В данной статье мы рассмотрим: организация проведения ревизии. Разберемся чем отличается ревизия от инвентаризации. Поговорим о понятиях и видах ревизии.
Для чего проводится ревизия, как ее организовать, какие документы следует оформить – сегодня мы ответим на эти и многие другие вопросы, касающиеся ревизии хозяйственной деятельности коммерческой компании.
Под понятием ревизии подразумевают проверку финансово-экономических и хозяйственных показателей деятельности предприятия. В зависимости от цели проведения проверки ревизия может быть:
Начинающие бухгалтера часто путают понятия ревизии и инвентаризации. Читайте также статью: → “ ” Для прояснения ситуации разберемся в этих двух понятиях.
Ревизия | Инвентаризация | |
Понятие | Проверка, осуществляемая с целью получения достоверной информации о показателях деятельности компании | Проверка наличия имущества компании и его состояния, а также активов и обязательств фирмы на определенную дату. |
Периодичность осуществления | По необходимости. Дата и период проведения ревизии утверждается приказом. | Ежегодно на определенную дату, зафиксированную в учетной политике (например, на 01 ноября каждого года), а также в случаях, предусмотренных законодательством (смена МОЛа, главного бухгалтера, руководителя и т.п.). |
Оформления результатов | По факту проведения проверки оформляется акт с результатами, в качестве дополнения – рекомендации по устранению существующих проблем, улучшению основных показателей и т.п. | По завершению инвентаризации оформляется ведомость с полным перечнем проверяемого имущества, активов, суммами остатков на счетах и т.п. Ведомость утверждается актом инвентаризации. |
Как видим, основным отличием между инвентаризацией и ревизией является цель проведения мероприятий. Инвентаризация проводится для контроля наличия и состояния ОС, НМА, прочих активов и обязательств на определенную дату, в то время как цель ревизии – проверка основных показателей компании, а также достоверности фактов хищений и злоупотреблений для дальнейшего их устранения. Кроме того, организации обязаны проводить инвентаризацию не реже 1 раза в год. Периодичность проведения ревизий коммерческими фирмами, их частота не закреплена в положениях законодательных актов, поэтому субъекты хозяйствования вправе проводить контрольные проверки по необходимости или не проводить вообще.
Законодательством не закреплены нормы, согласно которых необходимо проводить ревизии на коммерческих предприятиях. Регламент ревизионной проверки каждая компания разрабатывает самостоятельно, после чего утверждает его в учетной политике, либо издает его отдельным документом в виде Порядка, Положения, Инструкции и т.п. При оформлении Порядка проведения ревизии коммерческие компании, как правило, берут за основы инструкции, применяемые государственными учреждениями, модифицируя документ в соответствие с собственными требованиями и возможностями.
Внутренний документ, регламентирующий порядок проведения ревизии, должен содержать положения, касающиеся:
Если речь идет о Порядке проведения ревизии на коммерческом предприятии, то в данном случае ответственность за составление документа целесообразно возложить на главного бухгалтера, с последующим утверждением Порядка руководителем.
Проверка деятельности предприятия начинается с ответа на вопрос: «Как подготовить ревизию?». Любая ревизия начинается с издания приказа о ее проведении. В тексте приказа следует указать:
После издания приказа о проведении ревизии, проверяющие могут приступать к подготовительной работе, которая может содержать следующие действия:
После утверждения плана действий проверяющие переходят непосредственно к ревизионным процедурам. Проверка и порядок ее проведения зависит от того, что именно подлежит ревизии. Если речь идет о контроле состояния имущества на складе, то в ходе ревизии проверяющие запрашивают отчетные документы (ведомости инвентаризации, приходные накладные и т.п.). После анализа документов наступает черед непосредственной проверки имущества: член ревизионной группы в присутствии завкладом проверяет наличие имущества, его состояние. Если проверке подлежит большое количество ТМЦ, то ревизор проводит проверку выборочно. Данные о состоянии имущества и его наличии фиксируются в ревизионном акте.
При ревизии наличности в кассе проверяющий предварительно анализирует документы о движении средств и остатках за предыдущие периоды. В день проверки ревизор запрашивает у заведующего кассой:
В ходе проверки записи в книге сверяются с первичными документами и ордерами, наличность в кассе пересчитывается на соответствие сумме, указанной в ведомости об остатках. Ревизором в организации может выступать бухгалтер (см. → ).
Отдельно стоит поговорить о ревизии хозяйственной деятельности предприятия. Данное мероприятия может включать себя как комплексную проверку всех финансовых показателей фирмы, так и быть направленной на контроль одного из направлений деятельности компании, в частности::
Пример №1 . В приказе на проведение ревизии хоздеятельности АО «Спартак» указаны следующие мероприятия по сплошной ревизия сделок «Спартака» за прошедший год.
На подготовительном этапе ревизоры проанализировали финансовую отчетность «Спартака» за последние 2 года (отчет о финрезультатах, баланс). На основании проведенного анализа была составлена программа ревизии, в ходе которой проверяющие:
По результатам проведенной проверки не было выявлено каких-либо нарушений, о чем и было указано в акте ревизии.
Завершающий этап проведения ревизии – составление акта о ее результатах. В документ следует включить:
После подписания акта проверки членами ревизионной группы, его подают на ознакомление и подпись начальнику проверяемого подразделений, после чего передают главному бухгалтеру и руководителю компании.
Результаты деятельности ревизионных комиссий в коммерческих структурах, как показывает изучение их фактического наличия и функционирования, представляют, как правило, интерес в том случае, если состав учредителей коммерческой организации (далее – Общество) состоит из нескольких участников. Причем, результаты отчетов ревизионной комиссии особенно важны при изменениях в составе учредителей и (или) при наличии спорных ситуаций и вопросов как между учредителями Общества, так и между участниками и руководством.
Ревизию следует рассматривать как составную часть внутреннего контроля , которая не может его полностью заменить, так как проводится непоследовательно, прерывна во времени, осуществляется по факту совершения операций и не носит превентивный характер. В Информации Минфина России № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» (ст.18 п.1) указано, что «внутренний контроль, как правило, осуществляют … ревизионная комиссия (ревизор) экономического субъекта». В этой связи можно предположить, что планирование деятельности ревизионной комиссии целесообразно соотносить с планом внутреннего контроля, осуществляемого специальной службой или сотрудником .
В современных условиях хозяйствования в связи с целесообразностью и обязательным созданием системы внутреннего контроля любым экономическим субъектом, необходимо повышение статуса ревизоров. А с другой стороны, ревизору Общества следует повышать свою квалификацию не только в области учета, но и в области права, изучать изменения в налоговом законодательстве и т.п. Считаем полезным проведение повышения квалификации ревизоров Обществ, акционерных обществ по специально разработанным для них программам.
В соответствии с Федеральным законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) (далее – ФЗ № 14) обязанность избрания ревизора Общества или создания ревизионной комиссии установлена ст.6 в случае, если в Обществе более пятнадцати участников: «В обществах, имеющих более пятнадцати участников, образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) общества является обязательным».
Членом ревизионной комиссии, как предусматривает Законодательство может быть лицо, которое не является участником Общества. Это дает возможность вовлечения в ревизионную проверку более профессиональных и компетентных лиц, в том числе не являющихся сотрудниками и не состоящих в трудовых отношениях с Обществом.
Проведенное анкетирование руководителей 86 организаций Краснодарского края – обществ с ограниченной ответственностью позволило нам сделать вывод о намечающейся тенденции роста интереса участников Общества к деятельности ревизионных комиссий (ревизора) на фоне повышения качества ревизионных проверок и роли в организации и осуществлении внутреннего контроля. Результаты анкетирования Обществ – респондентов приведены в табл.1.
Таблица 1 — Отношение руководителя Общества к наличию функционирования ревизионной комиссии (ревизора Общества)
Можно предположить, что Общества, в которых менее 15 участников, предусмотрели создание ревизионной комиссии или избрание ревизора Общества исходя из общих требований ФЗ № 14, не особо задумываясь о том, что положения Устава необходимо соблюдать, то есть только в 28 организациях из 54 фактически опрошенных действуют ревизионные комиссии. Тем не менее, все руководители организаций согласились с тем, что наличие ревизионной комиссии целесообразно для контроля финансово- хозяйственной деятельности.
Необходимо помнить, что в соответствии со ст. 15.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) «незаконный отказ в созыве или уклонение от созыва общего собрания акционеров (общего собрания владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда), а равно незаконный отказ или уклонение от внесения в повестку дня общего собрания акционеров вопросов и (или) предложений о выдвижении кандидатов в совет директоров (наблюдательный совет), коллегиальный исполнительный орган, ревизионную комиссию (ревизоры) и счетную комиссию акционерного общества либо кандидата на должность единоличного исполнительного органа акционерного общества влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц — от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей».
Респонденты также сообщили, что ревизионные комиссии выявили существенные нарушения в ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности. Необходимо отметить тот факт, что в некоторых организациях проводились и аудиторские проверки. Но ревизоры проверяли практически все факты хозяйственной жизни сплошным методом, как поясняли главные бухгалтеры Обществ-респондентов. Большой интерес для ревизоров представляют операции с денежными средствами, осуществляемые организациями, особенно с наличными, в том числе кассовые операции, расчеты с подотчетными лицами, расчеты корпоративными картами. Данные таблицы свидетельствуют о том, что большинство нарушений связаны именно с наличными денежными средствами.
Следует отметить следующий факт оценки суммы превышения фактически совершенных представительских расходов над нормируемыми для целей исчисления налога на прибыль организации при квалификации сумм превышения как доход физического лица. Изучение существующей практики, в том числе материалов арбитражных судов, показало, что при превышении сумм представительских расходов над нормируемой суммой для исчисления расходов при исчислении прибыли, сумма превышения не является доходом физического лица и не включается в его совокупный доход. При этом необходимая сумма представительских расходов планируется организацией для целей учета в размере, необходимом для управленческих нужд организации исходя из количества встреч, переговоров, места их проведения, рыночных цен и прочих условий.
Краткий обзор позиций Федеральных арбитражных судов по признанию представительских расходов таковыми приведен в Таблице 2.
Таблица 2 – Позиции Федеральных арбитражных судов
Дата и номер постановления | Позиция суда |
Постановление ФАС Московского округа от 04.08.2010 N КА-А40/6672-10 по делу N А40-80407/09-140-601 | Относительно начисления НДФЛ со стоимости ресторанного питания, судами обоснованно указано, что данные расходы в качестве представительских учтены в целях налогообложения прибыли, являются затратами общества и не могут быть включены в налоговую базу по НДФЛ конкретных работников заявителя. |
Постановление ФАС Поволжского округа от 10.08.2009 по делу N А55-14288/2008 | Положения НК РФ не предусматривают, что израсходованные работниками денежные средства, полученные на предприятии, по которым работник приобрел товар и при этом отчитался перед работодателем о произведенных расходах, подлежат включению в доход работника лишь на том основании, что у общества не предусмотрены представительские расходы. |
Постановление ФАС Поволжского округа от 10.04.2007 по делу N А72-7503/06-7/283 | Представительские расходы не могут быть признаны выплатами в пользу физических лиц, так как это, прежде всего, расходы организаций, в связи с чем они не образуют налогооблагаемую базу по НДФЛ. |
Постановление ФАС Поволжского округа от 24.11.2005 по делу N А65-3726/2005-СА1-37 | Суммы представительских расходов, установленных законодательством (п/п. 22 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации), относятся к компенсационным выплатам, связанным с выполнением работником трудовых обязанностей, и не подлежат включению в налогооблагаемый доход физических лиц (п. 2 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации). |
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 18.06.2009 по делу N А53-14011/2008-С5-14 | Заявитель обоснованно отнес на представительские расходы оплату за проживание в гостинице, обеды, авиабилеты лицам, не являющимся штатными сотрудниками общества. |
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 02.07.2003 N Ф08-2313/2003-860А | Выводы суда о том, что представительские расходы не являются доходами физических лиц, а представляют собой расходы банка, произведенные в его интересах, являются обоснованными. |
Постановление ФАС Уральского округа от 19.01.2012 N Ф09-9140/11 по делу N А50-3964/2011 | Доказательства, подтверждающие факт проведения предпринимателем корпоративного праздника, инспекцией не представлены, из оспариваемого решения не представляется возможным установить, на основании каких документов налоговым органом сделан вывод о проведении корпоративного праздника. При таких обстоятельствах суды правомерно заключили, что спорные расходы предпринимателя связаны с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, то есть являются обоснованными. |
Постановление ФАС Уральского округа от 15.06.2006 N Ф09-4994/06-С2 по делу N А60-33045/05 | Инспекция пришла к выводу о нарушении предприятием положений ст. 208, 210, 226 Кодекса в связи с невключением в совокупный доход отдельных работников представительских расходов, расходов на проведение праздничного мероприятия. Суды, признавая недействительным решение инспекции в указанной части, исходили из того обстоятельства, что денежные средства, выдаваемые физическим лицам на указанные расходы, не являются их доходом или иным вознаграждением. |
Постановление ФАС Уральского округа от 03.09.2007 N Ф09-7059/07-С2 по делу N А60-2008/07 | Оплата проживания в гостинице физическому лицу, не являющемуся сотрудником общества, на основании имеющихся в деле документов и с учетом подп. 22 п. 2 ст. 264 Кодекса отнесена к представительским расходам и не может рассматриваться в качестве дохода этого физического лица, подлежащего обложению НДФЛ |
Постановление ФАС Центрального округа от 18.08.2004 N А64-1002/04-13 | В Налоговом кодексе РФ нет статьи, где однозначно было бы сказано, что представительские расходы, в данном случае, оплата питания участников совещания, являются налогооблагаемым доходом физического лица |
Таким образом, учитывая накопленный опыт проверок расходов, ревизионными комиссиями в организациях, бухгалтерии необходимо ответственно подходить к вопросам документирования всех расходов, осуществляемых наличным путем во избежание отстаивания своей позиции в арбитражном суде.
Документальная ревизия назначается руководителем предприятия организации) или руководителем вышестоящей организации по отношению к проверяемой.
В приказе о производстве ревизии указывается:
Где будет проводится ревизия;
За какой период времени деятельности предприятия и в какой срок.
Перед проведением ревизии ревизору дается письменное задание с указанием в нем вопросов, подлежащих обязательной проверке, объема ревизий и порядка проведения ревизионных действий. По общему правилу продолжительность ревизии не может превышать одного месяца. Продление срока ревизии допускается с разрешения руководителя организации назначившего ревизию.
К ним относятся:
1. Проверка законности и экономической целесообразности хозяйственных операций, произведенных, данным учреждением или хозяйственной организацией, и соблюдения финансовой, сметной, штатной дисциплины.
2. Выявление фактов ущерба организации от незаконного расходования средств и материалов. При этом ревизор обязан не только выявлять данные факты, но и выяснять причины их возникновения, устанавливать конкретных лиц виновных в нарушениях.
3. Проверка правильности постановки бухгалтерского учета доброкачественности документов, которыми оформляются отдельные хозяйственные операции и правильности ведения бухгалтерских записей.
4. Проверка правильности учета материалов на складах, условий хранения материальных ценностей, правильности документального оформления хозяйственных операций по поступлению и отпуску материальных ценностей.
На проведение каждой ревизии участвующим в ней работникам выда-ется специальное удостоверение, которое подписывается руководителем контрольно-ревизионного органа, назначившего ревизию, или лицом, им упол-номоченным, и заверяется печатью указанного органа.
Работники контрольно-ревизионного органа должны так же иметь посто-янные служебные удостоверения установленного образца. Если они посто-янно проживают и осуществляют свои служебные обязанности вне места нахождения этого органа, в исключительных случаях (значительная удален-ность, неблагоприятные погодные условия и др.) по согласованию с органом, обратившимся с просьбой провести ревизию, допускается ее проведение по их служебным удостоверениям с последующим оформлением в установлен-ном порядке.
Сроки проведения ревизии, состав ревизионной группы и ее руководи-тель (контролер-ревизор) определяются руководителем контрольно-ревизи-онного органа с учетом объема предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач ревизии и особенностей ревизуемой организации, и, как правило, не могут превышать 45 календарных дней.
Продление первоначально установленного срока ревизии осуществля-ется руководителем контрольно-ревизионного органа по мотивированному представлению руководителя ревизионной группы (контролера-ревизора).
Конкретные вопросы ревизии определяются программой или перечнем основных вопросов ревизии.
Программа ревизии включает в себя ее тему, период, который должна охватить ревизия, перечень основных объектов и вопросов, подлежащих ре-визии, и утверждается руководителем контрольно-ревизионного органа.
Составлению программы ревизии и ее проведению должен предшество-вать подготовительный период, в ходе которого участники ревизии обязаны изучить необходимые законодательные и другие нормативные правовые акты, отчетные и статистические данные, другие имеющиеся материалы, характе-ризующие финансово-хозяйственную деятельность подлежащей ревизии орга-низации.
Руководитель ревизионной группы до начала ревизии знакомит ее уча-стников с содержанием программы ревизии и распределяет вопросы и учас-тки работы между ее исполнителями.
Программа ревизии в ходе ее проведения с учетом изучения необходи-мых документов, отчетных и статистических данных, других материалов, ха-рактеризующих ревизуемую организацию, может быть изменена и дополнена.
Руководитель ревизионной группы (контролер-ревизор) должен предъя-вить руководителю ревизуемой организации удостоверение на право проведения ревизии, ознакомить его с основными задачами, представить уча-ствующих в ревизии работников, решить организационно-технические вопро-сы проведения ревизии и составить рабочий план.
По требованию руководителя ревизионной группы (контролера-ревизора) при выявлении фактов злоупотребления или порчи имущества руководитель ревизуемой организации в соответствии с действующим законодательством обязан организовать проведение инвентаризации денежных средств и мате-риальных ценностей. Дата проведения и участки (объем) инвентаризации устанавливаются руководителем ревизионной группы (контролером-ревизо-ром) по согласованию с руководителем ревизуемой организации.
Получив задание на проведение ревизии, ревизор, прежде чем приступить к проверке, обязательно подготовится к ее проведению. Для этого он должен изучить акты предшествующих ревизий, материалы отчетности. На основе изученных материалов ревизор составляет программу (план) предстоящей ревизии. При подготовке к проведению ревизии ревизор может снимать копии отчетных документов, которые может брать с собой, так как возможна их подмена (нередки случаи, когда в вышестоящую инстанцию организации представляют один вариант отчетности, а ревизору дают другой).
Подготовка к проведению ревизии для ревизора обычно совпадает с изданием приказа о назначении ревизии, в котором определяется ревизионная группа и сроки проведения ревизией. При проведении ревизии ревизор руководствуется законодательством постановлениями правительства, а также приказами, инструкциями и иными нормативными актами, действующими в системе соответствующего ведомства.
Ревизор обязан:
Разработать конкретную программу на каждую ревизию с указани-ем основных вопросов и сроков их выполнения. При подготовке программы следует использовать сметы расходов, штатные рас-писания, бухгалтерские отчеты и заключения по ним, приказы, оперативные и статистические данные, имеющиеся в других управлениях и отделах, акты предыдущих ревизий и заключения по ним. Программа составляется председателем комиссии (ревизором), утверждается руководителем или заместителем руководителя министерства;
Проводить документальные ревизии в строгом соответствии с действующим законодательством, инструкциями, положениями, относящимися к финансовой деятельности и бухгалтерскому учету; по прибытии в ревизуемую организацию предъявить полномочия (приказ или распоряжение) на проведение ревизии; добиваться, чтобы все нарушения по мере их обнаружения были устранены. Если это невозможно, то ревизор на основании акта, с учетом объяснений составляет проект предложений по устране-нию выявленных недостатков в ходе ревизии и представляет его вместе со всеми материалами по ревизии на рассмотрение руко-водителю, назначившему ревизию;
Кроме этого ревизор во время проведения ревизии обязан не только выявлять, факты нарушений, но и оказывать всемерную помощь проверяемой организации в устранении вскрытых недостатков и нарушений;
При ревизии централизованной бухгалтерии проводить проверки в службах судебных приставов и нотариальных конторах по вопро-сам достоверности предоставления соответствующих документов и др.
В процессе проведения ревизии ревизор не должен, давать оценку действиям соответствующих должностных лиц, а тем более угрожать им наказанием. Кроме того, ревизор не должен допускать неделовых отношений с сотрудниками проверяемой организации. При осуществлении своих функций ревизор может привлекать актив и общественность данного предприятия.
Наряду с обязанностями, ревизор наделен широкими правами.
Права ревизора обычно оговаривают в уставе организации. Как правило, ревизор, проводящий ревизию, имеет право:
1. Осматривать все помещения, склады, хранилища, в которых находятся денежные, имущественные, товарно-материальные и другие ценности ревизуемой организации, а также проводить инвентаризации товарно-материальных ценностей и денежных средств, и применять все другие методы фактического контроля.
2. В случаях обнаружения хищений и злоупотреблений по согласованию с руководителем ревизуемой организации опечатывать помещения.
3. Требовать от ревизуемых организаций представления первичной бухгалтерской документации, составления необходимых справок и расчетов, а также брать письменные и устные объяснения от работников проверяемого предприятия по вопросам, вытекающим из проводимой проверки.
4. Ревизор имеет право опечатывать места хранения документов ревизуемой организации, а также изымать документы, содержащие подтверждение выявленных фактов нарушений и злоупотреблений, оформляя изъятие двухсторонним актом и оставляя в делах предприятия копии изъятых документов, подписанным главным бухгалтером и ревизором.
5. Знакомиться с подлинниками документов, находящихся в других организациях, связанных с ревизуемой, а также запрашивать из смежных организаций заверенные копии необходимых документов.
7. Принимать в процессе ревизий и проверок совместно с руководи-телями ревизуемых организаций меры по устранению выявленных нарушений финансовой деятельности и неэффективного исполь-зования средств, а также давать обязательные указания об устра-нении этих нарушений, о возмещении причиненного ущерба и привлечении к ответственности виновных лиц.
8. Привлекать в установленном порядке для участия в проведении ревизий и проверок специалистов других организаций.
9. Направлять предложения об ограничении, приостановлении или прекращении финансировании ревизуемых организаций при выявлении нецелевого использования бюджетных средств, а так-же в случае непредставления или бухгалтерских и финансовых до-кументов, связанных с использованием этих средств.
10. Вносить по результатам ревизии и проверки предложения о взыс-кании с организаций бюджетных средств, израсходованных не по целевому назначению, и доходов от их использования.
11. В случаях выявления нарушения законодательства, фактов хище-ния денежных средств и материальных ценностей, а также злоупотреблений ставить вопрос об отстранении от работ должностных лиц, виновных в этих нарушениях, передавать материалы ревизий и проверок в правоохранительные органы.
12. Информировать вышестоящие органы ревизуемых организаций о выявленных в ходе ревизий и проверок нарушениях и ставить воп-рос о принятии мер по устранению этих нарушений и их послед-ствий, а также наказанию виновных лиц.
13. Ревизор, на его усмотрение, в ходе проведения ревизии может применять все доступные ему методы исследования учетных документов.
В процессе проведения ревизии и после ее окончания, ревизор может нести как дисциплинарную, так и уголовную ответственность.
Дисциплинарную ответственность ревизор несет за полноту и качество ревизии и инвентаризации, проведения их в установленные сроки, правильность и объективность изложенных в актах ревизии фактов и обоснованность выводов ревизии.
Ревизор может нести уголовную ответственность при сокрытии в процессе ревизии фактов хищения имущества и денеж-ных средств путем внесения в акт ревизии ложных сведений или исправле-ний, искажающих содержание документов (например, ст.292 УК РФ - служебный подлог и др.).
По прибытии на место проверки ревизор немедленно организует проведение инвентаризации денежных средств и товарно-материальных ценностей. В первую очередь он проверяет фактическое наличие денег и ценных бумаг в кассе, а затем остатки других ценностей. После проведения инвентаризации денежных средств и материальных ценностей ревизор приступает к проверке хозяйственной деятельности предприятия.
Путем анализа счетов синтетического и аналитического учета он изучает данные последнего бухгалтерского баланса, а также первичные документы; проверяет их доброкачественность как по форме, так и по существу отраженных в них операций. Результаты своей деятельности ревизор оформляет актом документальной ревизии.
Руководитель ревизуемой организации обязан создавать надлежащие условия для проведения участниками ревизионной группы (контролером-ре-визором) ревизии: предоставить необходимое помещение, оргтехнику, услу-ги связи, канцелярские принадлежности, обеспечить машинописными работами и т.п.
В случае отказа работниками ревизуемой организации предоставить не-обходимые документы либо возникновения иных препятствий, не позволяю-щих провести ревизию, руководитель ревизионной группы (контролер-ревизор), а в необходимых случаях руководитель контрольно-ревизионного органа сооб-щает об этих фактах в орган, по поручению которого проводится ревизия.
При отсутствии или запущенности бухгалтерского учета в ревизуемой организации руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором) составляется об этом соответствующий акт и докладывается руководителю контрольно-ревизионного органа. Последний направляет руководителю ре-визуемой организации и (или) в вышестоящую организацию либо органу, осу-ществляющему общее руководство деятельностью ревизуемой организации, письменное предписание о восстановлении бухгалтерского учета в проверя-емой организации. Дальнейшее проведение ревизии возможно только после восстановления в ревизуемой организации бухгалтерского учета.
Руководитель контрольно-ревизионного органа по предоставлению ма-териалов ревизии в срок не более 10 календарных дней определяет порядок их реализации. По результатам проведенной ревизии проверенной органи-зации направляется представление для принятия мер по пресечению выяв-ленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечения к ответственности виновных лиц.
Организация контроля за выполнением представления по результатам ревизии, проводимой в рамках финансового контроля, не только заключи-тельный этап проверочных мероприятий, но и важный участок контрольно-ревизионной работы, который способствует своевременному устранению выявленных недостатков и способствует эффективности хозяйственной дея-тельности.
Финансовый контроль осуществляется определенными методами, т. е. при помощи определенных способов и приемов.
В зависимости от источников проверяемых данных различают контроль документальный и фактический.
Документальный финансовый контроль предусматривает проверки по данным первичного учета и отчетности.
Фактический финансовый контроль ведется в целях установления достоверности расходования и оприходования материальных ценностей и денежных средств.
Основным методом финансового контроля является ревизия, в ходе которой проверяется правильность расходования и наличия средств в кассе и материальных ценностей в натуре. Ревизия - основной метод последующего финансового контроля.
В зависимости от полноты охвата деятельности ревизуемого Объекта различают ревизии полные и частичные, тематические и комплексные.
Полная документальная ревизия - такая ревизия, при которой проверяется вся финансово-хозяйственная деятельность организации.
Частичная документальная ревизия - такая ревизия, при которой проверяются отдельные стороны или участки финансово-хозяйственной деятельности.
Тематическая документальная ревизия - такая ревизия, при которой проверяются отдельные*стороны финансово-хозяйственной деятельности по однотипным организациям, участкам.
Комплексная документальная ревизия - такая ревизия, при которой проверяются все участки деятельности по различным вопросам. Эти ревизии проводятся, как правило, группой ревизоров с привлечением широкого круга специалистов по различным направлениям деятельности. В ходе такой ревизии обязательно проводится инвентаризация материальных ценностей.
Все ревизии могут осуществляться сплошным, выборочным и комбинированным способами.
При сплошном - осуществляется проверка всех документов на определенном участке деятельности.
При выборочном - проверке подвергаются документы за тот или иной период.
При комбинированном - на одних участках проверяются все документы, на других выборочно, по усмотрению ревизора.
При последующем контроле важное значение имеют встречные проверки, при которых сличаются документы бухгалтерского учета и отчетности в проверяемой организации с документами, находящимися в тех организациях, от которых получены или которым переданы материальные ценности или денежные средства.
Виды проверок: формальная, фактическая, встречная, корреспондирующая, аналитико-нормативная.
Контрольно-ревизионная документация, порядок ее оформления и правовое значение. Акт проверки (ревизии), аудиторское заключение
По результатам проверки (ревизии), в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства в сфере экономики, составляется акт. Результаты проверки (ревизии), в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются справкой. Акт ревизии - документ, имеющий важное юридическое значение. При наличии возражений по акту проверки (ревизии) подписывающие
его должностные лица субъекта предпринимательской деятельности делают об этом оговорку перед своей подписью и не позднее 5 рабочих дней со дня подписания акта представляют в письменном виде возражения по его содержанию в контролирующий орган, назначивший проверку (ревизию). Должностные лица, по вине которых допущены нарушения, о чем говорится в акте ревизии, могут быть привлечены к юридической ответственности.
В акте ревизии финансово-хозяйственной деятельности указываются:
Наименование ревизуемой организации;
Дата и место составления акта;
Должности, Ф.И.О.. контролера-ревизора или всей бригады, номер и дата издания приказа (распоряжения), на основании которого проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности ревизуемой организации, и за какой период проведена ревизия;
Когда и кем была проведена предыдущая ревизия и кто в тот период являлся руководителем и главным бухгалтером ревизуемой организации;
Должность, Ф.И.О. специалистов, принявших участие в проведении ревизии;
Какими контролирующими органами и когда (дата) за ревизуемый период проводились проверки;
Сплошным или выборочным способом проверены документы по видам операций;
Произведена полная или частичная инвентаризация денежных средств, товаров и тары, сверка расчетов с дебиторами и кредиторами;
В скольких экземплярах составлен акт.
К акту ревизии прилагаются: приказ (распоряжение); задание на проведение ревизии, рабочий план, программа ревизии; таблицы анализов, расшифровки долгов и др.; документы, оформляющиеся при проведении инвентаризаций в ходе ревизий; справки; сводные ведомости; копии документов; объяснительные записки; промежуточные (разовые) акты; итоговая справка о проделанной работе в ходе ревизии.
Акт подписывается всеми контролерами-ревизорами, руководителем и главным бухгалтером ревизуемой организации. Один экземпляр под роспись оставляется руководителю организации.
В акте ревизии дается оценка финансового положения ревизуемой организации.
Систематизированный материал отражается в разделах:
Раздел I. Ревизия кассовых и банковских операций.
Раздел II. Ревизия расчетных операций.
Раздел III. Ревизия товарно-материальных ценностей.
Раздел IV. Ревизия выполнения мероприятий но обеспечению сохранности товарно-материальных ценностей.
Раздел V. Ревизия труда и заработной платы.
Раздел VI. Ревизия основных средств, нематериальных активов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, фондов, капитальных и финансовых вложений.
Раздел VII. Ревизия издержек производства (обращения) и финансовых результатов.
Раздел VIII. Ревизия состояния бухгалтерского учета, достоверности отчетности и внутрихозяйственного контроля.
Раздел IX. Проверка исполнения решений по итогам предыдущей ревизии.
В аудиторском заключении о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности указываются:
Наименование субъекта хозяйствования, в котором проводилась аудиторская проверка, и за какой период проведена проверка;
Наименование аудиторской организации, номер и дата выдачи лицензии на аудиторскую деятельность;
Ф.И.О. аудиторов, номер и дата выдачи им лицензии на аудиторскую деятельность;
Вопросы проверки.
В аудиторском заключении отмечается, какие установлены нарушения действующего порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. Проверяется соответствие ряда совершенных финансово-хозяйственных операций законодательству.
Делается вывод 0 том, что бухгалтерская (финансовая) отчетность достоверно обеспечивает или не обеспечивает во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов субъекта хозяйствования по состоянию на дату проведения.
Заключение подписывается руководителем аудиторской" организации или аудитором-предпринимателем, проводившим проверку.
Методы финансового контроля
Органы внутреннего финансового контроля
Органами внутреннего финансового контроля являются ревизионные комиссии, создаваемые в акционерных обществах, иных коммер-
ческих и некоммерческих организациях, учреждениях. Подразделения внутреннего финансового контроля могут именоваться и по-другому, например контрольно-ревизионными отделами или департаментами. Иногда применяется название «внутренний аудит». Но это не вполне точное использование термина «аудит», поскольку здесь не может идти речь о предпринимательской деятельности.
В действующем законодательстве компетенция органов внутреннего контроля очерчена довольно скупо. Так, в Законе «Об акционерных обществах» сказано только, что ревизионная комиссия (ревизор) избирается для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества. Более предметно их компетенция определяется уставом общества, а порядок деятельности - внутренним документом общества (обычно - положением), утверждаемым общим собранием акционеров.
Таким образом, собственник вправе существенно ограничить возможности контролеров. С точки зрения интересов граждан, общества и государства здесь нужны более полные и определенные правовые установки, как это и сделано во многих развитых странах.
К основным методам финансового контроля относятся ревизия и проверка.
Правом назначения ревизий и проверок пользуются Президент Российской Федерации, обе палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Главное контрольное управление Президента Российской Федерации, феде-итьные органы исполнительной власти, органы власти субъектов Российской Федерации. Ревизии могут назначать правоохранительные органы: суды, прокуратура, милиция, Федеральная служба безопасности, должностные лица этих органов в пределах своей комле-^нции, руководители органов государственного финансового контроля.
Таким же правом пользуются собственники и органы управления акционерными обществами, другими коммерческими и некоммерческими организациями в соответствии с утвержденными уставами и положениями.
В случае необходимости проведения финансовой ревизии или проверки названные руководители, учреждения, органы власти и уп-
Равления, собственники дают поручения соответствующим органам финансового контроля.
Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности всех совершенных в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций, а также законности и правильности действий должностных лиц при их осуществлении.
Проверка - единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности объекта контроля.
В учебной и иной литературе можно встретить расширительное толкование понятия метода финансового контроля. Сюда относят, кроме ревизии и проверки, обследование, анализ, другие действия, которые совершает ревизор или инспектор органа финансового контроля, чтобы получить необходимую информацию и оценить ее. Иногда сам контроль делят на документальный (формальный) и фактический. Под первым понимают изучение учетных, бухгалтерских, распорядительных и других документов, под вторым - ознакомление с состоянием проверяемых объектов, наличием товаров, денег в кассе и т.п.
Правомерность и логичность таких подходов сомнительны. В самом деле, разве можно, например, провести проверку или ревизию, не анализируя необходимые документы и данные, не сравнивая отчетные показатели с фактическим положением (наличием продукции, денег в кассе, товаров на складе)?
Вместе с тем вполне обоснованно, когда в практике, в частности, в деятельности Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации пользуются термином контрольные мероприятия, объединяя в нем ревизии, проверки, экспертизу и другие виды деятельности, которыми заняты эти органы.
Понятие «ревизия» имеет историческое происхождение. Оно перешло в практику финансового контроля советских времен по наследству из дореволюционной России. Государственный деятель, известный российский реформатор начала прошлого века СЮ. Витте писал, например, что для правильного хода государственного хозяйства необходимо осуществление самостоятельного, независимого контроля над поступлением и расходованием казенных сумм путем проведения периодических и внезапных ревизий сохранности этих сумм.
В условиях современной России ревизия продолжает оставаться наиболее эффективным и достоверным методом финансового контроля особенно для целей последующего контроля. При наличии на проверяемом объекте всех необходимых документов и качественной рабо-
проверяющих ревизия может дать исчерпывающий ответ об использовании средств в проверяемом периоде. Именно поэтому, когда асследуются экономические преступления, назначается ревизия финансово-хозяйственной деятельности интересующих следствие объектов в целом или по основным вопросам этой деятельности.
Полная комплексная ревизия включает следующие проверки:
■ операций с денежными средствами;
- расчетных и кредитных операций;
Расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
Правильности планирования и расходования средств на содер
жание бюджетных учреждений, формирования и использования ими
внебюджетных средств;
■ ■ сохранности основных средств и нематериальных активов и опе
раций с ними;
Сохранности производственных запасов, товарно-материальных
ценностей и операций с ними;
Инвестиционных операций;
Расчетов по оплате труда и начисления налогов;
Формирования себестоимости продукции (работ, услуг);
Формирования финансовых результатов;
Организации и состояния бухгалтерского учета и внутреннего
(ведомственного) контроля.
Естественно, что в практической деятельности различных органов государственного финансового контроля проведение контрольных мероприятий имеет отличия, определяемые задачами и функциями органов, их фактическими возможностями. Это находит отражение и закрепляется в таких регулирующих деятельность контрольных органов документах, как Регламент Счетной палаты Российской Федерации, Инструкция о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Минфина России, положения
С России, издаваемые в целях реализации требований Налогового кодекса, и др.
Тем не менее можно выделить и изложить некоторые основные моменты, в большей или меньшей степени являющиеся типичными Для всех органов. О них и пойдет речь ниже.
Ревизии и проверки проводятся в соответствии с планами работы органов финансового контроля или внезапно в случае возникновения такой необходимости, в частности по поручению прокуратуры. В пла-
или поручении указываются объект, на котором следует провести проверку, и тема проверки. Объекты для плановых проверок на дан-
я конкретный период выбирают в соответствии с установленными а коном, иными нормативными документами порядком и периодич-
Ностью или на основе предварительной информации о допускаемых нарушениях финансовой дисциплины, которой располагает контрольный орган.
Для проведения ревизии или проверки устанавливается определенный срок. Они могут проводиться силами одного ревизора или группы (бригады) ревизоров, если нужно, с привлечением экспертов, специалистов по отдельным вопросам. Из-за большого объема подлежащего проверке материала и необходимости затраты значительного времени на практике чаще назначают проверки конкретных вопросов.
Ревизия и проверка обязательно проводятся по программе (перечню основных вопросов), который утверждает руководитель, назначивший ревизию, или другое должностное лицо по его поручению.
Составление программы, подготовительный период, планирование ревизии и проверки являются важным этапом, который во многом определяет успех или неудачу предстоящего мероприятия. На этом этапе необходимо прежде всего изучить имеющиеся по данной теме, касающиеся назначенного объекта законодательные и нормативные документы. Обычно работники контрольных органов хорошо ориентированы в таких вопросах, но конкретизация и пополнение правовых знаний перед проверкой - обязательное условие. Подлежат изучению или основательному ознакомлению также общеэкономические, региональные и отраслевые особенности деятельности проверяемого объекта, организация и технология производства, структура капитала, размещение акций, деятельность на рынке, взаимоотношения с собственными подразделениями и филиалами.
На этапе подготовки важно понять и предварительно оценить применяемый организацией, где предстоит проверка, метод ведения бухгалтерского учета, ее юридические и финансовые обязательства, организацию системы внутреннего контроля.
Для всего этого используют самые разнообразные доступные источники информации, включая статистические данные, публикуемые финансовые отчеты, материалы различных совещаний, семинаров, конференций, консультации с органами, ранее проводившими проверки, и многое другое. Практическая трудность состоит в том, что детальная подготовка требует значительного времени, которого в условиях обычно большой загруженности контрольных органов не хватает.
Составленная в ходе подготовки программа, как правило, должна включать наименование объекта и тему ревизии (проверки), ее цель, период, подлежащий изучению, срок проведения, состав ревизионной группы, экспертов, перечень непосредственно охватываемых провер-
кой подразделений, конкретные вопросы, подлежащие ревизии, основные источники информации, порядок проведения мероприятия и оформления результатов.
Программа должна быть выполнена полностью. Однако в ходе работы ревизоры самостоятельно определяют необходимость и возможность применения тех или иных ревизионных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, обеспечивающих надежность сбора требуемых доказательств. Но в любом случае, чтобы получить доказательные ответы на поставленные в программе вопросы, ревизор должен провести ряд действий, которые для каждой ревизии и проверки одинаковы и обязательны.
Начинают ревизию обычно с проверки учредительных и регистрационных документов организации. Затем переходят к изучению и анализу плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов. Здесь ревизор должен установить законность и правильность операций, отраженных в документах, подлинность самих документов, их соответствие установленным формам, безошибочность содержащихся в них расчетов. Эта работа продолжается практически в ходе всей ревизии. Одновременно ревизор обязан удостовериться в действительности совершения тех или иных операций, получения или выдачи указанных в документах денежных средств и материальных ценностей, фактического выполнения работ или оказания услуг.
Он делает это путем сопоставления бухгалтерских записей по учету с оправдательными (первичными) документами и соответствующими исходными данными. Записи, документы.и фактические данные по одним операциям сличается с записями, документами и фактическими данными по связанным с ними другим операциям, например, натуральных показателей отчетности - с данными о затратах денежных средств и материальных ценностей.
В этих же целях прибегают к проведению встречных проверок. Они -тоят в сличении имеющихся в ревизуемой организации записей, Документов и данных с соответствующими записями, документами и Данными, находящимися в тех организациях, от которых получены которым выданы денежные средства, материальные ценности и Документы, выписок банка по счетам организации с подлинными записями по этим счетам в банке и т.п.
При организации встречных проверок возникает необходимость рибегать к помощи коллег-ревизоров, работающих на территории
их субъектов Российской Федерации, просить проверить доку-
Нты, имеющиеся в местных организациях. Минфином России уста-
°влен порядок, в соответствии с которым КРУ Минфина в субъектах
Дерации обязаны оказывать друг другу такую помощь. Ассоциация
Контрольно-счетных органов Российской Федерации организует подобное взаимодействие среди своих членов.
Чтобы получить необходимые доказательства, ревизору приходится пользоваться и методами фактической проверки - требовать проведения инвентаризаций, заниматься с участием специалистов пересчетом, взвешиванием и обмером сырья, материалов и готовых изделий, оценкой качества продукции и соблюдения технологии. Это нужно, чтобы установить действительный расход, правильность списания сырья и оприходования готовой продукции, установления норм естественной убыли при хранении и транспортировке материальных ценностей, получить другие требующиеся подтверждения.
Один из важнейших разделов ревизии - проверка соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета денежных средств и материальных ценностей, организации их охраны и обеспечения сохранности. Здесь используют, в частности, счетные проверки бухгалтерских отчетов и балансов для установления достоверности отчетных данных, выявления и устранения искажений и ошибок, оценивают обоснованность и правильность расчетов и данных для определения отчетных показателей работы организации, определения фондов заработной платы, уровня себестоимости продукции и услуг.
Проверка правильности и полноты начисления и уплаты налогов - не прямая обязанность ревизора, но если он в ходе ревизии встретится с какими-либо нарушениями в этом отношении, то должен поставить вопрос о передаче материалов в налоговые органы.
При проведении ревизии обязательна проверка состояния внутреннего контроля в организации. Хорошая постановка внутреннего контроля способствует успешной деятельности организации и может помочь решению задач ревизии.
В современных условиях все чаще организации ведут учет с использованием полной или частичной компьютерной обработки данных. Естественно, что для проведения ревизии в таких условиях ревизоры должны обладать определенной подготовкой или использовать работу экспертов.
Результаты ревизии (проверки), как правило, оформляются актом, который подписывают ревизоры, руководитель и главный бухгалтер ревизуемой организации, а в необходимых случаях - ранее работавшие в ревизуемой организации руководитель и главный бухгалтер, ко времени работы которых относится период, охваченный ревизией.
В некоторых случаях, определенных нормативными документами, процедура подписания акта руководителем и главным бухгалтером может быть заменена процедурой их ознакомления с содержание акта,
что конечно, менее правильно. Но ни один из действующих правовых документов не допускает того, чтобы результаты ревизии остались неизвестными тем, кого проверяли, как это было принято в деятельности некоторых контрольных органов советского периода. Таков один из путей обеспечения объективности и точности контроля.
Акт ревизии - документ, имеющий четко очерченные параметры. Он должен содержать ответы на все вопросы, поставленные в программе ревизии.
В содержании акта ревизии ревизующие обязаны соблюдать объективность, точность используемых данных и описания выявленных фактов, ясность и грамотность изложения. Результаты ревизии излагаются в акте на основе проверенных данных и фактов, подтвержденных,имеющимися в ревизуемых и других организациях документами, результатами произведенных встречных проверок и проверок действительности совершения операций, других ревизионных действий, заключений специальных экспертиз и привлеченных специалистов, объяснений должностных и материально ответственных лиц.
Не допускается включение в акт ревизии выводов ревизующих и других лиц, предположений и фактов, не подтвержденных документами, сведений из следственных материалов и ссылок на показания, данные следственным органам, не перепроверенных ревизующими материалов внутреннего (ведомственного) контроля. В акте ревизии ревизующие не должны давать правовую и морально-этическую оценку действий должностных и материально ответственных лиц ревизуемой и других организаций, квалифицировать их поступки, намерения и цели, применять понятия и фразы, имеющие заведомо оценочный или обвинительный смысл.
Акт ревизии состоит*из текста акта и приложений к нему, на которые имеются ссылки в тексте (документы, копии документов, объяснения должностных и материально ответственных лиц и т.п.).
Обязательно в акте ревизии приводятся полное наименование проверяемой организации с указанием ведомственной принадлежности, ее финансовые и другие реквизиты (коды бюджетной классификации, идентификационный номер налогоплательщика, номера счетов в банках и т.д.), общие данные о ее деятельности. Указывают период и сроки проведения ревизии, кем и на каком основании она проведена. Справочно сообщается, когда и кем проводилась предыдущая ревизия, что сделано в организации за прошедший период по устранению выявленных ранее недостатков и нарушений.
Ные примеры и суммы нецелевого использования средств федерального или иного бюджета по статьям бюджетной классификации, хищений, недостач, других злоупотреблений должностных, материально ответственных и иных лиц. В акте следует показать общий размер документально подтвержденного ущерба, выявленного ревизией, другие последствия вскрытых нарушений, фамилии, должности лиц, которыми они допущены, сведения для начисления штрафных санкций за нецелевое использование бюджетных средств.
Если в ходе ревизии установлены возможности улучшения показателей финансово-хозяйственной деятельности организации, более эффективного использования выделяемых ей бюджетных средств, это тоже должно быть отражено.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации акт ревизии (проверки) может быть оспорен руководством ревизуемой организации или отдельным гражданином в суде.
Особенностью документального оформления действий по осуществлению налогового контроля и его результатов является составление в одних случаях протоколов, а в других - актов. Протоколом оформляются показания свидетеля, осмотр, выемка документов и предметов, актом - результаты выездной проверки. Акт оформляется не позднее двух месяцев после составления справки, которой завершается проведение выездной проверки.