Школы экономической теории. Хронология становления школ экономической теории


1. Определите, какие виды деятельности Аристотель относил

А - к экономике: Б - к хрематистике:

1. крупная торговля - Б

2. спекуляции - Б

3. земледелие - А

4. мелкая торговля - А

5. ростовщичество - Б

6. ремесло - А

2. Расположите в правильной хронологической последовательности:

1. появление трудовой теории стоимости - 3

2. появление количественной теории денег - 2

3. появление предельного анализа - 4

4. возникновение неоклассической теории - 5

5. возникновение теории и практики антициклического регулирования экономики - 6

6. выделение двух сторон товара - 1

3. Определите, что характерно для методологии экономической мысли в средневековой Западной Европе:

1. оценка экономических явлений с позиций христианской морали - +

2. схоластический метод - +

3. нормативный метод - +

4. институциональный метод

5. статистические методы

4. Расположите экономические течения и школы в порядке их возникновения:

1. неоклассическая школа - 4

2. физиократия - 1

3. марксизм - 2

4. неоклассический синтез - 6

5. кейнсианство - 5

6. маржинализм - 3

5. Определите, что характерно для: А - раннего меркантилизма; Б - позднего меркантилизма

1. политика активного торгового баланса - Б

3. политика активного денежного баланса - А

4. законы об истрачивании - А

5. преобладание экономических (косвенных) методов воздействия на экономику - Б

6. покровительство развитию отечественной промышленности - Б

6. Определите, что из перечисленного относится к меркантилизму:

1. исследование вопроса об экономических кризисах

2. макроэкономический подход - +

3. использование метода логической абстракции

4. преимущественное исследование сферы производства

5. исследование сферы обращения - +

6. микроэкономический подход

7. эмпирический метод исследования - +

7. Расположите в правильной хронологической последовательности:

1. обоснование антикризисного регулирования экономики - 5

2. разработка основных положений экономического либерализма - 2

3. формулирование законов рационального потребления ограниченного количества благ - 4

4. появление идеи специфического развития разных стран - 3

5. разработка основных положений политики протекционизма - 1

8. Установите, что характерно для: А - меркантилизма, Б - классической школы

1. в основном исследуется сфера обращения - А

2. . богатство создается во всех сферах производства - Б

3. активное вмешательство государства в экономику - А

4. богатство - запасы драгоценных металлов - А

5. фритредерство - Б

6. каузальный метод исследования - Б

7. протекционизм - А

8. основная сфера экономики, способствующая увеличению богатства страны - внешняя торговля - А

9. Определите, что из перечисленного относится к классической школе в целом:

1. изучение несовершенной конкуренции

2. универсальность экономических законов - +

3. основное условие рыночного равновесия - равенство сбережений и инвестиций

4. равенство договаривающихся сторон - +

5. высокая подвижность уровня зарплаты - +

6. экономика каждой страны развивается по собственным законам

7. концепция общественно-экономических формаций

8. полная информированность всех участников рынка - +

9. поиски оптимального экономического поведения

10. Расположите в правильной хронологической последовательности:

1. превращение экономики в самостоятельную отрасль исследования - 2

2. появление макроэкономики как раздела экономической науки - 5

3. появление микроэкономики как раздела экономической науки - 4

4. попытка соединения микро- и макроэкономики в одной теории - 6

5. формирование экономической теории как науки - 3

6. первые попытки осмысления хозяйственной деятельности - 1

11. Расположите экономические течения и школы в порядке их возникновения:

1. неолиберализм - 5

2. историческая школа - 3

3. меркантилизм - 1

4. классическая школа - 2

5. неокейнсианство - 6

6. монетаризм - 7

7. институционализм - 4

12. Определите, что в целом характерно для маржинализма:

1. поиски оптимального экономического поведения - +

2. изучение средних величин

3. использование предельного анализа - +

4. обоснование необходимости государственного регулирования экономики

5. микроэкономический подход - +

6. активное использование математических методов - +

7. исследование статики - +

13 . Определите, что характерно для исходных позиций: А - классической школы, Б - неоклассической школы

1. главная движущая сила экономического развития - накопление капитала - А

2. основная проблематика - эффективность экономики - Б

3. изучение предельных величин - Б

4. экономический либерализм - Б

5. установление жесткого контроля над выпуском денежной массы - А

6. затратный принцип определения стоимости - Б

7. активное использование методов точных наук - Б

8. концепция автоматической самонастройки рыночного механизма - А

9. приоритетное значение частной собственности и свободной конкуренции - Б

14. Определите, что в целом характерно для институционального течения экономической мысли:

1. междисциплинарный подход к исследованию экономики - +

2. критика экономического либерализма - +

3. государство не влияет и не должно влиять на экономическое развитие

4. все институты (устойчивые структуры в обществе) влияют на экономическое развитие - +

5. на экономическое развитие оказывают влияние только экономические институты

6. критика теории рационального человека

7. эволюционный подход к исследованию экономики - +

8. необходимость государственного регулирования экономики

15. Определите, что характерно для исходных позиций: А - неоклассики, Б - кейнсианства

1. наибольшее внимание уделяется факторам спроса - Б

2. изучение микроэкономических показателей - А

3. необходимость государственного регулирования экономики - Б

4. автоматическая саморегуляция рынка - А

5. перераспределение доходов в пользу групп с основательно низкими доходами - Б

6. изучение макроэкономических показателей - Б

7. изучается статика - А

8. оправдание и поощрение неравенства в доходах - А

9. признается существование вынужденной безработицы - Б

10. особое отношение к земле как фактору производства - А

11. абсолютная гибкость цен - А

16. Определите, что характерно для антикризисных программ: А - кейнсианства, Б - монетаризма

1. активное регулирование экономики государством - А

2. финансирование частных предприятий из средств государственного бюджета - А

3. борьба с бюджетным дефицитом, уменьшение государственных расходов - Б

4. государство должно только создавать необходимые условия для свободного развития рыночного механизма - Б

5. жесткая долгосрочная денежная политика - Б

6. главная проблема, с которой нужно бороться в экономике - инфляция - Б

7. главная проблема, с которой нужно бороться в экономике - безработица - А

8. широкие государственные расходы, бюджетный дефицит не страшен - А

9. увеличение налогов - А

10. гибкая краткосрочная денежная политика - А

17. Определите, какие из указанных мероприятий государственной экономической политики рекомендовались Дж.М.Кейнсом (А), Л.Эрхардом (Б):

1. защита мелкого бизнеса - Б

2. сильная антимонопольная политика - Б

3. широкие государственные расходы для улучшения экономической конъюнктуры - А

4. перераспределение национального дохода в пользу групп с основательно низкими доходами - Б

5. политика стабильной денежной единицы - Б

6. политика “дешевых денег” - А

18. Установите соответствие:

1. Дж.М.Кейнс - 3. в задачи государства должно входить регулирование товарных рынков

2. М.Фридмен - 2. главная задача государства - установить равновесие денежного рынка; равновесие товарных рынков установится автоматически

3. Ф.Хайек - 1. государство не может и не должно влиять ни на денежный, ни на товарный рынки

19. Определите правильность высказывания (да/нет):

1. Легисты делили общество на «низших» и «высших» - нет

2. С точки зрения П.Прудона и С.Сисмонди, необходимо развивать мелкое производство - да

3. Представители экономической мысли в античных государствах особое внимание уделяли вопросам организации частного хозяйства - да

4. . По мнению Д.Рикардо и К.Маркса, норма прибыли имеет тенденцию к снижению - да

5. По мнению представителей исторической школы Германии, национальные особенности не оказывают воздействие на характер экономической системы - нет

6.. Основоположниками классической школы считаются У.Петти и П.Буагильбер - да

7.. Представители греческой экономической мысли считали, что основной целью производства должно быть получение прибыли - нет

8. Акселератор показывает воздействие инвестиций на рост дохода - да

9. М.Фридмен считал, что государство должно стремиться свести темпы инфляции к контролируемой величине - да

20. Установите соответствие между экономическими направлениями, экономистами и их теориями:

1. концепция «измерения без теории» - 7

1. Ф.Хайек

2. теория праздного класса - 3

2. Э.Хансен

3. теория современного монетаризма - 4

3. Т.Веблен

4. теория социального рыночного- 8 хозяйства

4. М.Фридмен

5. теория спонтанного порядка - 1

5. В.Ойкен

6. инвестиционная теория цикла - 2

6. Дж.М.Кейнс

7. У.Митчелл

8. Л.Эрхард

21. Установите соответствие между основными течениями западной экономической мысли и их идеями:

1. институционализм - 2

1. необходимость государственного регулирования экономики

2. неоклассика - 4,6

2. на экономическое развитие оказывают влияние не только экономические, но и политические, социальные, правовые, культурные, психологические факторы

3. кейнсианство - 3,1,5

3. неспособность рынка к саморегуляции

4. автоматическая саморегуляция рынка

5. важнейший фактор, влияющий на экономическое развитие - фактор спроса

6. экономический либерализм

22. Установите соответствие между экономическими направлениями (школами) и разработанными ими понятиями (теориями):

1. институционализм - 9

1. органическое строение капитала

2. классическая школа - 5

2. мультипликатор инвестиций

3. меркантилизм - 4,8

3. теория предельной производительности

4. маржинализм - 3,6

4. протекционизм

5. кейнсианство - 2

5. «экономический человек»

6. марксизм - 1,7

6. теория предельной полезности

7. трудовая теория стоимости

8. политика активного торгового баланса

9. престижное (показное) потребление

23. Определите правильность высказывания (да/нет):

1. Фома Аквинский впервые в истории экономической мысли начал понимать прибыль как вознаграждение за труд и риск - да

2. Основоположником неоклассической школы считают А.Маршалла - да

3. С точки зрения Дж.С.Милля, законы распределения, как и законы производства, являются объективными и не могут быть изменены - нет

4. По мнению П.Буагильбера, богатство создается во всех сферах производства - нет

5. С точки зрения легистов, одной из важнейших задач государства в экономике является «уравновешивание хозяйства» - да

6. В соответствии с законом рынков Сэя, общие кризисы перепроизводства невозможны - да

7. Дж.М.Кейнс считал, что в условиях массовой безработицы можно не опасаться инфляции - да

8. Впервые в истории экономической мысли вопрос о стоимости товара был поставлен Платоном - да

24. Установите соответствие между экономическими школами, экономистами и их теориями:

1. теория трех факторов производства - 9

1. Т.Мальтус

2. теория национальной экономии - 7

2. Дж.Робинсон

3. теория народонаселения - 1

3. Й.Шумпетер

4. . теория несовершенной конкуренции - 2

4. Дж.Б.Кларк

5. теория эффективной конкуренции - 3

5. Э.Чемберлин

6. теория «невидимой руки» - 6

7. теория предельной производительности - 4

8. модель равновесной цены - 8

8. А.Маршалл

9. теория монополистической конкуренции - 5

25. Установите соответствие между экономическими течениями и разработанными ими понятиями:

1. меркантилизм - 2 1. эффективный спрос

2. классическая школа - 6,5,4 2. активный денежный баланс

3. маржинализм - 8,3 3. промышленное воспитание нации

4. кейнсианство - 1,7 4. закон рынков Сэя

5. фритредерство

6. экономический либерализм

7. основной психологический закон

8. законы Госсена

26. Установите соответствие:

1. теория прибавочной стоимости - 8

1. Н.Д.Кондратьев

2. теория экономики предложения - 5

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Тест, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Первой самостоятельной школой экономической теории, выражавшей интересы торговой буржуазии эпохи первоначального накопления капитала, был МЕРКАНТИЛИЗМ (от итальянского слова mercante – торговец, купец). Исторические рамки – XV - XVII века.

Основные черты меркантилизма:

Богатство отождествлялось с деньгами;

Возможность накопления денежного богатства связывалась с поддержкой государства.

В истории меркантилизма различают 2 этапа :

I. Ранний – до середины XV века. Акцент делался на деньги. Его центральные положения : система денежного баланса; политика накопления денег через запрет их вывоза. Представители – У.Стаффорд (Англия), Г.Скаруффи (Италия).

II. Поздний – вторая половина XV - середина XVII века. Акцент делался на торговлю. Центральные положения : – система торгового баланса; вывоз своих товаров и ограничение ввоза; развитие мануфактур; активный протекционизм; развитие мореплавания и наземных средств перемещения товаров. Представители: Т.Мэн (Англия), А.Монкретьен (Франция), А.Ордин-Нащокин и И.Посошков (Россия).


Второй школой стала ШКОЛА ФИЗИОКРАТОВ . Исторические рамки

– XVII-XVIII века. Основные представители – французские экономисты Ф.Кенэ, А.-А.Тюрго. «Физис» - природа, «кратос» - власть, что означает в целом власть природы. В центре внимания физиократов находилось сельскохозяйственное производство (наиболее развитая отрасль французской экономики того времени), где богатство возникало легко, естественным путём и выглядело как дар природы.

Заслуги школы физиократов:

1. Ф.Кенэ ввёл термин «воспроизводство», предприняв в «Экономических таблицах» первую попытку дать схему воспроизводства общественного капитала.

2. Учение об основном и оборотном капитале.

Следующим шагом в развитии экономической теории стала КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА , выражающая интересы промышленной буржуазии. Она явилась отражением изменений в экономической структуре общества, связанных с внедрением торгового капитала в производство и превращением торговца в промышленника, а также стала результатом более глубокого осмысления экономических процессов. Исторические рамки – XVII-XVIII века. Исходным пунктом классиков является производство: только производственная деятельность в любой сфере экономики создаёт блага общества. Основоположники – У.Петти (Англия), П.Буагильбер

(Франция). Продолжатели - А.Смит и Д.Рикардо (Англия); в их трудах классическая политэкономия получила высшее развитие.

Заслуги классической школы:

Смит разработал трудовую теорию стоимости, согласно которой стоимость товара определяется количеством затраченного на его производство труда.



Производство в любой сфере экономики рассматривалось как источник богатства («труд – отец богатства, земля – его мать»).

Показан объективный характер экономических законов.

Смит разработал учение о хозяйстве как о системе, в которой действуют стихийные законы, «невидимая рука», с помощью которой достигается естественный порядок, эффективное экономическое развитие.

Популярность Смита была велика во всём мире, в том числе и в России. Уже в начале XIX века политэкономия преподаётся в университетах, становясь обязательным элементом образования привилегированных классов. Вспомним Евгения Онегина, представителя высшего общества 20-х годов XIX века, который

«… читал Адама Смита и был глубокий эконом,

то есть умел судить о том,


как государство богатеет, и чем живет, и почему не нужно золота ему,

когда простой продукт имеет».

Оспаривая некоторые положения классиков, в начале XX века появилась ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА . Она отрицала наличие объективных экономических законов. По её мнению, экономическая жизнь страны регулируется не механизмом рынка, а специфическими для каждой нации исторически сложившимися социальными институтами, среди которых решающая роль принадлежит государству. Они предпочитали интерпретировать экономические явления с позиции философии и социологии.

Другим оппонентом классической школы стало экономическое учение К.Маркса, представленное МАРКСИСТСКОЙ ПОЛИТЭКОНОМИЕЙ. К.Маркс и его соратник Ф.Энгельс впервые применили метод материалистической диалектики к анализу социально-экономических явлений. Это позволило им не только дать критику предшествующей политэкономии, отметив всё ценное, но и раскрыть законы движения капитализма с позиции рабочего класса («Капитал», 1867г.). В отличие от других течений марксизм – это учение о революционном преобразовании капиталистического общества, пролетарская политэкономия .

Заслуги марксизма:

Открытие двойственного характера труда, воплощенного в товаре;

Учение о прибавочной стоимости;

Обоснование исторически преходящего характера рыночных отношений, их несовместимости с представлениями людей о социальной справедливости;

Периодизация истории человечества как процесса смены способов производства;

Доказан исторически преходящий характер капитализма как общественно-экономической формации.

Дальнейшее развитие пролетарской политэкономии связано с именем В.И.Ленина и его работами, посвященными переходу капитализма свободной конкуренции на монополистическую стадию.

Заслуги ленинизма:

1. Теория империализма как продолжение и развитие учения К.Маркса.

2. Открытие закона неравномерности экономического и политического развития капитализма в эпоху империализма.

3. Теория социалистической революции.


4. Разработана программа строительства основ социалистической экономики: вся власть – народу, Советам рабочих и крестьянских депутатов; земля – крестьянству; единое, централизованное управление хозяйством.

В конце XIX – начале XX века разработка общих принципов политэкономии заменяется исследованием различных проблем экономической практики; качественный анализ вытесняется количественным. Название экономической теории «политическая экономия» меняется на «экономика» (economics).

В современной западной экономической теории выделяют три школы:

1. НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА , возникшая на базе классической школы в последней трети XIX в. и господствовавшая до 30-х годов XX века.

Основные положения:

Исследование экономических проблем связано с микроанализом;

Ориентация на свободное предпринимательство и рыночный механизм;

Ограничение государственного вмешательства;

В центре внимания индивид, свобода выбора индивида, решение преимущественно практических вопросов.

Представители: Л.Вальрас, А.Маршалл1, Дж.Кларк, В.Паретто, А.Пигу.

Основные направления:

А) Маржинализм (А.Маршалл) – это теория предельной полезности

(маржа – предел), впервые в экономической теории применен математический аппарат.

Б) Монетаризм (М.Фридмен, Ф.Хайек) считает, что главным движущим фактором в экономике являются деньги.

В) Экономика предложения (А.Даффер, М.Эванс) – ориентация на предложение факторов производства.

Г) Теория рациональных ожиданий (Лукас).

2. КЕЙНСИАНСКАЯ ШКОЛА , возникновение которой связано с именем Дж.М.Кейнса, обосновавшего необходимость активного вмешательства государства в экономику («Общая теория занятости, процента и денег», 1936 г.).

Заслуги кейнсианства:

1. Повернули экономическую теорию к макроэкономике.

2. Отказались от рассмотрения рынка как идеального саморегулирующего механизма, ибо он не может обеспечить эффективный спрос.

3. Впервые указали на важную роль государства, которое посредством кредитно-денежной и бюджетной политики обеспечивает эффективное функционирование рыночной системы.

1 Альфред Маршал (1842-1924 гг.) – английский экономист, профессор политэкономии Кембриджского университета, основатель Кембриджской школы в экономической теории. Идеи Маршалла определяли развитие экономической науки вплоть до 40-х годов XX века.


3. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ , выросший из исторической школы. Наиболее известный представитель этого течения – американский экономист Джон Гэлбрейт. Он показал, что государство, корпорации и профсоюзы являются важнейшими институтами смешанной рыночной экономики

(«Новое индустриальное общество», 1969 г., «Экономические теории и цели общества», 1976 г.). Ещё одним представителем институционализма является Р.Коуз («Новая институциональная экономика»), сторонник теории экономических организаций и теории прав собственности.

Таким образом, история экономической науки насчитывает множество школ и направлений, опирающихся на разные концепции. В современной науке всё более явственно просматриваются тенденции синтеза различных школ , осознание того, что выводы каждой из них обладают определенной ценностью и что полная, разнообразная и внутренне противоречивая картина социально-экономических отношений может быть получена лишь сложением их усилий.

II. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

И ЕГО СТРУКТУРА

Проблема предмета исследования экономической теории является одной из спорных в экономической науке. Дискуссии по этому вопросу продолжаются до сих пор. Это связано с тем, что экономическая теория постоянно развивается, зарождаются различные школы, течения, которые по- разному определяют смысл экономики, движущие её силы и приоритеты.

Экономическая наука возникла в результате поиска ответов на вопрос: от чего зависит благосостояние нации. Меркантилисты считали предметом экономической теории деятельность, связанную с торговлей и притоком денег в страну. Физиократы основной источник богатства видели в наличии природных ресурсов и сельскохозяйственном производстве. Представители классической школы предметом считали науку о богатстве, созданном человеческим трудом. В XVIII-XIX веках предмет своего исследования экономисты стали видеть в объяснении того, как в мире ограниченных ресурсов решаются вопросы: что, как и для кого производить. С этого времени описание механизма функционирования рынка практически полностью охватило область научных интересов экономистов. Кейнсианцы

дополнили стройную теорию рыночного хозяйства анализом экономической роли государства. Предметом исследования экономистов-марксистов

являются экономические отношения, возникающие между людьми по поводу производства, распределения, обмена, потребления на различных этапах развития общества. Основным лейтмотивом исследований является тезис о революционной смене способов производства.


Современные школы экономической теории в основном сошлись на понимании предмета экономической теории, заключающегося в изучении поведения людей и их групп в процессе производства, обмена и потребления материальных благ и услуг в целях удовлетворения своих неограниченных потребностей посредством ограниченных ресурсов. Далее экономическая теория превратилась в экономикс, учебную дисциплину, объединяющую экономические науки, законы бизнеса, механизмы их реализации, методы хозяйствования и экономическую политику. Экономикс – наука более прикладная и менее абстрактная по сравнению с марксистской.

Предмет экономикс представляет собой проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов с целью достижения максимального удовлетворения безграничных потребностей человека.

Логика такого подхода состоит в том, что в основе функционирования и развития экономики лежат два фундаментальных факта общественной жизни: 1) материальные потребности людей безграничны и неутолимы, 2) экономические ресурсы, необходимые для производства благ, ограничены или редки. Поэтому каждое общество должно решить три проблемы: ЧТО производить? КАК производить? ДЛЯ КОГО производить?

Микроэкономика и макроэкономика.

Экономическая теория изучает экономику на двух уровнях анализа: микро и макро. В процессе микроэкономического анализа исследуются конкретные экономические единицы: отдельная отрасль, конкретная фирма, экономические показатели их деятельности, домохозяйство. Под домохозяйствами принято понимать группы людей, которые совместно используют свое имущество, свой доход; совместно принимают решения. Домохозяйства продают факторы производства и покупают конечные товары и услуги. Микроэкономический анализ необходим для того, чтобы рассмотреть специфические компоненты экономической системы. В центре его внимания цены, объемы производства и потребления конкретных благ, состояние конкретных рынков, распределение ресурсов между альтернативными целями, исследование интересов потребителей и фирм, анализ факторов, определяющих их поведение (в частности, полезность благ и услуг, платежеспособность).

Макроэкономический анализ используется для исследования национальной экономики в целом и её основных составляющих (например, государственный сектор, малое предпринимательство), мировой экономики и


межгосударственных отношений. Макроэкономика исследует национальное хозяйство (или мировое хозяйство) как единую систему. Поэтому её предметом выступают отрасли и сферы экономики, хозяйственные связи между ними, развитие национального хозяйства. Предметом макроэкономики являются также такие явления и процессы, как: циклы экономического развития и государственный бюджет, занятость и безработица, валютный курс и платежный баланс. Макроэкономический анализ оперирует такими показателями, как: валовой объем продукции

(национальный продукт), валовой объем дохода (национальный доход), общий уровень цен, темпы экономического роста, совокупные потребительские расходы и сбережения, динамика инвестиций и т.д.

Поскольку современная экономическая теория рассматривает национальное хозяйство в двух плоскостях (микро- и макро-), можно выделить и два «вторичных» предмета: 1- функционирование фирм и домохозяйств; 2 - национальное хозяйство в целом.

Использование микро- и макроэкономического анализа не означает резкого деления экономической теории на отдельные разделы, когда одни темы относятся к микроэкономике, другие - к макроэкономике. В последние годы в важных областях анализа происходит слияние микро- и макроэкономики. Например, современная безработица является проблемой не только макроэкономического анализа. Для определения ее уровня важное значение имеет анализ функционирования конкретного товарного рынка и рынка рабочей силы.

Между макро- и микроэкономическими процессами существует взаимосвязь. Макроэкономические процессы в значительной мере инициируются решениями отдельных экономических агентов, а эти решения в свою очередь принимаются в определенной макроэкономической среде и существенно зависят от нее.

Микроэкономику часто называют также теорией цены, хотя она исследует лишь относительные цены, то есть соотношения цен отдельных товаров, оставляя проблему абсолютного уровня цен макроэкономическому анализу, который иногда называют также теорией национального дохода и занятости.

Можно сказать, что макроэкономика изучает факторы, определяющие размеры «общественного пирога», тогда как микроэкономику интересует его состав и распределение. Оба раздела экономической теории одинаково важны для экономического образования. «Вы образованы менее чем наполовину, если знаете лишь один раздел, но не имеете представления о другом разделе теории», - заметил Пол Самуэльсон (один из виднейших американских экономистов, лауреат Нобелевской премии 1970 г.).


III. МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИВ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ И ХОЗЯЙСТВЕННОЙ

ПРАКТИКЕ

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет и метод курса «История экономических учений».

2. Функции, структура и периодизация истории экономической мысли.

Контрольные вопросы:

1. Что является предметом изучения истории экономических учений?

2. На какие методы экономического анализа опирается история экономических учений как научная дисциплина?

3. Какова логика, структуризации разделов, этапов, теоретических направлений и школ курса «История экономических учений».

4. Какое объяснение можно дать тому факту, что экономическая теория, начавшись с греческих философов, дальнейшее развитие получила только в конце средневековой эпохи?

Практические задания

Задание 1. Развитие экономической теории идет путем взаимодействия двух процессов, с одной стороны, путем анализа новых фактов экономической жизни, а с другой стороны – путем критического осмысления того, что дали предшествен­ники. По мере развития объекта исследования (т.е. экономики), совершен­ствования методов усиливается процесс дифференциации экономической науки, возникают новые экономические направления и школы, нередко дающие различное истолкование одних и тех же экономических процессов.

Заполнить недостающие элементы в развитии экономической теории на рисунке 1.

Рисунок 1 – Развитие экономической теории

Тестовые задания:

1. Хронологический порядок возникновения экономических школ:

а) меркантилизм;

б) институционализм;

в) историческая школа;

г) австрийская школа;

д) школа физиократов.

2. На экономической теории как на междисциплинарной науке настаивают:

а) неоклассики;

б) неокейсианцы;

в) представители исторической школы;

г) институцианалисты;

д) монетаристы.

3. Историческая последовательность экономических школ:

а) меркантилизм;

б) маржинализм;

в) классическая школа;

г) физиократы;

д) институционализм.

4. Хронологическая последовательность экономических школ:



а) классическая школа;

б) кейнсианство;

в) «молодая» историческая школа;

г) институционализм;

д) «старая» историческая школа;

е) неолиберализм.

5. Богатство в соответствии с эволюцией экономической мысли выражалось в хронологическом порядке

а) в возрастании производимых материальных благ;

б) в накоплении драгоценных металлов;

в) в наращивании материальных и духовных благ;

г) в положительном сальдо внешнеторгового баланса;

д) в уровне развития с/х производства;

е) в полном и всестороннем развитии производительных сил.


ТЕМА 2. МЕРКАНТИЛИЗМ КАК ПЕРВАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПЕРИОДА ЗАРОЖДЕНИЯ РЫНОЧНЫХ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет и метод изучения меркантилистов.

2. Этапы развития меркантилизма.

3. Историческое значение меркантилизма.

4. Особенности развития меркантилизма в России.

Контрольные вопросы:

1. Какие этапы в своем развитии проходит меркантилизм, и чем они отличаются друг от друга? Причины перехода от денежного баланса к торговому. Что понимается под протекционизмом и имеет ли он место в современных условиях?

2. Почему объектом исследования меркантилистов была сфера обращения? Что понимается под металлической и номиналистической теорией денег? В чем видели меркантилисты источник прибыли и богатства? Почему?

3. Выделить различия между ранним и поздним меркантилизмом, охарактеризовать вклад меркантилистов в обоснование методов государственной экономической политики.

4. Раскройте суть концепции национального богатства и путей его приумножения в воззрениях ранних и поздних меркантилистов.

5. В каких странах наиболее последовательно проводилась политика раннего и зрелого меркантилизма?

6. Отразить причины перехода от денежного баланса к торговому.

7. Что понимается под протекционизмом и имеет ли он место в современных условиях?

8. Почему объектом исследования меркантилистов была сфера обращения? Какая роль отводилась промышленности?

9. В чем видели меркантилисты источник прибыли и богатства и почему?

10. Выделить недостатки экономических взглядов меркантилистов.

11. Каково значение теории и практики меркантилизма? Отошла ли политика стимулирования внутреннего рынка, ограничения конкуренции со стороны более дешевой импортной продукции в прошлое? Для какой группы стран особенно характерно проведение этой политики?

12. Изложить исторические особенности меркантилизма в Англии и во Франции.

13. Объясните причины более позднего развития меркантилизма в России по сравнению с Западной Европой.

14. В книге какого российского экономиста-теоретика обосновывалась необходимость проведения протекционизма в России?

Практические задания:

Задание 2. В развитии меркантилизма выделяются два этапа:

– ранний (XV-XVI вв.), называемый монетарной системой, теорией денежного баланса:

– развитой (поздний, зрелый) (XVII – XVIII вв.), называемый мануфактурной системой, теорией торгового баланса.

Охарактеризовать различия между ранним и развитым меркантилизмом, результаты анализа представить в таблице 2.

Таблица 1 – Характеристика различий между ранним и развитым

меркантилизмом


Продолжение таблицы 1.

Тестовые задания:

1. Согласно положениям меркантилистов источником денежного богатства является:

а) заграничные инвестиции;

б) внешняя торговля;

в) положительное сальдо торгового баланса;

г) превышение экспорта импортом.

2. Меркантилисты исследовали отношения в сфере:

а) торговли;

б) производства;

в) промышленности;

г) транспорта;

д) обращения.

3. Политику протекционизма, базирующуюся на поощрении вв.оза сырья и экспорта готовой продукции, отстаивали:

б) Ф. Кенэ;

в) Д. Рикардо.

4. Представители меркантилизма производительным трудом признавали труд:

б) в сельском хозяйстве;

в) в промышленности;

г) в торговле;

5. Основополагающим методом исследования у меркантилистов был:

а) функциональный;

б) причинно-следственный;

в) эмпирический;

г) эвристический.

6. Политику протекционизма, базирующуюся на поощрении вв.оза сырья и экспорта готовой продукции, отстаивали:

б) Ф. Кенэ;

в) А.Л. Ордын-Нащокин;

г) А. Монтекретьен;

д) У. Петти;

е) Д. Рикардо.

7. Представители меркантилизма производительным трудом признавали труд:

а) при добыче драгоценных металлов;

б) в сельском хозяйстве;

в) в промышленности;

г) в торговле;

д) в материальном производстве.

8. Ранние меркантилисты:

а) Фома Аквинский;

б) У. Стаффорд;

в) А. Монкретьен;

г) Ф. Кенэ;

д) Г. Скаруффи.

9. Представителями позднего меркантилизма являются:

а) Аквинский Фома и Блаженный Августин;

б) Мен Т. и Монкретьен А.;

в) Кенэ Ф.и Тюрго Ж.;

г) Петти У. и Буагильбер П.;

д) Локк Дж. и Ло Дж.

10. Богатство отождествлялось с деньгами в трудах:

а) У. Петти;

б) Т. Мена;

в) П. Буагильбера;

г) А. Монкретьена;

д) Ф. Кенэ.

11. Основоположниками количественной теории денег являются:

б) Р. Кантильон;

в) Ж. Тюрго;

д) А. Монкретьен.

12. Основополагающим методом исследования у меркантилистов был:

а) эмпирический;

б) причинно-следственный;

в) функциональный;

г) эвристический.


ТЕМА 3. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ.

ТЕМА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: ПРЕДМЕТ,

МЕТОД, ФУНКЦИИ

История становления экономической

Теории как науки.

Основные экономические школы (теории)

Возникновение знаний о хозяйственных (экономических) процессах относится к глубокой древности и, по существу, связано с появлением производственной деятельности людей. В первобытных общинах такие знания являлись результатом коллективного опыта, который в течение тысячелетий накапливался и передавался от поколения к поколению.

Появление древних цивилизаций (восточное рабство в Египте, Месопотамии, Древней Индии и Китае; классическое рабство в Древней Греции и Риме) и возникновение письменности привели к тому, что воззрения людей по экономическим проблемам стали находить отражение в виде отдельных элементов законодательства (в первую очередь налогового), в различных хозяйственных документах (наставлениях), религиозных и художественных сочинениях.

Однако оформление экономических знаний в виде особой науки началось в период разложения феодализма и зарождения капитализма. В первых экономических работах того времени ученые пытались установить, где, кто и как создает общественное богатство, какова его всеобщая форма, как оно распределяется и используется разными социальными группами общества. Позже предметом пристального внимания исследователей стали проблемы оценки результатов производства, оснований обмена, достижения равновесного состояния производства, роли государства и рынка в развитии производства и многие другие. По мере возникновения в обществе тех или иных экономических проблем, требующих своего разрешения, в истории развития экономической науки XVII–XX вв. можно выделить несколько школ (течений или теорий), оказавших существенное влияние на развитие экономической жизни людей.

Исходным научным направлением в сфере экономики стал меркантилизм (от итал. – торговец). Его основная идея связана с определением источника богатства людей в сфере торговли. Абсолютной формой богатства меркантилисты считали деньги в виде благородных металлов, для накопления которых следовало развивать в первую очередь внешнюю торговлю, добычу золота и серебра. У истоков меркантилизма стояли Томас Ман (1551–1641) и Антуан де Монкретьен (1575–1621). Сочинение А. Монкретьена «Трактат политической экономии», опубликованное в 1615г., дало и первое название экономической науке – «политическая экономия», под которым она развивалась с начала XVII и до конца XIX вв. Хотя основные идеи меркантилизма были сформулированы почти 400 лет назад, но экономисты и политики возвращаются к ним всякий раз, когда речь идет о внешнеторговом балансе государства, о мерах протекционизма, которые нередко принимают правительства для защиты свих интересов от зарубежных конкурентов.


Дальнейший теоретический анализ производства привел к появлению школы физиократов (от греч. – власть природы). Учение физиократов – это анализ производства товаров, но ограниченный только сферой сельского хозяйства. Именно в производстве сельскохозяйственной продукции и видели физиократы источник богатства нации. Причину, по которой исследовалось производство лишь в части аграрного сектора экономики, легко понять, если учесть, что это научное направление возникло во Франции, где промышленность была слабо развита. Основоположником школы считается Франсуа Кенэ (1694–1774), а ее выдающимся представителем Анн Робер Жак Тюрго (1727–1781). Современная экономика обязана физиократам постановкой вопросов пропорциональности, сбалансированности, равновесности товарных и денежных потоков в национальной экономике, идущих от экономической таблицы, разработанной Ф. Кенэ в 1758 г. А закон убывающего плодородия почвы, открытый А.Тюрго, является предметом дискуссий экономистов последние 150 лет.

Бурное развитие экономики в Европе в XVII–XVIII вв., которое все отчетливее демонстрировало признаки товарного производства, основанного на наемном труде, привело к возникновению классической школы политической экономии , основателями которой стали Адам Смит (1729–1790) и Давид Рикардо (1772–1823). Классическая школа преодолела ограниченность подходов физиократов к анализу экономики и установила, что сферой создания общественного богатства является материальное производство; она заложила основы трудовой теории стоимости и определила роль рынка в развитии общества; ей принадлежит первенство постановки вопроса об экономических интересах людей в производстве и их воплощении в конкретных формах доходов, а также открытие принципа саморегулирования рынка через свободное ценообразование (принцип «невидимой руки» А.Смита). Главное сочинение А.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» опубликовано в 1776 г. Как и более 200 лет назад проблемы, исследованные А.Смитом, остаются актуальными для многих стран мира и в первую очередь для тех, которые переходят к рыночной экономике.

Идеи основоположников классической школы политической экономии охватили весь спектр экономических отношений, существовавших к началу XIX в., однако степень проработки многих вопросов не была и не могла быть исчерпывающей. Ряд положений трудовой теории стоимости носил противоречивый характер, что в последующем привело к возникновению в рамках классической школы разных течений.

Одним из таких течений стала теория факторов производства , основателем которой был Жан Батист Сэй (1767–1832). Стержнем данной теории стало положение, согласно которому создателем богатства (и стоимости) является не только труд, но и капитал, и земля, и предприимчивость; все эти факторы производства ограничены и требуют рационального использования. Элементы теории факторов производства широко использует современная экономическая теория.

Основателем другого направления стал Карл Маркс (1818–1883)и его соратник Фридрих Энгельс (1820–1895), которые создали политическую экономию труда. Основные идеи марксизма сформулированы в «Капитале» К.Маркса, первый том которого был опубликован в 1867 г. В рамках этих идей К.Маркс разработал учение о смене общественных формаций, о двойственной природе труда, создающего товар; углубил трудовую теорию стоимости А.Смита и Д. Рикардо, создал единую теорию товара и прибавочной стоимости, сформулировал ряд экономических законов. Марксизм утвердил в науке классовый подход: интересы пролетариата противоположны интересам буржуазии, а господствующее положение должна занять диктатура пролетариата. Он обогатил науку социальным анализом экономических отношений. Экономические воззрения К.Маркса оказали существенное влияние на весь дальнейший процесс развития экономической теории, а политические выводы во многом оказались искаженными и не нашли подтверждения на практике.

Во второй половине XIX в. в экономической науке произошла так называемая «маржинальная революция», связанная с появлением австрийской школы «предельной полезности». Маржинализм – это экономическая теория, рассматривающая хозяйство как систему взаимосвязанных экономических субъектов; она объясняет распределение ограниченных ресурсов и приемы рационального хозяйствования на основе предельных величин (отсюда и название школы: маржинализм по-английски – дополнительный, предельный). Эта школа выразила противоположный марксизму взгляд на наследие классической школы; ей присуще стремление исследовать рыночное хозяйство с нейтральных социальных позиций, делая упор не на социально–экономические причины и последствия хозяйственной деятельности, а на их функциональные зависимости. Если К.Маркс использовал трудовую теорию стоимости А.Смита и Д. Рикардо для обоснования теории прибавочной стоимости (теории эксплуатации), то маржинализм разработал свою теорию – предельной полезности, социальное содержание которой сведено к минимуму. Основными разработчиками теории предельной полезности были австрийские ученые Карл Менгер (1840–1921), Фридрих фон Визер (1851–1926), Евгений фон Бём–Баверк (1851–1914). Маржинализм, исследуя функциональные зависимости, обогатил экономическую теорию широким применением математического аппарата – Уильям Стэнли Джевонс (1835–1882), Леон Мари Вальрас(1834–1910).

Отказ маржиналистов от анализа процесса производства с классовых позиций поставил перед учеными проблему поиска сбалансированного подхода к анализу экономики (производства, распределения и обмена) на немарксистской основе. В процессе таких поисков была создана неоклассическая теория , основателем которой стал английский экономист Альфред Маршалл (1842–1924). Неоклассическая школа обеспечила увязку маржинализма с анализом товарного производства на основе теории издержек Д. Рикардо (отсюда понятно возникновение названия данной школы). Используя механизм спроса–предложения и рыночное ценообразование, А.Маршалл на основе их взаимодействия сумел соединить в едином анализе и производство, и обмен без противопоставления их друг другу. В результате был разработан теоретический механизм функционирования конкурентного рынка, который и сегодня является важнейшим составным элементом экономической теории. С именем А.Маршалла связывают и изменение названия экономической науки в конце XIX в. с «политической экономии» на «экономикс», хотя «экономикс» – это не только теория, а и ее соединение с практикой.

Появление и усиление господства монополий в начале ХХ в., усиление роли государства в экономике поставило перед экономической наукой ряд новых проблем, в ходе разрешения которых возникли школы институциональной экономики и кейнсианства.

Институционализм – научная школа, возникшая в начале ХХ в. и рассматривающая экономические процессы не только с позиций рыночного механизма, но и различных социальных институтов, к которым относятся корпорации, профсоюзы, государство, а также национальные особенности, традиции, правовые нормы и т.п. Институционализм – это в определенном смысле альтернатива неоклассическому направлению развития экономической мысли. Если неоклассики исходят из тезиса о совершенстве рыночного механизма для регулирования экономики, то институционалисты считают движущей силой экономики не только материальные факторы, но и духовные – правовые, моральные, социальные факторы, рассматривая их в историческом развитии. Основателями данной школы были Торстен Веблен (1857–1929) и Уэсли Митчел (1874–1948).Заслугой институционализма является возвращение экономической теории к критическому анализу социальной жизни общества, которое до того было монополизировано марксизмом.

В 30-е годы ХХ в. на основе идей английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883–1946) сформировалась теория государственного регулирования экономики (кейнсианство). Учитывая опыт Великой экономической депрессии 1929–1933 гг., Кейнс разработал теорию регулирования рынка посредством государственного вмешательства в экономику. Используя учение Кейнса, экономика развитых капиталистических стран успешно развивалась до начала 80–х годов ХХ в.

Экономическая теория – это динамично развивающаяся наука. В последние десятилетия ряд существующих направлений получили существенное развитие либо в виде комбинации уже известных по отдельности идей, либо как ответвление прежних экономических школ, либо как их новейшая интерпретация. Среди новейших направлений можно выделить: теорию постиндустриального общества и конвергенции – Джон Кеннет Гэлбрейт (1909–1993); монетаризм – Милтон Фридмен (р. 1912); экономический либерализм – Фридрих Август фон Хайек (1899–1984); теорию социального рыночного хозяйства – Людвиг Эрхард (1897–1977); модель «затраты–выпуск» – Василий Васильевич Леонтьев (1906–1999); теорию рациональных ожиданий – Роберт Лукас (р. 1937); теорию неоклассического синтеза – Джон Ричард Хикс (1904–1989) и Поль Самуэльсон (р.1915 г.).

Из краткого исторического обзора процесса становления и развития экономической науки вполне понятно, что объектом ее изучения является производство. Но производство является объектом изучения многих дисциплин: экономических, технических, социальных и др. Чтобы в этом объекте выделить предмет той или иной науки, необходимо рассмотреть структуру производства и определить таким образом предмет экономической теории.