Автаркия определение. Значение слова автаркия

АВТАРКИЯ (?????????) как новоевропейский философский и политэконо-мический термин означает «самодостаточность», «самодовление»; в текстах античных авторов слово ????????? многозначно, переводится по-разному (например, «исполнение», «произвольность», «воздержность», «благосостояние», «самодовольство»). Понятие экономической самодостаточности как натурального хозяйства и государственной независимости в научной литературе 19 в. получило название автаркии, и этим термином стали определять самые разные уклады (гомеровской Греции, военной демократии Спарты, торговых Афин и императорского Рима). Одновременно автаркии был придан статус экономической категории, выработанной самими эллинами для описания идеала, общего для всех социальных слоев и периодов греческой и римской истории. В результате сложилась стройная, но неверная схема развития понятия автаркии: первоначально это экономический принцип натурального домохозяйства, затем политический принцип независимости самообеспечивающегося государства, затем этический принцип жизни ни в чем не нуждающихся древних мудрецов и, наконец, у неоплатоников и отцов церкви - теологический принцип бытия Бога. После 1-й Мировой войны эта схема получает повсеместное распространение и господствует в трудах по европейской философии, экономике, политической и религиозной мысли. Рождение автаркии как философского термина в Древней Греции сопровождалось полемикой с языком обыденным, где существовало только прилагательное ????????. ????- в греческом может обозначать естественность, чистоту состава, идентичность, совместность, точность, возвратность, совпадение, личную причастность, усиление, изобилие, а кроме того, у Аристотеля и неоплатоников используется в для образования группы «философских слов», обозначающих платоновские идеи соответствующих предметов (напр., «сама по себе линия», ??????????, «сам по себе человек», ????????????). В свою очередь, и значение корня не абстрактно, но архаически конкретно «удерживать и отклонять все плохое от живого, защищать от гибели живое и защищаться»; ?????? - надежный, или обеспеченный, с точки зрения сохранения жизни. В слове ????????? ????- обозначает усиление той способности, которая выражена в корне - способности жить и сопротивляться гибели, поэтому «автаркийными» греки называли живые существа в их полноте и неущербности, их тела, органы, функции и беспрепятственные отправления тела или, например, недра земли как живую, родящую силу (см., напр., Aesch. Cho. 757; поэт 6 в. до н. э. цит. у Платона: Epist. 310а4-10; ср. ????????? - всесильный: Aesch. Pers. 855). Позднее прилагательное «автаркийный» теряет конкретное значение и становится синонимом для «достаточный», сохраняя, однако, связь с медицинским контекстом (сотни раз встречается у Галена), а существительное (????????? и ?? ????????; вторая форма преобладает у Плотина, Прокла, Александра Афродисийского) используется только в философском языке. В философии память о «естественном» происхождении термина сохраняется и при переносе его на духовно самоопределяющуюся личность, описываемую как «автаркийное тело» (Thuc. II 41, 1 - о гражданине Афин), на космос как на «автаркийное тело космоса» или «Вселенной» (Plat. Tim. 33d; Tim. Locr. 207, 18 Marg). Демокрит. Как философский термин А. создана, по-видимому, Демокритом; автаркия дважды встречается у него в диетико-гигиенических рекомендациях, из которых вырастает особое этическое отношение к внешним благам: «При автаркии пищи ночь никогда не бывает слишком длинной» (fr. 209 DK); «Пребывание на чужбине учит автаркии образа жизни: ячменная лепешка и соломенная подстилка - вот самые сладкие лекарства от голода и усталости» (fr. 246, 1). И прилагательное у Демокрита фигурирует в подобных контекстах: автаркийное естество (природа) противопоставляется случаю, и автаркийная трапеза как дар умеренности противопоставляется роскоши (fr. 176; 210). Поздние источники приписывают полагание автаркии целью жизни также софисту Гиппию (Suda) и Гекатею Абдерскому (Clem. Strom. II 184, 10 St.), но терминология в обоих случаях, вероятно, неаутентична. Авторство Демокрита для термина косвенно подтверждается появлением этого редкого слова в 17-м письме Гиппократова корпуса, где воспроизводится якобы слышанная Гиппократом речь самого философа. Демокрит противопоставляет безграничному рвению вожделения «созерцание благодаря автаркии изобильной природы - всеобщей кормилицы» («ибо какой лев закапывал золото в землю, какой бык дрался из-за наживы, какая пантера бывала ненасытна»). Демокрит - автор нескольких полемических терминов этики: если толпа именует счастье «благо-демо-ния» («благодолие») (??????????) или «благо-случай» ???????), то Демокрит придумывает термины, которые помещают источник счастья внутрь человека - благодушие (???????) и благосостояние (души - ??????). Автаркия также была неологизмом - и морфологическим (существительное, а не прилагательное), и, главное, семантическим. ????- в термине Демокрита дает не усиление, а точность, отсутствие выхода за строго ограниченные пределы, тем самым автаркия у него обеспечивает минимальные жизненные потребности и имеет коннотации естественности. «Природное богатство», таким образом, тождественно «автаркии образа жизни», богатство равно аскезе, в чем и заключен вызов общепринятым представлениям. Мерцающий смысл, с амплитудой значений от «абсолютной полноты» до «аскетического минимума» делает проблемой понимание термина в каждом данном контексте, поэтому часто философы ставят автаркию в контекст, дублирующий самое семантику слова (напр.: «автаркийное тело Вселенной, невредимое для угроз жизни, идущих извне», Tim. Locr. 207, 18). Платон только однажды обратился к «Демокритову» термину, завершая рассмотрение удовольствия и разумности (Phileb. 67a7): благо есть нечто совершенное и достаточное, удовольствие же и разумность не блага, ибо «лишены автаркии, т. е. силы (??????) совершенного и достаточного». Таким образом Платон задал противоположную по сравнению с Демокритом семантическую перспективу автаркии с опорой на традиционное общеязыковое значение, согласно которому в термин вкладывается идея максимума, а не минимума. В «Тимее» автаркийно «тело космоса» - живого бога; оно устроено так, чтобы получать пищу от собственного тления и не нуждаться ни в чем; космос автар-киен и духовно, его душа простирается из центра и все объемлет, так что он может пребывать в общении с самим собою и познании себя (Tim. 33e, 68d). В позднейшей метафизической и теологической традиции - от Хрисиппа (SVF II 604. 7) и Тимея Локрского до неоплатоников и христианских богословов - продолжена эта платоновская линия: автаркия как синоним абсолютного бытия, абсолютной божественной полноты и прежде всего как атрибут Бога перешла впоследствии в апофатическую теологию. Всякое сознательное использование слова в философских контекстах после Демокрита и Платона будет иметь дело с выбором между заданными ими альтернативами или их примирением и согласованием. Проповедь Демокрита, по-видимому, имела своего сторонника в Сократе; и хотя аутентичность его дикции не может быть доказана, у Ксенофонта из пяти прилагательных ???????? четыре связаны с Сократом: Сократ считал порочным нуждающегося в других, не автаркийного, человека, полагая, что мудрец тем ближе божеству, чем меньше у него потребностей, а божество автаркийно, потому что таковых не имеет; сам Сократ был «в высшей степени автаркиен», причем это его свойство распространялось не только на материальную, но и на духовную сферу и в материальной означало умеренность, скромность, а в интеллектуальной и духовной ровно наоборот - обеспеченность богатством мудрости, знаниями, интуицией добра и зла (Xen. Mem. 12, 14. 5; II6,2. 2; IV 7, 1. 3; IV 8, 11. 11). И у Платона и существительное «автаркия» и три из пяти прилагательное «автаркийный» вложены в уста Сократа, который применяет прилагательное «автаркийный» только к человеку, тогда как в устах иных персонажей оно отнесено к космосу и богу (демону). Мысль о том, что мудрец ни в ком и ни в чем не нуждается и тем подобен богу, стала общим местом послесократовской философии (особенно киниче-ской и стоической). Автаркия непременно характеризует Антисфена и Диогена. Автаркия добродетели для счастья - излюбленная максима стоика Хрисиппа и т. д. Внешние «блага», здоровье, богатство - это и не блага, с этической точки зрения они «безразличное» (адиафора) и могут использоваться и хорошо и дурно. Вся кинико-стоическая традиция сосредоточена на индивидуальной автаркии человека, прежде всего мудреца-философа, как на его духовно-практической гигиене, хотя у поздних стоиков (напр., Посидоний, D. L. VII103; 128) и перипатетиков внешние блага признаются в какой-то мере необходимыми условиями счастья. Формулировки этой идеи в школьной философии без контекста (как в псевдоплатоновых «Определениях») легко могут быть приняты за формулировки экономического принципа, главным образом из-за многозначности термина ???? (букв.: владение, обладание). «Автаркия - это совершенство в приобретении благ; владение (????), благодаря которому те, у кого оно есть, сами над собой начальствуют» ( Def. 412b6 ел.). В Стое: «Автаркия - это ´???? удовлетворения, чем должно, и способное самостоятельно получать, что положено для жизни»; или «ведущее к блаженной жизни» (Хрисипп: SVF III 272; 276). Но еще одно схожее определение ясно показывает, что ´???? здесь надо понимать как термин этики, как нравственный склад, а не как владение имуществом, обеспечивающим независимость: «Автаркия - это e?is с широтою свободного довольствоваться чем угодно, находясь меж нищетой и роскошью» (Stob. II7,25.47). Ту же мысль высказывает ап. Павел: «Я научился быть автар-киен в тех обстоятельствах, в каких нахожусь; знаю, как жить в нищете, знаю, как в изобилии» (Филип. 4:11-12). Школьные определения относятся не к экономике, а к нравственной философии и имеют в виду не землевладельцев, ведущих натуральное хозяйство, и не граждан независимого полиса, а странствующих философов и проповедников. Есть поэтому немалая доля иронии в том, что принципы индивидуальной свободы безземельных и бессемейных бродяг-интеллектуалов эпохи эллинизма и империи были приняты в современной науке за хозяйственные принципы крестьянства патриархальной поры. Аристотель. Для сложения в европейской науке представлений об автаркии как античном экономическом и политическом термине важнейшую роль сыграла «Политика» Аристотеля, начинающаяся с того, что «Автаркия -цель и наилучшее для полиса» и что «совершенный полис обладает пределом всякой автаркии благ», а кроме того, пассаж из «Государства» Платона, где говорится о происхождении полиса из потребности друг в друге самих по себе неавтаркийных людей, и речь Перикла у Фукидида, где Афины названы автаркийнейшим полисом для мира и для войны (Thuc. II 36, 3). До Аристотеля экономической автаркии нет ни как термина, ни как всеобщего идеала натурального хозяйства (ср. Хеп. Оес. XI, 10); после Аристотеля об экономически автаркийном полисе или домохозяйстве упоминают только его комментаторы или эпигоны (см. Oec. 1343all; Stob. II 7, 26. 48-62; apud Stob. IV 1, 138. 45-60). Уже в Перикловой речи автаркия полиса не сводится к сумме ресурсов граждан, а трактуется как совершенство социальной структуры, сообщающей это качество своим членам. «Тело» гражданина демократического государства полис делает автаркийным, дополняя каждого физического индивидуума до состояния полной проявленности его возможностей: несамодостаточный по природе человек становится самодостаточным в качестве гражданина. Утопия Перикла у Фукидида противостоит пессимизму Геродотова Солона, у которого «неавтаркийное тело человека» (Hdt. I, 32, 8), т. е. сам человек предстает не как часть защищающего его социума, но один на один с природой, судьбой и завистливыми богами. Аристотель использует слова «автаркия» и «автаркийный» едва ли не больше, чем его предшественники, вместе взятые. Как систематизатор предшествующего знания в биологических сочинениях он использует медико-физиологическую автаркию, в логических автаркия означает логическую достаточность, в космологических термин характеризует зримые божества, небесные тела, которые ведут блаженную и самую автаркийную жизнь; в этических сочинениях автаркия определяет конечное, совершенное благо и счастье; автаркийны созерцательная жизнь и мудрец, насколько это вообще возможно для человека (напр., Arist. ?. ?. 1177а27). Аристотель использует автаркию и как обозначение изобилия, и как идеал скромности. Но главным созданием Аристотеля была автаркия как цель полиса, представляющая собою совмещение всех автаркии: биологической, этической и космической и еще особой «философской», или «идеальной». Понятие экономической автаркии не развито и даже не вполне оформлено. Квазиэкономическая автаркия вырастает из биологической «диэтиче-ской» автаркии и тотчас приобретает этическую окраску. Перечисляя в начале «Политики» различные образы жизни, Аристотель называет кочевников, земледельцев, охотников и разбойников. Эти образы жизни продолжают ряд травоядных и плотоядных. Номады и земледельцы - это аналоги разных пород животных, образ жизни определяется способом добывания пищи. Чем больше способов добывания пищи человек умеет соединить, тем он автаркийней. Экономики как сферы производства, распределения, и финансов и отношений людей по этому поводу еще нет; автаркия характеризует полноценное питание в результате присвоения природных источников пищи. Богатство рассматривается по аналогии с пищей: как насыщение - естественный предел потребления пищи, так и для хорошей в этическом смысле жизни автаркийная собственность - это собственность, имеющая «естественный» предел. Автаркия в полисе предполагает удовлетворение нужды не только и не столько в необходимом, сколько в прекрасном. Автаркия полиса - это необходимые материальные условия, существующие ради прекрасного, т. е. ради духовного единства («согласия») граждан, ради удовлетворения моральной потребности в справедливости (Pol. 1252b30). Наконец, автаркия полиса основана, по Аристотелю, на сложной уравновешенности общественной структуры, на пропорциональном соотношении его групп. Однако значительную часть государственных функций Аристотель возлагает на тех, кто из числа граждан исключен. Возражая высказанной в «Государстве» Платона мысли о необходимости многочисленных специалистов-ремесленников для автаркии полиса, Аристотель акцентирует функции обеспечения «души», а не «тела» государства, а затем приписывает автаркийное бытие только тем, кто отправляет совершенно определенные функции, а именно функции «души»: «У кого есть возможность совместно участвовать в совещательной или судебной власти, того мы уже называем гражданином этого полиса, а полисом - соответствующее количество таких [людей], достаточное для автаркии жизни». Т. обр., масса людей, чья деятельность обеспечивает экономическую сторону автаркии, не достигает высшей цели полиса - совершенного образа жизни и счастья, ибо их деятельность не цель, а только средство для совершенной жизни других. Итак, автаркия в полисе аналогична способности организма к поддержанию своей жизни замкнутого, отдельного существа; услуги рабов, ремесленников, наемных воинов и других неполноправных категорий населения аналогичны пище, воде и воздуху - всему, что, находясь вне организма, питает его. Автаркия полиса-это зрелость человеческой общности, достигшая своего полного «природного» развития: полис, по Аристотелю, автаркийней домохозяйства, домохозяйство автаркийней одного человека. А цель всех этих общностей достигается только совершенным полисом. Все происходящее в соответствии с природой, по Аристотелю, достигает идеального состояния, таков и совершенный полис Аристотеля, напоминающий космос из «Тимея», и так же как космос, не имеющий внутри себя начала разложения, старения и умирания. Эллинизм. Учение о полисной автаркии разрабатывалось Аристотелем накануне окончательного краха полисной системы и полисной независимости. За пределами полисной автаркии Аристотель оставил зверя и бога, автаркийных по-иному, без включения в полисный организм, - именно такого типа автаркия стала предметом моральной и теологической трактовки в послеаристотелевскую эпоху: автаркия как самоограничение индивидуума, ориентированное на природу, а не цивилизацию, и автаркия как абсолютная полнота божества. Это была эпоха, когда только два социальных типа могли претендовать на такую автаркию: божественный царь, «владыка земли и моря», или «собака Диоген», как прозвали знаменитого киника. В эллинистических философских школах автаркия могла принимать вид апатии, атараксии, апраксии и тем самым пониматься как исключительно внутреннее состояние, внутренняя свобода, не зависящая от случая и внешних условий, или допускать разницу между жизнью блаженной и наиблаженнейшей, которая предполагает наличие и внешних благ (Sen. Ер. 85, 18, Cic. Tusc. V 10, 29-30; Acad. II 131; 4, 6, 14; Clem. Strom. II 133) или друга у перипатетиков и Эпикура. От этого круга представлений отходит Плотин, для которого автаркией обладает в полной мере только Единое, существующее из самого себя (Епп. V 3, 17. 1 ел.; VI 9, 6.16 и др.). Превосходна по автаркии и природа Блага (VI 7,23. 7). Ум уже обладает автаркией в меньшей степени, ибо нуждается в самом себе - в мышлении и познании себя (V 3, 13). Если для стоиков равенство себе есть благо, то для Плотина Ум обладает благом и, значит, автарки-ен (V 3, 16. 30). Пафос человеческого самоосвобождения исчезает: человек не обладает самосущностью (VI 8,12), мудрец не имеет в самом себе основы бытия, доступная ему автаркия не абсолютна, она покоится на его причастности трансцендентному благу (I 4, 4-5; VI 8, 15). Вместо самозамкнутости эллинистического мудреца у Ямвлиха мудрец через молитву участвует в беседе божества с самим собой (De myst. 1.15). И в христианстве: освобождение через Христа не оставляет места гордыне собственной автаркии. Конечно, мученик с его способностью терпеть страдания похож на древнего киника, но вместо опоры на собственную добродетель он опирается на веру. Философы объявляют страдание ничем не отличимым от удовольствия, потому что это «безразличное», для христиан важна не сама способность быть равнодушным к физическим страданиям, блаженство дает только мучение за веру (напр., Lact. Inst. 3,27. 112). Освобождение от страстей дольнего мира строится не на силе собственной личности, а на любви к Богу. Добродетель не дает праведнику права на блаженство, верующий, грешник и праведник равно уповают на него как на милость и благодать. При описании внутренней свободы христианина от соблазнов и угроз мира часто возникает образ античного мудреца, но терпение в противоположность атараксии не составляет блаженства, а является только условием и не является самостоятельным деянием человека без божественного участия. Вместе с тем учение о свободе воли дает известный простор и рассуждениям в духе Климента о «гностике»: благодаря аскезе он достигает бесстрастия, которым Бог обладает по природе, и уподобляется Богу настолько, что «сам себя основывает и творит» (Clem. Strom. VII 3, 13. 3). По характеристикам оппонентов, опора на себя сближает пелагиан с античными мудрецами (Hier. Dial. с. Pelag. 133. 5). История автаркии как идеи представляет собою историю античной антропологии, которая от мысли о тотальной зависимости и несамодостаточности человека перешла к мысли о восполнении человека в социуме (полисе), с крушением полиса - к проповеди внутренней свободы от мира, а затем к преодолению человеческой несамодостаточной природы через слияние с самодостаточным божественным началом в созерцании, молитве, вере. Лит.: Festugi?re A.-J. Autarcie et communaut? dans la Gr?ce antique, - Idem. Libert? et civilisation chez les Grecs. P., 1947, p. 109-126; Wilpert P. Autarkie, - RAC, Bd. I, 1950, col. 1039-1050; Wheeler M. Self-Sufficiency and the Greek City, - JHI 16, 1955, p. 416^20; Rich ?. ?. ? The Cynic Conception of Autarkeia, - Mnemosyne 9, 1956, S. 23-29; Adkins A. W. H. Friendship and «Self-Sufficiency» in Homer and Aristotle,- CQ 13,1963,p. 30-45; HasebroekJ. Trade and Politics in Ancient Greece. N. Y., 1965; Warnach W. E. Autarkie (antik), - HWPh, Bd. 1, 1971, S. 685-690; Gigon О. Antinomien im Polisbegriff des Aristoteles, - Hellenische Poleis. Ed. E. Ch.Welskopf. Bd. IV. В., 1974; Gaiser K. Das Staatsmodell des Thukidides: zur Rede des Perikles f?r die Gefallenen. Hdlb., 1975; Austin M. M, Vidal-Naquet?. Economic and Social History of Ancient Greece. Berk.; L. Ang., 1977; Veyne P. Mythe et r?alit? de l´autarcie ? Rome, - REA 81, 1979, p. 261-280; Kidd L G. Posidonian Methodology and the Self-Sufficiency of Virtue, - Aspects de la philosophie hell?nistique. Gen., 1985, p. 1-21; Scanlon Th. F. Echoes of Herodotus in Thucydides: self-sufficiency, admiration, and law, - Historia 43, 2, 1994, p. 143-176; Mayhew R. Aristotle on the self-sufficiency of the city, - HPTh 16, 4, 1995, p. 488-502; Asbell W. J. Autarkeia: self-sufficiency from Parmenides to Boethius. , 1996. Thesis (Ph.D.). Nashville (Tenn.); Piettre R. Epicure, dieu et image de dieu: une autarcie extatique, - RHis?Eccl 216, 1, 1999, p. 5-30; Krischer T. Der Begriff der Autarkie im Rahmen der griechischen Kulturgeschichte, - Hyperboreus 2000, 6. 2, p. 253-262; KampertH. Eudaimonie und Autarkie bei Aristoteles. Paderborn, 2003. H. В. БРАГИНСКАЯ

Цикл передач "Обретение смыслов". Выпуск №107. Автаркия.

Степан Сулакшин: Добрый день. Сегодняшний термин, который мы будем изучать, − это термин, не очень широко используемый в рутинном словаре, да, в общем, и политическом публичном словаре его нечасто используют, термин автаркия. Чаще используют образные аналоги, такие, как железный занавес, изоляция, самоизоляция. Применяют это на сегодня в основном к Северной Корее, в историческом отношении, конечно же, к модели Советского Союза, особенно в отдельные периоды его истории, но термин очень важный, потому что он, несмотря на упрощенное восприятие, открывает очень серьезные смысловые пирамиды, глубины, цепочки такие взаимосвязанные, связанные с классическим набором государственно-управленческих технологий. Начинаем.

Вардан Багдасарян: Еще Аристотель говорил о двух различных, по сути, философиях хозяйствования. Одна философия хозяйствования – он определял это термином хрематистика – связана с получением прибыли. Если главное – получить прибыль, то тогда по этой логике страна должна специализироваться в мировом разделении труда, должна интегрироваться в это международное разделение труда, действительно, специализируясь на чем-то одном, прибыль, казалось бы, в мировом разделении труда можно получить больше. И именно так выстраивал свои рекомендации по отношению ко многим странам Международный валютный фонд, что специализация экономическая страны в международном разделении труда – это безусловное с этой позиции благо.

Но есть вторая философия хозяйствования. Вторую философию хозяйствования Аристотель определял, как домостроительство. Она говорит о том, что главное – сохранить свой дом, и когда возникают угрозы, что этот дом окажется в зависимости по отношению к другим системам и могут возникнуть политические риски, то не включенная специализированная на чем-то одном экономика может под влиянием этих продуцируемых из нее политических, да и экономических рисков рухнуть, то есть риски в открытой абсолютно системе повышаются. Начну с исторической развертки этого термина, ввел его в оборот впервые, по-видимому, Фукидид, древнегреческий историк. И тут важен был контекст его появления и введения, это был контекст – Фукидид описывал пелопонесские войны, Афины воевали с Спартой, а этот греческий пример классичен. И действительно афинская экономика была более развита, чем спартанская. Афины развивали активную внешнюю торговлю. В Аттике недостаточно плодородные почвы, поэтому Афины возили хлеб из северного Причерноморья. Они пошли по пути экономической специализации. Спартанцы были автаркийны, спартанцы не поддерживали внешнюю торговлю. Так вот грянула пелопонесская война и что сделали спартанцы, они перекрыли доступ хлеба в Аттику. Афины проиграли эту войну и были сломлены, экономически они оказались в уязвимом положении.

Далее эта теория уже в новое время развивалась. Фихте, его труд, он здесь сыграл важную роль, труд «Замкнутое торговое государство», вышедший в 1800 году. Потом принципиальную роль сыграл в раскрытии этого понятия Фридрих Лист, который говорил об автаркии больших экономических пространств. И многие государства выстраивали свою политику, причем те государства, которые у нас традиционно с либеральной экономикой связывают, например, Британская империя выстраивали политику в автаркизационной парадигме. Британская империя, и, в общем, создание этой империи и многие английские политики говорили об этом, что Британская империя должна быть самодостаточна. Британская империя, включая не только Англию, все ее колонии, должна обеспечивать себя самостоятельно, и тогда она будет независима по отношению к внешним вызовам. Потом в теории многих государств и стран реализовывался этот концепт. Конечно, можно по-разному относиться и понятно, что есть вещи, которые принципиально не должны быть приемлемы в истории фашизма, но были экономические определенные успехи, а теория фашистского государства выстраивалась тоже на построении модели независимой самодостаточной экономики, идее опоры на собственные силы, чтобы соответствующая государственная геоэкономическая система была самодостаточной и самовоспроизводилась.

Сейчас говорят об опыте Китая, мировом экономическом опыте Китая. Китай пошел по пути, в общем, интеграции в мировой рынок и достиг в этом определенных успехов, но есть и вторая сторона, которая тоже показывает высокие темпы роста − это Индия, но там модель совершенно другая. Там изначально так стратегия строилась индийская − это опора в большей степени на собственные силы. Опять-таки, мы скажем об этом ниже, о том, что

нельзя и некорректно говорить, нет ни единой страны, которая была бы абсолютно замкнута, нет ни единой страны, которая была бы абсолютно закрыта и открыта, поэтому тут речь должна идти об определенной мере автаркизации.

Вот Индия, в частности, проводила такую автаркизационную политику и это определенный успех ей принесло. Действительно, если одна страна принципиально превосходит другую по своим экономическим потенциалам, открывать той второй стране, которая уступает по этим потенциалам, открывать, предоставлять свободный доступ к товарам страны, которая находится в приоритете, – это, в общем, означает экономическую смерть для этой страны. И в принципе западная цивилизация на каком-то историческом этапе вышла вперед в массовом товарном производстве, в развитии технологий, и страны Востока, как естественную реакцию на эти западные вызовы, устанавливали модель закрытости. И Китай, и Япония под угрозой этой европейской колонизации устанавливали систему закрытого общества. В 17-м веке ввели японцы такую закрытую модель, и потребовалось прямое военное вмешательство Соединенных Штатов Америки, приплыли американские корабли в 1853 году к японским берегам, которые под угрозой обстрела Японии заставили торговать японцев, заставили силовым образом, потому что торговая открытость в данной геополитической развертке означала, по сути дела, гегемонию Соединенных Штатов Америки. Так же примерно открывали и Китай с помощью опиумных войн, развязанных Англией и ее сторонниками в отношении Китая.

Что касается России, Россия более других стран, учитывая природные ресурсы, учитывая территорию России, способна на автономное существование, она способна быть самодостаточной и не зависеть от внешнего мира, не зависеть от рисков и угроз этого мира.

И история России тоже в этом плане достаточно показательна и назидательна. И был опыт, который можно ставить и в плюс, и в минус. Был опыт, когда в период правления Александра Второго Россия пошла по пути большей открытости экономики, и что мы видим – принципиально иная политика при Александре Третьем. При Александре Третьем внешнеторговый оборот даже свертывается ниже, чем в предыдущее царствование, несмотря на общеэкономический рост. Темпы роста выше, российский экономический прорыв конца 19-го века при Александре Третьем, а между тем открытость системы снижается, то есть устанавливаются более жесткие таможенные пошлины и, в общем, две модели: одна – в сторону большей открытости, Александр Второй; вторая – в сторону большей закрытости, Александр Третий. И плюс при сравнении двух экономических моделей здесь мы видим по отношению к Александру Третьему. В канун Первой мировой войны главный торговый партнер был у нас Германия, и когда грянула Первая мировая война, оказалось, что российское военное производство в значительной степени зависит от немцев, многих комплектующих элементарно не хватало, и это был одним из факторов провала 1915 года. И только когда заработала (это потребует включения дополнительных ресурсов ) собственно российская промышленность, несколько удалось изменить ситуацию в войне.

Гражданская война. Объективно волею исторических судеб так сложились взаимоотношения идеологические, в том числе, Россия − Запад, то есть установилась определенная автаркизационная система. И что мы видим? Индустриализация поразила весь тогдашний мир, потому что в тогдашнем мире это был, в общем, кризис, сначала великая депрессия, а Советский Союз реализовывал индустриализационную модель. И что мы видим в этот период, то есть Советский Союз всегда торговал и был комиссариатом внешней торговли. Но в этот период времени объемы торгового оборота с внешним миром снижаются. Значит, была проведена индустриализация, достигли соответствующих уровней объемов производств, и тогда торговый оборот вновь возрастает. Когда стали конкурентоспособны в отношении этих торговых вещей, то собственно, политический курс был изменен в другую сторону и наоборот. Ведь, опять-таки, хочу подчеркнуть, хотя мы говорим «железный занавес», но это в большей степени метафора, никакого, понятно, железного занавеса в абсолютном значении не было. Был определенный объем в экономике Советского Союза, связанный с внешней торговлей, примерно занимал 10% от ВВП, но в перестроечные годы этот баланс, эта мера автаркизация была нарушена, резко пошло увеличение зависимости от внешней торговли, и это резкое увеличение сказалось дестабилизирующим образом по отношению к собственной экономике: это и обрушение собственного производителя, а далее подсидка на нефтяную иглу и далее, далее эта зависимость увеличивается, а зависимость означала, в том числе, и периферийность российской экономики, а из периферийности экономики следовала и периферийность политической системы, и периферийность культуры, прочее…

И последнее, ставится вопрос… Хотя, как правило, говоря об автаркии, это говорят об экономической категории и об автаркизации в экономическом плане.

Есть постановка и более широкая вопроса, не только об экономической автаркизации. Есть постановка вопроса и о духовной автаркизации, о том, что опора самодостаточности в плане идеологического строительства, самодостаточность в плане выдвигаемой системы ценностей, об этом следует вести речь и, в том числе, о самодостаточности в отношении экономики, и самодостаточности в отношении культуры. Только самодостаточная страна способна выжить в системе геополитических давлений и вызовов.


Владимир Лексин: В любом словаре мы найдем определение «автаркия» (сейчас допускается и автаркИя, и автАркия, два ударения ) как экономическая самодостаточность, причем абсолютная экономическая самодостаточность, поскольку она расшифровывается, как функционирование экономической системы в режиме замкнутой закрытой системы. И тут сразу, естественно, возникают сомнения, насколько фигурально все это нам преподносится, может ли вообще быть такая абсолютная автаркия в современном мире.

И да, мы знаем один пример такой сейчас, он есть, абсолютная автаркичная экономическая система как таковая − это мировая экономическая система.

Она абсолютно замкнута сама по себе, ни с космосом, ни с кем она не имеет никаких экономических связей, варится сама по себе и каким-то образом она выживает, настраиваясь внутри на замкнутую в пределах нашей планеты в планетарном масштабе такую деятельность. На самом деле, конечно, никакой абсолютной автаркической системы экономической сейчас не существует и, наверное, быть даже не может, не могу представить, где бы она сейчас могла быть. Но вот Вардан Эрнестович уже сказал, что нужно, наверное, думать несколько шире сейчас, слово «самодостаточность» – очень ответственное слово, особенно в условии тотальной глобализации. Устоять или сгладить каким-то образом последствия мировых кризисов, противостоять политическим воздействиям внешнеэкономическим, противостоять любой заразе, которая идет извне, можно только при разумной самодостаточности. Поэтому сейчас, наверное, разумное автаркическое установление было бы крайне полезно для многих стран, в том числе и для нашей страны, не в том числе, а в первую очередь. И сама по себе сейчас эта экономическая система встроена в любые другие, и поэтому речь, наверное, нужно вести о самодостаточности не только экономической, но и самодостаточности политической, о самодостаточности оборонной, о самодостаточности в сфере национальной безопасности, о самодостаточности энергетической, сырьевой и так далее, и так далее. Политическая самодостаточность, почему она так важна?

Это единственная, наверное, возможность проводить грамотную разумную внутреннюю политику, в том числе экономическую политику, не кидаться, как голодные звери на приманку, на любые международные приглашения, как таковые. Уже сейчас все аналитики говорят об ошибочности вступления в ВТО, ничего положительного это не дало и об этом, по-моему, даже уже однажды рассуждали здесь. То, что у нас во многих случаях примат международного права, примат международных договоров над собственным правом прописано в нашей Конституции, это тоже все знают. Вот все эти вещи сокращают то, что можно назвать политической самодостаточностью страны. Оборонная самодостаточность очень слабая в России сейчас. Очень многие комплектующие, электроника и прочее − это не наши собственные внутристрановые позиции, это необычайно сильно ослабляет нашу оборонную самодостаточность. Национальная безопасность, в плане только двух вещей скажу, это продовольственно-медицинской. Украина – 96%, за исключением кофе, бананов и апельсинов, может быть, свои собственные потребности во всех видах продовольствия себя реализует, очень близка к этому и Белоруссия, может быть, даже еще выше. В России это около 60%, это безобразие полное. И не нужно, наверное, никаких военных или каких-то действий против России, достаточно перекрыть эти каналы поступления до той поры, пока Россия не образумится и начнет в автаркическом режиме сама себя обеспечивать. Медицинские вещи тоже знаем, что это такое, до 80% многих самых важных субстанций поступает к нам из-за рубежа, хотя Россия по своему фармацевтическому потенциалу необычно сильна, и только лишь в одном Татарстане развитие такого рода кластеров могло бы решить эту проблему раз и навсегда.

Ну и, наконец-то, одежда, легкая промышленность и так далее. По-моему, однажды уже тоже в наших обсуждениях называлась эта цифра, это число все, что производит сейчас легкая промышленность в России, достаточно для того, чтобы четвертую часть населения одного города Москвы только одеть, все остальное это импорт.

Поэтому говорить об абсолютной автаркии, наверное, неразумно, но говорить о разумной самодостаточности, наверное, крайне важно и крайне важно для России вот теперешней, вот той, какой она стала в первых десятилетиях этого века нового.

Железный занавес. Лет 20 назад появился тогда еще в многотиражном журнале очень любопытный рассказ Исмаила Кадаре, он назывался «Стена». Там эта идеология, смотрители этой китайской стены, естественно, шунга с кочевником кутлугом, который все время нападает на эту стену, этот свой кусок там каким-то образом защищает. Приезжают инспекторы из музыкального управления секретного, который смотрит, как эта стена стоит и так далее. Но в конце выясняется, что именно кочевникам вот этой кочевой, номадической цивилизации, которая противостояла континентальному Китаю, ремонт этой стены был важнее, чем самому Китаю, потому что умные правители этой цивилизации говорили, что да, мы можем завоевать Китай своими мечами и стрелами, но он нас завоюет своим шелком, своими излишествами, своими прекрасными женщинами. И для номадической, кочевнической, скажем, суровой такой цивилизации это было бы, естественно, концом, то есть железный занавес как таковой – это очень любопытная такая вещь, в которой, как ни странно, заинтересована иногда, может быть, та цивилизационная составляющая или та страна, вокруг которой он воздвигнут.

И совсем недавно, наверное, недели две назад наша великая действительно, такая, я бы сказал, патриотично ориентированная певица, выступавшая на всех роскошных сценах мира, Елена Образцова на вопрос о том, что как же вам все время жилось в Советском Союзе, когда был железный занавес, когда доходили очень многие вещи музыкальные до вас и так далее. Она на это ответила: «Как хорошо было бы, если бы этот железный занавес сейчас воздвигся вокруг России, не стало бы проникать на территорию страны столько вот того мусора, который развращает всю нашу и молодежь, и детей, и всех остальных своим абсолютно низкокачественным, абсолютно непотребным культурным ширпотребом». И это говорит человек, который, еще раз скажу, полностью вписан в мировую культуру, это говорит человек, который заинтересован в том, чтобы вот то, что называется железным занавесом, в несколько ином варианте, это не полное ограждение, абсолютизации никакой здесь нет, как самозащита собственной страны, самозащита ее будущего от разного рода вот воздействия негативного характера. Иногда он бывает и полезен. Спасибо.

Степан Сулакшин: Автаркию обычно в существующих энциклопедических словарях относят к экономической сфере и такой максимумной классике категориальной. Говорят так: автаркия (от древнегреческого автаркия − самообеспеченность, самодостаточность ) − это система замкнутого воспроизводства сообщества, подчеркиваю, замкнутого полностью, с минимальной зависимостью от обмена с внешней средой, это экономический режим самообеспечения страны, в котором минимизируется внешний товарный оборот. В современной экономической лекции автаркия обозначает экономику, ориентированную вовнутрь на саму себя, на развитие без связей с другими странами. В этом плане автаркия закрытая экономика, экономика, предполагающая абсолютный суверенитет. То есть обратите внимание на особенности, первое – чисто экономическое поле понятийное и второе – все взято в экстремумах таких полярных координатах, только самообеспеченность, только абсолютная изоляция без каких-либо связей и так далее, в этом ограниченность подхода. Ограниченность эта называется на самом деле схоластикой, которая отрывает категорию и порождаемую ею смысловую пирамиду от реалий, от практики, но, правда, при этом становится атрибутом манипуляции, политических риторик, трансформируется в так называемый железный занавес, который приписывается социалистической экономике, Советскому Союзу и так далее.

Поэтому такой подход неэффективен, малоинтересен, он не дает поля для строительства, для созидания и категориального смыслового и практического, например, государственно-управленческого, поэтому я не согласен с этим подходом. Не бывает никогда абсолютных проявлений ничего, это абстракция, не имеющая отношения к жизни. Модели абсолютизируют, но для чего, для того, чтобы понять законы закономерностей мира и применять их на практике, понимая, что модель − это всего лишь констатация доминант, выявления закона, а жизнь сложнее. Поэтому важна степень, мера, оптимальность и оптимизация, как технология социального управления или государственного управления. Если мы говорим о том, что автаркия имеет отношение к суверенитету страны, действительно так, то первое, надо понимать, что суверенитет базируется не только на экономических основаниях, это и другие информационные, гуманитарные, политические, дипломатические, военные связи и отношения с миром, и в каждом из этих сегментов степень самообеспечения суверенитета является оптимальной. Например, какие-то страны полностью полагаются на ядерный зонтик США в военно-политической сфере и не развивают ядерных технологий, оружие у себя в стране. Решение? Решение. Оно для нашей страны пригодно? Непригодно, потому что мы в иной ситуации.

Экономические обмены страны с внешним миром. Надо понимать так, что есть территория страны, есть внешний мир, есть производство и потребление, стрелочка замкнута на территории, есть производство, вывоз и потребление снаружи страны, и есть производство снаружи страны, ввоз импорт и потребление в нашей стране, так всегда. Вот эти три потока соотносятся друг с другом, называется это внешний торговый оборот и называется это ВВП, их соотношение для разных стран различное, но никогда не равно нулю и никогда не равно 100%, внешний торговый оборот, экспорт плюс импорт, отнесенный к сумме экспорт плюс импорт ВВП страны. Речь об оптимуме, для нашей страны сейчас этот оптимум утрачен, она с верха открылась, она пустилась в ВТО, она наносит себе значительный ущерб, деформируя внутреннюю экономику, снижая тот самый экономический базис государственного суверенитета страны. Поэтому для того, чтобы автаркию вернуть, что называется, в живой разговор, в понятийный аппарат, в пространство государственного управления или кооперативного управления, социального развития я выдвигаю другое определение, оно следующее:

автаркия − это степень обеспеченности государственного суверенитета страны за счет оптимального соотношения собственного производства, потребления и внешних обменов. Это если касается материальной и экономической материи и понятийного поля, но поскольку обмены не только экономические, а и информационные, культурно-цивилизационные, ресурсно-политические, ресурсно-военные, гуманитарные, в которых тоже осуществляется государственное регулирование и тоже применятся критерий − независимость, как базис для безопасности, национальной безопасности страны.

Применяется критерий – экономическая эффективность. Они, конечно, конфликтуют. Экономически эффективнее, например, покупать с низкой себестоимостью продукты питания из стран с иным климатом, чем производить у нас на севере, допустим, выращивать арбузы, я пример привел, чтобы понимать, о чем речь. Например, когда Норвегия голосовала по вступлению в ЕС или невступлению, сам видел там такие плакаты вдоль дорог: «Нет ЕС». Почему, потому что для страны часто ценность не в рублях или в кронах измеряется, не чисто экономическая коммерческая выгода − критерий успеха страны, а и сохранение традиционных укладов, например, рабочих мест в сельскохозяйственной местности той же Норвегии, это и нас касается. Пусть наши продуты дороже, но они наши, они сохраняют традиционные уклады, рабочие места, поселения в сельских территориях, что очень важно для страны, они наше производство, пусть даже более дорогостоящее, обеспечивают элемент суверенитета страны.

Поэтому правление во всех этих сферах государством должно исходить, конечно, из интересов национальной безопасности, национальных интересов и управление осуществляться по принципам решения задач на оптимизацию, а не схоластическую догматизацию, либо занавес, либо открылись и голышом бегаем, сверкая задом.

Так вот окончательное определение, которое я выдвигаю и считаю, что оно в этом контексте активнодеятельностного подхода наиболее целесообразно, следующее: автаркия – это цель государственной политики оптимального баланса замкнутости и открытости страны внешнему миру в экономической, политической, гуманитарной и социальной сферах. Автаркия – это элемент технологии государственного управления, и тогда это понятие полезно, работоспособное и производящее эффективное и успешное государственное управление. Спасибо за внимание. В следующий раз будет термин, который очень актуален, это право нации или народов, по-разному комбинируется, на самоопределение, будем разбираться. Всего доброго.

автаркия

Экономический словарь терминов

(от греч. autarkeia - самоудовлетворение) автаркия

политика экономического обособления, проводимая страной, регионом. Автаркия направлена на создание замкнутой, независимой экономики, способной обеспечить себя всем необходимым самостоятельно. Автаркия сродни натуральному хозяйству.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

автаркия

автаркии, мн. нет, ж. (греч. autarkeia).

    В философии стоиков - самоудовлетворенность как идеал добродетельного человека (филос.).

    Такая система хозяйства, при к-рой страна (область, район) сама производит всё нужное для себя и сама потребляет свое производство (экон.).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

автаркия

И и АВТАРКИЯ, -и, ж. (книжн.). Политика нек-рых государств направленная на создание замкнутого национального хозяйства, обособленного от экономики других государств.

прил. автаркический, -ая,-ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

автаркия

ж. Экономическая политика, направленная на создание замкнутого национального или регионального хозяйства, обособленного от экономики других стран или других регионов.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

автаркия

АВТАРКИЯ (от греч. autarkeia - самоудовлетворение) создание замкнутого хозяйства в рамках отдельной страны.

Автаркия

(греч. autárkeia, от autós ≈ сам и arkéō ≈ нахожусь в достатке), самодостаточность, самоудовлетворённость, в экономическом отношении ≈ создание замкнутого самодовлеющего хозяйства в рамках отдельной капиталистической страны, ведущее к разрыву традиционных экономических международных связей. В чистом виде А. существовала только в докапиталистических формациях в условиях натурального хозяйства. Политика А. идёт вразрез с требованиями международного разделения труда. В эпоху империализма, когда все страны тесно связаны системой международных экономических отношений, имеются лишь автаркические тенденции, возникающие в результате обострения противоречий капитализма. Эти тенденции с наибольшей силой действовали в 30-х гг. 20 в., когда в результате мирового экономического кризиса 1929≈33 произошёл разрыв ранее существовавших внешнеторговых и других экономических отношений и государства проводили политику «разорения соседа». В наиболее агрессивных империалистических государствах политика А. стала служить целям создания относительно замкнутого хозяйства, способного производить всё необходимое для ведения войны в условиях экономической блокады. А. была официальной экономической теорией фашизма. После 2-й мировой войны автаркические тенденции (высокие заградительные пошлины) в какой-то мере присущи некоторым замкнутым торгово-экономическим блокам («Европейское экономическое сообщество», «Европейская ассоциация свободной торговли»).

В. В. Мотылёв.

Википедия

Автаркия

Автаркия предстаёт не столько как понятие, отражающее существующую экономическую реальность, сколько как инструмент экономического анализа. В этом, инструментальном, качестве автаркия позволяет показать, в какой точке между двумя полюсами - открытой экономикой и автаркией - должна находиться конкретная национальная экономика с позиций устойчивого экономического роста. Доказано, например, что к полюсу «открытая экономика» должны тяготеть малые страны - они получают более ощутимые выгоды от внешних связей. Большие же страны с их огромным внутренним рынком тяготеют ближе к полюсу «автаркия». Поэтому смысл автаркии оказывается неразрывно связан с размером страны.

Принцип автаркии был, например, одним из ключевых моментов политической доктрины корпоратизма. Автаркия направлена на создание замкнутой, независимой экономики, способной самостоятельно обеспечить себя всем необходимым, но в этом и заключается её потенциальная неэффективность: бросая все силы на обеспечение государства всем необходимым, она рискует быть неспособной сконцентрировать силы на чём-то одном, чтобы улучшить его качество и свою производительность. Развитие автаркии в стране, по мнению некоторых экспертов, идёт вразрез с трендом развития современной мировой экономики, что в некоторых случаях приводит к экономической и, порой, технологической отсталости страны. Политика стремления к автаркии как самоцели отражает, как правило, нездоровое состояние экономики, основывается на болезненно обострённом чувстве патриотизма, не имеющем ничего общего с подлинным патриотизмом, желании избежать превращения экономики в придаток мировой экономики.

В разные годы некоторые страны стремились к автаркии, но это было обусловлено вынужденными обстоятельствами. В период Второй мировой войны правящие круги Германии, Италии, Японии использовали политику автаркии как средство в борьбе за передел мира, СССР же, как средство защиты от внешнего давления. Тоталитарные режимы использовали политику автаркии ради милитаризации экономики и реализации экономической власти над населением. Нацистская доктрина автаркии была изложена Герингом (речь 17 декабря 1936 на заседании Прусского ландтага в Берлине) и нашла отображение в четырёхлетнем плане, который был утверждён правительством Германии в 1936 году. Политика автаркии была осуждена на Нюрнбергском процессе как политика подготовки к войне.

Политика автаркии является экономической политикой государств, которые готовятся к войне, и характеризуется консервированием экономики, его отделением от экономики других государств и «замыканием» её самой на себе.

Автаркия как абсолютный экономический суверенитет страны в глобальной экономике XXI века недостижима - настолько тесными стали торговые связи. Идея автаркии на практике является утопической . То есть, абсолютная автаркия невозможна в принципе. Страны, которые пытались её осуществить, не смогли как следует выстроить экономику и выбраться из нищеты. Даже Северная Корея, часто приводимая в качестве примера государства с автаркической экономикой, таковой уже давно практически не является - ещё в 1994 году президентом КНДР Ким Ир Сеном был объявлен отход от идеологии чучхе и взят курс на участие в мировой торговле.

Абсолютная автаркия в современном мире невозможна даже для больших и богатых ресурсами стран. Потому, как правило, в литературе и говорят об «автаркичных тенденциях» в экономической политике. Следовательно любая наблюдаемая на практике автаркия - относительная или частичная самодостаточность. То есть, иными словами, практически автаркическая экономика - лишь относительно самодостаточная экономика. Просто такая экономика растёт изнутри и прежде всего вовнутрь, не являясь, естественно, абсолютной автаркией, - внешняя торговля ведётся и довольно активно. Исторический опыт показал, что автаркические тенденции, доведённые до крайности, - когда автаркия ради автаркии - наносят непоправимый вред экономике страны, часто отбрасывая её обратно в области научно-технического прогресса, экономической эффективности общественного производства и уровня благосостояния народа. Уровень автаркии измеряют с помощью разных коэффициентов, в частности, отношение внешнеторгового обращения к валовому внутреннему продукту страны, части импорта важнейших ресурсов в их общем потреблении и тому подобное.

Примеры употребления слова автаркия в литературе.

Как бы то ни было, Корпоративный сектор Автаркия сумел добиться права на разработку - некоторые называли ее грабежом - несметных здешних богатств.

Ее богатство и влияние могли сравниться разве что с немногими, самыми богатыми регионами Империи, и Автаркия не жалела ни времени, ни средств, изолируя себя от всякого проникновения извне.

Хуже всего, если Автаркия уже связала его новую личность с нелегальным приземлением на Дюрооне.

Хэн оглянулся по сторонам и заметил позади рынок, где Автаркия продавала спиртное и наркотики.

Итак, раз Автаркия не питает к нам никаких добрых чувств, что отсюда следует?

Сначала гиперпространственный прыжок привел их в пустынный, захолустный мир, где проводились горные разработки и где Автаркия не считала нужным даже содержать свою контору.

Это главным образом земледельческий мир, но кроме того, Автаркия оборудовала там свой Инфоцентр.

Он увидел, как Автаркия душит все, что хотя бы в какай-то степени угрожает ее благополучию.

Мне кажется, Автаркия собрала всех своих противников в одном месте, где-то поближе к центру.

Иными словами, - прервал его Хэн, - ты считаешь, что Автаркия попросту ворует людей?

Сопоставив всю эту информацию, мы узнаем, где Автаркия держит тех, кто, как она считает, плетет против нее сеть обширных заговоров.

Но, все сильнее мешая жить непокорным, практичным созданиям с ярко выраженной индивидуальностью - вот таким, как ты со своим другом, - Автаркия в конце концов и в самом деле создаст силу, которая сможет реально противостоять ей.

Я не сразу поверил в него, но потом увидел, что Автаркия специально затягивает расследование.

Сквозь окно шлюзовой камеры Хэн рассматривал вице-президента безопасности Корпоративного сектора Автаркия с таким видом, как будто перед ним был какой-то редкий образчик микроба под микроскопом.

Известно, что Автаркия использует плохо пахнущие контракты и обманный найм, но Хэну было трудно поверить, что она будет практиковать открытую работорговлю, совершая набеги на планету, находящуюся за границами ее владений.

Автаркическое хозяйство (от греч. autarkeia – самообеспеченность) – экономическая система, рассчитывающая только на внутренние возможности. В чистом виде автаркия (англ. autarky/autarkie/autarchie) существует только в условиях натурального хозяйства.

Описание автаркии дано в сочинениях Аристотеля (384–322 до н.э.). Доктрина автаркии (ее развил в XIX в. немецкий ученый фон Шмоллер) ведет к самоизоляции страны от международных потоков обмена товарами, услугами, капиталами, рабочей силой, служит обоснованием для агрессивной политики создания обособленного «экономического пространства». В западной экономической литературе для описания теоретических моделей экономики без , полностью изолированных от внешнего мира, используют термин «закрытая экономика» (англ. closed economy).

Суть автаркии заключается в создании независимой от других, замкнутой экономики, которая способна обеспечить всем необходимым, не прибегая к посторонней помощи других государств. Цель такой системы – не быть придатком мировой экономики, развитие идеологии, основанной на повышении чувства патриотизма. Именно эти черты автаркии способствуют низкой эффективности такой экономики. Обеспечивая всеми силами государство, данный вид экономической системы не способен концентрировать на отдельном виде производства, повышая его качество и производительность. Все это ведет к экономической отсталости страны из-за различий в развитии с развитием мировой экономики.

В той или иной степени к политике автаркии прибегают при политических и экономических кризисах, стремясь защитить национальную экономику. Политикой частичной автаркии являются меры по ограничению, например, ввоза сельскохозяйственной продукции для защиты местного производителя при помощи запретительных пошлин, поощрению импортозамещения, затруднению международного оборота.

В разные годы некоторые страны стремились к автаркии (примеры: Германия, Италия, СССР, Япония и некоторые другие), но это было обусловлено вынужденными обстоятельствами. В период Второй мировой войны правящие круги Германии, Италии, Японии использовали политику автаркии как средство в борьбе за передел мира, СССР же, как средство защиты от внешнего давления. Тоталитарные режимы использовали политику автаркии ради милитаризации экономики и реализации экономической власти над населением. Нацистская доктрина автаркии была изложена Герингом (речь 17 декабря 1936 на заседании Прусского ландтага в Берлине) и нашла отображение в четырехлетнем плане, который был утвержден правительством Германии в 1936 году.

Политика автаркии является экономической политикой государств, которые готовятся к войне, и характеризуется консервированием экономики, его отделением от экономики других государств и «замыканием» ее самой на себе.

Автаркия как абсолютный экономический суверенитет страны в глобальной экономике XXI века недостижима - настолько тесными стали торговые связи. Идея автаркии на практике является утопической. То есть, абсолютная автаркия невозможна в принципе. Страны, которые пытались ее осуществить, не смогли как следует выстроить экономику и выбраться из нищеты. Даже Северная Корея, часто приводимая в качестве примера государства с автаркической экономикой, таковой уже давно практически не является - еще в 1994 году президентом КНДР Ким Ир Сеном был объявлен отход от идеологии чучхе (стратегии опоры на исключительно свои собственные силы) и взят курс на участие в мировой торговле.

Автаркия противоречит закономерностям развития мировой экономики, снижает ее эффективность, обусловливает хозяйственную отсталость.

Противоположность политике автаркии – открытая экономика (англ. open economy). Такая экономическая система предполагает участие страны в международном разделении труда при посредстве внешней торговли и экспорта и импорта капитала. Открытая экономика способствует развитию интеграционных процессов, росту специализации страны в мировом хозяйстве и более полному и эффективному использованию национальных ресурсов. Степень открытости экономики определяют по доле внешнеторгового сектора («остальной мир») в .