Эффективность фискальной политики. Виды и эффективность фискальной политики

Эффективность фискальной политики. Виды и эффективность фискальной политики

Стимулирующая политика может быть использована для предотвращения длительного спада, о чем говорит опыт ряда стран с переходной экономикой, Японии, США; сдерживающая -- для упреждения инфляции. Именно поэтому кейнсианцы считали ее основным инструментом государственного регулирования национальной экономики.

Кроме всего прочего, бюджетно-налоговая политика позволяет сгладить колебания совокупного спроса, а значит и делового цикла. Ее инструменты либо непосредственно являются составляющими первого (государственные закупки), либо оказывают прямое воздействие на его элементы (налоги, трансферты). Это позволяет в периоды спада производства увеличивать совокупные расходы, смягчая падение совокупного спроса, а во время подъема -- сокращать их, предотвращая «перегрев» экономики, т.е. использовать фискальную политику в целях стабилизации экономического развития.

Фискальная политика способна изменять и структуру совокупного спроса. Так, экспансионистская политика приводит не только к увеличению абсолютной величины совокупного спроса, но и к возрастанию в его общем объеме доли государственных расходов, потребления и сокращению удельного веса частных инвестиций вследствие эффекта вытеснения (подробнее о нем см. ниже). Сдерживающая -- наоборот, сопровождается ростом доли частных инвестиций в совокупном спросе и уменьшением доли государственных расходов.

Выполняя стабилизационную роль, фискальная политика, способствует решению ряда других задач. Например, увеличение социальных трансфертов и уменьшение нижней ставки подоходного налога, с одной стороны, приведут к росту совокупного спроса, а с другой -- позволят снизить дифференциацию доходов в обществе. Рост государственных расходов не только выполняет стимулирующую функцию, но и может быть использован для увеличения государственной собственности и степени вмешательства государства в экономику.

Чаще бюджетно-налоговую политику рассматривают как инструмент регулирования совокупного спроса, однако она влияет и на совокупное предложение. Допустим, государство увеличивает свои закупки и снижает налоги, т.е. проводит стимулирующую политику. Ее последствия следующие: во-первых, рост совокупного спроса с AD1 до AD2 приводит к увеличению национального дохода с Y1 до У2 (рис. 2). Во-вторых, в случае снижения ставки налога на прибыль будут стимулироваться инвестиции в связи с повышением их прибыльности; если же будет понижена ставка подоходного налога -- повысятся сбережения и стимулы к труду. Эти процессы приведут к росту совокупного предложения и сдвигу кривой AS1 в положение AS2 и росту национального дохода с Y2 до У3. В итоге уровень национального дохода увеличится с У1 до У3. Таким образом, экспансионистская фискальная политика может быть использована для стимулирования экономического роста.

Рисунок 2 Влияние стимулирующей фискальной политики на совокупный спрос и совокупное предложение

Главное достоинство недискреционной бюджетно-налоговой политики в том, что встроенные стабилизаторы включаются автоматически, немедленно при малейшем изменении экономической конъюнктуры, сглаживая колебания экономического цикла.

Вместе с тем реализация фискальной политики связана с решением ряда проблем. Для нее характерны длительные временные лаги (от англ. lag -- запаздывание). Особенно значителен внутренний лаг, который включает: период времени от осознания того, что в стране начинается спад производства или инфляция, до понимания необходимости принятия конкретных действий, а также период от осознания этой необходимости до утверждения конкретных мер фискальной политики. Помимо него имеется и внешний лаг: период времени от утверждения данных мер до получения эффекта от их реализации в реальном секторе экономики. Временные лаги лишают бюджетно-налоговую политику гибкости. Кроме того, ошибки в расчете их длительности могут в отдельных случаях привести к дестабилизирующему действию: стимулирующие методы начнут действовать уже тогда, когда экономика вышла из спада и находится на фазе экономического роста, и наоборот.

Практически невозможно точно рассчитать влияние изменения параметров фискальной политики на совокупные расходы, а тем более на реальную экономику. Так, добиться стимулирующего воздействия можно путем увеличения государственных закупок, социальных трансфертов и снижения налогов. Известно, что величина мультипликатора закупок больше величин других мультипликаторов. Помимо этого оценить влияние государственных закупок на совокупный спрос легче, чем других инструментов фискальной политики. Однако их использование ведет к увеличению бюджетного дефицита, что порождает ряд негативных последствий, о которых говорилось выше. Оценить воздействие на экономику изменения трансфертов и налогов сложнее потому, что, во-первых, их влияние на потребительские расходы зависит от mрс, динамику которой предсказать достаточно сложно, а во-вторых, чтобы определить степень влияния снижения налогов на инвестиции как компонент совокупного спроса, надо знать значения мультипликатора и акселератора инвестиций, точный расчет которых затруднителен.

Не следует забывать и о том, что фискальная политика может быть подвержена влиянию политического цикла. Решения об изменении налогов, государственных расходов принимаются политиками, что позволяет использовать инструменты бюджетно-налоговой политики в предвыборных целях. Например, практика показывает, что перед выборами некоторые виды государственных расходов увеличиваются, а после них -- сокращаются, что, естественно, не способствует повышению эффективности фискальной политики.

Чтобы выяснить, правильна ли проводимая правительством бюджетно-налоговая политика, необходимо оценить ее результаты. Наиболее часто с этой целью анализируется состояние государственного бюджета, так как осуществление фискальной политики сопровождается ростом или сокращением бюджетных дефицитов, излишков. Однако судить по этим показателям о действенности проводимой дискреционной политики достаточно сложно. Это объясняется тем, что, с одной стороны, фактические бюджетные дефициты или излишки могут изменяться вследствие целенаправленного увеличения или уменьшения государственных расходов или налогов, т.е. проведения активной фискальной политики. Но с другой стороны, на их размеры могут повлиять изменения объема национального дохода, происходящие в результате колебаний деловой активности, что обусловлено существованием встроенной стабильности.

Чтобы развести эти причины и получить возможность оценить правильность принимаемых фискальных мер, используют бюджет полной занятости. Он показывает, какими были бы дефицит или излишек государственного бюджета, если бы экономика функционировала в условиях полной занятости. Рассмотрим бюджетные дефициты и излишки.

Связь между государственными расходами и налоговыми поступлениями в казну можно показать графически. Государственные расходы на текущий год есть величина постоянная, не зависящая от объема национального дохода. Поэтому кривая государственных расходов G будет иметь вид горизонтальной прямой (рис. 3). Сумма налогов, получаемых государством, пропорциональна объему национального дохода. Соответственно, кривая налоговых поступлений Т будет восходящей.

Рисунок 3 - Бюджетные дефициты, излишки. Бюджет полной занятости

Из рис. 3 следует, что бюджет может быть сбалансирован в точке Е при уровне национального дохода YE. Допустим, фактический доход равен Yt,а потенциальный -- У2. Существующий при уровне дохода Y1 бюджетный дефицит KL может свидетельствовать о том, что проводится стимулирующая фискальная политика, которая сопровождается появлением или ростом бюджетного дефицита. Однако на самом деле никаких стимулирующих мер не предпринимается. Это доказывает тот факт, что при полной занятости и тех же государственных расходах и налогах (кривые G и Т остаются на месте) бюджет полной занятости имеет излишек, равный отрезку MN. Таким образом, причиной фактического дефицита является спад производства. Фискальная политика, наоборот, была сдерживающей, и отчасти именно поэтому уровень национального дохода ниже потенциального. Возникает необходимость в принятии надлежащих фискальных мер, т.е. в стимулировании совокупных расходов.

Изменение бюджета полной занятости показывает, как проводимая бюджетно-налоговая политика влияет на изменение совокупных расходов. Рост дефицита или сокращение излишка бюджета полной занятости свидетельствует о проведении стимулирующей фискальной политики, направленной на расширение совокупных расходов. И наоборот, уменьшение дефицита или увеличение излишка бюджета полной занятости являются результатом реализации сдерживающей бюджетно-налоговой политики, цель которой -- сокращение совокупных расходов.

Не следует также забывать, что вследствие проведения фискальной политики существует эффект вытеснения.

Очень проста причина того, что равновесный уровень реального дохода в модели IS-LMB результате проведения экспансионистской бюджетно-налоговой политики (увеличения государственных расходов или снижения налоговых ставок) вырастет на меньшую величину, чем предписывается традиционным эффектом мультипликатора. Когда реальный доход начинает расти, то же происходит и с объемом спроса на деньги, и с равновесной процентной ставкой. Повышение процентной ставки приводит к сокращению инвестиций фирм. В результате реальный доход уменьшается на величину, равную сокращению ожидаемых инвестиций в соответствии с эффектом мультипликатора.

Следовательно, увеличение государственных расходов или снижение налогов, вызывая изменения ставки процента, приводит к снижению частных расходов фирм. Экономисты называют это явление эффектом вытеснения (crowding-out effect) частных инвестиций вследствие роста государственных расходов. Этот эффект вытеснения напоминает положение классической модели, в соответствии с которым рост дефицита государственного бюджета полностью вытесняет равное ему количество частных расходов на товары и услуги. Однако в кейнсианской модели полное вытеснение не имеет места. Скорее, суммарный равновесный реальный доход увеличивается, когда государственные расходы растут или налоги снижаются.

Что определяет относительный размер эффекта вытеснения? Предположим, что наклон графика IS был бы большим (т. е. ожидаемые инвестиции стали бы неэластичными по проценту), а наклон графика LM был бы менее значительным (так что спрос на деньги оказался бы эластичным по проценту). При таком положении окончательный прирост реального дохода практически соответствовал бы величине, на которую сместился график IS. В этом случае эффект вытеснения был бы незначительным. И наоборот, если бы график IS был пологим (т. е. ожидаемые инвестиции оказались бы эластичными по проценту), а график LM -- крутым (т. е. спрос на деньги был бы менее эластичен по проценту), то окончательный прирост реального дохода стремился бы к нулю. В этом случае наблюдалось бы полное вытеснение инвестиций. Из этого можно сделать вывод, что эффект вытеснения становится более заметным, когда повышается эластичность ожидаемых инвестиций по проценту. Эффект вытеснения также усиливается при уменьшении эластичности спроса на деньги.

Отметим также, что при горизонтальном графике IS (ожидаемые инвестиции абсолютно неэластичны) и вертикальном графике LM (спрос на деньги абсолютно неэластичен по проценту) возникает крайний случай полного эффекта вытеснения. При этом увеличение государственных расходов повлечет за собой смещение графика IS по горизонтали, причем уровень реального дохода останется неизменным. Это означает, что реальные инвестиции уменьшатся на величину, соответствующую приросту государственных расходов, т. е. будет иметь место полный эффект вытеснения. Этот случай сам по себе является аналогией классической модели. Это объясняется тем, что классическая модель подчеркивает чувствительность ожидаемых инвестиций к изменению процентных ставок и также отмечает независимость спроса на деньги от ставки процента. В этом случае, как показывает модель IS-LM, имеет место полный эффект вытеснения.

Мировой опыт показывает, что налоговый механизм заключает в себе огромные возможности воздействия на развитие предпринимательской деятельности, динамику и структуру общественного производства, его размещение. Налоговые сборы и платежи являются основным источником формирования бюджета государства, т. к. любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, содержаться структуры обеспечивающие существование и функционирование самого государства.

Налогообложение – это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения - это равномерность и определенность. Равномерность - это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно.

Налоги представляют собой основной инструмент перераспределения доходов между членами общества и имеют целью уменьшение неравенства в доходах.

Налоги являются основным источником доходов государственного бюджета.

    Налоговая система включает в себя:
  1. субъект налогообложения (кто должен платить налог)
  2. объект налогообложения (что облагается налогом);
  3. налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налога).

Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой.

Существует два основных типа налогов: прямые налоги ,которые являются прямым вычетом из доходов, получаемых фирмами и домашними хозяйствами (например, подоходный налог), и косвенные налоги , которыми непосредственно облагаются фирмы и которые устанавливаются в зависимости от объема их производственной деятельности и включаются в цену той продукции, которая производится фирмами и поставляется ими на рынок (например, налог на добавленную стоимость) на определенную денежную сумму (доход, наследство, денежную оценку имущества и т.п.).

    Поэтому к прямым налогам относятся:
  • личный подоходный налог;
  • налог на прибыль;
  • налог на наследство;
  • налог на имущество;
  • налог с владельцев транспортных средств и др.

Косвенный налог – это часть цены товара или услуги. Поскольку этот налог входит в стоимость покупок, то он носит неявный характер и представляет собой налог на потребление, а не на доход. Косвенный налог может быть включен в цену товара либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены.

    К косвенным налогам относятся:
  • налог на добавленную стоимость-НДС;
  • налог с оборота,
  • налог с продаж,
  • акцизный налог (подакцизными товарами являются сигареты, алкоголь, автомобили, ювелирные изделия, меха);
  • таможенная пошлина.
    В зависимости от того, как устанавливается налоговая ставка, различают три типа налогообложения:
  1. пропорциональный налог,
  2. прогрессивный,
  3. регрессивный налог.

Пропорциональный налог предполагает, что средняя налоговая ставка остается неизменной, независимо от величины дохода.

При прогрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода.

Регрессивный налог – это налог, налоговая ставка которого увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода. Таким образом, при увеличении дохода

доля дохода, выплачиваемого в виде налога, сокращается. Наиболее регрессивный характер имеют акцизные налоги.

Таким образом, в своей налоговой политике государственные лидеры должны найти некую «золотую середину», оптимальный уровень налоговых ставок, который приносил бы государственному бюджету максимально возможный доход и вместе с тем обеспечивал бы экономике наилучшие условия для ее роста. Как определить этот уровень налоговых ставок? На этот вопрос помогает ответить кривая Лаффера.

Рис.№19.
Кривая Лаффера

КРИВАЯ ЛАФФЕРА показывает функциональную зависимость величины налоговых поступлений в государственный бюджет от уровня налоговых ставок; экстремальное значение функции, которая выражена в кривой Лаффера, показывает максимальную сумму налоговых поступлений в государственный бюджет.

Зависимость между налоговыми ставками и доходами бюджета связана со многими конкретными условиями той или иной страны. Поэтому нельзя дать какого-то единого рецепта для определения налоговых ставок вне зависимости от места и времени. Но принцип налоговой политики государства сводится к тому, что она должна обеспечить оптимальные условия для экономического роста, т. е.:

  • домашние хозяйства должны иметь располагаемый личный доход, соответствующий уровню экономического развития данной страны;
  • в государственный бюджет должны поступать доходы, за счет которых правительство было бы в состоянии обеспечить благоприятные условия для экономического роста.

Представленный на рисунке график показывает зависимость величины налоговых поступлений (Тр) в государственный бюджет от ставки налога на прибыль (Т*). Если Т = 0, то вся прибыль остается фирмам, а в бюджет государства ничего не поступает. Если ставка налога на прибыль будет, например, 10%, то в бюджет поступит 200 млн р. дохода. Дальнейший рост ставки налога на прибыль будет сопровождаться увеличением дохода государственного бюджета, пока налоговая ставка не достигнет своего «критического уровня». В нашем примере он равен 50%. При налоговой ставке 50% доход бюджета достигнет своего максимума - 600 млн р. Дальнейший рост налога на прибыль приведет к тому, что фирмы начнут сокращать выпуск продукции, а их прибыли будут уменьшаться. Теперь чем больше будет повышаться налоговая ставка, тем меньше продукции будут выпускать фирмы, тем меньше будут их прибыли, и тем меньше будет получать государственный бюджет отчислений от прибыли. Если недомыслие финансовых руководителей государства доведет ставку налога на прибыль до 100%, то фирмы прекратят выпуск товаров и услуг, их прибыли упадут до нуля и эта статья доходов бюджета тоже будет равна нулю.

Фискальная политика - сознательное применение расходных и налоговых функций правительства для достижения поставленных правительством макроэкономических целей.

Целями фискальной политики как любой стабилизационной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, то есть стабилизацию экономики в краткосрочном периоде, являются поддержание:

  1. стабильного экономического роста;
  2. полной занятости ресурсов;
  3. стабильного уровня цен.

Фискальную политику проводит правительство. Инструменты фискальной политики воздействуют как на совокупный спрос (на величину совокупных расходов), так и на совокупное предложение (величину издержек фирм).

    Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:
  • государственные закупки;
  • налоги;
  • трансферты.

Государственные закупки товаров и услуг и трансферты представляет собой расходы государственного бюджета, а налоги - основной источник доходов бюджета, поэтому фискальная политика также носит название бюджетно-налоговой политики.

Расширительная фискальная политика осуществляется за счет роста государственных расходов и снижения налоговых ставок, что, как правило, ведет к увеличению бюджетного дефицита. Перерасход (дефицит) правительство будет покрывать за счет займов у населения, страховых компаний, промышленных фирм и т. д. Оно может занять и у центрального банка. Расширительная фискальная политика проводится в случае, когда экономика действует ниже своих потенциальных возможностей.

Ограничительная фискальная политика основана на сокращении правительственных расходов и повышении налоговых ставок.

Дискреционная - значит произвольная, зависящая от сознательного решения исполнительной власти. Дискреционная фискальная политика - политика, довольно часто требующая изменений в законах о налогах и в законах о правительственных программах расходов. Но этот процесс - медленный. Именно медлительность снижает эффективность дискреционной фискальной политики. Ее иногда сравнивают со стрельбой по быстро движущейся мишени: только приготовили законопроект, связанный с новой ситуацией в экономике, а пока его обсуждали, эта ситуация уже «устарела», и нужно разрабатывать новый законопроект.

Автоматическая фискальная политика. Эту политику называют также автоматической стабилизацией ,которая обеспечивает антициклические изменения в расходных и налоговых действиях правительства без преднамеренного обсуждения и изменения в фискальной политике. Речь идет о так называемых автоматических стабилизаторах, которые применяются правительством автоматически, ибо предусмотрены законами и «встроены» в расходную часть бюджета. Имеются три основных «встроенных» стабилизатора:

а) Пособия по безработице. Если растет безработица, то и поступления от налогов для обеспечения пособий по безработице падают из-за общего снижения занятости. Но платежи по таким пособиям будут расти автоматически. Напротив, если фактическая норма безработицы низка, а занятость велика, налоговые поступления растут, а число пособий сокращается. Иными словами, во время спада программа пособий будет иметь налоговый дефицит, а во время подъемов - излишек.

6)Налоги на прибыль корпораций. Прибыль - самая чувствительная к циклическим изменениям форма доходов. Она падает сильнее остальных видов доходов во время застоя и растет быстрее во время оживления. Точно так же резко колеблются и налоговые поступления от прибылей корпораций. Падение поступлений сразу расширяет дефицит госбюджета, увеличение - сокращает дефицит.

в) Прогрессивный подоходный налог. И в этом случае налоговые поступления будут падать во время спада и расти во время подъема, автоматически стабилизируя экономику, т. е. ограничивая глубину и размах циклических колебаний.

Законом "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" предусмотрено введение трехуровневой системы налогообложения. Трехуровневые налоги функционируют в большинстве федеральных государств.

Налоги в России впервые разделены на три вида:

    Федеральные налоги :
  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы на отдельные группы и виды товаров;
  • налог на доходы банков;
  • налог на доходы от страховой деятельности;
  • налог от биржевой деятельности;
  • налог на операции с ценными бумагами;
  • таможенные пошлины;
  • подоходный налог с физических лиц и др.

Все суммы поступлений от налогов, указанных в подпункте "п" зачисляются в местный бюджет в порядке, определяемом при утверждении соответствующих бюджетов, если иное не установлено Законом. Федеральные налоги (в т. ч. размеры их ставок) объекты налогообложения, плательщики налогов и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей её территории.

Налоги республик в составе РФ и налоги краёв, областей, автономной области, автономных округов.

Все республиканские налоги являются общеобязательными. При этом сумма платежей, например, по налогу на имущество предприятий, равными долями зачисляется в бюджет республики, края, автономного образования, а также в бюджеты города и района, на территории которого находится предприятие.

    Местные налоги , например:
  • налог на имущество физических лиц. Сумма платежей по налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения;
  • земельный налог. Порядок зачисления поступлений по налогу в соответствующий бюджет определяется законодательством о Земле.
  • регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, сумма сбора зачисляется в бюджет по месту их регистрации;
  • налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;
  • курортный сбор и др.

Налоги как очень мощное орудие могут сыграть свою роль в стабилизации экономики и финансов только в случае целенаправленного и дозированного использования. Но для создания такой политики необходимо определить место налогов в механизме стабилизации. В настоящее время в России идет этап становления механизма налогового регулирования посредством реформирования налоговой системы.

Выполняя работу 3, Вы узнаете о роли государства в рыночной экономике.

При изучении теоретического материала обратите внимание на то, в каких случаях государство вмешивается в рыночные отношения и почему оно это делает. Запомните определения налогов, их структуры и типы налогообложения.

Определите, каким образом государство может создать благоприятные условия для экономического роста.

Для лучшего усвоения тем работы целесообразно обратиться к периодическим специализированным изданиям. Поработайте со статистикой госбюджета, государственного долга и налоговых поступлений, приведенной в СМИ. Обратите внимание на изученные понятия, разберите, в каком ключе они используются в периодике. Постарайтесь разобраться в прочитанном.

Эффективность фискальной политики

После Второй мировой войны фискальная политика, опирающаяся на использование государственного бюджета, стала основным средством регулирования экономики в целях обеспечения экономического роста, достижения полной занятости, сдерживания инфляции, обеспечения равновесия платежного баланса.

Фискальная политика служит действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но для нее характерны некоторые негативные черты, снижающие ее эффективность:

Изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, могут приходить в противоречие с другими целями расходования государственных средств, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и т.п.;

Фискальная политика эффективна в краткосрочном периоде, а в долгосрочном может приводить к отрицательным результатам;

Для фискальной политики характерен «эффект запаздывания»: требуется определенное время, прежде чем изменение величины налогов или правительственных закупок окажет ожидаемое воздействие на экономику (часть времени уходит на принятие решений о проведении тех или иных мер бюджетно-налогового характера, затем определенное время требуется на то, чтобы экономика начала «реагировать» на принятые решения). К моменту, когда принятые меры начнут давать результаты, экономическая ситуация может изменится и меры по расширению экономики начнут давать эффект в период подъема, тогда как результаты сдерживающих мер начнут сказываться в период спада – фискальная политика в таких случаях будет играть дестабилизирующую роль.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой.

11.6. Задачи и упражнения

Задача № 1

Рассчитайте на основе данных таблицы средние и предельные налоговые ставки. Каким является данный налог: прогрессивным, пропорциональным или регрессивным?

Доход

Налог

Средняя налоговая ставка, %

Предельная налоговая ставка, %

Задача № 2

Постройте две кривых Лоренца на основании следующих данных:

а) распределение доходов уплаты налогов и получения трансфертов:

Первые 20 % населения получают 2 % всего национального дохода;

Вторые – 10 %;

Третьи – 15 %;

Четвертые – 20 %;

Пятые – 53 %.

б) распределение доходов после уплаты налогов и получения трансфертов:

Первые 20 % населения получают 5 % национального дохода;

Вторые – 14 %;

Третьи –21 %;

Четвертые – 25 %;

Пятые – 35 %.

Какая из кривых, на ваш взгляд, в большей степени отражает принцип справедливости при построении системы налогообложения?

Задача № 3

«Чем выше ставки налогов, тем больше поступления в государственный бюджет». Дайте комментарий этому высказыванию, используя идею кривой Лаффера.

Задача № 4

Допустим, что в стране действует пропорциональная система налогообложения. Предельная ставка подоходного налога (t) составит 20 % или 0,2. Уровень дохода, соответствующий полной занятости, составляет 1200 млрд.руб. Если Y=0, то T=0; при Y, равном 1000 млрд.руб.

Чему будут равны налоговые поступления?

Если доход составляет 1500 млрд.руб. Чему при этом будут равны налоговые поступления?

Предположим, что фактический Y равен 600 млрд.руб., тогда чему будут равны налоговые поступления (T)? При G = 200 млрд. руб., чему будет равен фактический бюджетный дефицит? Но если бы при той же налоговой ставке и уровне G доход был бы 1200 млрд.руб., т.е. соответствовал бы полной занятости, то не было бы и дефицита госбюджета. Определите чему будет равен бюджетный профицит?

Задача № 5

Допустим, что правительство в условиях спада экономики приняло решение увеличить на 20 млрд.руб. госзакупки (это осуществляется за счет бюджета), т.е. = 20 млрд.руб.; предположим, что предельная склонность к потреблению (MPC) равна 0,8, соответственно предельная склонность к сбережению (MPS) составит 0,2; при этих условиях мультипликатор (K) равен 5 (1/ MPS = 1/0,2). Определите прирост дохода?

Задача № 6

Налоговая ставка (t) при пропорциональной системе налогообложения составляет 20 %. Сбалансированный бюджет (отсутствие дефицита и профицита) соответствует уровню дохода (Y), равному 500 млрд.ден.ед. Какова при этих условиях величина государственных расходов? Проиллюстрируйте свой ответ на графике.

Задача № 7

Государство вводит прогрессивный налог – 40 млрд.руб., предельная склонность к потреблению составляет 0,75. Рассчитайте, на какую величину изменится национальный доход?

Задача № 8

Правительство получило кредит от международных финансовых организаций в размере 10 млрд.долл. по годовой ставке 8 % сроком на 7 лет. Эти средства предполагаются использовать на инвестирование промышленности. Инвестиционные проекты будут осуществлены в течении в течении двух лет.

Каким должен быть прирост ВВП страны, чтобы за 7 лет можно было полностью погасить долг?

Задача № 9

Темпы роста реального ВВП составляют 4 % в год, реальная ставка процента i = 5 %, относительный показатель первичного дефицита государственного бюджета d = 7 %, соотношение

= 60 %.

Определить, насколько изменится за год соотношение ?

Задача № 10

Величина государственного долга (Гд) до начала года составляет 300 млрд.долл., номинальные государственные расходы без платежей по обслуживанию долга на конец года (Грасх.) – 40 млрд.долл., Уровень цен в течении года возрос на 5 %, номинальная ставка процента (i) – 10 %, номинальные налоговые поступления (Н) – 50 млрд.долл.

Рассчитайте величину номинальных процентных платежей по обслуживанию долга, бюджетный дефицит на начало следующего года?

Задача № 11

Различают понятия активного и пассивного дефицита бюджета. Поясните сущность этих категорий, раскрыв причины возникновения каждого из типов дефицитов бюджетов?

Задача № 12

Если расходы государства и налоги вырастут одновременно на 40 млрд. руб., что произойдет с выпуском продукции?

Задача № 13

Объем равновесного ЧНП (дохода) составляет 550 млрд. долл. Y = 550. Предположим, что государство увеличивает единовременно выплачиваемый налог на 20 млрд. долл. (
= 20). Функция потребления и сбережения имеют вид C = 0,75
и S = 0,25 . Увеличение налога приводит к снижению располагаемого дохода
= 20 млрд. долл., при этом происходит сокращение потребления (
) и сбережений (
). Определить и ?

Задача № 14

Предположим, государство вводит 3-х рублевый налог на одну пачку сигарет. Покупатели в этом случае будут платить за пачку на 3 рубля больше, чем получают продавцы: допустим, покупатели платят 13 руб., продавцы получают 10 руб., государство получает 3 руб. При введении налога изменится ли количество, которое покупатели желают приобрести, при разном уровне цен? Изменится ли предложение и спрос? Что получат продавцы? Найти точку равновесия. Проиллюстрировать графически.

Задача № 15

Правительство проводит финансово-бюджетную политику, направленную на бездефицитность госбюджета, в сочетании с жесткой денежно-кредитной политикой. Могут ли быть решены задачи по сокращению госдолга при таких условиях?

Задача № 16

Укажите, какие из перечисленных ниже методов гос. регулирования относятся к числу экономических, а какие – административных:

1) прекращение выдачи лицензий на производство медицинских препаратов;

2) изменение учетной ставки;

3) изменение размеров минимальных резервов;

4) принято постановление, в соответствии с которым предприятия общественного питания обязаны осуществлять льготное обслуживание инвалидов и пенсионеров;

5) разрешено ускоренное амортизационное списание основного капитала;

6) осуществляется гос. регулирование в тех отраслях, где частный капитал неэффективен;

7) введение налога на добавленную стоимость;

8) установление фиксированных цен на товары и услуги.

Задача № 17

Укажите, какие методы денежно-кредитной политики используются в теоретической концепции Кейнсианства, а какие в концепции монетаризма?

1) воздействие на денежную массу вне зависимости от состояния хозяйства;

2) увеличение количества денег в обращении (стимулирующая роль дополнительной денежной эмиссии в развитии предложения и производства) для роста занятости, стимулирования инвестиционного спроса;

3) манипулированием процентной ставкой;

4) регулирование нормы обязательных резервов для коммерческих банков;

5) операции на рынке ценных бумаг;

6) регулирование учетной ставки.

Задача № 18

Экономика описана следующими данными:

Экспорт товаров составляет 19650 тыс.долл.

Импорт товаров составляет 21758 тыс.долл.

Граждане страны получают факторный доход в виде процентных выплат из-за рубежа в размере 3621 тыс.долл.

Страна выплачивает зарубежным инвесторам факторный доход в виде процентов в размере 1394 тыс.долл.

Расходы граждан данной страны на туризм составляет 1919 тыс.долл.

Доходы данной страны от туризма составляет 1750 тыс.долл.

Страна выплачивает односторонние текущие трансферты в размере 2388 тыс.долл.

Правительство финансирует текущие операции с помощью внешних займов в размере 2500 тыс.долл. Окажется ли такой объем заимствований достаточным для финансирования дефицита платежного баланса по текущему счету? Подтвердите Ваш ответ необходимыми расчетами.

Задача № 19

Определите, дефицитен ли бюджет, если госзакупки составляют 50 ден.ед., трансфертные платежи равны 10 ден.ед., процентные выплаты – 10 % годовых по госдолгу, равному 20 ден.ед., налоговые поступления составляют 40 ден.ед.

Задача № 20

Можно ли сказать, что существование бюджетного дефицита всегда наносит вред экономическому развитию страны?

11.7. Вопросы для самопроверки

1. Каковы сущность и функции финансов?

2. В чем отличие финансовых отношений от кредитно-денежных?

3. Что понимается под финансовой системой и ее структурой?

4. Какова сущность и функции налогов?

5. Принципы налогообложения?

6. Назовите и охарактеризуйте виды налогов?

7. Что такое бюджетный дефицит? Почему он возникает и какие известны методы борьбы с ним?

8. Какую экономическую зависимость выражает кривая Лаффера?

9. Дайте понятие, что такое государственный долг и его виды?

10. Каким образом гос. долг влияет на экономику? Его последствия?

11. Что вы понимаете под бюджетно-налоговой политикой?

12. Виды фискальной политики?

13. Как оценивается эффективность фискальной политики?

Тема 12. ОТКРЫТАЯ ЭКОНОМИКА. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА:

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

12.1. Внешнеэкономические связи. Теории международной торговли

12.2. Торговый и платежный баланс. Протекционизм

12.3. Открытая экономика. Модель Манделла-Флеминга. Формирование открытой экономики в России

12.4. Валютный рынок. Валютный курс и его составляющие

12.5. Задачи и упражнения

12.6. Вопросы для самопроверки

12.1. Внешнеэкономические связи. Теории международной торговли

Экономические связи между государствами имеют многовековую историю. На протяжении столетий они существовали как внешнеторговые, в ходе эволюции они переросли в сложную совокупность международных экономических отношений, затрачивающих интересы всех государств мира.

Для России необходимость определения своего места в мировой экономике стоит как одна из важнейших и очень сложных задач.

На пути взаимодействия с мировым хозяйством необходимо находить и переходить от замкнутой к открытой экономике. Этот путь в разное время пришлось пройти многим странам мира, т.к. неоднократно предпринимавшиеся попытки разных стран, жить независимо от мирового сообщества к успеху не приводили.

Мирохозяйственные связи берут начало в мировой торговле. Внешнеторговый обмен товарами важнейшая составная часть мировых экономических отношений.

Основными показателями, характеризующими внешнеторговый оборот являются:

Экспортная квота (отношение стоимости экспорта к стоимости ВВП);

Объем экспорта на душу населения и др.

Они характеризуют степень включенности страны в мирохозяйственные связи или степень «открытости» экономики. Экономические отношения во всемирном сообществе складываются во многом под воздействием рынка.

Можно выделить следующие формы мировых отношений:

      международная торговля товарами и услугами;

      движение капиталов и зарубежных инвестиций;

      межотраслевая кооперация производства;

      обмен в области науки и техники;

      валютно-кредитные отношения.

Теории международной торговли. Торговый и платежный баланс.

Теории международной торговли – научная основа политики международной торговли, ее стратегии. ТМТ в своем развитии прошли ряд этапов и выступали в различных направлениях экономической мысли.

    Теория меркантелизма, господствовала в течение трех столетий (XV – XVIII вв.). Богатство страны определялось владением ценностями, обычно золотом. Задача государства больше вывозить товаров (экспортировать), меньше ввозить (импортировать).

    Классическая теория МТ включает в себя: теорию абсолютного и сравнительного преимуществ (А.Смит, Д.Рикардо). Теория абсолютных преимуществ исходила из того, что МТ основана на различии абсолютных издержек в производстве товаров в разных странах. А.Смит считал, что целесообразно, импортировать товары из страны, в которой издержки абсолютно меньше, а экспортировать те товары, издержки которые ниже у экспортеров.

    Теория сравнительных преимуществ исходит из того, что условием внешней торговли не обязательно должно быть различие абсолютных издержек. Рикардо считал, что страны должны выпускать и вывозить товары, которые обходятся им сравнительно дешевле, нежели внутри страны. Следовательно, каждая страна специализируется на выпуске тех товаров, по которым ее издержки относительно более низкие, хотя абсолютные издержки могут быть и выше, нежели за рубежом. Рикардо полагал, что у каждой страны имеется товар, выпуск которого более эффективен, чем выпуск других товаров при сложившихся соотношениях в издержках других стран. Это и есть, по Рикардо, сравнительное преимущество. Следовательно, необходимой предпосылкой существования внешней торговли является выпуск одного и того же товара с различными сравнительными издержками. Когда же складываются равные сравнительные издержки, то международная торговля нецелесообразна. Принцип сравнительных издержек является принципом взаимной выгоды, он определяет, что каждая страна использует свой труд и капитал в отраслях, дающих ей наибольшую эффективность.

    Неоклассическая теория международной торговли (теория шведских экономистов Эли Хейшера и Бертеля Олина, 1899-1979 гг.). Значительный вклад в эту модель внес П.Самуэльсон (модель Хейшера-Олина). Теорию внешней торговли Хейшера-Олина называют теорией соотношения факторов производства. Страны неравномерно наделены факторами производства трудом, землей, капиталом, что по суждению неоклассиков, обуславливает различия относительных цен на товары, от которых зависят сравнительные преимущества стран. Например, если страна наделена в избытке трудом со сравнительно более низкой заработной платой, то трудоемкие товары, выпускаемые в этой стране будут обходится более дешево. Если страна имеет избыток капитала, то более дешевыми товарами будут капиталоемкие товары. Следовательно, согласно теории Хейшера-Олина, странам с избытком рабочей силы выгодно выпускать и экспортировать трудоемкие товары, странам с избытком капитала выгодно выпускать и экспортировать капиталоемкие товары.

12.2. Торговый и платежный баланс. Протекционизм

Торговый баланс положителен, если нация вывозит больше товаров и услуг, чем ввозит из-за рубежа. Если импорт больше экспорта, торговый баланс отрицателен. В первом случае торговый баланс имеет активные сальдо, во втором случае он имеет дефицит.

Платежный баланс. Помимо торгового баланса включает в себя:

Иностранные займы;

Проценты по ним;

Доходы от инвестиций;

Трансфертные платежи;

Обмен финансовыми активами.

Сделки по каждой из этих статей представляют собой платежи, поступающие либо в страну, либо из нее. В зависимости от этого платежи заносят либо в графу «доходы», либо в графу «расходы» (соответственно кредит и дебет).

Таблица 16. Платежный баланс

Доходы

Расходы

Экспорт товаров

Импорт товаров

Экспорт услуг

Импорт услуг

Доходы от инвестиций за рубежом

Доходы от иностранных инвестиций в стране

Трансфертные платежи от иностранцев в страну

Трансфертные платежи иностранцев из страны

Приобретение иностранцами активов данной страны

Приобретение гражданами страны иностранных активов (акций, облигаций, валюты)

Обобщающим показателем платежного баланса является его сальдо – это разница между импортными и экспортными статьями.

Превышение импорта из других стран над собственным экспортом дает отрицательное сальдо платежного баланса и может привести к неприятным экономическим последствиям, например, к внешнеторговому дефициту. Для оплаты последнего страна вынуждена делать долги. А для погашения долгов чаще всего приходится уменьшать внутреннее потребление.

Для обозначения разницы между совокупным импортом страны за год используют также понятие чистый экспорт. Превышение экспорта над импортом или положительный чистый экспорт приводит к росту совокупных расходов и тем самым к росту национального продукта и наоборот.

Протекционизм .

Благодаря свободной торговле, базирующейся на принципе сравнительных издержек, мировая торговля может достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня натурального благосостояния.

Если на пути свободной торговли появляются экономические или неэкономические барьеры, то в силу вступает новый принцип международной торговли – протекционизм.

Протекционизм – это политика, направленная на защиту национальной экономики путем ограничения (прямого или косвенного) ввоза иностранных товаров.

К экономическим барьерам относятся:

1) таможенные пошлины, предназначенные для защиты местных производителей от иностранной конкуренции;

2) импортные квоты, устанавливающие максимальные объемы товаров, которые могут быть ввезены в страну за какой-то промежуток времени;

3) экспортные ограничения (аналогично импортным квотам), когда фирмы ограничивают свой экспорт в отдельные страны.

высшего высшего образования и приступить к трудовой деятельности или продолжить высшее образование в... высшее профессиональное образование , или высшее профессиональное образование в консерватории на основании закона о школах или высшее образование ...

  • Высшее образование тенденции развития

    Аннотированный список

    И концептуальные вопросы законопроекта об образовании . Модернизация системы высшего образования 4 Ниязова, М. В. ... с учетом международных стандартов инженерного образования [Текст] / А. И. Чучалин // Высш . образование в России. – 2011. - № 10. ...

  • Оценка эффективности фискальной политики: на примере России

    дипломная работа

    1.4 Проблемы осуществления фискальной политики

    Даже сторонники кейнсианского направления признают, что применение фискальной политики в качестве инструмента макроэкономической стабилизации сопровождается трудностями.

    Важной проблемой является недостаток гибкости бюджетно-налоговой политики. Поскольку некоторые государственные программы осуществляются несколько лет и расходы по ним уже запланированы, то быстрое увеличение и снижение государственных расходов представляется трудноосуществимой задачей.

    Проблему негибкости усугубляет проблема временных лагов. Поскольку изменение бюджетно-налоговой политики подразумевает длительное обсуждение в парламенте, то образуется внутренний временной лаг между осознанием необходимости осуществления мер и их вступлением в силу. Кроме того, поскольку воздействие фискальных мероприятий на экономику проявляется не сразу, имеет место быть внешний временной лаг между моментом принятия мер и их результатами.

    Наличие описанных выше лагов означает, что при принятии решений о фискальной политике необходимо ориентироваться на экономическую ситуацию, которая будет в будущем. Однако точно предсказать экономические события не всегда представляется возможным.

    Кроме того, измерение и анализ экономической информации несовершенны, и определить величину отклонения экономики от своего потенциала крайне сложно. Возникает неопределенность относительно кого, какие меры нужно принимать в данный момент времени. В противном случае, эффект от бюджетно-налоговой политики может проявиться в противоположной фазе экономического цикла и усилить колебания деловой активности.

    Также существует проблема неопределенности связанная с тем, что сложно предсказать эффективность, которую будут иметь предпринятые меры. Даже если предположить, что нам известно на какую величину нужно изменить совокупный выпуск, вопрос о том, на какую величину нужно изменить государственные закупки или налоги по-прежнему останется открытым.

    Прогнозирование эффекта фискальной политики затрудняется также вариативностью ожиданий экономических агентов. От ожиданий во многом зависят результаты фискальной политики, однако сама политика также оказывает влияние на ожидания. Этот факт еще более усложняет осуществление бюджетно-налоговой политики.

    Вследствие описанных выше проблем осуществление бюджетно-налоговой политики происходит практически «вслепую». Тем не менее, кейнсианцы не спешат отказываться от этого инструмента макроэкономической стабилизации, хотя многие из них признают, что применять фискальную политику нужно лишь в периоды глубоких спадов и не стоит пытаться сглаживать все колебания экономической активности.

    Основными инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты. Государственные закупки - это способ закупок...

    Анализ современной фискальной политики

    Реформирование бюджетной и налоговой систем в России проводиться в сложных условиях трансформации собственности и становлении национального предпринимательства. Это связано с реструктуризацией отраслевой структуры производства...

    Методика составления плановой калькуляции производственных предприятий

    Налоговая политика Российской Федерации, как инструмент экономического роста страны

    При анализе любой налоговой политики необходимо различать такие понятия, как «субъекты налоговой политики», ее «цели», «методы» и «модели (типы)». Субъектами государственной налоговой политики являются различные уровни управления...

    Налогово-бюджетная политика и ее роль в стабилизации и развитии экономики

    В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: 1. стимулирующую 2. сдерживающую. Рисунок 1(а...

    Особенности и проблемы реализации фискальной политики в Республике Беларусь

    На базе кейнсианской теории известный английский ученый Дж.Хикс разработал стандартную равновесную модель рынка. 0бщее равновесие на реальном, (товарном) и денежном рынках исследуется с помощью аппарата кривых “IS-LM” (рис. 2.1)...

    Проблемы и тенденции реализации фискальной политики в Республике Беларусь

    Фискальная политика представляет интерес прежде всего с теоретической точки зрения, для получения ответа на вопрос: как можно использовать инструменты данной политики для стабилизации экономики...

    Совершенствование государственного регулирования экономики депрессивных регионов в условиях стратегического планирования

    В условиях рыночных отношений государственная региональная политика должна вырабатываться с учетом децентрализации экономики, укрепления финансово-хозяйственной самостоятельности политических и административно-территориальных единиц...

    Фискальная политика

    Время от времени правительства различных стран предпринимают действия, направленные на «стимулирование экономики», которое носит название фискальной политики...

    Фискальная политика

    Экономисты признают, что правительство может сталкиваться с рядом серьезных проблем при выборе и проведении фискальной политики на практике. Связано это со многими факторами. Фискальная политика - это временный процесс...

    Фискальная политика в России: цели, механизмы и последствия

    Как у любой политики, при осуществлении фискальной политики возникают некоторые проблемы. Рассмотрим их далее. Существуют бюджетные дефициты. И побочные последствия их достаточно серьезны...

    Фискальная политика государства в рыночной системе

    Переход России к рыночной экономике изменил структуру доходной части государственного бюджета, которая в значительной мере формируется за счет налоговых поступлений...

    Фискальная политика и ее влияние на макроэкономическую стабилизацию

    Наличие в фискальной политике двух основных компонентов предполагает, что у государства появляется возможность маневрировать как за счет изменения порядка налогообложения и привлечения других видов доходов...

    Фискальная политика: направления реализации в национальной экономике Республики Беларусь

    Вопросы совершенствования бюджетно-налоговой политики в Беларуси являются как никогда актуальными и важными на сегодняшний день. Общая неэффективность приемов и методов, используемых при составлении бюджета...

    Эффективная социальная политика предприятия в кризисных условиях

    По мнению большинства предпринимателей и экономистов, один из главных факторов, сдерживающих рост производственной активности, - нерациональная фискальная политика, проводимая государством на протяжении практически всех 90-х годов. Считается, что- то налоговое бремя, которое установило государство, было явно чрезмерным и не позволяло производственным структурам вести нормальную экономическую деятельность. Такой фискальный нажим повлек за собой целый ряд негативных явлений. Во-первых, оказалась скованной предпринимательская активность. Во-вторых, многие затратоемкие отрасли, наиболее важные и приоритетные с общегосударственных позиций, автоматически отсеклись от прибыльных сфер деятельности и начали постепенно стагнировать, в результате произошла своеобразная структурная деградация российской экономики. В-третьих, нестерпимый налоговый пресс, стимулируя уклонение от налогов и развитие теневого сектора экономики, обострил бюджетные проблемы страны. В сложившихся условиях актуализируются задачи оценки эффективности действующей системы фискального регулирования и отыскания путей ее оптимизации. Решение их предполагает множество различных подходов, среди которых, в частности, можно отметить качественный метод решения проблемы. Он заключается в упорядочении и совершенствовании всего налогового законодательства. Необходимо прежде всего отказаться от практики начисления налогов на затраты (в настоящее время именно таким образом изымается налог на добавленную стоимость) и перейти к схеме, предусматривающей уплату налогов по мере поступления средств на счет предприятия. Уже этих двух моментов в действующей системе фискального регулирования достаточно, чтобы разрушить вполне нормальную экономическую структуру. Однако этот подход, направленный на "расшивку" всей системы бухгалтерского учета для изменения самого механизма изъятия налогов, не предполагает методов макроанализа. В противовес ему количественный метод оптимизации налоговой системы нацелен на определение максимально рациональных налоговых ставок в рамках действующего фискального механизма. Он предполагает оптимизацию величин, как отдельных налоговых ставок, так и совокупного налогового бремени как на юридических, так и физических лиц. Данный метод кардинально не меняет действующей системы налогообложения и, по сути, нацелен лишь на корректировку количественных фискальных параметров. Это направление совершенствования системы государственного регулирования предполагает применение широкого спектра микро- и макроэкономических методов и моделей. Оценить эффективность фискальной политики можно с разных позиций, а именно с позиции экономического субъекта (источника налогообложения) и государства (получателя налогов). С точки зрения юридических и физических лиц, оценка эффективности фискальной политики государства не представляет научного интереса, так как здесь действует прямолинейная и примитивная логика: чем больше налоговых изъятий, тем хуже. При оценке фискальной политики с точки зрения государства возможны два аспекта анализа: оценка эффективности фискальной политики, влияющей на производственную активность экономической системы и на наполненность доходной части государственного бюджета. Как правило, эти две оценки вступают в противоречие, и фискальная политика, эффективная с точки зрения второго критерия, может быть совершенно неэффективной с точки зрения первого. Кроме того, даже в рамках каждого из этих критериев фискальная политика может иметь неоднозначный результат, т. е. в развитии исследуемых процессов имеются точки перегиба. Именно нелинейная зависимость объемов производства и налоговых поступлений от налогового бремени и есть предмет изучения, когда оценивается эффективность фискальной системы. Как правило, все конкретные расчеты параметров эффективности ведутся в рамках так называемой кривой А. Лаффера, в соответствии с которой функциональная зависимость налоговых доходов государства от уровня налогового бремени описывается параболой с точкой максимума. Концепция кривой Лаффера занимает центральное место в современной теории фискального регулирования. При этом конкретные исследования в этой области идут, как правило, по двум направлениям. Первое (теоретическое) предполагает моделирование экономистами производственных и фискальных процессов и теоретическое выведение из построенных моделей параболической зависимости Лаффера. Здесь акцент ставится на строгое доказательство наличия "эффекта перегиба" на фискальной кривой и выявление условий его возникновения, что само по себе имеет большое значение для экономической теории.