Федеральный закон о товариществах собственников жилья и жилищный кодекс — рассказываем простыми словами. Порядок правления тсж

Федеральный закон о товариществах собственников жилья и жилищный кодекс — рассказываем простыми словами. Порядок правления тсж

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

1 комментарий

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

Закон о ТСЖ (товарищество собственников жилья) является основным актом, действующая редакция которого позволяет регулировать отношения собственников и управляющей компании. ТСЖ имеет немало источников регулирования, но основным считается указанный федеральный закон. Когда встают вопроса жилья, управления им, а также предоставления товариществам определённых полномочий в сфере жилищных услуг, то именно закон о товариществе собственников жилья и является главным методом контроля. Последние редакции законодательство постоянное изменяло, что привело к усовершенствованию системы регулирования рассматриваемых отношений.

Законодательство уделяет большое внимание вопросам создания такого юридического лица, как товарищество. Это могут быть разного рода организации, имеющие своей целью осуществление того или иного вида деятельности, который никак не связан с получением прибыли. И товарищество, которое образуют жильцы определённых многоквартирных домов, также будет относиться к данной категории, а регулирует подобные отношений федеральный закон о ТСЖ.

В Российской Федерации всегда действовал закон, принятый ещё в 1996 году. Однако главной особенностью рассматриваемого акта, является то, что этот федеральный закон утратил свою силу ещё 2005 году. Соответственно, нормативная база жилищных отношений претерпела некоторые изменения. Теперь все вопросы создания, управления и ликвидации товариществ жильцов регламентируется Жилищным и Гражданским кодексами.

Несмотря на то что ФЗ «О товариществах собственников жилья» перестал действовать, все положения в Жилищном кодексе опираются именно на то, что предусматривал указанный нормативный акт.

Для того чтобы иметь представление о том, каким образом Жилищный кодекс регулирует отношения жильцов в вопросах управления и содержания дома, достаточно осветить некоторые общие положения, которые содержал ранее действующий закон:

  1. Основные понятия. Для правильного применения акта к конкретным видам отношений необходимо чётко понимать, что такое товарищество, в том числе когда речь идёт об объединении жильцов многоквартирных домов. Сейчас данные понятия разбросаны по Гражданскому кодексу.
  2. Отношения, которые будут касаться рассматриваемой сферы. В данном случае это жилищные отношения. Основной упор на них делает именно Жилищный кодекс РФ, который не только регулирует деятельность товариществ жильцов, но и иные вопросы, касающиеся жилья.
  3. Иные акты, которые в совокупности составляют нормативную базу данных отношений, а именно упоминание о них. На сегодняшний день - это как раз Гражданский и Жилищный кодексы.

Именно указанные моменты также продолжают формировать те положения, которые регулируют отношения, связанные с жилищными вопросами.

Внимание следует уделить тому, что не всё, содержащееся в законе о товариществах жильцов, было перемещено в ЖК РФ. Указанный кодекс содержит только две главы, направленные на регулирование рассматриваемых отношений. Глава, посвящённая организации и реализации деятельности такими товариществами, и глава, которая устанавливает возможности членов товарищества.

Все остальные моменты являются частью гражданского закона.

Формирование любой организации имеет чёткий порядок действий. Смысл в том, что для создания всегда необходимо наличие мотивированного решения, принятого всеми участниками обсуждения, а также соответствующих документов и, конечно, регистрации. Рассматриваемое товарищество не является исключением. Чтобы оно было создано, жильцам недостаточно просто договориться о том, как будет управляться дом и далее реализовывать принятые правила.

Во-первых, очень важно сформировать общее собрание. То есть жильцы собираются для обсуждения вопроса о создании конкретного товарищества. Это важно потому, что без воли всех участников осуществлять управление в дальнейшем будет невозможно. Такое собрание регламентируется протоколом, в котором отражаются вопросы, выносимые на рассмотрения, и в итоге подписывается конкретное решение.

Чтобы товарищество было создано, необходимо, чтобы минимум пятьдесят процентов лиц, участвующих в собрании, проголосовали за его формирование.

Во-вторых, учредительные документы. Всегда при формировании организации участники собрания должны сформировать устав, который и будет закреплять в себе необходимые положения по регулированию деятельности организации, а также по управлению домом. Устав также должен составляться при участии каждого члена собрания, все положения принимаются общим голосованием и обсуждением, с учётом интересов каждого участника отношений.

В-третьих, регистрация. Она подразумевает передачу сведений в реестр. Эта процедура обязательная для всех юридических лиц. Причём к ней применяют общие положения, касающиеся любого вида юридического лица. Чтобы пройти регистрацию достаточно представить учредительный документ, протокол собрания и сведения о каждом, кто владеет жильём в доме. После чего уполномоченный орган примет решение, внесёт сведения в реестр, и только тогда деятельность можно считать начатой.

Отдельно следует сказать о субъектах, то есть тех лицах, которые, в принципе, имеют право объединяться рассматриваемым образом.

К ним относят следующих жильцов:
  • владельцы квартир тех домов, что имеют общую границу, получают обеспечение от одной инженерно-технической сети, а также имеют равный доступ к общедоступному имуществу и инфраструктуре;
  • владельцы частных домов, которые имеют близкое друг к другу расположение и которые также имеют общие границы, обеспечение и инфраструктуру.

При этом несколько домов, не обладающих общим обеспечением и границами, формировать товарищество не имеют возможности, так как не будет целостности управления.

Допускается также объединение жильцов лишь одного дома.

Формирование товарищества, объединяющего в себе полноправных владельцев квартир и домов, подразумевает организацию определённого рода деятельности. Она направлена на то, чтобы управлять одним или даже несколькими жилыми объектами. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы обеспечить жильцов важными ресурсами и проконтролировать рациональное применение домового имущества.

Главная цель товарищества заключается в управлении теми многоквартирными жилыми помещениями, в которых определённые граждане имеют жильё.


Управление всегда представляет собой деятельность по поддержанию дома в состоянии, которое бы подходило для длительного проживания. Речь идёт как о состоянии строения в целом, так и об отдельных моментах, например, наличии пандусов или домофона. То есть содержать дом, управлять им и распределять возможности жильцов - всё это многоуровневый процесс, который требует строгой регламентации и планового подхода.

В процесс управления включают большое количество мероприятий, которые осуществляются как всеми жильцами, так и специально уполномоченными на то лицами:
  • контроль над тем, чтобы каждая квартира стабильно и своевременно обеспечивалась такими ресурсами, как газ, свет, вода, отопление;
  • контроль над вывозом мусора, который также должен осуществляться регулярно и в установленный период;
  • осмотр и при необходимости организация ремонта общего оборудования по подаче света;
  • поддержание требуемого температурного режима в помещениях, а также чистоты и порядка;
  • осуществление ремонтных работ;
  • подготовка помещения к каждому сезону.

Перечень мероприятий не исчерпывающий и будет определяться в зависимости от особенностей дома, его состояния и срока, в течение которого он эксплуатируется.


Не стоит также забывать о территории, которая прилегает к многоквартирному дому или относится к нескольким частным домам. Её содержание также своевременно и регулярно должно осуществляться. Работы на территории будут зависеть от сезона. Зимой нужно постоянно расчищать снег как на тротуарах, так и проезжих частях. Летом обязательно должно проводиться озеленение. Сюда можно также отнести необходимость обеспечения оборудования для двора: игровые и спортивные зоны, парковки, территории для выгула животных и так далее.

Не всегда жильцы самостоятельно занимаются управлением. Товарищество собственников на сегодняшний день не самый популярный вариант, так как нередко управление переходит в руки специальных компаний. Именно они контролируют все процессы, связанные с жилищными моментами. Закон при этом не обязывает собственников придерживаться конкретного варианта, они вправе сами решать, каким образом контролировать состояние дома и его обеспечение.

Основное преимущество такого товарищества в том, что оно позволяет жильцам самим принимать решение без вмешательства других лиц.

Как и в любых отношениях, в случае с управлением домом определяются свои права и обязанности. Смысл в том, что товарищество существует по определённым правилам, оно не может произвольно под конкретной организационно-правовой формой осуществлять любую деятельности. Товарищество всегда является организаций без коммерческой цели, а значит, прибыль не является смыслом её деятельности. Именно поэтому для товарищества собственников были определены перечни прав и обязанностей.

Товарищество всегда должно иметь председательствующего, который в первую очередь будет отвечать за работу ТСЖ. Соответственно, права и обязанности товарищества также будут распространяться и на него.

Жилищный кодекс в первую очередь говорит о правах товарищества, которые будут таковыми и для его членов:

  • возможность заключения соглашений на обеспечение дома необходимыми ресурсами и оказание иного рода коммунальных услуг;
  • возможность контролировать расходы и доход на год, формировать сметы;
  • возможность определения счетов, которые должны оплачивать собственники, на основании ранее принятой сметы;
  • возможность осуществлять работы для владельцев квартир;
  • возможность распоряжаться кредитными средствами, которые были выделены со стороны банка;
  • возможность распоряжаться имуществом, принадлежащим дому, сдавать помещения и осуществлять иные подобные действия, если они не затрагивают интересы владельцев квартир.

Перечень исчерпывающий. Однако председательствующему и товариществу в целом могут быть предложены и другие возможности, реализация которых повлечёт пользу порядку управления.

Наряду с правами, Жилищный кодекс также определяет и перечень обязанностей, исполнение которых должно осуществляться всегда и каждым членом товарищества:
  • необходимо исполнять все предписания закона, осуществлять управление домом согласно положениям устава и нормативных актов;
  • необходимо соблюдать условия любого из заключённых товариществом договоров;
  • необходимо обеспечивать надлежащее состояние дома, в особенности техническое и санитарное обслуживание;
  • необходимо влиять на собственников с целью обеспечить выполнение с их стороны обязанностей, как членов товарищества;
  • необходимо соблюдать все интересы собственников, а также обеспечивать их, в том числе путём защиты при вмешательстве третьих лиц;
  • необходимо вести учёт всех лиц, входящих в товарищество, и каждый год направлять информацию о них в орган власти конкретного субъекта России;
  • необходимо сообщать в реестр обо всех изменениях, которые претерпевает товарищество, в том числе в тексте учредительного документа.

Согласно статье закона он всё же представляет собой исчерпывающий вариант списка обязанностей. При этом устав юридического лица может позволить внесение дополнительных оговорок как в части обязанности, так и в части прав организации и её участников.

Товарищество способно прекратить существовать, используя два пути: реорганизацию и ликвидацию. Первый вариант признаётся менее категоричным, он хоть и предполагает прекращение деятельности одного юридического лица, но тут же позволяет создать другое, которое продолжит функционировать в необходимом направлении. Принятие решение осуществляется на собрании всех участников товарищества.

Законодатель устанавливает несколько форм реорганизации, которые могут применяться к рассматриваемому варианту юридического лица:
  1. Выделение. Смысл в том, что из одного товарищества выделяется другое. Здесь даже не будет фактического прекращения деятельности, лишь появление нового юридического лица.
  2. Разделение. Одно товарищество превращается в два совершенно новых. Соответственно, одно юридическое лицо всё же перестаёт существовать, но в итоге создаются две новые организации.
  3. Объединение. Это случай наоборот. Когда существуют два товарищества собственников, но по каким-то причинам, например, объединение границ домов, они соединяются и образуют новую организацию. Соответственно, ранее существующие товарищества прекращают деятельности, а одно новое заменяет их.

Несмотря на то что гражданский закон предусматривает ещё две формы реорганизации, к товариществам, созданным жильцами, будут относиться только указанные выше варианты.

Независимо от того, осуществляется одна из форм реорганизации, или же товарищество ликвидируется полностью, сведения об этом должны быть переданы в реестре, для фиксации прекращения какой-либо деятельности.

Что касается ликвидации, то она проходит по общим правилам, которые предлагает гражданское законодательство. Прекратить деятельность можно полностью также по решению собрания участников либо в принудительном порядке, по акту судебного органа, когда были выявлены нарушения деятельности товарищества.

В любом случае план действий будет одинаковым:

  1. Принятие решения. Оно закрепляется протоколом собрания и соответствующим актом о ликвидации, который подписывают все члены товарищества.
  2. Создание специальной комиссии. Она будет заниматься вопросами прекращения деятельности, расчёта с кредиторами и распределением имущества товарищества.
  3. Сообщение о ликвидации. Это необходимо сделать для того, чтобы кредиторы знали о прекращении деятельности и могли предъявить свои требования.
  4. Распределение имущества. После того как обязательства перед кредиторами оказались выполнены, а имущество осталось, то оно достаётся непосредственно многоквартирному дому и будет подлежать распределению после установления нового порядка управления.
  5. Сообщение в реестр. Регистрирующий орган должен получить информацию о ликвидации организации, после чего он внесёт сведения в реестр, а деятельность прекратится официально.

В случае с товариществами рассматриваемого типа прядок ничем не отличается от того, что распространяется на любые другие организации.

Таким образом, отдельного закона, регулирующего деятельность товарищества собственников жилья, нет. Однако управление многоквартирными домами всё же осуществляется на основании такой нормативной базы, как Жилищный и Гражданский кодексы. Именно они закрепляют порядок создания, управления и .

1. Товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

2. Устав товарищества собственников жилья принимается на общем собрании, которое проводится в порядке, установленном - настоящего Кодекса, большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Устав товарищества собственников жилья должен содержать сведения о его наименовании, включающем слова "товарищество собственников жилья", месте нахождения, предмете и целях его деятельности, порядке возникновения и прекращения членства в товариществе собственников жилья, составе и компетенции органов управления товарищества и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, составе и компетенции ревизионной комиссии (компетенции ревизора) товарищества, а также иные сведения, предусмотренные настоящим Кодексом.

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. В уставе товарищества собственников жилья может быть предусмотрено использование системы или иной информационной системы при решении вопросов, связанных с управлением в товариществе собственников жилья, с учетом функций указанных систем.

3. Число членов товарищества собственников жилья, создавших товарищество, должно превышать пятьдесят процентов голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

4. Товарищество собственников жилья создается без ограничения срока деятельности, если иное не предусмотрено уставом товарищества.

5. Товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации. Товарищество собственников жилья имеет печать со своим наименованием, расчетный и иные счета в банке, другие реквизиты.

6. Товарищество собственников жилья отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Товарищество собственников жилья не отвечает по обязательствам членов товарищества. Члены товарищества собственников жилья не отвечают по обязательствам товарищества.

7. В случае выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о государственной регистрации товарищества собственников жилья органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, товариществом собственников жилья представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о выборе способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

8. В случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в течение пяти рабочих дней со дня принятия этого решения товариществом собственников жилья представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Жилищный кодекс, N 188-ФЗ | ст. 135 ЖК РФ

Статья 135 ЖК РФ. Товарищество собственников жилья (действующая редакция)

1. Товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

2. Устав товарищества собственников жилья принимается на общем собрании, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Устав товарищества собственников жилья должен содержать сведения о его наименовании, включающем слова "товарищество собственников жилья", месте нахождения, предмете и целях его деятельности, порядке возникновения и прекращения членства в товариществе собственников жилья, составе и компетенции органов управления товарищества и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, составе и компетенции ревизионной комиссии (компетенции ревизора) товарищества, а также иные сведения, предусмотренные настоящим Кодексом.

2.1. В уставе товарищества собственников жилья может быть предусмотрено использование системы или иной информационной системы при решении вопросов, связанных с управлением в товариществе собственников жилья, с учетом функций указанных систем.

3. Число членов товарищества собственников жилья, создавших товарищество, должно превышать пятьдесят процентов голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

4. Товарищество собственников жилья создается без ограничения срока деятельности, если иное не предусмотрено уставом товарищества.

5. Товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации. Товарищество собственников жилья имеет печать со своим наименованием, расчетный и иные счета в банке, другие реквизиты.

6. Товарищество собственников жилья отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Товарищество собственников жилья не отвечает по обязательствам членов товарищества. Члены товарищества собственников жилья не отвечают по обязательствам товарищества.

7. В случае выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о государственной регистрации товарищества собственников жилья органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, товариществом собственников жилья представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о выборе способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

8. В случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в течение пяти рабочих дней со дня принятия этого решения товариществом собственников жилья представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

  • BB-код
  • Текст

Товариществом собственников жилья признаётся вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 157.2 настоящего Кодекса, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

Устав товарищества собственников жилья принимается на общем собрании, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Устав товарищества собственников жилья должен содержать сведения о его наименовании, включающем слова "товарищество собственников жилья", месте нахождения, предмете и целях его деятельности, порядке возникновения и прекращения членства в товариществе собственников жилья, составе и компетенции органов управления товарищества и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, составе и компетенции ревизионной комиссии (компетенции ревизора) товарищества, а также иные сведения, предусмотренные настоящим Кодексом.

В уставе товарищества собственников жилья может быть предусмотрено использование системы или иной информационной системы при решении вопросов, связанных с управлением в товариществе собственников жилья, с учётом функций указанных систем.

Число членов товарищества собственников жилья, создавших товарищество, должно превышать пятьдесят процентов голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Товарищество собственников жилья создается без ограничения срока деятельности, если иное не предусмотрено уставом товарищества.

Товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации. Товарищество собственников жилья имеет печать со своим наименованием, расчетный и иные счёта в банке, другие реквизиты.

Товарищество собственников жилья отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Товарищество собственников жилья не отвечает по обязательствам членов товарищества. Члены товарищества собственников жилья не отвечают по обязательствам товарищества.

В случае выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о государственной регистрации товарищества собственников жилья органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, товариществом собственников жилья представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о выборе способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в течение пяти рабочих дней со дня принятия этого решения товариществом собственников жилья представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.