Государственная политика в области занятости населения. Регулирование рынка труда в россии

Государственная политика в области занятости населения. Регулирование рынка труда в россии

Вследствие многообразия внутренних регуляторов рынка рабочей силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования нуждается в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальных задач проводимых в России реформ.

Большую роль в обеспечении занятости играет государство.

Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда.
  • программа по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе.
  • программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы.
  • программы содействия найму рабочей силы.
  • правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т. е. выделяет средства на пособия по безработице
Цели государственного регулирования рынка труда:
  • обеспечение полной занятости , под которой понимается отсутствие при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;
  • создание «гибкого рынка труда» , способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта «гибкость», по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.

Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:

  • активной — создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;
  • пассивной — поддержка безработных путем выплаты пособий.

Проведение активной политики , нацеленной на достижение полной занятости, является в развитых странах приоритетным направлением государственной политики на рынке труда. К основным мерам этой политики относятся:

  • стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным условием создания новых рабочих мест;
  • организация переобучения и переквалификации структурно-безработных;
  • развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах с целью снижения фрикционной и структурной безработицы;
  • содействие мелкому и семейному предпринимательству, что рассматривается во многих странах важнейшим методом обеспечения занятости населения;
  • государственное стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения — , инвалидам;
  • содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;
  • международное сотрудничество в решении проблем занятости; решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;
  • создание рабочих мест в государственном секторе — в сфере образования, медицинских услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и сооружений;
  • организация общественных работ.

Государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относятся к пассивной форме политики государства на рынке труда. Безработным гражданам государство гарантирует:

  • обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;
  • бесплатное медицинское обслуживание.

В развитых странах финансовая помощь безработным осуществляется на основе систем страхования по безработице. Минимальная задача этих выплат — обеспечение текущих жизненных расходов безработных. Продолжительность — от нескольких месяцев, до бессрочного вспомоществования (например, в Бельгии, Австралии). Средства формируются главным образом за счет государства и предпринимателей.

Зависимость между безработицей и заработной платой

Важной основой регулирования рынка труда в стране с является зависимость между безработицей и . Речь идет о так называемой , графически отражающей нелинейную зависимость между этими двумя явлениями.

Если допустить, что существует одинаковое соотношение между темпами изменения заработной платы и цен, то модель Филлипса может быть преобразована в соотношение между безработицей и темпами изменения уровня цен. Кривая Филлипса дает варианты выбора: или достаточная высокая занятость с максимально экономическим ростом, но при быстром повышении цен, или достаточно стабильные цены, но при значительной безработице .

Долгие года служила базой социально-экономического регулирования в США и других странах Запада. Многие западные экономисты и сейчас исходят из того, что существуем однонаправленное движение изменений в заработной плате и ценах и разноплановое — между данными величинами и безработицей. Однако было немало примеров, когда безработица и инфляция приобретали не обратную, а прямую связь: несмотря на рост безработицы, цены продолжали расти. Это вызывает критику обоснованности кривой Филлипса как надежного регулятора в экономике.

Перечисленные направления не исчерпывают всех мер воздействия государства на рынок труда. Наряду с ними существуют методы косвенного регулирования рынка рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство — о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и т. д.

Биржа труда

Особое место в системе государственного регулирования рынка труда занимает биржа труда (служба занятости, служба содействия найму), являющаяся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма.

Биржа труда — специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи руда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа, вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока. В США действует около 15 тысяч таких фирм.

Основные направлениями деятельности бирж труда:
  • регистрация безработных;
  • регистрация вакантных мест;
  • трудоустройство безработных и других лиц;
  • изучение конъюнктуры рынка труда и представление информации о ней;
  • тестирование лиц, желающих получить работу;
  • профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных;
  • выплата пособий.

Большинство экономистов полагает, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной системы переподготовки кадров.

Государственная политика в области занятости в России

Государственная политика занятости населения — система мер прямого государственного и косвенного воздействия на трудовую сферу () для достижения поставленных целей.

Государственная политика занятости представляет собой многоуровневый процесс : макроуровень; региональный уровень; местный уровень.

Макроуровень

На макроуровне высшие органы государственной законодательной и исполнительной власти решают кардинальные задачи политики занятости:

  • Согласование целей и приоритетов политики занятости с экономической, социальной, демографической и миграционной политикой.
  • Согласование системы целей и приоритетов политики занятости с финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической политикой.
  • Выработка политики трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения.
Региональный уровень

На региональном уровне учитываются перечисленные выше направления. Однако полномочия региональных органов управления несколько сужены. Например, осуществляется властями федерального уровня.

Регионы включают содействие занятости в число основных приоритетов своей политики и в рамках своей компетенции осуществляют социальную политику. На региональном уровне в интересах политики занятости осуществляются программы жилищного, транспортного и производственного строительства и другие.

На региональном уровне более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, малого бизнеса.

Проблемы трудоустройства на региональном уровне решаются следующим образом:

  • развитие системы подготовки и переподготовки населения (в первую очередь временно незанятого);
  • совершенствование информационного обеспечения (включая компьютеризацию);
  • обеспечение приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости;
  • целевая поддержка рабочих мест для сдерживания высвобождения работающих;
  • повышение эффективности регистрации, трудоустройства и социальной поддержки безработных;
  • поддержка на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и других социально незащищенных групп населения;
  • организация общественных и временных работ.
Местный уровень

На местном уровне ведется вся практическая работа по трудоустройству, выплате пособий, обучению.

Государственная политика занятости населения в России

Правительство любой страны стремится поддерживать определенный уровень занятости в экономике. Разумеется, принимаемые меры зависят от национальных особенностей каждого государства. Ниже будет рассмотрена государственная политика в области занятости на примере России.

В Конституции Российской Федерации записано, что "каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы" (ст.37, п.3).

В 1991 г. был принят закон "О занятости населения в Российской Федерации ", который определил государственные гарантии реализации права на труд и на защиту от безработицы.

Государственные гарантии для безработных включают:
  • бесплатную профессиональную подготовку и переподготовку по направлению службы занятости;
  • компенсацию расходов, связанных с направлением на работу в другой регион по рекомендации службы занятости;
  • выплату пособия по безработице;
  • возможность заключать трудовые контракты на участие в общественных работах и др.

Борьба с — один из элементов системы общественного (социального) страхования. По Закону о занятости, был создан Государственный РФ, который является внебюджетным федеральным фондом. Средства фонда — федеральная собственность и управляются Государственной службой занятости населения. Средства фонда формируются за счет обязательных взносов работодателей и работающих граждан, ассигнований из бюджетов различных уровней, доходов от размещения средств на депозитах Центрального банка и др. и направляются на социальную защиту населения от безработицы.

Действия государства, направленные на снижение уровня безработицы, могут иметь неоднозначные последствия.

Программы переобучения и повышения квалификации, а также повышение эффективности информационной службы о наличии вакансий позволяют увеличить уровень трудоустройства и снизить безработицу.

С другой стороны, выплата пособий по безработице снижает стимулы к поиску работы, что проявляется в "ловушке безработицы". Чтобы ее избежать, государство устанавливает дифференцированные ставки пособия, которые снижаются с течением времени.

Большую роль в обеспечении занятости играет государство.

Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда.

Программа по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе.

Программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы.

Программы содействия найму рабочей силы.

Правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т. е. выделяет средства на пособия по безработице.

Цели государственного регулирования рынка труда:

Обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;

Создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:

Активной - создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;

Пассивной - поддержка безработных путем выплаты пособий.

Проведение активной политики, нацеленной на достижение полной занятости, является в развитых странах приоритетным направлением государственной политики на рынке труда. К основным мерам этой политики относятся:

Стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным условием создания новых рабочих мест;

Организация переобучения и переквалификации структурно-безработных;

Развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах с целью снижения фрикционной и структурной безработицы;

Содействие мелкому и семейному предпринимательству, что рассматривается во многих странах важнейшим методом обеспечения занятости населения;

Государственное стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения - молодежи, инвалидам;

Государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относятся к пассивной форме политики государства на рынке труда. Безработным гражданам государство гарантирует:

Обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;

Бесплатное медицинское обслуживание.

В развитых странах финансовая помощь безработным осуществляется на основе систем страхования по безработице. Минимальная задача этих выплат - обеспечение текущих жизненных расходов безработных. Продолжительность - от нескольких месяцев, до бессрочного вспомоществования (например, в Бельгии, Австралии). Средства формируются главным образом за счет государства и предпринимателей.

Зависимость между безработицей и заработной платой

Важной основой регулирования рынка труда в стране с рыночной экономикой является зависимость между безработицей и заработной платой. Речь идет о так называемой кривой Филлипса, графически отражающей нелинейную зависимость между этими двумя явлениями.

Если допустить, что существует одинаковое соотношение между темпами изменения заработной платы и цен, то модель Филлипса может быть преобразована в соотношение между безработицей и темпами изменения уровня цен. Кривая Филлипса дает варианты выбора: или достаточная высокая занятость с максимально экономическим ростом, но при быстром повышении цен, или достаточно стабильные цены, но при значительной безработице.

Перечисленные направления не исчерпывают всех мер воздействия государства на рынок труда. Наряду с ними существуют методы косвенного регулирования рынка рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство - о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и т. д.

Биржа труда

Особое место в системе государственного регулирования рынка труда занимает биржа труда (служба занятости, служба содействия найму), являющаяся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма.

Биржа труда - специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи руда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа, вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока. В США действует около 15 тысяч таких фирм.

Государственная политика в области занятости в России

Государственная политика занятости населения - система мер прямого государственного и косвенного воздействия на трудовую сферу (рынок труда) для достижения поставленных целей.

На макроуровне высшие органы государственной законодательной и исполнительной власти решают кардинальные задачи политики занятости:

Согласование целей и приоритетов политики занятости с экономической, социальной, демографической и миграционной политикой.

Согласование системы целей и приоритетов политики занятости с финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической политикой.

Выработка политики трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения.

Региональный уровень

На региональном уровне учитываются перечисленные выше направления. Однако полномочия региональных органов управления несколько сужены. Например, демографическая политика осуществляется властями федерального уровня.

Регионы включают содействие занятости в число основных приоритетов своей политики и в рамках своей компетенции осуществляют социальную политику. На региональном уровне в интересах политики занятости осуществляются программы жилищного, транспортного и производственного строительства и другие.

На региональном уровне более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, малого бизнеса.

Проблемы трудоустройства на региональном уровне решаются следующим образом:

Развитие системы подготовки и переподготовки населения (в первую очередь временно незанятого);

Совершенствование информационного обеспечения (включая компьютеризацию);

Обеспечение приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости;

Целевая поддержка рабочих мест для сдерживания высвобождения работающих;

Повышение эффективности регистрации, трудоустройства и социальной поддержки безработных;

Поддержка на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и других социально незащищенных групп населения;

Организация общественных и временных работ.

Местный уровень

На местном уровне ведется вся практическая работа по трудоустройству, выплате пособий, обучению.

Государственная политика занятости населения в России

В 1991 г. был принят закон "О занятости населения в Российской Федерации", который определил государственные гарантии реализации права на труд и на защиту от безработицы.

Государственные гарантии для безработных включают:

Бесплатную профессиональную подготовку и переподготовку по направлению службы занятости;

Компенсацию расходов, связанных с направлением на работу в другой регион по рекомендации службы занятости;

Выплату пособия по безработице;

Возможность заключать трудовые контракты на участие в общественных работах и др.

Борьба с безработицей - один из элементов системы общественного (социального) страхования. По Закону о занятости, был создан Государственный фонд занятости населения РФ, который является внебюджетным федеральным фондом.

Программы переобучения и повышения квалификации, а также повышение эффективности информационной службы о наличии вакансий позволяют увеличить уровень трудоустройства и снизить безработицу.

С другой стороны, выплата пособий по безработице снижает стимулы к поиску работы, что проявляется в "ловушке безработицы". Чтобы ее избежать, государство устанавливает дифференцированные ставки пособия, которые снижаются с течением времени.

Государственное регулирование рынка труда

Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что механизм "саморегулирования" рынка труда не способен сам по себе решить его проблемы. Для этого необходимо государственное вмешательство, которое должно быть осторожным и взвешенным и не ограничиваться лишь задачами сокращения безработицы и смягчения ее последствий. В центр внимания следует ставить политику занятости, обеспечивающая полную, эффективную, рациональную занятость трудовых ресурсов, использование кадров в соответствии с их квалификацией и потенциальными возможностями.

Система государственного регулирования рынка труда должна охватывать все трудоспособное население, занятое и ищущее работу, и общую потребность народного хозяйства в рабочей силе, которая складывается под влиянием структурных сдвигов в экономике, а также механического естественного движения кадров.

Политика безработицы предполагает смягчение ее последствий, социальную защиту безработных, предотвращение массовой безработицы, сведение ее до естественного уровня. Государственное регулирование рынка труда предусматривает:

· оказание помощи в трудоустройстве;

· материальную поддержку незанятого населения;

· профессиональную подготовку и переподготовку незанятого населения;

· совершенствование системы профессиональной ориентации;

· бронирование (квотирование) и создание рабочих мест на действующих предприятиях и в организациях для трудоустройства граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда (трудоустройство инвалидов, молодежи, женщин с частичной компенсацией затрат на эти цели из средств государственного фонда содействия занятости);

· развитие предпринимательства, малого бизнеса в целях создания новых рабочих мест, содействие самозанятости;

· формирование информационно-справочной сети, обеспечивающей учет спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.

Система государственного регулирования рынка труда на макроуровне включает взаимосвязанные подсистемы законодательного, перспективного и оперативного регулирования.

Законодательная подсистема обеспечивает формирование соответствующей правовой основы характера отношений работника и работодателя, а также их отношений с государственными органами и органами самоуправления различных уровней (область, район, город и т.п.), определяет формы, методы и средства регулирования данных отношений.

Основными законодательными и нормативно-методическими документами по регулированию рынка труда являются: Закон Республики Беларусь "О занятости населения Республики Беларусь"; Положение о порядке образования и использования Государственного фонда содействия занятости Республики Беларусь; Положение о порядке и условиях выплаты безработным пособий и материальной помощи; Положение об организации профессионального обучения безработных; Положение о порядке регистрации безработных в Республике Беларусь; Положение об организации оплачиваемых общественных работ в Республике Беларусь и др.

Вместе с тем требуется доработка и принятие ряда других дополнительных нормативно-правовых документов, направленных на повышение эффективности содействия в трудоустройстве и обеспечению занятости населения. Необходимы разработка и принятие Положения о самостоятельной занятости населения, Закона Республики Беларусь "Об индивидуальном добровольном страховании граждан от безработицы", Закона Республики Беларусь "О миграции, в том числе внешней трудовой", доработка Закона Республики Беларусь "О профессиональном образовании", внесение изменений в Закон Республики Беларусь "О государственной поддержке малого предпринимательства" и др.

Перспективная подсистема государственного регулирования рынка труда устанавливает тенденции и пропорции его формирования, масштабы регуляторов и соответствующий механизм их реализации. Она предполагает разработку Государственных программ содействия занятости населения на предстоящий год, программу подготовки и переподготовки кадров, прогноз баланса трудовых ресурсов, разработку Государственной программы поддержки малого предпринимательства. Вместе с тем, в целях повышения эффективности обеспечения занятости населения, особенно актуальной становится разработка государственной программы по созданию новых рабочих мест. Требуется также разработка Государственных программ по определению перспективной потребности отраслей в кадрах специалистов и квалифицированных рабочих, специальных программ, включающих создание рабочих мест для маргинальных групп населения (молодежи, женщин с детьми, инвалидов и др.), учет их наличия; профориентацию, переквалификацию и переподготовку кадров, включая субсидии негосударственному сектору экономики на данный вид деятельности; систем налоговых льгот на доходы, инвестируемые в данную сферу; льготных режимов предоставления банковских ссуд на эти цели и т.д.

Оперативное регулирование осуществляет корректировку процессов экономического и социального развития, выходящих за пределы законодательно-нормативного регулирования. Оно должно быть направлено на решение таких проблем, как трудоустройство и социальная поддержка незанятого населения, оказание помощи в профподготовке, переподготовке, переобучении и общественных работах, создание новых рабочих мест, социальная поддержка маргинальных групп населения.

Оперативная деятельность государства направлена на постоянную заботу о том, насколько эффективно работают рыночные механизмы, связанные с организацией и совершенствованием системы информации о свободных рабочих местах, что сокращает время, в течение которого человек занят поиском работы. Оно принимает на себя ответственность за развитие профессионального обучения и переквалификации, налаживает работу центров содействия занятости, осуществляя постоянный контроль над состоянием рынка труда, финансирует исследования проблем занятости. Государство также стимулирует разработки новых технологий, освоение которых позволит создать дополнительные рабочие места, или льготное налогообложение малого бизнеса, обеспечивающего работой население. Таким образом, оперативное государственное управление связано с регулированием спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. Выбор того или иного метода диктуется ситуацией, существующей в данный период.

Каждая из вышеназванных подсистем использует прямые и косвенные методы регулирования трудовых отношений. Прямые (административные) методы непосредственно определяют: состояние, образ действия и результаты деятельности хозяйствующих субъектов, реализуясь в создании фондов и при разработке специальных программ занятости; формы договорных отношений в нормативных актах тарифно-квалифика-ционных систем и систем оплаты труда; индексирование заработной платы и т.д.



Косвенные (правовые и экономические) методы создают заинтересованность хозяйствующих субъектов в действиях определенного рода и реализуются, прежде всего, посредством налоговой и кредитной политики.

Проявлением действия механизма регулирования рынка труда в экономике является политика занятости, которая зависит от социально-экономических, политических и национальных особенностей страны.

В борьбе против безработицы на современном этапе акцент переносится с пассивного регулирования на меры активного характера. Если пассивные меры направлены на решение проблемы излишков рабочей силы, то активное регулирование предполагает государственное воздействие на уровень занятости путем создания необходимых условий для увеличения числа рабочих мест. Главная роль при этом принадлежит программам обучения и переобучения, повышения квалификации для безработных, а также лиц, высвобождаемых из производства, вооруженных сил. Кроме того, важную роль играют местные инициативы в отношении трудоустройства, поощрения инновационной и предпринимательской деятельности.

Основой формирования и реализации государственной политики занятости является обеспечение прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную трудовую деятельность. Кроме основополагающих принципов, эта политика включает в себя такие элементы, как установление определенной продолжительности рабочего времени, обеспечение материальных условий, стимулирующих пребывание женщин в послеродовом дополнительном отпуске по уходу за ребенком, и определение продолжительности этого отпуска, уровень материального обеспечения пенсионеров и условия выплаты пенсий для работающих пенсионеров.

Все эти элементы воздействуют на общую численность занятых в народном хозяйстве. Влияют на нее и требования к минимальному уровню общеобразовательной подготовки молодежи, от которых зависит время вступления в трудовую деятельность. Политика занятости одновременно включает комплекс мер, связанных с экономическими условиями организации рабочих мест: закрытием неэффективных, техническим обновлением действующих и созданием новых рабочих мест.

Воздействуя на решение задач в области занятости и социальной политики в целом, государство участвует в создании необходимого для экономического развития социально-политического климата.

Мировой опыт показывает, что действия правительства на рынке труда должны сводиться, в первую очередь, к стремлению обуздать рыночную стихию посредством государственного регулирования развития рабочих мест и потребности людей в работе. Для этого разрабатывается соответствующая система налоговых и кредитных мер, стимулирующих создание новых рабочих мест на предприятиях социально ориентированных отраслей и производств, а также содействующих межотраслевому и профессиональному перераспределению рабочей силы, трудовой миграции; развивается система профессионального обучения и переподготовки высвобождаемых работников по специальностям и профессиям перспективного спроса.

Главное направление политики занятости – это государственное содействие занятости и помощь лицам, оказавшимся без работы, в профессиональной подготовке, повышении квалификации и переподготовке.

В условиях глубокого экономического кризиса и промышленного спада, единственным реальным шансом сдерживания безработицы является уменьшение темпов притока на рынок труда новых безработных и по возможности управление этим процессом. Иными словами, в чрезвычайных обстоятельствах необходимы более гибкие решения и допустимы такие, которые в нормальных условиях были бы неприемлемы.

Наиболее предпочтительными методами сдерживания безработицы являются: неполная занятость, т.е. разные формы перераспределения совокупного фонда рабочего времени между большим числом работающих, а также ограничения в отношении заработной платы. Если государство заинтересовано в том, чтобы сохранить на предприятии "излишних" работников, то оно идет на возмещение потерь, понесенных предпринимателем в связи с временным сохранением излишней численности, а также его затрат на переобучение работников. К формам такой поддержки относятся дотации, разного рода налоговые льготы и т.д.

Неполная занятость рассматривается в качестве меры, позволяющей сдерживать нарастание безработицы и смягчающей проблемы занятости маргинальных групп населения (женщин, воспитывающих детей, учащейся молодежи, лиц старших возрастов).

При формировании политики занятости в условиях нарастающей безработицы используются такие инструменты, позволяющие регулировать предложение рабочей силы, как снижение границ пенсионного возраста и предоставление возможности более раннего выхода на пенсию безработным, увеличение продолжительности отпусков и размера пособий женщинам, воспитывающим детей, удлинение сроков обучения молодежи.

Таким образом, в системе мер государственного регулирования на первое место выдвигаются не отрицательные последствия, возникающие в сфере занятости при переходе к рыночной экономике, в частности, безработица, а меры, предупреждающие ее возникновение. В этом суть государственного регулирования занятости.

1. Рынок труда: мировой опыт и тенденции развития в Республике Беларусь / Под ред. Шимова В.Н., Тихоновой Л.Е. Мн., 1995. С. 17-27.

2. Рынок труда и механизмы его регулирования / Под ред. Соколовой Г.Н. Мн., 2001. С. 45-58.

Вопросы для повторения:

1. Что мы понимаем под рынком труда?

2. В чем особенности рынка труда в Республике Беларусь?

3. В чем своеобразие западноевропейской модели рынка труда?

4. Какова шведская модель рынка труда?

5. В чем особенности рынка труда в Японии?

6. В чем своеобразие американской модели рынка труда?

7. Каким образом государство может влиять на состояние рынка труда?

Существуют четыре основных направления государственного регулирования рынка труда.

1. Программы по стимулированию роста занятости трудовых ресурсов и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе экономики.

Программы по подготовке и переподготовке работников.

3. Программы содействия найму работников.

4. Программы по социальному страхованию безработицы (пособия по безработице).

Ключевое значение в государственном регулировании рынка труда имеет программа по повышению качества трудовых ресурсов и совершенствованию их структуры.

Социальная помощь безработным осуществляется по трем направлениям:

Пособия по безработице, которые существенно разнятся по странам как по уровню, так и по срокам выплаты пособий. Пособия по безработице составляют: в США 50% заработной платы, во Франции - 40, в Японии - 80%. По срокам выплаты пособий по безработице: в США и Италии - 26 недель, в Великобритании - 45, в Канаде - 50 недель;

Финансовая помощь безработным;

Помощь безработным и их семьям денежными средствами и оплатой государством коммунальных услуг (частичное погашение квартплаты, проезд в общественном транспорте и т. д.).

В системе государственного регулирования рынка труда имеют место разные теоретические подходы. Например, кейнсианская концепция предполагает активную государственную политику. Приверженцы «экономики предложения», наоборот, выступают за ограничение государственного вмешательства в проблемы рынка труда, поскольку характеризуют безработицу как естественное и добровольное социально-экономическое явление.

В развитых странах с рыночной экономикой широко используется косвенное регулирование рынка труда, основными инструментами которого является денежно-кредитная, налоговая и амортизационная политика государства.

Глава 6. Рынок труда

Существенную роль в регулировании рынка труда играет законодательство в сфере трудовых отношений и социального обеспечения граждан.

Следовательно, государственное регулирование рынка труда - это совокупность экономических, административных, законодательных, организационных и других мер.

Важное значение в регулировании рынка труда имеют биржи труда.

Биржа труда - одна из структур рыночной экономики, организация, осуществляющая посредничество между работниками и предпринимателями при совершении купли-продажи рабочей силы.

Биржи труда не ликвидируют безработицу, но способствуют упорядочению процессов устройства трудящихся на работу, предпринимателям же помогают организовать наем работников.

Биржи труда выступают в различных формах: общества, конторы, бюро и т. д. Различны и их типы: частные, государственные, общественные, филантропические и коммерческие.

Биржи труда выполняют следующие основные функции:

Оказание услуг при трудоустройстве безработных;

Оказание содействия в перемене работы;

Изучение спроса и предложения рабочей силы;

Сбор и предоставление информации об уровне занятости по профессиям, специальностям, квалификации, районам страны;

Профессиональная ориентация молодежи;

Организация переобучения и трудоустройства инвалидов;

Выдача пособий безработным (в ряде стран).

В современных условиях в развитых странах большая доля рабочей силы находит работу не через посредство бирж труда, а обращаясь непосредственно в кадровые службы фирм либо с помощью частных посреднических агентств. Однако роль бирж труда в трудоустройстве, переквалификации сохраняется достаточно значимой, поскольку они оказывают помощь безработным, насчитывающим многие миллионы.

Роль государства состоит в том, чтобы обеспечить осуществление политики оказания помощи в полной, эффективной и свободной занятости.

Для российского государства исторически характерна роль важнейшего игрока во всех ключевых сферах развития страны. Эта тенденция прослеживается и в отношении такой области, как рынок труда. Каковы особенности работы государственных институтов в данной сфере? Какова специфика развития рынка труда в России?

О рынке труда

Современный рынок труда - особая экономическая сфера, играющая важнейшую роль в национальной хозяйственной системе России. Исследователями чаще всего изучаются такие его категории, как зарплата, уровень занятости граждан, безработница, динамика возникновения вакансий, перераспределение рабочих мест по отраслям. В связи с важностью данной сферы в национальной экономике во многих странах мира, в том числе и в России, осуществляется государственное регулирование рынка труда. Когда власти вовлекаются в этот процесс наиболее активно?

Направления государственной политики

Государственное регулирование рынка труда в России осуществляется в рамках следующих основных направлений. Во-первых, это стимулирование занятости, а также увеличение количества рабочих мест в организациях и учреждениях, находящихся в собственности государства. Во-вторых, это содействие развитию институтов, деятельность которых направлена на повышение производительности труда, подготовку новых кадров. В-третьих, это реализация программ с целью решения проблем, связанных с поиском и наймом персонала. В-четвертых, это борьба с безработицей и поддержка граждан, не имеющих занятости.

Цели государства

Для чего, собственно, осуществляется государственное регулирование рынка труда в РФ? Прежде всего, это создание условий, при которых как можно большее количество граждан сами смогут себя обеспечивать. Чем меньше безработица - тем ниже нагрузка на бюджет государства в аспекте оказания мер различного рода поддержки населения. Государство заинтересовано в строительстве конкурентоспособной экономики, от качества функционирования которой зависит социальная и политическая стабильность. Это во многом определяется квалификацией кадров, а также в значительной мере зависимым от нее уровнем производительности труда.

Трудовые резервы - фундамент экономики

Государство должно выстраивать стратегию долгосрочного развития экономики, обеспечивать фундаментальные факторы устойчивости политического курса, которые во многом зависят от качества функционирования национальной хозяйственной системы. В числе ключевых критериев здесь - адаптированность экономики, особенно в аспекте занятости населения, к изменениям на рынке. Дело в том, что при капиталистической модели, в соответствии с которой сегодня развивается большинство стран, возможны периодические изменения в структуре тех или иных отраслей, насыщение каких-то отдельных рынков, появление новых. Эти процессы формируют новые запросы в отношении рынков труда. Если они проходят на национальном уровне, то ключевым институтом, призванным обеспечить соответствие курса социального и политического развития страны вызовам рынка, становится именно государство.

Формы государственной политики

Государственное регулирование рынка труда, в соответствии с популярными концепциями российских экспертов, может выражаться в двух базовых формах - активной и пассивной. Касательно первой подразумевается, что работа будет вестись в направлении создания рабочих мест, стимулирования занятости, борьбы с безработицей. Пассивная форма участия государства в развитии рынка труда, как правило, сводится к материальной поддержке людей, не имеющих занятости, посредством выплаты пособий.

Задачи государства

Рассмотрим, как государство подходит к решению такой проблемы, как регулирование занятости и рынка труда, какие перед ним ставятся задачи. Прежде всего, это привлечение в экономику новых инвестиций, что позволяет открывать новые производства, осваивать отрасли, как результат - создавать рабочие места.

Также государству нужно обеспечивать занятость населения посредством организации работы соответствующего назначения служб и бирж труда.

Следующее необходимое направление работы властей - содействие развитию бизнеса, особенно малых и средних предприятий. Именно такого рода фирмы, как считают экономисты, могут обеспечивать занятостью людей в небольших городах, где нет стратегических, управляемых государством предприятий, а также в отраслях, для которых присутствие госактивов нехарактерно и не всегда целесообразно при свободном рынке (общепит, сфера услуг, ритейл).

Еще одна важная задача государства - эффективное регулирование миграционных процессов. Очень многие проблемы, характерные для рынка труда, как полагают эксперты, предопределены географическим аспектом экономики России. Есть города, где попросту нет работы в силу того, что размещение предприятий там нерентабельно. И в этом случае людей, живущих там, надо как-то трудоустраивать. Это может делать государство, организуя эффективные программы содействия переезду граждан в промышленно развитые районы.

Уровни государственной политики

Продолжая изучение теоретических аспектов, отражающих методы государственного регулирования рынка труда, мы можем рассмотреть, на каких уровнях соответствующая политика властей может осуществляться. Эксперты выделяют три.

Макроуровень

Во-первых, это макроуровень. На нем ключевую роль играют высшие институты государственной власти. Их функции - разработка законов, регулирующих рынок труда в России, а также реализация принятых норм. Это определение приоритетов в развитии занятости граждан соотносительно с актуальными направлениями социально-экономического развития. Это организация корректного взаимодействия и учреждений, которые решают практические задачи, связанные с развитием рынка труда.

Региональный уровень

В-вторых, это региональный уровень. Во многом он воспроизводит все отмеченные направления работы государственных институтов на макроуровне. Только соответствующими комптенциями в этом случае наделены не федеральные, а региональные органы власти. Вместе с тем, рынок труда и занятость населения могут формировать проблемные области, специфичные для отдельно взятых субъектов федерации. Институты, ответственные за проведение политики на макроуровне, могут не учитывать соответствующие региональные особенности, и потому более качественно работу здесь будут вести именно властные структуры субъектов РФ. Для рассматриваемого уровня характерно решение вопросов эффективной адаптации ключевых принципов государственной политики в сфере занятости граждан к локальным особенностям.

Местный уровень

В-третьих, это местный уровень. Как правило, на нем концентрируются задачи, связанные с корректной реализаций государственной политики применительно к конкретным объектам регулирования. То есть, например, за то, насколько качественно функционирует городская служба занятости, должны отвечать, прежде всего, местные власти конкретного населенного пункта. На этом же уровне решаются вопросы, связанные с начислением и выплатой пособий, с консультированием граждан, с информированием по вакансиям, которые открываются в городе.

Качественно функционирующий государственный или муниципальный центр занятости населения, как считают многие эксперты, должен быть одной из ключевых структур для работодателей населенного пункта в аспекте привлечения новых кадров. Вместе с тем, считают аналитики, очень важна роль также и частных кадровых агентств, рекрутинговых служб. Если между ними и государственными структурами, которые призваны обеспечивать занятость населения, будет налажено конструктивное взаимодействие, то это непременно сыграет положительную роль в развитии рынка труда города. Частные и государственные организации в этом смысле не должны быть конкурентами, полагают эксперты.

Специфика российского рынка труда

Какими особенностями характеризуется рынок труда в России? Интересно, к примеру, обратить внимание на структуру востребованности сотрудников по тем или иным отраслям. Есть аналитические исследования, в которых отмечается, что, в частности, наибольший спрос на рынке труда прослеживается в сфере торговли, закупок и снабжения. Следующая в "рейтинге" востребованности отрасль, как удалось подсчитать аналитикам - производство. Достаточно популярны строительная, транспортная отрасли, сырьевая сфера. В числе самых перспективных и приоритетных, как считают многие эксперты, для государства, что обусловлено известными политическими событиями - сельское хозяйство.

При этом структура предложений от соискателей вакансий, как удалось выявить аналитикам, несколько иная. В одном из исследований говорится, в частности, о том, что касательно сферы торговли, где востребованность в персонале самая высокая, наблюдается дефицит предложений от кандидатов на трудоустройство. Достаточно сбалансированной выглядит, как это удалось определить экспертам, ситуация в сфере транспорта. В числе самых конкурентных сфер, в которых количество предложений заметно больше, чем число вакансий - госслужба, юриспруденция, финансовая отрасль, СМИ, высший менеджмент.

Основные проблемы рынка труда России

Отмеченные выше закономерности, как считают некоторые аналитики, отражают собой достаточно заметную проблему, характерную для рынка труда России - дисбаланс между потребностями работодателей и предложением соответствующих трудовых ресурсов, определяемым пожеланиями граждан. В каких-то отраслях специалистов не хватает, в других - соискателей гораздо больше, чем вакансий. Занятость и безработица - сферы, решение сложностей в которых требует повышенного внимания к рассматриваемой проблеме, причем как со стороны бизнеса, так и с точки зрения активностей государства.

Ситуация, которая сложилась на российском рынке труда, как считают эксперты, вызвана самыми разными факторами. В числе ключевых аналитики называют спад промышленности в 90-е годы и, как следствие, падение популярности профессий, связанных с производством и "реальным сектором" экономики. Молодые люди стали осваивать именно те специальности, которые сейчас относятся к числу не самых востребованных.

Непостоянство выбора

Еще одна особенность рынка труда в России: граждане РФ, согласно некоторым исследованиям, склонны часто менять работу. Правда, в среде экспертов есть версия, что это скорее положительный тренд: он говорит о том, что открываются новые предприятия, способные предлагать все более конкурентные условия оплаты труда. Вместе с тем, есть аналитики, которые считают, что подобная ситуация может нести в себе также и негативный эффект. По их мнению, зарплаты в России не всегда соответствуют реальной производительности труда, и компании не всегда просчитывают соотнесение расходов на зарплату с перспективами выручки. Завлекая с рынка специалистов на более высокую оплату труда, фирмы, в случае проявления неких кризисных трендов, могут столкнуться со значительными трудностями в финансовом обеспечении кадров.

Факторы развития рынка труда РФ

Российское государство так или иначе стремится к тому, чтобы занятость и безработица были управляемыми категориями, чтобы их динамика была подконтрольна политическим институтам и соответствовала приоритетам социально-экономического и политического развития страны. Каковы факторы, которые непосредственным образом могут влиять на успешность ведения государственной политики в сфере труда, если говорить о России? Эксперты выделяют следующие.

Во-первых, рынок труда и занятость населения в России во многом определяются структурой национальной экономики, которая, в свою очередь, зависит от приоритетов государства. Сейчас многими экономистами национальная хозяйственная система РФ оценивается как в значительной мере зависящая от экспорта сырья, а также от бюджетной поддержки (которая, в свою очередь, во многом зависит от доходов от продажи за рубеж соответствующих продуктов). Чтобы занять как можно больше людей, государство, полагают экономисты, должно способствовать развитию несырьевых отраслей.

Во-вторых, рынок труда и политика занятости в нашей стране во многом зависят от качества функционирования институтов политического управления, причем не столько на федеральном уровне, сколько как раз таки на региональном, и в значительной степени - на муниципальном. Многие проблемы, считают эксперты, связаны, в частности, не с качеством законодательства, а с уровнем его исполнения в конкретных субъектах, городах, районах. За это отвечают местные власти. За тем, как работает конкретный центр занятости населения в том или ином населенном пункте, федеральный законодатель следить не может.

В-третьих, решение проблем, связанных с занятостью граждан, как считают эксперты, во многом зависит от качества национальной системы образования. По мнению ряда аналитиков, здесь, возможно, имеет смысл обратить внимание на советский опыт в обучении по ключевым для экономики страны специализациям, от которого, в силу ряда причин, многие образовательные учреждения России решили отказаться. Безусловно, лучшие практики обучения, применяемые в западных странах, также заслуживают внимания, и их целесообразно внедрять в российских школах, средних специальных учебных учреждениях, вузах - считают эксперты.