4 смешанная экономика и ее национальные модели. Смешанная экономика - плюсы и минусы современной смешанной экономики

4 смешанная экономика и ее национальные модели. Смешанная экономика - плюсы и минусы современной смешанной экономики

Смешанная экономика: основные модели. Социальное рыночное хозяйство. Экономика России: рыночная или смешанная? Сравнительный анализ социальности экономических систем.

Социальная политика в России. Социальные риски и социальная защита. Монетизация льгот. Социальная экономика .

Социальная дифференциация в России. Процессы конвергенции в современном мире.

Применительно к современным условиям смешанная экономика предстает в следующих укрупненных формах:

Смешанная экономика развивающихся (особенно слаборазвитых) стран, в которых "смешение" вызывается низким уровнем развития и наличием отсталых экономических форм;

Смешанная экономика развитых стран (развитая смешанная экономика).

Идеи смешанной экономики, появившиеся нарубеже двух последних веков и получившие затем широкое распространение, отражали реальные изменения в социально-экономической жизни, особенно усилившиеся в послевоенный период. Эти изменения проявились в услож-нении форм взаимодействия рынка и государственного регулирования экономики, частного предпринимательства и процесса социализации, а также во все более заметном проникнове-нии в структуру общественных систем постиндустриальных (постэкономических) начал.

Сам термин "смешанная экономика" не имеет однозначного толкования. Его первона-чальная и наиболее распространенная трактовка делает упор на сочетании различных секто-ров экономики (частного и государственного), на разнообразии форм собственности. Вторая позиция, получившая импульс от кейнсианства, выдвигает на первый план проблему сочета-ния рынка, рыночного механизма и государственного регулирования. Третья позиция, ини-циированная разнообразными социал-реформистскими течениями, основывается на сочета-нии капитала частного предпринимательства и социальности, общественных социальных га-рантий. Наконец, еще одна позиция, вытекающая из цивилизационного подхода, нацеливает на проблему соотношения экономических и неэкономических начал в структуре современ-ного общества.

Указанные трактовки смешанной экономики в современных условиях не противоречат друг другу: они лишь отражают наличие нескольких линий формообразования современного типа развитой экономики и их единство. Смешанная экономика представляет собой одновремен-ное сочетание указанных параметров, а именно: сочетание частного и государственного сек-торов экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни, экономических и неэкономических начал.

Параметры смешанной экономики обладают относительной самостоятельностью. Од-нако, возможно превалирование того или иного параметра или одной из групп параметров в условиях различных стран.

Смешанность экономики характеризует не только наличие разнообразных структур-ных элементов в ее составе, но и образование конкретных форм их сочетания в реальной экономике. Примером этого могут служить частно - государственные акционерные предпри-ятия, контрактные соглашения государственных органов с частными фирмами, социальное партнерство и т. д.

Сегодня смешанная экономика является целостной системой, выступающей адекват-ной формой современного развитого общества. Образующие ее элементы опираются на та-кой уровень производительных сил и на такие тенденции социально-экономического разви-тия, которые объективно требуют дополнения рынка государственным регулированием, ча-стнохозяйственной инициативы — социальными гарантиями, а также включения в экономи-ческую структуру общества постиндустриальных начал. Смешанная экономика не является конгломератом, хотя и уступает "чистым" системам в степени однородности составляющих ее элементов.

Таким образом, современные страны взяли курс на построение социально-регулируемой ры-ночной экономики, что лежит в основе понятия "смешанная система хозяйства".

В тех сферах, где рынок оказывается неспособным в полной мере обеспечить удовлетворение общественных потребностей, в частности в "общественных товарах", го-сударство берет на себя эту функцию. Вмешательство государства носит здесь вспомогательный характер и при-звано гарантировать необходимое предложение товаров, которые по тем или иным причинам не производятся рынком или производятся недостаточно, например услуги образования.

В зависимости от регулирующей роли государства и его экономических задач можно выделить несколько моделей смешанной экономики в развитых странах:

Наличие разных моделей экономики объясняется различными возможностями, традициями тех или иных стран.

Современные экономические системы большинства стран представляют собой широкое разнообразие смешанных форм. О смешанной экономике можно говорить в случае соединения и переплетения различных форм хозяйства. Смешанная экономика предполагает взаимодействие рынка и государственного регулирования. В некоторых странах в смешанной экономике сохраняются отдельные черты традиционного хозяйства, одни страны больше тяготеют к административно-командным методам, а другие -- к рыночным. В разных странах складываются различные модели смешанной экономики. Становление определенной модели определяется рядом факторов: менталитетом нации, ходом исторического развития, геополитическим положением, уровнем развития и характером материально-технической базы и др. Рассмотрим некоторые модели смешанной экономики.

Основные черты американской модели смешанной экономики:

  • - низкая доля государственной собственности и незначительное прямое вмешательство государства в процесс производства. Сегодня в государственный бюджет США поступает около 19 % национального продукта;
  • - всемерное поощрение предпринимательской активности. Основными принципами экономической политики являются поддержка свободы экономической деятельности, поощрение предпринимательской активности, защита конкуренции, ограничение монополий;
  • - высокий уровень социальной дифференциации. Американские социальные классы ощутимо различаются. Задача социального равенства вообще не ставится. Малообеспеченным слоям населения создается приемлемый уровень жизни.

Основные черты европейской модели смешанной экономики:

  • - активное воздействие государства на функционирование национального рыночного хозяйства. Сегодня в государственный бюджет стран Европейского сообщества поступает от 29 % (Испания) до 44 % (Бельгия) национального продукта;
  • - защита конкуренции, поощрение мелкого и среднего бизнеса;
  • - сильная система социального обеспечения. В Западной Европе социальная ориентация общественно-экономических систем является наивысшей в современном мире. Удельный вес всех затрат на социальные нужды в расходах федеральных бюджетов в большинстве западноевропейских стран составляет 60 % и более, а во Франции и Австрии -- даже 73 % и 78 %. Для сравнения -- эти расходы составляют в Японии 45 %, в США --55 %.

Особенности японской модели смешанной экономики:

  • - координация деятельности правительства и частного сектора. Четкое и эффективное взаимодействие труда, капитала и государства (профсоюзов, промышленников и финансистов, правительства) в интересах достижения национальных целей;
  • - особая роль государства в экономике. Япония -- страна с сильной государственной политикой, осуществляемой без прямого участия государства в хозяйственной деятельности. Сегодня в государственный бюджет Японии поступает всего 17 % национального продукта;
  • - особый упор на роль человеческого фактора. Как уже отмечалось, удельный вес всех затрат на социальные нужды в Японии составляет 45 %. Низкий уровень безработицы в стране объясняется традициями социального партнерства, хорошо поставленным обучением на рабочих местах, широким распространением работы по временным контрактам (либо неполный рабочий день). Достижение японской экономики -- снижение удельного веса бедных. Если в США и странах ЕС этот показатель достигает почти 15 % от общей численности населения, то в Японии он колеблется около 1 %.

Российская экономика находится на очень сложной и противоречивой стадии развития, обозначаемой как переходная -- от административно-командной системы к смешанной. Российская модель смешанной экономики только формируется и в дальнейшем ожидается, что она будет сочетать в себе национальные черты и все самое перспективное из других моделей; предполагается, что она должна опираться на:

  • - многообразие форм собственности. Особенностью российского менталитета, с одной стороны, является тяга к индивидуализму, сложившаяся под влиянием Европы. С другой стороны, соборность, коллективизм, государственное мышление. Исторически Российское государство играло в жизни общества значительную роль. Российская модель смешанной экономики должна учесть особенности российского этноса. По мнению большинства специалистов России, необходима государственно-частная система хозяйствования, в которой государственная собственность должна занимать примерно такой же удельный вес, как и частная;
  • - многообразие форм предпринимательской деятельности. Многообразие форм собственности предполагает и многообразие форм предпринимательской деятельности. Причем особенно актуально для России сочетание частного и государственного предпринимательства;
  • - смешанный экономический механизм регулирования экономики. На первых этапах экономических преобразований реформаторы полагали, что при построении рыночной экономики обязательным условием является уменьшение роли государства в социально-экономической жизни общества. Следствием этого стало углубление экономического кризиса, дезорганизация воспроизводственных процессов, подрыв экономической безопасности России. Сегодня можно утверждать, что вывод экономики России из системного кризиса и обеспечение устойчивого экономического роста невозможны без активной роли государства в регулировании воспроизводственных процессов;
  • - многообразие форм распределения национального продукта. В основе системы распределения должны лежать два принципиально различных, но во многом сходных механизма распределения. Один из них основан на рыночных методах, второй - на принципе распределения по труду. Распределительный механизм - это еще и система социальной зашиты, обеспечивающая гарантии равных стартовых возможностей и устойчивость положения человека иными словами, распределительный механизм должен сочетать в себе распределение по труду, собственности и через общественные фонды потребления.

Правительство каждой страны понимает, что от экономики зависит уровень жизни всего государства. По этой причине очень важно не ошибиться с выбором. Смешанная система экономики – один из самых эффективных вариантов. Какие называют черты смешанной экономики и в чем ее преимущества и минусы?

Что такое смешанная экономика?

Благодаря смешанной экономике, предприниматели и даже физические лица могут принимать независимые решения в сфере финансов. Их автономия ограничивается тем, что общество, либо государство имеет приоритет в данных финансовых вопросах. Смешанная экономика – это система, где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов, материальных благ в стране.

Зачастую идеи смешанной экономики лояльны к демократичному социализму. В рамках данной системы государство и частные предприятия, а также разные корпорации способны управлять производственными средствами, заниматься перемещением товаров, производить сделки купли-продажи, принимать на работу и увольнять сотрудников, фактически являясь равноправными игроками на рынке.

Каковы главные цели смешанной экономики?

У данной системы есть свои важные задачи. Специалисты называют не одну цель смешанной экономики:

  1. Обеспечение занятости населения.
  2. Правильное использование производственных мощностей.
  3. Стабилизация цен.
  4. Обеспечение единовременного роста производительности труда и оплаты.
  5. Уравновешивание платежного баланса.

Признаки смешанной экономики

Во многих странах с очень высоким уровнем достатка применяется смешанная система экономики. Здесь юридические и физические лица могут принимать решение о распределение и движение финансовых средств самостоятельно. Жители таких стран знают, что свойственно смешанной экономике:

  1. Частичное объединение производства в рамках нации и за ее пределами.
  2. Государственная и частная собственности являются объединенными.
  3. Отсутствует бюджетное ограничение.
  4. Производительность труда стимулируется при помощи факторных доходов.
  5. Организация производства происходит по принципу «спрос = предложение».
  6. Присутствие на рынке конкуренции.
  7. Государство занимается регулированием национальной экономики.
  8. Присутствует теневая экономика и запрещенные правительством товары.

Смешанная экономика - плюсы и минусы

Ни одну из современных систем нельзя назвать идеальной. Данный вид экономики имеет как свои плюсы, так и недостатки. Среди плюсов смешанной экономики:

  1. Сочетание экономической эффективности с потребностями населения.
  2. Отсутствие монополии и дефицита, что способно негативно отразиться на государстве.
  3. Социальная ориентированность экономики.
  4. Обеспечение не только экономичного роста, а и развития.

Однако принципы смешанной экономики имеют и свои негативные стороны:

  1. Она, в отличии от традиционной, не способна изжить такие негативные моменты как инфляция, безработица, заметный социальный разрыв между богатым и бедным населением.
  2. Возможный застой производственных фондов.
  3. Ухудшение качества товаров.
  4. Торможение процесса выхода производителей на новые рынки сбыта.

Плюсы смешанной экономики

Большинство экономистов утверждают, что смешанный тип экономики имеет немало преимуществ:

  1. Государство и производители, потребители имеют важное значение в решении основополагающего вопроса экономической системы – что, как, для кого и в каком объеме требуется производить. Это дает такую возможность сочетать экономическую эффективность с удовлетворением потребностей всего населения, что может уменьшить социальное напряжение внутри всего государства.
  2. В системе все сбалансировано и отсутствует монополия, и нет дефицита, который способен расшатать государство изнутри.
  3. Социальная ориентированность экономики, где сочетается сохранение конкуренции, рыночная свобода и защита населения на государственном уровне от не очень добросовестных участников рынка и отрицательных последствий рыночной экономики.
  4. Обеспечивает как экономический рост, так и развитие.

Минусы смешанной экономики

Невзирая на массу преимуществ, называют и недостатки смешанной экономики:

  1. Она не способна искоренить , безработицу, разрыв между состоятельным и бедным населением.
  2. Возможное снижение качества товаров и застой производственных фондов.
  3. Торможение выхода производителей на новые рынки сбыта.

Модели смешанной экономики

Специалисты говорят, что современная смешанная экономика имеет такие модели:

  1. Неоэтатистская смешанная экономика – при ней развит национализированный сектор, политика является активной антициклической и структурной, развита система так называемых трансфертных платежей.
  2. Неолиберальная смешанная экономика – характерна антициклическая политика. Здесь государство стремится обеспечить условия для результативной работы рынка.
  3. Модель согласованного действия – в основе определенная согласованная работа и сотрудничество представителей социальных структур – правительства, профсоюзов и работодателей.

Американская модель смешанной экономики

Экономисты утверждают, что американской модели смешанной экономики присуще:

  1. Возможность всех рынков функционировать самостоятельно, без контроля их деятельности со стороны правительства.
  2. Возможность как юридических, так и физических лиц обладать частной собственностью без контроля правительства.
  3. Производители могут работать на конкурентной основе, что может обеспечивать качество услуг и низкие цены.
  4. Потребитель своим спросом может определить производство товаров и услуг.

Немецкая модель смешанной экономики

Свои особенности смешанной экономики имеет немецкая модель. Среди ее характерных отличий:

  1. Социальная ориентация.
  2. Разделение социальной политики от экономической.
  3. Источник для социальной защиты населения – не прибыль предприятий, а социальные бюджетные и внебюджетные фонды.

Шведская модель смешанной экономики

Шведская модель экономики привлекла к себе внимание еще в далеких шестидесятых годах благодаря существенному росту экономики в сочетании с комплексом ряда реформ и стабильным обществом. У данной модели есть две основные цели:

  1. Создать приемлемые условия для обеспечения занятости населения.
  2. Выравнивание черты доходов.

Здесь характеристика смешанной экономики основывается на политической и экономической устойчивости, прогрессивном росте и высоком уровне жизни людей. Это стало реальным после внедрения на государственном уровне таких принципов:

  1. В стране действует как корпоративная, так и политическая культура на высоком уровне, которая позволяет разрешать даже самые непростые споры, опираясь на дипломатические переговоры и взаимные уступки.
  2. Конкурентоспособность промышленности, взаимодействующая одновременно с научными, частными и государственными институтами.
  3. Поддержка правительства в области развития инновационных технологий, которые сориентированы на оптимизацию экономических процессов.

Японская модель смешанной экономики

Жители страны восходящего солнца говорят, что смешанная экономика в Японии имеет свою специфику. Среди ее особенностей:

  1. Очень сильные национальные традиции, влияние которых можно проследить на многих этапах хозяйственного процесса.
  2. Специфичные взаимоотношения руководства и подчиненного.
  3. Сохраняющийся институт наследственности.
  4. Выраженное вмешательство государства во все процессы.
  5. Социальная справедливость.

Смешанная экономика - книги

Описана смешанная рыночная экономика в литературе. Среди самых интересных и популярных книг:

  1. «Исследование о природе и причинах богатства народов» Адам Смит . Здесь обобщены идеи и мысли современников автора, разработана система категорий, принципов и способов экономики.
  2. «Капитализм и свобода» Милтон Фридман . В издании описывается множество постулатов, которые в будущем могут стать настоящим фундаментом, на котором и основываются многие либеральные реформы.
  3. «Великая ложь» Пол Кругман . Известный американский экономист пишет о самых популярных американских проблемах и способах их решения.

В зависимости от регулирующей роли государства и его экономических задач можно выделить несколько моделей смешанной экономики в развитых странах:

· Либеральная (американская). Для нее характерна приоритетная роль частной собственности. Правительство регулирует экономику через законодательную, налоговую и денежно-кредитную политику.

· Социально-рыночная. Предусматривает постоянную поддержку тех, кто испытывает трудности в нерегулируемом капитализме.

· Шведская модель. Характеризуется высоким уровнем социальных гарантий.

· Японская модель. Представляет собой модель регулируемого корпоративного капитализма.

Наличие разных моделей экономики объясняется различными возможностями, традициями тех или иных стран.

1. Американская модель

Для США характерно прогнозирование и стратегическое планиров ание. Оно обеспечивает основу для всех управленческих решений. При разработке стратегического плана учитывается ряд важнейших факторов: технологические, экономические, социальные, политические, рыночные, международные, конкурентные.

Система стратегического планирования рассматривается как совокупность подсистем. Выделяются три уровня прогнозных исследований:

· прогнозирование в системе государственного регулирования;

· внутрифирменное планирование;

· коммерческое прогнозирование.

На уровне государственного регулирования выделяют два основных вида государственных подразделений - федеральные, а также штаты, и местные органы власти.

Система государственного регулирования состоит их многих звеньев:

· регулирующий механизм федерального правительства;

· механизм штатов и местных органов власти;

· государственный инструментарий экономического регулирования (федеральный бюджет, налоговая система, механизм кредитно-денежной политики);

· аппарат административно правового регулирования деятельности различных отраслей экономики. Кэмбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: Учебник. 14-е издание. - М.: Инфра-М, 2002.-с.265.

Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики США является государственный (федеральный) бюджет. Бюджетно-налоговое регулирование применяется правительством, прежде всего, для сглаживания остроты кризисных явлений и для создания стимулов по поддержанию темпов экономического роста.

Система государственных финансов США отражает трехступенчатую организацию государственной власти. Соответственно имеется и три уровня финансовой структуры: федеральный бюджет, бюджеты штатов и местных органов управления. Федеральные расходы составляют примерно 60% общегосударственных расходов. Около 40% государственных расходов осуществляется через бюджеты штатов и местные органы власти.

В настоящее время в США возрастает экономическая роль государства с целью создания экономики, базирующейся на современном уровне науки. Для этого она наращивает расходы на НИОКР в области новейших технологий, оказывает финансовую помощь ученым, инженерам.

В порядке помощи мелким фирмам только в виде поддержки 27 центров распространения технологий тратится в общей сложности 50 млн. долларов в год.

Налоговая система в США включает прямые и косвенные налоги (акцизы). По степени пропорциональности к облагаемой сумме они делятся на прогрессивные и регрессивные. На всех уровнях взимаются: индивидуальные подоходные налоги, налоги с прибыли корпораций, налоги и взносы в фонды социального страхования, налоги на наследство и дарение, акцизы, таможенные пошлины. Штаты и местные органы управления взимают налоги с розничной продажи, налоги на движимую и недвижимую собственность. Применяется льготное налогообложение.

В США развита кредитная система. Ее основным государственным компонентом является Федеральная резервная система (ФРС), выполняющая функции центрального банка США. ФРС осуществляет кредитно-денежную политику государства, воздействуя на экономику через сферу кредита и денежного обращения.

В США целый ряд отраслей именовался «регулируемыми», потому что в отношении их действовал особый правовой режим. Так, в начале 80-х гг. федеральные органы контролировали параметры ценообразования, производства продукции в отраслях на которые приходилось около 24% ВНП (гражданская авиация, железные дороги, автомобильный грузовой транспорт, телефонная связь были национализированы). Но регулирование отраслей все больше оказывалось направленным в пользу производителей, а не потребителей. Поэтому в США стало осуществляться «дерегулирование», т.е. снятие ограничений на предпринимательскую деятельность.

2. Японская модель

Особенность общегосударственного регулирования в Японии заключается в и спользовании системы социально-экономических планов и научно-технических программ как инструментов правительственного регулирования экономики. Планирование носит индикативный характер. Планы социально-экономического характера не являются законом, а представляют собой совокупность государственных программ, ориентирующих и мобилизующих звенья структуры экономики на достижение общенациональных целей.

Планы-прогнозы, во-первых, дают представление о наиболее вероятных путях развития национальной экономики, во-вторых, показывает проблемы, с которыми могут столкнуться правительство и деловые круги внутри страны и за ее пределами, в-третьих, обосновывают рекомендации, как решать эти проблемы.

Цель таких планов-прогнозов заключается в том, чтобы дать правительству и предпринимательским кругам общую ориентировку, рекомендации для руководства экономическим и социальным развитием различных отраслей народного хозяйства и регионов страны.

Стратегию развития экономики определяют управления и министерства совместно с Министерством финансов. Министерство финансов осуществляет контроль за выполнение государственного бюджета и контролирует всю систему финансов.

Детальные планы для всех отраслей промышленности разрабатывает Министерство внешней торговли и промышленности. Для разработки этих планов изучается статистика, конкурентоспособность продукции, спрос и предложение. На основании данных делается детальный научный анализ и прогноз по каждой отрасли и экономики страны в целом.

Правительство концентрирует свои ресурсы в основном на получении принципиально новых знаний, т.е. на фундаментальных исследованиях, и обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов.

Вторая особенность общегосударственного регулирования состоит в том, что основным средством достижения социально-экономических целей является технологическое развитие, ориентированное на отраслевую структуру промышленности в зависимости от конкурентоспособности продукции на мировом рынке.

В последние годы, когда японская промышленность вышла на открытую борьбу с фирмами США и ЕЭС за рынок высококвалифицированных рабочих и продукции, правительство и частный сектор вынуждены были резко увеличить затраты на науку и технологии (в 1989г. они достигли почти 3% от ВНП - больше, чем в любой другой стране с развитой рыночной экономикой), притом средства стали направляться прежде всего в базовые исследования. Плетников Ю. Смешанная экономика: труд, собственность, человек // Свободная мысль. - 1994. - N 4. - С.73..

Особый интерес для нас представляет использование Японией экономических рычагов и стимулов.

Правительство стимулирует исследования и разработки посредством налоговых льгот и ускоренной амортизации. Так, управление по науке и технологии разработало ежегодно обновляемый перечень тематики исследований, номенклатуры новых изделий и услуг, в отношении которых представляются льготы при кредитовании и налогообложении. В частности по предприятиям, выпускающим новую продукцию, налоговые льготы могут достичь 25 или 50%, а в отношении особо важных изделий разрешается производить в первый год амортизационное отчисление до 25% объема продаж. Дополнительно могут применяться и специальные налоговые льготы. Для малых и средних фирм в налоговом кодексе сделана специальная оговорка, которая позволяет им применять 20%-ное снижение дохода, подлежащего налогообложению. Существуют и другие виды налоговых льгот.

Ускоренная амортизация введена для компаний, применяющих энергосберегающее, ресурсосберегающее оборудование и не наносящих вред окружающей среде. Нормы ускоренной амортизации колеблются в пределах от 10 до 50%, однако, наиболее распространенная ставка составляет в среднем 15-18%.

Основной источник финансовых ресурсов для технологического обновления - льготное кредитование. Одним из направлений поддержки рискованных инновационных проектов являются долгосрочные кредиты. Гарантии иногда распространяются на 80% общей суммы займа новой фирмы, но не могут превышать 40 тысяч долларов. В случае успешной реализации поддержанного таким образом проекта фирма выплачивает государству определенное вознаграждение. Особенностью Японии является умелое преодоление кризисных явлений. Темы экономического роста в Японии достаточно высокие (6-10% в год). Но это не означает, что в ходе хозяйственного развития не встречалось никаких проблем. В течение последних 20 лет Японии пришлось столкнуться с двумя крупными проблемами: нефтяным кризисом 1973г. и кризисом «высокой иены» в 1985г Михайлушкин А. И., Шимко П. Д. Экономика: Учебник: для студентов техн. вузов / А. И. Михайлушкин, П. Д. Шимко - М.: Высшая школа, 2000. - 132.

В первом случае Японии удалось выйти из депрессии через 16 месяцев за счет изменения промышленной структуры, практически исчезли предприятия, занимающиеся выплавкой алюминия, которые требовали чрезвычайно много электроэнергии в процессе производства, и поднялась электронная индустрия.

Выход из второго кризиса был найден через 17 месяцев. Трудности, вызванные ростом курса иены, были преодолены за счет расширения прямых зарубежных инвестиций и повышения производительности труда на основе НТП.

Еще один признак умелого преодоления кризисных явлений - это проведение антидепрессионной политики правительства, которое в период ухудшения общеэкономической конъюнктуры увеличивало ассигнования на общественные строительные работы, снижало налоги и ставку учетного процента банка Японии.

3. Шведская модель

Термин «шведская модель» возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появи лся в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.

В шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов , что и определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду, прежде всего, сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.

Шведская модель организации экономической и политической жизни позволяет выделить те принципы, которые обеспечили этой стране развитие на протяжении длительного времени без социальных потрясений, глубоких политических конфликтов, обеспечивая при этом высокий уровень жизни и социальных гарантий для большинства населения. Назовём главные из них.

· высокий уровень развития политической культуры, кооперационный характер отношений между разными социальными слоями и группами населения и политическими партиями, сложившийся на основе взаимного понимания коренных интересов, признания их законного характера и готовности решать даже самые острые вопросы на основе социально приемлемых компромиссов и научной экспертизы (кооперационная культура);

· в экономической сфере - высокая конкурентоспособность в промышленности, базирующаяся на создании особого сектора экономики, основанного на интеграции между наукой, образованием и производством, на взаимодействии государственных институтов с частным бизнесом, сотрудничестве или даже сращивании крупных предприятий с малыми и средними в единые крупные научно-производственные системы, функционирующие как будто самостоятельно, интеграции различных сфер деятельности, начиная от производства новых знаний до их освоения инновационным предпринимательством и крупномасштабного тиражирования освоенных образцов изделий (инновационный климат);

· в социальной области - возрастание среди традиционных факторов производства (труд - капитал - технологии - природные ресурсы) значения человеческого фактора - высококвалифицированного и инновационного, творческого по характеру труда, которое получило выражение в концепции «человеческого капитала» и социальной направленности и экономической стабильности общества и вызывающей к жизни могучие созидательные силы социума шведского типа (социальная ориентация). Современная экономика. Многоуровневое учеб.пособие для вузов. Науч.ред.О.Ю.Мамедов - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. с.484.

Основанный на этих принципах шведский тип организации жизни общества обеспечивает высокий уровень экономической эффективности и высокие жизненные и экологические стандарты. Экономически эта модель базируется на получении своеобразной «технологической ренты», получаемой страной на внутреннем и мировом рынках за высокое качество и инновационность продукции. Разумеется, Швеция не является исключением в отношении формирования уникальной социально-экономической модели, скорее ее можно классифицировать как шведский вариант «общества всеобщего процветания», хотя и «продвинутый».

Шведская разновидность государства всеобщего благоденствия получила развитие в результате перехода страны на кейнсианские принципы управления экономикой. В шведском «доме для народа» высокий уровень жизни и социальной защищенности, обеспечиваемых для большинства населения, сочетается с почти полной занятостью, а социальное обеспечение, финансируемое за счет широкомасштабного перераспределения через налоги и государственный бюджет высокой доли доходов населения, носит универсальный характер. Настенко А. Смешанная экономика и рыночно-плановые отношения // Диалог. - 1998. - N 7. - С.38.

Экономическое регулирование в Швеции имеет достаточно всеобъемлющий и широкий характер: государство контролирует не только доходы и прибыли, но и использование капитала, рабочей силы, а также цены через антимонопольное законодательство.

Государство превратилось в Швеции в крупнейшего нанимателя рабочей силы, обеспечивая рабочие места примерно для трети экономически активного населения. Около 65% населения Швеции получают почти все свои доходы из общественных фондов: либо как наемные работники правительственных или муниципальных учреждений, либо как получатели социальных пособий или пенсий из государственных пенсионных фондов, и только 35% трудятся в рыночном секторе экономики. 1 Волков А.М. Швеция: социально-экономическая модель. - М., 1991г.- с.79

Страна продолжает сохраняться в основных своих чертах, несмотря на смены правительств и изменения внешнеэкономической ориентации. В последние 50 лет у власти находились почти все время социал-демократические правительства. Стабильность социальной направленности шведской экономической системы показывает динамика изменения цен. Например, за период 1980-1990-х гг. цены на акции выросли в 10 раз, на офисные помещения - в 4, в то время как на потребительские товары - только в 2 раза.

Высокая экономическая эффективность промышленности Швеции и высокий уровень благосостояния ее населения основываются на развитом инновационном секторе ее экономики и специализации на производстве наукоемкой продукции. В стране существует около 500 тыс. малых предприятий, на которых работает почти треть всех занятых в шведской промышленности. Ежегодно возникает примерно 20 тыс. предприятий. Именно малые предприятия делают наибольший вклад в научно-технические разработки и внедрение, создают новые виды товаров, услуг и технологий.

Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.

В экономике Швеции очень высока монополизация производства. Она наиболее сильна в таких специализированных отраслях промышленности, как производство шарикоподшипников, автомобилестроение, черная металлургия, электротехника, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, самолетостроение, фармацевтика, производство специальных сталей.

Сохранение в будущем двух основных целей шведской модели - полной занятости и равенства - видимо, потребует новых методов, которые должны соответствовать изменившимся условиям. Лишь время покажет, сохранятся ли специфические черты шведской модели - низкая безработица, политика солидарности в области зарплаты, централизованные переговоры по зарплате, исключительно большой государственный сектор и соответственно тяжелое налоговое бремя, или же модель соответствовала лишь особым условиям послевоенного периода.

Изучение этих моделей имеет практическое значение для разработки модели развития России. При этом речь идет не о копировании чужого опыта, а о творческом его использовании с учетом конкретных условий, сложившихся в нашей стране.

Экономическая система представляет собой упорядоченную совокупность социально-экономических и организационных взаимоотношений производителей и потребителей товаров и услуг.

Существуют такие виды экономики:

  • Традиционная.
  • Командная.
  • Рыночная.
  • Смешанная.

Что такое смешанная экономика?

Смешанная экономика - это организация экономических отношений таким образом, когда земля и капитал являются частной собственностью, а ресурсы распределяют рынки и государство.

Возникла такая система в связи с неспособностью рыночной экономической системы в полной мере справляться с некоторыми необходимыми для общества задачами. Смешанная система экономики сочетает в себе два вида систем, что позволяет ей решать эти задачи. Работа государства направлена на смягчение негативных последствий деятельности рыночной экономики. К примеру, уменьшение слишком больших различий уровня благосостояния населения, предотвращение нанесения ущерба окружающей среде деятельностью фирм, работающих на коммерческой основе.

Смешанная система экономики сочетает частную собственность и ограниченную государственную собственность. Государство решает экономические вопросы не путем планирования, а посредством централизации распоряжения экономическими ресурсами, которые оно распределяет путем компенсирования некоторых слабостей рыночного механизма. Данная концепция позволяет более широко раскрыть ответ на вопрос, что такое смешанная экономика.

Государство в странах с такой системой экономики берет на себя основную долю расходов на нужды малоимущих, инвалидов, престарелых, безработных, а также финансирует сферы образования, здравоохранения, науки, обороны и других.

Страны, которые выбрали данную модель управления, стали развиваться более индивидуально, что имеет колоссальное значение и для формирования мировой экономики, и для развития каждой отдельной страны. Концепции смешанной экономики каждого государства отличаются друг от друга своими вариациями и моделями. Отличия состоят в степени самостоятельности частных секторов, в степени вмешательства правительства и т.п.

Формирование данной системы экономики происходит и за счет национальных особенностей, таких как культурные, социальные. Это и объясняет существование в мире различных ее моделей. К примеру, японская характеризуется более быстрым повышением производительности относительно уровня жизни населения страны. Это способствует ощутимому снижению себестоимости продукции, что делает ее конкурентоспособной на мировом рынке.

Смешанная экономическая система призвана решать следующие задачи:

  1. Обеспечивать занятость.
  2. Правильно использовать производственные мощности.
  3. Стабилизировать цены.
  4. Обеспечивать параллельный рост производительности труда и заработной платы.
  5. Уравновешивать платежный баланс.
  6. Признаки смешанной экономики

    В основе концепции большинства развитых стран лежит смешанная система экономики, при которой юридические и физические лица принимают решения о распределении и движении денежных средств самостоятельно. Они имеют право владения и управления средствами производства, а также перемещают, приобретают и продают товары, нанимают и увольняют работников. Хотя общество и правительство оставляют за собой основной приоритет в решении финансовых вопросов, однако все же на фоне мирового рынка такие юридические и физические лица имеют равные возможности в решении денежных вопросов.

    Также при такой форме хозяйствования инфраструктура финансируется из бюджетных средств или государством. Субсидии предоставляются библиотекам, детским садам, школам, больницам, коммунальным хозяйствам, и сельским хозяйствам.

    Можно выделить следующие характерные признаки смешанной экономики:

  • Частичное обобществление производства в рамках нации и за ее пределами.
  • Государственная и частная формы собственности объединены.
  • Отсутствие бюджетного ограничения.
  • Стимулирование производительности труда факторными доходами.
  • Организация производства по принципу «спрос соответствует предложению».
  • На рынке присутствует конкуренция.
  • Государство активно регулирует национальную экономику, тем самым стимулируя спрос и предложение, борется с безработицей и кризисами.
  • Присутствует теневая экономика на товары, которые запрещены правительством.

Модели смешанной экономики

В качестве моделей смешанной экономики условно можно выделить следующие:

  • Неоэтатистская - при такой модели управления развит национализированный сектор, активная антициклическая и структурная политика, которая проводится соответственно индикативным планам, развита система трансфертных платежей.
  • Неолиберальная - также характеризуется антициклической политикой, однако главным условием при такой модели является стремление государства обеспечить условия для эффективной работы рынка.
  • Модель согласованного действия характеризуется согласованной работой и взаимодействием таких представителей социальных структур, как правительство, профсоюзы, работодатели.

Американская модель смешанной экономики

Различные национальные модели смешанного типа экономики базируются на трех ее основных национальных разновидностях:

  1. На американской либеральной модели, характеризующейся стремлением к минимальному участию государства в регуляции экономических процессов.
  2. Западноевропейской социал-демократической модели, где акцентирование внимания направлено на социальную политику государства.
  3. Японской патриархально-корпоративной модели, где стратегию роста экономики регулирует и формирует государство.

Одним из примеров настоящего свободного экономического развития в сочетании со значительной долей участия в регуляционных процессах государства является американская модель смешанной экономики. Главная характерная для этой модели черта - сравнительно малый государственный сектор экономики. В Америке экономические решения принимают частные лица, предприятия и государство в равных долях.

В государственном регулировании можно выделить два главных уровня:

  • Регулирование федеральными органами власти.
  • Регулирование штатами и местными органами власти.

Важнейшим инструментом управления в экономике Америки является федеральный бюджет. Применение правительством такого способа регулирования позволяет сводить к минимуму острые кризисные явления и создавать стимул к увеличению темпа роста экономики.

Таким образом, государство в смешанной системе экономики США играет роль регулятора законодательной, налоговой и денежно-кредитной политики.

Основные черты смешанной экономики американской модели управления следующие:

  • Возможность рынков работать самостоятельно, без регулирования их деятельности правительством.
  • Возможность физических и юридических лиц иметь частную собственность без регулирования этих вопросов правительством.
  • Производители работают на конкурентной основе, что обеспечивает более высокое качество услуг и товара, а также более низкие цены.
  • Потребитель имеет возможность определять своим спросом производство товаров и услуг.

Частная экономическая свобода и государственное регулирование, сочетаясь, формируют экономику, поощряющую к накоплению богатства. Однако следует отметить, что главным условием здесь является справедливая основа управления. Американская модель смешанной экономики ориентируется на частную собственность, что обеспечивает частным лицам личный экономический успех.

Видео о смешанной экономической системе

Недостатки смешанной экономики

Смешанная система экономики имеет и свои недостатки. Среди основных можно выделить неэффективную работу государственного сектора, который зачастую страдает из-за таких факторов, как низкая производительность, коррупция, а это, в свою очередь, не позволяет увеличивать объемы производства и снижать затраты.

Следующим недостатком являются сложные отношения между государственным и частным секторами.

В случае занятия частным сектором преобладающего положения в экономике, государство может потерять возможность его регулировать и утратить жизненную силу. И наоборот, в случае, если государственный сектор займет преобладающие позиции, он попросту задушит частный.

Положительные характеристики смешанной экономики заключаются в экономической стабильности и правильном распределении ресурсов, быстром развитии рыночной экономики и возможности сосуществовать, несмотря на сопернические отношения, государственному и частному секторам на международном уровне.

Считаете ли Вы смешанную систему экономики эффективной? Поделитесь своим мнением в