Фз 255 в новой редакции. Закон о пособиях по временной нетрудоспособности, беременности и родам — Российская газета

Фз 255 в новой редакции. Закон о пособиях по временной нетрудоспособности, беременности и родам — Российская газета

Любой , который работает на предприятии, может в случае необходимости оформить специальный лист нетрудоспособности. Этот документ позволяет получать работнику пособие если он не может продолжать работу из-за травмы, болезни, либо беременности. Федеральный Закон №255 систематизировал главные моменты, относящиеся к выплате пособий гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию.

Также с помощью этого закона устанавливается список лиц, которые в обязательном порядке должны пройти процедуру страхования, определяются условия, величина и последовательность получения пособий лицами, которыми в них нуждаются по различным причинам.

Первым делом, в тексте закона четко указывается список лиц, которые в обязательном порядке должны пройти процедуру социального на тот случай, если они не смогут продолжать работать по причине временной нетрудоспособности, беременности, либо в связи с необходимостью ухода за ребенком.

Так, во второй статье закона говорится о том, что граждане РФ и иностранцы, не включая специалистов высшей квалификации, подлежат обязательному страхованию:

  1. работники различных организаций, которые работают по трудовому договору, а также их руководители
  2. служащие государственных, либо муниципальных учреждений
  3. члены производственных кооперативов, принимающих участие в их трудовой деятельности
  4. священнослужители
  5. , лишенные свободы и занимающиеся оплачиваемым трудом

В пятой статье закона определяется перечень всех случаев, обязывающих Фонд Социального Страхования выплачивать пособия гражданам, ранее прошедшим процедуру обязательного соцстрахования. К этим случаям относятся:

  1. потеря трудоспособности лицами по причине заболевания или травмы
  2. необходимость ухода за больным
  3. в случае необходимости помещения в карантин лица, прошедшего процедуру страхования, либо в случае карантина ребенка до семи лет или родственника, которого признали недееспособным
  4. при необходимости протезирования, в соответствии с медицинскими указаниями, которое проходит в специальном учреждении
  5. необходимость нахождения в специальном санитарно-курортном учреждении после того, как будет оказана в условиях стационар

ФЗ №255 определяет список лиц, которые должны в обязательном порядке проходить процедуру социального страхования. Также в тексте закона четко описаны ряд случаев, по причине которых застрахованное лицо может получить пособие.

Размер, виды пособий и сроки их получения

Размер пособий зависит от страхового стажа

В седьмой статье указываются размеры пособий, выплачиваемых застрахованным лицам в оговоренных выше ситуациях. Примечательным является тот факт, что в ФЗ №255 кардинальным образом изменился расчет выплат.

В соответствии с последними изменениями в законе, размер этих денежных компенсаций прямо зависит не от трудового стажа, а от страхового. Таким образом, размер пособий в случае , имеет следующую величину:

  1. лица, застрахованные в течение восьми и более лет, получают пособие размером в среднюю зарплату
  2. лица, застрахованные сроком от пяти до восьми лет, получают пособие размером 4/5 от средней зарплаты
  3. лица, застрахованные сроком до пяти лет, получают пособие в размере 3/5 от средней зарплаты

Размер пособия, выплачиваемого в случае лечения ребенка в амбулаторных условиях, в течение первых десяти дней также зависит от человека, которому оно выплачивается, а в оставшийся срок равняется половине среднего заработка. Лечение ребенка в стационарных условиях, а также уход за больным членом семьи в амбулаторных, является причиной для выплаты пособия в полном размере, в соответствии со стажем застрахованного лица.

В первой части тринадцатой статьи говорится о том, что работодателям должен выплачивать своим сотрудникам денежные средства, связанные со следующими случаями:

  1. или родах
  2. при временной потери способности работать работодатель оплачивает первые три дня, а остальное выплачивает Фонд Соцстрахования
  3. разовые пособия женщинам, которые встали на учет в связи с беременностью
  4. разовые выплаты женщинам при рождении ребенка
  5. , возраст которого менее полутора лет

Другие выплаты производятся Фондом Соцстрахования. Размер пособий прямо зависит от страхового стажа сотрудника. В ряде случаев выплаты производятся работодателем, а в других ситуациях — Фондом Соцстрахования.

Пособия для застрахованных лиц

Пособия должны начисляться в течении 10-ти дней

Также в тексте закона, а именно в первой части пятнадцатой статьи, говорится о том, какие документы необходимо сдать лицу для получения необходимых выплат. Денежные компенсации будут выплачены в течение десяти дней, после получения этих документов:

  • справки, которая подтверждает факт постановления сотрудницы на учет при беременности

Порядок выплат, указанный в той же статье закона, говорит, что пособия должны быть выплачены в ближайший зарплатный день и в некоторых случаях должны выплачиваться каждый месяц в день, когда должна быть начислена заработная плата. Если работодатель по каким-то причинам в течение длительного периода времени не производит выплаты пособия, застрахованное лицо имеет право обратиться в Фонд Соцстрахования, который примет необходимые меры по отношению к организации, не выполняющей предписанные законом обязательства.

Для расчета пособий предусмотрены некоторые ограничения в величине зарплаты, т.е. существует определенный максимальный размер расчетной суммы, в зависимости от которой и рассчитываются сами пособия. Производимые выплаты не могут превышать базовую сумму страховых взносов. С каждым годом эта сумма растет.

Выплаты пособий производятся только после подачи застрахованным лицом необходимых документов, подтверждающих основания для денежных выплат от работодателя либо Фонда Соцстрахования.

ФЗ №255 регулирует правовые взаимоотношения в области социального страхования. В тексте закона подробно изложены все необходимые условия этого страхования, приведен список лиц, подлежащих обязательной процедуре соцстрахования, возможные случаи, по причине которых застрахованное лицо может получить необходимую финансовую помощь. Помимо прочего, закон предусматривает принцип вычисления размера , а также порядок их выплат.

Об изменениях в законодательстве об обязательном социальном страховании в 2014 году расскажет видеоматериал:

В государстве сегодня существует множество специализированных программ, в рамках которых населению оказывается помощь. Важно отметить, что процесс данный регулируется законодательно.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Одной из самых широких таковых программ, позволяющих защитить именно работающий слой населения, является как раз социальное страхование.

Регулируется этот момент Федеральным законом №255-ФЗ «О обязательном социальном страховании».

Основное назначение такового страхования – материальная поддержка граждан в случае, когда возникают проблемы со здоровьем.

Знание нормативов данного закона даст возможность самостоятельно осуществить защиту собственных прав. Работодатель обязан соблюдать НПД, иначе на него налагается достаточно крупный штраф.

Важные моменты

Страховое обеспечение работающих граждан позволяет таковым избежать проблем в случае, если по какой-то причине трудоспособность будет утрачена.

Существует достаточно много разных ситуаций, которые подразумевают возможность получать ежемесячные выплаты. Это касается материнства, родов. Размер пособий регулируется законодательно.

Размер выплат такового типа из специального фонда рассчитывается в каждом случае индивидуально. Величина таковая непосредственно связана со стажем.

Причем гражданин может самостоятельно проверить правильность начисления соответствующих выплат. Формула для вычисления отражается в законодательстве. Обычно каких-либо проблем при вычислениях попросту не возникает.

Определения

Ознакомление с законодательством подразумевает знание целого ряда специальных терминов. В противном случае будет попросту невозможно верно трактовать представленную информацию.

На сегодняшний день к таковым относится:

  • социальное страхование;
  • официальный ;
  • нетрудоспособность;
  • больничный лист.

Под термином «социальное страхование» подразумевается специальная система, реализующая защиту работающих на территории нашей страны граждан.

А также лиц, находящихся на их иждивении от существенного изменения размера трудового дохода при утрате трудоспособности.

Само страхование распространяется на всех граждан РФ, трудоустроенных официально и получающих задекларированную .

Причем размер денежной компенсации, которая выплачивается в таковом случае, напрямую зависит как раз от величины официального стажа.

В течение такового осуществляются отчисления в специальный фонд – Социального страхования.

Нетрудоспособность – это физическое или же психологическое состояние гражданина, при наличии которого он не имеет возможности должным образом осуществлять свои трудовые обязанности.

Именно в силу таковых причин осуществляется поддержка из фонда социального страхования .

Но важно отметить, что начисления и отправка на больничный происходит после проведения медицинского обследования.

Сегодня необходимо будет обратиться в медицинское учреждение – обязательно государственное. Больничный лист – специальный документ, имеющий установленный на государственном уровне формат.

На основании такового осуществляется процесс оплаты больничного. Оформляется и выдается непосредственно по месту обращения в медицинское учреждение. Его () необходимо будет передать работодателю.

Каково его назначение

Социальное страхование сегодня одновременно решает целый перечень различных задач. К основным таковым сегодня относится следующее:

  • поддержание материального положения заболевшего гражданина;
  • решение задачи связанной с поддержанием достаточно высокого уровня жизни;
  • формирование статистических данных.

Стоит заметить, что социальное страхование подразумевает поддержку граждан только лишь в определенных случаях.

Само страхование включает в себя сразу целых 6 различных направлений – в которых осуществляется работа:

  • временная нетрудоспособность – по причине болезни;
  • страхование в связи в материнством;
  • страхование от возникновения несчастного случая на производстве либо от возникновения профессиональных заболеваний;
  • медицинское страхование;
  • страхование пенсионного типа;
  • на случай смерти члена семьи.

Важно заметить, что социальное страхование предполагает именно трудоустройство граждан. Так как именно использование поддержки требует наличия взносов в специальный фонд.

Таковые отчисления делает как раз работодатель. Стоит заметить, что сами средства аккумулируются сразу с различных направлений.

Таковыми являются следующие:

  • Фонд социального страхования;
  • Фонд ОМС (обязательное медицинское);
  • Пенсионный фонд РФ.

Режим распределения средств между таковыми фондами регулируется специальным законодательством.

Причем гражданину, который желает воспользоваться таковым фондом, стоит самостоятельно и заранее ознакомиться со всеми нюансами.

Это позволит избегнуть многих сложностей и проблем. Знание законодательных норм позволяет избегнуть многих проблем, сложных моментов.

А также без помощи посторонних спешно осуществить защиту собственных прав.

Если гражданин считает, что имеет место нарушение таковых, стоит обратиться в уполномоченные органы. Регулятором выступают как раз сами фонды – ФСС, ОМС и ПФР .

Если же успеха обращение в таковые по какой-то причине не принесло – необходимо будет составить исковое заявление в суд. Отдельным разделам законодательства нужно уделить максимальное внимание.

Установлен жесткий режим продолжительности подобных выплат, а также перечень условий – при которых вообще подобное возможно и допускается.

Все нюансы и тонкости этого момента обозначаются в . Отдельно всем заинтересованным гражданам нужно будет ознакомиться со ст.№6.

Так как именно этот раздел определяет все условия, а также продолжительность осуществления выплат – по временной нетрудоспособности.

В таковых ситуациях имеется ряд исключений – когда пособие по временной невозможности осуществлять трудовую деятельность не назначается.

Полный перечень таковых ситуаций отражается непосредственно в . Пособие по беременности, родам рассчитываются по специальной формуле. Отличной от расчета в случае обычного больничного.

Важно заметить, что недавно были приняты специальные законопроекты позволяющие осуществлять процесс получения дополнительных в случае рождения ребенка.

Видео: детские пособия

Размер таковых субсидий относительно невелик, но выплачиваются таковые каждый месяц.

На случай нетрудоспособности

Ст.№5 данного закона определяет все ситуации когда имеет место предоставление выплат по временной нетрудоспособности.

На сегодняшний день перечень оснований включает в себя:

  • утрата трудоспособности в следствие возникновения травмы, какого-либо заболевания;
  • возникла необходимость осуществлять уход за заболевшим членом семьи;
  • осуществляется карантин застрахованного лица;
  • выполняется процесс протезирования;
  • выполняется долечивание в установленном законодательством порядке.

Глава 1. Общие положения

Статья 1.3.

Страховые риски и страховые случаи

Статья 2.1. Страхователи

Статья 2.2. Страховщик

Обеспечение пособием по беременности и родам

Статья 11.2. Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Глава 5. Порядок вступления в силу настоящего федерального закона

Вернуться

1. Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

В случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

2. В средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года).

2.1. Застрахованным лицам, указанным в части 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. При этом исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

2.2. Для застрахованных лиц, которые работали по трудовым договорам, заключенным с организациями и индивидуальными предпринимателями, для которых применялся пониженный тариф страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 0 процентов, в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, которые включались в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года) в соответствующем календарном году и не превышают предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленной в этом календарном году. Сведения об указанных выплатах и вознаграждениях в пользу застрахованного лица за соответствующий период указываются в справке о сумме заработка, выдаваемой страхователем в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 4.1 настоящего Федерального закона.

3. Средний дневной заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 настоящей статьи, на 730.

3.1. Средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 настоящей статьи, на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды:

1) периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;

2) период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период не начислялись страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года).

3.2. Средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года) на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации. В случае, если назначение и выплата застрахованному лицу пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются территориальными органами страховщика по месту регистрации нескольких страхователей в соответствии с частями 2 и 4 статьи 13 настоящего Федерального закона, средний заработок, исходя из которого исчисляются указанные пособия, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей указанную предельную величину, при исчислении данных пособий по каждому из этих страхователей.

Средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, определенный в соответствии с частью 3.1 настоящей статьи, не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленных в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года) на два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.

4. Размер дневного пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со статьями 7 и 11 настоящего Федерального закона.

5. Размер пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.

5.1. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка, определяемого в соответствии с частями 3.1 и 3.2 настоящей статьи, на 30,4.

5.2. Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем умножения среднего заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со статьей 11.2 настоящего Федерального закона. При уходе за ребенком в течение неполного календарного месяца ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается пропорционально количеству календарных дней (включая нерабочие праздничные дни) в месяце, приходящихся на период осуществления ухода.

6. Утратила силу.

7. Особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 07.03.2018) Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ

НА СЛУЧАЙ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ

И В СВЯЗИ С МАТЕРИНСТВОМ

Государственной Думой

Советом Федерации

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Статья 1.1. Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Статья 1.2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 1.3. Страховые риски и страховые случаи

Статья 1.4. Виды страхового обеспечения

Статья 2. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Статья 2.1. Страхователи

Статья 2.2. Страховщик

Статья 2.3. Регистрация и снятие с регистрационного учета страхователей

Статья 3. Финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения

Статья 4. Предоставление страхового обеспечения лицам, осужденным к лишению свободы и привлеченным к оплачиваемому труду

Глава 1.1. Права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Статья 4.1. Права и обязанности страхователей

Статья 4.2. Права и обязанности страховщика

Статья 4.3. Права и обязанности застрахованных лиц

Глава 1.2. Особенности уплаты страховых взносов

Статья 4.4. Правовое регулирование отношений, связанных с уплатой страховых взносов

Статья 4.5. Порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Статья 4.6. Порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации

Статья 4.7. Проведение страховщиком проверок правильности расходов на выплату страхового обеспечения

Статья 4.8. Учет и отчетность страхователей

Глава 2. Обеспечение пособием по временной нетрудоспособности

Статья 5. Случаи обеспечения пособием по временной нетрудоспособности

Статья 6. Условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности

Статья 7. Размер пособия по временной нетрудоспособности

Статья 8. Основания для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности

Статья 9. Периоды, за которые пособие по временной нетрудоспособности не назначается. Основания для отказа в назначении пособия по временной нетрудоспособности

Глава 3. Обеспечение пособием по беременности и родам

Статья 10. Продолжительность выплаты пособия по беременности и родам

Статья 11. Размер пособия по беременности и родам

Глава 3.1. Обеспечение ежемесячным пособием по уходу за ребенком

Статья 11.1. Условия и продолжительность выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Статья 11.2.

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Глава 4. Назначение, исчисление и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Статья 12. Сроки обращения за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком

Статья 13. Порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Статья 14. Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Статья 15. Сроки назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Статья 15.1. Ответственность за достоверность сведений, необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Статья 16. Порядок исчисления страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам

Глава 5. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Статья 17. Сохранение ранее приобретенных прав при определении размера пособия по временной нетрудоспособности и продолжительности страхового стажа

Статья 18. Применение настоящего Федерального закона к страховым случаям, наступившим до дня и после дня вступления его в силу

Статья 19. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Федеральный закон №255 обеспечивает нетрудоспособных граждан пособиями, определяет условия для получения и рассчитывает размер денежных средств. К нетрудоспособным лицам относятся женщины в положении, которые получают денежную компенсацию по беременности и родам. Дополнительно они подлежат обязательному социальному страхованию по ФЗ-255.

Закон был принят 29 декабря 2006 года. Последние изменения ФЗ-255 проводились 1 мая 2017 года.

В Федеральном законе №255 представлены права граждан обязательного страхования. Это относится к лицам, получившим производственную травму или ушедшим в декретный отпуск. При временной нетрудоспособности 255-ФЗ определяется порядок, размер и условия денежной компенсации. Зависит от вида пособия:

  • По материнству;
  • По декретному отпуску. Компенсация оплачивается в конце каждого месяца;
  • По производственной травме или заболевания.

Порядок выплаты пособий

В статье ФЗ-255 описывается порядок назначения, размер и выплаты пособий по временной нетрудоспособности беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Размер страховой денежной компенсации по ФЗ-255 назначает страхователь, который закрепляется за вами по месту работы. Наступил страховой случай, а сотрудник зарегистрирован в нескольких местах работы? Застрахованному лицу по закону выплачиваются пособия по всем зарегистрированным местам за предшествующие два календарных года.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается страхователем только по одному месту работы.

Выплата и размер по ФЗ-255 назначается на основании листка нетрудоспособности. Он выдается медицинским учреждением в виде документа в письменном виде. Затем по закону передается работодателю для оплаты. Возможно передать в электронном виде через сайт страхователя.

Больничный лист

Порядок предоставления больничного листа по закону рассмотрен в статье 13 255-ФЗ.

При заполнении больничного листа учитываются следующие моменты:

Врач заполняет разделы и заверяет печатью медицинского учреждения.

Врач может не заполнять строку — место работы и название компании. Медицинский работник может самостоятельно вписать наименование компании перьевой, черной гелевой или капиллярной ручкой. Листок нетрудоспособности не может быть заполнен шариковой ручкой. Не допускается также чернило другого цвета.

Во время заполнения больничного листа по закону согласно ФЗ-255 врач не имеет право допускать ошибок. Если было найдено несоответствие, оформляется дубликат листка нетрудоспособности.

Работодатель должен проверить правильность оформления бланка согласно ФЗ-255. Если он принял листок с ошибками, то орган ФСС РФ не возместит ему расходы.

Обратите внимание: Наличие в листке нетрудоспособности технических недочетов заполнения по закону не является основанием для создания дубликата:

  • Попадание печати на содержание текста;
  • Проставление пробелов между Ф.И.О. врачей и т.д .

Изменения, внесенные в 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай нетрудоспособности»

Теперь ФЗ-255 об обязательном социальном страховании на случай нетрудоспособности регулирует правовые нормы о налогах и сборах. Закон пересекается с Налоговым кодексом Российской Федерации. В ФЗ-255 контролируется правильный расчет, своевременная и полная уплата страховых отчислений за отчетные периоды. Дополнительно были изменены следующие главы закона:

  • Был утвержден размер индексации и выплат;
  • Предельная величина базы;
  • Минимальный размер оплаты труда.

Статья 3

В статье 3 255-ФЗ говорится, что обеспечение страховыми выплатами застрахованным лицам осуществляется за счет государственного бюджета или за счет средств страхователя.

Размер пособия выплачиваются согласно закону:

  • Застрахованным гражданам в первые трое суток с момента наступления временной нетрудоспособности. Выплата по ФЗ-255 формируется за счет страхователя, начиная с 4 дня нахождения на больничном денежные средства;
  • Застрахованным гражданам, которые добровольно используют страховой полис.

Компенсация по временной нетрудоспособности в соответствии с пунктами 2-5 ч. 1 ст. 5 255-ФЗ выплачивается с первого дня наступления временной нетрудоспособности. В последней редакции изменения не вносились.

Статья 5

Пособия по временной нетрудоспособности в ФЗ-255 выплачиваются в случаях:

  • Травмы или тяжелого заболевания согласно закону;
  • Потребности ухода за больным человеком в семье;
  • Карантина гражданина и ребенка, возраст которого до 7 лет. Только если он посещает дошкольное учреждение по закону;
  • Нахождения в медицинских учреждениях для осуществления протезирования.

Пособие по временной нетрудоспособности по ФЗ-255 выплачивается застрахованному гражданину в соответствии со статьей части 1. Только если он зарегистрирован по официальному месту работы или был травмирован по истечении 30 дней после увольнения.

Статья 7

ФЗ-255 содержит размер пособия по временной нетрудоспособности в случае серьезного заболевания или травмы.

Критерии расчета по закону следующие :

  • Стаж застрахованного лица 8 и более лет — выплачивается полный размер средней заработной платы (100% выплаты);
  • Стаж от 5 до 8 лет — 80% от средней заработной платы;
  • Стаж до пяти лет — рассчитывается 60 процентов от средней зарплаты.

Расчет пособия согласно закону по уходу за больным следующий:

Первые 10 дней размер пособия исчисляется в зависимости от стажа согласно ФЗ-255. Например, восьмилетний стаж предусматривает 100 процентную выплату от среднего заработка. Но здоровье больного может не восстановиться в течение 10 дней. Размер суммы денежной компенсации в таком случае составит 50 процентов от средней заработной платы;

При лечении ребенка в стационаре размер пособия зависит от продолжительности страхового стажа.

Страховая компенсация в размере минимальной заработной платы рассчитывается при официальном страховом стаже менее 6 месяцев согласно ФЗ-255. В некоторых регионах предусматриваются коэффициенты при расчете по закону. Например, сумма денежной компенсации равняется размеру средней заработной платы + коэффициент.

В последней редакции изменения в статье не проводились.

Статья 8

Список оснований для снижения размера денежной компенсации в ФЗ-255:

  • Прописанный режим врачом не был соблюден больным;
  • Неявка застрахованного лица на плановый медицинский осмотр. Дополнительно отсутствовало при проведении медико-социального исследования, что недопустимо в законе;
  • Застрахованное лицо было под действием наркотиков, алкоголя или других токсинов.

Выявление одного или нескольких оснований в ФЗ-255 способствует уменьшению денежного пособия до размера минимальной заработной платы. Последняя редакция закона не содержит изменения в статье.

Статья 9

Существуют периоды, за которые сумма денежной компенсации по нетрудоспособности не выплачивается. В выплате согласно ФЗ-255 может быть отказано, если:

  • Сотрудник по приказу работодателя был освобожден от трудовой деятельности полностью или частично. Работодатель продолжает начислять среднюю заработную плату;
  • Работника отстранили от службы по веской причине на определенное время. В этом случае денежные средства за трудовую деятельность и пособие по нетрудоспособности не выплачиваются;
  • Сотрудник пытался покончить жизнь самоубийством или причинил другой вред своему здоровью согласно ФЗ-255. Должны быть представлены доказательства в судебном порядке.

Застрахованным лицом было совершено умышленное причинение вреда здоровью на производстве, что является уголовным преступлением.

В последней редакций закона изменения в статье не проводились.

Статья 11

В ФЗ-255 рассчитывается размер страховой денежной компенсации женщин, которые уходят в отпуск по беременности и родам. Если она трудоустроена и застрахована, размер пособия — 100 процентов от средней зарплаты.

Если женщины отработали менее 6 месяцев на последнем рабочем месте, пособие по беременности и родам также выплачивается. Однако размер равен установленной в регионе минимальной зарплате. В некоторых регионах к минимальной зарплате прибавляются дополнительные коэффициенты (по ФЗ-255). Они также учитываются при расчете.

Статья 12

В статье 12 описывается период обращения за пособиями по временной нетрудоспособности и выплатами по беременности и родам.

Часть 1 статьи 12 255-ФЗ гласит о том, что сумма денежной компенсации по временной нетрудоспособности назначается в течение полугода после выздоровления.

Часть 2 ФЗ-255 гласит, что пособие по беременности и родам можно получить, если обращение за ним было сделано в течение полугода после окончания отпуска по беременности и родам. Это обращение принимается территориальным органом (если причина пропуска срока уважительная). Список уважительных ситуаций определяется Федеральным законом. В последней редакции закона изменения не производились.

Статья 13

В 2017 году изменения коснулись ч. 5 статьи 13 ФЗ-255. Больничный лист выдается медицинским учреждением в письменном виде или публикуется в системе страхователя в электронном варианте. Во втором случае используется электронная подпись врача или медицинского учреждения.

Чтобы трудоустроенный официально гражданин получил выплату по пособию, предоставляется квитанция о размере заработной платы. Этот документ — основа для расчета размера пособия по ФЗ-255. Оформление листка нетрудоспособности осуществляется в соответствии с Федеральным законом исполнительной власти. Порядок оформления и предоставления больничного листа утверждается Правительством РФ.

Статья 14

Денежное пособие по нетрудоспособности рассчитывается из средней заработной платы за последние два года согласно ФЗ-255. Трудоустройство у нескольких работодателей позволяет получить несколько выплат одновременно. Получение денежной компенсации происходит по приходу на работу. В последней редакции закона изменения не проводились.

Внимание: Отпуск по беременности и родам и по уходу за ребенком не останавливает учет страхового стажа. Пособие оплачивается за последние 24 месяца с декретным отпуском включительно. В последней редакции изменения не вносились.

Скачать

ФЗ-255 об обязательном социальном страховании на случай нетрудоспособности был издан 29 декабря 2006 года. Содержит 5 глав и 19 статей о правилах начисления пособий по страховым случаям. В последней редакции ФЗ-255 вы найдете все изменения, дополнения и поправки в статьях. Скачать закон можете по следующей .

255-ФЗ от 29.12.2006 регламентирует отношения в сфере материального обеспечения женщин в послеродовой период и других нуждающихся лиц, находящихся на больничном. В нормативном акте установлен круг граждан, обладающие правом на денежные выплаты. Рассмотрим основные положения документа.

Специфика действия

Закон 255-ФЗ определяет:

  1. Виды материального обеспечения.
  2. Обязанности и юридические возможности субъектов права.
  3. Размеры, порядок, условия предоставления материального обеспечения.

Нормативный акт " не распространяется на отношения, касающиеся денежных перечислений гражданам, не имеющим возможности выполнять профессиональные задачи вследствие производственных травм или профзаболеваний. Из данного правила есть ряд исключений. Они определяются положениями статей 12-15 рассматриваемого акта в части, не противоречащей ФЗ №125.

Предмет регулирования

Нормативный акт "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" определяет ситуации, в которых субъекты могут рассчитывать на материальное обеспечение. В документе дается в первую очередь определение риска. Им называется временная потеря заработка либо другого дохода, вознаграждения гражданином вследствие наступления страхового случая. К рискам приравниваются также затраты, которые несет субъект или его родственники при невозможности выполнять свои профессиональные задачи в соответствии с должностной инструкцией.

Когда полагается материальное обеспечение?

Выплата пособий по временной нетрудоспособности производится при:

  1. Невозможности осуществлять рабочую деятельность вследствие травмы или болезни. Исключение составляют получение или профзаболевания, а также иные обстоятельства, определенные 5 статьей рассматриваемого нормативного акта.
  2. Беременности и родах.
  3. Уходе за малолетним до 1,5 лет.
  4. Рождении детей (ребенка).
  5. Гибели субъекта или несовершеннолетнего члена семьи.

Виды обеспечения

К ним относят выплаты:


Размеры, условия, порядок предоставления обеспечения устанавливают нормативные акты №81 от 19 мая 1995 г., №8 от 12 янв. 1996 г., а также Федеральный Закон 255-ФЗ.

Субъекты права

Закон 255-ФЗ распространяется на:


Изменения

Рассмотрим некоторые положения Корректировки в нормативный акт вносились несколько раз. Изменения, в частности, коснулись порядка расчета величины выплат по уходу за малолетним, БиР, а также по временной нетрудоспособности. Правила устанавливает статья 14 рассматриваемого нормативного акта. В 2016 г. действуют поправки, внесенные ФЗ № 213 от 24.07.2009 г. В указанной статье определяется, что в расчете сумм используется средний заработок гражданина. Он, в свою очередь, устанавливается за 2 года (календарных), которые предшествовали периоду нетрудоспособности, отпуска, связанного с дородовым и родовым периодами, а также уходом за малолетним. В срок включаются все периоды осуществления профессиональной деятельности, даже если она велась на иных предприятиях.

Комментарий

ФЗ 255 предусматривает указанные правила только для ситуаций, в которых субъект права, работавший в разных организациях в течение двух предыдущих лет, получает обеспечение на одном предприятии. Если ему начисляются суммы в каждом учреждении, в котором он состоит в штате, средний заработок в расчет не принимается. Если в обоих или в одном из двух календарных годов гражданин пребывал в отпуске по уходу за малолетним или беременности/родам, соответствующие периоды могут быть заменены для расчета при условии, что данная операция приведет к увеличению суммы обеспечения. Для этого заинтересованное лицо пишет письменное заявление.

Расчет средней зарплаты

255-ФЗ в новой редакции 2016 г. устанавливает, что в заработок включаются все суммы, перечисленные в пользу гражданина. При этом с них должны отчисляться взносы в ФСС, ФФОМС, ПФР. В расчет принимаются суммы, направленные в указанные фонды до 31 дек. 2016 г. При определении среднего заработка могут также учитываться отчисления, установленные НК. Последнее положение вводится в действие с 1 янв. 2017 г. Схема расчета заработка определена следующая. Сумма начисленной з/п за установленный в части первой 14 статьи разделяется на количество календарных дней в нем. Из расчета при этом исключаются дни, которые относятся к периодам:

Калькулятор пособия по беременности и родам

Следует в первую очередь сказать, что до 2013 г. использовалось 2 способа расчета. В настоящее время определение суммы осуществляется одним способом. В калькулятор пособия по беременности и родам вводятся следующие данные:

  1. Срок отпуска. Он зависит от количества детей и наличия/отсутствия осложнений. 140 дней устанавливается для одноплодной, беспроблемной беременности, 156 - для проблемной и 194 - для многоплодной.
  2. Заработок за 2 года. Как выше было сказано, этот период составляют года, предшествующие периоду выхода в отпуск. При этом значение имеет дата больничного, а не родов. В расчет можно взять только полный год - с 1 января до 31 декабря. Сумма заработка берется полная, без вычета НДФЛ.
  3. Расчетные дни. Их количество 730 или 731 (в зависимости от того, попадает в период високосный год или нет). Из количества дней следует вычесть: срок болезни, отпуска по БиР или уходу за малолетним, а также период освобождения от выполнения профессиональных обязанностей с сохранением з/п и без отчисления взносов в фонды.

Здесь следует отметить один нюанс. Никакие иные периоды не могут уменьшать количество расчетных дней. Так, если женщина в течение 2 лет работала непосредственно только 1 год, а все остальное время была безработной, при определении суммы будет использоваться число 730 (731).

Формулы расчета

Устанавливает следующие правила исчисления. Для определения размера дневного обеспечения при утрате возможности выполнять профессиональные обязанности, БиР средний заработок умножается на коэффициент, установленный ст. 7 и 11.2. Для расчета ежемесячной суммы используется следующая формула. При ее определении необходимо вычислить среднюю величину заработка. Она рассчитывается умножением дневной выплаты на 30.4. Она, в свою очередь, определяется по правилам 14 статьи (ч. 3.1 и 3.2). Величина ежемесячной выплаты по уходу за малолетним рассчитывается умножением среднего заработка на коэффициент, в соответствии со ст. 11.2.

Ставки

Закон 255-ФЗ устанавливает коэффициенты в ст. 7 и 11.2. Расчет сумм при потере возможности выполнять профессиональные задачи вследствие травмы или заболевания осуществляется с применением процентных ставок от среднего заработка. Они устанавливаются в зависимости от длительности страхового стажа:

  1. 8 лет и более - 100 %.
  2. 5-8 лет - 80 %.
  3. До 5 лет - 60 %.

Исключение составляют ситуации, когда травма или заболевание наступили в течение месяца с даты прекращения трудовых отношений. В этих случаях используется ставка в 60% от средней з/п.

Уход за больным малолетним

В случае амбулаторного лечения в течение первых 10 дней (календарных) сумма рассчитывается в соответствии со ставками, указанными в 7 статье (ч. 1), в размере 50% - в последующие дни. При нахождении ребенка на стационаре используется порядок части первой 7 статьи. Аналогичные правила действуют в отношении случаев необходимости осуществлять уход за больным родственником, кроме детей до 15 лет, при амбулаторном лечении.

Ежемесячное обеспечение

Пособие по уходу за малолетним начисляется в размере 40% от средней величины заработка. При этом размер получившейся суммы не должен быть ниже установленного нормативными актами для лиц, имеющих детей. При уходе за двумя и более малолетними, достигшими 1.5 лет, размер обеспечения суммируется. При этом его величина не может составлять больше 100% от среднего заработка гражданина, установленного в соответствии со ст. 14. При расчете ежемесячных сумм на второго и последующих детей, учитываются предыдущие малолетние, в том числе усыновленные. Исключение составляют случаи, когда в отношении последних мать лишена родительских прав.