Государственные займы и обязательства. Большая энциклопедия нефти и газа

Классификация государственных займов

Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков.

1. По субъектам заемных отношений - займы, размещаемые центральными и территориальными органами управления.

2. По месту размещения - внутренние и внешние.

3. По обращению на рынке - рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. При финансировании бюджетного дефицита они основные. Нерыночные - не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают. Так, нерыночные государственные облигации выпускаются на Западе для мобилизации средств негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов.

4. В зависимости от срока привлечения средств - краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше). Краткосрочные займы используются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов. Обычно в этих целях выпускаются векселя. Центральное правительство выпускает казначейские векселя, местные органы власти - муниципальные. В Италии казначейские векселя выпускаются сроком на 3,6,12 месяцев, в Японии - 60 дней, Великобритании - 91 день. Исключением является Германия, где казначейские векселя выпускаются сроком до двух лет. В некоторых странах для привлечения средств на более длительный период используются казначейские ноты, которые получили меньшее распространение, чем векселя. В Италии они выпускаются со сроком погашения 2-3 года, в США - от 1 до 10 лет. Привлечение средств на более длительный период обычно осуществляется с помощью облигаций.

5. По обеспеченности долговых обязательств - закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например, определенным имуществом. Наиболее часто их выпускают местные органы власти. Обеспечением беззакладных облигаций служит все имущество государства или данного муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации. Их надежность исключительно высока, и поэтому инвесторы не нуждаются ни в каких дополнительных гарантиях.

6. По характеру выплачиваемого дохода долговые обязательства делятся на выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе тиражей выигрышей. Эти облигации не пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получать стабильный доход, а не полагаться на волю случая. Поэтому основной вид - процентные облигации, доход по которым выплачивается 1, 2 или 4 раза в год на основе купонов. Большинство инвесторов отдает предпочтение таким долговым обязательствам.

Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Не имеют также купонов и некоторые долгосрочные долговые обязательства. Весь доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Как и краткосрочные, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном.

7. По методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердым или плавающим доходом. В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышение процента.

Для покрытия бюджетного дефицита приходится размещать займы при относительно завышенном уровне процентной ставки. Установив аналогичный процент по своим долговым обязательствам на весь срок займа, который может составить 20 - 30 лет, государство взвалит на налогоплательщиков дополнительные расходы. Избежать подобную ситуацию позволяют два варианта:

1) покрытие потребности в денежных средствах за счет краткосрочного или среднесрочного займа и выпуска (когда процентная ставка упадет) долгосрочного. Однако в этом случае заемщик несет дополнительные расходы, связанные с выпуском, размещением и погашением еще одного займа. Не исключена вероятность, что в ожидании повышения процентной ставки инвесторы не проявят интереса ко второму займу;

2) систематический пересмотр процента, выплачиваемого по ценным бумагам. В качестве базы обычно используется ставка по межбанковским кредитам в стране. Такие займы имеют большой недостаток - должник не в состоянии спланировать свои расходы. Но этот вариант решает все названные проблемы.

8. В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты делятся на обязательства: с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.

Вопрос о досрочном погашении долговых обязательств становится актуальным только тогда, когда на финансовом рынке происходят существенные изменения. Например, заемщик выпустил облигации с ежегодным фиксированным доходом в 12%, а через год ставка упала и составила 6%. В этом случае заемщик терпит существенные потери, тогда как инвестор получает значительный выигрыш. Если облигации были выпущены с правом досрочного погашения, инвестор может уменьшить свои потери, выпустив и разместив новый заём, и погасив старый.

Различают два варианта погашения задолженности: единовременно и частями. Если заём гасится частями, в зависимости от распределения суммы долга по срокам погашения, выделяются три варианта:

заём погашается равными частями в течение определенного срока, например четырех лет. Так, если сумма займа составила 10 млн. долл. США, ежегодно будет выплачиваться 2,5 млн. долл.;

возрастающими долями. Например, в первый год гасится 1 млн. долл., во второй - 2 млн. долл., в третий - 3 млн. долл., в четвертый - 4 млн. долл. Такая система удобна при наращивании доходов заемщика. Например, в связи с подъемом деловой активности предполагается рост налоговых поступлений или объект, на строительство которого привлекались заемные средства, постепенно набирает мощность и начинает приносить все большую прибыль;

снижающимися долями. Например, в первый год погашается долг на 4 млн. долл., во второй - на 3 млн. долл. и т.д. Такая система предпочтительна, когда ожидается падение доходов заемщика или увеличение его расходов.

Управление государственным кредитом

Управление государственным кредитом может рассматриваться в узком и широком смысле. Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государственным кредитом в широком смысле как одно из направлений финансовой политики находится в руках органов власти и управления государством. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для его финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость и целесообразность осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса отдельных районов страны.

Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых государств. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки на кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга расценивается органами управления США и стран Европейского Союза как одна из наиболее актуальных задач.

Под управлением государственным кредитом в узком смысле понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий.

В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:

минимизация стоимости долга для заемщика; недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;

эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выделенных кредитов; обеспечение своевременного возврата кредитов; максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.

1. Сущность рынка государственных ценных бумаг

1.2. Государственные ценные бумаги

Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).

Государственные ценные бумаги это долговые обязательства эмитента (юридическое лицо осуществляющее выпуск ценных бумаг - государства, чаще всего в лице казначейства) перед приобретателем данных обязательств (держателем государственных ценных бумаг) в том, что эмитент обязуется в срок и в полной мере погасить ценные бумаги, выплачивать причитающиеся проценты, если таковые следуют из договора о покупке ценных бумаг, а также выполнять прочие обязательства, которые оговорены в договоре. Это источник финансирования расходов государства, территориально-административных органов управления, муниципалитетов; форма вложений денежных средств физическими и юридическими лицами и способ получения ими доходов от этих вложений.

Государственные ценные бумаги могут выпускаться центральными органами, органами власти на местах, отделенных, относительно независимыми, государственными учреждениями, а так же организациями, которые пользуются государственной поддержкой. Поэтому отдельные ценные бумаги, выпущенные частными юридическими лицами, могут иметь, в определенной мере, характер государственных бумаг, если государство гарантирует доходность по ним.

К ценным бумагам, в целом, и к государственным ценным бумагам, в частности, относятся денежные документы:

Удостоверяющие право владения или отношения займа;

Определяющие взаимоотношения между лицом, выпустившим эти документы, и их владельцем;

Предусматривающие, как правило, выплату дохода в виде дивидендов или процентов, а также возможность передачи денежных и иных прав, вытекающих из этих отношений, другим лицам.

Необходимо определить назначение государственных ценных бумаг:

Во-первых, государство использует их как метод мобилизации денежных сбережений граждан, временно свободных финансовых ресурсов институциональных инвесторов (страховые компании, пенсионные фонды и др.) для финансирования расходов бюджета, превышающих его доходы.

Во-вторых, ценные бумаги используются для регулирования денежного обращения.

Например, в США эмиссия наличных денег осуществляется центральным банком - Федеральной резервной системой (ФРС) под приемлемое обеспечение, главным образом государственными облигациями. После размещения на первичном рынке государственные ценные бумаги обращаются на вторичном рынке. При необходимости ФРС скупает их у коммерческих банков. В результате этой операции увеличиваются резервы коммерческих банков в ФРС. А это значит, что коммерческие банки могут выдавать предпринимателям значительно большие суммы кредитов. Так, изменяя суммы выпуска и скупки ценных бумаг и учетные ставки по кредитам, ФРС регулирует денежное обращение.

К числу государственных ценных бумаг, принятых в мировой практике, относятся следующие ценные бумаги: государственные облигации, казначейские векселя, сберегательные сертификаты.

Рассмотрим эти вида ценных бумаг.

Облигация - это долговое денежное обязательство, по которому кредитор предоставляет эмитенту заем. Эмитент, выпустивший ценную бумагу, обязуется уплатить владельцу облигации в оговоренный срок номинальную стоимость бумаги и ежегодно (до погашения) фиксированный или плавающий процент. Значит облигацией признается ценная бумага, закрепляющая право держателя на получение от эмитента в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от стоимости облигации или иного имущественного эквивалента.

Таким образам облигация является ценной бумагой, удостоверяющей отношение займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, выпустившим ее (эмитентом, должником) и удостоверяют:

Факт предоставления владельцем бумаги денежных средств эмитенту;

Обязательство эмитента вернуть долг через определенное время; право инвестора получать в виде вознаграждения за предоставленные денежные средства определенный процент от номинальной стоимости облигации.

Процент по облигациям остается постоянным или изменяется незначительно. Поэтому облигации - ценные бумаги с фиксированным доходом или твердо доходные бумаги.

Облигации выпускаются с целью привлечения денежных средства для покрытия госбюджета и реализации государственных проектов и служат источником финансирования расходов бюджета, превышающих доходы; формой сбережений средств граждан и организаций и получения ими дохода.

Существуют разные виды облигаций зависимо от эмитента, способа выплаты дохода, сроков действия, на которые они выпускаются, условий обращения и их надежности.

Государственные облигации выпускают центральные органы управления. Как правило, эмитентом является Министерство финансов. Полученные средства направлены на покрытие бюджетного дефицита или финансирования определенных инвестиционных проектов. Облигации местных займов выпускают местные органы управления.

В зависимости от способа выплаты дохода различают процентные, дисконтные и конвертируемые облигации. Процентные облигации предусматривают выплату дохода в виде годового процента, что устанавливается до номинальной стоимости. По дисконтным доход формируется в виде разницы между номинальной стоимостью и ценами покупки. Конвертируемые облигации предусматривают не выплату дохода, а обмен их на новые. При этом номинальная стоимость приобретенных облигаций увеличивается, то есть доход образуется за счет разницы между номинальной стоимостью новых и предыдущих облигаций

На облигации указана номинальная стоимость. Она может быть продана за сумму меньшую, чем номинальная стоимость (со скидкой).

Тогда лицо, выпустившее ее, обязано возместить ее держателю в предусмотренный срок номинальную стоимость. Доход держателя в этом случае образуется в виде разницы между номинальной и продажной ценой. Облигация может быть продана по номинальной стоимости либо по рыночной цене. В этом случае лицо, выпустившее облигацию, обязано возместить ее держателю в предусмотренный срок номинальную стоимость и уплатить ему фиксированный процент. При покупке облигации по номиналу доход держателя равен полученному проценту. При перепродаже облигаций по рыночной цене держатель ее имеет доход или убыток в виде разницы.между ценой покупки и ценой продажи и доход в виде процента. В случае фиксированного процента облигации - твердо доходные ценные бумаги.

По срокам различают срочные, бессрочные и облигации с правом досрочного погашения. Срочные выпускаются на определенные периоды, которые не могут изменяться. В зависимости от продолжительности периода они делятся на краткосрочные (до одного - двух лет), среднесрочные (до пяти лет) и долгосрочные (более пяти – десяти лет). Следует заметить что, в каждой стране существует свой подход к определению терминов разделения облигаций на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Бессрочные облигации не предусматривают определения терминов их выпуска.

В зависимости от условий обращения облигации, делят на две группы: со свободным и ограниченным обращением в зависимости от прав на их переход от одного к другому владельцу.

По надежности облигации делятся на обеспеченные и не обеспеченные. Обеспеченные облигации предусматривают гарантии их погашения и выплаты дохода в соответствии с установленными сроками. Обеспечением таких облигаций может быть недвижимое имущество, земля и тд. Государственные облигации независимо от того, указывается или нет объекты и формы их обеспечения, всегда считаются обеспеченными, поскольку государство не может обанкротится и всегда считаются обеспеченными, поскольку государство не может обанкротится и всегда имеет достаточные ресурсы и потому его облигации выступают эталоном надежности.

Казначейские обязательства – вид ценных бумаг на предъявителя, что размещаются среди населения, и свидетельствуют об внесении их владельцами средств в бюджет и дают право на получение финансового дохода. Выпускают такие виды казначейских обязательств: краткосрочные (до одного года); среднесрочные (от 1 до 5 лет); долгосрочные (от 5 до 10 лет).

Краткосрочные казначейские векселя являются формой долгового обязательства государства, выпускаются на срок, как правило, до одного года под покрытие бюджетного дефицита с выплатой дохода в виде дисконта. Таким образом, краткосрочные казначейские векселя - государственные обязательства, погашаемые обычно в пределах одного года со времени их выпуска и реализуемые с дисконтом, т. е. по цене ниже номинала, по которому они погашаются (либо продаваемые по номиналу, а выпускаемые по цене выше номинала).

Среднесрочные казначейские векселя, казначейские боны казначейские обязательства, имеющие сроки погашения от одного до пяти лет, выпускаемые обычно с условием выплаты фиксированного процента.

Долгосрочные казначейские обязательства со сроком погашения до десяти лет и более; по ним оплачиваются купонные проценты. По истечении срока обладатели таких государственных ценных бумаг имеют право получить их стоимость наличными или рефинансировать в другие ценные бумаги. В некоторых случаях долгосрочные обязательства могут быть погашены при наступлении предварительной даты, т. е. за несколько лет до официального срока погашения.

Сберегательный сертификат – письменное свидетельство банка о депонировании денежных средств, которое удостоверяет право вкладчика на получение после истечения установленного срока депозита и процентов по нему.

Термин сберегательные сертификаты как ценная бумага имеет два значения:

Документ - свидетельство кредитного учреждения о депонировании денежных средств, удостоверяющее право вкладчика на получение депозита (депозитные сертификаты), или свидетельство банка о получении денег от граждан для долгосрочного их сбережения (сберегательные; сертификаты);

Вид облигаций государственных займов.

Сертификаты дают возможность привлечь вкладчиков свободных денежных средств.

Владелец сертификата получает доход либо в виде процента, либо в виде разницы между суммой, подлежащей выплате, и покупной ценой сертификата.

Сберегательные сертификаты выдаются срочные (под определенный договорной процент на определенный срок) или до востребования

Именные сертификаты обращению не подлежат, а их продажа (отчуждение) другими лицами является не действительным. Сберегательные сертификаты на предъявителя могут обращаться на вторичном рынке. В продажную цену включается и начисленный на момент продажи процент;

Депозитные сертификаты до востребования дают владельцу право на изъятие определенных сумм по предъявлении сертификата. На срочных депозитных сертификатах указаны срок отплаты и размер причитающегося процента.

Итак, государственная ценная бумага - это форма существования государственного долга, это долговые ценные бумаги, эмитентом которых выступает государство.

Государственные ценные бумаги имеют как правило 2 преимущества перед другими ценными бумагами:

Самый высокий уровень надёжности для вложенных средств и соответственно минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему

Льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами или направлениями вложения капитала. Часто на государственные ценные бумаги отсутствуют налоги на операции с ними и на получаемые доходы

Правительство выпускает долговые обязательства широкого спектра сроков от казначейских векселей сроком в 3 месяца до облигаций сроком 30 лет.

С помощью выпуска в обращение государственных ценных бумаг решаются следующие основные задачи: финансирование государственного бюджета на не инфляционной основе, т.е. без дополнительного выпуска денег в обращение; финансирование целевых государственных программ в области жилищного строительства, инфраструктуры, социального обеспечения и т.д.

Выпущенные государством ценные бумаги можно классифицировать по ряду признаков.

(1) По субъектам заемных отношений - займы, размещаемые центральными и территориальными органами управления.

(2) По месту размещения - внутренние и внешние государственные займы.

(3) Рыночные и нерыночные государственные заемные инструменты .

Рыночные займы свободно продаются и покупаются. Они являются основными при финансировании бюджетного дефицита.

Нерыночные облигации не могут свободно менять своих владельцев.

Они не подлежат обращению на рынке ценных бумаг и обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают. Так, нерыночные государственные облигации выпускаются на Западе для мобилизации средств негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов. В РФ последним признакам отвечают государственные сберегательные облигации.

(4) По сроку привлечения средств -

краткосрочные (со сроком погашения до одного года),

среднесрочные (от одного до пяти лет),

долгосрочные (от пяти лет и выше).

Краткосрочные займы используются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов. Обычно в этих целях выпускаются векселя. Центральное правительство выпускает казначейские векселя, местные органы власти - муниципальные. В Италии казначейские векселя выпускаются сроком на 3, 6, 12 месяцев; Японии - 60 дней; Великобритании - 91 день. Исключением является Германия, где казначейские векселя выпускаются сроком до двух лет. В ряде стран для привлечения средств на более длительный период используются казначейские ноты, которые получили меньшее распространение, чем векселя. В Италии они выпускаются со сроком погашения два-три года, в США - от одного года до десяти лет. Привлечение средств на более длительный период обычно осуществляется с помощью облигаций.

(5) По обеспеченности долговых обязательств -

закладные и

беззакладные.

Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имуществом. Такие облигации наиболее часто выпускаются местными органами власти.

Беззакладные не обеспечиваются ничем определенным. В качестве обеспечения служит все имущество государства или данного муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации. Их надежность исключительно высока, и поэтому инвесторы не нуждаются ни в каких дополнительных гарантиях.

(6) По характеру выплачиваемого дохода -

выигрышные,

процентные и

с нулевым купоном долговые обязательства.

Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе лотереи. Эти облигации не пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получать стабильный доход, а не полагаться на волю случая. Те же, кто хочет получить выигрыш, предпочитают покупать лотерейные билеты.

Главным видом являются процентные облигации , доход по которым выплачивается один, два или четыре раза в год на основе купонов. Большинство инвесторов отдают предпочтение таким долговым обязательствам.

Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Не имеют купонов и некоторые долгосрочные долговые обязательства. Весь доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Как и краткосрочные облигации, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном.

(7) По методу определения дохода - долговые обязательства государства

с твердым доходом

с плавающим доходом.

В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышение процента.

(8) Обязательства

с правом досрочного погашения

без права досрочного погашения.

Эмитентом ценных бумаг от имени РФ выступает Минфин РФ. Обязательства РФ, субъекта РФ, возникшие в результате эмиссии ценных бумаг и составляющие внутренний долг, должны быть выражены в валюте РФ и подлежат оплате в валюте РФ. Согласно ст. 98 Бюджетного кодекса РФ изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

По срокам ОФЗ могут быть среднесрочными или долгосрочными. Владельцами ОФЗ могут быть российские и иностранные юридические и физические лица. Владелец облигаций имеет право на получение при их погашении суммы основного долга (номинальной стоимости), а также дохода в соответствии с условиями выпуска в виде процента, начисляемого на номинальную стоимость облигаций.

Минфин РФ на основании данных Генеральных условий принимает условия эмиссии ОФЗ и решение об эмиссии отдельного выпуска. ОФЗ одного выпуска равны между собой по объему предоставляемых их владельцам прав.

Генеральным агентом по обслуживанию выпусков облигаций федеральных займов является ЦБ РФ.



Все сделки с ОФЗ заключаются и исполняются в порядке, установленном ЦБ РФ по согласованию с Минфином РФ через уполномоченные им организации на осуществление депозитарной, брокерской или дилерской деятельности с РФЗ (далее - уполномоченные организации).

Денежные расчеты по сделкам с ОФЗ осуществляются через ЦБ РФ и его территориальные учреждения, а также иные кредитные организации в наличном и безналичном порядке, определяемом ЦБ РФ по согласованию с Минфином РФ.

ОФЗ выпускаются в документарной форме с обязательным централизованным хранением. Документом, удостоверяющим права, закрепляемые ОФЗ каждого выпуска, является глобальный сертификат, оформляемый на этот выпуск, реквизиты которого устанавливаются Минфином РФ. Владельцы ОФЗ не имеют права требовать выдачи их на руки.

ОФЗ с амортизацией долга впервые были выпущены в 2002 г. Как и все ОФЗ, эти облигации являются именными купонными среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет) государственными ценными бумагами.

Нерыночные ценные бумаги Кроме свободно обращающихся на рынке государственных ценных бумаг, Минфин для обеспечения инвестиционных потребностей страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов и акционерных инвестиционных фондов выпускает и нерыночные ценные бумаги. В настоящее время нерыночные ценные бумаги представлены государственными сберегательными облигациями (ГСО).

Облигации являются именной федеральной государственной ценной бумагой, выраженной в рублях, выпускаются в документарной форме и подлежат централизованному хранению.

Документом, удостоверяющим права, закрепляемые облигациями каждого выпуска, является глобальный сертификат, который хранится в депозитарии. ГСО могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными. Облигации не могут приобретать нерезиденты РФ. Владельцами облигаций могут быть следующие юридические лица:

Страховые организации;

Негосударственные пенсионные фонды;

Акционерные инвестиционные фонды;

Пенсионный фонд РФ и иные государственные внебюджетные фонды РФ - в случае, если инвестирование их средств в государственные ценные бумаги предусмотрено законодательством

Владельцы облигаций и управляющие компании имеют право:

(1) на получение при погашении облигаций их номинальной стоимости, а также доходов в виде процентов, начисляемых исходя из номинальной стоимости облигаций;

(2) предъявление облигаций к обмену на федеральные государственные ценные бумаги в порядке, предусмотренном условиями эмиссии и обращения облигаций, в объемах и в сроки, определенные решением о выпуске облигаций;

(3) предъявление облигаций к выкупу в порядке, предусмотренном условиями эмиссии и обращения облигаций, в объемах и в сроки, определенные решением о выпуске облигаций.

Целевой иностранный кредит (заимствование) - форма финансирования проектов, включенных в Программу государственных внешних заимствований РФ, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездных основах путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов.

Целевые иностранные кредиты включают связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, а также нефинансовые кредиты международных финансовых организаций.

Связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм - форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок товаров, работ и услуг за счет средств правительств иностранных государств, банков и фирм в основном в стране-кредиторе.

Нефинансовые кредиты международных финансовых организаций - форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг в целях осуществления инвестиционных проектов или проектов структурных реформ при участии и за счет международных финансовых организаций.

В соответствии с программой государственных внешних заимствований РФ на 2006 г. кредиты международных финансовых организаций представлены кредитами Мирового банка реконструкции и развития (МБРР) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).

Мировой банк реконструкции и развития (МБРР )

Техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне;

Модернизация казначейской системы РФ;

Модернизация налоговой службы;

Развитие финансовых учреждений;

Развитие рынка капитала;

Модернизация информационной системы таможенных органов;

Управление окружающей средой;

Поддержка реформы в электроэнергетическом секторе;

Правовая реформа и др.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) предоставляет кредиты на такие проекты, как:

Модернизация железнодорожного транспорта России;

Завершение строительства комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга от наводнений и др.

Особое место среди ценных бумаг занимают государственные ценные бумаги (ГЦБ). Они, как правило, представляют собой долговые цен­ные бумаги - облигации. Должником по ним выступает государство в лице органов, уполномоченных быть эмитентом. В общем смысле государственные долговые обязательства (ГДО) выпускаются для по­полнения государственной казны. Делается это ради достижения кон­кретных целей, среди которых:

1. Покрытие дефицита государственного бюджета. Выпуск госу­дарственных ценных бумаг считается наиболее экономически це­лесообразным методом финансирования бюджетного дефицита. При этом, как правило, выпускаются среднесрочные и долго­срочные ГДО.

2. Кассовое исполнение государственного бюджета. Даже при отсут­ствии дефицита в рамках одного бюджетного года могут возни­кать - и возникают - временные разрывы между поступлением средств и необходимостью их расходования. Для преодоления та­ких разрывов и выпускаются краткосрочные ГДО.

3. Рефинансирование уже существующей задолженности государ­ства. Погашение долга - это всегда одномоментное отвлечение значительных денежных ресурсов. А их к установленному сроку может либо не хватать, либо вообще не оказаться. Тогда под вы­полнение своих обязательств государство прибегает к новым зай­мам, в том числе и путем выпуска ценных бумаг. По сути это охватывает и реструктуризацию обязательств государства: выпуск ценных бумаг более длительных сроков обращения и обмен (но­вация) на них прежних обязательств с меньшими сроками пога­шения.

4. Сглаживание неравномерности гюстутения налоговых платежей. Это весьма специфическая цель. Она непосредственно связана с кассовой несбалансированностью бюджета. В данном случае го­сударство выпускает особые ценные бумаги, обычно под более высокую доходность, выплаты по которым могут быть зачтены как налоговые платежи, в том числе и по задолженности перед

5. Финансирование особо важных территориальных и отраслевых инвестиционных программ. Целевые долговые ценные бумаги вы­пускаются конкретными исполнителями этих программ, обычно - частными юридическими лицами. Государство же становится га­рантом по ним. При этом оно распространяет на них те же льго­ты, что и в случае с ГЦБ, например, налоговые.

Все эти меры в той или иной мере увеличивают государственный долг. Следовательно, одна из самых главных задач государства при вы­пуске ценных бумаг - не допустить чрезмерной нагрузки на расходную часть бюджета в части обслуживания долга. Поэтому, как правило, они эмитируются в пределах лимита государственного долга, утверждаемо­го соответствующим законом о бюджете.

Размещение государственных ценных бумаг происходит посред­ством аукциона, открытой и индивидуальной продаж. Основным спо­собом выступает аукцион. Он предполагает, что потенциальные инве­сторы подают его устроителю заявки, в которых указываются условия, при соблюдении которых они готовы купить ГЦБ. Если основным условием заявлена цена, то это ценовой аукцион. Если же процентная ставка - процентный.

Заявка бывает конкурентной и неконкурентной. В первой указыва­ются конкретные условия, на которые согласен инвестор (в частности, цена и количество ценных бумаг). Во второй - только сумма денеж­ных средств, которую предполагается вложить. Такая заявка удовлет­воряется по средневзвешенным условиям, сложившимся по результа­там аукциона.

Аукцион может проводиться по американской и голландской системе. Американский аукцион предполагает, что покупатели приобретают ГДО по тем ценам, которые указаны в заявке. Однако если предложенная цена оказывается ниже цены отсечения, устанавливаемой эмитентом по ре­зультатам обобщения заявок, такая заявка не удовлетворяется. В случае голландского аукциона все заявки удовлетворяются по единой средне­взвешенной цене, сложившейся по результатам торгов.

Объем ГДО, размещаемых на аукционе, может быть объявлен за­ранее. Удовлетворение заявок при таких обстоятельствах происходит начиная с наилучших условий. Если это ценовой аукцион, то с самой высокой цены заявки. Если же процентный - с наиболее низкой процентной ставки. При этом государство может установить мини­мальный объем размещения, при котором выпуск ГЦБ считается состоявшимся. В России это, как правило, 20% от общего объема. Объем ГДО может и не объявляться. Тогда удовлетворяются все по­ступившие заявки.

Открытая продажа государственных ценных бумаг осуществляет­ся в течение длительного времени, иногда весь период их размещения. При этом одновременно с продажей производится их покупка. Цены купли-продажи едины на территории всей страны и устанавливаются на определенный срок, чаще всего рабочую неделю. В этот период они не меняются. А в следующий пересматриваются согласно конъюнкту­ре. Покупателями ГДО при этом могут быть все желающие. Обычно куплей-продажей таких ценных бумаг занимается Центральный банк и его территориальные учреждения.

В случае индивидуального размещения государство непосредствен­но или через посредников договаривается обо всех условиях займа с одним или несколькими крупными инвесторами, как правило - банками. Они и покупают весь выпуск ГЦБ. По сути, это закрытая подписка.

Известны следующие способы выплаты дохода по ГЦБ.

Фиксированная процентная ставка. Она устанавливается при выпуске облигаций и в дальнейшем не меняется. Основной не-

достаток этого способа в том, что доходы обесцениваются ин­фляцией.

Ступенчатая ставка. В пределах срока обращения ГЦБ устанав­ливается несколько дат, когда их можно погасить или продлить на следующий срок. В каждый последующий период ставка воз­растает. Возможен также обмен на государственные ценные бу­маги иного вида с более высокой доходностью.

Плавающая ставка. Здесь процентная ставка регулярно, как пра­вило, каждые полгода, пересматривается в связи с динамикой ставки рефинансирования Центрального банка или доходности ГДО, размещаемых на аукционе.

Дисконт. По дисконтным ГЦБ процентная ставка не устанавли­вается. Они размещаются по цене ниже номинальной стоимости, а погашаются по номиналу. Эта разница и образует доход.

Следует отметить, что в российских нормативных документах, рег­ламентирующих эмиссию и обращение ГДО, различают следующие ставки процентного дохода:

Фиксированные, величина которых утверждена для каждого пе­риода выплат, но не совпадает;

Переменные, величина которых определяется исходя из офици­альных показателей, характеризующих инфляцию;

Постоянные, величина которых определена и одинакова для всех купонных периодов.

Государственные ценные бумаги бывают двух типов: рыночные и не­рыночные. Рыночные могут свободно обращаться на вторичном рынке. Именно они наиболее ликвидные и служат ориентиром доходности, используемым в финансовых расчетах.

Нерыночные имеют какие-либо ограничения в обращении. Чаще всего последние касаются потенциальных владельцев. Например, ГЦБ могут быть предназначены исключительно для резидентов или только для юридических лиц. Кроме этого, ограничения часто касают­ся операций, совершаемых с госбумагами. Например, возможны от­сутствие операций их купли-продажи на вторичном рынке, наличие запрета на использование в качестве объекта залога, либо же предусмат­ривается обязательность определенных операций.

В частности, именно такие ограничения предполагаются Приказом Министерства финансов РФ от 21.11.2004 № 86н «Об утверждении условий эмиссии и обращения облигаций государственных нерыноч­ных займов».

Заимствования осуществляются в 2-х формах: государственных займах и прямых кредитах.

Государственные (или муниципальные) займы отличаются видовым разнообразием. Обычно их классифицируют по ряду признаков:

1. в зависимости от типа держателей ценных бумаг различают: универсальные и специальные. Универсальные размещаются среди и юридических, и физических лиц; специальные – только среди одного типа держателей. При этом, если необходимо быстрее и успешнее провести заемные операции, осуществляется выпуск универсальных займов, обеспечивая широту охвата потенциальных покупателей ценных бумаг. Если же нужно защитить интересы каких-либо групп потенциальных держателей ценных бумаг, то выпускается специальный заем;

2. по способу обращения ценных бумаг займы подразделяются на: рыночные ценные бумаги, которые свободно продаются и покупаются на вторичном рынке; нерыночные ценные бумаги – на вторичном рынке после первичного их размещения не обращаются. Наибольшее распространение имеют рыночные займы. Нерыночные ценные бумаги (займы) выпускаются для аккумуляции в бюджет денежных средств определенных инвесторов (страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов и др.);

3. по формам выплаты дохода различают: процентные, беспроцентные, процентно-дисконтные, выигрышные, дисконтные, процентно-выигрышные, твердодоходные. Различие между ними заключается в форме выплачиваемого дохода и условиях его выплаты. Так держатели облигационного займа получают доход в виде %, начисленных по номиналу путем оплаты купонов (ежеквартально, раз в полугодие, ежегодно) или при погашении займа. Владельцы выигрышных облигаций получают доход не по всем ценным бумагам, а только по тем из них, на которые выпал выигрыш;

4. в зависимости от способа определения купонного дохода: займы с постоянным купонным доходом (%-ый доход установлен заранее в соответствии с условиями выплаты займа и являются постоянными по годам); займы с фиксированным купонным доходом (отличаются от постоянных дифференциацией купонного дохода по годам); займы с переменным купонным доходом (%-ый доход определяется к заранее установленной базе – доходность другого займа, средняя доходность государственных облигаций и др.). Фиксация купонного дохода применяется в условиях стабильного рынка, а метод переменного дохода в условиях нестабильного рынка, когда установление твердого % может привести повышенным %-ым расходам бюджета или к потери потенциальных инвесторов, рассчитывающих на более высокую доходность ценных бумаг;

5. по срокам выпуска (погашения) займы подразделяются на: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (более 5 лет, максимум 30 лет).



Прямой кредит представляет собой средства, привлекаемые органами власти в качестве заемных источников финансирования публичных расходов. Такие кредиты могут быть предоставлены государственным и коммерческим банкам, другими кредитными организациями, иностранными государствами и банками, международными финансовыми организациями.

Напомним, что в РФ кредиты Банка России запрещено использовать в качестве источника покрытия дефицитов бюджетов всех уровней. Значительная часть территориальных (региональных и местных) заимствований формируется за счет кредитов коммерческих банков и других кредитных организаций. Эти кредиты предоставляются органам власти и местного самоуправления на обычных рыночных условиях. Кредиты, предоставляемые органам власти иностранными государствами в форме прямых кредитов и гарантий, получили название межгосударственных и межправительственных кредитов. Заметим, что кредиты, предоставляемые международными финансовыми организациями считаются наиболее выгодными по условиям (срокам и %-ам) из всех видов внешних заимствований.

Названные кредиты и межправительственные заимствования составляют вместе международный кредит. Он может быть связанным (на осуществление конкретных программ, то есть носить целевой характер) и несвязанным финансовым кредитом. Большой удельный вес занимают связанные кредиты.

Повторим, что бюджетные кредиты – это денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету юридическому лицу (кроме государственных и муниципальных учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и безвозмездной основе.