Когда будет завершена реорганизация фондов социального страхования. Фонд под защитой. Страховые взносы при реорганизации

Когда будет завершена реорганизация фондов социального страхования. Фонд под защитой. Страховые взносы при реорганизации

"По общему правилу отчетность в ПФР и ФСС России при реорганизации сдают организации-правопреемники. Это следует из положений части 16 статьи 15 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Реорганизация не изменяет сроков сдачи отчетности во внебюджетные фонды. Поэтому данные для НДФЛ и страховых взносов формируются только по организации Альфа – присоединяющегося общества. Данные по начислениям правопреемнику Бетта не переходят."Последний абзац Вашей консультации совершенно непонятен. Он имеет двоякое значение.

При присоединении база по страховым взносам у сотрудников той организации, к которой присоединяется другая компания, никак не изменится. То есть пересчитывать или обнулять ее не надо.

А базу сотрудников компании, которая присоединяется, нужно будет обнулить. Поскольку после реорганизации в форме присоединения компания, которая присоединяется, будет ликвидирована (п. 2 ст. 58 ГК РФ).

Согласно ч. 16 ст. 15 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов .

Таким образом, после государственной регистрации присоединения (прекращения деятельности присоединяемого лица), правопреемник обязан представить в территориальный орган ПФР и ФСС расчеты по форме РСВ-1 ПФР и 4-ФСС за присоединенную организацию и по начислениям, отраженным в учете присоединяемого лица - по общеустановленному сроку.

Именно поэтому в ответе эксперта сказано, что данные для НДФЛ и страховых взносов формируются только по организации Альфа - присоединяющегося общества. Данные по начислениям правопреемнику Бетта не переходят.

Любови Котовой, заместителя директора департамента развития социального страхования Минтруда России

Как платить страховые взносы при реорганизации

До окончания процедуры реорганизации заплатить все начисленные страховые взносы должна реорганизуемая организация. Если по каким-либо причинам она не может это сделать, обязанность по уплате страховых взносов переходит к правопреемнику (правопреемникам):

  • к организации, возникшей при слиянии;
  • к организации, возникшей при преобразовании;
  • к организации, которая присоединила к себе другую организацию;
  • к организациям, которые образовались при разделении.

Если организация была создана в середине года и в том же году была реорганизована, то расчетным периодом по страховым взносам для нее является период со дня создания до дня завершения реорганизации (ч. 5 ст. 10 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Как только реорганизация завершится и появятся новые компании, страховые взносы нужно будет считать по-новому. Для новых организаций расчетным будет период со дня после завершения реорганизации до 31 декабря текущего года. То есть база для начисления страховых взносов обнулится и предельную величину нужно определять заново. Такой вывод содержится в письмах Минтруда России от 19 мая 2015 г. № 17-3/В-249 , Минтруда России от 5 сентября 2014 г. № 17-3/10/В-5634 , Минздравсоцразвития России от 28 мая 2010 г. № 1375-19 .

А как определять расчетную базу, если реорганизация прошла в форме преобразования? То есть если новая компания не появляется, а организация меняет лишь свою организационно-правовую форму. В настоящее время этот вопрос является спорным .

Пример, как определить расчетный период для начисления страховых взносов при реорганизации в форме слияния

ООО «Альфа» и ООО «Бета» решили провести реорганизацию в форме слияния. Реорганизация закончилась 11 августа 2016 года, в результате появилась компания ООО «Гамма». В такой ситуации расчетным периодом для ООО «Альфа» и ООО «Бета» является период с 1 января по 11 августа 2016 года. А расчетным периодом для ООО «Гамма» будет период с 12 августа по 31 декабря 2016 года.

Предельную величину расчетной базы для начисления страховых взносов с выплат сотрудникам ООО «Гамма» бухгалтер будет считать с нуля.

Что если реорганизация проходит в форме присоединения?

В таком случае база по страховым взносам у сотрудников той организации, к которой присоединяется другая компания, никак не изменится. То есть пересчитывать или обнулять ее не надо. А базу сотрудников компании, которая присоединяется, нужно будет обнулить. Поскольку после реорганизации в форме присоединения компания, которая присоединяется, будет ликвидирована (п. 2 ст. 58 ГК РФ).

Что делать, если правопреемник планирует применять пониженные тарифы страховых взносов? Нужно ли учитывать доходы реорганизуемых организаций?

Если в ходе реорганизации появилась новая компания (это правило действует при всех формах реорганизации, кроме присоединения), то правила, по которым можно применять пониженные тарифы , распространяются на правопреемника как на вновь созданную организацию. То есть учитывать доходы реорганизованных организаций не нужно.

Подробнее об особенностях применения пониженных тарифов при реорганизации в форме присоединения читайте в рекомендации

Немало сложностей у бухгалтеров вызывают вопросы, касающиеся взаимоотношений с внебюджетными фондами, которые нужно решить при преобразовании ЗАО в ООО. И не всегда рекомендуемый фондами путь является выгодным для организации. Наши ответы помогут определиться, как поступить.

Страховые взносы после преобразования: начинаем все сначала?

Можно ли продолжать считать базу по взносам нарастающим итогом с начала года после того, как наше ЗАО стало ООО? Ведь новые договоры с работниками нам заключать не нужно. Так что, на наш взгляд, все должно оставаться по-старому. Иначе будет несправедливо: только из-за смены формы общества получится, что нам придется платить страховые взносы в ПФР и ФСС по полной и заново накапливать на каждого работника сумму выплат для достижения их предельной величины.
И как нам отчитываться по взносам за полугодие, если реорганизация была в апреле?

: К сожалению, все не так просто. После преобразования фонды присвоят вам новый регистрационный номе рподп. 1 п. 15 , п. 17 Порядка, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 07.12.2009 № 959н ; пп. 5 , 9 Порядка, утв. Постановлением Правления ПФР от 13.10.2008 № 296п .

База по страховым взносам рассчитывается нарастающим итогом с начала года, но, по мнению проверяющих, только в рамках одного страхователя - одного юридического лица.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Заместитель директора Департамента развития социального страхования Минтруда России

“ После преобразования ЗАО создается новая организация - ООО. У нового общества - новый ИНН. Новая организация не могла производить выплаты работникам ранее даты своего создания. Поэтому для целей расчета страховых взносов в общую сумму выплат работникам включаются только те, которые начислены после создания ООО.

При таком подходе права работников на пенсионное обеспечение не нарушаются, даже наоборот, с их выплат может быть сделано больше отчислений в ПФР. Ведь выплаты работникам после реорганизации в большинстве случаев будут облагаться по основному тарифу - без регрессии, даже если она применялась в текущем году при расчете взносов в ЗАО.

До реорганизации ЗАО должно представить в фонды отчетность по взносам за последний отчетный период. В ней будут отражены выплаты работникам до реорганизации.

А новое ООО в отчетности по страховым взносам указывает выплаты работникам, начисленные начиная с даты своего создани я” .

Принимая во внимание позицию проверяющих, выплаты от ЗАО новое ООО не может учитывать при расчете предельной величины для начисления страховых взносо вПисьма Минтруда от 19.05.2015 № 17-3/В-249 , от 05.09.2014 № 17-3/10/В-5634 ; Минздравсоцразвития от 28.05.2010 № 1375-19 . Это может увеличить общую сумму взносов, начисляемых с выплат работникам за год, в котором произошло преобразование ЗАО в ООО.

Упомянутые в статье судебные решения можно найти: раздел «Судебная практика» системы КонсультантПлюс

Однако в судах некоторым компаниям удается доказать, что созданная при преобразовании организация (в нашем случае - ООО) может учесть выплаты работникам от старой организации (ЗАО) при расчете предельной базы по страховым взносам и может сдавать «общую» пенсионную отчетност ьПостановления 10 ААС от 09.02.2015 № 10АП-15834/2014 ; 9 ААС от 27.10.2014 № 09АП-40944/2014 ; 19 ААС от 16.07.2014 № А64-234/2014 ; 18 ААС от 23.04.2014 № 18АП-3545/2014 ; АС МО от 04.02.2015 № Ф05-16761/2014 ; АС ЦО от 09.10.2014 № А64-234/2014 ; ФАС ВСО от 19.11.2013 № А19-2568/2013 ; ФАС МО от 28.05.2014 № Ф05-4753/14 , от 29.10.2013 № А40-15112/13 ; ФАС ВВО от 18.09.2013 № А29-10808/2012 , от 25.06.2013 № А43-22087/2012 ; ФАС ЗСО от 29.03.2013 № А75-5144/2012 . Суды считают, что для определения облагаемой базы по страховым взносам решающее значение имеет характер отношений между плательщиком и работником. А при преобразовании они не прекращаются.

Поэтому если ваше руководство хочет сэкономить на взносах и не боится судебных разбирательств, то можете считать выплаты работникам нарастающим итогом с начала года с учетом сумм, начисленных им ЗАО.

Аналогичная ситуация и с отчетностью: проверяющие требуют, чтобы «заключительную» отчетность сдала реорганизуемая компания еще до реорганизации, ссылаясь на правила, установленные для ликвидируемых компани йп. 15 ст. 15 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее - Закон № 212-ФЗ) . И если этого не было сделано, фонды штрафуют ООО. Однако Закон № 212-ФЗ прямо предусматривает, что «в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются правопреемнико м»п. 16 ст. 15 Закона № 212-ФЗ . Кроме того, в Законе № 212-ФЗ не предусмотрено изменение сроков представления отчетности в отношении организаций-правопреемников за период деятельности их правопредшественников (за период с 1 января текущего года до реорганизации). Поэтому если ООО подало отчетность с учетом операций ЗАО с начала года, то суды признают, что требования Закона № 212-ФЗ не нарушены, и снимают штрафы, ведь ООО отчиталось за ЗАО (пусть и в «общей» отчетност и)Постановления 9 ААС от 14.04.2015 № 09АП-6739/2015 , от 20.04.2015 № 09АП-11009/2015 .

Иногда в отделениях фондов в последнее время не присваивают ООО, преобразованным из ЗАО, новые номера страхователей. Тем самым инспекторы нарушают утвержденный порядок. Однако в таком случае фонд может принять от ООО «общую» отчетность и не будет никаких проблем с ее отражением в программе. Также ООО, которому посчастливилось встать на место старого страхователя - ЗАО с тем же регистрационным номером, может автоматически считать базу по взносам нарастающим итогом с начала года.

Финансирование медосмотров за счет ФСС после преобразования

Наталья, бухгалтер, г. Лобня

ЗАО получило от Фонда социального страхования решение о финансовом обеспечении в 2015 г. расходов на медосмотр за счет взносов по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Объем направляемых средств не превышает 20% сумм страховых взносов, начисленных ЗАО за предшествующий календарный годп. 2 , подп. «е» п. 3 Правил, утв. Приказом Минтруда от 10.12.2012 № 580н .
В мае 2015 г. ЗАО преобразовалось в ООО. Может ли ООО продолжать финансировать проводимые медосмотры работников за счет указанных взносов, основываясь на решении, выданном Фондом соцстраха на имя ЗАО?

: При преобразовании права и обязанности реорганизованного юридического лица (ЗАО) в отношении других лиц не изменяютс яп. 5 ст. 58 ГК РФ . При преобразовании к вновь возникшему юридическому лицу (ООО) переходят права и обязанности реорганизованного ЗАО. При этом происходит универсальное правопреемство, в силу которого вновь созданной организации переходят, в частности, права, связанные с уплатой страховых взносов. Кроме того, поскольку в результате преобразования меняется не наниматель, а лишь его организационно-правовая форма, трудовые отношения между работниками и реорганизуемой компанией сохраняютс яст. 75 ТК РФ .

Именно поэтому при расчете суммы финансового обеспечения предупредительных мер на 2015 г. для страхователя, являющегося правопреемником реорганизованного, региональное отделение Фонда вправе учитывать сумму страховых взносов, начисленную в предшествующем году страхователем, который был реорганизован. А ООО может направлять средства (в пределах 20% сумм страховых взносов, начисленных ЗАО за предшествующий год) на финансирование запланированных мероприятий.

Арбитражные суды также признают универсальное правопреемство в случае реорганизации компании, заявлявшей о финансировании предупредительных мер за счет взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболевани йПостановления 17 ААС от 09.04.2014 № 17АП-2782/2014-АК , от 13.03.2014 № 17АП-1400/2014-АК .

Следуя этой логике, ООО, являющееся правопреемником реорганизованного ЗАО, сможет продолжать финансировать медосмотры за счет средств ФСС в соответствии с решением Фонда, выданным на имя ЗАО.

Переплату ЗАО по страховым взносам ООО может вернуть

Яна, бухгалтер, г. Санкт-Петербург

ООО создано путем преобразования ЗАО. Во внебюджетных фондах у ЗАО числится переплата по страховым взносам. У ООО - новые номера страхователя в фондах. Означает ли это, что старая переплата для нас пропала, или мы можем зачесть эти деньги в счет текущих платежей ООО по взносам либо вернуть?

: Несмотря на то что ООО - новое юридическое лицо и ему присвоен новый номер страхователя в отделении внебюджетного фонда, оно является правопреемником ЗАО и должно уплачивать долги по страховым взноса мп. 16 ст. 15 Закона № 212-ФЗ . Исходя из этой логики, и на переплату ЗАО по взносам ООО должно иметь права в качестве правопреемника. Это нам подтвердили в Минтруде.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ На мой взгляд, ООО, созданное в результате преобразования ЗАО, как правопреемни кп. 5 ст. 58 ГК РФ ; п. 16 ст. 15 Закона № 212-ФЗ , может вернуть суммы, переплаченные ранее во внебюджетные фонды ЗАО. Поскольку к ООО переходят все имущественные права и обязанности, то излишне уплаченные ЗАО средства, в том числе в виде страховых взносов, являются собственностью ООО и оно вправе их вернуть и даже потом при необходимости зачесть в счет будущих своих платежей. Лишь база по начислению страховых взносов предыдущего страхователя не является объектом такой передачи, и ООО не может использовать ее при определении тарифов взносов по регрессивной шкал е” .

Минтруд России

Как видим, даже такая довольно простая форма реорганизации, как преобразование, вызывает у бухгалтеров массу вопросов. И решить их лучше заранее - чтобы не было сюрпризов, когда ЗАО уже перестанет существовать и от его имени уже не получится ни сдать требуемую отчетность, ни сделать что-либо иное.

Что, если повышение пенсионного возраста – только первый шаг к масштабной реформе социальной сферы? Нельзя исключать, что вслед за этим правительство и Госдума займутся преобразованиями в медицинской сфере и соцстрахе.

Вице-премьер Татьяна Голикова уже предложила объединить в одну структуру Пенсионный фонд России (ПФР), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонд социального страхования (ФСС). Бюджет этого объединённого фонда превысит в таком случае 10 трлн рублей, при этом с большой долей вероятности он может стать не зависимым от государства.

Реформа системы обязательного медицинского страхования назрела давно. Чего стоит одна из последних отраслевых новостей: главу территориального ФОМС Дагестана Магомеда Сулейманова подозревают в мошенничестве на 210 млн рублей. Следствие считает, что руководитель фонда создал преступную группу из врачей и работников страховых компаний. Медики подделывали документы, а страховщики через ФОМС переводили им деньги за лечение «мёртвых душ». Мёртвых – в прямом смысле слова: в ряде случаев дагестанские врачи получали деньги за лечение пациентов, которые уже скончались. Хотя шокирует в этой новости только сумма похищенного, да и она теряется на фоне многомиллиардного воровства денег на бесплатную медицину в масштабах страны.

В 2017 году страховые компании, которые работают в системе ОМС, проверили примерно 30 млн случаев оказания медицинской помощи. Нарушения были найдены в каждом пятом из них. То есть больше 6 млн случаев лечения пациентов сопровождались нарушениями, половина из которых – те самые приписки, позволяющие больницам получать деньги за неоказанные услуги. Такие цифры были озвучены в начале лета на Международной конференции Всероссийского союза страховщиков в Петербурге.

В организации «Лига защитников пациентов» говорят, что раньше было хуже: в отдельные годы число приписок в некоторых медучреждениях могло достигать 70%.

Реформа назрела, но кто, как и когда будет её проводить? С большой долей вероятности изменения в системе ОМС могут начаться уже этой осенью, после того как Счётная палата завершит анализ деятельности страховщиков. Выводы государственных аудиторов нетрудно предугадать. В 2016 году они объявили, что страховые компании «вынули» из системы обязательного медстрахования более 30 млрд рублей. Более 80% этих денег страховщики потратили на себя, при этом они во многом дублировали функции территориальных фондов ОМС. Нет никаких предпосылок для того, чтобы спустя два года Счётная палата изменила своё мнение о системе, а потому в свежем докладе скорее всего поменяются только цифры. С большой долей вероятности этот документ будет использован бывшей главой СП, а ныне вице-премьером по социалке Татьяной Голиковой для лоббирования собственного проекта социальной реформы.

Все деньги в одну корзину

Вице-премьер Татьяна Голикова последовательно продвигает идею объединения Пенсионного фонда, ФОМС и Фонда социального страхования в единый внебюджетный фонд. Сначала идея была озвучена на Петербургском международном экономическом форуме, а затем те же тезисы прозвучали из уст Голиковой на IX Гайдаровском форуме в Москве. Голикова утверждает, что одной из главных целей создания единого фонда должно стать объединение информационных систем ПФР, ФОМС и ФСС. Единая система, по мнению Голиковой, позволит урезать расходы на информатизацию социалки, а также сократить разросшиеся штаты.

Идея вице-премьера выглядела бы логичной и даже своевременной, если бы не одно «но».

– По опыту большинства аналогичных институтов объединённый фонд обязательного социального страхования должен представлять собой уникальную управленческую структуру, находящуюся не в государственной, а в публичной собственности, – заявила Татьяна Голикова минувшей зимой на Гайдаровском форуме. По её словам, управление фондом может быть построено на трёхсторонней основе – с участием правительства, профсоюзов и работодателей. Мысль простая: страховые взносы, как и сейчас, будут администрировать налоговики, а правление фонда сможет распоряжаться его доходной частью. Если учесть, что после объединения ПФР, ФОМС и ФСС их совокупный бюджет превысит 10 трлн рублей в год, то «доходная часть» единого фонда будет измеряться сотнями миллиардов рублей. Но что значит «не в государственной, а в публичной собственности»?

По замыслу Голиковой единый фонд должен быть организован в форме публично-правовой компании (ППК). Сегодня в России таких компаний практически нет, а значит, юридические механизмы их функционирования нельзя считать проработанными в полной мере. Закон о публично-правовых компаниях был принят в России в 2016 году. Согласно ему ППК – это некоммерческая организация с правом инвестировать свободные деньги на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности. Такая компания может приобретать активы, открывать банковские счета, создавать дочерние коммерческие и некоммерческие организации.

Предполагалось, что в ППК должны были превратиться почти все российские госкорпорации. Но за два года в таком статусе начала работать только одна структура – «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства», создание которого сопровождалось чередой скандалов и существование которого теперь находится под вопросом из-за запрета на долевое строительство.

Для чего вице-премьер Голикова предлагает превратить ПФР, ФОМС и ФСС в компанию с малопонятным правовым статусом, которая сможет использовать по своему усмотрению сумму, почти сопоставимую с доходной частью федерального бюджета (16,5 трлн рублей в 2018 году)?

Звенья одной цепи

Заниматься социалкой Татьяна Голикова начала ещё в 2004 году, когда была заместителем у министра финансов Алексея Кудрина. Именно её считают реальным автором закона о монетизации льгот. Замена натуральных льгот мизерными денежными выплатами вызвала массовые протесты пенсионеров по всей стране. Но тогда общественное недовольство было направлено против министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова, кресло которого Голикова заняла спустя три года после скандальной реформы. Именно клерк из Минфина инициировала скандальную реформу здравоохранения и пенсионную реформу, которая закончилась повышением пенсионного возраста.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

Возглавляя Минздравсоцразвития, Татьяна Голикова получила саркастическое прозвище «мадам Арбидол». Основным производителем препарата, который пропагандировался как лучшая вакцина против гриппа, была близкая к её мужу Виктору Христенко компания «Фармстандарт». Так «совпало», что при министре Голиковой этот препарат был щедро закуплен государством для складов Росрезерва, а «Фармстандарт» превратился в лидера отечественной фармацевтики.

За время работы Татьяны Голиковой в Минздравсоцразвития её антирейтинг вырос до 41%, а рейтинг доверия снизился до 22%. В 2012 году, после того как Дмитрий Медведев сложил с себя полномочия президента, Голикова была отправлена в отставку. Далее в биографии чиновницы была работа в Счётной палате, в 2018 году она вернулась в правительство уже в статусе вице-премьера.

На фоне всего этого возникает мало сомнений в том, что Татьяне Голиковой удастся пролоббировать объединение трёх внебюджетных фондов и превращение этого гиганта в публично-правовую компанию. Равно как и в том, что в основе этой затеи, похоже, лежит желание взять под контроль басно­словные средства. Кстати, кто бы мог возглавить единый фонд, который сможет почти свободно инвестировать деньги? Поиски ответа на этот вопрос не могут обойтись без фигуры бывшего босса Голиковой Алексея Кудрина, сменившего её на посту руководителя Счётной палаты и, вполне вероятно, считающего эту должность недостаточно высокой. Более детально силуэт новой социальной реформы мы увидим в ближайшие месяцы.

Константин Добромыслов, руководитель департамента социального развития аппарата Федерации независимых профсоюзов России:

– Для объединения социальных фондов в настоящее время нет оснований. Во всяком случае, это не вытекает из приоритетных задач, поставленных президентом в майском указе, реализация которого призвана улучшить жизнь россиян в ближайшей перспективе. Каждый вид страхуемого риска должен иметь свой независимый бюджет, который определяет уровень обязательств перед застрахованными лицами. Смешение этих бюджетов не допустимо, как и финансирование одного вида социального риска за счет бюджетов по другим видам социальных рисков. Механическое их объединение может привести к сбоям в работе всей системы. Практика показывает, что ни одна инициатива в области реформирования системы социальной защиты не принесла реальной пользы наёмным застрахованным работникам. Проводимые в этой сфере «оптимизация» и «модернизация» лишь сокращали уровень их социальной защищённости, что, в свою очередь, приводило к росту социальной напряжённости.

29 июня 2017 г. в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации прошел круглый стол «Вопросы реорганизации Фонда социального страхования в публично-правовую компанию».

Работу круглого стола открыли модераторы – заместитель директора ИЗиСП доктор юридических наук, профессор Кучеров Илья Ильич и первый заместитель Председателя Фонда социального страхования Российской Федерации доктор юридических наук Писаревский Евгений Леонидович.

В своем обращении к участникам круглого стола Е.Л. Писаревский обозначил вызовы, с которыми сталкивается Фонд социального страхования и система социальной защиты в целом, и важность перехода на новую модель функционирования Фонда. Одним из способов решения существующих проблем является организация работы Фонда на основе страховых принципов, необходимость внедрения которых отмечается в поручениях Правительства Российской Федерации. Такое перестроение, безусловно, предполагает изменение действующего законодательства и проведение организационных процедур реформирования. В части подготовки проектов нормативных правовых актов Фонд уже ведет активную работу с ИЗиСП. Важное условие успеха этой работы – обеспечение гарантированности законных интересов участников системы социального страхования.

Заместитель директора ИЗиСП доктор юридических наук, профессор И.И. Кучеров в свою очередь подчеркнул значение научно обоснованных подходов к формированию правых основ новой модели функционирования фонда, в том числе в связи с его планируемой реорганизацией в публично-правовую компанию. Для обоснования возможных управленческих решений участникам круглого стола было предложено обсудить принципиальные вопросы о выборе организационно-правовой формы Фонда, распределении компетенции между его органами управления, бюджетировании процессов, разрешения споров, а также обеспечения системности регулирования.

Продолжил работу круглого стола ведущий научный сотрудник отдела гражданского законодательства и процесса ИЗиСП кандидат юридических наук Емельянцев Владимир Петрович . В своем выступлении он остановился на целях и задачах, которые должны быть достигнуты в ходе преобразования Фонда социального страхования (ФСС) в публично-правовую компанию (ППК). Деятельность публично-правовой компании, как и Фонда, должна быть направлена на обеспечение социальной защиты застрахованных, возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору, и разработку предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

По мнению В.П. Емельянцева, успех проектируемой организации во многом будет зависеть от пределов ее самостоятельности в имущественных отношениях, т.е. от объема правоспособности. В случае принятия решения о реформе ФСС предстоит согласиться с тем, что создаваемая ППК станет собственником своего имущества, в том числе формируемого за счет обязательных платежей на социальное страхование. Определенные сложности возникнут при выборе способа ее создания между реорганизацией в виде преобразования и новым учреждением с последующей ликвидацией ФСС. Выбор способа повлияет на порядок перехода имущества от ФСС к ППК. В таких ситуациях важно не допустить подмену устоявшихся в науке и практике терминов сингулярного и универсального правопреемства конструированием «суррогатных» оснований, которые могут вызвать затруднения на практике, привести к нарушениям прав застрахованных и другим правонарушениям. Для принятия обоснованного решения необходимо диагностировать возможные риски. В частности, переход на страховую модель неизбежно повлечет возникновение конфликтов между ППК и застрахованными. Это во многом будет предопределять пределы государственного контроля и объем государственного регулирующего воздействия. Снижение рисков организационными способами на стадии проектирования ППК позволит в будущем избежать излишнего нормативного вмешательства в ее правоспособность.

Старший научный сотрудник отдела гражданского законодательства и процесса ИЗиСП кандидат юридических наук Никифоров Андрей Викторович в своем докладе затронул вопросы создания ППК «Фонд социального страхования Российской Федерации», перехода прав и обязанностей от ФСС к ППК, порядка передачи Фондом полномочий по осуществлению государственных функций и оказанию государственных услуг. Кроме этого, из-за отсутствия возможности закрепления за ППК имущества на праве оперативного управления имущество, предаваемое Фондом, будет передаваться либо в собственность ППК, либо ППК будет от имени Российской Федерации осуществлять полномочия собственника. В связи с этим правовой режим владения, пользования и распоряжения имуществом будет различен.

Заведующий отделом финансового, бюджетного и налогового законодательства ИЗиСП доктор юридических наук Поветкина Наталья Алексеевна рассмотрела проблемы взаимодействия ППК с органами государственной власти, страхователями и застрахованными в части, касаемой изменения правовых режимов денежных средств, поступающих в Фонд (тарифы) и особенностей финансовых средств, обусловленных «выходом» бюджета Фонда из бюджетной системы Российской Федерации. В частности, было обращено внимание на принципиальные изменения финансово-правового статуса Фонда, связанного с его трансформацией из внебюджетного фонда в ППК. Это предполагает формирование собственного годового финансового плана (бюджета) Фонда, утверждения решением Наблюдательного совета Фонда.

Финансирование деятельности Фонда предполагается осуществлять не за счет бюджетных средств, а за счет собственных, формы которых будут закреплены Федеральным законом о статусе ФСС в качестве ППК. При этом Фонд будет получать субсидии на финансовое обеспечение отдельных расходных обязательств Российской Федерации в сфере социальной защиты граждан в пределах установленных Федеральным законом о федеральном бюджете на год и соответствующий период. Не менее значимому изменению подвергнется и правовой режим денежных средств, уплачиваемых в качестве обязательных социальных взносов. Данные взносы из так называемых налоговых (правовое регулирование которых в настоящее время определено в Налоговом кодексе Российской Федерации, а администрирование возложено на налоговые органы) будет изменен на парафискалитет, уплачиваемый непосредственно в бюджет Фонда и соответственно администрируемый им. При этом ежегодное утверждение тарифов по взносам планируется передать в компетенцию РТК.

В своем выступлении Н.А. Поветкина подчеркнула необходимость и целесообразность рассмотрения вопроса о сохранении трехлетнего периода, на который будет утверждаться финансовый план (бюджет) Фонда и передачи Правительству Российской Федерации права по утверждению размера тарифа.

Ведущий научный сотрудник отдела гражданского законодательства и процесса ИЗиСП кандидат юридических наук Синицын Сергей Андреевич в ходе выступления обозначил круг вопросов, связанных с организацией и осуществлением компетенции органов ППК. В частности, проанализированы преимущества и риски образования Правления, указано на неэффективность наделения Правления только координационно-совещательными полномочиями. Он предложил альтернативные варианты распределения полномочий между Наблюдательным советом, Правлением, Генеральным директором.

Заместитель директора Департамента инновационного развития Министерства экономического развития Российской Федерации Лещенко Сергей Николаевич свое выступление посвятил проблемам соотношения проектируемого закона с Федеральным законом «О публично-правовых компаниях». Рассуждая о возможных вариантах соотношения общих и специальных норм, Лещенко С.Н. высказал мнение, что основным документом для деятельности ППК должен быть ее устав. Акцент был сделан на необходимости детализировать полномочия учредителя ППК в лице Правительства Российской Федерации и разграничить компетенции органов управления ППК.

После обсуждения возможности реформирования ФСС в ППК было предложено перейти к обсуждению основной цели деятельности такой компании и новым перспективам, которые она может реализовать в своей деятельности. Ключевым направлением, как неоднократно отмечали участники круглого стола, должно стать обеспечение прав застрахованных. Эту тему дискуссии открыл главный научный сотрудник отдела социального законодательства ИЗиСП доктор юридических наук, профессор Захаров Михаил Львович . В своем выступлении он напомнил успешные факты из отечественной истории функционирования системы социального страхования, эффективные модели управления такой системой. Заострил внимание на том, что в управлении такой системой имеются периоды, когда отсутствовали случаи ограничения прав застрахованных на получение страховой выплаты. В то же время в последнее десятилетие нельзя отметить как успешное для системы социального страхования. Сама идея создания ППК была воспринята критически.

В частности, было высказано опасение о рисках устранения государства и снятия с него ответственности за систему социального страхования. По мнению М.Л. Захарова, такой закон – это проявление инициативных запросов бизнес-сообщества. В результате, как отметил М.Л. Захаров, может произойти дальнейшее ухудшение социального страхования, что неизбежно повлечет увеличение смертности старшего поколения. Кроме того, не исключается увеличение риска экономической незащищенности лиц с органиченными трудовыми возможностями.

Продолжила обсуждение возможных проблем взаимоотношений ППК с застрахованными заведующий отделом социального законодательства ИЗиСП кандидат юридических наук Путило Наталья Васильевна. В своем докладе она рассмотрела возможные способы совершенствования правового регулирования проведения экспертизы для проверки наступления страхового случая при несчастных случаях на производстве либо профессиональных заболеваниях, временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В ходе дальнейшего обсуждения были рассмотрены административные отношения, которые могут возникнуть в ходе исполнения публично-правовой компанией своих полномочий, а также возможность обжалования действий и решений ее органов управления.

Кабытов Павел Петрович обозначил вопросы формирования досудебного порядка обжалования решений и действий ППК и ее должностных лиц, а также перспективы формирования в отечественном праве института уполномоченного в социальном страховании.

Младший научный сотрудник отдела административного законодательства и процесса ИЗиСП Глазырин Тимофей Сергеевич рассказал о вариантах правового регулирования агентских полномочий ППК. В ходе выступления были выделены 5 возможных агентских полномочий, а также определены источники правового регулирования порядка их осуществления. Наиболее предпочтительным представлен вариант двухзвенного регулирования, предсматривающий принятие акта общего характера на уровне Правительства Российской Федерации и ведомственных актов на уровне Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. В акте Правительства Российской Федерации докладчик предложил определить принципы правового регулирования реализации агентских полномочий ППК, а также форму реализации каждого из них. Также, обоснована целесообразность актом Правительства Российской Федерации поручить Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации разработать подробные правила реализации каждого из агентских полномочий ППК.

После докладов состоялась дискуссия, в которой приняли участие Феоктистова Е.Н. (РСПП), Шанин И.Г. (Федерация независимых профсоюзов России), Попов О.В. (аппарат Уполномоченного по правам человека в РФ), Макарова Л.В. (ТПП). В ходе полемики были высказаны пожелания о закреплении субсидиарной ответственности государства по долгам ППК, об изменении подходов государственного регулирования тарифной системы в социальном страховании. Были поставлены вопросы о роли Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в управлении ППК, о предполагаемых расходах на реорганизацию ФСС, об управлении рисками несостоятельности ППК, нормировании ее организационных расходов, об обеспечении эффективного управления финансами и сохранности недвижимого имущества, о пределах ответственности органов управления ППК за результаты деятельности. Были высказаны опасения о наделении органов управления ППК нормотворческими полномочиями, о последствиях ее монопольного положения на рынке социального страхования, а также сомнения об эффективности деятельности уполномоченного в сфере социального страхования, если его деятельность будет носить внутриведомственный характер, об отсутствии мотивации у работодателей поддержать инициативу реформы ФСС.

Итоги обсуждения подвел доктор юридических наук Е.Л. Писаревский, который отметил, что перспективы дальнейшего совершенствования управления социальным страхованием должны соотноситься с ролью, которая отводится ФСС. По его мнению, ключевой функционал определяется следующими направлениями: участие в бюджетных отношениях и обеспечение устойчивости финансовой системы в части достаточности средств для социального страхования; выполнение задач государственного страховщика в условиях деятельности на монопольном неконкурентном рынке, создание сети социального обслуживания и реабилитации. Переход на страховые принципы во многом будет способствовать успешной реализации обозначенных направлений деятельности. В результате реформирования ФСС на начальном этапе природа отношений усложнится. В тоже время многие риски известны и понятны. Для их минимизации обсуждаются различные варианты решений: регулирование учета и контроля за финансовыми ресурсами, сохранение казначейского обслуживания, внутренний аудит, сохранение контрольных полномочий со стороны Счетной палаты Российской Федерации и др. Это позволит обеспечить баланс учета и контроля за деятельностью ППК. Вместе тем для результативной деятельности решения органов управления ППК должны носить реальный регулирующий характер. Продолжить обсуждение указанных вопросов было предложено на следующем круглом столе, который планируется провести в конце июля 2017 года.

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Налоговая декларация по налогу на прибыль за последний налоговый период должна быть представлена в налоговые органы организацией-правопреемником, если указанная декларация не была представлена присоединяемой организацией до снятия ее с учета. То же самое можно сказать об уплате налога на прибыль.
Налоговая декларация по НДС за I квартал 2017 года должна быть подана организацией-правопреемником в установленный НК РФ срок. При этом полагаем возможным подачу двух отдельных деклараций.
Отчетность по страховым взносам за последний расчетный период также представляет правопреемник, если этого не сделала реорганизуемая организация. Аналогичным образом происходит уплата взносов в 2017 году.

Обоснование позиции:
При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в силу универсального правопреемства ( , ГК РФ), а в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) вносится запись о прекращении деятельности присоединенного юридического лица ( ГК РФ, Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", смотрите также УФНС России по г. Москве от 10.02.2012 N 16-15/011630@).
В силу ГК РФ правоспособность юридического лица прекращается в момент внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о его прекращении.

Налоговая отчетность

Налог на прибыль

В общем случае реорганизуемой организации не позднее 28.03.2017 следует представить Декларацию по налогу на прибыль за налоговый период 2016 года ( НК РФ).
В рассматриваемой ситуации (когда даты представления деклараций приходятся на дни, когда реорганизуемая организация уже прекратит деятельность) ей следовало бы представить декларации за налоговые периоды 2016 г. и за отчетный (налоговый) период 2017 г. (начиная с 01.01.2017 по 26.03.2017 включительно) до даты завершения реорганизации, например 26.03.2017 (смотрите также ФНС России от 09.03.2011 N КЕ-4-3/3609@).
То есть реорганизуемое общество не освобождается от представления налоговой декларации за первый отчетный период 2017 г. ( НК РФ, смотрите также Минфина России от 23.06.2006 N 03-02-07/2-47 и дополнительно Минфина России от 25.09.2012 N 03-02-07/1-229), которая в общем случае представляется в налоговый орган не позднее 28.04.2017 (по окончании I квартала). Если же организация исчисляет ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли ( , НК РФ), то налоговая декларация за первый отчетный период 2017 г. должна быть представлена не позднее 28.02.2017, 28.03.2017.
Если же реорганизуемая организация этого не сделает (не сделала), то организация-правопреемник должна будет представить декларации за реорганизуемую организацию по месту своего учета (смотрите ФНС России от 14.01.2013 N ЕД-4-3/104@, от 25.06.2015 N ):
- не позднее 28.03.2017 - за 2016 год;
- не позднее 28.03.2018 - за 2017 год;
- не позднее 28.04.2017 - за первый отчетный период 2017 года (налоговый расчёт).
Включать показатели налоговой декларации по присоединяемой организации в налоговую декларацию правопреемника за 2017 год не следует ( ФНС России от 09.03.2011 N КЕ-4-3/3609@).
Начиная с налогового периода 2016 г. налоговая декларация по налогу на прибыль представляется по форме, утвержденной ФНС России от 19.10.2016 N ММВ-7-3/572@. Этим же приказом утверждены порядок заполнения декларации (далее - Порядок по прибыли) и формат ее представления ( ФНС России от 21.12.2016 N СД-4-3/24514).
Если декларации за 2016, 2017 гг., за первый отчетный период 2017 г. за реорганизуемую организацию будут представляться организацией-правопреемником, то при заполнении деклараций необходимо руководствоваться положениями п.п. 2.6 и 4.1.4 Порядка по прибыли.

В рассматриваемой ситуации за IV квартал 2016 г. реорганизуемая организация должна представить декларацию по НДС в обычном порядке, так как обязанность представить декларацию наступит ранее даты завершения реорганизации ( НК РФ).
То же самое можно сказать о платежах НДС (1/3), исчисленных за IV квартал 2016 г. ( , НК РФ). При этом сроки уплаты данных платежей наступили до завершения реорганизации.
Из разъяснений налоговых органов, представленных в ФНС России от 12.08.2010 N ШС-37-3/8931, следует, что в рассматриваемой ситуации НДС, исчисленный за IV квартал 2016 года, реорганизуемая организация должна была уплатить в полном объеме по месту своего учета до момента прекращения своей деятельности (до 27.03.2017).
В случае если НДС за IV квартал 2016 года не будет (не был) полностью уплачен реорганизуемой организацией до 27.03.2017, то уплату соответствующих сумм НДС за реорганизуемую организацию производит правопреемник в налоговый орган по месту своего учета.
При этом в отношении НДС, исчисленного по итогам последнего налогового периода (например, если он пришелся на I квартал), налоговые органы дают такие пояснения. Если реорганизуемым юридическим лицом до момента регистрации налоговая декларация за I квартал не представлена, то правопреемник в декларации за I квартал должен отразить как все операции (облагаемые и необлагаемые), осуществленные им в I квартале, так и операции реорганизованного юридического лица, осуществленные в I квартале. Данные разъяснения приведены в ФНС России от 12.05.2014 N ГД-4-3/8919@, от 09.03.2011 N , от 12.08.2010 N , УФНС России по г. Москве от 21.04.2010 N . Необходимо отметить, что указанные письма касаются порядка заполнения налоговой декларации по формам, которые представлялись налогоплательщиками до утверждения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и порядка ее заполнения Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@.
Применительно к нашему случаю это означает, что если реорганизуемое общество не воспользовалось положениями НК РФ и не согласовало с налоговым органом последний налоговый период, а также не представило декларацию за I квартал 2017 г. до момента прекращения деятельности, то правопреемник в декларации за I квартал 2017 г. должен отразить как все операции (облагаемые и необлагаемые), осуществленные им в I квартале, с учетом операций присоединенной организации после реорганизации (с 28.03.2017), так и операции реорганизованной (присоединенной) организации, осуществленные им в I квартале 2017 г. до реорганизации (т.е. до 27.03.2017).
Указанная декларация за I квартал 2017 г. представляется правопреемником в налоговый орган по месту своего учета в сроки, установленные НК РФ.
Вместе с тем мы не видим и каких-либо законодательных ограничений в возможности представить отдельные декларации по НДС за присоединенную организацию и "за себя". В таком случае правопреемнику следует заполнять налоговую декларацию за присоединенную организацию с учетом пп. 16.5 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ (далее - Порядок).
Так, на наш взгляд, из буквального прочтения положений п. 16.5 Порядка следует, что описанный в нем способ заполнения применяется при представлении правопреемником уточненных деклараций за реорганизованную организацию, а также при представлении декларации за последний налоговый период. То есть в таком порядке заполняется только декларация по НДС за реорганизованную организацию за период с 01.01.2017 по 26.03.2017 включительно. Такая декларация представляется в налоговый орган организацией-правопреемником. Соответственно, подав такую декларацию за реорганизованную организацию, правопреемник также представляет в установленные НК РФ сроки декларацию за период с 01.01.2017 по 31.03.2017 включительно, с включением своих показателей до и после присоединения. Титульный лист данной декларации заполняется на общих основаниях, т.е. без указания наименования, ИНН и КПП реорганизованной организации (смотрите также письмо УФНС по г. Москве от 13.05.2015 N 24-15/046265@ (ознакомиться с данным письмом возможно, пройдя по ссылке: http://www.l-b.ru/analitica/law_monitoring/raz_may_2015)).

Страховые взносы

Порядок исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017 регулировался от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ).
С 01.01.2017 N 212-ФЗ утратил силу ( Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ, далее - Закон N 250-ФЗ).
С 1 января 2017 года вступил в силу от 03.07.2016 N 243-ФЗ (далее - Закон N 243-ФЗ), наделяющий налоговые органы полномочиями по администрированию страховых взносов в ПФР, ФСС РФ и ФФОМС. В связи с этим в НК РФ внесены соответствующие поправки, а также введена глава 34 "Страховые взносы" ( Закона N 243-ФЗ). Поэтому с 01.01.2017 при исчислении страховых взносов в ПФР, ФСС РФ и ФФОМС необходимо руководствоваться нормами НК РФ.
Администрирование доходов и расходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - обязательное страхование от НС и ПЗ) по-прежнему осуществляется ФСС РФ в соответствии с положениями от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
В силу Закона N 250-ФЗ расчеты (уточненные расчеты) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, истекшие до 1 января 2017 года, представляются в соответствующие органы ПФР, ФСС РФ в порядке, установленном N 212-ФЗ (п. 1 письма ФСС РФ от 17.08.2016 N 02-09-11/04-03-17282, информация ПФР от 06.12.2016).
Согласно Закона N 212-ФЗ отчетными периодами по страховым взносам признаются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год. Расчетным периодом по страховым взносам в общем случае признается календарный год ( Закона N 212-ФЗ).
В соответствии с Закона N 212-ФЗ в случае реорганизации организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником. Указанное обязательство правопреемника возникает независимо от того, были ли ему известны факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованными юридическими лицами обязательств по уплате страховых взносов до завершения реорганизации.
При этом N 212-ФЗ не предусмотрены какие-либо особенности в определении сроков уплаты страховых взносов и представления отчетности во внебюджетные фонды организациями-правопреемниками и реорганизуемыми организациями.
Разъяснениями официальных органов по рассматриваемому вопросу мы не располагаем.
В связи с этим полагаем, что реорганизуемые организации должны исполнять обязанности, установленные в их отношении N 212-ФЗ, в том случае, если сроки исполнения этих обязанностей, установленные этим законом, предшествуют моменту окончания реорганизации.
В то же время обязательства реорганизованных организаций, возникшие после окончания реорганизации, в частности обязательства по уплате страховых взносов и представлению отчетности в государственные внебюджетные фонды, должны исполняться их правопреемником в общеустановленном порядке, то есть в соответствии с нормами частей 5 и 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ.
Срок уплаты ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исчисленным за декабрь 2016 года, наступил 16.01.2017 ( , и Закона N 212-ФЗ). На эту дату реорганизация не завершена, поэтому реорганизуемая организация должна была уплатить ежемесячные обязательные платежи за декабрь 2016 г. в общеустановленном порядке.
В территориальный орган ФСС РФ расчет по форме 4-ФСС (утвержден приказом ФСС РФ от 26.02.2015 N 59) за 2016 год должен быть представлен плательщиком страховых взносов не позднее 25.01.2017 в форме электронного документа (не позднее 20.01.2017 - на бумажном носителе) ( Закона N 212-ФЗ).
В территориальный орган ПФР расчет по форме РСВ-1 ПФР (утвержден Правления ПФР от 16.01.2014 N 2п) за 2016 год должен быть представлен не позднее 20.02.2017 в форме электронного документа (не позднее 15.02.2017 - на бумажном носителе) ( Закона N 212-ФЗ).
Поэтому указанные расчеты реорганизуемая организация должна была представить в ФСС РФ и в территориальный орган ПФР по месту своего учета в общеустановленном порядке.
Применительно к периоду 2017 года, с учетом положений , и Поэтому полагаем, что реорганизуемая организация страховые взносы за март 2017 года могла уплатить, например, 26.03.2017. Если этого сделано не было, то правопреемник должен будет выполнить эту обязанность по месту своего учета ( , НК РФ).
Расчет по страховым взносам (форма, порядок заполнения (далее - Порядок по взносам) и формат представления утверждены ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@) за расчетный период с 01.01.2017 по 26.03.2017, по нашему мнению, должен быть представлен не позднее 02.05.2017. Данный вывод, на наш взгляд, следует из прямого прочтения НК РФ, согласно которому плательщики страховых взносов представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом (30.04.2017 - выходной день).
Полагаем, что реорганизуемая организация могла исполнить обязанность по предоставлению расчета за последний расчетный период по страховым взносам до даты окончания реорганизации (до 27.03.2017), так же как по налоговым декларациям. Каких-либо запретов на это нормы НК РФ не содержат. Если же реорганизуемая организация не представила указанный расчет, то эту обязанность должен будет исполнить правопреемник в срок, установленный НК РФ (п. 2.22 Порядка по взносам).
Заметим, что разъяснений уполномоченных органов по применению норм НК РФ к рассматриваемой ситуации нам найти не удалось.
Организация может воспользоваться правом налогоплательщика и обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту своего учета за персональными письменными разъяснениями по указанному вопросу ( , НК РФ). При возникновении спора наличие персональных письменных разъяснений финансового ведомства или налоговых органов исключает вину лица в совершении налогового правонарушения на основании НК РФ.
Последним расчетным периодом для исчисления взносов на обязательное страхование от НС и ПЗ в данном случае также будет являться период с 01.01.2017 по 26.03.2017 ( Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ)).
В силу Закона N 125-ФЗ в случае реорганизации страхователя - юридического лица уплата страховых взносов и представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.
Уплатить взносы на обязательное страхование от НС и ПЗ, исчисленные за январь, февраль, следовало не позднее 15.02.2017, 15.03.2017 ( Закона N 125-ФЗ), а за март (до 27.03.2017), например, 26.03.2017.
Расчет (форма 4-ФСС, утвержденная приказом ФСС РФ от 26.09.2016 N 381) за 2017 год ( Закона N 125-ФЗ - календарный год признается отчетным периодом) правопреемнику необходимо будет представить не позднее 25.01.2018 в форме электронного документа (не позднее 22.01.2018 - на бумажном носителе) ( Закона N 125-ФЗ).
При этом реорганизуемая организация, по нашему мнению, также могла представить расчет 4-ФСС за I квартал 2017 года ( Закона N 125-ФЗ) (в общем случае представляемый не позднее 25.04.2017 (не позднее 20.04.2017 - на бумажном носителе), например, 26.03.2017.
Поскольку обязанность по уплате взносов и представлению расчетов возникает после завершения реорганизации и реорганизуемая организация до момента своей ликвидации указанные выше расчеты не представила, то правопреемник обязан уплатить страховые взносы, исчисленные за март 2017 г., и представить расчеты по указанным страховым взносам за последние отчетные периоды реорганизуемой организации.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.