Повышение эффективности государственного стимулирования инновационной деятельности в россии. Стимулирование инновационной деятельности

Повышение эффективности государственного стимулирования инновационной деятельности в россии. Стимулирование инновационной деятельности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные понятия, сущность и признаки инновационной деятельности. Особенности государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации. Роль инноваций в экономическом развитии государства, правовые основы их регулирования.

    курсовая работа , добавлен 15.01.2015

    Основные аспекты инновационной деятельности. Организация управления инновационной деятельностью. Методы внедрения инноваций в организации. Управление персоналом и инновационная деятельность в организации. Социальный аспект инноваций.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2003

    Понятие и сущность инновации и инновационной деятельности, их видовая классификация и функции. Проблемы развития инновационной деятельности в Российской Федерации. Формирование условий развития экономики и перспективы применения новых разработок.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2012

    Понятие инноваций. Риски в инновационной деятельности. Методы управления рисками в инновационной деятельности. Методы оценки коммерческих рисков в инновационной деятельности. Факторы рисков и критерии их оценки. Инновационный менеджмент.

    контрольная работа , добавлен 25.02.2005

    Сущность, виды и типы инноваций. Характеристика методов стимулирования инновационной активности. Анализ рынка санаторно-курортного лечения в Северо-Западном регионе. Оценка деятельности курорта "Старая Русса" в области инновационной деятельности.

    дипломная работа , добавлен 14.05.2012

    Сущность государственной инновационной политики. Законодательные механизмы государственного регулирования инновационной деятельности в США. Поддержка кластеров, венчуров, бизнеса в инновационном развитии. Налоговые кредиты и амортизационная политика.

    курсовая работа , добавлен 26.04.2012

    Общая характеристика инноваций и инновационной деятельности, формы и механизмы организации на предприятии. Оценка эффективности инноваций в организации. Анализ внешней среды предприятия. Методы совершенствования организации инновационной деятельности.

    контрольная работа , добавлен 15.09.2013

    Изучение методов и значения государственного регулирования инновационной деятельности - создания определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда.

    контрольная работа , добавлен 13.11.2010

В большинстве случаях в экономической литературе понятие «эффективность» раскрывается через его оценку. Обосновывая сущность оценки эффективности, Н.М. Блаженкова указывает на то, что эффективность – это оценочная категория, выступающая субъективной мерой. Т.И. Хаметов и С.Н. Букин справедливо полагают, что критерии и показатели эффективности зависят от особенностей экономики, механизма хозяйствования, объекта исследования, установок и точек зрения ученых-экономистов. Из сказанного вытекает разнообразие подходов к оценке эффективности экономических явлений и процессов, однако все эти подходы можно условно разделить на две основные группы – качественные и количественные. В исследованиях, посвященных инновационной деятельности, представлены оба этих подхода, причем авторы рассматривают различные аспекты эффективности: эффективность инновационной деятельности (на микро- и макроуровне), эффективность стимулирования инновационной деятельности, эффективность ее финансирования и пр.

Из материалов к заседанию Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям «О повышении эффективности использования средств, направляемых на инновационную деятельность» следует, что уровень эффективности бюджетного стимулирования инновационной деятельности отражают такие основные показатели как результативность научного сектора и инновационная активность в экономике. При этом результативность научного сектора оценивается качественно по значениям ряда показателей: внутренние затраты на исследования и разработки (млн. долл. США), численность исследователей (чел.), число публикаций и число цитирований в научных журналах, индексируемых в Web of Science.

Таблица 1 — Система показателей эффективности налогового стимулирования инновационной деятельности

Количественные подходы основаны на расчете показателей эффективности (относительных, комплексных, интегральных и пр.), получаемых с использованием, как правило, простых показателей в их абсолютном значении. Качественные (целевые) подходы также задействует простые показатели, но, в отличие от количественных, ориентированы на оценку эффективности с точки зрения соответствия этих показателей поставленным целям.

Мировой опыт показывает, что основным механизмом стимулирования инноваций на макроуровне является налоговое стимулирование, оценке результативности и эффективности которого посвящены многие научные исследования .

Примером исследования эффективность налогового стимулирования инновационной деятельности в России, в котором достаточно полно представлено понимание сущности и способов оценки эффективности стимулирования инновационной деятельности с позиций количественного подхода, является работа О.С. Калачевой .

В проводимом нами исследовании особый интерес представляет государственная форма стимулирования инновационной деятельности, реализуемая посредством такого экономического метода, как бюджетное стимулирование, поскольку центральное место в системе прямого государственного воздействия на инновационную деятельность занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из средств бюджетов.

Анализ эффективности расходования бюджетных средств с точки зрения реализации государственной политики в соответствующей сфере и достижения поставленных целей и задач осуществляется органами исполнительной власти и высшими органам управления организаций, через которые предоставляется поддержка, а также иными организациями в случаях, предусмотренных законодательством.

При оценке эффективности бюджетного стимулирования осуществляется проверка выполнения установленного порядка, регламентирующего предоставление государственной поддержки, проверяться наличие и соблюдение утвержденных субъектами государственной поддержки документов, определяющих стратегию, цели и задачи предоставления господдержки инновационной деятельности, и документов, определяющих порядок ее предоставления. С учетом специфики инновационной деятельности оценка эффективности господдержки осуществляется на основе анализа эффективности формируемых субъектами государственной поддержки совокупностей инновационных проектов, обладающих схожими целями и характеристиками.

Рассматривая инструментарий бюджетного стимулирования инновационной деятельности, заметим, что на сравнении установленных и фактически достигнутых по итогам отчетного года значений показателей результативности инновационной деятельности основан порядок оценки эффективности использования субсидий. Методика же оценки эффективности федеральной целевой программы разрабатывается государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) с учетом специфики программы и должна служить приложением к тексту программы. Федеральная целевая программа должна содержать описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, общую оценку вклада целевой программы в экономическое развитие, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств. Оценка эффективности осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации целевой программы, а при необходимости и после ее реализации, при этом В.В. Михеев предлагает сравнивать объемы затраченных финансовых ресурсов с первоначально установленными объемами (таблица 3.1.2), но это только один из возможных вариантов. Можно установить другие интервалы значений, ввести не шестиступенчатую систему оценки, а трехступенчатую, семиступенчатую и т.д.

Таблица 2 — Сравнение объемов затраченных финансовых ресурсов с первоначально установленными объемами

Степень достижения результата

Затраченные финансовые ресурсы

Оценка эффективности расходования средств

Результат достигнут Экономия средств более 15 % от запланированных объемов

Очень высокая эффективность

Результат достигнут

Экономия средств от 5 до 15 % от запланированных объемов

Высокая эффективность

Результат достигнут

Затрачены средства с отклонением менее 5 % от запланированных объемов

Эффективно

Результат достигнут

Дополнительное расходование средств в объеме от 5 до 15 % от запланированных объемов

Низкая эффективность

Результат достигнут

Дополнительное расходование средств в объеме свыше 15 % от запланированных объемов

Неэффективно

Результат не достигнут

Неэффективно

Автор указывает, что можно не учитывать в расчетах какие-либо виды расходов или, наоборот, что-то учитывать дополнительно. Например, считать расходы неэффективными вне зависимости от результата, если выявлено нецелевое расходование средств, относящееся к отчетному периоду.

Оценка эффективности расходов на реализацию основного мероприятия будет складываться из совокупности оценок мероприятий. Например, если результат достигнут, не менее половины мероприятий получили оценку эффективности расходов очень высокую и высокую, и нет ни одного мероприятия, по которому поставлена оценка «неэффективно», то эффективности расходов на реализацию основного мероприятия присваивается значение «высокая эффективность».

Далее из оценок эффективности расходов на основное мероприятие складывается оценка эффективности расходов на реализацию подпрограмм, оценка эффективности на реализацию госпрограммы в целом – из оценок подпрограмм. Оценка эффективности от реализации мероприятий каждого программного направления или отдельной программы проводиться с помощью системы различных качественных и количественных показателей, при этом определение и оценка качественных показателей эффективности ФЦП осуществляют с помощью экспертных и статистических методов, учитывающих результаты количественных оценок. Качественные показатели эффективности программ, как указывают Переслегин А.В. и Порошин В.Д., характеризуют состояние проблем, направленность и специфику разработок. Качество обоснований и результатов реализации программных мероприятий и, как правило, отражают : полноту использования научно-технического и ресурсного потенциала; характер развития и внедрения научно-технических достижений, использования результатов фундаментальных исследований или новых технологий; способность производить жизненно важную для страны продукцию, способствующую увеличению качества и уровня жизни населения; степень зависимости реализации программных мероприятий от импортных поставок и зарубежной помощи; обеспеченность прав и свобод граждан и уровень социальной напряженности; уровень доверия общества к государству, властным структурам и проводимой ими политике; степень улучшения условий жизни людей, среды обитания и воспроизводства животного и растительного мира и т.п.

Авторы выделяют три вида количественных показателей, определение и оценка которых осуществляются с помощью комплекса методик различного уровня сложности, разрабатываемых на основе математических методов теории систем и исследования операций с учетом неопределенности (линейного и динамического программирования, теории массового обслуживания, статистических испытаний, сетевого планирования и др.):

  • абсолютные и однозначные (величина доходов бюджета, прибыли, затраты, число рабочих мест, трудоемкость и т.п.);
  • относительные и дробные (эффективность как соотношение результатов и стоимости, пропорции бюджетных и внебюджетных затрат и т.п.);
  • составные (суммарный ущерб как сумма прямых и косвенных убытков, суммарные затраты на НИОКР, капитальное строительство, специальные мероприятия и т.п.).

Находясь в рамках количественного подхода к эффективности стимулирования инновационной деятельности на макроуровне, необходимо четко понимать, что результат инновационной деятельности – это совокупность инновационных товаров, работ и услуг в абсолютном выражении. Эффект инновационной деятельности – это прирост какого-либо показателя (в т.ч. интегрального) инновационной деятельности в абсолютном выражении. Эффективность инновационной деятельности – это относительный показатель, соизмеряющий полученный от инновационной деятельности эффект с затратами на его достижение. Отличие «эффективности стимулирования инновационной деятельности» от «эффективности инновационной деятельности» заключается в составе затрат. На макроуровне затраты на стимулирование инноваций составляют часть бюджетных средств, направляемых на развитие инновационной деятельности, то есть эффективность стимулирования инновационной деятельности – это уровень соответствия эффекта инновационной деятельности объемам ее стимулирования.

Цель разработанной методики заключается в количественной оценке эффективности государственного стимулирования инновационной деятельности посредством расчета интегрального показателя эффективности, включающего частные показатели эффективности применяемых государством инструментов стимулирования. Методика включает следующие этапы:

а) определение величины расходов федерального бюджета на использование следующих инструментов стимулирования инновационной деятельности (тыс. руб.): субсидии на поддержку научных мероприятий; федеральные целевые программы в области инноваций; гранты; финансирование участия в международном инновационном сотрудничестве;
б) формирование развернутой системы показателей результативности инновационной деятельности;
в) расчет комплексного показателя результативности инновационной деятельности с использованием метода главных компонент;
г) моделирование тесноты и характера связи между факторными показателями (объемами расходов на реализацию применяемых государством инструментов стимулирования) и комплексным показателем результативности инновационной деятельности посредством построения уравнений парной регрессии;
д) оценка эффективности каждого инструмента стимулирования инновационной деятельности посредством определения частных коэффициентов эффективности как отношений прироста значений комплексного показателя результативности инновационной деятельности и величины бюджетных расходов на реализацию соответствующего инструмента бюджетного стимулирования;
е) расчет интегрального (итогового) показателя эффективности государственного стимулирования инновационной деятельности как среднего геометрического частных показателей.

Таблица 3 — Значения показателей объема бюджетных средств, выделенных на использование стимулирующих инновационную деятельность инструментов,
2002-2013 гг., тыс. руб.

Год

Размер субсидий
на поддержку
научных мероприятий

Объем бюджетных средств,
выделенных на реализацию
федеральных целевых программ
в области инноваций

Объем бюджетных
средств, выданных
на реализацию грантов

Взносы в международные
организации, осуществляемые из
средств федерального бюджета

ХСуб.

ХФЦП

ХГр.

ХВвМО

Источниками информации об объемах бюджетного стимулирования инновационной деятельности за период с 2002 по 2013 гг. стали: статьи Федеральных бюджетов и материалы интернет-проекта «Федеральные целевые программы России» официального сайта Департамента государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития России .

Таблица 4 — Показатели результативности инновационной деятельности на макроуровне

Год

Количество публикаций,
научных трудов (шт.)

Количество патентов
(шт.)

Количество внедренных
в промышленное производство
технологий (шт.)

Объем технологического
обмена в организациях
(шт.)

Объем экспорта
инновационных товаров, работ,
услуг (тыс. руб.)

I ПНТ

I Пат.

I ВвППТ

IТОвО

I ОЭИТ

Показателями объема бюджетных средств, выделенных на использование стимулирующих инновационную деятельность инструментов, стали (таблица 3):

  • размер субсидий на поддержку научных мероприятий ХСуб. , тыс. руб.;
  • объем бюджетных средств, выделенных на реализацию федеральных целевых программ в области инноваций, ХФЦП , тыс. руб.;
  • объем бюджетных средств, выделенных на реализацию грантов, ХГр. , тыс. руб.;
  • размеры финансирования участия в международном инновационном сотрудничестве (взносы в международные организации, осуществляемые из средств федерального бюджета), ХВвМО , тыс. руб.

На втором этапе методики формирование показателей результативности инновационной деятельности в России производилось исходя из представленной в официальных источниках Федеральной службы государственной статистики статистической информации в соответствии с таблицей (таблица 4):

1. Количество публикаций российских авторов в научных журналах, рецензируемых WEB OF SCIENCE, источником финансирования которых стали субсидии на поддержку научных мероприятий и научные труды, опубликованные при финансовой поддержке федеральных целевых программ в области инноваций I ПНТ (шт.).

2. Количество патентов на изобретения, выданных по результатам инновационной деятельности, осуществляемой в рамках грантов и федеральных целевых программ I Пат. (шт.). Отметим, что важнейшими показателями результативности фундаментальных исследований, по оценке статистического института ЮНЕСКО, являются: количество публикаций и их цитируемость, а также количество патентов .

3. Количество внедренных в промышленное производство инновационных технологий I ВвППТ (шт.).

4. Объем технологического обмена в организациях IТОвО (шт.), который в широком смысле осуществляется, как правило, в следующих формах: научно-технические публикации; проведение выставок, ярмарок, симпозиумов; обмен делегациями и встречи ученых и инженеров; миграция специалистов; обучение студентов и аспирантов; деятельность международных организаций по сотрудничеству в области науки и техники и др.;

5. Объем экспорта инновационных товаров, работ, услуг I ОЭИТ (тыс. руб.).
Заметим, что при наличии статистической информации совокупность результативных признаков инновационной деятельности можно расширить.

На третьем этапе разработанной методики для выявления связи между объемом бюджетного стимулирования и совокупным результатом инновационной деятельности напрямую воспользоваться корреляционно-регрессионным анализом не представляется возможным, результативный признак (результативность инновационной деятельности) описывается пятью показателями. Для проведения расчетов необходимо воспользоваться методом главных компонент, который позволит «сжать» информацию о результативности инновационной деятельности на макроуровне, содержащуюся в пяти источниках, в единый комплексный показатель (индекс) инновационного развития.

Задача метода главных компонент, как отмечает В.М. Симчера, заключается в том, чтобы «на основе множества внешних (и существенных, и малосущественных, и многочисленных ничтожных) признаков найти небольшое, но значимое число их гибридов, которые, детерминируя суть изучаемых процессов, коротко и ясно объясняя их причинно-следственные связи в пространстве и времени представляются как компоненты, а процедуры их нахождения – методы компонентного анализа» . Метод главных компонент заключается в получении нескольких новых показателей – главных компонент, являющихся линейными комбинациями исходных показателей, полученных в результате эксперимента. Главные компоненты упорядочиваются в порядке убывания той дисперсии, которую они «объясняют». Метод главных компонент позволяет перейти от большого числа факторных признаков к обобщенным факторам (главным компонентам) без существенной потерей информации. Р.М. Сиразетдинов замечает, что «модель главных компонент – это некоторая аппроксимация матрицы исходных данных, которую мы используем вместо исходной» .

Модель компонентного анализа описывается уравнением Z = A · G , где Z – матрица стандартизированных значений исходных объектов и их признаков; A – матрица компонентных нагрузок aij , отражающих связь между исходными данными xij и Gj ; G – матрица индивидуальных значений скрытых признаков, называемых компонентами . Реализация компонентного анализа может производиться с использованием прикладных статистических пакетов (STATICTICA, STATGRAPHICS, SPSS и др.).

Использование главных компонент оказывается наиболее естественным и плодотворным в ситуациях, в которых все компоненты вектора исходных данных X имеют общую физическую природу и соответственно измерены в одних и тех же единицах. Если же признаки измеряются в различных единицах, то результаты исследования с помощью главных компонент будут существенно зависеть от выбора масштаба и природы единиц измерения. Поэтому в подобных ситуациях необходимо предварительно перейти к вспомогательным безразмерным признакам, например, с помощью нормирующего преобразования (1):

где – выборочное среднеквадратическое отклонение для j -го признака.

На четвертом этапе методики осуществляется моделирование зависимостей между признаком – комплексным показателем результата инновационной деятельности и факторными показателями стимулирования инновационной деятельности посредством построения функциональных уравнений парной регрессии, наиболее точно выражающих сущность исследуемых связей. Реализация корреляционно-регрессионного анализа также необходимо производить в среде прикладных статистических пакетов, которые имеют возможность построения зависимостей как линейного, так и нелинейного типа.

На пятом этапе проводится оценка эффективности каждого инструмента бюджетного стимулирования в соответствии с количественным подходом как отношение прироста индекса инновационной деятельности к величине стимулирующей выплаты.

Очевидно, что инструмент бюджетного стимулирования инновационной деятельности признается эффективным, если значение искомого отношения больше единицы, при этом о росте эффективности свидетельствует рост данного отношения. Если же значение эффективности изменяется в промежутке от 0 до 1, то признается неэффективность работы инструментов бюджетного стимулирования при наличии потенциала роста эффективности. Абсолютная неэффективность фиксируется при отрицательных значениях искомого отношения, которые порождаются отрицательными значениями изменения результативности инновационной деятельности.

На заключительном этапе проводится оценка эффективности стимулирования инновационной деятельности посредством расчета интегрального (итогового) показателя эффективности как среднего геометрического эффективностей инструментов стимулирования:

(2)

где Effk – эффективность k -го инструмента бюджетного стимулирования, m – количество инструментов бюджетного стимулирования.

Результаты апробации методики оценки эффективности бюджетного стимулирования инновационной деятельности, проведенной по данным официальной статистической информации Банка России и Федеральной службы государственной статистики на базе статистического пакета STATGRAPHICS Plus for Windows выглядят следующим образом.

Для определения индекса инновационного развития методом главных компонент перейдем к вспомогательным безразмерным признакам (таблица 5), воспользовавшись формулой (1), поскольку не все используемые в расчетах показатели имеют одинаковую размерность, а именно, величины I ПНТ , I Пат. , I ВвППТ , IТОвО измеряются в единицах, а I ОЭИТ – тыс. руб. При этом среднеквадратическое отклонение по каждой выборке составило соответственно величину: 2904,0852 ед., 6691,6605 ед., 45,7333 ед., 74,4708 ед., 96240614,70 тыс. руб.

Полученные в результате выполнения компонентного анализа факторные нагрузки позволяют произвести редукцию исходных данных по нормированным данным инновационной деятельности, оставив всего одну первую компоненту с дисперсией 80,251% (3), которую будем называть индексом инновационной деятельности:

Таблица 5 — Развернутая матрица показателей результативности инновационной деятельности после применения нормирующего преобразования, ед.

Год

I ПНТ

I Пат.

I ВвППТ

IТОвО

I ОЭИТ

Первой главной компонентой исследуемой системы показателей I = (I ПНТ , I Пат. , I ВвПП , IТОвО, I ОЭИТ ) называется такая нормировано-центрированная линейная комбинация этих показателей, которая среди прочих нормировано-центрированных линейных комбинаций переменных I ПНТ , I Пат. , I ВвПП , IТОвО, I ОЭИТ обладает наибольшей дисперсией, поскольку больше всего информации несут те направления, в которых дисперсия входных данных максимальна. В таблице 6 приведены значения индекса инновационной деятельности, полученные по формуле (3).

Таблица 6 — Значения индекса инновационной деятельности за 2002-2013 гг., ед.

Год

I

I

I

Построение парных регрессионных моделей зависимости индекса инновационной деятельности от факторов бюджетного стимулирования производилось путем выбора наилучшей формы зависимостей, заложенных в пакете STATGRAPHICS Plus for Windows, в смысле максимума значения коэффициента детерминации, значимости параметров регрессии и формы модели в целом на уровне значимости 95%:

Результаты регрессионного моделирования представлены в приложении К:

1) Уравнение парной регрессии для зависимости I = f (ХСуб.) имеет вид:

2) Уравнение парной регрессии для зависимости I = f (ХФЦП) имеет вид:

3) Уравнение парной регрессии для зависимости I = f (ХГр.) имеет вид:

4) Уравнение парной регрессии для зависимости I = f (ХВвМО) имеет вид:

Результаты расчета частных показателей эффективности стимулирования инновационной деятельности, полученные как отношение изменения комплексного показателя инновационной деятельности за период (год) и объема бюджетного симулирования (4), и интегрального показателя эффективности, рассчитанного по формуле (2), представлены в таблице 3.1.8:

, (4)

где – эффективность k i +1 -ом периоде, k = Суб., ФЦП, Гр., ВвМО ;
– объемы бюджетных средств, выделенных на использование k -го инструмента государственного стимулирования инновационной деятельности в i -ом иi +1 -ом периоде соответственно;
– индекс инновационной деятельности (комплексный показатель уровня инновационной деятельности) в i -ом иi +1 -ом периоде соответственно.

Таблица 7 — Значения частных показателей эффективности применяемых государством инструментов бюджетного финансирования и интегрального показателя эффективности государственного стимулирования инновационной деятельности, ед.

Eff Суб

Eff ФЦП

Eff Гр

Eff ВвМО

Eff

Примечание: составлено автором;Eff Суб – коэффициент эффективности субсидий на поддержку научных мероприятий; Eff ФЦП – коэффициент эффективности федеральных целевых программ в области инноваций; Eff Гр . – коэффициент эффективности грантов; Eff ВвМО – коэффициент эффективности финансирования участия в международном инновационном сотрудничестве; Eff – интегральный коэффициент эффективности стимулирования инновационной деятельности.

Совокупность значений показателей эффективности инструментов государственного стимулирования инновационной деятельности и интегрального показателя содержит величины менее единицы, что соответствует неэффективности инструмента. Причинами данного «неположительного» эффекта являются сохраняющиеся системные проблем финансирования инновационной деятельности из средств государственного бюджета, к которым можно отнести: 1) недостаточность финансирования сферы науки и технологий, связанная с незначительностью объема инвестиционных ресурсов, генерируемых экономикой; 2) отсутствие координации расходов федерального бюджета на основе инвестиционной стратегии инновационного развития страны и комплексного подход в финансировании научных исследований, инновационных проектов и программ в сочетании с не отлаженным и слабым контролем за поступлением и отчислением средств, порядком их распределения, отчетностью по их расходованию; 3) неотработанность механизма конкурсного выделения бюджетных средств. Например, средства на выполнение ФЦП выделяются не в начале года, а фактически к его середине, перечисляются поэтапно, что не учитывает особенностей производственного цикла в секторе НИР. Одновременно запрещен пересмотр общего плана работ, что должно быть естественной практикой в ходе выполнения исследований, а цикл финансирования, как правило, является годичным даже при многолетнем проекте, что затрудняет планирование всей работы; 4) коррупция и наличие бюрократических барьеров для доступа к бюджетному стимулированию инновационной деятельности; 5) низкая ответственность госслужащих за достижение общественно значимых результатов и т.д.

Следствием всего вышеуказанного также является «зашумленность» временных рядов динамики эффективности инструментов государственного стимулирования инновационной деятельности и интегрального показателя с высоким разбросом значений, на что указывает величина коэффициента вариации – отношения среднего квадратического отклонения к средней величине, выраженное в процентах (таблица 8).

Таблица 8 — Вариация показателей эффективности государственных инструментов
стимулирования

Показатели

Eff Суб

Eff ФЦП

Eff Гр

Eff ВМО

Eff

Среднее значение
Среднеквадратическое отклонение
Коэффициент вариации, %
Частота неэффективности, %

Коэффициент вариации позволяет судить об однородности совокупности: если коэффициент вариации меньше 17%, то совокупность абсолютно однородная; если изменяется в пределах 17-33%% – достаточно однородная; 35-40%% – недостаточно однородная; 40-60%% – большая колеблемость совокупности.

В нашем случае совокупность коэффициентов по каждому показателю эффективности неоднородна. Неоднородность совокупности отражает степень чувствительности инновационной системы, которая высока. Повышение чувствительности к малым изменениям и начальным условиям является свойством неустойчивой системы. Таким образом, неоднородность совокупности, хаотичность показателей характерен для неустойчивых систем, каковой является инновационная система России. Факт ее неустойчивости, разбалансированности отмечен аудиторами Счетной палаты и рядом российских исследователей. Так, В.В. Спицын, анализируя динамику инновационных процессов в России, отмечает отсутствие позитивных изменений в статистических показателях и их неустойчивость, что подчеркивает неустойчивость инновационных процессов в экономике России .

Очевидно, что значения частных коэффициентов определяют величину итогового коэффициента эффективности. Расчет частоты неэффективности инструментов стимулирования как отношения количества наблюдений значений величины частных коэффициентов стимулирования меньших единицы к общему количеству наблюдений (таблица 8) позволяют признать инструмент:

  1. эффективным, если частота неэффективности не более 25%;
  2. условно эффективным (с переменной эффективностью), если частота неэффективности от 25% до 75%, причем при частоте неэффективности 20%-50% инструмент можно признать тяготеющим к эффективным стимулам;
  3. неэффективным, если частота неэффективности не менее 75%.

Среди рассматриваемых стимулов субсидии и взносы за участие в международном инновационном сотрудничестве определены как эффективные инструменты; федеральные целевые программы и инновационные гранты как условно эффективные, при этом последний тяготеет к эффективным инструментам государственного стимулирования.

Таким образом, и в экономических исследованиях, и в нормативно-правовом регулировании преобладает подход к оценке эффективности государственного стимулирования инновационной деятельности, основанный на ее понимании как степени соответствия полученных результатов ожиданиям заинтересованных лиц, то есть достижении показателями, определяющими этот результат, значений, которые отвечают поставленным государством целям. Базирующаяся на количественном подходе к оценке эффективности, разработанная методика оценки эффективности государственного стимулирования инновационной деятельности позволяет оценить эффективность стимулирования инновационной деятельности и выявить направление его совершенствования. Результаты апробации методики показали, что при росте результативности инновационной деятельности в России, который основывается на росте объемов бюджетных затрат на работу стимулирующих инновации инструментов, последние классифицируются на неэффективные, условно эффективные (федеральные целевые программы, гранты) и эффективные инструменты (субсидии и взносы в международные организации).

Одним из перспективных направлений повышения эффективности государственного стимулирования инновационной деятельности в России является внедрение в практику использования такого инструмента, как «инновационный ваучер», широко применяемого в Евросоюзе. Инновационный ваучер – это сертификат, дающий право его держателю получить от научной или консалтинговой организации поддержку в реализации своего инновационного проекта. В отличие от существующих бюджетных стимулов (грантов, субсидий) инновационный ваучер может быть использован малым и средним инновационным бизнесом только на заказ разработок в университетах и научных организациях. Общий принцип функционирования схемы инновационных ваучеров в том, что компании получают поддержку, если они реализуют инновационные проекты с признанными научно-исследовательскими учреждениями, т.е. государственными организациями, включая университеты, технические институты и колледжи, а также с поставщиками соответствующих услуг НИОКР.

Учитывая опыт зарубежных стран, полагаем, что повышению эффективности стимулирования инновационной деятельности в России будет способствовать система страхования и гарантирования инновационных рисков с участием государства. Последнее может разработать страховые программы, создать специализированный страховой фонд по возмещению убытков инновационной деятельности или софинансировать часть страховой премии, что должно быть прописано отдельной строкой в бюджете.

Читайте также:
  1. A) Продукт интеллектуальной деятельности квалифицированных специалистов различных профессиональных групп
  2. Gt; 89. Предмет и функции СО как научной дисциплины и практической области деятельности. (не до
  3. PR-кампания как особый вид коммуникационной деятельности. Признаки PR-кампании.
  4. А) постоянно и самостоятельно представительствующее от имени предпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательской деятельности
  5. Агентирование в коммерческой деятельности. Особенности оформления договорных отношений и правового регулирования.
  6. Агроэкосистемы, их отличия от природных экосистем. Последствия деятельности человека в экосистемах. Сохранение экосистем.
  7. Админ. правовое регулирование в сфере образования и науки.

К основным функциям государственных органов в инновационной сфере относят следующие:

1) аккумулирование средств на научные исследования и инновации;

2) координацию инновационной деятельности;

3) стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;

4) создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;

5) кадровое обеспечение инновационной деятельности;

6) формирование научно-инновационной инфраструктуры;

7) институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора;

8) обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;

9) повышение общественного статуса инновационной деятельности;

10) региональное регулирование инновационных процессов;

11) регулирование международных аспектов инновационных процессов.

К формам государственной поддержки научной и инновационной деятельности относят следующие:

  • прямое финансирование;
  • предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;
  • создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами;
  • снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей;
  • отсрочку уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;
  • реализацию права на ускоренную амортизацию оборудования;
  • создание сети технополисов, технопарков и т. п.

Основными направлениями государственной поддержки инновационной политики

а) содействие повышению инновационной активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства;

б) ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;

в) сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма, защитой интеллектуальной собственности;

г) содействие развитию инновационной деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защита интересов национального инновационного предпринимательства.



Организационный механизм государственного регулирования инновационной деятельности должен обеспечить учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных структур и в то же время создать условия для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций. Субъектами инновационной политики выступают органы государственной власти (центральные и местные), предприятия и организации государственного сектора, самостоятельные хозяйствующие формирования, общественные организации, сами научные работники и инноваторы, смешанные образования.

инвестиционной политики, в том числе меры по стимулированию инновационной активности, организует разработку федеральных целевых программ по развитию приоритетных отраслей и сфер экономики, решению первоочередных социально-экономических проблем.

Минфин РФ осуществляет бюджетное обеспечение инновационной политики и аудит использования финансовых ресурсов.

К мерам государственного регулирования для всей промышленности РФ относятся следующие:



1. Согласование ценовой политики с принятой государственной структурной политикой. Кризис нельзя ликвидировать без государственного регулирования цен.

2. Формирование финансово-промышленных групп, крупных корпораций, холдинговых компаний, охватывающих технологически связанные цепочки предприятий, путем:

  • предоставления приоритетного права на приобретение пакетов акций предприятий;
  • снятия ограничений на деятельность инвестиционных фондов и предоставления налоговых льгот;
  • содействия формированию государственной системы взаимодействия крупных предприятий с малыми и средними пред приятиями.

3. Распределение прав и полномочий по управлению предприятия ми различного уровня - федерального, регионального, местного.

4. Регулирование степени открытости внутреннего рынка. Меры по государственной поддержке отраслей 5-го технологического уклада России:

1. Внутренний спрос на продукцию этого уровня (вооружение, авиация, ракетно-космическая техника, биотехнология, атомная энергетика, микроэлектроника) должен генерироваться государством, а продажа на внешний рынок государством должна контролироваться.

2. Государственная поддержка сбыта продукции на внешний рынок.

3. Государственная поддержка формирования совместных предприятий.

4. Создание и организация функционирования государственных и государственно-частных лизинговых фирм.

5. Формирование и оплата госзаказа на высокотехнологичную продукцию.

6. Оказание государственного содействия при создании вертикаль но интегрированных холдинговых структур, включающих в себя научно-исследовательские, опытно-конструкторские, опытные и серийные предприятия путем предоставления головной компании пакета акций.

Меры по государственной поддержке отраслей 3 и 4-го технологических укладов России:

1. Стимулирование внутреннего и внешнего спроса на потребительские товары, выпускаемые российскими предприятиями, путем роста заработной платы.

2. Ипотечное кредитование населения в целях стимулирования спроса на жилье и товары длительного пользования.

3. Предоставление населению кредитов.

5. Развитие лицензионных и сборочных производств предметов потребления совместно с ведущими зарубежными фирмами.

6. Содействие в формировании собственной сбытовой сети.

7. Создание в России информационных систем по всем видам вы пускаемой продукции.

Государственное регулирование международных связей в инновационной сфере должно базироваться на ряде общих принципов, таких как взаимная выгода, недопущение дискриминации, эквивалентная технологическая зависимость сторон, рациональное сочетание либерализации и протекционизма и т. п. Как и при воздействии на внутренние научно-инновационные процессы, здесь используются прямые и косвенные связи.

Государство может инициировать и непосредственно финансировать из бюджетных средств двусторонние и многосторонние международные инновационные программы, деятельность международных исследовательских организаций и технологических центров и т. д. Среди косвенных методов регулирования можно назвать как общеэкономические (например, налоговые и кредитные льготы участникам), так и специфические - таможенное регулирование, экспортные и импортные квоты, международные патентно-лицензионные механизмы и др.

В перечне инструментов государственного регулирования международного научно-технического сотрудничества отмечаются также:

  • выбор и рационализация приоритетных направлений сотрудничества;
  • финансирование кадровых обменов;
  • подключение к мировым системам научно-технической информации;
  • включение в мировое технологическое пространство путем введения в стране международных стандартов и норм;
  • оказание юридических, посреднических, консультационных и других услуг участникам сотрудничества;
  • поддержка международных контактов малого и среднего инновационного бизнеса;
  • государственное стимулирование зарубежных инвестиций в инновационную сферу и аналогичных вложений отечественных инвесторов за границей;
  • зарубежное патентование за государственный счет;
  • закупка зарубежной научно-технической литературы;
  • привлечение зарубежных экспертов к оценке масштабных про грамм и проектов и другие инструменты.

В России в настоящее время происходит формирование законодательных и организационных предпосылок государственного регулирования сотрудничества. Действуют законы "О защите инвестиций ", "О таможенном тарифе", "О соглашениях о разделе продукции " и др. Введен ряд льгот по уплате налога на прибыль для предприятий с иностранным участием. Предусмотрено освобождение от таможенных пошлин товаров, ввозимых в Россию в качестве оказания безвозмездного технического содействия по линии государств, правительств, международных организаций, а также ввозимых периодических печатных изданий, книжной продукции, связанных с образованием, наукой и культурой. Не облагаются налогом на прибыль и подоходным

налогом гранты, полученные организациями и физическими лицами от иностранных благотворительных организаций.

Первостепенное значение для активизации российского участия в мировых научно-технических связях имеет подключение страны к деятельности Всемирной торговой организации, конвенциям об охране прав на объекты интеллектуальной собственности и другим международным соглашениям.

Внебюджетные формы поддержки инновационной
деятельности в Российской Федерации

К основным внебюджетным формам поддержки инновационной деятельности относятся следующие:

1) государственная правовая защита и поддержка инноваторов, особенно малого предпринимательства;

2) создание государством налоговых, кредитных, таможенных, амортизационных, арендных (в том числе лизинговых) льгот инноваторам;

3) включение без финансирования внебюджетных инновационных проектов в комплексные федеральные инновационно-инвестиционные программы;

4) государственное научно-методическое обеспечение инновационного менеджмента государственными стандартами, методиками, инструкциями, положениями и другими документами по различным аспектам анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования инновационного решения;

5) государственное обеспечение инновационной деятельности ин формацией;

6) проведение государственной протекционистской политики во внешнеэкономической деятельности инноваторов;

7) оказание государством помощи инноваторам в проведении сертификации, маркетинговых исследований, рекламы и сбыта новой продукции (услуг);

8) государственная поддержка инноваторам в осуществлении ремонта сложной техники;

9) осуществление государственной поддержки в углублении внутренней и международной кооперации;

10) создание системы федеральных внебюджетных фондов, союзов, ассоциаций по поддержке различных аспектов инновационной деятельности;

11) осуществление государственного учета и контроля использования средств внебюджетных фондов и др.

Важнейшей формой внебюджетной поддержки инновационной деятельности является создание и функционирование внебюджетных фондов.

Субъектами образования внебюджетных фондов являются:

  • Министерство промышленности, науки и технологий РФ (образует Российский фонд технологического развития);
  • федеральные министерства - внебюджетные фонды соответствующих министерств;
  • иные федеральные органы исполнительной власти - внебюджетные фонды ведомств;
  • корпорации, концерны и ассоциации (далее - объединения) мо гут образовывать внебюджетные фонды объединений.

В соответствии с постановлением Правительства РФ внебюджетные фонды формируются за счет добровольных отчислений предприятий и организаций независимо от форм собственности в размере до 1,5% от себестоимости реализуемой продукции.

Предприятия и организации не производят отчисления во внебюджетные фонды, если реализуемая продукция изготавливается для государственных нужд и ее производство финансируется за счет бюджетных ассигнований.

Предприятия и организации на договорной основе ежеквартально производят отчисления средств во внебюджетные фонды:

  • предприятия и организации, входящие в объединение, - во вне бюджетный фонд объединения, в которое они входят;
  • предприятия и организации, входящие в несколько независимых друг от друга образующих внебюджетные фонды объединений, - во внебюджетный фонд объединения по своему выбору;
  • предприятия и организации, не входящие в объединение, но находящиеся в ведении федерального министерства или иного федерального органа исполнительной власти, - во внебюджетные фонды соответствующего министерства и ведомства;
  • предприятия и объединения, не входящие в объединение и не находящиеся в ведении федерального министерства и ведомства или иного органа исполнительной власти, - в любой из выше указанных внебюджетных фондов по своему усмотрению.

В более чем 20 федеральных министерствах, госкомитетах и ведомствах созданы и действуют внебюджетные фонды НИОКР, а в Министерстве транспорта РФ зарегистрированы внебюджетные фонды НИОКР по отдельным отраслевым департаментам, например на воздушном транспорте, на морском транспорте, в дорожном хозяйстве, на речном транспорте, на автомобильном и городском электрическом транспорте и др.

Основной правовой формой государственного регулирования являются правовые акты. Это многочисленные нормативно-правовые акты, регулирующие порядок создания и внедрения инноваций, а также иные акты, нацеленные на создание рыночной инновационной инфраструктуры.

К основным направлениям государственного регулирования данного вида предпринимательской деятельности относятся следующие.

1. Создание специальных структур, проводящих политику в данной сфере. Это, например, Российское агентство по патентам и товарным знакам, Министерство науки и технологий РФ.

2. Создание специальных фондов, образуемых за счет налоговых отчислений и бюджетных ассигнований. Можно назвать Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд.

3. Разработка, реализация, финансирование целевых инновационных программ. Например, Федеральная целевая научно-техническая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения (1996-2000 годы)".

4. Финансирование на возвратной основе, инвестирование бюджетных средств в инновационные проекты, прошедшие конкурсный отбор, через Федеральный фонд производственных инноваций, Российский фонд технологического развития.

5. Установление правил учета, оценки инноваций. Так, п. 55-57 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ определены правила учета и погашения стоимости нематериальных активов организации.

6. Определение порядка ускоренной амортизации отдельных видов имущества. Ускоренная амортизация является способом быстрого накопления амортизационных начислений, повышения возможности списания устаревшего оборудования и замены его новым, что стимулирует вложение средств в инновации.

7. Проведение налоговой политики, направленной на создание благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности. Данное направление стимулирования инновационной деятельности касается как определения налогооблагаемой базы, так и предоставления льгот при уплате налогов. Так, в соответствии со ст. 262 НК РФ в расходы организаций, связанные с производством и реализацией, разрешено включать расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности расходы на изобретательство. Указанные расходы признаются для целей налогообложения после завершения этих исследований или разработок и подписания сторонами акта сдачи-приемки. Они равномерно включаются в состав прочих расходов в течение трех лет при условии использования указанных исследований и разработок в производстве и (или) при реализации товаров (работ, услуг). Расходы на исследования, не давшие положительного результата, подлежат включению в состав расходов равномерно в течение трех лет в размере, не превышающем 70 процентов фактически осуществленных расходов.

8. Страхование финансовых рисков с постепенным расширением перечня страховых рисков, с включением в него технических и других рисков, связанных с реализацией инновационных проектов.

9. Информационное обеспечение инновационной деятельности.

10. Государственная поддержка малого инновационного предпринимательства, в частности через Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Инновационная политика государства является составной частью государственной социально-экономической политики и регулируется Федеральным законом от 23 августа 1996 г. "О науке и государственной научно-технической политике". Концепция инновационной политики РФ на 1998- 2000 годы была одобрена Постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832. Данным актом определены направления инновационной политики, методы ее реализации, институциональные и законодательно-правовые условия реализации инновационной политики, экономические и финансовые основы активизации инновационной деятельности.

Одним из основных показателей уровня развития экономики является уровень ее инновационности. Инновационные процессы, предусматривают сотрудничество ученых, разрабатывающих нововведения и предпринимателей, их внедряют в производственно-хозяйственную практику как на внутреннем так и на внешнем рынках. Несмотря на значительные достижения отечественной науки, коммерциализация положительных результатов научных исследований инновационной деятельности требует осуществления последовательной и эффективной государственной политики в инновационной сфере. Необходимость предоставления государственной поддержки обусловлена прежде всего размерами затрат на проведение НИОКР, осуществляемые обычно без надлежащей финансовой поддержки участников рынка. Отметим также, что не всем инновациям присуща экономическая эффективность. Часть из них может быть внедрена для удовлетворения некоммерческих потребностей (социальных, экологических, обороны и т.п.). Именно поэтому, координация усилий власти с целью реализации государственной политики в инновационной сфере, направленной, среди прочего, на стимулирование субъектов инновационной деятельности к повышению их инновационной активности, должна носить системный характер.

Предпосылки для осуществления инновационной деятельности должны формироваться в политической, экономической и социальной сферах, а задачей государства является их координация и взаимосвязь. По результатам исследования норм общего и специального законодательства об особенностях реализации государственной политики в инновационной сфере было установлено, что государственная поддержка инновационной деятельности достаточно часто носит номинальный, а не реальный характер, а инновационное развитие экономики государства требует глубокого экономического обоснования приоритетных направлений. В Украине обычно приоритетность связывается с необходимостью использования имеющегося производственного потенциала, то есть следует из прошлого, а не ориентируется на будущее. Практически отсутствуют стимулы реализации этих направлений, поскольку в украинской экономике обычно предпочтение отдается крупным предприятиям добывающей промышленности, а также части предприятий перерабатывающей промышленности. Их технологии относительно стабильны, а продукция достаточно однообразная, поэтому они являются менее требовательными к инновациям, однако, именно данная категория субъектов хозяйствования более платежеспособной по сравнению с другими участниками рынка. А вот малый и средний бизнес, который считается более благоприятным для внедрения инноваций часто остается вне внимания государственной политики в инновационной сфере. По данным Всемирного банка, Украина занимает 145 место среди 183 стран по показателю легкости ведения бизнеса, а в сфере интеллектуальной собственности наблюдается высокий уровень преступности, наносит существенный ущерб отечественным и зарубежным субъектам инновационной деятельности и затрудняет внешнеэкономические и внешнеполитические отношения Украины. Очевидно, что при таких условиях заниматься рисковыми инновационными проектами все еще нет смысла.

Для финансовой поддержки экономической деятельности обычно используют методы прямого и косвенного стимулирования. В зависимости от форм реализации государственной политики в инновационной сфере соотношение этих методов различен. Существует две противоположные модели - англо-американская и франко-японский. Первая характеризуется самой полной автономностью предпринимательства в инновационной сфере, а государство только способствует развитию инновационной инфраструктуры, вторая отличается значительным влиянием государства на развитие инновационных процессов, в частности, нерыночными методами (путем предоставления прямых дотаций и субсидий предприятиям и организациям, осуществляющим инновационную деятельность). Канада и большинство европейских стран занимают промежуточное место среди указанных полюсов государственной политики в сфере инноваций, развивая национальное бизнес- среду и используя прямую государственную поддержку инновационной деятельности. К тому же эта поддержка проявляется путем государственного финансирования инновационных проектов и системы высшего образования. Без надежной финансовой поддержки инновационные проекты могут остаться нереализованными. Поэтому в Украине необходимо сформировать действенную систему методов государственного регулирования инновационной деятельности, стимулировать инновационное развитие предпринимательских структур .

Суть методов прямого регулирования заключается в том, что государство берет на себя инициативу в выборе приоритетов научно - технического развития, финансирования и стимулирования разработки важных национальных инновационных программ.

Задачей косвенных методов является создание экономических и социально -политических условий, благоприятных для активизации инновационных процессов. К ним относят: льготное налогообложение, систему ускоренной амортизации основного капитала, создание системы венчурного финансирования, формирования эффективной системы защиты прав на интеллектуальную собственность, стимулирования развития инновационной инфраструктуры .

Отметим также, что инновационное развитие государства практически невозможно без должной поддержки общества. Большое значение для эффективного воплощения в жизнь конструктивной научно - технологической политики является ее восприятие не только учеными и предпринимателями, но и рядовыми гражданами. Очень важен опыт Японии, которой удалось к активной творческой участия в научно - технологическом обновлении производства привлечь всю нацию .

Развитие рыночной экономики Украины и ее постепенный переход к постиндустриальной экономике, в значительной степени сдерживается следственными ценностями, нормами и убеждениями, оставшиеся у общества со времен существования административно - командной экономики, а переход к новому экономическому устройства практически невозможно без изменений существующих систем ценностей и культуры.

С учетом поданного выше, поддерживая позицию авторов, считаем, что необходимо воспитание развитого в научно - техническом плане прослойки населения, который должен осознавать необходимость и важность получения новых знаний для продвижения вперед, формирования инновационного мышления и культуры. Таким образом, одним из направлений совершенствования государственной политики в инновационной сфере является формирование среды взаимопонимания между государством, наукой, предпринимательскими кругами и общественностью с целью повышения уровня доверия каждого из участников среды друг к другу и к государству.

Литература

1. Быконя С.Ф. Инновационная культура - условие реализации инновационной политики [Электронный ресурс] – режим доступа: www.personal.in.ua
2. Кобушко И.М. Пути улучшения финансирования инновационного развития в Украине с использованием международного опыта [Электронный ресурс] – режим доступа www.nbuv.gov.ua
3. Макаренко Е.В. Особенности инновационного развития европейских стран [Электронный ресурс]/– режим доступу: www.iqdiplom.com
4. Фащевская А.Н. Современные методы государственной политики стимулирования инновационной деятельности в промышленности Украины [Электронный ресурс]/ – режим доступа: