ФИНАНСЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
доходов;
Фонд социального страхования РФ создан в 1992 г.
в целях обеспечения гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств.
Фонд обязательного медицинского страхования РФ образован в 1991 г. Он создается на федеральном и территориальном уровне. Через него средства должны направляться страховым компаниям, учредителями которых выступает соответствующий уровень публичной власти и которые имеют лицензию на обязательное медицинское страхование. Средства Фонда используются на оплату медицинских услуг, медицинские программы и т. п.
СБАЛАНСИРОВАННОСЬ БЮДЖЕТА
Субсидия и субвенция – это два вида помощи за счет бюджетных средств. Эти термины применяются в области государственных финансов, ими обозначаются виды трансфертов от одного бюджета другому (например, из бюджета области в городской бюджет). Также данные понятия могут использоваться для обозначения видов льгот.
Субсидия – это сумма денег, предназначенная для материальной помощи гражданам.
Она выделяется из бюджета любого уровня на какую-то определенную цель на условиях софинансирования. Примером может служить субсидия на приобретение жилья для молодых семей. Субсидия по этой программе покрывает лишь часть стоимости квартиры, остальные деньги молодая семья должна внести самостоятельно.
Субвенция – выделяемые из бюджета любого уровня деньги, потратить которые можно на строго определенную цель. Ошибочно субвенциями могут считать средства, выделяемые гражданам на приобретение одежды, лекарств и прочих товаров первой необходимости. Субвенции гражданам не предоставляются. Это строго публичное явление, то есть это средства, передаваемые от бюджета к бюджету.
Субсидия и субвенция – это трансферты, то есть суммы, которые передаются от одной стороны другой.
Признаки, присущие обеим выплатам:
Помимо субсидии и субвенции существует также дотация – это средства, выделяемые без конкретной цели использования, потратить эти деньги можно на что угодно.
Как было сказано выше, гражданам могут выделяться только субсидии (а также дотации). Субвенции в области социальных выплат не встречаются. Субвенции могут иметь только денежное выражение, а субсидии могут быть и материальными – деньги, лекарства, учебники и т. д. Субвенции могут выделяться бюджету города или района для выплаты материальной помощи, но опять-таки это будут средства, распределяемые между бюджетами разного уровня.
Таким образом, гражданам могут выделяться из бюджета субсидии или дотации. Если у выплаты есть определенная цель, то это будет субсидия, а если цели нет, то дотация.
Бюджетные ассигнования можно классифицировать с точки зрения цели их предоставления и с учетом статуса получателяю.
ФИНАНСЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Социальная политика - это область деятельности государства по отношению к формированию жизненного уровня населения, воспроизводству человеческого капитала, оказанию социальных услуг и развитию социальной инфраструктуры на федеральном, региональном и местном уровнях.
Инструментами реализации социальной политики государства служат законы, программы, нормы и нормативы финансирования, соответствующие стандарты и т. д. Сложившаяся в том или ином обществе модель социального развития является общественным компромиссом, результатом поиска общественно-политического баланса, равновесия интересов различных групп и слоев населения.
Долгосрочной целью государственной социальной политики должно стать обеспечение уровня и качества жизни граждан по критериям постиндустриального общества.
Существуют следующие индикаторы уровня жизни населения:
1) среднедушевые денежные доходы;
2) среднемесячная начисленная заработная плата;
3) покупательная способность денежных доходов;
4) распределение населения по уровню среднедушевых денежных
доходов;
5) коэффициент дифференциации доходов населения;
6) прожиточный минимум (физиологический и социальный);
7) минимальная продовольственная корзина;
8) показатели дефицита низких доходов (т. е. недостаток по отношению к прожиточному минимуму);
9) обеспеченность населения товарами длительного пользования, услугами;
10) удельный вес расходов на образование, здравоохранение в ВВП и др.
Государство использует два метода в решении социальных задач:
1) адаптивный - это метод установления минимума прав и социальных гарантий для работающих. Он реализуется через проведение активной политики содействия занятости; социального партнерства в регулировании оплаты труда и распределения доходов; оптимизацию налогообложения и системы социального страхования;
2) защитный - для нетрудоспособных и социально незащищенных, не имеющих возможности обеспечить свое существование без помощи государства. Он реализуется через формирование фондов денежных средств для обеспечения социальной защиты населения. В настоящее время формируется система адресной социальной помощи. В реализации этого метода ключевое значение имеет государственное финансирование. Эта система государственного социального обеспечения.
Обеспечение социальной защиты населения осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, а также за счет государственных внебюджетных фондов.
Внебюджетные фонды - это целевые фонды финансовых средств, предназначенные для обеспечения дополнительными источниками финансирования приоритетных направлений социального развития общества.
Средства внебюджетных фондов не входят в состав казны и, соответственно, на них не могут распространяться требования кредиторов РФ (субъекта РФ), относящиеся к погашению долговых обязательств. Так как в настоящее время в форме внебюджетных существуют исключительно фонды социальной направленности, вышеуказанная обособленность внебюджетных фондов обеспечивает стабильность социального развития при любой экономической ситуации в стране.
Государственные внебюджетные фонды представляют целевые централизованные фонды денежных средств, формируемые за счет целевых обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Внебюджетные фонды являются одним из методов перераспределения национального дохода государством в пользу определенных социальных групп населения.
Наименование внебюджетного фонда отражает направление его использования.
К доходам внебюджетных фондов относятся специальные целевые налоги и сборы; средства бюджета, перечисляемые в эти фонды; прибыль от предпринимательской деятельности, осуществляемой фондом, как юридическим лицом (где это разрешено законом); кредиты, полученные фондом в банке.
В настоящее время в нашей стране существуют только три внебюджетных фонда: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.
Пенсионный фонд РФ образован в 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения. Из этого фонда выплачиваются пенсии по старости и социальные пенсии (военнослужащим, в случае потери кормильца, по инвалидности и т. д.). Для выплаты пенсий по старости аккумулируются средства работодателей и работников.
Средства на выплату социальных пенсий поступают из бюджета.
Фонд социального страхования РФ создан в 1992 г. в целях обеспечения гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств.
Он предназначен для финансирования выплат различных пособий: по временной нетрудоспособности и родам, при рождении ребенка, для санаторно-курортного лечения и т. п.
Источники средств данного фонда - обязательные страхование взносы работодателей, добровольные взносы юридических и физических лиц, доходы от инвестирования части временно свободных средств Фонда и др.
Фонд обязательного медицинского страхования РФ образован в 1991 г. Он создается на федеральном и территориальном уровне. Через него средства должны направляться страховым компаниям, учредителями которых выступает соответствующий уровень публичной власти и которые имеют лицензию на обязательное медицинское страхование.
Средства Фонда используются на оплату медицинских услуг, медицинские программы и т. п.
Средства Фонда формируются за счет обязательных взносов работодателей (для работающих граждан) и средств бюджета (для неработающих граждан или работников бюджетных учреждений).
СБАЛАНСИРОВАННОСЬ БЮДЖЕТА
Соотношение между доходами и расходами бюджета может быть различным:
1) расходы равны доходам (бюджет сбалансирован);
2) расходы меньше доходов (бюджет сведен с профицитом);
3) расходы больше доходов (бюджет сведен с дефицитом). Бюджет должен быть сбалансирован. В случае наличия профицита или дефицита бюджета требуется комплекс мероприятий по его сбалансированию.
По общему правилу финансовое обеспечение переданных полномочий осуществляется за счёт субвенций из публично-правового образования, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ передает полномочие.
При этом это правило при передаче на местный уровень закреплено в К.РФ (ст.132).
Применительно к передаче полномочия от РФ к субъекту какой-либо конституционной гарантии не установлено, регулирование установлено в ФЗ № 184. Там предусмотрена ситуация, когда государственные полномочия передаются без предоставления субвенций:
— когда отсутствует крайне важно сть создания новых органов власти,
— когда отсутствует крайне важно сть создания новых учреждений или унитарных предприятий,
— когда не предусматриваются увеличение штатной численности государственных гражданских служащих субъекта и работников государственных учреждений субъекта.
В общем, сводиться всё это к тому, что не нужно осуществлять каких-то дополнительных расходов в связи с осуществлением переданных полномочий. Сложно представить такое полномочие…
Второй случай, когда допускается не предоставление субвенции, это, когда посчитали по методике и получился 0.
Получается, в случае если мы передаем полномочие на уровень МО, то всегда должны передать субвенцию.
А когда передаем полномочие от федерации к субъекту, возможны случае, когда субвенция не предоставляется.
Понятия ʼʼсубвенцияʼʼ нет в бюджетном законодательстве.
Законодатель пошел по пути определения субвенций применительно к каждому виду субвенций.
Общим является для всех субвенций то, что это МТ, передаваемый на финансирование полномочий того субъекта͵ который передает субвенцию.
Почему БК не дал определения? Неясно…
Напоминаю, что субвенции — ϶ᴛᴏ доход бюджета͵ которому передано соответствующее полномочие и это единственный доход, который не относиться к собственным доходам бюджета.
Еще хотелось бы напомнить о специфики субвенций в контексте исполнения расходных обязательств. Ст. 85-86 – расходные обязательства, возникающие при выполнении переданных государственных полномочий, исполняются только в пределах и за счёт субвенций. Использование своих собственных средств становится обязанностью, только если получающий субвенцию субъект где-то ошибся и превысил нормативы в рамках исполнения переданного полномочия.
Субвенции из федерального бюджета:
— бюджетам субъектов, предоставляемые на исполнения отдельных расходных обязательств субъекта͵
*это классический вариант.
— субвенции бюджетам субъектов, предоставляемые для исполнения отдельных расходных обязательств МО,
— субвенции городу Байконур,
*в ФЗ о федеральном бюджете на соответствующий год. Финансируем на основании соответствующего международного соглашения.
Субвенции из субъекта РФ:
— местным бюджетам,
· Субвенции в местные бюджеты, предоставляемы с целью финансового обеспечения отдельных государственных полномочий ФОГВ (Те субвенции, которые дала РФ для дальнейшей передачи МО),
· Субвенции в местные бюджеты, предоставляемы с целью финансового обеспечения отдельных государственных полномочий ОГВ субъектов РФ (При передачи субъектом своего собственного полномочия),
— бюджетам автономных округов, когда те входят в состав краев и областей.
Для большинства субъектов РФ единственными субвенциями, которые они предоставляют, остаются субвенции местным бюджетам.
Субвенции из федерального фонда ОМС территориальным фондам ОМС: передается полномочие РФ в сфере ОМС на уровень субъекта.
Единственное условие предоставления субвенций – передача полномочий.
*соблюдение законодательства, критерии дотационности – всё это не для субвенций!
Субвенция формирует в соответствующем бюджете фонд компенсации (когда субвенция предоставляется из федерального бюджета и из бюджета субъекта). Про ФФ ОМС – ничего про фонд компенсации не сказано.
Распределяются субвенции законом о предоставляющем бюджете.
Допускается утверждение нераспределенной субвенции в объёме не превышающем 5% общего объёма субвенции, целью утверждения этой нераспределенной субвенции является то, чтобы её потом распределить между получающими субъектами без внесения изменений в закон о бюджете.
Государство должно помогать своим гражданам. Это безоговорочный тезис. В любом организованном обществе существуют незащищенные категории, так же и в нашей стране.
В силу каких-либо ситуаций граждане могут испытывать нужду в финансовом обеспечении. Это может быть связано с вооруженными конфликтами в местах, откуда прибывают беженцы, также помощь потребуется , и т.д.
Иногда нехватка средств к существованию может наблюдаться в целых регионах. Тогда приходится финансировать бюджеты семей и целых населенных пунктов из более крупной казны.
Существуют такие понятия как субсидия и субвенция.
Если с первым наш российский гражданин более или менее знаком, то второе немного заводит в тупик. Если начать разбираться, то оба этих термина в целом означают материальную помощь от государства .
Это может быть поддержка перспективных проектов какого-либо предприятия или отдельного предпринимателя, а может иметь и срочную направленность, то есть направляться конкретному гражданину или группе граждан.
Финансовая помощь, призванная решить определенные проблемы, подразумевается и в том, и в другом случае, однако все же между субвенцией и субсидией есть некоторые различия.
О них немного позже. Эту поддержку государство оказывает достаточно обширному кругу субъектов, к тому же нередко ей свойственна узкая направленность.
Субсидия , как правило, больше относится к социальной сфере. Иными словами, это помощь незащищенным слоям населения, определенным социальным группам, стимулирование чего-либо (рождаемости, трудоустройства в сельской местности, педагогической деятельности и пр.).
Субвенция может затрагивать и социальную область, и предпринимательство, и какие-либо инновационные проекты, строительство и т.д.
Здесь ясно одно: средства переходят от одного бюджета к другому. То есть, общими словами, это государственное финансирование, виды трансфертов, распределяемых между уровнями бюджетной системы. Нередко субсидией обозначают социальные льготы для граждан.
Итак, теперь пора дать конкретное определение каждому из терминов.
Субсидия – материальная поддержка, которую федеральный, региональный или муниципальный бюджет направляет для полного распоряжения физическому или юридическому лицу.
Также средства могут быть предназначены для пополнения казны нижестоящего уровня. Например, из федерального бюджета – в региональный, из регионального в муниципальный. Государственная казна финансирует одну область, край выделяет субсидию на застройку поселка в одном из районов.
Адресная помощь определенным группам населения может оказываться не только в денежном эквиваленте, но и в натуральном. Это могут быть продуктовые наборы, комплекты детского питания или одежды, канцтоваров к началу учебного года и пр.
Основные свойства выплаты:
Субвенция – денежные суммы, предназначенные для юридических лиц или бюджетов других уровней.
Если субъект не выполнил соответствующие требования в срок или в полном объеме, то он будет обязан возместить размер субвенции. Она, кстати, может покрывать расходы на реализацию финансируемого проекта полностью. Расходование собственных средств в таком случае может и не понадобиться.
Характерные черты :
Итак, начнем с субсидии . Самым ярким примером могут стать федеральные и региональные программы помощи молодым семьям, где из бюджета выделяются некие суммы для . Чаще всего на такую субсидию нормальную квартиру или дом в городе не купишь, приходится добавлять деньги из своего кармана или брать кредит.
Также в качестве субсидии подойдет выделение средств на частичное финансирование ремонта центрального парка поселка, так называемая помощь от областного бюджета местному.
Субсидией будет также выделение набора продуктов пенсионерам ко Дню Победы. Сюда же можно причислить выдачу новой школьной формы детям из малоимущих семей к 1 сентября. Тот же статус будет иметь выдача наборов лекарственных средств инвалидам.
К субвенции можно причислить выделение средств из городского бюджета в конкретную жилищную управляющую организацию для капитального ремонта подъездов в нескольких домах определенного района.
Субвенцией будет также являться закупка на средства государственного бюджета спортивного инвентаря для школы-интерната, выплата разового пособия детям-инвалидам, сиротам или малоимущим.
В качестве субвенции можно, пожалуй, оценить закупку государственной казной нового медицинского оборудования в городской перинатальный центр или нескольких новых отечественных автомобилей для городского ДПС.
Родственные черты присущи как субвенции, так и субсидии:
Между этими понятиями есть также и существенная разница :
Подводя итог всему выше сказанному, можно сделать вывод, что, если администрация города выделяет гражданам деньги или продукты – это субсидия, а если государство передает в местный бюджет несколько миллионов рублей на строительство ледового дворца или бассейна, то это субвенция.
О государственной материальной помощи гражданам в виде субсидий смотрите в следующем видеосюжете:
денежные средства, выделяемые на конкретные цели и на определенный срок муниципальным образованиям из федерального бюджета, бюджета субъекта Федерации. Подлежат возврату в соответствующий бюджет в случае неиспользования по целевому назначению в установленный срок (см. Закон РФ 1993 «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления»). Предоставляются для выравнивания социально-экономического развития различных муниципальных образований в случае недостаточности собственных и регулирующих доходов муниципального образования. Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» 1997 относит субвенции к средствам бюджетного регулирования. В отличие от дотаций местным бюджетам субвенция имеет строгое целевое назначение, указанное в решении о ее предоставлении. Контроль за целевым использованием субвенций осуществляет исполнительный орган власти того уровня, из бюджета которого субвенции были выделены (Правительство РФ или правительство субъекта Федерации). Субвенции подразделяются на текущие (направленные на финансирование текущих расходов) и инвестиционные (направляемые на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и других затрат, связанных с расширенным воспроизводством). Общими условиями предоставления и использования субвенций являются: - направление субвенций на финансирование конкретных мероприятий; - осуществление субвенционного финансирования в форме долевого участия в расходах местных бюджетов; - орган, предоставляющий субвенцию, устанавливает назначение и объем субвенции, получателя и условия ее предоставления в соответствии с законодательством РФ; - орган, предоставивший субвенции, вправе контролировать их использование, а получатель обязан отчитаться об их использовании. Субвенции местным бюджетам следует отличать от компенсаций местным бюджетам - выделяемых в порядке финансирования отдельных государственных полномочий, передача которых муниципальному образованию повлекла увеличение расходов или уменьшение доходов местного бюджета. Г.В. Чирков
Грамотная социальная политика предполагает, что государство должно оказывать помощь нуждающимся группам лиц или выделять средства для финансирования социально значимых проектов в отдельных регионах. При этом деньги из федерального бюджета распределяются по субъектам не только в рамках поддержания населения. Существуют и более крупные статьи расходов. В целом, главное отличие субвенции и субсидии состоит в процедуре назначении этой помощи и в конечном адресате.
Чтобы разобраться в разнице этих понятий, обратимся к их словарным определениям. Для этого заглянем в современный словарь экономических терминов.
Что же такое субсидия? Согласно словарю, это «разовое пособие, предоставляемое из средств государственного бюджета». При этом предоставляться такая помощь может напрямую физическому лицу в виде выплат (прямая субсидия) или в виде льгот (косвенная субсидия). Также средства могут быть перечислены на счет местных органов, чтобы в последующем ответственные организации довели выплаты до адресата.
То есть конечная цель субсидии – финансовая поддержка нуждающихся граждан или софинансирование расходов местного бюджета. Субсидирование – это область социальной политики.
Теперь посмотрим, что значит субвенция. В том же словаре читаем, что это «пособие, выделяемое одними субъектами другим для финансирования определенного мероприятия». То есть в данном случае это не адресная социальная помощь населению, а вложение в крупный проект на уровне бюджетов органов власти.
Субсидия предоставляется безвозмездно. Субвенция же предоставляется под конкретные цели, и в том случае, если средства освоены не полностью, остаток подлежит возврату.
Мы выяснили, в основные отличия субсидии и субвенции – в том, кому адресовано пособие и на какие цели выделяется. Теперь разберемся, при каких условиях может быть получены данные выплаты.
Субсидия назначается социально незащищенным или малоимущим категориям граждан в качестве финансовой поддержки, если официально подтверждено, что они:
Субсидирование граждан в нашей стране затрагивает следующие социальные категории:
Представитель любой из названных групп может претендовать на назначение субсидии, если его доход не превышает суммы минимального уровня дохода, установленного государством.
Если рассчитывается субсидия на семью, то считается совокупный доход (весь, включая прочие пособия, стипендии и иные выплаты) всех ее членов, и делится на количество зарегистрированных человек (в том числе несовершеннолетних) на данной жилой площади. Вот эта полученная сумма должна не превышать регламентированный прожиточный минимум.
С назначением субвенций все немного сложнее – они назначаются только на основании заранее представленных заявок
от органов местной власти. Административные служащие каждого конкретного субъекта РФ в конце финансового года должны проанализировать статьи расходов за прошедший период и выявить потребности своего региона. На основании финансовых отчетов составить заявку на будущий год и направить ее в центральный орган власти. После чего все требования будут рассмотрены, часть из которых получит одобрение и право на субвенцию.
Также в конце расчетного периода должны быть возвращены неизрасходованные средства
.
Выйти за пределы бюджета также нежелательно, как и получить слишком большой остаток – это значит, что расчеты были произведены неверно, и внушительная часть средств была удержана на счете без необходимости, в то время как она могла пригодиться где-то еще.
Если оказывается, что объект власти, получивший субвенцию, не израсходовал большую часть запрошенной суммы на целевые нужды – он может быть оштрафован на следующий период.
Если необходимость софинансирования со стороны государства в заявке отражена полно, подтверждена достоверными данными и необходимыми документами, а претензии по ведению бюджета за предыдущий период отсутствуют, субвенция, скорее всего, будет назначена.
Также субвенции могут быть назначены «наоборот» – от регионов федеральному бюджету. Эта процедура регламентирована Бюджетным кодексом Российской Федерации, отраженным в Федеральном Законе № 145-ФЗ.
И субвенция, и субсидия выделяются на определенные цели. В зависимости от этого можно выделить виды этих выплат.
Возможные варианты дотаций из федерального бюджета связаны с общими тенденциями государственной экономики. Виды субвенций регионам различаются по цели и условно могут быть определены как:
Нужно иметь в виду, что дотации на образование, медицину или строительство сами по себе не являются различными видами субвенций. Все это – софинансирование бюджета, который будет распределен в зависимости от нужд субъекта.
Отдельно можно говорить только о субвенции на осуществление государственного заказа. В качестве примера можно привести строительство спортивных сооружений в некоторых городах в рамках Олимпиады или Чемпионата Мира по футболу. В этом случае госбюджет финансирует возведение объектов и софинансирует по заявке расходы по подготовке городской инфраструктуры к данным мероприятиям.
Виды субсидий являются отражением основных направлений социальной политики в нашей стране: это поддержка семьи, детства, старости, разделение ответственности по уходу за недееспособными гражданами.
Как уже было сказано выше, субсидии могут выплачиваться в виде пособия, а могут предоставляться как льгота. Законотворцы постоянно находятся в диалоге с гражданами, поэтому система субсидирования является одной из самых подвижных и гибких – каждые полгода законы, регламентирующие процедуру назначения пособий и льгот, обновляются.
На данный момент существуют следующие виды субсидий:
Из последних обновлений в законодательстве можно отметить и поддержку бизнеса (льготное кредитование юридических лиц). В ближайшее время планируется разработать программы субсидирования сельского хозяйства.
Для того чтобы оформить субвенцию, необходимо в установленном порядке направить заявку в центральный орган власти. В этом документе должно быть отражены расходы по прошлому периоду, планируемые траты, обоснована их целесообразность.
При этом сумма субвенции не устанавливается самим органом местного управления. Существует определенная методика определения общего размера данных выплат.
После утверждения и получения на счет регионального бюджета субвенции, она будет распределена между нуждающимися ведомствами. Они, в свою очередь, будут обязаны каждый квартал представлять отчеты о реализации средств, выданных в рамках этой финансовой поддержки.
Контроль над соблюдением всех процедур возложен на специальные надзорные органы, которым также направляются отчеты.
Если вы считаете, что имеете все основания претендовать на льготу или пособие, первое учреждение, с которым придется подружиться – это всем известный собес, а ныне орган социальной защиты населения. Вам нужно определить, к какому из многочисленных филиалов данной структуры вы прикреплены по прописке. Там же абсолютно бесплатно вы сможете получить консультацию и актуальный список необходимых документов (помним, процедура получения субсидий может меняться несколько раз в год). Но вам абсолютно точно понадобятся:
После подачи всех документов и заявления нужно ждать. В среднем срок ожидания варьируется от 10 дней – в зависимости от вида субсидии. В назначенный день приходить за решением, которое может быть как положительным, так и не в вашу пользу.
Помните, что отрицательное решение по вашему заявлению о предоставлении субсидии можно обжаловать в вышестоящем органе или суде.
Обращаясь за субсидией, необходимо также понимать, что вы несете ответственность за предоставленные сведения. Подача заведомо ложной информации будет иметь последствия.
В отличие от субвенции, субсидия предоставляется безвозмездно.
Еще раз кратко о разнице между субсидией и субвенцией.
Слово «субсидия» широко вошло в словарь рядового гражданина, потому что этот экономический термин любого из нас непосредственно касается – субсидирование тесно связано с социальной политикой. Субвенция же относится к внутренней экономике государства и системе дотаций из федерального бюджета в пользу субъектов РФ, поэтому это слово встречается не так широко. С этим и связано смешение данных понятий.
Также читайте про и про их получение.
Передача денежных средств для поддержки перспективных проектов, оказания срочной и адресной помощи – это нормальная практика, которая общепринята во всём мире. В России различают субсидии и субвенции, которые предоставляются широкому кругу субъектов и имеют определённую целевую направленность. По сути, это финансовая помощь, которая призвана разрешить ту или иную проблему. В чём разница между данными понятиями?
Субсидия – финансовая помощь, которая выделяется из государственного или регионального бюджета и передаётся юридическому или физическому лицу либо в нижестоящий бюджет. Её основные свойства: долевое финансирование, целевое назначение, безвозвратность. К примеру, субсидия может выделяться определённым категориям граждан на строительство и реконструкцию жилья, юридическим лицам – на реализацию инновационных проектов, и так далее.
Субвенция – денежные средства, выделяемые из государственного и местных бюджетов юридическим лицам или бюджету другого уровня. Главные особенности такой помощи – целевое расходование и срочность. Если нарушено какое-либо из этих условий, то денежные средства подлежат возврату в бюджет, который их выделил. Субвенции могут полностью покрывать расходы на реализацию проекта и использоваться без привлечения собственных средств.
Итак, данные понятия очень близки между собой и, по сути, обозначают передачу материальных ресурсов от вышестоящих бюджетов нижестоящим. Однако субвенция всегда выдаётся только в денежной форме, так как направляется для реализации определённых проектов. Субсидия может быть выделена и в натуральной форме (продукты питания, учебники, материальная помощь).
Как субвенция, так и субсидия не облагается налогами. Решение об их выделении принимается уполномоченными лицами. Однако субвенция выдаётся только бюджетам другого уровня или юридическим лицам. Это могут быть малые предприятия, образовательные учреждения, административные единицы. Запрос на получение помощи, как правило, идёт «снизу вверх». Субсидия может выдаваться и физическим лицам в рамках целевой программы, а также индивидуальным предпринимателям. В этом случае она распространяется на неограниченный круг лиц, то есть помощь выделяется «сверху вниз».
Контроль за целевым и своевременным использованием субвенций – обязателен. Если данные условия не соблюдаются, то денежные средства подлежат возвращению. Что касается субсидий, то здесь контроль не настолько строг. Это связано с тем, что они могут выделяться широкому кругу лиц, в том числе физических, а потому возможна лишь выборочная проверка.