Принципы аудиторской деятельности. Лариса Ивановна ВоронинаАудиторская деятельность: основы организации

Случаи аннулирования аттестата аудита.

В законе об аудиторской деятельности оговорено 7 причин, когда аудитор может быть лишен квалификационного аттестата:

1. При установлении фактов получения аттестата по подложным документам.

2. При вступлении в законную силу приговора суда, запретившего аудитору заниматься аудиторской деятельностью на определенный срок.

3. При установлении факта несоблюдения аудиторской тайны и нарушения принципа независимости.

4. При систематическом грубом нарушении требований законодательства и федеральных стандартов.

5. При подписании аудитором аудиторского заключения без проведения проверки.

6. Если в течение двух календарных лет подряд аудитор не осуществлял аудиторскую деятельность.

7. За нарушение сроков прохождения повышения квалификации.

В Законе об аудиторской деятельности закреплены три основных принципа аудита:

1. Компетентность.

2. Независимость.

3. Конфиденциальность.

Принцип компетентности означает, что аудит должен проводиться лицами, имеющими специальную профессиональную подготовку и опыт в практической деятельности. Компетентность подтверждается квалификационным аттестатом. Вместе с тем, при проведении аудиторской проверки допускается привлекать помощников, не имеющих аттестат аудитора, но при этом ответственность за работу помощников должен нести аттестованный аудитор.

Принцип независимости. Это важнейший принцип аудита, отличающий его от многих других проверок. Необходимо, чтобы аудитор был абсолютно независим от проверяемого предприятия, от собственно руководства аудиторской фирмы и так же от третьих лиц. В Законе «Об аудиторской деятельности» сказано, что аудитор не может проводить на тех предприятиях, где аудиторы или аудиторский фирмы являются учредителями, имеют близких родственников среди должностных лиц, ответственных за ведение бухгалтерского учета и составление отчетности.

К числу близких родственников относятся:

Родители;

Супруги;

Братья, сестры;

Братья, сестры, дети, родители супругов.

Запрещается проводить аудиторские проверки в течение трех лет на тех предприятиях, которым данная аудиторская фирма оказывала услуги по ведению бухгалтерского учета, составлению бухгалтерской, налоговой отчетности.

Конфиденциальность. Этот принцип расшифровывается в статье №8 Закона «Об аудиторской деятельности» «Аудиторская тайна». В соответствии с ней аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц, а так же тех предприятиях, которым оказывались сопутствующие услуги. Аудиторы обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, полученных в процессе аудита и не вправе передавать их кому-либо, включая копии документов, без письменного согласия организации. В случае разглашения таких сведений может быть аннулирован аттестат аудитора, а так же аудируемая организация вправе потребовать у виновного лица возмещения убытков.



Помимо принципов, названных в Законе, в аудиторских стандартах дополнительно приводятся следующие принципы:

Честность, т.е. следование общим принципам человеческой

Объективность, т.е. применение непредвзятого,

беспристрастного, самостоятельного подхода к

рассмотрению любых профессиональных вопросов;

Добросовестность, т.е. должная внимательность,

оперативность, тщательность при проведении проверки и

оказании услуг;

Профессиональное поведение, т.е. соблюдение приоритета

общественных интересов, поддержка высокой репутации

профессии.

Как профессионал, аудитор, в соответствии с заключенным договором, должен работать, с одной стороны, в интересах клиента, а с другой стороны он имеет долг и несет ответственность перед обществом. Такая двойная ответственность требует высокого этического поведения аудитора. С этой целью разрабатывается кодекс этики аудитора.

Классификация ошибок, выявляемых в процессе аудита.

При любой аудиторской проверке выявляются различные ошибки, которые могут быть классифицированы в 3 следующие группы:

1. Ошибки, допущенные при создании первичных документов.

2. Ошибки, допущенные при составлении учетных и налоговых регистров.

3. Ошибки, допущенные при составлении бухгалтерской и налоговой отчетности.

Рассмотрим возможные ошибки по каждой из групп.

1 группа.Ошибки, допущенные при создании первичных документов.

1. Использование документов, в которых отсутствуют обязательные реквизиты. Перечень обязательные реквизитов бухгалтерского документа содержится в Законе «О бухгалтерском учете». Требования к первичным налоговым документам содержатся в налоговом кодексе и они, в общем, совпадают.

В соответствии с этими требованиями, документ обязательно должен иметь следующие реквизиты:

Наименование документа;

Дата составления документа;

Наименование организации;

Измерители по этой операции;

Наименование должностных лиц, ответственных за

совершение операции;

Подписи.

Большинство первичных документов имеют унифицированную форму и должны использоваться всеми подразделениями. Если по каким-либо операциям предприятие не имеет документов унифицированной формы, то оно должно разработать его само и утвердить в учетной политике (бухгалтерская справка, отчет комиссионера, акт приемки-сдачи работ и т.д.), но в любом случае в нем должны быть все обязательные реквизиты. Отсутствие обязательных реквизитов делает первичный документ недействительным. Например, выдача из кассы денег по неправильно оформленному расходному кассовому ордеру считается недостачей и должна быть покрыта за счет личных средств кассира. Неправильное оформление счет-фактуры полученного не дает права зачесть НДС.

2. Во вторую группу входят ошибки, связанные с отсутствием юридического обоснования операций, оформленных первичными документами. Т.е. бухгалтерия имеет правильно оформленные первичные документы, но они могут быть не признаны в качестве таковых или истолкованы проверяющими органами иначе в связи с тем, что отсутствует правовая база или юридическое обоснование для такой операции.

Например,бухгалтерия имеет правильно оформленный приходный кассовый ордер на поступление денежных средств в кассу. В основании операции указано поступление взноса в уставный капитал, но никаких документов об изменении уставного капитала предприятие предоставить не может. Более того, денежные средства, получены от организации, с которой были заключены договора на поставку продукции, т.е. эта организация является покупателем.

3. Наличие неоговоренных или неправильно оформленных исправлений в документах. В кассовых и банковских документах исправления вообще не допускаются. В других первичных документах вносить исправления можно только путем зачеркивания. Это исправление обязательно должно быть заверено подписями лиц, подписывающих этот документ.

Особенно актуально внесение исправлений в счета- фактуры полученные от поставщиков и контрагентов предприятия. В соответствии с НКРФ, неправильно оформленный счет-фактура не дает право на зачет НДС (неправильно указан юридический адрес, ИНН организации, КПП, вид товара или записан не русскими буквами). Вместе с тем НК РФ допускает внесение исправлений в счет-фактуру, поэтому если предприятие внесет исправление и правильно их оформит, то такой документ дает право на зачет НДС. Но при внесении исправления в этот документ обязательно должны быть указаны

Дата исправления;

Подписи лиц, подписавших документ;

Печать организации.

Хотя на самом счет-фактуре выписанном печать не ставится. При проверке счетов-фактур, в которые вносились исправления, аудитор должен обратить внимание на дату принятия НДС к зачету. Принять НДС к зачету можно только по правильно оформленному счет-фактуре, каковым он становится после внесения исправления. Следовательно, и вычет модно применить только после даты внесенного исправления.

Пример.

По результатам аудиторской проверки за 2004г. обнаружено 2 неправильно оформленных счет-фактуры.

Счет- фактура №1 был получен за приобретенные материалы 21 января 2004г. на сумму 118 тыс. руб., в т.ч. НДС 18 тыс. руб. Счет-фактура №2 на покупку основных средств на сумму 118 тыс. руб., в.т.ч. НДС 18 тыс. руб. Счет выписан 30 июня. Счета были оплачены на условиях предоплаты, поэтому предприятие применило налоговый вычет в январе и в июне. Ошибки по указанным счетам-фактурам были исправлены в марте 2005г. Следовательно, сумма НДС в размере 36 тыс. руб. получила право на зачет только с марта 2005г. Поэтому предприятие, которое уплачивает НДС помесячно, обязано в марте 2005г. сдать уточненную декларацию за январь 2004г., увеличив объем реализации, т.е. показав заниженный налоговый вычет (доплату 18 тыс. руб. и пени за весь период начиная с 21 февраля по день уплаты).

Пени = 1/300 х количество дней х ставка ЦБРФ (13%) х 18000 руб.

По второй ошибке сдается уточненная налоговая декларация за июнь, тоже доплачивается 18 тыс. руб. и пени то той же схеме.

Исправления можно вносить за три года.

2 группа. Ошибки, допущенные при составлении учетных и налоговых регистров.

Основными учетными регистрами являются счета бухгалтерского учета и все документы, куда заносится информация из первичных документов.

1. Эта группа связана с тем, что в учетном регистре отражаются операции, которые не имеют соответствующего первичного документа или наоборот имеются первичные документы, но они не отражены в учетных регистрах.

Например, имеются накладные на отгрузку товаров, но не показана отгрузка в учете, т.е. на счете 90.1 «Выручка». Следовательно, нет ни доначисления НДС, ни налога на прибыли. Как правило, такие ошибки выявляются путем встречной проверки документов. Встречная проверка предполагает запрашивание других экземпляров того же самого документа у организации контрагента. Как правило, все внешние документы составляются в 2-х, 3-х или 5-х и т.д. экземплярах. Поэтому если у проверяющих есть сомнения в качестве оформления конкретного документа, то запрашивается информация у стороны, имеющей такой же документ. Этим приемом пользуются налоговые органы, проверяя правильность НДС, предъявленного к вычету и иные контролирующие органы.

2. Ошибки в разносе операций по бухгалтерским счетам, а так же неправильная (нетипичная) корреспонденция.

Ошибки в разносе операций по бухгалтерским счетам, как правило, присуще ручному ведению учета. При этом способе учета достаточно часто встречается отражение операций только по дебету или только по кредиту счета. Выявляются такие ошибки при составлении оборотных ведомостей по синтетическим или аналитическим счетам. При автоматизированном способе учета таких ошибок, как правило, не бывает. Более того, бухгалтерские программы предусматривают типовые (стандартные) проводки, поэтому задачей аудитора является поиск нетипичных операций и их изучение.

Пример.

При инвентаризации выявлен объект основных средств, требующий государственной регистрации:

Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»

Это не ошибка.

При автоматизированном способе учета достаточно часто встречаются ошибки, связанные с незавершенностью хозяйственных операций.

Пример.

Перечислены денежные средства в адрес какой-либо организации

При осуществлении своей деятельности аудиторы должны руководствоваться принципами независимости, полноты, конфиденциальности.

Принцип независимости заключается в обязательности отсутствия у аудитора при формировании его мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в отношении проверяемого субъекта, превышающей отношения по договору на осуществление аудиторских услуг, а также какой-либо зависимости от третьей стороны, собственников или руководителей аудиторской организации, в которой аудитор работает. Требования к аудитору в части обеспечения независимости и условия, позволяющие считать, что аудитор не является зависимым, регламентируются Законом об аудите. В его статье 12 закреплены ограничения относительно круга аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, имеющих право проведения проверок. В частности, аудит не может осуществляться аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами; аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами в близком родстве.

Принцип полноты выражается в требовании достаточности состава проверяемых документов экономического субъекта для получения объективной оценки их достоверности или недостоверности.

Принцип конфиденциальности (аудиторская тайна) заключается в том, что аудиторы (аудиторские организации) обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудиторской деятельности, и не вправе предавать эти документы или их копии (как полностью, так и частично) каким бы то ни было третьим лицам либо разглашать устно содержащиеся в них сведения без письменного согласия организаций и (или) индивидуальных предпринимателей. Принцип конфиденциальности должен соблюдаться и тогда, когда разглашение или распространение информация о проверяемом экономическом субъекте не наносит ему материального или иного ущерба.



Аудиторские проверки можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от профиля аудиторской проверки и соответствующего ему типа квалификационного аттестата выделяют банковский аудит; аудит страховщиков; аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов и общий аудит (аудит иных экономических субъектов).

Аудит может быть внешним или внутренним . Под термином "внешний аудит" понимают собственно аудит, осуществляемый аудитором (аудиторской организацией). Внутренний аудит - это организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его локальными актами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля.

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной . Инициативный аудит проводится в любое время и в тех объемах, которые будут установлены самостоятельным решением органа управления экономического субъекта, являющегося юридическим лицом, либо решением физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью.

Обязательный аудит - ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Обязательный аудит осуществляется, если хозяйствующий субъект удовлетворяет хотя бы одному из следующих критериев:

организационно-правовая форма. По данному критерию подлежат ежегодной аудиторской проверке открытые акционерные общества, независимо от числа акционеров, вида деятельности, размера уставного капитала.

вид деятельности. По данному критерию подлежат обязательному аудиту банки и другие кредитные организации; страховые организации и общества взаимного страхования; товарные и фондовые биржи; инвестиционные институты; государственные внебюджетные фонды, источником образования средств которых являются предусмотренные законодательством обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами; фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц.

финансовые показатели деятельности. Хозяйствующие субъекты подлежат обязательному аудиту при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей их деятельности: объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год превышает в 500 тысяч установленный законодательством минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный минимальный размер оплаты труда;

форма собственности. По данному критерию обязательному аудиту подлежат государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели их деятельности соответствуют изложенным в пункте "3". Для муниципальных предприятий эти показатели могут быть понижены законом субъекта РФ;

Обязательный аудит в отношении организаций или индивидуальных предпринимателей проводится и в иных случаях, если он предусмотрен федеральным законом.

Обязательный аудит может проводиться только аудиторскими организациями. При его проведении в организациях, в уставных капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, заключение договора о проведении аудита должно осуществляться только по итогам проведения открытого конкурса. Аудиторская проверка в отношении лиц, в документации которых имеются сведения, составляющие государственную тайну, должна проводиться организациями, в уставном капитале которых отсутствует доля, принадлежащая иностранным лицам, и которые имеют полученный в установленном порядке доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.

За уклонение аудируемого лица от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению на него в судебном порядке налагается штраф в размере от 500 до 1000 минимальных размеров оплаты труда.

Виды аудита

№ пп. Критерии Виды

1. По отношению к пользователям информации 1. Внешний

2. Внутренний

2. По отношению к требованиям законодательства 1. Обязательный

2. Инициативный

3. По объектам аудита 1. Банковский

2. Аудит страховых организаций

3. Аудит бирж, инвестиционных институтов и внебюджетных фондов

5. Государственный

4. По назначению 1. Аудит финансовой отчетности

2. Налоговый

3. Аудит на соответствие требованиям

4. Ценовой

5. Управленческий (производственный) аудит

6. Аудит хозяйственной деятельности

7. Специальный (экологический, операционный и др.)

5. По времени осуществления 1. Первоначальный

2. Согласованный (повторяющийся)

3. Оперативный

6. По характеру проверки 1. Подтверждающий

2. Системно-ориентированный

3. Аудит, базирующийся на риске

Американский экономист Дж. К. Робертсон обращает внимание на то, что в профессиональной сфере существуют два этических аспекта — общая этика (духовный аспект) и профессиональная этика (практический аспект). Маутц и Шараф так определяли общую и профессиональную этику: «Этика поведения аудиторов и представителей любой другой профессии является не более, чем узкое применение общих понятий этики поведения, разработанных философами для всех людей. Общая теория этики является источником этических норм аудиторов».

Для урегулирования вопросов Международной федерацией бухгалтеров разработан и принят Кодекс этики профессиональных бухгалтеров (аудиторов) .

Основу методологии и организации аудита определяют его концепции и постулаты. Концепции устанавливают основные направления теории аудита и ее развития, совершенствования. Под постулатом аудита понимается определенное положение, предположение, утверждение, принимаемое без доказательств, пока не будет доказано обратное и используется для построения системы стандартов и норм (правил, инструкций и т.п.), регулирующих сферу .

Любой Кодекс этики прежде всего определяет фундаментальные принципы профессионального поведения аудиторов, которые выражают основные догматы профессионального поведения. Если принципы определяют определенную цель и выражают общие идеалы, к которым должны стремиться аудиторы, то правила профессионального поведения устанавливают минимальный уровень приемлемого поведения. К правилам дополнительно могут разрабатываться дополнения, которые их конкретизируют или расширяют, а также этические стандарты. Аудиторы должны максимально соблюдать правила и этические стандарты, а в случае отклонения от них — аргументировать и объяснять свои действия и решения.

Общими принципами аудиторской этики являются:

  1. независимость;
  2. объективность;
  3. компетентность;
  4. конфиденциальность;
  5. честность;
  6. профессиональное поведение;
  7. профессиональные нормы и технические стандарты;
  8. надлежащая (разумная) тщательность.

Кроме фундаментальных принципов профессиональной этики аудиторов существуют общие , то есть правила оказания аудиторских услуг и выполнения , которые формируются на основе требований Международных стандартов аудита и Национальных нормативов аудита. В Национальных нормативах аудита № 2 «Основные требования к аудиту» указано, что основные требования, регулирующие аудиторскую деятельность, делятся на две основные группы: этические и методологические.

К основным методологическим принципам аудита относят следующие:

  1. оценка значимости и достоверности ;
  2. оценка надежности систем и ;
  3. выбор методики и техники аудита, его методов и приемов;
  4. определение критериев существенности и достоверности;
  5. соблюдение методики оценки ;
  6. правила осуществления ;
  7. применения критериев оценки аудитором ;
  8. анализ информации, ее обобщение и формулирование выводов.

Основными принципами организации аудита являются:

  1. планирование;
  2. документирование;
  3. ответственность за сделанные выводы;
  4. взаимодействие аудиторов;
  5. привлечение экспертов;
  6. полное и объективное информирование клиентов;
  7. контроль качества работы аудитора;
  8. договорные отношения;
  9. взаимодействие с клиентом в процессе проверки;
  10. соблюдение принципов профессиональной этики аудиторов;
  11. соблюдение последовательности процесса аудита.

Помимо основных принципов организации аудита выделяют также и такие как:

  • рациональность;
  • научность;
  • экономичность;
  • полнота;
  • действенность;
  • целесообразность.

Актуальность, надежность и достаточность аудиторских доказательств зависят от объема проверенной информации и от готовности руководства предприятия организовать эффективную . Профессиональное соблюдение аудиторами общепринятых стандартов аудита обеспечивает надлежащее качество аудита и однозначное понимание результатов пользователями . Аудиторские доказательства должны быть достаточными и компетентными для выражения мнения о достоверности финансовой отчетности.

Независимость . Этот принцип является одним из основополагающих в аудите. Следует неукоснительно соблюдать положения Закона «Об аудиторской деятельности» и Кодекса этики международной федерации бухгалтеров, в которых отмечается, что «публично практикующие профессиональные бухгалтеры должны быть свободными и выглядеть свободными от любой заинтересованности, которая может быть признана (независимо от ее действительных последствий) несовместимой с принципами порядочности, объективности и независимости».

Принцип объективности возлагает на аудитора обязанность быть беспристрастным, честным, свободным от конфликта и личных интересов.

Компетентность определяет обязательность владения аудитором достаточными профессиональными знаниями и навыками, которые бы давали ему возможность качественно выполнять свою работу.

Согласно кодексов профессиональной этики (международного и национального) профессиональную компетентность следует разделить на две фазы:

  1. достижение уровня профессиональной компетентности;
  2. поддержание профессиональной компетентности на надлежащем уровне.

Принцип конфиденциальности предусматривает неразглашение аудитором без согласия клиента информации, полученной во время проверки (за исключением случаев, предусмотренных законодательством) и недопустимости ее использования для собственных корыстных целей или третьей стороны.

Принцип честности заключается в наличии у аудитора таких черт как справедливость, правдивость, порядочность при исполнении своих профессиональных обязанностей.

Профессиональное поведение — важный принцип аудиторской этики, который требует от аудитора соблюдения положений действующего законодательства, быть доброжелательным, добросовестным, внимательным к клиентам и коллегам, защищать интересы владельцев хозяйствующего субъекта и общества в целом; оказывать необходимую помощь и предоставлять советы клиентам, не создавать нечестную конкурентную борьбу за клиентов; не проявлять в отношении клиентов хитрость, обман или любые принудительные методы подписания договора, получения информации или выплаты гонорара.

Профессиональные нормы и технические стандарты . Данный принцип предусматривает предоставление аудитором своих услуг в соответствии с установленными техническими и профессиональными стандартами (Международных стандартов аудита, Национальных нормативов аудита, Кодекса профессиональной этики, внутрифирменных стандартов).

Надлежащая (разумная) тщательность . Необходимость этого принципа объясняется спецификой профессии : отдельные ошибки и неточности в отчетности могут оставаться невыявленными аудитором по объективным причинам, поэтому возникает аудиторский риск. Следует исходить из аксиомы, что аудитор не должен заверять абсолютную точность проверенных им отчетов. В связи с этим аудитор должен проявлять надлежащую (разумную) тщательность в своей работе, то есть такую, которая находится в пределах здравого смысла.

Аудитор в ходе планирования и проведения аудита должен проявлять профессиональный скептицизм и понимать, что могут существовать обстоятельства, влекущие за собой существенное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Проявление профессионального скептицизма означает, что аудитор критически оценивает весомость полученных аудиторских доказательств и внимательно изучает аудиторские доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства либо ставят под сомнение достоверность таких документов или заявлений. В ходе аудита аудитор должен проявлять профессиональный скептицизм чтобы, в частности, не упустить из виду подозрительные обстоятельства, не сделать неоправданных обобщений при подготовке выводов, не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема , а также при оценке их результатов.

При планировании и проведении аудита аудитор не должен исходить из того, что руководство аудируемого лица является бесчестным, но не должен предполагать и безоговорочной честности руководства. Устные и письменные заявления руководства не являются для аудитора заменой необходимости получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для подготовки разумных выводов, на которых можно было бы базировать аудиторское мнение.

Основоположниками постулатов аудита стали Х.А.Шараф и Р.К.Мауц, которые сформулировали восемь главных постулатов аудита :

  1. Финансовая отчетность и финансовые показатели могут быть проверены.
  2. Конфликт интересов аудитора и администрации не является неизбежным.
  3. Финансовая отчетность и другая информация, которая подлежит проверке, не содержит обусловленных тайным заговором ошибок или других необычных искажений.
  4. Удовлетворительная система внутреннего контроля устраняет возможность несоответствий (нарушений правил работы).
  5. Постоянное соблюдение позволяет создать объективное представление о и результатах хозяйственной деятельности.
  6. То, что было справедливо для предприятия в прошлом, будет справедливым и в будущем, если нет доказательств обратного.
  7. Если проверка финансовой информации выполняется с целью выражения независимого мнения, то деятельность аудитора регламентируется исключительно его полномочиями.
  8. Профессиональный статус независимого аудитора адекватен его профессиональным обязанностям.

Профессор Я.В.Соколов в своей статье «Десять постулатов аудита» предложил новую систему постулатов:

  1. Отчет должен быть проверенным.
  2. Непроверенный отчет не заслуживает доверия.
  3. Каждая последующая проверка может снижать ценность предыдущих и всегда менее информативная.
  4. При проверке исходят из того, что отчет составлен неверно.
  5. Мнение аудитора зависит от его интересов (профессиональных, моральных и материальных).
  6. Никто не застрахован от ложных выводов.
  7. Интересы администрации фирмы-клиента, ее владельцев и кредиторов не должны совпадать.
  8. Чем больше конфликтов внутри фирмы-клиента, тем надежнее ее отчетность.
  9. Чем меньше конфликтов внутри фирмы-клиента, тем менее надежна ее отчетность (данный постулат является обратным по отношению к предыдущему).
  10. Каждое утверждение аудитора (аудиторское доказательство) должно иметь определенную степень уверенности (надежности).

Украинский ученый В.С.Рудницкий, исследуя суть и значение постулатов аудита предложил две собственные формулировки постулатов аудита:

  1. Если предприятия соответствует его экономической политике и не противоречит действующему законодательству, аудитор может воспринимать финансовую отчетность с высоким уровнем доверия.
  2. Независимые процедуры аудита не должны противоречить интересам заказчика и должны отвечать национальным нормативам аудита.

Таким образом, основу системы регулирования профессиональной деятельности аудиторов составляют фундаментальные концепции и постулаты аудита, общая этика аудиторов и требования общества к аудиту, которые конкретизируются и приобретают юридическое (законодательное) значение в Кодексе профессионального поведения, национальных и международных стандартах аудита.

При осуществлении своей деятельности аудиторы должны руководствоваться принципами независимости, полноты, конфиденциальности.

Принцип независимости заключается в обязательности отсутствия у аудитора при формировании его мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в отношении проверяемого субъекта, превышающей отношения по договору на осуществление аудиторских услуг, а также какой-либо зависимости от третьей стороны, собственников или руководителей аудиторской организации, в которой аудитор работает. Требования к аудитору в части обеспечения независимости и условия, позволяющие считать, что аудитор не является зависимым, регламентируются Законом об аудите. В его статье 12 закреплены ограничения относительно круга аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, имеющих право проведения проверок. В частности, аудит не может осуществляться аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами; аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами в близком родстве.

Принцип полноты выражается в требовании достаточности состава проверяемых документов экономического субъекта для получения объективной оценки их достоверности или недостоверности.

Принцип конфиденциальности (аудиторская тайна) заключается в том, что аудиторы (аудиторские организации) обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудиторской деятельности, и не вправе предавать эти документы или их копии (как полностью, так и частично) каким бы то ни было третьим лицам либо разглашать устно содержащиеся в них сведения без письменного согласия организаций и (или) индивидуальных предпринимателей. Принцип конфиденциальности должен соблюдаться и тогда, когда разглашение или распространение информация о проверяемом экономическом субъекте не наносит ему материального или иного ущерба.

Аудиторские проверки можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от профиля аудиторской проверки и соответствующего ему типа квалификационного аттестата выделяют банковский аудит; аудит страховщиков; аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов и общий аудит (аудит иных экономических субъектов).

Аудит может быть внешним или внутренним . Под термином "внешний аудит" понимают собственно аудит, осуществляемый аудитором (аудиторской организацией). Внутренний аудит - это организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его локальными актами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля.


Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной . Инициативный аудит проводится в любое время и в тех объемах, которые будут установлены самостоятельным решением органа управления экономического субъекта, являющегося юридическим лицом, либо решением физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью.

Обязательный аудит - ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Обязательный аудит осуществляется, если хозяйствующий субъект удовлетворяет хотя бы одному из следующих критериев:

организационно-правовая форма. По данному критерию подлежат ежегодной аудиторской проверке открытые акционерные общества, независимо от числа акционеров, вида деятельности, размера уставного капитала.

вид деятельности. По данному критерию подлежат обязательному аудиту банки и другие кредитные организации; страховые организации и общества взаимного страхования; товарные и фондовые биржи; инвестиционные институты; государственные внебюджетные фонды, источником образования средств которых являются предусмотренные законодательством обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами; фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц.

финансовые показатели деятельности. Хозяйствующие субъекты подлежат обязательному аудиту при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей их деятельности: объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год превышает в 500 тысяч установленный законодательством минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный минимальный размер оплаты труда;

форма собственности. По данному критерию обязательному аудиту подлежат государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели их деятельности соответствуют изложенным в пункте "3". Для муниципальных предприятий эти показатели могут быть понижены законом субъекта РФ;

Обязательный аудит в отношении организаций или индивидуальных предпринимателей проводится и в иных случаях, если он предусмотрен федеральным законом.

Обязательный аудит может проводиться только аудиторскими организациями. При его проведении в организациях, в уставных капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, заключение договора о проведении аудита должно осуществляться только по итогам проведения открытого конкурса. Аудиторская проверка в отношении лиц, в документации которых имеются сведения, составляющие государственную тайну, должна проводиться организациями, в уставном капитале которых отсутствует доля, принадлежащая иностранным лицам, и которые имеют полученный в установленном порядке доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.

За уклонение аудируемого лица от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению на него в судебном порядке налагается штраф в размере от 500 до 1000 минимальных размеров оплаты труда.

Виды аудита

№ пп. Критерии Виды

1. По отношению к пользователям информации 1. Внешний

2. Внутренний

2. По отношению к требованиям законодательства 1. Обязательный

2. Инициативный

3. По объектам аудита 1. Банковский

2. Аудит страховых организаций

3. Аудит бирж, инвестиционных институтов и внебюджетных фондов

5. Государственный

4. По назначению 1. Аудит финансовой отчетности

2. Налоговый

3. Аудит на соответствие требованиям

4. Ценовой

5. Управленческий (производственный) аудит

6. Аудит хозяйственной деятельности

7. Специальный (экологический, операционный и др.)

5. По времени осуществления 1. Первоначальный

2. Согласованный (повторяющийся)

3. Оперативный

6. По характеру проверки 1. Подтверждающий

2. Системно-ориентированный

3. Аудит, базирующийся на риске

Вопросы и задания для самопроверки и собеседования

1. Что означает слово «аудит»?

2. Какая страна считается родиной аудита и почему?

3. Чем вызвано появление аудита?

4. В силу каких причин аудит получил наибольшее развитие в XIX–XX вв.?

5. Назовите этапы развития аудита. Дайте их краткую характеристику.

6. Кто ввел звание аудитора в России?

7. Какие особенности отличали должность аудитора в России -XIX вв.?

8. Охарактеризуйте этапы становления аудита в России в XX в.

9. Какова отличительная особенность создания аудита в России?

10. Что такое «большая четверка»?

11. Когда в России был принят первый нормативный документ, регулирующий аудиторскую деятельность?

12. Назовите три главных принципа аудита.

13. Какие группы фирм работают в настоящее время на российском рынке аудиторских услуг?

14. Как подразделяются бухгалтерия и аудит на Западе?

15. Какие основные функции выполняет современный аудит?

16. По каким признакам классифицируют аудит?

17. В чем отличие обязательного аудита от инициативного?

18. В чем основное отличие внутреннего аудита от внешнего?

19. В чем проявляется сходство между внутренним и внешним аудитом?

20. Что такое управленческий аудит?

21. Какова цель финансового (внешнего) аудита?

22. Как подразделяется аудит по сфере деятельности субъекта?

23. В чем отличие первоначального аудита от согласованного?

24. Назовите основные виды сопутствующих аудиту услуг.

25. Какой комплекс услуг могут оказывать аудиторские фирмы по постановке бухгалтерского учета?

26. В каких случаях организации пользуются аудиторской услугой по ведению учета?

27. Что понимается под таким видом аудиторских услуг, как подготовка бухгалтерского персонала?

28. С какими видами сопутствующих аудиту услуг связана автоматизация бухгалтерского учета?

29. Перечислите основные направления работы МФБ на ближайшие годы.

30. Назовите и кратко охарактеризуйте новые международные образовательные стандарты.

Глава 2
Принципы аудиторской деятельности. Стандарты аудита

В данной главе рассмотрены основные принципы аудита и принятые в международной практике стандарты действий аудиторов в процессе подготовки и проведения аудиторской проверки. Ознакомление с этими принципами и стандартами позволит разобраться в основных проблемах аудиторской деятельности и понять, каковы возможные пути их разрешения.

Прочитав эту главу, вы сможете:

Понять значение стандартизации в аудиторской деятельности;

Объяснить, какая организация и с какой целью занимается разработкой международных аудиторских стандартов;

Разобраться в общепринятой классификации аудиторских стандартов;

Указать структуру и содержание разрабатываемых в Российской Федерации национальных стандартов аудита;

Сопоставить международные аудиторские стандарты с национальными федеральными правилами (стандартами) аудита, принятыми в России;

Проанализировать связь системы аудиторских стандартов с существующей системой нормативного регулирования аудиторской деятельности.

2.1. Основные принципы аудита

Принципы, как отмечал известный немецкий философ Кант, человек возлагает на себя с торжественностью обета, они возвышаются над меняющимися желаниями, потребностями и обстоятельствами.

Одна из особенностей профессии аудитора заключается в том, что на аудиторах лежит огромное бремя ответственности, но их действия обычно нечасто подвергаются проверке. Именно поэтому западные деловые круги, основываясь на критерии нравственности, ставят профессию аудитора в один ряд с миссией священника.

Деятельность аудиторов регулируется международными стандартами аудита (МСА) (International Auditing Guidelines – IAG ).

Требования (принципы), предъявляемые к специалистам аудита и к процессу аудирования, описаны в МСА 200 «Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности».

Цель аудита финансовой отчетности изложена в п. 2 МСА 200, согласно которому аудит финансовой отчетности призван дать аудитору возможность выразить мнение о том, составлена ли финансовая отчетность во всех существенных аспектах в соответствии с установленными правилами формирования финансовой отчетности.

Общие принципы аудита, описанные в МСА 200, можно разделить на две группы:

1) основные принципы, регулирующие аудит;

2) основные принципы проведения аудита.

Основные принципы, регулирующие аудит , – этические и профессиональные нормы, определяющие взаимоотношения аудитора (аудиторской фирмы) и клиента. Эти принципы должны соблюдаться аудиторами и аудиторскими фирмами при оказании всех аудиторских услуг и учитываться при разработке нормативных документов, регулирующих аудит.

Основные принципы проведения аудита , т. е. правила, определяющие этапы и элементы аудиторской проверки.

Основные принципы, регулирующие аудит, изложены в Кодексе этики профессиональных бухгалтеров, разработанном МФБ. При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться следующими этическими и профессиональными принципами:

Независимость, честность и объективность;

Профессиональная компетентность и надлежащая добросовестность;

Конфиденциальность информации;

Профессиональное поведение;

Следование техническим стандартам.

Независимость, честность и объективность аудитора. Независимость аудитора – отсутствие какой-либо финансовой или иной имущественной заинтересованности аудитора в проверяемой компании. Например, аудитор не может проверять компанию, одним из собственников которой он является, а также не может участвовать в проверке, если с высшими должностными лицами компании-клиента его связывают родственные отношения. Аудитор не должен давать никакого повода для сомнений в своей независимости и объективности своего заключения.

Аудитор должен быть честным и объективным, его мнение и заключение – непредвзятыми и беспристрастными.

Профессиональная компетентность и надлежащая добросовестность аудитора. Аудитор должен обладать необходимой профессиональной квалификацией, заботиться о ее поддержании на должном уровне, соблюдать требования нормативных документов. Аудитор не должен делать вид, что он имеет опыт или экспертные знания, которыми в действительности не обладает. Приобретение профессиональной компетентности в аудите можно подразделить на две фазы:

а) достижение уровня профессиональной компетентности;

б) поддержание уровня профессиональной компетентности.

Первая фаза требует высокого уровня общего образования, за которым должны следовать специальное образование, повышение квалификации и сдача экзаменов по соответствующим дисциплинам по профессии – аттестация, а также определенный период работы по специальности.

На второй фазе должны постоянно отслеживаться изменения в законодательных и нормативных актах, развитие бухгалтерской и аудиторской профессий.

Конфиденциальность информации. Информация, полученная аудитором в ходе проверки или оказания других аудиторских услуг, является конфиденциальной и может быть использована или передана третьим лицам только с согласия клиента (данного в письменной форме) или по решению суда. Принцип конфиденциальности должен соблюдаться безусловно, даже если разглашение или распространение информации о клиенте не наносит ему материального или иного ущерба.

Профессиональное поведение. Привлекая к работе других аудиторов или вспомогательный персонал, аудитор должен быть уверен в их профессиональной компетентности и контролировать качество их работы. Аудитор не должен оказывать клиентам какие-либо услуги, если он не обладает достаточной квалификацией в данной области или не уверен в правильности своих рекомендаций.

Аудитор, работая с клиентом, должен использовать все свои знания и опыт, быть в курсе последних нововведений и изменений в области бухгалтерского учета, налогообложения и др.

Следование техническим стандартам. Для достижения цели аудита финансовой отчетности аудитор должен проводить аудиторские проверки в соответствии с МСА. В них содержится описание основных принципов и необходимых процедур, а также соответствующие рекомендации, представленные в форме пояснительного и иного материала.

Основными принципами проведения аудита являются следующие.

Определение объема аудита. Термин «объем аудита» относится к аудиторским процедурам, считающимся необходимыми для достижения цели аудита. Процедуры, необходимые для проведения аудита согласно МСА, должны определяться аудитором с учетом требований МСА, соответствующих профессиональных организаций, законов, нормативных актов и, если нужно, с учетом условий договоренности с клиентом. Аудитор должен получить достаточное представление обо всех сторонах финансово-хозяйственной деятельности субъекта проверки, организации его бухгалтерского учета и внутреннего контроля, чтобы адекватно спланировать проверку и получить данные, достаточные для составления объективного аудиторского заключения.

Планирование аудита. Планировать проведение аудита следует на основе предварительного анализа деятельности проверяемой организации, оценки масштаба предстоящих работ и системы внутреннего контроля.

Необходимо определить процедуры, которые следует использовать в процессе проверки, а также установить, нужно ли привлекать к работе других аудиторов, экспертов и вспомогательный персонал, и спланировать их деятельность, получив согласие клиента.

Использование работы других специалистов не снимает с аудитора ответственности за аудиторское заключение.

Аудитору нужно дать оценку систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, принятых в проверяемой организации, чтобы определить вероятность возникновения ошибок, влияющих на достоверность финансовой отчетности. На основе такой оценки определяют содержание, масштаб и количество аудиторских процедур.

Аудиторские доказательства (данные аудита) и аудиторская документация. В ходе проверки аудитору требуется собрать доказательства того, что финансовые отчеты составлены в соответствии с действующим законодательством и нормативами бухгалтерского учета и являются достоверными.

Согласно МСА аудит призван обеспечить достаточную уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая отчетность не содержит существенных искажений.

Важнейшие аудиторские доказательства (данные аудита) должны быть задокументированы. При необходимости аудитор может составлять рабочие документы, требующие для аудиторских процедур (ведомости, схемы и др.). Аудиторская документация является собственностью аудитора, однако информация, содержащаяся в ней, конфиденциальна и не подлежит использованию и (или) разглашению без согласия клиента.

Аудиторское заключение и аудиторский отчет. Аудитор излагает итоги проверки и выводы в аудиторском отчете и заключении. В отчете и заключении обязательно должно быть указано на достоверность финансовых отчетов, их соответствие во всех существенных аспектах действующему законодательству и нормативным документам по учету и отчетности. Составление заключения, подтверждающего финансовую отчетность с ограничениями (оговорками) либо вообще не подтверждающего ее, должно быть хорошо обосновано.

Стандарт разграничивает ответственность за финансовую отчетность. Необходимо разделять ответственность за финансовые отчеты и за аудиторское заключение. Аудитор ответствен только за выражение мнения о финансовой отчетности. Ответственность за подготовку, содержание и представление финансовой отчетности несет руководство проверяемой организации.

2.2. Аудиторские стандарты, их значение и необходимость унификации

С развитием транснациональных корпораций, интеграцией и превращением аудиторских фирм в крупные международные группы появилась потребность в унификации аудита в международном масштабе, так как проблемы в области аудита практически одинаковы во всем мире.

Разработкой профессиональных требований на международном уровне занимаются несколько организаций, в том числе МФБ. В рамках МФБ аудиторскими стандартами занимается Комитет по международной аудиторской практике (КМАП) (International Auditing Practicies Commitee – IAPC ), действующий на правах постоянного автономного комитета.

МСА, которые издает КМАП, преследуют две цели:

1) способствовать развитию профессии аудитора в странах, где уровень профессионализма ниже общемирового;

2) унифицировать по мере возможности подход к аудиту в международном масштабе.

Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит.

Аудиторские стандарты формируют единые базовые требования, определяющие нормативные требования к качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении. С изменением экономических условий аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру для максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.

На базе аудиторских стандартов формируются учебные программы для подготовки аудиторов, а также единые требования для проведения экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью.

Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.

Таким образом, значение стандартов состоит в том, что они:

Обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;

Содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;

Помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки;

Создают общественный имидж профессии;

Устраняют контроль со стороны государства;

Помогают аудитору вести переговоры с клиентом;

Обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса.

2.3. Деятельность Комитета по международной аудиторской практике в области разработки стандартов аудита

КМАП является постоянным органом Совета МФБ, состоящего из 13 стран и 4 организаций.

В настоящее время Совет включает представителей бухгалтерских органов Австралии, Канады, Франции, Германии, Италии, Японии, Иордании, Кореи, Нидерландов, Южной Африки, Объединенного королевства Великобритании, США, а также представителей Северной федерации государственных бухгалтеров, Международного координационного комитета ассоциаций финансовых аналитиков и др.

Члены КМАП назначаются соответствующими организациями – членами МФБ в странах, выбранных Советом МФБ. Представители, входящие в КМАП, должны быть членами одной из организаций, являющейся членом МФБ. А для обеспечения широкого разнообразия во взглядах в состав подкомитетов КМАП могут входить отдельные лица из стран, не представленных в КМАП. Необходимую информацию можно запрашивать из других организаций.

На КМАП возложена обязанность выпуска по поручению Совета МФБ МСА и сопутствующих услуг, а также положений о международной аудиторской практике (ПМАП). ПМАП разрабатываются с целью предоставления практической помощи аудиторам в соблюдении стандартов и обеспечения надлежащей аудиторской практики. Они не имеют силы стандартов.

Опишем этапы разработки МСА и положений о международной аудиторской практике (ПМАП).

1. КМАП делегирует подкомитету ответственность за составление конкретного проекта стандарта или положения. Методика работы КМАП заключается в отборе определенных тем, предназначенных для подробного изучения подкомитетами, созданными специально для этой цели.

2. Подкомитет изучает предварительно собранную информацию, представленную в виде положений, рекомендаций, исследований, а также материалов или проектов стандартов, опубликованных организациями – членами МФБ, региональными и иными организациями.

3. Разработка проекта стандарта или положения, который затем представляется для обсуждения в КМАП.

4. При одобрении 3/4 общего числа членов КМАП проект стандарта или положения представляется на рассмотрение всем организациям – членам МФБ, а также международным организациям, заинтересованным в его принятии.

5. Комментарии и предложения по проекту рассматриваются соответствующим подкомитетом с последующей передачей КМАП, после чего в проект вносятся необходимые изменения.

6. При одобрении 3/4 общего числа членов КМАП документ выпускается как окончательный норматив аудита.

В каждой стране должно осуществляться локальное регулирование международных стандартов в соответствии с установленной практикой. Такое регулирование возможно путем принятия национальных стандартов, инструкций и положений, издаваемых законодательными органами. Например, в некоторых странах (Австралии, Бразилии, Индии, Голландии) международные стандарты используются в качестве базы для разработки национальных стандартов аудита .

В странах, где решено не разрабатывать собственные стандарты аудита (Кипр, Малайзия, Нигерия, Фиджи, Шри-Ланка), МСА могут восприниматься в качестве национальных. В помощь странам – членам МФБ, которые хотят принять МСА в качестве национальных стандартов, КМАП подготовил текст заявления. Примерный текст заявления может быть использован для определения юридической силы принимаемых стандартов и возможности их применения в конкретной стране.

В наиболее экономически развитых странах, имеющих национальные стандарты аудита (Канаде, Великобритании, Ирландии, США), международные стандарты просто принимаются к сведению, но не превалируют над национальными.

Внутрифирменные стандарты аудита базируются, как правило, на национальных стандартах, детализируя их. Например, фирма «Делойт энд Туш» выработала стандарты по оплате аудита и сопутствующих услуг, которая несколько ниже, чем по стандартам, используемым конкурирующими аудиторскими фирмами.

Таким образом, стандарты аудита разделяются следующим образом:

1) международные;

2) национальные;

3) внутрифирменные.

2.4. Система международных стандартов аудита

Стандарты аудиторской деятельности – это нормативные правовые документы, регламентирующие единые требования к порядку осуществления, оформления и оценки качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценки их квалификации.

Таким образом, стандарты – это определенные требования:

К самому аудитору;

Процессу аудита;

Аудиторскому заключению.

Система МСА состоит из девяти взаимозависимых последовательных разделов:

1. Введение

2. Обязанности

3. Планирование

4. Система внутреннего контроля

5. Аудиторские доказательства

6. Использование результатов работы третьих лиц

7. Аудиторские выводы и заключения

8. Специальные области аудита

9. Сопутствующие услуги.

В данной системе можно также выделить укрупненную группировку, представленную в табл. 2.

Таблица 2

Система МСА



I. Общие стандарты характеризуют требования, которым должны соответствовать квалификация и личностные качества аудитора.

1. Проверка должна проводиться лицом или лицами, имеющими надлежащую техническую подготовку и квалификацию аудитора (компетентность ).

2. По всем вопросам, касающимся выполняемой работы, точка зрения аудитора или аудиторов должна постоянно оставаться независимой (независимость ).

3. При проведении проверки и составлении отчета необходимо подходить к этому с должной профессиональной тщательностью, вниманием и объективностью .

II. Рабочие стандарты (проведения аудита).

4. Работа должна быть достаточно хорошо спланирована , и за вспомогательным персоналом, если он есть, должен осуществляться надлежащий контроль .

5. Должна быть проведена надлежащая оценка существующей системы внутреннего контроля , чтобы установить, можно ли на нее полагаться, и определить на основе этого объем проверок.

6. Должны быть получены достаточно компетентно представленные материалы, используемые в качестве доказательств , путем:

Обследования;

Проверки;

Наблюдения;

Инспекции;

Опросов и подтверждений;

Математических расчетов и анализа – для обоснования заключения по проверяемым финансовым отчетам.

III. Стандарты отчетности – правила, касающиеся отчетов по результатам аудиторской проверки.

7. В своем отчете аудитор должен указать, какие именно финансовые отчеты проверялись, определить, соответствуют ли они общепринятым правилам бухгалтерского учета.

8. Аудитор должен указать, соблюдались ли правила ведения учета в текущем периоде по сравнению с предшествующим периодом.

9. Сведения, содержащиеся в финансовых отчетах, признаются достаточными и правильными , если в аудиторском отчете не сказано другое.

10. Отчет аудитора должен содержать четкое и определенное описание характера проделанной аудитором проверки и заключение по поводу финансовых отчетов в целом или указание причины, по которой заключение не может быть составлено.

Если в финансовых отчетах встречаются неточности, по которым у аудитора и клиента возникают разногласия, аудитор обязан это отразить в своем отчете.

IV. Специфические стандарты – стандарты, используемые при осуществлении услуг, сопутствующих аудиту.

Стандарты аудита не содержат детализированных инструкций их применения и определяют в основном направления, порядок и цель того или иного вида деятельности аудитора. Эти стандарты рассчитаны на высокий профессиональный уровень, компетентность и самостоятельность аудиторов.

В конце каждого МСА приводится раздел «Перспективы государственного сектора», в котором раскрываются характерные при аудите деятельности государственных учреждений случаи, требующие пояснения или дополнения. МСА, в которых такого раздела нет, применяются к аудиту финансовой отчетности в государственном секторе во всех существенных аспектах.