Бюджетный дефицит и профицит как показатели состояния бюджета

Бюджетный дефицит и профицит как показатели состояния бюджета

Каждая страна в своем национальном бюджетной практике применяет различные показатели бюджетной разбалансированности и самостоятельно определяет методологические аспекты их расчета. Самым распространенным в мире подходом к расчету абсолютного размера бюджетного дефицита является так называемая долговой концепция дефицита или концепция потребностей в заимствованиях. Ее описывают две приведенные ниже формулы:

S B = Rev - Exp,

где S B - это дефицит или профицит (сальдо бюджета); Rev - бюджетные доходы; Exp - бюджетные расходы.

Эта формула отражает соотношение доходов и расходов бюджета, которые вызывают формирование дефицита. Поскольку бюджетный дефицит одновременно выражает необходимый объем дополнительных финансовых источников (потребностей в заимствованиях), то:

Sb = Bor + C - D,

где Bor - это государственные заимствования; C - уменьшение остатка бюджетных средств; D - платежи на погашение основной суммы государственного долга.

Последняя формула описывает источники финансирования бюджетного дефицита. Это традиционный расчет бюджетного дефицита. Этот же показатель определяют как долю дефицита в ВВП. Все остальные показатели дефицита имеют в своей основе именно указанные две формулы.

Большое значение для расчета абсолютной величины бюджетного дефицита имеют вопросы правильного определения бюджетных доходов и расходов, а также источников финансирования дефицита. В основе расчета бюджетного дефицита лежит бюджетная классификация, которая, в частности, дает возможность выделить те поступления, которые формируют доходы бюджета, и те, которые представляют собой операции по финансированию дефицита, а также отделить затраты, которые не относятся к составу расходов и является так называемым отрицательным финансированием.

Один из лучших вариантов долгового концепции дефицита, или концепции потребностей в заимствованиях, изложены в Положении по статистике государственных финансов (далее - Положение СМС), выданного Международным валютным фондом (МВФ) в 1986 г. 1 Положение СМС является одним из общепризнанных стандартов представления показателей национальных государственных финансов в международных фискальных обзорах. В нем разработано такое аналитическая группировка бюджетных операций:

o доходы и гранты, которые охватывают:

Налоговые доходы (в том числе взносы на социальное страхование),

Неналоговые доходы,

Капитальные доходы (включая поступления от приватизации государственного имущества),

o расходы (текущие, в том числе субсидии и трансферты, и капитальные расходы и трансферты) и кредитование за вычетом погашения,

o финансирование, которое отражается на чистой основе и включает:

Внутреннее финансирование (банковское, небанковское, со стороны центрального банка),

Внешнее финансирование,

Изменения в валютных резервах и депозитах центрального правительства,

Изменения в требованиях к другим суб" объектов, приобретенных правительством с целью управления ликвидностью.

Заметим, что аналитическое группирование не обязательно должно совпадать с организацией структуры бюджетной классификации, которая применяется в конкретной стране. Главная задача бюджетной классификации в контексте расчета бюджетного дефицита - дать возможность осуществлять перегруппировку бюджетных операций, таким образом, чтобы расчет показателя дефицита соответствовал конкретной задачей бюджетного менеджмента и анализа. На практике в зависимости от базы расчета можно определить:

а) дефицит государственного бюджета,

б) дефицит местного бюджета,

в) дефицит сводного бюджета,

г) дефицит, определенный по аналитическим балансом.

В последнем случае под аналитическим балансом имеется в виду консолидированный баланс сектора общего государственного управления, который охватывает не только сводный бюджет, но и операции внебюджетных фондов, которые формируют органы власти всех уровней.

В Украине показатели бюджетного дефицита определяются относительно Государственного бюджета Украины, местных бюджетов, сводного бюджета (рис. 3.2). Анализируя данные Министерства финансов о сбалансированности бюджета, стоит отметить, что в 2000 и 2002 гг. имел место профицит бюджета в размере соответственно 1,0 и 1,6 млрд грн. Это связано с экономическим ростом и увеличением ВВП. Начиная с 2006 г. наблюдается четкая тенденция к увеличению дефицита бюджета.

Рис. 3.2. Дефицит Государственного и Сводного бюджетов Украины в 2005-2010 гг.

Отношение бюджетного дефицита к ВВП в значительной мере отражает состояние государственных финансов, поскольку показывает масштабы бюджетной разбалансированности в отношении национальной экономики. Снижение реального ВВП, которое произошло в Украине в 2008-2009 гг., крайне негативно сказалось на бюджетном дефиците. По данным официальной статистики, в 2009 г. дефицит сводного бюджета Украины достиг 4,1 % ВВП, а в 2010 г. - 6 % ВВП (рис. 3.3). МВФ оценивает бюджетный дефицит в Украине в 2010 г. на уровне около 10 % ВВП. Расхождения в оценках объясняются разными методиками расчета бюджетного дефицита. По нашим расчетам, в 2012 г. Украина будет иметь бюджетный дефицит на уровне

не ниже 10 % ВВП.

Рис. 3.3. Дефицит Государственного и Сводного бюджетов Украины в 2005-2010 гг.

Бюджетный дефицит используется не только для управления бюджетом как фондом финансовых ресурсов, сбалансирование бюджетных расходов с бюджетными ресурсами, но и как важный макрофінансовий показатель. Для аналитических целей можно рассчитать ряд показателей дефицита. Среди них особого внимания требуют скорректированные показатели традиционно рассчитанного бюджетного дефицита.

1. Бюджетный дефицит без учета в составе доходов трансфертов (дотаций, субсидий, грантов и тому подобное). Такой показатель полезно рассчитывать относительно отдельных видов бюджетов (а не консолидированных), поскольку он показывает, какой объем запланированных бюджетных расходов не покрывается "собственными" доходами правительства. Иначе говоря, из доходов бюджета изымают те статьи, которые связаны с неборговими поступлениями от других бюджетов, иностранных правительств и международных валютно-финансовых организаций.

S B = (Rev - T) - Exp,

где Tr - трансферты, полученные бюджетом.

2. Бюджетный дефицит без учета приватизационных (если они учитываются в составе бюджетных доходов) и иных поступлений разового характера, связанных с утратой правительством активов. Показывает, каким образом обычные, постоянные доходы бюджета способны покрыть запланированные в бюджете расходы.

Sb = (Rev - P) - Exp

S B = Bor + C + P - D

где P - приватизационные поступления.

3. Бюджетный дефицит, определенный с учетом в составе расходов платежей бюджета по погашению государственного долга. Показывает, насколько все расходы, которые осуществляются из бюджета покрываются его доходами.

S B = Rev - (Exp + D).

4. В расчете первичного дефицита бюджета из состава расходов вычитается сумма процентных платежей по обслуживанию государственного долга:

SPb = Rev - (Exp - Dp)

SP = S в + Эр,

где S B - первичный бюджетный дефицит; Эр - процентные платежи по государственному долгу.

Расчет первичного дефицита имеет большое значение, когда перед бюджетом стоит задача по разработке мер по сокращению государственного долга. Такой показатель дает возможность определить, насколько нынешняя разбалансированность вызвана потребностью обслуживать ранее накопленные долги. Иначе говоря, существует возможность рассчитать размер влияния прошлых бюджетных операций на нынешнее соотношение доходов и расходов бюджета.

Различные подходы к определению бюджетного дефицита соответствуют различным аналитическим задачам и потребностям управления бюджетом, как финансовым фондом. "Универсального" показателя дефицита не существует, а для адекватной оценки состояния бюджета и налогово-бюджетной политики необходимо рассчитывать ряд показателей дефицита.

Развитие ведущих стран мира свидетельствует о росте роли государства и усложнения организации денежного хозяйства, что проявилось в развитии крупного государственного сектора. Центральное место в его составе занимает сектор государственного управления. Он включает органы государственной власти и управления всех уровней, основная цель деятельности которых заключается в разработке и осуществлении государственной политики. Современное денежное хозяйство сектора государственного управления состоит, как и для любого субъекта, из целого ряда фондов финансовых ресурсов, а также денежных средств в нефондовій форме. Ведущее место среди них принадлежит центральному (государственному или федеральному) бюджету страны, в котором ярко проявляется вся государственная политика.

Вместе с тем правительство имеет в своем распоряжении разнообразные внебюджетные фонды, в том числе и фонды социального страхования, в которых сейчас концентрируется весомая часть ВВП. Кроме того, государственная политика непосредственно воплощается в жизнь на всех уровнях государственного управления (как центральным правительством, так и местными органами власти). В связи с этим традиционно рассчитан бюджетный дефицит утратил свою полную информативность: его определения недостаточно как для характеристики функционирования государственных финансов, так и для анализа влияния со стороны податковобюджетної политики. Он все больше служит лишь потребностям управления бюджетом, как финансовым фондом.

На практике для оценки деятельности сектора государственного управления и государственного сектора в целом рассчитывают не только бюджетный дефицит, но и другие итоговые финансовые показатели (рис. 3.4), которые могут быть охарактеризованы понятием фискальный (или финансовый) дефицит государства. Показатели фискального дефицита рассчитываются как превышение государственных расходов над государственными доходами за определенный период.

Дефицит государственного (федерального) бюджета

Дефицит сводного бюджета

Дефицит сектора общего государственного управления (включающий бюджетные и внебюджетные фонды и счета центрального правительства и местных органов власти)

Дефицит сектора общего государственного управления с учетом сальдо по операциям центрального банка

Дефицит государственного сектора (с учетом заимствований государственных нефинансовых и финансовых институтов)

Рис. 3.4. Виды фискального (финансового) дефицита государства

МВФ в своем стремлении приблизиться к принципам отчетности, заложенных в СНС ООН, разработал новую редакцию Положения СМС, опубликованную в 2001 г. Новая концепция выделяет четыре показателя фискального дефицита: валовой операционный баланс, чистый операционный баланс, чистые заимствование/чистое кредитование, политический баланс МВФ 1:

- чистый операционный баланс показывает изменения чистой стоимости правительства в результате осуществленных им денежных операций. Этот показатель считается таким, что отражает способность фискальной политики обеспечить устойчивое развитие;

Чистые заимствование/чистое кредитование - это показатель, который отражает потребности в заимствованиях и соответствует показателю дефицита сектора государственного управления, рассчитанном в соответствии с требованиями законодательства ЕС на базе данных Европейской системы национальных счетов;

Политический баланс представляет собой аналог показателя дефицита/избытка, рассчитанного на кассовой основе (см. Положение СМС, 1986 г.), но определенного на основе метода начислений.

Важно, что информационной базой расчета дефицита по методике МВФ являются данные бюджетного учета и бюджетных счетов.

Глава 14. Дефицит бюджета и источники его покрытия. Государственный и муниципальный долг

14.1. Дефицит бюджетаи источники его покрытия

Дефицит бюджета – превышение расходов над доходами соответствующего уровня. Иными слова это положение, когда при утверждении бюджетана часть расходов нет доходных источников. Однако это не означает, что источники не появятся в дальнейшем, в ходе исполнения бюджета.

Бюджетный кодекс определяет, что в случае принятия бюджета на очередной год с дефицитом федеральным законом, законом субъекта РФ или нормативным актом органа местного самоуправления утверждаются источники финансированиядефицита бюджета.

Кодекс также устанавливает предельный уровень дефицита бюджета для каждого уровня бюджетной системы.

Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации.

Предельный размер дефицита бюджета субъекта РФ связан с объемов доходови не может превышать 15 процентов объема доходов бюджета субъекта РФ без учета помощи из федерального бюджета.

Размер дефицита местного бюджета не может превышать10 процентов объема доходов местного бюджетабез учета помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.

Кроме того, кодекс содержит еще одно ограничение, согласно которому текущие расходы бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований не могут превышать объемов доходов соответствующего бюджета. Следовательно, текущие расходы должны с одной стороны быть обеспечены доходами, а с другой стороны их объемы должны определяться при формировании бюджетов с учетом планируемого объема доходов.

На федеральном уровне дефицит определяется как в суммовом выражении, так и в процентах к валовому внутреннему продукту (ВВП). В последние годы федеральный бюджет утверждается без дефицита и даже с превышениемдоходов над расходами

В 2003 году федеральный бюджет утвержден по расходам в сумме 2 трлн. 345,6 млрд. рублей и по доходам в сумме 2 трлн. 417,7 млрд. рублей. Превышение доходов над расходами определено в сумме 72 млрд. 150 млн. рублей. При этом объем ВВП прогнозируется в сумме13 трлн. 50 млрд. рублей, уровень инфляция (потребительских цен) 10- 12 процентов. Превышение доходов над расходами в 2003 году планируется распределить следующим образом: 51,4 млрд. рублейнаправляется на погашение государственного долга и 20,7 млрд. рублей направляются на пополнение финансового резерва.

Финансовый резерв – это средства, аккумулируемые на погашение государственного долга в последующие годы.

На примере нашего условного субъекта РФ с численностью 800 тыс. человекпараметры бюджета примерно следующие: расходы определены в сумме 4 млрд. 643 млн. рублей, а доходы в сумме 4 млрд. 418 млн. рублей. Дефицит утвержден 224,7 млн. рублей, что составляет 15 процентов доходов бюджета без учета помощи из федерального бюджета, или 4,8 процента к общим расходам бюджета.

На примере муниципального образования рассмотрим порядок определенияпараметров возможных расходов. Собственные доходы муниципального образования – города с численность населения порядка 100 тыс. жителей составляют 320 млн. рублей. С учетом требований бюджетного кодекса дефицит не может превышать 10 процентов от доходов, т.е. составит 32 млн. рублей. Финансовая помощь из бюджетов других уровней определена в сумме 100 млн. рублей. Следовательно, расход бюджета данного муниципалитета должны быть определены в следующем размере:

Расх. = Дох. собст. + Дох. фин. пом. + Деф. =320+100+32= 452 млн. рублей.

Если объем планируемых расходов будет превышать определеннуювыше сумму местномусамоуправлению придется или сократить расходы по каким-то статьям или изыскать на муниципальном уровне дополнительные доходы.

Выше уже отмечалось, что еслибюджет принимается с дефицитом, в документе, утверждающем бюджет, должны быть определены источники его финансирования.

Для федерального бюджета определены две группыисточников финансирования дефициты: внешние и внутренние.

Внешние источники определены в следующих формах:

Государственныезаймы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

Кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленных в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.

Внутренние источники финансирования дефицита определены следующих формах:

Кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;

Государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

Бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

Поступления от продажи имущества, находящегося в федеральной собственности;

Сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

Изменения остатков средств насчетах по учету средств федерального бюджета.

Источники финансирования дефицита бюджета субъекта РФ несколько отличаются от федерального уровня и состоят только из внутренних источников в следующих формах:

Государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;

Бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы;

Кредиты, полученные от кредитных организаций;

Поступления от продажи имущества находящегося в государственной собственности субъекта РФ;

Изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.

Для муниципального уровня источники финансирования дефицита бюджета по формам практически не отличаютсяот источников, определенных для субъекта РФ:

Муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;

Кредиты, полученные от кредитных организаций;

Бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные из бюджетов других уровней;

Поступления от продажи муниципального имущества;

Изменения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

На практике основными источниками финансирования дефицита бюджета на уровне субъекта и на уровне муниципального образования являются бюджетные ссуды и кредиты коммерческих организаций. Займы не получили широкого распространения. Продажа имущества – источник, которыйпо мере продаж имеет свойство уменьшаться и в итоге является конечным.


Советы Эксперта - Консультанта по финансовым вопросам

Фото по теме


Бюджет – это все доходы, все денежные средства, существующие в том или ином сообществе, а также его расходы на его функционирование. Неважно, какое сообщество имеется в виду. Законы расчета бюджета приблизительно одинаковы. Просто следуйте этим простым пошаговым советам, и Вы будете на верном пути.

Краткое пошаговое руководство

Итак, рассмотрим действия, которые необходимо предпринять.

Статьи Доходов И Расходов Бюджета отдельные позиции, строчки, характеризующие разные виды доходов и расходов бюджета и соответствующие им суммы


Шаг - 1
Итак, для того чтобы рассчитать бюджет, необходимо составить план, в который войдут статьи бюджета, т е. те виды дохода, которые приходят в сообщество и статьи расхода этого бюджета. Статьи дохода бюджета в каждом сообщества свои. В семейном бюджете они складываются из заработной платы обоих родителей, пенсионных и детских пособий и иных видов дохода (доход от сдачи внаем жилплощади, доход от продажи продуктов собственного производства или предметов быта и т.д.). Если дело касается определенного предприятия, то доходы в его бюджет складываются из доходов от деятельности предприятия, продажи продуктов производства, доходов от продажи акций предприятия и др. Доходная часть государственного бюджета более сложна, его рассчитывают Министерство финансов и бюджетные государственные учреждения, налоговые инспекции, фонды и др. Государственные доходы формируются за счет налоговых и неналоговых поступлений. Далее, переходим к следующему шагу рекомендации.

Циклический Дефицит Бюджета дефицит государственного бюджета, вызванный спадом деловой активности и сокращением налоговых поступлений.


Шаг - 2
Превышение дохода бюджета над его расходом называется профицит. Превышение расхода бюджета над доходом – дефицит. Как уже говорилось, чтобы рассчитать дефицит бюджета необходимо составить бюджетный план. Например, чтобы рассчитать бюджет семьи, возьмите блокнот и занесите в него все ожидаемые доходы за месяц – заработную плату, свою и своей половинки, детские пособия (если имеются) и др. Сложите эти суммы. Именно эта запись будет статьей дохода вашего бюджета. Далее, переходим к следующему шагу рекомендации.

Шаг - 3
Статьей расхода вашего бюджета являются: оплата за коммунальные услуги, расходы на питание, одежду, оплата различных учебных курсов, оплата кредита, налоговые платежи, оплата детского сада и др. Сложите эти суммы. Далее, переходим к следующему шагу рекомендации.

Шаг - 4
Сравните полученные суммы. Если сумма дохода превышает сумму расхода, то в вашем бюджете профицит. И это хорошо - значит вы сможете отложить определенную сумму на отпуск или для приобретения какого-нибудь предмета обстановки или автомобиля. Далее, переходим к следующему шагу рекомендации.

Шаг - 5
Но если сумма расхода вашего бюджета превышает сумму его дохода, значит у вас дефицит бюджета, и вы живете не по средствам. Необходимо либо увеличить доходы (поменять работу на более высокооплачиваемую, найти дополнительную работу и др.), либо сократить расходы (покупать менее дорогую одежду, пищу и т.д.). Сумма превышения расходов бюджета над его доходами будет являться суммой дефицита бюджета.
Надеемся ответ на вопрос - Как рассчитать дефицит бюджета - содержал полезные для Вас сведения. Удачи Вам!Чтобы найти ответ на интересующий Вас вопрос воспользуйтесь формой -

Дефицит бюджета - эта сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в процессе национального воспроизводства, фиксирует результаты этих изменений.

Бюджетный дефицит можно классифицировать по ряду критериев:

  • По отношению к плану бюджетный дефицит может быть плановым то есть предусмотренным законодательным актом о бюджете иливнеплановым , объясняющимся непредвиденным ростом расходов или резким сокращением доходов.

  • По продолжительности, бюджетный дефицит может быть хроническим или временным . Хронический дефицит повторяется в бюджете из года в год. Чаще всего хронический дефицит является следствием продолжительногоэкономического кризиса . Временный дефицит может длиться в течение не столь долгого срока. Он является не столь опасным для экономики и возникает в силу случайныхколебаний доходов и расходов. Проблема заключается в том, что временный дефицит, при неумелом управлении также может перерасти в хронический.

  • По характеру возникновения, бюджетный дефицит может быть случайным либо действительным . Случайный (кассовый) бюджетный дефицит обусловлен временными разрывами в поступлении и расходовании средств. Случайный дефицит в основном характерен дляместных бюджетов , т. к. они в большей степени зависят от одного источника финансирования. Действительный дефицит объясняется невосполняемым отставанием роста доходов бюджета от роста расходов. Действительный дефицит закладывается в законе о бюджете на финансовый год в качестве предельной величины но может оказаться выше или ниже в процессе исполнения бюджета.

    Формула для расчета дефицита:

BD = G - T, где

BD - бюджетный дефицит

G - закупки товаров и услуг

T - чистые налоги

В экономической теории различают структурный и циклический бюджетный дефицит.


Структурный дефицит - это разность между федеральными доходами и расходами при определенной фискальной политике (действующий уровень налогообложения и текущих затрат правительства) и постоянно заданном уровне безработице (базовый уровень безработицы составляет 6%). Если уровень безработицы начинает превышать базовый (когда экономическая система входит в состояние спада), реальный бюджетный дефицит становится больше уровня структурного дефицита бюджета. Это происходит частично за счет сокращения налоговых поступлений. Разность между реально наблюдаемым дефицитом бюджета и структурным дефицитом получила название циклического дефицита.

Формула для расчета структурного дефицита:


Встр = G – t * Yf, где

Встр – структурный дефицит государственного бюджета

Формула для расчета циклического дефицита:


Вцикл = t (Yf – Y), где

Вцикл – циклический дефицит госбюджета

Y – фактический ВВП за данный год

Yf – ВВП при условии полной занятости

t – ставка подоходного налога

Изменение структурного и циклического дефицита находятся в зависимости от состояния экономики. Так, в природе восстановления экономики после экономического спада сопровождается циклическим дефицитом. В то же время может нарастать структурный дефицит, если налоги, например, остаются на том же уровне, а затраты правительства увеличиваются (в частности, за счет роста расходов на оборону или на проведение различных социальных программ).

Для покрытия дефицита бюджета используются государственные заимствования займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной (внешние) или российской валюте (внутренние заимствования). Увеличение государственных доходов (происходящее в основном за счет налогов) имеет свои пределы.

Причин бюджетного дефицита может быть много, например: спад общественного производства, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск «пустых» денег, излишне, неоправданно раздутые социальные программы, возросшие затраты на финансирование ВПК, оборот «теневого» капитала в огромных масштабах.

В экономических системах с фиксированным количеством денег в обращении правительство располагает лишь двумя традиционными способами покрытия дефицита бюджета - это государственные займы и усиление налогообложения. Для экономических систем с не фиксированным количеством денег есть и третий способ - это печатание денег.

Следует отметить что, бездефицитность бюджета вовсе не означает здоровье экономики. Надо четко представлять какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражает дефицит бюджета ,

Основная причина возникновения бюджетного дефицита кроется в отставании темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов. Конкретные причины такого отставания могут быть различными, в частности: - кризисные явления в экономике;- чрезвычайные обстоятельства (войны, крупные стихийные бедствия): - милитаризация экономики в мирное время; - осуществление крупных централизованных вложений в развитие производства и изменение его структуры; - чрезмерное увеличение темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта.

Бюджеты многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и её долгосрочные приоритеты.

Государственный долг - результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков.

Если валюта государства не является конвертируемой , то различают два типа государственного долга:

  • Внешний- задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований;
  • Внутренний - задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.

Между государственным бюджетом и величиной ВВП существует тесная взаимосвязь. Если представить, что сумма государственных закупок товаров и услуг – постоянная величина, не зависящая от уровня доходов, то при низком уровне доходов будет наблюдаться дефицит, а при высоком – излишек бюджета.

Если бюджет сбалансирован, то величина налоговых поступлений совпадает с суммой правительственных закупок. Если в экономике наблюдается экономический спад, то сумма налоговых поступлений в бюджет при неизменном уровне государственных закупок сокращается, возникает бюджетный дефицит. На фазе экономического подъема величина налоговых поступлений выше уровня правительственных закупок, возникает бюджетный избыток (профицит). При данном уровне государственных расходов и данном уровне налоговой ставки размер бюджетного дефицита или излишка зависит от величины доходов.

Рис.8.1. Циклическое балансирование госбюджета

Профицит – превышение доходов над расходами. Если обнаружен профицит, то он сокращается путем: уменьшения доходов от продажи государственной или муниципальной собственности, доходов от реализации государственных запасов и ресурсов; направлением бюджетных средств на погашение долговых обязательств; передачей части доходов бюджетам других уровней.

Если правительственные расходы превышают доходы, то возникает дефицит государственного бюджета. При превышении доходов над расходами государство имеет положительное сальдо бюджета.

Бюджетный дефицит = Расходы – Доходы.

Чистые налоги = Налоговые поступления – Социальные выплаты.

В этом случае бюджетный дефицит можно представить следующим образом:

Бюджетный дефицит = Закупки товаров и услуг – Чистые налоги.

или BD = G – T.

На размер бюджетного дефицита оказывают влияние колебания объема национального выпуска. В периоды депрессии, когда ВВП снижается, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как в периоды подъема наблюдается положительное сальдо бюджета.

Причины этих изменений сальдо бюджета кроются в том, что во время спадов налоговые поступления от подоходного налога и других прямых налогов снижаются, так как снижается налогооблагаемая база. В то же время в периоды спадов некоторые виды государственных расходов увеличиваются (пособия по безработице и другие социальные выплаты).

Предположим, что государственные расходы составляют 200 денежных единиц, а налоговая ставка t = 0,2. Следовательно, при Y = 0 налоговые поступления Т = 0. Когда расходы возрастают до 1000 единиц, то налоговые поступления становятся равными государственным расходам (200 единиц). При доходах 1500 единиц государственные расходы составят 300 единиц и т.д.

Таким образом, при низком уровне доходов возникает дефицит государственного бюджета, при высоком – избыток бюджета.

Исследования экономистов показывают, что рост государственных расходов приводя к увеличению доходов, не обеспечивает такого прироста налогов, который «окупал бы» возросшие расходы. Это значит, что сумма налоговых поступлений будет всегда меньше, чем прирост государственных расходов.

Если в государственном бюджете имеется избыток, т.е. если государство изымает с помощью налогов больше, чем отдает, то это означает, что изъятий из макроэкономического оборота становится больше, чем инъекций. В результате происходит сокращение ВВП.

Напротив, если госбюджет испытывает дефицит, т.е. его расходы превышают доходы, инъекции становятся больше, чем изъятия. Это означает, что покупательная способность возрастает и ВВП увеличивается.

Таким образом, бюджетный дефицит – это не показатель плохого хозяйствования. Еще в 30-е годы Дж. Кейнс и шведские экономисты Г. Мюрдаль и Б. Улин предложили отступить от традиционного представления о том, что государственный бюджет должен быть сбалансированным, и пойти на некоторое превышение расходов над доходами для стимулирования экономического роста, особенно в периоды кризисов.

Действительно, если государство выплачивает денег больше, чем получает, то это повышает покупательную способность в обществе – люди больше покупают, предприятия больше продают, увеличивая занятость ресурсов.

Поэтому дефицит полезен в период безработицы , но в фазе подъема он опасен , так как приводит к инфляции, поскольку рост покупательной способности не сопровождается адекватным увеличением производства из-за исчерпания ресурсов.

Для анализа источников образования дефицита госбюджета выделяют:

1) структурный дефицит;

2) циклический дефицит.

Структурный дефицит бюджета возникает в периоды коренной ломки отраслевых структур экономик, которые повторяются с периодичностью в 45-55 лет. Он рассчитывается как разность между текущими государственными расходами (G) и доходами, которые могли бы поступить в бюджет при условии полной занятости при существующей системе налогообложения:

Встр = G – t * Yf,

где Встр – структурный дефицит государственного бюджета;

Yf – ВВП при условии полной занятости;

t – ставка подоходного налога.

Циклический дефицит представляет собой разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом:

Вцикл = t (Yf – Y),

где Вцикл – циклический дефицит госбюджета;

Y – фактический ВВП за данный год.

В период экономического спада государство проводит политику инъекций в национальную экономику и вынуждено увеличивать размер государственных расходов. Первоначально уровень возросших государственных расходов увеличивает объем бюджетного дефицита. Но уровень государственных расходов и ставка налогообложения могут воздействовать не только на величину бюджетного дефицита, но и на уровень совокупного спроса, следовательно, на объем ВВП. Возросший объем государственных закупок увеличивает объем доходов, тем самым увеличивает общий объем налоговых поступлений в казну, следовательно, уровень бюджетного дефицита должен, наоборот, сократиться.

Однако налоги влияют на величину совокупного спроса через мультипликатор. Поэтому изменение равновесных доходов (D’-D) равно изменению государственных расходов (G’-G), умноженному на величину мультипликатора (МРС). Так как изменение уровня доходов может быть записано как изменение величины ВВП (Y’-Y), то:

Y’-Y = MPC (G’-G).

Известно, что изменение бюджетного дефицита (B’-B) равно изменению уровня государственных расходов минус изменения суммы налоговых поступлений t (Y’-Y), которое имело место в результате изменения уровня доходов:

B’-B = G’-G-t(Y’-Y).

Таким образом, прирост государственных расходов будет способен вызвать оживление экономической активности, при котором сумма взимаемых налогов превысит данный прирост государственных расходов. При сбалансированном бюджете сумма всех сбережений (S) и чистых налогов (Т) равна сумме правительственных закупок (G) и инвестиций (I), а мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1:

В период экономических спадов государство допускает увеличение дефицита государственного бюджета. При анализе зарубежными экономистами стабилизационных фискальных мероприятий было обнаружено, что прирост дефицита государственного бюджета на равную величину оказывает разное влияние на совокупный спрос в стране – в зависимости от того, финансировался прирост дефицита бюджета за счет снижения налогов либо за счет изменения государственных закупок. При снижении налогов домашние хозяйства часть увеличившегося располагаемого дохода направляют на сбережения, поэтому первоначальный прирост потребления оказывается меньше величины снижения налогов. В результате прирост дефицита госбюджета, финансируемый за счет налогов, оказывает большее влияние на прирост совокупного спроса. Это явление открыл лауреат Нобелевской премии Т.
Хаавельмо. Оно получило название теоремы Хаавельмо . Суть его состоит в следующем.

Если рост государственных расходов финансируется за счет роста подоходных налогов, то конечный прирост национального дохода равен первоначальному приросту государственных расходов. Мультипликатор сбалансированного бюджета при этом равен 1.

В механизме действия изменения налогов на уровень ВВП налоговый мультипликатор показывает чистое влияние на величину ВВП роста налоговых сборов на 1 доллар. Тем не менее, изменение налогов сопровождается обычно изменением величины государственных расходов. Такое комбинированное влияние на ВВП отражает мультипликатор государственных расходов.

Мультипликатор устанавливает, что прирост правительственных расходов d(G), сопровождаемый равным по величине приростом налоговых поступлений d(Т), имеет своим результатом рост выпуска продукции (ВВП). Такое явление возникает при одновременном действии встречных эффектов:

1. Прирост правительственных расходов (dG) ведет к увеличению совокупного спроса (dAD) на такую же величину;

2. Прирост налогов (dT) сокращает уровень потребительского спроса на гораздо меньшую величину (с учетом МРС), падение совокупного спроса с учетом располагаемого дохода будет равно МРС (Y-dT) + a = MPC * Y(1 – t) + a.

Попробуем вывести значение мультипликатора математическим способом.
Представим функцию совокупного спроса в виде

AD = Y = MPC * Y + a + I.

Введем в ее формулу математические значения G, T, TR, характеризующие степень вмешательства государства в экономику страны. При этом чистые налоги равны T – TR (налоговые поступления минус социальные бюджетные выплаты), а государственные закупки G равны государственным расходам минус транcфертные платежи TR:

Y = MPC (Y – T + TR) + G + a + I.

Раскроем скобки и представим налоговые поступления в бюджет как

Т = Y*t, при условии, что это – пропорциональные налоги:

Y = MPC*Y – MPC*t*Y + MPC*TR + G + a + I.

Соберем вместе слагаемые функции, не зависящие от Y, обозначим их А
(автономное потребление в экономике):

Y – MPC*Y + MPC*Y*t = A + I, где А = МРС * TR + a + I;

Выражение 1/1-МРС(1-t) и есть мультипликатор государственных расходов.

Мультипликатор государственных расходов давно применяется в макроэкономическом моделировании, в частности в модели делового цикла Хикса–Самуэльсона. Смысл этой модели состоит в выравнивании «волн» циклических колебаний экономики с помощью регулирования величины государственных расходов путем варьирования налоговой ставкой пропорционального налога и изменения величины государственных расходов
(неокейнсианский подход).

Существует три способа для финансирования бюджетного дефицита :

1) путем дополнительной эмиссии денег;

2) за счет кредитов ЦБ;

3) посредством заимствований у населения и фирм.

Каждый из этих способов имеет свои плюсы и минусы. Преимущества первых двух заключаются в том, что их использование дает возможность избежать вытеснения частных инвестиций государственными, поэтому расходы бизнеса и личное потребление не будут уменьшаться. Однако их применение чревато увеличением инфляции.

Существуют три концепции балансирования бюджета :

1. Концепция ежегодного балансирования (рикардианство). Экономические субъекты исходят из убеждения, что любые долги надо рано или поздно отдавать. Они прирост задолженности государства воспринимают как прирост налогов в будущем, т.к. другого, кроме налогов, источника доходов у государства нет. Государственное бюджетное ограничение:

Тнаст. + Тбуд./ (1 + i) = Gнаст. + Gбуд./ (1 + i).

Концепция отрицает положительные эффекты стабилизационной фискальной политики. Так, рост госрасходов не приводит к стимулированию совокупного спроса вследствие эффекта вытеснения инвестиций. Снижение налогов не приводит к росту потребительских расходов, а приводит к росту сбережений, так как субъекты должны быть готовы к повышению налогов в будущем.

2. Концепция циклического балансирования. Утверждается допустимость балансирования бюджета в ходе экономического цикла. Дефициты в периоды спада позволяют стимулировать совокупный спрос, а излишки в периоды подъемов – сдерживать «перегрев» экономики. Такая политика позволяет сгладить амплитуду колебаний цикла на 30 – 35%.

3. Концепция функциональных финансов. Проблема сбалансированности бюджета рассматривается как второстепенная, на первый план выдвигается задача стабилизации экономического развития. Поддержание высокой занятости имеет приоритет. Рост госдолга не приведет к угрозе банкротства государства при условии хорошо отлаженной финансовой системы и высокой степени доверия к государственным институтам.