«Умное страхование» — плати за то, как ездишь. Ренессанс страхование (включая интач страхование) – отзывы о компании

«Умное страхование» — плати за то, как ездишь. Ренессанс страхование (включая интач страхование) – отзывы о компании

На вопросы журналиста отвечает президент группы компаний «Геолайф» Анатолий Курманов

В чем заключаются основные принципы умного страхования? Каким образом строится архитектура данной системы?

«Умное страхование» - российская версия относительно нового принципа европейских страховых компаний «Pay-as-you-drive» (плати, как ездишь).

Суть принципа в оригинале «плати, как ездишь» заключается в том, что автомобиль оснащается специальным электронным блоком, который устанавливается на борту транспортного средства и отслеживает действия водителя за рулем. В зависимости от стиля вождения автомобилист может рассчитывать на значительное или незначительное снижение стоимости полиса КАСКО. Основные функции данного оборудования - это, в первую очередь, оценка безопасности вождения при определенном стиле езды. Кроме того, специальное оборудование на борту автомобиля позволяет записывать сообщения о действиях и маневрах, а также систематизировать данную информацию для получения общей картины стиля поведения водителя на дороге.

В Европе принцип «Pay-as-you-drive» работает еще с начала 2000-х годов. Приблизительно в 2002 году он стал востребованным и в США. На Западе число договоров по системе «Pay-as-you-drive» растет в среднем на 25% в год. Европейский и американский опыт говорит о том, что распространение технологии «плати, как ездишь» благоприятно сказывается на манере вождения. Как только человек понимает, что его стиль езды контролируется, а потом еще и поощряется в денежном эквиваленте, он становится значительно дисциплинированнее. Для водителей подключение к умному страхованию - это шанс сократить расходы на покупку полиса, для страховых компаний - способ избежать мошенничества. Пример успешных компаний в США - Progressive, предлагающая устройства Snapshot и Metromile . Полученная в ходе поездок за определенный период информация систематизируется и передается в страховую компанию для хранения и подсчета размера скидки или стоимости следующего полиса автострахования.

Как эта система работает в России? Если проанализировать предложения по «умному КАСКО» на российском рынке, мы видим, что размер скидки колеблется в среднем от 20 до 35%. И она соответствует размеру вознаграждения страховому брокеру или агенту, которое выплачивает страховая компания при заключении договора на КАСКО. Но умное КАСКО можно приобрести только в центральных офисах страховых компаний, агенты не работают с таким видом страхования. Как же так? Получается, что «умное страхование» в России сегодня - это маркетинговый ход.

Каковы на сегодняшний день основные проблемы, тормозящие активное развитие умного страхования?

Сегодня услуга «умное КАСКО» присутствует во многих страховых компаниях, например, «Ингосстрах», «Уралсиб», «Либерти Страхование», «Важно. Новое страхование», «Интач страхование», «АльфаСтрахование» и других. Условия предоставления скидки у всех компаний различны. Например, клиентам компании «Интач» для получения скидки на «умное КАСКО» достаточно месяца аккуратной езды. «В Уралсибе» период несколько дольше - три месяца, но и скидка уже 50%, а не 20%, как в «Интач». Можно ли за такой короткий промежуток времени дать объективную оценку манере вождения? Скорее, нет, чем да. К тому же, в некоторых страховых компаниях активно используется практика изъятия телематического блока после прохождения контрольного срока. Промежуток времени для обязательного использования контрольного оборудования устанавливается индивидуально.

Самый продолжительный период обязательного применения блока - в «АльфаСтраховании». Он составляет 6 месяцев. По истечении этого срока страховая компания принимает решение на основе данных с телематического блока. Действительно ли водитель управляет автомобилем аккуратно и получит ли скидку на КАСКО 35%. Он составляет шесть месяцев.

По словам технических специалистов группы компаний «Геолайф», объективные данные с телематического оборудования можно получить при его стационарной установке с последующей калибровкой и тестированием. Кроме того, для получения достоверной информации с борта контролируемого транспортного средства необходимо опломбирование навигационного и/или телематического блока. Все вышеперечисленные работы должны производиться специализированными и сертифицированными станциями обслуживания. Речь о стационарной установке, калибровке и опломбировании может идти, если оборудование принадлежит страховой компании и устанавливается автовладельцу бесплатно, как это делают в США и Европе. В случае самостоятельной установки телематического оборудования клиентом не дает гарантии достоверности предоставляемой информации. Помимо этого существует риск того, что информация, которая считывается с телематического блока, может быть доступна третьим лицам, соответственно график передвижения станет известен заинтересованным в этом лицам со всеми вытекающими последствиями.

Скидки автовладельцу предоставляются после истечения срока страхования, т.е. после проверки водителя. Некоторые страховщики все же автоматически делают скидку сразу после установки телематического устройства. В надежде на то, что водители под контролем будут управлять автомобилем аккуратно. Если водитель соблюдает требования к стилю вождения, прописанные в договоре КАСКО, скидки при пролонгации полиса сохраняются. Если нет - условия пересматриваются. Что касается долгосрочной перспективы в части системы лояльности - ситуация не очень понятна. Будут ссылки суммироваться, если водитель управляет автомобилем в соответствии с правилами и нормативами, прописанными в договоре «умного страхования» или нет? В США, например, «умное страхование» выгодно и водителю – чем дольше ездишь «правильно» - тем выше скидка на следующий год. Автомобиль становится старше, КАСКО становится дешевле. Страховая компания, в свою очередь, получает лояльного клиента, готового на долгосрочное сотрудничество.

Каким образом страховой рынок будет развиваться в ближайшие пять лет?

На протяжении всего 2016 года в России рынок «Умного страхования» проходит через стадию становления. Что касается перспектив развития, то оценки экспертов кардинальным образом различны.

Одни считают, что данная технология может стать одним из трендов в связи с огромным ростом и объемом. По оценкам экспертов , количество автомобилей на российском рынке сопоставимо с другими крупными европейскими рынками - около 38 млн легковых машин в 2013 году, а к 2017 году их число вырастет до 45 млн. По предварительным оценкам экспертов, рост количества страховых полисов на основе «Pay-as-you-drive» в России в 2023 году составит 4,7 млн.

Другая часть экспертов полагает, что «умное страхование» никогда не станет массовым явлением. На Skoda Oktavia 2011 года или другой бюджетный автомобиль ставить телематический блок вряд ли будут. А доля рынка автомобилей среднего и низшего ценового сегмента на данный момент значительна.

Какие выгоды получают автовладельцы и страховые компании от внедрения «умного страхования»?

Со страховыми компаниями все более или менее понятно - они, во-первых, получают прозрачного клиента, во-вторых - реальный инструмент борьбы с мошенниками, т.е. серьезно снижают уровень таких выплат по таким случаям. Кроме того, у страховщиков появляется дополнительный серьезный аргумент для диалога с представителями нашей судебной системы, которая отнесла вопросы страхования под общую юрисдикцию Закона о защите прав потребителей, что конечно является весьма спорным решением.

Что касается автовладельцев, то я бы здесь уточнил - добросовестных пользователей. Таким пользователям все возможные выгоды очевидны. Снижение страховых взносов, во-первых. Дополнительные услуги от охраны автомобиля, сервисных телематических услуг до снижения амортизации собственного ТС, во-вторых, третьих и т.д. А также гарантированное преимущество по уменьшению вреда здоровью, а зачастую и вообще - сохранению их драгоценной жизни. Как в случаях разбойных нападений, так и в случаях ДТП с тяжкими последствиями.

Недобросовестному пользователю первая выгода будет не просто недоступна, а я подозреваю - ситуация сложится прямо наоборот, т.е. размер страховых взносов может вырасти и серьезно. Как показывает зарубежная практика - разница может быть в разы, а не на проценты.

По прогнозам, к 2020 году в России будет продано два миллиона «умных» полисов автострахования. При этом уже сейчас достоинства телематики оценили 100 миллионов водителей по всему миру.

Смысл «умного КАСКО» – в том, чтобы определить манеру вождения каждого владельца авто и в конечном счёте снизить цену полиса для самых аккуратных из них.

Кому и зачем может пригодиться услуга «умного» страхования в России и какие компании предлагают подобные услуги.

Кто в России работает с телематикой

«АльфаСтрахование» . Компания позиционирует предложение как «Очень умное КАСКО». Сотрудники устанавливают телематическое устройство в автомобиль, после чего отслеживается манера вождения в течение 3-6 месяцев. В зависимости от результатов компания может снизить стоимость полиса КАСКО на величину до 55%. К слову сказать, это самая большая скидка, которую предоставляют компании, указанные в статье.

«Либерти Страхование» . На сайте компании можно найти страницу, где говорится, что если в вашем авто уже есть телематическое оборудование, компания готова предоставить скидку на полис КАСКО (размер скидки не указан). Но на самом деле этой услуги больше нет – в последний раз она была активна в 2016 году.


«Ингосстрах» . С этой компанией необходимо заключить договор страхования с опцией «М-Телематика». Компания бесплатно подключает телематическое устройство к автомобилю и также принимает в работу авто с уже подключенными устройствами. Договор заключается на три месяца, но при желании его можно продлить еще на три, чтобы был поправочный коэффициент к премии. За аккуратное вождение можно получить скидку до 30%, но только по риску «Ущерб» (ДТП, наезд на препятствие, разбитое стекло и так далее). На угон это не распространяется.

«Тинькофф Страхование» . Здесь вам предложат на выбор четыре тарифа, каждый из которых дает свою скидку на месячный полис КАСКО. Тариф «S» сэкономит 35%, но только если вы проедете за месяц не более 500 км. Тариф «M» – 20% и 1000 км. Тариф «L» даст скидку 10% при 1500 км в месяц, а «XXL» лишь 5% скидки, зато ездить можно без ограничений. Если вы проезжаете больше установленного лимита, то за каждый километр придется платить по отдельному тарифу, который рассчитывается в зависимости от модели авто. А считывать эти километры будет устройство, который компания бесплатно установит вам. Кстати, скидки, как и в случае с «Ингосстрах», распространяются только на риск «Ущерб».


«Ренессанс страхование» . Компания, как она сама пишет, предоставляет «отличный способ сэкономить до 50%» на страховании по полису КАСКО с телематикой. К сожалению, этот отличный способ распространяется строго на водителей до 35 лет, проживающих в Москве или Санкт-Петербурге. Если водители накопят за первые три месяца балл от 7,5 до 10, то компания вдобавок полностью отменит франшизу по КАСКО, а от 6,5 до 7,4 баллов – уменьшит ее в 2 раза.

«Согласие» . Все стандартно: скидка максимум до 30% на полис, но есть одна деталь. Водителю придется платить 5300 рублей в год за обслуживание телематической системы. Не вполне понятно, что имеется в виду под «обслуживанием». Специалисты страховой компании также затруднились ответить на этот вопрос. Кроме того, по договору предусмотрена обязательная франшиза в размере 5% от страховой суммы, но не менее 25 тысяч рублей.

«Росгосстрах» . 7 ноября 2017 года компания заявила о «скором запуске телематики». В настоящее время эта услуга не предлагается.


«Важно. Новое страхование» (СК «Независимость»). Компания предлагала установить телематические устройства автовладельцам для уменьшения стоимости полисов КАСКО. Но 21 ноября 2016 года была признана банкротом и не имеет права осуществлять страховую деятельность.

Телематика и страхование в цифрах

Согласно исследованию консалтинговой фирмы J’son & Partners Consulting, к 2020 году проникновение «умного» автострахования (по КАСКО) на российском рынке увеличится примерно на 50%. Это значит, что автовладельцы куда охотнее станут приобретать такие полисы.

Другая консалтинговая компания – Ptolemus Consulting Group – также предоставила отчет, согласно которому в России существенно возрастут продажи полисов по телематическому страхованию. Их исследование охватывает весь мир, но аналитики оформили отдельный график по странам Европы. Львиная доля от общего числа приходится на Великобританию, Италию и Германию. При этом Россия выделена в списке отдельно, поскольку ее доля также оценивается высоко. Если присмотреться, то в 2020 году аналитики спрогнозировали, что в нашей стране будет продано примерно 2 миллиона «умных» полисов.



Что касается Северной Америки, то компания Berg Insight собрала статистику и спрогнозировала, что в 2020 году страны этого региона продадут более 40 миллионов полисов телематического страхования.


Прогноз по Азиатско-Тихоокеанскому региону подготовила компания Future Market Insights. Правда, в ее цифрах содержатся данные не конкретно о страховании, а обо всем рынке автомобильной телематики. Он принесет странам этого региона ежегодный доход в $50 млрд. Прогноз по темпам роста можно назвать сдержанным, но этого не скажешь о цифре дохода.


Если смотреть на рынок страховой телематики глобально, то J’son & Partners Consulting считает, что он будет расти в среднем на 81%. Она прогнозирует, что в 2018 году услугами такого страхования будет пользоваться 107 миллионов человек по всему миру. Что касается страховых премий, рассчитанных при помощи телематики, то они также покажут существенный прирост.

Проблемы телематики в России


Как сообщает нам консалтинговая компания Ptolemus Consulting Group, наиболее популярные параметры, которые влияют на рейтинг вождения автовладельца (а, следовательно, и на скидку по полису страхования), – ускорение, торможение и пробег. Даже скорость движения оказалась вторичной. Не говоря уже о данных с различных блоков автомобиля, которые получает устройство, подключенное к OBD.

Адекватность оценки

Стоит ли говорить, что каждая страховая компания по-своему рассчитывает показатели ускорения? К тому же вряд ли кто из них захочет для удобства водителя повысить максимально допустимый темп разгона.

Руководитель проекта «Умное страхование» в компании StarLine (производит телематические устройства) Роман Шафеев о том, какие именно параметры считывает прибор.


«Телематические устройства оснащены акселерометрами, некоторые могут быть оснащены гироскопами. Сам прибор подключается к OBD-разъему в автомобиле. Он считывает показатели одометра, спидометра, параметры работы двигателя и информацию из других блоков авто.

Каждые 10 миллисекунд математический аппарат анализирует показания ускорений по трем осям, учитывая резкие торможения, ускорения и повороты. Фиксируются все отклонения от нормы. А при помощи актуальной карты дорожных знаков дополнительно анализируется превышение скорости», – сообщает Роман Шафеев.


Строгие ограничения

Кто-то скажет, что нужно не лихачить и ездить медленно. Спешу «обрадовать»: превышение даже на 1 км/ч будет учитываться. Поэтому даже очень аккуратный и спокойный водитель рискует снизить свой рейтинг спокойной езды. Но здесь есть еще одна загвоздка: когда вы едете гораздо медленнее скорости общего потока, то автоматически становитесь не только эпицентром ненависти, но и источником аварийных ситуаций на дороге. Это к слову о том, что телематика призвана уменьшить аварийность.

Плохие дороги

А как насчет качества дорожного покрытия? Даже в городах-миллионниках российские автолюбители нередко сталкиваются с плачевным состоянием дорог. Вы едете спокойно, со скоростью 55 км/ч, дорога абсолютно пустая, но вдруг замечаете, что прямо на вашем пути зияет большая яма. Колеса терять не хочется, и вы спешно выворачиваете руль, чтобы избежать аварии. Поздравляю, вы совершили опасный маневр и понизили свой рейтинг.

Представьте себе, зима

Еще один момент: вы едете зимой по дороге, которые не чистят. Жители Москвы, возможно, удивятся, но не везде в России регулярно убирают снег с дорог. О том, чтобы покрывать их реагентами, в некоторых регионах даже речи не идет. Так вот, вы едете по гололеду. Впереди светофор, который сменил цвет на красный. Вы жмете на тормоз, колеса слегка шлифуют ледяную поверхность, срабатывает ABS, и вы благополучно останавливаетесь перед стоп-линией. Думаете, ничего не произошло? Как бы не так – вы только что применили экстренное торможение, сработала система антиблокировки колес, и вам понизили рейтинг.

Неточность данных

Доходит до курьезов. Дело в том, что телематические устройства оснащены GPS и ГЛОНАСС. Но спутниковая навигация порой не отличается точным определением координат. И некоторые владельцы, проснувшись рано утром, включают приложение на смартфоне и обнаруживают, что их автомобиль сам по себе катался по крайне странному маршруту – по газонам, гаражам, крышам домов… Да, оказывается, датчики сами по себе могут врать из-за сбоев или технических особенностей.

Компания «Ингосстрах» планирует инвестировать в технологии с целью привлечения клиентов новым уровнем сервиса и выявления страхователей, склонных к мошенничеству, рассказал корреспонденту «Известий» Асе Корбут МИХАИЛ ВОЛКОВ.

Каким вы видите страхование через пять лет? Какие глобальные перемены произойдут, если оценивать ситуацию глазами потребителя?

В не самых благоприятных экономических условиях место страховой компании на рынке будет во многом определяться использованием информационных технологий. Мы ожидаем, что в ближайшее время почти каждый пятый клиент перейдет в онлайн-страхование, электронный канал станет одним из самых востребованных. В проблемных регионах увеличится доступность оформления полисов.

У «умного» страхования колоссальный потенциал. Если сейчас мы говорим о двух десятках тысяч таких полисов, то к 2020 году эта цифра, по разным оценкам, составит от 2 до 5 млн штук, доля проникновения «умного» страхования станет существенной. Что это значит для потребителя? Выбор услуги по индивидуальным запросам, упрощение оформления полиса, удобство и экономия. Количество доступных онлайн-продуктов с каждым месяцем увеличивается. Со временем рынок страхования станет надежнее и стабильнее за счет того, что на нем останутся только честные, добросовестные, финансово устойчивые игроки, в полной мере выполняющие обязательства перед клиентами.

Недавно вы сообщили о том, что «Ингосстрах» собирается стать самой технологичной компанией на страховом рынке. Что конкретно это означает, как будете оценивать «технологичность»?

- «Ингосстрах» прекрасно понимает, что будущее как финансовых, так и страховых услуг за цифровыми технологиями. Их внедрение - устойчивый тренд страхового рынка. У нас запущено несколько серьезных проектов, связанных с цифровыми технологиями, задачи интегрированы в операционную стратегию «Ингосстраха».

Мы также постоянно работаем над развитием своего веб-сайта. Теперь это не просто информационный ресурс, это - многофункциональный сервис. В дальнейшем мы планируем перевести в электронный вид все процессы, которые сейчас происходят в офисе, чтобы клиент имел возможность решать вопросы полностью в автоматизированном режиме. Когда эти нововведения будут реализованы, «Ингосстрах» рассчитывает занять лидерскую позицию в онлайн-среде.

Отдельная тема - это мобильные приложения. Мы наблюдаем рост мобильного трафика на сайте на 10-15% в год и планируем в ближайшее время перестроить свое присутствие на рынке мобильных приложений. Уже сейчас у нас несколько приложений на iOS, Android и на платформе Windows. Главное - IngoMobile: в нем доступны все возможности сайта. Специализированное приложение IngoView предназначено для агентов, но мы хотим открыть некоторые его функции для всех. Приложение IngoTravel разработано для путешественников. В нем можно не только купить страховку, но и построить маршрут в незнакомой стране, посмотреть курсы валют, погоду.

Какие цели вы ставите перед собой на ближайший год?

Курс 2017 года - персонализация процессов обслуживания (продаж, урегулирования, консультаций) в мобильных приложениях. Это позволит развивать предложения не по пути «добора» функционала с сайта и упростит жизнь клиентов. Планируем сделать наше присутствие в мобайле фактически уникальным.

Мы также внедряем новые и совершенствуем существующие технологии «умного страхования». Для примера возьмем каско с телематикой. Российские страховщики в этом продукте реализуют два принципа мониторинга вождения страхователя: Pay As You Drive (плати за столько, сколько проезжаешь) и Pay How You Drive (плати как ездишь).

«Ингосстрах» пошел дальше и использует новую страховую модель - Manage How You Drive (управляй стилем вождения). Помимо перечисленных видов скоринга она предоставляет водителю обратную связь для самостоятельного отслеживания параметров вождения и корректирования стиля управления автомобилем.

Телематический модуль, установленный на авто, работает в связке с мобильным приложением. Многие игроки страхового рынка пользуются сторонними программами, в то время как мы разработали собственное приложение IngoDrive. Через него водитель накапливает баллы, которые позволяют ему получить скидку на каско в следующий период страхования. Благодаря использованию мониторингового устройства «Ингосстрах» предлагает целый пакет бесплатных сервисов по диагностике и информированию клиента о неисправностях агрегатов автомобиля и навигации.

На рынке телематика давно и активно применяется в автостраховании. Удалось ли существенно снизить убыточность?

Страховая телематика - перспективный инновационный продукт для российского рынка. Пока доля договоров по каско с телематикой невелика, но мы видим, что интерес к этому виду страхования растет как со стороны Ь2Ь-клиентов, которые стремятся экономить в условиях кризиса, так и со стороны физических лиц, которые уже привыкли считать каско услугой премиум-сегмента. Это взаимовыгодный продукт, благодаря которому страховщик может более точно оценить риски наступления страхового случая, а аккуратный водитель - сэкономить до 40% стоимости полиса по риску «Ущерб». Средняя сумма выплат по убыткам в рамках программ с телематикой, по нашим ожиданиям, будет ниже обычной на 30-40%.

Как «Ингосстрах» подходит к работе с Big Data?

- «Ингосстрах» длительное время осуществлял работу по противодействию мошенничеству с помощью большого количества бизнес-правил, черных списков и других подобных инструментов, которые ужесточались с каждым новым выявленным случаем мошенничества или его потенциальных вариантов. Со временем мы пришли к выводу, что развитие собственных технологий наиболее эффективно с применением технологий Big Data в IT-инфраструктуре компании, а не только в бизнес-логике.

Сейчас через единый централизованный процесс проходит проверка договоров на предмет возможного мошенничества, а мы анализируем не только внутреннюю информацию по клиенту или объекту страхования, но и сведения из всех доступных внешних источников (интернет, кредитные бюро, внешние базы данных). Таким образом выявляем страхователей, склонных к мошенничеству и применяем к ним более тщательный подход при заключении договора и урегулировании убытков. Подобные технологии могут найти активное применение и в части оптимизации процессов, в выстраивании маркетинговых кампаний и повышении эффективности продаж.

Страховые компании в России не знают, как ездят их клиенты, у компаний слишком мало информации, чтобы предугадать риски их клиентов по манере вождения. В связи с этим аккуратные и адекватные водители платят столько же, сколько и «плохие» водители. В Европе и США эту проблему уже давно решают с помощью «Умного страхования» (Pay-As-You-Drive, Usage-Based Insurance, Smart Insurance, Connected Car, телематика).

Суть услуги в том, что вместе с полисом КАСКО автовладелец получает устройство для установки в машине. Это оборудование позволяет отследить действия водителя, в короткие сроки восстановить обстоятельства, которые стали причиной ДТП, узнать, с какой скоростью двигалась машина и т.п. В зависимости от аккуратности управления машиной автовладелец получает скидку на страховой тариф. Для водителей это шанс сократить расходы на покупку полиса, для страховых компаний - способ избежать мошенничества. Примеры успешных компаний в США - Progressive (предлагают устройство Snapshot) и Metromile .

В России рынок «Умного страхования» активно зарождается в этом году и может стать одним из трендов в связи с огромным ростом и объемом. По оценкам экспертов , количество автомобилей на российском рынке сопоставимо с другими крупными европейскими рынками - около 38 млн легковых машин в 2013 году, а к 2017 году их число вырастет до 45 млн. Ожидаемый рост количества страховых полисов на основе телематических услуг в России в 2023 году составит 4,7 млн.

В соответствии с докладом, опубликованным международной компанией по стратегическому консалтингу PTOLEMUS Consulting Group , глобальный страховой телематический рынок оценивается на уровне более €50 млрд к 2020 году.

В России появился игрок - сервис «Плати Как Ездишь ». Технология состоит из устройства, которое собирает ваши параметры (время пути, количество ускорений, торможений, резких поворотов руля за время поездки) и скоринг-системы, которая рассчитывает вашу манеру езды и будущую скидку. Создатель сервиса Юрий Махов говорит, это будет не только b2b-решение, а сервис для людей. «Мы планируем ввести тренд и доказать, что аккуратно и адекватно ездить - это выгодно и безопасно». Сервис поощряет аккуратных и адекватных водителей скидкой до 30% и подарками.

Сейчас создатели сервиса доделывают приложение, которое будет напоминать спортивные аппы, такие как Runkeeper и Endomondo . Пользователи смогут шарить в социальные сети, сколько километров и как они проехали, использовать элементы игровой динамики.

RusBase пообщался с Юрием Маховым по поводу нового рынка и запускающегося сервиса.

Почему именно «Умное страхование»?

Интерес к рынку возник, когда мы увидели аналитику крупных консалтинговых агентств. Это самый перспективный рынок, который мы знаем сейчас. По внутренним прогнозам крупных страховых компаний, уже через 3 года объем рынка только в России составит от 2 до 5,5 млн подключений или $300-800 млн.

Сколько планируете подключить партнеров?

В этом году мы планируем подключить 10 тысяч пользователей в 2-3 страховых компаниях. Активно ищем партнеров со страхового рынка, но все ждут удачного кейса в одной страховой компании, чтобы применить его у себя.

На чем будете зарабатывать?

Мы планируем продавать устройства страховым компаниям по себестоимости и зарабатывать только на абонентском обслуживании, в которое входит наш скоринг, трафик и маркетинг сервиса.

На западе постоянно растет тренд умного страхования: в Долине практически каждый месяц появляются новые стартапы в этом направлении. Я удивлен, почему в России это тренд приходит только в этом году. Одна только страховая компания Progressive с капитализацией $23 млрд (больше, чем весь российский рынок страхования) сфокусирована на «Умном страховании». Progressive продает сейчас большую часть страховок с помощью своего продукта Snapshot и уже подключила 2,5 млн клиентов.

Что касается России, месяц назад «Ренова» Виктора Вексельберга купила крупнейшую компанию Octo telematics, которая предоставляет в Европе и США услуги по телематическому страхованию.

Как ваше устройство подключается к автомобилям?

Установка займет около минуты. В каждом автомобиле с 2000 года есть универсальный OBD-порт, он обычно находится под рулем. Устройство вам помогут поставить в любом месте, где вы будете покупать полис, вместе с ним вы получите устройство - совершенно бесплатно, в подарок.

Внедрение в первые страховые компании планируем в ближайшее время, уже провели ряд переговоров. Для страховых компаний есть два основных плюса: они собирают к себе в портфель максимальное количество аккуратных и адекватных водителей и делают их максимально лояльными на длительный срок. Они знают про своего клиента все.

А аккуратный водитель получает скидку. Получается такой Win-Win.

Стоит отметить, что повышения базовой стоимости полиса для агрессивных водителей не будет.

Вы брали какую-то существующую разработку устройства?

Нет, разрабатывали сами, тремя командами из Белоруссии, Китая и России. На разработку ушло 8 месяцев.

А деньги? Свои вложили или поднимали?

Вложили свои 2,5 млн рублей. Очень верим в идею.

Платон Днепровский

Владелец и руководитель UIDG

Прекрасная идея и с точки зрения конечного пользователя, не только страхового бизнеса. Сейчас во многом все эти страховки - некий чёрный ящик, и потребителю, несмотря на красивые слова консультантов и продавцов, и красивый мелкий текст в договоре, часто непонятны принципы тарифов, скидок и штрафов. Понятная и, главное, объективная статистика должна заметно снизить этот барьер.

Кроме того, уверен, главный плюс сервиса даже не в страховых скидках. Иметь под рукой понятный и мощный инструмент, который позволит анализировать свою манеру езды и пути, ставить себе цели (экономия бензина, например, как самое очевидное), соревноваться с друзьями и коллегами - это классно. Это такая же штука, как фитнес-браслет, только для автомобиля. Понятно, что это выгодно на каком-то отрезке, но помимо этого - это просто интересно и привлекательно.

Сергей Богодух

Директор по продукту «СравниКупи»

Сегодня многие водители не покупают КАСКО из-за высоких цен, рассчитанных на среднестатистических, то есть убыточных водителей. В ответ на рост убыточности страховщики повышают цены КАСКО или совсем отказываются страховать в ряде регионов. Поэтому свежие идеи в автостраховании сейчас очень нужны. Можно идти еще дальше в плане идей. Представьте себе, что за страховку платят не раз в год, а регулярно, как за мобильную связь. При этом цена зависит от скоринга водителя и реального пробега, на основании данных телематики. Таким может быть будущее автострахования.

Drive-image via Shutterstock .

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Сегодня для развития «умного» страхования появляются новые возможности в связи с идущими, во многом революционными, изменениями на транспорте, среди которых появление «умных», а в ближайшей перспективе и беспилотных автомобилей, развитие новой отрасли беспилотных летательных аппаратов, изменение модели использования автомобилей за счет развития сервисов краткосрочного проката автомобилей и каршеринга. Такое мнение выразил Андрей Ионин, директор аналитической службы НП «ГЛОНАСС» на IV Международной конференции «Умное страхование», которая состоялась 7 декабря в Москве, в Центре международной торговли (ЦМТ). Умное страхование - российская реализация принципа Pay-as-you-drive (плати, как ездишь). В России эта система уже работает, и сегодня известны результаты пилотных проектов страховых компаний в этой области, на основе которых видны новые возможности развития умного страхования. На конференции обсуждалась необходимость большей ориентированности на клиента, но для этого необходима совместная работа над созданием системы ценностей этого вида услуг для страхователя. Система «умное страхование» заключается в использовании информации о стиле вождения автовладельца, пробеге транспортного средства и других характеристик при расчете индивидуальных тарифов по автострахованию. Эта информация собирается специальным устройством, установленным в автомобиле

Сегодня для развития «умного» страхования появляются новые возможности в связи с идущими, во многом революционными, изменениями на транспорте, среди которых появление «умных», а в ближайшей перспективе и беспилотных автомобилей, развитие новой отрасли беспилотных летательных аппаратов, изменение модели использования автомобилей за счет развития сервисов краткосрочного проката автомобилей и каршеринга. Такое мнение выразил Андрей Ионин, директор аналитической службы НП «ГЛОНАСС» на IV Международной конференции «Умное страхование», которая состоялась 7 декабря в Москве, в Центре международной торговли (ЦМТ).

Умное страхование - российская реализация принципа Pay-as-you-drive (плати, как ездишь). В России эта система уже работает, и сегодня известны результаты пилотных проектов страховых компаний в этой области, на основе которых видны новые возможности развития умного страхования. На конференции обсуждалась необходимость большей ориентированности на клиента, но для этого необходима совместная работа над созданием системы ценностей этого вида услуг для страхователя.

Система «умное страхование» заключается в использовании информации о стиле вождения автовладельца, пробеге транспортного средства и других характеристик при расчете индивидуальных тарифов по автострахованию. Эта информация собирается специальным устройством, установленным в автомобиле. Владельцам автомобилей такие системы помогают не только значительно экономить при оформлении полиса КАСКО, но и разрешать спорные вопросы при наступлении страхового случая. Одной из новых возможностей умного страхования для автовладельцев стало оформление ДТП в рамках Европротокола. Страховые компании, в свою очередь, получают возможность «профилирования» клиентской базы и разработки более таргетированных тарифных планов. Кроме того, водитель, как только за ним начинают следить, становится намного аккуратнее и дисциплинированнее, повышая при этом свою безопасность движения и сокращая издержки страховых компаний.

Игорь Хереш, директор по развитию компании T-One Group (ГК «Ренова»), так оценил развитие страховой телематики в России: «В этом году произошел серьезный рывок, связанный с государственными инициативами в законодательном поле. Появилось такое слово как телематика в тех или иных продуктах. Например, Европротокол, где четко показано, что можно фиксировать расширенный Европротокол при помощи средств навигации, ГЛОНАСС и GPS. Это говорит о том, что если в предыдущие годы страховая телематика развивалась от желания страховщика быть инновационным и привлечь к себе клиентов, то теперь понятно, что страховая телематика неизбежна и об этом говорит государство. Все сообщество чувствует заинтересованность к этой теме, об этом свидетельствуют и мощные выступления на прошедшей, уже четвертый год подряд, Международной конференции «Умное страхование».

Рассматривая процедуру оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции - Европротокол, Андрей Маклецов, начальник управления европейского протокола Российского Союза Автостраховщиков, рассказал об использовании телематического оборудования: «В стандартном Европротоколе есть лимит выплаты - 50 000 рублей на сегодняшний день. Закон допускает, что если ДТП произошло в Москве, Санкт-Петербурге и соответствующих областях, то страховщик может заплатить больше в пределах общего лимита по ОСАГО (а это 400 000 рублей), если он получил данные о ДТП, зафиксированные определенными техническими средствами контроля. В ОСАГО не используются все сложности страховой телематики: обработка данных, стиль вождения, нарушения правил дорожного движения. В системе Европротокола есть сам факт ДТП и данные об ускорении или торможении за 3 секунды до него и 3 секунды после, чтобы можно было понять, что это настоящий удар, в котором имел место какой-то резкий контакт автомобилей. Эта «часть страховой телематики» приходит в соответствующую подсистему АИС РСА. По данным, которые похожи на данные страховой телематики, мы можем четко отличить настоящее ДТП от его имитации. К этому мы дополняем другую группу данных, которая касается фотографирования на месте события автомобильных повреждений, а следующим шагом будет автоматическая интеграция и проверка данных. Допустим, если данные об ускорении показали, что удар был с левой стороны, а при фотографировании показаны поврежденные детали с правой стороны, то, наверное, у страховщика будут вопросы. Это очень легко автоматически отследить, потому что в наших средствах, которые используются при фотографировании, предусмотрены подсказки в виде того, что нужно отмечать поврежденные детали. Мы близки к практическому воплощению нашей концепции для целей Европротокола».

«Для решения задач, стоящих перед автостраховщиками на современном уровне требуется некорректируемая информация о движении автомобиля и об обстоятельствах ДТП, все это может дать терминал «ЭРА-ГЛОНАСС» с расширенным функционалом - сообщил на конференции советник генерального директора АО «ГЛОНАСС» Павел Бунин. «В настоящее время в автомобилях устанавливается целый ряд дополнительных устройств. Так, спутниковая навигация требуется для перевозок пассажиров и опасных грузов. Междугородние перевозки требуют установки тахографов, которые позволяют проводить мониторинг режима труда и отдыха водителя. Для проезда по платным дорогам транспортное средство должно быть оснащено платежными системами. Автостраховщики в свою очередь предлагают водителям устанавливать устройства, которые следят за стилем езды водителя для расчета страховки по системе «умного» страхования. С целью решения этих задач, планируется расширить возможности терминала «ЭРА-ГЛОНАСС», - пояснил Павел Бунин.

Хотя рынок неизменно движется вперед, перед игроками рынка стоит еще достаточно нерешенных вопросов. Игорь Ямов, заместитель генерального директора, член Правления компании «Ингосстрах», высказал свое мнение о сдерживающих факторах для качественного скачка на российском рынке умного страхования: «На рынке страховой телематики существует несколько важных моментов. Первое - это крайне низкий кредит взаимного доверия между клиентами и страховым компаниями. Второе - очень быстрая динамика развития технических решений: только перешли от стационарных блоков к OBD 2, как появились смарт-телефоны. Если научиться их использовать, то будет снят первоначальный барьер инвестиций, и рынок уже развивается в эту сторону. Третий момент - это предоставление страховыми компаниями клиенту четкой модели ценностей, которую несет умное страхование. Как только решение этих проблем будет найдено, произойдет качественный прорыв».

Также насущной проблемой остается отсутствие единых стандартов рынка. Заместитель генерального директора СпейсТим холдинга Андрей Платонов, так выражает свое мнение по этому вопросу: «Никаких стандартов не существует! У каждой страховой компании своя скоринговая модель, свое оборудование. В этом, в том числе, существует проблема широкого выхода на потребительский рынок. Клиент (страхователь) получив услугу от одной компании и решив перейти в другую, вынужден будет опять покупать (или переустанавливать) оборудование и подстраиваться под новые критерии скоринга».

Андрей Коженков, заместитель генерального директора по маркетингу и коммуникациям «Важно. Новое страхование», видит решение вопроса о единых стандартах: «Определяющими станут 2017-2018 годы, когда умное страхование перейдет из практики использования новаторами и ранними последователями, доля которых не превышает 15%, в практику использования раннего большинства. Как показывает практика, именно этот этап становится определяющим и является двигателем для органического развития рынка. Возможен альтернативный сценарий, когда государственные службы возьмут на себя большую роль в законодательном закреплении статуса умного страхования, в этом случае процесс введения единых стандартов ускорится на год».

Много внимания на конференции было уделено моменту недоверия клиентов страховым компаниям и страховому оборудованию, что подтверждал и вопрос автовладельца из зала. Все эксперты сошлись во мнении, что это направление, над которым нужно много работать.

«В условиях кризиса многие страхователи хотят сэкономить на стоимости полиса, а телематика дает непосредственную экономию, несмотря на то, что человеку приходится себя ограничивать. Мы, со своей стороны, провели исследование рынка и выпустили новое приложение - розничный продукт Drive Jornal. Нашим приложением мы даем клиенту не только информацию о том, где его автомобиль, о его здоровье и том, как он водит, но и на регулярной основе даем рекомендации по стилю вождения. В нашем прямом канале продаж, когда люди приходят к нам без полиса КАСКО, мы видим очень здоровый отклик от них. Соответственно, чем больше будет тарифов у страховых компаний по телематическому КАСКО, тем больше людей будет застраховано, и тем быстрее мы пройдем рубеж недоверия не только к страховщикам, но и к телематическим устройствам. Перспективы здесь очень большие. Мы ждем всплеска в 2016 году, прежде всего драйверами, будут дополнительные функции, которые дает приложение клиенту», - комментирует Алексей Касаткин, коммерческий директор R-Telematica. По вопросу о страхе автовладельцев устанавливать в автомобиль телематическое устройство он сказал, что последние нововведение со стороны его компании - это предложение экономии на автозаправочных станциях, автомобильных мойках и сервисах, а также при покупке автомобильной электроники. Таким образом, клиент начинает экономить от 3000-3500 рублей в месяц только благодаря тому, что он установил телематику, и тогда решение об установке становится очевидным.

В свою очередь страховые компании представили свои результаты пилотных проектов по «Умному страхованию», также говорящие о развитии этого вида услуг: «С момента запуска проекта «Важно. Новое страхование» реализовало уже более 13,5 тыс. полисов «Каско - Страховая телематика». По итогам 2015 года мы планируем реализовать 15 тыс. телематических полисов. В 2016 году «Важно. Новое страхование» планирует реализовать 20 тыс. полисов «Каско. Страховая телематика», доля «умного страхования» в портфеле автокаско по нашим подсчетам должна составить порядка 75%. Мы рассчитываем к концу 2016 года вывести данное направление в рентабельную зону. Сделав ставку на развитие направления страховой телематики и запуская проект, мы рассматривали 2015 год, как год стартапа, в рамках которого нам необходимо было сформировать существенный портфель по данному продукту, что в свою очередь позволит нам, реализовав программу оптимизации ряда бизнес-процессов, снизить стоимость для нас самих устройств, добиться новых более выгодных условий взаимодействия с производителями телематического оборудования и других дополнительных сервисов, а также операционных затрат, связанных с процессами урегулирования страховых случаев. Могу отметить, что относительно начала нашей работы по телематическому направлению мы уже существенно продвинулись в части снижения для нас стоимости формируемого телематического портфеля» - поделился Андрей Коженков.

По оценкам экспертов, 10-15% - это возможный прирост развития рынка страховой телематики в России на ближайшие 2-3 года. По мнению Петра Халипова, заместителя генерального директора Раксел Телематикс, у крупных игроков рынка этот процент может достигать более высоких значений, а основным технологическим драйвером развития станет «умное страхование» через мобильные приложения. «Как только в России появятся компании, предлагающие телематику без какого-либо оборудования - т.е. клиент скачивает приложение, устанавливает и дальше ему предоставляется скидка либо иные льготы от страховой компании - то это сразу будет иметь потенциальный рост», - говорит Петр.

Алия Валиуллина, руководитель направления разработки продуктов и клиентской лояльности INTOUCH, отметила, что рынок умного страхования развивается, но ему еще только предстоит стать общепринятой практикой: «По нашей оценке, рынок подобных услуг может вырасти в разы в течение ближайших 4-5 лет. Если говорить о страховании, то можно предположить, что это в первую очередь страхование жилья (телематические технологии уже активно применяются в "умных домах"), а также страхование жизни и здоровья, страхование от несчастных случаев (телематика может отслеживать местонахождение детей, пенсионеров, инвалидов). Однако пока это в большей степени предположения. Активно телематика используется скорее в логистике (перевозки грузов, мониторинг общественного транспорта)».

Про активное использование телематики на транспортных средствах и получение прибыли от этого сказал заместитель генерального директора СпейсТим холдинга Андрей Платонов: «Страховая телематика (Умное страхование) - это дополнительная прибыль автостраховщиков и, возможно, автострахователей. Более широкий смысл заложен в термине «Умная» навигация на основе принципа pay-how-you-drive, который верен не только для сегмента страхования автотранспорта, но и для всего рынка транспортных средств. Стиль вождения существенно влияет на расходы по конкретному транспортному средству и всему автопарку, если говорить о коммерческих компаниях, становится дополнительным потенциальным источником прибыли, независимо от темы страхования».

Все участники конференции пришли к мнению, что рынок умного страхования ждет рост, но для масштабного развертывания необходима работа по ориентации услуг на клиента и создание системы ценностей этого вида услуг для страхователя.

В конце мероприятия Юлия Морозова, директор по развитию компании-организатора события «ПрофКонференции», дала следующие комментарии:

«По итогам ежегодных Международных конференций «Умное страхование» мы видим, как развивается рынок страховой телематики в России. Если еще несколько лет назад это было инновацией в сфере автомобильного страхования в принципе, то сегодня мы видим переход к этапу внедрения услуги в широком масштабе. Многие представители компаний, запустивших пилотные проекты по умному страхованию, представили и обсудили их результаты на конференции 7 декабря. Теперь перед игроками рынка открыты пути совершенствования и модернизации своих продуктов и предложений для широкого распространения».

В работе конференции приняли участие более 250 человек - представители 112 компаний.

  • Новые требования к специалистам пенсионного страхования
  • Первый рейтинг финансовой грамотности регионов представили на сессии в рамках Российского инвестиционного форума
  • Итоги II Всероссийской онлайн-олимпиады по финансовой грамотности для учащихся 5-11-х классов
  • Медицинская компания «Доктор рядом» подвела итоги 2018 года в области цифровой медицины
  • В Минфине России состоялось первое заседание Межведомственной координационной комиссии по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности