Закон о социальном страховании 255 фз. Основной закон о социальном страховании

Закон о социальном страховании 255 фз. Основной закон о социальном страховании

1. Страхователь назначает пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами. Выплата пособий осуществляется страхователем в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы.

2. Территориальный орган страховщика в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 13 настоящего Федерального закона, назначает и выплачивает пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком в течение 10 календарных дней со дня поступления в территориальный орган страховщика соответствующего заявления и необходимых документов.

2.1. В случае отсутствия у застрахованного лица на день обращения за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком справки (справок) о сумме заработка, необходимой для назначения указанных пособий в соответствии с частями 5 и 6 статьи 13 настоящего Федерального закона, соответствующее пособие назначается на основании представленных застрахованным лицом и имеющихся у страхователя (территориального органа страховщика) сведений и документов. После представления застрахованным лицом указанной справки (справок) о сумме заработка производится перерасчет назначенного пособия за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих дню представления справки (справок) о сумме заработка.

3. Назначенное, но не полученное застрахованным лицом своевременно пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих обращению за ним. Пособие, не полученное застрахованным лицом полностью или частично по вине страхователя или территориального органа страховщика, выплачивается за все прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

4. Суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи). Удержание производится в размере не более 20 процентов суммы, причитающейся застрахованному лицу при каждой последующей выплате пособия, либо его заработной платы. При прекращении выплаты пособия либо заработной платы оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.

5. Начисленные суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, не полученные в связи со смертью застрахованного лица, выплачиваются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

1. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.

2. Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком.

3. Матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам в случае, если размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам.

4. В случае, если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из указанных лиц.


Судебная практика по статье 11.1 ФЗ от 29.12.2006 № 255-ФЗ

    Определение от 20 декабря 2018 г. по делу № А50-8665/2018

    Материалах дела. Основания для пересмотра судебного акта в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют. Суды пришли к выводу о соблюдении условий, предусмотренных частью 2 статьи 11.1 Федерального закона № 255-ФЗ от 29.12.2006 «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» для сохранения за работником Шулаковой...

    Определение от 20 декабря 2018 г. по делу № А47-13599/2017

    Верховный Суд Российской Федерации - Административное

    Ребенком в возрасте до полутора лет, соответствующие сотрудники работали в обществе на условиях неполного рабочего времени, пришел к выводу о соблюдении предусмотренных частью 2 статьи 11.1 Федерального закона № 255-ФЗ от 29.12.2006 «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон № 255-ФЗ) условий...

    Определение от 11 декабря 2018 г. по делу № А76-33352/2017

    Верховный Суд Российской Федерации - Административное

    Суть спора: об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных внебюджетных органов

    В период отпуска по уходу за ребенком работали на условиях неполного рабочего дня с незначительным сокращением продолжительности рабочего времени. Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями статьи 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», статьи 11 Федерального закона от...

    Определение от 30 ноября 2018 г. по делу № А47-1315/2017

    Верховный Суд Российской Федерации - Административное

    Суть спора: Оспаривание ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - Административные и иные публичные споры

    Социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 15, 16, 56 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 1, 2, 2.1, 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», статьи...

    Постановление от 3 сентября 2018 г. по делу № А76-15469/2018

    Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (18 ААС)

    По указанному виду обязательного страхования является ежемесячное пособие по уходу за ребенком (подпункт 8 пункт 2 статьи 8 Закона № 165-ФЗ). В соответствии со статьей 11.1 Закона № 255-ФЗ, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске...

    Решение от 31 августа 2018 г. по делу № А82-11351/2018

    Арбитражный суд Ярославской области (АС Ярославской области)

    Указанному виду обязательного страхования является ежемесячное пособие по уходу за ребенком (подпункт 8 пункта 2 статьи 8 Федерального закона № 165-ФЗ). В соответствии со статьей 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Федеральный закон № 255-...

    Решение от 30 августа 2018 г. по делу № А43-28043/2018

    Арбитражный суд Нижегородской области (АС Нижегородской области)

    Лет. Страховым обеспечением по указанному виду обязательного страхования является ежемесячное пособие по уходу за ребенком (подпункт 8 пункта 2 статьи 8 Закона №165-ФЗ). Частями, 1, 2, 4 статьи 11.1 Закона №255-ФЗ предусмотрено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход...

  • Федеральный закон 255 ФЗ с изменениями о социальном страховании регулирует сферу обеспечения пособиями в случаях временной нетрудоспособности, в связи с материнством. Он вступил в силу 29 декабря 2006 г., а 2017 год ознаменуется началом действия важных изменений. Для лучшего понимания 255 ФЗ может изучаться с комментариями.

    ФЗ 255 ФЗ об обязательном социальном страховании – описание закона

    Российский 255 ФЗ с его изменениями, комментариями об обязательном социальном страховании определяет порядок, условия, размеры обеспечения пособиями в случаях материнства, временной нетрудоспособности.

    По российскому 255 ФЗ с изменениями каждое пособие зависит от продолжительности имеющегося трудового стажа при прохождении государственной (гражданской), муниципальной службы, работы по любому трудовому договору, иной деятельности.

    Согласно федеральному закону размер положенного пособия при нетрудоспособности составит 100% от среднего заработка для людей со стажем от 8 лет, когда стаж в пределах 5-8 лет, помощь составит 80%, а больничные листы человека, работающего меньше 5 лет будут оплачены в размере 60%, меньше размер быть не может.

    Федеральный закон об обязательном социальном страховании указывает, что пособие по беременности должно составить все 100% от имеющегося среднего заработка, но только когда у женщины имеется более, чем полугодовой стаж. В каком-либо другом случае помощь не превысит 1 МРОТ.

    Максимальный размер всех пособий определяет государство на каждый финансовый год отдельно. Пособия по временной нетрудоспособности согласно фз 255 начисляются в следующих ситуациях:

    • 1. При заболевании, травме застрахованного человека;
    • 2. Если нужно осуществлять уход за любым членом семьи;
    • 3. Когда необходим карантин для застрахованного человека, ребенка до 7 лет;
    • 4. Когда осуществляется протезирование;
    • 5. Если нужно долечивание в санаториях РФ.

    Данный законодательный акт об обязательном страховании свидетельствует, что любое пособие при нетрудоспособности должно выплачиваться пока человек не восстановит трудоспособность или не будет признан инвалидом (в этом случае он будет получать другие ежемесячные выплаты). Все пособия назначаются в течении 10 дней от даты обращения человека.

    Изменения в ФЗ 255

    Данный закон в 2017 был дополнен важными изменениями. Так в средний заработок вошли все виды вознаграждений, выплат в пользу каждого застрахованного человека.

    Кроме того, все полномочия по контролю за проплатой взносов переходит от ФСС, других внебюджетных фондов к налоговой инспекции, исключением будет внесения взносов за травматизм. Ввиду этого в налоговом кодексе появится новая глава. 255 ФЗ в новой редакции с изменениями указывает, что ФНС получит право проводить камеральные, выездные проверки страхователей.

    14 ст 255 ФЗ

    Действующая статья 14 указывает, как нужно проводить исчисление пособий. На основании данной статьи выплаты должны рассчитываться на основании, так называемого, среднего заработка, причем за последних 2 года. Когда женщина один из этих годов провела в отпуске по уходу за малышом, тогда по ее желанию для исчисления может быть взят более ранний период времени, если это приведет к увеличению пособия. Даже после увольнения при расчете пособия обязательно учитывается средний заработок у предыдущего страхователя.

    Статья 15 255 ФЗ

    В статье 15 закона об обязательном социальном страховании (255 ФЗ) указываются сроки выплаты денег при временной нетрудоспособности, беременности, родам, при уходе за малышом. Так 255-ФЗ с комментариями указывает, что начисление помощи производится, причем обязательно, в десятидневный срок с даты обращения человека с необходимыми документами. Если на момент обращения нет достаточных сведений о заработке человека за последние годы, то исчисление все равно проводится, но на основании имеющихся данных, с последующим перерасчетом.

    Согласно законуивыплата денег происходит в зарплатный день, причем ближайший. Выплаты возврату не подлежат, но за исключением случаев недобросовестности застрахованного человека, счетных ошибок. В данных случаях, согласно этого законодательного акта о обязательном социальном страховании, производится возврат, но удерживаемая часть не должна быть больше 20% от размера выплаты. Для таких действий необходим приказ по организации.

    127 13.02.2019 5 мин.

    Защита финансовых интересов физических и юридических лиц возлагается на государственную систему страхования. В стране действуют развитые страховые программы, позволяющие в случае неблагоприятной ситуации не остаться без финансовой помощи. Рост и эффективная реализация страховых продуктов в стране, обусловлена улучшающейся экономической ситуацией и финансовой стабильностью. В настоящее время активизируются социальные страховые программы. В стране существует несколько страховых фондов, которые пополняются из различных источников. Деятельность всех страховых организаций регламентируется федеральным законодательством и контролируется соответствующими органами.

    Понятие и принципы

    Социальная защита граждан базируется на финансовой поддержке, которая реализуется на основании государственных программ. Комплексное взаимодействие всех субъектов системы социального страхования обеспечивается принципами, прописанными в законодательных актах. В основу этих принципов положено социальное равенство всех слоёв населения.

    Любой гражданин РФ, не зависимо от своего социального статуса, имеет право на поддержку государства при наступлении события, лишающего его нормального материального достатка.

    Определение

    Социальное страхование представляет собой мероприятия, предназначенные для защиты граждан РФ в тех случаях, когда они лишаются возможности самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности. Социальное страхование может быть реализовано в денежном выражении и в виде скидок и льгот. Основным органом, обеспечивающим защиту граждан, является фонд социального страхования (ФСС).

    Законодательство

    Основным документом, регламентирующим все сферы социального страхования, является закон № от 16. 07. 1999 года. Закон изменялся и дополнялся и в настоящее время действует редакция № 250-ФЗ от 03. 07. 2016 года.

    В законе конкретно указаны все виды и формы страхования, а так же взаимоотношения между сторонами. Оговариваются права и обязанности сторон, их взаимная ответственность и работа проверяющих органов. Важным является указание на возможность и сроки разрешения спорных вопросов.

    Что включает страховое обеспечение

    Под страховым обеспечением подразумевается денежная сумма, которая выплачивается застрахованному лицу в случае наступления страхового случая. В этой ситуации страховое обеспечение является системой возмещения убытков. Социальное страхование как единая система включает в себя ряд вторичных подсистем, каждая из которых содержит свой перечень страховых случаев. К таким подсистемам относится следующее обеспечение:

    • государственное;
    • пенсионное;
    • от несчастного случая;
    • медицинское.

    Каждое обеспечение регламентируется соответствующими статьями законов РФ.

    Денежные выплаты могут быть выплачены не только страхователю, но и третьему лицу, которое указано в страховом документе.

    Государственное

    Этот вид страхового обеспечения предназначен для компенсации убытков, которые могут понести некоторые категории граждан при определённых обстоятельствах. Наступление периода временной нетрудоспособности вызывает резкое снижение материального благосостояния, поэтому государство берёт на себя заботу о финансовом обеспечении граждан. Система социального страхования предоставляет денежные выплаты в следующих случаях:

    • беременность и роды;
    • рождение ребёнка;
    • уход за ребёнком до 1,5 лет;
    • погребальные выплаты.

    Во всех перечисленных видах страхования государство выступает гарантом, поэтому не зависимо от социального статуса каждый гражданин РФ имеет право на получение денежных выплат при наступлении страхового случая. Подданные иностранных государств, временно проживающие в России и имеющие официальное разрешение на пребывание, так же могут рассчитывать на все виды социальной помощи.

    Пенсионное

    По своему назначению пенсия является элементом страховой системы, которая решает задачу возмещения утраченного заработка. Потеря финансового благосостояния может наступить в следующих случаях:

    • возрастной ценз;
    • потеря кормильца;
    • выслуга лет.

    Возрастной ценз определяется возрастом, после наступления которого, гражданин РФ может прекратить взаимоотношения с работодателем и выйти на заслуженный отдых. В зависимости от страхового стажа физическому лицу выплачивается ежемесячное пенсионное обеспечение. Про страховой стаж для пенсии по старости читайте . По современному законодательству, при начислении пенсии, учитывается количество пенсионных баллов, взносы выплачиваемые работодателем в ПФ РФ и добровольные выплаты, из которых формируется накопительная часть пенсии.

    В настоящее время на накопительную часть пенсионного обеспечения наложен мораторий до 2020 года.

    Граждане, которые, по каким-либо причинам, не работали и не имеют на индивидуальном счёте никаких накоплений, получают социальную пенсию. Она выплачивается из государственного бюджета и подлежит регулярной индексации. По закону она не должна быть меньше прожиточного минимум в конкретном регионе. Если это условие не соблюдается, то из средств регионального бюджета осуществляется доплата до требуемого уровня.

    Пенсии по инвалидности и потере кормильца выплачиваются на основании индивидуального расчёта, по каждому конкретному случаю. При начислении таких пенсий принимается во внимание группа инвалидности, количество иждивенцев и некоторые другие факторы. Пенсия по выслуге лет начисляется на основании документов, регламентирующих конкретный вид профессиональной деятельности и особых условий работы.

    От несчастного случая

    Принципы социального базируются на положениях закона № 125-ФЗ от 24. 07. 1998 года , некоторые статьи которого были изменены и дополнены. В настоящее время действует редакция закона от 29. 12. 2004 года. В обязательном порядке страхуются все физические лица, осуществляющие свою профессиональную деятельность на основании договора, который заключается с работодателем либо на определённый срок, либо на время выполнения конкретного вида работы.

    В данной статье подробно рассказывается про 255 ФЗ ст.13, и все что об этом надо знать. Работник должен на своем рабочем месте исполнять свои обязанности, но, если происходят такие события, как временная нетрудоспособность, работодатель должен позаботиться о своем подчиненном, как предупреждает 183 Трудового кодекса.

    Категория людей, подлежащая соцстрахованию

    Законом предусмотрено, что работники имеют право получать при важных объективных обстоятельствах временное пособие по нетрудоспособности, сюда же учитывается и материнство. Но есть важный нюанс: они прежде подлежат социальному страхованию.

    • служащих государственных, муниципальных различных уровней;
    • лиц, что работают на основе трудового соглашения;
    • членов производственных кооперативов и др.

    Пособие в качестве страхового обеспечения могут получить сотрудники, состоящие в штате, а также те, кто работу выполняет по совместительству.

    Сюда же входят иностранные граждане и те, кто временно находится в России. Но в этих эпизодах за людей нужно вносить страховые взносы 6 месяцев до наступления страхового случая.

    Для того, чтоб не происходили нечестные манипуляции, начисляются и выплачиваются эти пособия, опираясь на 255-й Закон «Об обязательном соцстраховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Его действие началось с 29.XII. 2006 года.

    В рамки этого документа не вошли такие проблемы, как:

    • несчастные случаи, которые происходят на производстве;
    • заболевания, полученные вследствие вредной профессии.

    Важные условия статьи 13

    Важным вопросом, связанным с беременностью и родами, занимается закон 255 ФЗ ст 13. Этот период считается нетрудоспособным, но оплачивать его работодатель обязан.

    Женщине обязательно должна быть назначена и выплачена некоторая сумма в качестве пособия ввиду вынашивания ребенка, затем родов. Затем обязано назначено быть ежемесячное пособие, выделенное в помощь в тот период, когда необходим присмотр за ребенком.

    Проходит данная процедура страхователем и только по месту ее работы. Тогда женщина числится в качестве застрахованного лица. Но если получилась такая ситуация, что женщина работала у нескольких страхователей последние несколько лет, то в таком случае пособия она имеет право получить от всех страхователей, но оплата последует лишь в качестве пособия по беременности и родам.

    Остается пособие по уходу за ребенком. Начисляется оно каждый месяц, и расходы по нему может взять на себя только один страхователь, то есть с одного места работы. Женщина сама вправе выбрать одну из тех организаций, в которых проходила ее трудовая деятельность.

    Обычно выбор женщины останавливается на том предприятии, где начисления будут выше. Пособие начисляются, беря за основу средний заработок, что в свою очередь считается, опираясь на следующую статью этого закона - «14».

    Если женщина работала до родов не только у одного работодателя, а до этого, в 2 прошлых календарных годах, несколько лет у иных, то все пособия ей будет выплачивать только один страхователь, но по ее же выбору. Такие условия диктует редакция закона No343 от 2010 г.

    Когда женщина должна на время оставить рабочее место из-за рождения ребенка, но оно у нее не одно, а несколько, и она несколько лет назад, помимо внешних, была занята и на других производствах, то она может:

    1. претендовать на оплату временной нетрудоспособности, беременности и родов от всех страхователей, и ей будет насчитан средний показатель;
    2. выбрать одного работодателя, у которого работала последнее время.

    Предусмотрен в 255 ФЗ ст. 13 и такой случай, когда женщина утратила трудоспособность, заболев или получив травму спустя месяц, как прекратила трудовую деятельность согласно трудовому договору. Тот страхователь выплачивает пособие, который оказался крайним в списке рабочих мест. Но выплаты могут произвести также территориальные органы. Эти условия прописаны в другом законодательном документе - Административном регламенте.

    Случается, что женщина не получает переиначенные ей пособия от руководителя предприятия по ряду причин:

    • в кредитной организации нет средств на счетах;
    • в день обращения женщины за очередной выплатой против работодателя проводятся юридические процедуры, подтверждающие, что вскоре он может быть признан банкротом;
    • страхователь исчез вместе с имуществом, которое служило гарантией, что оно послужит взысканием, если вступит в силу решение суда о факте невыплат.

    Тогда согласно 255 ФЗ ст. 13 выплаты по временной нетрудоспособности берет на себя территориальный орган страховщика.

    Чтобы документально был закреплен факт временной нетрудоспособности, произошедший в связи с беременностью и родами, нужно юридически оформить лист нетрудоспособности. Его можно получить только в медицинском учреждении на бумажном носителе. Документ формируется и помещается в системе данных страховщика, но уже в форме электронной.

    Как предписывает 255 ФЗ ст. 13, чтобы получать пособия, необходимо подготовить справку о сумме заработка, чтобы была возможность начислить выплаты, и справки, выданные работодателями.

    В этой статье вы узнали, про 255 ФЗ ст.13. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок». Просто оставьте на нашем сайте.

    Редактор: Игорь Решетов