Размер штрафа за несвоевременно сданную декларацию енвд. Будет ли штраф за неподачу декларации по енвд в срок

Штраф за несвоевременную сдачу ЕНВД — один из наиболее актуальных вопросов для лиц, уплачивающих указанный вид налога. В настоящей статье пойдет речь о том, предусмотрен ли данный вид ответственности для тех, кто не вовремя сдал декларацию ЕНВД, и если да, то в каком размере и с какими особенностями он налагается на налогоплательщиков.

Предоставление декларации по ЕНВД: важно сдать вовремя

Согласно п. 3 ст. 346.32 НК РФ декларации по ЕНВД представляются в налоговые органы не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, который согласно ст. 346.30 НК РФ составляет 1 квартал. Декларация подается по форме согласно приказу ФНС РФ «Об утверждении формы налоговой декларации по ЕНВД» от 04.07.2014 № ММВ-7-3/353@. Особенности представления декларации при снятии налогоплательщика с учета закреплены в письме ФНС РФ «Об отражении начислений ЕНВД» от 20.03.2015 № ГД-4-3/4431@.

Для должностных лиц штраф за несдачу ЕНВД в срок взимается по ст. 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и составляет 300-500 руб. В качестве альтернативы предусмотрено предупреждение.

Просрочка при подаче декларации и ответственность за не вовремя сданную декларацию: судебная практика

Штраф за ЕНВД при просрочке подачи декларации налагается, помимо должностных лиц, и на саму организацию согласно п. 1 ст. 119 НК РФ. В соответствии с указанной нормой штраф за несвоевременную сдачу декларации по ЕНВД составляет 5% от неуплаченной в срок суммы налога исходя из декларации, но не менее 1 000 руб. и не более 30% данной суммы.

Помимо штрафа за несвоевременное представление декларации по ЕНВД согласно п. 3 ст. 76 НК РФ может быть также принято решение о приостановлении операций по счетам.

Неуплата штрафа за не вовремя сданную декларацию по ЕНВД может стать основанием для обращения налоговой с административным иском в суд. Если размер штрафа не превышает 20 000 руб., то дело рассматривается в порядке упрощенного судопроизводства (апелляционное определение Свердловского облсуда от 27.07.2016 по делу № 33а-12279/2016).

Тяжелое материальное положение и длительное нахождение на лечении (если податель декларации — индивидуальный предприниматель) могут быть основаниями для снижения размера взыскиваемого штрафа (постановление АС ДО от 28.06.2016 № Ф03-2698/2016 по делу № А24-3217/2015).

При привлечении к ответственности должностных лиц срок для привлечения составляет 1 год со дня нарушения. Прекращение производства исходя из общих сроков (3 месяца для решения, принимаемого судьей, и 2 месяца в отношении решений, принимаемых иными лицами) — основание для отмены решения о прекращении производства (постановление Хабаровского краевого суда от 02.06.2016 № 4А-357/2016).

Итак, штраф за несвоевременную сдачу декларации по ЕНВД установлен как для организации (по ст. 119 НК РФ), так и для ответственных за подачу декларации должностных лиц (по ст. 15.5 КоАП РФ). Помимо штрафа, в отношении организации может быть принято решение о приостановлении операций по счетам. В отношении должностного лица может быть принято решение о вынесении предупреждения вместо штрафной ответственности. Также тяжелое материальное положение подателя жалобы может явиться основанием для снижения размера взыскиваемого штрафа.

Декларация – это документ налоговой отчетности, который обязаны предоставлять налоговые агенты в установленные законодательством сроки. Такой формат отчетности должен соблюдаться всеми индивидуальными предпринимателями, осуществляющих свою деятельность по системе Единого налога на вмененный доход. Если ИП не соблюдает сроки сдачи декларации ЕНВД, его действия квалифицируются как прямое нарушение действующего законодательства, что приведет к различным негативным последствиям для бизнесмена.

Когда необходимо сдавать декларацию ЕНВД

Отчетным периодом для ИП на «вмененке» является квартал (3 месяца). То есть по Единой системе налогообложения предприниматель обязан отчитаться перед налоговой 4 раза за полный календарный год. Делать это необходимо по 20-ым числам месяца, который следует за отчетным периодом. Такой порядок установлен пунктом 3 статьи 346.32 Налогового кодекса РФ .

Если срок подачи отчета по форме ЕНВД пришелся на выходной день или календарный праздник, то в соответствии с пунктом 7 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ , срок предоставления декларации ЕНВД в налоговые органы переносится на ближайший будний день.

В 2018 году сроки сдачи декларации ЕНВД должны происходить в следующем порядке:

В 2019 году отчетность ЕНВД следует проводить в следующие сроки:

Важно! Если предприниматель решил не применять Единую систему налогообложения, то он все равно должен сформировать декларацию ЕНВД за квартал, в котором были уплачены налоги по «вмененке», и предоставить отчет в налоговую в соответствии с установленными сроками.

Если на протяжении отчетного периода (квартала), предприниматель не осуществлял какую-либо деятельность и не получал вмененный доход, то декларация ЕНВД все равно должна быть заполнена и сдана в срок. Единая система налогообложения не предусматривает освобождение от уплаты налога при остановке или прекращении деятельности ИП. Для этого бизнесмен должен обратиться в ФНС и сняться с налогового учета в качестве «вмененщика».

Куда следует сдавать декларацию ЕНВД

Декларацию ЕНВД следует предоставлять в отделение налоговой службы, которое поставило предпринимателя на учет в качестве налогоплательщика. Однако, очень часто ИП являются руководителями сразу нескольких филиалов одного и того же предприятия. В этом случае Минфин дает следующие пояснения:

  • если деятельность ИП ведется в пределах одной федеральной единицы, но в разных ее районах, где имеется свое подразделение ФНС, сдавать декларацию ЕНВД нужно в место постановки на учет самого налогоплательщика;
  • если деятельность осуществляется сразу в нескольких городах, тогда по каждому обособленному подразделению необходимо отчитываться отдельно.

Исключением является ситуация, если все дочерние предприятия обслуживает одна налоговая инспекция. Тогда декларацию ЕНВД нужно предоставить только в один налоговый орган.

Штрафы в соответствии с налоговым законодательством

Полномочия налоговых органов обратиться к штрафным мерам предусмотрены статьей 119 Налогового кодекса РФ . Размер штрафа определит не только сумма дней просрочки, но и от факта уплаты Единого налога в пользу государственной казны:

Вид нарушений Размер штрафа
Если налог был перечислен в госбюджет соответственно установленным срокам, но расчет не был предоставлен вовремя. От 1 000 рублей
Не была сдана в срок «нулевая» декларация ЕНВД От 1 000 рублей
Если и налог и отчет были представлены в налоговые службы с опозданием · 5% от суммы неоплаченного налога за каждый полный и неполный месяц просрочки

· 30% от суммы неоплаченного налога (но не менее 1 000 рублей), если длительность просрочки превышает 6 месяцев

Если Единый налог был погашен вовремя, но не полностью, а ИП при этом задержал сдачу декларации ЕНВД Штраф рассчитывается аналогично предыдущему пункту, однако суммой неоплаченного налога будет являться разница между полным его размером и уже уплаченной частью. предусматривает, что на остаток по недоплаченному налогу за каждый месяц просрочки будут добавляться пенни

Данная статья предусматривает привлечение к административной ответственности лиц, в должностные обязанности которых входят формирование и сдача налоговой отчетности. Каждое нарушение может облагаться штрафом в размере от 300 до 500 рублей.

Штраф, определенный по КоАП РФ, должен быть погашен в течение 60 суток после установки факта правонарушения. В противном случае, задолженность может быть взыскана в судебном порядке, что, в свою очередь, приведет к еще одному штрафу, но уже в двукратном размере (но не менее 1 000 рублей).

Помимо денежных взысканий, правонарушитель может подвергнуться другим формам административного наказания:

  • заключение под стражу до 15 суток;
  • общественные отработки длительностью до 50 часов.

Если речь идет о суммах неоплаченного налога в особо крупных размерах, правонарушитель по мимо административных наказаний, может привлекаться к уголовной ответственности.

Блокировка банковского счета

Согласно статье 76 НК РФ , если предприниматель-«вмененщик» не предоставляет отчетный документ в налоговую на протяжении 10 рабочих дней с момента, установленного законодательством, ФНС в праве произвести обращение в банк, который обслуживает ИП, с целью заблокировать его банковские счета.

При этом блокировка счетов затрагивает только расходные операции. Средства могут поступать на лицевой счет налогоплательщика в прежнем порядке, однако, он не сможет ими распорядиться. Так же учитываются такие моменты как:

  1. Блокировка банковского счета происходит без предварительного предупреждения об этом предпринимателя в соответствии с Письмом ФНС России от 28.07.2016 N АС-3-15/3463@
  2. Блокировка распространяется не только на сумму средств на банковском счете, но и на все формы депозитов, независимо от суммы долга налогоплательщика (письмо Минфина от 15.04.2010 № 03-02-07/1-167)

Также Минфин определяет ряд денежных списаний, исключенных из общей картины:

  • алименты, компенсации и иные формы обязательств, назначенные в судебном порядке;
  • оплата труда наемного персонала, и исчисленные страховые взносы;
  • выплаты по другим исполнительным документам.

Прочие выплаты, в том числе и налоги, не могут осуществляться с заблокированного банковского счета.

Возможно ли избежать санкций

Вопрос о том, можно ли избежать наказания в виде штрафа, интересует абсолютно всех налогоплательщиков. На него отвечает эксперт центра юридической помощи:

«Все мы обращаемся к врачу только тогда, когда болезнь уже застала нас врасплох, но никто не думает о профилактике заболеваний. Очень часто «вмененщики» осуществляют свою деятельность самостоятельно, без привлечения компетентного персонала, отвечающего за корректное заполнение и сроки сдачи декларации ЕНВД. Отсюда вытекают проблемы с просрочками предоставления отчетной документации в ФНС. Если вы уже допустили подобную ситуацию, позаботьтесь заранее о своей деловой репутации, и незамедлительно обратитесь в налоговые органы с соответствующим объяснением, в котором должны быть изложены причины сложившейся ситуации. Если ФНС посчитает причины уважительными, и у вас будут соответствующие этому доказательства, то штрафных санкций можно избежать. Однако следует вести бизнес таким образом, чтобы нарушение сроков исключалось из установленного порядка налоговой отчетности»

Светлана Котлакова, эксперт центра юридической поддержки предпринимателей «Бизнес-консалт»

Одним словом штрафных санкций можно избежать, если к решению вопроса подойти ответственно. Срок обращения в налоговую с объяснением составляет 5 дней с момента нарушения сроков декларации ЕНВД.

Фирмы и ИП, состоящие на учете в качестве плательщика ЕНВД, обязаны ежеквартально в срок до 20 числа месяца , следующего за окончившемся кварталом, подавать в ИФНС декларацию, а до 25 числа – уплачивать сам вмененный налог. Но жизнь непредсказуема, и в ней случается всякое, в том числе и незапланированные просрочки в выполнении обязанностей налогоплательщика. Чем же чреваты подобные опоздания?

Просрочка в подаче декларации

При опоздании с подачей декларации хотя бы на один день исходя из положений статьи 119 Налогового кодекса плательщику ЕНВД грозит, прежде всего, штраф. А вот его сумма будет зависеть от срока, в течение которого отчет все же будет подан. Штраф за декларацию ЕНВД в 2016 году составляет 5% от суммы налога к уплате по данным декларации за каждый полный или неполный месяц со дня просрочки. В то же время законодательством предусмотрена минимальная сумма такого штрафа – 1000 рублей, который фирмы или ИП обязаны будут заплатить вне зависимости от того, насколько низкой оказалась база для расчета санкций. Максимальная сумма штрафа так же ограничена: он не может превышать 30% от суммы налога по данным просроченного отчета вне зависимости от того, когда этот отчет будет подан.

Описываемый штраф за декларацию ЕНВД налагается на ИП или на фирму в целом. В то же время за просрочку подачи декларации может быть привлечено к ответственности и виновное в данном обстоятельстве должностное лицо. Согласно статье 15.5 Кодекса об административных правонарушениях ему может быть вынесено предупреждение или предъявлен штраф от 300 до 500 рублей.

Опоздание с подачей отчета грозит и еще одним неприятным последствием. Если просрочка допущена более, чем на 10 дней от крайней отчетной даты, то ИФНС вправе заблокировать расчетный счет компании или предпринимателя на основании положений пункта 3 статьи 76 Налогового кодекса. Владельцу счета в такой ситуации оставляется возможность лишь перечислять бюджетные платежи. Открытие нового счета в таких обстоятельствах ситуацию также не разрешит, поскольку требование о приостановке операций распространяется по всем банкам. После того, как декларация будет подана, инспекция отзывает требование о заморозке счета, однако на это уходит какое-то время, как правило, от 10 дней до двух недель.

Опоздание с перечислением ЕНВД

Просрочка с уплатой вмененного налога тоже чревата начислением штрафов и пеней.

Штраф в 2016 году на основании статьи 122 Налогового кодекса может составить 20% от суммы недоимки, а кроме того его размер может быть увеличен до 40% в случае, если будет доказан злой умысел налогоплательщика. Впрочем, подобное возможно в большинстве случаев только после проведения судебного разбирательства, так что если долг погасить, не дожидаясь такого экстремального поворота событий, то штрафа в его максимальном размере совершенно точно удастся избежать.

С пенями ситуация иная, их начисление происходит вне зависимости от дополнительных обстоятельств, начиная с первого дня опоздания, исходя из 1/300 действующей ключевой ставки (напомним, сейчас это 10,5%) за каждый день просрочки платежа.

Блокировки счета за просрочку уплаты вмененного налога, как правило, не происходит, однако полностью исключать подобного поворота событий все же нельзя. Но тут нужно сказать, что в отличие от заморозки денежных средств в связи с опозданием с подачей отчетности, которая происходит после 10 дней от контрольной даты, в рассматриваемом случае проходит значительно больше времени, прежде чем инспекторы прибегают к подобным мерам.

В то же время согласно статье 46 Налогового кодекса ИФНС имеет право взыскать суммы налогов, а также пеней и штрафов за счет денежных средств налогоплательщика. Проще говоря, если декларация подана, то есть инспекторы знают о том, какая сумма налога подлежит уплате, они могут попросту удержать эту сумму с расчетного счета, если сам налогоплательщик тянет с погашением задолженности в добровольном порядке.

При этом он не представил в инспекцию заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД. Вправе ли налоговики оштрафовать предпринимателя за неподачу этого заявления, если он состоит на учете в этой же инспекции по другому основанию? Да, вправе, считают в Федеральной налоговой службе. Подробности — в письме ФНС России от 29.03.16 № СА-4-7/5366 .

Напомним, что согласно статье 346.28 Налогового кодекса, организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на уплату ЕНВД, обязаны встать на учет в качестве плательщиков этого налога: - по месту осуществления предпринимательской деятельности; - по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя — по видам предпринимательской деятельности, указанным в подпунктах 5, 7 (в части, касающейся развозной и разносной розничной торговли) и в подпункте 11 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ.

Для этого необходимо в течение пяти дней со дня начала применения «вмененки» подать в инспекцию заявление о постановке на учет в качестве плательщика единого налога. Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет наказывается штрафом в размере 10 тысяч рублей (п. 1 ст. НК РФ). Учитывая указанные нормы, авторы письма делают следующий вывод: если организация или предприниматель нарушит срок подачи заявления о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД, инспекторы будут вправе привлечь такого нарушителя к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи НК РФ. При этом чиновники считают, что штраф правомерен даже в том случае, если налогоплательщик уже состоит на учете в этой налоговой инспекции по другому основанию. В подкрепление своей позиции специалисты ФНС привели примеры из арбитражной практики. Суды указывают на то, что обязанность налогоплательщика встать на учет в качестве «вмененщика» не зависит от того, состоит ли он на учете в этой же ИФНС по иному основанию (постановления ФАС Северо-Западного округа от 10.04.13 № А56-32161/2012 и ФАС Поволжского округа от 27.09.11 № А06-7317/2010).

Что касается судебных решений, принятых в пользу налогоплательщиков, то они базировались на пункте 39 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.01 № 5 . В этом пункте было сказано: налогоплательщики, вставшие на учет в инспекции по одному из предусмотренных статьей НК РФ оснований, не могут быть оштрафованы за неподачу заявления о постановке на налоговый учет в том же самом налоговом органе по иному основанию. Вместе с тем чиновники напоминают, что упомянутое постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.01 № 5 утратило силу в связи с изданием постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57 , в котором отсутствуют аналогичные выводы.

Учитывая позицию ФНС и отрицательную арбитражную практику, безопаснее все же подать заявление о постановке на учет в качестве «вмененщика», даже если предприниматель или организация уже состоит на учете в этой же ИФНС по иному основанию.

В данном случае могу не платить этот штраф добровольно, тк срок камеральной проверки нарушен, а подождать когда налоговая подаст в суд? В таком случае срок давности для иска в суд 6 месяцев исчисляется с 13.01.2017 или с 25.07.2016 + 3 мес = 25.10.2016 + 10 дней на составление акта проверки = с 05.11.2016
Розалия Рафаэлевна

Вам сначала нужно узнать когда проведена камеральная проверка(ведь акта у Нас нет) и запросить Акт налоговой проверки у ИФНС

Если налоговая во время провела камеральную проверку срок давности иска о взыскании налоговых санкций в суд считается с 05.11.2016 года

А нарушение срока камеральной проверки никаких последствии для Вас не может нести, Так как продлить срок камеральной проверки не допускается

Письмо Минфина России от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75

Вопрос:
ООО просит разъяснить, имеет ли право инспекция ФНС выставлять требование на предоставление документов для проверки правильности исчисления налога по истечении трех месяцев после подачи декларации (ст.88 НК РФ)? Может ли организация в случае неполучения требования на камеральную проверку, по истечении трех месяцев считать декларацию утвержденной налоговым органом?
Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИПИСЬМОот 18 февраля 2009 года № 03-02-07/1-75
[О порядке истребования налоговым органом у налогоплательщика документов по истечении трех месяцев после подачи налоговой декларации в соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации]
В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу о порядке истребования налоговым органом у налогоплательщика документов по истечении трех месяцев после подачи налоговой декларации в соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщается следующее.Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 31 Кодекса налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном Кодексом.Пунктом 2 статьи 88 Кодекса в редакции Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2009 (за исключением отдельных его положений), установлено, что камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
Поскольку Кодексом не предусмотрено продление камеральной налоговой проверки, следовательно, максимальный срок ее проведения с 01.01.2009 установлен в три месяца со дня представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) .Камеральная налоговая проверка проводится на основании налоговой декларации (расчета) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (пункт 1 статьи 88 Кодекса).Кроме того, налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки истребует у налогоплательщика пояснения и документы в соответствии с пунктами 3, 6, 7, 8 и 9 статьи 88 Кодекса.Таким образом, налоговый орган вправе истребовать документы, необходимые для проведения камеральной налоговой проверки, только в ходе ее проведения.Вместе с тем следует отметить, что в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки (пункт 1 статьи 100 Кодекса).В соответствии с пунктом 6 статьи 101 Кодекса руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, в частности, истребовать документы в соответствии со статьями 93 и 93.1 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента
С.В.Разгулин

Прилагаю судебное решение, в котором указывается по камеральной проверке вообще нельзя привлечь к ответственности налогоплательшика

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений, постановлений) арбитражных судов, вступивших в законную силу от 23 октября 2000 г. Дело N КА-А41/4820-00 (извлечение) Иск заявлен Инспекцией МНС РФ по г. Видное о взыскании с ООО “Межрегионгаз“ 53471703 руб. штрафа в связи с неполной уплатой последним налога на добавленную стоимость. Решением от 29.05.2000, оставленным без изменения постановлением от 10.08.2000, в иске отказано. Законность судебных актов проверяется в порядке ст. 171 АПК РФ в связи с кассационной жалобой Инспекции МНС РФ по г. Видное, в которой истец просит судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Согласно материалам дела руководитель ИМНС РФ по г. Видное 15.10.99 вынес постановление N 404 о привлечении ООО “Межрегионгаз“ к налоговой ответственности на основании камеральной проверки. В связи с тем, что ответчик добровольно не уплатил штрафные санкции, истец обратился с иском в арбитражный суд. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд указал, что налоговым органом иск заявлен за пределами срока исковой давности, который является пресекательным и восстановлению не подлежит. Судебные акты по делу являются законными и обоснованными по следующим основаниям. В соответствии со ст. 87 Налогового кодекса налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков. Согласно ст. 88 Кодекса камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком. Указанная статья не предусматривает право налогового органа принимать какое-либо решение либо выносить постановление о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по результатам камеральной проверки. Такое право не вытекает и из смысла ст. 101 НК РФ, согласно которой лишь по материалам выездной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе выносить решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Кроме того, на основании представленных сторонами доказательств судом было установлено, что иск о взыскании налоговых санкций предъявлен инспекцией в суд за пределами срока исковой давности, который является пресекательным и восстановлению не подлежит согласно ст. 115 Налогового кодекса РФ. Исходя из изложенного оснований для отмены судебных актов нет. Руководствуясь ст. ст. 171, 173 - 177 АПК РФ, суд ПОСТАНОВИЛ: решение от 29.05.2000 и постановление от 10.08.2000 Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К2-4738/2000 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по г. Видное - без удовлетворения.