Микрофинансовым организациям запретят выбивать деньги из должников. Центробанк открыл сезон охоты на мфо

Микрофинансовым организациям запретят выбивать деньги из должников. Центробанк открыл сезон охоты на мфо

Выясняем в нашей статье, какие микрофинансовые организации закроют в 2019 году, анализируем состояние рынка микрофинансирования в России, риски для заемщиков.

В развитии бизнеса микрофинансовых организаций, как уже неотъемлемой части финансовой системы нашего государства, в последнее время проявляются самые разные тенденции, в том числе и негативные.

Есть множество факторов, влияющих на игроков сектора микрокредитования, начиная с общей политики ужесточения подходов государства к регулированию, общекризисными явлениями и заканчивая изменениями в поведении и даже психологии основных потребителей таких услуг. Никоим образом не пытаясь нагнетать некую панику или пессимизм, попытаемся разобраться, что в текущем году происходит в целом в данном сегменте услуг для населения и даже спрогнозировать, какие микрофинансовые организации закроют в 2019 году.


Вспомним, как в начале прошлого десятилетия можно сказать в геометрической прогрессии развивался рынок банковских услуг, и особенно предложение кредитных продуктов - по нашему мнению, закономерным итогом стал некий кризис неплатежей спустя буквально десятилетие.

Поскольку рассматриваемые нами компании - по сути, банки в миниатюре, здесь нельзя не провести аналогии. Поэтому пытаясь понять и донести до широкого круга клиентов, как действующих, так и потенциальных, какие микрофинансовые организации закроют в 2019 году, традиционно рассмотрим несколько ключевых факторов, оказывающих непосредственное влияние на такой бизнес:

1. Риски и негативные тенденции:

Бум подобного бизнеса, имеющий место, привел к появлению уже можно сказать достаточно большого количества «серых» (т.е. действующих не совсем законно) и даже недобросовестных компаний - есть спрос, появилось и мошенническое или откровенно незаконное предложение услуг;

Государство все решительнее начинает вмешиваться в бизнес и процессы, как результат - зарегулированность рынка будет расти - выходят все новые и новые законопроекты и инициативы, которые, к сожалению, не всегда положительно повлияют на добросовестные компании. Более того, нет системности подхода к решению проблем - например, идея зарегулировать деятельность тех же коллекторов в отрыве от понимания их острой необходимости для бизнеса может привести к колоссальному росту просроченной задолженности у самих компаний, и как итог - убыточности бизнесов;

Сами организации, оказывающие подобные услуги также слишком увлеклись больше борьбой между собой за клиента, во многих случаях в ущерб сервису - и в итоге про интересы и некий комфорт самих заемщиков просто забыли.

2. Тем не менее, есть и позитивные сдвиги:

Наконец-то регуляторные органы взяли четкий курс на наведение порядка на рынке;

Появился де-факто некий стандарт оказания услуг по срокам выдач займов, процентным ставкам, применяемым технологиям;

Все больше компаний пытаются диверсифицировать свои услуги, обращаясь в том числе сторону кредитования индивидуальных предпринимателей;

Рынок достиг или близок к той точке, когда информированность и общая финансовая осведомленность потенциальных клиентов о услугах такого рода наконец-то вышла на достаточно высокий уровень - пусть и не усилиями государственных органов (которые как раз по идее и должны бороться за финансовую грамотность своих граждан), а скорее благодаря самим микрофинансовым учреждениям.

Как повлияет ситуация на рядовых клиентов


Если с влиянием последних инициатив и конкурентной среды в целом мы разобрались, то конечно отдельно стоит выделить информацию для самих клиентов - чего, собственно, можно ожидать.

Наше мнение:

1. Некая «чистка» системы однозначно пойдет на пользу конечному рядовому потребителю микрофинансовых услуг - чем меньше мошенников и полузаконных услуг на рынке, тем ниже шансы мошенничества. Повышение доли организаций, дорожащих своей репутацией в долгосрочной перспективе, это однозначный плюс складывающейся ситуации.

2. Не исключен ряд банкротств высокорисковых компаний - поэтому клиенту, не особенно ознакомленному в деталях с внутренней ситуацией в той или иной организации, стоит очень осторожно относится к предложениям инвестирования (по сути, размещения аналога депозита) в таких организациях на текущем этапе реформирования - высокие процентные ставки подразумевают высокие риски. Впрочем, в общей массе (даже несмотря на наличие лицензий на подобную деятельность у многих МФО) такая услуга не очень востребована среди наших сограждан.

3. О приятном - с высокой долей вероятности, ждем снижения граничных ставок и совокупной стоимости самого займа. Впрочем, это новость больше для добросовестных клиентов. Обратной стороной процесса может стать ужесточение условий и требований к потенциальному получателю микрозайма.

4. Беспредел коллекторов пойдет на спад, тенденции к этому уже явно наметились.

5. Как следствие комбинации факторов выше - борьба за клиента обострится, и наконец-то, как мы надеемся, акценты все больше сместятся в сторону сервиса, ассортимента и технологичности оказываемых услуг.

И в качестве совета-напоминания - следует знать, что даже если компания, которая давала займ, закрылась (совсем, или объединилась с другой организацией), это совсем не повод перестать оплачивать долг - необходимо разобраться в ситуации, с высочайшей долей вероятности ваша задолженность будет передана (продана) другому учреждению.

Какие микрофинансовые организации закроют в 2019 году - категории риска


Резюмируя описанное выше, в 2019 году закроются организации, которые:

Не смогут реально снизить максимальную ставку, по которой осуществляется кредитование;

Организации, которые ведут свою деятельность в неполном соответствии с актуальными требованиями (например, к членству в СРО, уставному капиталу, наличию в реестрах и лицензированию);

Не смогут эффективно перестроить свои бизнес-процессы под уже установленные де-факто стандарты рынка (по скорости выдачи займов, по требованиям к заемщикам и т.д.);

Не перестроят свою маркетинговую стратегию и не будут уделять достаточного внимания взаимоотношениям с рядовым клиентом в полном цикле (начиная с привлечения и заканчивая самостоятельной работой с просроченной / проблемной задолженностью - организации, активно взаимодействующие с внешними коллекторскими компаниями автоматически рискуют оказаться не у дел).

Уважаемые посетители! Ситуация на финансовом рынке России не позволяет нам своевременно актуализировать представленную в статье информацию. Наиболее достоверную информацию о закрытии МФО Вы можете узнать на Банка России.

На фоне идущей ревизии банковской сферы, начатой осенью, Центробанк активизировал чистку смежной отрасли — микрофинансовых организаций (представляют населению микрозаймы до 1 млн рублей). 14 июля ЦБ исключил из госреестра микрофинансовых организаций (МФО) 21 компанию. Впрочем, их в реестре осталось еще 4273.

Самый массовый отзыв лицензий за этот год затронул только региональные компании, в списке нет ни одной столичной. Как следует из материалов ЦБ, основная причина мер регулятора в том, что организации не представили отчеты о своей деятельности, о персональном составе своих руководящих органов и об изменениях, внесенных в учредительные документы.

В Центробанке «Известиям» напомнили, что о планах регулятора в отношении рынка МФО говорила председатель Банка России Эльвира Набиуллина на пленарном заседании Госдумы 20 июня 2014 года. Тогда она отметила, что в прошлом году впервые появился закон, регулирующий быстрорастущий рынок микрофинансирования, и сейчас проводится работа по развитию единообразного регулирования правоотношений между кредитором и заемщиком вне зависимости от типа кредиторов.

— С начала года надзор за микрофинансовыми организациями ужесточился. Был сделан ряд изменений на законодательном уровне. Ранее надзор был не так действенен, потому что законодательство было более лояльно. Теперь ЦБ начал гораздо более пристально рассматривать отчетность и реагировать на недочеты и неправовые действия отдельных МФО, — отметил представитель одной из крупнейших микрофинансовых организаций «Мигкредит» Дмитрий Горох.

Кроме того, Центробанк начал впервые проводить в этом году массовые выездные проверки МФО в связи с уголовным делом вице-президента «Опоры России» и президента «Центра микрофинансирования» Павла Сигала, которого подозревают в аферах с материнским капиталом.

Гендиректор ООО МФО «Народная Казна» Алексей Лебедев считает, что большое количество отзывов лицензий — следствие того, с какой скоростью и простотой МФО раньше включались в реестр.

— Это рекордно большое количество отозванных лицензий тем не менее на порядок меньше показателей по выдаче лицензий в самом начале ведения реестра (192 в первый день, 195 — во второй; регистрация началась в 2011 году). Естественно, регулятору требовалось некоторое время, чтобы собрать и систематизировать статистику по нарушениям, которые он считает критичными для развития системы и начать бороться со всеми недобросовестными игроками, — считает эксперт.

Тенденция к уменьшению числа МФО наметилась в 2013 году, когда замедлились темпы выхода на рынок компаний, предлагающих короткие займы под повышенные проценты. В течение 2013 года лицензии лишились 611 компаний, в 2012-м — 69, в 2011-м — одна. Начальник аналитического управления Банка БКФ Максим Осадчий отметил, что на 11 июля в реестре МФО было 4294 МФО. По его словам, более высокие темпы исключения, чем отмеченный случай, были только в прошлом году — например, 26 декабря из реестра были исключены 104 МФО, 25 декабря — 45 МФО, 19 декабря — 40. По мнению аналитика, в ближайшее время реестр значительно похудеет.

— 21 МФО — это капля в море. Мы поддерживаем инициативу ЦБ, направленную на зачистку МФО от недобросовестных игроков, и прогнозируем, что до конца 2015 года в реестре останется половина организаций от нынешнего количества зарегистрированных в госреестре — около 2 тыс. Половина МФО или даже больше не соответствуют существующим нормам, — считает Горох.

По его оценке, 50% рынка микрокредитования приходится на долю 10 крупнейших МФО, а несколько тысяч компаний — очень маленькие игроки городского масштаба, за деятельностью которых очень сложно следить.

— Мы не можем назвать усилия ЦБ излишними. Наоборот, своими действиями регулятор способствует формированию устойчивого сегмента рынка, — согласен с ним Лебедев.

Полный список МФО, лишенных лицензии 14 июля:
1. ООО «Быстрые деньги» (ОГРН 1125321005006), Великий Новгород
2. ООО «СоцФинанс» (ОГРН 1135658000048), Оренбург
3. ООО «Микро Займ» (ОГРН 1135658006967), Оренбург
4. ООО «Финансовая группа Фаворит» (ОГРН 1136311001969), Самара
5. ООО «ФастФинанс» (ОГРН 1136315001888), Самара
6. ООО «Открытие» (ОГРН 1107328002902), Ульяновск
7. ООО «ИнвестКапитал» (ОГРН 1130280020078) Уфа
8. ООО «Миллион» (ОГРН 1112536002380), Владивосток
9. ООО «МФО Поволжье» (ОГРН 1125658019310), Орск
10. ООО «СоцФинанс» (ОГРН 1090268002692), Стерлитамак
11. ООО «МЕКА-С» (ОГРН 1136330000531) Самарская область, рп Безенчук
12. ООО «Уральская финансовая компания» (ОГРН 1120280013974), Уфа
13. ООО «СТ-Холдинг» (ОГРН 1105658007575), Оренбург
14. ООО «Первый микрофинансовый центр» (ОГРН 1077901005632), Биробиджан
15. ООО «Клерк Финанс» (ОГРН 1122724016282), Хабаровск
16. ООО «Стандарт Плюс» (ОГРН 1125658039033), Оренбургская область
17. ООО «Экспресс-займ» (ОГРН 1120267000886), Сибай
18. ООО «Кредитное Агентство «Бизнес-Гарант» (ОГРН 1096312003424), Самара
19. ООО«Содействие» (ОГРН 1125658021488), Оренбург
20. ООО «Микрофинансовая организация «Центр выдачи займов» (ОГРН 1121435008837), Якутск
21. ООО «Дальневосточный финансовый брокер» (ОГРН 1072724004704), Хабаровск

Микрофинансовые организации ведут свою деятельность под контролем Центробанка РФ, который следит за выполнением обязанностей этими компании. Но уже давно идут разговоры о том, что микрофинансовые организации закроют в 2018 году.

Специалисты считают, что МФО вполне могут закрыть, если выйдет новый закон о микрозаймах.

С чем связано решение о закрытии МФО?

По состоянию на 2016-2017 года из Государственного реестра было исключено порядка 1 700 микрофинансовых организаций в связи с тем, что они не соответствуют установленным стандартам и требованиям.

Такое решение было принято не только Центробанком, а совместно с правоохранительными органами и саморегулируемыми организациями.

А уже в этом году вступит в силу новый закон о микрозаймах, согласно которому в деятельность МФО будут внесены следующие изменения:

  • За любые нарушения с таких компаний будут взиматься более высокие штрафы, а при систематических нарушениях организаторы МФО могут понести уголовную ответственность.
  • Лица, которые занимаются микрозаймами нелегально, не смогут рассчитывать на судебную защиту.
  • МФО обяжут вступать в СРО и вести финансовую отчетность, которая должна будет предоставляться Центробанку.

Возможно ли закрытие МФО на практике?

Учитывая, что в связи с экономическим кризисом граждане РФ стали больше кредитоваться (в том числе и в МФО), а в связи с высокими показателями уровня закредитованности населения крупные банки стали предъявлять к заемщикам более высокие требования, закрытие микрофинансовых организаций в 2018 году может привести к снижению этого уровня в целом.

Но на самом деле кредитуемые не заинтересованы в упразднении таких организаций, так как среди их преимуществ перед банками – возможность заполнения заявки на кредит через интернет и получение денег спустя считанные минуты. Но когда наступает время платить по кредитам – люди осознают, что из-за огромных процентных ставок они оказываются в финансовой кабале.

Но не только высокие ставки являются причиной скорого закрытия МФО. Это может произойти и по следующим причинам :

  • Ни один закон о микрозаймах не регламентирует величину процентной ставки, в связи с чем этот показатель в МФО в среднем может достигать 600-1000% годовых.
  • Потребители не способны в достаточной мере оценить риски и ситуацию в целом из-за финансовой неграмотности.
  • Микрозаймы доступны большинству жителей РФ, что приводит к кредитованию лиц, не способных впоследствии выплатить кредит.
  • Микрозаймы доступны для любого совершеннолетнего гражданина, даже если он не трудоустроен.
  • Коллекторы, которые занимаются должниками, нередко действуют вне законных рамок.

Фактически МФО закрывать не будут, но ужесточат контроль за их деятельностью, введя инструменты регулирования их работы.

Кроме того – начиная с 2016 года закон о микрофинансовых организациях обязывает МФО ограничить размер процентной ставки, которая в целом не может превышать размер «тела» кредита даже при просрочках по выплате.

Какие меры могут быть предприняты?

Речь идет даже не об отдельном законе, а о серьезной реформе, в ходе проведения которой планируется:

  • Создание специального отдельного реестра для упрощения контроля деятельности микрофинансовых организаций.
  • Разграничение деятельности микрокредитных и микрофинансовых компаний.
  • Ограничить процентные ставки и размеры штрафных санкций.
  • Создать стандартную форму отчетности для МФО.

О том, какие микрофинансовые организации закроют в 2018 году, говорить пока рано.

Закон в первую очередь направлен на установление ограничений, которые будут сводиться к следующему:

  • Деятельность коллекторских агентств будет регулироваться законом, который действует с начала 2017 года.
  • Компании, выдающие микрозаймы, перед одобрением кредита будут обязаны сделать запрос в бюро кредитных историй (БКИ).

В случае, если потенциальный заемщик финансово несостоятелен – выдача кредита под залог имущества будет наказываться крупными штрафами.

Также заемщик должен будет обязан подробно донести до клиента информацию о переплатах по процентам.

Закроют ли МФО в 2018?

Вопрос о том, закроют ли микрофинансовые организации в 2018 году, касается не только МФО, но и кредитные потребительские кооперативы, которые по сути занимаются той же деятельностью, но капитал, который формируется в таких кооперативах – это взносы пайщиков, которые заинтересованы в обороте своих средств и получении процентов по займам.

Однако получить кредит в кооперативе каждый желающий не может: займы выдаются только самим пайщикам.

О том, что микрофинансовые организации закроют в 2018 году, еще 2 года назад речи не было, при этом сторонники такого решения находились в меньшинстве и к тому же не смогли предоставить весомых аргументов в пользу таких действий.

На данный момент закрытие микрофинансовой организации независимо от того, действует ли она в соответствии с законодательством, является острым и обдумываемым вопросом для контролирующих органов.

В Госдуме хотят запретить нелегальным микрофинансовым организациям, не включенным в реестр ЦБ, требовать у граждан возврата выданных займов. Соответствующий закон планируется принять до конца года.

Сегодня существует правовая коллизия: кредитовать население нелицензированным МФО запрещено, а взыскивать средства - нет. Ее и предполагается устранить поправками к законодательству, которые уже прошли первое чтение, сейчас готовятся ко второму, рассказал газете «Известия» председатель комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков.

В ЦБ идею поддерживают и считают важным лишить нелегальных кредиторов возможности через суд взыскивать долги с граждан. Деятельность таких компаний никак не регламентируется, не регулируется и не контролируется, поясняют в ведомстве, они не соблюдают установленных законодательством ограничений по полной стоимости займа, по начислению процентов, а также штрафов и пеней. В итоге долговая нагрузка может оказаться неподъемной для заемщика.

Благие намерения

Идея ограничения возможности взыскивать долги с граждан в судебном порядке со стороны нелицензированных МФО является очередным шагом регулятора и законодателей по зачистке этого сегмента, отмечает руководитель Центра аналитической информации ГК TeleTrade Сергей Лысаков.

Ранее ЦБ устанавливал предельный размер задолженности по микрокредитам, а совсем недавно обязать микрофинансовые организации рассчитывать показатели долговой нагрузки для своих заемщиков в том случае, если сумма займа превышает 10 тысяч рублей. По замыслу регулятора, такая мера лишит МФО стимула кредитовать граждан, которые и так уже почти утонули в долгах.

Новая инициатива на первый взгляд тоже выглядит достаточно здравой, но благими намерениями вымощена дорога известно куда.

Устранение в законе правовой коллизии, в результате которой такие организации несмотря на отсутствие права выдавать займы могли требовать возврата долга, само по себе движение в правильном направлении. Другое дело, что микрофинансовые организации не занимаются процессом „выбивания“ долга и передают эти функции коллекторским агентствам или просто продают свой портфель займов другим организациям, - напоминает Лысаков.

По его словам, важно, чтобы в законе присутствовали механизмы, запрещающие коллекторским агентствам работать с нелицензированными МФО, а также запрет на приобретение другими организациями займов, накопленных такими черными микрофинансистами. Необходимо также, чтобы такие займы не отражались в кредитной истории гражданина.

Но складывается ощущение, что все это не приведет к исчезновению черных кредиторов и такие организации могут и в дальнейшем продолжить свое существование при попустительстве правоохранительных органов, - сетует эксперт.

Если не будут перекрыты лазейки по переуступке долга или работы с официальными коллекторами, законодательный запрет на судебное взыскание задолженности ничего не даст, продолжает аналитик. Он отмечает, что нелицензированные кредиторы и так, как правило, сторонились судебных инстанций.

В результате гражданам самостоятельно в суде придется доказывать, что деньги, которые они получили „до зарплаты“, они вроде как и не должны никому. Но это не убережет их от назойливых посланий с угрозами, распространения их персональных данных, клеветы и откровенных издевательств над близкими, - прогнозирует Лысаков.

Сомнительные перспективы

Согласен с пессимистичными выводами коллеги и директор Банковского института ВШЭ Василий Солодков. Теоретически идея хорошая, но она приведет к ухудшению той ситуации, которая есть на сегодня, полагает он.

Если вы можете нелегально кредитовать, кто вам мешает точно так же нелегально взыскивать? У нас полиция совершенно на другое заточена, к ней обращаться бессмысленно. И что дальше? Ну, будет у нас этот закон. Как он будет реализовываться? Я, честно говоря, здесь вижу очень большую проблему, - говорит эксперт.

На самом деле, когда говорилось о создании в России эффективно работающего рынка микрофинансирования, предполагалось, что он будет белым, вспоминает представитель ВШЭ. Для этого, соответственно, было упрощенное регулирование, рынок должен был стать конкурентным, ставки на нем должны были снижаться и т. д. Но все закрутилось, как обычно: стали регулировать, появились сначала черные МФО, потом - черные коллекторы.

У нас должно развиваться, а не тормозиться банковское кредитование. Какое количество банковских лицензий было выдано за последние четыре года? Ноль. А сколько их было отобрано? Почти половина. Как это сказалось на конкуренции? Совершенно очевидно, что отрицательно, - перечисляет Солодков.

В идеале, если человеку нужно перебиться до зарплаты, для этого существует кредитная карта. И если гражданину доступен такой инструмент, у него нет необходимости брать микрозайм под безумные проценты. Заведи себе кредитную карту, следи за тем, чтобы у тебя была хорошая кредитная история, и будет тебе счастье. Но в том-то и беда, что доступ к нормальным банковским продуктам все больше ограничивается кризисными явлениями и стараниями регулятора, активно зачищающего рынок.

Вот и приходят на место банков микрофинансовые организации, которые кредитуют уже совершенно по другим ставкам. А потом и на МФО начинается охота, которая лишь провоцирует рост теневого рынка.

По мнению Лысакова, пока все движется к криминализации этой сферы. Клиентами МФО, как правило, становятся люди, которые уже давно не могут получить в банках хоть какие-то кредиты. А клиенты с испорченной кредитной историей, которым отказали даже в официальных микрофинансовых организациях, как правило, обращаются к нелегалам. С января по сентябрь текущего года ЦБ выявил 2 тысячи МФО без лицензий. По некоторым оценкам, объем рынка нелегального кредитования практически сопоставим с легальным и превышает 100 млрд рублей.

При этом спрос рождает предложение, и нуждающиеся в средствах всегда смогут найти тех, кто предоставит деньги под высокие проценты. Но вот «взыскивать» их с заемщика они будут уже «черными» методами, предупреждают эксперты.