Налоги их функции принципы налогообложения. порядок и сроки уплаты налога. Определить сущность налогообложения, его основные принципы, а также функции

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Средневековый философ и богослов Фома Аквинский называл налоги «дозволенной формой грабежа».

В конце XVII в. классик английской политэкономии Адам Смит писал: «Подданные государства должны … участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства».

В 1789 г. американский политический деятель и ученый Бенджамин Франклин сказал: «В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключением смерти и налога».

Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимают обязательный взнос плательщиков в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.

Налоговая система - это совокупность разных видов налогов, взимаемых в установленном порядке.

Для того, чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения:

1) однородность (означает, что с одной суммы налог должен взиматься только один раз);

2) равномерность (т.е. единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил);

3) определенность (т.е. порядок налогообложения (ставки, срок, база исчисления), который устанавливается заранее);

4) безвозмездность (когда государство не предоставляет налогоплатель-щикам никакого эквивалента за вносимые в бюджет средства).

Необходимо обратить внимание, что налоговая система - важный элемент экономики - является главнейшим инструментом перераспределения финансовых ресурсов. За счет налогов государство содержит непроизводственную сферу, осуществляет финансирование перспективных научно-технических программ и решает другие задачи. Система налогов оказывает влияние на формирование цен и их динамику. Цены же, в свою очередь, во многом определяют размеры налоговых поступлений. В условиях рыночного хозяйствования требуется система налогов, стимулирующая предпринимательскую деятельность и одновременно поддерживающая бюджетные организации.

Различия в ставках налогов в разных странах довольно значительные. Но еще большие различия отмечаются относительно сроков уплаты налогов в бюджет. В России налог на прибыль уплачивается ежеквартально в отличие, например, от США, где это происходит спустя полтора года после отчетного: в течение следующего года предприятия готовят отчеты, а затем им дается еще полгода на уплату налога на прибыль.

Все налоги можно разделить на прямые и косвенные.

Прямые налоги платит тот, кто получает доходы (налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, государственные пошлины и местные сборы, налоги на имущество). Прямые налоги платят непосредственно с дохода.

Косвенные - платит тот, кто тратит свои доходы (акцизы, НДС, таможенные пошлины, налог на финансовые операции). Косвенные налоги входят в цену товара, и поэтому, хотя их непосредственный плательщик - продавец, фактически страдает покупатель.

Функции налогов. Налоги выполняют три важнейшие функции:

1) финансирование государственных расходов (фискальная функция );

2) поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция );

3) государственное регулирование экономики (регулирующая функция ).

Регулирующая функция налогов заключается:

В установлении и изменении системы налогообложения;

Определении налоговых ставок, их дифференциации;

Предоставлении налоговых льгот.

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

Налоги — это обязательные, индивидуально безвозмездные плате-жи, взимаемые с физических и юридических лиц, установленные органами законодательной власти с определением размеров и сро-ков их уплаты, предназначенные для финансового обеспечения де-ятельности государства и органов местного самоуправления. Функции налогов :

1. Фискальная - состоит в том, чтобы обеспечивать гос-во денежными средствами. Посредством фискальной функции реализуется главное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов гос-ва, аккумулируемых в бюджете и внебюджетных фондах.

2. Распределительная - обладает рядом свойств (регулирующее, стимулирующее, воспроизводственное), характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе.

3. Стимулирующая (регулирующая) - через налоги регулируется платежеспособный спрос населения, темпы развития экономики страны, развитие внутреннего рынка (таможенные пошлины).

По критерию использования налоговых поступлений по целевой направленности налоги и сборы подразделяются на общие и целевые. К общим относятся налоги и сборы, не предназначенные для финансирования какого-либо конкретного расхода. К целевым относятся налоги и сборы, поступления по которым могут быть использованы только для финансирования конкретных расходов (поступления по которым зачисляются в специальные внебюджетные фонды). Под прямыми налогами понимаются налоги на доходы и имущество, под косвенными - налоги на товары и услуги. Прямые налоги в свою очередь подразделяются на реальные и личные. Реальными налогами облагаются отдельные вещи, принадлежащие налогоплательщикам, а личными налогами - совокупность доходов или имущество налогоплательщика. Основные виды косвенного налога - акцизы, НДС, а также отдельные виды пошлин и сборов. По каналам поступления налоги подразделяются на федеральные, областные и местные. Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ. Региональные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ и вводятся в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов РФ. Эти налоги обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся специальными нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления. Сфера действия местных налогов и сборов - подведомственная соответствующему органу местного самоуправления территория. К федеральным налогам и сборам относятся: НДС, акцизы, налог на прибыль, НДФЛ, ЕСН, водный налог, федеральные лицензионные сборы. К региональным: налог на имущество организаций, налог на недвижимость, транспортный налог, налог на игорный бизнес, транспортный налог. К местным: земельный налог, налог на имущество физ. лиц.

Налоговая система должна отвечать следующим основным принципам :

1. Налоговое законодательство должно быть стабильно.

2. Взаимоотношения налогоплательщиков и гос-ва должны носить правовой характер.

3. Тяжесть налогового бремени должна равномерно распределяться между категориями налогоплательщиков и внутри этих категорий.

4. Взимаемые налоги должны быть соразмерны доходам налогоплательщиков.

5. Способы и время взимания налогов должны быть удобны для налогоплательщиков.

6. Существует равенство налогоплательщиков перед законом.

7. Издержки по сбору налогов должны быть минимальны.

8. Нейстральность налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности.

9. Доступность и открытость информации по налогообложению.

10. Соблюдение налоговой тайны.

Налогообложение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе за-кона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных по-требностей. Главные принципы налогообложения — это равномерность и определенность. Равномерность — это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что поря-док налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

Функции налогов

Виды налогов

  1. по плательщикам;
  2. по объектам обложения;
  3. по целевой направленности;
  • налоги на доходы;
  • налоги на имущество;
  • соблюдение налоговой тайны.

Функции налогов

Основная функция налогов - фискальная состоит в том, чтобы обеспечивать государство денежными средствами. Посредством фискальной функции реали-зуется главное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов госу-дарства, аккумулируемых в бюджете и внебюджетных фондах. Собранные с по-мощью налогов средства расходуются государством на содержание админис-тративно-управленческого аппарата, безопасность, реализацию внутренней и внешней политики, выплаты по государственному долгу, на социальную сферу и т.д.

Регулирующая функция налогов находит свое проявление в дифференциа-ции условий налогообложения. Государство всегда влияет на поведение эконо-мических субъектов - физических и юридических лиц. Государство может ус-танавливать разные условия налогообложения для различных категорий пла-тельщиков, для осуществления одних и тех же видов деятельности на отдель-ных территориях. Конкретные условия налогообложения могут либо способс-твовать, либо препятствовать концентрации производства и капитала, повы-шать или сдерживать экономическую активность в отдельные периоды. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса, они могут способствовать расширению производства в отдельных отраслях или тормозить его. Размеры налогов часто определяют уровень оплаты труда и его формы. От налогов зави-сит соотношение между издержками производства и ценами товаров и услуг.

В отдельных изданиях по налогам можно встретить упоминание о социаль-ной функции налогов, которая реализуется посредством неравного налогообло-жения разных сумм доходов. В этом случае правомерно говорить о регулирую-щей функции налогов. В России традиционно распространено утверждение о наличии у налогов контрольной функции. Однако ни один автор не может объ-яснить, каким образом обязательные платежи что-либо контролируют сами по себе. Контроль над налогообложением, а отчасти и за распределением средств осуществляют налоговые органы. (12, с. 19-21).

Виды налогов

Для обозначения особенностей отдельных видов налогообложения налогове-дение использует следующие критерии и признаки налоговых платежей:

  1. по плательщикам;
  2. по объектам обложения;
  3. по компетенции властей в сфере установления и введения налогов и сборов;
  4. по адресности зачисления налоговых платежей;
  5. по целевой направленности;
  6. периодические и разовые налоги;
  7. регулярные и чрезвычайные налоги.

В зависимости от плательщиков все налоги можно разделить на три группы:

  • налоги, уплачиваемые физическими лицами;
  • налоги, уплачиваемые юридическими лицами;
  • налоги, уплачиваемые физическими и юридическими лицами.

В зависимости от объекта обложения налоги подразделяются на следующие группы:

  • налоги на доходы;
  • налоги на имущество;
  • налоги на реализацию товаров (работ, услуг);
  • налоги на определенные виды расходов;
  • налоги на совершение определенных операций;
  • налоги и сборы за право осуществления определенных видов деятель-ности.

1.4. Принципы налогообложения

  • налоговое законодательство должно быть стабильно;
  • взаимоотношения налогоплательщиков и государства должны носить правовой характер;
  • тяжесть налогового бремени должна равномерно распределяться меж-ду категориями налогоплательщиков и внутри этих категорий;
  • взимаемые налоги должны быть соразмерны доходам налогоплатель-щика;
  • существует равенство налогоплательщиков перед законом (принцип недискриминации);
  • издержки по сбору налогов должны быть минимальны;
  • нейтральность налогообложения в отношении форм и методов эконо-мической деятельности;
  • доступность и открытость информации по налогообложению;
  • соблюдение налоговой тайны.
  • каждый используемый термин должен иметь свое единственное значе-ние, установленное законом;
  • количество издаваемых законодательных актов не должно быть чрез-мерным;
  • законодательные акты и нормы, содержащиеся в них, не должны проти-воречить друг другу;
  • тексты законов должны быть понятны человеку со средним для данной страны уровнем образования;
  • при изменении каких-либо норм в законодательных актах, опублико-ванных в предыдущие годы, должен публиковаться их новый изменен-ный текст.

Налогообложение - это способ регулирования доходов и источников пополнения государственных средств.

Использование налогов в качестве инструмента централизованного воздействия на экономическое развитие государства имеет длительную историю по мере развития товарно-денежных отношений.

Функция - представляет собой внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений.

В современных условиях налоги выполняют основные и дополнительные функции.

К основным функциям относят:

а) фискальную

Отражает причины возникновения налогов, с её помощью реализуется качественная определённость налогов, их общественное назначение как источника средств. Данная функция является главной функцией налогов и призвана способствовать огосударствлению части национального дохода и созданию материальных основ функционирования государства; .

б)социальную -

поддержание социального равновесия путём уменьшения неравенства в реальных доходах отдельных групп населения;

в)регулирующую

Избирательное изменение налоговых ставок, позволяющее целенаправленно воздействовать на темпы экономического роста, структурную перестройку общественного производства, накопление денежного капитала, инфляцию, движение инвестиций, занятость, формирование совокупного платежеспособного спроса. Данная функция имеет 3 составляющих:

1)стимулирующую - снижение налоговых ставок, введение льгот, способствующих созданию предпосылок для повышения деловой активности (увеличение необходимых объемов производства, его обновление, увеличение инвестиций, накоплений,), поощрения отдельных видов предпринимательства, привлечения и перемещения иностранных инвестиций;

2)сдерживающую - целенаправленное сдерживание темпов воспроизводства путём увеличения ставок налогов или введения дополнительных налогов;

3) воспроизводственную

Которая предназначена для концентрации средств на восстановление используемых ресурсов.

К дополнительным функциям относят:

а)перераспределительную - процессы перераспределения части совокупного общественного продукта главным образом чистого дохода и направления одной его части на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства, а другой - в централизованный фонд государственных ресурсов, т.е. в бюджет государства;

б)контрольную -своевременное отслеживание государством поступлений в бюджет налоговых платежей, что позволяет сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах и конечном счёте определять необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики государства.

Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, выражающуюся в принудительном изъятии определённой части доходов у предприятий и населения, имеющих объекты налогообложения. Каждая функция отражает определённую сторону налоговых и финансовых отношений.

Каждый налог содержит следующие элементы:

- субъект налога, или налогоплательщик,

Физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог;

- объект налога

Предмет, подлежащий обложению (доход, имущество, товары); часто название налога вытекает из его объекта, например земельный налог, подоходный налог и т.д.;

- источник налога

Доход субъекта (заработная плата, прибыль, процент), из которого выплачивается налог; по некоторым налогам (например, налог на прибыль) и объект, и источник совпадают;

- единица обложения

Единица измерения объекта (по подоходному налогу - денежная единица страны, по земельному налогу - гектар, акр);

- налоговая ставка

представляет собой величину налога на единицу обложения;

- налоговый оклад

Сумма налога, выплачиваемая субъектом с одного объекта;

- налоговые льготы

Полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством (скидки, вычеты и др.). Самой важной налоговой льготой является необлагаемый минимум - наименьшая часть объекта, освобожденная от налога.

В системе налогообложения должны быть заложены определённые принципы, следуя которым можно добиться воздействия на общественное воспроизводство, его динамику, структуру, состояние научно-технического прогресса.

Принципы налогообложения

Четыре основополагающих принципа налогообложения были сформулированы английским экономистом А. Смитом:

1) подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу;

) налог, который обязуется выплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определён;

) вид налога, срок уплаты и способ платежа должны быть удобны плательщику;

В экономической литературе рассматриваются разные принципы построения системы налогообложения.

Впервые принципы налогообложения сформулировал Адам Смит. В своем классическом сочинении он назвал четыре основных принципа, которые детализировались и получали разную интерпретацию в более поздних трудах многих экономистов (рис. 3.3):

  • принцип справедливости — налог должен собираться со всех налогоплательщиков постоянно, т.е. «каждый гражданин обязан платить налоги сообразно своему достатку»;
  • принцип определенности — обложение налогами должно быть строго фиксированным, а не произвольным;
  • принцип удобства для налогоплательщика - взимание налога не должно причинять плательщику неудобства по условиям места и времени;
  • принцип экономичности взимания — издержки по изъятию налогов должны быть меньше, чем сумма самих налогов.

Дальнейшему развитию идей А. Смита, их адаптации к современному социально-экономическому положению России и задачам государственной финансовой политики концептуально будут соответствовать следующие основные принципы построения эффективной системы налогообложения.

Рис. 3.3. Принципы налогообложения по Адаму Смиту

Принцип обязательности. Этот принцип подразумевает обязательность, принудительность и неотвратимость уплаты налогов (затруднения для уклонения от уплаты налогов, минимизация теневой экономики). Должна действовать формула «О налогах не договариваются».

Принцип равенства , согласно которому распределение налогового бремени должно быть равным.

Существуют два подхода к практической реализации данного принципа. Первый основан на условиях выгоды налогоплательщиков, т.е. уплачиваемые налоги должны соответствовать выгодам, которые налогоплательщики получают от услуг государства. Следовательно, равенство налогообложения увязывается со структурой расходов бюджета.

Второй подход основан на условиях платежеспособности. При этом система налогообложения не привязывается к целевому расходованию бюджетных средств, а каждый налогоплательщик должен внести долю в зависимости от своей платежеспособности.

Практически стран с развитой экономикой построены на разных комбинациях обоих рассматриваемых подходов. Сочетание этих подходов, основанных на условиях выгоды и платежеспособности физических лиц, по нашему мнению, должно стать нормой построения эффективной системы налогообложения в России. При этом проблема платежеспособности, характерная для большей части населения нашей страны, должна учитываться в первую очередь.

Принцип определенности. Имеется в виду, что нормативными правовыми актами до начата налогового периода должны быть определены правила исполнения обязанностей налогоплательщиков по уплате налогов и сборов.

Принцип экономичности. Система налогообложения должна быть экономичной, или продуктивной. Некоторые исследования показали, что система будет непродуктивной, если издержки по взиманию налогов превышают 7% величины налоговых поступлений.

Принцип пропорциональности. Предполагается установление лимита налогового бремени по отношению к ВВП.

Принцип подвижности (эластичности). Подразумевается способность налоговой системы к быстрому расширению в случае чрезвычайных дополнительных расходов государства или, наоборот, к сокращению при наличии возможностей государства и целей его социально-экономической (бюджетно-налоговой) политики.

Принцип стабильности. Имеется в виду стабильность действующей налоговой системы во времени, сочетаемая с периодической изменчивостью, реформированием (в экономически развитых странах нормальным интервалом считается три-пять лет).

Принцип оптимальности. Данный принцип подразумевает оптимальный (с точки зрения реализации фискальной функции налогов, создания предпосылок экономического роста, достижения социальной справедливости, проведения природоохранных мероприятий и др.) выбор источника и объекта налогообложения.

Принцип единства. Единство предполагает действие налоговой системы на всей территории страны и для всех юридических и физических лиц. При этом реализация данного принципа зависит от организационно-правовых форм предприятий, вида деятельности, нрава на получение законных льгот, наличия нрав нижестоящих органов власти по установлению, снижению, увеличению или отмене налогов.

Принцип справедливости. В настоящее время российское налоговое законодательство серьезно нарушает данный принцип. Например, за неисполнение налоговых обязательств налогоплательщик несет административную и уголовную ответственность, уплачивает крупные финансовые штрафы. А за излишнее взыскание налогов и необоснованное наложение штрафов налоговые органы практически не несут никакой ответственности. В результате возникают многочисленные обращения в суды, обжалования неправомерных действий налоговых органов.

Одна из основных проблем российского налогового законодательства заключается в том, что законы по налогам не имеют прямого действия. Наряду с законами действуют многочисленные подзаконные акты, инструкции, дополнения и изменения к ним, нормативные письма и разъяснения налоговых органов.

Недостаточная четкость и ясность нормативных документов и слишком частые изменения налогового законодательства затрудняют работу самих налоговых служб, делают бесправным налогоплательщика. Нужны четкие, закрепленные законодательно регламенты введения изменений и дополнений в налоговое законодательство, установления или отмены налогов. При этом законодательное решение о введении новых налогов должно вступать в силу не ранее следующего календарного года, а изменения, ухудшающие положение налогоплательщика, не должны иметь обратной силы.

Принцип удобства взимания налога. Согласно данному принципу взимание налога не должно причинять гражданам неудобства по условиям места и времени. Речь идет не только об удобствах внесения налогов физическими лицами. Современная интерпретация этого введенного в экономическую науку А. Смитом принципа означает поиск решения проблем рационального распределения налогов между категориями плательщиков, территориальное обеспечение бюджетов за счет своевременного поступления налогов, решение социальных задач и т.д.

Сформулированные принципы характеризуют в известном смысле идеальную налоговую систему, некий образец, эталон, к которому следует стремиться. Реальность, состояние экономики и финансовое положение, интересы существующих политических сил, складывающаяся конъюнктура вносят определенные коррективы в эту модель. Кроме того, приведенная систематизация принципов, естественно, не является единственно возможной. В учебно-методической литературе приводятся и более детальные их классификации.

Понятие пошлины Налоговый кодекс РФ их не выделяет как самостоятельное. Факт наличия в названии налога или обязательного платежа слов "налог", "сбор", "пошлина" еще не определяет существо данного платежа.

Что же такое налог с учетом экономического содержания возникающих при этом отношений?

Социально-экономическая сущность и роль налогов проявляется в их функциях, т.е. в основных направлениях воздействия налогов на развитие общества и государства.

1.2 Функции налогов и принципы налогообложения

Функции налогов являются способом выражения их различных свойств. Функции показывают, каким путем реализуется общественное назначение налогов как инструмента распределения и перераспределения.

Налоги используются всеми государствами с рыночной экономикой как метод прямого влияния на бюджетные отношения и опосредованного (через систему льгот и санкций) воздействия на производителей товаров, работ и услуг. Через налоги достигается относительное равновесие общественных потребностей и ресурсов, необходимых для их удовлетворения, через налоги обеспечивается рациональное использование природных богатств, в частности путем введения штрафов и иных ограничений на распространение вредных производств. Посредством налогов государство решает экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.

С этих же позиций налогообложение выполняет четыре важнейшие функции, каждая из которых реализует то или иное практическое назначение налогов.

Фискальная функция обеспечивает перераспределение части финансовых ресурсов общества в пользу государства. Данная функция проявляется через формирование доходов посредством аккумулирования средств в бюджете и внебюджетных фондах. Бюджетные средства расходуются на социальные услуги и хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, на административно-управленческие расходы и платежи по государственному дому.

Перераспределение средств с помощью фискальной функции, с одной стороны, должно обеспечить реализацию государственных программ, с другой – не нарушить нормальный ход воспроизводства.

Социальная функция реализует через неравное налогообложение разных сумм доходов. С помощью данной функции перераспределяются доходы между различными категориями населения. Примерами реализации распределительной (социальной) функции являются: прогрессивная шкала налогообложения прибыли и личных доходов, налоговые скидки, акцизы на предметы роскоши.

Распределительная функция нацелена на решение тех или иных задач налоговой политики государства посредством использования налоговых механизмов. Данная функция предполагает влияние налогов на инвестиционный процесс, спад или рост производства, а также его структуру.

Суть регулирующей функции заключается в том, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, и освобождаются от обложения ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов. Поэтому для этой функции выделяют три составляющие:

· стимулирующая подфункция проявляется через систему льгот и освобождений, например, для сельскохозяйственных производителей;

· дестимулирующая подфункция имеет цель – через повышение ставок налогов ограничить развитие игорного бизнеса, повысить таможенные пошлины, приостановить вывоз капитала из страны и т.д.;

· воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов.

Налоговое регулирование несет нагрузку и контрольного свойства. Регулирующая налоговая функция проявляется на практике не только в виде льгот, но и в форме санкций. Налоговые санкции есть проявление контрольной функции налогов, ибо перераспределение финансовых ресурсов неотделимо от контроля за качественными и количественными параметрами налогообложения.

Контрольная функция позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.

Функции налога тесно взаимосвязаны. Рациональность действующего законодательства определяется и степенью относительного равновесия налоговых функций. Однако на практике фискальная функция налога всегда реальна, а регулирующая функция может существовать номинально или быть деформирована.

Таким образом, относительное равновесие функций позволяет формировать бюджет, не ущемляя экономических интересов налогоплательщиков. Поэтому поиск оптимального соотношения налоговых функций ведется непрерывно.

На современном этапе принципы налогообложения - это, по сути, основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие начала осуществления налоговых отношений, представляющие собой, с одной стороны, систему координат, в рамках которой развивается российская налоговая система, а с другой стороны, вектор, определяющий направление развития налогообложения.

В налогово-экономической и налогово-правовой литературе выделяется два уровня (вида) принципов налогообложения:

· экономические принципы налогообложения (формулируются в процессе развития финансовой науки и государствоведения, а реализуются (пробируются) при построении конкретных налоговых систем различных государств, в результате их генезис находит свое отражение во многих принципах налогового права). Экономисты к экономическим принципам налогообложения относят, как правило, принципы: справедливости, соразмерности налогообложения, максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков, экономичности, эффективности налогообложения, рентабельности налоговых мероприятий;

· юридические принципы налогообложения (формулируются в процессе развития юридической науки, и в первую очередь налогового права, затем на определенном этапе развития общества закрепляются в законодательстве в виде основных начал налогового законодательства и становятся принципами налогового права).

Однако при таком подходе не учитываются следующие обстоятельства. Налогообложение, как любое процессуальное отношение, не может существовать вне регламентирующих его правовых рамок. Принципы налогообложения находят свое выражение непосредственно в нормах налогового права, которые представляют собой экономические гипотезы, закрепленные законодательстве как юридические принципы налогообложения. Заметим, что законодательством различных стран воспринимаются разные, признаваемые необходимыми для налоговой системы конкретной страны экономические идеи. Универсального набора принципов налогообложения не существует. Каждое государство выбирает и закрепляет в законодательстве те принципы, необходимость применения которых обусловлена его историческими, социально-экономическими, политическими особенностями, а в отдельных случаях - определенными задачами, стоящими перед налоговой политикой на конкретном историческом отрезке. Например, не нашли своего закрепления в НК РФ принцип экономической эффективности налогообложения и связанный с ним принцип рентабельности налоговых мероприятий (их содержание упрощенно можно сформулировать так: бюджетные поступления от отдельного вида налогов не должны превышать затраты на его введение и сбор). Как отмечается, сегодня этому критерию не отвечают налог на имущество физических лиц и налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения.