Не дешево, но красиво - жить на барже. Дома на воде: мировой и отечественный опыт

Не дешево, но красиво - жить на барже. Дома на воде: мировой и отечественный опыт

Строят ли плавучие дома в России? Основная информация, указаны фирмы. Легкий способ построить плавучий дом на воде – взять за основу бетонный дебаркадер.

Плавучий дом

Не просто обстоят дела со в пределах МКАД. Постоянную стоянку судна для жилья или офиса зарегистрировать теоретически возможно, но на практике за решение такой задачи никто не берется, после начала кампании Лужков против дебаркадеров. Но и стоянка возле берега любого из водохранилищ в Московской области должна соответствовать законодательству и зависит от типа судна.

Существует немало технологий возведения дома на воде. Можно использовать для этого старую баржу, благоустроив ее, как это сделал один из самых известных французов Жерар Депардье. Баржа – очень романтичное жилище, располагающееся на водной глади, но ее содержание и переоборудование приносит немало хлопот. Даже у новой баржи придется каждые полгода делать профилактику днища, а для этого ее надо поднимать на берег.

Баржи в основном приобретают не для путешествия, а для постоянного места проживания. Законодательством разрешено устанавливать такие плавучие дома только в определенных местах. Жилище на воде не редкость в США и Европе, у нас же такой вид жилья не пользуется популярностью.

Дебаркадер

Наиболее легкий способ построить плавучий дом на воде – это взять за основу бетонный дебаркадер. Ресторан «Викинг», который находится на Бережковой набережной, построен именно по такому способу. Но за пределами МКАД можно встретить несколько жилых дебаркадеров. Такие большие бетонные корыта пользуются популярностью среди жителей домов на воде, потому что можно реализовать любую прихоть, даже возвести постройку ни в один этаж.

Но и недостатков у такого жилища немало. Как утверждает директор компании «Дом на воде» Сергей Березкин: «В России дебаркадеров выпускают мало, и после десятилетней эксплуатации практически все они текут. Латать их конечно можно, но они опять будут течь».

Дебаркадеры строят сейчас мало и только под заказ. Среди компаний, занимающихся проектированием жилых платформ, можно выделить Рыбинскую судостроительную верфь, компанию Sea Tech (г. Н.Новгород), они предлагают очень интересные проекты.

Дебаркадеры в основном приобретаются людьми, у которых уже есть квартира или дом, и они приобретают еще дачу, пришвартованную к берегу. Такие заказчики, как правило, люди не бедные. Типовые проекты – это основа, а возможности ограничены лишь фантазией заказчика и идеями дизайнеров. Пока строят такие объекты не часто, но и здесь уже есть свои особенности, которых не мало.

Также на воде строят фахверковые дома. Это широко практикуется за рубежом. Но в последнее время такие проекты есть и у нас. Здесь можно о фахверковых домах. Преимущество таких домов заключается в простоте модификации. Если вы хотите изменить что-то в планировке дома это можно сделать даже после завершения строительства. Жить в таком доме удобно и комфортно.

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Главное преимущество плавучих домов по сравнению с яхтами - это высокий уровень комфорта

Конкуренцию такому жилью могут составить только переоборудованные речные трамваи, баржи, а также построенные на заказ большие яхты. Но это совсем другой класс, несоизмеримо более дорогой в обслуживании и имеющий существенные ограничения на места стоянки. К тому же судно, какой бы редизайн интерьеров оно ни прошло, все равно было и останется кораблем. А хорошо пришвартованная платформа дает ощущение настоящего маленького острова: никакой качки. Поэтому и возводить на ней можно строение близкое к обычным загородным коттеджам. Подобного уровня удобств, высоты потолков и площадей помещений можно достичь только при строительстве гигантской яхты.

Но все же плавучие дома - это суда, они могут проходить и швартоваться там, где большой яхте делать просто нечего. Самый главный плюс домов на воде: даже с учетом высокой стоимости, цены на землю в ближайшем Подмосковье перекрывают все эти затраты в разы. И эксплуатация речной резиденции часто значительно дешевле, чем обслуживание загородного дома.

Что касается точных цен, то их назвать сложно: серийные плавдачи в России не производятся. Цены же на импортные «хаусботы» начинаются от 500 тысяч долларов. При этом до 50% этой суммы уходит на растаможку и доставку.

Архитектура и интерьеры дома ограничены лишь возможностями заказчика, а также площадью и другими характеристиками платформы, на которой возводится плавающая резиденция. Пройдя формальности, плавающий дом можно будет пришвартовать практически где угодно за пределами городской черты.

Существует несколько технологий возведения плавучих домов. Например, актер Жерар Депардье живет на старой переделанной барже. Баржа - очень романтичное жилище, но с ее переоборудованием и содержанием возникает немало хлопот. Даже если удастся заказать на верфи новую баржу, все равно ее придется поднимать на берег для профилактики днища раз в два-три года. К тому же барже, пусть даже и переоборудованной под жилье, законодательством не разрешено останавливаться где угодно. А жилые баржи делают в основном не для путешествий, а для проживания по постоянному адресу.

Наиболее удобная технология строительства плавучих домов - на базе бетонных дебаркадеров. Обычно большие бетонные корыта используют для строительства плавучих отелей или ресторанов. Например, таков ресторан «Викинг», пришвартованный на Бережковской набережной. А вот за пределами МКАД есть несколько реализованных проектов жилых дебаркадеров. Преимуществом таких построек является неограниченная свобода для реализации любых архитектурных замыслов. На большом бетонном дебаркадере можно возводить постройки в несколько этажей. Однако, недостатков тоже не счесть. Дебаркадеров в России выпускают очень мало. А дебаркадеры старше 10 лет почти всегда текут. Многие берутся их латать, но процесс этот практически бесконечный и бесперспективный.

Новые дебаркадеры строят сейчас только под заказ. Интересные проекты жилых платформ предлагают Рыбинская судостроительная верфь и нижегородская компания Sea Tech. Однако специфика жилого дебаркадера в том, что он покупается, как игрушка, когда у человека есть и квартира, и несколько домов (в России и за ее пределами), и он может себе позволить плавучее развлечение. Заказчики таких объектов люди более чем обеспеченные.

Несмотря на то, что строительство плавучих домов в России пока редкость, архитекторы уже знакомы с подводными камнями надводного строительства. И их немало.

Особенности внутреннего пространства дебаркадера в том, что оно подразумевает свободную планировку - кроме внешних стен там достаточно нескольких опорных столбов. Правда, необходимо учитывать расположение люков доступа к канализации. Поэтому к моменту разработки дизайна лучше предполагать расположение комнат, лестничных маршей, вентиляционных и сантехнических коробов.

Технических сложностей при строительстве возникает не мало. Во-первых, дебаркадер, как и любое плавсредство, имеет ограниченную грузоподъемность. Во-вторых, некоторые решения являются или слишком сложными или чрезмерно дорогостоящими, поскольку объект находится в плавающем состоянии, соответственно, возможен крен. По этой же причине приходится тщательнее выбирать материалы черновой и чистовой отделки - строение в любом случае может «повести», соответственно, появляется опасность возникновения трещин на штукатурке и прочих неприятностей, хотя эту проблему можно решить, используя в конструктиве не клееный брус, а металл. Отчасти по этой же причине во многих помещениях использована отделка стен из горизонтально расположенной доски.

Немаловажный момент в строительстве дома на воде - организация коммуникаций, соответствующих санитарным нормам. Если с автономным энергоснабжением и завозом пресной воды проблем нет, то канализация - задачка посложнее. Цена самой продвинутой системы очистки может достигать 200 тысяч рублей. В итоге, отработанную воду можно сливать прямо в водоем.

Коммуникации в прямую зависят от выбора места стоянки. Будет ли жилище стоять на приколе в одном из подмосковных яхт-клубов или пришвартуется к совершенно дикому берегу - решать вам. Но в любом случае, стоянку нужно зарегистрировать. Основной документ, которым необходимо заручиться владельцу, - договор водопользования. Кроме того, дебаркадер должен иметь регистрацию Госинспекции по маломерным судам. Но если плавучий дом не планируется устанавливать в черте Москвы, все эти процедуры проходят очень быстро.

И все-таки, несмотря на гипотетическую мобильность, дебаркадер - это, как ни крути, оседлое жилище. Тем же, кто ожидает от подобного жилища романтики речных путешествий, стоит направить свой взор на традиционные плавучие дачи. В России суда такого типа начали производить совсем недавно. Чаще всего они монтируются на катамаранной системе поплавков. Благодаря подобной конструкции эти плавдачи, в отличие от дебаркадеров, имеют очень маленькую осадку - всего около полуметра, что позволяет подойти практически к любому речному берегу. Кроме того, катамаранная система обеспечивает хорошую устойчивость, которая придает отдыху на воде земной комфорт. Это весомый плюс.

А вот серьезным минусом являются наши климатические условия. Они вовсе не располагают к жилью на воде. Потому что у нас 9-10 месяцев в году или лед, или сильные ливни. Кроме того, «дом» на воде не только требования к водным объектам, но и требования по безопасности жизни никогда не пройдет. Это не дом, у него ведь даже фундамента нет.

Одно дело - наблюдать за водной гладью со стороны, из окон дома, расположенного в 200 метрах от воды, в этом случае приближенность к воде действительно является преимуществом, и совсем иное - лицезреть воду у себя под ногами. Более того, по нашему законодательству жильем можно назвать лишь то, что стоит на земле.

Впрочем, если зарегистрировать дом на воде не как объект недвижимости, а как плавательное средство, часть проблем снимается. Основной вопрос - уложится ли жилой объект в характеристики маломерных судов. Если плавучий дом превышает предел водоизмещения, его нужно регистрировать в речном реестре. А это на практике так же маловероятно, как и законное признание дома на воде недвижимостью.

При этом на Москву и Санкт-Петербург на данный момент приходится всего один официальный жилой дебаркадер, причем с почтовым адресом. Пришвартованный в Питере на Крестовском острове, он окружен водой не только снизу, но и сверху: на втором этаже дебаркадера есть огромный бассейн площадью 63 квадратных метра. В самом же доме на воде есть финско-турецкая сауна, зимний сад, кинозал и два балкона.

Владелец этого плавучего дома Юрий Кудрявцев, который не так давно расхваливал концепцию жизни на воде, сегодня тщетно пытается избавиться от своего детища. За это время первоначальная цена выставленного на продажу дебаркадера-дома упала на треть.

Дело в том, что жилой дебаркадер все же не дом, а игрушка. А как любая дорогая игрушка, она ждет того человека, которому она и по карману, и реально нужна. Но таких людей единицы. Даже если не брать во внимание экзотическую составляющую такого предложения, место стоянки дебаркадера очень неоднозначно. По соседству от него расположен ресторан, магазинчики, вокруг постоянно масса народа. Даже только по этим параметрам на элитный объект дом на воде не тянет. Проблема в том, что любое место в черте города для такого объекта неудачно.

В Москве же практически единственным местом, подходящим для установки жилого дебаркадера, является Серебряный бор. Но там разместить плавучую конструкцию просто никто не разрешит.

Поэтому продающиеся дебаркадеры обычно пришвартованы на Фрунзенской набережной и новых владельцев они ищут годами. Из-за слишком большого срока экспозиции предложений их владельцы не привередничают, регламентируя рамки использования дебаркадеров. Один и тот же объект одновременно предлагают под рестораны, офисы, гостиницы и жилье.

Между прочим, из-за малой перспективности по продаже, эти объекты не фигурируют в базах крупных агентств недвижимости, ими занимаются частные риэлторы.

Поверь мне, мой юный друг, что нету дела, которым и вполовину стоило бы заниматься, как попросту повозиться с лодкой, ну просто повозиться, ну просто (.) повозиться с лодкой. С лодкой, в лодке или возле лодки. Это не имеет значения. Ничего не имеет значения. В этом-то вся прелесть. Не важно, поплывешь ты в лодке или не поплывешь, доплывешь, куда плыл, или приплывешь совсем в другое...

  • real ЭСКЕЙП 7 июня 2010
  • 22779
  • 22

В старых материалах изображения недоступны. Приносим извинения за неудобства__

Поверь мне , мой юный друг, что нету дела, которым и вполовину стоило бы заниматься, как попросту повозиться с лодкой, ну просто повозиться, ну просто (...) повозиться с лодкой. С лодкой, в лодке или возле лодки. Это не имеет значения. Ничего не имеет значения. В этом-то вся прелесть. Не важно, поплывешь ты в лодке или не поплывешь, доплывешь, куда плыл, или приплывешь совсем в другое место, или вовсе никуда не приплывешь, важно, что ты все время занят, и при этом ничего такого не делаешь, а если ты все-таки что-то сделал, то у тебя дел все равно останется предостаточно, и ты можешь их делать, а можешь и не делать -- это решительно все равно. Послушай-ка! Если ты сегодня ничего другого не наметил, давай-ка махнем вниз по реке и хорошо проведем время. А? (спасибо Кеннету Грэму)

Нет соседей по лестничной клетке , как и самой лестничной клетки, чаек можно кормить с ладони, а рыбу ловить, просунув удочку в кухонное окно. И полное ощущение того, что ты на своем независимом острове, покачиваешься на волнах, до суши далеко, и вид из окон меняется исключительно по твоему желанию.

Проводить неделю-месяц-лето или зиму можно, пришвартовав свое жилище в специально устроенной марине Европы, Америки или Австралии, арендовать место на одном из каналов или рек или бросить якорь в спокойной бухте Таиланда или Вьетнама.
Там же, усесться на палубе с ноутбуком , опустить ноги в прохладную воду и дописывать горящую статью в журнал про путешествия, планировать маркетинговый бюджет или рассчитывать затраты на открытие кафе по выпечке сырников (в цивилизованных маринах и на речных стоянках в городах Европы всегда есть возможность повайфайить )

Ваши новые знакомые (так же как вы когда-то сбежавшие с суши) сразу же полюбят вас как вновьприбывшего, хер Франц научит быстро сматывать леску, а его супруга фрау Хелена станет угощать рыбными пирогами.

А через пару недель, насмотревшись на достопримечательности выбранного города, вы благодарно помашете платочком вслед остающемуся семейству, и вперед, к
новым маринам , ветру и лучшему месту на земле в своем собственном плавучем жилище!
Ветер в паруса и семь футов под килем!

Хаусбот - не только полноценный дом, но и нескучный образ жизни, полный интересных знакомств, независимости, воздуха и путешествий.
Осталось только решиться и выбрать, в каком из домов вы будете жить, работать и веселиться: в самоходном (обычно, houseboat) или несамоходном (floating home).

Вопрос в том, чего именно вы ждете от воды: жизни в тихой (к примеру, голландской) деревушке в уютном плавдоме или жилой барже, которая может передвигаться со скоростью максимум 5 узлов и исключительно по каналам и спокойным рекам ИЛИ приключений на канальном крузере, с возможностью путешествовать с выходами в заливы, или лодку (катер, яхту) для моря и океана (для многолюдных тусовок в регатах на Средиземноморье или для семейной жизни посреди Бискайского залива).

Итого, на хаусботах можно неторопливо плыть вдоль берегов небольших рек и рассматривать достопримечательности (они тихоходны и не переносят большую волну). А если ваша цель – сверкнуть талантами в казино Монако , лучше выбрать катер или яхту.

Кроме возможности поменять место стоянки самостоятельно, плавучие жилища отличаются друг от друга технически. Основание дома на барже или катере сделаны, обычно, из металла и раз в 5 лет требуют антикоррозийной обработки (обычно это стоит около 1500 долларов) в марине, в которой вы находитесь), а основание дома на плавучем понтоне сделано из бетона, его осматривают на предмет трещин и ремонтируют, если нужно, раз в три года (красят и латают).

Из всех вариантов, кроме жилья и офиса на воде, можно наделать кучу полезных вещей - от плавающего кафе с экскурсиями (плывем по Эльбе на встречу с немецкими любопытствующим пенсионерами) и летней дачи с рыболовными снастями для любимого папы до мини-концертной площадки для дружественных начинающих дарований, или лектория, рассказывать о своих морских приключениях широкой аудитории, бросив якорь где-нибудь в районе Нескучного сада, и используя свой houseboat как трибуну или кинотеатр с библиотекой приключений (всего-то и надо – поставить тент, десяток кресел, натянуть экран, проектор и полку с любимыми фильмами на выбор – плюс около 150 000 рублей к плавсредству)

Можно купить недорогую баржу , пришвартоваться к понравившемуся местечку и устроить несамоходное жилище, музей или студию звукозаписи, или построить надежный бетонный понтон, установить на него дом-парус, 4х палубный замок со смотровой площадкой, шатер из ротанга или стеклянную конструкцию для того, чтобы смотреть на воду из любой точки своей квартиры

А вечерами, рассматривая карту мира, подумать, вдруг, что пора бы поднять флаг и отплыть в далекие дали. Тогда несамоходный домик можно отбуксировать, наняв специальнообученных людей. Или сразу полюбить и купить самостоятельно плавающую баржу и двинуться в путь с караваном из друзей – кто на чем – на барже, катере, яхте или на плоту, с бунгало посередине.

Или, вот, одна милая молодящаяся баржа , 1978 года рождения, за 7900 евро ,

сама ездить, увы, не может, но с помощью специальнообученных людей может вполне быстро перемещается в любую точку Европы. (Длина – 15 м. Ширина – 3,3 м. Осадка - 1,0 м.) Ставим на нее сборный домик (держись, старушка!), куда можно и друзей позвать выпить по кружечке пива, коптить сосиски в газовом камине, сушить тельняшки на электрообогревателе и, при необходимости задраивать стеклопакеты (вдруг, налетят ветра, с задраенными окнами домик выдержит температуру минус 20).

Пришвартовываемся в одном из 75ти новых стоянок в Гамбурге , днем объезжаем город на велике, изучаем конструкцию русской шпионской подводной лодки U434, а вечером меняем табличку geschlossen на willkommen и превращаемся в плавучее кафе с гамбургерами и пивом )
Еще одна , но уже самоплавающая 19ти метровая баржа Nescio (она же I don’t know) (в честь голландского писателя) с домиком и парусами за 97 000 евро находится в местечке Мюльхайм на Руре, в Германии ( салон, камбуз, ванная комната, три кабины)

Для начала осматриваем местные достопримечательности, например,развалины каменного замка, который когда-то стоял прямо на воде (Witten, Северный Рейн-Вестфалия), параллельно подтягиваем школьный немецкий и отправляемся в круиз по рекам.

Или, например, из Берлина в Бранденбург , дальше через землю Мекленбург до Померании через сказочные (см. братьев Гримм) леса, старые деревни (см. их же) и историю. С прогулками по лесам можно плыть неделю, на борт непременно взять на борт впечатлительную пару (например, от 100 евро в день за двоих), а самим заняться ремесленным делом, в хорошую погоду раскрашивать матрешек и выменивать потом их у местного населения на еду.
Маршруты можно менять, в зависимости от впечатлительности туристов.

Бельгия
А захочется совсем спокойной жизни – можно залечь на дно в Брюгге , купив за 35000 евро вот такую красотку . Может быть, будет продолжение?:)

Великобритания
Жить на своей лодке, пришвартовавшись недалеко от Вестминстерского аббатства не менее романтично, чем на чердаке старого Лондонского дома где-нибудь в районе Сохо.
В конце концов, кто мешает нам осесть на недельку и в Cheyne Walk (Chelsea), по соседству с Ником Кейвом на нашей богемной барже со множеством окошек (иллюминаторов)
(за 6000 фунтов ) или сплавать за несколько часов со стоянки в графстве Кент или Йоркшира переброситься парой слов с бифитерами у Тауэр бридж.А вот еще варианты: за 12000 фунтов и за 10000 фунтов

Здесь же на Темзе можно поставить и несамоходный плавучий дом в лучших экотрадициях (цены начинаются от 50 000 фунтов )

Варишь кофе по-турецки , достаешь из холодильника оливки, брынзу, халву и варенье из тутовой ягоды- простой турецкий завтрак на борту собственной яхты , качающейся на волнах пролива Босфор , по палубе гуляет легкий ветерок, самое время совершить морскую прогулку. Пара часов по волнам Босфора и привал, на одном из островов, например, Хейбели. К концу дня усталый падаешь в кровать и, покачиваясь на волнах, как в колыбели, закрываешь глаза в предвкушении наступающего дня.
В порту Силиври в Стамбуле продается яхта за 57 тысяч долларов .
Два года хозяин – корабельных дел мастер – строил ее для себя. На борту одна каюта, в ней две кровати; компактная, но не маленькая кухня; туалет. Телевизор, радио, cd – это чтобы не скучать.
Катая туристов, считаем прибыль: в зависимости от длительности тура по Босфору один билет стоит от 10 турецкий лир, едем дальше получаем больше. Еще яхту можно сдать в аренду (правда, желающих провести на ней отпуск придется искать самим). Ежемесячный (с мая по октябрь) заработок - от 550 до 2000 долларов в зависимости от класса судна и разгара сезона (июль-август - самая горячая пора).
(делаем запрос yat (яхта) или tekne (судно))

Хороший летний вариант - базироваться в уютных бухтах Черногории или Хорватии (туда можно перегнать houseboat самостоятельно или, если маловато опыта, довериться капитану (найти его на сайте , цены от 5000 евро за перегонку).
Каждое черногорско-хорватское утро отплывать на какой-нибудь остров купаться, а в выходные выбираться в Италию, Грецию, Мальту или Тунис .
По международной морской конвенции , (п. 3.16.5) можно зайти в любой порт мира без визы на срок до трех дней, но лучше все таки подстраховаться и сделать визу в любую из стран, в которую вы планируете заплыть.
В большинстве морских стран для судов и яхт предусмотрены хорошо оборудованные марины, где есть все необходимые условия для ремонта и отдыха (горячий душ, стиральные машины, магазины).

Отпуск типичного яхтовладельца, вариант первый

Если ваше жилище пришвартовано в Черногории, то, в зависимости от настроения, погоды или планов друзей, можно организовывать среднедалекие круизы , например, из Черногории в Грецию Италию (около 10 дней) или через Сицилию, Мальту в Тунис и обратно (около 4 недель), потом оставить хаусбот в марине и вернуться домой на самолете..
Итого, например, 3 часа чартером до Черногории (250-300 евро), 1 час от аэропорта до города Бар на автобусе (5 евро), еду готовим на собственной кухне (5-10 евро в день на человека), топливо и оплата стоянок от 30 евро в день.
Оставить хаусбот - около 1700 евро на год

Отпуск типичного яхтовладельца, вариант второй

Или купить морскую яхту , пришвартованную в Барселоне (18000 евро ) и устроить длинное летнее путешествие мимо африканских берегов (покупаем пакетный тур по акции за 150-200 евро, осматриваем достопримечательности Барселоны, просыпаем обратный вылет и пускаемся в плавание)
Барселона-Марокко- Танжер-Алжир-Тунис - Ливия-Египет- Израиль-Иордания-Ливан-Сирия-Турция-Греческие Киклады - Италия (Сицилия)- Лазурный берег Франции и обратно , в общей сложность такой трип с вдумчивыми остановками во всех понравившихся местах может занять около 2,5 месяцев (с заездами "для галочки" можно куда быстрее). Для такого перехода лучше подстраховаться и взять опытного капитана (от 3000 до 6000 евро в месяц),или пару сменщиков-друзей.
Или в другую сторону от Танжера: Танжер – Касабланка – Агадир – Эссуэйра -Канарские острова (около 1200 км, с крейсерской скоростью 20 км/час при непрерывном движении плыть всего 2,5 дня. При движении 6-8 часов в день (остальное - остановки в городах) - можно приплыть за неделю). И далее, при желании: Канары – Мавритания - Дакар(Сенегал). Перемещение вдоль берега, еще неделя (с остановками).

А зимой отправиться в круиз по Карибскому бассейну , за 1,5 месяца, включая встречу нового года на одном и понравившихся островов, можно обойти острова от Мартиники, сделав петлю или начать в Панаме и закончить в Барбадосе.

Далекие теплые края и не очень (теплые)
США и Канада

Портленд, Ванкувер, Британская Колумбия, Южная Каролина, Огайо, Техас и Нью-Мехико,Вашингтон, Орегон, Сан-Франциско, Майами…

Утром покачиваться на волнах под музыку Крейга Дэвида доносящуюся с его новой виллы, в руках удочка , (15000 долларов),

в заливе Бискейн , наблюдать в бинокль, чем именно сейчас занимается Декстер и сколько стралеток одновременно гостит на вилле знаменитого режиссера, кормиться гамбургерами в кубинском стиле, а после обеда сдавать лодку в аренду горячим латинским парням, катающим туристов к крокодиловым фермам .

А еще, мурлыкать под нос Californication, стоя на одном из множества причалов в Сан-Франциско и обдумывая, к какому и сообщество плавучих домов присоединиться сегодня. Выбирайте Соусалито- здесь, говорят, провел пару ночей сам Лучано Паваротти, а теперь его поклонницы поют с балконов своих хаусботов арии в его честь. Стоянка – около 500 долларов в месяц,

Дом на воде для нашей страны пока экзотика, а вот во всем мире люди активно используют подобный вариант жилья. В плавучих домах живут как бедные вьетнамские рыбаки, так и интеллигентные европейцы. Современный дом на воде по комфортности часто не уступает капитальному жилью.


David Jay Spyker. A House on the Water. 1999

Эти строения используются как для постоянно проживания, так и в качестве летних загородных домов. Они могут быть как мобильными, так и стационарными. Их преимущество в том, что плавучий дом можно построить там, где капитальное строительство невозможно.

Что такое дом на воде

Строительство жилья на воде во многих странах осуществляется давно. Когда-то для этих целей использовали баржи, старые судна и прочие плавающие объекты. Сейчас существует целое направление в строительстве, которое занимается сооружением домов на воде, которые полностью пригодны для проживания.

Во многих европейских странах сейчас иметь домик на озере или реке не только оригинально, но и престижно. Многие люди специально выбирают такой вариант жилья.

Удобство, относительно недорогое строительство, устойчивость, мобильность, возможность соединения нескольких домов в целый плавучий поселок — сделали строительство домов на воде привлекательной идеей не только для любителей отдыха и жизни на природе, но и для туристических компаний, которые сдают такие дома в аренду туристам, рыбакам и охотникам.

Существует несколько технологий, которые позволяют построить дома на воде.

Использование в качестве жилья барж и прочих плавсредств

Баржа с одной стороны может оказаться очень удобным жилищем, но с переоборудованием и внутренней отделкой может возникнуть много хлопот. Проще, конечно, заказать на верфи новую баржу, которая уже будет соответствовать вашим требованиям, но чаще для этих целей выкупают подержанные. Кроме переоборудования, надо обязательно 1 раз в 2 года проводить профилактику днища и очистку от ржавчины, а для этого необходимо поднимать баржу на берег. Тут есть еще один момент: баржа, пусть и переоборудованная под жилой дом, не может свободно перемещаться или останавливаться где угодно ее хозяину: для стоянок таких плавающих домов отводятся специальные участки. Такие дома распространены главным образом в Европе и США.

Дома на пантонах

Технология строительства домов на воде с использованием пантонов появилась не так давно. Основана она на применении специальных понтонов, которые объединяются между собой в единую плавучую платформу. Эта платформа и удерживает на воде дом. Несмотря на довольно внушительный вес, а некоторые плавучие дома могут быть очень большими и рассчитанными на несколько десятков человек, конструкция имеет хорошую устойчивость и обладает свойствами судна, которое хорошо держится на плаву и не тонет.

Дебаркадеры

Данная технология является более монументальной, так как предусматривает строительство построек на базе бетонных дебаркадеров. В основном такая технология используется для строительства плавучих ресторанов или отелей, но есть примеры реализации данной технологии при строительстве жилых домов. Основное преимущество подобных домов на воде в том, что они предоставляют свободу для реализации любых архитектурных замыслов, тут практически нет ограничений для фантазии дизайнеров и архитекторов. На прочном бетонном дебаркадере можно возводить довольно большие дома высотой в несколько этажей.

David Jay Spyker. Adrift. 2001

«Плавучие дома» — западные реалии

Во многих зарубежных странах дома на воде давно являются привычным жильем. Среди европейских стран особенной популярностью они пользуются в Великобритании, Италии и Голландии, где в послевоенный период в условиях недостатка качественного жилья люди стали использовать для проживания пришвартованные у причалов баржи и старенькие корабли, которые позже стали восприниматься как стационарное жилье. Тут они получили название «Houseboat».

Например, только в Голландии сейчас насчитывается порядка 10 тысяч «водных» домов, из которых 2,5 тысячи принадлежат жителям Амстердама и его окрестностей.

Когда-то Houseboat считался дешевым жильем, которое не отличалось высоким уровнем комфорта. Как правило, такая жилая баржа имела 2-3 комнаты, крошечную кухню, туалет и душ. Со временем дома на воде вошли в моду, и иметь Houseboat стало престижно. В настоящее время баржи-дома, расположенные в центре Амстердама, стоят больших денег. Средняя цена на Houseboat в Голландии составляет около 500 тысяч евро, плюс приходится вкладывать в ремонт и очистку днища, оплачивать водный налог и швартовку.

Кроме того, для любителей жить на воде в этой стране есть целый ряд дополнительных ограничений. Например, ипотечные кредиты на приобретение домов на воде выдает только один голландский банк — ING. Баржи должны швартоваться на расстоянии не меньше 2 метров друг от друга и не менее 7 метров от мостов. Внешний вид таких домов также нельзя менять без разрешения властей.

Сейчас в Голландии испытывают дома на воде нового поколения, которые изготовлены из алюминия и легких, но прочных пород дерева. Дома устанавливаются на специальную плавучую платформу, что позволяет без особого труда перемещать их по воде. Строительство современных плавающих домов должно помочь решить проблему нехватки земли для жилищного строительства. В Голландии данное направление очень активно развивается, например, сейчас в стране строится около 200 плавучих домов в год, а к 2025 году прогнозируется построить более 20 тысяч подобных жилых домов на воде. Здесь даже создана отдельная государственная структура, деятельность которой направлена на поддержку строительства такого вида. Голландцы планируют в будущем строить целые плавучие районы.

Barbara Haviland. Houseboat with Deer on the Atchafayala. 2010

Некоторые парижане живут на воде круглый год, среди них есть даже знаменитости: популярный актер Пьер Ришар несколько лет жил на плавающей барже, пришвартованной у берегов Сены в самом центре Парижа.

Популярны плавучие дома и во Франции. Французы также относятся к таким домам как к полноценному жилью. Зимой баржи отапливаются с помощью специально оборудованных каминов. Плавающие дома во Франции считаются привилегией богатых, стоимость одного плавучего домика составляет от 100 до 300 тыс. евро. Плюс аренда причала и техническое обслуживание. Тем не менее, среди французов желающих жить на воде и созерцать из окна водную гладь вместо шумных городских улиц с каждым годом становится все больше.

А как у нас?

В России интерес к строительству домов на воде стал появляться не так давно и пока подобные строения не получили широкого развития, а скорее используются как временное жилье.

Все дома на воде, существующие в настоявшее время в нашей стране, можно разделить на 2 группы: временное загородное жилье и элитные объекты.

Что касается первой группы, то такие дома получили простое название — плавдачи. Их обычно используют для проживания в летний период, и до полноценного капитального жилья по уровню комфорта такие плавающие дома обычно не дотягивают. Тем не менее, это отличная альтернатива привычным яхтам и катерам. На такой плавающей даче можно путешествовать по воде с комфортом.

Среди элитных зданий на воде есть как жилые дома, так и рестораны, кафе и офисы. Такие здания в нашей стране появились всего несколько лет назад. В качестве примера можно привести московский плавучий ресторан «Князь Юрий», который пришвартован у причала вблизи «Гостиницы Россия».

Есть у нас и дебаркадеры. Например, на Москву и Санкт-Петербург сейчас приходится только один официальный жилой дебаркадер. Он пришвартован в Санкт-Петербурге на Крестовском острове. Это большое двухэтажное здание, на втором этаже которого расположен огромный бассейн площадью 63 кв. м. В самом доме есть два балкона, сауна, кинозал и зимний сад.

Пока темпы строительства новых надводных зданий в России довольно медленные. В этом сегменте работает не так много фирм, да и не все наши граждане готовы принять данный вид жилья.

Тем не менее, прогнозы развития отрасли оптимистичны. Недвижимость, как известно, дешеветь пока не собирается, а значит люди будут искать альтернативу. А построить дом или офис на воде не так сложно и гораздо доступнее по цене, чем капитальное здание. Поэтому компании, специализирующиеся на надводном строительстве, уверены, что в ближайшие годы спрос на их продукцию будет расти. Кроме того следует отметить, что помимо высоких цен на жилье, одной из причин, которые повышают интерес людей к домам на воде, является стремление многих жителей крупных городов жить на природе подальше от шумных улиц.

Diana Card. By the Sea. 2012

Однако, в настоящий момент этот сегмент недвижимости развивается только в крупных городах и их пригородах. Дело в том, что в провинции земля и загородные дома доступнее, серьезных проблем с землеотводом нет, да и в городах площадей под застройку хватает.

Сколько стоит построить дом на воде в России

Стоимость постройки плавающего дома зависит от размера, технологии строительства, отделки и много другого. В среднем она колеблется от 900 до 5 тысяч долларов за кв. м. При этом минимальный ценовой порог имеют дома практически без отделки, фактически, с голыми стенами. Если вы хотите получить полностью готовое для использования жилище, ресторан или офис, то средняя цена такого объекта составляет около 1500-2000 долларов за кв. м.

Для того чтобы сойти на берег, владельцу придется арендовать 1 погонный метр берега для трапа.

Кроме того, особое внимание при строительстве дома на воде следует уделять организации коммуникаций, которые должны строго соответствовать действующим санитарным нормам. Особенно тщательно необходимо подходить к организации канализации, а это дополнительные расходы. Цена качественной современной системы очистки может достигать суммы в 200 тысяч рублей.

Купить домик на воде — только начало. Хозяину еще предстоят регулярные расходы на техническое обслуживание такого жилья, а также ежемесячная аренда куска земли. Для того чтобы сойти на берег, владельцу придется арендовать 1 погонный метр берега для трапа.

Тут же следует отметить, что готовых предложений на нашем рынке крайне мало, вторичный рынок в данном сегменте развит слабо. В силу этих причин желающим купить плавучий дом необходимо обращаться не в агентства по продаже недвижимости, а к компаниям, которые занимаются непосредственно строительством таких объектов. Как правило, каждый дом изготавливается на заказ по индивидуальному проекту, с учетом пожеланий клиента.

Юридические аспекты

Главной особенностью домов на воде является то, что они не имеют статуса недвижимого имущества. Тем не менее, то, что они формально недвижимостью не являются, не отменяет необходимости регистрации данных объектов.

Да, для регистрации этого жилья идти в БТИ не нужно, также нет необходимости оформлять собственность на землю. Юридически, согласно действующему законодательству, подобные объекты классифицируются как плавучие сооружения. Фактически большинство плавучих домов — это несамоходное маломерное плавсредство.

Mindy Newman. Paris House Boat

Поэтому после спуска на воду такой плавучий домик следует зарегистрировать в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС), а также получить на него судовой билет. Также важно помнить, что при перемещении такого дома по водоемам необходимо соблюдать установленные правила навигации и проходить регулярный техосмотр.

Единственным исключением могут являться большие дебаркадеры, размеры которых превышают допустимые для маломерного судна габариты (длина более 15 метров). В этом случае необходимо регистрировать дом в Государственном Речном Регистре.

Плюс такого жилья в том, что налог на недвижимость платить не придется. А минус — прописаться в доме на воде также не получится.

Кроме того, хотелось бы отметить, что в нашей стране практика ипотечного кредитования при покупке плавающих домов отсутствует. Так как этот объект недвижимостью не является, то и получить кредит на него не получится. Единственный вариант — оформить стандартный потребительский кредит, но в таком случае условия кредитования более жесткие и менее выгодны, чем ипотека.

В заключении хочется сказать о том, что у российского рынка плавающих домов есть хорошие перспективы для роста. Да, пока еще для нас это в диковинку, но уже есть примеры успешной реализации подобных проектов. Постепенно увеличивается и число компаний, которые занимаются строительством подобных объектов. Сейчас многие судостроители наряду с классическими судами предлагают клиентам приобрести различные плавучие дома.

Конечно, использовать их как постоянное жилье наши люди вряд ли будут. Но такой дом на воде может стать отличной альтернативой загородным коттеджам в силу более низкой цены.

Анна Белова, рмнт.ру