Развязка на Ленинской дамбе: старый мост снесут после Универсиады. Плотина Гувера и объездной мост

Развязка на Ленинской дамбе: старый мост снесут после Универсиады. Плотина Гувера и объездной мост

Д. Корт, Ю. Липпок, Р. Дексхаймер; Пер. с нем. Л. В. Дорменко; /Избранные главы/

6.3. МНОГОЭТАЖНЫЕ БЕСКАРКАСНЫЕ ЗДАНИЯ

У многоэтажных бескаркасных сооружений вертикальные конструктивные детали состоят главным образом из камня, бетона или железобетона, а горизонтальные несущие конструкции — из железобетона, напряженного бетона, дерева или стали.
При выборе способа сноса решающими с точки зрения материала сносимого объекта почти исключительно являются материалы, из которых выполнены вертикальные конструктивные детали. Снос осуществляется преимущественно с помощью взрывной техники, стальной бабы, а также канатной тяги, только для особых зданий, главным образом, из бетона и железобетона, применяется также и демонтаж. Взрыв можно применять как для обеспечения обрушения внутрь, так и для сноса в заданном направлении (рис. 42).
При частичном сносе или сносе объектов , прилегающих к другим зданиям, надо учитывать, что с помощью соответствующих мер, таких, как прокладка достаточно широкой сквозной разделительной щели, можно обеспечить сохранность соседних зданий и деталей (рис. 43—44).
Стеновые сооружения с вертикальными конструктивными деталями из камня или бетона могут быть так расколоты с помощью взрывной техники или стальной бабы, что они обрушатся внутрь или в определенном направлении, причем для
достижения последней цели чаще применяется стальная баба. Перед началом сноса следует выяснить конструктивные особенности, такие, как наличие облицованных каменной или кирпичной кладкой стоек, защемленных железобетонных перекрытий или полостей, и учесть их в технологической подготовке. Игнорирование таких моментов может привести к тому, что здание обрушится не в предусмотренном направлении или снос осуществится не полностью. Стены из монолитного железобетона предпочтительно разрушать путем взрыва, однако можно применять также канатную тягу с заданным направлением или демонтаж. При соответствующих предпосылках возможно использование стальной бабы. Надо учесть, что для сноса, за исключением взрывной техники, обычно нужны заранее подготовленные разделительные щели.

6.4. ПЛОСКИЕ СООРУЖЕНИЯ И ЗДАНИЯ С КУПОЛОМ

Особенности, обусловленные конструкцией. Плоские и куполообразные сооружения обычно имеют несущую конструкцию, вертикальные элементы которой состоят из стали, железобетона и напряженного бетона, а горизонтальные — из стали, железобетона, напряженного бетона или дерева. Заполнения между несущими конструкциями следует, как правило, удалить до сноса несущей конструкции . Для каркасных несущих конструкций следует также пользоваться указаниями, содержащимися в разд. 6.2 и 6.10, а для стеновых плоских и куполообразных зданий — указаниями из разд. 6.3 и 6.10.
При демонтаже каркасных конструкций из стали, напряженной стали или железобетона надо учитывать статическую систему, причем вид опирания баз колонн (подвижное или защемленное) имеет особое значение для хода работ (рис. 45).
Снос длинных или многопролетных плоских зданий или зданий павильонного типа обычно осуществляется по частям или сегментам. Демонтаж таких зданий предпочтителен, если площадка сноса ограничена, если недопустимы пыль, шум и сотрясения или если сложная конструкция не обеспечивает соблюдения заданного направления обрушения. Продольная и поперечная жесткость должна сохраняться вплоть до сноса последних панелей.
Особенности, обусловленные видом материала. Следует учитывать указания, данные в разд. 6.2 и 6.3. Сооружения из стальных и железобетонных стандартных элементов обычно сносятся путем демонтажа, а из монолитного железобетона — с помощью канатной тяги, демонтажа или взрывов.

6.5. МОСТЫ

Особенности, обусловленные конструкцией. Выбор подходящего способа сноса, обычно взрывного или сноса с помощью демонтажа (как исключение - канатной тяги), в основном зависит от следующих факторов:
конструкции, размеров и материала объекта сноса, местной транспортной ситуации (транспортная загрузка, снос при продолжающемся движении транспорта по железнодорожным, пешеходным, автомобильным и водным путям);
дорожных покрытий транспортных путей;
объездных путей, проложенных вследствие воздвигнутых вблизи сносимого объекта временных сооружений;
площади для демонтажа (промежуточного склада); времени закрытия путей.
Предварительно произвести оценку и достигнуть взаимной договоренности относительно ожидаемых результатов, выяснить состояние мостового сооружения на данный момент.
Независимо от вида избранного способа снос пролетных строений может производиться с подмостями или без них. Подмости, подвешенные защитные ограждения или другие необходимые вспомогательные сооружения
(временные опоры и др.) для работ по сносу, не должны сужать габариты проезжей части на длительное время. Все элементы защитных ограждений должны быть закреплены так, чтобы в результате постоянной нагрузки от движения (колебания и т.п.) они не могли самопроизвольно высвободиться. Для сноса опор надо руководствоваться указаниями, содержащимися в раздел 6.4, а массивных опор — указаниями, содержащимися в разд. 6.9.
Особенности, обусловленные видом материала . Мостовые сооружения из стали обычно демонтируются по возможности большими частями (рис. 46). При этом снос осуществляется или с применением подмостей или без них путем развертывания с перекосом по отношению к продольной оси. Дополнительно может потребоваться установка вспомогательных опор. Перед демонтажем главной несущей конструкции сносятся все второстепенные конструктивные элементы, такие, как ходовые дорожки и перила. В каждый момент демонтажа должны быть обеспечены устойчивость на опрокидывание и запас прочности на изгиб. Для равномерного и надежного поднятия всего мостового сооружения или главных балок требуется предварительное высвобождение опор путем подъема с помощью гидравлического пресса и иногда с подкладкой штабелей. Средства восприятия нагрузок, точки восприятия нагрузок, точки упора, расположение кранов и промежуточное состояние при демонтаже должны быть точно обозначены и проверены. При этом следует учитывать возможность изменения несущей способности в результате коррозии, чрезмерной нагрузки и др.
Снос железобетонных мостов осуществляется главным образом с помощью одноразового или многократного взрывания или путем демонтажа, причем из названных способов сноса предпочтителен для монолитных сооружений, а демонтаж — для сооружений из сборных элементов. Взрыв мостов, идущих над улицами или железнодорожными линиями, обычно применяется тогда, когда возможно кратковременное полное перекрытие движения и быстрая уборка обломков, так что движение ограничивается минимально. Решающими здесь являются местные условия (необходимое удаление от объектов, которым угрожает опасность).
Снос железобетонных мостов производится с подмостями, вспомогательными сооружениями или без них. Вид, положение и объем разделительных щелей должны быть точно определены и груз поднимаемых элементов сооружения рассчитан.
Когда речь идет о каменных мостах, имеются в виду обычно неширокие мосты со сводами из искусственного или естественного камня с небольшими пролетами. При оценке состояния мостового сооружения на данный момент надо проверить, не были ли встроены для повышения несущей способности временно распределяющие нагрузку железобетонные плиты и др. Знание этого является решающим для выбора оптимального способа сноса. Как правило, выбирается способ сноса с помощью взрывания. Если взрыв провести нельзя, то возможен ручной или механизированный снос с применением подмостей, послойно, косо по отношению к продольной оси. Для проведения работ служат в этом случае указания из разд. 6.10. Перед сносом самой несущей конструкции надо устранить заполнения и при этом следить, чтобы у арочных мостов нагрузка соответствовала несущей способности. Эти участки требуется сносить равномерно. Если у арочного моста с многими арками сносится только одна арка, то перед сносом надо провести мероприятия по переносу и уравновешиванию горизонтальных сил.
Когда речь идет о деревянных мостах, то имеются в виду неупорядоченные сооружения с небольшой шириной пролетов и незначительной несущей способностью. Снос осуществляется главным образом путем демонтажа или с помощью канатной тяги.
Перед демонтажем мостового сооружения одновременно с осуществлением подъема надо высвободить опоры и поднять мостовое сооружение с помощью гидравлического пресса. Если при проверке мостового сооружения будет установлено, что в результате повреждения несущей конструкции сооружение в процессе поднятия может разрушиться, необходимо применить временные крепления или прибегнуть к соответствующим средствам восприятия нагрузки (траверсы и др.).

Виной тому разные причины, а чаще всего несогласованность организаций, участвующих в глобальной стройке транспортных узлов будущей Универсиады 2013 года. Например, реконструкцию Ленинского моста задерживают... коммунальщики.

Жители и гости Казани уже давно обратили внимание на сетку ограждения, протянувшегося по тротуарной части Ленинской дамбы. Предохранительную сетку установили уже давно – еще в начале лета, но дальше этой “косметики” дело так и не пошло. А ведь вход пешеходам запретили не зря - под арками моста нужно убрать все инженерные сети, проходящие здесь, - в первую очередь газопровод, затем и остальные кабели снабжения. Однако этот этап работ увяз в бесконечных согласованиях, и строители нового моста вынуждены топтаться у основания опор на берегу. Добавим, что и окончательный проект реконструкции стратегического для Казани моста утвержден всего лишь неделю назад.

А пока что на береговой части под кремлем продолжаются работы по расширению дороги, идущей с улицы Батурина, в том числе укрепление береговой линии для предотвращения оползней. Напомним, второй новый мост пойдет рядом со старым. Таким образом, с расширенной дороги Батурина автомобильный поток попадет на расширенный мост.


Для возведения новой эстакады через Казанку сейчас устанавливаем сваи под первую и третью опоры моста, - рассказывает представитель подрядчика, замгенерального директора ЗАО «Энергомост» Самир Шукюров. – Глубина бурения для забивки сваи здесь 8 метров. До этой глубины будет проходить ростверк из армированного бетона, на который ляжет опора моста. На другом участке берега Казанки также идет бурение скважин под опоры. Здесь предстоит уйти уже на глубину 36 метров, куда войдут сваи также из армированного бетона, диаметр свай – полтора метра.


К словам строителя добавим, что в начале ноября, с окончанием навигации, проход судов под мостом закроют. Здесь начнут забивку свай и подготовку опалубки для нового моста. Строителям нужно успеть выполнить эти работы до начала ледохода, поэтому количество рабочих резко увеличат - с нынешних 60 до 200 человек: придут мостовики, бетонщики, арматурщики.


Согласно плану работ второй, дополнительный, мост нужно сдать в эксплуатацию до конца 2012 года. А основной, Ленинский, мост решено оставить до Универсиады. Затем его снесут и взамен построят новый – уже к концу 2014 года.

26 октября 2011 года был осуществлен спуск водохранилища плотины Condit Dam на реке Белого Лосося в штате Вашингтон, США. После 100-летнего заточения была освобождена путем заложения небольшого количества взрывчатки. В дальнейшем планировался полный снос плотины. Это событие является одним из этапов восстановления рек и сноса плотин по всей стране.

Одновременно, 27 сентября 2011 года был начат демонтаж плотин Elwha и Glines Canyon в том же штате. Почему это произошло?

Плотина Elwha и Glines Canyon на реке Elwha.

Плотина Elwha была построена еще в 1910-13 годах, высота плотины 33 м. Арочная плотина Glines Canyon тоже весьма старая — построена в 1927 году, но по высоте побольше, 64 м. Основная задача — обеспечение электроэнергией бумажных фабрик.

Обе станции относятся к категории малых ГЭС, их общая мощность составляла 28 МВт. Плотины были построены без рыбоходов, а в реку заходило на нерест очень большое количество тихоокеанского лосося — чавычи, горбуши, нерки и др. Соответственно, был нанесен значительный ущерб рыбному хозяйству.

ГЭС Glines Canyon.

В 1940 году плотина Glines Canyon оказалась в составе новообразованного национального парка. Наличие плотины на территории особо охраняемой природной территории не соответствовало местному законодательству. Учитывая этот факт, а также отсутствие рыбоходов и высокую стоимость их создания, было решено демонтировать плотины.

Демонтаж плотины Glines Canyon.

Для этого понадобилось принять в 1992 году специальный закон на федеральном уровне. В 2000 году плотины были выкуплены у владельца. Процесс демонтажа плотин, согласно оценкам, займет около 3 лет. Стоимость всех мероприятий по проекту, включая выкуп плотин, их демонтаж, рекультивацию днища водохранилищ, строительство противопаводковых дамб (водохранилища защищали нижележащие земли от наводнений) оценивается в 351 миллион $.

Демонтаж плотины Elwha.

С плотиной Condit Dam ситуация в чем-то схожая, но есть и отличия. Это тоже очень старая плотина, построенная в 1913 году. Ее высота 38 м, мощность 14,7 МВт. Плотина также была построена без рыбохода, что при наличии все того же проходного лосося не соответствовало законам штата. В 1993 году компании не удалось продлить лицензию; стоимость строительства рыбохода была оценена в сумму до 50 млн.$, что при имеющихся тарифах делало электростанцию неконкурентоспособной. В итоге, было решено ее демонтировать.

Надо сказать, что решение о демонтаже вызвало массу споров. Уничтожение красивого водохранилища с обнажением его дна, заполненного донными отложениями, потеря 14 МВт возобновляемой энергии, загрязнение нижнего течения наносами радовало далеко не всех. в этой ситуации, строительство рыбохода многими называлось наиболее разумным решением.

Спуск водохранилища Condit Dam:

Демонтаж ГЭС — мероприятие достаточно редкое (если не сказать уникальное), вызывающее масштабные последствия, и весьма дорогостоящее. Демонтируются небольшие и притом очень старые станции, расположенные на имеющих большое рыбопромысловое значение реках, и при этом не оборудованные рыбоходами. Стоимость этого мероприятия, с учетом затрат на рекультивацию земель, чрезвычайно высока.

Наша строительная компания выполняет работы по строительству дамбы с укреплением откосов металлошпунтом в Москве, Московской области и других регионах Российской Федерации.

Дамбой называется трапециевидная земляная насыпь (или бетонное сооружение) на территории водоема, функция которой – создавать барьер для свободного перемещения воды. Аналог плотины, только с упрощенной конструкцией и рассчитанный на меньшие нагрузки. Плотины чаще сооружаются из железобетона, основной материал строительства дамбы – грунт.

Виды и функции дамбы

Дамбы имеют различное назначение:

  • устройство в акватории резервуара для разведения рыбы;
  • строительство защитных дамб с целью коррекции водного потока и предотвращения разрушений построек лавиной воды;
  • строительство гидроэлектростанций;
  • противонагонные (противоволновые) дамбы – морские. Например, волнорезы. Сооружаются для защиты берега от цунами, штормовых приливов и других опасных факторов;
  • строительство дамбы пруда в дачном товариществе может потребоваться для окультуривания ландшафта, сама запруда – для пожарных и других хозяйственных целей и т.д.

К сведению

В зависимости от назначения дамбы бывают напорные и безнапорные. Первые используются в качестве защитных сооружений, вторые – для коррекции русла.

По отношению к водоему дамба может быть контурной (по периметру берега) или разделительной (например, перешеек между парными прудами). Разделительные симметричны. У контурных откос, обращенный к воде, положе противоположного.

Дамба может быть искусственного и естественного происхождения. Естественные – это речные заторы из бревен, нанесенных потоком в течение времени, бобровые запруды и последствия других природных факторов.

Искусственная дамба может состоять из различных материалов:

  • грунт. Эти дамбы подразделяются в зависимости от способа сооружения на насыпные, намывные, взрывные (сформированные направленным взрывом);
  • из камней или каменной кладки;
  • бетонные;
  • каменно-земляные.

Сооружение может быть стационарным и временным. Строительство временной дамбы требуется, например, в случае наводнения: она нужна, пока уровень воды в водоеме высокий, а в штатной ситуации будет только мешать нормальному течению.

Вы можете заказать строительство дамбы на шпунтовых сваях в нашей компании

Цена устройства, переброски сваебойной и бурильной техники – самая низкая в регионе. По всем вопросам звоните: 8 800 707-72-09

Структура дамбы

Грунтовая, каменно-грунтовая дамба состоит из нескольких частей. В разрезе она выглядит так:

  • основание;
  • ядро;
  • тело (основной массив грунта);
  • каменная посыпка.

При другом способе устройства все сооружение может быть сложено однородным водопроницаемым грунтом (песок, супесь, гравий). Глины и другие породы, удерживающие влагу, в теле дамбы не используются. Из них можно сделать плотное основание для конструкции или глиняный замок.

По верхней плоскости дамбы может проходить автострада или железная дорога. В этом случае высота над водой должна быть соответствующей, чтобы полотно не затапливалось даже при самом высоком уровне воды (не меньше метра над высокой водой). Ширина зависит от ширины дороги и должна соответствовать расчетным параметрам устойчивости.

Для других дамб (в дачно-садовых, частных хозяйствах) достаточно полуметра над уровнем воды. Ширина гребня варьируется: в маленьком пруду – около метра. Отношение ширины подошвы к высоте сооружения – 2,5 к 1.

В высоких откосах для повышения устойчивости делаются горизонтальные ступени – бермы, с шагом 2-8 метров.

Строительство дамб и плотин с помощью металлошпунта

Грунтовые и земляные дамбы в силу своей конфигурации занимают много места, что делает проблематичным их использование в небольших водоемах. Чтобы уменьшить габариты, стенки обжимают. Форма такой дамбы отличается от классической: трапециевидная только верхняя часть, а нижние (шпунтовые) стенки – вертикальные.

С течением времени происходит размывание грунта, земляная дамба оседает вниз, «растекаясь» по дну. Чтобы этого не происходило, стенки сооружения укрепляют. Оптимальный способ укрепления – тоже шпунты: металлические, в некоторых случаях ПВХ или композитные.

Шпунтом можно «обшить» новую дамбу или усилить старую. Прочные стенки позволяют использовать насыпь в любом качестве, в том числе для сооружения железных и автодорог.

Технология строительства дамбы

Нормативные требования к строительству дамбы:

  • для сооружения следует использовать водопроницаемые грунты с высоким сопротивлением сжатию и сдвигающим нагрузкам;
  • в процессе засыпки грунт тщательно уплотняется;
  • откосы должны обладать статической устойчивостью и защитой от размыва и воздействия атмосферных факторов (мороза, ветра, дождя);
  • фильтрация воды сквозь тело дамбы не должна снижать устойчивость;
  • осадка – в пределах нормативных требований, не должна приводить к переливу воды через гребень;
  • при осадке в структуре не должно возникать трещин и пустот.

Этапы строительства дамбы:

  1. Начало строительства дамбы – удаление верхнего гумусного донного слоя.
  2. Выравнивание площадки, устройство глиняной подошвы. В болотистом грунте нужно вырыть канаву, заполнить глиной, утрамбовать.
  3. Из глины также выполняется ядро конструкции. Высота зависит от высоты проектного подпора воды. Расстояние от гребня до вершины ядра оставляют больше глубины промерзания, чтобы избежать морозного пучения глины.
  4. По проектной разметке устанавливают шпунтовую стенку.
  5. Грунт насыпают, оставляя открытые участки для подвода водоспуска и водоподающей трубы. Насыпка осуществляется слоями по 30 см с тщательной трамбовкой каждого слоя.
  6. Водоподающую трубу устанавливают выше будущего зеркала воды.

Для монтажа укрепления используются металлопрофильные шпунтовые сваи (шпунты Ларсена). Каждый элемент оснащен по бокам пазогребневыми замками, с помощью которых сваи соединяются в цельную конструкцию.

Секция из нескольких шпунтов собирается на берегу, после чего переносится крановой стрелой на место погружения. Шпунты погружаются одним из способов:

  • забивка копром с молотом;
  • вибрационный метод (посредством вибропогружателей);
  • вдавливание (на мягком грунте);
  • комбинированные методы – виброударный, вибровдавливание.

Мы знаем всё о шпунтовом ограждении

Опыт работы - 10 лет. Более 270 законченных проектов. Ни одного отрицательного отзыва. По всем вопросам звоните: 8 800 707-72-09

Как заказать строительство дамбы в нашей компании

Мы реализуем шпунты и устанавливаем шпунтовые ограждения по всей Российской Федерации. Выполняем все работы, начиная с нулевого цикла:

  • гидрогеологические исследования, первичная оценка грунта;
  • испытания свай;
  • проектирование;
  • монтаж и укрепление сооружения;
  • при устройстве временной дамбы – демонтаж стенки по окончании использования, вывоз и выкуп шпунтов. В случае выкупа мы вернем вам до 80 % исходной стоимость материала.

Мы выполняем все виды работ, требующих установки шпунтовых стенок:

  • ограждения траншей под коммуникации, строительных котлованов;
  • укрепление береговой линии и любые гидротехнические объекты – плотины, мосты, причалы;
  • подземные коллекторы, ограждение свалок и т.д.

К услугам наших клиентов:

  • низкие цены. Мы вам поможем вам выбрать самый экономичный вариант сотрудничества;
  • качественная импортная техника и опытный персонал;
  • сертификат СРО, разрешение на проведение работ на особо ответственных объектах;
  • большой выбор шпунтов с различными техническими характеристиками;
  • быстрые сроки.

Демонтаж мостов и виды демонтажа.

Демонтаж мостов сегодня востребован наряду со сносом зданий. Причина в том, что многие конструкции уже давно отслужили свой век и требуют замены, а с учетом того, что мост – опасное сооружение, его замену и ремонт необходимо производить, не откладывая, особенно если речь идет о транспортных мостах: автомобильных, железнодорожных, метромостах. Постоянные колебания, внешние природные воздействия и регулярная эксплуатация изнашивают конструкцию, за счет чего она теряет свою прочность и надежность.

Как проводятся работы по демонтажу мостов

В зависимости от конструкции, размера моста, основного материала из которого он был возведен и особенностей дорожного покрытия демонтаж мостов может осуществляться несколькими способами: взрывным, механическим и техническим. Кроме того на его выбор влияет также физическое состояние моста, наличие объездных путей и окружающие транспортные условия: продолжается ли на мосту частичное движение автотранспорта или мост в данный момент полностью не используется.

Как правило, взрывной демонтаж моста применяется для монолитных сооружений, а демонтаж с разборкой конструкции на отдельные элементы предпочтителен для мостов сборного типа. Взрывной способ применяется только тогда, когда возможно оградить опасный участокдля доступа и проезда и взрывные работы не нанесут вред окружающей среде. Если это невозможно, то демонтаж мостовосуществляется ручным или механизированным способом с использованием специальных инструментов и тяжелой техники, например, лазерной резки.

Демонтаж стальных мостов осуществляется при помощи вспомогательных опор и подмостей, мост разбирается большими частями.В демонтаже применяются также краны, самоходные модульные тележки, домкратные и такелажные системы, барж-площадки и т.д.

Проще всего обстоит дело с демонтажем деревянных мостов с незначительной несущей способностью. Такой снос моста может быть осуществлен при помощи канатной тяги с использованием канатной лебедки или методом разборки. Сегодня деревянные мосты строятся редко, срок их службы очень мал – всего 10-15 лет. Они используются лишь как временные конструкции.

С наибольшей осторожностью проводится демонтаж моста перекинутого через водоем: все работы нужно сделать бережно, полностью исключив попадание строительного мусора в воду. Для этого используется современная и эффективная технология алмазной резки дисками и канатом, что позволяет без труда справиться с бетоном, железобетоном, монолитом с минимальным объемом строительного мусорам

Соединительные элементы и элементы усиления для превращения балочно-разрезных пролетных строений в неразрезную систему должны проектироваться из расчета их простого, безопасного и надежного демонтажа.

Соединительные элементы и элементы усиления демонтируют, начиная с операции удаления скреплений в узлах и соединениях лишь при отсутствии в них осевых усилий, не допуская одновременной разборки нескольких основных узлов ферм (или ветвей).

Элементы разгружают посредством поддомкрачивания смонтированного пролетного строения на опоре. Порядок демонтажа соединительных элементов и элементов усиления должен быть указан в проекте производства работ. Работы по демонтажу соединительных элементов относятся к разряду особо сложных и должны выполняться с участием руководителя монтажных работ.

Для типовых пролетных строений следует применять инвентарные многократно используемые соединительные элементы и элементы усиления. При демонтаже необходимо применять меры по их сохранности.

При демонтаже соединительных элементов и СВСиУ должна соблюдаться очередность снятия конструкций, указанная в ППР. В демонтируемых элементах на уровне центра тяжести сечения не должно быть усилий от веса смонтированного пролетного строения. При выводе элементов, подвешенных к крюку крана, из узлов и соединений следует пользоваться домкратами, рычажными лебедками и другими средствами перемещения Демонтируемые элементы следует укладывать на землю, на плавучие или транспортные средства с обеспечением их устойчивого положения.

Выполнением особо ответственных операций при навесном, полунавесном и уравновешенно-навесном монтаже должен руководить производитель монтажных работ, назначенный приказом по мостостроительной организации. К особо ответственным операциям относятся:

Подъемка и опускание пролетных строений гидравлическими домкратами с установкой на опорные части;

Выборка прогиба консоли с опиранием пролетного строения на очередную опору;

Разборка соединительных элементов между разрезными пролетными строениями;

Замыкание пролетного строения в середине пролета при монтаже с двух берегов;

Уравновешенно-навесной монтаж.

При необходимости организация, осуществляющая монтаж, разрабатывает производственные инструкции по обеспечению безопасности труда.

В целях недопущения загрязнения окружающей среды должны выполняться следующие мероприятия:

Монтажную площадку, включающую склад металлоконструкций, стенды укрупнительной сборки и сварки монтажных элементов, бытовые и производственные помещения следует располагать за пределами водоохранной зоны;

Подъездные дороги и сама монтажная площадка должны иметь покрытие из сборных железобетонных плит, укладываемых на песчаное основание, без повреждения почвенного слоя;

Подкрановые эстакады и рабочие мостики на акватории водотоков или водоемов надлежит возводить по проектам, согласованным с органами водо- и рыбоохраны;

Основания временных опор для полунавесного монтажа устраивать, как правило, из забивных металлических труб без выемки грунта из полостей.

После окончания строительно-монтажных работ все временные сооружения в русле реки и на площадке должны быть разобраны, а русло и берега приведены в состояние, указанное в генеральном плане мостового сооружения.

2.Демонтаж соединительных элементов

Демонтаж соединительных элементов разрезных пролетных строений с (рис. 6.30) производится только при доведении значений усилий в этих элементах до нуля.

Рис. 6.30 – Схемы к демонтажу соединительных элементов

Это достигается поддомкрачиванием конца пролетного строения на величину Δ, когда угол в вертикальной плоскости между соседними пролетными строениями будет равен нулю, т. е. если взаимный угол поворота концов пролетного строения при прогибе их от собственного веса при переломе профиля соседних пролетных строений будет равен нулю. Для этого величина выдомкрачивания конца пролетного строения должна быть равна 2Lφ где φ – угол поворота конца пролетного строения пролетом длиной L при его загружении собственным весом.

Величина выдомкрачиваняя может быть достаточно большой, например, при пролете длиной 100 м. возможна подъемка конца консоли на 80 см.

Монтажные краны при навесном монтаже – это стреловые полноповоротные краны, а также жестконогие деррик–краны грузоподъемностью до 20 т. с длиной стрелы около 20 м, перемещающиеся по верхним поясам ферм. Перед установкой элемента краны (рис. 6.31 и 6.32) заанкериваются за пояса ферм собираемого пролетного строения.

Рис. 6.31 – Деррик–кран МДК–63–1100: I, II, III, IV – возможные схемы положения подкрановых путей (схема IV – при равных размерах колеи А и базы В)

Рис 6.32 – Деррик–кран УМК–2 на верхних поясах монтируемого пролетного строения: 1 – ось фермы; 2 – верхний пояс фермы

Используют нелолноповоротные краны, угол поворота стрелы которых в плане доходит до 240–260° при опирании крана в трех точках (в основании мачты и нижних узлах подкосов) и до 160–170° при установке крана на горизонтальной раме прямоугольной фермы.

При демонтаже соединительных элементов и СВСиУ должна соблюдаться очередность снятия конструкций, указанная в ППР. В демонтируемых элементах не должно быть усилий от веса смонтированного пролетного строения. При выводе элементов, подвешенных к крюку крана, из узлов и соединений следует пользоваться домкратами, рычажными лебедками и другими средствами перемещения. Демонтируемые элементы следует укладывать на землю, плавучие или транспортные средства с обеспечением их устойчивого положения.

оединительные элементы для превращения бал очн о- разрезны х пролетных строений в неразрезную систему должны проектироваться из расчета их простого, безопасного и надежного демонтажа.

Соединительные элементы снимаются, начина я с операции удаления скреплений, лишь при отсутствии в них осевых усилий.

Элементы разгружают посредством поддомкрачивания смонтированного пролетного строения на капитальной опоре. Порядок демонтажа соединительных элементов должен быть указан в проекте производства работ. Работы по демонтажу соединительных элементов относятся к разряду особо сложных и должны выполняться с участием руководителя монтажных работ.

Для типовых пролетных строений следует применять инвентарные многократно используемые соединительные элементы. При демонтаже необходимо принимать меры по их сохранности.

При демонтаже соединительных элементов и СВСиУ должна соблюдаться очередность снятия конструкций, ука занная в ППР. В демонтируемых элементах не должно быть усилий от веса смонтированного пролетного строения. При выводе элементов, подвешенных к крюку крана, из узлов и соединений следует пользоваться домкратами, рычажными лебедками и другими средствами перемещения. Демонтируемые элементы следует укладывать на землю, плавучие или транспортные средства с обеспечением их устойчивого положения.
Источник: http://www.gosthelp.ru/text/STP00497Navesnojipolunave.html

Комплексная механизация монтажа (демонтажа) строительных конструкций при реконструкции зданий и сооружений имеет некоторые особенности, заключающиеся в параметрах внешней и внутренней стесненности объекта и необходимости замены или усиления существующих конструкций. В процессе монтажа строительных конструкций при реконструкции зданий требуется выполнение некоторые ручных операций, например, при прохождении сборных элементов через препятствия, устройстве сопряжений с существующими конструкциями. Это необходимо учитывать при выборе средств комплексной механизации монтажных работ для обеспечения непрерывности технологического процесса.

В отечественной практике широко применяется способ крупноблочного монтажа с предварительным укрупнением конструкций. Укрупнение отдельных элементов конструкций в монтажные блоки позволяет значительно сократить объем трудоемких и опасных работ на высоте, снизить затраты на устройство временных подмостей, опор и т. д., улучшить условия труда и повысить качество выполнения работ. Оптимальная степень укрупнения конструкций должна определяться технико-экономическими расчетами. При. этом габариты монтажных блоков при реконструкции зданий и сооружений должны быть сопоставлены с параметрами стесненности объекта.

Обязательным условием эффективности методов реконструкции объектов в целом является индустриализация демонтажа строительных конструкций. Демонтажные работы довольно сложно механизировать. Задача состоит в там„ чтобы демонтаж конструкций по возможности выполнялся блочными методами, с использованием всех материалов, полученных при переработке демонтажных блоков.
Основные методы монтажа строительных конструкций при реконструкции определяются: параметрами стесненности; возможностью использования смонтированных блоков, для перемещения по ним монтажных машин; типами монтируемых конструкций; степенью износа существующих конструкций; порядком сборки этажей; технологическими условиями.

Технологическая последовательность выполнения монтажа и демонтажа конструкций предопределяет организацию работ по раздельной или комплексной схемам.

При раздельной схеме на первом этапе технологического процесса демонтируют все конструкции, подлежащие замене в пределах объекта, а затем монтируют новые. В этом случае демонтаж и монтаж можно производить с помощью разных машин. Раздельную схему применяют в условиях, когда демонтаж конструкций не угрожает обрушением смежных элементов или общей устойчивости зданий. Преимуществом ее является возможность использования мощных монтажных машин. Однако приходится часто выполнять большой объем работ по усилению конструкций и обеспечению общей устойчивости здания. Несколько ограничена также возможность совмещения выполнения последующих работ.

Комплексная схема предусматривает совмещение демонтажа и монтажа конструкций с соблюдением условий, обеспечивающих достаточную прочность, жесткость и устойчивость смежных конструкций и сооружения в целом. Схема предусматривает последовательную замену конструкций по захваткам, участкам и ячейкам. Монтажные и демонтажные работы выполняют с использованием одного и того же комплекта машин. При этом открывается фронт для последующих работ, в результате чего сокращаются общие сроки реконструкции.

В настоящее время монтажные организации располагают широким выбором серийных грузоподъемных машин. Однако в условиях реконструкции существенное значение имеют такие характеристики средств, как их мобильность, габарит в транспортном положении и собственная масса, простота переоснастки, способность маневрирования с грузом на крюке в ограниченном пространстве и др. Технологически специализированных кранов для условий реконструкции наша промышленность пока не выпускает. Поэтому приходится использовать существующие серийные грузоподъемные механизмы.

Наибольшее распространение при реконструкции н-аходят самоходные стреловые краны, в том числе автомобильные, пневмоколесные, гусеничные и реже железнодорожные. Это обусловлено сравнительно небольшими затратами на транспортирование, монтаж и демонтаж, а также относительно высокой маневренностью.

Однако способность самоходных стреловых кранов передвигаться с грузом в отличие от башенных весьма ограничена. Поэтому монтируемые конструкции до начала монтажа должны быть уложены на специально отведенное место с учетом монтажной стоянки крана, его грузоподъемности, вылета стрелы и места установки конструкций в проектное положение.

Занятость площади реконструируемых пролетов существующими подъемными сооружениями не позволяет зачастую выполнить это требование, что вызывает дополнительные затраты на сортировку конструкций, устройство специальных подъездов, подачу конструкций под крюк с помощью вспомогательных транспортных машин (транспортных тележек, тракторов и др.).

При организации монтажных работ в стесненных условиях желательно осуществлять монтаж строительных конструкций с транспортных средств. Это позволит уменьшить площадки, отводимые для складирования конструкций, сократить непроизводительные затраты машинного времени монтажных кранов, уменьшить трудоемкость и сократить сроки производства работ.

Эффективность использования самоходных стреловых кранов при монтаже пристраиваемых, встраиваемых и соединительных пролетов повышается при оснащении их башенно-стреловым оборудованием, которое обеспечивает большую свободу маневрирования при поворотах стрелы и больший ее вылет. Применение таких кранов позволяет осуществлять монтаж конструкций со стоянок, расположенных вне стесненных монтируемых пролетов, и обеспечивает значительную экономию затрат при подготовке площадки к производству.

Область применения самоходных стреловых кранов при реконструкции увеличивается также при оснащении их телескопическим стреловым оборудованием. Небольшие габариты таких кранов в транспортном положении, быстрое приведение в рабочее состояние, простота изменения длины стрелы создают благоприятные условия даже при производстве внутрицеховых монтажных работ.
В ЦНИИОМТП разработано оборудование для крана МКГ-6,3, представляющее собой монтируемый взамен стрелы на поворотной платформе крана шарнирный параллелограмм с выдвижным гуськом в виде верхнего звена параллелограмма.

Грузоподъемность крана в зависимости от угла наклона параллелограмма к горизонту составляет от 2,7 до 3,2 т, вылет стрелы - от 2,06 до 8,96 м, высота подъема крюка - до 7,6 м. Оборудование позволяет подавать монтажные элементы в труднодоступные для обычного стрелового крана места, обеспечивает раздельное горизонтальное и вертикальное перемещение грузов, облегчает проезд крана под препятствиями.

На некоторых кранах (например, СКГ-30) используют специальные типы стрел с вильчатыми наголовниками для подъема высоких колонн, застропленных выше середины и размещаемых внутри вильчатого оголовка стрелы. Такая конструкция стрелы позволяет уменьшать необходимые для заданных колонн вылет и высоту подъема крюка и использовать кран меньшей грузоподъемности, а также создает благоприятные условия при монтаже и демонтаже колонн при ограничении высотного габарита существующими конструкциями и коммуникациями.

Одним из путей повышения технологических возможностей стреловых кранов является применение дополнительных инвентарных устройств, способных принимать на себя возросшие нагрузки («деррик-эффект»). Так, например, целесообразно применять устройство из шевра в сочетании с гусеничными кранами грузоподъемностью 25, 40, 63 и 100 т на монтаже крупногабаритных конструкций и оборудования,-масса которых превышает номинальную грузоподъемность крана. Применение его позволяет увеличить грузоподъемность крана в 1,5-3 раза. Применение шеврового устройства в условиях реконструкции дает возможность монтировать тяжелые конструкции, когда транспортирование на объект более мощных кранов неосуществимо или неэффективно.

Имеются также другие предложения по использованию «деррик-эффекта» для увеличения грузоподъемности стреловых кранов.
Башенные краны при реконструкции цехов используют реже, чем при возведении новых объектов. Это связано с увеличением удельных затрат на устройство подкрановых путей, монтаж и демонтаж крана, с повышенной стесненностью монтажной зоны, ограничивающей возможности доставки крана на строительную площадку. Однако вертикальность башни крана и большая высота подвески стрелы позволяют перемещать монтируемые конструкции над существующими и размещать их даже в узких коридорах, образованных существующими зданиями.

Изобретение относится к мостостроению, а именно к способам демонтажа металлических пролетных строений моста (ферм), и может быть использовано при капитальном ремонте моста на строящихся или действующих магистралях.

Для замены старых, отслуживших свой срок пролетных строений применяются различные методы демонтажа. При этом учитываются, прежде всего, техническое состояние конструкций пролетного строения и местные условия. Казалось бы, проще всего и логичней по условиям работы конструкций провести демонтаж в порядке, обратном монтажу, который применялся при строительстве моста. Но это практически не делается из-за отсутствия первоначальных проектных данных, изменения самой конструкции (особенно в узловых соединениях), изменения условий работы конструкций за время длительной эксплуатации моста. Особую сложность представляют демонтаж и разборка пролетных строений решетчатой конструкции.

Известен способ демонтажа пролетного строения моста, который включает монтажную подготовку к съему и съем пролетного строения. Новым является то, что предварительно устанавливают режущие заряды в поперечном сечении каждой балки, находящемся в сечении одной из двух поперечных плоскостей, симметрично удаленных от центральной вертикальной оси пролетного строения, устанавливают детонатор посредством как минимум трижды дублированных детонирующих шнуров, а под боковые части устанавливают аппарели с возможностью движения по ним боковых частей под действием механических импульсов, при этом съем производят путем синфазного разрезания методом взрывных ножниц поперечных сечений балок пролетного строения в указанных плоскостях (RU №2171872 C1, E01D 22/00, 2001 г.).

Из известных наиболее близким является способ демонтажа решетчатого пролетного строения моста, при котором на рельсовых путях, проложенных на обоих берегах перпендикулярно к оси моста, устанавливают под демонтируемым пролетным строением сборно-разборные передвижные рамы, на которых монтируют сборно-разборные башни, грузовые ригели, фиксаторы-ограничители, на которых устанавливают и закрепляют гидродомкраты (марки ДГ-175 с ходом штока 1100 мм), направляющие штанги, в которых устанавливают верхние, подъемные балки с опиранием их шарнирно на головки штоков гидродомкратов. На сборно-передвижные рамы устанавливают нижние подъемные балки, расположенные поперек пролета с пропущенными через них нижними подъемными балками, расположенными вдоль пролета. Верхние подъемные балки объединяют с нижними подъемными балками грузовыми с отверстиями лентами при помощи штоков. Гидродомкратами постадийно поднимают нижние подъемные балки, расположенные поперек пролета, до соприкосновения с пролетным строением и далее пролетное строение поднимают на необходимую высоту. Штоки гидродомкратов поднимают на 750-1000 мм и при совмещении на этой высоте отверстий в грузовых ригелях с отверстиями в грузовых лентах в последние устанавливают штоки. После этого производят перезарядку гидродомкратов на следующий подъем. Штоки гидродомкратов опускают первоначально на 10-15 мм до освобождения и извлечения штоков из отверстий в верхний подъемных балках и грузовых лентах. Далее производят опускание штоков гидродомкратов совместно с верхними подъемными балками до нижнего положения и совпадения при этом отверстий в грузовых лентах и в верхних подъемных балках, в которые устанавливают штоки. По окончании перезарядки гидродомкратов производят следующий подъем на 750-1000 мм, при этом первоначально подъем производят на 10-15 мм до освобождения и извлечения штоков из отверстий в грузовых ригелях и в грузовых лентах. Поднятое с опорных частей пролетное строений закрепляют путем установки штоков в отверстия в грузовых ригелях и в грузовых лентах и перемещают на устройстве по рельсовым путям в крайнее положение, затем опускают вниз на шпальные клетки. Опускание пролетного строения производят постадийно путем перезарядки гидродомкратов 4 по аналогии с вышеописанным способом подъема. После установки демонтированного пролетного строения на шпальные клетки производят демонтаж нижних подъемных балок, расположенных вдоль и поперек пролета и связей сборно-разборных рам. Разъединенные таким образом части устройства, расположенные со стороны устоев моста, передвигают по рельсовым путям к оси моста. Демонтированное пролетное строение поднимают со шпальных клеток, передвигают на ось продольной надвижки нового пролетного строения, опускают на накаточные пути. Демонтированное пролетное строение продольно надвигают в низком уровне на площадку от сборки нового пролетного строения и разбирают (SU №1649016 A1, E01D 22/00, 2001 г.).

Решетчатые пролетные строения обычно демонтируются путем вывозки пространственных ферм баржами с последующей разрезкой на отдельные элементы, или разборкой поэлементно плавучими кранами, или кранами, перемещающимися по пролетному строению. Эти способы достаточно трудоемки и дорогостоящи, т.к. не снимают проблемы поэлементного расчленения пролетного строения после перевозки на плаву, или требуется продолжительный срок работ при поэлементной резке элементов на месте, которые во многих случаях должны вначале усиливаться, а потом разрезаться. Такие операции должны выполняться с тщательным контролем за напряженным состоянием конструкции во время вырезки отдельных элементов.

Задачей предлагаемого технического решения является гарантированное выполнение демонтажа пространственного решетчатого пролетного строения без длительного занятия акватории плавучими средствами и временными опорами и обеспечение сокращения материальных и трудовых затрат при выполнении этих работ за счет возможности совмещения по времени операций по разукрупнению пролетного строения.

Достигается это тем, что в способе демонтажа объемными блоками решетчатого пролетного строения моста с высотой верхнего пояса над уровнем воды до 30-35 м и с пролетом более 40 м, включающем сооружение временных вспомогательных опор в местах членения ферм пролетного строения на объемные блоки, производят установку гидравлических домкратов на временных вспомогательных опорах под нижними узлами ферм, временную фиксацию их, по крайней мере, на период членения, от вертикального перемещения путем подклинки стальными листами на капитальных или вспомогательных опорах, разборку проезжей части в зоне пространственных блоков, членение на объемные блоки длиной не менее 20 м пролетного строения путем вырезания или разрезания отдельных элементов фермы при обеспечении регулирования внутренних усилий в ферме путем подклинки и/или при помощи установленных на вспомогательных опорах гидродомкратов в пределах действующих в элементах фермы статических нагрузок, не превышающих расчетные, строповку, освобождение от временной фиксации и демонтаж вычлененных блоков плавучим краном грузоподъемностью не менее 80 тонн с перемещением их на заранее подготовленные приемные стапели для разукрупнения их на берегу и демонтаж временных вспомогательных опор. При этом членение фермы можно производить первоначально по верхнему, затем - по нижнему поясам, начиная с верховой плоскости фермы. А приемные стапели размещают на берегу, а перемещение на них вычлененных блоков производят плавучим краном непосредственно после их демонтажа, исключая перекладку на баржу или плашкоут. Как вариант, приемные стапели размещают на берегу, а перемещение на них вычлененных блоков производят плавучим краном после их перекладки на баржу или плашкоут.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ