Основные статьи расхода государственного бюджета. Под внутренним
государственным долгом понимается. Расходы и доходы государственного бюджета, бюджетный, Российский бюджет, в сфере управления государственными финансами

Основные статьи расхода государственного бюджета. Под внутренним государственным долгом понимается. Расходы и доходы государственного бюджета, бюджетный, Российский бюджет, в сфере управления государственными финансами

Тема 4. Система расходов бюджета.

1. Роль расходов бюджетов в финансовом обеспечении потребностей социально-экономического развития.

2. Состав и структура расходов бюджета .

3.Формы и методы бюджетного финансирования.

Расходы государственного бюджета

Расходы государственного бюджета – это расходы государства на общегосударственном уровне, которые необходимы для исполнения государством ее функций. Эти расходы выражают экономические отношения, на основе которых осуществляется использование централизованных средств по направлениям, установленным законом. Направления использования бюджетных расходов обуславливаются целой цепью факторов, основными из которых являются:

· Необходимость содержания государственных учреждений;

· Уровень развития регионов государства;

· Связи расходов из общего государственного бюджета с расходами из местных бюджетов;

· Формы предоставления бюджетных средств;

· Другие факторы, которые могут иметь весомое значение в зависимости от конкретной экономической и политической ситуации в государстве.

Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели – организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Значит, расходы бюджета носят транзитный характер. Бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и ссуды.

Бюджетное финансирование строится на конкретных принципах. Прежде всего главной задачей бюджетного финансирования является получение максимального эффекта при минимальных затратах, что требует экономности и эффективности использования средств. Эффективность и экономность использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств. В случае необходимости дополнительного финансирования бюджетополучатель должен ориентироваться на собственные средства или искать дополнительные источники финансирования.


Целевой характер использования расходов предполагает использование ассигнаций по утвержденным направлениям. Если получатель бюджетных средств не выполняет условий, определенных законом (решением) о бюджете, министр финансов Украины, руководитель соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления на любом этапе исполнения бюджета обязан осуществить блокировку расходов, связанных с выполнением определенных условий, впредь до выполнения указанных условий в соответствии с порядком, установленным Кодексом. Нецелевое использование ассигнований может привести к возврату уже использованных средств.

Следующий принцип бюджетного финансирования заключается в выделении средств в меру выполнения производственных показателей, а также с учетом ранее выделенных ассигнований. Для организаций производственной сферы на основе составленных финансовых планов. В социальной сфере с учетом утвержденных смет.

Ассигнования из бюджета выдаются на безвозвратной основе, что означает предоставление средств без условия их обязательного возврата в государственный бюджет.

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во множестве видов расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит от экономической ситуации и общественных приоритетах.

Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.

В зависимости от экономического содержания бюджетные расходы делятся на текущие и капитальные. Текущие расходы бюджетов – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы. Эти расходы является преобладающей частью расходов во всех звеньях бюджета.

Капитальные расходы бюджетов – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые предприятия, организации и учреждения в соответствии с утвержденной инвестиционной программой. Другими словами, это – средства, предоставляемые на инвестиционные цели, проведение капитального ремонта, расширенное воспроизводство, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно государства, муниципальных образований. В качестве капитальных расходов бюджетов формируется бюджет развития.

Во всех звеньях бюджетной системы текущие расходы являются преобладающей частью.

Классификация расходов. Для более детального понятия роли бюджетных расходов их можно классифицировать по следующим критериям.

КУРСОВАЯ РАБОТА

Расходы государственного бюджета


Введение


На современном этапе государственный бюджет выступает основным звеном финансовой системы государства, и в частности, неотъемлемым элементом общегосударственных финансов. Материальной основой доходов государственного бюджета является национальный доход, а именно, та часть финансовых ресурсов, которая аккумулируется в централизованном фонде денежных средств государства и его отдельных регионов. Назначение доходов - финансировать предусмотренные в бюджете расходы.

Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, ее главное звено - государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в Беларуси с начала девяностых годов XX века, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каком направлении пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

Данная курсовая работа посвящена вопросу «Расходы государственного бюджета и основные направления их использования в Республике Беларусь». С актуальностью этой темы на сегодняшний день нельзя не согласиться, так как здоровье или болезненность государственного бюджета ощущает на себе каждый гражданин государства: по тому, какую и насколько регулярно он получает заработную плату; по уровню развития образования, культуры, охраны правопорядка и многих других сфер, напрямую питаемых из государственной казны. Кроме того, необходимо отметить, что среди сотен законов, декретов, указов, постановлений и распоряжений выделяется один законодательный акт, который принимается из года в год и определяет жизнь большинства из нас на ближайшие 12 месяцев. Который, так или иначе, касается каждого, но с которым мало кто удосуживается ознакомиться. Это закон о бюджете - главный финансовый документ страны. И при внимательном прочтении он помогает сделать удивительные открытия: кто и насколько будет жить лучше или хуже в ближайшем будущем.

Актуальность работы заключается в том, что с помощью расходов бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, перераспределять национальный доход между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Несмотря на то, что многими экономистами рекомендуется снижать уровень государственной поддержки экономики, необходимость в стимулировании реального сектора при помощи бюджетных средств остается. В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

Предметом исследования выступает государственный бюджет в разрезе его расходной части за последние два года.

Целью исследования настоящей работы является анализ использования финансовых ресурсов государственного бюджета на примере республиканского бюджета Республики Беларусь за 2010-2011 гг. и определение основных направлений совершенствования механизма использования бюджетных средств.


1. Государственные расходы


.1 Понятие расходов, их классификация


Расходы государственного бюджета - экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному признакам. Расходы бюджета - затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Не менее актуально второе направление бюджетной политики - государственныерасходы. Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально - экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.

1 . По их влиянию на процесс расширенного воспроизводства выделяют текущие и капитальные расходы бюджета.

Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают:

закупка товаров и оплата услуг (заработная плата рабочих и служащих, начисления на заработную плату, приобретение предметов снабжения и расходных материалов, командировки и служебные разъезды, оплата транспортных услуг, оплата услуг связи, оплата коммунальных услуг, оплата текущего ремонта и содержание дорог и другие);

выплата процентов (по займам и ценным бумагам, по внешнему государственному долгу);

субсидии и текущие трансферты (организациям, предприятиям, финансовым учреждениям, выплаты пенсий и пособий, стипендий и др.).

Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность. Капитальные расходы включают в себя:

приобретение оборудования и предметов длительного пользования;

капитальное строительство (жилищное строительство, строительство производственных строений, объектов социально-культурного и бытового назначения и др.);

капитальный ремонт;

создание государственных запасов и резервов;

приобретение земли и нематериальных активов;

капитальные трансферты;

другие расходы.

2 . По предметному признаку выделяются следующие группы расходов:

финансирование народного хозяйства;

финансирование социально-культурных мероприятий;

финансирование науки;

финансирование обороны;

расходы по внешнеэкономической деятельности;

создание резервных фондов;

расходы по обслуживанию государственного долга;

прочие расходы и выплаты.

Дополнительно к указанным группам расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ.

Каждая из названных групп делится по ведомственному и целевому признакам.

Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующие министерства, учреждения, юридические лица, получающие бюджетные ресурсы.

По целевому признаку бюджетные расходы делят на конкретные виды затрат. Важной проблемой осуществления целевых бюджетных расходов является их защищенность от обесценения в условиях высоких темпов инфляции на современном этапе развития экономики республики. Принцип защищенности предполагает финансирование ряда статей расходов бюджета в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения. К защищенным статьям расходов относятся:

заработная плата;

начисления на заработную плату;

трансферты населению (стипендии, пенсии, пособия, безналичные жилищные субсидии на удешевление стоимости коммунальных услуг и другие выплаты населению в соответствии с законодательством);

продукты питания;

медикаменты и перевязочные средства;

проценты по государственному долгу;

погашение государственного долга.

К незащищенным статьям расходов бюджета может быть применен механизм секвестра, заключающийся в пропорциональном сокращении расходов. К этим статьям может быть применен также и механизм блокирования, под которым понимается временная приостановка финансирования.

3 . По территориальному признаку выделяют:

расходы республиканского бюджета;

расходы местных бюджетов.

По субъектам финансирования выделяют:) расходы на финансирование юридических лиц. Они в свою очередь делятся по отраслям, по ведомственному признаку, по формам собственности, по видам деятельности, по типам предприятий, по методам хозяйствования;

б) расходы для физических лиц:

прямые - расходы, которые непосредственно перечисляются гражданам. Их группируют по слоям населения, по социальной принадлежности, по формам передачи.

косвенные - финансирование происходит через датирование товаров первой необходимости.

Классификация расходов бюджета регулируется Законом РБ от 05.05.1998 №158-З «О бюджетной классификации Республики Беларусь» (в ред. Закона РБ от 29.12.2006 №189-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам бюджетной классификации»):

Функциональная классификация - группировка расходов, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Состоит из четырех уровней: первым уровнем являются разделы, определяющие расходование средств на выполнение функций государства; вторым уровнем являются подразделы, конкретизирующие в пределах разделов направление средств на осуществление деятельности государства в определенной области. Третьим уровнем функциональной классификации расходов являются виды расходов, детализирующие расходование средств на осуществление деятельности государства в определенной области в пределах подразделов. Четвертый уровень образует классификация по параграфам, которая применяется для детализации расходования средств на конкретные мероприятия и направления деятельности.

В качестве примера рассмотрим следующую функциональную классификацию расходования бюджетных средств. Первым уровнем такой классификации является раздел «Здравоохранение», вторым - подразделы: «Медицинская помощь населению», «Санитарно-эпидемиологический надзор», «Прикладные исследования, научно-технические программы и проекты в области здравоохранения», «Другие расходы в области здравоохранения». Третьим уровнем функциональной классификации расходов подраздела «Медицинская помощь населению» являются расходы на организацию работы поликлиник, больниц, стационаров, обновление парка машин скорой помощи и т.д. Четвертый уровень образуют расходы бюджетных средств на конкретные мероприятия (например, приобретение и ремонт машин скорой помощи отдельно взятой больницы).

Пример функциональной классификации приведен в таблице 1


Таблица 1.1 - Функциональная классификация расходов по разделам и подразделам

РазделПодразделНаименование разделов и подразделов функциональной классификации расходов01ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ02НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА03ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ04НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА05ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ06ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ И ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО07ЗДРАВООХРАНЕНИЕ1Медицинская помощь населению2Санитарно-эпидемиологический надзор3Прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области здравоохранения4Другие расходы в области здравоохранения08ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, СПОРТ, КУЛЬТУРА И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ09ОБРАЗОВАНИЕ

Экономическая классификация - группировка расходов бюджета по их экономическому содержанию. Утверждается Министерством финансов РБ.


Таблица 1.2 - Экономическая классификация расходов по разделам и подразделам

РазделПодразделНаименование разделов и подразделов экономической классификации расходов01ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ01Закупка товаров и услуг02Обслуживание государственного долга03Текущие бюджетные трансферты02КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ01Капитальные вложения в основные фонды02Создание государственных запасов и резервов3Приобретение земли и нематериальных активов4Капитальные бюджетные трансферты33ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, БЮДЖЕТНЫХ ССУД, БЮДЖЕТНЫХ ЗАЙМОВ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ04ФИНАНСОВЫЙ РЕЗЕРВрасход социальный бюджетный планирование

Программная классификация - группировка расходов бюджета по утвержденным в установленном порядке программам и подпрограммам (мероприятиям). Такая классификация расходов утверждается Министерством финансов РБ и применяется в случае составления бюджетов по программно-целевому методу.


Таблица 1.3 - Программная классификация расходов по разделам и подразделам

РазделПодразделНаименование разделов и подразделов программной классификации расходов01ВОЗРАЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СЕЛА02ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ03МОДЕРНИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФОНДОВ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ04ПРЕОДОЛЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС05ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ПРОГРАММА «ДЕТИ БЕЛАРУСИ»06ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕСВУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ07РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ, МАЛЫХ И СРЕДНИХ ГОРОДСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ1.2 Структура и динамика расходной части бюджета Республики Беларусь


При его формировании, изъятии доходов, направлении расходов и осуществляющемся при этом контроле регулируются экономические и социальные процессы. Причем достигается это посредством:

1. Налогов, влияющих на развитие производства, товаров, услуг, спроса и предложение на них;

2. Бюджетного финансирования общегосударственных программ, обеспечивающих расширение, обновление производства, совершенствование его структуры, социальные гарантии;

3. Финансовой поддержки некоторых отраслей, предприятий, хозяйств для выравнивания экономических условий их функционирования или более быстрого развития (через субвенции, льготные, беспроцентные кредиты и др.);

4. Образование за счет бюджетных ресурсов специальных фондов, резервов для предупреждения диспропорций и развития экономики;

5. Социальных гарантий гражданам, поддержки нетрудоспособных и бедных слоев населения.

Уже в первый год существования независимого государства происходят изменения в структуре расходов, их содержании. В связи с переходом к рыночным отношениям, необходимостью самостоятельного обеспечения внутренней и внешней безопасности РБ был вызван быстрый рост расходов бюджета, причем не только инфляционными процессами, но и переориентацией направления бюджетных ресурсов на новые приоритеты и потребности.

Предоставление средств из бюджетов осуществляется в следующих формах:

Расходы на функционирование бюджетных организаций;

бюджетные трансферты населению;

субсидии организациям и физическим лицам;

бюджетные трансферты за границу;

межбюджетные трансферты;

расходы на увеличение стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов;

бюджетные ссуды, бюджетные займы;

бюджетные кредиты;

расходы на обслуживание долговых обязательств;

другие формы расходов в соответствии с бюджетным законодательством.

В связи с расширением функций государства появились многие косвенные затраты, связанные с поддержанием политического и экономического суверенитета РБ на:

правоохранительные органы,

В расходной части республиканского бюджета предусматривается создание резервных фондов Президента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь, в расходной части местных бюджетов - создание резервных фондов местных исполнительных и распорядительных органов.

В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь запрещается создание резервных фондов палат Парламента Республики Беларусь и местных Советов депутатов.

Общий размер резервных фондов в республиканском бюджете не может превышать 2 процентов доходов республиканского бюджета без учета государственных целевых бюджетных фондов и безвозмездных поступлений из других бюджетов.

Размер резервных фондов в местных бюджетах устанавливается решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год и не может превышать 1 процента доходов местных бюджетов без учета государственных целевых бюджетных фондов и безвозмездных поступлений из других бюджетов как при утверждении бюджета, так и в процессе его исполнения.

Средства резервных фондов Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов расходуются на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и на финансирование расходов, предусмотренных бюджетной классификацией Республики Беларусь, которые не были учтены при утверждении соответствующих бюджетов или были предусмотрены в недостаточных суммах.

Средства резервных фондов местных исполнительных и распорядительных органов расходуются на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

Расходование средств резервного фонда Правительства Республики Беларусь устанавливается решениями Правительства Республики Беларусь, резервных фондов местных исполнительных и распорядительных органов - решениями местных исполнительных и распорядительных органов.

Правительство Республики Беларусь либо по его поручению Министерство финансов ежеквартально информируют палаты Парламента Республики Беларусь о расходовании средств резервного фонда Правительства Республики Беларусь.

Местные исполнительные и распорядительные органы ежеквартально информируют соответствующие местные Советы депутатов о расходовании средств резервных фондов местных исполнительных и распорядительных органов.

Предельный размер резервного фонда Президента Республики Беларусь и направления его использования определяются в соответствии со статьей 43 настоящего Кодекса.

Размер резервного фонда Президента Республики Беларусь устанавливается законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и, как правило, не может превышать 1 процента доходов республиканского бюджета.

Расходование средств резервного фонда Президента Республики Беларусь осуществляется на основании решений Президента Республики Беларусь.


2. Расходы государственного бюджета Республики Беларусь


.1 Анализ динамики расходов государственного бюджета РБ в 2010-2011 году


Состав расходов на финансирование национальной экономики, их структура и содержание зависят от приоритетов развития экономики. Общим для государства, где действует рыночный механизм, является особый подход к финансированию материальной сферы за счет бюджета. Бюджетные ассигнования в основном направляются на развитие приоритетных отраслей, способствующих прогрессу общества в целом. Вместе с тем в ограниченных размерах осуществляется поддержка отдельных отраслей, хозяйств, производств через выдачу субсидий, создание целевых фондов, предоставление гарантий или льготных кредитов соответствующим субъектам хозяйствования. При выборе объектов и методов финансирования государство пытается руководствоваться конечным экономическим результатом - долгосрочной выгодой вложений бюджетных средств для оптимизации производственных процессов .

Расходы бюджета направляются в конкретные отрасли, ведомства и характеризуются целевым содержанием. Наиболее распространенными в мире формами бюджетных вложений являются:

капитальные вложения для расширения основных и оборотных фондов;

покрытие операционных расходов;

финансирование благоустройства городов и других административных центров, а также рыночной инфраструктуры;

оказание финансовой помощи предприятиям, хозяйствам в виде субсидирования, дотации, формирования целевых, резервных фондов, льготного кредитования и т.п.

В Республике Беларусь в 2010-2011 году сложились следующие тенденции в сфере расходов бюджета на национальную экономику:

1. Расходы на национальную экономику по сравнению с увеличением расходной части бюджета в общем (70,5% за 2010 год и 2011 год против 60%). Можно с уверенностью констатировать, что в Республике Беларусь увеличивается доля бюджетных средств, инвестируемых в национальную экономику;

2. Темп роста средств, выделяемых на поддержку сельского хозяйства в целом совпадает с темпом роста расходной части бюджета. Заметно значительное увеличение ассигнований на развитие производства и переработки сельскохозяйственной продукции (65,6% и 53,4%)

3. Наибольшими темпами среди всех отраслей реального сектора экономики росли расходы на промышленность, энергетику, строительство и архитектуру. Темп роста расходов составил 193,5% за 2010 год и 185,7% за 2011 год.


2.2 Анализ изменения структуры расходов бюджета на отрасли реального сектора экономики


По итогам 2011 г. обеспечен прирост производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий на 6,6% (при прогнозе 7-8%), главным образом за счет роста продукции растениеводства. Прирост производства сельскохозяйственной продукции во втором полугодии приобрел устойчивую тенденцию.


Рисунок 2.1. Динамика темпов роста производства


Таблица 2.1. Продукция сельского хозяйства по категориям хозяйств (в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году)

В сельскохозяйственных организациях производство продукции увеличилось на 9,6%, в личных подсобных хозяйствах населения - на 0,9%.


Таблица 2.2. Данные о производстве и урожайностиосновных сельскохозяйственных культур в 2011 г.

Валовой сборУрожайность, ц с 1 га2010 г., тыс. т2011 г., тыс. т2011 г. к2010 г2010 г.2011 г.Зерновые и зернобобовые культуры (в весе после доработки6 987,88 374,91 387,1119,927,732,1 ?Картофель7 831,17 721,0-110,198,6214226 ?Сахарная свекла3 773,44 485,1711,7118,9395453 ?Овощи2 334,81 979,4-355,484,8247273?Льноволокно45,846,00,2100,67,77,5 ?По основным сельскохозяйственным культурам обеспечен рост урожайности в 2011 г. по сравнению с 2010 г. При этом валовой сбор картофеля и овощей сложился ниже уровня прошлого года.

Снижение продуктивности дойного стада в 2011 г. связано с более низкой обеспеченностью концентрированными и травяными кормами, а также удорожанием стоимости импортного белка для производства комбикормов.

В 2011 г. всеми заготовительными организациями в хозяйствах населения закуплено крупного рогатого скота на 25,6% меньше, чем в 2010 г., закупки молока уменьшились на 10,5%.

По итогам января-ноября 2011 г. рентабельность продаж в сельском хозяйстве повысилась до 9,9%.

На долю организаций сельского хозяйства приходилось 24,8% всей просроченной кредиторской задолженности в республике. Просроченная кредиторская задолженность превысила просроченную дебиторскую задолженность в 5,7 раза. На 1 декабря 2011 г. на долю организаций сельского хозяйства приходилось 36,1% всей просроченной задолженности по кредитам и займам.

На протяжении всего 2011 г. промышленность демонстрировала высокие темпы роста, являясь одним из главных факторов, поддерживающих динамику ВВП.

Вместе с тем, начиная с апреля, динамика промышленного производства имеет тенденцию плавного замедления, и по итогам января-декабря темпы роста сложились на уровне нижней границы годового прогноза (109,1%).

При этом объем производства в декабре по сравнению с ноябрем 2011 г. увеличился на 1,6%.

Опережающий рост (110,8%) по сравнению с динамикой промышленности в целом на протяжении всего 2011 г. демонстрирует секция D «Обрабатывающая промышленность», прежде всего за счет высоких темпов прироста в видах деятельности производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов (118,8%), производство машин и оборудования (111,8%) и транспортных средств и оборудования (133,2%).

Снижение производства (94,1%) по секции Е «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» при росте промышленного производства по основным энергоемким подсекциям обрабатывающей промышленности указывает на эффективность принимаемых мер по сокращению потребления топливно-энергетических ресурсов.


Рисунок 2.2. Темпы роста промышленного производства


На 1 января 2012 г. складские запасы организаций промышленности в фактических ценах составили 58,3% к среднемесячному объему производства, что на 1,7% ниже уровня, запланированного отраслевыми стратегиями.

Имевший место в последние месяцы рост складских запасов обусловлен главным образом корректировкой курса и переоценкой товаропроизводителями остатков готовой продукции, отгруженной на склад с учетом нового курса (в соответствии с п. 16 Постановления Белстата от 20 декабря 2010 г. №268 «Об утверждении указаний по заполнению в формах государственной статистической отчетности статистических показателей о производстве промышленной продукции (работ, услуг)».

Высокие темпы роста промышленности достигнуты при положительной динамике отдельных качественных параметров. Темп роста производительности труда за 11 месяцев 2011 г. составил 107,9% и опережает рост реальной заработной платы (104,3%) на 3,6 п.п. При этом сохраняется положительная динамика соотношения производительности труда и реальной заработной платы.

Вместе с тем данная тенденция складывается не за счет увеличения выработки на одного работающего, а главным образом, за счет снижения уровня реальной заработной платы в связи с инфляционными процессами.

Наиболее чувствительным к ситуации в экономике оказалось жилищное строительство. Прогнозный показатель по вводу в эксплуатацию общей площади жилых домов не выполнен.

Проводимая макроэкономическая политика сдерживания инфляционных процессов потребовала оптимизации объемов кредитования жилищного строительства. Тем не менее, за январь-декабрь 2011 г. введено в эксплуатацию 5487 тыс. кв. м общей площади жилых домов, что выше, чем было построено в среднем за год в прошлой пятилетке.

Принятые на строительном рынке меры по урегулированию цен позволили гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, получить квартиры в 2011 г. практически без инфляционной составляющей.

На строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к районам жилой застройки использовано 74,2% инвестиций к предусмотренному объему на 2011 год.

Для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, введено в действие 3498,4 тыс. кв. метров общей площади или 63,8% от общего объема ввода жилья.


Рисунок 2.3. Динамика ввода в действие жилья


Основной причиной невыполнения показателя по вводу жилья является сокращение объемов финансирования ОАО «АСБ «Беларусбанк» и ОАО «Белагропромбанк» на цели строительства объектов жилья, инженерной и транспортной инфраструктуры, а также задолженность заказчиков за выполненные работы, что не позволяет обеспечить ритмичное строительство и ввод в эксплуатацию объектов, в соответствии с утвержденными графиками, сообщили в министерстве.


3. Расходы бюджета на социальную сферу


.1 Состав, содержание и динамика расходов на социальную сферу


Велика роль бюджета и в социальном регулировании, осуществляемом государством для обеспечения социальных гарантий всем членам общества. Достигается это в основном через перераспределение бюджетом части национального дохода на развитие социальной сферы, содержание социально-культурных учреждений, оказание помощи отдельным слоям населения за счет различных пособий, пенсий, индексации доходов. Чем богаче страна, тем больше средств направляется в социальную сферу, тем более ощутима помощь малоимущим гражданам.

Расходы государственного бюджета отражают экономические отношения, возникающие в связи с распределение фонда денежных средств государства и его использованием по целевому, отраслевому и территориальному назначению. Рассмотрим основные расходы государственного бюджета Республики Беларусь в социальной сфере.

Расходы на образование. Вопрос организации системы образования в государстве является одним из центральных.

Образование - процесс, в результате которого достигается усвоение систематизированных знаний, умений и навыков. Образование - необходимое условие подготовки человека к жизни и труду, получение специальности. Основной путь получения образования - обучение в учебных образовательных учреждениях, где оно тесно связано с воспитанием. Наука об образовании вкладывает в образование также самообразование, участие в общественно-трудовой деятельности. Уровень общего и специального (профессионального) образования обусловливается требованиями производства, общественными отношениями, состоянием науки, техники и культуры.

Расходы на образование включают в себя расходы на:

дошкольное образование;

общее образование;

начальное профессиональное образование;

среднее профессиональное образование;

переподготовку и повышение квалификаций;

высшее профессиональное образование.

За счет республиканского бюджета в Республике Беларусь финансируются учреждения высшего и среднего профессионального образования. Также из республиканского бюджета финансируются расходы по финансированию целевых образовательных программ и проведение научных исследований в области образования.

Местные бюджеты осуществляют финансирование общеобразовательных школ, учреждений дошкольного и дополнительного образования, целевых образовательных программ. Также за счет местного бюджета финансируются мероприятия по защите прав несовершеннолетних детей.

Расходы в области социально-культурной системы. Социально-культурное развитие включает в себя: культуру, искусство, средства массовой информации, мероприятия в области молодежной политики и социальное обеспечение.

Действующее законодательство Республики Беларусь в сфере культуры предусматривает, что государство берет на себя обязательства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ. С этой целью государство намеревается:

осуществлять бюджетное финансирование государственных и в необходимых случаях негосударственных организаций культуры;

стимулировать бюджетное финансирование посредством предоставления налоговых льгот предприятиям, физическим лицам, вкладывающим свои средства в эти цели;

устанавливать особый порядок налогообложения некоммерческих организаций культуры;

способствовать развитию благотворительности в области культуры;

осуществлять поддержку малообеспеченных граждан.

Таким образом, государственная политика в сфере культуры в первую очередь направлена на обеспечение необходимых условий для реализации конституционных прав граждан РБ на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступа населения к культурным ценностям.

Расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт. Здравоохранение - система мероприятий по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продлению жизни человека. Медицинская помощь в государственных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета.

Государство берет на себя обязанности обеспечивать развитие физической культуры и спорта, поддерживать физкультурное движение и олимпийское движение Беларуси и с этой целью обеспечивает:

Финансирование за счет средств бюджета мероприятия в области физической культуры и спорта, в том числе мероприятия по подготовке и участию спортсменов в Олимпийских играх, других международных спортивных соревнованиях;

Создание условия для строительства и содержания спортивных сооружений по месту жительства граждан, физкультурно-оздоровительных сооружений в каждом муниципальном образовании для оказания на основе таких сооружений физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг населению.

Расходы на социальную политику. Важнейшим условием развития человеческого потенциала являются стабильность общества, эффективная социальная политика государства, призванная создать необходимые условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальная стабильность развития общества в Республике Беларусь должна обеспечиваться проведением эффективной социальной политики, критериями которой являются:

реализация приоритетов социальной политики как одного из важнейших условий устойчивого развития общества;

гарантии прав на свободу человека и на свободную реализацию трудового и интеллектуального потенциала с тем, чтобы трудоспособный гражданин смог обеспечить себе и своей семье материальное благополучие;

дифференциация социальной политики в отношении различных слоев населения; адресная социальная защита малообеспеченных слоев населения;

взаимная солидарная ответственность всех субъектов (государство, предприниматели, профсоюзы, население) за результаты социального развития;

права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, на духовное, культурное, нравственное развитие граждан и, прежде всего, молодежи, бережное отношение к историческому наследию предков и на преемственность поколений, сохранение самобытности национальных традиций.

Главной целью социальной политики Республики Беларусь в долгосрочной перспективе является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи и полностью выполнить социальные обязательства перед инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения. Для реализации этой цели основными направлениями социальной политики в Республике Беларусь должны являться:

создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;

последовательное повышение уровня оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;

формирование среднего класса как фактора стабилизации общества на основе значительного роста денежных доходов населения и снижения уровня малообеспеченности;

обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров;

повышение уровня пенсионного обеспечения, повышение социальной защиты нуждающихся на основе усиления адресности оказания помощи, рационализации системы льгот, улучшения социального обслуживания.

Приоритетной задачей национальной экономики Республики Беларусь является необходимость приближения по уровню и качеству жизни населения нашей страны к экономически развитым странам на основе формирования социально ориентированного рыночного типа экономики.

В соответствии с социально-экономическим курсом Главы государства, Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г., Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2011 гг. социальная политика нашего государства имеет яркую направленность на последовательное повышение денежных доходов населения, как важнейшего показателя уровня жизни населения.

Правительство Беларуси наметило обеспечить прирост расходов на социальную сферу в 2011 году на уровне 7,9% к исполнению бюджета текущего года.

В текущем году в Беларуси удалось сохранить социальную направленность бюджета, повысить качество оказания социальных услуг. Расходы консолидированного бюджета, средства Фонда соцзащиты населения по отраслям социальной сферы, расходы на жилищное строительство с учетом субсидий на жилищно-коммунальные услуги и транспорт составили около 60% от всех бюджетных назначений. На финансирование здравоохранения, образования, культуры, СМИ, социальной защиты населения, физической культуры и спорта в текущем году предусмотрено направить свыше Br18 трлн.

В 2011 году в полном объеме профинансированы зарплаты, пенсии, стипендии и другие трансферты населению, а также расходы на питание, медикаменты и другие нужды. В то же время, с учетом объективных обстоятельств исполнения доходной части бюджета наложено определенное ограничение на финансирование непервоочередных расходов, связанных с приобретением оборудования, проведением текущего и капитального ремонтов и др. В условиях кризиса перед отраслями социальной сферы поставлена задача добиться максимально возможного экономического и социального эффекта от каждого вложенного бюджетного рубля.

Он добавил, что социальная сфера - не только потребитель бюджетных средств, но и источник пополнения государственного бюджета. За 8 месяцев текущего года в сфере образования, здравоохранения, культуры, физкультуры населению оказано платных услуг на Br1,4 млрд. Это на 22% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объем экспорта услуг в текущем году достиг $90 млн. Проведение такой работы не идет в разрез с государственными обязательствами по доступности социальных услуг, повышению уровня и качества жизни населения.

3.2 Особенности бюджетного планирования расходов на социальную сферу


Расходы консолидированного бюджета в январе - июле 2011 года составили 35,6 трлн рублей, что на 22,6% больше, чем в январе - июле 2010 года. По отношению к ВВП они составили 28,2% (за январь - июль 2010 года - 34,5%). В реальном выражении расходы уменьшились на 2,6%.

Такие данные содержатся в в отчете Национального банка «Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь».

Основная доля в общих расходах консолидированного бюджета приходилась на финансирование социальной сферы и отраслей национальной экономики. Объем средств, направленных в январе - июле 2011 года на финансирование социально-культурных мероприятий (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, образование, социальная политика), составил 16,7 трлн рублей, или 47% от всех расходов консолидированного бюджета (в январе - июле 2010 года - 11,6 трлн рублей, или 39,8% от всех расходов).

Незначительное снижение численности занятых в экономике в январе-ноябре 2011 г. до 4645 тыс. человек (на 0,4% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года) не повлияло на рост регистрируемой безработицы. Указанное снижение обусловлено, прежде всего, демографическими причинами: сокращением численности населения в трудоспособном возрасте. Уровень безработицы на конец декабря 2011 г. составил 0,6% к численности экономически активного населения.


Рисунок 3.1. Средняя заработная плата в ноябре 2011 г.


По итогам одиннадцати месяцев т.г. сохраняется тенденция снижения реальных располагаемых денежных доходов населения. В январе-ноябре их уровень составил 100,1% к январю-ноябрю 2010 г. (в I квартале - 119,3%, в 1 полугодии - 109,9%, в январе-сентябре 104,8%), что обусловлено, в первую очередь, инфляционными процессами.


Рисунок 3.2. Динамика темпов роста производительности труда


Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата составила в ноябре 2011 г. 2439,7 тыс. рублей, средний размер назначенных пенсий - 941,0 тыс. рублей.

В результате принятых мер не допущено снижение доходов граждан: темп роста реальной заработной платы в январе-ноябре 2011 г. составил 103%.

Начиная с января-октября 2011 г. имеет место положительная тенденция превышения темпов роста производительности труда над темпами роста реальной заработной платы (в январе-ноябре 2011 г. на 3,2 п.п.).

В сфере социальной защиты населения в начале 2012 года Правительством предусмотрен к реализации обширный спектр мер, направленных на минимизацию инфляционного давления и дальнейшее поддержание жизненного уровня населения.


Заключение


В заключении можно заметить, что расходы бюджета на сегодняшний день значительны во всех отношениях, было отмечено, что рост расходов увеличивается ежегодно, это вызывает дефицит бюджета и увеличивает государственный долг. Проблему финансирования бюджетного дефицита нельзя рассматривать только относительно обязательств государственного бюджета. На самом деле она охватывает бюджеты субъектов и местные бюджеты, многие из которых нуждаются в получении финансовой помощи, субвенциях и дотациях.

Очень часто происходит несвоевременное выплачивание средств на финансирование таких направлений как: сельское хозяйство, рыболовство, содействие научно-техническому прогрессу. Увеличение временного лага между установленными и фактическими сроками выделения бюджетных ассигнований приводит к росту задолженности бюджета перед предприятиями и населением, а также взаимной задолженности предприятий. Невыполнение государством собственных обязательств нарушает денежный оборот и финансовую стабильность.

Многие проблемы могут быть разрешены при уменьшении встречных финансовых потоков, так как в настоящее время их достаточно большое количество.

Наиболее важными проблемами бюджетного регулирования в настоящее время являются:

закрепление доходных источников за бюджетами соответствующего уровня;

отработка механизма определения фонда финансовой поддержки субъектов;

определение финансовых полномочий по расходованию бюджетных средств между региональными и местными бюджетами.

Таким образом, необходимо привлекать квалифицированных специалистов для работы с бюджетами различных уровней, а также усматривать льготы для предприятий, приносящих прибыль с целью укрепления их положения в стране.


Список использованной литературы


1.Государственный бюджет: Учеб. пособие / Заяц Н.Е., Ханкевич Л.А.; под общ. ред. М.И. Ткачук-Мн.: Выш. шк., 1995.-240 с.

2.Заяц Н. Е, Фисенко М.К. Теория финансов - Мн.: Выш. шк., 1997.-368 с.

Закон РБ «О бюджете РБ на 1999 год» // Национальная экономическая газета Информбанк 1999 №10 стр. 2-8

Законодательство о налогах и сборах в Республике Беларусь / серия:

«Настольная книга бухгалтера». - Мн., Право и экономика, 192 с.

Корбут Н.П. Реализация бюджетной политики государства в переходный период // Белорусский экономический журнал, 1999 №4 с. 4-16.

6.Образцова Т.Б. Налоги и реальное влияние на экономику // Белорусский экономический журнал, 1999 №3 с. 28-36.

Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов. Под ред. проф. Л.

А. Дробозиной - М., Финансы, ЮНИТИ, 1997

Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997, 383 с.

Экономическая политика: анализ и альтернатива: сборник докладов / под ред. Л.К. Злотникова, В.М. Шлындикова - Мн.: Бестпринт, 1999.-368 с.

11. Шимов В.Н. Национальная экономика Беларуси: учебник для студентов экономических специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / В.Н. Шимов и др. - Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2006. - 751 с.

.«Закон РБ «О республиканском бюджете на 2009 г.»» [Электронный ресурс] / Национальный правовой портал РБ. - Минск, 2009.

Струк Т.Г. Финансовая система Республики Беларусь. - Мн., 2006.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.


Расходы бюджета согласно Бюджетному кодексу, – это денежные средства, направляемые на финансирование выполнение задач и функций государства и местного самоуправления.


Процесс формирования расходов бюджетов всех уровней должен базироваться на единых методологических основах, нормативах номинальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.


В теории и практике финансов существует несколько определенных принципов в классификации расходов бюджета:


1) текущие расходы. Обеспечивают текущее функционирование органов государственной власти. Эти расходы включают:


а) оплату труда государственных служащих, командировочные расходы и расходы на служебные разъезды;


б) выплату процентов по займам, по государственному внешнему долгу, субсидий и трансфертов (населению, предприятиям и организациям);


в) расходы на выплату пенсий, стипендий, пособий;


2) капитальные расходы бюджета – это денежные затраты государства, связанные с финансированием инвестиционной и инновационной деятельности.


Эти расходы еще называют бюджетом на развитие. Они включают:


а) капитальное вложение в основные фонды;


б) капитальное строительство;


в) капитальный ремонт;


г) приобретение земли;


3) функциональные расходы отражают расходы государства на выполнение им основных функций. Включают:


а) расходы на исполнительную, законодательную власть, налоговые органы;


б) расходы на судебную систему;


в) расходы на национальную оборону;


г) расходы на правоохранительные органы;


д) расходы на промышленность;


е) расходы на сельское хозяйство;


ж) расходы на транспорт;


з) расходы на финансирование, образование, науку;


и) расходы на обслуживание и погашение государственного долга (как внешнего, так и внутреннего).


Выделяют также денежные средства резервного фонда, которые должны пойти на непредвиденные нужды. Он устанавливается в размере 1 % утвержденных расходов федерального бюджета.



  • Расходы государственного бюджета , их виды . Расходы бюджета согласно Бюджетному


  • Расходы государственного бюджета , их виды . Расходы бюджета согласно Бюджетному кодексу, – это денежные средства, направляемые на финансирование выполнение задач и функций государства и местного самоуправления.


  • Расходы государственного бюджета , их виды . Расходы бюджета согласно Бюджетному кодексу, – это денежные средства, направляемые на финансирование выполнение задач и функций государства и местного самоуправления.


  • Расходы государственного бюджета , их виды . Расходы бюджета согласно Бюджетному кодексу, – это денежные средства, направляемые на финансирование выполнение задач и функций государства и местного самоуправления.


  • Расходы государственного бюджета , их виды .
    Бюджетный расходов бюджета бюджет


  • Расходы государственного бюджета , их виды . Расходы бюджета согласно Бюджетному кодексу, – это денежные средства, направляемые на финансир.


  • Расходы государственного бюджета , их виды .
    Бюджетный дефицит. Представляет собой превышение расходов бюджета над его доходами. Несмотря на высокие налоговые ставки, федеральный бюджет РФ в течение многих лет принимается с дефицитом.

1) К расходам государственного бюджета относятся:

а) налог на добавленную стоимость;

б) таможенные пошлины;

в) взносы на социальное обеспечение;

г) прибыль государственных предприятий;

Д) проценты по государственным облигациям.

2) Дефицит государственного бюджета образуется в тех случаях, когда:

А) сумма расходов правительства превышает сумму доходов бюджета;

б) расходы государства увеличиваются;

в) налоговые поступления уменьшаются;

г) обязательства государства превышают его активы;

д) все ответы верны.

3) К негативным последствиям внутреннего госдолга относится:

а) сокращение производственных возможностей национальной экономики;

б) снижение уровня жизни;

в) перераспределение национального богатства;

г) снижение темпов развития экономики;

Д) все ответы верны.

4) Укажите, что из перечисленного относится к расходам госбюджета (2 ответа):

+ а)Расходы на оборону.

Б) Финансирование социальных программ.

в) Акцизные сборы.

г) Средства от выпуска государственных облигаций.

5) Государственный долг - это сумма предшествующих:

а) государственных расходов;

б) бюджетных дефицитов;

+ в) бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных профицитов;

г) бюджетных профицитов за вычетом бюджетных дефицитов;

д) расходов на оборону.

6) Выберите верное высказывание:

а)Если доходы бюджета равны расходам, то бюджет несбалансированный.

+ б)Госбюджет отражает основные виды доходов и расходов правительства.

в)Профицит госбюджета означает, что сальдо госбюджета положительное или

равно нулю.

г)Дефицит госбюджета возникает в том случае, когда доходы правительства превышают расходы бюджета.

7) Основным источником формирования государственного бюджета являются:

+ а) налоги;

в) государственная предпринимательская деятельность;

г) эмиссия денег.

8) Под внутренним государственным долгом понимается:

+

9) Под внешним государственным долгом понимается:

а) сокращение инвестиций в промышленное производство;

б) процесс размещения государственных облигаций среди субъектов национальной экономики;

+ в) процесс размещения государственных облигаций среди иностранных субъектов;

г) процесс размещения государственных облигаций среди субъектов национальной экономики и иностранных субъектов.

10) Государственный долг образуется при необходимости:

а) увеличения военных расходов;

б) уменьшения бюджетного дефицита;

в) компенсировать результаты стихийных бедствий;

+ г) все ответы верны.

Лекция №5

Валовой Внутренний Продукт (ВВП).Цикличность экономического роста.

Валовой внутренний продукт (ВВП) - это стоимость конечной продукции, произведенной на тер­ритории данной страны за определенный период, неза­висимо от того, находятся факторы производства (труд, земля, капитал, предпринимательские способ­ности) в собственности граждан данной страны или принадлежат иностранцам (не имеющим граж­данства этой страны).

Чистый национальный продукт (ЧНП) - это рыночная стоимость реально созданных страной то­варов и услуг за определенный период.

ЧНП = ВНП А,

где А – это амортизация

Ущерб, наносимый обществу вследствие ЧС, стихийных бедствий, пожаров, катастроф должен компенсироваться за счет ЧНП. Поэтому в распоряжение государства поступают необходимые средства в форме косвенных налогов.

Национальный доход (НД) - это вновь создан­ная стоимость за определенный период. НД является совокупным доходом в рамках экономики определенного государства, заработанным (созданным) всеми вла­дельцами экономических ресурсов (факторов производ­ства).

НД = ЧНП - КН, где КН – косвенные налоги

НД = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций.

Экономический рост.

Экономический рост прежде всего предполагает увеличение объема производимого в стране ВВП, следует различать 2 показателя ВВП:

    номинальный ВВП (когда его объем измеряется в текущих ценах)

    реальный ВВП (когда его объем выражен в неизмененных ценах. В этом случае изменение цен не повлияет на показатели ВВП и он будет зависеть только от изменения реального выпуска продукции.

Численность населения в большинстве стран увеличивается, но если оно растет быстрее, чем ВВП, то в расчете в среднем на одного жителя объем конечных товаров и услуг будет снижаться. Это неизбежно приведет к снижению жизненного условия большинства людей, к сокращению затрат на образование, науку, охраны окружающей среды. Если этот процесс примет затяжной характер, то деградация экономики культуры, науки неминуема. Поэтому над экономическим ростом подразумевается увеличение выпуска ВВП в расчете на душу населения.

Повышение уровня ВВП может быть кратковременным. Например, в 1997 году в России затяжной спад уровня ВВП приостановился, и он повысился на 0,9%. Однако в 1998 году производство ВВП вновь сократилось. Кратковременное оживление 1997 г. не укладывается в понятие «экономический рост», так как под ним подразумевается долговременный процесс. С начала XXI в. В России наблюдается устойчивый рост ВВП. По предварительным данным, его прирост в 2006 году оценивается в 6,8% по сравнению с предыдущим годом, а в 2005 году прирост ВВП составил 6,4%.

Экономический рост- это долговременное увеличение объема реального ВВП как в абсолютных размерах, так и в расчете на душу населения.

Для того чтобы увеличивать выпуск продукции, предприниматели инвестируют капитал в расширение своих предприятий и строительство новых. В производство вовлекаются также новые природные ресурсы- осваиваются новые земли и источники полезных ископаемых. Рост выпуска продукции достигается и благодаря найму новых работников. Во всех этих случаях рост ВВП происходит за счет количественного увеличения применяемого на производстве труда, капитала и природных ресурсов, т.е. за счет экстенсивных факторов.

Вместе с тем рост ВВП происходит на основе использования достижений научно-технического прогресса: устаревшее оборудование заменяется современным, вводится новая технология, совершенствуется организация труда. Научно-технический прогресс основан на накоплении и расширении знаний, сопровождается развитием образования и повышением уровня квалификации людей, занятых на производстве.

Во всех этих случаях рост ВВП достигается за счет качественного улучшения применяемых факторов производства. В результате этих качественных сдвигов увеличивается выпуск продукции в расчете на каждого занятого т.е. растет производительность труда. Одновременно возрастает стоимость продукции и в расчете за единицу вложенного в экономику капитала, что означает рост капиталоотдачи. Научно-технический прогресс, развитие образования и повышение квалификации работников, улучшение организации производства и расширение его масштабов являются интенсивными факторами экономического роста.

Провести границу между экстенсивными и интенсивными факторами роста непросто, так как и те и другие неразрывно связаны друг с другом. Увеличение капитала всегда сопровождается введением в эксплуатацию более совершенного оборудования и применением новейшей технологии, а приток молодых специалистов означает рост квалификации рабочей силы.

Значение интенсивных факторов экономического роста заключается в том, что именно благодаря им обеспечивается опережающий рост ВВП по сравнению с ростом населения, что является ключом к повышению жизненного уровня людей.

Личный доход (ЛД) - это совокупный доход, полученный собственниками экономических ресурсов (факторов производства).

ВВП = ВНП – продукция данной страны, произведенной заграницей.

Реальный ВВП = номинальный ВВП/ индекс цен

Индекс цен – это соотношение совокупности цены определенного набора товаров и услуг названных рыночной корзиной в текущем времени и совокупной ценой.

Индекс цен в тек. году = цена рын.корзины в тек году *100 %

Цена анал.рынка в базисном году

Цикличность экономического роста.

Законы рыночной экономики порождают известную нестабильность её развития. Среди многих форм проявления экономической нестабильности наиболее существенными являются:

    чередование периодов роста и периодов спада уровня ВВП, инвестиций и занятости, в силу чего рост экономики носит циклический характер;

    наличие безработицы, динамика которой зависит от циклических колебаний ВВП;

    инфляция , которая нередко обостряется и разрушающе действует на экономику.

Цикличность экономического роста предполагает, что в течение нескольких лет производство ВВП расширяется устойчивым темпом, предприниматели получают большие прибыли, идет накопление денежных капиталов, инвестируемых в перспективные проекты, растет спрос на труд и увеличиваются заработки наемных работников, безработица сокращается. Этот период развития экономики представляет собой фазу циклического подъема.

Обычно циклический подъем продолжается в течение нескольких лет. Известны случаи, когда его длительность не достигали 3-4 лет, но иногда он длился 8-9 лет. В какой-то момент подъем достигает своего высшего уровня- циклического пика.

Подъем сменяется фазой циклического спада, или рецессией . Теперь выпуск продукции и инвестиции падают, ряд фирм приносят убытки и терпят банкротство, увольнения становятся массовыми, растет безработица.

За всю историю стран с развитой рыночной системой самой тяжелой продолжительной была рецессия 1929- 1933 гг. В экономической литературе она известна как Великая депрессия. В США с 1929года по 1933 год ВВП сократился на 46,1%, а число безработных увеличилось с 1,6 млн человек до 12,8 млн и составило почти 25% всей рабочей силы. Анализ причин Великой депрессии привел выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса (1883-1946) к выводу о необходимости государственного регулирования экономики. После Второй мировой войны государственное регулирование экономики дало блестящие результаты: в США во время спада 1991 г. ВВП сократился лишь на 0,9%, в странах Западной Европы в 1993г.- на 0,4%.

Спад производства, инвестиций и занятости рано или поздно достигает своей низшей точки и сменяется оживлением, переходящим в очередной циклический подъем. Экономический рост проявляется в том, что каждый очередной подъем выводит экономику на новый, более высокий уровень своего развития.

Вопрос о том, почему экономике присуща цикличность развития, относится к числу дискуссионных.

Государственный бюджет - понятие весьма объемное. Он может означать как официальный документ национального масштаба, так и все финансовые ресурсы, имеющиеся в распоряжении государства.

Что такое государственный бюджет?

Все суверенные государства на сегодняшний день имеют собственный бюджет - в широком смысле слова источник финансов, обеспечивающий работу важнейших политических структур и государственных учреждений.

В более узком смысле государственный бюджет - это официальный документ, содержащий план распределения финансовых ресурсов, составленный высшими властными структурами. В Российском государстве эти структуры представлены Министерством финансов, именно оно занимается распределением государственных расходов в соответствии с его доходами.

Бюджет России - это ключевое звено всей финансовой системы государства, выражающее экономическое взаимоотношение бюджетов всех уровней и органов государственной власти.

Модель российского государственного бюджета

Форма политико-административного устройства государства определяет то, как именно необходимо классифицировать бюджет России. Составляющие российского государственного бюджета следующие: федеральный, региональный и муниципальный. Соответственно, финансовые вливания этих трех бюджетов и образуют единый бюджет государства.

Хотя субъекты РФ обладают определенной самостоятельностью в плане получения и распределения денежных средств, именно доходы федерального бюджета являются ключевым элементом экономической стабильности всей страны.

Кроме того, большое количество регионов нуждается в федеральной финансовой поддержке. Таким образом, размер федерального бюджета определяет степень финансовой помощи некоторых регионов и муниципалитетов.

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что бюджет России на всех его уровнях подчинен общим принципам, имеет единую правовую базу и т.д.

Функции бюджета

  1. Распределительная - распределение денежных средств по всем уровням государственного управления.
  2. Контрольная - государственный контроль за поступлением и распределением бюджетных средств.
  3. Регулирующая - решение различных хозяйственных задач страны путем направления бюджетных средств.

Доходы государственного бюджета

Доходы государства - денежные средства, поступившие в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации в законодательно определенном безвозмездном и безвозвратном порядке.

Бюджет России имеет доходы двух типов: налоговые и неналоговые.

Налоговые доходы

Налоговые доходы определяются государственным налоговым законодательством. Основные источники налогового дохода Российской Федерации следующие: федеральные налоги, таможенные сборы, а также государственная пошлина.

Ключевым элементов налогового дохода является государственная пошлина за вывоз нефти. По средним подсчетам прибыль от продажи нефти составляет порядка 35% от суммарной выручки.

Конечно, в сравнении с общим объемом ВВП данная сумма кажется ничтожно малой. Кроме того, еще одна статья налоговых доходов - экспорт газа. Суммарный нефтегазовый доход составляет добрую половину общей государственной выручки на соответствующем уровне.

Неналоговые доходы

Неналоговые доходы поступают в бюджет России из трех основных источников:

  • выручка от использования государственного имущества и его продажи;
  • определенный процент дохода унитарных предприятий;
  • дополнительное финансирование из бюджетов других уровней;
  • компенсации, конфискации, штрафы и т.д.

Доля неналоговых доходов в общей выручке казны весьма незначительна.

Помимо методов взимания, государственные бюджетные доходы классифицируются по следующим признакам: способ поступления средств в бюджет, социально-экономический признак, конкретный объект обложения, источник уплаты и конкретный вид налогов.

Однако, классификация государственных доходов по вышеперечисленным признакам встречается крайне редко.

Расходы государственного бюджета

Расходы госбюджета - это экономические отношение, возникающие в процессе распределения государственных бюджетных средств и их использования по назначению.

Иными словамы, расходы бюджета - это затраты, понесенные государством в процессе выполнения им своих прямый функций.

Бюджетные расходы охватывают всю экономическую систему государства, поскольку оно учитывает экономические интересы всех членов общества. На состав и размер расходов оказывает влияние множество различных факторов, например, тип государственного устройства, его политика (как внешняя, так и внутренняя), уровень экономики и благосостояния населения и т.д.

Еще одна статья расходов - распределение бюджета между организациями-получателями бюджетных средств, а также субсидии, субвенции, дотации и т.д.

Среди основных статей расхода государственного бюджета РФ особое место занимают здравоохранение, культура, образование, оборона, правоохрана, социальное обеспечение и выплаты по внешнему долгу государства.

Расходы бюджета России в большинстве своем безвовратны, а их структура регулярно меняется, определяясь экономическим положением в стране.

Обоснование государственных расходов

Большая проблема в финансовой структуре государства - низкое экономическое обоснование расходов государственного бюджета. Именно президент России В.В. Путин в одном из своих публичных выступлений отметил данное упущение. По мнению финансовых аналитиков, даже при условии регулярного увеличения финансового бюджета государству будет сложно выполнять свои финансовые обязательства без доработки системы принятия решений по определению приоритетности статей расходов. По мнению экспертов, важнейшая задача Министерства финансов Российской Федерации - грамотное и обоснованное распределение поступающих в государственный бюджет средств.

Составление проекта государственного бюджета

Составление проекта государственного бюджета - одна из важнейших задач правительства Российской Федерации. Данная процедура должна быть начата не менее чем за 10 месяцев до января следующего календарного года.

До конца марта президент направляет бюджетное послание Федеральному Собранию РФ, в котором он формулирует основные элементы финансового бюджета на следующий год, исходя из приоритетных задач государства в экономике и социальной политике, а также необходимости не допустить дефицит бюджета России.

На основе статистических данных за прошлый год и тенденций роста экономики составляется прогноз социально-экономического развития государства. Затем на основе этого прогноза разрабатываются основные характеристики финансового бюджета на следующий год (т.е. бюджет России в цифрах), после чего объемы финансирования распределяются в соответствии с классификацией хозяйственных задач государства.

Составленный таким образом документ направляется на рассмотрение в Государственную Думу и Президенту РФ не позднее 24-х часов 15 августа. После ознакомления с документом Государственная Дума устраивает 4 публичных чтения, в результате которых государственный бюджет России должен быть принят целиком. Внесение поправок на последнем, четвертом слушании, не допускается.