Что такое страхование кратко. Страхование: сущность, функции, формы, понятие страхования и виды страхования. Понятие и виды социального страхования. Меры государственного регулирования страховой деятельности

Феофан Прокопович (1681-1736) начинал свою деятельность в Киеве. Петр I вызвал его в Петербург, где Феофан стал одним из высших иерархов русской православной церкви, правой рукой Петра в осуществлении его преобразовательной политики. Феофан Прокопович, разносторонне образованный человек, был поборником распространения «не токмо священного писания», но и «внешнего», светского учения. Он был блестящим церковным оратором, причем его искусно построенные проповеди (слова) были не столько богословскими поучениями, сколько выступлениями политика. Характерны заглавия наиболее прославленных из них - «Слово о власти и чести царской» (1718), «Слово похвальное о флоте российском» (1720). Классическим образцом риторической ораторской прозы было слово, произнесенное Прокоповичем на погребении Петра I (1725). Здесь он с большим художественным мастерством и полнотой раскрыл историческое значение его реформаторской деятельности. Из-под пера Феофана вышел также ряд правительственных документов. В них он внес страстность публициста, гордящегося возросшей благодаря Петру международной ролью России, острый обличительный сарказм по адресу противников преобразований, ревнителей старины. Феофан Прокопович писал стихи на русском, латинском, польском языках. На трех этих языках сочинен им «Епиникион» в честь Полтавской победы (1709). В области драматургии он сторонник пятиактного построения пьесы, малого числа действующих лиц, чтобы события, играющие роль предыстории, излагались в речах персонажей. Кроме трагедии и комедии, Феофан допускает, опираясь на авторитет Плавта с его «Амфитрионом», промежуточный драматический жанр - трагедокомедию. До Ломоносова он предлагает в «Риторике» различать три слога: высокий, средний и низкий. «Владимир» - 1705год. Сюжет: принятие В. христианства и борьба со жрецами. В. показан как историческое соответствие П., а образами корыстных и грубых жрецов Курояда, Пияра, Жеривола, врагов христианства, он сатирически разоблачал современное ему невежественно-реакционное духовенство. Трагедия традиционна по форме, написана в соответствии с теорией школьной драматургии: состоит из 5-ти актов, пролога и эпилога. Пролог: тень Ярополка сообщает жрецам о решении В. принять христианство. В третьем действии В. Советуется с Борисом и Глебом, со своими сыновьями, о принятии новой веры: они поддерживают его намерение. Приходит Жеривол и упрекает В. В небрежении богам. (Завязка), 3 акт: Кульминация, в кот. показано психологическое состояние В., его сомнения, тревога и спор Жеривола с философом-христианином, в котором Ж. обнаруживает полное свое невежество. Ж. уходит, византийский философ-мессионер излагает Владимиру, Борису и Глебу основы христианского вероучения. В. принимает решение и в 5 акте идолы разрушены, жрецы посрамлены, принято хр-во. В эпилоге - хор ангелов с апостолом Андреем предсказывает процветание Киева в позднюю, современную Ф.П. пору. Автор проводит аналогию хр-во - просвещение. Трагедокомедия содержит новаторство - отличие от школьной драмы в том, что традиц. серьезность переплетается с комедийными элементами (образы жрецов («Жеривол едино токмо пожирает быка на день) + психологические терзания В. в 3-м акте. Показаны времена крещения Руси. Автор проводит параллель с современностью, реформами Петра.

В своей преобразовательной деятельности Петр I иногда пробовал опираться и на духовенство, учитывая его влияние на народные массы. Реформы оказали влияние на некоторых служителей церкви. Одним из них был сын киевского торговца, талантливый проповедник, общественный деятель и писатель Феофан Прокопович (1681-1736). В личности и творчестве Феофана ярко отразился переходный период начала XVIII в. С писателями Древней Руси его сближает принадлежность к духовному сословию. После окончания Киево-могилянской академии он постригся в монахи, а позже был посвящен в архиепископы. Как служитель церкви, он сочинял и произносил проповеди и добился в этой области больших успехов.

Но по образу мыслей Феофан был далек от мистицизма и ортодоксальности. Его ум отличался критическим складом, его натура требовала не веры, а доказательств. Замечательно стихотворение Феофана на латинском языке, в котором он укоряет римского папу за преследования Галилея. Свободно владея древними языками, он читает в подлиннике античных авторов.

Наряду с богословием интересуется точными науками -- физикой, арифметикой, геометрией, которые он преподавал в Киевской академии. Со свойственной ему проницательностью Прокопович быстро понял и оценил значение реформ Петра, с которым он был лично знаком. Феофан полностью разделял мысли царя о необходимости распространения образования.

В споре светской власти с церковной он безоговорочно вставал на сторону правительства, вызывая бурю негодования со стороны духовенства. В 1718 г. Петр поручил ему написать устав, названный «Духовным регламентом», согласно которому церковь должна была управляться специальной коллегией -- Синодом. После смерти Петра, особенно в царствование Петра II, подняла голову церковная реакция. Над Феофаном нависла серьезная угроза расправы. Но ему удалось сплотить вокруг себя небольшое число единомышленников -- Татищева, Хрущева, молодого Кантемира -- в так называемую «Ученую дружину». Члены «дружины» вошли в доверие к новой императрице Анне Иоанновне, и положение Феофана снова упрочилось.

В творчестве Прокоповича видное место занимают проповеди. Этому традиционному церковному жанру он сумел придать новое звучание. Проповедь в Древней Руси преследовала главным образом религиозные цели. Феофан подчинил ее злободневным политическим задачам. Многие из его речей посвящены военным победам Петра, в том числе Полтавской битве. Он прославляет не только Петра, но и его жену Екатерину, сопровождавшую в 1711 г. мужа в Прутском походе. В своих речах Феофан говорит о пользе просвещения, о необходимости посещать чужие страны, восхищается Петербургом. Оружием Феофана в его проповедях стали рассуждения, доказательства, а в ряде случаев и остроумное сатирическое слово. Интересны его доводы в «Слове похвальном о флоте российском».

Прокопович известен и как драматург. Он написал пьесу «Владимир» в 1705 г. для школьного театра в Киево-могилянской академии. Содержанием для нее послужило принятие в 988 г. киевским князем Владимиром христианства. Конфликт драмы представлен борьбой Владимира с защитниками старой веры -- языческими жрецами Жериволом, Куроядом и Пияром.

Таким образом, основой пьесы служит не библейское, как это было принято раньше, а историческое событие, хотя еще и связанное с религией. Исторический сюжет пьесы «Владимир» не мешает ей оставаться остро злободневным произведением. Это происходит потому, что с христианством Прокопович связывает распространение просвещения, а с язычеством -- торжество невежества, консерватизм. Борьба Владимира с жрецами прозрачно намекала на конфликт между Петром I и реакционным духовенством. Превосходство христианства над язычеством особенно ярко показано в третьем акте, где происходит диспут между греческим философом, защищающим христианство, и жрецом Жериволом. На все доводы своего оппонента Жеривол отвечает грубой бранью. После этого спора Владимир еще более убеждается в правильности принятого им решения. Завершается пьеса полным посрамлением жрецов и низвержением языческих кумиров.

Жанр своей пьесы Прокопович определил термином «трагедокомедия». В трактате «О поэтическом искусстве» он писал о ней: «Из этих двух родов составляется третий, смешанный род, называемый трагикомедией, или, как Плавт предпочитает называть его в «Амфитрионе», -- трагедокомедией, так как именно в нем остроумное и смешное смешивалось с серьезным и грустным и ничтожные лица -- с выдающимися».

«Серьезная» тема представлена в пьесе Феофана образом Владимира, в душе которого происходит мучительная борьба между старыми привычками и принятым решением. Соблазны, искушающие Владимира, персонифицируются в образах трех бесов -- беса плоти, беса хулы и беса мира. Носителем комедийного начала выступают жрецы, имена которых подчеркивают их низменные, плотские страсти -- обжорство и пьянство. Они жадны, корыстолюбивы и держатся за языческую веру только потому, что она позволяет им поедать приносимые богам жертвы. Чревоугодие Жеривола изображено в пьесе в гиперболических размерах. Он способен за один день съесть целого быка. Даже во сне Жеривол продолжает двигать челюстями, продолжая любимое занятие. Точно такие же упреки в жадности, пьянстве и разврате Прокопович адресовал в своих проповедях современному ему духовенству.

Пьеса Прокоповича во многом связана с традициями барокко. В ней представлены два начала -- трагическое и комическое, соединять которые в одном произведении поэтика классицизма категорически запрещала. Кроме «высоких» и «низких», в произведении Феофана объединены также реальные и фантастические образы. Так, рядом со жрецами и князем Владимиром появляются призрак Ярополка, бесы, а также «прелесть», т. е. соблазн «со многими другинями». В драматическое действие вводится музыкальное начало, в котором наличествуют те же самые контрасты: песенкам Жеривола и Курояда противопоставлен хор ангелов, в котором участвует апостол Андрей.

Третий раздел художественного творчества Прокоповича представлен лирическими стихотворными произведениями. Они написаны силлабическими стихами и отличаются разнообразием тематики. К серьезным героическим жанрам относится «Епиникион», или, как поясняет это слово сам Феофан, «песнь победная». Этот панегирический жанр предшествовал в России классицистической оде. «Епиникион» Феофана посвящен победе русского войска в Полтавской битве.

К «Епиникиону» примыкает по своей военной тематике стихотворение «За могилою рябою», где описан один из эпизодов Прутского похода Петра I, в котором участвовал и сам автор. Оно отличается легкими и довольно ритмичными для того времени стихами и даже вошло впоследствии в песенники XVIII в. В стихотворении «Плачет пастушок во долгом ненастьи» автор говорит в аллегорической форме о тяжелом времени, которое довелось ему пережить после смерти Петра I.

Он уподобляет себя пастуху, застигнутому ненастьем, стадо которого поредело, а надежды на «красные» дни все еще не предвидится. В конце этого пятилетнего периода Феофан прочитал рукописную сатиру Антиоха Кантемира «К уму своему». В ее авторе он сразу же почувствовал своего единомышленника. Он пишет силлабическими октавами послание под названием «Феофан архиепископ Новгородский к автору сатиры». Прокопович спешит поздравить в этом стихотворении неизвестного поэта и советует ему не бояться высмеянных им врагов.

Переходный характер деятельности Феофана проявился и в его теоретических произведениях. Это прежде всего относится к курсу лекций на латинском языке, читавшемуся им в 1705 г. для студентов Киевской академии и названному «De arte poetica» («О поэтическом искусстве»). В своих взглядах Феофан опирается на античных писателей, почитаемых классицистами, -- на Горация, Аристотеля, а также на французского теоретика XVI в., предшественника классицистов -- Ю. Ц. Скалигера. Он цитирует Гомера, Вергилия, Овидия, Пиндара, Катулла и других античных писателей. В самом творчестве важное место отводится правилам, выведенным из «образцовых сочинений». Наряду с правилами настоятельно рекомендуется «подражание образцам».

Самые известные: «Духовный Регламент», трактат «Правда воли монаршей», несколько учебников (букварь, катехизис) и трагедо-комедия «Владимир».

Духовный Регламент написан по поручению царя Петра I для того, чтобы объяснить причины отмены патриаршества и учреждения Синода, и определить новый порядок управления. Духовный Регламент разделяется на три части. В первой части говорится о причинах отмены патриаршества; главные причины, по мнению Феофана Прокоповича, – те, что 1) власть патриарха может превысить власть царскую и вступить с ней в борьбу; 2) патриарх может уподобиться папе; 3) несколько человек (Синод ) лучше могут разбираться в делах Церкви, чем один патриарх. Разделяя мнение Петра, Прокопович считает необходимым подчинение Церкви государству; он сочинил форму присяги для членов духовной коллегии, т. е. – Синода, в которой говорится: «Исповедаю же с клятвою крайнего судию духовныя сея коллегии быти самого всероссийского монарха, государя нашего всемилостивейшего». Во второй части Духовного Регламента говорится о разных суевериях и пережитках язычества, с которыми Синод обязан бороться. Таким образом мы узнаем о существовавших тогда суеверных обычаях: почитании 12-ти пятниц в году, молениях под дубом с раздачей священных ветвей этого дуба и т. п.

Дальше Прокопович говорит о необходимости образования для духовенства, так как главной причиной ересей и расколов он считает невежество и недостаток образования. Надо отметить, что в то время было распространено мнение, совершенно противоположное этой мысли: невежественные люди считали образование причиной расколов и ересей. Прокопович говорит, что архиереи должны устраивать при своих домах духовные школы. В Духовном Регламенте помещен устав Духовной Академии, которую предполагалось открыть в Петербурге. Интересно, что в духовную школу Прокопович считает необходимым ввести светские науки: изучение иностранных языков, занятие музыкой, изучение изящных искусств, а также – физическое развитие учеников: прогулки, гребля на лодках, постройка крепостей и т. д. В этом чувствуется дух петровской эпохи.

Трактат «Правда воли монаршей» написан в объяснение и оправдание закона Петра Великого о новом порядке престолонаследия .

Русская Православная Церковь и Петр Первый. Лекция

Феофан Прокопович написал также школьную драму, или, как он ее называл, трагедо-комедию «Владимир». Сюжет ее – крещение Руси . В одном из действий довольно искусно изображается душевная борьба князя Владимира перед принятием крещения. Комический элемент введен в пьесу в лице трех жрецов, жалующихся на то, что с распространением христианства они лишаются всех своих доходов. Имена этих жрецов: Жеривол, Курояд и Пияр, – комически намекают на их «доходы» и на способ прокормления от жертв, приносившихся языческим идолам.

19 сентября 1736 года умер известный государственный деятель Феофан Прокопович. В эпоху царствования Петра I он прославился своими проповедями, научными трудами и литературными произведениями. Мы вспомнили его самые значимые работы.

Проповеди

В 1716 году Петр I вызвал Феофана в Петербург . С тех пор он сделался правой рукой царя, особенно в делах церковных. Именно тогда «Слова»-проповеди Феофана Прокоповича стали одним из самых сильных средств пропаганды петровских реформ. Так, в «Слове о пользе путешествий» (1717) автор доказывал необходимость заграничных путешествий с образовательной целью и осмеивает тех, кто препятствовал отправке молодых людей в чужие края. Победа над шведами подтолкнула Феофана Прокоповича на написание «Похвального слова о флоте российском» (1720). Также значимы «Слово о царском путешествии за границу» и «Слово о власти и чести царской» (1718). В этих произведениях Феофан обосновал, почему для России необходимо неограниченное самодержавие, причем проповедник особенно вооружался против «богословов», полагавших, что власть духовная выше светской.

«Слова» Феофана, произносимые с церковной кафедры, пользовались огромным успехом. Многие его проповеди не только произносились в церкви, но и печатались. Написанные ясным слогом, без лишней риторики, ритмически построенные «Слова» отличались глубиной содержания и литературными достоинствами. Приведем пример:

Которые нас гнушались, яко грубых, ищут усердно братства нашего, которые бесчестили, славят, которые грезили – боятся и трепещут, которые презирали – служити нам не стыдятся («Слово похвальное в день рождения Петра Петровича»).

«Духовный регламент».

В «Духовном регламенте, или уставе Духовныя коллегии» (1721) содержалось официальное положение Церкви. Резкой критике в этом произведении Феофан подверг старые церковные порядки. Он сатирически изобразил проповедников, надменных епископов, жадных попов , и просто невежд, которые видели в просвещении опасность распространения ересей. Сам Феофан, наоборот, страстно доказывает пользу и необходимость просвещения.

Учение доброе и основательное есть всякой пользы как отечества, так и церкви, аки корень и семя и основание… Если посмотрим через истории, аки через зрительные трубки, на мимошедшие веки – увидим все худшее в темных, нежели светлых учением временах, - писал автор.

Конечно, Феофану приходилось выдерживать жестокую борьбу с церковниками, которые обвиняли его в неверии.

Трагикомедия «Владимир»

Публицистичностью отличались и художественные произведения Феофана Прокоповича. Пример тому трагикомедия «Владимир», написанная в 1705 году. В ней он ставит важнейшие вопросы современного ему общества. Сюжет пьесы – известный. В ней рассказывается, как князь Владимир принял христианство и боролся с жрецами. Однако историческую тему следует понимать иносказательно, как политическое уподобление современности. Пьеса Феофана Прокоповича была явной пропагандой петровских преобразований, которые автор по своему значению приравнивал к крещению Руси . А образы жрецов отсылают читателя к современному ему духовенству. Интересна кульминация действия, в котором показаны сомнения, тревога Владимира и спор Жеривола с философом-христианином. Борьба в душе Владимира приводит к победе истины, и по приказу Владимира идолы разрушены, жрецы посрамлены. Христианство, оно же просвещение, торжествует. Так Феофан Прокопович воспользовался религиозно-историческим сюжетом для пропаганды передовых взглядов. Пьеса написана в стихах, состоит из 5 актов, пролога и эпилога.

Поэзия

Феофан Прокопович писал похвальные стихи, продолжая традицию патриотических стихотворений Симеона Полоцкого, а также эпиграммы, шутки, элегии. Одно из наиболее известных произведений Феофана Прокоповича - поэма «Епиникион» («Песнь победная на преславную победу Полтавскую»). В ней он прославляет Петра, «храбрые силы России» и вместе с тем развивает в своей поэзии характерную для того времени тему мира:

Полно ратовать, меч в ножны влагайте, Знамена совета тако ж возвышайте. Что пользы в войне? Война разоряет, Война убожит, а мир обогащает.

Феофан Прокопович также писал похвальные стихи в честь Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны. Однако наибольший интерес представляют стихотворения, в которых Феофан Прокопович пытается усовершенствовать силлабический стих. Послание к Кантемиру «Творцу сатиры «К уму своему», в котором Прокопович приветствует новое дарование и талант молодого автора, он пишет октавой:

Не знаю, кто ты, пророче рогатый,

Знаю, коликой достоин ты славы.

Да почто ж было имя укрывати?

Знать, тебе страшны сильных глупцов нравы.

Плюнь на их грозы!

Ты блажен трикрати,

Благо, что дал бог ум тебе здравый,

Ты и без счастья довольно счастливый.

Другие сочинения

С того времени, как Феофан стал главным помощником Петра Великого в делах духовного управления, через его руки начали проходить все законодательные акты по делам церкви. Многие из них он сам и создал. Помимо этого он, по поручению царя, писал предисловия и толкования к переводам иностранных книг, учебники, богословские и политические трактаты. В копилке его трудов - предисловие к Морскому уставу (1719), «Слово похвальное о флоте российском» (1720), краткое руководство для проповедников, «Объявление» о монашестве (1724), трактат о патриаршестве, «Первое учение отрокам», рассуждения о браках с иноверцами, о крещении, о расколе, комментарий к «Уставу о престолонаследии» и многое другое.

ханныя твоей виктории, тройственным диалектом, латинским, славенским
и польским, сложенныя от мене (по мере малаго искуства моего), яже най-
первое по победе в Киев вашего царскаго пресветлаго величества при-
шествие напечатати и произнести тщахся, аще бы нужднейших тогда
царских дел не имела типография.- Ныне убо победе твоей пения и пропо-
ведания достойнии, и слово похвальное, и песнь приношу торжественную.
Будут сию преславную викторию прославляти красноглаголивыи и много-
вещанныи вития. Будут воспевати и всему миру гласным купно и сладким
возвещати пением искуснейший ритмотворци. Будут любопытный историо-
графы последним гласити веком. Не возможет бо толикая вещь забвению
предана или глубоким молчанием погребенна быти. Откуду яве есть, яко
недоуменное мое слово мало или ниже мало славе твоей потребно есть.
Обаче яко тоеяжде твоея победительныя славы образы, знамения и памяти
не токмо на великих столпах, стенах, пирамидах и инных зданиях искус-
ным изваянием изображати, но и на малых оружиях и орудиях начерта-
вати подобает, - тако должно есть, .да и о преславном сем и общаго
благополучия виновном деле не токмо великих риторов громы и ритмо-
творския гласят трубы, но и малыя малых и малоумных вещателей пищали
да не молчаливы пребудут. Всем общую победа сия принесе радость, от
всех по своей коегождо силе и прославления требует. Мнози убо обря-
щутся, иже от высокаго сана и превосходительных властей, подобающую
сию славе твоей принесут дань. Аз же от нижайшаго чина людий тойжде
долг, малый по величеству толикой вещи, обаче довольный по моей ску-
дости вашему царскому священнейшему величеству приношу. Честен сотво-
рится, аще монаршею и победительною своею десницею благоволит прияти
его, с ним же и самаго себе под нозе царския всесмиренно повергаю.
Вашего царскаго священнейшаго величества
нижайший и недостойный богомолец Феофан
Прокопович, училищ Киевских префект».
В том же году брошюра была издана Киево-Печерской типографией
и в латинском переводе, причем «Епиникион» был напечатан не только
на латинском языке, но и на польском (см.: Т. А. Быкова и М. М. Ty-
pe в и ч. Описание изданий гражданской печати. 1708-январь 1725 г. Изд.
АН СССР, М.-Л., 1955, стр. 483-484;2 ср.: В. Н. Перетц. Пане-
гирик Феофана Прокоповича на победу Петра Великого при Полтаве.
«Литературный вестник», т. III, кн. II, 1902, стр. 165-167).
Дошла до нас брошюра в экземплярах, по составу не всегда совпадаю-
щих между собою. В указанном выше составе, т. е. с «Епиникионом» в сла-
вянском тексте, она известна нам в редчайших, единичных экземплярах
(Библиотека СССР им. Ленина, № 2519; Гос. Публичная библиотека Укра-
ины в Киеве, собр. Софийского собора, № 10803). Есть экземпляры, где
«Слово похвальное» сопровождается его латинским переводом и где «Епини-
кион» читается только в латинском и польском тексте (БЛ, №№ 2518,2520,
2521); есть экземпляры, где «Епиникион» вообще отсутствует.
Из титульного листа и предисловия следует, что «Слово похвальное»
было произнесено в Софийском соборе в присутствии Петра. В Киев после
Полтавской победы Петр прибыл 22 или, по другим данным, 23 июля.
По наиболее вероятному известию, «Слово» было произнесено 24 июля
2 Ниже условно обозначается: Описание I.
3 Хв. Тітов. Матеріяли для історіі книжної справи на Вкраїні
в XVI-XVIII вв. Кит, 1924, стр. 497-498, 534; Славянские книги
кирилловской печати XV-XVIII вв. Описание книг, хранящихся в Гос.
Публичной библиотеке УССР. Под ред. П. Н. Попова. Изд. АН УССР,
Киев, 1958, стр. 102.