В Бакинском селении Балаханы директором Бакинских промыслов, горным инженером Н.И. Воскобойниковым основан один из первых в стране нефтеперегонных заводов.
Опубликовано второе издание Горного устава, два раздела которого были посвящены нефтяному делу. Один раздел регламентировал добычу нефти и управление казенными промыслами в Бакинском и Шемахинском уездах Каспийской области... Нефть, добываемая на казенных землях Бакинского и Шемахинского уездов поступала в государственную собственность.
В.Н. Семеновым в Баку, в районе Биби-Эйбат пробурена первая разведочная скважина на нефть глубиной 21 м.
В Биби-Эйбате на берегу Каспийского моря бурится с 1847 года и 14 июля 1848 года дает нефть первая в мире нефтяная скважина, полученная ударным способом с применением деревянных штанг.
Завершено строительство железной дороги Баку – Балаханы. Это первая в России дорога, по которой нефть перевозилась в металлических цистернах.
В Баку насчитывается 195 керосиновых заводов, производящих 30 тыс. пудов керосина в сутки (491 тонны). Русский керосин стал успешно конкурировать с американским, полностью вытеснив его к 1884 году с российского внутреннего рынка.
Пуск в подмосковном Кусково нефтеперегонного завода Товарищества Русско-Американского нефтяного производства, строительством которого руководил В. Шухов. На заводе перерабатывалась бакинская нефть, доставляемая по Волге, а затем железной дорогой на Кусковскую платформу.
Открылась Кокоревская школа – первая школа для детей нефтяников в Бакинском промысловом районе.
Начало регулярно налаженного экспорта русского керосина в связи с открытием прямого сообщения Баку – Батум по Закавказской железной дороге. В этом году Кубано-Черноморское общество вывезло первую партию Бакинского керосина в Лондон и в Австрию. Выход Бакинских нефтепродуктов к Черному морю существенно повлиял на структуру российского нефтеэкспорта, сведя на нет к концу десятилетия экспорт сырой нефти.
В Баку построено первое предприятие по производству бензина.
Начала действовать крупнейшая в России Московская нефтебаза, построенная Товариществом «Бранобель».
На российский нефтяной рынок приходит Парижский банкирский дом Ротшильдов. Купив контрольный пакет акций «Батумского нефтепромышленного и торгового общества» (БНИТО), получившего название «Каспийско-Черноморского нефтепромышленного и торгового общества», он становится главным конкурентом компании Нобелей в России.
Выходит первое специализированное научное периодическое издание, посвященное нефтяной отрасли, – «Труды Бакинского Отделения Императорского Русского Технического Общества» .
Начало строительства самого большого в то время в мире магистрального трубопровода Баку – Батуми длиной 835 км и пропускной способностью 1 млн тонн в год.
В Баку впервые испытан компрессорный способ добычи нефти (эрлифт), предложенный выдающимся русским инженером Шуховым. В эрлифте в качестве рабочего агента применялся сжатый воздух.
Ротшильды совместно с Санкт-Петербургским международным банком создают мощное торгово-транспортное общество «Мазут».
В Баку начинается выпуск первого периодического издания, посвященного нефтедобыче, – журнал «Нефтяное дело» (1899–1920 гг.).
На Всемирной выставке в Париже две ведущие российские нефтяные компании – «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» и «Каспийско-Черноморское нефтепромышленное общество», а также Геологический комитет России удостоены высших наград – Гран-при.
Добыча нефти в стране достигла наивысшего уровня – 11,6 млн т, или 51,6% мирового уровня нефтедобычи. При этом 95% нефтедобычи приходилось на Бакинский район. В последующие годы происходит существенный спад добычи (для сравн.: в 1913 г. было добыто 9,2 млн тонн, или 18,1% мировой добычи). Однако вплоть до 1917 года Россия удерживала второе после США место по уровню нефтедобычи.
Керосин отечественного производства внутри страны стоил дороже, чем за ее пределами. Пуд русского керосина в Лондоне стоил 94 коп., в Гамбурге – 98 коп., в Москве – 1 р. 16 коп., в Петербурге – 1 р. 33 коп.
На территории нефтеперегонного завода в Сураханах нефтепромышленник В.А. Кокорев заложил первую буровую скважину на газ с целью получения газа для отопления завода. Успешно пробуренная скважина привлекла в Сураханы других нефтепромышленников. Сураханский район получил славу крупного газового месторождения, откуда газ по трубам транспортировался в другие районы бакинских нефтепромыслов.
В районе Баку появляется первая установка для вращательного бурения с буровой вышкой высотой в 15 м.
Утверждены «Правила об ограждении каспийско-волжских водных путей от загрязнения нефтью».
Первый в мировой истории масштабный пожар на Бакинских нефтяных промыслах.
В результате крупных пожаров на нефтяных промыслах Апшеронского полуострова полностью уничтожены 1996 нефтяных скважин, включая 1429 производительных.
Массовые забастовки на Бакинских нефтепромыслах. Принятие первого в истории России коллективного договора.
Построен первый в России нефтепровод от Баку до Батуми (протяженность 833 км, диаметр 200 мм).
Создание в противовес американскому тресту Рокфеллера Standard Oil международного европейского объединения во главе с немецким банком «Европейский нефтяной союз», в состав которого вошли «Товарищество братьев Нобель», «Каспийско-Черноморское общество» и общество «Манташев и К°».
Расширение ассортимента нефтепродуктов, облагаемых акцизным налогом (по 60 копеек с пуда). Этим был обусловлен рост цен на керосин на внутреннем рынке.
Открытие самого длинного в мире магистрального трубопровода Баку – Батум длиной 885 км (керосинопровод).
На Гороховецкой верфи Шорина построена баржа «Марфа Посадница» (длина 172 м, ширина – 24 м, высота борта – 3,85 м, грузоподъемность 8800 т). Позднее, после небольших переделок, грузоподъемность баржи достигла 10,4 тыс. т, что было рекордом для своего времени.
На острове Челекен в Каспийском море из скважины бр. Нобель, с глубины 85 м был получен фонтан нефти суточным дебитом 573 тонн. Челекен объявлен нефтеносным районом. Началась лихорадочная распродажа нефтяных участков.
Бакинское отделение Русского технического общества учредило премию имени Эммануила Нобеля.
В Сураханах (г.Баку) бурится первая скважина вращательным способом.
Появление в России первых заправочных станций на основании договора Императорского Автомобильного Общества с Товариществом «Бр. Нобель» относительно «бензиновых станций».
Уход Ротшильдов с Российского рынка: продажа Каспийско-Черноморской компании «БНИТО» американской компании Royal Dutch Shell.
Создан мощный нефтяной холдинг «Русская генеральная нефтяная корпорация» (РГНК), который включил в себя независимые компании Степана Лианозова, братьев Мирзоевых, братьев Гукасовых и др.
Прекращение экспорта нефти из порта Батум в связи с закрытием турецких проливов. Потеря российских рынков нефтепродуктов в Западной Европе и на Ближнем Востоке.
В Баку начато промышленное производство толуола – сырья для производства взрывчатки (тротила), получаемого из сырой нефти.
Забастовки на Бакинских нефтепромыслах.
Бакинские нефтяные промыслы оказались отрезанными от eвропейского рынка. Монопольным экспортером энергоносителей становятся США.
Создание специальной Экономической комиссии для помощи Баку.
Принятие 20 июня 1918 года Декрета о национализации нефтяной промышленности в масштабах всей страны. Введение государственной монополии на нефтяную торговлю.
Национализация Бакинских нефтепромыслов: слияние частных нефтепромышленных предприятий в единое целое на базе производственных комплексов трех крупнейших компаний – «Нефть», «Бранобель» и «Шелл».
В первый год национализации нефтяной промышленности уровень добычи нефти на Бакинских промыслах сократился в 3,5 раза по сравнению с 1913 годом, а объем бурения – в 50 раз.
Красная армия в Баку, май 1920 г.
Основание Азербайджанского политехнического института (ныне Азербайджанский институт нефти и химии им. М. Азизбекова).
Образование крупнейших трестов: «Азнефть» (на базе Бакинских нефтепромыслов), «Грознефть» (нефтепромыслы Кубани и Грозного) и «Эмбанефть» (нефтепромыслы в Западном Казахстане).
Возобновление работы трубопровода Баку – Батум.
Начало строительства нового нефтепровода Баку – Батум, протяженностью 834 км.
В Сураханах пробурена первая скважина с использованием турбобура Капелюшникова .
Пробурена первая морская скважина на искусственном острове в бухте Ильича близ Баку.
На Бакинских заводах им. Дзержинского и им. Мясникова начато производство турбобуров Капелюшникова.
Инженером М.М.Скворцовым сконструирован и испытан на Бакинских промыслах автомат подачи долота (“автоматический бурильщик”).
Построена первая в СССР электрическая железная дорога между Баку и нефтяными месторождениями Апшерона.
На Бакинских промыслах впервые в Советском Союзе применен метод нагнетания воздуха в нефтяной пласт с целью увеличения производительности соседних скважин.
Завершено строительство нового магистрального нефтепровода Баку – Батуми, протяженностью 834 км с 13 насосными станциями.
Открытый политический судебный процесс по сфабрикованному делу «Промпартии», по которому ряд нефтяников осуждены за «вредительство в энергетике».
В СССР пробурена первая наклонная скважина на берегу бухты им.Ильича близ Баку.
Н.С. Тимофеевым на о. Артема в Каспийском море впервые осуществлено кустовое бурение, при котором несколько скважин бурятся с общей площадки.
Инженеры Тимофеев и Михайлов разработали метод установки металлических трубчатых свай для морских буровых.
На Всесоюзном совещании нефтяников (февраль 1938 г.) нарком тяжелой промышленности Л.М. Каганович, отметив срыв всех плановых заданий, всю вину за невыполнение второго пятилетнего плана по добыче и переработке нефти возложил на нефтяников. Многие из них были репрессированы, включая начальника Главного управления нефтяной промышленности М.В. Баринова.
В 1941 г. Бакинский район дал стране 23,5 млн тонн нефти (75% общесоюзной добычи). Это был самый высокий уровень за всю историю нефтедобычи Азербайджана.
По решению ГКО из Баку в Краснокамск (Пермская область) эвакуирована экспериментальная контора турбинного бурения (ЭКТБ) Наркомнефти во главе с изобретателями многоступенчатого турбобура.
Впервые в мировой практике применен способ транспортировки нефтеналивных цистерн и металлических резервуаров на плаву по морю при помощи буксиров (по маршруту Баку – Красноводск).
Значительная часть азербайджанских нефтяных и нефтеперегонных предприятий перебазирована в районы Волги, Урала, Казахстана и Средней Азии.
В прибрежных водах Апшеронского шельфа открыто первое на Каспии морское нефтяное месторождение Гюргяны-море.
Становление морских геологоразведочных работ, техники и технологии морского бурения, инфраструктуры морской добычи нефти: началось освоение крупного морского нефтяного месторождения «Нефтяные камни» (Нефт дашлары); 7 ноября 1949 г. на месторождении получена первая тонна морской нефти.
Основано объединение «Азморнефть».
В развитии нефтяной промышленности Азербайджана можно выделить 5 этапов: I ЭТАП - колодезная добыча нефти до 1871 года. II ЭТАП - промышленная добыча нефти с применением механического способа бурения с 1871 года до национализации нефтяной промышленности в 1920 году. III ЭТАП - после национализации нефтяной промышленности в Советское время до открытия и ввода в разработку крупного морского месторождения Нефтяные камни в 1950 году.
В развитии нефтяной
промышленности Азербайджана можно выделить 5 этапов:
I ЭТАП - колодезная добыча нефти до 1871 года.
II ЭТАП - промышленная добыча нефти с применением механического
способа бурения с 1871 года до национализации нефтяной
промышленности в 1920 году.
III ЭТАП - после национализации нефтяной промышленности в Советское
время до открытия и ввода в разработку крупного морского
месторождения Нефтяные камни (ныне Нефт дашлары) в 1950 году.
IV ЭТАП - с вводом в разработку месторождения Нефтяные камни в 1950
году (значительное расширение поисково-разведочных работ, открытие
и ввод в разработку новых нефтегазовых месторождений в Каспийском
море, интенсивное развитие инфраструктуры морской нефтегазодобычи)
до подписания в 1994 году первого "Контракта века" с вовлечением
иностранных инвестиций.
V ЭТАП - начинается с подписанием 20 сентября 1994 года первого
крупного "Контракта века" по месторождениям Азери-Чираг-Гюнешли
(глубоководная часть) и вовлечением крупномасштабных иностранных
инвестиций в нефтяную отрасль суверенного Азербайджана.
Нефтяная промышленность Азербайджана имеет 130-летнюю историю
своего развития. Колодезная добыча нефти в Азербайджане была
известна ещё в далекой древности.
По сведениям Приск Понтийского (V в.), Абу-Исхаг Истахри (VIII в.),
Масуди (X в.), Олеария (XII в), Марко Поло (XIII-XIV в) и др. ещё
до нашей эры нефть вывозили с Апшеронского п-ова в Иран, Ирак,
Индию и другие страны.
По свидетельству Марко Поло уже в XIII веке на Апшеронском п-ове
действовали многочисленные нефтяные колодцы и добытая из них нефть
использовалась для освещения и лечения больных. В начале XIV века
французский монах-миссионер Журден Каталани де Северак, побывавший
в Азербайджане, в своих записях упоминает о добыче нефти в
окрестностях Баку.
Ценные сведения о колодезной добыче нефти в Азербайджане содержатся
в сообщениях путешественников XVI-XVII веков.
Английский торговый агент Джеффри Дюкет, побывавший в Азербайджане в XVI веке, пишет, что добываемое в окрестностях Баку черное масло, называемое "нафта" перевозят на мулах и ослах караванами по 400-500 за раз. В этих сообщениях также упоминается о добыче "белой нефти" в Сураханах.
Сообщения Д. Дюкета о перевозках нефти караванами из Баку
свидетельствуют о значительной колодезной добыче нефти в XVI веке
из месторождений Апшеронского полуострова.
По сведениям Амина Ахмед Рази (Иран, 1601 г.) в начале XVI века в
окрестностях Баку было около 500 нефтяных колодцев, из которых
добывали черную и белую нефть.
Немецкий путешественник Энгельберт Кемпфер, врач по образованию и ученый, в качестве секретаря Шведского посольства, побывав в Азербайджане в 1683 году, посетил нефтяные месторождения Апшеронского п-ова в Балаханах, Раманах, Бинагадах и Сураханах. По сведениям Э. Кемпфера нефть из месторождений Апшеронского п-ова вывозили на вьючных животных, арбах и верблюдах в Баку и далее морем в страны Прикаспия - Иран, Среднюю Азию, Дагестан и "Черкесию" (Северный Кавказ).
Колодезная добыча нефти в
Азербайджане продолжалась до 1871 года.
С 1871 года в Азербайджане началась промышленная добыча нефти на
месторождениях Балаханы и Биби-Эйбат с применением механического
способа бурения скважин. Первая скважина, пробуренная в 1871 году в
Балаханах, давала 70 баррелей (10 тонн) нефти в сутки.
С развитием техники и технологии механического способа бурения
скважин на Апшеронском п-ове один за другим открываются новые
нефтяные месторождения (Бинагады, о. Артема, Сураханы и др.),
увеличивается добыча нефти, начинается развитие инфраструктуры
нефтяной отрасли, интенсивно развивается нефтепереработка, в
Азербайджане формируется национальная буржуазия.
В начале 70-х годов XIX столетия правительство России отменило
монополию на нефтедобычу в недавно аннексированном
Азербайджане.
В 1872 году принимаются два законодательных акта, регулирующих
отношения в нефтяной отрасли: это "Закон о нефтепромыслах и
взимании акцизных налогов с нефтепродуктов" и "Закон об аукционной
продаже частным лицам нефтяных месторождений, находящихся в руках
арендаторов".
После принятия этих законов с 1872 года нефтяные промыслы начали продаваться частным лицам. Первые торги состоялись 31 декабря 1872 года, когда на продажу было выставлено 15 участков в Балаханах, 2 участка на Биби-Эйбате с общей стоимостью 2975 рублей. Согласно принятым законам неиспользуемые государственные земли передавались в аренду сроком на 24 года для разведки на нефть и эксплуатацию открытых залежей с условием ежегодной арендной платы в размере 10 рублей за одну десятину земли, равной 1.092 гектара. Право монопольного экспорта нефти, в соответствии с заключаемым договором, принадлежала арендатору. Арендатор имел право по своему усмотрению назначать цену на добытую нефть. По архивным данным чистая прибыль арендатора составляла 14-15% от проданной нефти. Если поисковые работы на нефть оказывались безуспешными, то арендатор имел право выкупить в собственность арендуемый участок или вернуть его государству, предварительно полностью очистив.
В те годы доля азербайджанского капитала в нефтяной отрасли была не
так уж велика. На первых торгах в 1872 году местный капитал
представляла лишь одна смешанная азербайджанская фирма (Г.З.
Тагиева и др.) с долей участия на торгах всего лишь 0,1%. К концу
70-х годов XIX столетия несколько увеличился объем отечественного
капитала в добыче нефти, который составил более 4%. Смешанные
азербайджано-армянский и русско-азербайджанский капиталы в добыче
нефти составляли вместе взятых около 10%. Из числа 135 владельцев
нефтепромышленных предприятий в 1883 году было 17 азербайджанцев. К
концу XIX столетия представители Азербайджана владели 49
предприятиями из 167, что составляло 29.3%. В период зарождения
нефтяной промышленности Азербайджана существовало три основных
источника отечественного капиталовложения: торговый, промышленный и
чиновников государственного аппарата. Концентрация капитала шла и
путем образования акционерных компаний. Первая акционерная компания
- "Бакинское нефтяное общество" была создана в 1874 году.
В 1859 году в Баку был построен первый нефтеперегонный
(керосиновый) завод. В 1867 году здесь действовали уже 15 таких
заводов. После отмены в 1876 году акцизного налога на нефтепродукты
стали строиться новые заводы и внедряться новая технология,
позволившая получать новые виды продуктов переработки. Так, в 1876
и 1881 годах были построены два новых завода по производству
смазочных масел.
В начале 70-х годов представителям азербайджанского капитала
принадлежало 25 из 46 небольших предприятий по производству
керосина. В 1883 году из 100 производителей керосина в Баку 21 были
азербайджанцы. С этого года бакинский керосин начали вывозить за
границу.
В 1878 году был построен первый промысловый нефтепровод,
протяженностью 12 км, соединивший Балаханское месторождение с
нефтеперерабатывающим заводом в Баку. К концу 1898 года общая
протяженность промысловых нефтепроводов, соединивших нефтяные
промыслы с нефтеперерабатывающими заводами в Баку, составляла 230
км с суммарной производительностью 1 млн. тонн нефти.
Начиная с 70-х годов XIX столетия в Баку произошел невиданный в то
время экономический взлет.
В городе был создан мощный
промышленный потенциал, были открыты сотни крупных и мелких фирм по
добыче, переработке и торговле нефтью. Баку превращается в один из
финансовых центров мира. В 1873 году Роберт Нобель, швед по
происхождению, посетивший Кавказ (в поисках древесины для оружейной
фабрики братьев Нобель в г. Ижевске в Сибири) застал "нефтяную
лихорадку" в Баку и вложил 25000 рублей на приобретение небольшого
керосинового завода.
Спустя несколько лет в 1876 году братья Нобель организовывают в
Баку нефтяную компанию по добыче и переработке нефти, впоследствии
ставшей самой крупной нефтяной компанией в России, которая
полностью вытеснила с российского рынка рокфеллерскую компанию
"Стандарт Ойл". Братьям Нобель принадлежали нефтедобывающие
промыслы, десятки нефтеперерабатывающих заводов, нефтеналивные
танкера, баржи, железные дороги, гостиницы и др.
К 80-му году XIX столетия в Баку было построено 200 небольших
нефтеперегонных заводов (установок), значительная часть которых
принадлежала братьям Нобель.
Образцы нефтяных продуктов бакинских заводов демонстрировались на
всемирных выставках в Париже (1878 г.), Брюсселе (1880 г.), Лондоне
(1881 г.) и получили высaокие оценки экспертов.
В те годы братьями Нобель был построен впервые в мире нефтеналивной
танкер в Каспийском море.
Бакинский "Нефтяной бум" привлек внимание и французского "Дома
Ротшильдов".
Начиная с 1883 года Ротшильды занимались в Баку в основном
кредитно-ссудной операцией и торговлей нефтью. Первоначальный
капитал Ротшильдов с 1,5 млн. рублей в 1883 году увеличивался до 6
млн. рублей в 1895 году и до 10 млн. рублей в 1913 году.
Ротшильдам также принадлежали нефтяные промыслы в Балаханах,
Сабунчах, Раманах, керосиновый и масляный заводы в Кишлах.
К 1883 году благодаря капиталу Ротшильдов была завершена железная
дорога Баку-Батуми, игравшая важную роль в экспорте нефти и
нефтепродуктов (в основном керосина) из Баку в европейские страны.
Со строительством этой железной дороги Батуми становится одним из
важных портовых городов мира.
В 1886 году Ротшильды основали "Каспийско-Черноморскую" нефтяную
компанию. К 1890 году капитал банка Ротшильдов контролировал 42%
экспорта бакинской нефти.
В начале XX столетия Ротшильды переуступают свои нефтяные интересы
в Азербайджане англо-голландской корпорации "Ройял-Датч-Шелл" и с
этого времени английский капитал занимает видное место в нефтяной
промышленности Азербайджана.
В эти годы более 60% нефтяных промыслов на Апшеронском п-ове было
сосредоточено в сфере деятельности трех крупных компаний:
"Ройял-Датч-Шелл", "Товарищество нефтяного производства братьев
Нобель" и "Русское генеральное нефтяное общество". Акционерный
капитал в нефтяной промышленности Азербайджана достиг 165 млн.
рублей.
С 1874 по 1899 год в промышленности Азербайджана было учреждено 29 акционерных обществ, в том числе и с участием иностранного капитала. По мере усиления позиций иностранного капитала нефтяная промышленность Азербайджана все больше переходила в руки зарубежных инвесторов. Так, например, если в 1902 году 16% капитала, вложенного в нефтяную промышленность, принадлежало иностранным инвесторам, то в 1912 году доля участия иностранного капитала в нефтяную отрасль Азербайджана составляла уже 42%. Растущая потребность мировых промышленных центров в нефти и нефтепродуктах способствовала значительному росту добычи нефти в Азербайджане. В начале XX века (в 1901 г.) здесь было добыто 11.0 млн. тонн нефти, что составляло больше половины мировой добычи нефти.
Интенсивно растущая добыча нефти
на Апшеронском п-ове не обеспечивалась вывозом нефтепродуктов
(керосина) железной дорогой на Черное море в порт Батуми и далее в
европейские страны.
Ещё в 1880 году известный ученый-химик Д.И. Менделеев выдвинул идею
о необходимости строительства нефтепровода Баку-Батуми для выхода
через Черное и Средиземное моря на мировой нефтяной рынок. Было
обосновано, что трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов
намного дешевле и эффективнее, чем железнодорожный. Несмотря на
это, строительство нефтепровода Баку-Батуми (протяженностью 833 км
и диаметром 200 мм) для перекачки около 1 млн. тонн нефти и
нефтепродуктов было начато лишь в 1897 году и завершилось в 1907
году.
До национализации нефтяной промышленности в Азербайджане
функционировало 109 акционерных обществ. Из них 72 принадлежало
российскому капиталу общей суммой 240 млн. рублей и 37 -
английскому капиталу общей суммой 100 млн. фунтов-стерлингов.
Наиболее крупный капитал в нефтяной отрасли Азербайджана
принадлежал компании Братьев Нобель (30 млн. рублей с наиболее
высокой стоимостью акции в 5000 рублей). Капитал компании А.И.
Манташова составлял 20 млн. рублей.
Каспийско-Черноморскому
нефтепромышленному и торговому обществу принадлежало 10 млн. рублей
российского капитала.
"Гаджи-Челекенской нефтяной компании" крупного в то время
азербайджанского нефтепромышленника - мецената Иса бека Гаджинского
принадлежало 1.25 млн. фунтов-стерлингов английского капитала.
Накануне национализации нефтяной промышленности в Азербайджане
действовало 270 нефтедобывающих предприятий, 49 крупных и мелких
фирм, занимающихся подрядным бурением, 25 фирм по переработке
нефти, более 100 механических заводов (цехов) и ремонтных
мастерских и др.
После установления Советской власти в Азербайджане в 1920 году
нефтяная промышленность была национализирована и добыча нефти в
1921 году упала до 2.4 млн. тонн. В последующие годы с расширением
поисково-разведочных работ открывались и вводились в разработку
новые месторождения, из года в год увеличивалась добыча нефти,
достигая 23.6 млн. тонн в 1941 году, что составляло почти 76%
общесоюзной добычи нефти в то время.
В 1941-1945 годах во время войны добыча нефти в Азербайджане упала
до 11.1 млн. тонн в связи с перебазированием нефтедобывающих
мощностей Азербайджана в новые нефтяные районы Туркмении, Татарии,
Башкирии и другие восточные районы России.
В послевоенные годы с открытием месторождений Гюргяны-море в 1947 году начинается морская добыча нефти в Азербайджане, хотя на острове Пираллахы (о. Артема) нефть добывалась еще с 1902 года. В 1950 году в открытом море было выявлено и введено в разработку крупное нефтяное месторождение Нефтяные камни (Нефт дашлары). С этого времени начинается новый этап развития нефтяной промышленности, значительно расширяются морские геологоразведочные работы, один за другим открываются и вводятся в разработку новые нефтяные и газовые месторождения (Песчаный-море, Бахар, Сангачалы-Дуванный-море-о. Булла, Булла-море и др.), развиваются техника и технология морского бурения, инфраструктура морской добычи нефти. В 1965 году уровень добычи нефти в Азербайджане достигает 21.6 млн. тонн
В начале 80-х годов XX века в глубоководных акваториях
азербайджанского сектора Каспийского моря было открыто крупное
месторождение им. 28 Апреля (ныне Гюнешли), которое в настоящее
время обеспечивает порядка 65% морской добычи нефти в Азербайджане
(без учета добычи нефти Азербайджанской Международной Операционной
Компании - АМОК по "Контракту века").
В последующие годы в азербайджанском секторе Каспия были открыты
новые крупные месторождения Чираг (1985 г.), Азери (1987 г.), Кяпез
(1988 г.) и другие.
Таким образом, были созданы реальные предпосылки для интенсивного
развития добычи нефти и газа в азербайджанском секторе Каспийского
моря, что имело важное значение в экономической и политической
жизни только что получившей независимость Азербайджанской
Республики. Нет сомнения, что Азербайджан в скором будущем
превратится в одну из богатейших нефтегазодобывающих стран
мира.
С начала освоения углеводородных ресурсов в Азербайджане (на суше и
в море) было выявлено более 70 месторождений нефти и газа, из них
54 в настоящее время находятся в разработке. С начала промышленной
разработки месторождений Азербайджана добыто 1.4 млрд. тонн нефти с
конденсатом и 463 млрд. м3 газа.
На суше Азербайджана за всю 130 летнюю историю развития нефтяной промышленности выявлено 43 месторождения нефти и газа (37 из них находятся в разработке), добыто 935 млн. тонн нефти и 130 млрд. м3 газа. Как следует из рис. 1 и 2 в динамике добычи нефти на суше Азербайджана имели место неоднократные спады и подъемы, что было связано с политическими сотрясениями в XX столетии (война с армянами в 1905 году, Первая Мировая война в 1914-1917 годах, Октябрьская революция в России, установление Советской власти в Баку и геноцид азербайджанцев армянскими дашнаками в 1918 году, оккупация получившей суверенитет в октябре 1918 года Азербайджана, вводом XI Красной Армии в 1920 году и национализация нефтяной промышленности, Вторая Мировая война в 1941-1945 годах, оккупация армянами 20% территории получившей второй раз суверенитет Азербайджана и т.д.).
Снижение добычи нефти на суше Азербайджана, начиная с 1965 года,
связано с истощением длительно разрабатываемых месторождений и
низкой результативностью поисково-разведочных работ.
В настоящее время добыча нефти на суше Азербайджана составляет 1.5
млн. тонн в год.
Дальнейшие перспективы развития
добычи нефти и газа в Азербайджане связаны в основном с морскими
месторождениями. В Азербайджанском секторе Каспийского моря открыто
28 месторождений нефти и газа (18 из них находятся в разработке),
выявлено более 130 перспективных структур. За всю историю
разработки морских месторождений Азербайджана добыто более 460 млн.
тонн нефти с конденсатом и порядка 345 млрд. м3 газа. Максимальный
уровень добычи нефти из морских месторождений в объеме 12.9 млн.
тонн был достигнут в 1970 году, а газа в объеме 14 млрд. м3 - в
1982 году. В настоящее время Государственной Нефтяной Компанией
Азербайджанской Республики (ГНКАР) из морских месторождений
добывается 7.5 млн. тонн нефти и 5 млрд. м3 газа в год.
После распада Советского Союза в начале 90-х годов XX столетия экономика Азербайджанской Республики была развалена в связи с разрывом установившихся в течение длительного времени экономических отношений в бывшем Советском Союзе, а также тяжелого финансового положения. Старые экономические отношения были разрушены, а новые не были созданы.
В нефтяной отрасли простаивала значительная часть эксплуатационного фонда скважин, был сокращен объем эксплуатационного и разведочного бурения, значительно падала добыча нефти и газа в республике. Не на полную мощность работали заводы нефтяного машиностроения, которые ранее обеспечивали 70% потребности в нефтяном оборудовании Советского Союза.
Таким образом, восстановление нефтяной промышленности Азербайджана и освоение открытых в глубоководных частях азербайджанского сектора Каспия крупных нефтегазовых месторождений и разведка перспективных структур требовали больших капитальных вложений и внедрения в практику нефтегазодобычи в целом и, в том числе, морской нефтегазодобычи, современной техники и технологии, что могло быть реальным при вовлечении в нефтяную отрасль крупномасштабных иностранных инвестиций.
В сентябре 1994 года для разработки открытых ещё в 80-х годах месторождений Азери, Чираг и глубоководной части Гюнешли был подписан крупный (по извлекаемым запасам и объему инвестиций) "Контракт века" типа "Продакшн-Шеринг" или "СРП" (Соглашение о Разделе Продукции) с участием 12 известных нефтяных компаний мира из 8 стран.
С подписанием первого крупного контракта типа "СРП" по месторождениям Азери-Чираг-Гюнешли (глубоководная часть) в азербайджанском секторе Каспийского моря нефтяная промышленность Азербайджана вступила в новый этап своего развития.
Обстоятельное знакомство владельцев парижского банкирского дома братьев Ротшильд с бакинским нефтяным районом России относится к концу 70-х годов XIX века, когда они приобрели Батумское нефтепромышленное и торговое общество (БНИТО) А.А.Бунге и С.Е.Палашковского вследствие финансовых затруднений бывших владельцев. 16 мая 1883 г. в Баку на основе БНИТО учреждается новая фирма “Каспийско-Черноморское нефтепромышленное и торговое общество” (далее “Каспийско-Черноморское общество”), уже полностью принадлежащее французскому банкирскому дому “бр. Ротшильд”. Вместе с пакетом акций они получают 19 десятин богатейших нефтеносных земель в бакинских селениях Балаханы, Сабунчи, Раманы, а также керосиновый завод в Баку. Сразу же фирма развивает активную деятельность, скупая на взаимовыгодных условиях у 135 мелких и средних предприятий керосин для отправки в глубь России и зарубежные страны. Договоры на комиссионную продажу керосина Ротшильды заключают на льготной для предприятий основе, в результате вывоз фирмой нефтепродуктов из Баку за границу возрос от 2, 4 млн. пудов в 1884 г. до 30 млн. пудов в 1889 г.
В 1907 г. Ротшильды субсидируют через «Русско-Азиатский банк» товарищество «Г.М. Лианозов и с-вья», начиная контролировать с помощью этого товарищества другие нефтяные фирмы: «Апшеронское нефтяное общество», завладев 40% его акций; «Шихово»; «Меликов»; «Русское нефтяное товарищество» и др. Своим успехом “Каспийско-Черноморское общество” обязано тем связям, которые Ротшильды (как ранее Нобели) наладили в верхних эшелонах российской власти.. Главным инженером нефтепромыслового хозяйства Ротшильдов в Баку долгое время являлся Давид Ландау, отец будущего лауреата Нобелевской премии 1962 г. по физике Льва Ландау. (Л.Д. Ландау родился 22 января 1908 г. в Баку, в селении Балаханы).
Основатель “Каспийско-Черноморского общества” барон Альфонс Ротшильд (1827 - 1905 гг.), возглавлявший парижский банкирский дом с 1868 г., был сыном известнейшего в Париже банкира Джемса Ротшильда (1792 - 1868 гг.). Характерная деталь: за услуги правительству король Франции Луи-Филипп сделал Джемса Ротшильда офицером почетного легиона. После смерти отца Альфонс стал вести все парижские банковские дела. Он будет крупнейшим магнатом финансового капитала, играющим важную роль в мировой политике. Достаточно отметить, что именно А.Ротшильд организовал выплату контрибуции Франции после ее поражения в 1871 г. во франко-прусской войне, тем самым сохранив у власти главу французского правительства Адольфа Тьера. Через А.Ротшильда царское правительство выпустило во Франции ряд займов. В результате он получил право на льготное владение бакинскими нефтяными предприятиями. А. Ротшильд контролировал бакинский нефтяной бизнес до последних дней своей жизни. После его смерти бакинскими делами стал заниматься младший брат - барон Эдмонд. Одной из основных фигур бакинского бизнеса являлся главный инженер парижского дома “бр. Ротшильд” Жорж Арон, который непосредственно руководил нефтяными предприятиями, вывозом и продажей нефти и нефтепродуктов. Правление фирмы «Каспийско-Черноморское общество» в Баку состояло из трех директоров: Мориса Ефруси (зять А. Ротшильда), князя А.Г. Грузинского и Арнольда Фейгеля. Коммерции советник А. Фейгель, руководивший всей черновой, подготовительной работой фирмы, был авторитетной личностью: в течение нескольких лет на общественных началах он являлся председателем Совета съезда бакинских нефтепромышленников.
Американец Герберт Тведл первый сделал попытку реального строительства Каспийско-Черноморского трубопровода с целью самоутверждения как на Абшероне, так и на Кавказе. В 1877 - 1878 гг. он совместно с чиновником Министерства финансов К. Бодиско подготовил четыре варианта уникального проекта основания товарищества Каспийско-Черноморских нефтепроводов. Основной целью учреждаемого товарищества являлось сооружение нефтепроводов от месторождений нефти до портов Каспийского, Черного и Азовского морей (ЦГИА Аз.ССР, ф.92, оп.4, д.17, лл. 33 - 37). О необходимости строительства нефтепроводов от заводов к причалам для налива в морские суда писал и крупнейший ученый-химик Д.И.Менделеев, который с 1863 г. изучал экономику и состояние нефтепромыслов Баку. В 1877 г. состоялась поездка Д.И.Менделеева в США, чтобы, как разъяснял ученый, «…уяснить, где причина процветания нефтяного дела в Америке, что задерживает дело это у нас и что должно сделать для того, чтобы устранить задержку».
Заинтересовавшись бакинской нефтью и развитием нефтяного дела на Абшероне, Д.И. Менделеев (ученый четырежды побывал в Баку) не скрывал своего разочарования, узнав о резком расхождении мнений среди крупных предпринимателей относительно вопроса строительства Каспийско-Черноморского нефтепровода: «Если я ныне перестал заниматься вопросами бакинской промышленности, то это происходит главным образом потому, что отказ от Баку-Батумского нефтепровода, по моему личному мнению, направил бакинское нефтяное дело в нежелательную для успеха русской промышленности сторону».
В начале 1900 г. было заключено картельное соглашение между фирмой «бр. Нобель» и ротшильдским объединением «Мазут», которые решили согласовать свою торговую политику на внутренних рынках для установления контроля над сбытом нефтепродуктов, т.е. Э. Нобель и А. Ротшильд объединяли усилия в экспорте российского керосина на внешний рынок. Следует отметить, что «Нефтепромышленное и торговое общество "Мазут"», созданное в 1898 г., полностью контролировалось Парижским банкирским домом Ротшильдов через Маврикия Эфрусси, зятя барона Альфонса Ротшильда. В начале ХХ в. основной капитал фирмы составлял 6 млн рублей (24 тыс. именных акций по 250 рублей), правление находилось в Москве. Общество «Мазут» имело мощную региональную сбытовую сеть, собственное буксирное пароходство на Волге, большой парк вагонов-цистерн для перевозки нефтепродуктов, ремонтные мастерские в с. Дядьково Ярославской губернии и другие сервисные структуры. К концу 1906 г. нобель-ротшильдский картель обладал складами, расположенными во многих регионах Российской империи. Естественно, что основная наиболее обширная система хранения нефтепродуктов была создана в самом Баку: к 1900 г. здесь находилось около 2000 различных хранилищ общей емкостью 276, 5 млн. пудов.
Первым в бакинское нефтяное дело проник французский капитал (в лице А. Ротшильда), а затем английский (Дж. Вишау и др.). Если первоначальный капитал А.Ротшильда в 1883 г. составлял 1,5 млн. руб., то в 1912 - 1913 гг. он превысил 10 млн. руб. Национализация фирмы «Каспийско-Черноморское общество» и объединения «Мазут» декретом Бакинской коммуны от 2 июня 1918 г. не имела прямого отношения к Ротшильдам, так как еще в 1912 г. они продали свои российские нефтяные предприятия англо-голландскому тресту «Ройал Датч Шелл» (основному сопернику американского синдиката “Стандарт Ойл”), получив взамен весомый пакет акций «Шелл». Ротшильды стали владельцами банковского учреждения фирмы «Шелл» в Париже, и уже с 1912 г. английские предприниматели начали лидировать в нефтяном деле Баку. Обладая достоверной информацией о надвигавшейся первой мировой войне Ротшильды переуступили свое нефтяное дело англичанам. Немаловажной причиной продажи их предприятий являлось и то, что Ротшильды в конечном счете не смогли противостоять на внешних рынках синдикату «Стандарт Ойл», а на внутренних — фирме «бр. Нобель». Само существование картеля «Нобмазут» означало признание ведущей роли фирмы «бр. Нобель» в российском нефтяном деле: оно не исключало, а только видоизменяло формы скрытой, иногда и открытой, борьбы между Ротшильдами и Нобелями.
В июне 1902 года европейские нефтяные короли Генри Детердинг, Маркус Сэмюэль и Ротшильды решили объединить свои усилия на нефтяном рынке и подписали всеобъемлющее соглашение, в результате которого компания «Бритиш Датч» была поглощена более крупной компанией «Эйшиэтик петролеум». Тогда уже более половины добываемой в мире нефти приходилось на Россию. Ротшильды во время Русско-японской войны предоставили Японии неограниченный кредит банков, которые они контролировали, что позволило японцам вести войну гораздо дольше, чем рассчитывало русское командование. Естественно, что в этот период для России были закрыты почти все зарубежные кредиты, в том числе, конечно, и самими Ротшильдами. В 1901 г. в эволюции нефтяной промышленности наступает перелом: она вступает в полосу длительного и глубокого кризиса, из которого она так и не вышла до национализации.
Падение добычи в течение первых лет настоящего столетия связано с кризисом сбыта, наступившим как раз в момент, когда буровая деятельность достигла максимальных размеров: так, с 1897 г. по 1900 г. количество пройденных бурением метров в Баку возросло с 85017 до 177388 м. Под влиянием столь интенсивного бурения следующий 1901 г. дал резкий рост добычи нефти, выброшенной на рынок; тогда все рынки были переполнены товаром, и спрос резко сократился. Показателем низкого уровня спроса может служить движение цен; так, сырая нефть в Баку в заводском районе в 1900 г. достигла 16 коп. за 16 кг в среднем за год, в 1901 г. средняя годовая цена падает до 8 коп. и в 1902 г. до 7 коп. за 16 кг. Под влиянием столь сильного падения цен буровая деятельность резко сократилась: в Баку число пройденных бурением метров сократилось с 177388 м в 1900 г. до 161690 м в 1901 г. и до 76176 м в 1902 г. Падение добычи, обусловленное общим экономическим кризисом, достигло своего предела в 1902 г. С 1903 г. рыночная конъюнктура вновь улучшается, спрос возрастает, и цены, которые в январе стояли на уровне 7,3 коп. за 16 кг в заводском районе, к концу года, в декабре, поднялись до 15,9 коп. С 1903 г. буровая деятельность в Баку возрастает, и в следующем 1904 г. добыча вновь возрастает; но эта новая тенденция к подъёму резко обрывается революцией 1905 г., которая сопровождалась разгромом значительной части бакинских промыслов. Кроме того, с начала нового столетия стало сказываться в резкой форме падение производительности скважин на старых площадях. В связи со всеми этими обстоятельствами добыча нефти держится на пониженном уровне в течение всего периода, несмотря на наличность значительного спроса на жидкое топливо. Этот низкий уровень добычи нефти после 1905 г. был одним из главных факторов топливного дефицита, продолжавшегося в течение многих лет.
В течение 1913 г. по сравнению с 1912 г. в распределении мировой добычи между отдельными странами сколько-нибудь существенных изменений не произошло, в то время как по сравнению с 1906 г. отчётный год отличается главным образом размерами участия в мировой добыче нефти России и Соединённых Штатов; при этом итоги складываются далеко не в пользу России, в особенности если принять во внимание, что ещё в 1901 г. отечественная добыча нефти составляла 50,6% мировой добычи нефти, а северо-американская — всего 41,2%. Небезынтересно отметить, что уменьшение участия России в мировой добыче нефти нельзя относить за счёт печальной памяти событий 1905 г., хотя, конечно, и эти события имели своё значение. Дело в том, что в период 1901-1905 гг. добыча нефти колебалась сравнительно незначительно, всего процентов на 10 (в 1901 г. было добыто 705 м. п., в 1902 г. — 671 м. п., в 1903 г. 629 м. п. и в 1904 г. — 655 м. п.), каковые колебания, очевидно, не могли понизить отечественного участия в мировой добыче с 50,5% в 1901 г. до 43,4% в 1902 г., 38,6% в 1903 г. и 35,7% в 1904 г., но именно в эти годы добыча нефти в Соед. Штатах начала развиваться особенно усиленно (с 69 милл. барр. в 1901 г. до 117 милл. барр. в 1904 г.), что и отразилось на значении России в мировом нефтяном деле.
Баку в начале XX века - 96 фото.