Ямайская валютная система (Jamaican currency system) - это. Ямайская валютная конференция

Ямайская валютная система (Jamaican currency system) - это. Ямайская валютная конференция

Что это значит? Курс денежной единицы каждой страны становится «плавающим» и может меняться с учетом изменений спроса и предложения на . Хорошо известное Ямайское соглашение набрало силы в 1978 году и стало началом нового этапа жизни мировой экономики после Бреттон-Вудской системы.

Основные принципы Ямайской системы

Так сложилось, что экономики многих стран мира уже в начале 70-х годов очень нуждались в коренных изменениях мировой валютной системы. И работа в этом направлении велась довольно активно. За несколько лет с 1972 года по 1974 год были подготовлены мощные реформы, а уже в 1976 года страны-члены дали добро на внедрение новой валютной системы. Особенностью Ямайского соглашения стал отказ от обмена долларов на . Драгоценный металл стал часть товарного рынка и прекратил свое существование на рынке денежном. При этом каждая страна получала право выбора валютной системы (в зависимости от внутреннего состояния экономики). К слову, Центральный банк страны мог выбрать, каким быть валютному курсу - фиксированным, ограниченным или плавающим. Еще одним принципом Ямайской валютной системы было создание СДР – специальной единицы, которая использовалась для проведения международных расчетов. Интересен тот факт, что договор обращения был принят еще в 1967 году, но стал работать много позже. По результатам Ямайского соглашения каждой стране МВФ предоставлялась возможность организовать свои Центральные банки. У последних, в свою очередь, не было права вмешиваться в работу валютного рынка, но проводить валютные интервенции они могли. После подписания соглашения появился ряд изменений в уставе МВФ. В частности, исчезло такое понятие, как какой-то отдельной страны – она стала коллективной. Валютные расчеты между государствами осуществлялись посредством специальных прав заимствования – СДР, которые до 1970 года приравнивались к одному доллару. Уже с 1974 году формирование СДР осуществлялось на основе денежных единиц 16 стран. Но этот шаг привел к существенным колебаниям валют. В 1984 году СДР формировался на основе пяти мировых денежных единиц – японской иены, немецкой марки, доллара США, английского фунта и французского франка. Уже в 2002 году из данного списка были убраны французский франк и , а добавлено – евро.

Но зачем было необходимо вводить плавающий ? Причин здесь несколько: - во-первых, это позволило сравнять платежные балансы целого ряда стран; - во-вторых, была надежда, что плавающий курс позволит существенно снизить или вообще затормозить инфляцию в ряде стран мира; - в-третьих, у каждой страны наконец-то появился шанс лично вести управление собственной кредитно-денежной политикой.

Каковы последствия Ямайской валютной системы?

Участники конференции надеялись, что внедрение Ямайкой валютной системы приведет к существенному прорыву в экономике различных стран. На удивление все произошло как раз наоборот – американский доллар все равно остался международным платежным средством обращения, но уже, конечно, неофициально. У США появилась возможность укреплять свой потенциал за счет экспансии своей внутренней валюты во все страны мира. В итоге внедрение плавающего валютного курса не позволило экономике многих стран стать «на ноги» и снизить темпы . Стали появляться первые спекулянты, которые как раз и наживались на разнице валют. Из основных преимуществ Ямайской валютной системы можно выделить уход от золотого стандарта и появление СДР. Кроме этого, наличие свободного курса способствовало более открытому движению капитала между странами и увеличению общего объема инвестиций. Открылась возможность для реализации серьезных проектов и укрепления экономии, но, к сожалению, только у развитых стран. В государства со слабыми денежными единицами ситуация была обратной – росла безработица и имел место мощный отток капитала.

Выводы

Ямайская стала основой для формирования валютной системы, действующей и сегодня. При этом не секрет, что валютный курс до сих пор играет ключевую роль в экономической истории большинства стран мира.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

На протяжении первой половины 1970-х гг. правительства ведущих стран мира, а также руководители международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, базельского Банка международных расчетов и др.) находились в поиске надлежащей альтернативы Бреттон-Вудской системе, которая перестала "срабатывать" в новых условиях, характеризующихся предельной интернационализацией мировой экономики и финансов и начавшимся процессом их глобализации. В 1976 г. эта задача в своей основе была решена в ходе работы Ямайской конференции (г. Кингстон) ведущих стран мира в рамках МВФ. Участники конференции приняли так называемые Ямайские соглашения, которые юридически были оформлены как Дополнения к Уставу МВФ (вступили в силу с января 1978 г.).

  • Бреттон-Вудские учреждения (МВФ, МБРР, Всемирный банк) расширяют и укрепляют свою деятельность наднационального характера в качестве международных регулирующих учреждений, их роль значительно повышается;
  • устраняется функция золота в качестве меры стоимости валютных единиц, соответственно, ликвидируется твердая цена на золото, что означает демонетизацию золота и конец отводившейся ему на протяжении столетий роли мировых денег;
  • золото становится обычным товаром, цена на который определяется соотношением спроса и предложения. Банкам предоставлена возможность свободно покупать и продавать золото на частном рынке по свободно складывающимся на рынках ценам;
  • валютные отношения между странами базируются на плавающих курсах их национальных денежных единиц. Колебания курсов при этом обусловливаются следующими факторами:

■ фактическими стоимостными соотношениями покупательной способности валют на внутренних рынках,

■ соотношением спроса и предложения национальных валют на международных рынках.

Введенная еще в 1969 г. в практическое действие решением руководства МВФ коллективная валютная единица – "специальные права заимствования" (СПЗ) (Special Drawing Rigths – SDR) – рассматривалась, судя по намерениям, как главный резервный актив международной валютной системы, призванный стать альтернативой и золоту, и доллару. Хотя эта единица остается одной из статей резервного актива современной валютной системы, объективно она нс могла стать "заменителем золота". Золото есть золото и таковым останется в обозримом будущем.

Центральное звено всей финансовой системы – это денежный (валютный) рынок, индикатор, характеризующий состояние всей финансовой системы, да и экономики. По объему операций он превосходит остальные сегменты финансового рынка (рынок облигаций и рынок акций): ежедневный объем сделок на валютном рынке исчисляется в среднем 1,7-1,8 трлн долл. (на 2003 г.). Для сравнения: ежедневно объем операций на рынке облигаций (государственных и частных) составляет порядка 700– 900 млрд долл., на рынке акций – 130–180 млрд долл.

На валютном рынке преобладают операции с валютными депозитами до востребования. Соответственно, валютный рынок – это система, связанная с куплей-продажей иностранных валют и выполняющая важнейшую часть функций в области мобилизации валютных средств, их накопления и использования.

Основные функции валютного рынка. Прежде всего следует назвать функции:

  • обеспечения валютно-кредитного и расчетного обслуживания внешнеторговых операций и операций, связанных с перемещением капитала через границу;
  • осуществления операций по приобретению и продаже иностранной валюты с целью облегчения внешнеторговых расчетов, миграции капиталов и рабочей силы и др.;
  • проведения клиринговых операций, т.е. заключение межправительственных соглашений о взаимном зачете встречных требований и обязательств;
  • создания межбанковского рынка валют;
  • купли-продажи валюты с целью извлечения прибыли за счет разницы курсов (спекуляция);
  • защиты от риска, когда проводятся специальные валютные операции по хеджированию (страхованию) от потенциальных убытков при изменении валютных курсов .

Формы обеспечения функций валютного рынка. Функции, обеспечивающие действие валютного рынка, реализуются в следующих формах: рынок евровалют, денежные переводы, хеджирование, клиринг, кредит.

Особые моменты: хотя рынок евровалют – это типичный международный рынок, он характеризуется следующими особенностями:

  • речь идет об оптовом рынке, на котором действуют крупные заемщики – правительства, центральные банки, государственные объединения, при этом подавляющая часть рынка приходится на межбанковские операции;
  • это рынок, не подверженный регулированию;
  • рынок преимущественно краткосрочных межбанковских займов;
  • рынок, существующий не для текущих вкладов, а для сбережений и срочных вкладов;
  • рынок преимущественно евродолларов.

Денежный перевод – это самая простая операция, заключающаяся в международной передаче покупательной способности и осуществляемая с помощью валютного рынка. Например, российский турист, совершающий поездку в Великобританию, нуждается в фунтах стерлингов; он, соответственно, покупает валюту, но не в виде фунтов стерлингов, а в виде банкнот.

Хеджирование – это способ защиты участника валютного рынка от риска потенциального убытка как следствия изменения валютного курса. Импортер одной страны, покупая товар в другой стране, обязан расплатиться с ним в национальной валюте, например, через два месяца после сделки. Однако курс валюты за эти два месяца может возрасти, и покупатель окажется в убытке (ему придется платить больше денежных единиц в национальной валюте за приобретенный двумя месяцами ранее товар). Для предотвращения подобных ситуаций существует такой способ расчета покупателя с продавцом, когда покупатель приобретает национальную валюту с поставкой в будущем. Эта форвардная покупка направлена на фиксирование базовой стоимости товара (до изменения товаром собственника) и таким образом обеспечивает защиту клиента при изменении курса валюты.

Клиринг. Валютный рынок обеспечивает механизм клиринга при проведении международных платежей. Он функционирует посредством оборота депозитов в иностранной валюте, которые банки содержат в банках-корреcпондентах, находящихся в других валютных (финансовых) центрах. Механизм клиринга предоставляет возможность осуществить значительное количество сделок без расчета наличными или перевода средств, что является существенным преимуществом в целой родовой группе торговых сделок.

Кредит. В рассматриваемой области кредит осуществляется в тех случаях, когда экспортер выставляет срочную тратгу покупателю или его банку. В этом случае она дисконтируется, продается на рынке векселей и экспортер получает ее дисконтированную стоимость. Поскольку тратта деноминирована в иностранной валюте, банк передает ее экспортеру, что облегчает финансирование экспортных сделок.

  • Ревинский Н. А. Международная экономика и мировые рынки. Новосибирск, 1998. С. 249.

Устройство современной мировой валютной системы было официально оговорено на конференции МВФ в Кингстоне (Ямайка) в январе 1976 г. Основой этой системы являются плавающие обменные курсы и многовалютный стандарт.

Переход к гибким обменным курсам предполагал достижение трех основных целей:

    выравнивание темпов инфляции в различных странах;

    уравновешивание платежных балансов;

    расширение возможностей для проведения независимой внутренней денежной политики отдельными центральными банками.

4. Ямайская валютная система

Основные характеристики Ямайской валютной системы следующие:

    система полицентрична, то есть не на одной, а на нескольких ключевых валютах;

    отменен монетный паритет золота;

    основным средством международных расчетов стала свободно конвертируемая валюта , а также СДР и резервные позиции в МВФ;

    не существует пределов колебаний валютных курсов. Курс валют формируется под воздействием спроса и предложения;

    центральные банки стран не обязаны вмешиваться в работу валютных рынков для поддержания фиксированного паритета своей валюты. Однако они осуществляют валютные интервенции для стабилизации курсов валют;

    страна сама выбирает режим валютного курса, но ей запрещено выражать его через золото;

    МВФ наблюдает за политикой стран в области валютных курсов; страны-члены МВФ должны избегать манипулирования валютными курсами, позволяющего воспрепятствовать действительной перестройке платежных балансов или получить односторонние преимущества перед другими странами – членами МВФ. По классификации МВФ страна может выбрать следующие режимы валютных курсов: фиксированный, плавающий или смешанный.

Фиксированный валютный курс имеет целый ряд разновидностей:

    курс национальной валюты фиксирован по отношению к данной добровольно выбранной валюте. Курс национальной валюты автоматически изменяется в тех же пропорциях, что и базовый курс. Обычно фиксируют курсы своих валют по отношению к доллару США, английскому фунту стерлингов, французскому франку развивающиеся страны;

    курс национальной валюты фиксируется к СДР ;

    “корзинный” валютный курс. Курс национальной валюты привязывается к искусственно сконструированным валютным комбинациям. Обычно в данные комбинации (или корзины валют) входят валюты основных стран - торговых партнеров данной страны;

    курс, рассчитанный на основе скользящего паритета. Устанавливается твердый курс по отношению к базовой валюте, но связь между динамикой национального и базового курса не автоматическая, а рассчитывается по специально оговоренной формуле, учитывающей различия. В “свободном плавании” находятся валюты США, Канады, Великобритании, Японии, Швейцарии и ряда других стран. Однако часто центральные банки этих стран поддерживают курсы валют при их резких колебаниях. Именно поэтому говорят об “управляемом”, или “грязном”, плавании валютных курсов.

Смешанное плавание также имеет ряд разновидностей. Во-первых, это групповое плавание. Оно характерно для стран, входящих в Европейскую валютную систему (ЕВС). Для них установлены два режима валютных курсов: внутренний - для операций внутри Сообщества, внешний - для операций с другими странами. Между валютами стран ЕВС действовал твердый паритет, рассчитанный на основе отношения центральных курсов к ЭКЮ с пределом колебаний в +/-15%, установленным с 1993 г. (до этого предел колебаний курсов находился в диапазоне +/-2,25%). Курсы валют совместно “плавали” по отношению к любой другой валюте, не входящей в систему ЕВС. Кроме того, к этой категории валютных режимов принадлежит режим специального валютного курса в странах ОПЕК. Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн и другие страны ОПЕК “привязали” курсы своих валют к цене на нефть.

В целом развитые страны имеют курсы валют, находящиеся в чистом или групповом плавании. Развивающиеся страны обычно фиксируют курс собственной валюты к более сильной валюте или определяют его на базе скользящего паритета.

Важную роль играют специальные права заимствования - СДР . В рамках Ямайской валютной системы они являются одним из официальных резервных активов. Вторая поправка к Уставу МВФ, вступившая в силу с 1978 г., закрепила замену золота СДР в качестве масштаба стоимости. СДР стали мерой международной стоимости, важным резервным авуаром, одним из средств международных официальных расчетов.

Участниками системы СДР могут быть только страны-члены МВФ. Однако членство в Фонде не означает автоматического участия в механизме СДР. Для осуществления операций с СДР в структуре МВФ образован Департамент СДР. В настоящее время все страны-члены МВФ являются его участниками. При этом СДР функционирует только на официальном, межгосударственном уровне, на котором они вводятся в оборот центральными банками и международными организациями.

Функционирование Ямайской валютной системы противоречиво. Ожидания, связанные с введением плавающих валютных курсов, исполнились лишь частично. Одной из причин является разнообразие возможных вариантов действия стран-участниц, доступных им в рамках этой системы. Режимы обменных курсов в своем чистом виде не практикуются в течение длительного периода. Страны, объявившие о свободном плавании своих валют, поддерживали валютный курс с помощью интервенций, то есть вместо чистого плавания фактически осуществлялось управляемое плавание.

Другой причиной является сохранение долларом США лидирующих позиций в Ямайской валютной системе. Объясняется это рядом обстоятельств:

а) со времен Бреттон Вудской валютной системы сохранились значительные запасы долларов у частных лиц и правительств во всем мире;

б) альтернативные к доллару, признанные всеми резервные и трансакционные валюты будут постоянно в дефиците до тех пор, пока платежные балансы стран, валюты которых могут претендовать на эту роль (Германия, Швейцария, Япония), имеют стабильные активные сальдо;

в) евродолларовые рынки создают доллары независимо от состояния платежного баланса США и тем самым способствуют снабжению мировой валютной системы необходимым средством для трансакций.

Для Ямайской валютной системы характерно сильное колебание валютного курса для доллара США, что объясняется противоречивой экономической политикой США. Это колебание доллара стало причиной многих валютных кризисов.

Ямайская валютная система является современной системой свободной конвертации валюты. Это значит, валютные курсы колеблются в зависимости от изменения спроса и предложение на валютном рынке.

Ямайская валютная система пришла на смену Бреттон-Вудской валютной системе в 1976-1978 гг. Ямайское соглашение было принято в 1978 г. и знаменовало современную эру свободно конвертируемой валюты.

Кризис Бреттон-Вудской валютной системы в 70-х годах 20 столетия был вызван излишним государственным регулированием валютного рынка, нерабочей моделью золотого стандарта, а также проектами коллективной резервной валюты.

Мировая экономика и экономические отношения развивались такими темпами, что правительства всех стран мира стояли на пороге новой валютной системы, которая могла бы удовлетворить потребности в скорости обмена товаров и услуг всех участников мирового рынка.

Принципы Ямайской валютной системы

М. Фридман, Ф. Махлуп пропагандировали в этот период свои монетарные взгляды насчет обустройства новой валютной системы, в которой платежный баланс будет формироваться автоматически без влияния государства, на рыночных факторах, и при этом будет плавающий валютный курс. Неойкенсианцы в это время вспомнили об идее Дж. М. Кейнса о разработке интернациональной валюты. Американцы заканчивали демонетизацию золота и начали задумываться над поиском международного средства платежа, которое бы поддержало и укрепило доллар. Франция была заинтересована в интеграции идей европейцев по всему миру, а также отстаивала возможность выдачи кредитов МВФ в противовес долларизации мировых экономик.

Так что работа над созданием новой валютной системы кипела на всех уровнях мирового общества. Как результат этой работы, в период 1972 – 1974 гг., МВФ подготовила проект реформы мировой валютной системы.

Страны члены МВФ собрались на конференцию в январе 1976 г. в Кингстоне, Ямайка, где и приняли основные принципы новой валютной системы.

Основополагающим решением Ямайской валютной системы является отказ от золотого паритета, когда доллар обменивался на золото. Таким образом, золото перешло в товарный рынок и прекратило свое влияние на денежный рынок.

Важным решением Ямайского соглашения стало право выбора членов МВФ порядка функционирования валютной системы у себя в стране: свободно плавающий валютный курс, либо ограниченный валютный курс, либо фиксированный валютный курс с вариациями привязки к одной из мировых валют, СДР, или вообще скользящий валютный паритет.

Ямайская валютная система предполагала и создание нового вида международного платежного средства – СДР (SDR – SpecialDrawingRights). СДР была специальной расчетной единицей МВФ, которая использовалась для международных расчетов на отдельных для этого счетах.

Примечательно, что соглашение об обращение СДР между странами МВФ было подписано еще в 1967 г. Однако, только в 1969 г. каждая страна участница МВФ получала свою долю СДР в соответствии с долей участия в МВФ.

Также, по условиям Ямайской валютной системы, каждая страна МВФ получала возможность организации своих Центральных банков, которые не имели права вмешиваться в рыночные условия работы валютного рынка, однако могли проводить валютные интервенции в случае дестабилизации валютного курса.

Ямайское соглашение внесло изменение в устав МВФ и в части определения резервной валюты. Так вышло, что ни одна из национальных валют стран-участниц МВФ не стала резервной валютой. По решению членов МВФ, главным резервным и платежным средством стала коллективная валюта.

Таким образом, как только начала действовать Ямайская валютной система, то ни одна валюта не имела золотого стандарта и золотые запасы стран участниц МВФ заморозили.


Для валютных расчетов между странами, согласно Ямайской валютной системе, все должны были пользоваться специальными правами заимствования – СДР, которые использовали как записи на специальных счетах МВФ.

С 1970 г., до Ямайского соглашения, СДР приравнивался к доллару. То есть, 1 СДР был равен 1 доллару США.

С 1974 г. СДР начал формироваться на основании корзины валют 16 развитых стран. Однако возникли проблемы с колебанием курса валют разных стран.

С 1984 г. СДР решили формировать на основании 5 основных валют мира (английский фунт стерлингом, американский доллар, немецкая марка, японская иена, французский франк).

С 2002 г. СДР формировался на основании 4 мировых валют (английский фунт, японская иена, евро и американский доллар).

Корзину СДР МВФ решило пересматривать каждые пять лет.

Ямайская валютная система и плавающий валютный курс

Таким образом, в результате принятого Ямайского соглашения, весь мир получил право на свободную конвертацию валют, что способствовало возникновению международного валютного рынка Форекс.

Зачем нужно было вводить гибкий обменный курс валют по мнению членов МВФ?

Во-первых, с помощью свободно конвертируемой валюты возможно выровнять темпы инфляции в разных странах мира.

Во-вторых, новая валютная система предполагала выравнивание и платежных балансов стран.

В-третьих, каждая страна получила возможность управлять своей кредитно-денежной политикой самостоятельно через функционирование Центральных банков.

Как начиналась работа современная валютной системы?

Страны-участницы МВФ получили долю СДР, как оплату части уставного фонда. СДР нужна только как расчетная единица и при желании может быть обменена в национальную валюту. Удельный вес валют в корзине СДР зависят от удельного веса их в международной торговле. При этом, каждая страна получила право выбора режима работы валютных курсов: плавающий, фиксированный или смешанный.

Важно понимать, что фиксированный валютный курс имеет несколько разновидностей:

  • Национальный валютный курс фиксируется по отношению к другой валюте. Как правило, выбирают привязку национальной валюты к доллару или евро.
  • Национальный валютный курс фиксируется с СДР.
  • Национальный валютный курс фиксируется, привязывается к корзине валют стран-партнеров.
  • Национальный валютный курс фиксируется на основании скользящего паритета, когда привязка между валютами не прямая, а на основании сложной формулы расчета, в которой может быть зависимость валюты от темпа роста цен в стране.

Последствия Ямайской валютной системы

Изначально предполагалось, что смена Бреттон-Вудской валютной системы на гибкую Ямайскую валютную систему вызовет экономический прорыв стран-участниц МВФ. Однако вышло наоборот, поскольку американский доллар хоть и был лишен качества официального международного платежного средства, все равно фактически выполнял эту функцию.

Таким образом, американцы начали сильно укреплять свой военно-технический и экономический потенциал, продолжая экспансию доллара на все доступные страны.

На самом деле, плавающий валютный курс не смог стабилизировать темпы инфляции стран и выровнять платежные балансы. Как не старались Центральные банки с помощью валютных интервенций избежать перераспределения капитала, так у них ничего и не вышло, в это время появились первые валютные спекулянты — миллионеры.

Однако главной заслугой Ямайской валютной системы стало упразднение золотого стандарта, вместе с СДР позже. Это было начало вытеснения золота из международных отношений и формирование современной валютной системы.

Свободный курс валют способствовал скорости движения международных капиталов и росту объема инвестирования. Так, страны с сильной национальной валютой получали зарубежные инвестиции и могли реализовывать крупные инвестиционные проекты и покрывать расходы бюджета. В тех странах, которые имели слабую национальную валюту, наблюдались процессы оттока инвестиций и роста безработицы.

Теперь, валютный курс стал объектом разногласий между странами, поскольку определял конкурентоспособность товаров и услуг и экономический потенциал страны в целом.

Таким образом, мы рассмотрели суть и принципы Ямайской валютной системы, которая знаменовала формирование современной валютной системы. Сейчас валютный курс играет огромную роль в темпах развития экономики каждой страны.

1. Необходимость создания ямайской валютной системы…………………... 2

2. Основные принципы функционирования ямайской валютной системы….4

3. Место СДР в ямайской валютной системе………………………………….8

4. Проблемы ямайской валютной системы…………………………………...10

5. Список литературы……………………………………...…………………..19

1. Необходимость создания Ямайской валютной системы.

Яма́йская валю́тная систе́ма - современная международная валютная система, основанная на модели свободной конвертации валют для которой характерно постоянное колебание обменных курсов. Эта система действует в мире и по настоящее время (2010), хотя в свете глобального кризиса 2008-2009 годов начались консультации о принципах новой мировой валютной системы.

Ямайская валютная система - современный этап развития мировой валютной системы, принципы которой были разработаны в 1976 г. Ямайская валютная система предусматривает полную демонетизацию золота и окончательный переход к использованию в качестве мировых денег национальных валют и международных расчетных денежных единиц - специальных прав заимствования (СДР), выпускаемых МВФ, что предполагает право выбора странами любого режима валютного курса, признание систем плавающих валютных курсов, сохранение за золотом роста фонда ликвидных активов и разрешение его купли-продажи по рыночным ценам, наделение МВФ полномочиями по наблюдению за валютной политикой стран-членов. Оговаривается возможность установки паритетов, помимо СДР, по отношению к любой валюте, т.е. возможность перехода к многовалютному стандарту.

Кризис Бреттон-Вудской валютной системы поро­дил обилие проектов валютной реформы: от проектов создания коллективной резервной единицы, выпуска мировой валюты, обеспеченной золотом и товарами, до возврата к золотому стандарту.

Сторонники монетаризма выступали за рыночное регулирование против государственного вмешательст­ва, воскрешали идеи автоматического саморегулирова­ния платежного баланса, предлагали ввести режим плавающих валютных курсов (М. Фридман, Ф. Махлуп и др.). Неокейнсианцы сделали поворот к отверг­нутой ранее идее Дж. М. Кейнса о создании интернаци­ональной валюты (Р. Триффин, У. Мар­тин, А. Дей. Ф. Перу, Ж. Денизе). США взяли курс на окончательную демонетизацию золота и создание международного ликвидного средства в целях под­держки позиций доллара. Западная Европа, особенно Франция, стремилась ограничить гегемонию доллара и расширить кредиты МВФ.

Поиски выхода из валютного кризиса велись долго вначале в академических, а затем в правящих кругах и многочисленных комитетах. МВФ подготовил в 1972-1974 гг. проект реформы мировой валютной системы.

Ее устройство было официально оговорено на конференции МВФ в Кингстоне (Ямайка) в январе 1976 г соглашением стран - членов МВФ. В основу Ямайской валютной системы положен принцип полного отказа от золотого стандарта .

2. Основные принципы функционирования ямайской валютной системы.

В 1978 году были произведены соответствующие изменения в уставе МВФ:

· отменена официальная цена золота, прекращен обмен долларов на золото, ни одна национальная валюта больше не имеет золотого содержания. Рынок золота из основного денежного рынка превратился в разновидность товарного рынка.

· зафиксирована демонетизация золота: центральным банкам разрешается продавать и покупать золото как обычный товар по рыночным ценам;

· странам предоставлено право выбора любого режима валютного курса: свободно плавающего (их котировка формируется на валютном рынке на основе спроса и предложения), ограниченного (коридор к одним валютам и свободное плавание к другим) либо фиксированного (привязанного к одной валюте, СДР, корзине или скользящий паритет).

· введен новый вид международного платежного средства - СДР (SDR - Special Drawing Rights, СПЗ - специальные права заимствования) - расчетная единица Международного валютного фонда, используемая для безналичных международных расчетов путем записей на специальных счетах. Соглашение о создании этой новой международной счетной валютной единицы (по проекту О. Эммингера) было подписано странами-членами МВФ в 1967 г. Первое изменение Устава МВФ, связанное с выпуском СДР, вошло в силу 28 июля 1969 г. Каждая страна получила свою долю СДР в соответствии со своей долей в МВФ.

· расширены возможности проведения независимой внутренней денежной политики отдельными центральными банками. Центральные банки стран не обязаны вмешиваться в работу валютных рынков для поддержания фиксированного паритета своей валюты. Однако они осуществляют валютные интервенции для стабилизации курсов валют.

· помимо СДР, резервными валютами официально были признаны доллар США, фунт стерлингов, швейцарский франк, японская иена, марка ФРГ, французский франк (последние две трансформировались в евро);

В соответствии с ямайскими поправками к Уставу МВФ ни одна из национальных валют не получила статус резервной валюты. Роль главного международного платежного и резервного средства была закреплена за коллективной валютой. Теперь ни одна валюта не может иметь золотого содержания; все золотые запасы стран и международных валютно-финансовых институтов заморожены.

Новый вид международных платежных средств - СДР (SDR, СПЗ - специальные права заимствования), используется для безналичных международных расчетов путем записей на специальных счетах и в качестве расчетной единицы Международного валютного фонда.

К моменту принятия Ямайского соглашения в «корзину» СПЗ входили валюты 16, а с 1981 г. 5ти стран. Доля каждой валюты определяется экономическим потенциалом страны и подлежит пересмотру каждые пять лет.

Все страны - участники Ямайского соглашения перешли от фиксированных валютных курсов, в основе которых лежало золотое содержание валют, к плавающим валютным курсам - свободно изменяющимся в определенных пределах под воздействием спроса и предложения на валютных рынках.

Переход к гибким обменным курсам предполагал достижение трех основных целей:

· выравнивание темпов инфляции в различных странах;

· уравновешивание платежных балансов;

· расширение возможностей для проведения независимой внутренней денежной политики отдельными центральными банками.

Механизм действия современной валютной системы может быть представлен следующим образом:

Страны - члены Международного валютного фонда получили определенную долю СДР (SDR, СПЗ) в соответствии с долями в основном капитале фонда. СДР (SDR, СПЗ) функционируют только как расчетные единицы; при определенных условиях они могут быть обращены в национальную валюту. Удельные веса валют определены в соответствии с удельным весом валют в международной торговле и платежах. По классификации МВФ, страна может выбрать следующие режимы валютных курсов: фиксированный, плавающий или смешанный.

С 1 января 1981 года МВФ использовал упрощенную котировку СДР на основе средневзвешенного курса валютной корзины, состоявшей из следующих валют: доллар США - 42 %, немецкая марка - 19 %, французский франк, английский фунт стерлингов, японская иена - по 13 % (в соответствии с удельным весом валют в международной торговле, они периодически пересматриваются).

Фиксированный валютный курс имеет целый ряд разновидностей:

· курс национальной валюты фиксирован по отношению к одной добровольно выбранной валюте. Курс национальной валюты автоматически изменяется в тех же пропорциях, что и базовый курс. Обычно фиксируют курсы своих валют по отношению к доллару США, европейскому евро.

· курс национальной валюты фиксируется к СДР.

· «корзинный» валютный курс. Курс национальной валюты привязывается к искусственно сконструированным валютным комбинациям. Обычно в данные комбинации (или корзины валют) входят валюты основных стран – торговых партнеров данной страны. Допускается колебание валютного курса ± 1 %.

· курс, рассчитанный на основе скользящего паритета. Устанавливается твердый курс по отношению к базовой валюте, но связь между динамикой национального и базового курса не автоматическая, а рассчитывается по специально оговоренной формуле, учитывающей различия (например, в темпах роста цен).

· валюты, курс которых может колебаться относительно одной/нескольких валют ± 2,25 %. В эту группу ранее попадал ЭКЮ, что позволяло странам ЕЭС сохранять свои валюты по отношению друг к другу в твердом соотношении, а все вместе они «плавали» по отношению к валютам третьих стран;

· валюты с полностью свободно плавающим курсом.

В «свободном плавании» находятся валюты США, Канады, Великобритании, Японии, Швейцарии и ряда других стран. Однако часто центральные банки этих стран поддерживают курсы валют при их резких колебаниях. Именно поэтому говорят об «управляемом», или «грязном», плавании валютных курсов. В целом развитые страны имеют курсы валют, находящиеся в чистом или групповом плавании.

3. Место СДР в ямайской валютной системе.

Развивающиеся страны обычно фиксируют курс собственной валюты к более сильной валюте или определяют его на базе скользящего паритета. Важную роль играют специальные права заимствования – СДР. В рамках Ямайской валютной системы они являются одним из официальных резервных активов. Вторая поправка к Уставу МВФ закрепила замену золота СДР в качестве масштаба стоимости. СДР стали мерой международной стоимости, важным резервным авуаром, одним из средств международных официальных расчетов.

Участниками системы СДР могут быть только страны-члены МВФ. Однако членство в Фонде не означает автоматического участия в механизме СДР. Для осуществления операций с СДР в структуре МВФ образован Департамент СДР. В настоящее время все страны-члены МВФ являются его участниками. При этом СДР функционируют только на официальном, межгосударственном уровне, на котором они вводятся в оборот центральными банками и международными организациями. МВФ наделен полномочиями создавать «безусловную ликвидность» путем выпуска в обращение средств, выраженных в СДР, для стран-участников Департамента СДР.

Эмиссия СДР осуществляется и в том случае, когда Исполнительный Совет МВФ приходит к заключению, что на данном этапе имеется долговременный всеобщий недостаток ликвидных резервов и существует потребность в их пополнении. Оценка такой потребности определяет размеры выпуска СДР. Эмиссия СДР производится в виде кредитовых записей на специальных счетах в МВФ. СДР распределяются между странами-членами МВФ пропорционально величине их квот в МВФ на момент выпуска. Фонд не может выпускать СДР для самого себя или для других «уполномоченных держателей». Помимо стран-членов получать, держать и использовать СДР может МВФ, а также по решению Совета Управляющих МВФ, принимаемому большинством, - страны, не являющиеся членами Фонда, и другие международные и региональные учреждения (банки, валютные фонды и т.п.), имеющие официальный статус. В то же время их держателями не могут быть коммерческие банки и частные лица.

Состав корзины SDR постоянно меняется.

СДР был введен вместо "золотого стандарта". Отменена официальная валютная цена золота, а также заявлено о недопустимости установления государственного или межгосударственного контроля над мировыми рынками золота с целью искусственного замораживания его цены. Одновременно были приняты и решения, касающиеся использования золота, которое находилось в распоряжении МВФ. Одну шестую часть золотого запаса (а это составляло 25 млн. тройский унций, или 777,6 т.) МВФ возвратил старым членам в обмен на их национальные валюты по существовавшей до Ямайского соглашения официальной цене (35 ед. СДР за одну унцию) пропорционально их квотам в капитале Фонда. Такое же количество золото было продано в течение четырех лет, начиная с июня 1976 года по май 1980, на свободном рынке путем регулярно проводившихся открытых аукционов.

Таким образом, центральные банки получили возможность свободно покупать золото на частном рынке по складывающимся там ценам и совершать сделки в золоте между собой на базе его рыночной стоимости. Так же было упразднено существовавшее до того времени обязательство стран-участниц МВФ делать взнос в капитал Фонда в золоте. Было ликвидировано право МВФ требовать от стран-участниц золото в счет их взносов в капитал Фонда или при осуществлении каких-либо операций с этими странами.

Вопреки замыслу СДР не стали эталоном стоимости, главным международным резервным и платежным средством. СДР в основном применяются в операциях МВФ как коэффициент пересчета национальных валют, масштаб валютных соизмерений; квоты, кредиты, доходы и расходы выражены в этой счетной валютной единице.

4. Проблемы ямайской валютной системы.

Как всегда, сохраняется преемственная связь новой мировой валютной системы с предыдущей. Эта закономерность проявляется при сопоставлении Ямайской и Бреттонвудской валютных систем. За стандартом СДР скрывается долларовый стандарт. Хотя усиливается тенденция к валютному плюрализму, пока отсутствует альтернатива доллару как ведущему международному платежному и резервному средству; золото юридически демонетизировано, но фактически сохраняет роль валютного товара в модифицированной форме; в наследие от Бреттонвудской системы остался МВФ, который осуществляет межгосударственное валютное регулирование. По замыслу Ямайская валютная система должна быть более гибкой, чем Бреттонвудская, и эластичнее приспосабливаться к нестабильности платежных балансов и валютных курсов. Однако новая валютная система периодически испытывает кризисные потрясения. Ведутся поиски путей ее совершенствования в целях решения основных валютных проблем.

Проблема СДР . Итоги функционирования СДР с 1970 г. свидетельствуют о том, что они далеки от мировых денег. Более того, возник ряд проблем : 1) эмиссии и распределения, 2) обеспечения, 3) метода определения курса, 4) сферы использования СДР. Характер эмиссии СДР неэластичный и не связан с реальными потребностями международных расчетов.

Поскольку объем эмиссии СДР незначителен, ежегодно развивающиеся страны, при поддержке ряда промышленно развитых стран, особенно Франции, поднимают вопрос об их дополнительном выпуске. Причем возникли противоречия и дискуссии в связи с принципом распределения выпущенных СДР между странами пропорционально их взносу в капитал МВФ. В итоге неравноправия на долю промышленно развитых стран приходится свыше 2/3 выпущенных СДР, в том числе “большой семерки” более половины, США получили около 23%, столько, сколько развивающиеся страны, что вызывает недовольство последних. Развивающиеся страны и некоторые развитые страны предлагают ввести принцип связи распределения СДР с оказанием помощи, финансированием развития. По инициативе Франции этот вопрос был поднят при обсуждении проблем урегулирования внешнего долга развивающихся стран. Но другие страны не поддержали это предложение. США и ФРГ выступают против дополнительной эмиссии СДР, опасаясь увеличения международной валютной ликвидности и усиления инфляции.

Важной проблемой СДР является их обеспечение, поскольку в отличие от золота они лишены собственной стоимости. Вначале (с 1970 г.) единица СДР приравнивалась к 0,888671 г золота, что соответствовало золотому содержанию доллара того периода. Отсюда их первоначальное название “бумажное золото”. Поэтому условная стоимость СДР зависела от изменения цены золота. С 1 июля 1974 г. в связи с переходом к плавающим курсам валют было отменено золотое содержание СДР, так как привязка к золоту затрудняла их использование в расчетах между центральными банками, поскольку золото оценивалось по нереальной заниженной официальной цене. С 1 июля 1974 г. курс СДР определялся на основе валютной корзины средневзвешенного курса вначале 16 валют стран, внешняя торговля которых составляла не менее 1% мировой торговли. С 1 июля 1978 г. состав валютной корзины был скорректирован с учетом усиления валют нефтедобывающих стран (ОПЕК). С января 1981 г. валютная корзина сокращена до 5 валют, чтобы упростить формулу расчета условной стоимости СДР. В их числе доллар США, марка ФРГ, японская иена, французский франк, фунт стерлингов. Речь идет о валютах стран, имеющих наибольший объем экспорта товаров и услуг и долю в официальных резервах странчленов МВФ. Состав и доля валют в корзине СДР меняются каждые 5 лет. МВФ ежедневно определяет стоимость СДР в долларах с учетом изменения его плавающего курса. Тем самым усилилось влияние рыночного регулирования курса СДР в отличие от первоначального периода, когда он фиксировался волевым решением межгосударственной организации МВФ.

Валютная корзина придала определенную стабильность СДР по сравнению с национальными валютами. Но определение их курса на базе валютной корзины привело к превращению СДР в международную счетную валютную единицу. Не имея собственной стоимости и реального обеспечения, СДР не могут полностью заменить золото и резервные валюты.

Вопреки замыслу СДР не стали эталоном стоимости, главным международным резервным и платежным средством. Практика их использования не соответствует целям, зарегистрированным в измененном в 1978 г. Уставе МВФ. В июле 1993 г. к СДР были прикреплены лишь 4 валюты против 15 в 1980 г. СДР в основном применяются в операциях МВФ как коэффициент пересчета национальных валют, масштаб валютных соизмерений; квоты, кредиты, доходы и расходы выражены в этой счетной валютной единице.

Вне МВФ СДР используются в ограниченных сферах: 1) например, вместо франка Пуанкаре и франка жерминаля в разных международных конвенциях; 2) на мировом рынке ссудных капиталов некоторые текущие счета, облигации, синдицированные кредиты выражены в СДР; 3) более 10 международных организаций получили право открывать счета в СДР; в 80-х годах были сняты ограничения по ним на счетах при операциях “своп”, срочных сделках, кредитах, гарантиях, предоставлении даров. Официально СДР могут быть использованы банками, предприятиями, частными лицами. Поэтому, хотя и без особого успеха, в отличие от ЭКЮ развиваются частные СДР. Рынок частных СДР оценивается примерно в десяток миллиардов в основном в форме банковских депозитов, отчасти депозитных сертификатов и международных облигаций.

СДР как международное средство накопления валютных резервов применяются незначительно. Их доля в мировых валютных резервах колеблется от 9,2% в 1971 г. до 3,4% в 1992 г.

В качестве международного платежного средства СДР используются в ограниченном круге межгосударственных операций. Не достигнута главная цель СДР: они направляются на приобретение конвертируемой валюты не столько в целях покрытия дефицита платежного баланса (около 24% их общего объема), сколько для погашения задолженности стран по кредитам МВФ. Значительные суммы СДР возвращаются в Фонд (путем оплаты полученной иностранной валюты и выкупа национальной валюты) и интенсивно накапливаются на его счетах, преимущественно в пользу промышленно развитых стран с активным платежным балансом. Накопление СДР формально выгодно, так как они более стабильны, чем национальные валюты, и имеют международные гарантии. Кроме того, МВФ выплачивает процентные ставки за хранение (использование) СДР сверх распределенных странам лимитов.

Первоначально страны были обязаны “восстанавливать” сумму потраченных СДР до 30% выделенной им доли (с января 1979 г. по апрель 1981 г. не менее 18%). С мая 1981 г. это правило отменено, и страны заемщики СДР могут использовать всю сумму выделенного им лимита. Объем операций в СДР незначителен (209 млрд. единиц, или 286,6 млрд. долл. с 1970 г. до мая 1992 г.). Роль СДР по сравнению с ЭКЮ остается скромной. При наличии ряда позитивных моментов в СДР, что делает возможным их использование как базы многовалютных оговорок, они не обладают абсолютной приемлемостью, не обеспечивают эквивалентности сопоставлений и урегулирования сальдо платежного баланса. МВФ создал Департамент СДР в целях активизации операций с этой коллективной счетной валютной единицей как наднациональным резервно-платежным средством, поскольку использование в этом качестве национальных валют противоречит логике интернационализации хозяйственных связей.

Нестабильность доллара как резервной валюты. Хронический дефицит платежного баланса по текущим операциям, разбухание краткосрочной внешней задолженности, уменьшение официального золотого запаса страны, инфляция, две девальвации подорвали монопольное положение доллара как резервной валюты в 70-х годах. Формально лишенный этого статуса в результате Ямайской валютной реформы доллар фактически остается ведущим международным платежным и резервным средством, что обусловлено более мощным экономическим, научно-техническим и военным потенциалом США по сравнению с другими странами, их огромными заграничными инвестициями. Зарубежные предприятия американских монополий выпускают больше продукции, чем любая западноевропейская страна или Япония. Это определяет господствующую роль США в международных экономических, в том числе валютно-кредитных и финансовых, отношениях.

Во-первых, используя привилегированное положение доллара как резервной валюты, США покрывают дефицит платежного баланса национальной валютой, т.е. путем наращивания своей внешней краткосрочной задолженности.

Во-вторых, хотя США имеют самый крупный в мире официальный золотой запас (8,14 тыс. из 35,8 тыс. т), они с помощью евродолларов стали должниками, не платящими за бессрочный кредит. Евровалютная форма внедрения доллара в мировой оборот используется для усиления международных позиций доллара.

В-третьих, США манипулируют долларом и процентными ставками, чтобы поддержать свою экономику за счет Западной Европы и Японии.

Доллар подвержен колебаниям, спекулятивным взлетам и падениям. Хроническая слабость доллара, характерная для 70-х годов, сменилась резким повышением его курса почти на 2/3 с августа 1980 г. до марта 1985 г. под влиянием ряда факторов. В их числе:

· преимущество США в экономическом развитии по сравнению с другими странами;

· снижение темпа инфляции в США с 15 до 3,6%;

· политика относительно высоких процентных ставок;

· огромный приток иностранных капиталов в США;

· снижение цены на золото (с 850 долл. за унцию в январе 1980 г. до 400300 долл. в 1984 г.), чго повысило привлекательность инвестиций в доллары в условиях высоких процентных ставок по долларовым счетам.

С середины 1985 г. преобладает понижательная тенденция курса доллара под влиянием следующих факторов:

· замедление экономического роста США;

· завышенность курса доллара по сравнению с его покупательной способностью (на 1530%);

· снижение процентных ставок (“прайм рэйт” с 20,5% в 1980 г. до 9,5% в 1985 г.);

· растущий дефицит текущего платежного баланса США;

· огромный дефицит государственного бюджета;

· опасность усиления инфляции;

· рост внутреннего и внешнего долга, превращение США в международного нетто-должника с 1985 г.

Опасаясь неконтролируемого падения курса доллара, США проявили инициативу проведения совместной валютной интервенции “группы пяти” в 1985 г. Таким образом, США перекладывают бремя своих неурядиц на другие страны, которые требуют от Вашингтона “навести порядок в собственном доме” и отказаться от манипулирования курсом доллара в ущерб странам-партнерам. Курс США на упрочение позиций доллара, игнорирование требований своих партнеров оказывают дестабилизирующее влияние на международные валютно-экономические отношения. В условиях противоборства и партнерства трех центров доллар постепенно утрачивает монопольное положение резервной валюты под натиском других валют.

Проблема многовалютного стандарта . Укрепление валютно-экономических позиций новых центров стран Западной Европы, особенно ЕЭС, и Японии обусловило тенденцию перехода от стандарта СДР (фактически долларового стандарта) к многовалютному стандарту на основе ведущих валют (марки ФРГ, японской иены, швейцарского франка и др.).

“Общий рынок” сформировал собственный валютный центр в виде ЕВС, где господствует марка ФРГ. Но Западная Европа не в состоянии противостоять засилью США в валютной сфере, воздействовать на курс доллара, вытеснить его из операций по проведению валютной интервенции и международных расчетов.

Созданный за послевоенные годы мощный экономический потенциал Японии способствует укреплению ее позиций в международных валютных отношениях. Об этом свидетельствуют:

· активизация платежного баланса страны, хотя Япония удовлетворяет за счет внешних источников 89% потребностей в энергии, 55% потребностей в продовольствии. Внешнеторговая экспансия Японии обеспечивает валюту для оплаты импорта сырья и топлива и сопровождается наступлением на конкурентов в Западной Европе и США.

· увеличение валютных резервов;

· развитие сети банков за границей;

· превращение Токио в мировой финансовой центр;

· укрепление иены, интернационализация ее использования, особенно в Азии.

Однако влияние Японии в валютной сфере значительно слабее ее позиций в мировой экономике. Практически после второй мировой войны она шла в фарватере валютно-экономической политики США, к которым она привязана военно-политическим союзом.

Формирование новых центров в мире угроза лидерству США в валютной сфере. Однако ни один из трех центров не имеет такого превосходства над другими в валютно-экономической сфере, чтобы установить безраздельное господство своей валюты, что обостряет противоречия в международных валютных отношениях.

Проблема золота . Доллар, став конкурентом золота, имеет определенные преимущества в период его стабильности. Во-первых, объем долларовых резервов может увеличиваться при необходимости в отличие от ограниченного объема добычи золота. Во-вторых, банкам выгоднее хранить резервы в долларах, если они стабильны, чем в золоте, так как по долларовым счетам платят проценты. Третье преимущество доллара конверсия в золото было постепенно утрачено. С 60-х годов США всячески препятствовали обмену долларов на золото для иностранных центральных банков, а с 15 августа 1971 г. официально его прекратили. Однако, несмотря на относительные преимущества доллара и законодательный разрыв мировой валютной системы с золотом как валютным металлом, фактически его демонетизация не завершена. Денежные функции золота не исчерпаны, а золотые запасы остаются фондом мировых денег и наиболее надежными резервными активами по сравнению с современными функциональными формами мировых денег национальными кредитными деньгами, евровалютами, международными счетными валютными единицами (СДР, ЭКЮ).

Страны Западной Европы, располагая большими золотыми запасами, чем США, заинтересованы в сохранении их как реальных резервных активов. Это проявилось в возобновлении межгосударственных операций с золотом в ЕВС. На их долю приходится около 1/4 золотых запасов всех стран. Американцы являются покупателями 40% всех выпускаемых в мире золотых монет. Отношение к золоту остается актуальной проблемой. Легализация роли золота как валютного металла затрудняется в связи с колебаниями (подчас значительными) рыночной цены золота и отсутствием реальной официальной цены золота.

Парадоксальная ситуация золота иллюстрирует несоответствие юридической демонетизации и фактического положения золота как чрезвычайных мировых денег, которое правительства бессильны изменить.

Режим плавающих валютных курсов. Введение плавающих вместо фиксированных валютных курсов в большинстве стран (с марта 1973 г.) не обеспечило их стабильности, несмотря на огромные затраты на валютную интервенцию. Этот режим оказался неспособным обеспечить выравнивание платежных балансов, покончить с внезапными перемещениями “горячих” денег, валютной спекуляцией, способствовать решению проблемы безработицы. На повестке дня проблема возвращения к стабильным курсовым соотношениям.

Таким образом, Ямайская валютная реформа не обеспечила валютную стабилизацию. Кредитные возможности МВФ, несмотря на увеличение кредитов, остаются скромными по сравнению с огромными международными финансовыми потоками и дефицитом платежных балансов. Недовольство стран-партнеров валютным механизмом, позволяющим США осуществлять “долларовую эксплуатацию” других государств, усиливает объективную необходимость дальнейшей фундаментальной реформы мировой валютной системы. Прежде всего речь идет о поисках путей стабилизации валютных курсов, усилении координации валютно-экономической политики ведущих держав. Валютная солидарность диктуется их стремлением усовершенствовать мировой валютный механизм, который стал одним из источников нестабильности мировой и национальных экономик. Но соперничество трех центров лежит в основе валютных противоречий.

В ответ на нестабильность Ямайской валютной системы страны ЕЭС создали собственную международную (региональную) валютную систему в целях стимулирования процесса экономической интеграции.

Список литературы

1. Аникин А.В. Золото. Международный экономический аспект. – М.: Международные отношения.

2. Болотин Б. Валютный рынок и его организация // Финансы Сибири. - №5. – 1995.

3. Бункина М.К. Валютный рынок. – М., 1995.

4. Красавина Л.Н. Современный валютный кризис. – М., 1975.

5. Гилберт М.В. В поисках единой валютной системы. – М.: Прогресс, 1984.

6. Горбунов С.В. Международный валютный фонд. – М.: Международные отношения, 1988.

7. Котелкин С.В. Тумарова Т.Г. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений. – СПб., 1997.

Интернет ресурсы:

1. http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_economic_law/18531

2. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Ямайская конференция