Перспективы развития крыма кратко. Экономика крыма

Перспективы развития крыма кратко. Экономика крыма

Хозяйственный профиль Крыма - совокупность отраслей экономики Крыма, определяющих его место в межрегиональном и международном разделении труда. По сути - отрасли специализации (в отличие от обслуживающих отраслей) с их производственными фондами, трудовыми ресурсами (как современными, так и некогда бывшими), организационной структурой.

Даже беглый анализ экономики Крыма в советское время с точки зрения занятости населения, использования территории, государственных инвестиций, позволяет сделать вывод, что Крым был: в первую очередь – крупной военной и военно-морской базой, обеспечивающей доминирование СССР в Черноморском регионе и его влияние в Средиземноморье и на Ближнем Востоке;

во вторую, промышленным и научным центром общесоюзного значения в военном приборостроении и судостроении;

и только, в-третьих, одним из центров пищевой промышленности СССР со специализацией на переработке рыбы, овощей, фруктов и винограда.

Виноградарство и виноделие

Вид на крымские виноградники с высоты нескольких километров

Виноделие даёт более половины продукции пищевой промышленности Крыма. Виноградарство как трудоемкая и сложная отрасль сельского хозяйства определяет облик Южного берега Крыма.

Машиностроение

Потенциальная структура крымского машиностроения весьма разнообразна. Сейчас на слуху (и на плаву) - судостроение (Керчь, частью другие города) и приборостроение (почти исключительно Севастополь).

Базирование вооруженных сил

Основная статья: Военное дело в Крыму

Черноморский флот Российской Федерации

Военно-морские силы Украины (сухопутные части также подчинены ВМСУ)

Зерновое хозяйство

Выращивание зерновых на экспорт - одна из древнейших отраслей специализации экономики Крыма, сохранившая свое значение до текущего момента. Позиции Крыма как эксклюзивного поставщика «твёрдой пшеницы» были серьёзно поколеблены Зелёной революцией (комплексной перестройкой мирового сельского хозяйства в 1940-1970-х годах), но всё ещё остаются сильными.

Рыболовство

На Севастополь и Автономную республику (в основном, Керчь) приходится 62% вылова рыбы и иных живых морских организмов на Украине. Лов рыбы в Севастополе происходит в основном на судах-заводах, приписанных к порту, но работающих в открытом океане большую часть года. Доставка на берег готовых рыбных консервов, произведеных прямо в море, производится специальными сухогрузами. В Керчи доля мелких рыболовных судов, которые сами привозят свой улов в порт, чуть больше севастопольской.

Деятельность морских портов

Рекреационное хозяйство

Пищевая промышленность

Пищевая и пищевкусовая промышленность в 2012 году дали около четверти всей промышленной продукции Крыма. Половина из этого объема пришлась на виноделие, остальное на консервную, табачную, хлебопекарскую, кондитерскую и многие другие отрасли. Отраслями специализации Крыма являются плодоовощеконсервная, рыбоконсервная, табачная... промышленность.

Сельское хозяйство

Кроме товарного виноградарства и зернового хозяйства, в Крыму существуют следующие отрасли специализированного сельского хозяйства: птицеводство, эфиро-масличная отрасль, выращивание раннеспелых овощей и фруктов...

Отрасли на гребне конъюнктуры

Отрасли, чьё процветание в Крыму связано с текущим моментом, и не имеет долгоиграющих предпосылок. Могут как потерять значение по мере устаревания существующих производственных мощностей, так и усилить свои позиции.

Большая химия Перекопа

см также статью Экономика Крымской области#Большая химия Перекопа

Черноморскнефтегаз

Основная статья: Черноморнефтегаз

Солнечная электроэнергетика

Файл:Perovo solar station.jpg

Солнечная электростанция Перово (105,56МВт)

Компания GreenTech Energy (бывшая Activ Solar)

Охотниково (электростанция)

Перово (электростанция)

Ветроэнергетика

к примеру:

Тарханкутская ветроэлектростанция

· Экономическая статистика · Примечания ·

Промышленность

Добыча полезных ископаемых

  • Балаклавское рудоуправление им. М.Горького
  • Черноморнефтегаз

Машиностроение и металлообработка

  • Симферопольский завод телевизоров -> Производственное объединение «Фотон»
  • Джанкойский машиностроительный завод
  • Завод «Сельхоздеталь» (Симферополь)
  • Феодосийский механический завод
  • Завод «Гидроприбор» (Феодосия)
  • Севастопольский приборостроительный завод
  • Завод «Сантехпром» (Симферополь)
  • Научно-производственное объединение «Пневматика»
Судостроение
  • Керченский судостроительный завод «Залив»
  • Феодосийская судостроительная компания "МОРЕ"
  • Севастопольский морской завод им. С.Орджоникидзе

Черная металлургия

  • Камыш-Бурунский железорудный комбинат
  • Керченский металлургический комбинат им. П. Л. Войкова

Химическая промышленность

Химическая промышленность Крыма имеет чётко выраженную ориентацию на источники сырья и потому располагается в городе Саки, соседствующем с крупными солёными озёрами Сасык и Сакским и на Перекопском перешейке, где расположена система горько-солёных озер. .

Основные предприятия химической отрасли:
  • Сакский химический завод (г. Саки)
  • Научно-производственное объединение «Йодобром» (г. Саки)
  • Крымский содовый завод (г. Красноперекопск)
  • Перекопский бромный завод (г. Красноперекопск)
  • Крымский Титан (г. Армянск)
  • химические производства в Симферополе

Промышленность строительных материалов

  • Альминский завод строительных материалов
  • Инкерманский комбинат стенных материалов
  • Керченский завод стройматериалов
  • Завод «Стройдеталь» (Феодосия)
  • Феодосийски кирпичный завод
  • Производственное объединение «Стройиндустрия» (Бахчисарай)

Пищевая промышленность

  • Керченский консервный завод
Рыбоперерабатывающая промышленность
  • Ялтинский рыбкомбинат

Табачная промышленность

  • Симферопольский табачно-ферментационный завод
  • Феодосийская табачная фабрика

Лёгкая промышленность

  • Симферопольская кожевенно-галантерейная фабрика
  • Красногвардейская перо-пуховая фабрика

Сельское хозяйство и рыболовство

Сельское хозяйство

  • Зерновое хозяйство
  • Садоводство
  • Виноградарство
  • Животноводство (мясо-молочное)
  • Птицеводство
  • Овощеводство
  • Табаководство

В 2013 году Крым собрал 472 тыс. тонн овощей и почти 412 тонн картофеля.

Лесное хозяйство

Рыболовство, рыбоводство

Виноделие и виноградарство

  • Бахчисарайский винзавод (Бахчисарай)
  • Завод шампанских вин «Новый Свет» (Новый Свет)
  • Завод марочных вин и коньяков «Коктебель» (Коктебель)
  • Винзавод «Золотое поле» (Золотое Поле)
  • ООО «Агрофирма «Золотая Балка» (Балаклава)
  • Инкерманский завод марочных вин (Инкерман)
  • Национальное производственно-аграрное объединение «Массандра» (Ялта)
  • Национальный институт винограда и вина «Магарач» (Ялта)
  • ГП «Севастопольский винодельческий завод» (Севастополь)
  • ПАО «Солнечная долина» (Солнечная Долина)

Инфраструктура

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Потребление газа примерно равно его добыче - 1,5-1,6 млрд кубометров в год. Подземное газохранилище помогает решить проблему дефицита в отопительный сезон.

  • Энергетика Крыма
  • Крымэнерго

Тепловые электростанции:

  • Симферопольская ГРЭС (ТЭЦ) 40 МВт
  • Севастопольская ГРЭС (ТЭЦ) 33 МВт
  • Камышбурунская ГРЭС (Керченская ТЭЦ)
  • ТЭЦ Сакского химического завода

Солнечные

  • Солнечная электростанция «Перово» 105 МВт
  • Солнечная электростанция «Охотниково» 80 МВт
  • Солнечная электростанция «Митяево» 31,55 МВт
  • Солнечная электростанция «Родниковое» 7,5 МВт

Ветровые

  • Ветроэлектростанция «Водэнергоремналадка»
  • Донузлавская ветроэлектростанция 10,9 МВт
  • Сакская ветроэлектростанция 19 МВт
  • Тарханкутская ветроэлектростанция 15,9 МВт
  • Восточно-Крымская ветроэлектростанция (законсервирована)
  • Пресноводненская ветроэлектростанция (строящаяся)

Строительство

Транспорт и связь

Подробнее: Транспорт Крыма , Связь в Крыму

  • Симферопольский телецентр

Рекреационное хозяйство

Сфера услуг

Социальная сфера

Оптовая и розничная торговля

Торговля составляла более 12 % валового регионального продукта республики Крым по состоянию на август 2007 года. Таким образом, она занимала третье место после промышленности и сельского хозяйства.

В последнее время население республики все больше отдает предпочтение цивилизованным формам торговли и покупает товары в стационарных специализированных магазинах.

Этому способствуют принципиальные преобразования в подходах к организации торгового процесса, изменение форм и методов торговли, динамичное развитие сети, которое отвечает европейским стандартам по своим площадям, широкому ассортименту, современным технологиям, качеству обслуживания. В АРК действует 26 супермаркетов, доля товарооборота которых составляет 17 % общего розничного товарооборота.

По среднемесячному обороту розничной торговли на душу населения Крым среди регионов Украины в первом полугодии 2007 г. занимал десятое место.

Розничный товарооборот на душу населения из года в год увеличивается. В 2006 г. он составил 7248 руб, что на 2046 руб больше, чем в предыдущем году.

Динамика розничного товарооборота носит выраженный сезонный характер, что связано с притоком летом отдыхающих, туристов. Наибольший его объем - с июня по сентябрь. В эти месяцы в курортных городах республики (Судаке, Алуште, Ялте, Феодосии) количество предприятий торговли, кафе, ресторанов увеличивается на 50 процентов.

На протяжении последних лет доля непродовольственных товаров остается преобладающей (67 %), что говорит о некотором росте благосостояния населения. Благодаря кредитованию в последнее время существенно выросли объемы продаж товаров длительного пользования.

За счет активного развития малого предпринимательства растет торговая сеть предпринимателей - физических лиц.

– В чём особенности стратегического планирования развития экономики Крыма?

– Особенности касаются прежде всего сложной геополитической ситуации, сложившейся в связи с санкциями стран НАТО, которые блокируют привлечение в Крым иностранных инвестиций. Поэтому расчёт должен делаться прежде всего на инвестиции из внутренних источников – как государственных, так и частных.

В остальном стратегическое планирование развития Крыма должно выстраиваться в соответствии с общепринятыми принципами: системный подход, долгосрочный горизонт, комплексный анализ, чёткая постановка целей развития, выбор приоритетов, разработка и осуществление целевых программ. В отношении Крыма исходить надо из его несомненных преимуществ, как уникального природно-рекреационного, культурно-образовательного, агропромышленного, оборонно-промышленного, транспортно-логистического и идейно-политического центра нашей страны. Исходя из этого следует определять приоритетные направления развития: здравоохранение и курорты, образование и культура, высокотехнологическое машиностроение, передовое сельское хозяйство, транспортная инфраструктура.

В отношении последнего направления не будем забывать особое положение Крыма в связи с инициированным Китаем глобальным проектом «Экономический пояс Великого шёлкового пути» – Крым был точкой выхода этого пути из Азии в Европу. С учётом принятого на высшем уровне решения вписывания этого проекта в контекст ведущейся работы по формированию Евразийского экономического союза положение Крыма как ключевого транспортного узла выглядит весьма перспективным.

Провозглашённое президентом Путиным положение о сакральном значении Крыма даёт ему особые конкурентные преимущества как начального пункта формирования русской православной цивилизации, а Севастополя – как одной из наших исторических столиц.

Чтобы реализовать эти приоритетные направления развития, и нужно стратегическое планирование – формирование увязанных по целям и ресурсам долгосрочных программ и институтов развития. Для этого учёными РАН предлагается создание специальной организации – Корпорации развития Крыма. На первом этапе её капитал должно сформировать государство, а затем посредством запуска целевых инвестиционных проектов она могла бы привлечь и частные капиталы российских инвесторов. В дальнейшем она могла бы выйти и на международный финансовый рынок с крупномасштабными проектами развития крымской экономики.

– За 23 года украинского безвременья ни копейки не было вложено в развитие таких отраслей, как курорты, что для Крыма является стратегически важным.

– Это означает необходимость крупных вложений в модернизацию на основе передовых медицинских технологий. Здравоохранение сегодня переживает технологическую революцию, становясь самой крупной отраслью нового технологического уклада. Эта революция связана с достижениями клеточной медицины и генной инженерии, которые позволяют по-новому подойти к профилактике и лечению болезней и существенно продлить продолжительность жизни. Тем самым создаётся новый быстро растущий сегмент рынка курортно-оздоровительного профиля, который при правильном подходе откроет для Крыма гигантские новые возможности экономического роста. Такие традиционные направления, как грязелечение, фито- и ароматерапия, выращивание и переработка лекарственных трав получат новый импульс развития и откроют дополнительные возможности для развития сети крымских санаториев, профилакториев, домов отдыха, туристическо-гостиничного бизнеса.

– Что, по вашему мнению, будет с предприятиями «большой химии» Северного Крыма – армянским “Титаном”, бромным заводом в Красноперекопске? Возможна ли их модернизация или загрузка заказами с материковой части страны?

– Думаю, что, конечно, возможна. Вместе с тем я уверен, что американско-бандеровская оккупация Украины долго не продлится. Гитлеровцы хозяйничали на Украине два с половиной года и не смогли сломить волю народа к свободе и развитию, которое для Украины возможно только в союзе с Россией, с которой Новороссия, Малороссия составляют одно историческое, экономическое и гуманитарное целое. После свержения нацистской хунты в Киеве восстановится органическое единство России и освобождённой от неофашистов Украины. Соответственно возобновятся и кооперационно-технологические связи. Нужно, конечно, эти заводы модернизировать и улучшить защиту природы, которая для крымской экономики является главным конкурентным преимуществом.

– Каковы перспективы потенциальных инвестиций, в каких отраслях?

– Когда мы разрабатывали подходы к стратегии развития Крыма, оценивали необходимость привлечения инвестиций только в Корпорацию развития Крыма в 10 миллиардов долларов в расчёте на то, что каждый вложенный государством рубль будет поддержан не меньшими инвестициями частного сектора. Основные направления работы этой корпорации – организация частно-государственного партнёрства в форме совместных инвестиционных проектов в курортно-рекреационном и сельскохозяйственном комплексах, торгово-логистической инфраструктуре. К этому надо добавить собственно государственные расходы по целевым программам развития энергетики, водоснабжения, транспортной сети Крыма, которые будут намного больше.

– Курортная отрасль Крыма: её перспективы в условиях санкций Запада и препон со стороны Украины? В каких масштабах возможно её интегрирование в курортную отрасль материковой части нашей страны?

– Она всегда была интегрирована. Даже в украинский период Крыма его курорты наполнялись, главным образом, приезжими из Российской Федерации. На полуостров ежедневно летом шли десятки поездов из Москвы, Питера, Урала и даже Сибири. Крым – лучшая и любимая здравница России. И этого вполне достаточно с точки зрения наполнения спроса для крымских здравниц. Сказываются, конечно, потери отдыхающих с украинской территории. Но, как я сказал, её оккупация американско-бандеровской хунтой долго не продлится. На отдыхающих с Запада я бы не рассчитывал. Даже в период мировой социалистической системы их было немного, в основном поляки.

Естественная и вполне достаточная зона притяжения – это Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения. Все они кроме Украины вошли в Евразийский экономический союз, в рамках которого завершается формирование единого экономического пространства, в том числе в сфере здравоохранения, транспорта и туризма. На них и нужно ориентировать развитие крымских курортов.

– Водоснабжение Крыма: возможно ли обеспечить переброску воду с материка на полуостров?

– Если говорить о днепровской воде – нужно снова запустить канал, для чего придётся провести его восстановление. Это не займёт много времени. Нацистская хунта на Украине сегодня догрызает себя экономически. Отрезая канал и обрезая электросети, она кусает себя за хвост. Ведь это бьёт прежде всего по экономике Украины. Поэтому я уверен, что эта проамериканская хунта нежизнеспособна. Она сегодня уничтожает промышленность и сельское хозяйство Украины, работающие на российский рынок. Будут ли ей благодарны жители Херсонщины, которых лишили возможности сбыта своей сельхозпродукции в Крыму? Или запорожские и николаевские энергетики, которых сделали подопытными кроликами с поставками американского ядерного топлива вопреки требованиям безопасности на АЭС? Увидите – скоро американской оккупации Украины придёт конец.

И когда на Украине восстановится национальный суверенитет, она не будет враждебна России, потому что только в союзе с нами народ Украины может рассчитывать на достойную жизнь и благополучие.
В том числе реализуя совместные инфраструктурные проекты, к числу которых относится построенный силами советского народа Северо-Крымский канал. Других каналов внешнего водоснабжения Крыма я не вижу, если не считать возможность завозить питьевую воду танкерами из Абхазии.

– Энергомост, который планируют соорудить с материка, насколько обеспечит энергонезависимость Крыма, чтобы исключить возможные последствия отключений подачи электроэнергии с Украины?

– Вновь повторю – надо исходить из того, что Украина будет обязательно освобождена от неонацистов и в ней восстановится нормальная власть. Традиционно энергосистема Крыма питалась от Запорожской и Южной АЭС. Зачем нам их терять? Конечно, пока приходится этот человеконенавистнический режим терпеть, нужно думать об автономной генерации электроэнергии.

Я бы предложил приоритетно развивать солнечную и ветровую энергетику – современные технологии позволяют создавать эти энергетические мощности дешевле традиционной тепловой энергетики. Это в любом случае перспективно и экологически чисто, что особенно важно для Крыма. Наверное, вместе с транспортным мостом будет сооружён и энергомост, связывающий Крым с энергосистемой Кубани.

– Огромной проблемой Крыма является хаотичная застройка его территории при отсутствии генеральных планов развития многих населённых пунктов. Как теперь будет решаться эта проблема?

– Это как раз вопрос стратегического планирования. Без него побережье будет зоной контрастов, сочетающих шикарные гостиницы с бараками. Нужно зонирование территории, комплексный долгосрочный план развития, оптимальное использование местных особенностей и ресурсов. Только так можно использовать конкурентные преимущества Крыма. В противном случае значительная их часть будет утеряна. Я убеждён, что трёхкилометровая прибрежная зона должна развиваться по единому плану с целью максимальной отдачи для социально-экономического развития Крыма. Это как раз и должна быть центральная задача для Корпорации развития Крыма.

– Паромное сообщение материковой части страны набирает обороты. Количество паромов растёт. Но главный вопрос заключается в строительстве моста через Керченский пролив, который и призван обеспечить транспортную безопасность Крыма. Каковы реальные перспективы? Чего ждать крымчанам?

– Я уверен, что решения президента России будут выполнены и мост скоро будет построен.

– Понятно, что прогнозы – дело неблагодарное, но тем не менее, как по вашему мнению, когда Крым сможет стать финансово самодостаточным субъектом РФ?

– Когда мы преодолеем сезонность крымской экономики. Крымская экономика страдает от сезонной цикличности: летом мощности перегружены, а зимой простаивают. А их ведь надо содержать 12 месяцев в году, в то время как курортный сезон длится всего четыре месяца. Это огромные дополнительные затраты, которые гораздо меньше в Турции или Египте, которые конкурируют с Крымом за привлечение наших отдыхающих.

Чтобы Крым заработал круглогодично, нужны гигантские инвестиции – не только в здания и сооружения, энергосистему, но и в подготовку и обучение персонала. А для этого нужна хорошо обоснованная стратегия развития Крыма.

Десятилетие назад мы её начали разрабатывать, создав совместную крымско-московско-киевскую группу учёных, подготовили исходные положения и проекты нормативных документов о создании Корпорации развития Крыма, которая планировалась как совместная. После гибели Украины как самостоятельного государства и её оккупации американо-бандеровцами и воссоединения Крыма с Россией – всё в наших руках.

ЭКОНОМИКА

Федеральная программа развития Крыма и Севастополя до 2020 года предполагает, что в развитие региона будет вложено свыше 700 миллиардов рублей. Основные направления государственных инвестиций – развитие энергетического комплекса, инженерной инфраструктуры и обеспечение водой, транспортного и промышленного комплексов, социальной сферы, развитие туризма и другие. Президент Владимир Путин четко обозначил задачи, которые будет решать программа. С вхождением в состав России в Крыму активизировались инвесторы. Только по итогам 2015 года началась реализация таких крупных проектов, как реконструкция и техническое перевооружение судостроительного завода "Залив", развитие виноградарства в Коктебеле, организация производства стройматериалов в Симферополе, строительство культурно-развлекательного комплекса с тематическим парком на территории Евпатории и других. Всего властям полуострова поступило более 300 заявлений на участие в крымских проектах. Общий объем капитальных вложений по заключенным договорам составляет порядка 70 миллиардов рублей. Планируется создание более 21,5 тысячи рабочих мест.

В Едином госреестре зарегистрированы более 30 тысяч юридических лиц и 65 тысяч индивидуальных предпринимателей, при этом, число субъектов предпринимательской деятельности увеличивается в среднем ежемесячно на 3–3,5 тысячи. С вхождением в состав России в Крыму наблюдается устойчивый рост промышленного производства. По итогам 2015 года его объем возрос на 11% (наилучшую динамику продемонстрировала пищевая промышленность – 33%). Уже идет работа по возведению трех индустриальных парков, чье создание даст новые высокопроизводительные рабочие места, высококачественную продукцию, эффективные сети сбыта.

ЭНЕРГЕТИКА

Энергобезопасность Крыма всегда была его ахилессовой пятой. Поэтому одной из первостепенных задач российских властей было обеспечение энергетической независимости полуострова. В 2015 году работы в этом направлении были форсированы после того, как украинская сторона прекратила подачу электричества из-за подрыва радикалами опор линий электропередачи. В результате первая очередь энергомоста, соединяющая единую энергосистему России с крымской, была запущена раньше срока. В мае, с вводом в строй второй очереди, полуостров должен стать полностью независимым от поставок извне, а полуостров наконец-то получит надежное и бесперебойное электроснабжение, которого ждал почти 25 лет.

ТРАНСПОРТ

Аэропорты, дороги и вокзалы являются визитной карточкой любого региона или города, по которым у приезжающих складывается первое – и зачастую верное – впечатление. У тех, кто бывал в Крыму ранее (а у местных жителей и подавно), нынешнее состояние и темпы развития транспортной инфраструктуры вызывает восторг. За год на дороги полуострова было потрачено около пяти миллиардов рублей. В результате были отремонтированы 166 километров трасс. Особняком в вопросе развития транспортной инфраструктуры полуострова стоит его соединение с материковой частью России. По строительству Керченского путепровода ведутся подготовительные работы, обустроены строительные городки, возведены два временных мостовых перехода до острова Тузла. На остров завозятся строительные материалы, конструкции, техника.

Для обеспечения связи с материком существенно увеличена пропускная способность Керченской паромной переправы была существенно (в 1,5 – 2 раза): до 50 тысяч пассажиров, 10 тысяч легковых и 1 тысячи грузовых автомобилей в сутки. На сегодняшний день паромное сообщение осуществляют 11 автомобильно-пассажирских паромов и три железнодорожных парома. В 2015 года было перевезено более 4,5 миллиона пассажиров (в четыре раза больше, чем за 2014 год).

Аэропорт "Симферополь" за два года стал современной воздушной гаванью международного уровня. Он отправляет и принимает самолеты из 54 городов, пропускная способность составляет 104 рейса или 22 тысячи человек в сутки. За год аэропорт обслужил около пяти миллионов пассажиров, приняв и отправив более 35 тысяч судов.

ТУРИЗМ

Туристический сезон 2015 года раскрыл потенциал Крыма в этом направлении во всей красе, его смело можно назвать успешным. За год в здравницах и в частном секторе полуострова отдохнули около 4,5 миллиона человек, превысив аналогичный показатель 2014 года на треть. Если в тогда функционировало 540 санаторно-курортных и гостиничных учреждений, то в 2015 году работали уже почти 800 гостиниц и пансионатов. В течение высокого курортного сезона более половины работающих здравниц были загружены на 85-100%.

Отдыхающим впервые в истории полуострова были предложены пакетные туры, к которым россияне привыкли при поездках за рубеж. По путевкам, включающим авиаперелет, трансфер к месту отдыха, размещение, питание, за год приехали более 230 тысяч туристов. В ближайшие три года в развитие курортов и туризма Крыма планируется направить почти 9,5 миллиарда рублей. С помощью этих денег и привлекаемых инвестиций полуостров должен стать современным международным туристическим центром. Один из главных критериев – соответствие трем требованиям: круглогодичность, востребованность и конкурентоспособность.

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

После двух десятилетий запустения активно ведутся работы по восстановлению системы ЖКХ. Здесь одной из главных задач является ликвидация аварийного жилищного фонда и расселение людей в благоустроенные помещения. За два года из бюджета на эти цели было выделено свыше 600 миллионов рублей. Активизировалась и работа по капитальному ремонту, на который в 2015-2016 годах выделено 650 миллионов. Кроме того, Крым вошел в число регионов, на территории которых реализуется программа по обеспечению жильем молодых семей Наконец-то коммунальщики занялись реконструкцией еще советских водопроводных сетей, модернизацией и строительством котельных. На мероприятия по обеспечению бесперебойного хозяйственно-бытового и питьевого водоснабжения полуострова, в который вошли 56 объектов на общую сумму 1,8 миллиарда рублей.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

В течение двух лет после воссоединения Крыма с Россией особое внимание уделяется вопросам поддержки социально незащищенных слоев населения. Из бюджета на эти цели ежегодно выделяет свыше 10 миллиардов рублей (в 2015 году 13,3 миллиарда). В настоящее время социальную поддержку получают более 167 тысяч крымских семей с детьми, почти 375 тысяч льготников. Отдельное внимание – мерам социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны, для которых предусмотрена материальная помощь на ремонт жилых помещений, покупку автомобиля и другие денежные выплаты. Благодаря интенсификации работы по содействию занятости населения, за последний год удалось сократить уровень безработицы более чем в два раза. Таким образом, впервые за много лет на рынке труда спрос превышает предложение. Для тех, кто остался без работы, предусмотрены программы стимулирования предпринимательской деятельности. Ими уже воспользовались несколько сотен крымчан, открыв собственное дело.

На полуострове продолжает реализация программа сохранения и укрепления здоровья населения, повышение доступности и качества медицинской помощи. Продолжают модернизироваться больницы и поликлиники (за 2015 год были отремонтированы 16 лечебных учреждений), обновляется медицинское оборудование (общая сумма составила 1,8 миллиарда рублей). К 2020 году завершится строительство двух медицинских центров в Симферополе и Ялте и сети фельдшерско–акушерских пунктов и врачебных амбулаторий. Тем временем, в 15 селах республики установлены фельдшерско-акушерские пункты. С 2015 года Крым участвует в реализации программ льготного лекарственного обеспечения, начала работать программа "Земский доктор" по поддержке молодых медицинских специалистов и их привлечению в медицинские учреждения сельской местности.

ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ

В 2016 году крымские власти намерены уделять особое внимание таким направлениям, как повышение безопасности: энергетической и продовольственной. В числе приоритетов также инфраструктурное развитие в строительной и транспортной сферах, энергетике. Малый и средний бизнес также будут находиться в числе приоритетных направлений развития. Им обещают финансовую поддержку, в том числе, в виде предоставления грантов, субсидий, единовременной помощи и компенсации процентных ставок по кредитам. Не останутся без внимания и потенциальные инвесторы, которым будет оказываться максимальное содействие в реализации проектов на территории Крыма. Общую стратегию развития полуострова как-то обозначил в своем выступлении глава республики Сергей Аксенов: "У нас нет 40 лет, как у Моисея, чтобы водить людей по пустыне. Надо сделать все гораздо быстрее! "

Весной 2015 г. в Крыму прошел опрос жителей о социально-экономическом развитии. Абсолютное большинство респондентов из всех 25 муниципальных образований признали, что ситуация стала лучше – такой ответ дали 42,6% опрошенных, еще 12,2% сказали, что ситуация стала значительно лучше.

И спустя три года после исторического события сравнение экономических показателей развития Крыма украинского и российского периодов подтверждает, что благосостояние жителей увеличилось вместе с расходами на забытые экс-хозяевами региона направления. Экономические итоги трехлетнего пребывания в составе – в этом материале.

Когда Крым вошел в состав России, объем ВРП оценивался в 181 млрд руб., в пересчете на душу населения это 92,4 тыс. руб. Что в 4,1 раза ниже, чем в среднем по российским субъектам, на начало 2014 г. в России этот показатель составлял 376,4 тыс. руб., Крым оказался на предпоследнем месте, обогнав лишь Чечню (88,5 тыс. руб. на человека). Похожая ситуация сложилась и в Севастополе.

Низкий уровень ВРП Крыма обусловлен тремя факторами, объясняли в министерстве экономического развития республики: низким уровнем цен на продукцию, произведенную в Крыму и на , скромными зарплатами и, соответственно, невысоким потреблением в стране; высокой долей теневой экономики, связанной, в первую очередь, с туризмом; и деградацией экономики Крыма в постсоветский период, что отразилось на заметном спаде сельскохозяйственного производства, устаревании туристической инфраструктуры, слабом развитии промышленности.

В 2015 г. ВРП Крыма вырос на 8,5% и составил 248 млрд руб., в пересчете на душу населения — это 131 тыс. руб., ВРП двух новых субъектов составил 256 млрд руб. Концепция развития республики, напомним, предусматривает рост ВРП в пять раз за семь лет. Данных за 2016 г. Росстат еще не опубликовал, но, судя по поступательному увеличению индекса промпроизводства (ИПР) и уровня зарплат, валовой продукт вновь повысится.

ИПР Крыма в 2016 г. увеличился на 4,6% в сравнении с предыдущим годом, тоже довольно успешным – рост тогда составил 12%. В разрезе видов деятельности росли добыча полезных ископаемых (в денежном выражении она принесла региону 10,4 млрд руб., доход увеличился на 41%) и производство и распределение газа, электроэнергии и воды — на 29,4% и 55,8% соответственно (30 млрд руб.).

Однако в обрабатывающих производствах в 2016 г. наметился существенный спад в объемах – на 12,1% к предыдущему году, с одновременным ростом стоимости продукции – до 60,1 млрд руб. В Севастополе, напротив, лучшие результаты показала обработка – плюс 21%, при этом промпроизводство в целом увеличилось на 21,8%.

Добывающая промышленность чувствовала себя хорошо даже в «украинских» 2012-2013 гг., когда наметилась тенденция к замедлению темпов роста промпроизводства, в результате которого в 2013 г. ИПР, по данным Укрстата, составил только 0,8%.

В российском Крыму сырьевая часть ИПР увеличилась благодаря добыче ископаемых для строительной отрасли – объемы выросли сразу на 48%. Так, добыча известняка увеличилась в 1,7 раза и составила 1,2 млн т, гранита, песчаника и прочего камня – на 79,4% (1,2 млн т), гранул каменных, крошки и порошка – на 45,8% (2,2 млн т).

Это объясняется строительным бумом: в 2016 г. сдано 284,9 кв. м жилья в Крыму (плюс 12,8%) и еще 218,5 кв. м — в Севастополе (рост на 8,1%). За счет средств федерального бюджета и бюджета республики построено 13,1 тыс. «квадратов», населением за счет собственных и заемных средств построено 139,8 тыс. кв. м. В целом объем работ по разделу «строительство» за год составил 7,4 млрд руб. – рост на 77% в сопоставимых ценах к 2015 г.

Крым в 2013 г. занимал девятое место среди регионов Украины по объемам строительства и третье – по вводу жилья (661 тыс. кв. м). Выйти на прежние уровни пока мешает заморозка ряда объектов, отсутствие градостроительной документации, сложности с доставкой материалов на полуостров. А применительно к жилищному строительству – еще и отсутствие доступных программ кредитования, за удешевление стоимости ипотечных кредитов раньше отвечали три украинских госбанка: «Ощадный банк Украины», «Укргазбанк» и «Укрэксимбанк».

Первое место по объему выпуска продукции, порядка 60%, в Крыму занимают обрабатывающие производства, основа которых — пищевая, химическая промышленности, машиностроение. По итогам 2013 г. реализовано промпродукции на сумму 89,8 млрд руб., в 2014 г. – только на 68 млрд руб. Устаревшая материально-техническая база предприятий, их экспортоориентированность наряду с низким уровнем товарной диверсификации создали объективные сложности в работе под санкциями.

В 2016 г. рост стало набирать машиностроение – плюс 6,5% от уровня прошлого года, вклад внесли судостроительные предприятия. На «Заливе» идет строительство многофункционального аварийно-спасательного судна и судоремонтные работы.



Завод «Море» заложил малый ракетный корабль проекта 22800 «Шторм», кроме того, строится водолазный катер проекта А-160. В минэкономразвития Крыма отмечают, что на показатели повлияли итоги работы «Краснодарской стрелочной компании» в Керчи, которая выпускает железнодорожную продукцию – промрост составил 188,7%.

Добавим, что год был удачным в целом для керченских предприятий: по данным управления экономического развития, они заработали свыше 6 млрд руб., выручка на треть больше показателей 2015 г.

Сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров отмечает, что подъем в судостроительной отрасли Крыма — самый существенный.

«Последние 20 лет эти заводы занимались, по сути, только ремонтом. Сегодня же идет полноценное кораблестроение, появляются новые заказы, причем не только государственные. Уже сейчас идут переговоры по строительству 16 яхтенных марин на полуострове», — сообщил он.

Увеличение заказа для машиностроительных предприятий Крыма — «Производственного комплекса» (гидравлические и пневматические силовые двигатели), «Завода холодильного оборудования», «Фирмы СЭЛМА» (производство сварочного оборудования), завода «Симферопольсельмаш» (комплектующие изделия для сельхозтехники) — отразилось на индексе производства машин и оборудования – рост на 28,1%.

Предприятия оборонно-промышленного комплекса Крыма на начало 2017 г. выполняли контракты на сумму более 21 млрд руб. Трудности с поиском заказчиков у производителей электрооборудования и оптики (достаточной загрузки нет на «Федосийском оптическом заводе», симферопольский «Фиолент», изготавливающий корабельную автоматику, полностью загружен, но нуждается в модернизации) и у металлургов, объем продукции которых снизился на 20,7%.

На исполнение трехлетней госпрограммы развития промышленного комплекса Крыма в 2015 г. затрачено 199,7 млн руб., следует из данных минпрома республики, общий объем финансирования до 2017 г. – 1,1 млрд руб. из бюджета и средств инвесторов.

На модернизацию и технологическое перевооружение предприятий в 2015 г. выделено 240,7 млн руб., среди получателей: «Залив» (70 млн руб. в 2015 г. и еще 38 млн руб. в 2016 г. – на реконструкцию цехов), «Феодосийский оптический завод» (10,9 млн руб. при общем плане в 127,2 млн руб.), «Крымский содовый завод» (10,3 млн руб.). По госпрограмме финансируются новые производства: выпуск холодильных ларей на «Заводе холодильного оборудования» и строительство нового цеха на армянском филиале завода «Титановые инвестиции».

По данным Росстата, на сентябрь прошлого года почти 67% крымских компаний (без учета малого и среднего бизнеса) были прибыльными, за отчетный период они заработали 14,9 млрд руб. Убыток, сгенерированный оставшимися компаниями – 4,8 млрд руб. В Севастополе с прибылью работали 65,4% компаний, их финансовый итог за девять месяцев прошлого года — 3,3 млрд руб., на 601 млн руб. в минус ушли убыточные предприятия.

В украинском Крыму по итогам 2013 г. компании получили совокупный чистый убыток в 5,1 млрд гривен (19,9 млрд руб.). С прибылью работала меньшая доля компаний — 63%, их финансовый итог – 2,8 млрд гривен. Убыточные организации ушли в минус более, чем на 8 млрд гривен. Убыток севастопольских предприятий на конец 2013 г. был равен 333 млн гривен (1,3 млрд руб.), с прибылью работало 57% предприятий.

Развиваются организации в основном за счет бюджетных средств (по данным на сентябрь 2016 г., на них приходилось 78,2% инвестиций) и собственных инвестиций. Капвложения в 2016 г. составили 53 млрд руб. (рост на 28,2% год к году), что сопоставимо с «украинским» периодом: в 2013 г. инвестиции составляли 56,2 млрд руб., причем, их объем за год сократился на треть.

Еще одним источником финансирования могли бы быть банковские займы, однако украинские банки в 2014 г. покинули полуостров, а российские финансовые организации не стремятся занять их место. По данным Центробанка РФ, на 1 августа 2014 г. в регионе насчитывалось 12 кредитных организаций, а на начало февраля 2017 г. — лишь три и шесть филиалов банков из других областей, рассказывает ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман. Крупные госбанки не идут в Крым из-за санкций, отмечает он.

«Исключение — банк «Россия», который и без того был под санкциями, и ему уже «нечего было терять». Но прочие, менее крупные банки, не уживаются в Крыму и из-за своих «материковых» проблем и из-за слабости инфраструктуры и клиентуры на полуострове. Санкции останавливают и приход компаний других отраслей, которые могли бы стать клиентами и питательной средой для банковского бизнеса.

Поэтому реальное вхождение российских банков в Крым возможно после ослабления западных санкций. Кроме того, банки останавливает и недостаточная транспортная доступность для товаров, продукции, оборудования, что препятствует развитию экономики и банковского сектора, в частности. Положение в данном аспекте может постепенно исправиться после постройки Керченского моста с вводом его в действие в 2018 г. для автотранспорта и в 2019 г. — для поездов», — рассказал эксперт.

По его словам, из-за неразвитости финансового сектора Крым не получает должного стимула экономического развития и сильно зависит от бюджетных потоков из Москвы. Так, в бюджете Крыма на 2017 г. запланировано увеличение трансфертов из центра на 23%, они составят 74,4% всех поступлений в казну региона.

Бюджет Крыма к 2017 г. вырос более, чем в шесть раз, до 135 млрд руб. В 2013 г. доходы бюджета республики составили 4,7 млрд гривен (порядка 19,1 млрд руб.), расходы были незначительно меньше, бюджет был исполнен с профицитом. В 2014 г. бюджет региона стал равен 21,5 млрд руб., в 2016 г. – уже 116,7 млрд руб. Расходы казны при этом исполнены на 131,3 млн руб., разрыв между статьями — 14,5 млрд руб. со знаком минус. Между тем, ставилась задача уже в 2017 г. выйти на бездефицитный бюджет.

Дефицит казны в 3,5 млрд руб. при доходах 21,8 млн руб. и в Севастополе. Большая часть средств – порядка 50 млрд руб. – идет на развитие инфраструктуры, отмечает директор Института актуальной экономики Никита Исаев, на втором месте по расходам – образование (32 млрд руб.). Это «больные места» региона, на которые не обращала внимание Украина, считает он.

«Развитие Крыма во времена Украины фактически было пущено на самотек. Как таковой четкой стратегии тогда не было: все сводилось к модернизации отраслей за счет собственных средств и перераспределению доходов от нефтегаза. С таким подходом могут достаточно комфортно жить успешные зажиточные регионы, но Крым к таковым не относится. Поэтому низкий уровень практически всех социально-экономических показателей стал вполне закономерным итогом такого подхода», — рассказал он.

Сейчас главный упор в развитии Крыма делается на консервативную модернизацию инфраструктуры, которая даст плоды, в лучшем случае, в среднесрочной перспективе. Никаких срочных мер по оказанию помощи крымским предприятиям не было, даже создание СЭЗ к такой мере отнести нельзя.

Эксперт отмечает, что хорошие результаты дала поддержка сельского хозяйства в объеме 3 млрд руб.: урожайность зерновых выросла почти в два раза с 12-15 до 24,5 ц/га в прошлом году, также и объем производства сельскохозяйственной продукции вырос до 67,9 млрд руб. Однако при росте расходов бюджета в шесть раз увеличение сектора АПК должно быть более существенным, уверен эксперт. «Отчасти это можно объяснить перекосом в сторону мегапроектов, не оставляющих средств на более «бытовое» развитие», — отмечает Исаев.

Власти Крыма и Севастополя также увеличили субсидирование производителей вина и виноградарей — отрасль в постсоветский период была в упадке. В Крыму площадь виноградников достигала в 1990 г. 53,7 тыс. га (еще раньше — до 155 тыс. га), в Севастополе — более 6 га. В 2014 г. плодоносящие виноградники Крыма занимали 14 тыс. га., Севастополя — 4 га. Сейчас в Крыму порядка 14 тыс. га плодоносящих виноградников, в Севастополе около 4 тыс. га. В прошлом году в Севастополе и Крыму заложили по 500 га новых виноградников.

«Сейчас в эту отрасль активно привлекаются инвестиции, закладываются новые виноградники, только в 2016 г. аграрии Севастополя высадили почти 500 га виноградников, возрождаются новые бренды – «Золотая балка», например. А завод «Массандра» выходит на зарубежные рынки и получает предложения о создании совместного производства вина с итальянскими предприятиями. Уже к 2025 г. производство крымских вин увеличится почти на четверть», — отмечает Андрей Назаров.

Пожалуй, самая значительная ложка дегтя – изменение внешнеторгового оборота Крыма. По данным Укрстата, в 2013 г. экспорт Крыма составлял $904,8 млн (в ценах 2013 г.), импорт — $1,1 млрд. Экспорт Севастополя составлял $96,2 млн при импорте $106,9 млн руб. Внешнеторговый оборот республики за 2016 г. составил лишь $114,16 млн. 60,7% товарооборота (или $69,3 млн) приходится на страны дальнего зарубежья, 39,3% ($44,9 млн) на страны СНГ.

Основные объемы торговли в 2016 г. были с Китаем (20,1% внешнеторгового оборота республики), Турцией (7,5%), Италией (7,9%), Швейцарией (5,3%), Индией (4,0%), Испанией (4,1%). Из стран СНГ лидирующие позиции за Белоруссией (14,5%), Украиной (14,4%), Арменией (5,3%), Казахстаном (3,%).

Объем экспорта товаров в 2016 г. составил $47,65 млн, что на 35,3% меньше, чем в 2015 г.

«Основная доля в составе экспорта приходится на машины, оборудование и транспортные средства – 27,9%; продукцию химической промышленности – 24,8%, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) – 21,6%», – сообщает министерство экономического развития республики.

Импорт в 2016 г. сократился до $66,51 млн, тем не менее сложилось отрицательное сальдо в сумме $18,86 млн.

Большинство респондентов упомянутого ранее социологического опроса назвали главной проблемой совсем не внешнюю торговлю, а низкий уровень доходов граждан (33,1% опрошенных) наряду с высокими ценами на товары (29,9%).

Среднемесячная зарплата крымчанина на конец 2013 г. составляла 3148 украинских гривны, по курсу 2013 г. это порядка 12,3 тыс. руб., в Севастополе – порядка 15,2 тыс. руб. Тогда реальные зарплаты, по данным Укрстата, в Крыму за год увеличились на 10%, в Севастополе – на 8%. В 2016 г. среднемесячная начисленная зарплата в Крыму составила уже 25,2 тыс. руб. и 26,8 тыс. руб. в Севастополе. При этом в то время, как по официальной статистике реальные доходы россиян в 2016 г. снизились на 5,6%, у жителей Крыма они выросли на 8,6%, Севастополя – на 4,1%.

Ликвидировать долги по зарплате перед населением пока не удалось. В декабре 2013 г. долг предприятий перед работниками в Крыму составлял 59,4 млн гривен (230,6 млн руб. по курсу 2013 г.), задолженность в Севастополе составляла 6,4 млн гривен (более 25 млн руб.)

Задолженность по зарплате в Крыму на январь 2017 г. составила 75,7 млн руб., что на 33,8% (38,7 млн руб.) меньше, чем в начале 2016 г., в Севастополе – 27,5 млн руб., при чем здесь за год произошел рост задолженности в 2,6 раза. Численность безработных в обеих территориях снизилась, на конец года в Крыму и Севастополе было 61,7 и 12 тыс. безработных соответственно (6,8% и 6,2% от населения).

За последние три года сделано больше, чем за 25 лет в Украине, заявил глава Крыма Сергей Аксенов на международном «круглом столе» «Крымская весна три года спустя: достижения и перспективы». По словам главы республики, крымчане «забыли украинский период, как страшный сон», и Крым уже стал полноправным российским субъектом. Рано или поздно, это признает и бизнес.

«Какие могут быть ограничения для любой крупной российской компании, хоть государственной, хоть частной формы собственности? Если Крым – российский регион, какие могут быть у кого оправдания? Регион полностью находится в российском законодательном поле, надо просто принимать волевое решение.

Я уверен, что высшее руководство страны, и президент РФ, и председатель Правительства, знают обо всех этих проблемах. Считаю, руководство страны найдет правильный путь выхода из этой ситуации. Это политическое решение, которое при поддержке руководства страны все равно состоится, так или иначе», — заявил он.






Подписывайтесь на канал "Stockinfocus" в , чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня.