Что изучает экономика

Что изучает экономика

Читая эту главу, обратите внимание на следующие понятия:

потребности

блага и услуги

экономические блага

производство

факторы производства

продукт

производительность

разделение труда

закон убывающей отдачи

Экономическая наука изучает экономику. Но что же такое экономика? Слово это греческое по происхождению и состоит из двух частей: "ойкос" - дом, хозяйство и "номос" - закон. Значит, экономика в буквальном смысле - это законы ведения домашнего хозяйства (вспомним однокоренное слово "экономить"). Но в наше время слово "экономика" имеет иной, более широкий смысл. Оно стало относиться к хозяйству не только одной семьи, но и общества в целом.

Потребности и редкость

Мы можем сказать, что экономическая наука изучает, каким образом общество и отдельные его члены "сводят концы с концами", распоряжаются имеющимися у них ресурсами: природными богатствами, способностями и энергией людей, техникой и знаниями для достижения своих целей. А главная из этих целей - выживание человека, семьи и всего общества. Для того, чтобы выжить, каждый человек должен удовлетворять свои основные потребности, т.е. есть, пить, спать, одеваться, иметь жилище и т.д.

Человек удовлетворяет свои потребности с помощью благ и услуг. Блага - это продукты питания, одежда, мебель, автомобили, книги и т.д. - предметы, удовлетворяющие ту или иную человеческую потребность. Парикмахеры, продавцы, мастера по ремонту обуви или телевизоров, музыканты оказывают своим клиентам услуги . Они не создают новых предметов, но их работа тоже приносит людям пользу и удовлетворяет их потребности.

На протяжении почти всей мировой истории удовлетворение этих потребностей на минимальном уровне, гарантирующем жизнь, было очень трудной задачей для большинства людей. Даже сейчас в некоторых странах Африки люди умирают от голода. Имеющихся ресурсов не хватает, чтобы накормить быстро растущее население. Но даже в самых благополучных странах потребности людей никогда не бывают полностью удовлетворены. Человек отличается от всех остальных живых существ тем, что его потребности в принципе безграничны. Сытый медведь не пойдет на охоту. Сытый, одетый, обутый, имеющий крышу над головой человек захочет:

Во-первых, удовлетворять свои основные потребности на более высоком уровне: есть вкусно, одеваться модно, иметь более удобное и просторное жилище.

Во-вторых, у него появляются новые потребности: в медицинском обслуживании, образовании, развлечениях и т.д. Человеку захочется иметь автомашину, телевизор, собственный дом. Наши потребности, как правило, всегда опережают наши возможности, поэтому большинство благ и услуг являются редкими, или ограниченными, - мы не можем свободно получить их в том количестве, в каком захотим. Есть и исключения: например, воздух, которым мы дышим, вода - там, где ее много, например, на берегу большой реки или озера. Такие блага нельзя назвать редкими. Но экономическая наука занимается только редкими благами и услугами (они называются также экономическими). Правда, граница между экономическими и неэкономическими благами и услугами подвижна. Для людей, живущих в пустыне, питьевая вода является экономическим благом, для тех, кто живет рядом с химическим комбинатом или на улице с сильным автомобильным движением, экономическим благом может стать и чистый воздух. (Чтобы приобрести его, придется, например, снять дачу в другом районе.) Когда все удобные для сельскохозяйственной обработки участки уже заняты, становится экономическим благом и земля.

И наоборот, если общество располагает обильными ресурсами, то может свободно и бесплатно предоставить каждому человеку определенный уровень образования или медицинского обслуживания. В этом случае они являются неэкономическими услугами для каждого гражданина в отдельности, но не для общества в целом, поскольку оно должно платить заработную плату врачам и учителям, содержать школы и больницы.

Производство. Производительность

Поскольку почти все блага являются редкими, т. е. не существуют в природе в готовом виде и в нужном количестве для удовлетворения наших потребностей, общество должно постоянно заниматься их производством. Производством называется процесс воздействия человека на природу с целью создания экономических благ или оказания услуг. Для осуществления производства необходимо, чтобы соединились природа, человек и техника. Экономисты называют эти три фактора производства немного иначе: земля, труд и капитал.

Земля нужна не только в сельском хозяйстве, на ней необходимо разместить фабричные здания и другие необходимые постройки. Кроме того, экономисты относят к этому фактору все необходимые для производства природные ресурсы, воду, воздух и тот природный материал, который подвергается переработке (его называют также сырьем). Труд включает всех работников, в том числе инженеров и служащих. Под капиталом (или средствами производства) понимаются такие производственные ресурсы, как здания, сооружения, станки, машины и пр., - все блага, которые произведены ради производства.

Результат производства называется продуктом . Для изготовления продукта, собственно, и затевается производство. Однако и каждому производителю, и обществу в целом далеко не все равно, какой ценой получен продукт, каких затрат стоит его изготовление. Наилучший способ производства - тот, при котором данный продукт можно произвести с наименьшими затратами. Поэтому важно использовать более производительные ресурсы, дающие более высокую отдачу. Так, производительность труда работника измеряется количеством продукта, которое он производит в единицу времени. Опытный слесарь делает за час пять деталей, а новичок на том же станке - только одну. Это значит, что производительность труда опытного рабочего в пять раз выше. Производительность капитала, например станка, можно измерить выпуском продукта в расчете на единицу его мощности (одну лошадиную силу). Предположим, что тот же опытный слесарь, перейдя со старого станка на современный, в два раза более мощный, сможет изготовить не пять, а 20 деталей в час. Это значит, что производительность нового станка (с учетом разницы в мощности) в два раза выше, чем старого. Производительность земельных участков в земледелии измеряется их урожайностью - например, центнерами пшеницы, собранной с одного гектара.

Чем выше производительность труда, капитала, земли, тем меньше часов труда, киловатт-часов электроэнергии, гектаров земли и других ресурсов потребуется затратить для производства данного продукта.

Разделение труда

Каждая семья в принципе может производить все необходимое своими силами: выращивать хлеб и скот, делать весь необходимый инвентарь, шить одежду из своего льна, развлекать себя собственным пением и т.д. Такой вид хозяйства, когда семья производит все, что ей нужно, своими силами и не зависит от других людей, называется натуральным хозяйством. Полностью натуральным может быть разве что хозяйство Робинзона Крузо на необитаемом острове. Однако в очень близких к натуральному хозяйству условиях жили крестьяне средневековой Европы, Индии, Китая.

Конечно, делать все необходимое самому очень неудобно. Во-первых, ограничено время. Во-вторых, у всех людей разные способности и склонности. Например, жителям деревни было бы лучше, если бы изготовлением сельскохозяйственных орудий занимался один человек - кузнец, а стадо пас другой - пастух. Тогда другие жители могли бы не тратить на это время, а занялись бы выращиванием хлеба, овощей и иными делами, которые получаются у них лучше всего. Такая организация производства, при которой каждый специализируется на производстве какого-то одного продукта, называется разделением труда . Более умелый и опытный в своем деле работник-профессионал тратит на производство одного изделия гораздо меньше времени и сил, чем тот, кто занимается многими делами, но от случая к случаю. Пример успешной специализации - хорошо известная компания "Макдональдс". В отличие от обычных ресторанов с обширным меню рестораны "Макдональдс" специализируются на изготовлении немногих блюд. При этом каждый работник отвечает за изготовление только одного блюда. В результате типичный обед в "Макдональдсе": котлета (гамбургер), жареная картошка и коктейль - может быть приготовлен за 50 секунд! В США услугами "Макдональдсов" ежедневно пользуется 14 млн. тех, кто хочет поесть быстро и сравнительно дешево. Экономисты говорят, что у специалиста выше производительность труда.

Разделение труда и специализация могут быть не только между работниками одной фирмы, крестьянами одной деревни или ремесленниками одного города. Оно существует и между деревнями, и между городами, и между странами. Прежде всего это бывает вызвано различными природными условиями. Например, в России хорошо растет картофель, а в Узбекистане можно собрать хороший урожай винограда:

При натуральном хозяйстве оба государства затрачивали бы массу сил и времени, других ресурсов на то, что у них плохо получается (какие-то сорта винограда можно выращивать и в средней России, и даже за Полярным кругом, если построить там теплицы и расходовать очень много топлива для их обогрева). Специализация позволяет им экономить все это и добиваться высокой производительности труда. Часто специализация того или иного района основана на имеющихся у жителей трудовых навыках - например, с давних пор славятся тульские оружейники и другие мастера по обработке металла.

Возрастающая и убывающая отдача

Экономистов всегда интересовало, как производительность ресурсов связана с их количеством. Как правило, при добавлении дополнительных единиц факторов производства объем выпускаемой продукции растет. Но что происходит в это время с производительностью?

Рассмотрим такой пример. Допустим фермер, работая в одиночку, может сложить в день одну копну сена. Сделать это не так-то просто: надо накосить сено, сгрести его в одну кучу, сложить в копну, погрузить на тележку, привезти в амбар и разместить там наилучшим способом. Предположим, наш фермер нанимает работника и вдвоем им удается сделать три копны за день - производительность труда увеличилась до полутора копен в день. Дело не в том, что новый работник сильнее или опытнее первого. Просто вдвоем они могут разделить операции между собой, а, как мы знаем, разделение труда повышает производительность.

Далее предположим, что, наняв второго работника, фермеру удается увеличить дневную выработку до шести единиц - производительность труда возросла до двух копен в день. До сих пор наш фермер имеет дело с возрастающей отдачей. Но, наняв третьего работника, фермер получил прирост выработки, равный двум копнам, четвертого - одной копне, пятого - полкопны. Производительность труда снижается! Это означает, что производство вступило в стадию убывающей отдачи. Дело в том, что слишком много работников не могут одновременно выполнять работу и начинают просто мешать друг другу, если количество других факторов производства (капитала, земли) ограничено.

Такое, разумеется, бывает при увеличении не только числа работников, но и других применяемых факторов производства. Так, в нашем случае фермер может бороться с убывающей отдачей труда, увеличивая вместе с численностью работников количество тележек и других инструментов. Но рано или поздно он столкнется с тем фактом, что площадь его земельного участка ограничена, и большому количеству тележек там просто не развернуться. Поэтому, начиная с некоторого объема производства, производительность или отдача ресурса падает. Это явление получило название закона убывающей отдачи.

A. Экономическая наука изучает, каким образом общество и его члены распоряжаются имеющимися у них ресурсами для удовлетворения своих потребностей

Б. Ресурсы, как правило, ограниченны, потребности же людей безграничны. Поэтому большинство благ и услуг являются редкими (экономическими).

B. Для удовлетворения своих потребностей общество и его члены должны заниматься производством. Для этого необходимо соединение трех факторов производства: земли (природных ресурсов), труда (людских ресурсов) и капитала. При этом люди стремятся, чтобы факторы производства использовались с наибольшей производительностью.

Г. Рациональная организация производства благ и услуг основана на разделении труда - специализации каждого работника на производстве какого-то одного продукта, которое ведет к увеличению производительности труда, а значит, позволяет каждому человеку и обществу в целом лучше удовлетворять свои потребности.

Д. При увеличении производства производительность факторов производства вначале растет, а затем начинает падать, так как действует закон убывающей отдачи.

Исследователи пытаются ответить на вопрос, что изучает экономическая наука, приблизительно с XVIII века. Именно тогда появились все предпосылки для того, чтобы зародилась новая дисциплина, которая бы изучала причины людского обогащения. К сегодняшнему дню эти изыскания породили и учений.

Появление экономической науки

Производство, потребление и распределение услуг и товаров - это то, что изучает экономическая наука. Объект ее исследований появился еще на заре человечества вместе с торговлей. Однако до XVIII века экономической науки в современном понимании еще не существовало, хотя уже тогда была экономическая реальность.

Прорывом для теоретического познания причин обогащения одних и обеднения других произошел в 1776 году, когда была издана книга Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». Английский ученый впервые предложил некоторые теоретические обоснования о связи торговли, производства и денег. Он стал выразителем и систематизатором тех идей, которые уже давно витали в воздухе. Безусловно, зачатки экономической науки были известны всем способным и успешным купцам древности и Средневековья. Но только Адам Смит придал этим знаниям научный характер. С его поры все, что изучает экономическая наука, исследовалось через призму сочинений знаменитого англичанина.

Основные экономические вопросы

Главная проблема экономики заключается в том, что у человека есть неограниченные потребности, в то время как окружающие его ресурсы не бесконечны. Из-за такого противоречия возникает несколько насущных вопросов. Подобные проблемы - это именно то, что изучает экономическая наука.

Вот только некоторые из основных вопросов, на которые она отвечает: какой товар лучше производить, каким способом его лучше производить, какая работа должна выполняться, кто должен выполнять эту работу, куда пойдут ее результаты и т. д. Все эти экономические проблемы связаны с ограниченным количеством ресурсов, которым может распорядиться человек.

Проблема производства

Человек может создать только то количество товаров, которое ему позволяет объем доступных ресурсов. Лучший это как раз то, что изучает современная экономическая наука. При правильном сочетании ресурсов и эффективных методов их обработки человек может получить наибольший результат, а значит, и наибольшую выгоду.

Для любой экономической теории важна классификация ресурсов. Они могут быть естественными. Это те ресурсы, которые появились благодаря природе (например, древесина, вода, любые сельскохозяйственные культуры). В то же время человек смог добиться своего благосостояния благодаря тому, что он научился производить искусственные инструменты, облегчающие ему труд. Это вторая группа ресурсов. К примеру, к ним можно отнести пилу, гвозди и т. д. В искусственные ресурсы также называются капиталом.

Труд и капитал

Другим важным ресурсом является труд. Это совокупность всей интеллектуальной и физической деятельности людей. Природные ресурсы не могли бы помочь человеку, если бы он не научился ими пользоваться. Это стало возможно только благодаря труду многих поколений. Столетия и тысячелетия людские народы усиленно работали, познавая и приручая окружающий мир.

Наиболее удачное и полезное сочетание природных ресурсов, труда и капитала это то, что изучает Для исследователей в этой области важно найти самый эффективный рецепт человеческой деятельности, т. е. то, как потратить меньше ресурсов и времени и при этом добиться наилучшего результата.

Экономическая география

Существует несколько смежных научных дисциплин, в которых, так или иначе, фигурирует экономика. Они изучают разные аспекты жизнедеятельности людей через призму производства товаров и услуг. Одной из таких дисциплин является Этот термин был введен российским ученым Михаилом Ломоносовым в 1751 году.

Но что изучает наука экономическая география? Каковые объекты ее изучения? Экономическая география охватывает организацию общества согласно территориальному признаку. Это полезная и важная наука. Она помогает определить самые эффективные способы расходовать ресурсы и производить товары в определенном регионе. Мир сложен и многообразен. Там, где будет эффективен один метод ведения хозяйства, другие способы производства окажутся убыточными. Экономическая география нужна как раз для того, чтобы определить, какое сочетание труда и капитала будет эффективным в исследуемом регионе.

Методы производства

Любой товар можно производить по разным технологиям. Например, один и тот же автомобиль выпускается на конвейере огромного завода с автоматизированными системами сборки, а также на небольшом предприятии с малым персоналом. Основы экономической науки необходимы для того, чтобы ответить на вопрос, какой из этих способов производства будет наиболее выгодным и эффективным.

Оно должно затрачивать как можно меньше ресурсов, усилий и времени. Вот для чего нужно изучать основы экономической науки - чтобы знать, какой метод производства будет наилучшим выбором для собственника. При этом специалисты не пользуются расплывчатыми формулировками. В экономической науке есть четкая формула экономической эффективности, которую можно рассчитать, зная объем доступных ресурсов и другие важные характеристики.

Разделение труда

Экономическая наука поставила перед обществом несколько принципиальных вопросов. Одним из самых острых среди них остается спор о разделении труда. Он заключался в гипотезе о том, что каждый человек должен заниматься только тем делом, в котором он является настоящим профессионалом.

Мировая экономическая наука развенчивает миф о том, что один работник может быть универсальным специалистом. Фермер не станет днем портным, а вечером не переквалифицируется в поэта. Поэтому экономисты в свое время стали самыми ярыми сторонниками и пропагандистами профильного образования, которое молодые люди получали в высших учебных заведениях. Именно вузы помогают обществу наиболее эффективно распределить людей в наиболее востребованные ниши. Понятие экономической науки включает в себя несколько теорий о правильном разделении труда.

Распределение благ

Экономическая наука необходима еще и для того, чтобы точнее определить, как правильнее распределить произведенные обществом товары. Накопленные блага не могут находиться в одних руках. Они циркулируют между людьми, которые могут себе их позволить. Инструментом для этого процесса является торговля.

Благодаря покупкам и продажам товары попадают в новые руки. Это естественный ход событий. Однако именно экономическая теория определяет, как лучше всего распределить блага между членами общества (города, страны, государства). Исследователи и ученые на протяжении нескольких столетий старались разработать системы, которые позволяли бы добиться наиболее справедливого распространения капитала. В данном случае речь идет о таком порядке, когда товаров хватает на всех, и при этом у одних не возникает излишков, а у других - недостатка благ.

Экономическая наука изучает хозяйственную (экономическую) жизнь людей, объединенных в общество. Проявление этой жизни мы видим постоянно, часто принимая в ней непосредственное участие.

Например, по улицам проезжают машины, везущие цемент, железобетонные конструкции, окна и т.д. для новостроек. Это — проявление производственной деятельности (производства) в сфере строительства.

Почти ежедневно каждый из нас посещает магазины различных торговых сетей. Покупая там товары, мы становимся участниками обмена денег на продукты и услуги. Ежегодно принимается Государственный бюджет. Парламентарии обсуждают вопрос о том, сколько средств выделить на образование, медицину, учреждения культуры, армию, суды и т.п.. В этом случае мы наблюдаем отношения распределения доходов, собранных в государственном бюджете.

Когда семья кладет деньги на банковский депозит — это пример использования ранее полученных доходов как сбережений.

В каждом из четырех рассмотренных случаев речь шла об отдельных проявлениях хозяйственной жизни, которые предполагают наличие экономических ресурсов — материалов, производственных мощностей, денежных средств и т.п.. При этом отметим, что все экономические ограничены.

Ведь когда строительные материалы используются на одной новостройке, то они не могут быть использованы на другой. Или, если деньги тратятся покупателем на приобретение стирального порошка в магазине то они уже не могут быть потрачены на покупку пирожных в буфете. А парламентарии, принимая решение, скажем, об увеличении расходов бюджета на учреждения образования, должны определить, какие другие статьи расходов государственного бюджета должны при этом уменьшиться. Наконец, если семья экономит средства, положив их на банковский депозит, то это означает, что она сознательно ограничивает свое потребление.

Поскольку все экономические ограничены, то важнейшей проблемой хозяйственной (экономической) жизни является деление их таким образом, чтобы наилучшим, наиболее полно удовлетворить потребности.

Экономическая наука как раз и помогает решать проблему распределения ограниченных ресурсов. Попутно заметим, что потребности людей безграничны — они меняются и растут, их бесконечность обуславливается неуемным желанием людей улучшать потребления, делать разнообразным и содержательным собственную жизнь.

Итак, предметом экономической науки является обоснование способов распределения ограниченных ресурсов, благодаря которому обеспечивается лучше, наиболее полное удовлетворение потребностей. При этом наука объясняет, как должна функционировать

Экономическая наука каждый год привлекает все больше и больше новых амбициозных абитуриентов. В чем причина такого повального увлечения? Уж не в тех ли золотых горах, которые обещают работодатели будущим экономистам? Давайте разбираться вместе. Сегодня, дорогой читатель, мы ответим на вопрос о том, что изучает экономика.

Предмет изучения экономики

Следует отметить, что экономическая наука имеет как прикладное направление изучения, так и теоретическое. Первое из них занимается изучением ведения народного хозяйства. Экономическая теория в свою очередь изучает использование ограниченных ресурсов человеком или группами людей. Задача прикладной экономики - это применение всех разработок в рамках теории на реально существующих объектах действительности.

Что изучает экономика предприятия? Ответ на этот вопрос кроется в понимании классификации отраслей экономической науки. Давайте посмотрим на нее, чтобы выяснить, к какой отрасли относится сфера изучения одного предприятия. Классификация по масштабу исследования:

  • Микроэкономика изучает деятельность отдельных фирм, домохозяйств, обособленных производств и государств.
  • Макроэкономика углубляет знания человека о расходовании ресурсов в рамках национального хозяйства.
  • В последнее время в экономической науке появились отрасли, которые изучают более частные аспекты. Наноэкономика занимается развитием теории и прикладных инструментов в области индивидуального расходования средств одним человеком. Мезоэкономика изучает экономическую деятельность субъектов государства (регионов, республик, районов). Интерэкономика пытается разобраться в процессах, происходящих в мировой экономике. Ну а мегаэкономика видит своей целью изучение всего мирового хозяйства.

Таким образом, дорогой читатель, экономика предприятия - это отрасль микроэкономики. Нижеследующий список ответит на вопрос о том, что изучает экономика организации (предприятия):

  • Природа выбора именно тех благ, которые используют люди;
  • Почему предприятия и организации выбирают именно такие способы производства и формы построения структуры своих ресурсов;
  • Изучается рынок в разрезе. Как создается рыночное равновесие, каким образом возникает именно такая рыночная структура и т.д.;
  • Каким образом и по каким причинам формируются цены на товары и услуги; по каким принципам и правилам происходит обмен материальными благами; как сделать эти отношения более эффективными для рынка и т.д.
  • Каким образом возникает дисгармония при несовпадении различной информации от предприятий, производящих по своей сути одинаковый товар или услугу; как эта ситуация складывается на всей сфере покупки и продажи и т.д.
  • Как образуется экономическая неэффективность в ситуации влияния выборов одного человека на выборы другого; каким образом покупатели влияют друг на друга и т.д.
  • Каким образом многие типы экономических благ могут привести экономику в нестабильное положение.

На все эти вопросы пытается ответить микроэкономическая наука, которая, без сомнения, занимает лидирующие позиции в составе всей экономики.

Каждая наука имеет свой предмет исследования.

Экономика как научная дисциплина – это экономическая теория. За время своего становления она сменила три названия: экономия, политическая экономия, экономикс. Смена названий не случайна. Это эволюция в развитии предмета исследования экономической теории.

Экономическая наука зародилась намного позже, чем сама наука. В течение многих тысячелетий люди хозяйствовали, опираясь на передаваемый из поколения в поколение опыт. Знания и представления не были обобщены и синтезированы в единую научную систему.

Экономическая наука прошла долгий путь от экономической мысли к экономическим учениям и далее – к экономической теории. Предшественницами научной экономики были философия и социология.

Наряду с различными сторонами общественной жизни античные философы рассматривали и сферу хозяйственной деятельности человека. Древнегреческий философ Ксенофонт (430-355 г. до н. э.) в своих трудах "О доходах" и "Экономикос" в хозяйственной деятельности человека выделяет отрасли: сельское хозяйство, ремесленничество, торговля; высказывает мысль о целесообразности разделения труда. Им впервые был предложен термин "экономия". Платон (427 – 347 г. до н. э.) в своих исследованиях "Государство" и "Законы" много внимания уделяет управлению городом – государством, проблемам налогообложения. Аристотель (384 – 322 г. до н.э.) в своих знаменитых трактатах "Политика" и "Этика" впервые в истории человечества исследует экономические процессы и явления с целью обнаружения в них общих закономерностей. Он первым обратил внимание на двойственную природу товара, который может быть использован либо для потребления, либо для продажи. Аристотель также связал продажу товара с появлением денежного богатства и много размышлял о противоречивых последствиях этого явления.

В Древнем Риме ученые, писатели, политические деятели также уделяли внимание экономическим проблемам. Они рассматривали проблемы ведения сельского хозяйства, организации труда рабов, земельной собственности. Варрон (116 – 27 г. до н. э.) написал работу "О сельском хозяйстве". Марк Порций известен своим трактатом "О земледелии".

Двенадцатитомное сочинение римского писателя и агронома Колумеллы (1 в. до н. э.) "О сельском хозяйстве" называют сельскохозяйственной энциклопедией древности.

Как самостоятельная наука экономическая теория возникла в 16-17 в.в. в эпоху Великих географических открытий. В этот бурный период появилась первая экономическая школа – меркантилизм, которая выражала интересы торговцев. Предметом научных исследований было богатство. Источником богатства объявлялась торговля, саио же богатство отождествлялось с деньгами, золотом, серебром.

Политическая экономия сложилась в период становления капитализма. Начало политэкономии как науки было положено перенесением анализа из сферы обращения в сферу производства, осуществленного представителями классической буржуазной политэкономии – У. Петти, Ф. Кенэ, А. Смитом, Д. Рикардо, А. Тюрго, П. Буальгибером.

Широкое распространение получила в мире марксистская политэкономия. Она исследует производственные отношения в органической взаимосвязи с производительными силами и экономической политикой государства.

"Краткая экономическая энциклопедия" предлагает следующее определение: "Политэкономия (от греч. рolitike – искусство управления государством и oikonomia – управление домашним хозяйством) – наука, изучающая общественно – производственные отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ, экономические законы функционирования, развития и обогащения общественно – экономических формаций.

Авторы "Краткой экономической энциклопедии" указывают, что термин экономикс введен в конце 19 в. и получил широкое распространение после опубликования в 1890 г. книги А.Маршалла "Принципы экономикс". Возникновение и развитие Экономикс. связано с разработкой теорий неоклассической школы (маржинализма, теорий предельной полезности, концепции всеобщего равновесия – У. Джевонс, К. Менгер, М. Вальрас)".

Представители экономикс за основу изучения экономических процессов берут принцип "чистой" экономической науки, отвлеченной от социальных и политических проблем.

Основная экономическая проблема для экономикс заключается в том, что человеческие потребности во благах практически безграничны, а ресурсы для их создания ограничены. Эти условия приводят отдельного человека, фирму, общество, страну к необходимости делать выбор. Отсюда в центре внимания экономикс – поиск путей эффективного использования ограниченных (редких) ресурсов в производстве материальных благ для максимального удовлетворения потребностей людей.

Делая выбор, мы принимаем хозяйственные решения, т. е. пытаемся сэкономить, чтобы получить больше товаров или услуг.

Таким образом, предметом изучения в экономикс является поведение людей в условиях ограниченности ресурсов.

Экономика считается наукой общественной. Это значит, что, наряду с аналогичными науками, она исследует связи и отношения между людьми и поведение человека в обществе.

Вместе с тем, в отличие от социологии и философии, она рассматривает не общество в целом, а лишь сферу его экономической жизни, т. е. хозяйственные связи и отношения экономическое поведение людей.

Таким образом, экономическая теория (экономикс) – это общественная наука, которая описывает и анализирует выбор общества при ограниченных ресурсах для удовлетворения человеческих потребностей и желаний.

В последние годы все больше как западных, так российских экономистов обращаются к разработке экономических проблем с учетом социальных и политических явлений. В настоящее время изучаются и экономикс, и политическая экономия.

В экономической теории традиционно выделяют два основных раздела: микроэкономику и макроэкономику.

Микроэкономика – раздел экономической теории, который изучает экономические процессы в отдельных экономических единицах как: предприятия, домашние хозяйства, фирмы, рынки определенных товаров и услуг. (Л. П. Кураков)

Она знакомит нас с такими понятиями, как ограниченность, выбор и альтернативная стоимость, а также с производством и потреблением. Исследует их взаимодействие, изучает влияние цен на поведение домашних хозяйств, фирм, потребителей.

Макроэкономика - раздел экономической теории, которая изучает экономические проблемы всей экономики в целом, рассматривая вопросы экономического роста, национального дохода, валовых сбережений и инвестиций, внешней торговли и финансовой системы. (Л.П. Кураков)

Макроэкономика сосредоточилась на таких вопросах, как инфляция, безработица и экономический рост, платежный баланс, т. е. она ищет решения таких проблем, как повышение занятости, увеличение производства товаров и услуг и т. д.

Макроэкономисты пользуются единой системой “мер и весов”, называемой системой национальных счетов (СНС).

Образно говоря, если микроэкономика изучает деревья, то макроэкономика – образовавшийся из них лес.