Председатель фонда социального страхования российской федерации. Фонд социального страхования

Председатель фонда социального страхования российской федерации. Фонд социального страхования

Многих людей, которые только начали свою деловую деятельность и зарегистрировали ее как , интересует много вопросов, связанных с уплатой налогов, взносов и отчетов. И наиболее актуальный вопрос для них на сегодняшний день – это, что такое ФСС и почему нужно , а также предоставлять отчет.
ФСС или фонд социального страхования – это государственный фонд, относится к федеральной собственности России. Этот фонд был специально создан для того, чтобы выплачивать пособия людям, которые временно не могут работать по причине болезни, женщинам в период беременности, при рождении ребенка, а также по уходу за ним до момента исполнения трех лет. ФСС может выплачивать пособия трудящимся, а также членам их семей, когда они находятся на санитарно-курортном лечении.

Предусмотрены и иные выплаты в зависимости от целей социального страхования.
Хоть ФСС и является государственной организацией, средства на выплату пособий поставляет ей не государство, а коммерческие организации, в виде страховых взносов. К этим организациям относится и ИП, у которого есть наемные рабочие с заключенным в соответствии с законодательством трудовым договором. Но при этом все эти средства являются собственностью государства. Правда, эти средства не идут в учет при расчете бюджета государства, и не могут быть изъяты им.

Кроме того источником создания фонда служат доходы от инвестирования свободных средств в акции, банковские вклады и прочее, а также ассигнации из республиканского бюджета, которые направлены на предоставление льгот людям, пострадавшим от каких-либо радиационных аварий.

А теперь о том, почему ИП должен представлять отчет ФСС.

ИП, в случае, если у него есть работники, с которыми подписан трудовой договор, автоматически становится страхователем этих работников. В ФСС предприниматель платит два вида страховых взноса : взносы, направленные на выплату людям в случае временной не трудоспособности или в случае материнства; взносы на обязательное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Эти взносы необходимо выплачивать каждый месяц. Размер взносов регулируется законодательством РФ.
В определенных случаях ФСС выплачивает страховку совместно со страхователем, то есть с ИП. И для того, чтобы фонд знал, что, сколько и кому выплачивать, ИП должен представлять отчетность о том, сколько людей находится у него в штате, сколько болеют, сколько в декретном отпуске и так далее.
Исходя из этого, получаем то, что индивидуальный предприниматель должен представлять отчет по двум основным причинам: для подтверждения своих взносов; для того, чтобы фонд знал, кому выплачивать пособия по страховке.

Для справки: ИП должен представлять отчет каждый квартал , не позднее 15 числа последнего месяца квартала. Если у индивидуального предпринимателя нет работников, то он не обязан выплачивать страховые взносы, и представлять отчетность ФСС.

Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов Федеральный закон от 28 ноября 2018 года №431-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 29 сентября 2018 года №2074-р. В соответствии с Федеральным законом доходы Фонда прогнозируются в 2019 году в сумме 752,9 млрд рублей, в 2020 году – 782,7 млрд рублей, в 2021 году – 792,6 млрд рублей. Расходы прогнозируются в 2019 году в сумме 741 млрд рублей, в 2020 году – 787,4 млрд рублей, в 2021 году – 823,9 млрд рублей. Бюджет Фонда на 2019 год сформирован с профицитом в 11,9 млрд рублей.

29 сентября 2018 , Социальное страхование О внесении в Госдуму законопроекта о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов Распоряжение от 29 сентября 2018 года №2074-р. Доходы Фонда предусмотрены в 2019 году в сумме 752,95 млрд рублей, в 2020 году – 782,7 млрд рублей, в 2021 году – 792,6 млрд рублей. Расходы прогнозируются в 2019 году в сумме 741 млрд рублей, в 2020 году – 787,4 млрд рублей, в 2021 году – 823,9 млрд рублей.

5 декабря 2017 , Социальное страхование Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон о бюджете Фонда социального страхования на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов Федеральный закон от 5 декабря 2017 года №364-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 29 сентября 2017 года №2081-р. Общий объём доходов Фонда в 2018 году запланирован в сумме 708,9 млрд рублей, в 2019 и 2020 годах – 739,7 млрд и 774,3 млрд рублей соответственно. Совокупный объём расходов бюджета Фонда в 2018 году прогнозируется в размере 736,6 млрд рублей, в 2019 и 2020 годах – 775,4 млрд и 811 млрд рублей соответственно.

16 октября 2017 , Социальное страхование Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон об исполнении бюджета Фонда социального страхования за 2016 год Федеральный закон от 16 октября 2017 года №289-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 26 мая 2017 года №1033-р. В соответствии с Федеральным законом доходы бюджета Фонда социального страхования за 2016 год составили 616,4 млрд рублей, а расходы – 664,9 млрд рублей. Бюджет Фонда за отчётный период исполнен с дефицитом в объёме 48,5 млрд рублей.

29 сентября 2017 , Социальное страхование О внесении в Госдуму законопроекта о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов Распоряжение от 29 сентября 2017 года №2081-р. Доходы фонда предусмотрены в 2018 году в сумме 708,9 млрд рублей, в 2019 году – 739,7 млрд рублей, в 2020 году – 774,3 млрд рублей. Расходы прогнозируются в 2018 году в сумме 736,6 млрд рублей, в 2019 году – 775,4 млрд рублей, в 2020 году – 811 млрд рублей.

20 декабря 2016 , Социальное страхование Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон о бюджете Фонда социального страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов Федеральный закон от 19 декабря 2016 года №417-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 28 октября 2016 года №2266-р. Общий объём доходов бюджета Фонда в 2017 году прогнозируется в сумме 642,2 миллиарда рублей, а в 2018 и 2019 годах – 674 миллиарда рублей и 704,7 миллиарда рублей соответственно. Расходы бюджета Фонда в 2017 году запланированы в сумме 683,4 миллиарда рублей, а в 2018 и 2019 годах – 715,1 миллиарда рублей и 741,1 миллиарда рублей соответственно.

20 декабря 2016 , Социальное страхование Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон об изменениях в бюджете Фонда социального страхования на 2016 год Федеральный закон от 19 декабря 2016 года №446-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 28 октября 2016 года №2287-р. Федеральным законом уточняются отдельные статьи доходов и расходов бюджета Фонда социального страхования на 2016 год по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Так, доходы бюджета фонда по этому виду страхования уменьшаются на 3,7 млрд рублей, а расходы увеличиваются на 0,18 млрд рублей.

31 октября 2016 , Социальное страхование Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон об исполнении бюджета Фонда социального страхования за 2015 год Федеральный закон от 31 октября 2016 года №380-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 30 мая 2016 года №1051-р. В соответствии с Федеральным законом доходы бюджета Фонда социального страхования за 2015 год составили 541,3 млрд рублей, расходы – 612,1 млрд рублей. Бюджет Фонда за отчётный период исполнен с дефицитом в объёме 70,8 млрд рублей.

28 октября 2016 , Социальное страхование О внесении в Госдуму законопроекта об изменениях в бюджете Фонда социального страхования на 2016 год Распоряжение от 28 октября 2016 года №2287-р. Законопроектом предлагается скорректировать основные параметры бюджета Фонда социального страхования на 2016 год в связи с уменьшением дохода, полученного от инвестирования резерва средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также увеличением расходов на медицинскую и социальную реабилитацию застрахованных лиц.

28 октября 2016 , Социальное страхование О внесении в Госдуму законопроекта о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов Распоряжение от 28 октября 2016 года №2266-р. Доходы бюджета фонда предусмотрены в 2017 году в сумме 642,2 млрд рублей, в 2018 году – 674,0 млрд рублей, в 2019 году – 704,7 млрд рублей. Расходы прогнозируются в 2017 году в сумме 683,4 млрд рублей, в 2018 году – 715,1 млрд рублей, в 2019 году – 741,1 млрд рублей.

15 декабря 2015 , Социальное страхование Президент России подписал Федеральный закон о бюджете Фонда социального страхования на 2016 год Федеральный закон от 14 декабря 2015 года №363-ФЗ. Проект федерального закона был внесен в Госдуму распоряжением Правительства от 23 октября 2015 года №2133-р. Утверждается бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год, из средств которого будут финансироваться обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и, оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части, касающейся оплаты санаторно-курортного лечения и проезда к месту лечения и обратно.

3 ноября 2015 , Социальное страхование О внесении в Госдуму законопроекта, направленного на обеспечение прав страхователей и застрахованных лиц в системе обязательного социального страхования Распоряжение от 31 октября 2015 года №2206-р. В случае банкротства страхователя законопроект позволит обеспечить правовые основания для назначения и выплаты территориальными органами Фонда социального страхования пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячных пособий по уходу за ребёнком. Это усилит социальные гарантии застрахованных работников.

1

Фонд социального страхования специализированное кредитнофинансовое учреждение, назначение которого управление финансами социального страхования .

Фонды социального страхования носят государственный характер.

Основные задачи фонда социального страхования:

  • обеспечение гражданам государственных пособий на лечение, реабилитацию, оздоровление;
  • участие в системе разработки и реализации государственных программ охраны здоровья населения;
  • осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость ФСС;
  • организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов;
  • сотрудничество с аналогичными фондами.

Выплата пособий:

  • по временной нетрудоспособности;
  • по беременности и родам, уходу за ребенком;
  • на реабилитацию после болезней и профилактику;
  • на частичное финансирование внешкольного обслуживания детей;
  • на создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости ФСС;
  • на проведение исследовательских и научных работ по социальному страхованию.
Обязательные страховые взносы:
  • работодателей;
  • граждан;
  • прочие платежи;
  • финансирование из средств госбюджета

Платежи в Фонд социального страхования

Отчисления в Фонд социального страхования установлены в размере 4,0% по отношению к начисленной оплате труда.

Средства государственного социального страхования направлены на выплату пособий: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель), ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом.

Финансовые ресурсы фонда социального страхования

Фонд социального страхования РФ является вторым по объему аккумулируемых финансовых ресурсов после Пенсионного фонда РФ.

Для выполнения Фондом социального страхования своих функций, в нем должен быть сконцентрирован такой объем финансовых ресурсов, который был бы достаточным для выплат предусмотренных законодательством видов страхового обеспечения и прочих гарантий и льгот.

Но этот объем ресурсов не должен быть излишним. В противном случае его накопление стало бы избыточным бременем для работодателей — плательщиков взносов. Это привело бы к завышению затрат на производство и соответственно цен на конечную продукцию.

Для обеспечения финансовой стабильности Фонда необходимо правильно определить расчетную базу, с которой начисляются страховые взносы, а также размер страхового тарифа, устанавливаемый в процентах к расчетной базе.

Прогнозные показатели тарифов на социальное страхование должны определяться с использованием актуарных расчетов. Актуарными расчетами называется система математических и статистических закономерностей, регламентирующих взаимоотношения между страховщиком и страхователем.

Методология актуарных расчетов строится с использованием теории вероятностей, демографии и долгосрочных финансовых исчислений.

Трудность расчета тарифа на социальное страхование связана с тем, что начисляемые по этому тарифу страховые взносы являются источником ресурсов, используемых на выплаты и пособия по нетрудоспособности, и пособия по беременности и родам, и пособия на погребение. Понятно, что речь идет о различных страховых случаях, вероятность которых определяется различными причинами.

Ситуация осложняется и тем, что ряд выплат из Фонда носит нестраховой характер (детские новогодние подарки, расходы на детские оздоровительные лагеря и спортивные школы). Однако сам факт наличия у Фонда средств на эти цели указывает на преимущество социального страхования над социальным вспомоществованием. Фонд социального страхования автономен и имеет постоянный источник формирования.

Роль актуарных расчетов особенно велика при определении тарифа взноса на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Эти расчеты должны опираться на исчерпывающие статистические данные по отраслям, территориям и отдельным предприятиям. В данном случае тариф имеет специфическое значение — он должен стимулировать страхователей принимать меры к охране труда и снижению профессиональных заболеваний. Чем меньше вероятность страхового случая, тем ниже будет страховой тариф.

Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от
24 июля 1998 г. № 125ФЗ как закон о конкретном виде социального страхования уточняет некоторые положения федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" от 9 июня 1999 г. № 165ФЗ относительно финансовой системы социального страхования.

Так, вышеуказанный закон от 24 июля 1998 г. № 125ФЗ определяет, что тарифы страховых взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний дифференцируются по группам отраслей экономики в зависимости от профессионального риска. Понятно, что профессиональный риск в угольной отрасли много выше, чем, например, в жилищнокоммунальном хозяйстве.

Страховщик вправе устанавливать скидки и надбавки к страховому тарифу. Их размер определяется с учетом состояния охраны труда и сложившихся расходов на выплату страхового обеспечения на конкретном предприятии, но не может превышать 40% страхового тарифа, установленного для соответствующей отрасли (в 20002002 гг. это положение не действовало). Надбавки к тарифу должны выплачиваться страхователем из прибыли, а в случае ее отсутствия могут относиться на себестоимость.

Как видно из табл. 4, основным источником доходной части бюджета Фонда социального страхования являются страховые взносы. Их доля составляет 60,5% совокупных доходов.

Таблица 4 Бюджет Фонда социального страхования РФ на 2002 г.

Наименование

Доходы

Переходящий остаток на 1.01.2002 г.

Единый социальный налог

Страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Мобилизация просроченной задолженности

Прочие поступления

Средства федерального бюджета в соответствии с действующим законодательством

Итого доходов

Расходы

Выплата пособий

В том числе пособия по временной нетрудоспособности

Оплата путевок на санаторнокурортное лечение

Оздоровление детей

Ежемесячные страховые выплаты

Прочие расходы

Административные расходы

Итого расходов

При определении расчетной базы, с которой начисляются страховые взносы, за основу берется оценка фонда оплаты труда на соответствующий год. Такую оценку проводит Министерство экономики РФ. Однако необходимо учесть, что на некоторые виды выплат работникам страховые взносы не начисляются. Например, это относится к выплатам по договорам гражданскоправового характера (когда лицо выполняет какуюлибо работу по договору подряда, а не как наемный работник). Кроме того, надо принять во внимание, что от уплаты страховых взносов освобождены организации, оказывающие услуги инвалидам I и II групп.

В реальной жизни не удается собирать страховые взносы со всех потенциальных плательщиков. Определенная часть предприятий терпит банкротство; другая пытается уклониться от уплаты, и их розыск приходится вести Налоговой полиции. В этой связи потенциальный размер страховых взносов корректируется на коэффициент, отражающий сбор страховых взносов в предыдущем периоде.

Для того чтобы определить приемлемый тариф взносов, необходимо правильно оценить объем предстоящих выплат пособий.

В частности, средства, необходимые для выплаты пособия по временной нетрудоспособности, рассчитываются следующим образом (здесь и далее — пример условный):
  • а) среднесписочная численность работающих, принятая для расчета бюджета Фонда (млн. чел.) 50,1
  • б) число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих в год 790,0
  • в) общее число оплаченных дней по временной нетрудоспособности (млн. дней) (790,0 дней *50,1 млн. чел. : 100) 395,8
  • г) среднедневная зарплата (руб.). (1550000 млн. руб. :
    252 дней: 50,1 млн. чел.) 122,8
  • д) среднедневное пособие:
    • в процентах к среднедневной зарплате 82,0
    • в рублях 100,8
  • е) итого расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности (млн. руб.) (100,8 руб. * 395,8 млн. дней) 39896,6

В пункте (а) указана среднесписочная численность работающих по стране в целом, принятая для расчетов.

В пункте (б) приводится число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих в среднем за год, рассчитываемая за ряд лет статистических наблюдений.

В пункте (в) число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих умножается на среднесписочную численность работающих и делится на 100. В результате определяется общее число оплачиваемых дней по временной нетрудоспособности.

В расчете принимается, что среднедневное пособие составит 82% от среднедневной зарплаты. Этот показатель определяется на основе данных за предшествующий год. Напомним, что размер пособия зависит от трудового стажа и может составлять от 60 до 100% заработка.

Для определения годового объема пособия по временной нетрудоспособности среднедневное пособие умножается на число дней выплаты пособия (в млн. дней).

Расчет пособия по беременности и родам
  • численность работающих женщин (млн. чел.) (50,1 млн. чел. * 51,7% : 100) 25,9
    Численность работающих женщин на протяжении ряда лет составляла в среднем 51,7% от общей численности работающих;
  • число дней по беременности и родам в расчете на 100 работающих женщин (дней) 245,0
  • общее число оплаченных дней по беременности и родам (млн. дней) (245,0 дней * 25,9 млн. чел. : 100) 63,46
  • среднедневная зарплата 1 работающего (руб.) 122,8
  • среднедневное пособие:
    в процентах к среднедневной зарплате (на основе данных за предшествующий год) 61,0
    в рублях (122,8 руб. * 61,0%) 74,9
  • итого расходов (млн. руб.) (74,9 руб. * 63,46 млн. дней) 4753,2
Расчет пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет:

100 руб. * 2 (двукратный размер) * 11,1 млн. выплат * 1,14 = 2530,8 млн. руб.,

где 100 руб. — базовая сумма (бывший официальный размер минимальной оплаты труда), а 1,14 — средний размер районного коэффициента для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Расчет пособия при рождении ребенка

(100 руб. * 15 раз * 1,1 млн. выплат * 1,14) = 1650 млн. руб.

Расчет социального пособия на погребение

(100 руб. * 10 раз * 218,0 тыс. выплат * 1,14) = 248,5 млн. руб.

Расчет пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием
  • число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих (дней) 20,0
  • общее число оплаченных дней по временной нетрудоспособности (млн. дней) (20,0 дней * 50,1 млн. чел. : 100) 10,0
  • средний размер дневного пособия (руб.) (по статистическим данным за прошедший период) 91,43
  • итого расходов (млн. руб.) (91,43 руб. * 10,0 млн. дней) 914,3
Единовременные страховые выплаты
  • максимальный размер единовременной страховой выплаты по случаям со смертельным исходом (руб.) (100 руб. * 60 * 1,14), 6840,0
    где 100 руб. — базовая сумма (бывший официальный размер минимальной оплаты труда), а 1,14 — средний размер районного коэффициента для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
  • средний размер единовременной страховой выплаты по случаям с частичной утратой трудоспособности (руб.) (6840,0 руб. * 53,6%), 3666,2
    где 53,6% отношение среднего размера ежемесячной страховой выплаты к среднемесячному размеру заработной платы;
  • расходы (млн. руб.) (6840,0 руб. * 8,1 тыс. чел.) + (3666,2 руб. * 35,4 тыс. чел.) 186,0

где 8,1 тыс. чел. — расчетная численность пострадавших со смертельным исходом; 35,4 тыс. чел. — расчетная численность пострадавших за год с установлением процента утраты трудоспособности.

Ежемесячные страховые выплаты 6234,8 млн. руб.
  • численность получателей возмещения вреда (тыс. чел.) 569,5
  • средний размер ежемесячной страховой выплаты (руб.) (519,72 руб. * 1,755) 912,32
    где 519,72 руб. — средний размер ежемесячной страховой выплаты в предыдущем периоде; 1,755 — коэффициент индексации размера ежемесячной страховой выплаты;
  • расходы (млн. руб.) (912,32 руб. * 12 (месяцев) * 569,5 тыс. чел.) 6234,8

Постановление Правительства РФ № 975 от 31 августа 1999 г. утвердило Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска. Согласно Правилам, этот класс определяется величиной интегрального показателя профессионального риска. Данный показатель равен отношению затрат в данной отрасли на возмещение вреда застрахованным в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в прошедшем году к объему фонда оплаты труда в том же году.

Если в какомлибо году этот показатель в данной отрасли превышает показатель предшествующего года, то Минтруда РФ и Минэкономики РФ должны вносить в правительство РФ предложение об отнесении этой отрасли к другому классу профессионального риска. В настоящее время установлены 22 класса профессионального риска. Каждому из них соответствует размер тарифа страхового взноса. Самый низкий тариф для страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — в сфере управления и культуры — 0,2% от фонда оплаты труда. Самый высокий тариф — в угольной отрасли — 8,5%.