Нетрудовые трудовые доходы в ссср

Cтраница 1


Нетрудовые доходы - доходы, в своей основе противоречащие социалистическим принципам распределения. К ним относятся доходы: не связанные с трудовой деятельностью; несоразмеримые с затратами труда; получаемые противозаконным образом.  

Нетрудовые доходы, связанные с трудом, но носящие противозаконный характер, образуются от запрещенных видов трудовой деятельности.  

Нетрудовые доходы, особенно от противозаконной деятельности, имеют крайне неблагоприятные социально-экономические и нравственные последствия, наносят прямой ущерб реализации социалистического принципа распределения по труду. Они подрывают материальные стимулы труда, заинтересованность в высокоэффективном и производительном труде в обобществленном производстве.  

Нетрудовые доходы, особенно от запрещенной законом деятельности, концентрируются в больших размерах в руках ограниченного круга лиц. Создается слой потребителей с наивысшей платежеспособностью, которые предъявляют повышенный спрос на дефицитные блага и услуги. Это ведет к усилению несбалансированности между спросом и предложением со всеми вытекающими последствиями.  

Нетрудовые доходы оказывают отрицательное влияние и на денежное обращение страны. Ввиду их больших размеров эти доходы не могут быть полностью реализованы на рынке в товарах и платных услугах. Поэтому они накапливаются у отдельных лиц в виде наличных денег, иногда даже иностранной валюты. Это, естественно, наносит ущерб экономике, и прежде всего денежному обращению, поскольку наличные деньги не поступают в кассы Госбанка, вызывая необходимость эмиссии, что в итоге ведет к обесценению рубля.  

Первичные нетрудовые доходы, в к-рых воплощается прибавочная стоимость, перераспределяются не только в ходе конкуренции капиталов, но и посредством прямых и косвенных налогов.  

Нередко нетрудовые доходы определяют только как не связанные с трудовой деятельностью. Этот признак является важным, но недостаточным для того, чтобы правильно отделить трудовые доходы от нетрудовых. Тем не менее их нельзя назвать нетрудовыми, поскольку они полностью соответствуют социалистическим принципам распределения.  

Роль нетрудового дохода в предложении труда очень важна вследствие современных тенденций обеспечения индивидов доходом, не зависящим от отработанного времени, в соответствии с нормами социального обеспечения.  

Группа нетрудовых доходов весьма обширна; входящие в нее виды нетрудовых доходов различаются между собой в основном по степени связанности с трудовой деятельностью. Есть виды нетрудовых доходов вообще с ней не связанные.  

Часть нетрудовых доходов связана с трудовой деятельностью, но либо несоразмерима с затратами труда, либо носит противозаконный характер.  

Наличие нетрудовых доходов оказывает негативное воздействие и на процессы, происходящие в сфере товарного и денежного обращения, на степень сбалансированности спроса и предложения товаров народного потребления и платных услуг. В итоге все это сказывается на эффективности производства и косвенным образом - на уровне жизни населения.  

К легальным нетрудовым доходам относятся доходы, получаемые в результате наследования, дарения. Все они разрешены государством на законных основаниях.  

Иное дело нетрудовые доходы, носящие противозаконный характер, особенно доходы от запрещенной деятельности; в отношении них применяются жесткие методы борьбы, вплоть до уголовного наказания.  

Особым видом нетрудовых доходов являются проценты по вкладам в сберкассы. По существу - это вполне легальный, узаконенный, но все же нетрудовой доход. Нетрудовой его характер вполне очевиден (хотя иногда это ставится под сомнение): деньги, положенные на сберегательную книжку, возрастают без приложения каких бы то ни было трудовых усилий. Причем, как известно, нельзя сказать, что в сберкассах концентрируются только трудовые доходы. Есть среди них и носящие нетрудовой характер.  

На искоренение нетрудовых доходов направлено постановление ЦК КПСС от 15 мая 1986 г. О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами и акты, принятые на его основе (СП СССР, 1986, отд.  

, казнокрадство), так и доходы, которые в странах с рыночной экономикой считаются полностью законными, такие как работа по частному найму, доход на вложенный капитал , торговая прибыль и др. Главным признаком «нетрудовых доходов» было то, что они не были связаны с работой человека на государственном предприятии, в государственном учреждении или санкционированном государством кооперативе.

Краснодарскому партийному руководителю С. Ф. Медунову на битву со всевозможными «огуречниками», «арбузниками», «капустниками», «цветоводами» удалось поднять широкие массы партийного и советского актива. За 1974-1976 гг. по решениям местных советов края у «рьяных любителей наживы» был произведён снос свыше 2 тыс. возведённых на приусадебных участках крупноразмерных теплиц общей площадью 560 тыс. квадратных метров, сокращены и изъяты земельные участки .

У недовольства рядовых граждан были и экономические причины. Мясо, фрукты, цветы продавались частниками по более высоким ценам, чем в государственных магазинах , а рядовые граждане в условиях «дефицита » вынуждены были по этим более высоким ценам их покупать. А хлеб в магазинах продавался по низким, «социальным » ценам, поэтому кормление скота хлебом оказывалось намного дешевле, чем кормление теми кормами, которые использовались в колхозах и совхозах, соответственно доходы частников были выше - но не за счет их труда.

Конституция СССР

Что интересно, при борьбе с частной инициативой в то же время существовала 17 статья Конституции СССР 1977 года, которая гласила:

А в Конституции 1936 года - статья 9:

Кампания Горбачёва по борьбе с нетрудовыми доходами

  • «самовольное использование в корыстных целях транспортных средств, нарушение порядка занятия кустарно-ремесленными промыслами и другой индивидуальной трудовой деятельностью», а также «кормление скота хлебом» влечет за собой наказание от штрафа до пяти лет с конфискацией.

Кампания была вскоре прекращена, поскольку уже 19 ноября 1986 года был принят Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности».

Нетрудовые доходы в других странах

Третий рейх

Запрет на «нетрудовые и легкие доходы» (нем. Arbeits- und müheloses Einkommen ) был частью экономического раздела программы НСДАП («25 пунктов») (пп. 10-14):

10. Первейшей обязанностью для каждого гражданина Германии является выполнение умственной или физической работы. Деятельность каждого отдельного гражданина не должна противоречить интересам общества в целом. Напротив, такая деятельность должна протекать в рамках общества и быть направленной на общую пользу. Поэтому мы требуем:
11. Уничтожения нетрудовых и лёгких доходов , а также отмены процентного рабства.
12. Ввиду огромных человеческих жертв и имущественных потерь, требуемых от нации при каждой войне, личное обогащение во время войны должно рассматриваться как преступление против нации. Таким образом, мы требуем полной конфискации всех прибылей, связанных с личным обогащением в военное время.

13. Мы требуем национализации всех (ранее) созданных акционерных предприятий (трестов).

14. Мы требуем участия рабочих и служащих в распределении прибыли крупных коммерческих предприятий.

США

По определению службы социальной защиты США (social security administration), к нетрудовым доходам относятся все доходы, не связанные с заработной платой или бизнесом . Примерами таких доходов являются :

  • Оплата продовольствия и проживания за счет третьих лиц или деньги, выданные на эти цели.
  • Выплаты и льготы военным ветеранам.
  • Пенсии и пособия по безработице железнодорожным служащим.
  • Пенсии из государственных или частных источников, пособия по безработице, выплаты инвалидам труда, пособия по социальному обеспечению и проценты по облигациям.

Нас сегодня больше волнуют нетрудовые доходы, получаемые незаконным путем. Идет интенсивный процесс разграбления государственной собственности на всех уровнях; в широких масштабах используется служебное положение; коррупция, взяточничество, вымогательство, поборы. У значительной части населения доходы формируются за счет различного рода незаконных операций с дефицитными товарами и услугами, незаконного изъятия у государства его ресурсов (хищений собственности, расхождением между реальным движением стоимостей и фиксируемым в отчетности, укрытого от учета и контроля производства). Борьба с незаконными доходами предстоит упорная и потребует длительного времени. Ее успехи во многом будут определяться укреплением и оздоровлением всех трех форм власти.

Основная функция государства по перераспределению национального дохода состоит в том, чтобы уменьшить различия в доходах населения и обеспечить более благоприятные для всех членов общества условия материальной жизни. В то же время чрезмерное вмешательство государства в перераспределительные процессы по выравниванию доходов может привести к снижению деловой активности в обществе и падению эффективности хозяйственной деятельности. Расширенные специальные программы могут способствовать росту слоя социальных иждивенцев.

Нельзя забывать, что неравенство в доходах в значительной степени порождено, наряду с природным фактором, объективным действием рыночного ценового механизма. Стремление уничтожить полностью дифференциацию доходов означало бы намерение полностью разрушить сам рыночный механизм. Социальная политика государства в рыночном хозяйстве должна быть очень гибким и тонким инструментом, она призвана способствовать социальной стабилизации и смягчению социальной напряженности и в то же время не подрывать стимулов предпринимательства и высокоэффективного труда по найму. Разрешение проблемы бедности связано с поддержанием на уровне хотя бы прожиточного минимума тех, кто не в состоянии обеспечить себе лучшую жизнь. Такая поддержка реализуется по двум основным направлениям. Часть средств образуется за счет прибыли на предприятиях и расходуется на социально-культурные нужды. Второе направление связано с формированием государственного бюджета.

Через каналы государственных программ помощи удовлетворяются потребности в воспитании и образовании подрастающего поколения, содержании престарелых и нетрудоспособных, охраны здоровья населения. Степень удовлетворения этих потребностей зависит от состояния государственных финансов и ценностных установок сложившихся в обществе. Финансы представляют собой сосудистую систему общества через которую движутся денежные средства и тем самым обеспечивается жизнедеятельность всего общественного организма и каждой его хозяйственной клеточки. Через финансовый механизм государство образует и использует фонды денежных средств, необходимые для выполнения его многочисленных функций в экономической, политической и социальной сфере. Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет.

Доходы населения - это сумма денежных средств, материальных ценностей и услуг, полученных от трудовой и нетрудовой деятельности за определенный период времени.

В связи с тем, что в рыночной экономике основная часть потребительских благ и услуг реализуется за деньги, уровень потребления населения определяется главным образом уровнем доходов.

Доходы проявляются как результат распределения произведенного продукта. Полученные в процессе производства доходы подлежат первичному и вторичному распределению. Первичным называется такое распределение дохода, которое формируется непосредственно в процессе производства без вмешательства государства. Вторичное распределение доходов отражает складывающееся перераспределение доходов между его отдельными получателями, производимое государством через прямые налоги, пенсии, пособия и другие социальные трансферты.

Доходы выступают целью действий каждого активного участника рыночной экономики, объективными и мощными стимулами его деятельности. Стремление к максимизации своего дохода диктует экономическую логику поведения любого рыночного субъекта. Высокие личные доходы приносят общественную пользу, поскольку в конечном счете они выступают источником удовлетворения общих потребностей, расширения производства, поддержания малообеспеченных и нетрудоспособных.

Доходы населения являются важным показателем уровня жизни. Доходы отдельного человека обусловливают его материальное положение, мотивы поведения, заинтересованность или безразличие к труду, отношение к согражданам и др. Распределение доходов в обществе не только фиксирует изменения в структуре производства, но и активно воздействует на него: присвоение дохода порождает стимул к новому производству, обеспечивает условия для его роста.

Все виды доходов образуют систему, поскольку они прежде всего имеют единое происхождение - новую стоимость. Этим предопределяется взаимосвязь различных доходов в обществе и границы их сосуществования в единой системе. При постоянной величине совокупных доходов общества наращивание одних видов доходов возможно лишь за счет каких-либо других.

Виды доходов. Чтобы судить о величине дохода, следует населения различать его номинальное и реальное выражение. Номинальный доход - это начисленные выплаты и натуральные выдачи, поступающие в личное распоряжение получателя. Он может быть фиксированным (неизменным), расти или уменьшаться. Реальный доход - это реализованный доход, или номинальный доход.

Выделяют также обычные, или регулярно получаемые доходы (как правило, в денежной форме), спорадические, которые складываются в результате переоценки богатства, и вмененные (условно начисляемые).

В зависимости от источников доходы населения делятся на:

  • а) трудовые доходы, источником которых выступают трудовая деятельность в производстве и предпринимательство (заработная плата и предпринимательская прибыль). К трудовым относятся также доходы от личного подсобного и домашнего хозяйства, индивидуальной трудовой деятельности;
  • б) нетрудовые доходы, в том числе:
    • - доходы от собственности (процент за предоставленную денежную ссуду, доходы от земельной ренты, недвижимости, дивиденды и т.п.);
    • - доходы, получаемые в теневой экономике, в виде взяток, хищений, а также выигрыши в лотереи и т.п.;
    • - социальные доходы в виде трансфертных платежей, источником которых являются социальные фонды, предоставляющие денежные выплаты (пенсии, стипендии, пособия), бесплатные услуги (образования, здравоохранения) и льготы (например, по жилищно-коммунальным услугам).

Внешняя политика. Деятельность. Краткий список инициатив. Реабилитация жертв сталинских репрессий. Перевод предприятий на хозрасчёт. Михаил Сергеевич Горбачёв. Официальное признание ответственности руководителей СССР за трагедию в Катыни. Встреча Горбачёва и нового американского президента Дж. Буша старшего. Кампания усиления борьбы с нетрудовыми доходами. Вывод войск из Афганистана. Двусторонние встречи.

«Перестройка 1985-1991» - Перед новой независимой Россией стояли очень трудные и масштабные задачи. К 1 января 1989 г. в стране действовал 41 коммерческий банк, к середине года - 143. Члены ГКЧП были арестованы. В ряде мест власти с упоением крушили теплицы на приусадебных и дачных участках. По закону о кооперации появилась возможность создания кооперативных банков. Председатель Совета Министров СССР. Поражение заканчивается распадом, исчезновением прежнего могущественного государства СССР.

«Политика «нового мышления»» - Отношения со странами «третьего мира». Шеварднадзе. Концепция «нового политического мышления». Военные расходы СССР. Диалектика. Результаты политики «нового мышления». Победа демократических сил. Расходы СССР в Афганистане. Три основных направления внешней политики. Поиск новых партнеров. Распад социалистической системы. Мнения. Новое политическое мышление. Холодная война. Решение региональных конфликтов.

«Экономические реформы 1985-1991» - Какие понятия относятся к периоду перестройки в СССР. В каком году была прекращена деятельность СЭВ и ОВД. Не удалось сформировать рыночные механизмы развития экономики. Расположите следующие события. Программа «500 дней» (1990 г.). Политическое развитие Российской Федерации. Андропов. Курс на ускорение социально-экономического развития страны 1985. Курс на ускорение социально-экономического развития страны.

«Внешняя политика Горбачёва» - Министр иностранных дел СССР. Утилизация самолетов. Позитивные явления. Объемы безвозмездной помощи союзным режимам. Вывод войск из Афганистана. Новое политическое мышление. Берлинская стена. Просчеты. Организация Варшавского договора. Советско-Американская встреча на высшем уровне. Утверждение главенствующей роли США на международной арене. Основные направления. Сокращение численности ВС СССР. Встреча М.Горбачева с Чжао Цзыяном.

«СССР в годы перестройки» - Итоги перестройки. Социальная база. Этапы Перестройки. Характерные черты. Замедление темпов развития СССР. Альтернативные варианты развития СССР. Идеологи и руководители. Раскол. Уроки перестройки. Советские и партийные руководители. Перестройка. Генеральный Секретарь ЦК КПСС. Конвергенция социализма и капитализма. Мероприятия. Политическое и экономическое развитие СССР. Причины провала. Концепция ускорения социально- экономического развития.