Устойчивое развитие региона: понятие, основные подходы и факторы. Устойчивое развитие региона. Перспективы развития. Социальное развитие

Введение

экономический регион управление

Современная эпоха характеризуется тем, что экономическое и социальное развитие общества пришло в явное противоречие с ограниченными ресурсовоспроизводящими и жизнеобеспечивающими возможностями биосферы.

На исходе XX в. человечество впервые подошло к осознанию важности проблем взаимодействия природы и общества, необходимости поиска, по существу, новой модели своего развития, которая могла бы противостоять надвигающемуся глобальному экологическому кризису. После проведения в 1972 г. Конференции ООН по окружающей человека среде важность проблем, связанных с окружающей средой, была признана во всем мире.

Актуальность темы устойчивого развития в первую очередь обусловлена ролью и значением регионов в социально-экономическом развитии страны. В период административных реформ, когда центр тяжести переносится в субъекты Российской Федерации, основной задачей местных органов власти должно быть обеспечение устойчивого развития регионов с учетом их особенностей и географического положения. Как показывает практика, переход к устойчивому развитию экономики страны возможен только при условии обеспеченности устойчивого развития всех составляющих ее частей, т.е. регионов. В связи с этим, рассмотрение вопроса устойчивого развития регионов приобретает исключительное значение. Непосредственно устойчивое развитие регионов определяется темпами роста и темпами прироста показателей социально-экономического развития, к которым, прежде всего, следует отнести валовой региональный продукт, производительность труда и эффективное использование всех составляющих экономического потенциала. При этом необходимо учитывать также и состояние природной среды. Поэтому в число факторов (экономических, социально-демографических, ресурсных и др.) необходимо включить и природные параметры, зависящие от местоположения и географических условий. На это указывают различного рода опасные (разрушительные) гидрометеорологические явления, отрицательно влияющие на развитие регионов, т.к. на их ликвидацию отвлекаются значительные финансовые, материально-технические и трудовые ресурсы, что снижает экономический потенциал и возможность его использования непосредственно на развитие регионов.

Актуальность темы объясняется также необходимостью обоснования путей и действий по предотвращению опасных гидрометеорологических явлений, с учетом имеющегося опыта в этой области.

Целью настоящей работы является исследование концепций устойчивого развития экономики региона.

Поставленная цель определила конкретные задачи:

дать определение понятиям региона и регионального управления

рассмотреть основные концепции, раскрывающие сущность устойчивого развития региона

раскрыть сущность и структуру экономического потенциала, включающую факторы и социально-экономические показатели, позволяющие определить характер развития региона;

обосновать направления устойчивого развития региона, в том числе с учетом влияния гидрометеорологической безопасности;

Объектом исследования в данной работе является регион, его социально-экономическая характеристика и особенности развития.

Предметом исследования выступают экономические отношения в системе обеспечения устойчивого развития региона.

1. Управление развитием региона

.1 Понятие региона

В отечественной и в зарубежной литературе нет четкого, однозначного толкования понятия «регион». В российских исследованиях чаще всего встречаются два термина: «регион» и «район», причем, как правило, между ними не проводят строгой границы. По мнению Э.Б. Алаева, район «представляет собой локализованную территорию, обладающую единством, взаимосвязанностью составляющих элементов, целостностью, причем эта целостность - объективное условие и закономерный результат развития данной территории» .

Понятию «регион» уделяется много внимания в современной экономической, географической и градостроительной литературе. Свойствами региона являются:

географические (расположение, величина территории и количество населения);

производственно-функциональные (специфика преобладающих видов деятельности)

градостроительные (характер застройки объектов производственной деятельности, жилья и обслуживания);

социологические (нормы общения, поведения).

Такое разнообразие критериев затрудняет полное раскрытие сущности региона в одном определении. Регион должен рассматриваться одновременно и как элемент территориальной организации национального хозяйства, и как элемент системы расселения, и как элемент социальной организации общества - места всех сфер жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека. Основываясь на вышесказанном можно считать, что регион - это территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т.е. наличием политико-административных органов управления.

В последнее время все большее число специалистов в области региональной науки и особенно непосредственных руководителей краев, областей, республик сходятся в одном: регионами в России необходимо считать субъекты Федерации, поскольку особенность территории (акватории, аэротории) Российской Федерации, а также ее неоднородность по различным признакам предполагают необходимость членения территории на части - регионы.егион - это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов. Слово «регион» - латинского происхождения (от корня regio), в переводе означает страна, край, область. Существует много определений данного термина, например:
1. Под регионом понимается крупная территория с более или менее однородными природными условиями, главным образом, характерной направленностью развития производительных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов с соответствующей сложившейся и перспективной материально-технической базой, производственной и социальной инфраструктурой.
. Регионы - это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью составляющих ее элементов.

Регион - это часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации, либо объединять территории нескольких субъектов. В тех случаях, когда регион выступает как субъект права, под ним понимается только субъект Российской Федерации.

Таким образом, понятие региона является весьма абстрактным (как регион вообще) и предполагает, что его конкретизация и содержательная интерпретация осуществляются при выделении определенных типов регионов. Регионы - понятие типологическое, они выделяются из территории в соответствии с определенными целями и задачами.

Третье определение позволяет реализовать нормативно-законодательное равенство субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, заложенное в Конституции РФ, создает реальные условия для учета региональных особенностей каждого субъекта в экономической деятельности и обеспечивает более устойчивое управление регионом.

1.2 Понятие регионального управления

Управление - универсальный и необходимый элемент окружающего нас мира. В предельно широком смысле слова - это различные способы воздействия субъекта (нескольких субъектов) на объект (несколько объектов), изменяющих положение, свойства, поведение, качества объекта.

Однако под управлением чаще всего понимают воздействие, которое имеет целевое назначение и при котором объект поддается регулированию со стороны людей.

Предмет регионального управления в широком смысле сложен и многосторонен. Его основными составляющими являются:

управление отдельными регионами;

управление межрегиональными связями;

система управления регионом;

региональные аспекты управления.

Современная Россия унаследовала перечень регионов от РСФСР. В 1992 году российскими регионами был подписан Федеративный договор о разграничении полномочий, который был включён в текст Конституции РСФСР 1978 года. В 1993 году, когда была принята ныне действующая Конституция, насчитывалось 89 субъектов. С 1 марта 2008 года после объединения регионов осталось 83 субъекта Российской Федерации, а с 18 марта 2014 года после присоединения Республики Крым к России и образования двух новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя субъектов в Российской Федерации стало 85.

В самом общем виде региональное управление - это регулирование поведения управляемого объекта (государственного и негосударственного) региональными органами, организациями, должностными лицами в целях, определяемых государством и регионом; направление деятельности объекта путем применения самых различных средств: экономических, административных, идеологических, правовых и не правовых, путем стимулирования, требований, запретов и т.д. .

Региональное управление изучает управление отдельным регионом: формирование объективных предпосылок экономического развития региона, управление производственной структурой, социальной сферой, обеспечением условий жизни, расселение и размещение хозяйства, формирование механизма функционирования и управления экономикой, социальной сферой и экологией. Предметом изучения, кроме элементов внутренней структуры управления регионом, должны быть связи данного региона с другими регионами страны, государствами - членами СНГ и зарубежными странами.

В системе регионального управления определяющее место занимают его цели. Наиболее общими целями в современных условиях являются безопасность, жизнеобеспечение, целостность и упорядоченность экономической и социальной системы. Эти цели должны сообразовываться с общечеловеческими ценностями: улучшением качества жизни; гарантией прав и развития личности; обеспечением демократии; социальной справедливостью; социальным прогрессом общества.

Практика показывает, что стабильность системы регионального управления важное, но не доминирующее ее качество. Главное - это адаптация управленческого механизма к изменению условий управления, динамике общества, региона, потребностей людей.

Важнейшей материальной базой регионального управления являются ресурсы управления: наличие соответствующих органов управления; наличие кадров; финансовые возможности; укомплектованность управленческой техникой и др.

От этого в значительной степени зависит эффективность регионального управления. При изучении региона как управляющей системы рассматривается ее содержание (реализация региональной власти), структура взаимоотношений этой системы с личностью, различными коллективами, обществом; необходимость, возможность и пределы регионального управления, его различные территориальные уровни (в масштабах региона, автономии, города, поселка и других административно-территориальных единиц); особенности в различных сферах общественной жизни (экономика, социальная сфера, политика, идеология); использование для управления законодательной и исполнительной власти, статус и роль государственного служащего; методы и особенности управления в различных регионах, учреждениях, предприятиях и т.д.; технические средства регионального управления.

Сущностью регионального управления является также оценка его эффективности. Эффективность регионального управления - это достижение цели управления с минимальной затратой ресурсов и управленческой энергии в возможно короткий срок и с возможной полнотой.

Например, в России приватизация государственных предприятий хотя и была проведена быстрее, чем в Великобритании в 1970-1980-х годах, но менее эффективно. В Великобритании приватизация принесла государству около 100 млрд долларов, была передана в частную собственность небольшая часть (всего несколько процентов), но крупных предприятий. В России же быстрая приватизация охватила более 70% предприятий и дала в казну приблизительно лишь 5 млрд долларов.

В конечном счете, эффективность регионального управления напрямую связана с повышением уровня жизни человека (населения).

2. Основные критерии и сущность устойчивого развития региона

.1 Сущность концепции устойчивого развития

Концепция устойчивого развития явилась логическим переходом от экологизации научных знаний и социально-экономического развития, бурно начавшимся в 1970-е годы. Вопросам ограниченности природных ресурсов, а также загрязнения природной среды, которая является основой жизни, экономической и любой деятельности человека, в 1970-е годы был посвящен ряд научных работ. Реакцией на эту озабоченность было создание международных неправительственных научных организаций по изучению глобальных процессов на Земле, таких как Международная федерация институтов перспективных исследований (ИФИАС), Римский клуб Международный институт системного анализа, а в СССР - Всесоюзный институт системных исследований .

Проведение в 1972 году в Стокгольме Конференции ООН по окружающей человека среде и создание Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) ознаменовало включение международного сообщества на государственном уровне в решение экологических проблем, которые стали сдерживать социально-экономическое развитие. Стала развиваться экологическая политика и дипломатия, право окружающей среды, появилась новая институциональная составляющая - министерства и ведомства по окружающей среде.

В 1980-х годах стали говорить об экоразвитии, развитии без разрушения, необходимости устойчивого развития экосистем. Всемирная стратегия охраны природы, принятая в 1980, впервые в международном документе содержала упоминание устойчивого развития. Вторая редакция ВСОП получила название «Забота о планете Земля - Стратегия устойчивой жизни» и была опубликована в октябре 1991. В ней подчеркивается, что развитие должно базироваться на сохранении живой природы, защите структуры, функций и разнообразия природных систем Земли, от которых зависят биологические виды. В 1980-е годы Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) призывала к необходимости перехода к «развитию без разрушения».

В июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД), на которой было принято историческое решение об изменении курса развития всего мирового сообщества. Такое беспрецедентное решение глав правительств и лидеров 179 стран, собравшихся на ЮНСЕД, было обусловлено стремительно ухудшающейся глобальной экологической ситуацией и прогнозируемой на основе анализа ее динамики глобальной катастрофой, которая может разразиться уже в XXI в. и привести к гибели всего живого на планете. Среди проблем экологического характера названы: изменение климата в результате выброса парниковых газов, недостаток пресной воды и ее загрязнение, исчезновение лесов и опустынивание, сокращение биоразнообразия, рост численности населения (и его перемещение), необходимость удаления отходов, загрязнение воздуха, деградация почв и экосистем, химическое загрязнение, истощение озонового слоя, урбанизация, истощение природных ресурсов, нарушение биогеохимических циклов, распространение заболеваний (включая появление новых) и т.д.

Почти каждая из этих экологических проблем может, если будет продолжаться стихийное развитие цивилизации, привести к гибели человечества и биосферы. ЮНСЕД продемонстрировала осознание пагубности традиционного пути развития, который был охарактеризован как неустойчивое развитие, чреватое кризисами и катастрофами. Переход на новую модель (стратегию) развития, получившую название модели устойчивого развития, представляется естественной реакцией мирового сообщества, стремящегося к своему выживанию и дальнейшему развитию.

Идеи устойчивого развития отвечают объективному требованию времени и могут решающим образом повлиять на будущее России, сыграть важную роль в определении государственных приоритетов, стратегии социально-экономического развития и перспектив дальнейшего реформирования страны. Новая стратегия развития цивилизации уже определила позицию мирового сообщества - объединить усилия во имя выживания человечества и непрерывного развития и сохранения биосферы. Россия, подписавшая документы упомянутой Конференции ООН, взяла на себя серьезные обязательства по реализации программы всемирного сотрудничества, принятой на основе консенсуса.

баланс внутри общества на современном этапе его развития (между отдельными странами и их регионами, между цивилизациями и крупными мировыми агломерациями типа Север - Юг);

баланс между современным и будущим состоянием человечества как некоторой «целевой функцией» развития (требование сохранить жизненные ресурсы природы для будущих поколений).

Содержание понятия «регион» зависит от того, какой конкретный срез жизни он отражает. Так, например, региональная политика квалифицируется как инструмент стабилизации социальной жизни, регулирования взаимоотношений общества со средой его существования как природной, так и социальной, снятия конфликтной напряженности в эколого-экономическом и социокультурном отношениях. Кроме того, как мы уже указали, понятие регион включает в себя физико-географическую составляющую. Регионы привязаны к географической и социальной среде. Они имеют устойчивое или неустойчивое взаимодействие с природой и более широко - с космосом.

Регион - это не только территория, но и население на ней; это не только ряд административных единиц, которыми являются область и край; это всевозможные и целесообразные уровни административного деления, обеспечивающие данному социальному организму необходимые для нормального существования и функционирования уровни «самости», самодостаточности. Регион представляет собой и понятие из сферы правосознания, а деятельность в регионе выступает объектом правового регулирования. Следует выявлять иерархию регионов, наличие специфической детерминации между ними. Большое значение имеют проблемные регионы, способные поднять страну в целом и другие регионы, располагающие меньшим потенциалом. В первом приближении регион определяется как самодостаточный социальный организм, находящийся в единстве со средой, обладающий физико-географическими, культурно-цивилизационными, эколого-экономическими, этнически-историческими, политико-административными и правовыми свойствами и выступающий средством формирования и функционирования федерации.

2.2 Принципы концепции устойчивого развития

Современные экологические проблемы, заставившие обратить на себя внимание и вызвавшие к жизни концепцию устойчивого развития, в определенной степени порождены отставанием экономической мысли. Ни классики экономической науки, начиная с А. Смита, ни последующие экономические школы, в том числе марксистская, не придавали значения экологическим ограничениям в экономическом развитии. И лишь в 70-е годы XX века, когда во всем мире резко обострились экологические проблемы, перед экономической наукой встала задача осмыслить сложившиеся тенденции эколого-экономического развития и разработки принципиально новых концепций развития.

В сущности, концепция устойчивого развития стала качественно новым подходом к проблемам, которые раньше или не замечались, или не осознавались как важные, или считались не относящимися к сфере экономической науки. Доминирующая до сих пор в экономике парадигма базируется на некоторых предположениях о мире, которые, будучи очень полезными для эффективного распределения ресурсов в краткосрочном промежутке времени, менее точны и полезны в работе с более долгосрочными, широкими и сложными проблемами устойчивого развития.

Р. Костанца и К. Фольке выделяют три иерархически взаимосвязанные проблемы, с решением которых связано устойчивое развитие. Они сводятся к поддержанию:

) устойчивого масштаба экономики, который соответствовал бы ее экологической системе жизнеобеспечения;

) справедливого распределения (distribution) ресурсов и возможностей не только в рамках нынешнего поколения людей, но также между нынешним и будущими поколениями, а также между человеком и другими биологическими видами;

) эффективного распределения (allocation) ресурсов во времени, которое бы адекватно учитывало природный капитал.

Большинство представителей традиционной экономической науки полагали, что дистрибутивная проблема должна решаться политическими, а не экономическими методами. Проблема масштаба даже не рассматривалась в качестве существенной, поскольку признавалась возможность бесконечного замещения ресурсов и технологических изменений. Важно, что проблема масштаба и дистрибутивная проблема не могут быть решены в рамках рыночного механизма даже при условии совершенного» рынка в смысле учета всех внешних издержек. Скорее решение этих проблем должно быть найдено вне рынка, рынок же может использоваться как эффективный инструмент для претворения этих решений в жизнь.

Традиционная парадигма в значительной степени игнорирует проблему масштаба и дистрибутивную проблему как находящиеся «вне сферы» экономической науки. Экономическая наука рассматривается как ограниченная решением технических вопросов, возникающих в связи с эффективным распределением ресурсов. Но если определять экономическую науку более широко, а именно как «науку об управлении хозяйством» (такое значение несет греческое слово «экономика»), то она должна обращаться ко всем проблемам, возникающим в ходе такого управления, включая проблему масштаба хозяйства и дистрибутивную проблему, даже если последние и не вмещаются в рамки математических моделей и традиционных предписаний, употребляемых при решении проблемы эффективного распределения ресурсов.

3. Составляющие устойчивого развития региона

.1 Подходы и методы оценки устойчивого развития региона

Изменение темпов роста и темпов прироста указанных показателей позволяет установить характер развития региона. Темпы роста определяют отношением фактического к базовому, прироста - разницей.

Экономический рост представляет собой такое развитие национального хозяйства, при котором увеличиваются валовой национальный доход и реальный валовой внутренний продукт как источники удовлетворения потребностей общества. Под экономическим ростом обычно понимают не кратковременные взлеты реального объема общенационального производства, а долговременные тенденции увеличения и качественного совершенствования общенационального продукта и факторов его производства.

Экономическое развитие как понятие более полно по сравнению с экономическим ростом отражает хозяйственный прогресс. Оно означает не только умножение результатов производства, но и становление в национальном хозяйстве новых прогрессивных пропорций. Они в свою очередь формируют предпосылки последующего развития.

Экономический рост связан в первую очередь с количественным приращением созданной продукции:

Yt / Yto, (1)

Где: Q - темп роста реального выпуска; Уt - реальный выпуск текущего года; Yto - реальный выпуск базового года.

Измерение экономического роста осуществляется с помощью показателя темпа прироста совокупного дохода или реального ВВП в целом или на душу населения. Темп прироста реального ВВП выглядит следующим образом:

Т = (Yt - Yt-1): Yt-1 (2)

Где: Т - темп прироста реального выпуска; Yt - реальный выпуск текущего года; Yt-1 - реальный выпуск предшествующего года.

Экономический рост может измеряться как в физическом выражении (физический рост), так и в стоимостном (стоимостной рост). Он бывает двух типов: интенсивный и экстенсивный.

Экстенсивный тип экономического роста предполагает увеличение выпуска продукции при использовании дополнительных ресурсов: средств производства, рабочей силы, дополнительных финансовых ресурсов. Интенсивный тип экономического роста связан с ростом эффективности производства. Он предполагает увеличение выпуска продукции на единицу используемых ресурсов, увеличение качественных характеристик производства.

Переход на интенсивный тип экономического роста меняет роль темпов экономического роста как показателя, отражающего динамизм хозяйственных процессов. В условиях интенсивного типа развития экономика становится динамичной, не только увеличиваются темпы роста, но и происходят прогрессивные структурные изменения.

Агрегированным показателем, оценивающим развитие региона, является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), определяемый по методике ЮНЕСКО и Мирового банка с учетом четырех показателей экономического развития: а) продолжительность жизни; б) интеллектуальный потенциал (образование населения); в) здоровье населения (количество больничных коек на 1000 человек); г) среднегодовой доход на душу населения.

Наряду с интегральными показателями, каким является ИРЧП, используются и отдельные частные показатели развития государства. Среди них: уровень потребления отдельных материальных благ; степень дифференциации доходов. Особое значение в определении уровня экономического развития страны имеют традиционные показатели, описывающие уровень производства и потребления благ и рост этого уровня в расчете на душу населения: валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), реальный ВНП на душу населения, темпы роста и прироста этих показателей.

Валовой национальный продукт (ВНП) - рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в экономике за определенный период времени (обычно за год). Чистый национальный продукт (ЧНП) равен ВНП минус амортизационные отчисления. Если из ЧНП вычесть чистые косвенные налоги на бизнес, т.е. косвенные налоги за вычетом субсидий бизнесу, получим национальный доход (НД) - показатель, представляющий суммарный доход всех жителей страны.

В сфере производства ВВП определяется как стоимость товаров и услуг, произведенных на территории страны за определенный период времени (чаще всего за год), т.е. ВВП выступает как результат деятельности основных секторов экономики за год. В сфере распределения ВВП - как сумма всех первичных доходов и материальных затрат субъектов экономики за определенный период времени. В сфере потребления ВВП - как сумма всех затрат, на которые пошла произведенная за определенный период времени продукция.

Часто структуру потребления ВВП выражают в виде формулы:

С+ Ig+ G+ Хn, (3)

Где: С - личное потребление; Ig - валовые инвестиции; G - государственные закупки товаров и услуг; Хn - чистый экспорт.

Она особенно ценна тем, что не только характеризует потребление, но и описывает структуру макроэкономического спроса. Самым важным компонентом в структуре потребления ВВП является личное потребление.

Будучи стоимостным показателем, ВВП зависит от уровня и цен, в которых измерены входящие в него блага. В связи с этим различают номинальный и реальный валовой внутренний продукт. Номинальным ВВП называется валовой внутренний продукт, подсчитанный в реальных (текущих) ценах определенного периода. На величину номинального ВВП большое воздействие оказывают инфляционные процессы. Чтобы избавиться от инфляционных воздействий, вычисляется реальный ВВП. Для этого произведенная продукция выражается в ценах определенного (базового) периода.

Близким, хотя и не тождественным ВВП показателем является валовой национальный доход (ВНД):

ВНД = ВВП + Сальдо первичных доходов из-за границы (4)

Принципиальное различие между ВВП и ВНД заключается в следующем: ВВП измеряет поток товаров и услуг, а ВНД - поток первичных доходов. С количественной стороны они различаются на сальдо первичных доходов, полученных из-за границы, т.е. разницу между доходами резидентов данной страны, полученными из-за границы, и доходами нерезидентов, переданными за границу.

Национальное богатство (НБ) - совокупность ресурсов и иного имущества страны, создающая возможность производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизни людей. В его состав входят: 1) невоспроизводимое имущество (сельскохозяйственные и несельскохозяйственные земли; полезные ископаемые; исторические и художественные памятники и произведения); 2) воспроизводимое имущество (производственные активы - основной и оборотный капитал; непроизводственные активы - имущество и запасы домохозяйств и некоммерческих организаций); 3) нематериальное имущество (интеллектуальная собственность - патенты, торговые марки, объекты авторских прав и т.п.; человеческий капитал - продукты сферы услуг, в частности образование, здравоохранение, юриспруденция, овеществившиеся в знаниях, профессиональных навыках и здоровье населения, а также в эффективной институциональной структуре общества); 4) сальдо имущественных обязательств и требований по отношению к зарубежным странам .

Оценка невоспроизводимого имущества, а также оценка нематериального имущества сопряжена с очень значительными трудностями. В связи с этим реально даваемые оценки НБ обычно учитывают только те его составные части, стоимость которых может быть определена на основе хозяйственной практики. В России, где в отличие от развитых стран с рыночной экономикой рынок земли находится в неразвитом состоянии, подсчитывается еще меньшая часть НБ - только воспроизводимое имущество.

Социально-экономическое развитие характеризуется показателями, отражающими трудовой потенциал и эффективность его использования. Прирост же самих трудовых ресурсов определяется динамикой населения.

В создании национального продукта принимает участие только экономически активное население, которое представлено двумя группами: одна принимает участие в создании благ, а другая не работает. Безработица - одна из форм макроэкономической нестабильности наряду с кризисами и инфляцией. Показатель уровня безработицы, выраженный в процентах, получают:

Уровень безработицы = число безработных / численность экономически активного населения *100% (5)

Одной из центральных проблем для России в ходе социально - экономических преобразований стала инфляция, основными критериями которой являются: темп роста цен; степень расхождения роста цен по различным товарным группам; предсказуемость инфляции.

Экономический процесс характеризуется эффективностью: относительным показателем, соизмеряющим затраты определенного и результаты в виде готового продукта, полученного от его использования. В макроэкономике таким результатом может служить совокупный доход (или ВВП) страны, который необходимо соотнести с затратами того или иного ресурса.

Так, показателем эффективности использования трудовых ресурсов служит показатель производительности труда Р - как частное от деления ВВП Y на численность занятых L в общественном производстве товаров и услуг:

Р = Y: L (6)

Обратным показателем является трудоемкость. Для характеристики эффективности использования природных ресурсов могут применяться различные показатели в зависимости от вида этого ресурса. Для сельского хозяйства при анализе эффективности использования земельных угодий могут применяться показатели урожайности.

Национальная экономика и каждый регион связаны единой системой воспроизводственных циклов на территории страны. Циклы включают воспроизводство: природных и трудовых ресурсов, финансово-кредитных и денежных средств, готовых товаров, производственных и социально-бытовых услуг и пр.

В пределах региона осуществляется относительно завершенный цикл воспроизводства, который создает условия для комплексного развития территориальной экономики. При этом региональное воспроизводство можно рассматривать в двух аспектах: межрегиональном и внутрирегиональном.

Наиболее общее представление о региональной экономике дает региональный экономический кругооборот продуктов и доходов. Он является исходной моделью региональной экономики, которая позволяет выяснить связи, включающие регион в экономический кругооборот национальной экономики, а также определить основные условия равновесия территориальной системы.

Уровни регионального развития экономики принято определять по показателям среднедушевого производства национального дохода, валового регионального продукта, валовой промышленной и сельскохозяйственной (или суммарной) продукции и соответствующими территориальными индексами, где базой является среднероссийский уровень.

Одним из основных и традиционных методов региональной экономики является анализ социально-экономического развития региона. Он основывается на использовании системы статистических показателей, характеризующих основные явления и пропорции, существующие в региональной социально-экономической системе. Таким образом, наиболее объективную характеристику социально-экономического положения в регионе дают индикаторы устойчивого развития региона, представленные на рисунке №1.

Необходимо отметить, что в существующем наборе статистических показателей оценки устойчивости развития региона, в настоящее время отсутствуют показатели, характеризующие негативное воздействия опасных гидрометеорологических явлений, неблагоприятных условий погоды и экстремальных изменений климата на развитие экономики региона.

3.2 Экономическая основа развития региона

По существу, вся региональная экономика базируется на теории факторов, отражающих объективные региональные особенности развития регионов и их систем. Если они относятся к предприятиям и отраслям, то они именуются факторами размещения производства, некоторые из них относятся только к отраслевым условиям (например, энергоемкость производства) или только к региональным (например, плотность населения). Значение факторов меняется с переходом к рыночным отношениям.

Рыночную среду в регионе характеризуют следующие факторы: ресурсные (количество населения, масштабы и отраслевой состав хозяйств, природные ресурсы, технологического оборудования, квалифицированной рабочей силы); инфраструктурные (коммуникационно-информационная сеть, институционально-рыночные структуры (банки, биржи, страховые компании и т.д.); инновационные (фонды поддержки предпринимательства, технопарки и прочие организации); внешние (федеральное и региональное законодательство, социально-психологический климат и т.д.).

Для экономического роста региона необходимо, чтобы был задействован его потенциал, т.е. использованы необходимые ресурсы. Такими ресурсами, в первую очередь, являются факторы производства, которые используются в определенном сочетании, образуя органическое единство: труд, земля, капитал, предпринимательская способность и научно-технический прогресс.

Факторы экономического роста могут подразделяться следующим образом:

) факторы предложения (природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитал, технологии);

) факторы спроса (уровень экономической активности, циклические колебания);

) факторы распределения (мотивация труда, социальная стабильность).

В любом случае рост экономики в первую очередь зависит от возможностей производства и связан с использованием основных видов производственных ресурсов - трудовых, капитальных, природных, имеющихся в ограниченном количестве.

Любой вид экономического роста, будь то увеличение масштабов производства или улучшение его качественных характеристик, требует дополнительных инвестиций. Осуществление инвестиционного процесса требует от общества создания ряда объективных предпосылок:

Достаточный уровень сбережений. Если рыночная экономика не в состоянии обеспечить работникам доход, позволяющий накапливать сбережения, она не способна задействовать инвестиционный процесс.

Развитый финансовый рынок, способный обеспечить приток сбережений в руки инвесторов.

Высокая доходность от инвестиций, способная значительно перекрыть возможные потери, связанные с большими коммерческими рисками. Чем выше такие риски, тем более высокие требования ставит бизнес по отношению к эффективности инвестиций. Эффективность инвестиций, предполагающая оптимальное сочетание факторов производства, лежит в основе не только динамизма экономического развития, но и определения его направления, специализации производства.

Успешное решение социально-экономических задач регионального развития требует активного использования организационного фактора - совершенствования территориального управления.

Факторы, влияющие на устойчивое региональное развитие

ФакторПроизводственный 1. Валовой региональный продукт 2. Число предприятий и организацийФинансовый 1. Налоговые платежи и другие доходы 2. Расходы консолидированных бюджетовТрудовой 1. Численность занятых в экономике 2. Численность безработных 3. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике 4. Производительность трудаСоциально-демографический 1. Численность постоянного населения 2. Среднедушевые денежные доходы 3. Число больничных коек на 10000 населения 4. Площадь жилищ, приходящихся в среднем на одного жителяИнвестиционный 1. Инвестиции в основной капитал из бюджетов всех уровней 2. Инвестиции в основной капитал организаций с участием иностранного капитала 3. Иностранные инвестицииИнфраструктурный 1. Плотность железных дорог 2. Плотность дорог с твердым покрытием 3. Наличие квартирных телефонных аппаратов сети общего пользованияМеждународный 1. Внешняя торговля со странами дальнего зарубежья: экспорт и импорт товаров 2. Внешняя торговля со странами СНГ: экспорт и импорт товаровИнновационный 1. Число предприятий, занимающихся научной деятельностью 2. Численность исследователейГидрометеорологический 1. Предотвращенный ущерб от опасных явлений 2. Непредотвращенный ущерб 3. Экономическая эффективностьПриродно-ресурсный 1. Сельскохозяйственные земли 2. Лесные угодья 3. Водные ресурсы 4. Полезные ископаемые

Таким образом, сценарные условия и прогноз основных параметров социально-экономического развития региона разрабатываются с учетом влияния внешних и внутренних факторов экономического развития.

Влияние внешних факторов определяется, прежде всего, изменением мировых цен на энергоресурсы, состоянием мировой экономики и основных торговых партнеров России, торгового и платежного баланса России и рядом других условий.

В современных условиях возрастает роль внешнеэкономического фактора в развитии экономики страны в целом и регионов, внешнеэкономическая деятельность принимает все более открытый характер. Заметно расширяется количество участников внешнеэкономических отношений.

Заключение

Переход к устойчивому развитию Российской федерации в целом возможен только в том случае, если будет обеспечено устойчивое развитие всех ее регионов. Это предполагает формирование эффективной пространственной структуры экономики страны при соблюдении баланса интересов всех субъектов Российской Федерации, что предопределяет необходимость разработки и реализации программ перехода к устойчивому развитию для каждого региона, а также дальнейшей интеграции этих программ при разработке государственной политики в области устойчивого развития. Проблемы, решаемые в каждом регионе, в значительной степени должны соответствовать федеральным задачам, но при этом необходим учет местных особенностей.

Концепции устойчивого развития свойственно выделение основных «противотенденций», балансирование которых и способно обеспечить выживание человечества на качественно приемлемом уровне. Выделение соответствующих требований позволяет сформулировать основополагающие принципы устойчивого развития:

баланс между природой и обществом (непосредственно - экономикой);

баланс внутри общества на современном этапе его развития (между отдельными странами и их регионами);

баланс между современным и будущим состоянием человечества как некоторой «целевой функцией» развития (требование сохранить жизненные ресурсы природы для будущих поколений).

Список использованной литературы

1. Постановление Правительства РФ от 15 июля 2013 г. №598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ

3. Акимова Т.А., Ю.Н. Мосейкин. «Экономика устойчивого развития». - М.: Экономика, 2009. - 432 с.

Андрианов В.Д. «Россия в мировой экономике». Учебник для ВУЗов. - М.: Владос, 1999. - 296 с.

Географический энциклопедический словарь: Географические названия / Гл. ред. А.Ф. Трёшников; Ред. ко.: Э.Б. Алаев, П.М. Алампиев, А.Г. Воронов и др.

Колесникова Н.А. «Финансовый и имущественный потенциал региона. Опыт регионального менеджмента». - М.: Финансы и статистика, 2000. - 240 с.

Кузнецова О.Л., Кузнецова П.Г., Большакова А.В., «Система общество-природа-человек: устойчивое развитие» М., 2001.

Пономарева М.А. «Совершенствование экономического механизма управления устойчивым развитием в российских регионах». - М.: Содействие - XXI век, 2011. - 244 с.

Ромашин А.Ф. «Устойчивое развитие региона с учетом гидрометеорологических условий», Н. Новгород, 2006.

Самарина В.П. «Социально-экономическое развитие проблемных регионов. Теоретико-методологический аспект». - М.: ООО «ТНТ», 2012. - 128 с.

Подпругин Максим Олегович , соискатель кафедры экономики, организации и управления производством, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ, Россия

| Скачать PDF | Загрузок: 687

Аннотация:

Устойчивое развитие региона обеспечивается, прежде всего, равновесием между факторами социально-экономического и природно-экологического развития. В статье рассматриваются основные подходы к данной концепции в рамках региональной экономики, уточнено понятие устойчивого развития региона, и описаны факторы, оказывающие влияние на процесс его устойчивого развития.

JEL-классификация:

В последнее время большое число специалистов в области региональной науки, а также руководителей краев, областей, республик сходятся в одном – регионами необходимо считать субъекты Российской Федерации. В этой связи, наиболее обоснованным является понятие «регион», которое вводит И.В. Арженовский. Он определяет регион как «выделившуюся в процессе общественного разделения труда часть территории страны, которая характеризуется специализацией на производстве товаров и услуг, общностью и специфическим по отношению к другим территориям характером воспроизводственного процесса; комплексностью и целостностью хозяйства, наличием органов управления, обеспечивающих решение стоящих перед регионом задач» .

Сходной точки зрения придерживаются также B.C. Бильчак и В.Ф. Захаров, определившие регион как социально-экономическую пространственную целостность, характеризующуюся структурой производства всех форм собственности, концентрацией населения, рабочих мест, духовной жизни человека из расчета на единицу пространства и времени, имеющую местные органы управления территорией (область, край, республика) .

Таким образом, регион – это территория в административных границах субъекта федерации, характеризующаяся следующими основополагающими чертами: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, то есть наличием политико-административных органов управления.

Понятие «развитие региона»

Под развитием региона понимается любое прогрессивное изменение, прежде всего в экономической сфере. Это изменение может быть количественным, тогда говорят об экономическом росте. Оно может быть качественным, и тогда говорят о структурных изменениях содержания развития. Наряду с экономическими характеристиками рассматривают социальные параметры развития. Более того, социальные характеристики являются полноправными показателями при оценке степени развития региона.

Основной целью экономического развития регионов является улучшение качества жизни населения. Целями развития региона является увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, уменьшение нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни и т.д.

Следует отметить, что ряд исследователей обосновывает, что реализация устойчивого развития должна осуществляться в регионах, поскольку они характеризуются комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью; являются исторически наиболее устойчивыми территориальными образованиями, сформировавшими за период существования; обладают наиболее оптимальной структурой для позиционирования на внешнеэкономическом пространстве; имеют значительный опыт совмещения практики стимулирования рыночных преобразований на территориях с политикой регулирования этих процессов .

Понятие «устойчивое развитие региона»

Парадигма устойчивого развития, предполагающая динамический процесс последовательных позитивных изменений, обеспечивающих сбалансированность экономического, социального и экологического аспектов, должна лежать в основе формирования подходов к разрешению проблем территориальных образований. Это особенно актуально сегодня, когда происходит перенос центра тяжести экономических реформ на уровень регионов и усиление их роли в реализации экономической политики государства.

Приоритетным подходом в осуществлении реформ на уровне региона должно быть убеждение, что следует отказаться от отождествления развития территории с ее хозяйственным развитием. Нельзя считать регион устойчиво развивающимся только по признаку повышения экономических показателей. Устойчивое развитие должно быть нацелено на достижение высокого качества жизни населения, при позитивной динамике комплекса показателей.

П.М. Иванов под устойчивостью развития региона понимает жизнеспособность системы. При этом жизнеспособность системы определяется как способность к жизни и развитию, то есть территория, обладающая свойством устойчивости, способна к выживанию и развитию в конкретном окружении . Устойчивость регионального развития определяет способность региона сохранять и развивать значение необходимых параметров качества жизни населения в пределах порога безопасности или выше него при колебаниях внешних и внутренних воздействий (общественно-политического, социально-экономического, техногенного, природно-климатического и другого характера), грозящих падением качества жизни населения.

При классификации регионов в России по уровню и темпам развития обычно выделяют: развивающиеся, проблемные и депрессивные.

Устойчивость развития экономики региона как специфическое качество достигается в результате преодоления множества препятствий и не является данностью на продолжительный период времени. В ситуации кризиса устойчивость – это выживание и достижение в последующем поступательного процесса в основных сферах жизнедеятельности. Так, О.К. Цапиевак основным формам устойчивости региональной системы относит:

− неустойчивое развитие;

− гиперустойчивость;

− глобальная устойчивость;

− приближено устойчивое развитие региональной системы;

− устойчивая система .

Особенности России (масштабность, региональное многообразие, состояние переходной экономики) требуют более активной, по сравнению с обычной мировой практикой, деятельности государства по устранению диспропорций в экономическом пространстве, решению сложных региональных проблем, созданию условий для устойчивого развития регионов.

Переход к новой экономической системе потребовал глубокого реформирования государственного регулирования регионального развития. Главные направления реформирования определяются такими процессами, как замена административно-командного управления рыночными механизмами, изменение структуры собственности, а также совершенствование федеративной системы, расширение экономических прав регионов .

На рис. представлены основные факторы, влияющие на формирование устойчивого развития региона в современных условиях.

Основные факторы устойчивого развития региона

На рисунке видно, что основные факторы можно разделить на 7 основных блоков:

1) экологические факторы :

− природно-климатические условия;

− техногенные загрязнения. К техногенным загрязнениям следует относить не только загрязнения на территории региона, но и трансграничные загрязнения (воздуха, воды и т.д.), причем это относится не только к другим государствам, но и к другим регионам страны. Например, Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат расположен в Иркутской области, однако он загрязняет акваторию озера Байкал, которая относится и к Бурятии;

2) финансово-экономические факторы :

− стабильность бюджета региона, независимость от дотаций, трансфертов из федерального бюджета;

− участие региона в федеральных целевых программах, приоритетных национальных проектах, стратегиях развития макрорегионов;

− деятельность кредитных учреждений, страховых компаний и т.д.;

− влияние экономической нестабильности;

3) промышленно-производственные факторы :

− наличие мощной производственной базы;

− наличие на территории региона минеральных ресурсов;

− зависимость региона от монополий (нефтяных, газовых монополий, предприятий электро- и теплоэнергетики, железной дороги, телекоммуникационных компаний и т.д.);

4) наличие в регионе развитой инфраструктуры :

− наличие и состояние в регионе автодорожной сети, железных дорог, аэродромов, речных и морских портов;

− связь, телекоммуникации, доступность интернета;

− рыночная инфраструктура;

5) продовольственная безопасность региона :

− состояние сельского хозяйства региона;

− состояние торговой сети;

− наличие и развитие перерабатывающих предприятий;

− деятельность вертикально-интегрированных комплексов в АПК;

6) региональный маркетинг :

− узнаваемость региона в федеральных СМИ;

− бренды региона;

− национальные, региональные праздники, торжества;

7) социальная сфера, культура, общественная деятельность :

− развитая социальная сфера;

− научные, образовательные учреждения;

− наличие квалифицированных трудовых ресурсов и рабочих мест;

− учреждения культуры и искусства, мероприятия и др.;

− деятельность общественных организаций (некоммерческих, экологических, студенческих, профсоюзы и т.д.);

− межнациональные, межрелигиозные отношения.

Приоритетным направлением нового этапа экономических изменений является инновационная модернизация экономики регионов России. В достижении этой цели важную роль призваны сыграть региональные органы власти, в связи с этим должны измениться приоритеты их деятельности . На предшествующем этапе их главная задача состояла в создании условий для развития предпринимательской деятельности с целью привлечения инвестиций. Условия меняются, и на первый план сегодня выходят проблемы ориентации на создание условий устойчивого развития региона, активизации инновационной деятельности, совершенствование структуры экономики региона, повышение конкурентоспособности продукции и услуг.

Вывод

Таким образом, устойчивое развитие региона – это комплексный процесс, ведущий к решению проблем населения на региональном уровне, к повышению условий жизни жителей региона путем достижения сбалансированности социально-экономического и экологического развития, осуществляемого на основе рационального использования всего ресурсного потенциала региона, включая географические особенности региона, а также особенности экономики, инфраструктуры, промышленности и потенциальных возможностей отдельных городов, относящихся к данному региону. 3. Голубецкая Н.П. Индикативные подходы определения приоритетности инвестиций в предпринимательской деятельности Северо-Западного региона России / Н.П. Голубецкая, О.Н. Макаров, В.И. Бовкун // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. – 2005. – № 4 (26). – С. 53−65.
4. Майбуров И. Устойчивое развитие как коэволюционный процесс // Общество и экономика. – 2004. – № 4. – C. 124−143.
5. Пчелинцев О.С. Регулирование воспроизводственного потенциала территории как основа региональной политики / О.С. Пчелинцев, В.Я. Любовный, А.Б. Воякина // Проблемы прогнозирования. – 2000. – № 5. – С. 62−68.
6. Татаркин А.И. Моделирование устойчивого развития как условие повышения экономической безопасности территории / А.И. Татаркин, Д.С. Львов, А.А. Куклин и др. – Екатеринбург: изд-во Урал. университета, 1999. – 276 с.
7. Ускова Т.В. Устойчивое развитие региона: от концептуальных основ – к практическим результатам. / Т.В. Ускова, С.С. Копасова. // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз / ВНКЦ ЦЭМИ РАН. –2008. – Вып. 43. – С. 21−31.
8. Иванов П.М. Алгебраическое моделирование сложных систем. – М.: Наука, 1996. – 185 с.
9. Цапиева О.К. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов // Проблемы современной экономики. – 2010. – № 2 (34). – С. 46−49.
10. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. – М.: Высшая школа экономики, 2007. – 495 с.
11. Сысоева В.Н. Устойчивое развитие региона на базе формирования инновационных кластеров. – Автореф… канд. экон. наук. – Тамбов, 2007. – 24 с.

1

В статье рассматривается понятие «устойчивое развитие» как гармоничное (сбалансированное) раз-витие общества и окружающей его природной среды. Показана взаимосвязь устойчивого развития и стабильности. Рассмотрена категория устойчивости социально-экономического развития на региональном уровне. Разработан интегральный коэффициент для расчета социально-экономической устойчивости региона с использованием производственной, финансово-инвестиционной, социальной устойчивости. Выявлены основные проблемы обеспечения социально-экономической устойчивости применительно к Республике Дагестан.

устойчивость

устойчивое развитие

концепция

стабильность

устойчивость социально-экономического развития

природная среда

безопасность

государственная экономическая политика

1. Авдонин B.C. Межполитические отношения и регионы // Регионология. - 2006. - № 4 (57). - С. 32-42.

2. Бахлова О.В. Региональная интеграция: федералистские теории и концепции // Регионология. - 2006. - № 4 (57). - С. 4-14.

3. Баранов С., Скуфьина Т. Анализ межрегиональной дифференциации и построение рейтингов субъектов Российской Федерации // Вопросы экономики. - 2005. - № 8. - С. 54-75.

4. Грицюк Т.В. Государственное регулирование экономики. Теория и практика. - М., 2005. - 232 с.

Достижение устойчивого развития - одна из наиболее актуальных проблем, стоящих перед всеми странами мира. Цель - обеспечить экономический подъем и одновременно защитить ресурсную базу и окружающую среду с учетом интересов будущих поколений. Устойчивость экономического развития представляет собой такое состояние экономики, при котором поддерживается стабильность выходных (конечных) параметров развития производственных, социальных и экономических показателей.

При этом к пониманию устойчивости экономического развития можно подходить двояко.

  1. Поддержание стабильности заданного уровня каких-либо конечных экономических показателей. В этом случае речь идет о стабилизационной устойчивости.
  2. Поддержание стабильности приростных, предельных показателей экономического роста, например поддержание определенных темпов ежегодного прироста ВВП или поддержание инфляции в заданных пределах. В данном случае речь идет о динамической устойчивости.

Понятие устойчивости социально-экономического развития связывается с удовлетворением конечных результатов воспроизводства - материальных и духовных потребностей населения. В соответствии с этим устойчивость воспроизводства рассматривается как социально-экономическое понятие и определяется в виде системы экономических отношений, обеспечивающей непрерывное поддержание стабильности или экономического роста в условиях оптимальной пропорциональности при минимальных затратах и экологической безопасности, способствующей более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей населения страны и ее регионов.

Устойчивое развитие экономики в каждой стране и отдельном регионе наряду с общими законами функционирования и развития имеет специфические особенности, определяемые условиями производства, ресурсным потенциалом, менталитетом населения и т.д. В период экономического подъема начинается оживление всех составляющих производства, формируется устойчивый уровень спроса, предопределенный растущим уровнем жизни. При этом следует отметить, что достижение подъема экономики имеет свою цену и определенные негативные последствия. В этой связи искусство достижения устойчивости состоит в выборе оптимальных приоритетов и соответствующей стратегии достижения цели.

Понятие «устойчивость» предпочтительно рассматривать для каждого данного исторического этапа. Развитие теории эволюционной экономики (у истоков которой стоял Н.Д. Кондратьев) основано на том, что в экономике через определенные промежутки времени происходит вытеснение одного доминирующего технологического уклада другим, который, в свою очередь, сам становится доминирующим укладом. Каждый последующий уклад оказывается в некотором смысле более эффективным, чем предыдущие. В учете этих переходов от уклада к укладу, сопровождающихся ростом масштабов производства, производительности труда, усложнением хозяйственных связей и отношений, заключается процесс экономической эволюции на макроуровне. Учет этого и позволяет поддерживать устойчивое развитие экономики.

Устойчивое развитие как ключевое понятие включает два основных признака: во-первых, выживание и неопределенно долгое развитие цивилизации (общества) и, во-вторых, сохранение окружающей природной среды, прежде всего биосферы. Таким образом, устойчивое развитие - это гармоничное (сбалансированное) развитие общества и окружающей его природной среды.

По мнению одних экономистов, под устойчивостью производства обычно понимают способность противостоять отрицательным воздействиям, преимущественно стихийным силам природы, способность предупредить или ослабить спады производства. Устойчиво развивающимся может быть признано только такое производство, которое обеспечивает удовлетворение определенного набора конкретных потребностей с минимальными затратами и в кратчайшие сроки, исходя из наличных ресурсов и реальных возможностей эффективного применения. Устойчивая экономика, по мнению других ученых, предполагает переход от нынешнего использования ресурсов к экономике их системного воспроизводства. Ядром системы устойчивости развития выступает подсистема воспроизводства качественных ресурсов, главным среди которых является человеческий потенциал. Если исходить из общих позиций, то устойчивое развитие следует понимать как развитие, учитывающее равновесие интересов настоящего и будущих поколений. Следовательно, основу формирования концепции устойчивого развития должна составлять идея динамично сбалансированного взаимодействия экономической, социальной и экологической сфер общественного развития. При этом социально-экономическая основа устойчивого развития предопределяет реализацию в глобальном масштабе комплекса мер, направленных на:

  • борьбу с нищетой и бедностью;
  • изменение структуры потребления; регулирование роста населения;
  • сохранение здоровья человека;
  • содействие устойчивому развитию регионов.

С категорией устойчивости тесно связана категория стабильности, которая характеризует неизменность, постоянство какого-либо параметра динамики развития. В экономической теории и практике это весьма важная характеристика экономического показателя. Между тем категория устойчивости социально-экономического развития более емкое и фундаментальное экономическое определение. Она включает понятие стабильности, в частности стабильности основных социально-экономических и экологических показателей хозяйственной системы. Вместе с тем устойчивость экономического развития подразумевает также и комплекс условий, факторов и мер регулирующего воздействия, обеспечивающих за счет экономического равновесия стабильность конечных показателей.

Вычисление общей устойчивости может быть рассчитано как интегральный коэффициент по средней геометрической, включающий в себя все параметры социально-экономической устойчивости региона по формуле:

где К уст.общ

Общий (интегральный) показатель социально-экономической устойчивости региона;

К уст. произ

Коэффициент производственной устойчивости;

К уст. фин-инв

Коэффициент финансово-инвестиционной устойчивости;

К уст. соц

Коэффициент социальной устойчивости.

Основу устойчивости составляет экономическое равновесие, которое выступает важнейшим условием эффективного функционирования и развития любой экономической системы. Достижение, в частности, рыночного равновесия спроса и предложения зависит от множества факторов . Однако в любом случае в системе должен присутствовать механизм выявления спроса и реакции производства на изменение параметров спроса. При возникновении дисбалансов цены размеры заработной платы, кредитные ставки, налоги, как и объемы соответствующих ресурсов, должны изменяться так, чтобы система достаточно быстро возвращалась в устойчивое состояние.

В формировании устойчивости производственной системы исключительно важен внутренний спрос. Речь идет, прежде всего, о платежеспособном спросе, ибо именно он стимулирует или сдерживает рост производства и потребления. Формированию устойчивости спроса способствует наличие емкого рынка.

Во-первых, постоянно растущий спрос при емком рынке позволяет при больших объемах производства экономить на издержках и затратах при сбыте продукции.

Во-вторых, размер рынка наиболее важен для формирования конкурентных преимуществ в отраслях, связанных с использованием НИОКР. Но он по-настоящему становится преимуществом только тогда, когда стимулирует инвестиции, реинвестиции и динамизм производства.

В-третьих, емкий рынок - наличие определенного числа независимых покупателей, а не двух-трех доминирующих, что создает дополнительные стимулы и возможности для инноваций.

В-четвертых, увеличивающийся спрос создает лучшие предпосылки для его более раннего выявления и, соответственно, раннего насыщения теми фирмами, которые оказались оперативнее других.

Важнейшим условием установления и поддержания устойчивости рыночного обращения является образование необходимого товарного запаса, постоянный контроль за его структурой, состоянием, скоростью оборота, издержками по его содержанию. Постоянство и непрерывность расширенного воспроизводства требуют, чтобы средства производства и продукты труда в их движении образовывали запас. Устойчивым может быть признано производство, имеющее незначительные колебания по годам или сезонам, гасящее их за счет оптимальных запасов. В то же время если растущие объемы производства не удовлетворяют разумные потребности, такое производство вряд ли можно признать устойчивым. Устойчивым может считаться производство, при котором сокращение производимой продукции связано с появлением в результате НТП новой, менее энерго- и металлоемкой продукции. Вот почему не следует ставить знак равенства между устойчивостью и стабильностью. Устойчивость развития - не синоним стабильности экономического развития (хотя и связана с ней), это единство социального, экологического и экономического состояний системы общественного развития.

Проблема устойчивости развития тесно связана с национальной безопасностью. Разработка любой программы эколого-экономической безопасности должна строиться, исходя из общей концепции перехода страны и её регионов на путь устойчивого развития. И это предполагает усиление роли государственного регулирования процесса устойчивого социально-экономического развития.

Целью государственной экономической политики выступает достижение внутренней и внешней устойчивости системы. При этом внутренняя устойчивость предполагает такое состояние экономики, которое характеризуется стабильностью производства, цен, занятости и поддержанием определенного уровня жизни. Под внешней устойчивостью системы следует понимать устойчивость платежного баланса, положительное внешнеэкономическое сальдо, стабильное состояние золотого запаса страны. При этом инструменты экономической политики на данном этапе включают такие элементы, как бюджетные, финансовые, налоговые, ценовые, внешнеторговые. Используя и комбинируя их, государство в состоянии достичь поставленных целей.

Таким образом, государственное регулирование экономики становится важнейшим условием устойчивости развития системы, которое обеспечивается в сочетании с рыночным саморегулированием. При этом государственное регулирование включает комплекс методов и рычагов воздействия на экономическую систему как макрорегиона, так и отдельного субъекта РФ.

Важнейшие положения концепции устойчивости социально-экономического развития непосредственно применимы к регионам Северо-Кавказского федерального округа. Исследуемая территория обладает потенциальными возможностями для динамичного продвижения к устойчивому развитию. Это - богатство природных ресурсов, человеческий потенциал, уровень состояния обрабатывающих отраслей промышленности, науки, образования.

Однако потенциальные экономические возможности субъектов округа весьма не одинаковы. Разумеется, проблемы устойчивости социально-экономического развития регионов с различным уровнем экономического потенциала должны решаться с учетом особенностей развития конкретного субъекта.

Анализ социально-экономического положения в конкретных регионах, направленный на выработку активной политики устойчивого развития, показал, что в исследуемом макрорегионе требуется особый подход к решению проблемы устойчивости развития, связанный со структурой экономики округа, его демографическим, национальным и конфессиональным составом, природными условиями, состоянием использования недр и их перспективных возможностей. Проведение такого анализа для Республики Дагестан показало, что для обеспечения устойчивого социально-экономического развития данного региона необходимо соблюдать определенную иерархию целей и приоритетов, связанную с особенностями приграничного и приморского региона.

Первая проблема в обеспечении социально-экономической устойчивости для указанного субъекта заключается в создании условий для функционирования и развития промышленности. Ранее промышленность занимала доминирующее положение во всей экономической структуре региона и обеспечении его экономического и социального потенциала. Это характеризовалось ее превалирующим положением в производстве валового регионального продукта, в структуре основного и оборотного капитала, в удельном весе занятости активных трудовых ресурсов, в обеспечении населения товарами народного потребления, в обеспечении доходной части бюджета региона, а следовательно, возможности решения стоящих перед ним социальных проблем. Сегодня необходимо вернуть ранее утраченные позиции и восстановить ключевую роль в формировании динамично развивающейся экономики региона.

Второй проблемный фактор и условие для достижения устойчивого социально-экономического развития региона - это обеспечение продовольственной безопасности за счет активизации функционирования аграрного комплекса. Этот фактор необходимо учитывать не только потому, что в нем занята значительная часть населения, но также и потому, что он обеспечивает продуктами питания население всего региона и, следовательно, формирует социальный климат в регионе.

Третья проблема - это решение назревших задач в области социальной сферы, обслуживающей население региона. При этом анализ показал, что особое значение приобретает решение задач, связанных с поддержанием мотивации экономически активного населения, обеспечением роста уровня жизни и занятости (проблема сезонной безработицы).

И, наконец, исследование показало, что все проблемы социального и экономического развития региона невозможно решить без финансового обеспечения, имея в виду весь комплекс бюджетного финансирования, кредитно-денежного обращения, ликвидности, а также функционирования рынка ценных бумаг. Для рыночной экономики мобилизация финансовых ресурсов и эффективное их использование приобретают ведущее значение в реализации социальных и экономических программ.

Рецензенты:

  • Петросянц В.З., д.э.н., профессор, главный научный сотрудник Института социально-экономических исследований Дагестанского научного центра Российской Академии наук, г. Махачкала.
  • Колыванов В.Ю., д.э.н., профессор кафедры «Экономика и управление в машиностроении и строительстве», ГОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет», г. Махачкала.

Работа получена 14.11.2011

Распределения материальных и финансовых ресурсов, сбалансированного распределения капитала, прибыли, бюджета, налоговой системы, кредитно-денежных ресурсов и целого ряда других условий.

Библиографическая ссылка

Дохолян А.С. ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=4975 (дата обращения: 01.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Ушакова О.А. Опубликовано в сборнике:
«Регионы России: проблемы и перспективы экономического развития» – 2010

Другие статьи по этой тематике:




Аннотация:

Экономика России переживает непростой период восстановления послекризисной ситуации, когда формирование новых механизмов модернизируемой экономики должно происходить на фоне стабилизации экономического развития всей социально-экономической структуры регионов. Остроту проблеме устойчивого развития РФ придает формирование многих дестабилизирующих факторов развития, неустойчивость стала характерной чертой функционирования экономических систем всех уровней, усиливается дезинтеграция и поляризация регионов Российской Федерации по уровню социально-экономического развития. При этом отсутствует адекватная этим процессам институционально-правовая среда, способствующая обеспечению экономической безопасности, эффективному управлению устойчивым развитием подсистем национальной экономики. При всей разработанности проблем устойчивости остается много спорных, нерешенных вопросов, что обусловлено не только динамичностью и многогранностью данной проблемы, но и достижением критического уровня во взаимодействии человеческой цивилизации с окружающей средой.

В связи с этим особый интерес приобретает понятие «устойчивого развития». Широкое распространение концепция устойчивого развития получила от Brundtland-комиссии, которая увязала понятия «развития» и «экологии» в единое целое. В публикации «Наше общее будущее», известный как отчет комиссии Брунтланд, устойчивое развитие определено как «развитие, которое обеспечивает нужды современного поколения, не подвергая угрозе жизненные потребности будущих поколений». В мировом сообществе начинают формироваться теоретические основы этой концепции, которые нашли свое отражение в материалах конференции в Рио-де-Жанейро. Этот термин начинает воспринимается как универсальное понятие, как новая модель развития цивилизации.

На современном этапе концепция «устойчивого развития» в нашей стране является актуальной, т.к. в современной экономике роль регионов как субъектов экономической деятельности постоянно возрастает из-за их нелинейного, ассиметричного, волнового и цикличного характера. Изменения в экономике, которые сопровождались сокращением объемов промышленного производства, падением жизненного уровня значительной части населения, критическим снижением эффективности национальной экономики повлияли на всем экономическом пространстве на хозяйственные системы регионов, в которых были подорваны основы расширенного воспроизводства, сформировались многочисленные дестабилизирующие факторы развития. Неустойчивость стала характерной чертой их состояния.

Осмысление проблем регионального развития началось после приобретения региональными системами экономической самостоя­тельности в условиях рынка. Несмотря на многочисленность работ по устойчивому развитию многие аспекты исследования этой проблемы в России остаются недостаточно разработанными. Дискуссионной является трактовка понятия «устойчивое развитие», которое рассматривается или слишком узко - внимание акцентируется преимущественно на экологической составляющей, или слишком широко - анализируется в контексте политических, экономико-социальных, экологических, культурологических, морально-этических и прочих параметров, что выводит проводимые исследования за пределы экономических проблем региона, размывая его границы.

Следовательно, понятие «устойчивое развитие» весьма динамично, а основны­ми формами устойчивого развития региона могут быть:

Абсолютно устойчивое развитие, которое достигается при отсутст­вии каких-либо отклонений от заданных параметров;

Потенциально - непосредственное связанное с развитием социаль­но-экономической системы региона, предопределяющее меру ее адаптивности к воздействию изменяющихся экзогенных условий в стране;

Фактическое развитие - это то, которое достигнуто в истекшем пе­риоде под воздействием реальных факторов на данном уровне использова­ния имеющегося производственно-экономического потенциала в регионе.

Исходя из этого зафиксировать общее представление об устойчивом развитии региона можно только на концептуальном уровне. Сам же процесс пере­хода на модель такого развития будет в определенном смысле перманент­ным, и, по сути, должен осуществляться непрерывный переход от одной версии модели к другой. При этом развитие общества по каждой из этих версий будет представлять собой процесс устойчивого развития, удовле­творяющий требованиям текущего периода и возможности развития в бу­дущем.

Очевидно, что единого, обязательного для всех регионов форм устойчивого развития быть не может. Можно лишь говорить о разработке мероприятий, помогающих обеспечить достижение определенных промежуточных целей, которые могут уточняться и видоизменяться в процессе модернизации экономики всей страны и общества в целом.

Разработка подобных моделей, а самое главное - вне­дрение их в жизнь, является насущной необходимостью. Проведенные исследования пока­зывают, что в целом ситуация для устойчивого развития изменилась в худшую сторону. Среди основных негативных тенденций, препятствующих дос­тижению целей устойчивого развития в регионах за прошедшие годы можно выделить:

Увеличивались тенденции дешевого импорта продуктов питания в центральные регионы, на фоне усиления использования сырьевых ресурсов северных регионов и экспорта за рубеж продукции первого передела;

Возросла проблема обеспечения продовольстви­ем, которая может быть решена только за счет внешней торговли инновационной продукцией с высокой долей НДС;

Нарастающие процессы минимизации промышленного производства в центральных регионах и падение жизненного уровня на всей территории страны;

Возрастало социальное неравенство как между населением внутри региона, так и внутри страны;

Снижение финансирования охраны среды, уменьшение финансирование экологического образования всего населения зна­чительно отстают от необходимого уровня в 2-3 % ВВП, требуемого для достижения существенного прогресса;

За последние годы увеличились не только негативные тенденции загрязнения среды (токсичные, радиоактивные вещества, отходы, кислые дожди), но и продолжалось разрушение уязвимых экосистем, снижение всего биологического равновесия.

В сложившихся условиях модель устойчивого развития должна подразумевать достижение взаимосвязанных целей социальной, экономической и экологической устой­чивости в регионе, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Как отметил немецкий философ В. Хесле: «Поскольку… человече­ская жизнь, без которой не может быть и речи о каких-либо иных благах, должна расцениваться в качестве основного блага, то и жизнь последую­щих поколений оказывается более существенным благом в сравнении с со­циально-экономическим благополучием поколений нынешних».

Источники:
1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999.
2. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Синергетическое мировидение/ Изд.2. Синергетика: от прошлого к будущему – М.: КомКнига, 2005.
3. Оценка бизнеса: Учебник / Под ред. А. Г. Грязновой, М. А. Федотовой. М.: Финансы и статистика, 2005.
4. Рудык Н.Б. Конгломератные слияния и поглощения: Книга о пользе и вреде непрофильных активов: Учебное пособие. М.: Дело, 2005.
5. Рудык Н.Б. Методы защиты от враждебного поглощения: Учебное пособие. М.: Дело, 2006.

Термин «устойчивое развитие» получил широкое распространение после публикации доклада Международной комиссии по окружающей среде и развитию для ООН в 1987 г. «Устойчивое развитие – это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности». В Концепции перехода РФ к устойчивому развитию под устойчивым развитием подразумевается «стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы». Интерес к проблемам устойчивого развития связан прежде всего с усугублением ряда экологических проблем в 70-80-х годах двадцатого столетия (изменение климата в результате выброса парниковых газов, недостаток пресной воды и ее загрязнение, исчезновение лесов и опустынивание, загрязнение воздуха, деградация почв и экосистем, химическое загрязнение, истощение природных ресурсов, и т.д.)

Упомянутая выше Концепция перехода РФ к устойчивому развитию была утверждена Указом Президента РФ №440 от 1 апреля 1996 г. и была принята по рекомендации ЮНСЕД. В данном документе постулировалась необходимость осуществления в России последовательного перехода к устойчивому развитию, обеспечивающего сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколения людей.

Переход к устойчивому развитию предполагает поэтапное восстановление естественных экосистем до уровня, который обеспечивает устойчивость окружающей среды. Формулирование новой стратегии развития означает постепенное соединение в единую самоорганизующуюся систему экономической, экологической и социальной сфер деятельности. В этом смысле устойчивое развитие предполагает, как минимум, экономическую эффективность, биосферосовместимость и социальную справедливость при общем снижении антропогенного давления на биосферу.

Организация хозяйственной деятельности, не разрушающей биосферу, а ее сохраняющей, то есть эколого-допустимой, не выходящей за пределы емкости экосистем – одно из центральных направлений становления устойчивого общества. Пока не существует удовлетворительного научно обоснованного подхода к созданию полностью биосферосовместимого хозяйства. Хозяйственная деятельность в 20 веке, направленная на быстрые темпы экономического роста, стала разрушительной для человека и природы. Но до сих пор биосферосовместимая хозяйственная деятельность выглядит скорее как утопия и неясны пути и механизмы ее формирования. Необходимо создание новой модели хозяйствования равновесной или устойчивой экономики, базирующейся на принципах всесторонней и полной интенсификации и экологизации.


Идея устойчивого развития тесно связана с проблемами безопасности в целом, поскольку модель устойчивого развития является одновременно и моделью безопасного развития. Поэтому необходимо на государственном уровне обеспечить взаимосвязь и взаимозависимость решений, связанных с обеспечением безопасности с решениями по обеспечению устойчивого развития.

Основные принципы обеспечения безопасности через устойчивое развитие:

- Процесс глобализации обеспечения безопасности. Проблемы безопасности существенно меняются в рамках развернувшихся процессов глобализации. Понятно, что меры, направляемые на обеспечение безопасности отдельных объектов, обществ, государств одновременно должны способствовать и глобальной безопасности, то есть безопасности всего человечества. А поскольку безопасность цивилизации зависит от сохранения биосферы, необходимо в первую очередь обеспечение безопасности естественной природной среды. Действия по обеспечению безопасности любого объекта не должны противоречить международно-глобальным принципам устойчивого развития.

a. Системно-синергетический характер безопасности – означает, что обеспечение безопасности объединяет в целостную систему как минимум три сферы человеческой деятельности – экономическую, социальную и экологическую и ориентируется на три генеральные цели: обеспечение экономической эффективности, достижение социальной справедливости и следование экологическим императивам, что в совокупности должно дать синергетический эффект устойчивой безопасности.

b. Опережающий характер обеспечения безопасности. Развитие перестает быть стихийным процессом, требующим защиты от внешних и внутренних угроз, а становится самоорганизующимся устойчивым безопасным развитием, в рамках которого возможно заранее предвидеть и предотвращать угрозы внутреннего и внешнего характера.

c. Информационно-консенсусный характер обеспечения безопасности . В обществе устойчивого развития среди механизмов обеспечения безопасности военно-силовые средства не являются основными, на первый план выходят рационально-консенсусные средства, имеющие информационную природу. Предотвращение войн и вооруженных конфликтов, устранение реальных угроз должны достигаться урегулированием спорных вопросов, согласительными средствами.

d. Ноосферные ориентиры безопасности. Общей целью устойчивого развития является формирование и становление сферы разума, ноосферы, когда мерилом национального и индивидуального богатства станут духовные ценности и знания Человечества, живущего в гармонии с природой. На учении о ноосфере фактически строится сегодня концепция устойчивого развития

e. Рационализация механизмов обеспечения безопасности.

Для России переход к устойчивому развитию является особенно актуальным. К началу экономических реформ российская экономика оказалась структурно деформированной и неэффективной. Ее негативное воздействие на окружающую среду (на единицу производимого продукта) существенно выше, чем в технологически передовых странах. Значительная часть основных производственных фондов не отвечает современным экологическим требованиям, а 16 процентов ее территории, где проживает больше половины населения, характеризуются как экологически неблагополучные. В связи с этим повышается роль государства – гаранта сохранности окружающей среды и экологической безопасности.

В процессе перехода к устойчивому развитию необходимо последовательное решение ряда принципиальных задач:

В процессе выхода страны из нынешнего кризиса обеспечить стабилизацию экологической ситуации;

Добиться коренного улучшения состояния окружающей среды за счет экологизации экономической деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований, позволяющих обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкое распространение экологически ориентированных методов управления;

Ввести хозяйственную деятельность в пределы емкости экосистем на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, целенаправленных изменений структуры экономики, структуры личного и общественного потребления.

Основными направлениями перехода России к устойчивому развитию являются:

Создание правовой основы перехода к устойчивому развитию, включая совершенствование действующего законодательства, определяющего, в частности, экономические механизмы регулирования природопользования и охраны окружающей среды;

Разработка системы стимулирования хозяйственной деятельности и установление пределов ответственности за ее экологические результаты, при которых биосфера воспринимается уже не только как поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть непременным условием функционирования социально - экономической системы и ее отдельных элементов;

Оценка хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем страны, определение допустимого на них антропогенного воздействия;

Формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения.

Государственное управление процессом перехода к устойчивому развитию предполагает разработку системы программных и прогнозных документов: государственной стратегии действий долгосрочного характера; долгосрочных и среднесрочных прогнозов, включающих в качестве составного компонента прогнозы изменений окружающей среды и отдельных экосистем в результате хозяйственной деятельности; краткосрочные прогнозы и программы отраслевого, регионального (территориального) и федерального уровней. При этом одним из важных условий является создание отлаженной системы взаимодействия "центр - регионы".

На региональном уровне необходимо:

Формирование регионального хозяйственного механизма, регулирующего социально-экономическое развитие, в том числе природопользование и антропогенное воздействие на окружающую среду;

Выполнение природоохранных мероприятий на селитебных и незастроенных территориях городов, других населенных пунктов и в пригородных зонах, включая их санитарную очистку, рекультивацию земель, озеленение и благоустройство;

Осуществление мер по оздоровлению населения, развитию социальной инфраструктуры, обеспечению санитарно - эпидемиологического благополучия;

Развитие сельского хозяйства на основе экологически прогрессивных агротехнологий, адаптированных к местным условиям, реализация мер по повышению плодородия почв и их охране от эрозии и загрязнения, а также создание системы социальной защиты сельского населения;

Реконструкцию региональной промышленной системы с учетом хозяйственной емкости локальных экосистем.

Важное значение может иметь разработка комплексных межрегиональных схем, охватывающих территории нескольких субъектов Российской Федерации.

Целевые ориентиры перехода к устойчивому развитию могут быть выражены в показателях, характеризующих качество жизни, уровень экономического развития и экологического благополучия. Эти показатели должны отражать те уровни, при которых обеспечивается безопасное развитие России в экономическом, социальном, экологическом, оборонном и других аспектах.

Основные показатели качества жизни: продолжительность жизни человека (ожидаемая при рождении и фактическая), состояние его здоровья, отклонение состояния окружающей среды от нормативов, уровень знаний или образовательных навыков, доход (измеряемый валовым внутренним продуктом на душу населения), уровень занятости, степень реализации прав человека.

Показателями, определяющими степень природоемкости хозяйства, служит система показателей, характеризующих уровень потребления природных ресурсов и уровень нарушенности экосистем в результате хозяйственной деятельности (на единицу конечной продукции). Информативными являются аналогичные показатели на душу населения, а также макрохарактеристики, выражающие соотношение между потребностями в природных ресурсах и их наличием (запасами).

В качестве целевых и лимитирующих показателей устойчивого развития в экономической сфере могут устанавливаться уровни удельного (на душу населения и единицу валового внутреннего продукта) потребления энергии и других ресурсов, а также производства отходов. Контролю подлежат производство и использование всех опасных веществ, применяемых в экономике.

В состав целевых параметров устойчивого развития необходимо включить характеристики состояния окружающей среды, экосистем и охраняемых территорий. В этой группе контролируемых параметров - показатели качества атмосферы, вод, территорий, находящихся в естественном и измененном состоянии, лесов с учетом их продуктивности и степени сохранности, количества биологических видов, находящихся под угрозой исчезновения.

Аналогичные системы показателей могут использоваться при решении проблем перехода к устойчивому развитию для каждого субъекта Российской Федерации.