Нужно ли платить транспортный налог автопогрузчика. На балансе автопогрузчик: надо ли уплачивать транспортный налог

Автопогрузчик куплен и введен в эксплуатацию в 2012 году.
Подлежат ли автопогрузчики государственной регистрации, если они не участвуют в дорожном движении?
Если автопогрузчики подлежат регистрации, но не зарегистрированы, то можно ли списать в этом случае на расходы при исчислении налога на прибыль затраты на амортизацию, ГСМ, ремонт?
Должен ли быть исчислен транспортный налог и налог на имущество?

Обязанность по уплате того или иного налога непосредственным образом связана с возникновением у налогоплательщика соответствующего объекта налогообложения (п. 1 ст. 38 НК РФ).

Налог на имущество организаций

Порядок бухгалтерского учета основных средств регламентирован нормами ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01).

В соответствии с п. 4 ПБУ 6/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основного средства, если одновременно выполняются следующие условия:

а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Согласно п. 5 ПБУ 6/01 активы стоимостью более 40 000 рублей, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01, должны учитываться в составе основных средств.

Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении, предусмотрен счет 01 "Основные средства". Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по счету 01 по первоначальной стоимости.

Таким образом, с момента принятия автопогрузчика в качестве объекта основных средств на учет по счету 01 он учитывается в составе имущества, признаваемого объектом обложения налогом на имущество организаций вне зависимости от отсутствия регистрации в органах гостехнадзора.

В НК РФ не содержится определения понятия "движимое имущество". Соответственно, по правилам п. 1 ст. 11 НК РФ в данном случае следует применять для классификации движимого и недвижимого имущества определения, установленные гражданским законодательством.

Понятия движимого и недвижимого имущества раскрываются в ст. 130 ГК РФ, где, в частности, указано, что к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

Регистрация прав на движимые вещи требуется только в случаях, указанных в законе (п. 2 ст. 130 ГК РФ).

Транспортный налог

Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ (ст. 357 НК РФ).

Напомним также, что нарушение правил государственной регистрации ТС всех видов, механизмов и установок в случае, если такая регистрация обязательна, может быть основанием для привлечения организации к административной ответственности (ч. 1 ст. 19.22 КоАП РФ).

К сведению:

Согласно п. 4 Постановления N 938 сведения о регистрации, изменении регистрационных данных (типа транспортных средств, их назначения или сведений о собственнике) и снятии с учета транспортных средств, подлежащих предоставлению юридическими и физическими лицами войскам, воинским формированиям и органам в соответствии с Положением о военно-транспортной обязанности, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 02.10.1998 N 1175, и перечнями транспортных средств, утвержденными Министерством обороны Российской Федерации, передаются подразделениями Государственной инспекции и органами гостехнадзора в военные комиссариаты в соответствии с порядками организации межведомственного информационного взаимодействия, определяемыми соответственно Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

В п. 4 Перечня N 1 техники, гужевого и вьючного транспорта, предоставляемых организациями войскам, воинским формированиям и органам, утвержденном приказом Минобороны РФ от 31.12.1999 N 628, указаны подъемно-транспортные машины и механизмы: краны на пневмоколесном движителе и гусеничные, автопогрузчики, погрузчики самоходные, электропогрузчики, конвейеры передвижные.

Расходы (ГСМ, ремонт и другое), понесенные организацией при эксплуатации автопогрузчика

Расходы (ГСМ, ремонт и другое), понесенные организацией при эксплуатации автопогрузчика, не зарегистрированного в органах гостехнадзора, можно учесть при исчислении налога на прибыль, если рабочий объем двигателя не более 50 куб. см ((или максимальной мощностью электродвигателя до 4 кВт (включительно)) при условии, что имеется паспорт на автопогрузчик, полученный от завода-производителя.

Если рабочий объем двигателя у незарегистрированного автопогрузчика более 50 куб. см, то, по мнению налоговиков, расходы, понесенные при его эксплуатации, нельзя учесть при исчислении налога на прибыль, так как они не отвечают критериям п. 1 ст. 252 НК РФ (письмо Управления МНС России по г. Москве от 25.11.2004 N 26-12/76625). То есть расходы экономически не обоснованы, так как без регистрации в органах гостехнадзора автопогрузчик нельзя использовать по назначению, так как эксплуатация машин без свидетельства о регистрации запрещается (п. 2.23 Правил) (смотрите постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.06.2010 N А27-19317/2009).

Однако существуют и судебные решения в пользу налогоплательщика (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 04.10.2010 N А27-975/2010, Московского округа от 07.09.2010 N А40-152876/09-13-1221 и Северо-Западного округа от 08.05.2008 N А56-18079/2007, ФАС Северо-Западного округа от 07.11.2005 N А56-44438/2004, ФАС Поволжского округа от 05.06.2007 N А12-18805/06). В частности, судьи пришли к выводу, что факт регистрации транспортного средства не является необходимым условием для начисления амортизации.

По нашему мнению, регистрация является специальной регистрацией самого транспортного средства и носит исключительно информационный (учетный) характер (постановление ФАС Московского округа от 14.07.2009 N КА-А40/5553-09, обращаем Ваше внимание на то, что в данном постановлении речь идет о Федеральном законе от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения") и не может влиять на порядок исчисления налога на прибыль, в частности на порядок списания затрат на ГСМ, начисления амортизации в налоговом учете и ремонт автопогрузчика (письма Минфина России от 20.11.2007 N 03-03-06/1/816, от 13.06.2012 N 03-03-06/1/303 , постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.05.2012 N А27-10607/2011).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор Пивоварова Марина

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

К какому виду транспортного средства отнести электропогрузчик, мощностью двигателя 9,3 л.с. и какая ставка налога для него предусмотрена?Электрополгрузчик зарегистрирован в г.Москве.

при определении видов автомототранспортных средств и отнесения их к категории грузовых или легковых автомобилей нужно руководствоваться данными паспорта транспортного средства (ПТС). Тип и категория транспортного средства указываются в строках 3 и 4 ПТС. Исходя из этого, необходимо и определять ставку транспортного налога. Если электропогрузчик зарегистрирован в подразделении ГИБДД, то к нему применяется ставка 15 рублей - грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно. Если же он зарегистрирован в органах Гостехнадзора с выдачей паспорта самоходного транспортного средства, то налоговая ставка составляет 25 рублей - другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы).

Обоснование данной позиции приведено ниж е в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: Как определить категорию транспортного средства в целях расчета транспортного налога

Категории транспортных средств

От категории транспортного средства и его технических характеристик (мощность, тяга, вместимость) зависит размер ставки транспортного налога (ст. 361 НК РФ).

Категории транспортных средств перечислены в статье 361 Налогового кодекса РФ. К ним, например, относятся:*

  • легковые автомобили;
  • мотоциклы и мотороллеры;
  • автобусы;
  • грузовые автомобили;
  • другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу;
  • катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства;
  • яхты и другие парусно-моторные суда;
  • гидроциклы;
  • самолеты, вертолеты;
  • несамоходные (буксируемые) суда и др.

Определение категории

При определении видов автомототранспортных средств и отнесения их к категории грузовых или легковых автомобилей нужно руководствоваться данными паспорта транспортного средства (ПТС).* Такой порядок подтверждается письмами Минфина России от 13 августа 2012 г. № 03-05-06-04/137 и от 21 октября 2010 г. № 03-05-06-04/251 , ФНС России от 15 февраля 2012 г. № БС-4-11/2450 и от 1 декабря 2009 г. № 3-3-06/1769 .

Тип и категория транспортного средства указываются в строках и ПТС* на основании Конвенции о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г. № 5938-VIII (Положение , утвержденное совместным приказом от 23 июня 2005 г. МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134).

Под типами транспортного средства понимается характеристика автомобиля, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением (грузовой, легковой, автобус и т. д.). Категорий транспортных средств можно выделить пять:*
1) А – мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства;
2) В – автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;
3) С – автомобили, за исключением относящихся к категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг;
4) D – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя;
5) E – прицеп – транспортное средство, предназначенное для движения в составе с транспортным средством. Этот термин включает в себя полуприцепы.

Если данные о категории (типе) транспортного средства, указанные в ПТС, не позволяют однозначно определить налоговую ставку, то этот вопрос должен решаться в пользу организации* (письмо ФНС России от 1 декабря 2009 г. № 3-3-06/1769).

Сергей Разгулин ,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

2. Справочники: Ставки транспортного налога в Москве в 2014 году

3. Статья: Спецтехника, поставленная на учет в органах ГИБДД, признается грузовой

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.08.94 № 938 органами государственной регистрации наземных транспортных средств являются:*

1. Подразделения ГИБДД – в отношении автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
2. Органы Гостехнадзора – в отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных машин и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

Таким образом, только в отношении транспортных средств, зарегистрированных в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, на которые выданы паспорта самоходных транспортных средств, при исчислении транспортного налога должна применяться налоговая ставка, установленная для категории «другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу».*

Л.П. Курочкина, главный государственный налоговый

инспектор отдела налогообложения физических

лиц УФНС России по Санкт-Петербургу

При подготовке транспортной декларации у бухгалтеров возникают сложности с тем, как определить код вида транспортного средства в 2016 году. Как не допустить ошибку, определяя код, чем необходимо руководствоваться при его определении и что вам в этом поможет помимо инструкции, разобрано этой статье.

Как определять код вида транспортного средства

Для того, чтобы определить код вида транспортного средства, вам понадобится ПТС и приложение 5 к Порядку , утвержденному приказом ФНС России от 20 февраля 2012 г. № ММВ-7-11/99. Именно из него следует выбрать соответствующий вашему транспортному средству код. Если из паспорта вам не ясны полные характеристики транспортного средства, понадобится помощь техников или механиков организации, чтобы они проконсультировали вас по неясным моментам, связанным с особенностями транспортного средства. Разобравшись с характеристиками транспортного средства, выяснив его конструктивные особенности, подберите в Приложении № 5 соответствующий ему код вида транспортного средства.

На что влияет код вида транспортного средства?

Выбор кода вида транспортного средства напрямую влияет на сумму транспортного налога, подлежащую уплате в бюджет. Законом субъекта РФ ставки транспортного налога устанавливаются в зависимости от кода транспортного средства. При неправильном определении кода и приеме в расчет неверной ставки налога рассчитанный налог может быть завышен или, наоборот, занижен. Поэтому к подбору кода вида транспортного средства следует подходить ответственно.

Где ставится в декларации код вида транспортного средства в 2016 году?

В соответствии с пунктом 5.3 Инструкции по заполнению декларации по транспортному налогу, утвержденной приказом ФНС России от 20 февраля 2012 г. № ММВ-7-11/99, код вида транспортного средства в 2016 году проставляется в строке 030 Раздела 2 «Расчет суммы транспортного налога по каждому транспортному средству» декларации по транспортному налогу.

Например, приведен код вида транспортного средства 52001, присваиваемый грузовым автомобилям.

Код вида транспортного средства 51004

Легковым автомобилям (за исключением автомобилей медпомощи, мотосаней и снегоходов) соответствует код 51004, легковым автомобилям медицинской службы — код 51003.

Код вида транспортного средства для автопогрузчика, который долгое время считался спорным

Дискуссии о том, какой код следует присвоить автопогрузчику, продолжались на протяжении нескольких лет. Согласно последнему мнению, которое принимают в расчет при заполнении декларации, автопогрузчик можно отнести к иным автотранспортным средствам с кодом 590 00. Обосновано это тем, что автопогрузчики не являются транспортными средствами, которые группируются в отдельный подраздел "Средства транспортные" (код 15 0000000) в кодах ОКОФ. В справочнике ОК 013-94В они включены в подраздел "Машины и оборудование" (код 14 0000000) ОКОФ под кодом 14 2915540. Поэтому в качестве кода вида транспортного средства для целей налогообложения для автопогрузчика можно выбрать код 590 00 «Иные автотранспортные средства». Официальная позиция чиновников по данному вопросу по-прежнему отсутствует.

Код вида транспортного средства 57001

Погрузчик (не авто-) относится к коду 57001 «Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу».

К этому коду относятся:

  • оборудование подъемно-транспортное подвижное (в частности краны общего назначения на пневмоколесном, автомобильном и гусеничном ходу);
  • самоходные машины и оборудование прочие (в частности экскаваторы, бульдозеры, самоходные скреперы и грейдеры, каналокопатели и каналоочистители, машины мелиоративные, машины для строительства дорог, снегоочистители, катки дорожные);
  • машины для транспортировки бурового оборудования (оборудование для перевозки бурильных труб, комплексы для транспортировки бурового оборудования);
  • другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, включенные в другие группировки.

Наша компания занимается оптовой торговлей и имеет большой склад для хранения товаров. Для работы нам необходимы автопогрузчики. Нужно ли их ставить на учет в ГИБДД? Уплачивается ли с них транспортный налог? Если не ставить автопогрузчик на учет, можно ли будет учесть расходы на ремонт и ГСМ в целях налогообложения прибыли?

Сразу скажем, что без регистрации автопогрузчика вам не обойтись.

ГИБДД здесь ни при чем

Тракторы, самоходные дорожно-строительные машины и прочую технику, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также транспортные средства, не предназначенные для движения по дорогам общего пользования, регистрируют органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (далее — органы гостехнадзора). Об этом говорится в абз. 3 п. 2 постановления Правительства РФ от 12.08.94 № 938 . Автопогрузчик по дорогам общего пользования не передвигается, так что и регистрировать его нужно в органах гостехнадзора, а не в ГИБДД МВД России.

Нет регистрации — нет и налога?

По общему правилу обязанность уплатить транспортный налог напрямую связана с моментом регистрации автотранспортного средства. Ведь плательщиками налога являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (ст. 357 НК РФ). Объектом обложения транспортным налогом признаются в том числе самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 358 НК РФ).

Тем не менее нужно учитывать, что общие нормы закона ориентированы на идеальную ситуацию, а не на то, чтобы предоставить компаниям возможность получать выгоду, не регистрируя автотранспорт и избавляясь таким способом от необходимости уплачивать налог. В отношении погрузчиков это особенно актуально. Ведь не регистрировать, например, эксплуатируемый легковой автомобиль в органах ГИБДД в течение длительного периода не получится по понятным причинам. А погрузчик может работать на территории предприятия без госрегистрации вплоть до плановой проверки органом гостехнадзора, которая и выявит нарушение п. 1.10 Правил . Кстати, за нарушение правил обязательной государственной регистрации транспортных средств всех видов ст. 19.22 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде предупреждения или штрафа: на должностных лиц — от 100 до 300 руб., на юридических — от 1000 до 3000 руб.

Налоговики в ходе проверки будут отталкиваться от того, что регистрация погрузчика является обязанностью, а не правом компании, и включат погрузчик в налоговую базу начиная с периода, в котором зарегистрировать технику компания должна была по закону. По нашему мнению, вполне обоснованно.

Суд в такой ситуации может принять сторону инспекторов. Например, в деле, рассмотренном ФАС Московского округа, предприятие не регистрировало погрузчики и не уплачивало транспортный налог. Данное обстоятельство и привело к судебному разбирательству. Причем арбитры первых двух инстанций при­шли к выводу, что транспортное средство, не прошедшее регистрацию и не допущенное к участию в дорожном движении, не воздействует на состояние дорог общего пользования. Поскольку автопогрузчики, не зарегистрированные в органах гостехнадзора, использовались только в производственной деятельности предприятия (на его территории), экономических оснований для обложения их транспортным налогом нет.

Кассационная инстанция с этим не согласилась, указав, что обязанность по уплате налога не может ставиться в зависимость от желания лица провести регистрацию принадлежащих ему объектов налогообложения. Поскольку автопогрузчики считаются транспортными средствами, предприятие обязано было обеспечить их государственную регистрацию. Кроме того, ст. 358 НК РФ не устанавливает зависимости между фактами использования автотехники и исчислением транспортного налога. Из этого был сделан вывод, что в результате использования транспортных средств без надлежащей регистрации предприятие получило необоснованную налоговую выгоду в виде неуплаты транспортного налога и его доначисление правомерно (постановление от 16.04.2009 № КА-А40/2929-09). К аналогичным выводам арбитры ФАС Московского округа приходили неоднократно (постановления от 19.09.2008 № КА-А40/8418-08, от 23.10.2006 № КА-А40/8474-06 и от 31.05.2006 № КА-А41/4543-06).

Если погрузчик не зарегистрирован

Что касается налога на прибыль, для начисления амортизации не важен факт регистрации транспорта ни в органах ГИБДД, ни в органах гостехнадзора. С этим согласен и Минфин России (письмо от 20.11.2007 № 03-03-06/1/816). Амортизация по транспортному средству начинает начисляться в общем порядке — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект введен в эксплуатацию (п. 2 ст. 259 НК РФ).

Такого мнения придерживается и большинство судов. Арбитры указывают, что ввод в эксплуатацию автомобиля не зависит от регистрации транспортного средства. Специальная регистрация транспортных средств осуществляется исключительно с целью их учета, носит информационный характер и не связана с возникновением имущественных прав на движимое имущество (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 04.10.2010 № А27-975/2010, Московского округа от 07.09.2010 № А40-152876/09-13-1221 и Северо-Западного округа от 08.05.2008 № А56-18079/2007).

В то же время в письме УФНС России по г. Москве от 25.11.2004 № 26-12/76625 разъяснялось, что автомобиль не может эксплуатироваться ранее его госрегистрации в органах ГИБДД, а потому и амортизация по нему должна начисляться только после соответствующей регистрации. К аналогичному выводу пришел ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 18.06.2010 № А27-19317/2009, указав, что собственник вправе использовать транспортное средство (фронтальный погрузчик) в производстве только при наличии допуска к эксплуатации. Тот факт, что погрузчик не прошел обязательную процедуру регистрации в органах гостехнадзора, может рассматриваться как отсутствие допуска транспортного средства к эксплуатации. Значит, начислять в налоговом учете амортизацию по такому объекту нельзя.

На наш взгляд, регистрация погрузчика в органах гостехнадзора носит учетный характер и не может влиять на порядок налогообложения прибыли, в частности начисления амортизации. Поэтому полагаем, что факт государственной регистрации в органах гостехнадзора не влияет и на порядок списания затрат на ГСМ и ремонт погрузчика в налоговом учете. Расходы на ремонт основных средств учитываются как прочие (ст. 260 НК РФ), а стоимость ГСМ для погрузчика — как материальные (подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ) при условии, что такие затраты экономически обоснованны, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). С тем, что расходы на приобретение ГСМ могут учитываться в соответствии с указанной нормой, согласны и чиновники (письма Минфина России от 22.06.2010 № 03-03-06/4/61 и ФНС России от 16.07.2010 № ШС-37-3/6848).

С учетом изложенного выше при возникновении споров с налоговиками по поводу начисления амортизации и списания текущих расходов по погрузчикам, не прошедшим обязательную регистрацию, у компании будет немало шансов на успешную защиту своей позиции в суде. И все же лучше зарегистрировать погрузчик в органах гостехнадзора в сроки, установленные законодательством. Это позволит избежать и штрафов, и возможных разногласий с налоговиками.

"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 3

Использование электрических, бензиновых, дизельных погрузчиков в предпринимательской деятельности торговой организации - дело привычное. А надо ли уплачивать транспортный налог в отношении названных транспортных средств?

Изучать этот вопрос начнем с норм Налогового кодекса: согласно ст. 357 плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Исключение - организаторы XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, маркетинговые партнеры Международного олимпийского комитета в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых исключительно в связи с организацией и (или) проведением Олимпийских (Паралимпийских) игр и развитием г. Сочи как горноклиматического курорта.

В п. 1 ст. 358 НК РФ перечислены транспортные средства - объекты налогообложения. К ним относятся:

  • автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу;
  • самолеты, вертолеты;
  • теплоходы, яхты, парусные суда, катера;
  • снегоходы, мотосани;
  • моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Ниже (в п. 2) приведены ТС, которые объектом обложения транспортным налогом не являются, это:

  • весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л. с.;
  • автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения;
  • промысловые морские и речные суда;
  • пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
  • тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений и др.), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
  • транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
  • транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
  • самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
  • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Как видим, среди исключений авто- и электропогрузчики не поименованы. Следовательно, нам необходимо выяснить:

  • должны ли указанные транспортные средства быть зарегистрированы их собственником в законодательно установленном порядке;
  • что собственно это за порядок;
  • какие органы отвечают за проведение регистрации ТС.

Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 938). В соответствии с п. 2 названного Постановления регистрацию транспортных средств на территории РФ осуществляют:

  • подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ в отношении автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;
  • органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ - тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования ;
  • военные автомобильные инспекции федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и иные организации, имеющие воинские формирования, - транспортных средств воинских формирований федеральных органов исполнительной власти и иных организаций.

В п. 1 Постановления N 938 поясняется, что регистрации подлежат транспортные средства с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт.

Итак, мы выяснили, что, если транспортное средство не эксплуатируется на дорогах общего пользования, но при этом его технические характеристики превышают установленный минимум (имеет объем двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальную мощность электродвигателя более 4 кВт), оно должно быть зарегистрировано в органах Гостехнадзора. Причем сделать это нужно в течение 5 суток после приобретения такого ТС (таможенного оформления, снятия с учета, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных) (п. 3 Постановления N 938). Правила государственной регистрации интересующих нас ТС утверждены Минсельхозпродом 16.01.1995.

К сведению. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством РФ порядке, не регистрируют транспортные средства, предназначенные для продажи (п. 3 Постановления N 938).

Из сказанного выше делаем вывод, что владельцы автопогрузчиков регистрируют их в органах Гостехнадзора, причем регистрация является обязанностью, а не правом организации. Соответственно, зарегистрированные в установленном порядке погрузчики, на которые выданы паспорта самоходных транспортных средств, являются объектом обложения транспортным налогом. Аналогичное мнение высказано в Письмах Минфина России от 25.08.2009 N 03-05-05-04/09, от 17.08.2007 N 03-05-06-04/35, УМНС по г. Москве от 07.06.2004 N 23-10/3/37665.

Кстати, ст. 19.22 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов (в случае, если такая регистрация обязательна), в частности для должностных лиц размер штрафа составляет от 100 до 300 руб., для юридических лиц - от 1000 до 3000 руб.

Но, как показывает практика, владельцы погрузчиков не всегда добросовестно выполняют обязанность по регистрации названных ТС и, соответственно, уклоняются от уплаты транспортного налога, аргументируя это тем, что погрузчики не эксплуатируются за пределами предприятия.

Рассмотрим судебные решения по данному вопросу.

Например , Постановление ФАС МО от 16.04.2009 N КА-А40/2929-09. В ходе проведения контрольных мероприятий налоговой инспекцией было установлено, что в период с января 2002 по июнь 2006 г. организацией были приобретены погрузчики, однако до октября 2006 г. они не были зарегистрированы в установленном порядке и транспортный налог по ним не уплачивался. Суд пришел к следующим выводам:

  • обязанность по уплате налога не может ставиться в зависимость от желания лица осуществить регистрацию принадлежащих ему объектов налогообложения;
  • ст. 358 НК РФ не предусматривает зависимости между фактами использования автотехники и исчислением транспортного налога.

Вердикт: в результате использования транспортных средств без надлежащей регистрации общество необоснованно получило налоговую выгоду в виде неуплаты транспортного налога.

К аналогичному выводу пришел Арбитражный суд г. Москвы (Решение от 21.08.2009 N А40-12160/08-114-50): поскольку транспортные средства подлежали регистрации в Гостехнадзоре, они признаются объектом налогообложения транспортным налогом.

Справедливости ради отметим, что есть примеры и противоположных судебных решений (см., например, Постановление ФАС ВВО от 15.01.2007 N А39-5076/2005-380/11). Общество не включило в налогооблагаемую базу по транспортному налогу 57 единиц транспортных средств (автогрейдер, грейдер, скрепер, трактор, асфальтоукладчик, каток, мотокаток, виброкаток, каток дорожный, бульдозер, погрузчик, экскаватор). Основанием для доначисления налога послужили сведения (справка), представленные Гостехнадзором. Однако, исследовав названную справку, суд установил, что в представленном перечне ТС, зарегистрированных за налогоплательщиком, не были указаны государственные регистрационные знаки ТС, в связи с чем идентифицировать их не представлялось возможным. По мнению судей, документом, подтверждающим регистрацию транспортного средства органами Гостехнадзора, является свидетельство о регистрации и государственный регистрационный знак. При таких обстоятельствах суд посчитал, что общество включило в налогооблагаемую базу по транспортному налогу все транспортные средства, прошедшие государственную регистрацию в установленном законом порядке. По сути, позиция суда: нет регистрации - нет налога.

* * *

Независимо от того, эксплуатируется погрузчик на открытых площадках либо только внутри здания (склада, магазина), он все равно является транспортным средством и, следовательно, должен быть зарегистрирован в установленном порядке в органах Гостехнадзора. Соответственно, в силу норм налогового законодательства транспортное средство, зарегистрированное в законодательно установленном порядке, является объектом обложения транспортным налогом (напомним, что не подлежат обязательной госрегистрации ТС с объемом двигателя до 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя до 4 кВт включительно). В ситуации, когда транспортные средства подлежат регистрации, но не были зарегистрированы их собственниками, арбитражная практика неоднозначна. Однако с большой долей вероятности можно говорить о том, что в таком случае споров с налоговиками не избежать.

С.В.Манохова

Редактор журнала

"Торговля:

бухгалтерский учет

и налогообложение"