![Индивидуальный персонифицированный учет в системе государственного. Что такое персонифицированный учет. Какие сведения относятся к персонифицированному учету](https://i2.wp.com/buhuchetpro.ru/wp-content/uploads/2017/04/%D0%91%D0%B5%D0%B7-%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8-1-39.jpg)
Индивидуальный персонифицированный учет – это учет сведений о каждом гражданине, который застрахован в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС). На сегодняшний день все работодатели обязаны представлять определенные данные о своих работниках в пенсионный фонд РФ. Если быть более точным, они передают данные о страховом стаже, а также о суммах начисленных и уплаченных страховых взносам. В статье расскажем, что такое индивидуальный персонифицированный учет, приведем примеры.
Такое обязательство у работодателя появилось еще в 1996г, благодаря введению закона N27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Законом определены требования по учету персональных данных каждого гражданина в разрезе накоплений на выплату будущей пенсии». Другими словами, силами системы персонифицированного учета каждый человек реализует свое право на пенсию.
Чтобы войти в эту систему, а именно формировать свою будущую пенсию, каждый гражданин должен пройти регистрацию в системе индивидуального учета ПФ России. Весь срок трудовой деятельности каждого человека система фиксирует все данные, которые необходимы для будущей пенсии: стаж, все места работы с конкретными периодами и суммы взносов, направляемых в пенсионный фонд для будущей пенсии, а также заработанные пенсионные баллы.
Даже если будущий пенсионер в всю свою трудовую деятельность менял места работы, либо работал по совместительству, все сведения поступали в пенсионный фонд в виде индивидуальных. Хранится вся эта информация строго конфиденциально. В настоящее время ПФР регистрирует абсолютно каждого россиянина, в том числе детей, подростков, иностранных лиц и лиц без гражданства. Каждый зарегистрировавшийся в системе ОПС получает индивидуальный страховой номер с лицевым счетом (СНИЛС).
После регистрации в системе ОПС каждому застрахованному выдается страховое свидетельство, которое содержит следующую информацию:
В системе ОПС можно выделить следующих участников:
Деятельность страховщика регламентирована законом N167-ФЗ, в соответствии с которым права страховщика:
Обязанностями страховщика является установление факта пенсионных выплат, их перерасчет и выплата. По всем обязательством пенсионных фондов гарантом перед гражданами выступает государство.
В права страхователей входит:
Обязанности страхователя заключаются в правильном регистрировании граждан, а также в своевременном перечислении пенсионных в пенсионный фонд страховых взносов.
Права застрахованных лиц:
В обязанности страхователя, как и прежде, входит ежемесячное предоставление индивидуальных сведений по застрахованным лицам в ПФР. Эти сведения формируются, основываясь на данных, которые ведет бухгалтерия организации, а также на основании данных кадрового дела. С 2017 года основные страховые взносы перешли в налоговый орган, однако основной контроль персонифицированного учета продолжает осуществлять Пенсионный фонд РФ. В том числе, ПФР продолжает принимать отчетность.
Т.е. теперь сдавать отчет по страховым взносам придется как в Пенсионный фонд, так и в налоговый орган.
Основные изменения в индивидуальном учете претерпела форма СЗВ-М. Представляется эта форма также в ПФР, ежемесячно, но не до 10 числа месяца, следующего за отчетным, как ранее, а до 15-го. В том числе в ПФР нужно сдавать информацию по страховому стажу застрахованных лиц. Эти сведения сдаются один раз в год, до 1 марта года, следующего за отчетным.
А не позднее 20 дней после окончания квартала сдаются реестры застрахованных лиц, по которым уплачены дополнительные страховые взносы по накопительной части пенсии. Для того чтобы подготовить правильный отчет нужно использовать специально подготовленную программу, которая размещена на сайте ПФР, проверку как и ранее проводить следует с помощью программы CheckPFR последней доступной версии.
Рассмотрим теперь какую отчетность теперь нужно сдавать в налоговый орган. В ИФНС нужно представлять только ежеквартальный отчет по страховым взносам, в срок до 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Наименование | Орган для представления | Сроки |
Единый расчет по страховым взносам (в том числе индивидуальные сведения) | ИФНС | До 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом |
СЗВ-М | ПФР | До 15 числа месяца, следующего за отчетным |
Сведения персонифицированного учета за год | ПФР | До 1 марта года, следующего за отчетным |
Основные формы при заполнении сведений индивидуального учета (постановление NЗП от 11.01.2017г):
В настоящее время сдать отчет можно как распечатав на бумаге, так и в электронном виде. Однако, существуют некоторые ограничения. Так, если среднесписочная численность организации или ИП составила число, равное 25-ти, либо менее человек, то отчет по страховым взносам можно представить на бумажном носителе, в противном случает отчет сдается только в электронном виде.
Нужно обратить внимание на правильность заполнения формы, в настоящее время допустимо не указывать только отчество застрахованного и ИНН, в случае если сотрудник его не предоставил.
В реквизитах страхователя заполняется:
Если организация или предприниматель не представил данные персонифицированного учета, или в случаях, когда представлены недостоверные данные предусмотрен штраф по каждому сотруднику от 300 до 500рублей (ст.15.33.2 КоАП). А также штраф 1000 рублей при нарушении правил сдачи отчетности в электронной форме (закон ст.17 N274-ФЗ).
Вопрос №1. Как правильно уплачивать страховые взносы, по основному месту нахождения компании или по месту фактического нахождения обособленного подразделения?
С 1-го января 2017 платить страховые взносы компании обязаны и по месту их нахождения основной организации, так и по местонахождению обособленных подразделений.
Вопрос №2. Учредитель нашей организации не получает никаких выплат, трудовой договор с ним не заключали. Нужно ли сдавать по нему отчет СЗВ-М?
Ранее ПФР требовал отчитываться даже по лицам, с которыми работодатель трудовой договор не заключал и не производил никакие выплаты. В настоящее время этого делать не нужно. Ссылаться можно на разъяснения ПФР N08-22/6356 от 06.05.2016г.
Вопрос №3. Нужно ли нам представлять нулевой отчет СЗВ-М?
Смотря что вы подразумеваете под нулевым отчетом. Отчет по физлицу не содержащий абсолютно никакую информацию о нем сдавать просто не имеет смысла, т.к. это просто пустой бланк. Но в случае, когда в компании временно приостановлена деятельность, а сотрудники так же числятся, сдавать форму СЗВ-М нужно обязательно.
Вопрос №4. Какой срок дается на устранение ошибок в персонифицированном отчете?
Сведения о гражданах, которые застрахованы в системе обязательного пенсионного страхования (СОПС), обрабатываются и хранятся с помощью индивидуального или персонифицированного учета (ПУ). Система в России заработала еще в 2002 г., ее основным страховым принципом является обеспечение в будущем граждан пенсиями за счет того, что на протяжении трудовой деятельности с них взимаются и перечисляются в ПФР взносы.
Начисляют и уплачивают взносы с доходов граждан работодатели, у которых они могут трудиться в разные периоды жизни. Участником системы может стать только официально трудоустроенный гражданин, подать о нем сведения должен работодатель. После регистрации участника поставят на персонифицированный учет в системе обязательного пенсионного страхования, и он сможет постепенно формировать пенсионные права.
Со временем сведения о гражданине будут накапливаться в базах данных СОПС. Важными является информация о трудовом стаже, местах работы, периодах трудовой деятельности, доходах, перечисленных страховых взносах (СВ). Сведения о гражданах являются индивидуальными.
Зарегистрироваться в системе может не только совершеннолетний гражданин РФ, но и подросток или ребенок, а также нерезидент и лицо без гражданства. Застрахованные лица (ЗЛ), кроме несовершеннолетних, должны трудиться у страхователя (работодателя) на основании трудового договора, или другого, чтобы он смог подать о работнике сведения.
При регистрации каждому участнику открывается лицевой счет с индивидуальным страховым номером (СНИЛС). В дальнейшем номер используется для идентификации сведений о гражданине. Каждому участнику выдается страховое свидетельство (СС) в виде пластиковой карточки зеленого цвета.
На нем, кроме СНИЛС, находятся личные данные застрахованного лица: Ф., И., О., пол, дата и место рождения, дата регистрации в СОПС. Благодаря регистрации в СОПС в дальнейшем лицо сможет реализовать свои права на пенсию. Для ПУ ежеквартально работодатели передают сведения о работниках в ПФ, оформленные на специальных бланках утвержденного образца, их достаточно много.
В Инструкции № 987н о ПУ сказано, что учет представляет собой:
Начиная с 2011 г. сведения от страхователей должны поступать только в электронном виде, если среднесписочная численность работников составляет больше 50 человек. В остальных случаях разрешается их подавать на бумажных носителях. Сведения, которые являются индивидуальными о ЗЛ, формируются работодателем на основании , приказов, кадровых документов и других.
Закон о ПУ в системе ОПС № 27 был принят в 1995 г. и вступил в действие с 01 апреля 1996 г. На протяжении последних лет в него вносилось немало дополнений и изменений. Законом устанавливается правовая основа и принципы ПУ сведений о лицах, которые имеют право на получение пенсий, социальной помощи и другой государственной материальной поддержки.
Глава 1 закона «Общие положения» включает несколько статей:
1-я статья | В ней даются понятия и формулировки, относящиеся к закону.
|
2-я статья | Здесь законодатель излагает правовую основу ПУ. Ее составляют различные нормативные акты федерального значения: Конституция РФ, настоящий закон и другие. |
Далее, закон содержит положения о правах и обязанностях страхователей и ЗЛ, ответственности за невыполнение требований законодателя, цели и принцип работы программы ОПС. Отдельно рассматривается вопрос контроля за документами, и какие сведения о ЗЛ являются обязательными для ПУ.
Данные моменты рассматриваются в главе 3-й закона:
ЗЛ имеют право: |
|
ЗЛ обязаны: |
|
Права страхователя, он может: |
|
Обязанности страхователя: |
|
Государственный ПФ имеет право: |
|
ПФ обязаны: |
|
Органы ПФ, должностные лица, в них работающие, страхователи и ЗЛ несут ответственность за невыполнение положений закона. На должностных лиц возлагается ответственность следить за хранением и передачей индивидуальных сведений о ЗЛ, ограничивать доступ к конфиденциальной информации и защищать ее.
Лица, которые будут незаконно удерживать доступ к информации, нарушать режим защиты и др., несут ответственность согласно Уголовному, Гражданскому кодексу и КоАП. Страхователи, которые нарушат режим подачи сведений, будут привлечены к материальной ответственности в размере 500 руб. за каждого ЗЛ.
При нарушении страхователем порядка предоставления отчетности в электронном виде, на него возлагается штраф в размере 1000 руб. Если страхователем отчетность была направлена в ПФ с ошибкой, ему отводится 5 дней для ее исправления.
Если факт правонарушения будет установлен должностным лицом ПФ, он обязан составить акт и подписать его вместе с нарушителем. Далее, рассматривает акт и привлекает нарушителя к ответственности руководитель территориального отделения ПФ.
В законе рассматриваются цели ПУ:
Работа программы основывается на нескольких принципах, с помощью которых достигается качество учета ЗЛ:
Работодатели обязаны представлять информацию в ПФ в виде отчетов:
Инструкция по заполнению бланков утверждена Постановлением правительства № 192н. После заполнения бланков их следует формировать в пачки в количестве не больше 200 документов одного наименования. В пачке, где содержаться заполненные бланки СЗВ-4-2 должны храниться сведения о не больше, чем 200 застрахованных работниках.
Сведения о сотрудниках формируются в пачки отдельно по:
К оформлению пачек с документами предъявляются особые требования:
Подготовленные сведения сдаются в ПФ согласно срокам, установленным законодателем. В дальнейшем ПФ не только обрабатывает данные о ЗЛ, но и контролирует достоверность представленной информации. Это происходит путем проверок, которые проводятся сотрудниками ПФ.
Они обязаны требовать у работодателей для сверки данных различные документы, справки и другую информацию, которая подтвердит начисление и перечисление СВ, длительность трудового стажа для досрочного назначения пенсии, другое. Если в результате проверки будут обнаружены расхождения, то ПФ обязан направить работодателю уведомление об их устранении.
Для представления в Фонд уточненных данных страхователю отводится 2 недели. Если страхователь не сделает этого, то ПФ разрешено самостоятельно внести изменения в ИЛС сотрудников предприятия на основании данных проведенной проверки. На случай ликвидации страхователя гражданину разрешается подавать в ПФ заявление и необходимые документы, чтобы на их основании Фонд мог самостоятельно внести уточнения в ИЛС.
Персонифицированный учет в системе обязательного пенсионного страхования необходим, чтобы программа ОПС могла эффективно работать на государственном уровне.
ИЛС, которые открываются застрахованным лицам, состоят из 3 частей:
Общая | В ней указываются сведения об:
|
Специальная | В ней указываются данные о:
|
Профессиональная | В ней указываются данные о:
|
В специальной и профессиональной части ИЛС может содержаться и другая информация.
Органом, который обязан осуществлять ПУ, является ПФР. В него поступают сведения о лицах, которых требуется застраховать, он обрабатывает их, открывает ИЛС, а затем на протяжении всей трудовой деятельности лица корректирует о нем информацию. После смерти ЗЛ информация в течение месяца передается в территориальное отделение ПФ.
Сведения, которые хранятся в ИЛС, относятся к конфиденциальной информации. После открытия ИЛС участнику СОПС выдается свидетельство с индивидуальным номером. Обязанность получать в ПФ и выдавать ЗЛ свидетельства возлагается на страхователей.
Если гражданин уплачивает взносы самостоятельно, то он может сам получить свидетельство в ПФ. При потере документа гражданин обращается с заявлением к страхователю о восстановлении, последний передает прошение в ПФ.
Страхователи передают постоянно в ПФ сведения обо всех наемных работниках, на доходы которых начисляются взносы. Если гражданин является официально безработным и находится на учете в центре занятости, то центр передает сведения о нем в ПФ.
Информация о ЗЛ может передаваться на бумажных носителях или в электронном виде, в последнем случае страхователю необходимо иметь . Копия переданных сведений сохраняется у страхователя. Документы на бумажных носителях или в электронном виде хранятся в ПФ 6 лет.
Сведения должны передаваться страхователями (предприятиями, ИП) в случаях, когда происходит:
Если физлицо платит СВ самостоятельно, то оно представляет информацию для ПУ так же, как и остальные работодатели. Дополнительно информация о ЗЛ подается в виде ежеквартальной и годовой отчетности в сроки, установленные законодателем.
Государственные пособия являются денежными выплатами, которые призваны обеспечить недостаток финансов у гражданина, потерявшего работу (доход). Выплаты могут быть назначены только на время, в отличие от трудовых пенсий, назначаемых пожизненно.
Безработным является трудоспособный гражданин, который не имеет работы и официальных доходов, зарегистрировался в центре занятости. Также гражданин, будучи безработным, должен находиться в поиске работы.
После подачи документов в центр занятости, последний должен признать гражданина безработным и поставить на учет. Безработным устанавливается пособие в процентном отношении от среднего заработка за последние 3 месяца или в кратном от минимального размера пособия, установленного законодательством.
Для определенных категорий граждан применяются повышающие коэффициенты. Для граждан, которые пострадали в результате катастрофы, связанной с выбросом радиоактивных веществ, но в данный момент являются безработными, государство выплачивает дополнительные пособия. В любом случае пособие начисляется с дня признания гражданина безработным.
Выплата может осуществляться только на протяжении года после постановки на учет, но необходимо сказать, что на него можно становится неоднократно. Выплаты осуществляются государством ежемесячно, как только безработный проходит перерегистрацию.
Минимальный и максимальный размер пособия ежегодно устанавливает правительство. Выплата прекращается, когда гражданин снимается с учета. В некоторых случаях ее могут приостанавливать на срок 3 месяца.
Индивидуальный персонифицированный учет в системе пенсионного страхования способствует своевременной и корректной передаче достоверной информации о перечислениях, сделанных застрахованными лицами. Это позволяет максимально упростить процедуру установления выплат, а также избежать ошибок.
Внедрение системы индивидуального персонифицированного учета (ИПУ) обосновано стремлением Правительства РФ в лице ПФР создать уникальный регистрационный метод для учета пенсионных прав граждан России.
Начиная с 2002 года, в РФ действует система Обязательного Пенсионного страхования (ОПС), основой которой служат страховые принципы, применяемые в большинстве цивилизованных стран Европы и Запада. Согласно системе ОПС, основой пенсии гражданина служат взносы, отчисляемые работодателем. Сбором и организацией сведений о произведенных отчислениях занимается персонифицированный учет в ПФР.
Понятие «система обязательного пенсионного страхования» (ОПС) раскрыто в ст.3 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 года. Под данным термином подразумевается выполнение ряда действий правового характера, необходимых для компенсирования доходов застрахованных лиц, получаемых ними до момента утраты трудоспособности.
Основной задачей системы обязательного пенсионного обеспечения является своевременное назначение выплат гражданам, которые в силу определенных обстоятельств утратили возможность зарабатывать на жизнь самостоятельно. Благодаря функционированию системы застрахованные лица имеют возможность получать средства, необходимые для покрытия текущих расходов, при достижении установленного законом возрастного порога или в иных случаях, предусмотренных соответствующими актами правотворчества (смерть кормильца, инвалидность и прочее).
Особое место в ОПС отведено Пенсионному Фонду РФ.
К его полномочиям относят:
Из них всего 16% направляются на формирование страховой части пенсионного обеспечения (ПО), предназначением остальных 6% является покрытие социальных выплат, в частности, погребения.
Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.
Участниками ОПС выступают:
К числу застрахованных граждан относят официально трудоустроенных лиц, которые ежемесячно вносят средства на индивидуальный счет в системе ОПС.
Перечисленные деньги являются собственностью застрахованных лиц, соответственно, факт их перевода выступает основанием для установления ПО. Обязательство по оплате взносов в данном случае ложится на работодателя, а не на работника.
Сюда входят граждане, которые оплачивают страховые взносы самостоятельно, причем не только за себя, но и за наемных работников. К данной категории относят: ИП, самозанятых лиц, ведущих частную практику, предприятия и организации, обладающие статусом юридического лица.
Данный участник системы занимает ключевую позицию и играет роль администратора, обладающего рядом полномочий, в числе которых распоряжение перечисленными средствами и установление выплат.
В том случае, если гражданин сделал выбор в пользу формирования только страховой пенсии, страховщиком будет непосредственно ПФР. Если же работник участвует в реализации , функции администратора принадлежат НПФ или управляющей компании.
Появление данного термина неразрывно связано с решением Правительства РФ от 1998 года создать единую регистрационную базу, предназначенную для сбора, хранения и обработки сведений о страхователях и застрахованных лицах, в частности, тех данных, которые касаются их стажа работы и величины перечисляемых взносов. Более того, постановке на учет в системе подлежат не только официально трудоустроенные лица, но и .
Согласно нормам пенсионного законодательства последние вправе получать социальное пособие на покрытие минимальных расходов, размер выплат устанавливается в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами. Реализация учетных действий осуществляется согласно предписаниям ФЗ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», датируемого 01.04.1996 годом.
Скачать для просмотра и печати:
Первостепенной задачей персонифицированного учета является упрощение порядка назначения выплат лицам, имеющим право на ПО.
Помимо этого, существует ряд второстепенных целей, реализация которых позволяет значительно расширить функциональные возможности системы ОПС.
К таковым относят:
Процедура регистрации предполагает:
Персонифицированный учет в ПФР - это систематизирование и ведение учета данных обо всех работающих и неработающих лицах, подлежащих страхованию в ПФР. Система учета подчиняется положениям, описанным в Федеральном законе от 1996 года N 27-ФЗ «О персонифицированном учете в системе ОПС».
Внимание! СНИЛС уникален - он может принадлежать только одному человеку. Для получения большинства государственных и муниципальных услуг идентификатором служит именно эта зеленая карточка, а не паспорт или иной документ.
На протяжении всей жизни застрахованных в системе ОПС лиц персонифицированный учет в ПФР накапливает данные, необходимые для расчета и выплаты его будущего пенсионного пособия:
Постановка лица на учет в системе ОПС сопряжена с созданием уникального л/с, которому в обязательном порядке присваивается индивидуальный страховой номер ().
Лицевой счет содержит:
Уникальный (СНИЛС) одновременно является и номером его Свидетельства. Комбинация цифр, как правило, прописывается в документе. СНИЛС включает в себя 11 цифр, первые 9 из которых разбиты на три тройки, заключает цифровую цепочку контрольная комбинация из 2 единиц.
Одним из основных условий, выполнение которого требуется для участия в ОПС, является постановка на учет в системе ИПУ
.
База данных персонифицированного учета содержит сведения, необходимые для назначения пенсии, в частности:
Гарантом соблюдения законодательства, регламентирующего защиту персональных данных и выполнение пенсионных обязательств, выступает государство.
В системе индивидуального учета собирают данные о , к которым относятся:
Важно! К застрахованным лицам также относят ИП, членов фермерских хозяйств, нотариусов или адвокатов и иных граждан, самостоятельно производящих пенсионные взносы в ПФ.
Работодатель в системе ОПС именуется как , который наделен правами и обязанностями перед остальными участниками.
К основным правам страхователя относят:
При этом страхователь должен выполнять некоторые обязанности:
Сведения, которые накапливаются из кадровых и бухгалтерских документов работодателя, должны передаваться в органы Пенсионного фонда.
К сведениям относится следующая информация:
Именно на основе этих данных происходит анализ трудовой деятельности работника, что позволяет подсчитать и при необходимости установить досрочную пенсию (например, при наличии стажа с тяжелыми или вредными условиями труда). Если гражданин осуществляет неофициальную деятельность, тогда сведения о его работе не передаются в ПФР, что в дальнейшем влияет на размер пенсии.
Важно! Работодатель обязан передавать сведения обо всех работниках. Те граждане, которые самостоятельно оплачивают взносы в ПФ, также сами за себя передают сведения в персонифицированный учет.
Один раз в год застрахованное лицо имеет право проверить состояние своего индивидуального счета в . Государство также использует сведения о застрахованных лицах для составления статистики, а также для планирования пенсионного бюджета на год.
Информация о застрахованных лицах предоставляется в ПФР в письменном виде или на электронных носителях. Для каждого способа предусмотрены свои сроки, а также средства.
Бумажные носители все еще разрешены, хотя страховщик предпочитает электронные формы отчетности по причине простоты дальнейшей обработки данных. Письменные формы также существуют для подстраховки на случай утери данных с электронных носителей.
Кроме того, в РФ пока существуют уголки с недостаточной технической оснащенность, где нет возможности отправлять отчеты современными способами.
Ежеквартальный отчет на бумажном носителе по форме РСВ-1 предоставляет до 15 числа второго месяца после отчетного периода.
Важно! Если штат работодателя превысил предел в 25 человек, тогда сдача отчетности возможна только в электронной форме.
В электронном виде сведения передаются по защищенным каналам связи. Данная форма отчетности более удобна для страховщика, так как она сокращает время на сбор и обработку информации.
Для подачи сведений используются специальные комплексы «Налогоплательщик» и «Спринтер». Каждый работодатель идентифицируется посредством электронно-цифровой подписи.
Отчетность на электронном носителе предоставляется до 10 числа каждого месяца по форме СЗВ-М. За несвоевременную сдачу отчетности работодателю начисляются штрафные санкции.
Ежеквартальный отчет сдают до 20 числа второго месяца после отчетного периода.
Дорогие читатели!
Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.
Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.
Если человек занят трудовой деятельность и заключил для этого трудового договор или договор гражданско-правового характера, вся его трудовая деятельность должна быть зафиксирована, а сведения переданы в Пенсионный Фонд России – для этого и существует индивидуальный персонифицированный учет.
Главной целью это системы является строгая и точная фиксация всех сведений о трудовом стаже граждан с тем, чтобы в будущем обеспечить прозрачное и своевременное начисление пенсии.
В основе функционирования этой системы лежит несколько нормативно-правовых документов:
Вся система учета граждан создавалась с единственной целью – систематизировать и унифицировать процесс передачи сведений для облегчения дальнейшего . В организации всего процесса есть единственный страховщик – это Пенсионный фонд России . Он отвечает за управление нашими пенсионными отчислениями.
Сам термин появился еще в 1998 году. Тогда была создана система унифицированного документооборота, которая обеспечивала полный сбор всех сведений о каждом работающем и неработающем гражданине. В этих сведениях учитывался каждого человека, а также выплачиваемые работодателями суммы взносов.
Вся система ОПС состоит из следующих структурных элементов:
Вся эта структура направлена на решение одной задачи – зарегистрировать гражданина, учесть всю его трудовую деятельность и пенсионные накопления, чтобы при достижении рассчитать его пенсию.
Это подтверждающий факт регистрации гражданина индивидуальный документ, показывающий внесение его данных в систему индивидуального персонифицированного учета. Свидетельство можно получить через 3 недели после дня подачи заявления .
Такое свидетельство может получить взрослый и ребенок. Для взрослого есть два варианта получения:
В случае если СНИЛС необходимо оформить для ребенка, то это за него делают родители, поскольку до достижения 14 лет они являются его официальными представителями. Как только ребенок достигает 14 лет, он вправе получить его самостоятельно.
Потеря документа не означает утрату свидетельства, номер уникальный и сохраняется за человеком навсегда. А сам документ можно восстановить, обратившись в службу кадров или непосредственно в отделение ПФР. Еще одним основанием для замены документа является смена фамилии.
Под учетом пенсионных прав понимается фиксация всех данных гражданина , которые потребуются для того, чтобы назначить и выплатить ему пенсию, а в некоторых случаях – пересчитать. Такими данными являются:
Все участники делятся на три больших группы:
Каждый из участников системы имеет определенные права и обязанности. Полная версия всех прав и обязанностей участников перечислена в . Перечислим основные.
Страховщик:
Страхователь:
Застрахованные лица
Все сведения должны предоставляться в ПФР в установленные сроки:
В настоящее время вся отчетность оформляется по единой форме, в которой объединены все данные – суммы начисленных и уплаченных взносов, а также данные о застрахованных лицах.
Смысл проекта индивидуального (персонифицированного) учета заключается в том, что показатели, определяющие пенсионные права каждого застрахованного лица, фиксируются не в момент обращения этого лица за пенсией, как было до 1995 года, а в реальном времени его трудовой деятельности. Персональные данные накапливаются и хранятся исключительно в электронной форме в Пенсионном фонде Российской Федерации. На сохранность, целостность и защищенность информации, поступившей в систему персонифицированного учета ПФР, не влияет качество последующей деятельности и существование организаций, представивших сведения персонифицированного учета за своих работников. Информация обо всех уплаченных за застрахованное лицо страховых взносах хранится в единственном индивидуальном лицевом счете гражданина, даже если у него одновременно несколько работодателей, находящихся в разных субъектах Российской Федерации. Люди избавлены от необходимости приносить справки от страхователей (работодателей) за период после 1 января 2002 года, даже если обращающийся за пенсией в каком-то регионе гражданин в этот период жил и работал на территории другого субъекта Федерации. Это стало нормой деятельности пенсионной системы и включено в нормативные документы, регулирующие ее работу. Сейчас не вызывает удивления, что человек, проработавший всю жизнь в Магаданской области, может, переехав в Краснодарский край, обратиться за пенсией в таком же порядке, как местные жители, и пенсия ему будет назначена в те же сроки.
Информация о пенсионных правах граждан, включаемая в их индивидуальные лицевые счета, носит объективный характер, поскольку подтверждена суммами поступивших в ПФР страховых взносов страхователей. Поэтому внедрение персонифицированного учета и назначение пенсий на его основе остановило и предотвратило массовое распространение фальшивых справок о заработке от работодателей, которые появлялись в начале 90-х годов (к 1997 году, по данным Главного контрольно- ревизионного управления ПФР, такие справки составляли 17, 2% от числа проверенных).
Ежегодно информационные ресурсы персонифицированного учета пополняются данными около 85 млн. документов, которые поступают от страхователей практически полностью в электронной форме, в том числе и через Интернет. При этом используется электрона цифровая подпись (в 2007 году 69 тыс. страхователей представили сведения персонифицированного учета в электронной форме с электронной цифровой подписью на 19, 8 млн. застрахованных лиц).
Для пенсионной системы Российской Федерации реализованный в ПФР проект персонифицированного учета создал механизмы и технологии заблаговременной подготовки информационно-правовой основы для назначения пенсии по старости тем гражданам, у которых приближается пенсионный возраст. Персонифицированный учет - это один из тех факторов, который обеспечил возможность к середине 2007 года назначать до 94% пенсий в течение 10 дней. Сиваков А.С. Индивидуальный (персонифицированный учет) // Труд и социальные отношения.-2007.-№1.-С.23-25
Благодаря онлайновому доступу к информационным ресурсам персонифицированного учета в настоящее время имеется возможность предоставлять государственные социальные услуги населению на качественно новом уровне: непосредственно в процессе обращения граждан в территориальные органы ПФР, в том числе через информационные терминалы самообслуживания (инфоматы). Более того, такие услуги оказываются мобильными клиентскими службами ПФР, которые систематически приезжают в малочисленные намеленные пункты для предоставления консультаций гражданам этих населенных пунктов и приема от них документов и работают в удаленном защищенном режиме с базами данных, находящимися в отделениях ПФР на расстоянии до нескольких сот километров. Аналогичным образом из мобильных клиентских служб производится доступ и к информационным ресурсам получателей пенсий.
В системе персонифицированного учета ПФР хранятся сведения заявлений, в которых застрахованные лица изъявляют свою волю в выборе управляющих компаний для инвестирования средств пенсионных накоплений, учтенных в их индивидуальных лицевых счетах, или в передаче средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды для осуществления обязательного пенсионного страхования. Без персональных данных, содержащихся в системе индивидуального (персонифицированного) учета, реализация пенсионного законодательства в части накопительной составляющей пенсии не могла бы быть осуществлена.
Федеральный закон от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определил порядок преобразования (конвертации) пенсионных прав, заработанных гражданами до 2002 года, в расчетный пенсионный капитал, являющийся основным показателем новой пенсионной формулы. В ПРФ обеспечивается информационная и технологическая готовность для включения в систему персонифицированного учета соответствующих данных. Проблема конвертации пенсионных прав граждан должна найти свое завершение в 2013 году. До этого года согласно статье 30 вышеназванного Федерального закона конвертация осуществляется для тех граждан, которым назначаются пенсии, в процессе назначения (одновременно с назначением).
Таким образом, после рассылки результатов конвертации застрахованным лицам с целью проверки ими этих результатов и возможных уточнений будет в полной мере реализована возможность назначения трудовых пенсий по старости без предоставления документов, подтверждающих стаж и заработок, в том числе и за период до 2002 года, поскольку все данные о страховом стаже и расчетном пенсионном капитале уже будут содержаться в актуальном и проверенном гражданами состоянии в системе персонифицированного учета.
С использованием данных индивидуального (персонифицированного) учета осуществляется информационное обеспечение ежегодного процесса корректировки и перерасчета страховой части трудовых пенсий. Так, для проведения указанных работ в 2007 году из информационных ресурсов персонифицированного учета получено 8 241 848 выписок из индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц.
Полномасштабное внедрение персонифицированного учета дало возможность принять соответствующие нормы федерального законодательства - Федеральный закон от 24.07.2002г.№ 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2003г.№ 422 и с 2003 года информировать все занятое население Российской Федерации о заработанных гражданами пенсионных правах путем рассылки извещений с персональными данными о состоянии их индивидуальных лицевых счетов. Ежегодно осуществляется информирование застрахованных лиц о состоянии специальной части их индивидуальных лицевых счетов (до 1 сентября) и о состоянии общей (страховой) части их индивидуальных лицевых счетов (до 31 декабря).
Информация, содержащаяся в извещении Пенсионного фонда, создает возможность работающим гражданам контролировать уплату страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, осознанно принимать решения о выборе управляющей компании и инвестировании страховых взносов на накопительную часть пенсии. Увидев из извещений ПФР, что работодатель не уплачивает за них страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, граждане обращаются в суд с исками об обязании работодателей к уплате страховых взносов. Как правило, третьей стороной по этим искам выступает соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации. Но зачастую граждане не отслеживают данную информацию, что приводит к весьма неблагоприятным последствиям в будущем.
Существует более перспективная и экономичная технология информирования граждан о состоянии их индивидуальных лицевых счетов - это использование социальной карты и сети информационных терминалов. В 2007 году данную технологию ПФР отработал с правительством Ханты-мансийского автономного округа. Фактически впервые были объединены информационные сети субъекта Российской Федерации и федерального ведомства для предоставления государственных информационных услуг гражданам.
Ценность информационных ресурсов персонифицированного учета заключается не только в использовании в установленном законодательством порядке содержащихся в них персональных данных граждан, но также и в обеспечении обезличенными статистическими данными процессов составления бюджета ПФР и актуарных расчетов, позволяющих оценить финансовое состояние пенсионной системы на перспективу. На основе этих ресурсов рассчитывается численность работающих граждан в стране по категориям и определяется средняя официальная заработная плата (доход) по этим категориям. Поскольку эти данные подтверждены уплатой страховых взносов, достоверность их достаточно высока, что предопределяет и точность расчетов. Межотраслевое использование статистики персонифицированного учета, в том числе для анализа рынка труда и миграции населения, занятого в официальном секторе экономики, может быть расширено при соответствующем обеспечении ПФР ресурсами. К этому, безусловно, следует стремиться.
На основе анализа данных персонифицированного учета могут быть получены даже несколько неожиданные результаты. Например, эти данные свидетельствуют, что в одном из регионов Приволжского федерального округа в 2006 году среднемесячная заработная плата была меньше или равной среднему по стране размеру трудовой пенсии по старости (3378, 16 руб.) у 51,19% от общего количества работавших в регионе граждан.
Система персонифицированного учета позволяет отделениям ПФР решать следующую важную проблему - определять начисленную среднюю заработную плату по каждому страхователю и на этой основе совместно с органами власти субъекта Федерации добиваться, чтобы эта заработная плата была не ниже минимума, установленного в субъекте Федерации. Например, отделением ПФР по Республике Башкортостан на 01.01.2006г. было выявлено 5467 страхователей, у которых начисленная заработная плата была ниже минимума, установленного в республике, и за год (к 01.01.2007г.) это количество было снижено до 3016. Такая работа многими отделениями ПФР осуществляется совместно с профсоюзными организациями и трехсторонними комиссиями в субъектах Российской Федерации.
Подобное использование данных персонифицированного учета в управленческой деятельности в субъектах Российской Федерации, по-моему мнению, повышает эффективность контроля за соблюдением прав работающего населения.
Необходимо отметить, что проект персонифицированного учета в силу объема информации, количества клиентов мог быть реализован только с использованием современных информационных технологий. Колесник А.П. Персонифицированный учет как отображение в пенсионной системе России трудовой деятельности каждого гражданина // Пенсия.-2008.- №3.-С.43-47