Переход к международной методологии учета и статистики вносит существенные изменения в содержание понятий и категорий, применяемых в отечественной статистической практике, и предполагает необходимость внедрения новых.
Изменились представления о производственной экономической деятельности, ее границах и результатах; появились понятия экономики - «внутренняя и национальная», а с ними - «валовой внутренний и валовой национальный продукт»; пересмотрено отношение к сфере производства услуг и ее участию в общественном производстве; уточняется классификация отраслей экономики по сферам деятельности, вводится новое для отечественной практики деление экономики на сектора; требуют уточнения такие понятия, как результаты экономической деятельности, продукты, товары и услуги; нуждаются в пояснении понятия «трансферты, резиденты и нерезиденты, экономическая территория» и др.
Экономические функции - основные народнохозяйственные процессы: производство, потребление и накопление, посредничество в перераспределении доходов и др.;
Экономические операции - те элементарные экономические акты, которые совершают хозяйственные единицы (экономические агенты) в процессе выполнения экономических функций;
Экономические агенты - субъекты экономических операций, принимающие различные хозяйственные решения;
Объекты экономических операций - товары, деньги, финансовые документы, являющиеся предметом описания и анализа.
До современной версии СНС при изучении результатов экономической деятельности в международной статистической практике использовались понятия «внутренняя и национальная экономика», что обусловливает определение соответствующих результатов экономической деятельности - валового внутреннего и валового национального продуктов. В методологии СНС эти различия не проводятся. Однако в практике статистики некоторых стран рассчитываются оба показателя, например в США, Японии и др.
Внутренняя экономика охватывает деятельность на экономической территории данной страны как резидентов, так и нерезидентов.
Национальная экономика охватывает деятельность только резидентов независимо от их местонахождения: на территории данной страны или за ее пределами.
Для определения границ внутренней экономики в СНС используются следующие понятия:
Экономическая территория; %
Резидент;
Центр экономического интереса.
Понятие «экономическая территория» данной страны не полностью совпадает с понятием «территория», принятым для политических целей, т. е. с ее официальными административными границами.
Под экономической территорией понимается территория, административно управляемая правительством данной страны, в пределах которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться. К экономической территории данной страны также относятся:
Воздушное пространство, территориальные воды данной страны и континентальный шельф в международных водах, в отношении которого данная страна имеет исключительное право на добычу сырья, топлива и т. п.;
Так называемые «территориальные анклавы» за рубежом, т.е. зоны в других странах, используемые правительственными учреждениями данной страны (на основе аренды или собственности) для дипломатических, военных, научных или других целей, например посольства, консульства и другие дипломатические учреждения.
Свободные зоны, или предприятия данной страны, функционирующие за пределами ее границ, относятся к экономической территории той страны, где они физически располагаются.
Экономическая территория данной страны не включает территориальные анклавы других стран или международных организаций на территории данной страны.
В характеристике результатов экономической деятельности, оцениваемых на основе показателей валового внутреннего и валового национального продукта, принципиальное значение имеют различия в учете деятельности резидентов и нерезидентов.
Резидент - институционная единица, центр экономического интереса которой находится на данной экономической территории, т.е. которая занимается или собирается заниматься экономической деятельностью либо операциями в значительном масштабе в течение неопределенного или длительного периода времени (год и более). Другими словами, резиденты - это предприятия, организации и домашние хозяйства, участвующие в экономической деятельности на экономической территории страны в течение длительного срока (не менее года), а также лица, проживающие на территории страны больше года.
Резиденты - предприятия данной страны - это единицы, занятые производством на экономической территории данной страны, включая совместные, смешанные предприятия, филиалы зарубежных фирм, корпораций и т. д.
Понятие «резидент» не совпадает с понятием «гражданство или национальность».
К резидентам данной страны относятся лица, проживающие на ее территории, за исключением лиц, приезжающих на относительно короткий срок, т. е. меньше года (туристов, артистов, спортсменов, ученых, сезонных рабочих и т. д.); исключаются также члены иностранных посольств, представительств и других дипломатических учреждений, состав воинских подразделений других стран, находящихся на территории данной страны. К категории резидентов данной страны относятся ее граждане, нанятые посольствами, консульствами других стран, расположенными на ее территории.
Студенты-иностранцы рассматриваются как резиденты той страны, откуда они приехали, независимо от продолжительности Учебы, если они не теряют экономических связей со своей страной.
Экипажи самолетов, кораблей (функционирующие за пределами данной страны), которые остаются членами домашних хозяйств - резидентов данной страны, относятся к ее резидентам.
Сотрудники международных организаций, находящихся в данной стране, являются резидентами страны, где они работают в качестве международных служащих, если время их пребывания не меньше года.
Единица, занятая в производстве за границей длительное время, приобретает там центр экономического интереса и становится резидентской корпорацией, даже если не имеет отдельного юридического статуса.
Строительные бригады данной страны, работающие временно в других странах, рассматриваются как резиденты страны, где расположены строительные предприятия, с которых они были делегированы, и являются их частью.
Нерезиденты - граждане, имеющие постоянное место жительства за границей, даже если они временно находятся на территории данной страны, а также находящиеся в ней иностранные дипломатические, торговые и прочие официальные представительства с дипломатическими привилегиями.
Экономическое производство - физический процесс, деятельность, выполняемая под контролем институционной единицы, при которой осуществляются затраты труда или капитала, продуктов и услуг для производства других продуктов и услуг, т. е. труд и активы используются для трансформации затрат товаров и услуг в выпуск новых продуктов и услуг.
Производственная деятельность в соответствии с принципами СНС включает производство продуктов и услуг рыночных и нерыночных, т. е. предоставляемых бесплатно или реализуемых по ценам, не имеющим экономического значения и не оказывающим значительного влияния на спрос. Она включает производственную деятельность предприятий, производящих товары и услуги, деятельность государственных учреждений и организаций, деятельность общественных организаций. Также в ее состав входит производственная деятельность домашних хозяйств, результатом которой является продукция личных подсобных хозяйств населения: индивидуальная трудовая деятельность; строительство собственными силами и различные услуги (торговые, посреднические и т. п.); проживание в собственном жилище и т. д.
В производственную деятельность домашних хозяйств включается производство всех продуктов независимо от того, проданы они или использованы для собственного потребления. Бесплатные услуги, произведенные домашними хозяйствами для собственного потребления (домашние услуги), кроме услуг по проживанию в собственном жилище, в производственную деятельность не включаются. Производственная деятельность включает как легальную, так и нелегальную деятельность, которая воплощается в производстве товаров и услуг.
Классификация видов хозяйственной деятельности и производителей товаров и услуг определяет границы производства валового внутреннего продукта.
Деятельность, включаемая в границы производства СНС 1993 г., может быть определена следующим образом:
Индивидуальное или коллективное производство продуктов и услуг, которые предназначены для конечного использования или производства других товаров и услуг, используемых в процессе получения иных товаров и услуг (промежуточное потребление), а также накопления и экспорта (включая нерыночные услуги);
Производство всех товаров, которые производители оставляют для собственного конечного потребления или валового накопления, включая прирост запасов материальных оборотных средств у производителя;
Производство услуг, предназначенных для собственного потребления в домашних хозяйствах, а также услуг, выполняемых оплачиваемой домашней прислугой, и услуг по проживанию в собственном жилище.
В соответствии с положением СНС об учете в показателях результатов экономической деятельности следует провести четкие границы между результатами функционирования теневой экономики и запрещенными видами деятельности.
В понятие «производство» по методологии СНС включаются все виды деятельности, в том числе:
Незаконное производство;
Скрытое производство и подпольная экономика;
Любые поставки товаров и услуг между заведениями, принадлежащими одному и тому же предприятию, так как они считаются частью продукции предприятия как единого целого;
Незавершенное производство;
Производство товаров и услуг домашними хозяйствами, а также услуг, оказываемых наемной оплачиваемой домашней прислугой;
Капитальный ремонт и строительство индивидуальных жилищ, рыночные индивидуальные услуги, выполненные собственными силами;
Услуги по использованию домашними хозяйствами, государственными учреждениями и некоммерческими организациями собственных зданий.
Особой проблемой является включение методологией СНС в состав экономической деятельности и ее результатов практически функционирующую теневую экономику и юридически запрещенных видов деятельности.
Рекомендуется теневую экономику отграничить от криминальной, не связанной с движением продуктов, доходов, активов и не являющейся предметом исследования СНС, а рассматривать в рамках моральной (неэкономической) статистики.
Исключаются из понятия «производство»:
Домашние услуги - уборка и техническое обслуживание собственного жилья, включая мелкий ремонт; обслуживание предметов длительного пользования, используемых для потребительских нужд; приготовление и подача пищи; уход за больными, детьми и т.д.;
Деятельность, результаты которой не являются ее целью, т. е. побочные продукты процессов производства, являющиеся сами по себе вполне легальными, но которые могут оказать воздействие на другие институционные единицы, помимо потребителей продукта. Основными примерами такой деятельности могут служить выброс загрязнителей, образование мусора и т. п. К этой категории могут быть также отнесены взятки и вымогательства в связи с поставкой товаров и услуг; кража продукции до того, как производители доставят ее покупателю.
Таким образом, в СНС экономическое производство охватывает практически все виды деятельности по производству товаров и услуг, за исключением деятельности домашних хозяйств по оказанию услуг для собственного потребления (приготовление пищи, уборка помещений, воспитание детей и т. п.). Вместе с тем это не является отступлением от общего принципа, а вызвано преимущественно практическими сложностями определения объемов и оценки этих видов деятельности. Рекомендуется их исчислять в дополнительных таблицах.
Что же касается деятельности домашних хозяйств по оказанию жилищных услуг для собственного потребления, то она входит в сферу экономического производства.
Рыночное производство состоит из:
Товаров и услуг, производимых и продаваемых в один и тот же период по ценам, которые оказывают значительное воздействие на спрос на эти продукты;
Товаров и услуг, производимых и обмениваемых по бартеру в один и тот же период на другие товары, услуги и активы;
Товаров и услуг, производимых и предоставляемых в один и тот же период работодателями своим рабочим в качестве оплаты труда в натуральной форме;
Товаров и услуг, производимых одним заведением и поставляемых другому заведению, принадлежащих одному и тому же предприятию, для использования последним в производстве в том же или последующих периодах;
Готовой продукции, произведенной в данный период, и незавершенного производства данного периода, поступающих в запасы материальных оборотных средств у производителя перед их предстоящей продажей, обменом по бартеру, использованием в качестве оплаты труда работников или для поставок между заведениями в последующий период.
Нерыночное производство состоит из:
Товаров и услуг, производимых в данный период и оставляемых владельцами заведений или предприятий для их собственного конечного потребления или валового накопления основного капитала;
Услуг по использованию домашними хозяйствами и нерыночными производителями собственных зданий;
Товаров и услуг, производимых в данный период и предоставляемых бесплатно или по ценам, не оказывающим значительного воздействия на спрос, включая коллективные услуги, предоставляемые обществу в целом;
Готовой продукции и незавершенного производства данного периода, использованных на прирост материальных запасов.
Группировки и классификации СНС
В основе построения СНС в международной практике лежит представление о национальной экономике, как о системе с определенной структурой, с определенным взаимодействием связующих звеньев и элементов. Поэтому перед статистикой ставится задача характеристики структуры экономики по разным признакам. Поскольку СНС пользуется категориями, как правило, сводными, комплексными, обобщающими, то их развернутая характеристика требует широкого применения метода группировок. Почти все показатели СНС разрабатываются в различных группировках.
В национальном счетоводстве используются различные классификации:
Классификация экономики по сферам деятельности и отраслям;
Классификация институционных единиц по секторам;
Классификация всех видов экономической деятельности;
Классификация продуктов и услуг;
Классификация производителей (отрасли производства товаров, производители государственных услуг, частных некоммерческих услуг домашним хозяйствам, услуг домашних хозяйств друг другу и др.).
Группировка экономики по сферам деятельности и отраслям
С позиций характеристики результатов экономической деятельности в СНС принципиальное значение имеет для отечественной практики концепция деления экономики на сферы деятельности.
Переход к международной методологии статистики значительно расширил границы производственной экономической деятельности за счет включения в нее сферы производства услуг. Это изменило представление о делении экономики на сферы деятельности: обе сферы признаны производственными.
Это деление экономической деятельности отражает объективную реальность. В основе этой группировки лежит различие в результатах труда. Так, результатом функционирования сферы производства материальных благ являются продукты, имеющие вещественную форму (включая такие ее виды, как пар и газ), а результатом функционирования сферы услуг - услуги, оказываемые всему обществу или его отдельным членам и коллективам.
Классификация экономики по отраслям определяется в настоящее время ОКОНХ - российским классификатором отраслей народного хозяйства, который представляет собой систематизированную совокупность отраслевых группировок предприятий и организаций, отличающихся характером функций, выполняемых в системе общественного разделения труда.
Классификационными единицами являются самостоятельные предприятия и организации, а классификационными признаками в ОКОНХ - виды деятельности, специализация хозяйств и вид используемого сырья, характер трудовой деятельности и технологического процесса. С помощью ОКОНХ изучаются структура народного хозяйства, межотраслевые связи и пропорции, характеризуются уровень развития отраслей и их вклад в создание ВВП.
Отнесение предприятий и организаций к определенным отраслевым группировкам осуществляется по основному виду их деятельности. Основным видом деятельности предприятия (организации) является производство тех видов продукции, работ и услуг, которые имеют преобладающий удельный вес в составе продукции, работ и услуг, выполняемых для других предприятий и организаций или для населения. Основной вид деятельности определяется в соответствии с преобладанием удельного веса в составе добавленной стоимости или по другим признакам: численности работников, оплате труда и др.
В отечественной статистической практике существуют два понятия отраслей: хозяйственные и чистые.
Хозяйственная отрасль - сложившаяся совокупность предприятий и организаций, объединенных общностью функций, выполняемых ими в процессе общественного разделения труда.
В СНС к отрасли относятся все производители с однородным производством, т. е. производящие один вид либо группу однородных продуктов или услуг.
Отрасль - совокупность производственных единиц, называемых заведениями. При этом заведений являются обособленными структурными образованиями, способными от своего имени владеть товарами или активами, получать доходы и расходовать эти средства. Это предприятия и подразделения предприятий, размещенные на одной территории (в одном лице), занятые преимущественно одним видом производственной (невспомогательной) Деятельности, в которой на долю основной деятельности приходится большая часть выпуска. В тех случаях, когда институционная единица состоит из одного предприятия (заведения), эти две структуры совпадают. Предприятия, занимающиеся одновременно несколькими видами производственной (невспомогательной) деятельности, для отнесения к соответствующим отраслям разделяются на заведения. На практике такое разделение осуществляется в зависимости от возможности получения информации об основных показателях деятельности заведения: объеме производства, затратах, прибыли, численности занятых и т. п.
Набор видов деятельности, охватываемых отраслью, идентифицируется в соответствии с классификацией продуктов. Отрасль производит только товары и услуги, которые определены в классификации.
Чистая отрасль определяется как совокупность единиц, производящих один вид или группу однородных продуктов и услуг (одного и того же конечного назначения); в отечественной практике она использовалась при характеристике межотраслевых производственных связей для расчета коэффициентов прямых и полных затрат одной отрасли на производство продукции или услуги другой отрасли. Именно это понятие и применяется в СНС.
В отечественной практике используется Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП), разработанный Центром экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации и Центром по экономическим классификациям и введенный в январе 1994 г.
ОКДП входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК). В России ОКДП разработан впервые. При его разработке были учтены рекомендации Статистической комиссии ООН. В основу построения ОКДП положены Международная стандартная отраслевая классификация - МСОК (International Standard Industrial Classification of Economic Actives - ISIC) и Международный классификатор основных продуктов (КОП) - Central Product Classification (СРС).
Система национальных счетов - система информации, используемая в странах с рыночной экономикой для описания и анализа развития экономики. Эта система была создана около 50 лет назад в наиболее развитых капиталистических странах.
Создание СНС было вызвано потребностью органов государственного управления в информации, необходимой для регулиро-вания рыночной экономикой. Показатели и классификации СНС отражают структуру рыночной экономики, ее институты и меха-низмы функционирования.
В бывшем СССР для описания и анализа экономики применялся баланс народного хозяйства (БНХ). Он был предназначен для анализа экономики, основанный на общественной собственности на средства производства и централизованном планировании. В условиях перехода России и стран СНГ к рыночной экономике возникла необходимость перехода от баланса народного хозяйства к системе национальных счетов.
Понятие национальное счетоводство было предложено голландским экономистом В. Клифором. Под этим термином он пони-мал систему таблиц, по форме напоминающих бухгалтерские счета и балансы, которые описывали экономику на макроуровне.
В системе национальных счетов используются важные приемы бухгалтерского учета (например, двойная запись операций) и ее цели во многом аналогичны целям бухгалтерского учета: обеспечение информацией для принятия управленческих решений. Од-нако есть и различия: в бухгалтерском учете информация используется для принятия решений на уровне хозяйствующего субъек-та, т.е. на микроуровне, а в системе национальных счетов - для принятия решений, относящихся к экономике в целом.
В современной рыночной экономике осуществляются различные экономические операции. Например, предприятие выпускает разнообразную продукцию, выплачивает заработную плату рабочим и платит налоги и т.п.
В экономическом процессе принимают участие не только предприятия, но и другие хозяйствующие субъекты (например, банки, страховые компании, различные инвестиционные фонды), органы государственного управления, различные некоммерческие ор-ганизации (профсоюзы, политические организации и другие). Все эти хозяйствующие субъекты взаимодействуют между собой, обмениваясь товарами, услугами и активами в процессе создания новой стоимости.
Чтобы понять, что происходит в экономике в целом и выявить результаты экономической деятельности, необходимо системати-зировать информацию как о самих хозяйствующих субъектах, так и об операциях, которые они осуществляют, об их активах и пассивах. С помощью особых правил и процедур в системе национальных счетов осуществляется такая систематизация информации.
Цель системы национальных счетов заключается в следующем:
1. описание общего состояния и развития экономики на макроуровне;
2. установление взаимосвязей между наиболее важными макроэкономическими показателями (например, ВВП, конечное потреб-ление, сбережения, инвестиции, доходы и другие).
Таким образом, система национальных счетов представляет собой согласованную схему для сбора описания и увязки основных потоков статистической информации.
Эта информация необходима:
1. органам государственного управления для принятия решений по вопросам макроэкономических показателей;
2. предпринимателям и бизнесменам с целью ориентации в макроэкономических ситуациях, в которых действуют их предприятия, фирмы и компании;
3. международным организациям (ООН, МВФ и другие) для решения вопроса международного экономического сотрудничества, например, оказание экономической помощи, предоставление займов и кредитов и т.п.
Международные организации не только собирают статистическую информацию в рамках системы национальных счетов, но и занимаются разработкой теории и методологии системы национальных счетов, международных стандартов в области национального счетоводства. В настоящее время таким стандартом является система национальных счетов с 1993 года, одобренная статистической комиссией ООН.
Система национальных счетов, реализуемая в российской статистике, основана на методологии европейской системы интегри-рованных экономических счетов с учетом специфики организации и функционирования рыночной экономики. Система нацио-нальных счетов опирается на некоторые концепции и правила обработки информации об экономических процессах, происходя-щих в экономике в целом.
Концепции системы национальных счетов.
1. Необходимость определения границ экономического производства, т.е. сферы, где происходит производство ВВП и нацио-нального дохода. Согласно концепциям системы национальных счетов экономическое производство включает следующие виды производства:
Ø Производство товаров, включая товары для собственного потребления (например, сельскохозяйственных продуктов ферме-рами для собственного потребления);
Ø Для реализации;
Ø Деятельность финансовых посредников;
Ø Оказание нерыночных услуг организациям государственного управления (услуги в области управления, обороны, здраво-охранения, образования и т.д.);
Ø Оказание нерыночных услуг некоммерческим организациям, обслуживающим домашнее хозяйство;
Ø Оказание услуг наемной прислугой;
Ø Оказание жилищных услуг собственниками жилищ для собственного потребления.
2. Концепция системы национальных счетов, на которой основывается исчисление основных показателей доходов (например, национальный доход, располагаемый доход, первичные доходы и другие) отражают политико-экономическое содержание поня-тия доход. Эта концепция разработана английским экономистом Хиксом. Согласно этой концепции доход представляет собой максимальную сумму денег, которую можно израсходовать на покупку потребительских товаров и услуг, не становясь при этом беднее, т.е. не уменьшая своего накопленного богатства и не принимая на себя никаких финансовых обязательств.
3. Концепция системы национальных счетов заключается в определении роли различных факторов производства в создании стоимости. Согласно этой концепции земля и капитал рассматриваются как факторы, которые участвуют в создании стоимости наравне с трудом.
Важной особенностью системы национальных счетов является группировка всех хозяйствующих субъектов по институцио-нальным секторам.
В системе национальных счетов 1993 года различают следующие сектора:
1. нефинансовые предприятия;
2. финансовые предприятия (компании, занятые финансовым посредничеством и другими, связанными с ним финансовыми ус-лугами);
3. государственные учреждения, включающие все центральные и местные государственные учреждения и фонды социального обеспечения;
4. некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;
5. домашние хозяйства.
Для всех секторов в системе национальных счетов предусмотрен стандартный набор счетов, в котором фиксируются экономи-ческие операции, связанные с производством, образованием доходов, распределением и перераспределением доходов, сбережением и накоплением, приобретением финансовых активов и принятием финансовых обязательств.
Национальные счета представляют собой набор взаимосвязанных таблиц, имеющих вид балансовых построений. Каждый счет представляет собой баланс в виде двухсторонней таблицы, и ее содержание отражает один из аспектов экономической деятельности. Каждая операция отражается на счетах дважды: один раз в ресурсах, другой - в использовании. Итоги операции на каждой стороне счета балансируются или по определению, или с помощью балансирующей статьи, которая в экономическом анализе важна не только сама по себе, но и служит для перехода к следующему счету. Реализуемая в России система национальных счетов основана на методологии, рекомендованной ООН с учетом специфики организации и функционирования экономики.
В системе национальных счетов 1993 года действуют следующие счета:
1. Счета внутренней экономики:
Ø Счет производства;
Ø Счет образования доходов;
Ø Счета распределения доходов:
- счета распределения первичных доходов;
- счета вторичного распределения доходов;
Ø Счет использования располагаемого дохода;
Ø Счет операции с капиталом;
Ø Счет продуктов услуг;
2. Счета внешнеэкономических связей:
Ø счет текущих операций;
Ø счет капитальных затрат;
Ø финансовый счет.
Все счета являются консолидированными, т.е. построенными для экономики в целом.
Два счета - производства и образования доходов - строятся для отдельных отраслей экономики. Информация, которая содер-жится в счетах, используется для получения важных макроэкономических показателей:
1. валовой внутренний продукт (ВВП);
2. валовой национальный доход (ВНД);
3. располагаемый национальный доход (РНД);
4. конечное потребление;
5. валовое накопление;
6. национальное сбережение;
7. национальное богатство;
Каждому из основных макроэкономических показателей системы национальных счетов соответствует аналог, рассчитанный на уровне отдельных секторов экономики, отдельного производителя или хозяйствующего субъекта.
8. валовой выпуск (ВВ);
9. валовая добавленная стоимость (ВДС);
10. чистая добавленная стоимость (ЧДС);
11. прибыль валовая (ПВ);
12. прибыль чистая (ПЧ);
13. реализованная продукция (РП);
14. чистый смешенный доход (ЧСД);
15. предпринимательский доход (ПД);
16. основные и оборотные фонды и запасы.
Информация, содержащаяся в системе национальных счетов, позволяет проводить комплексный статистический анализ эконо-мических процессов, происходящих в России.
Методология построения СНС в целом основывается на современных концепциях политэкономического характера, объясняющих содержание и границы экономического производства, структуру экономики и воспроизводственный механизм. В основе системы лежит учение английского экономиста Дж. М. Кейнса об экономическом обороте. В частности, используется концепция экономического производства, дохода, теория факторов производства и др. Национальное хозяйство - комплекс взаимосвязанных равноправных отраслей; экономическое производство интерпретируется как производство экономических благ, которые могут быть как в форме продукта, так и услуги. Экономическое производство охватывает также и теневую экономику (производство обычных товаров и услуг, осуществляемое подпольным образом с целью сокрытия доходов от налогообложения). Отражение в расчетах теневой и неформальной экономики является одной из актуальных методологических и информационных проблем СНС. Госкомстат при расчете макроэкономических показателей, отражающих стадии производственного процесса, в несколько этапов на основе балансового метода и косвенных индикаторов выполняет досчет на скрытую и неформальную деятельность. Производство юридически незаконных товаров и услуг в большинстве стран и в России не включается макроэкономические расчеты.
Экономическое производство включает следующие виды деятельности:
В продукте экономического производства не учитываются домашние услуги (это исключение сделано из практических соображений, т.к. стоимость услуг домашних хозяек очень трудно оценить), изменения, происходящие в окружающей среде (истощение запасов угля, нефти и других полезных ископаемых, загрязнение воздуха, образование мусора и т.п.).
Другая важная концепция СНС, на которой основывается исчисление показателей доходов (национальный доход, располагаемый доход, первичные доходы и др.), отражает категорию «доход». Она разработана английским экономистом Дж. Хиксом. В соответствии с ней доход представляет собой максимальную сумму денег, которую можно израсходовать на покупку потребительских товаров и услуг, не становясь при этом беднее, т.е. не уменьшая своего накопленного богатства и не принимая на себя никаких финансовых обязательств. В СНС 1993 г. предусмотрена система показателей доходов, которая характеризует различные стороны процесса распределения. Она охватывает следующие показатели:
Объекты - продукты, услуги, денежные средства, финансовые документы или любой другой носитель стоимости.
Субъекты - хозяйственные единицы (экономические агенты).
Экономические функции - основные народнохозяйственные процессы: производство, потребление, накопление, перераспределение, посредничество в перераспределении доходов и др.
Движение объектов экономической деятельности от одного субъекта к другому осуществляется посредством экономических актов - экономических операций.
Виды экономических операций:
Различия между текущими и капитальными операциями - методологическая основа СНС.
Трансферты также могут быть текущими и капитальными, в денежной и натуральной форме.
К текущим трансфертам в денежной форме относятся перераспределительные платежи и поступления текущего характера: текущие налоги на доходы и собственность; различные пени и штрафы, добровольные взносы; выплаты из госбюджета на социальные нужды, страховые премии и возмещения и т.д.
К текущим социальным трансфертам в натуральной форме относятся бесплатно предоставляемые социально-культурные услуги (в области здравоохранения, просвещения, культуры и т.п.)
К капитальным трансфертам относятся возмещение государством убытков от стихийных бедствий или военных действий, безвозмездное ассигнование в виде экономической помощи другим странам, безвозмездная передача прав собственности на некоторые активы. В СНС применяется понятие институциональная единица - такая экономическая единица, которая ведёт полный набор бухгалтерских счетов и является юридическим лицом.
Налоги в СНС определяются как некомпенсируемые платежи в денежной или натуральной формах, поступающие от институциональных единиц государству. Различают налоговые платежи текущие и капитальные.
Выделяют также налоги:
Косвенные товарные налоги (налоги на продукты) - налоги, размер которых прямо зависит от стоимости произведённой продукции и оказанных услуг. Они взимаются пропорционально сто имости произведенной или проданной продукции (НДС, налог с оборота, акцизы, налоги на экспорт и импорт, с продаж, на конкретные виды услуг).
Косвенные нетоварные налоги -- взи маются в связи с использованием факторов производства, упла чиваются за разрешение на производство чего-либо или на пользование чем-либо (налоги на численность занятых, налог с владельцев строений, налоги на импорт, специализированные платежи).
Чистые налоги - налоги за вычетом соответствующих субсидий.
Субсидии - текущие дотации государства на тот или иной вид деятельности. Они предназначаются для стимулирования государством производств, цены на продукцию которых ниже рыночных, на возмещение убытков торгующих организаций, занимающихся сбытом этой продукции.
Как и налоги, субсидии делятся на две группы: субсидии на продукты и другие субсидии, связанные с производством.
На сегодняшний день все страны осуществляют в большей или меньшей степени государственное регулирование экономической деятельности. Различаются методы, но цель и результат такого вмешательства одинаковы - успешное развитие национального хозяйства. А для реализации регулирования необходима статистическая информация, которая бы позволила объективно рассмотреть ситуацию и ее изменение. Страны стали создавать свой собственный статистический инструментарий, а со временем появилась так называемая система национальных счетов, позволившая государствам сравнивать экономические успехи и перенимать опыт.
Система национальных счетов (СНС) начала зарождаться в 1930 годы. После Великой депрессии и Второй мировой войны многие страны стремились укрепить свое национальное хозяйство за счет государственного управления. А для разработки макроэкономической политики, мер и программ нужна была статистическая информация.
В 1940-1950 годы подавляющее большинство ведущих капиталистических стран начинают разрабатывать свои собственные концепции СНС. Национальные хозяйства нуждались в перестройке на гражданский лад. Вскоре понятие системы национальных счетов проникает в отчеты ведущих международных организаций. Огромный вклад в разработку концепции внесла ООН. Данная организация подготовила первый международный стандарт СНС, опубликованный в 1953 году. Уже тогда было осуществлено привычное деление производства по отраслям, а также подробная разбивка финансовых потоков. С тех пор он пересматривался три раза: в 1968-м, 1993-м и 2008-м. Однако принцип расчета показателей СНС остался прежним. На сегодняшний день существует множество местных адаптаций методологии, существенный вклад в развитие концепции вносит ООН, МВФ, Мировой банк, ОЭСР, Статистическое бюро Европейских сообществ.
СНС - это свод экономических таблиц, отражающих расходы и доходы хозяйственной деятельности в рамках государства. Основные показатели системы национальных счетов характеризуют:
Система национальных счетов позволяет упорядочить всю имеющуюся информацию о хозяйственной деятельности. Она учитывает все сферы производства. Тем не менее СНС не включает выпуск товаров и услуг домашними хозяйствами, использование промежуточного продукта и нелегальную экономику. В системе национальных счетов отображаются все стадии воспроизводственного процесса. На выходе получаются балансовые таблицы, характеризующие изменение национального богатства страны в течение определенного периода времени, зачастую года.
Основные счета системы национальных счетов, разработанной ООН, включают:
Данные счета включают многочисленные приложения и субкатегории, которые нужны для того, чтобы объективно рассмотреть транзакции между различными секторами. Однако нужно понимать, что не все страны ООН собирают данные показатели в полном объеме. Например, счет активов и пассивов до сих пор находится в разработке. Также ООН пытается создать методологию для категории стратегических запасов и природных ресурсов.
Структура СНС отражает деятельность четырех экономических агентов и циркуляцию факторов и денег между ними. Это домохозяйства, фирмы, государства и так называемый иностранный сектор или «остальной мир». Основными показателями СНС являются: ВНД, ВНП чистый национальный продукт, личный и национальный доход. Система национальных счетов, таким образом, характеризует отдельные стороны национального богатства.
Если рассматривается система национальных счетов, ВВП всегда на первом плане. Он представляет собой общую рыночную стоимость всех благ, произведенных на территории страны за год. В отличие от ВНП, данный показатель не учитывает, кому принадлежат использованные в процессе факторы.
Существует несколько методов его расчета. Первый - по расходам. Все денежные затраты потребителей, фирм и государства, а также чистый экспорт суммируются. Таким образом, инвестиция в системе национальных счетов учитывается в том числе и в виде вложений коммерческого сектора.
Второй метод расчета ВВП - по доходам. Для исключения двойного счета в данном случае используется показатель добавленной стоимости. Оба метода расчета ВВП должны давать одинаковый результат. Однако на практике цифры могут незначительно отличаться. ВНП представляет собой разность ВВП и чистого экспорта. Расчет данного показателя аналогичен уже рассмотренному.
Чистый экспорт - это соотношение конечной стоимости проданных за границу товаров и купленных в других странах. Обычно разница между ВВП и ВНП является небольшой и составляет около 0,5-1,5%. При помощи этих двух показателей система национальных счетов дополняется еще целым рядом индикаторов. Среди них:
На сегодняшний день система национальных счетов разрабатывается многими международными организациями, а не только ООН. Основной целью использования СНС является обеспечение интегрированной полной системы счетов, позволяющей сравнивать экономические успехи различных стран мира. Отдельные государства могут использовать стандарт для создания собственных вариаций. Системы некоторых стран, например, Франции, США и Китая значительно отличаются от версии СНС, принятой ООН. Однако это не является проблемой. Они предоставляют достаточный объем данных для того, чтобы переработать их в соответствии со стандартом ООН.
Показатели становятся основой ежегодных (ежеквартальных) отчетов о ВВП, инвестициях, операциях с капиталом, государственных расходах и внешней торговли. В них отражается все национальная экономика. Система национальных счетов характеризует ее отдельные стороны, а потом позволяет построить на их основе грамотную макроэкономическую политику.
Данные часто пересматриваются, поскольку они собираются из огромного количества источников с использованием различных методов оценки, что приводит к тому, что цифры в отчетах могут незначительно отличаться. И это нужно принимать в расчет при их использовании в исследованиях.
Во времена СССР в стране существовали альтернативные концепции измерения успешности экономической деятельности. Для анализа общественного производства использовался баланс народного хозяйства (БНХ). В его основе лежали взгляды Карла Маркса и Адама Смита. Самым главным показателем БНХ был совокупный общественный продукт, а также реальные доходы. В 1988 году в баланс был включен ВВП. Это углубило анализ экономики и приблизило его к западным стандартам. После распада СССР данную концепцию признали устаревшей, был осуществлен переход на СНС. С применением в РФ системы национальных счетов связано три проблемы. Рассмотрим каждую из них.
Проблема идентификации товаров и услуг. Она связана с тем, что иногда трудно отличить производство от потребления. Особенно ярко эта проблема в национальных масштабах проявляется в сфере услуг. Считается, что она произрастает из несовершенства экономики, а не из слабости ее научного анализа. Чем менее эффективной является институциональная структура хозяйства, тем больший объем произведенных товаров и услуг не являются экономическими благами.
Еще одна трудность - это проблема двойного счета. Она связана с тем, что большинство продуктов являются промежуточными. На первый взгляд данную проблему легко решить, учитывая только конечные товары. Однако не все так просто. В производстве распространены замкнутые циклы, которые усложняют поиск конечного продукта. Своеобразным выходом является учет товаров и услуг не по рыночным ценам, а по добавленной стоимости, однако он не совершенен.
Огромной проблемой для России и других развивающихся стран является огромный охват теневого сектора. Он полностью не учитывается в ВВП, а по размеру иногда может даже превышать его.
Как уже было сказано выше, во многих странах существуют собственные модификации СНС. Поэтому качество и охват систем национальных счетов может значительно различаться в зависимости от государства. И на это есть несколько причин:
Несмотря на то что СНС широко применяется, существуют ученые, которые относятся к ее показателям весьма скептически. Однако зачастую критикуют не сам ВВП, а его использование. Например, известный экономист Джозеф Стиглиц отмечает, что данный показатель ни в коем случает не является тождественным благосостоянию нации. На этой идее базируются три самых распространенных подхода к критике ВВП.
Представители данного подхода, в частности Мелелин Уоринг и Мария Мис, считают, что основная проблема СНС заключается в том, что она никак не учитывает неоплачиваемую работу, например, домохозяек. Это приводит к искажению реальности. Во многих странах ОЭСР к возражениям феминисток подошли вполне серьезно и начали оценивать домашнюю работу в отчетах по использованию времени. Иногда также рассматривается статистика относительно того, сколько бы женщина могла заработать, если бы ей платили. По оценкам, домашняя работа могла бы составлять около половины ВВП.
Изначально представители данного направления пытались создать собственную альтернативную концепцию. Они считают, что доход в СНС отображается неправильно и сильно переоценен. Существующая система, по мнению марксистов, не дает точный ответ на вопрос, сколько же все-таки получают люди.
Еще одна проблема СНС - это различия в методологии расчета в различных странах. Например, Джохен Хартвиг считает, что разница в росте ВВП между США и ЕС после 1997 года связана не с реальной ситуацией, а с изменением в способе их оценки. Статистические расчеты являются достаточно дорогими, ими легко манипулировать, поэтому они далеко не всегда правдиво отражают действительность.
2.1 Система национального счетоводства. Классификация счетов СНС
Система национальных счетов - это система учета достижений национальной экономики , характеризующая результаты деятельности, структуру и важнейшие взаимосвязи экономических субъектов, представленная как совокупность взаимосвязанных макроэкономических показателей, построенных в виде счетов и балансовых таблиц.
Целью СНС является предоставление количественной информации о создании, распределении и использовании общественного продукта, рассчитанной по единой для всех стран, использующих СНС, методике и пригодной для международных сопоставлений. Другими словами, СНС - это международный стандарт расчета основных макроэкономических показателей.
СНС используется для макроэкономического анализа в целях изучения и совершенствования национальной экономики, а также для составления экономических прогнозов динамики процессов и явлений. Она предоставляет информацию обо всех стадиях общественного воспроизводства - производстве, обмене, распределении, потреблении, накоплении. Последний вариант международной СНС предлагает варианты оценки теневой экономики, осуществляющей нелегальное производство и реализацию продукции для сокрытия доходов от налогообложения, а также деятельность по ведению домашнего хозяйства. Однако большинство стран мира, включая Россию, пока не проводят оценку этого вида деятельности.
Структура СНС построена таким образом, что любой стадии экономического кругооборота соответствует специальный счет или группа счетов.
Счет представляет собой двухстороннюю таблицу, в левой части которой отражаются ресурсы, а в правой - их «использование». Показатели отражаются в основных ценах (без учета косвенных налогов, но с учетом полученных субсидий).
Счета, входящие в СНС, классифицируются следующим образом:
1) счета внутренней экономики:
Счет товаров и услуг,
Счет производства товаров и услуг,
Счета образования и распределения доходов (первичных и вторичных),
Счета использования доходов, счет перераспределения расходов, счета накопления, счет операций с капиталом;
2) счета внешнеэкономических связей:
Субсчет текущих операций,
Субсчет капитальных затрат.
Счет товаров и услуг в экономике России за 2005 г. приведен в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Источник: Российский статистический ежегодник. 2005: ст. сб. М.: Росстат, 2006. с.313
Счет производства по своей структуре близок предыдущему счету, но не включает импорт и экспорт. На его основе определяется валовой внутренний продукт по отраслям. Он учитывает затраты и результаты общественного производства за определенный период (год) и отражает операции, относящиеся к процессу производства (табл. 2.2).
Таблица 2.2
Источник: Российский статистический ежегодник. 2005. с.314
Счет образования дохода формируется на базе счета производства и отражает формирование национального дохода в процессе производства (табл. 2.3).
Таблица 2.3