Шорт позиция что. Что такое шорт и лонг на бирже и на Форекс? Что такое Шорт и Лонг на бирже

Шорт позиция что. Что такое шорт и лонг на бирже и на Форекс? Что такое Шорт и Лонг на бирже

Оригинал взят у vartumashvili в Грузия, Чиатура. Город будущего из 50-х.

Чиатуру, один из самых необычных и интересных населенных пунктов Грузии, иностранцы посещают редко. Во-первых, город находится в стороне от туристических мест и проездом в него не попадешь, а ехать специально местные гиды не любят, потому что "дорога плохая, машину жалко". Во-вторых, о нем толком ничего не известно - правительство Чиатуру не пиарит, путеводители хранят молчание и всю информацию, которую можно получить, оставили редкие путешественники, но их отзывы тонут в бесконечных статьях о Мцхете, Батуми и старом городе в Тбилиси. Между тем, еще не поздно оказаться в числе первых и "открыть" для себя это первоклассное место...

1.


Сначала давайте посмотрим на карту Грузии. Те, кто едут с востока на запад непременно проезжают Рикотский перевал, живописное, но и в то же время сложное для водителей место, особенно в непогоду. Многие не любят здешние горные серпантины из-за фур и грузовиков, медленно ползущих в горку и создающих заторы. Но об альтернативной и, что важно, не менее живописной дороге через Сачхере и Чиатуру вспоминают редко. Между тем, здесь слабый трафик и меньше крутых поворотов, а это уже существенный плюс для тех, кому грузинские водители и их манера вождения внушают ужас. Обычно приезжающие в Грузию на пару недель пересекают Рикоти дважды, двигаясь из столицы в сторону Черного моря и на пути назад. Хотя бы в одном случае я бы порекомендовал проехать через Чиатуру, увидеть город, а заодно посмотреть на необычный монастырь Кацхи , отстроенный на вершине крутой скалы. Весь путь удлинится всего на 25 километров, но впечатления того стоят. Единственная уважительная причина не побывать здесь - боязнь высоты, но об этом позже. Если ехать от Тбилиси, то через 115 км у поселка Гоми нужно свернуть вправо (указатели на Чиатуру там есть).

2. Пейзажи по дороге из Гоми в Чиатуру - сельская благодать.

На небольшом отрезке дороги действительно отсутствует асфальт, но проселочная накатанная грунтовка проходима даже для машин с низкой посадкой (как у меня). Впрочем, возможно, когда вы туда соберетесь, эта информация будет уже не актуальной, потому что дорога постепенно строится. Более подробно отрезок Гоми-Чиатура описан в рассказе про монастырь Кацхи .

3. В этих краях местные жители массово продают на обочине свежесобранные грибы. В других частях Грузии этого явления я не наблюдал.

Ближе к Чиатуре дорога опускается к реке Квирила (приток Риони), с двух сторон которой возвышаются крутые стены ущелья. Появление над головой защитной сетки и вагонеток говорит о начале города.

До обнаружения месторождений марганца здесь находилось небольшое селение, носившее название Квирила, - в честь реки, на берегах которой оно и выросло. В 1879 году шахты дали первую руду, а уже в 1895 году для вывоза сырья сюда была протянута железная дорога. К тому моменту население Чиатуры перевалило за 6000 человек, а доля в мировом экспорте марганца превысила 50 % (в лучшие годы эта цифра доходила до 60 %). Марганец, к слову, основной компонент для выплавки стали, то есть с учетом объемов добычи в отдельные времена больше половины мировой стали отливалось с помощью грузинского марганца. В 1921 году бывшее село получило статус города. Узкие и небольшие улочки старой Квирилы, возникшие стихийно, петляли на левом берегу, в то время, как правый еще долгое время оставался нежилым. К сожалению, зданий той поры не сохранилось, их снесли, освобождая места под монументальные постройки растущего города. Сейчас Чиатура - это островки многоэтажек (3, 5, и даже 9 этажей) среди бесконечного частного сектора. По переписи 1989 года население Чиатуры приближалось к 30000 жителей, развал Союза и экономический коллапс сократили число жителей на треть.

5. Самая длинная канатная дорога в мире находится в Габоне и также служит для доставки марганцевой руды. Дорога длиной 76 км в одну сторону построена в 1959-1962 гг., и имеет 858 вышек и 2800 ковшей.

Я оставил машину в тени дерева на центральной улице и, перейдя Квирилу по центральному мосту, вышел к внушительному ДК. В небольшом сквере, разбитом с левой стороны здания, какой-то добрый волшебник создал бетонные макеты основных городских построек. Их четыре: собственно, ДК, здание городской администрации, "сталинка" со шпилем и церковь (которая еще только возводится - за макетом видны ее стены). К слову, с культовыми сооружениями тут не просто - город планировался и строился в советское время (или как говорят в Грузии - при коммунистах), что и объясняет их отсутствие. Мне попался один новодельный храм на городской окраине, ну и уже упомянутый большой собор между ДК и городским парком, строительство которого судя по всему ведется давно и медленно.

6. ДК.

9. Городской парк. Бедненько, но мило.

10. Та самая "сталинка". В этих стенах вроде бы восседает правление компании "Чиатурмарганец". В свой первый приезд в Чиатуру я обратил внимание на пикет, устроенный рабочими у входа в здание.

11.

12. Река Квирила и коробка городской Администрации. И причал здесь неспроста, плавали, видимо, какие-то лодочки...

А теперь, немного освоившись, перейдем к самому интересному. Похоже, что на заре 50-х годов, советская власть решила превратить обычный промышленный город, коих по всей стране были сотни, в "рай на земле", со здравницами, домами отдыха и парками. Почему выбор пал на труднодоступную Чиатуру уже никто и не вспомнит. Одним из проектов "города будущего" было строительство так называемой "Линии-25" - первой в СССР (первой!!!) пассажирской канатной дороги. Дорога была сооружена в 1954 году, связав центр и один из спальных районов на утесе, и уже шестьдесят лет (в этом году юбилей) действует без перерыва. За следующее десятилетие в городе было достроено еще 16 линий, общей протяженностью более шести километров. Часть из них используется в промышленных целях, однако в центре города вагончики канатной дороги, подобно маршруткам, являются основным видом общественного транспорта. И по сей день, Чиатура остается городом с самым большим количеством подъёмников, используемых для гражданских нужд.

13. Станция на горе.

14. Круто, да? Гондола на фоне отвесной скалы.

Чтобы было понятнее, разложу карту. Ниже центр Чиатуры. A - ДК, возле которого началась моя прогулка по городу, B - центр города, где находятся "дом со шпилем" и Администрация, C - первая станция канатной дороги, потсроенная в 1954 году, D - городской район, куда проложена канатная дорога от станции, E - смотровая площадка, F - марганцевые шахты, куда также проложена канатная дорога от станции C.


(снимок из Гугла)

Первым делом я отправился по самому зрелищному из имеющихся маршрутов, связывающему пункты C и D. Изрядно потертое здание станции, украшенное мозаикой с профилями Ленина и Сталина, давно требует ремонта, но, несмотря на исторический статус, деньги сюда едва ли дойдут в ближайшие годы. Станция хоть и возведена первой, но находится немного в стороне, поэтому вагончики, катающие уже третье поколение, давно потеряли вид и проржавели. Проезд стоит 20 тетри. И если я ничего не путаю, оплачивается только подъем, спуск - бесплатный. Вместе со мной в вагончик зашли три человека: две школьницы и старик с мешком муки. Контроллер, она же бортпроводник, она же машинист, зашла последней. Затворив на замок дверь, она доложила по рации о готовности, и, качнувшись, вагончик начал свой привычный рейс наверх.

15. Река Квирила. На заднем плане видны здание Администрации и ДК.

16. В отличие от всех других маршрутов на этом установлены две линии, ходят они одновременно, пока одна ползет наверх, вторая тянется вниз.

17. Вид, конечно, хорош!

Преодолев более чем стометровый перепад высоты, вагончик остановился.

18.

Верхняя станция - классический сталианс среди деревенских халуп. Помимо десятка дворов, здесь стоят три показательных девятиэтажки, на которые без слез и не взглянешь. Мало того, что треть квартир в них пустует, о чем свидетельствуют вырванные оконные рамы, так еще и ржавые куски жести, оставшиеся от давнишней оббивки (зачем? утепляли?), свисают и гремят на ветру, напоминая гигантскую чешую поверженного дракона.

19. Станция.

20.

В двадцати метрах от станции находится смотровая площадка, откуда город как на ладони.

21. На крышах девятиэтажек можно разглядеть спутниковые антенны и самодельные баки с водой, обмотанные фольгой для нагревания воды или, наоборот, для отражения солнечных лучей. В условиях никудышного водоснабжения - незаменимая вещь.

Место обозначено внушительным крестом - без этого в современной Грузии никуда.

22.

23. Теленок, пасшийся на территории, напоминал, что провинциальность она везде одинакова.

На противоположной стороне ущелья находится еще одно место, связанное с центральной станцией линией канатной дороги (см. на натянутые троссы) - одна из шахт Чиатурского марганцевого месторождения. В окрестностях немало действующих и законсервированных шахт, но эта находится в городской черте, чуть ли не в самом центре.

24.

Когда я вернулся к станции, здесь стало многолюдно. Бабушки оккупировали скамейки. Пьяные "красавцы" в трениках, приставшие с вопросами о том кто я и откуда, напомнили старую аксиому, что в рабочих окраинах нужно держать ухо востро. Но только когда в вагончик кроме меня зашел лишь один мужичок, стало ясно, что станция для района выполняет роль клуба, возле которого принято встречаться и проводить время.

25. Мой "машинист". Засмущалась, правда, при виде фотоаппарата.

26. Мой попутчик. Тоже потупил взор и опустил голову. Жизнь изрядно потрепала нищих жителей этого богатого города.

Оказавшись внизу, я спросил у смотрителя станции, можно ли подняться наверх, в промышленную зону. "Конечно", - ответил тот и сам открыл мне дверь гондолы, приглашая внутрь.

27.

По этой ветке курсирует совсем другой "пепелац" - избитый временем металлический карцер с круглыми иллюминаторами. Никаких тебе сидений, кондукторов. Одним словом, суровый рабочий транспорт, в котором дверь ты закрываешь за собой самостоятельно.

28. В этом вагончике я разбил свой широкоугольный объектив... Скажу так: Чиатура взяла налог с одинокого путешественника...

29. Верхняя станция сооружена из какого-то металлолома.

Отсюда вид на город еще более впечатляющий. Уютный центр во всей красе, железнодорожная станция (кстати, в Чиатуру можно попасть еще и поездом из Тбилиси), река и горы.

30.

31. Как и подобает промышленному городу, чтобы скрасить индустриальную депрессию, здания красят в яркие цвета.

Немного в стороне от "платформы" верхней станции находится кольцо железной дороги. Здесь наполненные вагонетки разгружаются и возвращаются назад в шахту, вход в которую, отмеченный светящимся крестом, чернеет в сотне метров. Рабочие молча смотрели на незнакомого пришельца с фотоаппаратом (на меня), на то, как я пролазил под оголенным элетрическим проводом, легко способным убить, от которого запитаны составы с вагонетками. Даже бездомные собаки, прикормленные шахтерами, не обращали на меня никакого внимания. Вседозволенность удивляет больше всего; можно спокойно зайти в шахту (я не ходил, хотя никто не останавливал, но в сети есть фотографии и из шахт) или бродить по рельсам - никому нет дела. Где еще так легко увидишь процесс добычи марганца?

32.

33. Электровозик и вагонетка.

34. Груженый марганцевой рубой состав выезжает на поверхность.

35. Разгружается.

36. И возвращается назад.

37. В зияющую пещеру шахты.

С утеса виден и въезд в город со стороны городка Сачхере, этой дорогой я приехал в Чиатуру и покинул ее.

38. Промышленные объекты вперемежку с жилыми корпусами.

Возвратившись к началу своего маршрута, я завернул за ДК и обнаружил центральную станцию канатки, построенную в начале шестидесятых годов. Более современные вагончики, по типу тех, что катают туристов в парках Боржоми и Кутаиси, ходят отсюда в трех направлениях. Самый длинный маршрут ведет куда-то вдаль, где тонут в зелени крыши частных домов, противоположный ему - короткий - круто взлетает над рекой и центральным проспектом в спальный район. Третий машрут оказался отключенным, кабина так и застыла в нескольких метрах от края платформы.

39. А какой пассажирский ГАЗик, обратите внимание.

40. Самая новая модель пассажирской кабины в чиатурском парке.

41. На станции полных ходом шла починка одной из гондол. Самая неприятная поломка произошла здесь в 2008 году, когда в застрявшей над пропастью кабине люди вынуждены были провести 12 часов, дожидаясь спасательную бригаду из Тбилиси. Случались с кабинами и фатальные поломки с человеческими жертвами. Так в 1990 году в Тбилиси сорвалась кабина, перевозившая людей от площади Руставели на гору Мтацминда.

В прошлом вход в станцию преграждали обычные турникеты - родственники тех, что установлены на станциях тбилисского метро, проезд оплачивался пластиковыми жетонами столичного метрополитена.

42. Один из пролетов центральной станции.

43. Платформа с гондолой.

Подвыпивший проводник принял 20 копеек (~ 4,5 рубля) и замкнул двери. Кабина поползла вверх сначала над рекой, а потом и над проспектом, открывая вид на центральный архитектурный ансамбль Чиатуры.

44.

45. Кто знает, возможно, в этом живописном месте над рекой в прошлом был ресторан.

46. Сталинки в центре.

Дорога приводит на невзрачный пустырь, поэтому я, сфотографировав троссы канатки, уводящей в противоположную сторону, той же кабиной спустился вниз.

47.

Мне оставалось только прогуляться по городским улицам и увидеть город снизу. В центре несколько классических зданий разбавлены непонятными архитектурными экспериментами, но в целом ось города с проспектом (название не запомнил, но наверняка Руставели) оставляет приятное впечатление. Этот же проспект является отрезком дороги Гоми - Зестафони.

48. Жилой дом возле Администрации. За ним видны бетонные наросты на скале - укрепления от обвалов.

49.

50.

51. В этом здании, вроде бы, рынок или торговый центр.

52. Одну из скал некогда украшали городские часы с термометром.

53.

Если проехать по проспекту дальше, то дорога круто берет вверх и серпантином поднимается на гору. На противоположном въезде в город я еще в прошлый приезд приметил монумент павшим в ВОВ, поэтому в завершение знакомства с Чиатурой решил посетить и это место.

54.

По дороге сделал остановку у церкви, о которой упоминал в начале рассказа.

55.

И проехался по району, построенному, по общему впечатлению, в 40-50-е годы.

56.

Пора было возвращаться. Спустившись по серпантину вниз, я направился в сторону Сачхере. Мимо построенного в 13-м веке Мгвимского монастыря и мимо построенного в 20-м веке горно-обогатительного комбината. Располагал бы я временем, с удовольствием заглянул бы и туда и туда. Более того, где-то недалеко есть пещеры, в частности Джарбели и пещера Дзудзуана, в которой обнаружили рукотворную льняную нить, датированную возрастом 36000 лет. В окрестностях Сачхере также достойны посещения пара мест, но все это как-нибудь в другой раз.

57. Строения Мгвимского монастыря нависают над дорогой.

58. Горно-обогатительный комбинат.

59. Кабина на одного.

60. Вид на пригород Сачхере. Зеленые и красные крыши - подарок олигарха и бывшего премьер-министра Грузии Бидзины Иванишвили, он уроженец соседнего села, поэтому поддерживал родные места.

P.S. Пока я писал этот рассказ, поступило известие, что правительство Грузии приняло решение о реконструкции четырех основных линий чиатурской канатной дороги. В проект будет вложено 13 млн. евро. Глядишь, в следующий раз я и не узнаю город...

Координаты: 42.28759, 43.21569

Где? в горах Имеретии в 60 км от Кутаиси

Вход на территорию с 10.00-18.00

На столп подниматься нельзя

Чем примечателен?

На вершине монолита на высоте 40 метров стоит крошечная церковь. Новодел. Была возведена в 2010 году на руинах двух церквей V и VI веков постройки.

Подняться наверх нельзя. Женщин никогда сюда не пускали, мужчинам раньше можно было с разрешения настоятеля отца Максима. Сейчас подъем на церковь запрещен для туристов.

К церкви ведет лестница, висит замок

Смотрела видео в facebook, как люди наверх карабкались. Но это были особенные люди, не туристы. На грузинском говорили.

Название видео тоже на грузинском, теперь найти не могу, чтобы вам показать. Скриншот есть ↓

Что посмотреть в Кацхи?

Мы оставили машину у поворота на Кацхи и пошли пешком 1.2 км . Прогулка туда-обратно и осмотр заняли полтора часа .

Были сомнения в качестве дороги (на карте она пунктиром обозначена). По факту летом вплоть до монастыря можно доехать на легковой машине без особого труда.

Я все равно рада, что шли пешком. Виды напоминают те, что возле и водопада Кинчха. Тоже белые скалы и зеленые склоны. Благодать!


Дошли до ворот. Заходим на территорию, где столп стоит. Там храм, музей, кувшины для вина и церковный магазин.

Женщинам нужен платок и длинная юбка. Лежат фартуки, можно взять. Рядом вход в действующий монастырь (туда тоже нельзя).

Фото Кацхи

Красивые фото Кацхи обычно сделаны либо с соседней горы, либо с коптера. Если фоткать с земли, то впечатляющих снимков не получится. Хотя, может, у вас получится. У меня нет.

Территория монастыря

Стоит посещать Кацхи?

Мне понравилось. Не столько сам столп, сколько дорога к нему и природа. У Имеретии вообще большой потенциал. Живут там себе тихонько, виноград выращивают, коров выгуливают. Тишина, красота. Понравится ли вам? Не знаю.

Стоит ли включать Кацхи в маршрут путешествия? Да, если едете на машине из в и располагаете свободным временем (2 часа ). Или если многое в Грузии видели и хотите не попсовых достопримечательностей.

Чиатура

Координаты: 42.290453, 43.281050

Где? 10 км от столпа Кацхи

Чиатура — так называемый «город канатных дорог». Там как будто попадаешь в прошлое лет на 60 назад. Раньше здесь добывали марганцевую руду. Стоят заброшенные заводы, над рекой тянутся канаты, шевелятся на ветру застывшие вагончики.

Город стоит в долине реки Квирила на обоих берегах. Канатные дороги служили для промышленных целей. По ним переправлялась руда, а шахтеры ездили на работу. Других подобных мест в Грузии просто нет.

Мы были в дождь. Впечатления сильнейшие, но смешанные. Свое мнение писать не буду. Кому интересно, тот сам съездит и посмотрит.

Дорога в Чиатуру новая, качество отличное. Если нашли отзывы о том, что сюда трудно добраться, то эта инфа устарела.


Кацхийский столп и Чиатура на карте

Расстояния до Кацхи:

от Кутаиси 62 км
от Гори 120 км
от Тбилиси 200 км
от Батуми 205 км

Как добраться до Кацхи и Чиатуры

Общественный транспорт сюда не ходит (в Чиатуру ходит что-то, в Кацхи точно нет).

Можно взять такси из Кутаиси, купить экскурсию или ехать на своей машине.

Мы ехали по маршруту, который на карте обозначен. На круг Зестафони-Кацхи-Чиатура-Гоми ушло 4 часа с учетом прогулок.

Если не делать такой крюк, а ехать по одной и той же дороге Зестафони — Кацхи — Зестафони , то нужно 2-2.5 часа (доехать, погулять там и вернуться на трассу).



Чиатуру, один из самых необычных и интересных населенных пунктов Грузии, иностранцы посещают редко. Во-первых, город находится в стороне от туристических мест и проездом в него не попадешь, а ехать специально местные гиды не любят, потому что "дорога плохая, машину жалко". Во-вторых, о нем толком ничего не известно - правительство Чиатуру не пиарит, путеводители хранят молчание (тут и гостиницы-то нет) и всю информацию, которую можно получить, оставили редкие путешественники, но их отзывы тонут в бесконечных статьях о Мцхете, Батуми и старом городе в Тбилиси. Между тем, еще не поздно оказаться в числе первых и "открыть" для себя это первоклассное место...


Сначала давайте посмотрим на карту Грузии. Те, кто едут с востока на запад непременно проезжают Рикотский перевал, живописное, но и в то же время сложное для водителей место, особенно в непогоду. Многие не любят здешние горные серпантины из-за фур и грузовиков, медленно ползущих в горку и создающих заторы. Но об альтернативной и, что важно, не менее живописной дороге через Сачхере и Чиатуру вспоминают редко. Между тем, здесь слабый трафик и меньше крутых поворотов, а это уже существенный плюс для тех, кому грузинские водители и их манера вождения внушают ужас. Обычно приезжающие в Грузию на пару недель пересекают Рикоти дважды, двигаясь из столицы в сторону Черного моря и на пути назад. Хотя бы в одном случае я бы порекомендовал проехать через Чиатуру, увидеть город, а заодно посмотреть на необычный монастырь Кацхи , отстроенный на вершине крутой скалы. Весь путь удлинится всего на 25 километров, но впечатления того стоят. Единственная уважительная причина не побывать здесь - боязнь высоты, но об этом позже. Если ехать от Тбилиси, то через 115 км у поселка Гоми нужно свернуть вправо (указатели на Чиатуру там есть).

Пейзажи по дороге из Гоми в Чиатуру - сельская благодать.

// vartumashvili.livejournal.com


На небольшом отрезке дороги действительно отсутствует асфальт, но проселочная накатанная грунтовка проходима даже для машин с низкой посадкой (как у меня). Впрочем, возможно, когда вы туда соберетесь, эта информация будет уже не актуальной, потому что дорога постепенно строится. Более подробно отрезок Гоми-Чиатура описан в рассказе про монастырь Кацхи .

В этих краях местные жители массово продают на обочине свежесобранные грибы. В других частях Грузии этого явления я не наблюдал.

// vartumashvili.livejournal.com


Ближе к Чиатуре дорога опускается к реке Квирила (приток Риони), с двух сторон которой возвышаются крутые стены ущелья. Появление над головой защитной сетки и вагонеток говорит о начале города.

// vartumashvili.livejournal.com


До обнаружения месторождений марганца здесь находилось небольшое селение, носившее название Квирила, - в честь реки, на берегах которой оно и выросло. В 1879 году шахты дали первую руду, а уже в 1895 году для вывоза сырья сюда была протянута железная дорога. К тому моменту население Чиатуры перевалило за 6000 человек, а доля в мировом экспорте марганца превысила 50 % (в лучшие годы эта цифра доходила до 60 %). Марганец, к слову, основной компонент для выплавки стали, то есть с учетом объемов добычи в отдельные времена больше половины мировой стали отливалось с помощью грузинского марганца. В 1921 году бывшее село получило статус города. Узкие и небольшие улочки старой Квирилы, возникшие стихийно, петляли на левом берегу, в то время, как правый еще долгое время оставался нежилым. К сожалению, зданий той поры не сохранилось, их снесли, освобождая места под монументальные постройки растущего города. Сейчас Чиатура - это островки многоэтажек (3, 5, и даже 9 этажей) среди бесконечного частного сектора. По переписи 1989 года население Чиатуры приближалось к 30000 жителей, развал Союза и экономический коллапс сократили число жителей на треть.

Самая длинная канатная дорога в мире находится в Габоне и также служит для доставки марганцевой руды. Дорога длиной 76 км в одну сторону построена в 1959-1962 гг., и имеет 858 вышек и 2800 ковшей.

// vartumashvili.livejournal.com


Я оставил машину в тени дерева на центральной улице и, перейдя Квирилу по центральному мосту, вышел к внушительному ДК. В небольшом сквере, разбитом с левой стороны здания, какой-то добрый волшебник создал бетонные макеты основных городских построек. Их четыре: собственно, ДК, здание городской администрации, "сталинка" со шпилем и церковь (которая еще только возводится - за макетом видны ее стены). К слову, с культовыми сооружениями тут не просто - город планировался и строился в советское время (или как говорят в Грузии - при коммунистах), что и объясняет их отсутствие. Мне попался один новодельный храм на городской окраине, ну и уже упомянутый большой собор между ДК и городским парком, строительство которого судя по всему ведется давно и медленно.

// vartumashvili.livejournal.com


// vartumashvili.livejournal.com


// vartumashvili.livejournal.com


Городской парк. Бедненько, но мило.

// vartumashvili.livejournal.com


Та самая "сталинка". В этих стенах вроде бы восседает правление компании "Чиатурмарганец". В свой первый приезд в Чиатуру я обратил внимание на пикет, устроенный рабочими у входа в здание.

// vartumashvili.livejournal.com


// vartumashvili.livejournal.com


Река Квирила и коробка городской Администрации. И причал здесь неспроста, плавали, видимо, какие-то лодочки...

// vartumashvili.livejournal.com


А теперь, немного освоившись, перейдем к самому интересному. Похоже, что на заре 50-х годов, советская власть решила превратить обычный промышленный город, коих по всей стране были сотни, в "рай на земле", со здравницами, домами отдыха и парками. Почему выбор пал на труднодоступную Чиатуру уже никто и не вспомнит. Одним из проектов "города будущего" было строительство так называемой "Линии-25" - первой в СССР (первой!!!) пассажирской канатной дороги. Дорога была сооружена в 1954 году, связав центр и один из спальных районов на утесе, и уже шестьдесят лет (в этом году юбилей) действует без перерыва. За следующее десятилетие в городе было достроено еще 16 линий, общей протяженностью более шести километров. Часть из них используется в промышленных целях, однако в центре города вагончики канатной дороги, подобно маршруткам, являются основным видом общественного транспорта. И по сей день, Чиатура остается городом с самым большим количеством подъёмников, используемых для гражданских нужд.

Станция на горе.

// vartumashvili.livejournal.com


Круто, да? Гондола на фоне отвесной скалы.

// vartumashvili.livejournal.com


Чтобы было понятнее, разложу карту. Ниже центр Чиатуры. A - ДК, возле которого началась моя прогулка по городу, B - центр города, где находятся "дом со шпилем" и Администрация, C - первая станция канатной дороги, потсроенная в 1954 году, D - городской район, куда проложена канатная дорога от станции, E - смотровая площадка, F - марганцевые шахты, куда также проложена канатная дорога от станции C.

// vartumashvili.livejournal.com


(снимок из Гугла)

Первым делом я отправился по самому зрелищному из имеющихся маршрутов, связывающему пункты C и D. Изрядно потертое здание станции, украшенное мозаикой с профилями Ленина и Сталина, давно требует ремонта, но, несмотря на исторический статус, деньги сюда едва ли дойдут в ближайшие годы. Станция хоть и возведена первой, но находится немного в стороне, поэтому вагончики, катающие уже третье поколение, давно потеряли вид и проржавели. Проезд стоит 20 тетри. И если я ничего не путаю, оплачивается только подъем, спуск - бесплатный. Вместе со мной в вагончик зашли три человека: две школьницы и старик с мешком муки. Контроллер, она же бортпроводник, она же машинист, зашла последней. Затворив на замок дверь, она доложила по рации о готовности, и, качнувшись, вагончик начал свой привычный рейс наверх.

Река Квирила. На заднем плане видны здание Администрации и ДК.

// vartumashvili.livejournal.com


В отличие от всех других маршрутов на этом установлены две линии, ходят они одновременно, пока одна ползет наверх, вторая тянется вниз.

// vartumashvili.livejournal.com


Вид, конечно, хорош!

// vartumashvili.livejournal.com


Преодолев более чем стометровый перепад высоты, вагончик остановился.

// vartumashvili.livejournal.com


Верхняя станция - классический сталианс среди деревенских халуп. Помимо десятка дворов, здесь стоят три показательных девятиэтажки, на которые без слез и не взглянешь. Мало того, что треть квартир в них пустует, о чем свидетельствуют вырванные оконные рамы, так еще и ржавые куски жести, оставшиеся от давнишней оббивки (зачем? утепляли?), свисают и гремят на ветру, напоминая гигантскую чешую поверженного дракона.

// vartumashvili.livejournal.com


// vartumashvili.livejournal.com


В двадцати метрах от станции находится смотровая площадка, откуда город как на ладони.

На крышах девятиэтажек можно разглядеть спутниковые антенны и самодельные баки с водой, обмотанные фольгой для нагревания воды или, наоборот, для отражения солнечных лучей. В условиях никудышного водоснабжения - незаменимая вещь.

// vartumashvili.livejournal.com


Место обозначено внушительным крестом - без этого в современной Грузии никуда.

// vartumashvili.livejournal.com


Теленок, пасшийся на территории, напоминал, что провинциальность она везде одинакова.

// vartumashvili.livejournal.com


На противоположной стороне ущелья находится еще одно место, связанное с центральной станцией линией канатной дороги (см. на натянутые троссы) - одна из шахт Чиатурского марганцевого месторождения. В окрестностях немало действующих и законсервированных шахт, но эта находится в городской черте, чуть ли не в самом центре.

// vartumashvili.livejournal.com


Когда я вернулся к станции, здесь стало многолюдно. Бабушки оккупировали скамейки. Пьяные "красавцы" в трениках, приставшие с вопросами о том кто я и откуда, напомнили старую аксиому, что в рабочих окраинах нужно держать ухо востро. Но только когда в вагончик кроме меня зашел лишь один мужичок, стало ясно, что станция для района выполняет роль клуба, возле которого принято встречаться и проводить время.

Мой "машинист". Засмущалась, правда, при виде фотоаппарата.

// vartumashvili.livejournal.com


Мой попутчик. Тоже потупил взор и опустил голову. Жизнь изрядно потрепала нищих жителей этого богатого города.

// vartumashvili.livejournal.com


Оказавшись внизу, я спросил у смотрителя станции, можно ли подняться наверх, в промышленную зону. "Конечно", - ответил тот и сам открыл мне дверь гондолы, приглашая внутрь.

// vartumashvili.livejournal.com


По этой ветке курсирует совсем другой "пепелац" - избитый временем металлический карцер с круглыми иллюминаторами. Никаких тебе сидений, кондукторов. Одним словом, суровый рабочий транспорт, в котором дверь ты закрываешь за собой самостоятельно.

В этом вагончике я разбил свой широкоугольный объектив... Скажу так: Чиатура взяла налог с одинокого путешественника...

// vartumashvili.livejournal.com


Верхняя станция сооружена из какого-то металлолома.

// vartumashvili.livejournal.com


Отсюда вид на город еще более впечатляющий. Уютный центр во всей красе, железнодорожная станция (кстати, в Чиатуру можно попасть еще и поездом из Тбилиси с пересадкой в Кутаиси на электичку), река и горы.

// vartumashvili.livejournal.com


Как и подобает промышленному городу, чтобы скрасить индустриальную депрессию, здания красят в яркие цвета.

// vartumashvili.livejournal.com


Немного в стороне от "платформы" верхней станции находится кольцо железной дороги. Здесь наполненные вагонетки разгружаются и возвращаются назад в шахту, вход в которую, отмеченный светящимся крестом, чернеет в сотне метров. Рабочие молча смотрели на незнакомого пришельца с фотоаппаратом (на меня), на то, как я пролазил под оголенным элетрическим проводом, легко способным убить, от которого запитаны составы с вагонетками. Даже бездомные собаки, прикормленные шахтерами, не обращали на меня никакого внимания. Вседозволенность удивляет больше всего; можно спокойно зайти в шахту (я не ходил, хотя никто не останавливал, но в сети есть фотографии и из шахт) или бродить по рельсам - никому нет дела. Где еще так легко увидишь процесс добычи марганца?

// vartumashvili.livejournal.com


Электровозик и вагонетка.

// vartumashvili.livejournal.com


Груженый марганцевой рубой состав выезжает на поверхность.

// vartumashvili.livejournal.com


Разгружается.

// vartumashvili.livejournal.com


И возвращается назад.

// vartumashvili.livejournal.com


В зияющую пещеру шахты.

// vartumashvili.livejournal.com


С утеса виден и въезд в город со стороны городка Сачхере, этой дорогой я приехал в Чиатуру и покинул ее.

Промышленные объекты вперемежку с жилыми корпусами.

// vartumashvili.livejournal.com


Возвратившись к началу своего маршрута, я завернул за ДК и обнаружил центральную станцию канатки, построенную в начале шестидесятых годов. Более современные вагончики, по типу тех, что катают туристов в парках Боржоми и Кутаиси, ходят отсюда в трех направлениях. Самый длинный маршрут ведет куда-то вдаль, где тонут в зелени крыши частных домов, противоположный ему - короткий - круто взлетает над рекой и центральным проспектом в спальный район. Третий машрут оказался отключенным, кабина так и застыла в нескольких метрах от края платформы.

А какой пассажирский ГАЗик, обратите внимание.

// vartumashvili.livejournal.com


Самая новая модель пассажирской кабины в чиатурском парке.

// vartumashvili.livejournal.com


На станции полных ходом шла починка одной из гондол. Самая неприятная поломка произошла здесь в 2008 году, когда в застрявшей над пропастью кабине люди вынуждены были провести 12 часов, дожидаясь спасательную бригаду из Тбилиси. Случались с кабинами и фатальные поломки с человеческими жертвами. Так в 1990 году в Тбилиси сорвалась кабина, перевозившая людей от площади Руставели на гору Мтацминда.

// vartumashvili.livejournal.com


В прошлом вход в станцию преграждали обычные турникеты - родственники тех, что установлены на станциях тбилисского метро, проезд оплачивался пластиковыми жетонами столичного метрополитена.

Один из пролетов центральной станции.

// vartumashvili.livejournal.com


Платформа с гондолой.

// vartumashvili.livejournal.com


Подвыпивший проводник принял 20 копеек (~ 4,5 рубля) и замкнул двери. Кабина поползла вверх сначала над рекой, а потом и над проспектом, открывая вид на центральный архитектурный ансамбль Чиатуры.

Город канатных дорог - Чиатура August 21st, 2013

Грузинский шахтерский городок Чиатура, окруженный отвесными скалами, находится в 220 км от Тбилиси по железной дороге. Районы Чиатура связаны с центральной частью города пассажирскими воздушно-канатными дорогами, построенными еще в советское время. В начале 20-х годов XX века, после того, как Советский союз присоединил к себе Грузию, советские власти изъявили намерение извлечь марганец из месторождений, находящихся на территории Грузинской ССР.

Так появился Чиатура - новый город, образованный в 1921 году на месте марганцевого месторождения. В 1950-х годах началась работа по созданию канатных дорог, которые до сих пор соединяют каждый уголок города. Фотограф-путешественник Amos Chapple был буквально очарован местными канатными дорогами и местными жителями. Добро пожаловать в невероятно атмосферный город канатных дорог.

Местный житель едет на канатной дороге домой. Вагончики остались еще со времен советской эпохи. (Фото Amos Chapple | Rex Features):

И это выглядит очень атмосферно в наши дни. Как будто действие происходит в фильме. (Фото Amos Chapple | Rex Features):

«Аэровокзалы» тоже остались с тех времен. Вот пассажиры ждут своего вагончика. (Фото Amos Chapple | Rex Features):

Работой канатки управляют бдительные операторы. Они ждут, пока в вагончиках на обеих станциях соберется по 3-4 пассажира, звонят в звонок - и путешествие начинается. (Фото Amos Chapple | Rex Features):

У входа на станцию можно увидеть мозаику с изображениями Ленина и Сталина, сделанную из камней. (Фото Amos Chapple | Rex Features):

Вагончик одной из линий канатной дороги скользит над рекой Квирила. Она сильно загрязнена и бывает почти черной, когда заводы по переработки марганца работают на полную мощь. (Фото Amos Chapple | Rex Features):

Крутящийся шкив. Местные канатки устроены так, что на одном канате находятся только 2 вагончика: когда один едет вниз, он помогает другой тянуть вверх. (Фото Amos Chapple | Rex Features):

Слева - вагончики канатки с выглядывающими из окон пассажирами, справа - кусок отработанного каната. Кстати, метр такого кабеля весит 12 кг.

Интересно, что у кабин нет тормозной системы, и если что-то случается, вагончик покатится по канату вниз. Так и случилось в Тбилиси 1 июня 1990 года: произошла самая тяжёлая в СССР и СНГ катастрофа такого вида транспорта с 20 погибшими и 15 ранеными. (Фото Amos Chapple | Rex Features):

Слева - 1950-е годы, справа - сегодняшние дни. Мало что изменилось. (Фото Photo courtesy Georgian Manganese Holdings):

Вагончик канатки выезжает из центральной станции. (Фото Amos Chapple | Rex Features):

На станции: картина с шахтерами Чиатура из советских времен. (Фото Amos Chapple | Rex Features):

Пассажиры ждут кабину на центральной станции. (Фото Amos Chapple | Rex Features):

Любовь к деталям: слева - телефон внутри вагончика. Формально, эта канатка принадлежит горнодобывающей компании, но ей может пользоваться любой. (Фото Amos Chapple | Rex Features):

Рабочие в шахте по добыче марганца. После развала СССР шахты были заброшены, и работа возобновилась только в последние несколько лет. (Фото Amos Chapple | Rex Features):

Более современные вагончики: слева - 1960 год, справа - настоящее время. В 2008 году 12 пассажиров повисли в кабине над пропастью, но тормозная система сработала (у этих кабин она есть). Оборудования для спасения людей с высоты в городе Чиатура не было, пришлось дожидаться специалистов из Тбилиси. Так, в течение 12 часов пассажиры видели над городом. (Фото Photo courtesy Georgian Manganese Holdings):

Оператор управляет движением кабины. (Фото Amos Chapple | Rex Features):

Вид на эту канатную дорогу со стороны. Внизу видны здания заводов, построенных в советские времена. (Фото Amos Chapple | Rex Features):

Еще один «аэровокзал» и пассажир, ожидающий вагончика. (Фото Amos Chapple | Rex Features):

Как в кино. Канатная дорога на востоке города Чиатура, Грузия. Впереди виден завод по переработке марганца, расположенный рядом с шахтой, которая работает 24 часа в сутки. (Фото Amos Chapple | Rex Features):

Пассажир в задумчивости. А может молится, чтобы доехать без происшествий. Канатная дорога на этом участке непрерывно функционирует с момента своего первого запуска в 1954 году. Если будет финансирование, эти колоритные вагончики заменят современными.

(Фото Amos Chapple | Rex Features):