволяют обе гащаться государству, а заодно и чиновникам, которых оно т когда не обижает. Государство берет пошлину за оформлен* свидетельств о браке и рождении детей, за выполнение процедур^ расторжения брака, за подтверждение права на получение наслед ства, за принятие жалобы к рассмотрению в суде и т. п. Практичес* эти пошлины оплачивают те услуги, которые государственные служба оказывают тем, кто к ним обращается, а само государство действуе как один из продавцов на рынке. Но продавец удивительный: снача^ ла он устранил с рынка конкурентов, а затем начал свой бизне Ведь на все эти пошлины монополия принадлежит государству. Он