Запасы углеводородов в странах восточной африки. Нефтегазовый комплекс африки

Запасы углеводородов в странах восточной африки. Нефтегазовый комплекс африки

Владимир Хомутко

Время на чтение: 5 минут

А А

В каких странах добывается нефть в Африке?

В настоящее время на африканском континенте сосредоточено 12 процентов всех разведанных на данный момент мировых нефтяных запасов, и добывается 11 процентов все мировой нефти.

Интенсивность увеличения количества разведанных нефтяных залежей и постоянный рост объемов добываемого сырья говорит о том, что в перспективе роль Африки в мировом балансе углеводородов будет возрастать. Кроме того, удачное географическое положение делает транспортировку до крупнейших в мире импортеров этого полезного ископаемого (США и Бразилии) весьма удобной, поскольку запад Африки и обе Америки разделяет только Атлантический океан.

Стоит также сказать, что объем африканских нефтяных ресурсов оценивается специалистами выше, чем на том же Каспийском море, а запасы нефти Каспия, по оценкам ведущих аналитиков, способны в недалеком будущем затмить даже залежи черного золота в Персидском заливе. Нефть в Африке есть, её много и задача стран-обладателей нефтяных запасов – грамотно ими распорядится.

Распределение запасов углеводородов по странам континента

Новые технологии геологоразведки дали возможность в ином свете рассмотреть запасы черного золота таких стран Африки, как Ангола и Алжир. Дело заключается в том, что современные технологии нефтедобычи дают возможность добывать сырье на океанском шельфе с глубины более 400-т метров.

Результатом применения таких методов добычи стало увеличение объемов добываемой в Африке нефти на 43 процента, а в недалеком будущем специалисты прогнозирует еще один пятидесятипроцентный рост.

Глубоководные залежи этого полезного ископаемого, разведанные на шельфе Африки, уже сейчас превосходят запасы такого известного нефтяного региона, как Северное море. Если провести сравнение с упомянутым выше Каспийским морем, то у Африки есть ряд несомненных преимуществ.

Каспий находится в окружении так называемых «зон политической нестабильности» и для транспорта добываемого сырья из этого моря-озера нужны весьма дорогие магистральные нефтепроводы. С этой точки зрения Африка географически расположена более выигрышно, а возникающие время от времени политические проблемы на нефтедобычу влияют не столь сильно, поскольку она ведется на плавучих буровых достаточно далеко от африканского побережья.

Западные гиганты нефтяной индустрии быстро почувствовали перспективность работы на Черном континенте.

В разработку месторождений только одного Гвинейского залива крупнейшие корпорации готовы вложить от 40-ка до 60-ти миллиардов долларов, причем в самом недалеком будущем.

Ангола

Несмотря на вновь вспыхнувшую гражданскую войну, Ангола переживает настоящий «нефтяной бум».

Права на нефтедобычу в этом африканском государстве раскупают просто нарасхват, причем цены на эти права превышают даже самые смелые аналитические прогнозы.

На территории этой страны уже открыто полдюжины месторождений с очень крупными запасами углеводородного сырья. Ангольская нефтедобыча, по прогнозам специалистов, скоро сравняется с объемами сырья, добываемого в таком государстве, как Нигерия.

Особенно успешной оказывается геологоразведка в северной части Анголы. Достаточно сказать, что 75 процентов пробуренных американской корпорацией «Экссон» скважин оказываются удачными.

В 100 процентах случаев разведывательного бурения американская «Шеврон» и французская «Тоталь» находят продуктивные пласты. Немногим меньше успешных результатов у такой компании, как «Эльф-Акитэн». «Шеврон» и «Экссон» прогнозируют в самое ближайшее время открытие месторождений общим объемом не менее полумиллиарда тонн черного золота.

Рост объемов добычи настолько интенсивен, что ангольская государственная нефтяная компания «Сонангол» стала не успевать за этими темпами. Не так давно её штат увеличился на 300 человек, которые являются молодыми специалистами, отучившимися в лучших зарубежных нефтяных ВУЗ-ах.

Однако этого – крайне мало. Подготовку национальных кадров для этой отрасли в Анголе поставили как первоочередную задачу, так как американские аналитики прогнозируют увеличение доли ангольской нефти в общем импорте этого сырья в США до 10-ти процентов.

Алжир

Этот нефтеносный регион также считается весьма перспективным. После разрешения алжирским правительством в 1986-ом году иностранным кампаниям проводить на своей территории разведку и добычу, эта отрасль экономики в старее совершила резкий скачок.

Национальная нефтяная корпорация «Сонатрак» в настоящее время не имеет необходимых технологий и квалифицированного персонала для полноценного обеспечения собственной нефтедобычи.

Только помощь зарубежных инвесторов помогла Алжиру открыть самое крупное в стране месторождение в окрестностях Гадамеса. Объем запасов этой нефтеносной провинции оценивается почти в 3 миллиарда баррелей (практически треть всех национальных запасов алжирской нефти), и открыли их специалисты американской корпорации «Андарко». Применение современных технологий добычи дали возможность увеличить объемы добываемых углеводородов на 65 процентов.

Нефть в Африке есть во многих странах этого континента, но самой крупной африканской нефтедобывающей страной по-прежнему остается Нигерия, где ежесуточно добывают 2 миллиона баррелей черного золота, а суммарное количество его запасов оценивается в 17 миллиардов баррелей.

Активно осваиваются и ливийские месторождения. В настоящий момент объем разведанных залежей в Ливии оценивается в 30 миллиардов баррелей, однако международные санкции сильно сдерживают темпы роста добычи этого сырья.

Справедливости ради стоит сказать, что процесс идет не столь гладко, как многим бы хотелось. Нефтяные компании, впечатленные блестящими перспективами, описываемыми геологами, начинают сильно рисковать. К примеру, обладая технологиями, позволяющим на шельфе с глубины не более полутора километров, они вкладывают деньги в сверхглубокие месторождения (на глубинах до трех километров). Это может вызвать серьезные и крупномасштабные фиаско.

Кроме того, политическая обстановка на этом континенте далека от благополучной. В упомянутых нами ранее Анголе и Алжире постоянно идет гражданская война, Нигерия погрязла в коррупции, местное население все активнее протестует против угрозы экологической катастрофы.

Помимо этого, простым африканцам все меньше и меньше нравится ситуация, при которой увеличение добычи этого ценного полезного ископаемого никак не отражается на уровне их жизни, и если в ближайшем будущем получаемые африканскими государствами нефтяные доходы не будут хотя бы частично реинвестированы в национальные экономики этих стран, можно ожидать серьезного накала политической ситуации.

В настоящее время африканским нефтедобывающим странам нужно приспосабливаться к обвалу нефтяных котировок, значительно снизивших уровень бюджетных доходов, доля нефтяных денег в которых весьма и весьма значительна. Ещё одной серьезной проблемой является то, что на континенте практически отсутствует собственная нефтепереработка, а это – огромные упущенные прибыли. Обвал мировых нефтяных цен уже вызвал сокращение расходной части алжирского бюджета сразу на 25 процентов, а Ангола вообще оказалась на грани дефолта.

С другой стороны, количество африканских нефтяных месторождений растет с каждым годом. К странам, где традиционно добывается черное золото – Нигерии, Ливии, Габону и Алжиру, в последнее время присоединились Египет, Камерун, Чад, Республика Конго и Судан. На рубеже двадцатого и двадцать первого века общий объем разведанных запасов этого сырья в Арике оценивался в 72 миллиарда баррелей. Кроме того, в ближайшей перспективе нефть будут добывать в Кот-д’Ивуаре, Нигере и Мали.

Для многих африканских стран нефтяные богатства настолько затмевают все прочие полезные ископаемые, что только попутного нефтяного газа на Черном континенте просто сжигается без конкретного применения на сумму 2,5 миллиарда долларов в год. А ведь кроме попутного, в Африке есть огромные запасы никак не связанного с нефтью природного газа. Основные газовые месторождения сосредоточены на шельфе Танзании и Мозамбика, где это полезное ископаемое уже можно добывать.

Активно ведутся геологоразведочные работы шельфе такой страны, как Намибия, планируются такие работы в Гане и в Сенегале. Доля африканского природного газа в общемировых запасах «голубого топлива» составляет семь процентов, а вот доля Черного континента в его производстве – всего четыре.

Однако, специалисты прогнозируют в ближайшие десять лет удвоение объемов африканского экспорта этого полезного ископаемого. К примеру, в Алжире и Ливии уже проведена реконструкция заводов, производящих сжиженный газ, а это дает возможность поставки г»голубого топлива» в страны Западной Европы посредством системы магистральных газопроводов.

С помощью иностранных инвестиций таких зарубежных компаний, как «Аджип», «Шелл» и «Эльф-Акитэн», в Нигерии начали строить завода по сжижению газа в юго-восточной части страны, в местечке Бонни. В ближайшее время планируется его запуск, что позволит этой стране поставлять в Турцию, Италию, Португалию и Испанию до 8 миллиардов кубических метров «голубого топлива».

Это выведет Нигерию на третье место среди всех африканских газовых экспортеров. Помимо этого, специалисты оценивают возможность строительства газопровода из Нигерии в такие государства, как Бенин, Гана и Того.

Другие страны Черного континента основное внимание в газовой сфере уделяют потребностям внутреннего рынка. Например, Египет, обладающий большими запасами этого углеводородного ресурса, постепенно перевел свои ТЭС с мазута на гораздо более дешевый природный газ.

Тунис также рассматривает возможность обеспечения своего населения электроэнергией с применением для её производства «голубого топлива». Подобная система уже реализована в Кот-д’Ивуаре, где, помимо этого, еще строят завод для выпуска бытовых газовых баллонов, годовая мощность которого составит 250 тысяч тонн сжиженного газового топлива.

Все позитивные сдвиги в области добычи и использования углеводородов на этом континенте вынуждены уживаться с суровой реальностью, при которой случают даже такие ситуации, когда в самой крупной нефтедобывающей стране возникает острый дефицит нефтепродуктов. И Нигерия тому – яркий пример.

Обладая развитой сетью сбыта нефтепродуктов, а также собственной нефтедобычей и нефтепереработкой, эта страна закупает импортную нефть и бензин. Причины просты – крайне низкая неэффективность отраслевого управления, а также чудовищный уровень коррупции и полная экономическая неразбериха.

Самый крупный нефтяной кризис в этой стране произошел в период правления последнего нигерийского диктатора – генерала Сани Абачи (правил страной с 1993-го по 1998-ой год). При его правлении жители Нигерии отстаивали за бензином многокилометровые очереди. А все потому, что генералы, приближенные к Абаче, получили на откуп всю нефтяную отрасль экономики.

Бензиновый дефицит был им, и они создавали его искусственным путем. К примеру, одновременно по их распоряжению были закрыты для реконструкции сразу все нефтеперерабатывающие нигерийские заводы, два из которых расположены в Порт-Харкорте, один – в Варри, и еще один – в Кадуне.

Это понадобилось для того, чтобы хоть как-то оправдать импорт нефтепродуктов, которые ввозили пять компаний, из которых четыре находились под личным контролем диктатора. Эти же компании так организовывали разгрузку прибывающих танкеров, что на рейдах портов этой страны выстраивались громадные очереди из нефтеналивных судов. Это также вызывало ураганный рост внутренних топливных цен. Стоимость такого импортного бензина превышала среднемировые цены в два, а то и в три раза.

Однако вершиной генеральского мошенничества стала переправка топлива, произведенного на местных НПЗ, в танкеры, стоящие на рейде, после чего оно возвращалось в страну под видом «импортного» по соответствующим сильно завышенным ценам.

Становится понятно, почему сменившие на посту внезапно умершего Абачи Абдулсалам, а затем Абубакар, первым делом попытались навести порядок именно в нефтяной отрасли Нигерии, которая давала 90 процентов экспортных бюджетных доходов и 82 процента всей бюджетной доходной части. Абубакар принял решение не вводить в правительстве должность министра нефти, а самолично разобраться в положении нигерийских нефтяных дел.

Он создал особый совет для управления нефтяным экономическим сектором, а для его регулирования была создана независимая комиссия. Квоты на импорт, которыми до этого безраздельно владела НННК (Нигерийская национальная нефтяная корпорация), постепенно были переданы иностранным партнерам – «Аджип», «Шелл», «Эльф-Акитэн» и «Мобил». Однако НННК по-прежнему является монополистом нигерийского нефтяного сектора, поскольку именно в руках этой корпорации сосредоточено 57 процентов акций во всех шести совместных иностранно-нигерийских компаниях, партнерами в которых являются «Шеврон», «Шелл», «Тексако», «Мобил», «Аджип» и «Эльф-Акитэн».

Главной проблемой НННК является то, что эта корпорация предпочитает не тратиться не только на какие-либо капитальные вложения в отрасль, но даже на содержание самой организации, милостиво предоставляя «право» оплачивать эти расходы иностранным партнерам. А вот доходы получать любит. Учитывая высокую степень износа применяемого оборудования, постоянно возникают серьезные трения, поскольку иностранные компании в роли постоянных доноров выступать не хотят.

Распоряжением Абубакара иностранным соучредителям первым делом выплатили все долги нигерийской стороны, которые образовались от их затрат по содержанию совместных предприятий. Кроме того, им было предложено сменить форму совместной деятельности с существующих СП на гораздо более выгодное соглашение о разделе добываемой продукции. И самое главное – планируется приватизировать НННК, и эта непростая процедура ложиться на плечи нового правительства, которое возглавляет президент Олусегун Обасанджо.

НННК является собственником всех нефтеперерабатывающих заводов Нигерии, однако появляется надежда, что вскоре вновь начнет работу НПЗ в Кадуне, за реконструкцию которого взялась французская компания «Тоталь». Вместе с тем, проводимая до этого политика привела к тому, что недостаток бензина в этой стране будет еще достаточно долго весьма ощутимым, поскольку доведение «до ума» реконструкции остальных нигерийских нефтеперерабатывающих заводов требует 200 миллионов долларов, в связи с чем правительство ищет потенциальных инвесторов.

, – в , (в пересчете на оксид урана) – в ЮАР, Намибии, немного в и Габоне. Наиболее обеспечены гидроресурсами ДРК, .

Неравномерность размещения энергоресурсов оказывает воздействие и на развитие . Примерно в четверти отсутствует производство промышленных энергоресурсов. Важнейшую роль играют ГЭС на , и тепловые станции – в 15 странах они являются единственным источником получения энергии.

Экспорт электроэнергии в крупных масштабах осуществляет только Мозамбик – из ЮАР. В небольших количествах электроэнергия экспортируется из в Кению и из Ганы в и .

Горнодобывающая промышленность Африки.

Горнодобывающая промышленность Африки занимает одно из ведущих мест в мире по запасам и добыче многих ценных видов сырья и топлива. вывозит от 90 до 100% добываемого сырья. Во многих Африки горнодобывающая промышленность составляет основу промышленного потенциала и экспорта. Так на нее приходится в Ливии – 50% ВНП, в Габоне – 55%, в Конго – 33%.

В этой отрасли значительные позиции занимает иностранный капитал; в нее вложено около 75% всех . Основную роль играют горнопромышленные комплексы, включающие добычу и переработку руд. Большая часть мощностей сосредоточена в Южной Африке и некоторых районах Центральной и Западной Африки.

Важнейшие значение имеет добыча (ЮАР, ), марганцевых руд (ЮАР, ), титана (ЮАР, ), хромитов (ЮАР), кобальта и меди (ДРК, ), бокситов (), свинца и цинка ( , ), ртути (), золота, серебра, платины, алмазов (ЮАР, Намибия и ряд других стран). Выделяется регион также добычей фосфатов, асбеста, графита, флюорита.

Нефтеперерабатывающая промышленность Африки.

Для некоторых стран строительство НПЗ явилось началом их индустриального развития. В 1955 году в регионе было всего 3 НПЗ (Египет, Марокко). В настоящее время нефтепереработка наибольшее развитие получила в странах Северной Африки, Нигерии и ЮАР (всего более 100 НПЗ). В основном на них производится дизельное топливо, бензин, керосин и реактивное топливо, в большинстве стран отсутствует производство смазочных масел (налажено в основном в Алжире, Нигерии, Марокко, на ).

Африки.

Химическая промышленность до 60-х годов 20 века была представлена производством минеральных удобрений и серной кислоты. Начиная с 70-х годов стала создаваться промышленность органического синтеза, резинотехническая, лакокрасочная, химико-фармацевтическая отрасли, производство взрывчатых веществ.

Производство минеральных удобрений развивается практически во всех странах Северной Африки, а также , Нигерии, Замбии, Мадагаскаре.

Промышленность органического синтеза и резинотехническая промышленность получает развитие в нефтедобывающих странах, преимущественно в Северной Африке. Наибольшие мощности созданы для производства метилового спирта, химических волокон, этилена и полиэтилена, пластмасс, синтетических смол.

Лакокрасочная и химико-фармацевтическая промышленность хотя и имеют важное значение, но представлены предприятиями небольшой мощности в странах Северной Африки.

Производство взрывчатых веществ развивается в странах с развитой горнодобывающей промышленностью (Замбия, Алжир, Мавритания).

Металлургическая промышленность Африки.

Металлургическая промышленность играет важную роль, однако практически отсутствуют предприятия полного цикла. Крупные металлургические комбинаты построены в Алжире, Египте, Нигерии, ЮАР. представлена в основном производством меди, кобальта, алюминия, свинца (Замбия, ЮАР, Намибия, ).

Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность Африки.

Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность развита достаточно хорошо в Северной, Центральной и Западной Африке. Развито производство пиломатериалов, шпал, фанеры, бумаги, картона, целлюлозы на экспорт.

Африки.

Пищевкусовая промышленность играет важную роль в экономике практически всех стран. Важнейшее значение имеют производство растительных масел – страны Тропической Африки, Тунис, Египет, сахарная промышленность – , Египет, Марокко, переработка какао-бобов – Гана, Кот-д,Ивуар, Нигерия, мукомольное производство – Северная Африка, консервная промышленность – повсеместно.

Текстильная промышленность Африки.

Текстильная промышленность занимает 1 место в обрабатывающей промышленности. Производство развито в Северной и Тропической Африке и ЮАР. В отрасли преобладает хлопчатобумажное производство, производство целлюлозных и синтетических волокон. Шелковое и шерстяное производство развито довольно слабо.

Кожевенно-обувная промышленность Африки.

Кожевенно-обувная промышленность развивается более чем в 30 странах. Обувь экспортируется в . Многие предприятия контролируются международным концерном «Батя».

Отправить другу

Африки

мировой экономике .

Нефтегазовый комплекс Африки и ее позиции на мировой экономико-географической карте после первой всемирной «революции цен» на углеводородное сырье 1973-1974 гг. менялись мало. Доказанные запасы обоих видов минерального углеводородного сырья - жидкого-нефть, газовый конденсат и газообразного-свободный природный и попутный нефтяной газ на континенте и на обследованных участках его шельфа к началу 2011 г. ограничивались лишь 7,9% от общемировых. C начала 1970-х до середины 1990-х годов эти показатели сохранялись примерно на одном уровне, несмотря на эпизодическое оживление геолого-поисковых работ и разведки месторождений жидкого топлива, главным образом, в Египте и ряде стран Западной Африки, исключая Нигерию. Однако, по мере улучшения политической ситуации в странах-участницах ОПЕК, они активизировали привлечение иностранных инвесторов. Так, в 1999 г. были приостановлены, а в 2003 г. полностью отменены действовавшие с 1992 г. экономические санкции ООН против Ливии, а в 2004 г. большинство действовавших почти 20 лет санкций со стороны США. Наметилась некоторая внутренняя стабилизация в Алжире и в Нигерии. В результате повышенной интенсивности разведочных и эксплуатационных работ за десятилетие 1998-2008 гг. доля Африки в мировых запасах нефти выросла с 7,2% до 10,0%, по абсолютным показателям в баррелях, а природного газа с 7,3% до 7,9%.

Географическое распределение доказанных запасов углеводородного сырья на континенте также не претерпело существенных изменений с середины 1970-х годов: Нигерия прочно закрепилась на втором месте в Африке по запасам жидкого топлива и на первом по суммарным запасам углеводородного сырья; Ливия продолжает занимать первую позицию по запасам нефти и вторую всего углеводородного сырья, а Алжир удерживает общее третье место на континенте. На долю этих трёх участников ОПЕК приходилось к началу 1976 г. до 82% нефтяных и 94% газовых запасов Африки, а в 2011 г. более 84% и около 82% соответственно. С начала 2007 г. в состав ОПЕК вошла Ангола. С её участием суммарные запасы нефти в 2011 г. в четырёх странах составили 83,3% и газа 82,2%.

Среди африканских стран, не состоящих в ОПЕК, приобрели или сохранили лидерство по ресурсным показателям Судан, Египет и Габон он вышел из ОПЕК в 1996 г: 10% доказанных нефтяных запасов в 1976 г. и 10,9% в 2011 г. При этом суданские запасы жидкого топлива увеличились многократно, почти от 0 до 900 млн т за 1980-2010 гг. с перспективами дальнейшего роста. Нефтяные запасы Египта, напротив, заметно сократились в 1994-2011гг., не поспевая за ускоренной эксплуатацией нефтепромыслов, а позже восстановились лишь частично. В Габоне годовые объёмы нефтедобычи были относительно стабильны.

Доля других нефтедобывающих государств Африки неуклонно сокращалась с 6,1% доказанных запасов в 1976 г. до 5,8% в 2011 г., что свидетельствует о продолжающейся концентрации нефтяного потенциала на континенте.

Несколько иная картина наблюдалась в наращивании запасов газообразного топлива. Заметно понизился удельный вес Алжира и отчасти Ливии в доказанных запасах природного газа, несмотря на абсолютное увеличение его объемов в обеих странах. Опережающие темпы роста запасов газа и соответственно повышение доли в общеафриканских показателях с 24,3 до 38% достигнуты Нигерией. В результате совокупный вклад этих трёх стран в газовый потенциал Африки сократился с 94,1 до 81,9%, а остальных напротив, увеличился с 5,9 до 18,1%. Благодаря открытию крупных месторождений Египет к началу 2011 г. выдвинулся на третье место на континенте после Нигерии и Алжира по газовым запасам и на второе по динамике их прироста, уступая лишь Нигерии. В целом за последние 30 лет суммарный прирост запасов природного газа в Африке обеспечен на 48,1% за счет Нигерии, на 19,3% Египта, на 16,1% Алжира и 8,7% Ливии. Вклад остальных стран в приращение газовых запасов континента составляет лишь 7,8%.

Итак, по основным показателям, крупнейший потенциал углеводородов продолжает сосредоточиваться в двух регионах континента в Северной Африке и на побережье Гвинейского залива с прилегающими зонами континентального шельфа, тогда как нефте и газоносность большинства других территорий государств Африки мало изучена. Соответственно остаются неопределенными минерально-ресурсные перспективы африканского нефтегазового комплекса в целом, хотя эксперты склонны оценивать их довольно высоко.

Пока выделились лишь две страны с относительно новой и масштабной нефтедобывающей промышленностью - Судан и Чад. В обеих странах нефтяные месторождения были обнаружены далеко от побережья Мирового океана: в Судане еще в начале 1960-х годов на расстоянии 1400-1600 км, а в Чаде в 1973 г. 1078 км от морских портов. В результате Чаду, например, потребовались инвестиции в нефтепровод от промыслов района Доба до нефтеналивного терминала в камерунском порту Криби, а также в дополнительные нефтепогрузочные объекты этого порта в размере свыше 3,5 млрд долл., что, по оценкам, соответствует среднегодовому доходу Чада от нефтяного экспорта за первые 10 лет. Именно новая транспортная инфраструктура, вводимая в строй с начала ХХI в., стала ключевым фактором интенсивного освоения нефтяных запасов Судана и Чада. По всей вероятности, коммуникации и впредь будут играть главную роль в нефтегазовых отраслях этих стран.

Ресурсная база Судана характеризуется в авторитетных международных публикациях по нефтяной статистике весьма противоречиво. Согласно «консервативным», минимальным, данным Американского нефтяного института (АНИ), доказанные запасы суданской нефти, хотя и возросли более чем вдвое с 2001 г., к началу 2011 г. едва превысили 78,8 млн т. Между тем в других источниках приводятся данные в 11,2 раза большие уже на начало 2004 г.: 883,8 млн т. ежегодник корпорации «Бритиш Петролеум», British Petroleum - BP и 896,7 млн т американский еженедельник «World Oil». По информации суданского министерства энергетики, добыча нефти в Судане возросла с 75-100 тыс. т в 1995-96 гг. до почти 18,7 млн т в 2007 г. и 23,7 млн т в 2010 г. Это позволило Судану прочно закрепиться на третьем месте среди нефтедобывающих стран Тропической Африки, после Нигерии и Анголы с учетом производства газоконденсатных жидкостей и делить пятое-шестое места в Африке с Египтом.

Доказанные нефтяные запасы Чада также оцениваются неоднозначно, хотя по максимальным величинам и по их расхождению с минимальными намного уступают суданским. Упомянутые западные источники приводили «скромные» данные на уровне 126 млн т- ежегодник BP и «оптимистические» 210 млн т (АНИ) на 2005-2006 гг. Добыча этого сырья в Чаде началась с 1,3 млн т в 2003 г. и выросла до 9,1 млн т в 2005 г., но снизилась до 6,7 млн т в 2008 г. Объемы производства и экспорта чадской нефти, последний ограничен пропускной способностью транзитного трубопровода 11,25 млн т в год на следующие 25-30 лет прогнозировались близко к максимальным достигнутым. Осуществить этот капиталоёмкий проект оказалось под силу международному консорциуму с преобладанием крупнейших американских нефтяных ТНК. Владеют предприятием три участника, в процентах от общих активов: Эксон (Exxon) - 40, Шеврон (Chevron) - 25 и малазийская государственная компания Петронас (Petronas /Petroliam Nasional Berhad) - 358.

На 2011 г. в Судане большинство основных инвесторов, а также операторов действующих промысловых и транспортных предприятий нефтяной отрасли объединены тремя консорциумами, аналогичными по составу участников, по преимуществу зарубежных, из трех азиатских стран - КНР, Малайзии и Индии. Крупнейший из этих консорциумов - обладатель первых введённых в строй промыслов «Нефтяная эксплуатационная компания Большого Нила»- Greater Nile Petroleum Operating Company /GNPOC/. Ее активы принадлежат следующим предприятиям в процентах к итогу: «Национальная нефтяная корпорация Китая»- КНР, China National Petroleum Corporation- CNPC оператор промыслов 40; Петронас-Каригали - Малайзия, Petronas-Carigali; «Видеш Лтд.» филиал индийской Нефтегазовой корпорации- Индия, Oil and Natural Gas Corporation- ONGC Videsh Limited 25 и «Суданская национальная нефтяная корпорация» «Судапет»- Судан, Sudan National Petroleum Corporation Sudapet 5. Второй главный консорциум «Петродар» Petrodar также возглавляет китайская CNPC, владеющая 41% акций, а остальные распределены между малазийской Petronas 40, катарской государственной Qatar Petroleum 6 и двумя суданскими фирмами: Sudapet 8 и Al-Thani Corporation 5%. Третий консорциум «Нефтяную компанию Белого Нила»- White Nile Petroleum Company WNPC возглавляет малазийская Петронас- Petronas, владея 68% активов в сотрудничестве с индийской ONGC 24% и суданской Sudapet 8%. Среднегодовое экспортное производство первого из трех консорциумов- GNPOC, судя по пропускной способности его магистрального трубопровода до нефтепогрузочного терминала на Красном море, может быть доведено в перспективе до 22,5 млн т по сравнению с фактическим объемом 14,25 млн т к началу 2006 г.; второго Petrodar от фактических 4-6 млн до 15 млн т после 2007 г. Начальная производственная программа третьего WNPC пока скромнее до 4 млн т с 2006 г. Важнейшую роль «Национальной нефтяной корпорации Китая» среди иностранных инвесторов в суданскую нефтегазовую промышленность подтверждает также «индивидуальная» эксплуатация CNPC одного из промыслов, годовой производительностью 2 млн т, которую было намечено удвоить до 4 млн т. Если сложить ресурсы открытых месторождений и мощности нефтепромыслов, на которые государственная корпорация КНР приобрела права в Судане, включая действующие, находящиеся в процессе обустройства и спроектированные на ближайшие годы, то с большой вероятностью можно предположить, что к 2013 г. в распоряжении CNPC окажется почти 19,2 млн т ежегодно добываемой суданской нефти.

Структура собственности в нефтяных отраслях Судана и Чада наглядно демонстрирует современные конкурентные тенденции, характерные для иностранных инвесторов в нефтегазовую промышленность Африки. Наибольшую активность среди них проявляют фирмы с опорой на существенную государственную поддержку Китая, Индии и США с ноября 1997 г. Вашингтон прервал американо-суданские отношения экономическими санкциями, что, видимо, стало одной из главных причин отсутствия американских инвесторов в суданской нефтедобыче. Для первых двух стран, особенно для КНР, проблема поиска и диверсификации внешних источников углеводородного сырья резко актуализировалась относительно недавно по мере быстрого роста экономики в целом, уровня жизни все более многочисленных слоев общества, а также энергопотребления и энергоемкости хозяйства ввиду ускоренной модернизации. За 2000-2010 гг. Китай переместился с восьмого на третье место в мире по нетто-импорту жидкого топлива, преимущественно нефти и нефтепродуктов годовым объёмом около 175 млн т вслед за США и Японией, а еще ранее, к 2003 г., закрепился на втором месте после США среди импортеров нефти из Африки. Индия к тому времени значительно им уступала. Однако общие тенденции индийского энергопотребления и крайняя ограниченность национальных энергосырьевых ресурсов стимулировали постепенное сокращение этого разрыва. На 2013 г., согласно американским оценкам, Индии отводится четвертое место в мире среди потребителей нефти после США, КНР и Японии.

В 2011 г. среди поставщиков этого сырья Китаю четвертое и пятое места занимали соответственно Ангола и Судан. Однако значение последнего для КНР в ближайшем будущем представляется более важным. Участие в суданских проектах с 2006 г., вероятно, позволит контролировать запасы жидкого топлива, нефтепромысловые и экспортные мощности, крупнейшие из когда-либо приобретенных китайскими компаниями за рубежами. К середине 2005 г. объем так называемой собственной продукции, полученной благодаря инвестициям за рубежом, не превышал 8,6% импорта жидкого топлива Китаем, или в среднегодовом измерении - менее 15 млн т. Однако только один Судан смог бы поставлять КНР на 28% больше всего этого количества «собственной» нефти уже в ближайшие годы, если верны предыдущие расчёты. Защита подобных интересов, очевидно, не ограничивается экономическими методами. Например, американские источники приводили информацию западных спецслужб, согласно которым в августе 2000 г., когда бои между правительственными войсками и южносуданскими повстанцами шли не далее 16 км от нефтепромыслов GNPOC, Китай собственными силами, включая дополнительный многотысячный «персонал» и средствами активизировал систему безопасности этих объектов. В июле-сентябре 2004 г. КНР добилась внесения существенных поправок в резолюцию № 1564 СБ ООН, решительно противодействуя введению Советом Безопасности политических и «нефтяных» санкций против Судана в связи с конфликтом в провинции Дарфур.

Во второй половине 1990-х годов правительства России и Судана, а также деловые круги обеих стран начали проявлять возрастающий интерес к восстановлению и активизации торгово-экономических взаимоотношений, которые на протяжении предшествующих двух десятилетий оставались практически замороженными. По-видимому, в качестве одной из приоритетных областей возрождающегося сотрудничества рассматривалась суданская нефтяная промышленность. Например, в апреле 2001 г. российская компания «Славнефть» подписала соглашение с министерством энергетики Судана об участии в освоении там блока нефтяных месторождений. «Славнефть» приняла на себя обязательства проанализировать предоставленные ей данные о месторождениях и приступить к их разработке. Позже к ней намеревалась присоединиться российская государственная компания «Роснефть». Ранее из российских предприятий в Судане предполагали работать «Зангаз» и Лукойл-Белоруссия. Но в 1998 г. из-за падения мировых цен на нефть переговоры об их деятельности в этой стране прекратились. В результате определенно известно с августа 2004 г. лишь об участии ОАО «Стройтрансгаз» подрядчиком в сооружении одной из четырех секций длиной 336 км магистрального нефтепровода общей протяженностью 1400 км и пропускной способностью 10 млн т в год от группы нефтепромыслов Мелут до нефтеналивного терминала, строящегося в окрестностях г. Порт-Судан.

По мнению ряда специалистов, еще несколько лет может продлиться этап конъюнктурного цикла, особо благоприятный для производителей и экспортеров наиболее качественной, легкой и низкосернистой нефти. Именно они преобладают в этой отрасли на Африканском континенте. Главный фактор действующего цикла - противоположные структурные тенденции в сферах производства жидкого топлива, его переработки и конечного использования нефтепродуктов. Основная часть временно свободных или «балансирующих» производственных мощностей и ресурсов, готовых к относительно быстрому вводу в хозяйственный оборот, сосредоточена в регионе Персидского залива, Венесуэле и немногих других странах, где может быть увеличена добыча преимущественно тяжелых сортов нефти. Напротив, наличная структура нефтеперерабатывающих предприятий наряду с все более жесткой экологической регламентацией энергопотребления в большинстве экономически развитых стран, прежде всего в Западной Европе, Северной Америке и Японии, предъявляют повышенный спрос на иные, лучшие виды углеводородного сырья. Такая ситуация усиливает дифференциацию его цен по качественным и одновременно географическим характеристикам и могла бы способствовать даже временному формированию «биполярной» ценовой структуры, которая условно разделила бы мировой рынок жидкого топлива, с одной стороны, на «атлантический» сектор торговли по преимуществу более качественными, а с другой стороны, на «азиатский» менее качественными разновидностями этих товаров.

Однако подобные прогнозы рыночной сегментации могут быть существенно скорректированы с учетом опыта последних лет. Правда, подобная коррекция способна, вероятнее всего, не опровергнуть, а, наоборот, усилить их общие выводы о некоторых конъюнктурных тенденциях, принципиально важных для африканских нефтеэкспортеров. Ускоренное развитие Китаем наиболее динамично растущим азиатским и мировым потребителем углеводородного сырья прогрессивных технологий применения твёрдого топлива, например водоугольных смесей, наряду с использованием природного газа, ядерной и гидроэнергетики, а также другие альтернативы вполне могут изменить тенденции региональной структуры спроса на нефть и ее производные соответственно в пользу лучших, легких сортов и «светлых» нефтепродуктов по сравнению с тяжелыми и «темными» конкурентами угля, газа и другого топлива главным образом лишь в электроэнергетике. Тем самым вместо дифференциации структурных сдвигов и рыночной сегментации нефтепотребления по географическому признаку вполне вероятен, напротив, разворот в сторону «структурной унификации» потребителей и сегментации спроса уже не столько по географическому, сколько по «качественным» признакам. Широкий охват импортеров жидкого топлива подобной «качественной» сегментацией на пространстве мирового рынка, без изъятия южно и восточноазиатского секторов, скорее всего, еще выше поднимет ценность и цены сортов легкой нефти, включая африканские. А для явного усиления наличного интереса Китая, Индии, других новых индустриальных стран, вслед за «постиндустриальными», к углеводородным ресурсам Африки добавятся еще более веские основания.

Судя по осуществляемым проектам, а также по контрактам со сроками реализации в области развития нефтяных и газовых поисковых, добывающих и транспортных предприятий, основная инвестиционная активность этого отраслевого комплекса на континенте до 2011 г. сосредоточивалась в Западной и Северной Африке.

Согласно базовым контрактным условиям, за данный пятилетний период в западноафриканском регионе, преимущественно на территориях и шельфах Анголы, Нигерии и Экваториальной Гвинеи общее число буровых платформ предполагалось увеличить более чем на 30%, дополнить их почти 300 новых подводных морских установок и задействовать на 176 промысловых участках для проходки более 700 скважин. Наряду с упомянутой производственной инфраструктурой отраслевая транспортная система региона должна была расшириться благодаря прокладке 4 тыс. км новых трубопроводов. Успешная реализация всех заявленных проектов смогла бы обеспечить прирост региональных добывающих мощностей примерно на 150 млн т нефти в годовом исчислении.

Среди стран Северной Африки - крупнейших экспортеров нефти и газа в последнее время особо широкие перспективы для разностороннего сотрудничества с Россией открылись перед Алжиром, особенно после официального визита российского президента В.В. Путина в АНДР, урегулированию ее задолженности перед Российской Федерацией, дальнейшему обмену визитами между высшими должностными лицами обеих стран и руководством их главных энергетических структур, а также достижению ряда важных договоренностей.

Крупнейшие отрасли, которые эксплуатируют исчерпаемые природные ресурсы, в первую очередь энергосырьевые, крайне противоречиво оцениваются со стороны их воздействия как на хозяйственное развитие в целом, так и на формирование рыночных структур и систем в частности. Прежде всего, такого рода противоречия подчеркиваются и дискутируются применительно к государствам, которые разрабатывают запасы углеводородного сырья, экспортируют наряду с продуктами его первичной переработки, извлекая в результате рентные доходы, чрезвычайно изменчивые, но в среднем за последние 30-35 лет одни из максимальных в

Сегодня Африка занимает далеко не последнее место в когорте нефтедобывающих районов мира с ее 12 процентами разведанных на планете запасов нефти и 11 процентами мирового объема добычи. Темпы роста разведанных месторождений и масштабов добычи говорят за то, что в будущем столетии роль Африки в нефтяных вопросах будет только расти. Один из главных ее козырей, помимо прочего, - близость и удобство транспортировки добытого топлива, до крупнейших потребителей - США и Бразилии - рукой подать, стоит лишь пересечь Атлантический океан. Что не менее важно, уже известные запасы нефти в Африке превосходят каспийские, о которых говорят значительно больше и которые, по общему мнению, в недалеком будущем затмят сокровища Персидского залива. Новые достижения в области технологии и геологоразведки позволили по-новому взглянуть на запасы таких стран, как Алжир и Ангола, не говоря уже о других претендентах на звание нефтяных Клондайков. Все дело в том, что стало доступно разрабатывать месторождения на океанском шельфе на глубинах свыше 400 м. Результаты налицо: добыча нефти в Африке за последние десять лет выросла на 43 проц. и в ближайшее десятилетие, как считают эксперты, способна увеличиться еще не менее чем на 50 проц. Глубоководные запасы на африканском шельфе уже перекрывают запасы Северного моря. С другой стороны, в отличие от Каспийского моря, например, которое окружено зонами политической нестабильности и куда придется прокладывать дорогостоящие нефтепроводы, географическое положение Африки крайне выгодно, а политические проблемы лишь отчасти влияют на добычу нефти, которая ведется с платформ вдали от берега. Разворот колеса фортуны быстро почувствова ли западные нефтяные гиганты, которые ныне во многом заново открывают для себя Черный континент и его нефтяные богатства. Только лишь в зоне Гвинейского залива речь идет об их намерении инвестировать 40-60 млрд. долларов США в разработку примерно двадцати перспективных проектов буквально в ближайшие годы. В Анголе, несмотря на обострение гражданской войны, идет настоящая нефтяная лихорадка. Права на добычу там раскупаются нарасхват по ценам, превышающим еще недавние самые смелые прогнозы. В Анголе уже открыто с полдюжины очень крупных месторождений. Добыча нефти в Анголе, как ожидается, должна достигнуть 1 млн. баррелей в день в 2000 году и 2 млн. - в 2005 году, т.е. уровня Нигерии. Особенно успешно идет разведка на нефть на севере Анголы: удачными оказываются 75 проц. пробуренных скважин американской компании «Экссон», 100 проц. - американской же «Шеврон» и французской «Тоталь» и лишь немногим меньше у другой французской компании «Эльф-Акитэн». «Экссон» и «Шеврон» ожидают в ближайшем будущем открытие запасов нефти минимум на 500 млн. баррелей. Рост нефтедобычи идет настолько бурно, что государственная компания «Сонангол» явно не поспевает за этими темпами. Только что она расширила свой штат за счет 300 молодых специалистов, которые в начале десятилетия были отправлены на учебу за границу для освоения новых технологий, но это пополнение - капля в море. Подготовка собственных кадров стала задачей номер один. Ведь, по оценкам администрации США, скоро ангольская нефть будет составлять 10 проц. всего импорта «черного золота» в США. Именно этим объясняется резкое увеличение интереса США к Анголе в последние годы.
Другой весьма перспектив ный район - Алжир. После того как в 1986 году Алжир разрешил иностранным компаниям вернуться в нефтеразведку и добычу, нефтяной сектор совершил крупный скачок. Государственная компания «Сонатрак» не располагает необходимой технологи ей и персоналом для рывка вперед. Лишь с помощью иностранных инвесторов Алжир смог открыть крупнейшее месторожде ние в Гадамесе. Именно там специалисты американской компании «Андарко» открыли залежи объемом до 3 млрд. баррелей, что составляет треть всех национальных запасов. Новые технологии позволили поднять добычу на 65 проц. Лидером добычи нефти в Африке остается Нигерия - 2 млн. баррелей в день и запасы в 17 млрд. баррелей, однако переход к активному освоению подземных кладовых Ливии может в корне изменить картину. Пока что у Ливии разведано запасов на 30 млрд. баррелей, но добыча из-за международных санкций идет медленными темпами. Не сказали своего слова еще и Габон, Египет, Республика Конго, Судан и Чад. Конечно, не все идет гладко. Ослепленные блестящими перспективами, которые им рисуют геологи, нефтяные компании идут на все больший риск, например, вкладывая средства в добычу нефти со сверхглубокого шельфа (до 3000 м глубины), хотя располагают технологией добычи на глубине не свыше 1500 м. Так что вполне можно прогнозировать крупные и дорогостоящие фиаско. Нельзя игнорировать и другое обстоятельство - тревожную политическую ситуацию в большинстве африканских стран. В Алжире, как и в Анголе, не прекращается гражданская война, а в Нигерии процветает коррупция, ширятся выступления протеста местного населения против экологических катастроф. Кроме того, африканцы все меньше соглашаются с тем, что «черное золото» добывается вокруг них в изобилии, в то время как их жизненный уровень никак не улучшается. Так что в будущем никак не обойтись без реинвестирования в том или ином виде хотя бы части прибыли в местную экономику. Пока что страны Африки должны приспосабливаться к беспрецедентному падению мировых цен на нефть, которые, как полагают специалисты, уже никогда не поднимутся до прежней и такой заманчивой цены - 30 долларов за баррель. Это не может не сказываться на положении стран, живущих исключительно за счет продажи нефти. Кроме того, в этих условиях у них не остается надежд на создание собственной нефтеперерабатыва ющей промышленности, которая за редкими исключениями в Африке отсутствует. Обвал мировых цен на нефть уже привел к сокращению расходной части бюджета Алжира в нынешнем году сразу на четверть, а Анголу поставил на грань дефолта. Другая проблема - рост энергоемкости экономики африканских стран.

Если увеличение ВВП Африки в 1993-1996 годах составило 10 проц. по сравнению с 8 проц. в Западной Европе, 11 проц. в Латинской Америке и 22 проц. в Азии, то потребление энергии на Черном континенте в период с 1976 по 1996 год выросло на 85 проц., в Западной Европе - на 30 проц., в Латинской Америке - на 68 проц. и в Азии - на 162 проц. (исключая КНР). Все дело в том, что если взять такой показатель, как затрата энергии в пересчете на эквивалент тонны нефти для производства 1000 долларов ВВП, то он в Африке поднялся с 0,76 в 1976 году до 0,89 в 1996 году, а ВВП стал больше на 58 проц. В Азии идет обратный процесс: производство становится все менее энергозатратным (с 0,9 в 1976 году до 0,68 в 1996 году при увеличении ВВП одновременно на 227 проц.). В Латинской Америке энергозатратность осталась в минувшее двадцатилетие примерно на таком же низком уровне, что и была: 0,38-0,39. В Западной Европе удалось ее еще больше понизить - с 0,33 до 0,26.

Число нефтяных месторождений в Африке прибывает с каждым годом - к традиционным нефтедобывающим странам (Алжиру, Габону, Ливии и Нигерии) в последние годы добавились Камерун, Республика Конго, Чад, Судан и Египет. В общей сложности на конец 1998 года в Африке было разведано месторожде ний с запасами в 72 млрд. баррелей нефти. Сюда в скором времени должны прибавиться Мали и Нигер, а также Кот-д"Ивуар. Для многих в Африке нефтяное богатство затмевает газовые перспективы до такой степени, что лишь попутно газа в факелах бесцельно сжигается на 2,5 млрд. долларов в год. Однако африканские запасы не ограничиваются попутным газом, на континенте обнаружены впечатляющие резервы газа, не связанного с нефтью. В первую очередь речь идет о шельфе Мозамбика и Танзании, где газ найден и дело идет к добыче. Активная разведка ведется на шельфе Намибии, геологические изыскания планируются в Сенегале и Гане. Ныне в Африке находится 7 проц. мировых запасов газа, однако его доля в производстве составляет всего 4 проц. Правда, специалисты полагают, что в ближайшее десятилетие Африка удвоит экспорт газа. В Ливии и Алжире реконструиро ваны заводы по сжижению газа, что позволит поставлять его по трубопроводам в Западную Европу. В Нигерии с помощью компаний «Шелл», «Аджип» и «Эльф-Акитэн» начато строительство завода по сжижению газа в Бонни, на юго-востоке страны. Через год он должен войти в строй и поставлять 8 млрд.кубометров сжиженного газа в Италию, Испанию, Португалию и Турцию. Это позволит Нигерии стать третьим по значению в Африке экспортером газа. Кроме того, изучается возможность строительства газопровода для доставки сжиженного газа из Нигерии в Гану, Бенин и Того. В других странах первостепенное внимание уделяется внутреннему рынку. В Египте обилие месторождений газа позволило постепенно перевести ТЭС с мазута на более дешевый газ. В Тунисе рассматривается вопрос обеспечения потребнос тей в электроэнергии за счет использования газа для ее производства. Такая система уже действует в Кот-д"Ивуаре, где к тому же строится завод по производству газовых баллонов для бытовых нужд, оцениваемых в 250 тыс. тонн сжиженного газа в год. Все эти радужные перспективы уживаются с суровыми реалиями, когда возможны такие казусы, как острая нехватка нефтепродуктов, а то и самой нефти в нефтедобывающей стране. Характерный пример - крупнейший африканский производитель и экспортер нефти Нигерия, где существуют несколько нефтеперерабатывающих заводов и разветвленная сеть сбыта нефтепродуктов, импортиру ет и нефть, и бензин. Причины - в чудовищно неэффективном управлении отраслью, неразберихе и коррупции, но и не только в этом. Наибольших масштабов нефтяной кризис достиг в годы правления последнего диктатора Нигерии - генерала Сани Абачи (1993-1998). При нем нигерийцы выстаивали километровые очереди за бензином на автозаправочных станциях. Приближенные к Абаче генералы, на откуп которым был отдан весь нефтяной сектор, искусственно подхлестывали бензиновый дефицит. Достаточно сказать, что одновременно были закрыты на реконструкцию все четыре нефтеперерабатывающих завода страны: два - в Порт-Харкорте, по одному - в Варри и Кадуне, чтобы оправдать импорт нефтепродуктов пятью компаниями, четыре из которых контролирова лись лично Абачей. Эти компании также выстраивали длинные очереди танкеров на рейдах нигерийских портов под разгрузку, чтобы еще больше взвинтить цены. Цены на импортный бензин вдвое-втрое превышали среднемировой уровень. Вершиной их мошеннической мысли была переправка продукции собственных заводов на рейд к танкерам с последующим импортом в страну по цене в несколько раз выше. Отсюда понятно, что Абдулсалам и Абубакар, сменивший в июне прошлого года внезапно скончавшегося Абачу, первым делом в череде своих попыток демократизировать жизнь в Нигерии взялся за нефтяной сектор, который обеспечивает 90 проц. поступлений от экспорта и 82 проц. доходной части бюджета. Он решил не назначать министра нефти в правительство, а заняться самому чисткой этих авгиевых конюшен. Им были созданы специальный совет по управлению нефтяным сектором, а также независимая комиссия для его регулирования. Импортные квоты постепенно были переданы от всемогущей Нигерийской национальной нефтяной корпорации (НННК) иностранным компаниям - «Шелл», «Мобил», «Аджип» и «Эльф-Акитэн». НННК - монополист нефтяного сектора Нигерии, средоточие его недостатков и упущений. НННК пинадлежат в среднем 57 проц. в каждом из 6 совместных предприятий с участием «Мобил», «Шеврон», «Тексако», «Шелл», «Эльф-Акитэн» и «Аджип», которым отдана на откуп добыча нигерийской нефти. НННК в отличие от иностранных партнеров всячески увиливает от капиталовложений и прочих расходов на функционирование СП, довольствуясь лишь доходами. С учетом крайней изношенности оборудования это привело к острым трениям с партнерами, которым не улыбается роль доноров. По распоряжению А.Абубакара иностранным партнерам первым делом были выплачены задолженности нигерийской стороны, то есть НННК, по участию в содержании СП. Он также предложил им заменить форму сотрудничества с СП на менее обременительные соглашения о разделе продукции. Главное - намечается приватизация НННК, которую теперь придется проводить в жизнь новому, гражданскому правительству во главе с президентом Олусегуном Обасанджо, который заступил на этот пост 29 мая. Именно НННК принадлежат все 4 закрытых нефтеперерабатывающих завода. Есть надежда, что вскоре вновь заработает НПЗ в Кадуне, реконструкцию которого проводила французская фирма «Тоталь», однако нехватка бензина будет ощущаться еще долгое время. Для того чтобы довести до конца реконструкцию остальных НПЗ, необходимо 200 млн.долларов. Сейчас правительство занято поиском потенциальных инвесторов, обещая предпочтения при последующей приватизации НПЗ, которые предполагается передать в частные руки минимум на 40 проц. По-другому складывается картина в системе сбыта нефтепродуктов - там действуют 5 иностранных компаний («Аджип», «Эльф-Акитэн», «Мобил», «Тексако», «Тоталь») и три нигерийские фирмы - «Африкэн петролеум», «Нэшнл ойл» и «Юнипетрол», на 40 проц. контролируемые НННК. Однако нефтепродукты во многом субсидиру ются, и цена на бензин, например, впятеро ниже, чем в Кот-д"Ивуаре. Иностранные специалисты считают, что цены должны быть хотя бы частично либерализованы. Но резкие перемены здесь грозят социальным взрывом и могут означать политическое самоубийство для властей. Дело не только в том, что в случае подорожания бензина автоматически вырастут и все другие розничные цены. Будет ликвидирован источник дохода для множества нигерийцев, которые зарабатывают на жизнь перепродажей дешевого нигерийского бензина в соседние страны. Размеры этой контрабан ды достигают 300 тыс. баррелей в день. К этим общим проблемам добавляются и региональные. Ведь основной район нефтедобычи, зона дельты реки Нигер, - самый бедный район страны, хотя там добывается 70 проц. всей нефти. Неудивительно, что местные жители требуют справедливой доли в доходах от нефти и более строгого соблюдения экологических норм. Достаточно сказать, что в прошлом, при Абаче, выступления протеста жителей районов нефтедобычи жестоко подавлялись. Казнь их лидера - правозащитника Кена Саро-Вивы и восьми других представителей народа огони - привела к изоляции Нигерии на мировой арене, приостановлению ее членства в Содружестве и многочисленным карательным санкциям. Ныне правительство ищет возможности в большей степени учитывать интересы местного населения и решать возникающие с ним разногласия в более демократическом духе.

– это государства, имеющие богатые подземные ресурсы «черного золота», активно занимающиеся ее добычей и экспортом. Сегодня выделяется 11 стран, которые считаются самыми крупными экспортерами нефти в мире:

В Африке – Алжир, Ангола и Нигерия;
- в Северной и Южной Америке – это Мексика, Канада и Венесуэла;
- в Европе – Россия, Норвегия и Великобритания;
- на Ближнем Востоке (Азия) – Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Ирак, Иран, Саудовская Аравия.

На протяжении долгих лет нефть – это один из главных стратегических ресурсов, в которых нуждается промышленность. Странам, которые добывают и экспортируют нефть приходится проще всего. В свою очередь импортеры вынуждены мириться с таким положением вещей и становиться зависимыми от своих поставщиков. Вот почему все страны тратят огромные средства на разработку новых месторождений и добычу нефти (хотя бы для покрытия нужд собственной страны).

Но ситуация на мировом рынке нефти меняется очень стремительно. К примеру, еще 50 лет назад те же Норвегия и Великобритания выступали в качестве импортеров нефти. В последствие они начали сами ее добывать и продавать другим странам. Особого внимания заслуживают ОАЭ и Саудовская Аравия. В свое время этим странам было сложно выйти из-под западного давления. Но уже сегодня это развитые государства и крупнейшие .


Еще в 2013 году Россия лидировала в списке стран, добывающих нефть. Но в 2015 году ее с этой позиции сместила США с 12,4 миллионами баррелей в день. На втором месте расположилась Саудовская Аравия с показателем в 11,6 миллионов баррелей в сутки и только на третьей строчке Россия (10,6 миллионов баррелей нефти в день). Далее – Китай (4,4 млн. баррелей), Канада (4,0 млн. баррелей), Иран (3,2 млн. баррелей), Ирак и прочие.

Большая часть стран входит в организацию стран-экспортеров нефти – ОПЕК. Организована структура в 1960 году. Первоначально в нее входило всего пять стран – Кувейт, Ирак, Иран, Венесуэла и Саудовская Аравия. На сегодняшний день число стран достигло 12. К ОПЕК подключились ОАЭ, Ливия, Катар, Ангола, Эквадор и Нигерия. Все эти страны контролируют почти 75% всех запасов в мире.

США

Соединенные штаты Америки всегда считались крупнейшими потребителями «черного золота». С 2015 года они стали еще и самыми крупными экспортерами нефти. Суточное потребление составляет около 23-24 миллионов баррелей, что составляет почти 25% от общей потребности стран мира. При этом более 50% всей потребляемой нефти необходимо для изготовления топлива и заправки авто.

Если брать последние несколько десятков лет, то уровень добычи США

существенно упал. Еще в начале 70-х годов в США добывалось около 530 тонн «черного золота». В середине 90-х 20-го века этот показатель снизился до 368 миллионов тонн, а в начале 2000 года он упал до 350. Основная причина – рост конкуренции в мире. Многим странам удалось открыть новые месторождения, наладить добычу нефти и ее экспорт в другие страны мира. При этом, несмотря на свои лидирующие позиции в добыче нефти, США приходится импортировать дополнительные объемы ресурсов для покрытия собственных нужд.

Согласно существующих данных с Штатах составляют более четырех миллиардов тонн, что в общемировом формате составляет около 3%. Большая часть месторождений находится около Тихоокеансаокого побережья, на шельфе Мексиканского залива, у берегов Аляски. Главные районы добычи нефти – Оклахома, Луизина, Калифорния. Аляска и прочие.

Главные импортеры нефти для США – Венесуэла, Канада, Мексика, Саудовская Аравия и прочие. При этом Штаты слишком зависят от политики ОПЕК, поэтому все больше внимания обращают на альтернативный «черного золота», к примеру, на Россию.

Саудовская Аравия

Лидирующая тройка – это уже давно место Саудовской Аравии. Времени страна выходит в лидеры по ежедневной добыче нефти, но после этого ее смещают другие «гиганты» нефтяного рынка. Собственно, страны можно объяснить исключительно наличием такого ресурса, как нефть. В течение 20 последних лет стране удалось добиться серьезных результатов во многих отраслях

промышленности и поднять уровень жизнь.


«Черное золото» - основной источник дохода. Уровень экспорта нефти превышает приблизительно в четыре раза уровень другого крупного экспортера Европы – Норвегии. Каждый день в Саудовской Аравии добывается 11,6 миллионов баррелей нефти. Это второй показатель после США, но расстояние небольшое и в ближайшее время все еще может измениться. При этом нефть – не единственное достояние страны. Ежедневно в Саудовской Аравии добывается около ста миллионов «кубов» газа.