Как составить налоговую политику организации. Принципы формирования налоговой стратегии. Направления работы в рамках налоговой политики

(tax policy of company) - составная часть предприятия, заключающаяся в выборе наиболее эффективных вариантов осуществления налоговых платежей при альтернативных вариантах его хозяйственной деятельности. Налоговая политика предприятия строится на следующих основных принципах:

  1. Строгое соблюдение действующего налогового законодательства . Ни одна из форм незаконного уклонения от уплаты налогов (сокрытие реальных доходов или прибыли, подтасовка , задержка налоговых платежей и т.п.) не может быть использована предприятием, которое заботится о своей деловой репутации.
  2. Поиск и использование наиболее эффективных хозяйственных решений, обеспечивающих минимизацию базы налогообложения . Это предполагает целенаправленное воздействие на различные элементы в разрезе источников уплаты отдельных налогов, широкое использование установленной системы прямых и непрямых .
  3. Оперативный учет изменений в действующей налоговой системе . Разработанная предприятием налоговая политика, а в отдельных случаях и виды должны оперативно корректироваться с учетом появления новых видов налогов, изменения , отмены или предоставления налоговых льгот и т.п.
  4. Плановое определение сумм предстоящих налоговых платежей . В основу такого планирования должны быть положены целевая сумма предприятия и другие плановые показатели его экономического развития.
  5. Обеспечение своевременных расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами по налоговым платежам . С целью их обеспечения на предприятии должен быть разработан «налоговый календарь», представляющий собой график осуществления конкретных видов налоговых платежей предприятия в предстоящем периоде. Разработка такого графика позволяет минимизировать затраты предприятия по обслуживанию потока налоговых платежей.

С учетом этих принципов на каждом предприятии формируется конкретная налоговая политика. Последовательность ее формирования представлена на нижеприведенном рисунке.

Последовательность формирования налоговой политики предприятия.

Процесс формирования налоговой политики предприятия осуществляется по следующим основным этапам.

1. Выявление направлений операционной деятельности предприятия, позволяющих минимизировать налоговые платежи за счет разных ставок налогообложения . Государственная предусматривает установление различных ставок налогов по отдельным направлениям операционной деятельности, связанным с ней хозяйственным операциям, видам производимой продукции и т.п. Формируя направления и объемы своей операционной деятельности, номенклатуру и ассортимент выпускаемой продукции, предприятие может уже на этом этапе создать необходимые предпосылки для минимизации предстоящих налоговых платежей.

2. Выявление возможностей уменьшения базы налогообложения операционной деятельности предприятия за счет использования прямых налоговых льгот . Эти льготы предоставляются обычно в следующих основных формах:

  • уменьшение размера ставок налогообложения (прямое или в процентах к средней ставке);
  • предоставление (отсрочки уплаты начисленных налоговых платежей);
  • полное освобождение от уплаты налогов.

При использовании предприятием прямых налоговых льгот следует учесть, что все они носят целевой характер. В соответствии с целью их предоставления и использования в процессе формирования налоговой политики предприятия все прямые налоговые льготы рекомендуется подразделять на три группы:

  • налоговые льготы, предоставляемые отдельным категориям предприятий. К их составу относятся льготы, предоставляемые малым предприятиям; предприятиям общественных организаций инвалидов; совместным предприятиям с иностранными инвестициями и т.п.;
  • налоговые льготы, предоставляемые по отдельным видам хозяйственных операций, связанных с операционной деятельностью предприятий. К таким льготам можно относить необлагаемую налогом сумму , начисленную в составе операционных затрат; необлагаемую налогом сумму доходов, накапливаемую на пенсионных счетах при дополнительном пенсионном обеспечении работников (в рамках установленных норм) и т.п.;
  • налоговые льготы, предоставляемые при реализации отдельных видов продукции льготным категориям покупателей или в порядке осуществления внешнеэкономической деятельности. Это относится к льготному налогообложению добавленной стоимости, к ставкам и т.п.

В соответствии с такой группировкой предприятие может на альтернативной основе формировать свою налоговую политику, соответствующим образом организационные формы своих дочерних фирм, виды хозяйственных операций, ассортимент реализуемой продукции.

3. Учет непрямых налоговых льгот в формировании налоговой политики предприятия . Состав непрямых налоговых льгот определяется возможностями уменьшения базы налогообложения при неизменных его ставках. Примером направленности таких действий является использование метода активной части производственных основных фондов (сокращающее налоговую базу по прибыли); замена живого труда машинами и механизмами (сокращающая налоговую базу уплаты отчислений от фонда оплаты труда) и т.п.

4. Учет региональных особенностей формирования налоговой политики предприятия . В процессе региональной диверсификации операционной деятельности предприятий возникают возможности использования налоговых преимуществ, действующих на отдельных территориях. При формировании налоговой политики предприятия выделяют, как правило, три группы региональных образований с различной системой налогообложения:

  • своей страны. В границах этих зон законодательно устанавливается и действует специальный более льготный налоговый режим;
  • сопредельные страны с более льготной налоговой системой. Такие страны могут быть объектом региональной диверсификации операционной деятельности предприятий, в первую очередь, размещенных в приграничных областях;
  • оффшорные территории (зоны). Как правило, для этого выбирают территории с очень низким уровнем налогообложения операционной деятельности данного вида (а иногда безналоговые зоны). Выбор конкретной оффшорной территории зависит от целей и направленности хозяйственной деятельности предприятия, налогового режима, развитости коммерческой и финансовой инфраструктуры, наличия межгосударственного соглашения об устранении двойного налогообложения, стоимости инкорпорирования и ряда других условий. Привлекательность открытия (оффшорных дочерних фирм) заключается не только в возможностях легального уменьшения налоговых платежей, но и в других возможностях - обеспечении визовой поддержки государства-регистрации, открытия за рубежом валютного счета и т.п.

5. Определение методических принципов налогового планирования на предприятии . Для эффективной реализации налоговой политики, оценки альтернативных ее вариантов предприятие должно использовать корректные методы налогового планирования, связанные с особенностями налогообложения конкретной операционной деятельности. Такая методическая база должна быть создана в процессе формирования налоговой политики.

6. Оценка эффективности разработанной налоговой политики предприятия . Такая оценка осуществляется в процессе сравнения альтернативных ее вариантов с помощью системы соответствующих показателей. Основными из этих оценочных показателей являются:

  • коэффициент эффективности налогообложения. Он позволяет получить наиболее обобщенную характеристику избранной налоговой политики предприятия, показывая как соотносятся между собой показатели чистой операционной прибыли и общей суммы налоговых платежей;
  • налогоемкость продаваемой продукции. Этот показатель позволяет определить сумму налоговых платежей, приходящихся на единицу объема проданной продукции;
  • коэффициент льготного налогообложения. Этот показатель позволяет определить, насколько эффективно предприятие использует предоставленные законодательством льготы по налоговым платежам в целом (или по отдельным видам налогов).

Налоговая политика организации играет важную роль в регулировании налоговой нагрузки. Как правильно составить налоговую политику компании? На что обратить особо пристальное внимание в части НДС и налога на прибыль? Наша статья даст ответы на самые частые вопросы, возникающие при составлении налоговой политики организации с учетом действующего законодательства, а также некоторых последних изменений в нем.

Для чего предприятию налоговая политика

Большинство налоговых правил закреплено в НК РФ, при этом никакие вольности в порядке налогообложения не допускаются. Однако для некоторых ситуаций такие правила не установлены, и Налоговый кодекс прямо предписывает налогоплательщикам их разработать и закрепить в учетной политике для целей налогообложения. А для отдельных операций он предусматривает варианты учета, из которых нужно выбрать подходящий. Как раз эти задачи (разработки и выбора) и решает налоговая политика организации.

Перечислим основные налоги и отметим те вопросы, которые нужно включить в налоговую политику. Начнем с налога на прибыль.

Что должно быть в налоговой политике организации в части налога на прибыль

Первый и самый главный вопрос здесь — выбор метода, которым вы будете признавать доходы и расходы. Напомним, что их 2: метод начисления и кассовый метод.

Подробнее о них читайте в статье «Метод начисления и кассовый метод: основные отличия» .

Далее нужно выбрать метод амортизации основных средств и нематериальных активов: линейный или нелинейный (ст. 259.1, 259.2 НК РФ). Заметим, что здания, сооружения, передаточные устройства и НМА, входящие в 8-10-ю амортизационные группы, амортизируются исключительно линейным методом (п. 3 ст. 259 НК РФ).

Сделать правильный выбор способа амортизации вам поможет материал «Какой выбрать метод начисления амортизации в налоговом учете?» .

Кроме того, в части амортизации в налоговой политике организации следует закрепить применение:

  • амортизационной премии;
  • повышающих или понижающих коэффициентов.

О нюансах применения амортизационной премии читайте в статье «Амортизационная премия в бухгалтерском и налоговом учете» .

Затем следует определиться с учетом материальных ценностей, не относящихся к амортизируемому имуществу. В этой части в налоговой политике организация закрепляет:

  • метод оценки сырья и материалов при списании в производство, товаров при реализации — ФИФО, по средней стоимости, по стоимости единицы (п. 8 ст. 254 , подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ);
  • вариант списания малоценки — единовременно или иным способом (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

В части учета затрат необходимо сформировать перечень прямых расходов и определить порядок их распределения на остатки НЗП (ст. 318, 319 НК РФ). Если оказываются услуги, возможна реализация права единовременно списывать все расходы по ним как косвенные. Это тоже нужно отразить в налоговой политике организации.

О том, что может повлиять на деление расходов на прямые и косвенные, читайте в статье «Как разделить расходы по налогу на прибыль на прямые и косвенные?» .

Торговой фирме следует определить, как будет формироваться стоимость приобретения товаров — с учетом или без учета расходов, связанных с их закупкой.

Конечно же, налоговая политика организации должна регулировать вопрос уплаты ежемесячных авансов по налогу на прибыль — по прибыли за прошедший квартал или по фактически полученной прибыли.

О возможных вариантах уплаты авансов по прибыли читайте в материале «Авансовые платежи по налогу на прибыль: кто платит и как рассчитать?» .

Также следует привести формы налоговых регистров, прописать порядок их применения и заполнения, отразить решение о создании резервов или отказе от них.

Это лишь самые основные вопросы, которые должна включать налоговая политика организации. С учетом специфики деятельности их перечень может быть сокращен или расширен.

Налоговая политика по НДС

Круг вопросов, требующих закрепления в налоговой политике по НДС, не так широк. Касается он не всех налогоплательщиков, а только тех, кто осуществляет операции:

  • облагаемые НДС по ставке 0%;
  • с длительным производственным циклом.

Первые и вторые должны самостоятельно разработать и закрепить порядок распределения «входного» НДС на обычные и «нулевые» и (или) необлагаемые операции, а третьи — избрать момент определения налоговой базы по авансам в счет «длительных» поставок (общий для всех или на день отгрузки).

ВАЖНО! С 01.01.2019 ставка НДС увеличивается до 20%. Как подготовиться к повышению, мы рассказывали

Обратите внимание, отсутствие правил раздельного учета в налоговой политике организации может повлечь за собой претензии со стороны проверяющих и проблемы с налоговыми вычетами.

Об организации раздельного учета читайте в статье «Как ведется раздельный учет по НДС (принципы и методика)?» .

Можно ли изменять/дополнять налоговую политику в середине года?

Внести изменения в налоговую политику в середине года и сразу начать их применять можно только в случае изменения налогового законодательства. Дополнить ее вы вправе, если у вас появились новые операции, порядок учета которых ранее не был установлен ввиду неосуществления. Во всех остальных случаях принятые изменения можно начать применять не ранее следующего года.

При изменении учетной политики следует иметь в виду, что некоторые правила нельзя менять чаще, чем это предусмотрено НК РФ, например:

  • не чаще чем раз в два года можно менять порядок распределения прямых расходов на остатки НЗП или порядок формирования покупной стоимости товаров;
  • перейти с нелинейного метода амортизации на линейный можно не чаще одного раза в 5 лет.

Изменения и дополнения, так же как и сама налоговая политика, оформляются приказом руководителя организации.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Сдавать налоговую политику в ИФНС не нужно. Налоговый кодекс не предусматривает такой обязанности. Однако бюджетные учреждения с января 2019 года обязаны публиковать учетную политику на сайте централизованной бухгалтерии.

О том, как оформить выписку из учетной политики, читайте в материале «Делаем выписку из учетной политики - образец» .

Итоги

Налоговая учетная политика предназначена для закрепления применяемых налогоплательщиком правил налогового учета из тех, по которым законодательство допускает возможность выбора из нескольких вариантов или разработки их самостоятельно. Возможно внесение в учетную политику изменений и дополнений: первых — при изменении законодательства или с начала года, вторых — с момента появления ранее не осуществлявшихся операций.



    Налоговая политика организации

Помимо налогов государство устанавливает и пошлины сборы, или обязательные взносы, взимаемые с организаций и физических лиц, уплата которых является одним из условий совершения в интересах плательщиков государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами и должностными лицами юридических действий, в том числе предоставление определенных прав и выдача разрешений.

Налоги бывают прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с конкретного юридического или физического лица. Например, налоги на доходы и имущество, на прибыль предприятий, на социальное страхование и т.п. Косвенные налоги частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. К ним относятся налоги на сделки с недвижимостью, ценными бумагами, акцизы и пр.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя, Хотя часть из них – налоги на землю и на другую недвижимость - все же могут частично включаться в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами, и эластичности их предложения. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном периоде эластичность предложения увеличивается, и на потребителя перекладывается все возрастающая часть косвенных налогов.

С точки зрения налогообложения, или распределения дохода между государством и юридическими и физическими лицами, налоги подразделяются на фиксированные, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные Фиксированные (твердые) налоги устанавливаются в абсолютной сумме на единицу налогообложения независимо от величины налогооблагаемой базы в стоимостном выражении. В основе деления налогов на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные лежит соотношение между изменением доли, изымаемой в виде налога, и изменением величины налогооблагаемой базы в стоимостном выражении. Пропорциональные налоги предполагают одинаковые доли изъятия без учета дифференциации величины налогооблагаемой базы. В РФ пропорциональным является налог на доходы физических лиц в размере 13%. У прогрессивных налогов – эта доля возрастает по мере роста величины объекта налога. Регрессивные налоги - это те налоги, у которых она снижается по мере роста величины налогооблагаемой базы. В России подавляющая часть налогов являются прогрессивными.

Денежные средства, вносимые в виде налогов, не имеют адресной направленности. Они поступают в бюджет (или внебюджетные фонды) и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику какой-либо эквивалент за вносимые им налоги. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт, составляющих их юридическую характеристику.

Социально-экономическая сущность, назначение налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют четыре основные функции:

1.Обеспечение финансирование государственных расходов (фискальная функция);

2.Государственное регулирование экономики (регулирующая функция);

3.Поддержание социального согласия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);

4. Стимулирующая функция.

Фискальная функция означает то, что за счет налогов формируется доходная часть бюджетов всех уровней. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т.е. материальные условия для функционирования государства.

Регулирующая функция налогов состоит в использовании налогов со стороны государства в качестве инструмента воздействия на рыночную экономику. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса. Через механизм рыночного спроса они могут содействовать производству или тормозить его. Маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей производства, и способствует решению актуальных для общества задач.

Социальная, или перераспределительная функция налогов позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, сгладить дифференциацию в доходах между отдельными социальными группами, возникающую в результате первичного распределения национального дохода по факторам производства. Это достигается путем установления прогрессивных налогов, направления значительной части бюджетных средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Последняя функция налогов – стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение количества рабочих мест, инвестиции в производство. Стимулирование научно-технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства освобождается от налогов. Во многих развитых странах освобождаются от налогов затраты на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки).

Рассмотренное разграничение функций налогов носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

Налоговая политика выступает составной частью финансовой политики государства. Она воплощается в совокупности мероприятий государства по установлению и взиманию налогов и использования их в общегосударственных интересах.

Формирование современной налоговой политики в РФ происходило в условиях перехода к новым, рыночным методам регулирования народного хозяйства. Эти обстоятельства привели к радикальным изменениям в существовавшей ранее налоговой системе, созданию и внедрению принципиально нового налогового механизма.

Основными целями налоговой политики в РФ являются обеспечение более полной и своевременной мобилизации доходов бюджетов различных уровней власти, и создание условий для регулирования производства и потребления как в народном хозяйстве в целом, так и по его отдельным сферам.

Налоговая политика в России осуществляется на основе единых для всех экономических агентов принципов независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правового статуса. Основными из этих принципов являются: равнонапряженность налогового изъятия, однократность налогообложения, стабильность, гибкость, простота, доступность и определенность налогового законодательства.

1) федеральные налоги, сборы и пошлины;

2) региональные налоги и сборы;

3) местные налоги и сборы.

К федеральнымотносятся налоги, сборы и пошлины, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории России.

К региональнымотносятся налоги и сборы, устанавливаемые, вводимые в действие законами субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ.

При установлении региональных налогов представительные органы власти субъектов РФ определяют следующие элементы налога:

Порядок и сроки уплаты налога;

Форму отчетности по каждому региональному налогу;

Налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

К местным относятся налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Они вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

При установлении местных налогов представительные органы власти местного самоуправления определяют следующие элементы налога:

Налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ;

Порядок и сроки уплаты налогов;

Форму отчетности по каждому виду местного налога;

Налоговые льготы и основания их использования налогоплательщиками.

К основным видам федеральных косвенных налогов относятся налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины. На них приходится около 70% общей суммы доходов федерального бюджета.

НДС обеспечивает около 30% всех налоговых доходов государства. С фискальной точки зрения это исключительно эффективный налог. Он используется почти всеми развитыми странами (за исключением США). В РФ НДС введен с 1 января 1992 года. Налог на добавленную стоимость определяется как форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на вех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

В соответствии с налоговым законодательством плательщиками НДС являются все организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридических лиц. Объектами НДС являются:

Обороты по реализации товаров, выполненных работ и оказанных услуг на территории РФ;

Все товары, ввозимые на территорию России.

При реализации товаров объектом налогообложения являются обороты по реализации всех товаров, как собственного производства, так и приобретенных на стороне. В целях налогообложения товаром считается вся продукция, в том числе производственно-технического назначения.

Официально НДС взимается с производителей и продавцов. Однако фактически его плательщиками выступают покупатели товаров. НДС является ценообразующим фактором, на его величину автоматически повышаются цены товаров.

Акцизы – это налоги на производство и продажу определенных товаров, включаемый в цену или тариф отдельных групп. Ими облагается установленный законом перечень товаров. В настоящее время в РФ в этот перечень включает спирт этиловый из всех видов сырья, спиртосодержащие растворы, алкогольная продукция, табачные изделия, ювелирные изделия, нефть, включая газовый конденсат, бензин автомобильный, автомобили, а также отдельные виды минерального сырья. Устанавливаются разные ставки акцизов для различных товаров. в сфере управления государственным сектором экономики... снижения налоговых платежей организации ; проведен анализ международной практики оптимизации налогообложения; раскрыто влияние налоговой политики ... через разработку приказа об учетной и налоговой политике организации , через замену или разделение правоотношений...

  • Учетная политика организации (22)

    Курсовая работа >> Бухгалтерский учет и аудит

    Установленных учетной политикой . Изменение учетной политики организации может производиться в... политика организации для целей налогообложения – отдельный документ, определяющий налоговую политику организации / Под ред. С.А. Николаева// Российский налоговый ...

  • Введение
    Актуальность исследования
    Прошедшие годы реформирования российской экономики были насыщены крайне сложными процессами как для страны в целом, так и для отдельных предприятий. Изменения затронули практически все сферы хозяйственной жизни, но особенно значимыми они были в тех областях, где содержание экономических отношений между государством и субъектами предпринимательской деятельности претерпело кардинальные изменения.
    К таким областям относятся и налоговые отношения, формирующиеся между государством и предприятиями в процессе установления и взимания налоговых платежей.
    Становление принципиально иной модели взаимодействия государства и хозяйствующих субъектов в рамках налоговых отношений предопределило появление новых задач в области налогообложения, предполагающих необходимость учета налоговой составляющей при разработке и реализации большинства управленческих решений.
    В настоящее время деятельность по управлению налоговыми потоками превратилась в один из важнейших компонентов финансового менеджмента и один из наиболее доходных видов бизнеса для организаций, оказывающих налогоплательщикам соответствующие консультационные услуги.
    Учитывая, что динамика и направление развития российского налогового законодательства расширяют круг проблем, связанных с налогообложением, определение основных приоритетов в сфере налоговых отношений является одной из важнейших задач, стоящих перед всеми хозяйствующими субъектами.
    Формирование современной налоговой системы России вызвало рост интереса к налоговой тематике. При этом содержание налоговой политики государства в период реформ во многом предопределило характер проблем, находящихся в центре внимания большинства исследований.
    Жесткая фискальная направленность налоговой системы и нежелание государства учитывать интересы хозяйствующих субъектов при разработке налоговой политики привели к появлению большого количества работ, посвященных проблемам налоговой оптимизации, причем, как правило, в ее наиболее примитивных видах. К ним относятся многие статьи, опубликованные в середине 90-х годов в различных периодических изданиях, и специализированные брошюры, которые следует
    3
    рассматривать, скорее, как практические рекомендации по использованию пробелов налогового законодательства, нежели как исследовательские работы.
    Появление первых теоретических работ по вопросам налогообложения, отражающих современную российскую практику, связано с именами Д.Г. Черника, В.Г. Панскова, Л.Н. Лыковой, А.В. Брызгалина и др. В монографиях и статьях этих авторов исследовались проблемы эффективности налоговой системы России и определения основных направлений ее реформирования в контексте задач, стоящих перед государством.
    В центре внимания указанных исследований находились вопросы, связанные с совершенствованием государственного налогового администрирования, при этом анализ влияния государственной налоговой политики на деятельность предприятий присутствовал лишь в виде наиболее общих выводов, призванных доказать необходимость реформирования налоговой системы.
    Ни в одном из рассмотренных источников не было проведено комплексной оценки реакций предприятий на те или иные меры государственной налоговой политики и их взаимосвязи с целями развития самих предприятий. Несмотря на то, что во многих работах присутствует упоминание термина «налоговая политика предприятия», содержание указанной экономической категории и ее соотношение с другими категориями налогообложения определены не были.
    Вместе с тем, стабилизация экономической ситуации и рост интереса к разработке экономической стратегии и тактики предприятия ставят вопрос об определении его целей и задач в области налогообложения, причем не просто с позиции минимизации налоговых платежей, но и с точки зрения реализации основных целевых установок производственно-коммерческой деятельности.
    Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что проблемы разработки налоговой политики предприятия не получили должного рассмотрения в
    современной теории налогообложения. Существует потребность в исследовательской работе, которая, с одной стороны, сформулировала бы понятие налоговой политики как экономической категории и обозначила ее теоретические значение, а с другой -позволила бы выработать практические рекомендации по разработке и совершенствованию налоговой политики на конкретных предприятиях.
    Цели и задачи исследования
    Целью диссертационной работы является определение содержания налоговой политики предприятия и ее специфических характеристик, позволяющих выделить
    4
    налоговую политику предприятия как самостоятельную экономическую категорию, а также разработать предложения по формированию налоговой политики предприятия в современных условиях хозяйствования.
    Для реализации указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
    - проведение критического анализа современного понятийного аппарата в сфере налогообложения, а также исследование степени разработанности вопросов, связанных с формированием налоговой политики предприятия;
    - оценка взаимосвязи решений, принимаемых в ходе разработки и реализации налоговой политики, с другими управленческими решениями предприятия;
    - выявление основных факторов, влияющих на формирование налоговой политики предприятия;
    - изучение механизма воздействия налоговой политики государства на процесс разработки налоговой политики предприятия;
    - исследование влияния отраслевой специфики, а также специфики, связанной с организационно-правовой формой предприятия, на процесс разработки и реализации налоговой политики предприятия;
    - разработка рекомендаций по формированию налоговой политики предприятий, деятельность которых исследуется в работе.
    Объект и предмет исследования.
    Объектом исследования выступают налоговые аспекты деятельности государственных телерадиокомпаний в современных условиях хозяйствования.
    Предметом исследования является формирование налоговой политики как системы целей, задач и средств их достижения, реализуемых предприятием в сфере налоговых отношений.
    Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных экономистов, нормативно-правовые документы, официальная информация Министерства РФ по налогам и сборам, Министерства финансов РФ, Министерства РФ по делам печати, телевидения и радиовещания РФ, публикации в специализированных периодических изданиях, инструктивные и справочные данные, а также материалы европейской конференции организаций-членов AGN International, 2002.
    Методологической базой исследования, проведенного в данной работе, стали системный и сравнительный анализ, анализ причинно-следственных связей,
    5
    наблюдение, сравнение и группировка, а также использование индуктивного и дедуктивного методов научного познания.
    Структура диссертационной работы
    Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
    Первая глава посвящена теоретической разработке понятия налоговой политики, в ходе которой определяется методический инструментарий для проведения дальнейшего анализа. В данной главе проводится критический анализ различных точек зрения на содержание и специфические характеристики понятия налоговой политики как на уровне предприятия, так и на уровне государства, и определяется авторская позиция по этой проблеме. Также в данной главе рассмотрена модель функционирования фирмы в рыночной среде и определены роль и место налоговой составляющей в процессе управления предприятием.
    Во второй главе исследуется роль налоговой политики государства как важнейшего фактора, оказывающего влияние на разработку и реализации налоговой политики предприятия. В рамках данной главы проводится анализ целей, задач и регулятивных возможностей государственной налоговой политики, а также выделяются основные причины негативного воздействия государственной политики в области налогообложения на деятельность предприятий.
    В третьей главе на основе анализа отраслевой специфики разрабатываются рекомендации по формированию налоговой политики предприятий, осуществляющих производство и распространение продукции средств массовой информации. В основу исследования положены практические материалы, собранные автором работы в рамках оказания консультационных услуг российским телерадиовещательным компаниям. В частности, используются материалы, разработанные для формирования и совершенствования налоговой политики государственных телерадиокомпаний, входящих в Единый производственно-технологический комплекс государственных электронных средств массовой информации.
    Научная новизна работы
    В ходе проведенного исследования получены следующие новые научные результаты:
    - сформулировано понятие налоговой политики предприятия как самостоятельной экономической категории и определено ее соотношение с такими понятиями как налоговый менеджмент и налоговая оптимизация;
    6
    - выявлены и классифицированы факторы, влияющие на формирование налоговой политики предприятия;
    - определены направления воздействия современной государственной политики в области налогообложения на осуществление предпринимательской деятельности российских предприятий и показано ее доминирующее влияние на выбор приоритетов их налоговой политики;
    - предложен алгоритм разработки налоговой политики предприятия, позволяющий сформировать модель его поведения в сфере налоговых отношений;
    - определены специфические налоговые риски, характерные для деятельности государственных телерадиокомпаний, и предложены способы минимизации этих рисков;
    - сформулированы практические рекомендации по разработке налоговой политики государственных телерадиокомпаний в современных условиях хозяйствования и дана количественная оценка эффекта от реализации предложенных мероприятий.
    Практическая значимость диссертационного исследования
    Полученные результаты могут быть применены российскими предприятиями
    для разработки налоговой политики, учитывающей цели и задачи их хозяйственной
    деятельности в условиях действующей налоговой системы.
    Особый интерес данная работа представляет для руководителей и менеджеров
    телерадиокомпаний, а также коммерческих предприятий, в деятельности которых
    государство принимает активное участие.
    Внедрение результатов
    Выводы, полученные в диссертации, использовались при разработке практических рекомендаций в рамках оказания консультационных услуг предприятиям, деятельность которых исследовалась в работе, что позволило повысить эффективность использования ресурсов за счет уменьшения налоговых платежей и предотвращения санкций за нарушение налогового законодательства.
    Положения диссертации были использованы при подготовке лекционного материала и учебных пособий по курсу «Экономика фирмы» и спецкурсу «Налогообложение фирмы», читаемых на Экономическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова.
    Основные результаты и выводы работы докладывались и обсуждались на
    7 Конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Ломоносов-2002».
    Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:
    1. Тютюнникова Е.С. Реформа налоговой системы: основные цели и результаты. Межвузовский сборник научных трудов «Актуальные проблемы современного управления и экономики» / Под ред.: д.э.н., проф. Ильенковой С.Д. Вып. 4. - М.: ИНИОН РАН, 2002, 0,5 п.л.
    2. Тютюнникова Е.С. Реформа налоговой системы РФ и ее влияние на деятельность предприятий. Ломоносов-2002: Международная конференция студентов и аспирантов по фундаментальным наукам, МГУ им. М.В. Ломоносова, 9-12 апреля 2002 Сборник тезисов / Под общ. ред. В.Н. Сидоренко и др. - М.: МАКС Пресс, 2002, 0,1 п.л.
    3. Тютюнникова Е.С. Практическое пособие к семинарским занятиям по курсу «Экономика фирмы». Раздел III / Под ред. проф. Н.П. Иващенко. - М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2002, 1 п.л.
    8
    Глава 1. Налоговая политика предприятия: содержание, предпосылки и
    условия формирования
    1.1. Содержание налоговой политики, ее соотношение с другими категориями налогообложения: налоговый менеджмент, налоговая оптимизация
    В современной экономической литературе вопросам налогообложения уделяется достаточно большое внимание. Однако большинство исследований и статей по вопросам налогообложения носит сугубо прикладной характер. Даже в специализированных изданиях по налоговой проблематике, традиционно имеющих теоретическую направленность, таких как «Налоговый вестник», «Налоги», «Финансы» исследованию базовых категорий налогообложения не уделяется должное внимание.
    Отсутствие таких работ объясняется общим падением интереса к теории, вызванным затяжным кризисом экономической науки, проявившимся в ее неспособности отвечать интересам реальной хозяйственной практики. Кроме того, в условиях быстроменяющегося налогового законодательства на первый план выдвинулись вопросы правильности исчисления и уплаты налогов, а также минимизации налоговых платежей. При этом осмысление основных категорий налогообложения в значительной степени осталось за рамками проводимых дискуссий.
    Вместе с тем, необходимо отметить, что понимание сути экономических явлений является неотъемлемой частью хозяйственной практики и служит основой для ее развития. Даже представители западной экономической мысли, традиционно отличающиеся прагматизмом в своих подходах и суждениях, отмечают важность теории для понимания происходящих экономических процессов.
    Таким образом, роль теории, даже в такой сугубо прикладной области как налогообложение, трудно переоценить. Однако теория должна быть действительно инструментом для постижения практики, а не набором умозаключений, живущих своей собственной, оторванной от действительности жизнью.
    В этом свете неутешительными представляются выводы, которые делают некоторые наши исследователи в области финансового управления. Так, Е.С. Стоянова в своей книге «Финансовый менеджмент» отмечает, что «каждый должен заниматься
    9
    своим делом: кабинетный ученый - теоретизировать с кафедры, а практик - воплощать теорию в жизнь»
    Очевидно, что подобное отношение является результатом отторжения того характера взаимодействия теории и практики, которое имело место в течение длительного периода нашей истории. Однако создание стены между теорией и практикой неминуемо ведет к повторению прошлых ошибок и новому разочарованию в теории. Именно с появлением публикаций специалистов-практиков, являющихся работниками финансово-экономических служб предприятий, консультантов и аналитиков в области налогообложения началось формирование российской науки налогообложения, и в результате многочисленных дискуссий будет определено понятие и содержание ее базовых понятий. Практика должна стать тем локомотивом, который будет подталкивать и направлять развитие этой науки.
    Подтверждением данной позиции является развитие концепции управления налогообложением в странах с рыночной экономикой. Именно практика дала мощный импульс для ее развития. Новые экономические явления давали начало новым разделам этой науки: за время своего существования управление налогами значительно расширило круг изучаемых проблем. Если при зарождении налогового менеджмента его основные задачи были связаны с расчетными функциями, то в настоящее время оно приобрело характер комплексной системы, связанной с управлением налоговыми потоками предприятия в рамках реализации его общей стратегии развития.
    В настоящее время в работах, посвященных вопросам налогообложения, термин налоговая политика употребляется чаще в отношении налоговой политики государства. Применительно к деятельности предприятий чаще используется понятие налогового менеджмента или управления налоговыми платежами. При этом авторы многих работ, рассуждая об эффективности налоговой политики или налогового менеджмента как на уровне государства, так и на уровне отдельных предприятий, либо вообще не раскрывают содержание соответствующих понятий, либо определяют их таким образом, что установить различия между ними не представляется возможным.
    Так, например, в статье В.А. Кашина, посвященной анализу эффективности налоговой политики России на современном этапе , отсутствует не только определение понятия «налоговая политика», но и какое-либо упоминание о целях и задачах налоговой политики, а также способах ее практической реализации. При этом в статье делается вывод о неэффективности современной налоговой политики и ее
    10
    негативном воздействии на экономическое развитие страны. Иллюстрируя свои выводы практическими примерами, автор фактически отождествляет понятие «налоговая политика» и «налоговая система», которые, несмотря на тесную взаимосвязь, являются различными экономическими категориями.
    Во многих работах при определении понятия «налоговая политика» авторы ограничиваются общими фразами, которые не могут дать полного представления об исследуемом понятии.
    Так, в статье «История налогов: краткий курс» налоговая политика государства определяется как минимизация отрицательного воздействия налогов на экономическую активность .
    Малосодержательным представляется также определение, приведенное в статье И.В. Горского, посвященной оценке налоговой политики государства, где последняя характеризуется как искусство налогового управления, где управляемым объектом выступает налоговая система .
    Очевидно, что в рамках научно-исследовательской работы определение предмета исследования не может ограничиться лишь констатацией
    неудовлетворительной теоретической проработки того или иного понятия. Более того, отсутствие четкого понимания налоговой политики как экономической категории в современных работах диктует необходимость всестороннего анализа и конкретизации этого понятия.
    Поскольку анализ рассмотренных нами определений налоговой политики, встречающихся в современной экономической литературе, вряд ли будет плодотворным для исследования данной категории, попытаемся раскрыть понятие «налоговая политика», обратившись к исследованию категорий «политика» и «экономическая политика» и на их основе определить специфическое содержание налоговой политики, как подсистемы экономической политики, реализуемой в сфере налоговых отношений.
    Обоснованность указанного подхода подтверждается тем, что налоговая политика - есть не что иное как одна из составляющих экономической политики государства, которая, в свою очередь, является частью государственной политики, и не может существовать вне своих конкретных проявлений в той или иной сфере общественной деятельности. Совокупность мер государственной политики в области занятости, бюджетной, налоговой, таможенной, инвестиционной политики и др. и составляет содержание государственной экономической политики.
    На формирование государственной налоговой политики значительное влияние
    11
    оказывают общие предпосылки функционирования государства в рамках хозяйственной системы, которые определяются пониманием роли государства, целей и задач, стоящих перед ним на данном этапе экономического развития. Так, например, если общий подход к формированию государственной экономической политики предполагает значительное вмешательство государства в процессы экономического развития, налоговая система страны будет характеризоваться высокой долей валового внутреннего продукта, который изымается с помощью налоговых платежей с целью последующего перераспределения и, соответственно, жестким налоговым прессом для субъектов хозяйственной деятельности.
    Исходя из указанных предпосылок обратимся к содержанию термина государственной экономической политики и на его основе определим специфические черты, характеризующие одну из ее составляющих - налоговую политику государства.
    При некоторых отличиях в формулировках большинство определений, присутствующих в литературе, содержательно соответствуют друг другу.
    Так, в Универсальной энциклопедии политика определяется как сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства .
    В зависимости от той сферы общественных отношений, которая является объектом политического воздействия, можно говорить об экономической или социальной, культурной или технической и др. видах политики .
    В Экономическом словаре государственная экономическая политика характеризуется как генеральная линия действий и совокупность мер, проводимых правительством от лица государства в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране .
    Аналогичное определение приводится и в Малой советской энциклопедии, где экономическая политика рассматривается как совокупность экономических целей и задач, а также методы и средства, при помощи которых достигаются эти цели и задачи .
    Анализ приведенных положений позволяет выделить ряд характеристик, определяющих данную категорию:
    А) наличие субъекта политического воздействия;
    Б) наличие объекта, на которое направлено это воздействие, представляющего специфическую сферу общественных отношений, которая и определяет вид проводимой политики.
    12
    В) наличие целей и задач политики;
    Г) наличие форм и методов, с помощью которых осуществляется реализация политики.
    Предметом исследования данной работы является налоговая политика, а, следовательно, специфической сферой общественных отношений, определяющих ее содержание, являются налоговые отношения, которые в действующем законодательстве определяются как отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения .
    Таким образом, налоговая политика может быть охарактеризована как система целей, задач и средств их достижения, реализуемых субъектом политики в сфере налоговых отношений.
    Приведенные выше определения экономической политики, свидетельствуют о том, что в рассмотренных нами источниках под субъектом экономической политики подразумевается государство в лице различных органов государственной власти. Соответственно, понятие политики рассматривается, в первую очередь, с точки зрения деятельности государства.
    Однако политика как совокупность целей и задач, реализуемых в определенной сфере, присутствует у любого субъекта, параметры деятельности которого могут быть изменены им с помощью целенаправленного влияния. Следовательно, политика определяется не только объектом, на который направлено политическое воздействие, но и субъектом, оказывающим это воздействие. В зависимости от уровня разработки и реализации политики можно говорить о государственной политике, отраслевой политике, политике отдельных хозяйствующих субъектов и т.п. При этом в процессе формирования того или иного вида политики происходит решение
    многопараметрической задачи, призванной учесть все многообразие целей задач, стоящих перед субъектом политики.
    Особенностью налоговой политики как на уровне государства, так и на уровне предприятия является то, что она формируется на стыке экономических и правовых отношений. Первые образуют ее содержательную основу, вторые - обеспечивают практическую реализацию, часто выступая при этом в качестве ограничительного фактора для принятия экономических решений.
    Указанная особенность налоговой политики накладывает значительный
    13
    отпечаток на ее формирование, поскольку во многих случаях цели и задачи, стоящие перед субъектами налоговой политики, не могут быть реализованы с помощью методов и средств, допустимых с правовой точки зрения, а те средства, которые могут быть использованы, несовместимы с целевыми установками субъекта налоговой политики. Именно искусство достижения компромиссов между этими двумя составляющими и составляет основу налоговой политики.
    Говоря о воздействии ограничивающих факторов, необходимо отметить принципиальные различия между государством и предприятием, возникающие в процессе формирования налоговой политики. Выступая в качестве субъектов налоговой политики, государство и предприятие изначально наделены разной степенью свободы при реализации своих целевых установок в сфере налогообложения. В отличие от предприятия государство не только действует в рамках правового поля, определенного налоговым законодательством, но и формирует это поле и в случае необходимости вносит соответствующие изменения в налоговое законодательство. Предприятие имеет возможность влиять на налоговое законодательство лишь опосредовано: с помощью механизмов лоббирования либо в рамках судебной процедуры.
    Возможно, принятое нами определение налоговой политики может показаться слишком широким, а специфические характеристики предмета исследования слишком размытыми, в связи с чем существует риск смешения таких понятий как налоговая политика, налоговый менеджмент и налоговое администрирование, тем более, что во многих работах понятия «налоговый менеджмент» и «налоговая политика» используются в качестве синонимов.
    Для того, чтобы более четко определить предмет исследования дадим оценку соотношения указанных понятий и проанализируем причины их смешения.
    С нашей точки зрения, отождествление понятий налоговой политики и налогового менеджмента связано с недооценкой роли целеполагания в процессе разработки и реализации налоговой политики. Большинство исследователей просто не заостряют свое внимание на проблемах целеполагания в области налогообложения - по умолчанию предполагается, что в современных условиях для государства единственно возможная задача управления налоговыми платежами - это пополнение
    государственной казны, а для предприятий - минимизация налоговых выплат. В связи с этим необходимость определения обособленного понятия налоговой политики для многих специалистов неочевидна.
    Вместе с тем хотелось бы отметить, что именно на стадии определения
    14
    приоритетов закладывается основа для любой управленческой деятельности, в том числе и в области налогообложения.
    Таким образом, содержание налогового менеджмента во многом зависит от того, какие установки были сделаны при формировании налоговой политики.
    Ведь в узком смысле менеджмент вообще и налоговый менеджмент в частности - это управление теми или иными ресурсными потоками. Управление всегда конкретно в своих проявлениях, которые в значительной степени зависят от объекта, на который направлено воздействие.
    Менеджмент - это воздействие на объект управления, ведущее к его изменениям в соответствии с заданными целями.
    Следовательно, налоговый менеджмент - деятельность по разработке и реализации управленческих решений, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов.
    Вместе с тем, как таковое формулирование целей, предпосылок, и методов управления осуществляется в рамках разработки стратегии развития субъекта управления, если речь идет о комплексных проблемах с точки зрения долгосрочного периода, либо в рамках тактики, если речь идет о решении актуальных текущих проблем. В связи с тем, что содержание понятия налоговой политики охватывает, как стратегические, так и тактические вопросы управления налоговыми потоками, можно говорить о том, что налоговая политика представляет модель экономического поведения в сфере налоговых отношений, а налоговый менеджмент есть не что иное, как практическая реализация этой модели.
    Таким образом, по нашему мнению, ставить знак равенства между понятиями налоговой политики и налогового менеджмента было бы неправильно, как неправильно отождествлять понятия налоговый менеджмент и налоговая оптимизация (налоговое планирование).
    В связи с тем, что содержание налоговой политики и налогового управления на уровне государства, которое мы будем называть налоговым администрированием, подробно рассмотрены в гл. 2, на данном этапе мы сконцентрируемся на определении специфических характеристик налоговой политики предприятия и соотношении понятий налоговая политика, налоговый менеджмент и налоговая оптимизация на уровне предприятия.
    Многие авторы под термином «налоговый менеджмент» понимают деятельность предприятий и организаций, направленную на оптимизацию их налоговых обязательств, т.е. налоговое планирование . Однако, с нашей точки
    15
    зрения, говорить о том, что налоговый менеджмент и налоговая оптимизация - одно и то же, не вполне корректно. Оптимизация налоговых платежей есть не что иное, как одна из структурных составляющих налогового менеджмента, точно также как снижение издержек предприятия является одной из задач управления финансами.
    Очевидно, что противодействие налогам как социально-экономическое явление существовало, существует и будет существовать. Это явление объективно и не зависит от государственного строя и морального облика населения. Оно обусловлено фискальной природой налогов - принудительно изымать часть собственности юридических лиц и граждан для публичных нужд.
    Стремление избежать уплаты налогов есть своеобразная реакция на любые фискальные мероприятия государства. Эта реакция представляется естественной, поскольку обусловлена попыткой собственника так или иначе защитить свое имущество, капитал и доходы от любых посягательств, включая законодательно закрепленные посягательства со стороны государства.
    Принуждая налогоплательщика к уплате налога, законодательство, тем не менее, оставляет последнему возможности для планирования налоговых платежей. Являясь, с одной стороны, мощным инструментом принуждения к надлежащему исполнению налоговых обязательств, законодательство, с другой стороны является тем правовым полем, которое гарантирует защиту интересов налогоплательщиков и позволяет варьировать размер налоговых обязательств. При этом, чем более противоречивым и неоднозначным является законодательство, тем больше возможностей существует у налогоплательщика для минимизации своих налоговых выплат.
    В настоящее время российское налоговое законодательство предоставляет налогоплательщикам достаточно большой объем прав для защиты своих интересов, в частности: право на получение информации о действующем законодательстве о налогах и сборах, право на получение письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, право на обжалование актов налоговых органов, право требовать соблюдения налоговой тайны и др. .
    Безусловно, из всех прав налогоплательщика наиболее важным является право платить наименьшую сумму налога, исчисленную в соответствии с законом. И хотя указанное право напрямую не сформулировано в налоговом законодательстве, исходя из комплексного анализа норм Налогового Кодекса и сложившейся судебной практики, можно сделать вывод о том, что право налогоплательщика на реализацию своих интересов в рамках налоговых правоотношений не подлежит сомнению.
    В концентрированном виде существо этого права выразил еще в 1936 г.
    16
    английский судья лорд Томлин в решении по делу «Служба внутренних доходов против герцога Вестминстерского» констатировав, что «каждый человек имеет право, если он хочет, организовать свою деятельность так, чтобы налог, рассчитанный на основе соответствующего закона, был бы меньше, чем при другой организации деятельности» .
    С тех пор в этом отношении мало что изменилось, и законная минимизация налоговых платежей считается необходимой составляющей системы эффективного использования ресурсов. Острота данной проблемы проистекает уже из самого определения налога как обязательного, индивидуально безвозмездного платежа, взимаемого с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований . Из этого определения налицо неравноправие в отношениях государства и налогоплательщика, который обязан передать часть заработанных средств без возникновения соответствующих встречных обязательств со стороны государства.
    Данные обстоятельства предопределяют позицию налогоплательщика в рамках налоговых отношений: заплатить как можно меньше налогов с минимальным риском возникновения налоговых санкций и иных неблагоприятных последствий. При этом издержки, связанные с минимизацией налогообложения, такие как оплата услуг юристов и консультантов, судебные издержки, пени и штрафы за нарушение налогового законодательства и т.п. не должны превосходить потенциальные выгоды от такого рода мероприятий.
    Отсюда и вытекают основные цели и задачи налоговой оптимизации (налогового планирования), существование которого обусловлено признанием за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств.
    Таким образом, налоговое планирование можно определить как организацию деятельности налогоплательщика таким образом, чтобы минимизировать его налоговые обязательства на стабильный период без нарушения буквы и духа законов .
    Вместе с тем, минимизация налоговых платежей - это один из принципов, заложенных в основу системы управления налоговыми потоками фирмы. Деятельность по управлению этими потоками столь разнообразна, что было бы значительным упрощением сводить ее лишь к минимизации налоговых платежей.

    Основным элементом налоговой политики организации является налоговое планирование.

    Основными целями налогового планирования являются:

    оптимизация налоговых платежей;

    минимизация налоговых потерь по конкретному налогу;

    минимизация налоговых потерь по совокупности налогов.

    Результатом реализации вышеперечисленных целей является увеличение реальных возможностей предприятия для дальнейшего развития и повышения эффективности его деятельности. За счет снижения налоговой нагрузки путем поиска наиболее рациональных способов снижения налоговых обязательств предприятия у него появляются дополнительные возможности для максимального увеличения доходности его финансово-хозяйственной деятельности.

    При осуществлении налогового планирования следует учитывать вероятность изменений в налоговом законодательстве, которые могут быть связаны с тенденциями в развитии налоговой политики, установлением новых форм и режимов налогообложения, корректировок налоговых ставок, отменой налоговых льгот и т.д. Оценка этой вероятности должна производиться на основе имеющейся информации с учетом существующих налоговых тенденций, налоговой теории и политики.

    Налоговое планирование начинается с определения налогового поля. Налоговое поле - это перечень налогов, которые организация должна перечислить в бюджет, их прогнозные величины и сроки выплат. Прогнозные величины налоговых платежей рассчитываются на основе результатов анализа фактических налоговых платежей за предшествующие периоды. Глубина предшествующего периода зависит от срока, в течение которого не происходили существенные изменения налогового законодательства. Расчеты планируемых налоговых платежей целесообразно проводить на основе индексного метода. Его суть заключается в определении доли каждого вида налогов в общем объеме выручки. Налоговое поле целесообразно дополнять перечнем льгот по выплате налогов, которые организация планирует использовать.

    Элементами налогового планирования являются также:

    налоговый календарь - он предназначен для прогнозирования и контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты в бюджет налогов, а также для своевременного представления отчетности, исключающей штрафные санкции за просрочки;

    стратегия оптимизации налоговых обязательств с четким планом реализации этой стратегии;

    система мер по предотвращению дебиторской задолженности по хозяйственным договорам за отгруженную продукцию и оказанные услуги со сроком более четырех месяцев;

    налаженный бухгалтерский учет и отчетность, позволяющий получать оперативную, объективную информацию о хозяйственной деятельности для рационального налогового планирования;

    механизм мониторинга налоговых льгот для их использования в коммерческой деятельности.

    результатом налогового планирования должен стать выбор метода оптимизации налогообложения, который будет применять предприятие для достижения оптимальной налоговой ситуации.

    помимо определения показателя налоговой нагрузки перед руководством предприятия стоит задача снижения этого показателя, то есть минимизация налоговых отчислений с помощью оптимизации налогообложения. Оптимизация налоговой нагрузки - одна из важнейших составляющих налогового планирования предприятия. Сущность ее состоит в том, что каждое предприятие имеет право использовать законодательно разрешенные методы, способы и приемы для максимально возможного сокращения своих налоговых обязательств перед государством.

    Таким образом, налоговое планирование - это планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью минимизации налоговых платежей. Минимизация налогов - это законный вид деятельности, требующий хорошей базовой подготовки, знаний по целому ряду дисциплин, постоянной работы по осмыслению старых и новых явлений и законодательных актов. Минимизация налоговых выплат может рассматриваться как уменьшение размера налоговых обязательств посредством использования налогоплательщиком всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов. Отсюда вытекает главное отличие минимизации налоговых платежей от уклонения от уплаты налогов. В первом действии налогоплательщик использует разрешенные или незапрещенные законодательством способы уменьшение налоговых платежей, т.е. не нарушает законодательство. В связи с этим такие действия налогоплательщика не определяют состав налогового преступления или налогового правонарушения и, следовательно, не влекут для него неблагоприятных последствий, таких как доначисление налоговых платежей, взыскание пени и налоговых санкций.

    Цель минимизации налогов - не уменьшение какого-либо налога как такового, а увеличение всех финансовых ресурсов предприятия.

    Оптимизация налоговых выплат предполагает:

    тщательное изучение действующего налогового законодательства;

    применение эффективных схем бухгалтерского учета;

    оценку и анализ с точки зрения налоговых последствий (текущих хозяйственных и финансовых операций);

    использование специальных налоговых режимов и льгот;

    применение способов изменения сроков уплаты;

    учет факторов, влияющих на объемы налоговых выплат: инфляция, колебания учетной ставки и валютного курса, учетная политика на предприятии, формы и методы расчетов, оформление обязательств и договоров и др.

    Способы оптимизации налогообложения:

    Регистрация организации и перенос объекта обложения в оффшорные зоны, где существует льготный (более мягкий) режим налогообложения.

    создание организации, в штате которой не менее 50% сотрудников люди с ограниченными физическими возможностями, при этом не платится налог на прибыль;

    перечисление средств на благотворительные цели, при этом 15-70% спонсорских средств возвращается инвестору в виде наличных денежных средств.

    обоснование договорных цен, т.е. организации в условиях конкурентного рынка вправе самостоятельно определять уровень цен на реализуемые товары (работы, услуги). однако государство регулирует ценообразование с помощью налогов, а также государство в лице налоговых органов проверяет правильность цен по сделкам в случаях: между взаимозависимыми лицами; по товарообменным (бартерным) операциям; при совершении внешнеторговых сделок; при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода.

    субъекты малого предпринимательства производят налоговые платежи в рамках специальных налоговых режимов. упрощенная система налогообложения предусматривает освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций., но при этом организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Иные налоги уплачиваются в соответствии с общим режимом налогообложения. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов (ст. 346.11 НК РФ).

    единый сельскохозяйственный налог, уплата налога организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями предусматривает освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций. Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации) (ст. 346.1 НК РФ).

    уплата организациями единого налога на вмененный доход предусматривает освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом). Организации, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ (ст.346.26 НК РФ).

    метод замены отношений подразумевает замену операции, предусматривающей высокое налогообложение, другой хозяйственной операцией, позволяющей обеспечить той же или близкой к желаемой цели, но при этом применить льготный режим налогообложения. Примерами могут служить такие, как замена договора комиссии на договор поставки, договора поручения на договор возмездного оказания услуг с отсрочкой платежа, договора выдачи работнику займа на приобретение имущества на договор коммерческого кредита. Договор по безвозмездной передачи работнику жилого помещения может быть заменен на договор продажи этого жилого помещения с отсрочкой платежа. Также можно применить замену договора простого товарищества на договор долевого участия в строительстве и т.д. однако следует помнить, что, применяя метод замены отношений, можно минимизировав один налог, попасть под действие другого, поэтому необходим расчет вариантов с учетом особенностей налогообложения отдельных регионов.

    Метод разделения отношений близок к методу замены отношений, но отличается тем, что заменяется не вся операция, а какая-то ее часть или одна хозяйственная операция разделяется на несколько последовательных хозяйственных операций. примером метода разделения отношений является разделение договора купли-продажи имущества на два самостоятельных договора. Первый из них - собственно договор купли-продажи, а второй - договор на оказание информационно-консультационных услуг. При этом сумма по второму договору относиться на расходы, НДС, уплаченный продавцу услуг, идет на расчеты с бюджетом. По первому договору снижается стоимость приобретаемого имущества, а как следствие - уменьшение налога на имущество предприятия. Другим примером может служить разделение договора подряда организации с индивидуальным предпринимателем на два договора. Первый - это договор купли-продажи материалов, необходимых для выполнения работ, а второй - собственно договор подряда на выполнение работ. В данном случае минимизируется страховые взносы. Если работы выполняются из материалов исполнителя, то при одном общем договоре налогом облагается вся сумма вознаграждения, а при разделении договора налог исчисляется только по договору подряда и страховыми взносами будет обложена оплата труда исполнителя.

    при осуществлении рекламных компаний без ограничения принимаются в уменьшение налогооблагаемой прибыли: расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации и телекоммуникационные сети; расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных счетов; расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, демонстрационных залов.

    на практике широко распространена продажа дорогостоящих объектов - предприятия как имущественного комплекса, зданий, сооружений, такая реализация облагается налогами в обычном порядке - налогом на прибыль, НДС. Однако при продаже предприятия не как имущественного комплекса, а в виде акций (долей) организации продажа акций не облагается НДС.

    Таким образом, сущность налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законами средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств.