Виды налогов на физических лиц. Основные виды налогообложения физических лиц

Виды налогов на физических лиц. Основные виды налогообложения физических лиц

Что такое налог? Это обязательный платёж, который безвозмездно взимается с физических лиц и организаций государством в целях финансового обеспечения его деятельности. Из данной статьи Вы узнаете, какие налоги нужно платить простым гражданам, т. е. нам с Вами, налоговым агентам, физическим лицам РФ.

Согласно ст.57 Конституции РФ, у каждого из нас есть важная обязанность - платить установленные законом налоги и сборы. Действительно, налоги, которые мы платим, - это необходимое условие существования нашей страны, финансовая основа ее деятельности. Вот почему обязанность уплачивать налоги в государственный бюджет распространяется абсолютно на всех налогоплательщиков, в том числе и физических лиц, и является безусловным требованием. Налогоплательщика, нарушившего законодательство о налогах – умышленно или по незнанию – государство может привлечь к ответственности: административной, налоговой и даже уголовной. Какие же налоги платят граждане, физические лица, налоговые агенты РФ?

Примечание : Со 2 июня 2016 г. действует новое правило согласно статьи 11.2 НК РФ: подключение на сайте ФНС автоматически отменяет отправку ему документов из инспекции, в том числе и уведомлений на уплату налогов, обычной почтой.


С 2016 года порядок их уплаты изменился: фискальные платежи за прошлый год необходимо перечислить до 1 декабря текущего по налоговому уведомлению, высланному ИФНС. Т.е. за 2016 год нужно заплатить до 1 декабря 2017 г. Ранее срок для исполнения налоговых обязательств отводился до 1 октября. Для многих новый «квартирный» налог рассчитают по кадастру.

Уведомление должно прийти до 1 ноября, то есть за 30 дней до даты наступления платежа - 1 декабря.

Почему не пришли налоговые уведомления на уплату налогов в 2019 году

Действующим законодательством определены случаи когда плательщики не получают налоговые уведомления и квитанции на уплату налогов и соответственно не несут ответственность за их не уплату.

В частности, не направляются уведомления на уплату налогов, в случае, если:

  1. сумма начисленных налогов составляет менее 100 рублей;
  2. имеется право на льготы налогам, и отсутствует сумма налога к уплате по всем объектам собственности;
  3. отсутствует налоговая база для исчисления налога (кадастровая по земельным участкам или инвентаризационная стоимость по объектам недвижимости).

Но, если граждане ранее платили налоги в суммах более чем 100 рублей, а также в течение 2015 года были приобретены объекты недвижимости, транспорта, то необходимо обратиться в налоговый орган по месту жительства или месту учета имущества для получения такого уведомлений и квитанций на уплату таких налогов.


к меню

Что делать, если пришло налоговое уведомление, а имущества уже много лет нет?

Необходимо сообщить об этом в налоговую инспекцию, которая прислала это уведомление. Для этого распечатайте Заявление к налоговому уведомлению, заполните его и отнесите или отправьте почтой, заказным письмом. Вам обязаны ответить в течение 30 дней. Налог платить не нужно, раз нет имущества.

В «Личном кабинете» отображается объект, которым я уже не владею.

Если у Вас есть доступ к личному кабинету налогоплательщика, то Вы можете обратиться в ИФНС, в которой за Вами числится данный имущественный объект, прямо из «Личного кабинета». Это можно сделать как в режиме «Объекты налогообложения», так и при просмотре налогового уведомления. Обращение будет рассмотрено инспекций в течение 30 дней, в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан», ответ поступит на указанный адрес электронной почты.

Пришел налог на проданный давно автомобиль?

Предельный срок уплаты имущественных налогов перенесен на 1 декабря. С 2016 года транспортный налог согласно нужно будет уплачивать не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Если разобраться точно, то государственная пошлина – это не совсем налог (это неналоговый доход), однако правила ее уплаты регулируются Налоговым кодексом. Пошлину необходимо платить в ряде случаев, когда гражданину (или организации) требуется получить какие-либо юридические действия от уполномоченных на то специальных органов. Например, при обращении в суды, при регистрации транспортных средств, при заверении документов у нотариуса, во время подачи заявления о расторжении брака и т. д. Пошлина может платиться (в зависимости от ее вида или назначения) как в федеральный, так и в региональный и местный бюджеты.


Физлицо может зачесть переплату по земельному налогу в счет недоимки по налогу на имущество физлиц

Земельный налог и налог на имущество физлиц относятся к одному виду налога (являются местными), поэтому сумма излишне уплаченного земельного налога может быть зачтена в счет недоимки по налогу на имущество физлиц и наоборот.

Примечание : Письмо от 05.09.17 № 19-26/138767@ Московского ФНС.

Заявление о зачете или возврате можно подать в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ)


к меню

ЗАЯВЛЕНИЕ о предоставлении НАЛОГОВОЙ ЛЬГОТЫ по имущественным налогам

В форме заявления о предоставлении льготы по налогу на имущество физлиц, транспортному и/или земельному налогам появились графы для указания реквизитов подтверждающих документов.

Связано это с тем, что с 01.01.2018 года вступят в силу поправки в НК, согласно которым гражданам, которые имеют право на льготу по личным имущественным налогам, больше не обязательно представлять в ИФНС документы , подтверждающие право на льготу. Достаточно представить в инспекцию только заявление, указав в нем информацию о подтверждающих документах. Для реализации этого новшества в форму заявления были внесены соответствующие поправки.

к меню

Кто и в каких случаях имеет право на вычет, льготы по земельному налогу

Вычет по земельному налогу для физлиц: ФНС опубликовала форму уведомления

ФНС России в Приказе от 26.03.2018 № ММВ-7-21/167@ привела рекомендуемую форму уведомления (формат /pdf). Этот бланк физлица могут использовать для того, чтобы сообщить в инспекцию о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет по земельному налогу.

Если в собственности льготника имеется несколько земельных участков, то налоговый вычет можно получить только по одному из них. Для этого налогоплательщик должен представить в инспекцию уведомление о выбранном участке, в отношении которого применяется вычет. Рекомендуемая форма такого уведомления приведена в комментируемом выше письме.

Граждане могут подавать уведомление в любую налоговую инспекцию , независимо от места жительства. Результат рассмотрения перечисленных документов можно получить в этом же налоговом органе (если этого желает налогоплательщик).

к меню

Какие налоговые льготы положены многодетным семьям

В Налоговом кодексе есть некоторые льготы для многодетных матерей.

1. По транспортному налогу

льготы устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Например, в Москве от уплаты транспортного налога освобождается один из родителей (усыновителей) за одно ТС без ограничения мощности его двигателя. В Краснодарском крае аналогичная льгота предоставляется по легковым автомобилям и автобусам мощностью до 150 л.с. и только по одному ТС по выбору налогоплательщика.

2. По земельному налогу

для многодетных семей льготы могут быть установлены органами муниципальных образований (законами Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) по месту нахождения земельных участков. Например, Саратовская городская Дума освободила от уплаты налога физических лиц, имеющих трех и более детей, за земельные участки площадью не более 1000 кв.м. Исключение – участки, предназначенные для использования в предпринимательской деятельности.

3. По налогу на имущество физических лиц

также могут быть установлены органами муниципальных образований (законами Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) по месту нахождения жилых или нежилых объектов. Например, в Рязани семьи, где есть трое и более несовершеннолетних детей, полностью освобождаются от уплаты налога на имущество физических лиц по одному объекту налогообложения каждого вида. Например, можно получить льготу по налогу как за квартиру, так и за гараж, но при одном условии: доход на каждого члена семьи ниже прожиточного минимума, и объекты «льготирования» не используются в предпринимательской деятельности.

Если в 2016 году семья получила статус многодетной, то необходимо направить заявление. Сделать это можно любым удобным способом: через «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц»; почтой или лично в налоговой инспекции.

Причем сделать это необходимо до 1 мая 2019 года для учета льготы до направления налоговых уведомлений за 2018 год.


Ознакомиться с перечнем налоговых льгот по всем имущественным налогам, в том числе для многодетных семей, можно с помощью сервиса « ».

к меню

Физлица должны будут подавать в ИФНС сведения о личном имуществе по новым формам

1. Календарный год закончился, а уведомление из налоговой не пришло

Владелец недвижимости или автомобиля должен до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (годом), сообщить в ИФНС о наличии у него указанных выше объектов (форма такого сообщения утверждена приказом ФНС от 26.11.2014 № ММВ-7-11/598).

С августа 2016 года представлять указанные сведения можно в любую инспекцию. В связи с этим в обновленном бланке предусмотрено поле для указания кода инспекции, которую выбрал налогоплательщик. Также исчезло поле «Адрес места жительства (места пребывания) налогоплательщика». Вместо этого гражданин должен сообщить, каким способом он желает узнать о результатах рассмотрения сообщения (в самой ИФНС или по почте).

Примечание : Нельзя заполнять сообщение чернилами синего цвета. Бланк можно заполнить чернилами только черного цвета (либо на компьютере).

Уведомление о выборе объекта, в отношении которого применяется льгота по налогу на имущество физлиц

Примечание : утв. приказом ФНС от 13.07.15 № ММВ-7-11/280@

Если у физлица есть несколько квартир, то льготу можно заявить только по одной из них. Для этого налогоплательщик должен до 1 ноября представить в инспекцию уведомление о выбранном объекте налогообложения, в отношении которого применяется льгота ().

к меню

Как взыскивают долги с граждан по «личным» налогам

Если «физик» не перечислил в бюджет подлежащую уплате сумму налога, задолженность налоговики могут взыскать с банковского счета должника.

Сначала, после получения из суда исполнительного листа или вступившего в силу судебного приказа о взыскании задолженности с физлица, сотрудники ИФНС вправе направить в банк, в котором у «физика»-должника открыт счет, заявление о списании с этого счета налоговой задолженности.

Если в связи с отсутствием на счетах должника денег в течение двух месяцев или из-за закрытия счета банк не смог исполнить поручение налоговиков по принудительному списанию долга, исполнительный лист направляется судебным приставам для взыскания задолженности за счет иного имущества гражданина.

Важно знать, что даже если судебными приставами исполнительное производство по взысканию долга было закрыто актом о невозможности взыскания, а после у налоговиков появилась информация об открытых и действующих счетах должника, сотрудники ИФНС все равно могут взыскать долг с обнаруженного счета. Правда, при условии, что такой счет нашелся в течение трех лет со дня вступления в силу судебного акта или получения судебного приказа.


Действующее законодательство РФ предусматривает целый ряд налогов и сборов, которыми облагаются физические лица. Среди них основными являются:

  • налог, уплачиваемый с доходов физических лиц;
  • налог, которым облагается имущество граждан;
  • транспортный и земельный налоги,
  • госпошлина и пр.

Как несложно заметить, перечень налогов, взимаемых с физических лиц достаточно широк. В этой статье мы рассмотрим лишь стратегически важные налоги с физических лиц.

Особенности налогообложения физических лиц

Физические лица, которые используют труд наемных работников (шоферов, нянь, домработниц и пр.), выступая в качестве работодателей, обязаны выплачивать взносы на социальное обеспечение и страхование. Эти физические лица также выступают в роли налоговых агентов, в обязанности которых входит исчисление, удержание и перечисление сумм налогов, которыми облагаются нанятые им на работу физические лица.

Некоторые налоги физические лица выплачивают самостоятельно, основываясь на уведомления, направленные им налоговыми органами. Иные же сборы уплачивает плательщик доходов, получаемых физическими лицами.

Неуплата или несвоевременная уплата налогов, которые предусмотрены законодательством, может повлечь не очень хорошие последствия для физических лиц. За такую деятельность они могут привлекаться к налоговой, административной и даже уголовной (!) ответственности.

Чтобы не случилось инцидентов, после которых к гражданам будут просто обязаны применить штрафные и не только санкции, необходимо следить за своевременным выполнением обязанностей, обозначенных в налоговом законодательстве. Формы отчетности и виды налогов и сборов, которые должны уплачивать физические лица, можно уточнить в организациях, в обязанности которых входит разъяснение данных вопросов. Среди них:

  1. налоговые органы,
  2. территориальные органы Пенсионного фонда,
  3. территориальные органы Фонда социального страхования.

Подоходный налог с физических лиц

Наиболее значительным по суммам поступлений и кругу плательщиков среди налогов, которыми облагается население, является подоходный налог, уплачиваемый физическими лицами. Он охватывает самые разнообразные источники доходов и тесно связан со многими сферами деятельности граждан. Очень важно, чтобы подоходный налог всегда соответствовал принципу справедливости.

Объектом налогообложение выступает совокупный доход, полученный физическим лицом в течение календарного года. Облагается им как материальная выгода, так и ее натуральная форма. Также, он уплачивается с выгоды, которая была получена путем размещения банковских вкладов и пр.

В случае неправильного привлечения к уплате данного налога, его возврат производится максимум за три года, которые предшествовали обнаружению данного факта. Если же налогоплательщик систематически уклонялся от уплаты данных сборов, то с него будет взыскана сумма, которая накопилась в течение всего времени уклонения.

Налоги на имущество физических лиц

Главной особенностью имущественного налога является то, что в качестве объекта налогообложения выступает имущество как оно есть, но не как источник дохода.

Уплачивают этот налог физические лица, которые являются собственниками отнесенного к объектам налогообложения имущества. В случае признания объектом налогообложения имущества, которое находится в собственности нескольких лиц, то каждое из них уплачивает сумму налога соразмерную доле в имуществе.

К объектам имущественного налогообложения действующим законодательством отнесены различные жилые и нежилые помещения и строения, а также воздушный и водный транспорт (исключение – весельные лодки).

Найти информацию, касательно того, какие еще налоги с физических лиц, обязаны уплачивать граждане нашей страны, можно в Налоговом Кодексе РФ.

Автокредитование

Законодательство

Бизнес-идеи

  • Содержание Срочное изготовление печатей и штампов Кто будет выступать в качестве покупателей Где открывать бизнес Оборудование для ведения бизнеса Существует много разновидностей бизнеса, которые могут быть начаты людьми, обладающими предпринимательскими способностями. Причем каждый вариант обладает своими уникальными особенностями и параметрами. Срочное изготовление печатей и штампов Бизнес-идея изготовления печатей и штампов считается достаточно привлекательной в плане..

  • Содержание Бизнес-идея по изготовлению открыток Как открыть бизнес, основанный на создании открыток на заказ Сотрудники Помещение Как продавать созданные открытки Многие люди, обладающие определенными предпринимательскими способностями, задумываются об открытии собственного бизнеса, а при этом оценивают и рассматривают большое количество различных вариантов для открытия. Довольно интересной считается бизнес-идея изготовления открыток, поскольку открытки являются такие элементы, спрос..

  • Содержание Выбор помещения для тренажерного зала Что нужно для того, чтобы открыть тренажерный зал? Тренажерный зал становится все более популярным в современном мире, поскольку все больше людей задумываются о том, чтобы вести здоровый образ жизни, предполагающий правильное питание и занятия спортом. Поэтому открыть тренажерный зал может любой бизнесмен, однако для получения хороших доходов необходимо продумать..

  • Содержание Место расположения магазина Ассортимент товаров Продавцы Бижутерия является обязательным предметом гардероба каждой женщины, которая следит за собой и старается выглядеть привлекательно и ярко. Поэтому открыть свой магазин бижутерии хочет практически каждый предприниматель, который осознает возможность получения хороших прибылей. Для этого необходимо изучить все имеющиеся перспективы, составить бизнес-план и спрогнозировать возможный доход, чтобы решит, будет..

Налоги являются основным источником формирования доходной части бюджета РФ. Не последнюю роль в этом играют налоги с физических лиц. Физические лица в РФ облагаются несколькими видами налогов, налогом на имущество, рядом косвенных налогов, включаемых в стоимость покупаемой физическим лицом продукции, но основным налогом, который уплачивают все граждане, является налог на доходы с физических лиц.

Налогоплательщиками выступают физические лица, достигшие совершеннолетия, а также несовершеннолетние - по отдельным видам доходов. Налогоплательщики, как правило, подразделяются на резидентов и нерезидентов. Главный критерий для определения резидентства - пребывание физического лица в стране более 183 дней в году. Если физические лицо удовлетворяет этому требованию, оно становится налоговым резидентом Российской Федерации.

Смысл разделения налогоплательщиков на резидентов и нерезидентов состоит в том, что резиденты несут полную налоговую ответственность с дохода, т.е. подлежат подоходному налогообложению по всем источникам - как внутренним, так и внешним, а нерезиденты несут ограниченную налоговую ответственность, т.е. налогообложению подлежат только доходы из источников, расположенных в данной стране.

Все налоги, уплачиваемые физическими лицами в РФ можно классифицировать по финансово-экономическим, административно-правовым и пространственно-временным признакам.

В настоящее время физические лица являются плательщиками следующих налогов и сборов:

  • 1) налог на доходы физических лиц;
  • 2) транспортный налог;
  • 3) налог на имущество;
  • 4) земельный налог.

Налог на доходы физических лиц по сумме поступлений в бюджеты муниципальных образований занимает 1 место и является основным налогом с населения в бюджет.

Основополагающим документом, регламентирующим работу по налогообложению доходов физических лиц, является Налоговый Кодекс РФ и, в частности глава 23 части II Налогового Кодекса, введенная в действие с 01.01.2001 года и отдельные статьи части I Кодекса.

Плательщиками налога на доходы являются:

  • 1. Физические лица, имеющие постоянное местожительство в России. К резидентам относятся лица, проживающие в России в общей сложности не менее 183 дней в календарном году.
  • 2. Физические лица, не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации, в случае дохода на территории России.
  • 3. Иностранные личные компании, доходы которых рассматриваются как доходы их владельцев. Владельцем личной компании считается физическое лицо, в собственности которого находится любая хозяйственная единица, доходы которой в стране регистрации личной компании не подлежат обложению налогом на прибыль корпораций или иным аналогичным налогом.

Возраст физического лица не влияет на признание его плательщиком налога.

Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году:

  • - у резидентов - от источников в Российской Федерации и за ее пределами;
  • - у нерезидентов - от источников в Российской Федерации.

Удержанные с доходов физических лиц налоги перечисляются в бюджет. Излишне удержанные источником дохода суммы налога зачисляются им в уплату предстоящих платежей или возвращаются физическому лицу по его заявлению.

С доходов, получаемых не по месту основной работы, налог исчисляется и удерживается в порядке, указанном выше. При этом исключение из доходов у физических лиц сумм установленного законом минимального размера оплаты труда и расходов на содержание детей и иждивенцев не производится.

При выплате физическому лицу предприятиями, учреждениями и организациями авторских вознаграждений за издание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждений авторам открытий, изобретений и промышленных образцов, а также при исчислении налога по совокупному годовому доходу учитываются документально подтвержденные расходы. Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, то они учитываются, согласно Постановлению Правительства РФ от 28 мая 1992 г. номер 355 «О порядке определения расходов, учитываемых при налогообложении сумм вознаграждений физических лиц за издание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, а также вознаграждений авторов открытий, изобретений и промышленных образцов».

Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году: у физических лиц, имеющих постоянное местожительство в Российской Федерации, - от источников в РФ и за ее пределами; у физических лиц, не имеющих постоянного местожительства в Российской Федерации, - от источников в РФ.

При налогообложении учитывается совокупный доход, полученный как в денежной, так и натуральной форме. Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются в составе совокупного годового дохода по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии - по свободным ценам на дату получения дохода. Доходы, полученные за пределами Российской Федерации физическими лицами, имеющими постоянное местожительство в Российской Федерации, включаются в доходы, подлежащие налогообложению в Российской Федерации.

Совокупный годовой доход налогоплательщика не совпадает с налогооблагаемым доходом, к которому применяется действующая шкала ставок налога на доходы. Налогооблагаемый доход по сравнению с совокупным годовым доходом всегда меньше на сумму разрешенных в соответствии с законодательством вычетов. Эти вычеты состоят, как правило, из необлагаемого минимума, профессиональных расходов, различного рода индивидуальных, семейных вычетов, вычетов на детей, сумм фактически уплаченных взносов и различного рода фонды социального назначения и обязательного страхования. Система разрешенных вычетов для определения налоговых обязательств физического лица имеет огромное значение. Большинство экспертов оценивают уровень налогообложения исходя не из размеров налоговых ставок, а из того, какой объем налоговых вычетов разрешено использовать.

Наряду с налоговыми вычетами из совокупного дохода используется система налоговых зачетов. Если налоговый вычет применяется для исчисления налогооблагаемого дохода, то налоговый зачет уменьшает уже полученную в результате расчетов сумму налогооблагаемого дохода, т.е. это те суммы, на которые налогоплательщик может уменьшить свои обязательства по налогу на доходы.

Кроме вычетов из совокупного дохода и зачетов по налогооблагаемому доходу, носящих универсальный характер, т.е. действие которых распространяется на псе категории налогоплательщиков, действуют специальные налоговые льготы. Для получения права на эти льготы необходимо подтверждение каких-либо особых обстоятельств.

Ставки подоходного налогообложения всегда устанавливаются законом. Изменение ставок подоходного налогообложения не допускается в течение всего налогового периода. Как правило, невозможен и пересмотр других существенных условий подоходного налогообложения. Действует категорический запрет на предоставление индивидуальных налоговых льгот, т.е. льгот; которые могут получить отдельные лица. Льготы предоставляются только категориям лиц, т.е. всем без исключения лицам, которые могут подтвердить наличие оговоренных в законе особых обстоятельств.

Расчет налоговых обязательств по налогу на доходы осуществляется самими налогоплательщиками. Налогоплательщик несет административную и уголовную ответственность за информацию, представляемую в налоговые органы, за правильность определения налоговых обязательств, своевременность уплаты налогов и подачу сведений в налоговые органы. Наряду с уплатой налога по декларации во всех странах действуют системы удержания налога у источника выплаты дохода.

Налоги на доходы физических лиц относятся к группе общегосударственных налогов. При этом регламентация по взиманию налогов на доходы физических лиц, как правило, отнесена к исключительной компетенции центрального уровня власти. На общегосударственном уровне определяются объекты налогообложения, методика определения налогооблагаемого дохода, уровень общенациональных станок, условия и размеры предоставляемых универсальных и специальных вычетов и зачетов, общие условия предоставления и получения налоговых льют, сроки и порядок уплаты налогов и предоставления отчетности. На региональном и местном уровнях обычно могут изменяться лишь размеры ставок по дополнительным налогам или надбавкам к общенациональным налогам на доходы.

Налоговый период по подоходному налогообложению физических лиц составляет один год. В большинстве случаев этот период совпадает либо с календарным годом, либо с установленным законодательно финансовым годом.

Налогоплательщику предоставляется возможность при расчете налоговых обязательств в той или иной форме учитывать фактически понесенные и документально подтвержденные убытки прошлых лет. В ряде стран разрешено при наличии соответствующих, определенных в законодательстве обстоятельств рассчитывать размер налоговых обязательств текущего года с учетом расходов будущих периодов.

Налог на имущество физических лиц на территории Федерации введен Законом Российской Федерации от 19.12.1991 №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

Налог на имущество физических лиц является местным налогом и полностью зачисляется в доходы местных бюджетов.

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица - собственники жилых домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений.

Налог на имущество физических лиц исчисляется исходя из налоговой базы и соответствующей ставки налога.

От уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:

  • · Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
  • · инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;
  • · участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;
  • · лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
  • · лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года №175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;
  • · военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
  • · лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • · члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп «вдова погибшего воина» или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.

Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Два вышеперечисленных вида налога являются основными, однако помимо них физические лица уплачивают транспортный, земельный налоги, а также различные сборы и пошлины.

Транспортный налог является региональным налогом и вводится на территории конкретного субъекта РФ соответствующим законом субъекта РФ. При этом законодательные органы субъекта РФ уполномочены определять ставку налога в пределах, установленных ст. 361 НК РФ, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.

Плательщиками транспортного налога признаются юридические и физические лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, облагаемые транспортным налогом.

В число транспортных средств, которые являются объектом обложения транспортным налогом, входят автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Не облагаются транспортным налогом следующие транспортные средства:

  • 1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
  • 2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил, полученные через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
  • 3) промысловые морские и речные суда;
  • 4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и грузовых перевозок;
  • 5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
  • 6) транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и приравненная к ней служба;
  • 7) транспортные средства, находящиеся в розыске при условии подтверждения факта их угона документом, выдаваемым уполномоченным органом;
  • 8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.

Земельный налог является местным налогом, и в соответствии со статьей 387 главы 31 НК РФ устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Плательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Налоговая база для каждого плательщика - физического лица устанавливается налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые инспекции органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра - о кадастровой стоимости земельных участков; органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним - о лицах, на которых зарегистрированы земельные участки; органами муниципального образования - чтобы объединить объект налогообложения с плательщиком, а так же получить сведения о земельных участках и их владельцах, которые не прошли регистрацию в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Все эти органы представляют сведения, по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из плательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Кодексом установлены категории льготников, налогооблагаемая база у которых уменьшается на 10 тыс. рублей. К ним относятся:

  • - Герои Советского Союза и Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;
  • - инвалиды, имеющие III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лица, имеющие 1 и 2 группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
  • - инвалиды с детства;
  • - ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий;
  • - физические лица, имеющие право социальной поддержки в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и приравненные к ним лица.

Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых плательщиком в инспекцию орган по месту нахождения земельного участка.

Местные органы власти имеют право устанавливать дополнительные категории плательщиков, имеющих право пользоваться льготами по уплате земельного налога.

Необходимо отметить, что право на льготы носит заявительный характер. Поэтому плательщик, при наличии у него оснований для пользования льготой должен представить соответствующее заявление в налоговый орган. Однако нередко льготники не считают необходимым заявлять о своем праве на льготу, следствием чего является направление извещения об уплате земельного налога в адрес такого лица.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Экономическая сущность налогов, их классификация. Принципы и функции налогообложения. Роль налогов с физических лиц в доходах бюджета. Механизм налогообложения индивидуальным подоходным налогом. Порядок исчисления налогов на собственность физических лиц.

    дипломная работа , добавлен 24.09.2010

    Организация налогообложения доходов и имущества физических лиц. Механизм исчисления и уплаты подоходного налога и поимущественных налогов с физических лиц в РФ. Динамика поступлений в бюджетную систему налогов, взимаемых на территории г. Махачкала.

    дипломная работа , добавлен 16.05.2012

    Место налогов с физических лиц в налоговой системе, их социально-экономическое содержание. Виды налогов и их характеристика. Взаимодействие налогоплательщиков и налоговых органов. Проблемы и пути совершенствования налогообложения физических лиц в России.

    дипломная работа , добавлен 06.04.2012

    Особенности налогообложения доходов населения Российской Федерации. Организационный механизм деятельности отдела налогообложения физических лиц. Сравнительный анализ деятельности налоговых инспекций по исчислению и взиманию налогов с населения.

    дипломная работа , добавлен 23.02.2013

    Эволюция возникновения и развития налогообложения физических лиц в России и за рубежом. Проблемы и недостатки налогообложения доходов физических лиц. Пути и способы совершенствования налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2014

    Основные виды и типы налогов физических лиц. Общее представление о понятиях регистрационного сбора и лицензирования. Особенности налогообложения иностранных граждан. Современные проблемы и перспективы российской системы налогообложения физических лиц.

    контрольная работа , добавлен 10.12.2013

    Понятие налогов и сборов. Основные функции налогообложения. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Налоговые льготы: понятие, порядок установления и отмены. Налоговые вычеты физических лиц. Анализ использования налоговых льгот физических лиц.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2009

    Сущность, функции и виды налогов, их элементы и основная налоговая терминология. Классификационные признаки налогов. Особенности налогообложения юридических и физических лиц. Совершенствование системы налогообложения в условиях дефицитного бюджета.

    курсовая работа , добавлен 26.12.2011

Налогообложение в Российской Федерации регламентируются Налоговым кодексом Российской Федерации. Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются компании и физические лица, на которых возложено обязательство уплачивать налоги и сборы. В соответствии с налоговым законодательством к налогам, уплачиваемыми физическими лицами относятся:

1. Налог на имущество физических лиц.

Налог на имущество физических лиц был введён в действие Законом РФ от 09 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». Но с 01 января 2015 г. Закон № 2003-1 отменяется, и начинает функционировать новая глава Налогового кодекса «Налог на имущество физических лиц». Одним из главных изменений, внедренных новой главой Налогового Кодекса Российской Федерации, является переход к исчислению налога на имущество не из инвентаризационной, а из кадастровой стоимости.

Налогоплательщиками налога являются физические лица, владеющие правом собственности на имущество, являющееся объектом налогообложения.

Объектом налогообложения является находящиеся в пределах муниципального образования следующее имущество:

1. Жилой дом.

2. Жилое помещение (квартира, комната).

3. Гараж, машино-место.

4. Единый недвижимый комплекс.

5. Объект незавершенного строительства.

6. Иные здание, строение, сооружение, помещение.

Жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных с целью ведения индивидуального подсобного, загородного хозяйства, огородничества, садоводства, персонального жилищного строительства, относятся к жилым домам.

Налоговая база обуславливается в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая цена, отмеченная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01 января года, являющегося отчетным периодом для уплаты налога. Изменение кадастровой стоимости объекта имущества на протяжении налогового периода не учитывается при исчисление суммы налога. За исключение случаев изменения кадастровой стоимости вследствие исправления технической погрешности, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет.

Сумма налога, в отношении квартиры, определяется исходя из ее кадастровой цены, уменьшенной на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади. Сумма налога, в отношении комнаты, будет определятся исходя из кадастровой цены, уменьшенной на величину 10 квадратных метров. Сумма налога, в отношении жилого дома, определяется исходя из его кадастровой стоимости за уменьшением 50 квадратных метров. Сумма налога в отношение единого недвижимого комплекса, но где в составе есть хоть одно жилое помещение будет рассчитываться как его кадастровая стоимость уменьшенная на один миллион рублей.

Законом, по налогу установлено три базовые ставки:

1. 0,1% от кадастровой стоимости жилых домов и помещений, незавершенных жилых домов, единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение, гаражей и машино-мест, хозяйственных строений или сооружений, площадью не более 50 квадратных метров, расположенных на земельных участках личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;

2. 2% от кадастровой стоимости административно-деловых и торговых центров и помещений в них, нежилых помещений под офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания, а также для имущества, кадастровая стоимость которого превышает 300 миллионов рублей;

3. 0,5% от кадастровой стоимости прочих объектов.

Однако любое муниципальное управление имеет право самостоятельно устанавливать дифференцированные налоговые ставки в связи с кадастровой ценой объекта, его вида, место расположения, а также вида территориальных зон, в границах которых находится собственность. Снизить ставку можно до нуля, а увеличить только в три раза базовой ставки.

1. Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

2. Инвалиды I II групп инвалидности, а также инвалиды с детства;

3. Участники гражданской войны и Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР;

4. Лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности;

5. Лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствие с Законом РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-I, ФЗ от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ, ФЗ от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ;

6. Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижению возраста;

7. Лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия;

8. Члены семей военнослужащих, потерявших кормильца;

9. Пенсионеры, получающие пенсии, назначенные в порядке, установленном пенсионным законодательством;

10. Граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане;

11. Физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь;

12. Родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;

13. Физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность - в отношении специально оборудованных помещений - на период их использования;

14. Физические лица - в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

От обложения налогом освобождается только один объект имущества каждого вида, которых находиться в собственности налогоплательщика. Также первые четыре года действия новых правил законодатель предусмотрели применение понижающих коэффициентов. Для исчисления налога за 2015 г. налоговую базу нужно будет умножить на 0,2, за 2016 г. - на 0,4, за 2017 г. - на 0,6, а за 2018 г. - на 0,8.

2. Транспортный налог.

С 01 января 2003 г. гл. 28 Налогового кодекса РФ определён транспортный налог в качестве строго целевого бюджетного источника образования территориальных дорожных фондов субъектов Федерации. Транспортный налог является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие Налоговым кодексом и законодательством субъектов Федерации. Федеральное законодательство устанавливает объект налогообложения, процедуру установления налоговой базы, налоговый период, процедуру исчисления налога и границы налоговых ставок, а субъекты Федерации имею право устанавливать следующие элементы налога:

1. Налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ.

2. Сроки и порядок уплаты налога.

3. Налоговые льготы и основания для их использования.

Объектом налогообложения являются автомобили, мотороллеры, мотоциклы, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, вертолеты, самолеты, яхты, теплоходы, катера, снегоходы, парусные суда, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, и другие водные и воздушные суда оформленные в определенном режиме в соответствии с законодательством РФ. Не являются объектом налогообложения весельные лодки (и моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил); автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами (и автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил, полученные через органы социальной защиты); промысловые речные и морские суда; самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы; морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда; суда зарегистрированные в Российском международном реестре судов; пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организации или индивидуального предпринимателя, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских или грузовых перевозок; тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельско-хозяйственных работах; транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная или приравниваемая к ней служба; транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии отверждения факта их угона.

Помимо этого, налоговым законодательством РФ установлены характерные черты признания налогоплательщиком, как при передаче транспортных средств, так и по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретённым или переданным ими на основании доверенности в возможность обладания и распоряжения транспортным средством до 23 июля 2002 г. Налогоплательщиком является лицо, указанное в доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы отмеченные транспортные средства, обязаны уведомить налоговый орган по месту своего жительства о передачи на основании доверенности указанных транспортных средств. Если же физическое лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, передало его по доверенности другому лицу и своевременно не уведомило об этом налоговый орган, то именно то лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, является плательщиком налога. Если транспортное средство было передано на основании доверенности после введения в действие данного налога, плательщиком будет лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство.

Если у налогоплательщика имеется несколько транспортных средств, являющихся объектом налогообложения, то для целей налогообложения налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству. В связи с этим налогоплательщик обязан вести раздельный учёт по каждому зарегистрированному на него транспортному средству.

Налоговым периодом является календарный год. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Федерации в зависимости от вида транспортного средства. Ст. 361 НК РФ определены средние ставки транспортного налога, которые могут быть увеличены или уменьшены законами субъектов Федерации, но не более чем в 10 раз.

Налоговым кодексом РФ допускается установление законами субъектов РФ дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования.

В настоящее время федеральное законодательство не устанавливает льгот по уплате транспортного налога. Право по установлению налоговых льгот закреплено за субъектами Федерации. Как правило, льготы, установленные субъектами Федерации, носят социальный характер.

В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение десяти дней после их регистрации или снятии я с регистрации.

3. Земельный налог.

Введение земельного налога, основанного на кадастровой стоимости земельного участка, является основным налоговым механизмом в налогообложении земель. С 01 января 2005 г. организации и физические лица должны платить налог по новым правилам в связи с введение гл. 31 НК РФ.

Земельный налог устанавливается в качестве местного налога, формирующего доходную базу местных бюджетов, и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на этих территориях.

Законодательные органы имеют право:

1. Определять конкретные ставки налога, в пределах НК РФ;

2. Устанавливать дополнительные налоговые льготы, основания и порядок их применения;

3. Устанавливать размеры не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков;

4. Устанавливать порядок и сроки уплаты.

Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающими земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. При этом не признаются плательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объекты налогообложения - земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на государственный кадастровый учет. Для некоторых категорий физических лиц предусмотрено уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика в отношении каждого земельного участка. Если земельные участки находятся в общей долевой собственности, налоговая база определяется пропорционально доле каждого налогоплательщика в общей долевой собственности. В отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, налоговая база определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в процентах от налоговой базы. При этом в НК РФ определены максимальные ставки:

1. 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельского хозяйственного производства; занятых жилищных фондов и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных для жилищного строительства; приобретенных для индивидуального подсобного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

2. 1,5% в отношении прочих земельных участков.

4. Налог на доходы физических лиц.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) - основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.

Плательщиками налога на доходы физических лиц являются физические лица, для целей налогообложения подразделенные на две группы:

1. Лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;

2. Лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Облагаемые доходы:

1. От продажи имущества, находившегося в собственности менее 3 лет;

2. От сдачи имущества в аренду;

3. Доходы от источников за пределами РФ;

4. Доходы в виде разного рода выигрышей;

5. Иные доходы.

Частичный список видов доходов, не подлежащих налогообложению:

1. Государственные пособия, кроме пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребёнком);

2. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии;

3. Все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат;

4. Возмещением вреда, причинённого увечьем или иным повреждением здоровья;

5. Бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения;

6. Оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

7. Оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

8. Увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск;

9. Гибелью военнослужащих или государственных служащих при исполнении ими своих служебных обязанностей;

10. Возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;

11. Исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

12. Вознаграждения донорам за сданную кровь, материнское молоко и иную помощь;

13. Алименты, получаемые налогоплательщиками;

14. Суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации;

15. Суммы, получаемые налогоплательщиками в виде международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства по перечню премий, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

16. Суммы единовременной материальной помощи, оказываемой;

17. Налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством;

18. Работодателями членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

19. Налогоплательщикам в виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах);

20. Налогоплательщикам из числа малоимущих и социально незащищённых категорий граждан в виде сумм адресной социальной помощи;

21. Налогоплательщикам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ;

22. Суммы полной или частичной компенсации стоимости путёвок, за исключением туристических;

23. Суммы, уплаченные работодателями, оставшиеся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций, за лечение и медицинское обслуживание своих работников, их супругов, их родителей и их детей;

24. Суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, получаемые налогоплательщиками от финансируемых из федерального бюджета государственных учреждений или организаций;

25. Доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве;

26. Доходы налогоплательщиков, получаемые от сбора и сдачи лекарственных растений;

27. Доходы охотников-любителей, получаемые от сдачи обществам охотников;

28. Доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке наследования;

29. Призы в денежной и (или) натуральной формах, полученные спортсменами, в том числе спортсменами-инвалидами, за призовые места на следующих спортивных соревнованиях;

30. Суммы, выплачиваемые организациями и (или) физическими лицами детям-сиротам в возрасте до 24 лет на обучение в образовательных учреждениях;

31. Суммы процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам РФ;

32. Доходы, получаемые детьми-сиротами;

33. Доходы, не превышающие 4000 рублей, полученные по каждому из следующих оснований за налоговый период:

а) стоимость подарков, полученных от организаций или ИП;

б) стоимость призов в денежной и натуральной формах;

в) суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам;

г) стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг);

д) суммы материальной помощи, оказываемой инвалидам общественными организациями инвалидов;

е) выигрыши по облигациям государственных займов РФ;

ж) помощь (в денежной и натуральной формах), а также подарки, которые получены ветеранами Великой Отечественной войны, не превышающей 10 000 рублей за налоговый период.

Налоговые ставки устанавливаются:

1. В размере 13%.

2. В размере 35% по следующим доходам:

а) стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров более 4000 рублей;

б) процентные доходы по вкладам в банках в части превышения суммы, по рублевым вкладам рассчитанной исходя из двух третьих действующей ставки рефинансирования; и 9 процентов годовых по вкладам в иностранной валюте;

в) суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заёмных (кредитных) средств в части превышения определенной суммы, за исключением доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование кредитами, фактически израсходованными на новое строительство либо на приобретение жилого дома, квартиры или долей.

3. В размере 30% устанавливается в отношении всех доходов, полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами, за исключением доходов:

а) в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов;

б) от осуществления трудовой деятельности по найму на основании патента, в отношении которых ставка устанавливается в размере 13%;

в) от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста устанавливается в размере 13%;

г) от осуществления трудовой деятельности участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, устанавливается в размере 13%;

д) от исполнения трудовых обязанностей членами экипажей судов, плавающих по Государственным флагом РФ, устанавливается в размере 13%;

е) от осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами или лицами без гражданства, признанными беженцами, признается в размере 13%.

ж) в размере 9% устанавливается в отношении доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированными до 01 января 2007 г.

При определении налоговой базы учитываются налоговые вычеты: стандартный, социальный, инвестиционный, имущественный и профессиональный.

5. Водный налог.

Водный налог регулируется ст. 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица осуществляющие специальное и (или) особое водопользование. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров или решений, заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса.

Виды пользования водными объектами:

1. Заборы воды из водных объектов;

2. Использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

3. Использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

4. Использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта:

1. При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период;

2. При использовании акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства;

3. При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии;

4. При использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

Налоговые ставки установлены ст. 333.12 Налогового кодекса Российской Федерации. При заборе воды сверх установленных лимитов водопользования ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере. В случае отсутствия утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетном как 1/4 утвержденного годового лимита.