Розыск должника и его имущества судебными приставами в исполнительном производстве

Розыск должника и его имущества судебными приставами в исполнительном производстве

  • Розыск должника и его имущества в исполнительном производстве
  • Нормы законодательства в процедуре поиска должника
  • В каких случаях объявляется розыск должника?
  • Мероприятия, предшествующие розыску должника
  • Кто объявляет в розыск должника?
  • Выдача постановления на розыск должника
  • Особенности процедуры розыска должника
  • Какие права имеет судебный пристав по розыску?
  • Какие действия судебного пристава при обнаружении должника?

Розыск должника и его имущества в исполнительном производстве

Нередки случаи, когда должник, который прекратил выплачивать свои обязательства по кредиту или займу решил податься в бега, и во избежание материальных потерь надежно спрятал свое имущество при помощи различных способов. Как осуществляется розыск должника и его имущества в исполнительном производстве?

Нормы законодательства в процедуре поиска должника

Нормы Федерального закона №229 об исполнительном производстве, а именно статья 65, гласит: если отсутствует информация о местонахождении лица, являющегося должником или его имущества, у судебного пристава, выполняющего исполнительное производство, есть право объявить розыск этого лица и его имущества.

Объявление розыска осуществляется по последнему известному месту жительства или пребывания должника или имущества или по месту проживания взыскателя. Эта процедура - основание для начала таких действий по всей территории РФ и в порядке, установленном в соответствии с международными договорами РФ, касающимися розыска таких лиц и их имущества на территориях, принадлежащим иностранным государствам.

В каких случаях объявляется розыск должника?

Объявление в розыск лица, являющегося должником, в исполнительном производстве применяется в определенных законом случаях, если отсутствуют данные о его месте нахождения по исполнительным документам, которые имеют требования:

  • по взысканию алиментов;
  • по возмещению причиненного вреда здоровью или в случае смерти кормильца;
  • отобрания ребенка;
  • финансового характера (задолженности кредиторам).

Мероприятия, предшествующие розыску должника

Прежде чем объявить лица, являющегося должником в розыск в исполнительном производстве, судебному приставу необходимо провести ряд мероприятий по обнаружению этого лица или его имущества.

Пристав может самостоятельно выполнить следующие действия:

  • совершить поиск через адресное бюро ГУВД соответствующего субъекта РФ или через военкомат, и получить информацию из этих источников о месте последней регистрации лица, являющегося должником, о снятии его с учета и предположительном месте его выбывания;
  • сделать запрос в адресное бюро ГУВД по месту предположительного убытия должника;
  • сделать запрос о предоставлении информации в пенсионный фонд субъекта;
  • произвести опрос соседей, родственников о местонахождении его, и имущества;
  • произвести проверку собранной информации, и если обнаружена собственность лица, являющегося должником, в виде нескольких жилых домов, квартир, садового участка, которые не указаны в исполнительном документе. Можно продолжить поиск других жилых помещений, пребывающих в собственности этого лица;
  • сделать запрос во все регистрационные органы по вопросу наличия во владении должника имущества (БТИ, ГИБДД, земельный комитет и др.);
  • сделать запрос в отделение Сберегательного банка РФ по месту его жительства или последней регистрации др.

Только если вышеперечисленные меры не принесут никаких результатов, можно инициировать объявление розыска.

Кто объявляет в розыск должника?

Объявить в розыск лица, являющегося должником, должен судебный пристав исполнительной службы по личной инициативе или в соответствии с поданным заявлением взыскателя.

Для того чтобы были объявлены розыскные мероприятия, в соответствии с законом об исполнительном производстве, нужно иметь исполнительные документы, в которых установлены требования:

  • розыск в соответствии с исполнительным документом, имеющим неимущественный характер в том случае, если выполнение требований исполнительного листа не представляется возможным без присутствия должника;
  • розыск по исполнительному документу, в котором установлены неимущественные требования, если исполнение невозможно без должника, при этом сумма требований в отношении лица, являющегося должником выше 10 тысяч рублей;
  • розыск имущества по исполнительному листу (документам) с имущественным характером при требовании суммы по нему выше 10 тысяч рублей.

Выдача постановления на розыск должника

Постановление на розыск должника или его имущества должен выносить судебный пристав-исполнитель на протяжении трех дней со дня поступления по нему заявления взыскателя, в котором он просит объявить розыск лица, являющегося должником. Кроме того, объявить об этом можно со дня, с которого возникли основания для такого объявления.

Постановление обязательно должно содержать данные о:

  1. дате и месте рождения лица, являющегося должником;
  2. его регистрационных данных и последнем месте проживания и работы;
  3. расчеты по задолженности (алименты или другие взыскания);
  4. дате и месте рождения взыскателя;
  5. месте прописки взыскателя.

Вынесение постановления регламентировано ч.6 ст.33 Федерального закона. В постановлении должны быть указаны исполнительные действия, которые применяются для розыска. Здесь же могут излагаться принудительные меры исполнения судебным приставом, который наделен функциями розыска по отношению к должнику, его имуществу при их обнаружения во время проведения всех розыскных мероприятий.

Постановление по розыску должника и его имущества в исполнительном производстве должно быть утверждено старшим судебным приставом-исполнителем. После утверждения этот документ должен быть принят к немедленному исполнению.

Для сторон в исполнительном производстве подготавливаются и выдаются копии судебного постановления об объявлении розыска, а также об отказе от него. Если отсутствуют сведения о месте нахождения лица, являющегося должником, копия этого постановления должна быть направлена по адресу, указанному в судебных документах и которая значится как его последнее место жительства.

Исполнительное производство

Особенности процедуры розыска должника

Закон об исполнительном производстве предусматривает определенные случаи, когда мероприятия по розыску осуществляются органами внутренних дел. Они перечислены в части 1 статьи 65 ФЗ.

Все расходы по поиску лица, являющегося должником, его имущества принадлежат к расходам, предусмотренным на совершение действий по исполнительному производству, и оплачиваются должником. Их расчет осуществляется на основании заявления органа ВД, который проводил розыскные мероприятия. Если проводился розыск должника-юридического лица - на основании расчетов, которые проводит ФССП.

П. 2 ч. 2 ст. 40 ФЗ об исполнительном производстве устанавливает, что во время розыскных мероприятий, совершаемых в отношении должника, исполнительное производство может приостанавливаться. Об этом может ходатайствовать перед судебным приставом-исполнителем взыскатель.

Какие права имеет судебный пристав по розыску?

Судебный пристав-исполнитель во время розыска может:

  • делать запросы в банки данных различной информации по должнику (оперативной, справочной, розыскной);
  • заниматься обработкой персональных данных (в т.ч. о лицах и их имущественном состоянии);
  • по поданному взыскателем заявлению пользоваться сведениями, которые предоставлены при проведении частной сыскной работы.

Какие действия судебного пристава при обнаружении должника?

Если должник (его имущество) обнаружен на территории, на которой у пристава отсутствуют полномочия, в работу включается главный судебный пристав субъекта РФ, на территории обнаружения должника (его имущества). Он инициирует направление сообщения любыми доступными и законными способами территориальному органу ФССП по месту объявления розыска для обеспечения сбережения найденного имущества.

Исполнительные действия в исполнительном производстве при установлении места нахождения гражданина, являющегося должником, продолжают совершаться. Принудительное исполнение осуществляется по месту, где он обнаружен.

Если есть необходимость совершения исполнения в присутствии должника, его могут принудительно препроводить в расположенное в непосредственной близости подразделение ФСПП.

В обязанности судебного пристава-исполнителя, который осуществляет розыскную работу, входит принудительное исполнение мер со следующего дня после завершения исполнительных действий. Он должен направить лицу, объявившему розыск, вынесенные постановления по результатам совершенных розыскных и исполнительных мер.

Закон «Об исполнительном производстве» не содержит ограничений по розыску имущества должника в зависимости от категории спора. Судебный пристав-исполнитель обязан вынести постановление о розыске имущества должника независимо от характера требований, содержащихся в исполнительном документе, если об этом ходатайствует взыскатель (постановление Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 11498/11).

Суть дела

Решением арбитражного суда с предпринимателя в пользу общества взыскана компенсация за нарушение авторских прав. Суд выдал обществу исполнительный лист на принудительное исполнение этого решения. Взыскатель обратился к приставам с заявлением о возбуждении исполнительного производства. В заявлении общество ходатайствовало применить меры принудительного исполнения и информировать о совершении исполнительных действий. Судебный пристав возбудил исполнительное производство. Были сделаны запросы в ИФНС, ГУВД, БТИ, УФРС, УПФ. От всех инстанций пришли уведомления, что имущества, зарегистрированного на каком-либо праве, у должника нет. По информации, предоставленной коммерческими банками, счетов у предпринимателя тоже не оказалось.

Пристав выехал по месту регистрации должника и наложил арест на обнаруженное имущество, после чего оно было передано на реализацию. Однако вырученных денег не хватало, чтобы покрыть даже половину суммы взыскания по исполнительному листу. Ситуацию осложняло и то обстоятельство, что предприниматель задолжал налоговой инспекции и Пенсионному фонду. Пристав объединил все исполнительные производства в сводное производство и перевел денежные средства, полученные от реализации имущества должника, в пользу ИФНС. Затем пристав вынес постановление об окончании исполнительного производства. На основании п. 3 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон № 229‑ФЗ) исполнительный документ был возвращен обществу. Указанный пункт предусматривает такой исход дела, если невозможно установить местонахождение должника и принадлежащего ему имущества, в том числе банковских счетов с деньгами.

Общество не удовлетворили результаты работы приставов. Ведь суд назначил компенсацию, а взыскать не удалось ни копейки. Пристав не информировал заявителя о ходе исполнительного производства. Не удовлетворил он и ходатайство об объявлении розыска имущества должника. Общество посчитало, что его права нарушены бездействием пристава, и обратилось в суд с требованием признать постановление об окончании исполнительного производства незаконным.

Судебное разбирательство

Требования заявителя были удовлетворены частично. Суд признал незаконным бездействие пристава, выразившееся в том, что он не известил общество о времени и месте исполнительных действий. В удовлетворении остальных требований взыскателя было отказано.

Доводы заявителя, что пристав проигнорировал ходатайство, не объявил имущество должника в розыск и тем самым нарушил права общества, суд признал несостоятельными по следующим основаниям. Закон строго ограничивал категории исполнительных документов, по которым может быть вынесено постановление о розыске имущества должника (ч. 1 ст. 65 Закона № 229-ФЗ в редакции от 27.07.2010). Исполнительный лист с требованием о взыскании компенсации за нарушение авторских прав и судебных расходов к этой категории не относился. И в данном случае исполнительное действие «розыск имущества должника» не могло быть произведено. Поэтому пристав, который не вынес постановление о розыске имущества должника и не произвел это исполнительное действие, не нарушил прав и законных интересов общества.

Суд также не усомнился в законности постановления о прекращении исполнительного производства. Ведь пристав совершил необходимые действия по выявлению имущества должника: сделал все необходимые запросы, произвел выездные мероприятия, арестовал и передал на реализацию обнаруженное имущество должника. Несколько исполнительных производств были объединены в одно смежное на законных основаниях (ч. 1 ст. 34 Закона № 229-ФЗ). Погашение требований ИФНС в первоочередном порядке также не проти­воречит закону. В соответствии с ч. 1 ст. 111 Закона № 229-ФЗ в случае, когда взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения в полном объеме требований, содержащихся в исполнительных документах, предусмотрена очередность распределения денежных средств. И требования по обязательным платежам в бюджет (в данном случае ИФНС, третья очередь) имеют приоритет перед требованиями общества (четвертая очередь). Таким образом, пристав изыскал и реализовал имущество должника, удовлетворил требования взыскателей в порядке очередности, предусмотренной законом, и вынес постановление об окончании исполнительного производства, возвратив обществу исполнительный документ (ч. 3 ст. 46 Закона № 229-ФЗ). Исполнительное производство было окончено (п. 3 ч. 1. ст. 47 Закона № 229-ФЗ).

Апелляция и кассация оставили решение первой инстанции без изменения. Но общество это не удовлетворило. Заявитель по-прежнему считал, что пристав должен был объявить розыск имущества должника. Тем более что в судебной практике существуют разные подходы к данной проблеме.

В одних случаях суды буквально трактовали ст. 65 Закона

№ 229­ФЗ, содержащую исчерпывающий перечень исполнительных документов, по которым могло быть вынесено постановление о розыске имущества должника (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.03.2009 по делу № А03-7262/2008). В других случаях суды указывали, что положения ст. 65 Закона № 229-ФЗ позволяли запустить исполнительную процедуру «розыск имущества должника» по любому исполнительному документу на основании заявления взыскателя (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 08.11.2010 по делу № А45-9557/2010 и Московского округа от 16.12.2010 по делу № А40-88395/10-111-511).

Позиция ВАС РФ

Президиум ВАС РФ признал требования общества правомерными. Решения нижестоящих судов были частично отменены. Высший суд признал незаконным бездействие пристава, который не вынес постановление об объявлении розыска имущества должника. Незаконным было признано и постановление об окончании исполнительного производства. Судебная коллегия не усмотрела в положениях Закона № 229-ФЗ (в редакции, действовавшей во время осуществления исполнительного производства по данному делу и судебных разбирательств судов нижестоящих инстанций) ограничений розыска в зависимости от категорий спора. Позиция коллегии изложена в Определении о передаче дела в Президиум суда следующим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя. Обращаясь с таким документом, взыскатель вправе заявить об объявлении розыска должника и его имущества. Обязанность принять меры по свое­временному, полному и правильному исполнению исполнительных документов возложена на пристава ст. 12 Федерального закона от 21.07.97 № 118-ФЗ «О судебных приставах». Согласно этой статье пристав объявляет в розыск должника или его имущество. Разыскные действия относятся к числу исполнительных действий (п. 10 ч. 1 ст. 64 Закона № 229-ФЗ). По своему назначению указанные действия предшествуют принудительному исполнению исполнительных документов. При этом судебный пристав принимает все допустимые законом меры по отысканию имущества должника. Поводом для объявления в розыск служит отсутствие сведений о местонахождении должника и его имущества. По основаниям, зафиксированным в действовавшей на момент возбуждения исполнительного производства ч. 1 ст. 65 Закона № 229-ФЗ, пристав выносил постановление о розыске сам или по заявлению взыскателя. В соответствии с ч. 4 упомянутой статьи розыск имущества должника-гражданина судебный пристав осуществлял по заявлению взыскателя. Поэтому пристав не мог не вынести постановление о розыске имущества должника, если взыскатель подал об этом заявление.

Закон изменился — проблема осталась

На данный момент оглашена только резолютивная часть постановления Президиума ВАС РФ. Каким образом суд мотивирует свое решение, будет понятно после изготовления полного текста постановления. Но уже сейчас ясно, что арбитры не усмотрели в редакции ст. 65 Закона № 229-ФЗ, действовавшей в период спора, оснований для отказа в совершении мероприятий по розыску имущества должника, на которые ссылались приставы.

В ходе рассмотрения дела в Президиуме ВАС РФ был затронут интересный вопрос. Исполнительные действия перечислены в ст. 64 Закона № 229-ФЗ. А какие действия относятся к разыскным, в законе не указано. На это и обратил внимание представитель службы судебных приставов. Ведь пристав по настоящему делу предпринял весь комплекс мер по отысканию имущества должника, совершив предусмотренные ст. 64 Закона

№ 229-ФЗ исполнительные действия (запросил необходимые сведения в различных органах и коммерческих структурах, произвел их оценку, осуществил выездные мероприятия). И вынесение постановления о розыске имущества должника, по мнению представителя службы, было нецелесообразным. Ведь разыскные мероприятия по сути сводились бы к совершению тех же исполнительных действий, то есть дублировали бы их. Ситуацию не проясняет и приказ Мин­юста России от 21.09.2007 № 192 «Об утверждении Административного регламента по исполнению государственной функции организации розыска должника-организации и имущества должника (гражданина или организации)» (далее — Регламент). Пункт 2.1 Регламента предусматривает административные процедуры розыска, среди которых организация розыска имущества должника и выполнение мероприятий по розыску, ведение разыскного дела. Причем названные мероприятия по сути сводятся к выполнению неких технических процедур (заведение и регистрация разыскного дела) и подготовке запросов и получении информации от государственных органов, осуществляющих контрольные, надзорные и регистрирующие функции об имуществе гражданина (п. 2.14.1 Регламента). То есть выполнение исполнительных действий, предусмотренных ст. 64 Закона № 229-ФЗ, но теперь уже в процессе ведения разыскного дела.

Вместе с тем Закон № 229-ФЗ предусматривает такую процедуру, как розыск должника или его имущества. И Президиум ВАС РФ признал неправомерным бездействие пристава, который не вынес постановление о розыске имущества должника по ходатайству взыскателя. Пусть даже пристав предпринял все меры по отысканию имущества должника в рамках проведения исполнительных действий.

Отметим, что новая редакция ст. 65 Закона № 229-ФЗ, действующая с 1 января 2012 г., также предусматривает лишь право пристава объявить розыск имущества должника по заявлению взыскателя, если речь идет об исполнении требований, не содержащихся в ч. 3 ст. 65 Закона № 229-ФЗ. Поэтому вполне возможно, что, если пристав откажет взыскателю, основываясь на том, что розыск — это право, а не обязанность, дело снова может дойти до Президиума ВАС РФ.

к сведению

Во время возбуждения исполнительного производства и рассмотрения дела в судах нижестоящих инстанций перечень исполнительных документов, по которым пристав может объявить розыск имущества должника, содержался в ч. 1 ст. 65 Закона № 229-ФЗ. Это исполнительные документы, включавшие в себя требования о защите интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, требования о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью или в связи со смертью кормильца, требования об отобрании ребенка.

С 1 января 2012 г. действует новая редакция ст. 65 Закона № 229-ФЗ (изменения внесены Федеральным законом от 03.12.2011 № 389-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Указанный перечень перекочевал в ч. 3 ст. 65 Закона № 229-ФЗ.

Открытие розыскного дела как эффективный правовой инструмент

Гражданско-правовой смысл понятия должник является более широким, чем бытовое представление о нем. Должники являются не только лицами, одолжившими имущество и не возвратившими его, но и определенной стороной гражданско-правовых отношений. Эта сторона является несущей обязательства перед кредитором либо другой стороной, что связано с их имущественным характером. Данные обязательства вытекают не только из заключенного договора между сторонами, но и возникают в результате вреда, причиненного тем правонарушением, которое было совершено.

Приказом, устанавливающим административный регламент, регулирующий порядок исполнения государственной функции, связанной с процессом объявления о розыске приставом, утвержденным Минюстом РФ, разработаны соответствующие административные процедуры. Данный Приказ принят 21 сентября 2007, утвержден под номером 192. Согласно общим положениям в редакции от 08.07.2008 под номером 139, реализация государственной функции, связанная с исполнением, регулируется Федеральным законом, принятым 2 октября 2007, под номером 229 «Об исполнительном производстве».

Установленный российским законодательством порядок по исполнению судебных решений может не всегда оканчиваться успешным выполнением поставленных задач. Очень часто оказывается невозможным взыскать через суд присужденное имущество. Любая стадия, связанная с исполнительным производством, может сопровождаться ситуацией, в которой смена адреса должника представляет собой умышленное или неумышленное действие. Должник может скрывать местонахождение имущества, поэтому все предпринимаемые меры со стороны судебных приставов-исполнителей могут являться неэффективными. Данные ситуации очень часто встречаются в судебной практике.

Наиболее эффективным правовым инструментом, связанным с исполнительным производством, оказывается объявление в розыск.

После поправок, внесенных в статью 65 ФЗ «Об исполнительном производстве» законом от 03.12.11 года, полностью изменилось содержание правовых норм, но по 2-м видам розыска, то есть имущества должника и должника-организации, определяющие критерии остались теми же. Эти 2 вида розыска вправе объявлять должностные лица, относящиеся к компетентному органу ФССП — Федеральная служба судебных приставов.

Содержание административной процедуры по розыску

Содержание процедуры розыска является на сегодняшний день одним из спорных вопросов. Законодательством не предусмотрено четкое определение данной процедуры. Конкретное же содержание данного понятия раскрывается непоследовательно. Под этим понятием в судебной практике подразумевается 2 подхода, определяющих основное содержание данной процедуры. Розыском является комплекс исполняемых должностным лицом действий:

  • по обнаружению местонахождения имущества должника;
  • по его выявлению.

Эти действия нередко отождествляются с запросом судебными приставами всей необходимой информации. В целом реализация полномочий по вопросу о розыске в ходе исполнения розыскных процедур связана с выполнением следующих действий:

  • предусмотренное как отдельное исполнительное действие статьей 64 ФЗ от 02.10.07, связанное с рассмотрением вопросов о розыске и запросов у физических лиц, органов и организаций необходимых сведений;
  • указанное в Административном регламенте, дающем право должностным лицам по розыску в процессе осуществления возложенных на него полномочий получать соответствующую информацию. Для этого им производится запрос в государственные органы, осуществляющие регистрирующие, контрольные и надзорные функции.

Осуществление всех этих действий на практике в процессе исполнительного производства, является отдельным видом действий. Судами не проводится четкого различия между действиями по розыску и иными мероприятиями, связанными с поиском. При этом суды указывают на то, что процесс, связанный с розыском отличается от осуществления поиска.

Согласно закону, принятому 03.12. 11 года, частные детективы имеют право оказывать услугу поиска должника и его имущества, что связано с процессом осуществления исполнительного производства. Все полученные сведения в ходе частного расследования, то есть поиска, могут быть использованы приставами при производстве розыскного дела. Возможность использования сведений предоставляется исключительно на основании заявления, предоставленного взыскателем.

Таким образом, возможность коррупционных действий, связанных с отношениями пристава и частного детектива, исключается. Взыскатель в данном случае нанимает частного детектива за собственный счет. Ряд органов ФССП России разрабатывает документы, которые будут регламентировать порядок взаимодействия приставов и частных детективов.

После объявления о розыске, пристав вправе делать запросы банкам данных о розыскной и оперативно-справочной информации. Он вправе производить обработку всех необходимых персональных данных, в которых могут содержаться все сведения о лицах и их имуществе. При производстве розыскных мероприятий им используются те сведения, которые получены при осуществлении деятельности, связанной с частным сыском.

Порядок реализации административных процедур согласно установленного Регламента

Порядок исполнения государственной функции по розыску

Реализация утвержденных административных процедур связана с порядком осуществления действий должностных лиц (судебных приставов-исполнителей), осуществляемых в отношении должника и его имущества, которым является гражданин или организация:

  1. Организацией розыскных мероприятий.
  2. Обеспечением расходов на осуществление розыскного дела.
  3. Ведением дел о розыске.
  4. Выполнением соответствующих мероприятий, связанных с розыском.
  5. Осуществлением функций контроля реализации полномочий в процессе розыска.
  6. Обжалованием всех действий либо бездействий, принимаемых должностными лицами решений в ходе реализации государственной функции розыска.

Организация исполнения государственной функции, связанной с процессом , являющихся гражданами или организациями, определяет выполнение:

  1. Организационно-методического обеспечения процесса организации всей деятельности центральным аппаратом ФССП РФ, а именно отделом, осуществляющим организацию процедуры розыска и розыскных мероприятий.
  2. Функций, непосредственно осуществляемых соответствующим структурным подразделением от лица судебного пристава, уполномоченного на основании распоряжения руководителя данного территориального органа ФССП России.

Законодательство РФ предполагает несение ответственности принимающих участие должностных лиц в исполнении государственной функции по розыску.

Документы, необходимые для открытия розыскного дела

На розыскном деле, связанном с имуществом должника должна стоять пометка «Для служебного пользования», что определено наличием тех документов, в которых содержится информация ограниченного распространения. Она представляет собой сведения об имуществе должника или должнике-организации.

Документы, необходимые для производства по розыску имущества следующие:

  • копия постановления о возбуждении исполнительного производства;
  • постановление о заведении розыскного дела и его копия;
  • опись документов, находящихся в розыскном деле;
  • копия исполнительного документа;
  • копия заявления, составленного взыскателем, связанного с объявлением о розыске имущества;
  • справка, подготовленная судебным приставом-исполнителем, ответственным за выполнение исполнительного производства, которая отражает информацию:
  • об исполнении процессуальных действий по установлению места, где находится имущество должника или должник-организация;
  • о проведении обоснования невозможности установления местонахождения без проведения розыскных мер;
  • план мероприятий, связанных с розыском имущества должника или должника-организации;
  • справка (акт) по итогам проведений отдельных мероприятий, связанных с розыском;
  • информация, предоставляемая государственными органами об имущественном положении должника или о должнике-организации.

Постановление, подписанное судебным приставом, служит основанием для заведения дела о розыске, открываемого не позднее наступления следующего дня после того, как было вынесено постановление.

Осуществление действий, связанных с исполнительным производством по розыскному делу

Основания для объявления о розыске

Статьями 64 и 65 ФЗ «Об исполнительном производстве», принятого 02.10. 2007 №229, регулируется порядок осуществления действий судебным приставом-исполнителем, имеющими цель создать условия, необходимые для реализации мер, связанных с принудительным исполнением. Это понуждение должника к правильному, полному и своевременному исполнению поставленных исполняющим должностным лицом требований. Совершение действий, связанных с розыском имущества, может осуществляться должностным лицом или судебным приставом-исполнителем самостоятельно, возможно с привлечением к участию в розыскном деле органов внутренних дел.

Если судебным приставом-исполнителем обнаружено отсутствие сведений о месте нахождения имущества или должника, то должностное лицо имеет право сделать объявление на розыск.

Основание для объявления должно определяться каким-либо местом из тех, которые перечислены ниже:

  • пребывания должника, являющимся одним из последних известных мест;
  • жительства или осуществление исполнения по исполнительному документу;
  • нахождения имущества;
  • жительства взыскателя.

Основанием для осуществления розыска является не только процедура его объявления, производство которой может осуществляться на территории РФ или на территории иностранного государства согласно международным договора. Судебный пристав-исполнитель имеет право объявить о розыске имущественного характера в том случае, если требования исполнительного документа:

  • содержат сумму взыскания в отношении должника, превышающую 10000 рублей;
  • исполнение невозможно по причине отсутствия должника.

Процесс розыска может быть объявлен по собственной инициативе судебного пристава либо на основании заявления со стороны взыскателя в соответствии с требованиями защиты интересов субъектов РФ и самого государства.

Порядок процедуры, связанной с вынесением постановления

Вынесение постановления о розыске имущества осуществляется в процессе исполнения обязанностей судебным приставом в течение трехдневного срока, начиная с того дня, когда к нему поступило заявление взыскателя, либо со дня обнаружения оснований для объявления розыска имущества.

Порядок, установленный статьей 33 Федерального закона в части 6, предполагает, что постановление, выносимое приставом-исполнителем, содержит указание по исполнительным действиям.

Применение мер, связанных с принудительным исполнением или действий, осуществляемых должностным лицом, исполняющим государственные функции по розыску, происходит на основании вынесенного постановления.

Старшим судебным приставом или его заместителем утверждается постановление о розыске, которое выносится приставом, получившим перенаправленное постановление для дальнейшего производства розыскного дела. Данное постановление является подлежащим немедленному исполнению.

Стороны, связанные с исполнительным производством, должны получить копии постановления о розыске имущества или об отказе в объявлении розыска.

Копию постановления в случае отсутствия необходимых сведений, связанных с местонахождением имущества или должника, направляют по последнему из известных мест жительства или мест пребывания должника.

Исполнение действий при обнаружении имущества должника

Разыскиваемое имущество может быть обнаружено на той территории, где распространение полномочий судебного пристава, которым было вынесено объявление о розыске, не предусмотрено. Эта информация незамедлительно передается территориальному органу ФССП по месту объявления о розыске посредством использования интернета.

В случае обнаружения имущества производятся исполнительные действия и применение мер, связанных с принудительным исполнением по месту обнаружения.

С практической точки зрения большое значение имеет не только факт обнаружения того имущества, которое формально оказалось в собственности у должника, а также имущества, которое находилось под контролем данного лица. Имущество может быть переоформлено на имя родственников должника, его партнеров или друзей и пр.

При необходимости должник-гражданин препровождается в место, которое является ближайшим к подразделениям судебных приставов с целью применения мер, связанных с принудительным исполнением или совершением исполнительных действий. После исполнения действий приставом, осуществившим розыскные мероприятия, составленные или вынесенные постановления (акты) передаются судебному приставу, которым было вынесено объявление розыске.

Верхней точкой судебных трений является исполнительное производство, которое возбуждается после предоставления исполнительного листа, судебного приказа сотрудникам Федеральной службы судебных приставов (ФССП РФ). Регулирование действий сотрудников происходит в рамках закона, указанного в № 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” и № 118-ФЗ “О судебных приставах”.

Обычно розыск имущества должника возникает, если одна из сторон не согласна добровольно разрешить конфликт, исполнить решение суда без контролирующих действий со стороны приставов-исполнителей. Бывают случаи, когда должник пытается скрыться, чтобы не исполнять судебное постановление.

Какие первичные действия выполняет специализированная служба?

Большая часть исполнительных производственных листов основана на денежной задолженности граждан. Поэтому приставы в первую очередь стараются взыскать долг. Задолженность граждан представляет собой: долги по алиментам, кредиты, микрозаймы, налоговые и пенсионные платежи, штрафы ГИБДД и другие подобные невыполненные долговые обязательства.

Чтобы решение суда как можно быстрее было исполнено, сотруднику необходимо составить заявление на розыск имущества должника в исполнительном производстве и его самого, если место нахождение виновника неизвестно. Далее заявление передается судебным органам граждане-не плательщики становятся должниками под прицелом исполнителей, которые должны начать действовать. Каждое действие руководствуется Федеральным законом № 229-ФЗ ст.30 п. 11.

Как происходит процедура возбуждения исполнительного производства (ИП)?

Розыск должников судебными приставами происходит после вступления в силу решения суда, начало исполнительного производства и в том случае, если должник уклоняется от выплаты накопившегося денежного долга.

Процедура возбуждения ИП происходит следующим образом:

  • пристав выносит постановления о возбуждении исполнительного производства;
  • идет установка сроков, когда должник может добровольно выплатить задолженность;
  • уведомление гражданина о возможных последствиях в случае отказа исполнять судебное решение;
  • отправка копий уведомлений сторонам, которые были задействованы в судебном процессе на стороне взыскателей.

Практика показывает, что большинство граждан уклоняется от исполнения судебного решения, стараясь скрыться. Сотрудникам ФССП приходится организовать мероприятия, чтобы найти имущество должника и самого гражданина-должника. Если Вам известны счета должника в банке, то будет даже эффективнее, чем ждать пристава. Но тут следует получить нашу консультацию, поскольку иногда данный метод может сыграть злую шутку.

Основания для поиска должника и его имущества судебными приставами

Инициировать объявление розыска должника пристав может по личному усмотрению или на основании заявления от взыскателя. Существуют условия для объявления в розыск граждан, предусмотренные законодательством:

  • исполнительный документ включает требования по защите интересов государства, отдельных субъектов страны, муниципальных образований;
  • необходимость исполнить финансовые обязательства по алиментам, возместить денежные средства после нанесения вреда здоровью другому гражданину или в случае потери кормильца;
  • также ИП открываются, чтобы установить местонахождение несовершеннолетних, которые скрываются по каким-либо причинам;
  • если поступило заявление от взыскателя, и сумма задолженности превышает 10 000 рублей, пристав устанавливает порядок розыска должника;

Пристав после принятия заявления обязан в течении суток вынести постановление об отказе или установить сроки розыска должника не позже трех дней. Осуществляя розыскные мероприятия, сотрудник специализированной службы может параллельно вести поиск имущества должника.

Процедура розыска должника и его имущества

Федеральный закон № 229-ФЗ ст 64 п. 10 гласит, что пристав имеет право проводить розыскные мероприятия в целях поиска должника, ребенка, имущества, используя собственные силы или привлекая правоохранительные органы.

Например, розыск имущества должника организации может осуществляться по месту проведения и вынесения решения суда, регистрации или временного проживания гражданина, по месту взыскателя, на территории страны или в иных государствах с учетом регламента международных договоров.

Бывают случаи, когда пристав не может найти должника и его имущество в порядке исполнительного производства. Поэтому очень часто сотрудники совершают отказ в объявлении розыска должника. Возникновение данной ситуации может быть пересмотрено в новом судебном производстве или необходимо обратиться за помощью к нашим (по ссылке подробнее о выгоде сотрудничества).

Если должник активно скрывается от обязательств исполнительного производства, пристав обязан проанализировать сложившуюся ситуации, и понять, как лучше действовать. Обычно порядок розыска имущества должника и самого гражданина происходит следующим образом:

  • обработка персональных сведений, личных данных должника, которые требуются для эффективного поиска;
  • осуществлять запросы в банковские учреждения для наведения справок;
  • проверять документы у личностей, если имеются подозрения, что этот гражданин является должником;
  • опрос иных лиц, наведение справок о местонахождении должника и его имущества;
  • осматривать любое имущество, включая недвижимость и автотранспорт (кстати, обратите внимание на имущество записанное на жену или мужа должника, ведь , составленный с нашей помощью поможет быстрее исполнить решение суда);
  • установить ограничения на выезд за пределы РФ.

Пишите в комментариях свой вопрос, а также смотрите видео по защите прав должника, если считаете, что меры пристава не соответствуют закону:

1. В случаях, установленных настоящей статьей, судебный пристав-исполнитель в ходе исполнительного производства объявляет исполнительный розыск должника, его имущества или исполнительный розыск ребенка при условии, что совершенные им иные исполнительные действия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не позволили установить местонахождение должника, его имущества или местонахождение ребенка.

1.1. Под исполнительным розыском должника, его имущества или исполнительным розыском ребенка (далее - розыск) понимаются проводимые судебным приставом-исполнителем, на которого возложены функции по розыску (далее - судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск), предусмотренные настоящей статьей исполнительно-разыскные действия, направленные на установление местонахождения должника, имущества должника или местонахождения ребенка.

1.2. В целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации судебный пристав-исполнитель объявляет розыск ребенка, незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации, на основании запроса центрального органа о розыске ребенка.

2. Розыск объявляется по месту исполнения исполнительного документа либо по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника или ребенка, местонахождению имущества должника либо месту жительства взыскателя. Объявление розыска является основанием для осуществления такого розыска на территории Российской Федерации, а также в порядке, установленном международными договорами Российской Федерации, на территориях иностранных государств.

3. По своей инициативе или по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель объявляет розыск должника или его имущества по исполнительным документам, содержащим требования о защите интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 рублей, а также требования о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью или в связи со смертью кормильца, возмещении ущерба, причиненного преступлением, об отбывании обязательных работ, о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления.

4. По своей инициативе или по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель объявляет розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании либо о передаче ребенка, порядке общения с ребенком или требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации.

5. По исполнительным документам, содержащим другие требования, судебный пристав-исполнитель по заявлению взыскателя вправе объявить розыск:

1) должника по исполнительному документу неимущественного характера, если исполнение требований исполнительного документа невозможно в отсутствие должника;

2) должника по исполнительным документам имущественного характера, если исполнение требований исполнительного документа невозможно в отсутствие должника и сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 рублей;

3) имущества должника по исполнительным документам имущественного характера, если сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 рублей.

6. Постановление о розыске должника или его имущества либо об отказе в объявлении такого розыска выносится судебным приставом-исполнителем в трехдневный срок со дня поступления к нему заявления взыскателя об объявлении розыска или со дня возникновения оснований для объявления розыска. Постановление о розыске ребенка либо об отказе в объявлении такого розыска выносится судебным приставом-исполнителем в течение суток с момента поступления к нему заявления взыскателя об объявлении розыска или со дня возникновения оснований для объявления розыска.

7. Постановление судебного пристава-исполнителя о розыске должника, его имущества или розыске ребенка выносится в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона, с указанием исполнительных действий, которые могут быть совершены, и (или) мер принудительного исполнения, которые могут быть применены судебным приставом-исполнителем, осуществляющим розыск, в отношении должника, имущества должника или ребенка, обнаруженных в ходе производства розыска. В случае, если ранее в отношении должника не были установлены временное ограничение на выезд его из Российской Федерации, временное ограничение на пользование им специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель одновременно с вынесением постановления о розыске должника или розыске ребенка устанавливает указанные ограничения в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или обращается в суд с заявлением об установлении для должника указанных ограничений в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 67, частью 2 статьи 67.1 настоящего Федерального закона.

8. Постановление судебного пристава-исполнителя о розыске или об отказе в объявлении розыска утверждается старшим судебным приставом или его заместителем. Постановление о розыске подлежит немедленному исполнению. Этим постановлением производство розыска поручается судебному приставу-исполнителю, осуществляющему розыск, или судебному приставу-исполнителю, в производстве которого находится соответствующее исполнительное производство и который в этом случае пользуется всеми полномочиями судебного пристава-исполнителя, осуществляющего розыск.

9. Копии постановления судебного пристава-исполнителя о розыске или об отказе в объявлении розыска направляются сторонам исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения. В случае отсутствия сведений о местонахождении должника копия постановления судебного пристава-исполнителя направляется по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника. Копия постановления о розыске ребенка направляется также в органы опеки и попечительства по месту жительства ребенка не позднее дня, следующего за днем его вынесения. Копия постановления о розыске ребенка, незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации, направляется органу опеки и попечительства по последнему известному месту пребывания ребенка и центральному органу, назначенному в Российской Федерации в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации, не позднее дня, следующего за днем его вынесения.

10. При производстве розыска судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, вправе совершать исполнительные действия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, а также проводить следующие исполнительно-разыскные действия: запрашивать из банков данных оперативно-справочной, разыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и (или) его имущество находятся в розыске или он удерживает ребенка, находящегося в розыске, осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам. Порядок организации проведения исполнительно-разыскных действий определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции. Тактика проведения исполнительно-разыскных действий определяется главным судебным приставом Российской Федерации.

10.1. Судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, вправе применять меры принудительного исполнения в соответствии с частью 7 настоящей статьи, а также в случаях, не терпящих отлагательства, предусмотренных частью 3 статьи 35 настоящего Федерального закона.

11. Для производства розыска судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, по заявлению взыскателя вправе использовать сведения, полученные в результате осуществления частной детективной (сыскной) деятельности, а для производства розыска должника-гражданина или ребенка также использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации.

11.1. При проведении исполнительно-разыскных действий судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, обязан обеспечить соблюдение прав человека и гражданина, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Не допускаются проведение исполнительно-разыскных действий для достижения целей и решения задач, не предусмотренных законодательством об исполнительном производстве, разглашение сведений, составляющих личную и семейную тайну.

12. Если разыскиваемые должник, его имущество или ребенок обнаружены на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, объявившего розыск, главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации по месту обнаружения должника, его имущества или ребенка организует незамедлительное направление сообщения об этом, в том числе с использованием сети "Интернет", в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов по месту объявления розыска, обеспечение сохранности обнаруженного имущества, а также взаимодействие с органами опеки и попечительства по передаче обнаруженного в результате розыска ребенка законному представителю, опекуну или попечителю, которому должен быть передан ребенок во исполнение требования исполнительного документа.

13. При обнаружении разыскиваемого должника-гражданина исполнительные действия совершаются, а меры принудительного исполнения применяются по месту его обнаружения. В случае необходимости для совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения должник-гражданин может быть препровожден в ближайшее к месту обнаружения подразделение судебных приставов.

13.1. При обнаружении ребенка, розыск которого осуществляется на основании запроса центрального органа о розыске ребенка, судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, незамедлительно сообщает об этом органу опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка и центральному органу, назначенному в Российской Федерации в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации. После обнаружения ребенка исполнительное производство подлежит окончанию в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона.

14. При обнаружении ребенка, в отношении которого объявлен розыск, судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, незамедлительно сообщает об этом органам опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка и принимает меры для передачи ребенка законному представителю, опекуну или попечителю, которому должен быть передан ребенок во исполнение требования исполнительного документа. В случае невозможности немедленной передачи ребенка указанному законному представителю, опекуну или попечителю судебный пристав-исполнитель передает ребенка органам опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка, о чем незамедлительно извещает указанного законного представителя, опекуна или попечителя. При обнаружении ребенка, в отношении которого объявлен розыск по исполнительному документу, содержащему требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, незамедлительно сообщает об этом органам опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка и центральному органу, назначенному в Российской Федерации в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации.

15. Судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, не позднее дня, следующего за днем совершения исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения, направляет вынесенные (составленные) в результате их совершения или применения постановления (акты) судебному приставу-исполнителю, объявившему розыск, а в случае передачи исполнительного производства из одного подразделения судебных приставов в другое судебному приставу-исполнителю, в производстве которого находится соответствующее исполнительное производство.

16. Если после проведения исполнительно-разыскных действий по розыску должника по исполнительному документу, содержащему требование о взыскании алиментов, в течение одного года со дня получения последних сведений о должнике не установлено его место нахождения, судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, информирует взыскателя о результатах проведенных исполнительно-разыскных действий и разъясняет взыскателю его право обратиться в суд с заявлением о признании должника безвестно отсутствующим.