Политика и экономика: две стороны одной медали. Примеры взаимодействия сфер общества между собой. Исторический пример взаимодействия сфер общества. Взаимодействие сфер общества: примеры из СМИ

Политика и экономика: две стороны одной медали. Примеры взаимодействия сфер общества между собой. Исторический пример взаимодействия сфер общества. Взаимодействие сфер общества: примеры из СМИ

Политика и экономика

контрольная работа

3. Влияние политического процесса на экономическую сферу общества

Политическая и экономическая сферы общества неразрывно связаны и представляют собой взаимодействие государства, гражданского общества и личности, то есть основополагающих определителей любого общественного устройства.

Тезис о том, что экономика влияет на политику, а политика является концентрированным выражением экономики, который использовался формационным подходом, не позволил в полной мере определить сложные взаимосвязи указанных сфер общества. Тем не менее, в переломные периоды развития государства процессы реформирования экономики влекут за собой существенные изменения в политической сфере.

В настоящее время Россия переживает полосу реформ. Расхожим стало признание, что нашей стране на протяжении длительного периода не удается довести реформы до конца. Что же мешало ей довести модернизацию страны до уровня мировых образцов?

Отрекаясь от прежних стереотипов, историки и политологи ищут причины неудач в реформировании страны в особенностях европейской цивилизации, ментальности, особом пути, географическом факторе, то есть - в факторном подходе и однолинейном понимании исторического процесса.

Значительно меньше внимания уделяется теоретическому осмыслению властью процессов реформирования, предпочтениям, которые отдаются экономическим или политическим интересам, нарушающим условия их взаимодействия.

Представители всех структур власти постоянно испытывают давление противоречивых экономических интересов различных общественных слоев. В политическом пространстве определяется возможность реализации экономических интересов тех или иных общественных групп, способность политического деятеля объединить и узаконить интересы разных общественных сил, используя соответствующие экономические рычаги, прежде всего механизмы экономического стимулирования Политология. Учебник для вузов / Под ред М.А.Василика. - М., 2009.-С.186..

Можно выделить важнейшие направления политического процесса, влияющие на экономическую сферу общества:

Организация законодательной, конституционной деятельности, система исполнительной власти, реализующая законы и создающая условия для функционирования экономических институтов, охраняющих тот или иной тип экономического порядка; соответствующая организация судебной власти, способная защитить установленный порядок;

Установившаяся система местной власти, позволяющая сочетать и учитывать региональные и общероссийские интересы;

Система отношений с мировым сообществом, позволяющая соотносить интересы страны с глобальными интересами, способствовать стремлению развиваться на мировом уровне.

В рамках этих важнейших направлений пересекаются экономические интересы различных групп, вызывая острые, порой трудноразрешимые противоречия. Процесс взаимодействия различных экономических интересов далеко не гармоничен.

Не все общественные группы признают рыночные отношения, частную собственность, как основные средства стимулирования производства, потребления, распределения. Известно, что эта система порождает безработицу, которая, в свою очередь, ведет к социальной напряженности и потрясениям. Однако, отрицание рыночных отношений лишает систему мощного экономического стимула, порождает застой, потерю интереса производителей к результатам своего труда, отставание от уровня развитой мировой экономики.

Как распределены общественные и природные ресурсы, кто ими владеет, насколько справедлив установившийся порядок и каким образом политическая власть его защищает -- важнейшая сфера взаимоотношений экономики и политики, важнейший вопрос любых экономических реформ и преобразований Коновалов В.Н. Экономика и политика. Ростов н/Д, 2007.- С.135..

Центральная проблема в формировании соответствующих условий -- процесс создания правового государства и соответствующего уровня легитимной власти, способной улавливать экономические интересы различных общественных слоев. В широком смысле вопрос о взаимодействии экономики и политики -- это вопрос о соотношении государственной власти, общественной организации и личности, которая относительно свободна в выборе собственности и всегда не свободна по отношению к государственной власти.

Поиски оптимального сочетания общероссийских и региональных интересов -- процесс сложный и противоречивый. Ослабление общероссийских экономических связей усиливает центробежные тенденции. Процессу формирования и упрочения общероссийской государственности противостоит процесс ее распада, регионализации. Они связаны между собой, существуют в реальности, выработка оптимального варианта их решения -- важнейшая задача политической власти.

Реальными инструментами процесса оптимизации этих противоречивых тенденций является законодательная разработка налоговой политики, механизма формирования федерального и регионального бюджетов, интерпретация понятия суверенитета, содержание которого меняется, модифицируется в зависимости от политических целей, политического лидерства.

Столь же не прост процесс выработки концепции оптимального соотношения интересов страны и интересов мирового сообщества.

На решение этих задач влияют две тенденции, реализация которых связана с внешнеполитическим курсом каждой страны и стран мирового сообщества. С одной стороны, оптимально выработанный курс дает возможность установления партнерских отношений с экономически развитыми странами, позволяющих использовать с большей выгодой преимущества мирового разделения труда. С другой стороны, союз с более экономически развитыми странами мирового сообщества таит опасность подчинения экономики страны зарубежному капиталу.

Эти две тенденции неразрывно связаны, так как рыночные отношения не позволяют отдать предпочтение бескорыстию и благотворительности. Эти тенденции влияют на политические декларации, ориентацию средств массовой информации, зависят от направленности внешнеполитического курса.

Часто итог того или иного типа экономического сотрудничества проявляется не сразу. Выводы и оценки внешнеполитического курса носят порой прогностический характер. Следует трезво оценивать устремления различных групп мировых экономических сил, стремящихся реализовать как одну, так и другую тенденцию.

Изложенное свидетельствует о том, что взаимодействие экономики и политики не прямолинейно и не одномерно. Оно таит в себе разные версии развития. Характер и направленность их зависит от взаимодействия экономических и политических сил, от умения расставить в политике верные акценты, учесть противоречия, которые всегда существуют во взаимодействии экономики и политики Политология для юристов: Курс лекций. / Под ред Н.И. Матузова и А.В.Малько. - М., 2007.- С.251..

Из изложенного вытекает, что правящая власть должна ясно представлять теоретические основы экономической политики, ее социальную направленность и механизм взаимодействия экономики с политикой.

Брахманизм

Брахманизм. Учение ведической цивилизации

Со временем, ритуально-практические наставления брахманов составили сборники своеобразных ритуальных "инструкций" и разъяснений. Они регламентировали широкую сферу поведения. Как и сами жрецы, тексты назывались брахманами. Брахманы...

Политическое влияние СМИ осуществляется через воздействие на разум и чувства человека. В демократических государствах преобладает рациональная модель массовых коммуникаций...

Влияние средств массовой информации и церкви на общество

Связь католической культуры с политикой не сводится к одной лишь политической практике католиков (как иерархии, вплоть до папского престола, так и мирян, в том числе избирателей-католиков), а также политической идеологии...

Методы исследования политических процессов

Слово «процесс» (от лат. prossesus- продолжение) означает: динамическое, развивающееся состояние какого-либо объекта; совокупность последовательных действий для достижения определенного результата. Таким образом...

Образ политического лидера в современности

На сегодняшний день все больше исследователей говорят о персонификации политического процесса. По определению Ланса Беннета, профессора Вашингтонского университета...

Общественное мнение и его место в политическом процессе

Термином "процесс" (от лат. рrocessus - продвижение) обычно характеризуют определенное движение, какой-либо ход, порядок движения, имеющий свое направление; последовательную смену состояний, стадий...

Политика и экономика

Политическая и экономическая сферы общества неразрывно связаны и представляют собой взаимодействие государства, гражданского общества и личности, то есть основополагающих определителей любого общественного устройства. Тезис о том...

Политический процесс

Термином «процесс» (от лат. processus - продвижение) - обычно характеризуют определенное движение, какой-либо ход, порядок движения, имеющий свое направление; последовательную смену состояний, стадий...

Политический процесс

Политический процесс

Основными субъектами политического процесса являются политические системы, политические институты (государство, гражданское общество, политические партии и т.д.), организованные и неорганизованные группы людей, а также индивиды...

Проблемы политического лидерства в России

Нa сегодняшний день, политические лидеры, выражaя интересы больших групп людей, могут оказывать значительное воздействие на ход событий. Учaствуя в политической деятельности, они вырaжaют и свои личностные черты...

Сравнительная политология

Политический процесс любого общества основывается на традициях, опыте, политической культуре, организационных, управленческих, финансовых, социальных и иных факторах, которые носят внешний и внутренний характер...

Сущность политического процесса и пути разрешения политических конфликтов

Общие и частные политические процессы Специфическая особенность политических процессов заключается в том, что их невозможно изучать как единую массу. В совокупности политических процессов выделяются две группы - общие и частные...

Характеристики политических процессов

политический процесс Под процессом вообще (от лат. Processo - продвижение) понимается ход какого - либо явления, последовательная смена его состояний, стадий развития...

В свою очередь, политика оказывает серьезное влияние на экономику. Принципиальная связь экономики и политики в том, что «политика является концентрированным выражением экономики» (В.И. Ленин Полн. Собр., соч. т. 37, с. 278), так как в политике находят обобщенное выражение интересы всех классов и слоев данного общества. Политика призвана регулировать интересы классов, а потому не может не играть активную роль по отношению к экономике.

Определяясь экономикой, политика в то же время обладает относительной самостоятельностью и оказывает существенное обратное воздействие на экономику. Это проявляется в следующих ключевых моментах:

1) По Энгельсу политика проявляет себя как сознательное использование экономических законов. Активность воздействия политики на экономику проявляется в том, что, во-первых, политика учитывает законы экономического развития, чем способствует развитию экономики страны. Во-вторых, политика противоречит законам экономического развития. В конечном счете такая политика терпит крах. И, в-третьих, политика учитывает действие законов экономического развития частично и поэтому в одних направлениях может ставить преграды экономическому развитию, в других – способствовать развитию экономики (Маркс К. Энгельс Ф. Соч., т. 37, c. 417).

2) Воздействие государства на экономическую систему диктуется необходимостью противодействовать ущербу развитию экономики страны в целом и социальной стабильности в обществе в частности. К этому приводит безудержная погоня за прибылью в условиях свободной рыночной экономики. Известна характеристика капитала К. Марксом, который говорил, что тот при 300% прибыли готов на любое преступление даже под страхом смерти (Маркс К. Энгельс Ф. Соч., т. 23 с. 770.)

3) Государственное вмешательство в экономику связано также с тем, что существует целый ряд важных для общества сфер и отраслей, которые не вызывают большого коммерческого интереса для капиталистов (социальная инфраструктура, дороги, транспорт, благоустройство, подготовка научных кадров, фундаментальная наука, освоение космоса и т.д.).

4) В условиях перелома, в чрезвычайных обстоятельствах (война, кризис) должен быть безусловный приоритет политического подхода к решению любых вопросов, в том числе экономических. Политический подход представляет собой совокупность решений и действий, направленных на завоевание, сохранение и воспроизводство политической власти тем или иным классом. Особенно велика роль политического подхода в условиях переходного периода от одного общественного строя к другому. Им неоднократно руководствовались российские политики, причем разной политико-идеологической направленности в недавнем прошлом. Так, В.И. Ленин и большевики пошли на проведение нэпа не только и не столько для перелома действовавших в начале 20-х годов экономических тенденций, чтобы накормить, обуть и одеть население России, сколько обеспечить социальную стабильность и союз между рабочим классом и крестьянством и тем самым сохранить и укрепить советскую власть. И в начале 90-х годов антикоммунистическое руководство России в жестких рамках «рекомендаций» Запада опиралось и до сих пор опирается на политический подход в проведении реформ. Так, важнейшей целью приватизации в постсоветской России стало не повышение эффективности экономики за счет создания института частной собственности на средства производства, а не допущение прихода коммунистов к власти в результате быстрого создания класса капиталистов, которые, получив собственность, просто так ее не отдадут и будут надежной опорой новой власти.

5) Политика выступает средством решения экономических проблем. Роль политики состоит в том, чтобы, опираясь на интересы масс, концентрировать требования экономической жизни и превращать их в содержание экономической политики, в принятие законов, стимулирующих развитие экономики. Создавая условия для реализации интересов социальных групп, политика повышает их активность в сфере экономики.

В рамках страны или региона пути решения экономических проблем и развития экономики определяется не автоматически, а проистекают из политики, которая есть та или иная реакция господствующих политических сил на социальные запросы классов и групп. Функция управления не является нейтральной. Пути решения экономических проблем разные классы и группы видят по разному, исходя из своих интересов. Выбор экономического курса – это всегда результат борьбы классов и представляющих их политических сил: партий, лобби, групп интересов, политических элит. При этом правящей политической элитой под влиянием ряда факторов (величина давления оппозиции на власть, уровень привлекательности и распространенности в обществе ее идей, что отражается на соотношение классовых сил, степень политической ответственности и способности власть имущих оценить новые тенденции общественного развития и в своей политике отразить их и встать над узкоклассовыми интересами) могут приниматься решения самые разные – от реакционных, компромиссных - до прогрессивных. В конечном счете, проблемы экономики могут быть решены и успешно решаются лишь тогда, когда получают соответствующий анализ и оценку с точки зрения социальных сил, выражающих потребности объективного хода истории, общественного прогресса. Они остаются нерешенными или их решение значительно усложняется, если их оценка и пути решения даются с позиций групп людей, преследующих узкие, олигархические интересы. Политика с позиции таких социальных групп, как правило, ведет к усилению стихийности в общественном развитии.

Меры в области экономики, предпринимаемые правительством России в последние 20 лет, пока не дали эффективных результатов. И не дадут, пока политика, проводимая российским правительством, будет служить главным образом интересам российской и мировой олигархии и бюрократии. Такая политика непременно будет подпитывать социальную и политическую нестабильность, различные конфликты.

Политика и мораль

Общество - это динамическая система взаимодействия людей. Это одно из определений. Ключевое слово в нем - система, то есть сложный механизм, который состоит из сфер общественной жизни. В науке выделяется четыре таких сферы:

  • Политическая.
  • Экономическая.
  • Социальная.
  • Духовная.

Все они не обособлены друг от друга, а, наоборот, взаимосвязаны. Примеры взаимодействия разберем подробнее в данной статье.

Политическая сфера

Сферы - это области, в которых удовлетворяются основные потребности общества.

Политическая включает органы государственной власти и управления, а также различные политические институты. Она напрямую связана с аппаратами принуждения и подавления, которые легитимно применяют силу с одобрения всего общества. удовлетворяет потребности в безопасности, охране, поддержании правопорядка.

К ней относятся:

  • Президент.
  • Правительство.
  • Органы государственной власти на местах.
  • Силовые структуры.
  • Политические партии и объединения.
  • Органы местного самоуправления.

Экономическая сфера

Экономическая сфера призвана удовлетворить материальные потребности общества. Если в политической жизни принимают участие только совершеннолетние граждане, то в этой - абсолютно все, в том числе старики и дети. Все люди - потребители с экономической точки зрения, а значит, прямые участники рыночных отношений.

Ключевые понятия в экономической сфере:

  • Производство.
  • Обмен.
  • Потребление.

В производстве участвуют фирмы, заводы, фабрики, шахты, банки и проч.

Взаимодействие политической и экономической сферы

Приведем примеры взаимодействия сфер общества между собой. Государственная дума РФ принимает законы, которые обязаны исполнять все граждане. Некоторые принимаемые нормативно-правовые акты могут влиять на изменение отраслей экономики. Например, лицензирование некоторых видов деятельности приводит к удорожанию определенной продукции вследствие дополнительных затрат, связанных с нововведением.

Конкретные примеры взаимодействия сфер общества можно проиллюстрировать в свете недавних событий. Против Российской Федерации ввели международные экономические санкции. В ответ власти нашей страны ввели контрсанкции. В результате некоторые европейские продовольственные товары и медикаменты не поступают на российский рынок. Это привело к следующим последствиям:

  • Удорожание продуктов.
  • Отсутствие на полках многих товаров, аналогов которых в России не изготовляют.
  • Развитие некоторых секторов экономики: животноводства, садоводства и т. д.

Но ошибочно полагать, что только власть влияет на бизнес, иногда бывает наоборот. Обратные примеры взаимодействия сфер общества, когда экономисты диктуют условия политикам, можно привести на практике лоббирования законов. Недавний пример - так называемый закон Ротенберга в России, по которому миллионерам, попавшим под санкции Запада, будут выплачены компенсации из государственного бюджета.

Социальная сфера

Социальная сфера удовлетворяет потребности общества в образовании, медицине, обслуживании, досуге и развлечениях. В нее входит повседневное общение граждан и больших групп людей.

Политическая и социальная сферы

Политика может повлиять на социальную жизнь страны. Можно привести следующие примеры взаимодействия сфер общества. Местные власти города запретили открывать любые увеселительные заведения: клубы, ночные бары и кафе в одном из криминальных районов на окраине города. В результате уровень преступности в нем упал, но жителям приходится добираться дольше до мест отдыха и развлечений.

Следующий пример: в кризис районный муниципалитет испытывает С целью уменьшить затраты он решает закрыть одну из школ. В результате происходит сокращение педагогических работников, детей перевозят в другой населенный пункт каждый день, а деньги экономятся на содержание объектов, так как по закону все затраты на их обслуживание ложатся на местные власти.

Социальная и экономическая сферы

Экономическое развитие страны сильно влияет на социальную жизнь. Вот лишь некоторые примеры взаимодействия сфер общества. Финансовый кризис сократил реальные доходы населения. Граждане стали меньше тратить на развлечения и досуг, ограничивая походы в платные парки, спортивные клубы, стадионы, кафе. Потеря клиентов привела к разорению многих компаний.

Взаимосвязь существует также между политикой, экономикой и социальным развитием страны. Приведем примеры взаимодействия сфер общества между собой. Нестабильность на Ближнем Востоке и ослабление курса рубля в два раза в совокупности с активным развитием привели к тому, что многие отменили традиционные поездки в Египет и Турцию и стали отдыхать в России.

Этот пример можно разобрать на составляющие:

  • Политическая - нестабильность на Ближнем Востоке, меры властей по увеличению внутреннего туризма.
  • Экономическая - девальвация рубля привела к значительному увеличению цен на путевки в Турцию и Египет при сохранении внутренних цен.
  • Социальная - туризм относится именно к этой сфере.

Духовная сфера

Многие ошибочно предполагают, что духовная сфера относится к религии. Это заблуждение приходит из курса истории, где под соответствующими темами разбирают церковные реформы определенных периодов. На самом деле религия хоть и относится к духовной сфере, но не является ее единственной составляющей.

Помимо нее, сюда относятся:

  • Наука.
  • Образование.
  • Культура.

Что касается образования, то наиболее внимательные читатели зададут справедливый вопрос о том, что ранее мы относили его к социальной области, когда разбирали примеры взаимодействия сфер общества между собой. Но к духовной относится образование как процесс, а не как взаимодействие людей. Например, посещение школы, общение со сверстниками, учителями - все это относится к социальной области. Получение знаний, социализация (воспитание), самореализация и самосовершенствование - это процесс духовной жизни, который призван удовлетворить потребности в познании, совершенствовании.

Духовная и политическая сферы

Иногда на политику оказывает влияние религия. Приведем примеры взаимодействия сфер между собой. Сегодня Иран - религиозное государство: вся внутренняя политика, законы принимаются исключительно в интересах мусульман шиитского толка.

Приведем исторический пример взаимодействия сфер общества. После Октябрьской революции 1917 года многие храмы были взорваны, а религия признавалась «опиумом для народа», то есть вредным наркотиком, от которого необходимо избавляться. Многие священники были убиты, храмы разрушены, на их месте образовывали склады, магазины, мельницы и т. д. Это отразилось и на социальной жизни: наблюдался духовный упадок населения, люди перестали чтить традиции, не регистрировали браки в церквях, вследствие чего союзы стали распадаться. Фактически это привело к разрушению института семьи и брака. Свидетелем свадьбы являлся не Бог, а человек, что, согласимся, разница огромная для верующего человека. Так продолжалось до Великой Отечественной войны, пока Сталин официально не восстановил деятельность Русской Православной Церкви на законных основаниях.

Духовная и экономическая сферы

Экономическое развитие влияет и на духовную жизнь страны. Какие примеры взаимодействия сфер общества между собой это доказывают? Психологи отмечают, что в период экономических кризисов наблюдается депрессивное состояние населения. Многие люди теряют работу, сбережения, их фирмы разоряются - все это приводит к психологическим проблемам. Но в России не развита практика частных психологов, как, например, в США. Поэтому возникают религиозные секты, которые втягивают «заблудшие души» в свои сети, из которых порой очень трудно вырваться.

Другой пример - Южная Корея. Отсутствие полезных ископаемых и других ресурсов повлияло на то, что эта страна начала развивать науку и туризм. Это дало свои результаты - сегодня эта страна лидер в области электроники и входит в десятку самых развитых стран мира. Здесь столкнулись сразу политика, экономика и социальное развитие.

Духовная и социальная сферы

Грань между духовной и социальной жизнью очень тонкая, но мы попробуем разъяснить ее через примеры взаимодействия сфер жизни общества. Посещение учениками школы, поступление в институты - все это взаимоотношения двух сфер, так как люди общаются (социальная) и совершают различные обряды (духовная).

Примеры взаимодействия сфер общества из истории

Немного вспомним историю. Она также содержит примеры взаимодействия различных сфер общества. Возьмет реформы Столыпина в начале 20-го века. В России отменили общину, создали Крестьянские банки, которые выдавали кредиты переселенцем, сделали льготный проезд за счет государства, создали небольшую инфраструктуру в Сибири. В результате тысячи крестьян с малоземельного Юга и Поволжья хлынули на Восток, где их ждали заветные гектары свободной земли. Все эти меры позволили:

  • ослабить крестьянское безземелье в центральных губерниях;
  • освоить пустующие земли Сибири;
  • накормить хлебом людей и пополнить государственный бюджет налогами в будущем.

Это служит ярким примером взаимодействия политики, экономики и социальной жизни страны.

Другая ситуация - раскулачивание крестьян, в результате которого многие трудолюбивые рациональные хозяева остались без средств к существованию, а их место заняли тунеядцы из комбедов. В результате многие погибли от голода, а сельское фермерское хозяйство было разрушено. Этот пример показывает влияние необдуманных политических решений на экономику и социальную жизнь.

Взаимодействие сфер общества: примеры из СМИ

«Первый канал» объявил о принятии российскими властями решения бомбить террористов запрещенного в России « Исламского государства » . Также Федеральный канал сообщил, что власти намерены возобновить переговоры по турецкому газовому трубопроводу в Европу.

Вся информация из источника, который относится к Она иллюстрирует примеры взаимодействия разных сфер общества. В первом случае политической и социальной, так как решение руководства нашей страны приведет к последствиям на Ближнем Востоке. История с показывает взаимосвязь политики и экономики. Соглашение между странами разовьет газовую отрасль и пополнит бюджеты обеих стран.

Вывод

Примеры взаимодействия между сферами общества доказывают, что мы живем в сложной системе. Изменение в одной подсистеме обязательно влияет на другие. Все сферы взаимосвязаны, но ни одна из четырех не является главной, доминантной, от которой зависят все остальные.

В качестве надстройки выступает право. Оно не входит ни в одну из четырех, но и не выделяется в пятую. Право - скрепляющий инструмент над ними.

Политика и экономика — взаимосвязанные, взаимозависимые и взаимообусловленные системы во внутригосударственных и международных отношениях.

Обе сферы настолько важны для нормального функционирования и развития стран, что кризис в одной ведет к негативным последствиям во второй. И наоборот, прогресс и подъем благотворно влияют на процессы, протекающие в другой системе.

Необходимо раскрыть суть самих понятий:

  • политика является понятием, включающим в себя не только деятельность органов государственной власти и госуправления. Есть другое определение. Так, политика — это управление распределением ресурсов. Одной из ее функций является регулирование и установление порядка условий материального производства в стране и совместного труда населения;
  • экономика — исторически определенная совокупность общественно-производственных отношений. По своей сути, экономика страны — это единый народнохозяйственный комплекс, охватывающий все звенья П.Р.О.П. (производства, распределения, обмена и потребления).

Как может политика воздействовать на экономику

Когда субъекты производственных процессов начинают конфликтовать, тогда вмешательство политики в данные экономические по своему характеру отношения становится необходимым.

Необходимо отметить, что политическая система отличается все-таки большей самостоятельностью в принятии решений по сравнению с экономической. Но есть один нюанс — политический курс во многом зависит именно от внутригосударственных экономических отношений. Хотя внешнее политическое давление (к примеру, международные санкции) приводит к изменениям в структуре и принципах ведения экономики в стране.

Опираться можно на различные доктрины, но экономическая энгельсская теория дает более понятное представление о том, насколько по-разному политическая система может оказывать воздействие на систему экономических отношений.

Три ключевых аспекта:

  • политика тормозит развитие экономики, тогда будет недовольство среди населения в связи с упадком уровня жизни;
  • политика может служить катализатором для отдельных экономических процессов, что может привести как к позитивным, так и к негативным последствиям;
  • политическая властная «верхушка» имеет возможность влиять (приостанавливать и перенаправлять) ресурсы в соответствии со своими интересами в той или иной сегмент экономики.

Инструментами экономической политики являются: государственный бюджет (бюджетно-финансовая политика) и Центробанк (кредитно-денежная политика).

Каким образом экономика влияет на политику

Влияние экономики на политическую систему очевидно, ведь она является ее материальной составляющей. Любая политическая идеология не может существовать отдельно без какой-либо финансовой основы, ей необходим надежный производственный базис.

Экономика любой страны и в любом отраслевом сегменте всегда максимально старается подстроиться, учесть и удовлетворить экономические потребности граждан. Политической же системе приходится учитывать данные тенденции и подкреплять их на законодательном и правотворческом уровне:

  • если для стабильной экономической ситуации в стране необходимо поддержать и помочь развиться малому и среднему бизнесу, то политика государства должна прямо этому способствовать. К примеру, снижать ставки по кредитам для ИП;
  • когда в стране наступает кризис ввиду упадка производства и нехватки финансовых ресурсов, то власть должна вести активную политику, направленную на привлечение иностранных инвесторов.

Современная экономическая система, благодаря процессу глобализации, приобретает все больше самостоятельности. Теперь государство не может категорично диктовать населению, что и в каких объемах производить. Но за политической системой остается важная функция регулирования некоторых экономических процессов (например, антимонопольная служба следит за уровнем цен).

Решающую роль в развитии общества играет взаимодействие экономики и политики. Экономика выступает определяющей детерминантой политической жизни. Эта зависимость получила всестороннее обоснование в марксизме. Марксизм исходил из того, что государство, политические отношения ("надстройка") определяются характером экономических отношений и уровнем развития производительных сил ("базис"). Эта идея была развита В.И. Лениным. Известно ленинское определение политики как "концентрированного выражения экономики". Позиция однолинейного экономического детерминизма, представленная в марксизме, не позволила отметить относительную автономность политики и объяснить ряд исторических примеров, которые не укладываются в эту схему, например, как на основе рабовладельческого способа производства возникла демократическая форма правления в древних Афинах. Общества, находящиеся на одной ступени развития производительных сил, обмена и потребления, могут иметь разные типы политической системы, отличаться социальной структурой. Например, современная рыночная экономика может сочетаться как с демократическими, так и с авторитарными режимами. Наконец, политика может быть детерминирована и другими факторами: культурными, географическими и природными, технологическими, особенностями социальной структуры общества и исторического развития.

Вместе с тем, влияние экономических отношений на политику существует, хотя оно и не всегда бывает заметным в повседневной жизни:

1. Экономический фактор определяет главные параметры социальной стратификации общества: классовую, профессиональную, имущественную, что прямым образом сказывается на политической жизни. Так, например, уровень политической стабильности напрямую зависит от соотношения богатых и бедных в структуре общества, от наличия в обществе значительного среднего класса.

2. Политические интересы людей прежде всего детерминированы их экономическими интересами. Определяющую роль играют отношения собственности и распределения. Это порождает различные политические требования, программы и лозунги. Одни хотят снизить налоги, другие - нет. Одни хотят сократить социальные расходы в бюджете, другие - нет. Экономическое интересы "заставляют" бизнес-элиту финансировать избирательные кампании, непосредственно воздействовать на политиков для принятия выгодных для бизнеса решений.

3. Экономическая нестабильность и кризисы порождают кризисы доверия к правительству, являются причинами смены власти, роста протестных форм активности населения и революций.

4. Внешняя политика государства строится с учетом интересов национальной экономики. Об этом свидетельствует практика давления западных правительств на правительства стран - экспортеров нефти с целью понижения цен на сырье, либо практика обеспечения в других регионах интересов собственных транснациональных корпораций.



Обратное влияние политики на экономику проявляется в следующем:

Стабильность политической ситуации влияет на стабильность экономической жизни, делает страну привлекательной для инвестиций, политическая нестабильность приводит к бегству капитала за рубеж, к "утечке мозгов";

Через научно-техническую политику государство влияет на рост производительности труда, воздействует на условия и содержание труда работников;

Влияние государства проявляется в реализации его экономической функции;

Разрабатывая новые концепции экономического развития, государство воплощает их в экономических реформах, тем самым изменяет экономическую среду.

Вопрос о том, насколько политический фактор (в качестве которого в первую очередь выступает государство) может присутствовать в экономике является спорным. Это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Командование экономикой с помощью директив оборачивается ростом теневой экономики, дефицитом, потерей экономической заинтересованности, что в конечном итоге заканчивается крахом социальной системы. С другой стороны, государство средствами политики должно поддерживать порядок и урегулированность экономических отношений, сдерживать негативные проявления рынка.

Основные понятия: политика, полис, потестарное общество, актор, электорат, политическая сфера, политизация.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Возможно ли существование общества без политики?

2. Чем политики отличается от других сфер общественной жизни?

3. С чем связано происхождение политики?

4. Прокомментируйте высказывание М. Вебера о политике как сплаве божественного и дьявольского начал.

5. Нередко политику определяют как специфическую форму деятельности, связанную с принятием решений на правительственном уровне. Можно ли согласиться с такой узкой трактовкой политики?

6. В чем сущность социологической трактовки политики?

7. В чем проявляется политизация общества?

8. Прокомментируйте высказывание В. И. Ленина о том, что политика - это "концентрированное выражение экономики".

9. Есть ли у политики границы?

10. Ф. Энгельс указывал, что воздействие государственной власти (политики) на экономическое развитие может быть троякого рода: 1) может действовать в том же направлении; 2) может действовать против экономического развития; 3) может ставить экономическому развитию преграды и толкать его в других направлениях. Спрогнозируйте, каким будет результат воздействия политики на экономику в каждом случае. Вспомните примеры из истории России, когда политический фактор активно воздействовал на экономику.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бородкин Ф.М. Социальная политика: власть и перестройка. В кн.: Постижение: Социология. Социальная политика. Экономическая реформа / Под ред. Ф.М. Бородкина. М.: Прогресс. 1989.

2. Ильин М.В., Мельвиль А.Ю., Федоров Ю.Е. Основные категории политической науки // Полис. 1996. № 4.

3. Ковалев А.М. Предмет, законы и категории политики как науки // Вестник Московского ун-та. Сер. 12: Политические науки. 1998. № 5.

4. Кривогуз И. О предмете политологии // Общественные науки и современность. 1993. № 3.

5. Мухаев Р.Т. Политология: учебник для вузов. М.: Изд-во ПРИОР. 2000.

6. Общая и прикладная политология / Под общей ред. Жукова В.И., Краснова Б.И. М.: МГСУ. 1997. С. 59-97.

7. Халипов В.Ф. Власть: Кратологический словарь. М.: Республика. 1997.


ЛЕКЦИЯ 4: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

Студент должен:

Знать:

Понятия «политическая власть», «политический режим», «политическая система», «правовое государство», «гражданское общество»;

Особенности взаимосвязи и взаимодействии институциональных элементов политической системы; сущность демократии как формы политического режима, её исторические типы и концепции, важнейшие принципы реализации (принцип большинства, конституционализма, плюрализма, разделение властей, гласности, свободы выбора);

Особенности президентской, парламентской и смешанной форм правления;

иметь представление:

О политической жизни общества и политических субъектах; реформе политической системы в России;

О механизмах и методах осуществления власти; принципах и теориях демократии;

О влиянии различных социальных групп на политическую ситуацию;

уметь:

Привести примеры различных типов политических режимов, политических движений современной России;

Реализовать своё право выбора при действиях различных политических технологий;

Подтверждать теоретические положения изученных тем конкретными примерами из реальной политической жизни;

1. Сущность власти: основные теоретические подходы.

2. Формы власти, специфика политической власти.

3. Структура и функции политической власти.

4. Легитимность власти.

Сущность власти: основные теоретические подходы Власть - центральная ось, вокруг которой вращается вся политика. Она вездесуща и пронизывает все структуры общества, выступая его цементирующим элементом, поддерживая внутреннюю организованность и иерархичность общественных отношений. В политологической теории не сложилось единого определения власти. Наиболее часто приводятся следующие определения:

o силовое, трактующее власть как господство и принуждение к повиновению;

o волевое, понимающее власть как способность проводить свою волю даже вопреки сопротивлению;

o власть как влияние. Суть влияния заключается в способности воздействовать на поведение других. Такое взаимодействие описывается формулой: "А имеет власть над Б, если Б ведет себя так, как того требовала А";

o телеологическое, в соответствии с которым власть - это достижение определенных целей;

o инструменталистское, трактующее власть как способность мобилизовывать ресурсы для достижения определенных целей;

o конфликтное, сводящее власть к позиции господства, связанную со способностью отдельных групп и индивидов контролировать механизм распределения дефицитных общественных ценностей;

o структуралистское, представляющее власть как особый род отношений между управляющим и управляемым.

Перечисленные определения не являются взаимоисключающими, а взаимно дополняют друг друга. Признавая факт, что на сегодняшний день в науке не сложилась общая теория власти, отечественные политологи систематизировали многочисленные теории власти. Было выделено несколько подходов в рассмотрении сущности власти. Реляционистские теории (от англ. relation - отношение) понимают власть как межличностное отношение, позволяющее одному индивиду изменять поведение другого. Этот подход представлен несколькими вариантами:

а) теория сопротивления (Д. Картрайт, Дж. Френч, Б. Рейвен рассматривает власть как отношение, в котором субъект подавляет сопротивление объекта. Соответственно разрабатывается классификация разнообразных степеней и форм сопротивления, а также оснований власти. Вводится понятие "сила власти", которая понимается как максимальная потенциальная способность агента повлиять на другого;

б) теория обмена (П. Блау, Д. Хиксон, К. Хайнигс) трактует власть как ситуацию обмена ресурсами. Ресурсы распределяются неравномерно: одни индивиды их лишены и нуждаются в них. В этом случае излишки ресурсов, которыми обладают другие, могут трансформироваться во власть. Излишки уступают тем, кто их лишен, в обмен на желаемое поведение. Авторы акцентируют внимание на асимметричном характере отношений власти;

в) теория раздела сфер влияния (Д. Ронг) ставит под сомнение вопрос относительно асимметричности отношения власти. Власть - это взаимодействие, где участники периодически меняются ролями. Например, профсоюз контролирует найм рабочей силы, наниматель же диктует время и место работы.

Системные теории власти рассматривают власть как безличностное свойство, как атрибут системы. В рамках этой концепции выделяются три похода:

а) власть как атрибут макросоциальной системы (Т. Парсонс, Д. Истон). Для Т. Парсонса власть - это обобщенный посредник в политической системе. Он сравнивал ее с деньгами, которые выступают обобщенным посредником экономического процесса. Власть понимается как реальная способность системы аккумулировать свои интересы, достигать поставленные цели;

б) мезоподход (М. Крозье) рассматривает власть на уровне подсистем (семья, организация). Указывается непосредственная связь власти с организационной структурой;

в) микроподход (М. Роджерс, Т. Кларк) трактует власть как взаимодействие индивидов, действующих в рамках специфической социальной среды. Власть определяется как способность индивида влиять на других и рассматривается через его роли и статусы в системе;

г) коммуникативный подход (Н. Луман, К. Дойч) понимает власть как средство социального общения, позволяющего регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества.

Бихевиоральные (поведенческие трактовки, от англ. behavior -поведение) концепции власти, так же как и реляционистские теории, рассматривают власть как отношение между людьми. Главное внимание уделяется мотивам поведения в борьбе за власть. Выделяется несколько вариантов трактовок:

а) силовая модель (Г. Лассуэлл) считает, что первопричиной власти является импульс - стремление к власти. Из столкновений и взаимодействий индивидуальных воль к власти строится вся политическая материя. Сама же власть проявляется в принятии решений и в контроле над ресурсами;

б) рыночная модель (Дж. Кетлин) исходит из аналогии между политикой и экономикой. В политике действуют законы рыночной торговли: учет спроса и предложения, стремление к выгоде, конкуренция;

в) игровая модель (Ф. Знанецкий) предполагает, что на политическом рынке субъекты различаются не только различными запасами власти, но и способностями, гибкостью стратегии, азартом. Борьба за власть может мотивироваться "игровым" характером, доставляющим удовлетворение участникам. Политика - это поле игры, театр, где успех зависит от ловкости, от актерства и способности субъекта к перевоплощению.

Итак, подведем итоги: власть трактуется либо как характеристика индивидума (персональная власть), либо как ресурс или товар. Наиболее популярно рассмотрение власти как взаимодействия (отношения), структурными компонентами которого будут субъект и объект (субъект - активная сторона, выступающая причиной изменения действий другого - объекта). Отсутствие единого определения подтверждает многоаспектность этого явления.

Существуют разные точки зрения и относительно природы власти (первоисточника власти):

o психологические трактовки выводят власть из психологии человека: воли к власти, комплекса неполноценности (в этом случае власть выступает средством компенсации ощущения собственной неполноценности);

o структурно-организационный подход выводит власть за рамки психологии и связывает ее с природой организации (своеобразный "эффект" организации), со статусами и ролями индивидов в организации;

o юридический подход выводит власть из норм и санкций, с этой точки зрения власть - это способность создавать нормы и требовать их исполнения;

o классовый подход (марксистский) обосновал классовую природу политической власти: власть выступает организацией экономически господствующего класса.

1) Власть связывают с господством, под которым понимают принуждающее насилие, приказание. Директивный момент (навязывание своей воли в форме приказа) присутствует во власти как обобщенный символ (возможность применить насилие, наказание) и как реальная власть по отношению к тем, кто нарушил законы. С другой стороны, категория господства уже категории власти, т.к. власть может выступать в форме влияния и авторитета и не прибегать к насилию.

2) Власть может осуществляться в форме влияния. Но влияние по содержанию шире власти. Говорить о власти можно в том случае, если это влияние не носит случайного характера, а наблюдается постоянно. Власть как влияние осуществляется либо в форме убеждения (воздействие на рациональный уровень сознания), либо в форме внушения, что предполагает использование особых приемов манипулирования (воздействие на подсознание).

3) Авторитет рассматривается как возможная форма и источник власти. Авторитет - это руководство, добровольно признаваемое подвластными за субъектом власти права на власть в силу его моральных качеств или деловой компетенции.