Основные функции налогов. Функции налога

АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТЕННИХ ДЕЛ РОССИИ

КАФЕДРА НАЛОГОВ, БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АУДИТА.

КУРС ЛЕКЦИЙ НАЛОГИ И НАЛООБЛОЖЕНИЕ

ТЕМА №1. Сущность и функции налогов и сборов, экономические основы налогообложения.

Необходимость налогов. Влияние налогов на народное хозяйство. Законодательство о налогах и сборах. Определение налога. Сущность налогов. Функции налогов. Принципы налогообложения. Способы взимания налогов. Налоги как регуляторы научно-технического развития. Налоговое бремя. Классификация налогов.

Почти в любой стране основной доход государства составляют разнообразнейшие налоги. Налоги – важнейшая форма аккумуляции денежных средств бюджетом. Налоговые отношения возникают в силу объективно существующей потребности создания на общегосударственном уровне системы доходов. Без налогов нет бюджета. А поддержание эластичности налоговой системы является непременным условием сбалансированности государственной казны. В различных странах основную часть доходов бюджета составляют именно налоги. Так, во Франции налоги формируют 95% доходов государственного бюджета, в США – более 90%, в Германии – 80%, в Японии – 75%. В России доля налогов примерно соответствует мировым показателям – более 80%.

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В усло­виях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой фи­нансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Го­сударство широко использует налоговую политику в качестве определенного ре­гулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зави­сит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в фи­нансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок не­правильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство пред­приятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налого­вым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расши­рения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В условиях перехода от административно - директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законодательство оналогах и сборах состоит из настоящего кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Налоговый кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в том числе:

виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;

основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;

правила и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

формы и методы налогового контроля;

ответственность за совершение налоговых правонарушений;

порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Действие налогового кодекса распространяются на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено кодексом.

Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с налоговым кодексом РФ. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с настоящим кодексом.

Таким образом законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Само понятие «налог» можно рассматривать одновременно как экономическое и хозяйственное явление действительности, но в первую очередь это понятие является одним из основных в финансовой науке, поскольку налогообложение непосредственно связано с бюджетными механизмами. Так, в соответствии со статьей 8 Налогового кодекса Российской Федерации «под налогом - понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».Основываясь на данное определение можно выделить основные признаки налога:

публичность;

законность установления;

процедурный характер взимания;

абстрактность;

индивидуальная безвозмездность;

безвозвратность;

принудительность изъятия.

В российской практике налогообложения наряду с налогами существуют пошлины и с боры. В финансовом плане они менее значимы, цель их взыскания состоит в покрытии издержек отдельных государственных учреждений (судов паспортных столов и т.п.).

Сбор (п.2, ст.8 НК РФ) – это обязательный взнос взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщика сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Следовательно сбор не является налогом, т.к. это плата за право пользования или право осуществления деятельности.

Налоги используются всеми государствами рыночной экономики как метод прямого влияния на бюджетные отношения и опосредованного воздействия (через систему льгот и санкций) на производителей товаров, работ и услуг. Налоги призваны обеспечивать:

относительное равновесие общественных потребностей и ресурсов, необходимых для их удовлетворения;

рациональное использование природных богатств, в частности путем введения штрафов и иных санкций на распространение вредных производств.

С помощью налогов государство решает экономические, социальные и другие общественные проблемы. Реализация практического назначения налогов осуществляется посредством функций налогообложения, важнейшими из которых являются фискальная и регулирующая.

Фискальная функция означает формирование государственных доходов путем аккумулирования в бюджете и внебюджетных фондах денежных средств для финансирования общественно необходимых потребностей. Эти средства расходуются на социальные услуги и хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, административно-управленческие расходы, платежи по государственному долгу.

Регулирующая функция призвана решать те или иные задачи налоговой политики государства посредством налоговых механизмов. Данная функция предполагает влияние системы налогообложения на инвестиционный процесс, предпринимательскую деятельность, спад и рост производства, а также его структуру. Эту функцию можно разделить на следующие составляющие:

стимулирующая подфункция - проявляется через систему льгот и освобождений, при этом происходит переориентация доходной части бюджета (например, льготные налоговые режимы для субъектов малого предпринимательства, сельскохозяйственных производителей);

дестимулирующая подфункция – цель ее – поощрить отечественное производство (через рост таможенных пошлин) или ограничить развитие игорного бизнеса (используя чрезмерно высокие налоговые ставки) и тд.;

воспроизводственная функция предназначена для аккумуляции средств на восстановление использованных ресурсов.

С регулирующей функцией тесно связаны социальная и контрольная функции.

Социальная функция затрагивает проблемы справедливого налогообложения и реализуется посредством:

неравного обложения налогом разных сумм доходов (использование прогрессивной шкалы налогообложения);

применения налоговых скидок (например, с доходов граждан, направляемых на приобретение или строительство нового жилья);

введения акцизов на предметы роскоши (например, акциз на ювелирные изделия).

Поэтому граждане с большими доходами должны платить в бюджет большие суммы налогов и наоборот. По своей сути социальная функция регулирует размер налогового бремени исходя из величины доходов физического лица.

Контрольная функция налогообложения позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять

Их размер с потребностями в финансовых ресурсах и таким образом влиять на процесс совершенствования налоговой и бюджетной политики.

Таким образом, в условиях рыночной экономики основными функциями налогообложения являются фискальная и регулирующая. Первая из них определяет тяжесть налогового бремени в стране, а вторая - образует противовесы излишнему фискальному гнету. Умелое сочетание всех функций при построении налоговой системы способствует экономическому росту государства и социальной защищенности населения.

Для успешного функционирования налоговой системы любой страны необходимы основные базовые идеи и положения, в соответствии с которыми будет действовать данная система, или по-другому принципы налогообложения . Можно выделить следующие группы принципов:

По степени охвата во времени и пространстве- общенациональные (базовые) принципы, сформулированные на протяжении всей истории развития налогообложения и действующие во всем мире; национальные (индивидуальные) принципы, функционирующие в рамках конкретной страны.

В зависимости от сферы действия – юридические, организационные и экономические принципы.

Юридические принципы налогообложения – это общие и специальные принципы налогового права:

Принцип равного налогового бремени;

Принцип установления налогов законами;

Принцип отрицания обратной силы налоговых законов;

Принцип приоритета налогового закона над неналоговыми законами;

Принцип наличия всех элементов налога в налоговом законе;

Принцип сочетания интересов государства и обязанных субъектов.

Организационные принципы налогообложения – это положения, на которых базируется построение налоговой системы и осуществляется взаимодействие ее структурных элементов. Налоговая система России руководствуется следующими организационными принципами:

принцип единства налоговой системы;

принцип подвижности (эластичности);

принцип стабильности;

принцип множественности налогов;

принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов.

Экономические принципы впервые были сформулированы А.Смитом.

В настоящее время они претерпели некоторые изменения, именуются иначе и могут быть кратко охарактеризованы следующим образом:

принцип справедливости - каждый должен принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Методологической основой выступает прогрессивное налогообложение: кто получает больше благ от государства, тот должен больше платить налогов;

принцип соразмерности – баланс интересов налогоплательщика и государственного бюджета. Этот принцип характеризуется кривой Лаффера, показывающей зависимость налоговой базы от изменения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени;

принцип учета интересов налогоплательщиков – простота исчисления и уплаты налога. Раскрывается через:

Принцип определенности (сумма, способ и время платежа должны быть точно известны налогоплательщику);

Принцип удобства (налог взимается в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика).

принцип экономичности (эффективности) – необходимость сокращения издержек государства по взиманию налога. Сумма сборов по отдельному налогу должна превышать (причем, примерно на порядок) затраты на его обслуживание.

Со временем к этому перечню австрийский экономист Адольф-Генрих- Готлиб Вагнер добавил следующие принципы: -достаточность (обеспечение покрытия расходов государства налоговыми поступлениями в данный и последующие периоды);-правильный выбор источников налогообложения; - выявление способов избавления от уплаты налогов (имеется в виду законных); - влияние налогов на плательщиков; - общность (охват всех слоев населения обложением налогами); - прогрессивность (рост величины налога с ростом доходов плательщика); - освобождение от уплаты налогов части населения, получающей минимальные доходы.

Налоги являются необходимым звеном экономических отноше­ний в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопрово­ждаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налого­вый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Налоговое бремя – это все реально уплачиваемые налоги налогоплательщиком в доход государства. При этом мировая практика показала, что существует предельная критическая ставка налогообложения (оптимальная граница), при которой в условиях рынка налоги не сказываются негативно на экономическом росте. Она составляет 30-33%.

При всем многообразии налогов их сходства и различия позволяет устанавливать классификация , то есть разделение налогов на группы и подгруппы в соответствии с теми или иными признаками (основаниями).

Так по способу взимания (механизму формирования) налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги – налоги, которые взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщиков. Окончательным плательщиком прямых доходов выступает владелец имущества (дохода). То есть онивзимаются с конкретного физического или юридического лица.

Прямые в свою очередь подразделяются на:

Реальные, которые уплачиваются с учетом недействительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика. (например, налог на игорный бизнес);

Личные, которые уплачиваются с реально полученного дохода, учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика.

Косвенные налоги - налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

В зависимости от объекта взимания косвенные налоги подразделяются:

Косвенные-индивидуальные: облагаются строго определенные группы товаров;

Косвенно-универсальные: облагаются в основном все товары и услуги;

Фискальные монополии: облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах.

К косвенным относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы и тд.

В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, подразделяют:

1. Это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общерос­сийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные ис­точники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются в федеральном бюджете. К числу федеральных относятся: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, подоходный налог с физи­ческих лиц, таможенные пошлины.

2. Региональные налоги. Устанавливаются законодательными органами субъектов РФ, исходя из обще­российского законодательства. Часть региональных налогов отно­сится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае ре­гиональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.

Среди региональных можно выделить налог на недвижимость, налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и др.

3. Местные налоги. То есть налоги городов, районов, поселков и т.д. Эти налоги всегда поступают в местные бюджеты, в отличие от федеральных и региональных налогов

Среди местных налогов крупные поступления обеспечивают: налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на рекламу и далее - большая группа прочих местных налогов.

По целевой направленности налоги можно разделять на:

- общие (абстрактные) , предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом, не связанные с конкретными направлениями расходования.

- целевые (специальные ), вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов (на строго определенные цели).

По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:

- закрепленные, которые непосредственно и целиком поступают в тот или оной бюджет или внебюджетный фонд.

- регулирующие, разноуровневые, поступающие в различные бюджеты одновременно в пропорции, принятой бюджетным законодательством.


Похожая информация.


Бюджетные доходы

Виды источников доходов бюджетов

Виды доходов бюджетов

Понятие и функции налогов и сборов

Принципы налогообложения

Элементы юридического состава налога

1. Виды источников доходов бюджетов

Налоги, сборы

Неналоговые доходы бюджетов - доходы от реализации вещных прав на имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности. Речь идет о доходах от платных услуг казенных учреждений, а также о доходах от имущественных санкций, за исключением налоговых пени и штрафов; и еще к этой категории относятся средства самообложения граждан - когда необходимо финансировать конкретный расход - для этого привлекаются средства граждан, которые проживают на территории муниципального образования

Безвозмездные поступления - это межбюджетные трансферты (дотации, субсидии, субвенции), безвозмездные поступления от физ и юр лиц, международных организаций, правительств иностранных государств, добровольные пожертвования. Все они являются собственными доходами бюджетов, за исключением субвенций. Причем налоговые доходы распределяются между бюджетами бюджетной системы по нормативам, которые предусмотрены бюджетным законодательством. А неналоговые - по принадлежности источников соответствующему публичному образованию. Межбюджетные трансферты связаны с выравниванием бюджетной обеспеченности (если это дотации), софинансирование (если это субсидии), и передачи полномочий публичной власти (если это субвенции). Безвозмездные поступления распределяются между бюджетами по направлению средств.

Бюджетные доходы являются доходами соответствующих публичных образований по уровням бюджетной системы и принадлежности бюджетов, которые поступают к соответствующего, это доходы соответствующих бюджетов бюджетных систем.

Налоговые доходы составляют 90 % доходной части.

Экономическая составляющая налогов - это распределительная функция финансов, способ перераспредеделения средств из частных денежных фондов в публичные.

Правовая составляющая налогов - как отчуждение имущества в пользу государства на индивидуально-безвозмездной и безвозвратной основах. Такого рода отчуждение обеспечивается путем принуждения, а правовые основы такого рода отчуждения должны быть установлены только в законе

Установленная законом денежная форма отчуждения собственности или имущества, находящего на праве собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидульной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченная государственным принуждением и не носящая характера наказания либо контрибуции с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти.



Определение налога и сбора.

Сущность налога - обязанность по уплате налога закреплена в Конституции и обязательна для всех

Сущность сбора - уплата сбора должна носить компенсационный характер. Они не должны превышать. Сбор уплачивается в связи с обеспечением доступа к праву. То есть сбор является индивидуально-возмездным. В отличии от налога, сбор является принудительным платежом.

Сбор и функции налогов

Принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение прав и свобод человека и гражданина как налогоплательщика:

1. Конституционные принципы

1. Принцип публичной цели взимания налогов и сборов - налоги индивидуально-безвозмездны. У гос аппарата, который финансируется за счет налоговых отчислений, не должны быть интересы, отличные от интересов общества. При этом налог является общественно-возмездным.

2. Принцип приоритета финансовой цели - налоги устанавливают для формирования бюджетов, а не для того чтобы управлять. Фискальная функция должна превалировать над регулирующей. Налогообложение должно осуществляться за счет дополнительного дохода. В форме налога должен изыматься не весь свободный доход для формирования капитала.

3. Принцип ограничения специализации налогов и сборов - нужно избегать злоупотреблением целевыми налогами, которые привязаны к конктетным расходам, так как это может. Налог не предназначен для финансирования определенных налогов, а то получится коммерциализация гос управления - не что иное, как коррупция

4. Принцип - право собственности первично и защищено Кнституцией и гражданским законодательством. Именно поэтому отчуждения права собственности сопровождается сакционированием такого рода платежей в парламенте. Налоги не могут быть предметом референдума. Налогообложение ограничивает право собственности.

5. Принцип установления налогов в должной процедуре - особая процедура внесения законопроекта.

6. Принцип ограничения форм - недопустимо включать нормы налогового законодательства в законодательные акты, не посвященные налогам как таковые.

7. Принцип единства налоговой системы с разграничением налоговых полномочий между РФ, субъектами и муниципальными образованиями - единой является не только система налогов, но и налоговая система. С наделением отдельными полномочиями

2. Принципы налогообложения, обеспечивающие -

1. Принцип всеобщности - каждый обязан платить установленные законом налоги и сборы.

2. Принцип соразмерности налогообложения - налогообложение не должно посягать на капитал, который может иссякнуть, и тогда не будет основы для налогообложения. Организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, места нахождения налогоплательщика, чтобы устранить дискриминацию.

3. Принцип равного налогового бремени - необходимость учета обстоятельств, связанных с фактической способностью к уплате налога исходя из принципов справедливости и соразмерности посредством справедливого распределения налогов и дифференциированного налогообложения. Принцип достигается путем. Его реализация предполагает достижение одинакового налогового бремени, которое несут разные налогоплательщики.

Организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, мес

Элементы юридического состава налога - это те элементы или обстоятельства, без которых (если они считаются существенными) налог не считается установленным и не подлежит к уплате. Они могут быть определены как обстоятельства, связанные с возникновением налогового обязательства либо элементы юридической конструкции налога, налога

Элементы юридического состава

1. Налогоплательщик как субъект налогообложения - резиденты и резиденты. Резиденство - именно экономическая связь налогоплательщика со страной, которая определяется, прежде всего, его присутствием на териитории страны, а также его деятельность. Лицо должно находится в течение 180 дней в течение 12 месяцев подряд (надо совместить это с налоговым периодом). Нерезиденты - те физ лица, которые не соответствуют требованиям резиденства - менее 180 дней, и если у них есть источники дохода на территории этой стороны. Ставка налогообложения для резидентов - 13 %, для нерезидентов - 30 %. На резидентов распространяются налоговые вычеты, а на нерезидентов - нет. Что касается юридических лиц - производится тест юридического адреса, тест определения места заседания совета директоров, тест на определение деловой цели. Тест места проживания, тест центра интересов, тест гражданства, тест обычного места проживания.

2. Объект налога - это юридический факт. Фактическое основание экономического характера, с которым гос-во связывает экономическое обязательство. Получение дохода, совершение оборота по реализации работ и услуг, о приобретений право собственности на имущество.

3. Предмет налога - это объект материального мира, в отношении которого у субъекта налогообложения возникает объект налогообложения. Например, это доход в материальном смысле слова. То есть денежные средства, полученные в качестве дохода. Имущество в поимущественном налогообложении. Товары, работа и услуги - оборотный налог. Земельный налог: объект - право собственности на землю. Предмет - земельный участок.

4. Налоговая база - определяется как количественное выражение предмета налогообложения. Она же является основой налога, к которой применяется налоговая ставка. Налоговая база измеряется масштабами налога и единицой налогообложения.

5. Масштаб налога - это физическая характеристика, которая используется в качестве параметра измерения налоговой базы - например, вес автомобиля, объем двигателя, мощность двигателя, стоимость автомобиля.

6. Единица налогообложения - единица измерения масштаба налога (лошадиные силы, кубические сантиметры, рубли и так далее)

7. Метод учета налоговой базы - это тот метод учета налоговой базы, который позволяет определить время ее формирования и распределить налоговую базу между разными налоговыми периодами. Кассовый метод предполагает учет элементов налоговой базы по мере получения средств, то есть предполагает, что в налоговую базу включаются доходы по мере реального получения средств, на расходы - по мере реальной выплаты денежных средств. Накопительный метод - предполагает учет элементов налоговой базы по мере возникновения соответствующих доходных и расходных обязательств. Доходы и расходы учитываются по мере появления соответчтвующих обязательств, а не по мере.

8. Налоговый период - это срок, в течение которого формируется налоговая база и определяется размер налогового обязательства. Как правило, это календарный год. Или же квартал на НДС. В рамках налогового периода выделяются отчетные периоды. Отчетный период - это составление и представление налоговой отчетности. По результатам отчетных периодов выплачиваются авансовые платежи. При неуплате авансов взыскиваются пени.

9. Ставка налога - это размер налога на единицу налогообложения или величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы

10. Метод налогообложения - это порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы. И в зависимости от этого различается равноеналогообложение (все налогоплательщики уплачивают налог в равной сумме - то есть общие потребности удовлетворяются равными усилиями), пропорциональноеналогообложение - все налогоплательщики уплачивают налог по равной налоговой ставке , и наконец, прогрессивное налогообложение - с ростом налоговой базы возрастает налоговая ставка.

11. Налоговые льготы - факультативный элемент .

Все 10 элементов - обязательны.

Функции налогов, определяющие их сущность, являются производными от функций финансов и выполняют те же задачи, но в сравнительно более узких рамках.

Исходя из этого функции налогов можно сгруппировать в два блока: основные и дополнительные.

Группа основных функций включает сущностную функцию налога (фискальную) и две общефинансовых (регулирующую и контрольную). Именно на базе этих функций строится налоговый механизм, и, действуя совместно, они составляют цельный комплекс.

Дополнительные функции детализируют главные цели, реализуемые через подсистему основных функций. Кроме того, если основные функции обязательны для всех видов налогов, то дополнительные имеют оттенок факультативности и не обязательно представлены во всех налогах.

Основные функции налога:

1. Важнейшей функцией налогов является фискальная (лат. fiscus - государственная казна). В соответствии с этой функцией налоги выполняют свое основное назначение - насыщение доходной части бюджета, доходов государства для удовлетворения потребностей общества.

2. Регулирующая функция служит своеобразным дополнением предыдущей и затрагивает как регулирование производства, так и регулирование потребления (например, косвенные налоги). При этом регулирующий механизм существует объективно и влияние на плательщиков осуществляется независимо от воли государства.

3. Контрольная функция реализуется в ходе налогообложения при регламентации государством финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, получении доходов гражданами, использовании ими имущества. С помощью этой функции оценивается рациональность, сбалансированность налоговой системы, каждого рычага в отдельности, проверяется, насколько налоги соответствуют реализации цели в сложившихся условиях.

Дополнительные функции налога образуют подсистему, которая охватывает следующие виды функций:

1. Распределительная функция представляет собой своеобразное отражение фискальной: наполнить казну, чтобы потом распределить полученные средства. Но на стадии распределения эта функция очень тесно переплетается с регулирующей, и в одном действии могут проявляться обе функции.

2. Стимулирующая (дестимулирующая) функция создает ориентиры для развития или свертывания производства, деятельности. Как и регулирующая, она может быть связана с применением механизма льгот, изменением объекта налогообложения, уменьшением налогооблагаемой базы. Иногда эту функцию рассматривают как подвид регулирующей.

3. Накопительная функция представляет собой своеобразное обобщение всех предыдущих функций и главную - с позиций реализации целей государства в налоговой системе. Наиболее обобщающей функцией налогов, с которой связано их возникновение и развитие, является фискальная. Но это только на первый взгляд. Она носит временный характер, выступает этапной, реализующей насыщение бюджета на определенный период.

Соотношение налога, сбора, пошлины

Законодательства многих государств не делают разграничения между этими категориями, и налоговая система характеризуется как совокупность налогов и сборов. Естественно, у налога, пошлины, сбора существует ряд общих черт.

К ним относятся:

1. Обязательность уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджеты и фонды.

2. Четкое поступление их в бюджеты и фонды, за которыми они закреплены.

3. Изъятие их на основе законодательно закрепленной формы и порядка поступления.

4. Принудительный характер изъятия.

5. Осуществление контроля едиными органами Государственной налоговой службы.

6. Безэквивалентный характер платежей.

Однако, несмотря на схожесть этих механизмов, они имеют четкие различия.

Пошлина и сбор отличаются от налогов:

А. По значению. Налоговые платежи обеспечивают до 80% поступлений в доходную часть бюджета, остальные виды отчислений, соответственно, меньше.

Б. По цели. Цель налогов - удовлетворение потребностей государства, цель пошлин, сборов - удовлетворение определенных потребностей или затрат учреждений.

В. По обстоятельствам. Налоги представляют собой безусловные платежи; пошлина, сбор выплачиваются в связи с услугой, предоставляемой плательщику государственным учреждением, которое реализует государственно-властные полномочия.

Г. По характеру обязанности. Уплата налога связана с четко выраженной обязанностью плательщика; пошлина, сбор характеризуются определенной добровольностью действий его и не регулируются иногда отношениями императивного характера.

Д. По периодичности. Сборы, платежи, пошлина часто носят разовый характер и их уплата осуществляется без определенной системы; налоги характеризуются определенной периодичностью.

Отличия по периодичности включают два подхода:

Периодичность уплаты (сборы, пошлина - одноразовая уплата, налоги - определенная периодическая уплата);

Периодичность действий (сборы, пошлина прямо зависят от количества действий, порождающих обязательство по уплате, налоги - четко не увязываются с периодичностью действий, например, периодичность уплаты налога с владельцев транспортных средств не связывается с характером использования транспортного средства).

Е. Отношения возмездности характерны для пошлин, сборов (в отличие от налогов).

Законодательного разграничения пошлины и сбора в Украине нет. Раньше основным критерием было поступление средств: если в бюджет - пошлина, если в пользу организации - сбор. В современных условиях акценты несколько сместились:

сбор - платеж за обладание особым правом;

пошлина - плата за совершение в пользу плательщиков юридически значимых действий.

Понятие налога включает в себя обязательную и безвозмездную плату, которая выплачивается в органы государственного аппарата для финансирования и поддержания деятельности государственных аппаратов и муниципальных учреждений. Его влияние можно рассматривать как на внутреннюю, так и на внешнюю экономику, причем размер налогообложения устанавливается государством по различным причинам - от перераспределений индивидуальных доходов населения страны до устранения внешнеэкономических эффектов.

Следует отметить, что понятия налога и сбора кардинально различны. Основное различие заключается в обязательности платежа и возмездности. В осуществляются только по письменному соглашению плательщика, а возмездность гарантирует предоставление от государственных, муниципальных и других органов, в фонды которых отчисляются сборы, оказание ими встречных услуг плательщику. Еще одним отличием является основа финансирования. Налоги направлены на финансирование публичного объекта, в то время как целесообразность сборов государственных аппаратом не установлена. Хотя функции налогов и сборов схожи.

Основные и сборов зависят от их классификационной системы. Эта система представляет собой разделение:

  • На учет объектов налогообложения. Ставками облагаются доходы или имущественное хозяйство юридических и физических лиц (прибыль, платеж за пользование земли и природных ресурсов и т.д.). Косвенным налогом облагается цена товара, услуги или работы путем их суммирования (НДС, акцизные марки, и др.).
  • На могут быть пропорционального, прогрессивного и регрессивного видов. Ставки пропорционального вида устанавливают на доход, вне зависимости от его размера, на одинаковый процент Прогрессивные ставки увеличивают свое значение в зависимости от изменения размера облагаемого дохода в большую сторону (транспортный налог). Регрессивные ставки уменьшают свое значение в зависимости от увеличения дохода (единый или государственные пошлины).
  • На уровни управления. По уровням выделяют федеральные, региональные и местные налоги. Федеральный налог устанавливается ГосДумой и Советом Федерации и действует по всей территории государства, причем взимается по единым ставкам. Это НДС, акцизные марки, доходная прибыль организаций др. Региональные налоги сформированы Налоговым Кодексом и комплексом законов, утвержденных региональными органами власти на имущественное хозяйство и др.) Местные же налоги облагают имущество и землю физических лиц.

Таким образом, экономическая система выделила фискальную, регулирующую, распределительную, контрольную и социальную функции налогов. Рассмотри каждый вид функции налогов в отдельности.

Фискальная (основная) функция характерна для любого типа государственного аппарата. Она участвует в формировании государственных денежных фондов, создавая материальную базу для функционирования государственной экономики.

Регулирующая функция представляет собой распределение налогов как активных средств для поддержания процессов воспроизводства, стимулируя или снижая его активность развития, участвуя в установлении накопительного капитала и регулируя платежеспособный спрос населения.

Контрольная функция оценивает и выявляет необходимость корректирующих изменений в налоговой системе и политике, создавая предпосылки для формирования процесса образования и поступающих от субъектов экономики.

Распределительная функция играет роль распределителя налоговых платежных операций между юридическими и физическими лицами в различных сферах и отраслях экономики.

Социальная функция - это совокупность распределительной и регулирующей налоговых функций. Эта функция участвует в защите конституционных прав граждан.

ФГБОУ ВО

«ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «Налоги и налогообложение»

Лекции по дисциплине:

«Налоги и налогообложение»

Методические указания к лекционным занятиям

Лекцияявляется эффективным средством изложения большого объема учебного материала в короткий срок и составляет основу теоретической подготовки студентов.

Цель лекции - краткое изложение важных и сложных вопросов по определённой дисциплине. Лекция должна стимулировать активную познавательную деятельность обучаемых, способствовать формированию их творческого мышления.

Во время лекции преподаватель устно передаёт информацию группе, размер которой может колебаться от нескольких человек до нескольких десятков. При этом преподаватель может применять и наглядные средства обучения, используя классную доску, плакаты или показ слайдов. В ходе лекции, представляющей собой монолог инструктора, аудитория воспринимает учебный материал на слух.

Лекция позволяет развить множество новых идей в течение одного занятия, сделать необходимые акценты. Они чрезвычайно эффективны с экономической точки зрения, поскольку один инструктор работает с большим количеством слушателей.

Лекции имеют и недостатки, даже в том случае, если лектор имеет самую высокую квалификацию. Коммуникация во время лекции в основном является односторонней, и исключение составляют лишь ситуации, когда лектор отвечает на вопросы слушателей. В основном обучающиеся конспектируют за лектором, практически не имея возможностей обратной связи, практики или контроля правильности понимания изложенного материала.

Усвоение материала в значительной степени зависит от характеристик изучаемого материала (содержание, сложность, структурированность) и от того, насколько широко во время лекции используются наглядные средства.

Лекция не позволяет учитывать разный уровень знаний, профессионального опыта и способностей обучаемых, и темп предъявления материала определяется преподавателем для группы в целом.



Материально-техническое обеспечение дисциплины

Необходимыми техническими средствами обучения, используемыми в учебном процессе для освоения дисциплины, является компьютерное оборудование.

Тестирование, проводимое на компьютерном оборудовании, позволяют оперативно выявлять сильные и слабые стороны преподавания в целом и уровень знаний каждого слушателя в частности. Кроме того, они сами по себе являются мощным инструментом в процессе обучения, так как во время тестового испытания перед мысленным взором студентов еще раз проходят все важнейшие определения, студенты вынуждены задумываться над смыслом пройденных экономических понятий.

ТЕМА 1. ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Экономическая сущность и функции налогов и сборов

В соответствии с НК РФ налог и сбор – разные понятия.

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п. 2 ст. 8 НК РФ).

Экономическая сущность налогов непосредственно вытекает из их функций .

Налогам присущи функции:

1. Фискальная функция состоит в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для его деятельности. Фискальная функция налогов, формируя государственные финансовые ресурсы, создает объективные условия для воздействия государства на экономику и этим обуславливает регулирующую функцию налогов.

2. Регулирующая функция состоит в том, что, маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

3. Стимулирующая функция состоит в том, что изменяя объекты налогообложения, уменьшая налогооблагаемую базу, понижая налоговые ставки, государство стимулирует социальную и экономическую активность в приоритетных для развития направлениях.

4. Распределительная функция состоит в том, что с помощью налогов государством перераспределяется часть прибыли предприятий и предпринимателей, а также доходов граждан, и направляется на развитие производственной и социальной инфраструктуры, инвестиции в отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: на железные дороги, автострады, развитие добывающих отраслей, строительство электростанции.

Характерной чертой системы налогообложения любого современного государства, взаимосвязанной с указанными выше функциями, является постоянное развитие (изменение) налогового законодательства в соответствии со стратегией и текущими задачами развития социально-экономической сферы.

Элементы налога

Каждый налог должен быть определен, то есть должны быть определены налогоплательщики и элементы налога , а именно:

1) объект налогообложения;

2) налоговая база;

3) налоговый период;

4) налоговая ставка;

5) порядок исчисления налога;

6) порядок уплаты налога.

7) сроки уплаты налога.

Объект налогообложения – реализация товаров (работ, услуг),

имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

Налоговый период календарный год или иной период времени (применительно к отдельным налогам), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Порядок исчисления налога позволяет налогоплательщикам самостоятельно исчислять сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Порядок уплаты налогов и сборов устанавливается применительно к каждому налогу и сбору. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке , предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах. Уплата налога производится в наличной или безналичной форме. При отсутствии банка налогоплательщики (налоговые агенты), являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном НК РФ. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени . Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.