Налоги в современном обществе выполняют две функции. С одной стороны - наполняют бюджет (главный экономический инструмент государства), а с другой - регулируют экономику, позволяют выравнивать социальные стандарты и приоритетно развивать нужные обществу отрасли. Стройную систему данных платежей в кодифицированной форме законодательно закрепляет Налоговый кодекс РФ. Функционально он состоит из двух частей: общей, устанавливающей интегрирующие принципы налоговой системы, и специальной, раскрывающей механизм каждого отдельного налога или сбора. Отдельными главами во второй части Налогового кодекса представлены налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизный сбор (или просто акциз). Их рассмотрению и будет посвящена данная статья.
Своеобразие налогового регулирования заключается в том, что государство изменяет макроэкономическую среду, варьируя налоговые ставки. В этом заключается политика налогов. Характерно, что они должны соответствовать воспроизводственному принципу, т. е. способствовать росту общественного производства, повышению производительности труда. Однако налоговое регулирование - дело тонкое, поэтому меняя ставку налога, следует чутко держать руку на пульсе экономической конъюнктуры.
Наглядно его закономерности демонстрирует кривая Лаффера, названная в честь экономиста из лос-анджелесского университета, открывшего принцип зависимости бюджетных доходов от ставки налогообложения. он отобразил классически: по оси абсцисс - процент, взимаемый государством в казну, по оси ординат - сумма полученных налоговых. Вначале данная кривая возрастает. Экономический смысл этого таков: производство на данном отрезке возрастает быстрее ставки налога, соответственно и экономика прогрессирует, а налоговые поступления увеличиваются. Однако на уровне 40-50% ставки налогообложения (для стран I мира) и 35-40% (для стран III мира) кривая достигает максимума и начинает убывать. В этом случае говорят, что политика налогов - дискриминационная. При относительно высоких доходах работающего населения, составляет 40-45% от уровня его доходов.
Поэтому показателем прогрессивности социальной политики принято считать последовательное снижение удельного веса налогового бремени по отношению к доходам населения.
Налоги по характеру налогового изъятия подразделяют на прямые и косвенные. Базой налогообложения для прямых налогов являются доход (зарплата, прибыль, рента, процент) либо имущество (земля, дом, ценные бумаги), принадлежащие налогоплательщику. Примерами прямых налогов могут быть земельный на доходы, на имущество, на прибыль. Косвенный налог, в отличие от прямого, имеет принципиально иной характер - надбавки к цене либо тарифу.
Впрочем, для пользы дела прокомментируем обстоятельства формирования базы налогообложения налога на прибыль. Там также встречается термин «косвенный», однако в этом аспекте он не имеет ничего общего с косвенными налогами (налог на прибыль, как мы уже упоминали - прямой). В данной интерпретации схожесть названия связана не с характеристикой самого налога, а с процессом определения его величины. При определении базы налогообложения из нее вычитаются связанные с основным производством, и не вычитаются косвенные расходы. Налог на прибыль таким сугубо экономическим образом способствует большей специализации компании, минимизации ее непроизводственных расходов.
Что же касается косвенных налогов, то выдающийся немецкий экономист Карл Маркс прокомментировал их сущность в скрытом, спрятанном в каждой покупке, изъятии государством денежных средств у граждан. Кажется, что потребители просто покупают товар, поэтому не могут контролировать аппетиты бюджета. Фактически - плательщиком выступает потребитель, продавец же товаров и услуг выступает сборщиком косвенных налогов и посредником в перечислении их государству.
На территории России действуют следующие чистые косвенные налоги: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и таможенные пошлины.
НДС впервые ввели во Франции, в 1958 году прошло его пилотное апробирование, а затем и внедрение. В 70-е годы его позаимствовали остальные европейские страны. В России Закон «О НДС» был принят в 1992 году Правительством Егора Гайдара. Сначала его ставка составила 28%, что создало существенное налоговое бремя, а затем его снижали дважды: до 20% и 18%, соответственно.
Косвенный налог НДС успешно распространяется в мировых налоговых системах. В чем заключается причина его популярности? Скорее всего, в нечувствительности к кризисным явлениям в экономике и ацикличности, ведь налогом облагается не производство, а потребление.
Основными направлениями российской бюджетной политики на 2012 год и на период до 2014 года подчеркивается ведущее значение НДС в федеральной налоговой системе. На долю этого налога приходится 32-35% федеральных налоговых поступлений.
НДС как пример косвенного налога предполагает базой налогообложения (согласно ст. 146 НК РФ) реализацию товаров и услуг на территории России, передачу товаров и выполнение услуг, для которых не предполагается вычет, монтажно-строительные работы, выполняемые для собственных нужд, ввоз товаров на территорию РФ.
Налоговый кодекс исключает из предельно-широкой сферы налогообложения НДС некоторые операции: обращение рублей и иностранной валюты, передачу имущества компанией своему правопреемнику, переход имущества для уставной деятельности некоммерческих организаций, передачу имущества в порядке инвестиции, возвращение первоначального взноса участнику хозяйственного товарищества и общества, приватизацию физическими лицами государственных и муниципальных квартир, конфискацию, наследование имущества.
Косвенный налог НДС также предполагает ряд льготных ставок налогообложения. Во-первых, нулевая ставка. Она используется для товаров экспортируемых, определяемых режимом СТЗ (свободной зоны таможенной). Также ею пользуются по отношению к услугам по погрузке, транспортировке, сопровождению экспортируемых товаров, связанных с международным транзитом товаров через территорию России и по перевозке багажа и пассажиров, если они отправлены не с территории РФ.
Впрочем, если говорить далее о таком сложном налоге как НДС, то в нем применяется также пониженная ставка (10%) относительно продовольствия, детских товаров, СМИ и книжной продукции. Таким образом, федеральное налоговое законодательство предлагает облегченный налоговый режим для данных категорий товаров за счет понижения их цены и, соответственно, увеличения на них спроса. Как видим, косвенные налоги в РФ функционируют в определенной сфере, не связанной с циклами производства, а их приток в бюджет - более равномерен.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели при заполнении налоговой декларации по НДС включают в налогооблагаемую базу также:
Но есть и исключение из правила: юрлицо или ИП, доходы которого за предшествующие 3 месяца составляли не более 2 млн. рублей, пишет в обслуживающий налоговый орган соответствующее заявление и освобождается на 12 месяцев от уплаты НДС.
Мы рассмотрели пример косвенного налога НДС согласно главе 21 НК РФ лишь в части формирования базы налогообложения. Почему один пример? Чтобы читатели оценили трудоемкость его подсчета по первичным документам. Для крупного производственного предприятия грамотное составление налоговой декларации по НДС, влекущее за собой неприменение штрафных санкций со стороны налоговой, актуально и важно. Это труд, действительно квалифицированный, требующий специфических знаний аудитора. Данная сфера деятельности определяется Законом N 943-1 "О российских налоговых органах" от 21.03.1991 г. Налог на добавленную стоимость, а также налог на прибыль компаний являются наиболее сложными в исчислении, поэтому даже внутри самих налоговых органов существует негласная специализация: одни проверяют НДС, другие - налог на прибыль. Гораздо реже встречаются универсалы, которым по плечу и то, и другое.
Давайте рассмотрим «внутреннюю кухню» налоговой, касающуюся проверки, например, косвенного налога НДС. Вообще говоря, проверки бывают камеральными, выездными и включающими в себя оба предыдущих вида. По степени охвата базы налогообложения они подразделяются на тематические и комплексные, сплошные и выборочные.
Как происходит камеральная проверка НДС? Налоговые инспекторы осуществляют ее непосредственно у себя в офисе. К их услугам - ранее предоставленные проверяемым юрлицом или ИП налоговые декларации и затребуемые во время самой проверки регистры его бухгалтерского учета и первичные документы. Выездная проверка производится непосредственно при бухгалтерии юрлица (предпринимателя).
Как правило, накануне плановой выездной комплексной документальной проверки НДС производится камеральная проверка предоставленной налогоплательщиком отчетности по НДС и предоставленных к ним расчетов для последующего определения расхождений ее с фактически определенной налоговыми аудиторами по первичным налоговым документам.
НДС, как пример косвенного налога, демонстрирует два направления проверки аудиторами отчетности предприятия: полноту представленной в них налоговой базы НДС и корректности применения бухгалтерами налоговых вычетов.
При комплексной проверке, вначале тщательно проверяется наличие первичных документов по поставщикам. Касательно поставщиков, фигурирование предоставленных ими товаров и услуг как в налогооблагаемой базе, так и вычете (определяемом согласно статьей № 171-173 НК Российской Федерации) можно принимать во внимание лишь при соблюдении некоторых условий. Должен присутствовать первичный документ - счет-фактура от поставщика, который по бухучету оприходуется на отведенном ему счете, операция по нему включена в соответствующий отчетный налоговый период (имеется в виду соответствующая налоговая декларация).
Примером такого возмещения может служить возврат суммы превышения фактически выплаченного НДС над определенным НК РФ при следующей ситуации: книгоиздательское предприятие закупает бумагу и краски, платя при этом налог 18%, но готовая товарная продукция (книги) облагается налогом 10%. Исходя из вышеуказанного сумма превышения налога от закупки бумаги и красок над налогом за продажу книг - включается в налоговый вычет.
Продажа товаров отслеживается на основании счетов-фактур, выписанных проверяемым юрлицом, и его журнала продаж (специфического сводного налогового регистра, а фактически рукописной базы данных для налоговой декларации).
Данная проверка касается соответствия регистров бухучета по части расчетов с поставщиками и подрядчиками и расчетов с подотчетными лицами. При этом вторые экземпляры счетов-фактур обязательно прилагаются к журналу.
Косвенный налог НДС определяется по принципу нефиктивности операций (за поставку каждого товара должен быть соответствующий расчет безналом - с текущего счета предприятия, либо из кассы - наличкой). Таким образом определяются возможные попытки возврата предприятию НДС по фактически несуществующим операциям.
Налоговики проверяют операции по К-ту счета 201 01 610 и по К-ту счета 201 04 610. Если нет счета-фактуры за продажу товаров (услуг), по нему проводят встречную налоговую проверку в бухгалтерии контрагента юрлица. Если и там его нет - сделка фиктивна, а это является экономическим преступлением. При этом обращается внимание на хронологический порядок составления и регистрации счетов-фактур. Также выборочно-встречные проверки назначаются и по крупным поставкам, по которым счета-фактуры имеются.
Предприятие-поставщик должно обладать компетентным юридическим сопровождением оформления договоров. Речь идет о том, что реализация услуг и товаров всегда должна производиться при условии увеличения их цены на сумму НДС. Стороны, заключающие договор, обязаны четко определить обязательный реквизит указанной цены - с налогом или же без налога. В договоре указывается цена без НДС, именно она выступает базой налогообложения. Поэтому крайне желательно в самом договоре выделить сумму НДС отдельной строкой.
Последнее связано с тем, что согласно ст. 424 ГК России стороны оплачивают цену товара по реквизитам, указанным в договоре.
Заканчивая наш обзор по НДС, отметим, что он из-за своего универсального характера, является одним из наиболее сложных по своей методике среди существующих в РФ налогов.
Косвенные налоги в РФ (кроме крупнейшего из них - налога на добавленную стоимость) включают в себя федеральный налог - акцизный сбор (часто называемый сокращенно - акцизом) и таможенные пошлины. Он взимается с определенных групп товаров как при продаже их на территории России, так и при перемещении их через российскую границу. Перечисляют его в бюджет юрлица и ИП, а фактическими плательщиками являются потребители, т. к. он включен в цену покупаемых ими товаров. Поскольку сумма налога включена в цену товара, то очевидно, что косвенным налогом является акцизный сбор.
Как правило, подакцизными являются автомобили, алкогольная продукция, дизельное топливо, моторные масла, пиво, прямогонный и автомобильный бензин, спирт и спиртосодержащая продукция, табачная продукция.
Согласно статьи 182 Налогового кодекса, объектом налогообложения являются операции по реализации налогоплательщиком подакцизных товаров, произведенных в России, получение и оприходование данной продукции, отдельные типы передачи товаров (давальческая схема), операции перемещения подакцизных товаров за пределы России.
Пп. 1 п. 6 ст. 182 НК РФ фиксирует возникновение подакцизного объекта при конфискации и оприходованию бесхозяйственных товаров данным косвенным налогом. Является объектом налогообложения и передача подакцизного имущества в уставные фонды компаний.
Не облагается акцизом экспорт подакцизных товаров, передача между подразделениями производственного предприятия, первичная передача конфиската для последующей промышленной обработки, ввоз на таможенную территорию подакцизных товаров с последующим отказом в пользу государства, ввоз подакцизного имущества в портовую СЭЗ.
Действующие ставки акцизного сбора на период до 2015 года представлены в ст. 193 НК РФ.
Налоговые органы производят документальную проверку, берут во внимание контракт плательщика налога со своим контрагентом, документы об оплате в комплексе с банковской выпиской о перечислении денежных средств, грузовую таможенную декларацию, копии подтвердительных транспортных документов, свидетельствующих о вывозе подакцизной продукции за пределы России.
Налоговый период для внутренней реализации подакцизных товаров есть месяц, для перевозимых через границу - согласно ТК РФ.
Исходные условия : ЛВЗ производит водку с содержанием спирта этилового 40%. Производство ее характеризуется ежемесячным объемом 500 л. Актуальная налоговая ставка - 210 рублей за литр спирта этилового безводного. Сумма акциза по купленному спирту этиловому составляет 1650 рублей.
Решение : Налогооблагаемая база составит: 500 х 40% = 200 л.
Сумма акциза, соответствующая реализованной водке: 200 л х 210 руб = 42 000 руб.
Сумма акциза к уплате: 42 000 - 1650 = 40 350 руб.
Косвенные налоги являются непременным атрибутом современной налоговой системы. Особое значение в ней имеет НДС, обеспечивающий наибольшую сумму налоговых бюджетных поступлений (для России 33-35%). Следует заметить, что ставка налогообложения НДС является важным стимулом развития экономики. Не удивительно, что за период наращивания экономического потенциала страны, начиная с 1992 года, ставка НДС в РФ уменьшилась с 28% до 18%.
Отметим, что акциз - косвенный налог, но довольно специфический. Хотя он имеет на порядок меньший удельный вес в налоговых поступлениях, чем НДС, однако его ставки являются индикатором отношения государства к среднему классу.
Российская налоговая система включает в себя определенный набор налоговых обязательств, подразделяющихся на прямые и косвенные. Данная классификация определяется порядком взимания налога:
Прямые налоги взимаются с имущества плательщика и его доходов. В качестве имущества выступают те объекты, которыми владеет плательщик – участки земли, недвижимые и движимые объекты, бумаги ценного характера, в качестве доходов – выплаты физлицам сотрудникам (например, в виде зарплаты), прибыль юрлиц, %-ты от различных операций.
То есть прямыми налогами облагается то, что имеется у плательщика. Считаются они в зависимости от стоимостного показателя имущества или величины дохода и подлежат перечислению в государственную казну плательщиком. Данный тип налоговой нагрузки представляет собой стабильное пополнение госбюджета, что составляет его основное достоинство.
Главным недостатком является их открытость для плательщика, что влечет за собой желание последних скрыть реальное положение дел путем занижения налоговой базы и скрытия доходов.
Косвенные налоги – это добавки к реализуемым ценностям, услугам различного характера и произведенным работам. При продажных операциях продавец выставляет покупателю стоимость, увеличенную на сумму дополнительного налога (акцизы, пошлины, НДС). Покупатель оплачивает всю предъявленную стоимость продавцу, в свою очередь, продавец осуществляет перечисления налога государству. Получается, что налоговая нагрузка приходится на конечного потребителя, но в бюджет налог перечисляется через продавца (поставщика), то есть косвенно через посредника.
Главным достоинством косвенных налогов можно назвать их закрытость для лиц, на которых возложено данное налоговое бремя. Потребители покупают товары, оплачивают услуги, уплачивая при этом косвенные налоги, зачастую даже не подозревая и не задумываясь об этом. Такая скрытость имеет важное значение в плане социального и политического положения в стране.
Недостаток косвенных налогов в несправедливости распределения налоговой нагрузки среди слоев населения с различным уровнем дохода. Так, граждане с низкими доходами ощущают сильнее повышение цен на величину косвенных налогов, в то время как для богатых граждан это не так значительно. Справедливым было бы применять пониженные ставки в отношении товаров широкого потребления и не облагать налогом вовсе товары, ориентированные на бедные слои населения. Одновременно с этим товары, предназначенные для обеспеченных граждан, нужно облагать более высокими ставками. Частично это и выполняется путем применения различных налоговых ставок (от 0 до 18%).
Еще одним недостатком можно назвать прямую зависимость величины добавляемого косвенного налога от текущей инфляции в стране. Рост цен влечет за собой и повышение налоговой нагрузки.
Показатель | Прямые | Косвенные |
Носитель налоговой нагрузки | Плательщик налога | Конечный потребитель |
Взаимосвязь с государством | Прямая | Через посредника (продавца или производителя) |
Объект, облагаемый налогом | Собственное имущество, доходы различного характера | Реализуемые ценности, услуги, работы |
Факторы, оказывающие влияние на величину налога | Размеры доходов, полученной прибыли, вид деятельности, семейное положение и др. | Цены товара, продукции, услуг, их разновидности, тарифы |
Зависимость от финансовой и хозяйственной деятельности | Зависят напрямую | Не зависят |
Сложность расчета | Сложные | Простые |
Уровень собираемости | Высокий | Низкий |
Участие в ценообразовании | Включаются в цену на стадии производства | Включаются в цену на стадии реализации |
Степень открытости | Открыты (плательщик осознает, что он платит и в каком размере) | Закрыты (потребитель часто не осознает факт уплаты) |
Имущественные
На доходы:
НДС – налог, добавляемый к стоимостному показателю в отношении продаваемых товарных ценностей, продукции, работ, услуг различного назначения, относится к федеральным. Данный налог уплачивается потребителями продавцу (производителю), приобретающими продукцию, услуги, товары, в составе стоимости этих ценностей, после чего величина налога продавцом переносится в федеральный бюджет государства. Это основной источник финансирования бюджета, составляющий почти четвертую часть всех налоговых поступлений. Вместе с тем это один из самых сложных налогов, имеющий множество запутанных и проблемных нюансов, споры именно по этому виду налога составляет подавляющее большинство в общей доле судебных разбирательств.
Акцизы – представляют собой специальные налоги, которые добавляются к цене отдельных категорий ценностей, например, спирт, автомобильный транспорт, табак, топливо.
Таможенные пошлины – взимаются при помещении товаров на таможенную российскую территорию.
Государственные пошлины – взимаемые государством платежи при выполнении операций, определенных в законодательном порядке.
Данный показатель носит важную значимость для характеристики налоговой системы страны.
Для эффективной налоговой модели в РФ требуется установить оптимальное соотношение рассматриваемых видов налогов. Для устойчивого положения государству следует стремиться к такому долевому участию каждого типа налоговых обязательств, при котором будет достигнуто благоприятное положение и для налогоплательщиков, и для страны. При этом нужно учитывать реальные экономические приоритеты и потребности, а также уровень развития государства.
Сегодня в России наблюдается тенденция к формированию налоговой модели смешанного типа соотношения, при которой наблюдается множество разнообразных налоговых обязательств в примерно равном долевом участии. Такое равномерное распределение налоговой нагрузки позволяет исключить возможность влияние какой-то определенной разновидности налога на формирование госбюджета.
Сейчас прямые налоги, перечисляемые организациями, преобладают над налогами, уплачиваемыми физлицами. При этом доля косвенных налогов выше примерно в 2 раза, что обычно характерно для развивающихся стран. Развитые страны делают упор на прямое налогообложение.
Определяя подходящую модель соотношения косвенного и прямого налогообложения нельзя слепо использовать наработки зарубежных стран, необходимо учитывать экономическую и политическую ситуацию в стране, менталитет граждан, особенности российского законодательство в области налогообложения.
Каждый гражданин любой страны мира платит налоги, являющиеся основой формирования государственной казны. Он может делать это от своего лица (перечисляя в казну государства так называемые "прямые" сборы") или осуществляя платежи косвенного типа.
Оснований для классификации налогов достаточно много. Мы рассмотрим трактовки, наиболее распространенные в России. Постараемся раскрыть суть таких явлений, как прямые налоги, "налоговый агент", "офшор", и рассказать о том, что означают прочие интересные термины.
Что выступает объектом налогообложения? К таковым явлениям принято относить определенного рода действия (а также события или же состояния), которые дают государству законный повод исчислить налог. Например, это может быть сделка купли-продажи недвижимости, ввоз товара в страну, владение какой-либо собственностью.
Что же такое предмет налогообложения? Это, собственно, материальная (фиксируемая в тех или иных величинах) основа совершения тех действий, которые формируют объект налогообложения. То есть, в случае со сделкой купли-продажи недвижимости это квартира, дом, земельный участок, при ввозе товара в страну - это, собственно, то, что везется (продукты, одежда, электроника), если речь идет о владении собственностью - это ее конкретный вид (жилье, автомобиль).
Определившись с тем, что такое объект и предмет сборов, изучим понятие прямых и косвенных налогов. Этот способ классификации обременений является общепринятым в среде российских юристов.
Какие налоги принято относить к прямым? В общепринятой российскими юристами трактовке такой тип сборов осуществляется государственными органами с имущества (его рыночной стоимости в установленной валюте) или же доходов граждан. Тот субъект, который получает выручку, подлежащую налогообложению, называется фактическим плательщиком. Практически во всех странах мира есть обременения такого типа. К прямым налогам относятся самые разные виды сборов. Какие из них наиболее часто встречаются в России? Это НДФЛ, налог на прибыль организаций, на дарение, имущество, наследование, добычу нефти, газа, угля и т. д.
Один из ключевых критериев, определяющих сущность термина "прямые налоги" - то, что субъект осуществления платежей делает взносы в казну сознательно - сам, или же доверяя перечисление денежных средств особому агенту (о них - чуть позже). Либо, по крайней мере, находясь в курсе того, что такую-то сумму по такому-то основанию необходимо перечислять в пользу государственного бюджета.
Еще одна важная характеристика прямых налогов - персонификация. Государство знает, кто и сколько должен бюджету, и на каком основании этот долг возник. В некоторых случаях органы власти обеспечивают возможность оплаты прямых налогов посредством сразу нескольких каналов - только бы субъект обременения осуществил свои обязанности по перечислению нужной суммы.
Прямые налоги принято подразделять на два вида. Первый - так называемые "личные" сборы. Они представляют собой налоги, которыми облагаются доходы либо имущество граждан и организаций, исходя из индивидуальных денежных показателей. То есть, в расчет берется как фактическая величина выручки (зарплаты, ренты и т.д.), стоимости объектов собственности, принадлежащих конкретному лицу - физическому или юридическому. Прямой личный налог, фактически, привязан к паспорту или ИНН человека (или же ОГРН организации). Государство в данном случае не сильно интересует конкретный предмет налогообложения, в большей - тот субъект, который обязан уплачивать с полученной выручки отчисления в бюджет.
Второй основной тип сборов, которые к прямым налогам относятся - это "реальные" платежи. Они взимаются не с конкретного субъекта (физлица или организации), а с определенного вида принадлежащей ему собственности - земли, недвижимости, ценных бумаг и т. д. При подсчете сумм, подлежащих уплате в казну государства, учитываются внешние характеристики объектов налогообложения. Если это, например, дом, то определяющую роль играет его площадь. Как правило, подсчет потенциального дохода, который может принести владельцу тот или иной объект недвижимости, не ведется.
И потому каждый год начисляется налог на имущество - прямой, подлежащий обязательной уплате. Хоть он и сравнительно невелик в России (во многих других странах мира такие сборы исчисляются, исходя из рыночной стоимости имущества, и могут составлять существенные по размеру суммы).
Мы узнали, что прямые налоги делятся на несколько типов, определили их сущность, узнали, почему они так называются. На очереди - изучение совершенно иного типа сборов. А именно налогов, относящихся к косвенным. Попробуем изучить их основные особенности.
К косвенным сборам относятся суммы, подлежащие выплате в казну государства на основе устанавливаемых непосредственно налогоплательщиком надбавок к основной стоимости какого-либо актива. Самые распространенные виды такого типа денежных обременений - акцизы, таможенные пошлины, а также НДС.
Сборы такого типа называются косвенными потому, что фактически их оплату производит не сам субъект перечисления сборов, а некоторое третье лицо. Как правило - покупатель товара. НДС, пошлины и акцизы - это издержки, которые закладываются предпринимателем в отпускную стоимость товара (можно сказать, что наравне с расходами на транспорт, погрузку, закупку у производителя, рекламу и т.д.).
Этим-то и отличаются налоги прямые и косвенные: в случае с первыми, плательщик сознательно переводит денежные средства государству, а при уплате вторых - за него это делают третьи лица. Которые, в свою очередь, могут и не быть осведомленными об этом (все-таки нюансы начисления того же НДС, а также определения его доли в себестоимости товара - как правило, закрытая для покупателей информация).
Налоговая грамотность населения и налоговая этика на сегодняшний день являются одной из проблем фискальной политики государства. Многие граждане, не вникая в сущность функционирования страны, не понимают необходимости уплаты налогов и зачем они вообще нужны.
Государство представляет собой особенный институт, призванный обеспечить справедливое сосуществование различных общественных групп, и требует для своего функционирования существенных затрат. Обеспечить затратную сторону механизма управления и призваны налоги.
Они нужны для осуществления следующих функций:
Они подразделяются на следующие виды: прямого действия и косвенного .
Этот вид обложения производится целенаправленно с , а также других сумм. К объектам налогообложения относят и в виде , ценных бумаг, сооружений.
Перечисление производится непосредственно в державную казну.
К таковым относятся налоги на проданные услуги, товары:
Расчетная величина включается в стоимость продаваемого продукта, получается продавцом во время покупки, а затем выплачивается государству. То есть, данный налог оплачивается конечным потребителем, но выплачивается продавцом.
Подробную информацию о данных платежах вы можете узнать из следующего видео:
Они разделяются по характеру и назначению:
Кроме той особенности, что плательщиками являются покупатели товаров, для них характерна хорошая собираемость, поскольку они входят в стоимость продукции и уклонение от них невозможно.
Вместе с тем, переложить их на покупателя не всегда возможно. Повышение сбора или акциза автоматически снижает уровень спроса на продукцию, способствуя образованию залежавшегося товара и неликвидов. Во избежание затоваривания предприниматель вынужден снижать цену, производя уплату за счет собственной прибыли. Следовательно, налог из непрямого в какой-то степени превращается в прямой.
Еще не так давно косвенные налоги рассматривались только как явление отрицательное. Однако характеризовать их только в качестве финансовой нагрузки на население не имеет смысла, поскольку таковыми являются любые сборы. Можно говорить только о разумности их использования с точки зрения влияния на социальное положение граждан, их способность выполнять функцию наполнения бюджета.
Преимущество данных налогов связано с их значением в образовании бюджета. Однако они могут стать эффективным рычагом управления экономикой с целью достичь определенных финансовых результатов.
Это связано со следующими их особенностями:
Оценка влияния различных видов налогообложения в России весьма существенна не просто для понимания развития экономики, но также и для оценки возможного применения мирового опыта. Естественно, что это должно быть не огульное применение привлекательной на вид системы, а с учетом национальных особенностей хозяйства, менталитета населения, обычаев потребления. Необходимо учитывать действующую структуру национальной фискальной системы.
Для разработки эффективной и гибкой системы налогообложения нужно определить эффективное взаимодействие прямых и непрямых налогов, а конкретно – эффективный вклад каждого вида.
Налоговое воздействие на бизнес и на население страны должно быть комфортным как для граждан, так и для государства.
Сегодня мировая практика выделяет четыре основные системы по соотношению прямых и непрямых налогов:
Налоговая система в РФ ближе к латиноамериканской модели с элементами евроконтинентальной. Налоговые поступления от бизнеса составляют порядка 70%.
По-видимому, такое бремя тяжело для предпринимателей, но сместить часть нагрузки на рядовых налогоплательщиков вряд ли представляется возможным в настоящее время ввиду невысокой покупательной способности граждан. Основной причиной следует считать низкую эффективность общественного производства.