Кто кому и сколько должен (5 фото). Какой внешний долг США. Кому должны США

Кто кому и сколько должен (5 фото). Какой внешний долг США. Кому должны США

Москва, 12 мая - "Вести.Экономика". Практически всем известно о том, что ФРС США имеет задолженность порядка $20 трлн. Но возникает вопрос: кому именно должна стран такие огромные деньги?

И если часть этих денег США должны другим странам, таким как Китай, то какую именно сумму?

Ресурс TitleMax составил инфографику, на которой показано, кому и сколько должны США, а также кто является должниками США.

Кому должны США?

Долги федерального правительства можно условно разделить на две большие категории: государственный долг и внутригосударственный долг.

А внутригосударственный долг – это ценные бумаги, держателями которых являются другие федеральные органы.

Ниже приведены основные показатели долга в указанных выше категориях по состоянию на декабрь 2016 г.

Федеральный долг США (млрд долларов)

Государственный долг : 14 202,1

Внутригосударственный долг : 5 395,7

Итого : 19,597,8

Государственный долг

Государственный долг – это одна из самых интересный статей. Можно разбить его на категории и посмотреть, кому и сколько должны США.

Около 43% всего долга в этой категории фактически принадлежит правительствам зарубежных стран, корпорациям и частным инвесторам.

Ниже показано, как распределен зарубежный долг США по странам.

Как ранее писали "Вести. Экономика", в этом году впервые в американской истории расходы американского правительства на выплаты процентов по своему долгу превысили полтриллиона долларов.

А учитывая тот факт, что политика нового президента Дональда Трампа подразумевает масштабное увеличение госрасходов, а деньги эти будут, разумеется, заемные, можно предположить, что и на проценты по долгу США будут тратить все больше.

За 17 лет до Обамы госдолг увеличился на $5 трлн. А Обама за три с небольшим года правления добавил еще столько же. То есть за один свой срок Обама увеличил госдолг больше, чем сделал Буш за 8 лет своего правления.

В первый день президентства Обамы, 20 января 2009 г., федеральный долг составлял $10626877048913,08. По состоянию на конец рабочего дня в среду, 18 января 2017 г., он был равен $ 19961467137973,64.

За время нахождения Барака Обамы на посту президента долг вырос практически вдвое. При этом планка госдолга также поднималась неоднократно, а в сентябре 2013 г. даже случился так называемый shutdown, когда правительство частично прекратило работу, так как бюджет не был принят.

Тогда более 1 млн госслужащих не выходили на работу в течение 16 дней. Не работали министерства, ведомства, музеи, национальные парки, возникали большие задержки при получении справок и документов. Экономика США за это время потеряла 120 тыс. рабочих места, а квартальные темпы роста снизились на 0,25 п. п.

Во многом столь резкий рост госдолга при Обаме был обеспечен необходимостью направить средства на борьбу с последствиями кризиса 2008 г., ростом расходов на военную компанию в Афганистане, а также для реализации детища Обамы – реформы здравоохранения Obamacare. Реформы Трампа могут привести к увеличению государственного долга еще на $5 трлн.

На фоне разгорающегося очередного кризиса долгов давайте обсудим вместе вот и этот вопрос.

Вот такие данные совсем недавно очередной раз всполошили интернет-сообщества, неустанно следящие за успехами или провалами российских властей:

"Внешний долг России в прошлом году вырос на 83 млрд 408 млн долларов, или на 15,4% и на 1 января 2013 года составил 623 млрд 963 млн долларов по сравнению с 540 млрд 555 млн долларов на 1 января 2012 года, свидетельствуют данные Банка России." (пруф)

Ужас? Или нет? Как это понимать? Да чего только мы не слышим периодически: и про фискальные обрывы, и про периодический дефолт США, и про полное банкротство Греции, даже высчитывали, какой высоты будет гора денег, которые составляют госдолг США.

Каждый из вас наверное хотя бы один раз задумывался над таким вопросом: а кому они все должны? Практически каждая страна что то должна, и многие из них должны уже непомерные суммы (мне кажется уже никто и не рассчитывает, что долг будет погашен). Если обратиться к мозговитым экономистам они нам тут выдвинут свои теории, которые мы все равно не поймем. Давайте все вместе попробуем разобраться в этом как нибудь по проще, так сказать для обывателя и на ярких примерах …

Для начала напомню, как возникает государственный долг. Общая сумма обязательств государства по выпущенным и непогашенным государственным займам, полученным кредитором и процентом по ним, выданным государством гарантиям, представляет собой государственный долг.

Каждое правительство в своей деятельности стремиться к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. В реальной действительности расходная часть превышает доходную, в результате чего образуется бюджетный дефицит. Самые экономически развитые страны, как правило, постоянно имеют дефицитный бюджет (от 2-3 % ВВП).

Для покрытия дефицита бюджета правительства, государство обращается за кредитом к национальным банкам, а также выпуском государственных ценных бумаг – облигаций. В результате чего появляется и растет государственный долг, т.к. государственные облигации и кредит – это долговые обязательства государства.

Под внешним долгом понимаются обязательства государства, возникающие в иностранной валюте. Это могут быть кредиты правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций, еще это могут быть иностранные инвестиции.

Последнее время в частности очень много говорят о тяжелой ситуации в Еврозоне. То там "бабахнет", то тут. Греция то выходит, то не выходит. Давайте посмотрим на взаимное проникновение долгов для начала в Европе. Данные немного устаревшие, но тенденция похода и понять суть вопроса будет достаточна …

Это официальное исследование ESCP Europe 2011 года о перекрестном проникновении долгов в Европе.

Стрелочки показывают, кто кому и сколько должен, толщина стрелок – размеры межгосударственных долгов, круги с названиями стран – общий объем долга (площадь круга пропорциональна размеру суммарного долга страны). Обратите внимание на Англию и Италию

Но среди прочего видно, что имеются и встречные долги. В современной банковской системе это считается нормальным – когда все должны всем. Любой разумный человек в такой ситуации предложит упростить картинку, произведя встречные взаимозачёты. Ну что же – давайте их произведем.

При этом надо понимать, что в реальности взаимозачесть долги нельзя – они выданы с разными условиями, разными сроками погашения и так далее, кроме того, такой взаимозачёт занулит или серьезно подрежет оборотные средства многих финансовых организаций – что вызовет коллапс платежей и последующий нарастающий ком всеобщего кризиса. Там много разных нюансов.

Но виртуально мы можем сделать такой – сугубо формально-цифровой – взаимозачёт. Посмотрим на результат:

Отлично видно, что долг Франции практически обнулился. А ей должны – очень много Италия, несколько меньше Германия, и еще меньше (но тоже много) Испания. В общем, если у кого с долгами все хорошо – так это у Франции.

А вот у кого совсем большие проблемы – тоже видно отлично, это Англия. Англия должна Германии и Испании гигантские (и примерно равные) суммы, а ей мало кто и мало что должен.

Плохое положение и у Италии – она много должна Франции, а ей никто ничего существенного не должен.

Как ни странно, у Испании всё не так уж безвыходно – она должна французам и немцам, но еще больше ей самой должны англичане, да и долги Португалии тоже немаленькие. Ну а у немцев и тем более практически аллес орднунг – да, долг перед Францией велик, но гораздо больше должны Германии та же Англия и Испания.

Конечно, сам по себе объём долга не важен – важно его соотношение с ВВП страны. Именно из-за этого соотношения катастрофа создалась сначала в Греции, Португалии и Ирландии (PIG). Но главный пузырь европейских долгов затаился в Англии. Он еще покажет себя.

данные за 2011 год

А вот про соотношение с ВВП это очень интересный и зачастую забываемый многими момент. Тут то мы как раз и подойдем к оценке новости, которая была в начале поста.

В опубликованном в середине мая экономическом докладе Еврокомиссии в 2013г. прогнозируется рост госдолга у подавляющего большинства государств еврозоны, в частности у Испании, Франции, Греции, Португалии и Ирландии. Служба аналитической информации Международной организации кредиторов (WOC) провела исследование объемов госдолга разных стран мира и прогнозов их увеличения.

В 2010 г. совокупный государственный долг стран мира превысил 41 трлн долл., но на тот момент увеличение объема обязательств можно было оправдать желанием правительств как можно быстрее преодолеть последствия кризиса и вернуться к докризисным уровням. По итогам 2011г. статистические отчеты продемонстрировали положительную динамику различных экономических показателей, в том числе прирост ВВП многих стран. Однако правительственные долги 50 крупнейших экономик мира тоже выросли и достигли суммы 55 трлн долл. Совокупная внешняя задолженность указанных государств перешагнула за 65 трлн долл. Таким образом, экономический рост в минувшем году был обусловлен государственными вливаниями, в том числе за счет заимствований у не резидентов.

Источник: Данные CIA, расчеты WOC

Как видно из таблицы, лидеры рейтинга стран по объему внешнего долга в большинстве случаев занимают те же позиции, что и годом ранее. Внешний долг Соединенных Штатов по итогам 2011г. стал равен объему ВВП, но в рейтинге по этому показателю США далеко не лидеры. Внешняя задолженность Ирландии почти в 11 раз больше, чем объем ВВП, Великобритании - в 5 раз, Нидерландов и Гонконга - в 4 раза. Только у Японии показатель внешнего долга ниже 50%, но это, наверное, единственный положительный момент в долговой ситуации этой страны. Уровень японского государственного долга зашкаливает, как показано в таблице ниже.

Источник: Данные МВФ, расчеты WOC

По сравнению с результатами 2010г. в первой десятке все остались на своих местах, за исключением Великобритании и Китая. Последнему удалось сократить суверенный долг на 5%, что позволило ему поменяться местами с Великобританией, которая долги продолжает наращивать (+17%). Кроме того, в первой десятке у КНР лучшее соотношение государственного долга и ВВП (25,8%).

Госдолг США продолжает расти, и его отношение к ВВП уже превысило 100%. Но необходимо понимать, что американская экономика является крупнейшей в мире, кроме того, у Соединенных Штатов есть возможности для получения эмиссионного дохода. А значит, даже при сохраняющейся тенденции к увеличению долговой нагрузки у американской экономики остаются возможности для роста.

Япония с госдолгом на уровне 226% ВВП лидирует в мире

Самый высокий уровень долговой нагрузки зафиксирован в Японии, где объем государственного долга к ВВП составляет 226%. Страна продолжает бороться с последствиями цунами преимущественно путем внутренних финансовых вливаний в национальной валюте, чем и объясняется такой высокий показатель долговой нагрузки. Следом за Японией по этому показателю идет Греция, на третьем месте находится Италия, которая использует все возможности, чтобы избежать участи Греции. По итогам 2011г. ВВП Италии вырос на 7%, а Франции и Германии - на 8% и 9% соответственно. В целом для еврозоны 2011г. сложился довольно удачно - экономический рост наблюдался во всех странах блока за исключением Греции (-1%).

    Всего лишь месяц назад аналитическая компания McKinsey & Company, хорошо владеющая стратегическим прогнозированием, опубликовала доклад о международных долгах, проанализировав данные 47 наиболее крупных, развитых и развивающихся экономик мира по состоянию на середину 2014 г. Цифровые показатели касались, в основном, семилетних периодов, начиная с 2000 г., когда совокупный международный долг составил 246% мирового ВВП, а к 2007 г. возрос до 269%. Аналитики компании подсчитали, что в следующую «семилетку» до конца 2015 г. он вырастет до 286%. Причем, в этот период среди всех долгов наиболее быстрыми темпами рос государственный долг.


    Выше мирового уровня были долги в Голландии, Ирландии, Великобритании и Швеции. У США он был несколько ниже мирового – 269%, понизившись с 277%. Общая задолженность России в 2007-2015 гг. увеличилась с 73% до 85%. Если же говорить только о внешнем долге, то у РФ он снизился на 18%, а у США увеличился, достигнув 107% ВВП. И всё же, на слуху у всех мировых аналитиков – огромный внешний долг американцев. Кому и сколько должны США?

    Сколько должна Америка?

    Экономический аналитик Д.Ходжес считает, что США тонет в долгах. Должны в стране все и всем: например, студенты, заканчивающие выплату долга к пенсии, задолжав $1 трлн. «Висит» над семьями задолженность банкам за жилье: в среднем, на каждую – $155 тыс. Общая задолженность по кредитам с 1989 г. «унеслась» к отметке в 1700%.

    Если для накопления государственного долга в $1 трлн. стране понадобилось 205 лет, то последний триллион накопили уже за 405 дней. К ноябрю 2014 г. госдолг был уже $18 трлн. Два последних президента страны «наделали» заимствований больше, чем все их предшественники вместе взятые. Государственный долг США состоит из задолженности перед населением (частные лица, корпорации, правительства штатов) – примерно 72%, и перед государствами – 28%.

    Кому должны США?

    Если говорить о внешнем долге Америки, то в списке кредиторов числится множество стран всех континентов. Большинство – европейские государства, но есть и Латинская Америка, и Тайвань. Больше всех США должны Китаю – примерно $1,3 трлн., чуть меньше Японии – $1,13 трлн., Бразилии – $256 млрд., Тайваню -$186 млрд., Швейцарии – $178 млрд. Россия в этом списке на девятом месте, если не считать еще Карибские банковские центры и Организацию стран экспортеров нефти. США должны РФ – $132 млрд.


    А еще Штаты достаточно часто становятся должниками ООН, забывая платить за программы и содержание международных институтов: ФАО, МОТ, ОЭСР. Но взносы в НАТО они платят регулярно, в том числе и за других членов альянса.

    Кому и сколько должны США: что будет дальше?

    Если верить прогнозу МВФ, то государственные долги будут увеличиваться. И в 2015 году США, как и прежде, будет «впереди планеты всей» с объемом долга в $20 трлн., за ними последует Япония – почти $16 трлн., Германия – $2,8 трлн., Франция – $2,7 трлн. Россия в этом списке на 25 месте с долговыми обязательствами в $259 млрд.

«Во всём виноваты проклятые коммунисты», - эта цитата больше 20 лет назад буквальна стала девизом отделившихся прибалтийских республик. Вот только слово «коммунисты» уже давно заменили на «русские», объясняя все нынешние проблемы рукой Москвы. В этом же ключе идут стабильно появляющиеся «счета за советскую оккупацию», которые страны Прибалтики из года в год выставляют России.

На этот раз Латвия оценила ущерб от СССР в 185 млрд евро, и это без учёта демографических потерь и ущерба окружающей среды. А 21 апреля России решили предъявить ещё парочку «квитанций», увеличив сумму ущерба до 300 млрд евро.

Ещё в 2009 году официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко заявил:

Утверждения об «оккупации» Латвии Советским Союзом и связанные с этим претензии любого свойства, в том числе материальные, игнорируют политические, исторические и правовые реалии и, как следствие, лишены оснований.

Осталось разобраться, какие реалии противоречат претензиям Прибалтики. Вот только если сделать это, то по счетам придётся платить далеко не России.

Прибалтика: до, во время и после СССР

Начать стоит, пожалуй, с экономического состояния прибалтийских республик до объединения с СССР. Так, например, в 1930 году уровень занятости в промышленности Эстонии составлял 17,5%, в Латвии – 13,5%, а в Литве – 6%. В 1938 году промышленность Латвии составляла всего 56% от уровня 1913 года. Всё это привело к большим миграционным потокам из страны, которые отдельные аналитики даже называют «исходом». Только с 1919 по 1940 год небольшую Литву покинуло свыше 100 тысяч человек.

После вхождения стран в состав Советского Союза ситуация серьёзно изменилась. Эстонская ССР оказалась на первых местах среди республик по объёму инвестиций в основной капитал на душу населения.

В ней активно развивались такие высокотехнологичные отрасли, как химическая, электро- и радиотехническая промышленность, приборостроение, судоремонт. В схожей ситуации оказалась и Латвийская республика, которую вхождение в состав СССР сделало одним из наиболее промышленно развитым районом - она заняла ведущее место по производству национального дохода на душу населения в Союзе. Более чем странные последствия «оккупации».

Инвестиции в промышленность Латвии - «главной жертвы советской оккупации» - в первые 5 лет в составе СССР обеспечили прирост промышленного производства на уровне 45% в год. За 20 лет на её территории были построено более 20 заводов, среди которых «Гидрометприбор», завод микроавтобусов РАФ, рижский завод «Компрессор», «Автоэлектроприбор», Резекненский и Даугавпилсский заводы электроинструментов, заводы сельскохозяйственного машиностроения «Ригасельмаш», «Елгавсельмаш», «Лиепайсельмаш», Объединение электронной техники «Альфа» и другие. Кроме того, для обеспечения столь резкого скачка в промышленности были построены две ТЭЦ в Риге, Плявиньская и Рижская гидроэлектростанции. В 60-х в Латвии появились предприятия, которые до сих пор являются опорой экономики страны – Вентспилсская нефтебаза и нефтепровод Полоцк-Вентспилс.

После обретения независимости крупнейшая фабрика электротехники (ВЭФ), которая составляла центральное звено экономики Латвийской ССР, развалилась в буквальном смысле по кускам. Громоздкое предприятие сначала разделили на несколько частей, чтобы они самостоятельно выживали и развивались. Это его не спасло, поскольку кардинально изменились условия, были разрушены производственные и логистические цепочки, завязанные на СССР.

Если до распада СССР самая весомая часть завода, производившая коммутационную технику, обеспечивала рабочими местами 14 000 человек, то в начале 90-х на работе осталось 400 человек.

Цивилизованно уволить всех «невписавшихся в рынок» получилось только в середине 90-х, после получения денег от Агентства приватизации, поскольку до этого предприятие не могло выплатить задолженности по зарплате. Всё закончилось полной его ликвидацией, а на месте завода теперь красуется один из крупнейших торговых центров в Риге.

«Тяжкое» советское наследие других республик

Не только Прибалтика столкнулась с такими проблемами после обретения «незалэжности». Не менее печальным примером является авиационный завод ГАО «ТАПОиЧ» в Ташкенте, столице Узбекской ССР. Предприятие было создано на базе российского авиационного завода, который был эвакуирован из Москвы в 1941 году. Вдумайтесь - узбеки, сегодняшние гастарбайтеры, участвовали в высокотехнологичном производстве, выпускали такие самолеты, как Ил-76, Ан-12, «Антей».

После обретения Узбекистаном независимости завод сначала был перепрофилирован на производство различных комплектующих деталей, строительных конструкций, автокомплектующих и пр., а в 2015 году стало известно, что завод будет производить дверные замки.

Также в Армении в 2002 году был признан банкротом некогда известный на весь Советский Союз Ереванский автомобильный завод (ЕрАЗ), выпускавший развозные автофургоны. После приватизации в 1995 году происходил постепенный спад производства. В 2000 году на мощностях завода планировали выпускать ВАЗ, однако проект осуществлён не был, после чего уже через 2 года завод был закрыт.

Схожая судьба и у другого автозавода, который располагался на территории Грузии. Речь идёт о Кутаисском автомобильном заводе, который во времена СССР покрывал большую потребность в седельных тягачах модели «Колхида» (КАЗ). В 1991 году по сути история завода заканчивается, поскольку выпуск машин упал фактически до нуля. Были идеи о создании семейства грузовиков на основе КАЗ-4540, но дальше размышлений и планов этот вопрос не продвинулся. Неизвестно, как предприятие сохранило свою территорию и промышленные корпуса с оборудованием, однако в 2002 году была попытка реанимации производства: на заводе презентовали проект по сборке индийских внедорожников Mahindra. Стоимость контракта составила 26 млн долларов, однако сейчас о проекте ничего не известно. Как и о судьбе самого завода.

Пожалуй, самое большие количество примеров фактической остановки крупнейших предприятий, построенных во времена СССР, можно найти на Украине. Буквально год назад СМИ сообщили о серьёзных проблемах крупнейшего украинского предприятия по производству ракетно-космической техники «Южмаш» в Днепропетровске. В октябре 2015 года работников предприятия перевели на однодневный режим работы, чтобы «не разбежались». С мая 2015 года люди не получали зарплату, а общая задолженность завода перед рабочими на тот момент составляла около 80 млн гривен. На данный момент он фактически погиб.

Проблемы некоторых заводов были связаны с тем, что после распада СССР фактически прервались цепочки поставок между предприятиями разных республик. Показательным случаем здесь является завод по производству копнителей в Бишкеке, чья продукция поставлялась во все регионы Советского Союза. До распада завод получал компрессоры, которые производились только на двух предприятиях - в Эстонии и в России. Эстонский завод после отделения прекратил поставки, а российский не смог полностью компенсировать потери, что привело к банкротству предприятия.

В целом, большинство стран-выходцев из СССР получили основы своей современной экономики именно до 1990-х. Стоит только посмотреть на список всех предприятий, которые были построены на их территориях за годы советской власти.

В Азербайджане, к примеру, были построены крупнейшие нефтеперегонные, машиностроительные и хлопкоочистительные заводы, в результате чего только с 1913 по 1937 объёмы промышленной продукции выросли в 5,7 раз. В Киргизии за этот же период объёмы выросли в 95 раз, а в Таджикистане - в рекордные 195 раз. Серьёзный экономический импульс в советские времена получила и Грузия, где были построены машиностроительные, ферросплавильные, цементные, нефтяные, текстильные заводы, где развивалась пищевая промышленность и началась добыча золота и молебдена. Впрочем, этот список можно продолжать бесконечно.

Как Москва «угнетала» народы СССР

Непростая история и с общесоюзным бюджетом. Точных данных об отчислениях республик в бюджет найти невозможно, но общеизвестные обрывочные факты позволяют построить целостную картину происходящего. Так, львиная доля бюджета СССР обеспечивалась налогом с оборота. В конце 50-х многие республики добились сохранения этого налога в рамках своих союзных бюджетов. Дотационные Таджикистан, Узбекистан и Армения сохраняли 100% сборов.

А республики Прибалтики имели особый статус: получая средства из союзного бюджета, они получили возможность также сохранять большую часть налога у себя. Кроме того, экономику республик поднимали за счёт политики закупочных цен, по которым центр осуществлял закупки продукции республик по завышенным ценам, в разы превосходящим себестоимость.

75% бюджета состояло из отчислений РСФСР, а 25% - Украина, Белоруссия и Казахстан. При этом законодательство определяло следующий порядок по расходным статьям бюджета: на плечи республик ложилось лишь 6,2%, а 78,5% финансирования шло из центра.

Окончательно проясняет картину соотношение данных по производству и потреблению в республиках, даже при всей условности перевода советских рублей в доллары.

Окончательно проясняет картину соотношение данных по производству и потреблению в республиках, даже при всей условности перевода советских рублей в доллары

Если с 1985 по 1990 год положительное соотношение этих показателей наблюдалось только у РСФСР, Белоруссии, Казахстана и Азербайджана, то на момент распада СССР оно сохранилось только у первых двух. Что касается Прибалтики, то картина здесь не в их пользу. В среднем потребление Литвы в эти годы на 10 тысяч долларов превышало производство. До 1989 года подобные показатели демонстрировала и Эстония, однако в 1990 показатель взлетел до 20 тысячи долларов. Самая скромной страной прибалтийского региона в данном случае является Латвия, потребление которой превышало производство на 2-3 тысячи долларов до 1989, а в 1990 соотношение также достигло 10 тысяч.

Напоследок стоит остановиться на показателях уровня жизни населения в разных республиках, где по большинству измерений в лидерах вновь оказывается Прибалтика. Данные предоставлены за те же 1989-1990 годы. Идеально описывают ситуацию на «оккупированных территориях» следующие показатели: уровень заработной платы, обеспеченность населения жильём и владение личным автотранспортом.

Самые большие зарплаты были в Эстонии - 341 рубль. Второго места удостоилась РСФСР с 297 рублями, далее следуют Латвия и Литва – 291 и 283 рубля соответственно. Зарплаты Эстонии, к слову, на 40% превышали азербайджанские (последнее место в рейтинге). Неплохо для республик, в которых производство на 10 тысяч долларов отстаёт от потребления. Пятёрка наиболее обеспеченных жильём республик выглядит следующим образом: Грузия, Эстония, Латвия, Молдавия и Литва. Все они получали налоговые льготы и средства из общесоюзного бюджета.

Обеспеченность жильём РСФСР оказалась меньше, чем Эстонии практически на 25%. В тройке лидеров по владению личным автотранспортом снова оказываются все три прибалтийские республики: их показатели в 2,5 раза превышают средний по СССР. РСФСР в этом списке на 7 месте.

Цифры цифрами, но немаловажны и личные воспоминания о Союзе простых граждан, не ослепленных антироссийской риторикой. нынешних «незалэжных» властей. Большинство высказываний о жизни в той же Литве времён Советского Союза сосредотачивается скорее на позитивных аспектах. Вот, например, комментирует один из латышских блоггеров (seva_riga) очередные разговоры о тяготах «советской оккупации»: «Можно ещё вспомнить, что в Латвии был локатор в Скрунде, за которую Россия согласна была платить сотни миллионов долларов, и которую эти дикари просто взорвали. Был рыболовный флот, который вёл лов по всему миру. Папа на своей плавбазе и на Кубу ходил, и до мыса Горн… Была труба, которая фуговала нефть и дизтопливо в Вентспилс, который мог принимать танкера по 100 000 тонн. Село было завалено заказами на мясо и овощи - мощностей не хватало… Ну а теперь единственная гордость - уже больше миллиона (половина населения) пашет за границей. Из оставшегося дома миллиона - больше половины - пенсионеры. А в остальном - всё правильно».

О потоке иммиграции из «преуспевающих» Прибалтийских стран свидетельствует и официальная статистика.

Со времён распада СССР население Эстонии сократилось более, чем на 250 тысяч человек, Латвии – около 700 тысяч, а из Литвы уехало более 790 тысяч человек.

За время столь желанной независимости доля промышленности в этих странах снизилась по разным оценкам на 23-26%, а ВВП с 1995 по 2008 год сократился на 14-20% (в зависимости от страны). И эти данные без учёта постсоветских трансформаций, в результате которых экономический спад в той же Латвии оценивается в 52%.

Подводя итог, если посчитать все «вливания» Советского Союза в экономику, в частности, в промышленность, прибалтийских республик, им придётся сменить своё амплуа с роли коллектора на роль должника. И вряд ли эта новая роль придётся им по душе. Однако Россия этого не делает и не будет делать. По одной простой причине - нам чужды примитивные отношения к своей истории. К тому же в Москве надеются, что после 25 лет разрухи в экономиках и головах «незалэжных» республик наступит отрезвление и появится понимание, какую на самом деле пользу принес им «русский оккупант».

Мира, самый большой среди прочих государств. По предварительным прогнозам экономистов, уже в 2015 году задолженность страны будет составлять 19 триллионов долларов. Если сравнить размер задолженности в 2000 году и в 2015 году, то он увеличился за 15 лет в 3,5 раза. Ужасающие цифры заставляют многих экономистов из года в год пророчить Америке финансовое падение. При этом всем, страна как оставалась, так и остается лидером, а в конце 2014 года ее позиции только окрепли, тенденция не меняется и сегодня. Единственное государство, которое имеет хоть какую-либо возможность не просто догнать, но и перегнать гиганта - это Китай. Правда, такой разворот событий предрекают спустя несколько десятилетий.

Структура задолженности Америки

По предварительным подсчетам, к началу 2015 года внешний долг США составляет 18 триллионов долларов. Иностранные кредиторы имеют в своем распоряжении не более 30% обязательств. Остаточная часть задолженности сконцентрирована в пределах внутреннего рынка.

Среди самых крупных инвесторов в ценные бумаги государства можно назвать следующие страны:

  • Китай. На его долю приходится 23% от объема внешнего долга, что равно 1,3 триллиона долларов.
  • Япония. 22% и 1,1 триллиона долларов соответственно.
  • Страны-участницы ОПЕК - 0,26 триллиона долларов, или 5%.
  • Бразилия - 0,24 триллиона долларов, или 4,9%.

Долевое участие в кредитовании Америки принимает Россия. Она предоставила США порядка 0,15 триллиона долларов, или 3% от общей суммы задолженности. Упомянутые страны характеризуются наличием максимальных объемов двусторонней торговли с Америкой. Партнерство с прочими государствами мира имеет незначительный товарооборот.

Парадокс в экономике

Если сравнивать внешний долг России и США, то разница будет исчисляться триллионами. В России задолженность едва ли доходит до показателя в 500 миллиардов. При этом количество инвесторов, которые стремятся приобрести кредитные обязательства у двух стран, весьма отличается. Несмотря на пугающие цифры, в приоритете остается партнерство с США. Доходность кредитных обязательств американцев обеспечивается либо дисконтом при покупке, либо невысоким годовым процентом - от 2% до 5%. Процентная ставка оговаривается в процессе эмиссии. Америка никогда не стыдилась по поводу своей задолженности и не скрывала факт ее гигантских размеров. Яркий пример тому - это счетчик, выставленный на всеобщее обозрение в самом центре страны, который фиксирует сумму задолженности и систематически обновляется, предоставляя данные в реальном режиме времени.

Уникальный счетчик

Уникальный счетчик который показывает всем желающим, какой внешний долг США, был установлен еще в 1989 году в самом центре Нью-Йорка. Установкой оборудования занималась компания Durst Organization. В 2008 году устройство дало сбой, и некоторое время информация была недоступна, что объяснимо мировым кризисом. Причина поломки скрывается в том, что оборудование было рассчитано на размер долга не более чем с двенадцатью нулями. Сегодня счетчик снова функционирует.

Внешний долг США равен ВВП государства. Если для другой страны это и грозило бы полным крахом, то для Америки ситуация ничем не страшна, а вероятность возникновения дефолта минимальная. Кредиторами государства являются крупнейшие участники мирового рынка, в том числе Япония и Китай, Германия и Англия.

Дефолт: риски и вероятности

Вероятность дефолта для Америки эксперты рассматривают параллельно вопросу о том, кому должны США. Внешний долг страны, а точнее его постоянное увеличение в размерах, не позволяет оставить вопрос без внимания. Исключает факт финансового краха сама структура долга. Несмотря на то что крупнейшие держатели долговых обязательств могут в любой момент навредить государству, они этого делать не будут, так как автоматически потеряют своего самого крупного торгового партнера, что обернется негативно для самих кредиторов.

Государственный долг Америки глазами других стран

Госдолг Америки просто неэффективно рассматривать с позиции любой из стран мира, так как он номинирован в валюте денежного обращения государства. Большую роль играет тот факт, что доллар является резервной валютой и самым ликвидным товаром в мире, что автоматически гарантирует полное отсутствие каких-либо проблем в видимой перспективе. Для США свойственна низкая инфляция, а экономическая модель еще далека от идеальной. Спасает ситуацию тот факт, что экономика Америки оказывает влияние на весь мир, что позволяет не бояться больших долгов.

Как работает система кредитования?

Внешний долг США перед Россией, собственно, как и перед другими странами, формируется по стандартному шаблону. Правительство государства берет ссуды у Федеральной резервной системы, которая выполняет обязательства Центрального банка. Вместо наличности ФРС предоставляются долговые обязательства либо трежирис, которые продаются на рынке. Если обязательства не удается продать, их владельцем остается ФРС. В итоге получается, что Америка якобы должна сама себе, да и еще и под определенный процент.

Взаимоотношения ФРС и США

Смягчает схему кредитования тот факт, что ФРС не является собственностью Америки, а больше выступает в роли некой частной структурой, в роли кредиторов США. Правительство США, в свою очередь, может оказывать определенное влияние на своего кредитора. Совет управляющих для Федеральной резервной системы назначается исключительно президентом Америки и должен одобряться сенатом Конгресса. По закону, президент имеет полное право уволить любого члена правления структуры, несмотря на то, что данное полномочие еще ни разу не применялось в истории страны. Учтем тот момент, что ФРС представляет собой акционерное общество и не является, по сути, капиталом, и нет доли в нем, которая бы принадлежала Америке. Взаимоотношения между государством и структурой базируются исключительно на доверии последней к правительству страны.

Есть ли шанс сократить внешний долг США?

Сокращение задолженности Америки - это чуть ли не самый главный вопрос повестки каждого рабочего дня правительства. Принимается огромное количество мер, в том числе сокращение расходов в определенных отраслях экономики. Требуемый показатель - это 35%, что неприемлемо, так как способно вызвать большую волну кризиса. Америка поступила разумно, она не стала ставить под удар свою экономику, а просто приняла решение повысить лимит допустимого государственного долга. Такое решение позволило своевременно выполнять обязательства бюджета. Внешний долг США, как во все предшествующие годы, не оттолкнул инвесторов, а, наоборот, привлек многих новых. Мировое общество в очередной раз убедилось в том, что, несмотря на ситуацию в мире, страна исполняет свои обязательства.

Эффективной мерой к сокращению долга аналитики считают урезание бюджета на военную отрасль, на что США никогда не пойдет, так как ее авторитет играет большую роль. С помощью второстепенных рычагов управления бюджетом сократить задолженность хоть и не удалось, но темпы ее роста кардинально сократились. По факту, путаница в цифрах по показателям ВВП и ВНП происходит из-за сборки значительной части техники в Японии из материалов Америки и ее реализации на территории страны. Импорт и экспорт фиксируются, представляя собой больше формальность, нежели реальное положение дел.