Чем отличаются социалисты от коммунистов. Социализм, коммунизм — Энциклопедия

Чем отличаются социалисты от коммунистов. Социализм, коммунизм — Энциклопедия

Социалистические и социал-демократические взгляды выбрали 34% опрошенных россиян.
(от Левада-Центр)


С реддита, чувак под ником brendanmcguigan накатал:

Коммунизм является одной из форм социализма. Чистого коммунизма не существует. Также нет чистого социализма. Оба слова используются в самых разных значениях (особенно социализм в эти дни), и не существует четкого разграничения, который можно сделать, пока вы не решите сосредоточиться на конкретной идеологии (коммунизм против марксистского социализма анархистов, маоизм против социал-демократии и т.д.).

Социализм является общим термином, используемым для обозначения многих разных вещей. Для некоторых людей это просто идея помогать каждому, чтобы убедиться, что никто не умирает от недостатка основных потребностей (пища, вода, жилье и т.д.).

Для других это означает экономическую систему, как правило, противоположную капитализму. В своей основе, хотя, социализм всегда имеет дело с идеей блага большего числа людей, а не погоню за индивидуальной выгодой. Некоторые люди, которые верят в капитализм, думают, что стремление к личной выгоде помогает всем в конце концов, так или иначе, но социалист не согласился бы с этим.

Все правительства устанавливают ограничения на свободном рынке идеального капитализма в некоторой степени, но когда люди категорически не согласны с тем, как далеко эти ограничения идут, они часто называют их социализмом, чтобы люди в правительстве знали, что они думают, что они плохие.

В Соединенных Штатах, например, кто-то зарабатывает $ 500 000 в год и будет платить больше налогов, чем кто зарабатывает $ 50 000 в год. Но (в теории) их дети будут иметь доступ к той же системе государственного образования - человек, заработав $ 50 000 будет получать большую отдачу, благодаря государственному перераспределению. Хотя это иногда попадает под обстрел критики, однако, как правило, считается хорошим использованием правительством своей власти, поэтому никто не лепит лейбл социализма на доступ к бесплатному среднему образованию. Во многих развитых странах подобная система существует в области здравоохранения, и там это не считают социализмом. А в Соединенных Штатах, однако, аналогичную систему для здравоохранения, как правило, называют социализмом.

Есть много различных типов социализма, начиная от некоторых школ анархизма (например, социальное либертарианство), демократического социализма (как в Венесуэле), с социал-демократическим социализмом (Швеция).

Коммунизм есть просто особый тип социализма. Есть действительно много различных теорий коммунизма, и они довольно разные. Но все они вырастают из учения Карла Маркса. Маркс считал, что одним из действительно важных путей достижения социалистического государства было то, что людям должно было принадлежать все то, что сделало вещи (капитал), коллективно, вместо того, чтобы быть в собственности частных лиц - собственные заводы, фермы, и тому подобное, которые позволили бы им стать богаче и купить больше заводов и ферм. Видение Маркса чистого коммунизма фактически требует технологических достижений, чтобы мы жили в мире экстремального изобилии, так что каждый может иметь все, что им необходимо. То, что большинство людей называют "коммунистическое государство" будет рассматриваться как чисто марксистское, в качестве промежуточного этапа на пути к реальному коммунизму

Некоторые люди говорят, что разница в том, что коммунисты считают, что государство должно иметь целью фундаментальное изменение характера человека для коллективистского мировоззрения, в то время как социалисты считаю, что это может быть сделано в рамках существующего государства. А социалистические анархисты считают, что выход в уничтожении государства в первую очередь.

В самом деле, великий раскол между анархистами и коммунистами во времена Маркса стоял на разногласии - коммунисты считали, самый быстрый способ достижения равенства состоит в том что государство должно захватить все имущество и принудительно распределять его. Анархисты считали, (к сожалению, по большей части справедливо), что как только государство арестовало бы все имущество, власть не хотела бы затем распределять его.

Так в чем разница определений "коммунизм" и "социализм"? А в чем разница между жуком и насекомым? Проблема в том, что это не только жук тип насекомого, но, и это важно, что увидев жука вы думаете о насекомых, а подумав о насекомых - вспоминаете жуков.

Site that does free background checks - http://answers.yahoo.com/question/index?qid=20130226120103AAlpcog free backgournd check . Free background check and criminal background check related.


Социализм и коммунизм - две фазы, две ступени в развитии коммунистического общества, характеризующие степень экономической и культурной зрелости нового, высшего общественного строя - коммунизма. «Научное различие между социализмом и коммунизмом только то, что первое слово означает первую ступень вырастающего из капитализма нового общества, второе слово - более высокую, дальнейшую ступень его».

Переход от капитализма к коммунизму представляет величайший исторический перелом в развитии человеческого общества, совершающийся в результате социалистической революции, которая устанавливает диктатуру пролетариата и создаёт условия для строительства нового общества. Переход от капитализма к социализму и от социализма к коммунизму есть сложный и длительный процесс созидания новой экономики, новых производственных отношений, процесс, включающий в себя различные фазы развития и становления нового общественно-экономического строя.

Экономической основой как социализма, так и коммунизма является общественная собственность на средства производства. При социализме и коммунизме отсутствуют эксплуататорские классы, уничтожена эксплуатация человека человеком, ликвидировано национальное и расовое угнетение. Как в первой, так и во второй фазе коммунизма труд является всеобщей и равной обязанностью всех членов общества, а развитие экономики и культуры подчинено цели обеспечения максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путём непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники. Социализм есть первая, или низшая, фаза коммунизма.

«Мы имеем здесь дело не с таким коммунистическим обществом, которое развилось на своей собственной основе, а с таким, которое, наоборот, только что выходит как раз из капиталистического общества и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет еще родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло» . При социализме взаимные отношения людей в процессе производства характеризуются как отношения товарищеского сотрудничества и социалистической взаимопомощи свободных от эксплуатации работников.

Производственные отношения находятся в полном соответствии с состоянием производительных сил, так как общественный характер процесса производства подкрепляется общественной собственностью на средства производства. Поэтому народное хозяйство при социализме развивается ускоренными темпами, оно не знает экономических кризисов и других пороков и язв, присущих капитализму. Экономической основой социализма является социалистическая общественная собственность в двух формах: государственной (всенародной) и колхозно-кооперативной (групповой). Социализм уничтожает противоположность между городом и деревней, между умственным и физическим трудом.

Однако на первой фазе коммунизма остаются ещё существенные различия между ними, которые окончательно исчезнут при переходе к высшей фазе коммунистического общества. При социализме ещё сохраняются пережитки капитализма в экономике и сознании людей, существуют классовые различия между рабочим классом и крестьянством, составляющими основные классы социалистического общества. При социализме сохраняется товарное производство, необходимость которого вытекает из наличия двух форм социалистической собственности. Но это товарное производство особого рода, оно имеет дело в основном с товарами объединённых социалистических производителей в лице государства, колхозов и кооперации.

В силу наличия товарного производства и товарного обращения, охватывающих главным образом область предметов личного потребления, при социализме существует и действует закон стоимости, сфера действия которого строго ограничена рамками общественной собственности на средства производства, действием закона планомерного (пропорционального) развития народного хозяйства (см.) и отражающими требования этого закона народнохозяйственными планами. С исчезновением товарного производства потеряет силу и закон стоимости. Коммунистический принцип распределения продуктов по потребностям исключает всякий товарный обмен, а следовательно, превращение продуктов в товары и вместе с тем превращение их в стоимость. На высшей фазе коммунизма количество труда, затраченного на производство продуктов, будет измеряться не через посредство стоимости и её форм, а прямо и непосредственно количеством времени, израсходованным на их производство.

Социалистический строй в противоположность капиталистическому строю осуществляет более высокий тип общественных отношений, он побеждает капитализм потому, что даёт более высокую производительность труда, чем капиталистическая система хозяйства, потому, что социализм даёт обществу больше продуктов и может сделать общество более богатым, чем капитализм. Однако, несмотря на гигантский шаг вперёд по сравнению с капитализмом, состояние производительных сил и уровень производительности общественного труда при социализме ещё не настолько высоки, чтобы обеспечить изобилие продуктов для полного и всестороннего удовлетворения растущих материальных и культурных потребностей людей.

Поэтому при социализме осуществляется принцип «от Каждого по способностям, каждому по труду». В СССР, где осуществлена первая фаза коммунизма и происходит процесс постепенного перехода к высшей фазе коммунизма, труд стал делом чести, славы, доблести и геройства сознательных тружеников советского социалистического общества. Ярким проявлением социалистического отношения к труду служит социалистическое соревнование, являющееся коммунистическим методом строительства нового общественного строя.

Советский народ, добившись построения социализма в нашей стране, теперь осуществляет постепенный переход к коммунизму. Ленин указывал, что, начиная социалистические преобразования, мы должны ясно поставить перед собой цель, к которой эти преобразования в конце концов направлены, именно цель создания коммунистического общества. Указывая на конечную цель социалистического строительства, Ленин учил, что новый, более высокий вид общества может развиться лишь тогда, когда вполне упрочится социализм.

Ленин подчёркивал, что социализм неизбежно должен перерасти в коммунизм. Лишь после того как исчезнет подчинение людей разделению труда, когда труд перестанет быть только средством для жизни, когда он станет первой жизненной потребностью, когда вместе с всесторонним развитием членов общества вырастут и производительные силы, только тогда общество сможет написать на своём знамени: «от каждого по способностям, каждому по потребностям». И. В. Сталин дал всестороннее определение коммунистического общества: «Если дать вкратце анатомию коммунистического общества, то это будет такое общество:

а) где не будет частной собственности на орудия и средства производства, а будет собственность общественная, коллективная;

б) где не будет классов и государственной власти, а будут труженики индустрии и сельского хозяйства, экономически управляющиеся, как свободная ассоциация трудящихся;

в) где народное хозяйство, организованное по плану, будет базироваться на высшей технике как в области индустрии, так и в области сельского хозяйства;

г) где не будет противоположности между городом и деревней, между индустрией и сельским хозяйством;

д) где продукты будут распределяться по принципу старых французских коммунистов: «от каждого по способностям, каждому по потребностям»;

е) где наука и искусство будут пользоваться условиями достаточно благоприятными для того, чтобы добиться полного расцвета;

ж) где личность, свободная от забот о куске хлеба и необходимости подлаживаться к «сильным мира», станет действительно свободной. И т. д. и т. п.». Для того чтобы осуществить переход к коммунизму, необходимо осуществить ряд предварительных условий. Необходимо прочно обеспечить непрерывный рост всего общественного производства с преимущественным ростом средств производства, без чего невозможно осуществление расширенного воспроизводства.

Это условие претворяется в жизнь в нашей стране путём развития в первую очередь отраслей народного хозяйства, производящих уголь, нефть, металл, электроэнергию, машины, оборудование, строительные материалы и т. д., на основе совершенствования социалистического производства, путём непрерывного технического прогресса в его главных, основных направлениях - комплексной механизации, автоматизации, химизации и электрификации производственных процессов. «Коммунизм есть Советская власть плюс электрификация всей страны». В то же время Коммунистическая партия и Советское правительство принимают все меры для крутого подъёма тех отраслей производства, которые непосредственно обслуживают нужды потребителей, с тем чтобы значительно поднять обеспеченность населения всеми товарами народного потребления.
Для перехода к коммунизму необходим значительно более высокий уровень развития производительных сил, чем при социализме. При коммунизме будет существовать единая коммунистическая форма собственности как в промышленности, так и в сельском хозяйстве.

Следовательно, не будет деления на две формы собственности, как это имеет место при социализме. Колхозная собственность в своём дальнейшем развитии подымется на высшую ступень - до уровня общенародной собственности. При коммунизме не будет товарного производства и товарообмена, а будет господствовать система прямого продуктообмена. Но это процесс сложный и длительный. Чтобы его осуществить, необходимо путём постепенных переходов, осуществляемых с выгодой для колхозов и, следовательно, для всего общества, поднять в будущем колхозную собственность до уровня общенародной собственности, а товарное обращение тоже путём постепенных переходов должно быть заменено в будущем системой продуктообмена, что даст возможность со временем включить основную собственность колхозов, продукцию колхозного производства, в общую систему общенародного планирования.

Необходимо, однако, учитывать, что решение этой задачи не является делом ближайшего будущего. В современных условиях и в ближайшем будущем колхозная форма собственности будет играть роль могучего двигателя производительных сил социалистического сельского хозяйства. Советская торговля также на длительное время останется одним из важнейших рычагов дальнейшего развития народного хозяйства страны. Поэтому задача ныне заключается в том, чтобы всячески укреплять и развивать колхозный строй, расширять, и улучшать советскую торговлю. Поднять колхозную собственность до уровня общенародной и заменить товарное обращение системой продуктообмена можно будет только на базе дальнейшего развития колхозного строя и советской торговли.

Необходимо, далее, добиться такого культурного роста общества, который бы обеспечил всем членам общества всестороннее развитие их физических и умственных способностей, чтобы члены общества имели возможность получить образование, достаточное для того, чтобы стать активными деятелями общественного развития, чтобы они имели возможность свободно выбирать профессию, а не быть прикованными на всю жизнь в силу существующего разделения труда к одной какой-либо профессии. Для осуществления этого условия нужно сократить рабочий день по крайней мере до 6-5 часов, ввести общеобязательное политехническое обучение, коренным образом улучшить жилищные условия, значительно поднять реальную заработную плату рабочих и служащих путём прямого повышения денежной зарплаты и особенно путём систематического снижения цен на предметы массового потребления. Выполнение этих основных предварительных условий, взятых вместе, будет означать коренной переход от экономики социализма к высшей экономике, к экономике коммунистического общества.

Коммунистическая партия и Советское государство, опираясь па познание объективных экономических законов, направляют социалистическое общество по пути построения полного коммунизма. В соответствии с экономическими законами социализма, сообразуясь с требованиями (см.), политика Коммунистической партии и Советского правительства, строящаяся на научном фундаменте марксизма-ленинизма, определяет и направляет всю хозяйственную, политическую и культурную деятельность социалистического государства, совершенствует его функции, укрепляет государственный аппарат.

Главным орудием построения коммунизма является Советское государство, которое сохранится и при коммунизме, если не будет ликвидировано капиталистическое окружение, если не будет уничтожена опасность военных нападений извне. В послевоенные годы советское социалистическое общество сделало крупный шаг вперёд по пути к коммунизму. Создаётся материально-техническая база коммунистического общества; широкое развитие получает внедрение новейшей техники во все отрасли народного хозяйства. Грандиозные перспективы открыли для дальнейшего развития экономики и культуры нашей страны по пути к коммунизму решения исторического XIX съезда партии, решения партии и правительства по дальнейшему развитию сельского хозяйства и крутому подъёму производства предметов народного потребления.

Народы Советского Союза под руководством Коммунистической партии и Советского правительства, вооружённые самой передовой наукой современности - марксизмом-ленинизмом, уверенно идут по пути коммунизма. Всемирно-исторический опыт строительства социализма и коммунизма в СССР является образцом для стран народной демократии, вставших на путь социалистического развития и успешно созидающих основы социализма в своих странах. (См. также ; ; .)

Причины военного коммунизма

Военный коммунизм – это политика, которую проводило Советское государство на территории свой страны в 1918-1921 гг. целью было обеспечить продовольствием и оружием. Если бы правительство в те годы не пошло на такие крайние меры, оно бы не победило кулаков и представителей контрреволюции.

Национализация банков и промышленности

В начале лета 1917 года начался массовый отток капитала за границу. Сначала с российского рынка ушли иностранные инвесторы и , которым в России нужна была лишь дешевая рабочая сила, а правительство молодой страны ввело 8-часовой рабочий день сразу после Февральской революции. Рабочие стали требовать повышения зарплаты, были узаконены стачки, а предприниматели лишились сверхприбыли. В условиях трудового саботажа бежали из страны и отечественные промышленники.

После Октябрьской революции передача фабрик рабочим не планировалась, как это сделали с землей для крестьян. Появившиеся бесхозные предприятия государство монополизировало, а национализация их в дальнейшем стала своеобразной борьбой с контрреволюцией. Большевики прибрали к рукам Ликинскую мануфактуру первой, и за зиму 1917-1918 гг. было национализировано 836 предприятий.

Упразднение товарно-денежных отношений

В декабре 1918 был принят первый КЗоТ, вводивший обязательную трудовую повинность. Помимо 8-часового рабочего дня трудящиеся получили и принудительно-добровольный труд, за который не . Это были субботники и воскресники. От крестьян требовалось сдавать государству излишки, за это им выдавались товары, произведенные на заводах. Но этого на всех не хватало, и получалось, что крестьяне работали задаром. Начался массовый отток заводских рабочих в деревню, где они пытались спастись от голода.

Продразверстку ввело еще царское правительство, а большевики отточили до выгребания всех запасов у крестьян, включая и то, что было необходимо самой семье. Торговля хлебом в частном порядке была запрещена. Таким образом правительство пыталось бороться с мешочниками и кулаками, для этого Наркомпроду были переданы исключительные полномочия для заготовки продуктов питания. И вооруженные отряды стали бороздить деревни и села, отбирая и другую сельскохозяйственную продукции. Наступил голод 1920-1921 гг.

Крестьянские бунты

Крестьяне были недовольны захватом их собственности, они не получали за это практически ничего, так как хлеб покупался только государством, причем по ценам, им и установленным. Со слов Ленина, военный коммунизм – мера вынужденная, так как страна разорена войной. Такая политика отвечала интересам рабочих и армии, но никак не крестьянства. И один за другим стали вспыхивать бунты. На Тамбовщине восстали антоновцы, восстал и Кронштадт, служивший когда-то оплотом революции.

В этих условиях продразверстка военного коммунизма открыла дорогу НЭПу.

Последствия военного коммунизма

Военный коммунизм нанес колоссальный урон народному хозяйству, к 20-му году по сравнению с 1913-м упало промышленное производство в 7 раз, железнодорожные перевозки сократились до уровня 1980 года, добыча угля упала на 70%. Крестьяне требовали отмены военного коммунизма. И выходом из тупика стал переход к новой экономической политике.

Видео по теме

Источники:

  • Политика военного коммунизма

Мир так устроен, что люди всегда мечтают о социальной справедливости. Эта идея накрепко укоренилась в идеологиях а и социализма. Еще в начале прошлого века, во времена Великой социалистической революции, эти два понятия переплелись между собой. Их воспринимали как слова–синонимы.

Социализм

В основу социализма положена идея всемирного равенства и социальной справедливости. Считалось, что все средства производства должны принадлежать тем, кто на них работает, а не тем, кто ими владеет. Основоположниками этой теории являются Карл Маркс, Пьер Лу, Шарль Фурье и другие ученые.

Многие писатели в своих произведениях с уверенностью доказывают, что социализм – это вполне реальное явление, которое начало воплощаться в жизнь. Основная социальная база, на которую опираются социалисты – это рабочие и крестьяне. Во все времена, начиная с Французской революции 1789 года, рабочие выступали за свои права – сокращение рабочего дня, достойные условия работы, поднятие заработной платы, бесплатное образование и медицинское обслуживание и т.д. Рабочие и крестьяне - это и есть социум, т.е. общество.

Коммунизм

Коммунизм считается наивысшей стадией человеческого общества, где все люди будут равны между собой, не будет ни бедных, ни богатых. Эту идею поддерживал английский гуманист и мыслитель Томас Мор в своем романе «Утопия». Он обосновывал идею, что нужно в корне уничтожить не только классовые различия между людьми, но и сами общественные классы. Эту теорию поддерживали такие мыслители, как Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Ярыми сторонниками этой идеологии были Ленин и Сталин. Они аргументировали, что при коммунизме общими будут не только средства производства, но и продукция, которая на них производится. Вся продукция будет производиться на национализированном оборудовании и делиться поровну между всеми членами общества. То есть нужно все забрать у богатых и раздать бедным.

Для достижения мирового блаженства, доказывали теоретики, нужна мировая революция, которая и сможет уничтожить классовое неравенство. Фактически, «коммунизм» - это производное от «коммуна», т.е. все общее. Также при коммунизме отвергаются рыночные отношения, как проявление капитализма. Из этого следует, что если не будет классового общества, то не будет и государства как аппарата управления этим обществом.

Социализм не отвергает деньги как таковые, в отличие от коммунизма. Утверждалось, что при коммунизме деньги вообще не будут нужны и отомрут как изживший себя элемент.

Коммунизм является завершающим этапом развития общества, а социализм – лишь переходной ступенькой к идеалу и «высшему блаженству». Теоретик коммунизма Карл Маркс называл социализм «переходной фазой коммунизма». Основная идея социализма звучит приблизительно так: «Каждому по труду», а коммунизма – «От каждого по способностям, каждому по потребностям».

Учение Маркса об общественных формациях

Разрабатывая свою теорию построения и развития общества, Маркс исходил из принципов материалистического понимания истории. Он считал, что человеческое общество развивается по трехчленной системе: первичный первобытный коммунизм сменяется классовыми формами, после чего начинается высокоразвитый бесклассовый строй, в котором будут сняты антагонистические противоречия между большими группами людей.

Основоположник научного коммунизма разработал собственную типологию общества. Маркс выделил в истории человечество пять типов общественно-экономических формаций: первобытный коммунизм, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм и коммунизм, в котором имеется , социалистическая фаза. Основа деления на формации – преобладающие в обществе отношения в сфере производства.

Основы социальной теории Маркса

Основное внимание Маркс уделял экономическим отношениям, благодаря которым общество и переходит от одной формации к другой. Развитие общественного производства идет до состояния максимальной эффективности в рамках конкретного строя. При этом накапливаются присущие строю внутренние противоречия, что ведет к краху прежних общественных отношений и переходу общества к более высокой стадии развития.

Следствием развития капиталистических отношений Маркс называл утрату личностью своего статуса и полноты человеческого бытия. В процессе капиталистической эксплуатации пролетарии отчуждаются от продукта своего труда. Для капиталиста же погоня за большой прибылью становится единственным стимулом в жизни. Подобные отношения неизбежно ведут к изменениям в политической и социальной надстройке общества, затрагивая семью, религию и образование.

В своих многочисленных работах Маркс доказывал, что на смену обществу, построенному на эксплуатации чужого труда, неизбежно придет бесклассовый коммунистический строй. Переход к коммунизму будет возможен только в ходе пролетарской революции, причиной которой станет чрезмерное накопление противоречий. Главным из них является противоречие между общественным характером труда и частным способом присвоения его результатов.

Уже во времена формирования социальной теории Маркса находились противники формационного подхода к общественному развитию. Критики марксизма полагают, что его теория является односторонней, что в ней преувеличено влияние материалистических тенденций в обществе и почти не учитывается роль социальных институтов, составляющих надстройку. В качестве главного аргумента несостоятельности социологических выкладок Маркса исследователи выдвигают факт краха социалистической системы, не выдержавшей конкуренции со странами «свободного» мира.

Видео по теме

ОСНОВЫ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В.А.Ацюковский

ВЛАСТЬ - СОВЕТАМ!

(СОЦИАЛИЗМ: ОШИБКИ И ПЕРСПЕКТИВА)

В брошюре анализируются экономическая сущность социализма и коммунизма, экономическая ошибка, допущенная КПСС при развитом социализме, приведшая его к кризису, и возможная программа действий коммунистов по восстано-влению социализма в настоящее время и после прихода коммунистов к власти в России.

Показана актуальность лозунга «Власть - Советам!» для современной России и после победы Второй социалистической революции.

1. О догматизме и ревизионизме аналитиков марксизма

2. Что такое социализм и коммунизм?

3. Что такое «государство»?

4. Диктатура пролетариата или диктатура трудящихся?

5. Что такое социальная революция?

6. Зачем нужны социализм и коммунизм?

7. Вторая социалистическая революция

8. Власть - Советам!

9. Нужно ли вводить в России экономическую политику типа НЭП?

10. Задачи коммунистов по восстановлению Советской власти

О догматизме и ревизионизме аналитиков марксизма

Следует с прискорбием констатировать, что появившиеся в последние годы многочисленные статьи, в которых анализируются прошлое нашей страны и причины крушения социализма и распада СССР, несмотря на многие различия, имеют и много общего, а именно:

Все они не обращают внимания на соотношение производственных отношений и уровня производительных сил, сложившихся в конкретные периоды развития социализма;

Все они не учитывают конкретных обстоятельств внутреннего и внешнего положения страны, вынуждающих руководство страны принимать непопулярные решения;

Все они практически ничего не предлагают для будущего.

Это называется «ехать вперед спиной, глядя назад и не представляя себе дальнейшего пути».

Почему марксистская идеология потерпела поражение? Потому что усилиями руководства КПСС марксизм превратился в догму, никакого развития учения Маркса-Ленина в советское время реально не было. Марксизм не догма, а руководство к действию, предупреждали классики марксизма , но наши социалистические учёные лишь повторяли Маркса и Ленина, цитируя их, часто вырывая из контекста, не развивая, и не применяя творчески на практике, превращая отдельные положения марксизма в догму. Таким образом, они действовали вопреки духу марксизма, т.е. были по существу антимарксистами.



В этом плане сегодня ситуация повторяется: никакого системного развития теории марксизма-ленинизма нет. Пишется и публикуется множество академических статей на отдельные темы по принципу «писатель – пописывает, читатель – почитывает». В этих статьях много говорится о роли «холодной войны» и буржуазной пропаганде, о бюрократизации и перерождении коммунистической партии, о негативном влиянии так называемого «разоблачения» «культа личности Сталина» и о многом другом, но практически нигде не говорится о тех базисных противоречиях, которые ослабили организм советского общества и сделали его неспособным противостоять накапливающимся в те времена буржуазным тенденциям. Между тем, в каждом деле нужно искать базисные причины, противоречия, накапливающиеся между устаревающими производственными отношениями и растущими производительными силами, о чем неоднократно говорил Сталин. А это почему-то остается вне поля зрения аналитиков. Невнимание к этим базисным противоречиям неминуемо приводит к тому, что ими рассматриваются второстепенные причины, а не основная, породившая их. Если это так оставить, то, когда социализм будет построен вновь, он неминуемо рухнет снова, потому что не учтенная главная причина породит много других причин, и опять начнется борьба против возродившегося капитализма, и так до бесконечности.

Сегодня мы остро, как никогда, нуждаемся в четких формулировках основных понятий марксистско-ленинской теории развития общества при социализме и коммунизме, потому что от этого зависит, сумеем ли мы объяснить людям настоящие причины, по которым социализм рухнул в конце 20-го века, сумеем ли мы в будущем не допустить этих причин и сделать социализм устойчивым, каков для этого должен быть путь развития от капитализма к социализму и от социализма к коммунизму. Иначе люди нам, коммунистам, не поверят и будут правы: вы, коммунисты уже были у власти, скажут они, и все просвистали. Что нового вы намерены сделать, чтобы такое безобразие не повторилось? И что мы им ответим?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно, прежде всего, понять, что такое социализм и коммунизм, является ли социализм первой фазой коммунизма, тем более что при Советской власти при социализме уже были явные ростки коммунизма в виде бесплатного жилья, бесплатного образования и бесплатного здравоохранения. Правда, тогда всем нам казалось, что все это само собой разумеется, и мы этого не ценили.

Что такое социализм и коммунизм?

По Марксу и по Ленину социализм считается первой фазой коммунизма, но нигде не сказано, чем отличается первая фаза от последующей, а также, то, что в отличие от капитализма, развивающегося не управляемо, в котором развитие производительных сил требует изменения производственных отношений, но при социализме, развивающемся планово, а, значит, управляемо, сначала идет изменение производственных отношений, и они требуют развития производительных сил, и здесь от цели и качества управления зависит все.

Каждая общественно-экономическая формация имеет минимум одно существенное базисное отличие от предыдущей формации и минимум одно существенное базисное отличие от последующей формации. Социализм отличается от капитализма тем, что в нем средства производства обобществлены, а от коммунизма тем, что средства потребления (предметы потребления и услуги) не обобществлены. Для их потребления нужны деньги, которые нужно заработать или украсть. При коммунизме же все производство – средства производства и средства потребления обобществлены, все производство становится не товарным, что прямо следует из учения Маркса. Денег при коммунизме нет.

Таким образом:

капитализм – это общественно-экономическая формация, в которой средства производства и средства потребления не обобществлены, и на них распространяются товарно-денежные отношения;

социализм – это общественно-экономическая формация, в которой средства производства обобществлены, а средства потребления не обобществлены и только на них распространяются товарно-денежные отношения;

коммунизм – общественно-экономический строй (уже не формация), в котором средства производства и средства потребления обобществлены и товарно-денежных отношений нет.

Отсюда и вытекает, что при неуправляемом развитии социализм оказывается самостоятельной формацией, а не первой фазой коммунизма, и, как самостоятельная формация, обязан пройти три фазы развития – первую – бурного развития, в ней реализуются все те накопления производительных сил, которые не смогли быть реализованы при капитализме; вторую – стагнации (стабилизации), в которой наступило равновесие между производительными силами и производственными отношениями, и третью – деградации (упадка), в которой устаревающие производственные отношения тормозят дальнейшее развитие производительных сил. Здесь назревает кризис формации, что и произошло.

И.В.Сталин видел это назревающее противоречие, когда говорил, что необходимо развивать производственные отношения, приводя их в соответствие с развитыми производительными силами .

Всякая формация имеет остатки производственных отношений предыдущей формации и начала производственных отношений последующей формации. К остаткам производственных отношений капиталистической формации в социализме следует отнести сохранение товарно-денежных отношений в сфере потребления, к началам же коммунистических производственных отношений следует отнести внедрение в социализм бесплатных жилья, здравоохранения и образования. В своей последней работе И.В.Сталин говорит о необходимости поднять производственные отношения колхозов (групповой собственности) до уровня государственной, общественной собственности. Этим были бы завершены производственные отношения социализма в производственной сфере. К сожалению, этого не произошло, как не произошло и обобществление сферы потребления, о чем даже И.В.Сталин не успел сказать.

При социализме развитие общества управляется государством, а цель и направление развития задается главной идеологической организацией - Коммунистической партией, и отсюда решающее значение имеет то, в каком направлении Коммунистическая партия направляет это развитие.

Как должен был происходить переход от социализма к коммунизму? Поскольку уже при социализме средства производства обобществлены, а средства потребления не обобществлены, и на них распространяются товарно-денежные отношения, то путь перехода к коммунизму – коммунистическая революция – должен заключаться в поэтапном сокращении сфер потребления, охваченных товарно-денежными отношениями. Фактически в годы Советской власти начало этому было положено. Но далее, по мере развития производительных сил необходимо было планово переводить в безденежное пользование отдельные сферы потребления с обязательным пропорциональным сокращением всех видов денежных доходов населения. Тогда постепенно все области потребления перешли бы в безденежное пользование, деньги прекратили бы существование, и все производство стало бы не товарным, в полном соответствии с положениями марксистской теории. Наступил бы коммунизм. А все остальное, включая сознание масс, стало бы естественным следствием коммунистического бытия, которое и определило бы уровень сознания масс.

Однако развитие социализма в нашей стране после смерти И.В.Сталина КПСС повела в противоположном направлении, а именно по направлению расширения сферы товарно-денежных отношений, и это привело социализм к катастрофе.

III Программа КПСС считалась программой построения коммунистического общества, и в ней последняя фраза звучала так

«Партия торжественно провозглашает: нынешнее поколение людей будет жить при коммунизме!».

Но в параграфе 3 «Руководство народным хозяйством и планирование» раздела «Задачи партии в области экономического строительства, создания и развития материально-технической базы коммунизма» сказано следующее [там же, с. 89]:

«В коммунистическом строительстве необходимо полностью использовать товарно-денежные отношения в соответствии с новым содержанием, присущим им в период социализма. Большую роль при этом играет применение таких инструментов развития экономики как хозяйственный расчет, деньги, цена, себестоимость, прибыль, торговля, кредит, финансы (курсив мой – В.А.).»

И хотя далее сказано, что «С переходом к единой общенародной коммунистической собственности и к коммунистической системе распределения товарно-денежные отношения экономически себя изживут и отомрут», становится совершенно непонятно, как могут они отмереть, если на государственном уровне делается все для их расширения, т. е. как раз в направлении, противоположном главной линии построения коммунизма.

Установки XXII съезда КПСС на расширение сферы товарно-денежных отношений были реализованы в известных «реформах Косыгина» 1965 года, а также в ряде других постановлений партии и правительства. На хозяйственный расчет переводились целые районы и отдельные предприятия, при этом критерием успеха была объявлена денежная прибыль. Это сразу же противопоставило интересы предприятий общегосударственным интересам, а интересы людей - и интересам предприятий и интересам государства.

Если же в будущем такой управляемый переход от социализма к коммунизму – коммунистическая революция будет осуществлен, то социализм окажется первой фазой коммунизма, а если не будет, то социализм как неустойчивая самостоятельная формация, вновь покатится в капитализм. Поэтому коммунистическая революция после завершения построения социализма становится не менее необходимой, чем социалистическая революция в настоящее время.

Основная разница в том, что марксизм - это учение, а коммунизм и социализм - стадии коммунистической формации внутри этого учения. Конечно, существуют еще множество определений социализма и коммунизма, но т.к тут затронут марксизм, то я буду пользоваться только этими.

Социализм, если брать только марксизм (не марксизм-ленинизм, сталинизм и т.п) и не трогать тот же анархизм - это первая стадия коммунизма, формации особенности которой определяются общественной собственностью на средства производства, соответствующей высокоразвитым общественным производительным силам. В первых чертах определения этому понятию дал Маркс в "Критике Готской программы"(рекомендую прочитать для полного понимания):

«Мы имеем дело не с таким коммунистическим обществом, которое развилось на своей собственной основе, а с таким, которое только что выходит как раз из капиталистического общества и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет ещё родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло»

То есть в сознании и быте людей все ещё сохраняются пережитки капиталистического общества, точно так же как и во всех предыдущих обществах сохранялись пережитки еще более древних обществ в виде обычаев и традиций. При этом надо учитывать, что перед этой стадией так же имеется переход между капитализмом и ей (диктатура пролетариата), но в вопросе про это не спрашивали, так что продолжим. Частная собственность упразднена. На её место приходит общественная. Труд также все ещё является необходимостью, а распределение происходит по принципу "От каждого по способностям, каждому - по потребностям". На этом же этап происходит отмирание государства (т.к классов уже нет, а значит отсутствует подавление одного класса другим) и замена его самоуправлением.

Как я сказал выше в настоящий момент термин "социализм" используется повсеместно и у людей разных взглядов имеет различные значения: особо упоротые рыночные фундаменталисты называют социализмом любое вмешательство государства в экономику, соцдемы приводят в пример страны Скандинавии, сталинисты - СССР, анархисты - Арагон и Каталонию во время Испанской Революции 1936-39гг.. Был ли социализм в СССР? Этот вопрос является холиваром, который требует отдельного вопроса и который тут поднимать вряд ли стоит, ибо он затрагивает целый ряд больших теорий от деформированного рабочего государства, государственного капитализма до реального социализма.

Коммунизм же в узком смысле - высшая стадия коммунистической формации, которую также иногда называют полный коммунизм (full communism). Маркс ни оставил ни каких подробного описания функционирования коммунистического общества, что ожидаемо, т.к он считал, что любая попытка описать его попахивает утопизмом (яркие примеры: "Государство" Платона, "Утопия" Мора, "Путешествие в Икарию" Кабе и "Вести ниоткуда" Морриса) , которым занимались утопические социалисты (Фурье, Оуэн, Сен-Симон). Он ограничился только такими словами в той же "Критике Готской программы":

«На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!».

Ответ, возможно, получился скомканным, но я и не претендую на абсолютно точное и строгое описание и советую все же почитать "Критику Готской программы", где все это расписывается основательно. Для ознакомления же с основными идеями марксизма следует прочитать "Анти-Дюринг"и первую главу "Немецкой идеологии" (если время позволяет), ну или хотя бы "Развитие социализма от утопии к науке" Энгельса, где в трех маленьких главах описывается история формирования социалистической мысли (I глава: утопический социализм, II глава: диалектика, III глава: исторический материализм).

Смотря, что вы имеете в виду под социализмом. Социалистическим государством можно назвать и Германию, и Швейцарию, и Швецию, и КНДР. Так же социалистическими называют проекты устройства общества, придуманные утопистами прошлого.

Учитывая такое сравнение, речь скорее всего идёт о марксизме. В марксизме социализмом называют низшую стадию развития коммунизма, при этом такой самодостаточной ступени как "социализм" не существует.

А отличаются они силой государственного насилия над человеком. Социализм - это послереволюционное общество, в котором всё еще сохраняются привычки и недостатки предыдущего общества.

Для социализма характерно существование денег и принципа "кто не работает - то не ест", наказание отлынивающих от работы, при этом социалистическое государство отличается от капиталистического тем, что в нём отсутствует армия, и отсутствует каста бюррократов. Чиновники при социализме являются выборными на всех уровнях, которые отзываются по первому требованию избирателей и зарплата которых завист от средней зарплаты рабочего. Помимо этого, вооруженный народ осуществляет революционное насилие над эксплуататорами.

Это и есть "диктатура пролетариата" - дикутатура большинства над меньшинством, которая противопостовляется "диктатуре буржуазии" - диктатуре меньшинства над большинством.

Как писал Ленин в "Государстве и революции" - при диктатуре пролетариата отпадает нужда в таких государственных институтах, как армия и бюррократия, так как большинству не нужно к ним прибегать для насилия над меньшинством.

При высшей стадиии коммунизма, государства не существует, так как не существует контроля над людьми - нужда в нём просто отпадает. Вместо чиновников как особой должности - каждый человек является чиновником и сам за собой ведёт учёт, при этом, осуществляется принцип "от каждого по способностям, каждому по потребностям".

Для воспитанных при социализме людей - труд по мере сил является моральным долгом. Коллектвивизм (в хорошем смысле этого слова) становится частью человеческой индивидуальности.