Предмет и метод экономики теории. Методы и функции экономической теории

Введение

Актуальность данной темы обусловлена тем, что для правильного понимания курса «Экономическая теория» необходимо определить предмет, функции и метод экономической теории — то, что она непосредственно изучает. На этот вроде бы про­стой вопрос о предмете науки специалисты не дают однозначного ответа. Вот уже три столетия экономисты-теоретики различных направлений и школ высказывают противоречащие друг другу взгляды. За это время несколько раз менялись представления об ис­точниках богатства общества, о роли государства в хозяйственной деятельности и обновлялось даже название самой науки.

Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, и технические знания) для производства различных товаров (таких как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.

Экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечения ими средств к существованию и использовании этих средств.

Экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.

Экономическая теория есть наука о богатстве.

Человечество проявляло всегда большой интерес к основам управления экономическими процессами. Многие важные экономические процессы рассматривались учеными древнего мира: Платоном, Аристотелем и т.д. Однако эти исследования формировались как отдельные элементы экономических знаний в рамках единой, еще не расчлененной науки. Значительно позже произошел процесс расчленения науки, и возникла политическая экономия. Причем она возникла в период зарождения капиталистического способа производства и представляла собой науку для удовлетворения потребностей теории процесса победа капитализма над феодализмом.

Цель данной работы – раскрыть содержание предмета и метода экономической теории.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Рассмотреть исторический процесс развития экономической науки.

2. Изучить предмет и метод экономической теории.

1. Исторический процесс развития экономической науки

Для изучения экономической теории необходимо знать ее генезис, т.е. происхождение, возникновение, процесс образования и становления как самостоятельной науки.

Экономика считается одной из самых древних наук. Так, уже первобытные люди владели основами экономических знаний, имели определенные представления о ведении хозяйства, об отношениях, складывающихся между членами общины в процессе и в результате добывания и распределения благ, обмена произведенными продуктами. Однако эти представления еще не выделялись в самостоятельную область знаний, существовали в рамках нерасчлененного общественного сознания, являлись составной частью мировоззрения людей вообще.

В процессе становления и развития экономической науки можно выделить несколько крупных периодов.

Зарождение экономической мысли относится к доиндустриальному периоду истории, охватывая древние цивилизации Востока, Грецию, Римскую империю (IV тысячелетие до н.э. – V в. н.э.). В это время для экономической мысли была характерна ее недифференцированность от религиозной идеологии и политико-правовых взглядов. Зафиксированные в письменных источниках экономические воззрения касаются в основном проблем функционирования и рациональной организации хозяйства и труда, системы государственного управления, ответственности за собственность. Это социально-философские трактаты отдельных лиц, своды законов, договоры, тексты Ветхого и Нового Завета, позже – Корана.

Дальнейшее развитие экономической мысли происходило в эпоху Средневековья, которая также охватывает большой исторический период (в Западной Европе – с V в. до буржуазных революцией XVII-XVIII вв., в России – с IX в. до реформы1861 г.). Кстати, в ряде стран Азии и Африки феодальные отношения сохранялись и в XX в. В это время формируются взгляды по проблемам сословного положения, владения землей и распределения доходов, отношений корпоративного типа (соседские общины, городские коммуны, ремесленные цеха, купеческие гильдии, монастырские и рыцарские ордена и т.д.). Политическая власть находилась в руках светских и церковных феодалов (собственников земли), огромную роль играли традиции и господствовало религиозное мировоззрение. Еще одна особенность – повышенный интерес к товарно-денежным отношениям. Основными теоретиками были схоласты, экономические идеи черпались также из ересей (например, – равенство, обязанность трудиться, осуждение продажи индульгенций), требований крестьянских восстаний, раннеутопических социалистических идей.

В условиях разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений возникла первая школа политической экономии – меркантилизм (середина XV в. – середина XVIII в.). Именно с этого периода (XVI-XVII вв.) можно говорить об экономической теории как самостоятельной науке, так как появилась первая система экономических взглядов, в центре которой оказалась проблема богатства.

Меркантилисты (Т. Мен в Англии, А. Монкретьен и Ж.Б. Кольбер во Франции) считали, что доход создается в сфере обращения, а богатство нации заключается в деньгах – золоте и серебре. Поэтому они ставили цель экономической политики государства – всеми способами привлекать в страну эти металлы. Источником богатства, по их мнению, являлась внешняя торговля.

Меркантилизм для своего времени был прогрессивным явлением, поскольку способствовал развитию производительных сил, становлению капиталистического способа производства. Однако, занимаясь анализом лишь процесса обращения, меркантилисты не смогли вскрыть глубинных закономерностей экономического развития.

Политика протекционизма была выгодной для многих стран, где были развиты идеи меркантилизма (Англия, Франция и др.), но к концу XVII – началу XVIII в. привела к ограничениям в торговле, конфликтам, ухудшению дел в отраслях, ориентированных на внутренний рынок. Меркантилизм вступил в противодействие с потребностями экономического развития. Ему на смену пришла классическая буржуазная политическая экономия.

Разложение меркантилизма и зарождение классической буржуазной политической экономии относится к XVII в. В этот период на базе промышленного переворота происходит буржуазная перестройка производства, господство торгового капитала сменяется господством промышленного капитала.

Классическая буржуазная политическая экономия придала экономической теории подлинно научный характер:

1. Она сделала предметом своего анализа внутренние закономерности сферы производства материальных благ, открыв в нем реальный источник общественного богатства.

2. Она не ограничилась лишь описанием экономических явлений, процессов, а перешла к выявлению их глубинной сущности и законов развития, которые рассматривались как объективные, естественные. В систему экономического анализа был введен метод научной абстракции.

3. Одним из главных достижений стало создание ее представителями трудовой теории стоимости.

4. В трудах ее представителей представлена практически современная система экономических категорий (товар, деньги, заработная плата, рента, процент и др.), раскрыто их экономическое содержание.

В классической буржуазной политической экономии образовались две школы: английская и французская. Первым представителем в Англии считают Уильяма Петти (1623-1774), главными фигурами – Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823), а завершителем – Джона Ст. Милля (1806-1873). Двое первых жили в эпоху мануфактурного производства, а два последних – в эпоху промышленного переворота. В работах Смита и Рикардо особенно четко показана роль труда как созидателя богатства, его всесторонние характеристики (разделение труда, производительность, характер труда и т.д.). Выработаны основные понятия экономической науки (особенно стоимость, капитал, продукт и его структурные части, рента и т.д.). Сама экономическая теория впервые предстала как цельная система и как особая отрасль знаний.

Во Франции основателем классической школы является Пьер Буагильбер (1646-1714), после которого она была представлена школой физиократов (дословно – «власть природы»). Представители школы физиократов (Ф. Кенэ, А. Тюрго) видели источник прироста богатства нации в земледелии, сельскохозяйственном производстве, промышленность же определялась как «бесплодная» сфера, не создающая «чистого продукта».

В XIX в. экономическая теория приобретает уже довольно сложный характер, порождая направления и школы как внутри классической буржуазной политэкономии, так и ее антипода – «пролетарскую политэкономию».

В самый канун XIX в. разразилась французская буржуазная революция, затем в первой его трети произошел скачок производительных сил на базе парового двигателя и ткацкого станка. В период промышленного переворота налаживалось массовое производство материальных благ, начался расцвет металлургии, горного дела, станкостроения. Вместе с этими сдвигами шло появление инженеров как массовой профессии, формирование промышленного пролетариата, его первых классовых битв (1830, 1848), создание тред-юнионов (профсоюзов). Начались (с1825 г.) кризисы перепроизводства, произошли масштабные колониальные завоевания, стали формироваться национальные государства, прогремели наполеоновские войны.

Все это привело к появлению нескольких новых самостоятельных (обособленных) течений в экономической мысли.

Сегодня с учетом современного развития экономической науки требуется углубленное изучение взглядов всех экономистов прошлого.

Таким образом, экономическая теория прошла длительный исторический путь становления и развития. На протяжении этого времени человечество накапливало знания об экономике. В результате это привело к их обособлению и возникновению экономической теории как самостоятельной науки, имеющей свой собственный предмет и метод исследования.

2. Предмет экономической теории

Любая наука должна иметь свой предмет (что исследуется) и метод исследования (как исследуется).

Предмет экономической теории как науки в современном понимании определился далеко не сразу и являлся результатом длительного исторического развития. В ходе развития экономической теории как науки менялись и взгляды на ее предмет, причем здесь с известной степенью условности можно выделить три основных этапа (периода):

1. Экономия – как набор знаний по организации хозяйства;

2. Политическая экономия – как отражение появления систематизированного знания о сущности, целях и задачах экономической системы;

3. Экономикс – как современный этап эволюционного развития экономической науки, учитывающий изменения в методологии исследований и подходах к анализу экономических процессов, явлений. В центре внимания – проблемы использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

Действительно, если рассматривать начальные стадии формирования экономической науки (древний мир, средневековый период), то о сколько-нибудь внятном определении ее предмета говорить не приходится, поскольку экономические проблемы не вычленялись в самостоятельную область для исследований. Этому периоду соответствует термин «экономия».

Если рассматривать эволюцию подходов к определению предмета экономической теории в рамках различных научных направлений и школ, то можно увидеть, сколь они разнообразны.

Представители меркантилизма считали предметом экономической науки национальное богатство, которое они отождествляли с деньгами.

Представители классической буржуазной политической экономии и в Англии, и во Франции предметом экономической науки также считали богатство нации, хотя его источник видели в производстве, т.е. предметом их анализа стала сфера производства. Однако в рамках конкретных школ были свои особенности: так, физиократы источником богатства считали только труд в сельском хозяйстве, а главные фигуры английской школы расширили предмет политической экономии до исследования условий производства и накопления (А. Смит), а также распределения (Д. Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства.

Предметом исследования марксистской политической экономии в соответствии с классовым подходом к анализу жизни общества являлись лишь производственные отношения (т.е. отношения производства, распределения, обмена, потребления), которые рассматривались как необходимая сторона общественного производства.

Представители исторической школы определили в качестве предмета экономической науки исследование о повседневной деятельности людей, о национальном или общественном хозяйстве.

Представители австрийской школы и неоклассического направления экономической мысли, активно использовавших методологию маржинализма, предметом экономической науки считали поведение индивидуумов и социальных институтов (фирм, групп, людей и т.д.), путей и способов достижения ими своих целей в условиях ограниченности ресурсов. Например, А. Маршалл определил предмет экономической теории как исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества – исследование богатства и частично человека, точнее стимулов к действию и мотивам противодействия. В таком подходе ясно подчеркивается роль человека в экономике.

Представители кейнсианского направления в качестве предмета экономической теории выделили закономерности функционирования национальной экономики как единого целого, сделав акцент на проблемах выработки и реализации экономической политики государства.

Таким образом, можно сделать вывод, что в ходе исторического развития экономической науки сформировались различные подходы к пониманию ее предмета. Очевидно, что многие из них не являются взаимоисключающими, конкретизируют и детализируют уровни и направления исследований. Со сменой подходов к трактовке предмета экономической науки происходила соответствующая смена ее названия – от экономии к политической экономии, от политической экономии – к экономикс.

Несмотря на множество подходов, в современной западной литературе прослеживается относительное единство мнений по определению предмета экономики как науки. В подтверждение этого приведем определения, представленные у П. Самуэльсона и К. Макконнелла и С. Брю.

«Экономическая теория есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества».

«Предмет экономикс – поиск эффективного использования редких ресурсов в производстве товаров и услуг для удовлетворения материальных потребностей».

Таким образом, в целом предметом экономической теории является деятельность людей, использующих ограниченные ресурсы для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

3. Метод экономической теории

Предмет экономической теории предполагает определенную методологию и особые методы исследования. Методология – это наука о методах (общая философская основа), позволяющая определить, с помощью каких методов может быть достигнута стоящая перед исследователем цель (научное познание действительности).

В методологии экономической теории можно выделить четыре главных подхода:

Субъективистский;

Неопозитивистско-эмпирический;

Рационалистический;

Диалектико-материалистический.

Методологию нужно отличать от метода. В свою очередь, метод есть совокупность конкретных приемов, способов и принципов, с помощью которых определяются пути решения поставленных задач.

В системе методов, применяемых в экономической науке, выделяются всеобщие (философские, мировоззренческие), общие научные и частные методы.

В экономической теории применяются два противоположных философских метода – метафизический (рассматривает все явления изолированно, в состоянии неизменяемости) и диалектический. Диалектический метод позволяет более точно отразить действительность, поскольку:

Он исходит из того, что в природе и обществе все явления находятся в постоянном развитии, изменении;

Он исходит из того, что развитие идет от простого к сложному, от низших форм к высшим;

Он учитывает, что движущая сила развития есть единство и борьба противоположностей, противоречия тех или иных явлений (например, в экономике – противоречие между производством и потреблением, противоречия интересов).

Общенаучные методы включают метод научной абстракции, анализ и синтез, индукция и дедукция, единство исторического и логического подходов, качественный и количественный анализ, системный подход.

Одним из важнейших в экономическом анализе является метод научной абстракции. Научная абстракция есть мысленное отвлечение (абстрагирование) от несущественных сторон, свойств явлений (внешней видимой формы) и отыскание главного, наиболее существенного в них. Так улавливается сущность явления. В результате абстрагирования выводятся экономические категории. Они выступают как теоретические выражения реальных сторон экономики (прибыль, цена, товар, деньги, зарплата). В совокупности экономические категории образуют понятийный аппарат. Дальнейшее познание направлено на изучение связи экономических явлений.

Значимым в экономической теории является анализ и синтез. Анализ – расчленение изучаемого явления на составные элементы и детальное изучение каждого из них по отдельности, выяснение его места и роли внутри целого. Синтез – метод, обратный анализу, с его помощью происходит соединение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое, раскрывается внутренняя связь между элементами, выясняется их взаимодействие, и в результате воссоздается целостное представление о том или ином явлении.

Выяснению сущности явлений служат индукция и дедукция. Индукция – движение от частного к общему (накопление, систематизация и обобщение фактов с целью формулирования теорий, положений, принципов). Дедукция – движение от общего к частному. Хотя индукция и дедукция представляют собой противоположные способы исследования экономических явлений, в процессе познания их трудно разделить.

Полезным методом является единство исторического и логического подходов. Его значение состоит в том, что он позволяет не только выяснить происхождение системы и ее элементов, но также обосновать тенденции развития, его этапы. Экономическая теория должна показать явление в развитии, движении, т.е. исторически. В то же время она рассматривает экономические процессы, свободные от случайностей исторического развития, т.е. логически.

Еще один метод – качественный и количественный анализ. Многие экономические процессы, явления развиваются на основе постепенных количественных изменений. Такие изменения могут осуществляться до определенного уровня, называемого мерой количественных изменений. Когда дальнейшие количественные изменения становятся невозможными в рамках имеющегося качества, то они предполагают изменение качественное.

Экономические явления нередко исследуются в рамках системного подхода. Это предполагает рассмотрение изучаемого объекта как системы, как совокупности элементов, взаимосвязанных между собой. При этом данная система может являться элементом системы более высокого порядка (уровня). Системный подход предполагает, что экономические явления исследуются по составу и структуре, в определенной субординации, с выделением причинно-следственных связей.

В группе частных приемов выделяют графические, статистические (например, корреляционный анализ), математические методы (например, линейное и динамическое программирование), моделирование (в том числе с использованием компьютерной техники), сравнительный анализ, практический эксперимент.

Заключение

Таким образом, экономическая теория как наука занимается изучением того, как люди существуют, развиваются и о чем они думают в своей повседневной жизни. Но предметом ее исследований являются главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни.

Каждый сколько-нибудь достойный человек отдает хозяйственной деятельности лучшие свои качества, и здесь, как и в других областях, он подвержен влиянию личных привязанностей, представлений о долге и преданности высоким идеалам. Правда, самые способные изобретатели и организаторы усовершенствованных методов производства и машин посвящают этому делу все свои силы, движимые скорее благородным духом соревнования, нежели жаждой богатства как такового. Но при всем этом самым устойчивым стимулом к ведению хозяйственной деятельности служит желание получить за нее плату, которая представляет собой материальное вознаграждение за работу. Она затем может быть израсходована на эгоистичные или альтруистические, благородные или низменные цели, и здесь находит свое проявление многосторонность человеческой натуры.

Однако побудительным мотивом выступает определенное количество денег. Именно это определенное и точное денежное измерение самых устойчивых стимулов в хозяйственной жизни позволило экономической науке далеко опередить все другие науки, исследующие человека. Но экономическую науку нельзя приравнять к точным естественным наукам, ибо она имеет дело с постоянно меняющимися, очень тонкими свойствами человеческой натуры.

Список литературы

  1. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. – М.: Новая волна, 2004. – 218 с.
  2. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. – М., 2005. – 354 с.
  3. Булатов А.С. Экономика. – М.: БЕК, 2002. – 754 с.
  4. Горфинкель В. Я. Экономика предприятия – М.: ЮНИТИ, 2007. – 481 с.
  5. Малышев П.А., Стерликов Ф.Ф. Законы экономической жизни. – М., 2008. – 122 с.
  6. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М., 1993. – 213 с.
  7. Нуриев P. M. Основы экономической теории. — М., 2006. – 511 c.
  8. Носова С.С. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 520 с.
  9. Рузавин Г. И. Основы рыночной экономики. Учебное пособие. – М.: Банки и биржи, 2006. – 377 с.
  10. Самуэльсон П. Экономика. – М., 2002. – 421 с.
  11. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М., 2002. — 221 с.
  12. Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева. – М., 2003. – 614 с.

Если предмет науки характеризуется тем, что она изучает, то метод - как это исследуется. Одно вытекает из другого. От правильно принятого метода зависит реальность результатов.

Экономика как наука использует широкий спектр методов научного познания.

Метод - это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения цели.

Одним из таких методов при изучении хозяйственных явлений является метод научной абстракции (от лат. abstractio - отвлечение). Исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и постоянно повторяется. Так возникают общие понятия: производство вообще, потребности, распределение, обмен и др.

Метод научной абстракции хотя и важнейший, но не единственный метод научного познания, используемый в экономической теории. Здесь активно применяются анализ и синтез, индукция и дедукция, исторический и логический методы, экономико-математическое моделирование, экономический эксперимент и др.

Анализ - это мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей в отдельности. Путем синтеза экономическая теория воссоздает единую целостную картину.

Широко распространены индукция и дедукция. Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение) делает возможным переход от общих выводов к относительно частным. Анализ и синтез, индукция и дедукция применяются экономической теорией в единстве. Их сочетание обеспечивает системный (комплексный) подход к сложным (многоэлементным) явлениям хозяйственной жизни.

Важное место в исследовании экономических явлений и процессов занимают исторический и логический методы. Они не противостоят друг другу, а применяются в единстве, поскольку исходный пункт исторического исследования совпадает в общем и целом с исходным пунктом логического исследования. Однако логическое (теоретическое) исследование экономических явлений и процессов не является зеркальным отражением исторического процесса. В конкретных условиях той или иной страны могут возникнуть экономические явления, которые не обязательны для господствующей системы хозяйствования. Если фактически (исторически) они имеют место, то в теоретическом анализе их можно игнорировать. Мы можем от них отвлечься. Историк же не может игнорировать такого рода явления. Он должен их описать.

Используя исторический метод, экономика исследует хозяйственные процессы и явления в той последовательности, в которой они в самой жизни возникали, развивались и сменялись одни другими. Такой подход позволяет конкретно и наглядно представить особенности различных экономических систем.

Исторический метод показывает, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному. Применительно к предмету экономики это означает, что во всей совокупности экономических явлений и процессов необходимо выделить в первую очередь наиболее простые, возникающие раньше других и составляющие основу возникновения более сложных. Например, в анализе рынка такое экономическое явление - обмен товаров.

Экономическим процессам и явлениям присуща качественная и количественная определенность. Поэтому экономическая теория (политическая экономия) широко использует математические и статистические приемы и средства исследования, которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество. При этом широко применяется вычислительная техника. Особую роль здесь играет метод экономико-математического моделирования. Данный метод, являясь одним из системных методов исследования, позволяет в формализованной форме определять причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, возможности и издержки влияния, а также делает реальным прогнозирование экономических процессов. С помощью этого метода создаются экономические модели.

Экономическая модель - это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого обусловлена его объективными свойствами и субъективным целевым характером исследования.

В связи с построением моделей важно отметить роль функционального анализа в экономической теории.

Функции - это переменные величины, зависящие от других переменных величин.

Функции встречаются в нашей повседневной жизни, и мы чаще всего не осознаем это. Они имеют место в технике, физике, геометрии, химии, экономике и т.д. Применительно к экономике, например, можно отметить функциональную связь между ценой и спросом. Спрос зависит от цены. Если повышается цена на товар, величина спроса на него при прочих равных условиях уменьшается. При этом цена является независимой переменной, или аргументом, а спрос - зависимой переменной, или функцией. Таким образом, можно кратко сказать, что спрос есть функция цены. Но спрос и цена могут меняться местами. Чем выше спрос, тем выше при прочих равных условиях цена. Следовательно, цена может быть функцией спроса.

Экономико-математическое моделирование как метод экономической теории получил широкое распространение в XX в. Однако элемент субъективности в построении экономических моделей иногда ведет к ошибкам. Лауреат Нобелевской премии французский экономист Морис Алле писал 1989 г., что в течение 40 лет экономическая наука развивалась в ошибочном направлении: в сторону совершенно искусственных и оторванных от жизни математических моделей с преобладанием математического формализма, что представляет собой, по сути дела, большой шаг назад.

Большинство моделей, принципов экономической теории можно выразить графически, в виде математических уравнений, поэтому при изучении экономической теории важно знать математику и уметь составлять и читать графики.

Графики - это изображение зависимости между двумя и более переменными.

Зависимость может быть линейной (т.е. постоянной), тогда график представляет собой прямую линию, расположенную под углом между двумя осями - вертикальной (ее обычно обозначают буквой Y) и горизонтальной (X).

Если линия графика идет слева направо по нисходящей, то между двумя переменными существует обратная связь (так, по мере снижения цен на товар обычно растет объем его продажи - рис. 2.3 а). Если линия графика идет по восходящей, то связь прямая (так, по мере роста

Br>
В рамках графического подхода широко применяются диаграммы - рисунки, показывающие соотношение между показателями. Они могут быть круговыми, столбиковыми и др. (рис. 2.4).

Схемы наглядно демонстрируют показатели моделей и их взаимосвязи. Примером может быть схема 2.1 или 2.2.

При анализе экономических проблем часто используют позитивный и нормативный анализ. Позитивный анализ дает нам возможность увидеть экономические явления и процессы такими, какие они есть на самом деле: что было или что может быть. Позитивные утверждения не обязательно должны быть верными, но любой спор относительно позитивного утверждения можно решить проверкой фактов. Нормативный анализ основан на исследовании того, что и как должно быть. Нормативное утверждение чаще всего выводится из позитивного, но объективные факты не могут доказать его истинность или ложность. При нормативном анализе выносятся оценки - справедливо или несправедливо, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо.

Экономические теории формулируются в виде позитивных утверждений, большинство расхождений между экономистами возникает при рассмотрении вопросов нормативного анализа.

При изучении экономической жизни людей, их групп и всего общества возможны, разумны и необходимы экономические эксперименты, хотя далеко не всегда можно предвидеть все вероятные результаты этих экспериментов.

Экономический эксперимент - это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения.

Сознательное массовое экономическое экспериментирование на микроуровне связано с деятельностью Р. Оуэна, П.Ж. Прудона, Ф. Тейлора, Г. Форда и Э. Мейо, а на макроуровне - с именами Дж.М. Кейнса и М. Фридмена. Широкие эксперименты на макроуровне проводились и в СССР.

Экономика как наука - это системное описание действительности на основе отражения и абстрактного обобщения ее основных характеристик посредством определений, понятий, категорий, представленное как закон, правило или модель хозяйственной жизни.


Лекция №1.

Тема: Предмет и метод экономической теории

Цель лекции: Рассмотреть методы экономической теории. Уяснить предмет экономической теории.

План лекции:

1. Возникновение и основные этапы развития экономической науки

2. Предмет экономической теории

3. Метод экономической теории

Ключевые слова : экономическая теория, экономика, анализ, синтез, позитивная экономическая теория, нормативная экономическая теория

1. Возникновение и основные этапы развития экономической науки

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Дальнего Востока - колыбели мировой цивилизации. Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны в сочинениях Ксенофонта (430-335 г.г. до н.э.), Платона (428-348 г.г. до н.э.)

Натурально-хозяйственная концепция была характерна и для экономических взглядов Платона. В своем проекте о государственном устройстве он отвел государству функцию разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей. По мнению Платона, частную собственность могли иметь лишь лица, не способные к политической деятельности, т.е. представители третьего сословия: земледельцы, ремесленники и торговцы. Философы, управляющие обществом, и стражи не должны иметь никакой собственности. Затрагивая вопросы товарного производства, Платон подошел к пониманию того, что в процессе обмена имеет место приведение к "соразмерности и единообразию" несоразмерных и разнообразных товаров.

Экономическая мысль эпохи феодализма охватывает широкий круг проблем, начиная с обоснования законности владения феодальной землей, вечности деления общества на классы и кончая усилением внимания к проблемам товарно-денежных отношений. При этом, как правило, поддерживая развитие товарно-денежных отношений, кроме ростовщических, идеологи того времени стремились сохранить феодальный строй.

Политическая экономия как самостоятельная наука возникла значительно позже - в период зарождения капиталистического строя, формирования национального рынка. Она выражала интересы буржуазии как восходящего в ту пору класса. Тогда же и появился и сам термин "политическая экономия", родившийся в результате сочетания трех древнегреческих слов: "политейя" - общественное устройство, "ойкос" - дом, хозяйство и "номос" - закон.

2. Предмет экономической теории

Уяснить предмет науки - значит установить, что она постигает. Люди, начинающие изучать экономическую теорию, обычно требуют, чтобы им было дано краткое, желательно в одном предложении и сразу понятное определение этого предмета. Между тем, втиснуть в несколько строк точное описание любого предмета, которое четко отделило бы его от смежных дисциплин и дало бы представление начинающему о всех вопросах, охватываемых этим предметом, дело весьма нелегкое.

Греческое слово "экономика" в буквальном переводе означает "искусство ведения хозяйства". Но за две с половиной тысячи лет, прошедших с тех пор, как древнегреческий писатель и историк Ксенофонт дал это имя "новой" науке, содержание ее изменилось до неузнаваемости. Хозяйство теперь ведется и управляется не только в рамках семьи или города, но и пределах крупного региона, страны, всего мира.

Существует несколько определений предмета экономической теории, или как ее называли до недавнего времени, политической экономии:

Эта наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми; - эта наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств;

Эта общественная наука, которая изучает поведение людей и групп людей в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ;

Эта наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства;

Эта наука о богатстве;

Эта наука о законах, управляющих производством и обменом материальных благ на различных этапах развития общества (Энгельс);

А. Маршалл сводит предмет науки к исследованию богатства, стимулов к действию человека и мотивов противодействия;

Эта наука, которая занимается общественными отношениями людей по производству, общественным строем производства и т.д.

Мир экономики очень сложен. В нем взаимодействуют миллионы людей,

3. Метод экономической теории

Первая задача современной экономической науки состоит в том, чтобы описать, проанализировать и объяснить динамику экономических процессов, происходящих в производстве, при распределении произведенного продукта и его потреблении. Выводы экономической науки необходимы для установления экономического поведения общества. Сложность поведения людей и изменений в социальной жизни не позволяет надеяться на достижение той степени точности, какая присуща исследованиям в области естественных наук. В ходе экономического анализа не представляется возможным проводить контролируемые эксперименты. В выводах приходится многое упрощать, абстрагироваться от бесконечной массы деталей. То, что считается благоразумным для отдельного человека или фирмы, может быть подчас безрассудным для нации или государства. "Путь познания, подчеркивает В. И. Ленин, - идет от живого созерцания действительности к абстрактному мышлению и от него к практике".

Всякая наука вырабатывает и применяет свой инструментарий, конкретные способы и приемы познания действительности. Экономисту, как и астронавту приходится довольствоваться главным образом "наблюдением". Но для получения достоверных выводов сначала надо научиться объективно оценивать то, что является предметом наблюдения. Явления и процессы должны изучаться в их всеобщей связи и взаимозависимости, в состоянии непрерывного развития и изменения. Здесь нельзя обойтись без статистики, без построения динамических рядов, таблиц, без применения системного подхода к анализу явлений. С переходом к рыночной экономике предварительно надо было обосновать и выдвинуть целый ряд гипотез, показывающих, как будут развиваться хозяйственные связи, изменяться цены, в каком направлении будет происходить социальная дифференциация населения, какие изменения произойдут в структуре производства, валовом продукте, его качестве. Не лишним было бы рассмотреть различные гипотезы развития межнациональных отношений и нравственности. метод познания - это не продукт субъективного взгляда, а правильное отражение в сознании людей объективного процесса развития данной реальности.

Лекция №2

Тема: Общественное производство и его структура.

Цель лекции: Раскрыть сущность, структуру, результаты общественного производства. Рассмотреть состав и стадии движения общественного продукта.

План лекции:

1. Общественное производство и его роль в жизни общества

3. Общественный продукт, его состав и стадии движения

Ключевые слова: общественное производство, ресурс, фактор, общественный продукт.

1. Общественное производство и его роль в жизни общества

Первоначальную основу жизни составляет общественное производство.

Производство не единственный фактор, определяющий богатство стран и народов. На экономическое развитие оказывают влияние природные ресурсы, климат, естественное плодородие земли, накопленные людьми знания и опыт, чис-ленность народонаселения и другие факторы. Однако определенный результат общество может получить лишь в том случае, если использует эффект, заложенный в этих факторах, в процессе производства.

Под производством понимается процесс воздействия человека на предметы и силы природы и приспособления их к удовлетворению тех или иных своих потребностей. В нем взаимодействуют три компонента: рабочая сила человека, предметы труда и средства труда.

Под рабочей силой понимается совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм и которые реализуются в ходе трудового процесса. По мере развития общественного производства изменяются характер и содержание рабочей силы. На ранних этапах развития общества главную роль играли физические способности человека к труду. По мере развития производства, особенно в условиях современной научно-технической революции, все более высокие требования предъявляются к умственным способностям человека, к его интеллектуальному уровню, научно-техническому образованию, квалификации и другим качествам.

Рабочая сила выступает личным фактором производства, а человек - как ее носитель, трудящийся - как главная производительная сила.

Предмет труда - это все то, на что направлен труд человека, что составляет материальную основу будущего продукта. Если на заре цивилизации предметом труда исключительно было вещество природы, то по мере развития производства, науки и техники среди предметов труда все большее место занимают продукты производства, которые называются сырьем.

Средства труда - это вещи или комплексы вещей, с помощью которых человек обрабатывает предметы труда, воздействует на них. К ним относятся разнообразные орудия труда, механизмы, средства связи, пути сообщения, земля и др. По мере развития производства средств труда развиваются, совершенствуются, усложняются.

Предметы труда и средства труда в совокупности выступают как вещественный фактор производства, как средства производства.

2. Общественный продукт, его состав и стадии движения

Производственные возможности общества всегда были ограничены. С увеличением населения возникала необходимость вовлечения в хозяйственный оборот новых земель, самых разных природных ресурсов. До начала ХХ столетия темпы прироста используемых ресурсов оставались относительно небольшими. Объяснялось это, с одной стороны, определенной стабильностью в потребностях населения, а с другой стороны, - ограниченностью роста численности самого населения. Две тысячи лет назад на Земле проживало 230-250 млн.чел., в 1800 г. - не многим более 900 млн., в 1900 - 1,5 млрд., 1960 - около 3 млрд., 1995 - 5,5 млрд.человек. Темпы прироста населения резко возросли в текущем столетии, хотя еще в самом конце XVIII в. молодой английский священник Томас Роберт Мальтус вывел закон убывающей доходности. Согласно этому закону, продовольствие будет увеличиваться в соотношении один, два, три, а численность населения - один, два, четыре и т.д.

В связи с происходящим демографическим взрывом за последние сорок-пятьдесят лет в хозяйственный оборот было вовлечено столько природных ресурсов, сколько их было использовано за всю историю развития цивилизации до этого времени. Обоснование выбора использования ограниченных ресурсов стало одной из центральных проблем хозяйствования.

Результатом хозяйствования в любой экономической системе является произведенный продукт. Он представляет собой сумму всех созданных в течение года благ и имеет двойную ценность. Прежде всего это разнообразные предметы и услуги, произведенные для удовлетворения производственных и личных потребностей людей.

Вторая ценность общественного продукта состоит в том, что он имеет стоимость, воплощает в себе определенное количество затраченного труда и показывает ценой каких усилий произведен этот продукт.

В советской статистике этот продукт получил название совокупного или валового продукта. Он включает в себя материальные блага и услуги, созданные в материальном производстве, и нематериальные блага и услуги, созданные в нематериальном производстве (духовные, нравственные ценности, образование, здравоохранение и т.д.). По своей стоимостной структуре совокупный продукт состоит из стоимости израсходованных средств производства, необходимого продукта, состоящего из благ и услуг личного потребления, и прибавочного продукта, предназначенного на расширение потребления и производства. К. Маркс показал это формулой:

C + Y + m = K (1)

где: С - стоимость израсходованных средств производства;

Y - заработная плата;

m - прибавочная стоимость.

Важной формой общественного продукта является конечный продукт. Он образуется путем вычитания из валового продукта всего оборота предметов труда, т.е. путем устранения их повторного счета.

Чистый национальный продукт (НП) по американской статистике составляет рыночную стоимость всех конечных благ, произведенных в стране в течение года. В нем нет повторного счета (например, из стоимости хлеба исключается стоимость теста, из стоимости машины - стоимость металла и т.д.). НП можно измерить тремя способами:

1. Как сумму добавленных ценностей, присоединенных в ходе производства конечных благ каждым производителем в течение года.

2. Как сумму доходов, полученных в форме заработной платы, процента, ренты и прибыли теми, кто в течение года использовал свои ресурсы для производства.

3. Как сумму расходов на конечные блага, приобретаемые потребителями, фирмами и правительством, т.е. сумму конечных продаж.

По размеру этого продукта нельзя судить о благосостоянии нации. В нем много условностей, и сопоставление НП разных стран скорее характеризует уровень развиваемости наций, чем уровень жизни населения. При сравнении и сопоставлении НП необходимо применять неизменные цены.

Это наука об использовании...

В этой теме мы начинаем знакомство с предметом и методом экономической теории. Вопросы экономического развития затрагивают интересы всех специальностей, эта дисциплина представляет интерес для всех людей, так как «экономическая наука, - как отмечал экономист Дж.М. Кейнс, - это скорее метод, чем доктрина, техника мышления, которая помогает тем, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям». Такие вопросы всегда интересовали людей. В реальной жизни люди сталкиваются с противоречием ограниченности возможностей и безграничности потребностей. И пути преодоления этого противоречия служат отправной точкой экономической теории.

Что изучает экономическая теория. Взаимосвязь экономической теории с другими науками.

Экономическая теория - это общественная наука, которая изучает поведение людей и социальных групп в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при огр аниченных ресурсах.

Характеристика предмета экономической теории как поведения людей и их групп не означает отказ от изучения производственных отношений, то есть тех отношений, где акцент делается не на их объекте (средства производства, предметы потребления), а на субъекте этих отношений - человека. Так, А.Смит выделил основные элементы теоретической модели, оказавшейся методологической основой (научной парадигмой) теоретических исследований в области экономики. Таких основных элементов три: 1. это «экономический человек» как специфический субъект экономических отношений; 2. это «невидимая рука» - образное определение общественного механизма, который направляет в целом развитие национального хозяйства в условиях множества экономических интересов в рамках рыночной экономики; 3. это « богатство»- выступающее объектом экономических отношений и образующее их своеобразную целевую функцию. Источником создания богатства является труд. Труд - это природное качество, имманентное человеку. Присваивая труд работников, человечество создаёт собственность, а присваивая его результаты в виде потребительных стоимостей или в форме товаров, оно создаёт богатство. Конечно, все эти элементы со временем А.Смита не оставались неизменными. Современный человек - это в основе своей «экономический человек», действующий под влиянием своего эгоистического интереса в рамках подчиняющей его экономической необходимости.

Таким образом, экономическая теория - это:

наука о закономерностях и факторах экономического роста в пофазной воспроизводственной динамике;

наука об использовании ограниченных ресурсов для производства благ и услуг и их обмена в целях удовлетворения потребностей;

наука о видах деятельности по воспроизводству, обмену материальных благ;

наука об общественном богатстве.

Как видно из данных определений, общество по мере своего развития, стоит перед решением одной и той же проблемы - поиска законов рационального ведения хозяйства при ограниченных ресурсах с целью увеличения своего богатства.

Однако, важно учитывать при этом, что хозяйственная деятельность и экономические отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, имеют две стороны - объективную, определяющуюся прежде всего отношениями собственности, и субъективную, проявляющуюся в экономическом поведении разных субъектов хозяйствования (индивида, фирмы, государства). Объективная сторона связана с действием объективных экономических законов, субъективная сторона связана с рациональным хозяйствованием, опирающимся на познание этих законов.

С учётом вышесказанного, экономическая теория изучает и экономические законы. Что такое экономический закон? Экономический закон - это многократно проверенные и подтверждённые обобщения экономических процессов, это форма выражения экономических отношений. Как отмечал А.Маршалл в своей работе «Принципы экономической науки», экономические законы - это обобщение экономических тенденций, позволяющих определить поведение человека с целью реализации своих побудительных мотивов. Экономические законы не столь просты, точны или чётко выявляются, как например, законы природы. Они носят исторически ограниченный характер в зависимости от продолжительности действия на разных уровнях хозяйствования. Хотя экономический анализ охватывает длительные исторические периоды и обширные регионы, тем не менее каждую эпоху и каждую страну отличают присущие только им проблемы, а каждое изменение социальных условий выдвигает потребность в дальнейшем совершенствовании экономических теорий. Таким образом, любая экономическая теория представляет собой не более чем теоретическое обобщение реальных экономических процессов с учётом места и времени. Меняются реальные экономические процессы, меняются и теории их отображающие. Конечно любая теория несёт в себе положения, остающиеся верными для всех времён и народов. Однако роль этих общих положений крайне ограничена.

Экономическая теория является методологическим фундаментом комплекса наук: отраслевых (экономика промышленности, экономика строительства и т.д.), функциональных (финансы, кредит, маркетинг и др.), межотраслевых (экономическая география, статистика, демография и др.). Экономическая теория учитывает знания, достигнутые конкретными экономическими науками, а также социологией, психологией, историей, правоведением и др., без учёта которых полученные выводы могут оказаться ошибочными и ложными. Как никогда актуальны суждения Й.Шумпетера о взаимосвязи предметных областей экономической теории, её междисциплинарности «… схематические построения экономической теории должны вписываться в институциональный контекст, который даёт нам экономическая история; только она может сообщить нам каково было то общество, к которому мы хотим применить теоретические схемы». Экономическая теория тесно связана с экономической генетикой, т.к. экономическое развитие имеет имманентное генетическое экономическое содержание. Экономическую генетику сегодня определяют как науку, которая позволяет понять внутренние механизмы динамики, соотношения и взаимодействия наследственности и изменчивости в процессе неравномерного циклического развития.

Методы экономической теории

Экономическая теория обладает не только специфическим предметом, но и особым методом исследования. Метод можно определить как деятельность, направленную на достижение какой-либо цели. Метод науки, с одной стороны, отражает уже познанные законы исследуемой сферы, а с другой, выступает как средство последующего познания. Таким образом, метод является одновременно и результатом процесса исследования и его предпосылкой.

Метод исследования формируется на базе определённой методологии, включающей в себя мировоззренческий подход, исследование предмета. В ходе процесса познания происходит постоянное взаимодействие предмета и метода. Предмет предполагает определённый метод исследования, а метод формирует предмет.

На разных этапах развития в экономической теории использовались различные методы исследования (формально - логический, диалектический и др.), многие из которых сохраняют своё значение и в современной науке.

Первым методом, который использовала экономическая наука была формальная логика. Формальная логика - это изучение мысли со стороны её структуры, формы. Формальная логика разработала обширный набор методов и приёмов познания. Важнейшие из них - это анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, аналогия, гипотеза, доказательство, определённые законы мышления.

При изучении экономики должны быть использованы разные виды экономического анализа, при помощи которых объект может быть проанализирован достаточно полно и с разных позиций.

Анализ - это мысленное расчленение изучаемого явления на его составные части и стороны исследования каждой из этих частей отдельно. Путём синтеза экономическая теория воссоздаёт единую целостную картину.

Можно выделить следующие виды анализа.

Сущностный вид, в ходе которого экономическое явление берётся в очищенном от влияния привходящих, случайных, непостоянных обстоятельств. Задачей сущностного анализа является формулирование экономических законов.

Конъюнктурный анализ, в котором в отличие от сущностного на первый план выходят именно случайные, привходящие, конъюнктурные факторы, без учёта которых экономический анализ будет неполным.

Исторический анализ даёт возможность с иных позиций углубить знание об экономических процессах.

Количественный анализ экономики необходим в условиях потребности в прогнозировании важнейших процессов.

Мотивационный анализ раскрывает побудительные мотивы деятельности в экономике.

Сравнительный анализ, занимающийся сопоставлением различных моделей экономического развития.

Функциональный анализ, примером является «экономикс» в раскрытии сущности тех или иных процессов и понятий на основе функциональных зависимостей между основными экономическими параметрами и величинами.

Индукция - это метод познания, идущий от фактов и теории, от частного явления к общему. Познание начинают с накопления фактов, которые затем систематизируются и анализируются, чтобы можно было вывести обобщения или принципы. Дедукция - метод познания от общего к частному, от теории к фактам. Дедуктивный метод или гипотетический начинает с уровня теории, а затем проверяют или отвергают данную теорию, обратившись к фактам. Экономисты могут опереться на случайное наблюдение, логику, чтобы сформулировать предварительный, непроверенный принцип, называемый гипотезой. Гипотеза возникает тогда, когда появляются новые факторы, противоречащие старой теории.

Качественно новый этап развития экономической науки связан с применением диалектического метода. Диалектика - это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Экономическая система впервые была рассмотрена как развивающаяся взаимосвязь категорий и законов, взаимосвязь в развитии. Диалектический метод предполагал единство диалектики, логики и теории познания. В теории познания ведущими стали метод восхождения от абстрактного к конкретному и принцип единства исторического и логического. Метод абстракции (по-латински «абстракцио» - отвлечение) представляется как момент целого, как простое, одностороннее, а конкретное - как целое, сложное, всестороннее, развитое. При помощи абстрактного метода происходит раскрытие сущности экономических явлений. Так, экономисты, начав изучение рыночного хозяйства с целого (государства, населения) пришли к простейшим, абстрактным определениям производственных отношений (труд, разделение труда, потребность, меновая стоимость и т.п.). Конкретное исследование всегда является исходным пунктом отражения его в теоретических системах.

В исследовании экономических явлений важное место занимает исторический и логический методы. Они не противопоставляются друг другу, а рассматриваются в единстве, поскольку исторически исходный пункт исследования совпадает с исходным пунктом логического исследования. Этот метод в общем виде позволяет ответить на вопрос, с чего начинать и как строить теоретическую систему.

В экономике существуют два разных уровня анализа - это микроэкономика и макроэкономика. Микроэкономика: 1.метод экономического анализа, базирующийся на оценках и исследованиях поведения индивидуальных единиц хозяйственного процесса - предпринимателей (предприятий) и потребителей; 2.раздел экономической науки, связанный с изучением относительно маломасштабных экономических процессов, субъектов, явлений (предприятий, фирм, предпринимателей, их хозяйственные деятельности, экономических отношений между ними). Макроэкономика: 1.метод экономического анализа, основанный на оценке агрегированных (всеохватывающих) показателей; 2. экономическая наука, исследующая экономику как целое, а также важнейшие её секторы (домохозяйство, бизнес, госсектор и т.д. или по другой классификации - промышленность, сельское хозяйство, финансовый и страховой рынок, потребительский рынок и т.д.).

Экономические исследования и обоснование экономической политики: позитивная и нормативная экономика, экономические цели.

Экономическим процессам и явлениям присущи качественная и количественная определённость. Поэтому экономическая теория хорошо использует системный метод исследования, который строится на экономико-математическом моделировании. Экономические исследования позволяют установить закономерности и оценить ожидаемую эффективность процессов, протекающих в экономических сферах, в сочетании с анализом и выработкой рекомендаций для управления этими процессами. Количественные методы экономических исследований строятся на математико-статистических, экономико-математических дисциплинах. С помощью их решаются задачи управления запасами, распределения ресурсов и назначения, замены оборудования и др. Так, на этапе формулирования целей определяется численный критерий оценки действий, или показатель эффективности (целевая функция). Здесь активно используются, например, теория вероятностей и математическая статистика, которые позволяют определить тенденции и диапазон изменения конечных количественных характеристик поставленной цели. Немалую роль играет в экономическом исследовании и качественный анализ.

Системный метод исследования - это метод XX века. Предпосылки этого метода стали возникать ещё в XIX в. с появлением математической логики, а это послужило развитию экономико-математического моделирования. Различаются модели на абстрактно-теоретические, конкретно-экономические; по сфере охвата (микро-макро); по времени (1,5,15-20 лет); по характеру действия (статические, динамические).

От теоретической экономики следует отличать экономическую политику. Экономическая политика - это система экономических мероприятий государства. Содержание экономической политики, её цели, средства определяются характером экономического строя, внутренними и международными условиями развития страны.

Так, в качестве примера можно показать, как происходит связь между фактами, принципами, экономической политикой.

Переходя от уровней фактом и принципов к уровню обоснования экономической политики мы совершаем резкий скачок от позитивной экономической науки к нормативной. Позитивная экономика имеет дело с уже систематизированными фактами, перешедшими на уровень теоретического осмысления. Нормативная экономика отражает суждение тех, кто определяет, что должно быть при сложившейся экономической ситуации. Пример позитивного утверждения: безработица составляет 7% . нормативное утверждение на ту же тему: «Безработицу следует сократить». Позитивная экономика предполагает анализ фактов (данных), на основе которых формулируются принципы экономического поведения. Нормативная экономика - направление в экономической теории, основанное на оценочных суждениях относительно того, какой должна быть экономика, какими должны быть цели экономического развития, соответственно, экономической политики. Иначе можно сказать, что позитивная экономика изучает то, что есть, а нормативная экономика выражает субъективное представление о том, что должно быть.

Таким образом, цель экономической теории - найти подходы к рациональному решению сложных экономических задач. Такими задачами могут быть, прежде всего:

Достижение экономического роста.

Достижение полной занятости.

Повышение экономической эффективности.

Достижение стабильного уровня цен.

Обеспечение справедливого распределения созданного продукта.

Формирование системы социальной защиты.

Цели определяют выбор ориентиров и направленности процессов, связанных с условиями, качеством и уровнем жизни населения. Цели зависят не только от желания (субъективная сторона), но и от реальных возможностей. Диалектика объективного и субъективного лежит в основе целеполагающей деятельности человека и общества.

Экономическая теория находится сегодня перед лицом трёх «вызовов» современности, на которые должна дать соответствующие ответы.

Первый вызов - усиливающиеся тенденции постиндустриализма. Так как экономическая теория (политэкономия), возникшая как самостоятельная область научного знания около четырёх веков назад, это детище индустриально-рыночного хозяйства. Поэтому эти тенденции создают существенные проблемы как для предмета, так и для самого объекта исследования.

Второй вызов - растущая интернационализация экономических процессов, охватывающих сегодня не только целые континенты, но и распространяющих своё влияние в более широких масштабах. Экономическая теория сложилась как теория функционирования национальных экономик. Национальный фактор сегодня, в частности, в российских условиях вновь выдвигается на авансцену. Но экономическая теория всегда рассматривала и межнациональные отношения. Нарастающие тенденции интернационализации экономическая теория не может игнорировать.

Третий вызов - развернувшиеся в бывших социалистических странах переходные процессы, представляющие переход от новой экономики к рыночной. Реальные экономические процессы, развернувшиеся в переходной российской экономике, качественные изменения, расширение теоретической базы их исследования привели к существенному пересмотру многих теоретических постановок: о структуре и формах собственности, о роли рыночных отношений, характер распределительных отношений, источниках дохода и др.

Английский экономист А.Хайнис отмечал «Надежда на будущее заключается в синтезе, который будет включать всё лучшее из теории Д.Рикардо, Маркса, Кейнса и неоклассиков. Этот синтез восстановит претензии экономической теории на то, чтобы стать теорией всего общества». Если этот синтез будет осуществлён, то мировая экономическая наука может превратиться, по мнению французского экономиста Мориса Аллэ «в единую теорию поведения людей».

Задания. Тесты.

Основное значение экономической науки состоит в том, что она:

а) помогает предпринимателям вести успешный бизнес;

б) даёт учёным возможность реализовать свои способности;

в) показывает пути наилучшей организации общественного устройства с точки зрения удовлетворения потребностей людей;

г) раскрывает человеку истинные мотивы его поведения.

Какая из перечисленных задач является основной для экономической системы:

а) определить технические условия производства;

б) ликвидировать инфляцию и безработицу;

в) установить справедливое общественное устройство;

г) скоординировать действия отдельных экономических субъектов.

Качество экономической модели определяется тем, насколько:

а) точен прогноз, составленный на её основе;

б) много реалистических предпосылок в ней содержится;

в) легко её проверить;

г) много уравнений она содержит.

Ключевые слова: объект, предмет, методы, экономической, теории

Экономическая наука предполагает изучение динамичной, по­стоянно развивающейся хозяйственной деятельности людей. Это значит, что объектом изучения данной науки является экономи­ческая жизнь общества.

От объекта изучения экономической науки следует отличать предмет ее анализа. Если объектом исследования всегда остается хозяйственная деятельность, то предметом анализа могут выступать различные стороны хозяйственной деятельности людей, что зависит прежде всего от идеологической ориентации исследователя, его целей и намерений. Так, меркантилисты предмет науки видели в изучении торгового баланса, физиократы - в исследовании «чис­того продукта» в сельском хозяйстве, представители классической политической экономии - в накоплении богатства нации, марксис­ты - в изучении производственных отношений и экономических законов, регулирующих общественное производство, распределе­ние, обмен и потребление, маржиналисты - в поисках наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования.

В становлении и развитии экономической науки прослежива­ется три этапа, каждый из которых представлен одним из трех назва­ний: политическая экономия, экономике, экономическая теория. Исторически первой научной школой, претендовавшей на роль экономической науки, стала с 1615 г. политическая экономия.

Официальная история российской политической экономии берет начало в первом году XIX столетия, когда приглашенный в Московский университет немецкий профессор Х.А. Шлецер про­чел курс политической экономии. В 1803 г. по Указу Александра Iполитическая экономия была включена в регламент Российской Академии Наук. В 1805-1806 гг. был издан первый в России учеб­ник по политической экономии на русском языке, написанный Шлецером.

Конец XIX - начало XX в. обозначил новую развилку в эконо­мической науке. Отказ от теории трудовой стоимости, место которой заняла теория предельной полезности, привел к зарождению новой научной школы с соответствующим названием - «экономике».

В 1902 г. А. Маршалл впервые прочел курс «Экономикс» в Кем­бриджском университете, заменив тем самым курс политической экономии классической школы Дж.С. Милля. С тех пор на Западе политэкономия утратила свое монопольное положение. Экономикс как наука есть теория и практика рыночной организации производ­ства.

Переход России к формированию цивилизованного рынка сделал востребованной эту отрасль экономических знаний и у нас.

Экономикс представляет собой конгломерат разных научных школ, имеющих объединяющее начало, заложенное еще в трудах А. Смита: они базируются на принципе рациональности, которым руководствуется «экономический человек» в своей хозяйственной деятельности.

Политэкономия и экономике имеют разные методологические корни. Политэкономия изучает глубинные причинно-следствен­ные связи в производстве с целью раскрытия его сущностных характеристик. Ее ключевой категорией является стоимость. Эко­номикс изучает поверхностные отношения и описывает функ­циональные зависимости на основе принципа рационализации потребительского выбора. Для экономике ключевой категорией является цена.

Значит, политэкономия ориентирована на изучении сущности экономических законов и категорий. Экономикс как учебная дис­циплина ориентирован на изучение функциональных зависимостей в экономике.

Общим у них является то, что и политическая экономия, и экономике, несмотря на различные подходы к изучению хо­зяйственной жизни общества (сущностный - в политэкономии и функциональный в экономике), исследуют один и тот же ин­дустриально-рыночный тип хозяйства.

В период становления информационно-технологического спо­соба производства перед экономической наукой возникают новые вопросы. Ответ на них можно получить лишь при использовании научного потенциала как политической экономии, так и эконо­мике. Новый анализ должен базироваться на новой концептуальной основе и иметь адекватный ей новый вариант названия, которым стала «экономическая теория». Объектом ее исследования являются особенности постиндустриальной хозяйственной системы, наибо­лее распространенной социально-экономической формой которой является смешанная рыночная экономика.

Важно учитывать при этом, что хозяйственная деятельность и экономические отношения между людьми, складывающиеся в ее процессе, имеют две стороны - объективную, определяющу­юся прежде всего отношениями собственности, и субъективную, проявляющуюся в экономическом поведении разных субъектов хозяйствования (индивида, фирмы, государства). Значит, эконо­мическая теория охватывает всю совокупность этих отношений. Их ОБЪЕКТИВНАЯ сторона связана с действием объективных экономических законов; СУБЪЕКТИВНАЯ - с рациональным хозяйствованием, опирающимся на познание этих законов.

С учетом вышесказанного назначение экономической теории можно было бы определить следующим образом:

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИЗУЧАЕТ ОБЪЕКТИВНЫЕ ЗАКОНЫ ВЕДЕНИЯ ХОЗЯЙСТВА И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПО­ВЕДЕНИЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ НА РАЗЛИЧ­НЫХ УРОВНЯХ И В РАЗНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ. Итак, экономическая теория, во-первых, изучает экономичес­кие законы.

Что же такое экономический ЗАКОН?

В экономических исследованиях ученым приходится иметь дело не только с отдельными, изолированными фактами, но и с их большим массивом. Факты необходимо классифицировать и обобщать, что достигается методом индукции (от лат. inductio - наведение), т. е. логического умозаключения от частных, единич­ных случаев к общему выводу.

Обобщения проверяются противоположным методом, называ­емым дедукцией (от лат. deductio - выведение), т. е. логического умозаключения от общих суждений к частным выводам.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ, КАК ЛЮБАЯ ДРУГАЯ НА­УКА, ИСПОЛЬЗУЕТ РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ И СПОСОБЫ ПОЗНАНИЯ, КОТОРЫЕ ОБРАЗУЮТ МЕТОДОЛОГИЮ, ВКЛЮЧАЮЩУЮ В СЕБЯ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ХОЗЯЙСТ­ВЕННОЙ ЖИЗНИ. ОНИ МОГУТ БЫТЬ РАЗДЕЛЕНЫ НА ОБЩЕНАУЧНЫЕ И ЧАСТНЫЕ.

ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ - ЭТО ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ, ОСНОВАННЫЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИМИ ФИЛОСОФАМИ И РАЗВИТЫЕ ПО­СЛЕДУЮЩИМИ ПОКОЛЕНИЯМИ УЧЕНЫХ. СОГЛАСНО ЭТИМ МЕТОДАМ ВСЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ПРОТИВОРЕЧИВЫ И НАХОДЯТСЯ В ПОСТОЯННОМ ДВИЖЕНИИ.

При изучении этих процессов используется сочетание исто­рического и логического подходов.

Исторический подход помогает анализировать явления в той последовательности, в которой они возникли, развивались и сме­няли друг друга.

Логический (теоретический) подход исследования этих же яв­лений не служит зеркальным отражением их исторического пути. Он предполагает проникновение в сущность изучаемого явления и абстрагирование, т. е. отвлечение от второстепенных его свойств. В результате возникает научное представление об этом явлении, т. е. формируется логическое понятие, или экономическая кате­гория, например товар, цена, деньги, конкуренция и т. п. Такой способ изучения называется методом научной абстракции.

К ЧАСТНЫМ МЕТОДАМ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ОТНО­СЯТСЯ: НАБЛЮДЕНИЯ, ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА ПОСРЕДСТВОМ СИНТЕЗА И АНАЛИЗА, ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ, КОНСТРУИРОВАНИЕ СИС­ТЕМЫ ЗАКОНОВ И КАТЕГОРИЙ, ИХ ПРОВЕРКА, ПРОВЕ­ДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ, КОНСТРУИРОВАНИЕ МОДЕ­ЛЕЙ, ИХ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ФОРМАЛИЗАЦИЯ И Т. П.

Математические модели выражаются с помощью графиков и математических уравнений. Следует заметить, однако, что увле­чение абстрактными математическими моделями может создать ложное представление о реальной экономической ситуации, осо­бенно если в модель заложены некачественно обработанные эко­номические показатели.

Экономическая теория тесно связана с такими науками, как история, философия, статистика, математика и др. В системе эко­номических наук она занимает центральное место.

Экономическая теория выполняет четыре важные функции: познавательную, методологическую, практическую и идеологи­ческую.

Будучи наукой общественной, она должна ответить на три вопроса: ЧТО производить? КАК производить? ДЛЯ КОГО про­изводить?

В командной экономике все эти вопросы решают центральные органы управления. В рыночной экономике за правительством закрепляется обязанность принимать участие лишь в решении третьей задачи путем составления и реализации социальных программ и перераспределения доходов. Все остальные вопросы разрешаются с помощью рынка. Фирмы производят те товары, которые приносят наибольший доход. Этим решается вопрос, ЧТО производить. Используют те технологии, которые обеспечивают наименьшие затраты. Этим решается вопрос, КАК производить. Население сообразует свои покупки с ценами товаров и со своими доходами. Этим решается вопрос, ДЛЯ КОГО производить.