Понятие переходной экономики и ее черты. Переходная экономика

Понятие переходной экономики и ее черты. Переходная экономика

Переходные экономические отношения характеризуются тем, что в этот момент они соединяют в себе черты как прежнего, так и нового устройства общества. Переходная экономика представ­ляет собой преобразование всей системы экономических отно­шений, а не только реформирование их отдельных элементов. Переходная экономика - промежуточное состояние экономики в результате социально-экономических преобразований; это пере­ходное состояние от одной социально-экономической системы к другой.

Экономика переходного периода обладает рядом специфиче­ских характеристик, отличающих ее от экономики, находящейся в относительно стационарном состоянии и развивающейся на собственной основе. Во-первых, переходная экономика многоукладна. Экономический уклад - особый тип экономических отношений. Многоукладность - наличие ряда секторов хозяйст­ва, характеризующихся различными формами производства. Главной особенностью межсистемного перехода является то, что в обществе сосуществуют экономические отношения обеих эко­номических систем - и уходящей и формирующейся. Во-вто­рых, неустойчивость развития. Каждая из зрелых ступеней эво­люции общества и экономики являлась и является целостной системой. Переходная экономика характеризуется сочетанием как старых, так и новых экономических форм и отношений. По­этому она объективна нецелостна, а следовательно, и неустойчи­ва. Переходная экономика предполагает поиск новых более эф­фективных форм экономических отношений. На этом пути допускаются и просчеты и ошибки. Возможно возвратное дви­жение. Например, в случаях, когда применение той или иной хозяйственной инновации ухудшает макроэкономическую ситуа­цию. В-третьих, альтернативность развития. Итоги развития пе­реходной экономики могут быть вариантны. Экономические ре­формы направлены на достижение определенного ожидаемого результата. Однако эти реформы могут и не оправдать ожида­ний. Многие экономические преобразования либо не дали поло­жительных результатов, либо дали, но слишком незначительные. В итоге завершения периода перехода от одной экономической системы к другой могут сформироваться разные варианты хозяй­ственного уклада, которые представляют разные варианты раз­вития, эволюции общества. В-четвертых, особый характер про­тиворечий. В условиях переходной экономики экономические противоречия представляют собой противоречия развития (меж­ду новыми и старыми элементами производственных отноше­ний), а не противоречия функционирования (внутри каждого производственного отношения). В-пятых, историчность, т. е. преходящий характер переходной экономики, которая сменяется периодом зрелого развития экономической системы. Длитель­ность преобразований в переходной экономике объясняется как сложностью проходящих процессов, так и инерционностью прежней системы хозяйствования (невозможностью быстро из­менить технологический базис и структуру народного хозяйства, создать новые экономические институты, обучить кадры и пр.). Переходный период - исторически непродолжительный срок, во время которого происходит ликвидация или коренное преобра­зование одной экономической системы и формирование другой.

Но одновременно этот «компромиссный» путь позволил сохранить социальную стабильность в стране и создать основные рыночные институты путем проводимых «сверху» реформ. В результате сложилась модель переходной экономики, имеющая следующие основные черты:

1. союз крупного бизнеса и государства привел к господству в экономике и обществе кланов - группировок бизнесменов, действующих в связке с чиновниками и монопольно контролирующих самые выгодные рынки. Уния хозяйственной и политической элит, заинтересованных в консервации переходного состояния экономики, превратилась в главный тормоз дальнейших рыночных реформ в связи с тем, что перемены могут ослабить власть этих элит;

2. номенклатурное предпринимательство - участие чиновников в той или иной форме в коммерческой деятельности, отсутствие жесткого разделения между ролью бизнесмена и государственного служащего;

3. нерыночный монополизм как результат сращивания коммерческих и государственных структур в целях закрытия рынков от не входящих в кланы экономических агентов, создания благоприятных условий для «дружественных» фирм и т.д.;

4. неравные условия конкуренции - как следствие нерыночного монополизма и номенклатурного предпринимательства - подрывают стимулы к инвестициям и технологическим инновациям и тем самым обрекают экономику страны на застой или, в лучшем случае, на низкие темпы роста;

5. сохранение феномена власти-собственности, когда не власть определяется собственностью, а собственность властью, т.е. положением человека в государственной иерархии или характером отношений собственника с представителями власти. По этой причине отсутствует полноценная (полностью легитимная) частная собственность, периодически предпринимаются попытки пересмотра итогов приватизации;

6. высокая даже по меркам переходных обществ социальная дифференциация, порожденная протекционистской политикой государства по отношению к отдельным предпринимателям и коммерческим структурам, коррупцией, слабостью институтов гражданского общества (неспособность профсоюзов отстаивать интересы наемных работников);

7. слабость (в основном на начальном этапе перехода) государственной власти, которая обеспечивала бы выполнение универсальных «правил игры» на рынке. В клановой системе экономические отношения регламентируются к тому же не формальным правом, а многообразными неформальными зависимостями и соглашениями, принятыми среди «своих» нормами;

8. значительные масштабы теневой экономики и универсальный характер неформальной хозяйственной деятельности. В сложившейся в России системе теневая экономика представляет собой реакцию субъектов рынка на чрезмерную бюрократизацию хозяйственной жизни, высокое налогообложение и т.д. Неэффективность государственных структур обусловливает поиск экономическими агентами субститутов (заменителей) правового государства. Теневая деятельность присутствует в работе практически всех организаций, включая государственные учреждения.

Таким образом, сложившаяся в России модель переходной экономики, представляющая собой шаг вперед по сравнению с плановым хозяйством, отягощена в то же время серьезными недостатками. Главным из них является стремление крупного бизнеса и верхушки чиновничества сохранить статус-кво переходного периода, отсутствие у них заинтересованности в дальнейших рыночных реформах. Это модель капитализма преимущественно «для своих», т.е. тех, кто включен в экономические институты рыночной экономики и может осуществлять частное предпринимательство, используя ресурсы и поддержку государства. Это модель, при которой многие слои активного населения вытеснены на обочину экономической жизни. Данная система обрекает страну на преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность обрабатывающей промышленности и топливно-сырьевой характер международной специализации, а в конечном счете - на экономический застой.

Преодоление этих недостатков достижимо на пути продолжения глубоких реформ, обеспечивающих свободный вход на рынок, равные условия конкуренции, вытеснение теневой экономики, защиту собственности и рыночных «правил игры».

Введение

1. Основные черты переходной экономики и особенности ее функционирования

1.1. Основные черты переходной экономики.

1.2. Особенности функционирования, закономерности и тенденции развития переходной эконо­мики.

2. Главные задачи переходной экономики и пути их решения

2.1. Задачи переходной экономики

2.2. Пути решения задач переходной экономики

3. Структура и элементы переходной экономики

3.1. Структура переходной экономики

3.2. Элементы переходной экономики

4. Соотношение функций государства и рынка в переходной экономике

Заключение

Введение

Переходной экономикой в России можно назвать экономику функционирующую в нашей стране с 1985 года по сегодняшний день. Сама экономика этого периода очень многогранна. Это и аграрная реформа, и приватизация, и реформа цен, а также много других преобразований.

Необходимость ре­формирования экономики бывших социалистических стран назревала давно. Она была обусловлена нарастаю­щей из года в год неспособностью административно-ко­мандной экономики обеспечивать устойчивые темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов роста.

Неэффективность функционирования администра­тивно-командной системы обусловлена по крайней мере двумя существенными предпосылками. Во-первых, не­гибкостью, неспособностью этой системы быстро адапти­роваться к экономическим переменам. Формальное суще­ствование товарно-денежных отношений подрывало здо­ровую конкуренцию производителей, а централизован­ное, директивное планирование подавляло хозяйствен­ную инициативу.

Во-вторых, для командной экономики характерна низкая производительность труда. Плановый характер управления экономикой, показавший свои позитивные черты в первые годы советской власти, в дальнейшем, по мере усложнения экономики, начал давать сбои и в итоге оказался неспособным эффективно реализовать достижения НТР. В результате страны с плановой эко­номикой резко отстали от стран с развитой рыночной экономикой в техническом и технологическом отношени­ях. Все это и обусловило необходимость реформирова­ния административно-командной экономики, ее преобра­зования в рыночную.



Становление современной рыночной экономики - дело довольно сложное, поскольку предстоит коренным обра­зом трансформировать сложившуюся на протяжении деся­тилетий административно-командную систему. Рыночная система функционирует на принципиально иных механиз­мах экономического развития, чем административно-ко­мандная, поэтому сформировать ее в сжатые сроки невоз­можно. Нельзя быстро изменить сложившуюся социально-экономическую структуру общества и преобразовать отно­шения собственности, создать рыночную структуру и соот­ветствующую нормативно-правовую базу, сформировать, наконец, новое мировоззрение у субъектов хозяйствова­ния.

Следовательно, переход от одной социально-экономи­ческой системы к другой - весьма сложный процесс реформирования, трансформации и развития. С одной стороны, это процесс постепенного "подрыва" коренных социально-экономических отношений прежней системы и зарождения и развития в ее недрах новых, противоречиво соединяющихся с первыми. С другой стороны, постепенно в экономике будет происходить развитие и усиление отно­шений и элементов современного рыночного хозяйства и ослабление отношений и элементов административно-ко­мандной системы.

Таким образом, процесс становления современной ры­ночной экономики требует довольно продолжительного периода времени, в течение которого будет существовать так называемая переходная экономическая система или переходная экономика, представляющая собой некую смесь отношений и элементов административно-командной и современной рыночной систем. Переходная экономика характеризует как бы "промежуточное" состояние общест­ва, когда прежняя система социально-экономических отно­шений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется. Изменения, происходящие в пере­ходной экономике, являются преимущественно изменения­ми развития, а не функционирования, как это характерно для сложившейся системы.

Основные черты переходной экономики и особенности ее функционирования

1.1. Основные черты переходной экономики .

Во-пер­вых, для переходной экономики характерны изменчи­вость, нестабильность, носящие "безвозвратный" харак­тер. Они не просто временно нарушают устойчивость системы, чтобы затем она вернулась в равновесное состо­яние, а ослабляют ее, она постепенно уступает место другой экономической системе. Эта неустойчивость, не­стабильность состояния переходной экономики обуслов­ливает, с одной стороны, особый динамизм ее развития и соответствующий характер изменений -необрати­мость, неповторяемость, а с другой - рост неопределен­ности итогов развития переходной экономики, вариантов формирования новой системы.

Во-вторых, для переходной экономики, представляю­щей собой некую смесь старого и нового, характерно существование особых переходных экономических форм.

В-третьих, переходной экономике присущ особый ха­рактер противоречий. Это противоречия нового и старого, противоречия различных, стоящих за теми или другими субъектами отношений, слоев общества. Изменения, про­исходящие в переходной экономике, ведут в конечном итоге к смене экономической системы, а в социально-поли­тическом плане переходные эпохи часто сопровождаются резким обострением противоречий, приводящих к социаль­но-политическим потрясениям.

В-четвертых, характерной чертой переходной экономи­ки является ее историчность, что обусловлено особеннос­тями экономического развития отдельных стран. Пробле­мы, с которыми столкнулись восточноевропейские страны и новые независимые государства, входившие ранее в СССР, сложнее чем, например, проблемы латиноамери­канских стран, где уже ранее существовали некоторые рыночные институты, и число государственных предпри­ятий, подлежащих приватизации, исчислялось сотнями, а не тысячами. К тому же конкретные уровни развития каждой страны обусловливают специфику протекания переходных процессов. Общие для переходной экономики закономерности получают разные формы проявления в различных условиях. Все это необходимо учитывать при разработке программ реформирования экономической сис­темы в переходный период.

1.2. Особенности функционирования, закономерности и тенденции развития переходной эконо­мики.

Первая особенность связана с преемственностью (инерционностью) воспроизводственного процесса, ис­ключающего возможность быстрой замены существую­щих экономических форм другими, желательными. По­добные действия неизбежно внесли бы хаос в производ­ственный процесс. Именно инерционность воспроизвод­ства предполагает такую особенность функционирования переходной экономики, как сохранение в течение доста­точно длительного периода старых экономических форм и отношений.

Другой особенностью функционирования переходной экономики является интенсивное развитие всех новых форм и отношений. Понимание необратимости эволюционного процесса, а также его основных тенденций позволяет ускорить его путем осуществления той или иной програм­мы реформ. Резко возрастает роль субъективного фактора, от которого зависит правильность выбор0а направлений и путей развития, и его практическая реализация. Успех ускорения переходных процессов обеспечивается, если реформы намечены не произвольно, а на основе познания закономерностей эволюции, построения системы действий в соответствующих направлениях.

Среди многочисленных изменений, происходящих в переходный пери­од, некоторые носят необходимый, неизбежный характер и поэтому могут рассматриваться как закономерности. Их три:

Утрата государством функций единоличного распоряжения экономи­ческими ресурсами;

Бюджетный кризис;

Трансформационный спад.

Как видим, эти закономерности носят в основном отрицательный харак­тер и находят выражение в кризисах. Это связано с тем, что в переходный период экономика переживает чрезвычайно болезненные перемены. Но только осознание неизбежности этих кризисов и их быстрое преодоление дает возможность создать рыночную экономику.

Главная закономерность переходного периода - утрата государством функций единоличного распоряжения ресурсами. Как известно, в период командно-административной системы государство было единственным соб­ственником и всесильным распорядителем всех материальных богатств об­щества. Теперь значительная часть имущества переходит в частную соб­ственность, и государство теряет монопольную власть на принятие эконо­мических решений.

Это ведет к принципиальным изменениям положения государства в эко­номике. Оно имеет три основных аспекта.

Первый аспект состоит в следующем. Трансформация должна привести к такому положению, при котором государство, будучи источником эконо­мического законодательства, действует согласно установленным им же законам. Это значит, что после принятия закона все государственные орга­ны должны руководствоваться законом и в случае нарушения подвергаться санкциям - подобно частным компаниям и гражданам. Если иное не огово­рено в законе, то государственные органы и государственные предприятия должны действовать по тем же правилам, что и остальные субъекты рын­ка. Например, при нарушении условий поставки товара потребителю госу­дарственные предприятия должны нести такие же санкции, как и частные компании.

Включенность государства наряду с гражданами и организациями в пра­вовую систему, регулирующую жизнь всего общества - одно из величай­ших достижений западной цивилизации, обеспечившее независимость субъектов рынка, а тем самым - полноценное функционирование рыночно­го механизма.

Вторым аспектом изменения положения государства является формиро­вание нового инструментария для воздействия государства на экономику. Конечно, в любой, даже самой либеральной экономике, государство не дол­жно оставаться пассивным наблюдателем. Но если в плановой системе эко­номическое управление осуществлялось за счет принудительных и адрес­ных распоряжений, то в рыночной системе государство располагает гораз­до более мощным и гибким инструментарием финансового регулирования. Речь идет о том, чтобы воздействовать на поведение всей массы субъектов рынка с помощью денежных, налоговых, валютных и иных финансовых регуляторов. Сила этого типа регулирования состоит в том, что оно в прин­ципе допускает гораздо меньше льгот и исключений, чем план.

Третьим аспектом является необходимость компенсации фиаско, или провалов, рынка.

Раз есть общие для всех переходных экономик формы и проявления кри­зиса, то логично допустить и существование общих направлений в преоб­разовании экономических систем, которые можно было бы назвать законо­мерностями постсоциалистического реформирования. Действительно, та­кие закономерности есть. Их три: макроэкономическая (финансовая) ста­билизация, приватизация и интеграция в мировое хозяйство.

В обстановке стремительной инфляции, без твер­дой денежной единицы экономика обречена на глубокий кризис. Например, производители избегают инвестировать средства в производство, потому что не могут рассчитывать на получение прибыли в условиях быстрого роста цен, хаоса и неопределенности в денежно-финансовой сфере.

Второй неотъемлемый элемент трансформации - приватизация. Благодаря приватизации российская экономика перестала быть государственной, превратившись в рыночную. Приватизация позволила пополнить государственный бюджет за счёт продажи государственной собственности, а также привлечь частные инвестиции.

Приватизация началась в 1993 году. Полтора года она выражалась в том, что народу раздавались бесплатно ваучеры, на которые можно было обменять государственную собственность. На большинстве предприятий выбрали «инсайдерскую» модель приватизации, при которой работники имели право приобрести 51% акций.

В процессе приватизации стал формироваться фондовый рынок – один из важнейших элементов рыночной системы. Но вместе с тем совсем не было притока инвестиций на приватизированные предприятия и доходов – в государственный бюджет.

С середины 90-х начался «денежный» этап приватизации, т.е. государственную собственность продавали инвесторам, как отечественным, так и иностранным. Но покупать её особо никто не хотел, поэтому приватизация осуществлялась при помощи залоговых аукционов.

Приватизация привела к глубоким изменениям в структуре собственности, основная часть стала принадлежать не государству, а народу. Возникли новые формы собственности: муниципальная, смешанная, иностранная и т.д.

Наконец, третья закономерность постсоциалистической трансформации - это интеграция в мировое хозяйство. Искусственная изоляция советской экономики от мирового рынка явилась одной из главных причин отстава­ния нашей промышленности по качеству и технологическому уровню про­дукции. Отечественные предприятия не могли воспользоваться преимуще­ствами международного разделения труда. Закрытость экономики сопро­вождалась автаркией, т. е. формированием самодостаточной экономичес­кой системы, в которой производилась вся номенклатура промышленной продукции, хотя многие виды продукции было дешевле купить за рубежом. Советские предприятия не сталкивались с конкуренцией зарубежных товаров, теряя стимулы к повышению качества и расширению ассортимента своей про­дукции. Закрытость экономики всегда ведет к упадку промышленности и экономической отсталости. В современном мире нет ни одной развитой страны, которая была бы изолирована от мировой экономики.

Мировой опыт развития XX века, включая опыт бывших социалистических стран, по­зволяет выявить ряд устойчивых закономерных тенденций, которые проявились в экономике различных и, прежде всего, развитых государств в настоящее время.

1. Рыночная экономика, рыночное распределение ресурсов и оценка их эффективности еще раз доказали свою ключевую роль в развитии общества. Тот факт, что все попытки отказаться от товарно-денежных отношений, принизить их роль, предпринятые в бывших социалистических странах и в некоторых дру­гих государствах, не увенчались успехом - яркое свидетельство уникальной ро­ли рынка и рыночной системы хозяйства. Несмотря на то, что в XX веке про­изошли значительные изменения в рыночной системе, ее основные элементы и свойства сохранились и в современных условиях. Это, во-первых, независимое, обособленное положение субъектов рынка, которые осуществляют инициатив­ную предпринимательскую деятельность и развитие на этой основе капитали­стической тенденции. Во-вторых, рыночная система предполагает наличие це­лой системы рынков, которые взаимно дополняют друг друга. В-третьих, ры­ночная система не может функционировать без целостной системы институтов рынка, включая правовое обеспечение рыночной деятельности. Рыночная эко­номика, как единство микро- и макроуровней экономической системы, включа­ет в себя все данные элементы в единстве. Недооценка любого из них может привести к тому, что потенциал рыночного хозяйства страны будет недоисполь­зован. Отсюда перед переходной экономикой стоит особая задача - создание рыночной системы как основы экономики.

2. Объективная потребность в сознательном регулировании всего народного хозяйства стала фактом экономической жизни всех развитых стран с рыночным хозяйством. Опыт государственного регулирования экономики, функции госу­дарства в обеспечении социальной и экономической стабильности в обществе, научно-технического прогресса и т.д. свидетельствует о том, что речь идет не просто о воздействии на ход воспроизводства, что имело место и ранее, а о но­вом явлении, когда сознательно и постоянно регулируется все общественное хо­зяйство.

Из сказанного можно сделать вывод, что объективная необходимость постоянного и сознательного регулирования всего общественного хозяйства фактически подтверждается экономической практикой и уже превратилась в повседневный факт экономической жизни. Эта тенденция должна быть реали­зована и в переходной экономике.

3. Экономика современных государств - это открытая экономика. Эта тенденция настойчиво проявляла себя на протяжении всей истории развития различных государств, однако лишь в XX веке она стала господствующей во внешнеэкономической деятельности. Причины открытости экономики вытека­ют из ее рыночной основы, когда в конкурентные отношения на мировых рын­ках вступают не только отдельные государства, но и все основные субъекты экономики. Открытость экономики все более и более обогащается интеграци­онными процессами, что создает новые возможности для переплетения внут­ренних рынков различных государств, свободного движения ресурсов между ни­ми. Следовательно, перед переходными экономиками возникает сложная проблема формирования открытой экономики и одновременно поиска модели национального воспроизводства.

Понятие и сущность переходной экономики

Определение 1

Переходная экономика представляет собой период, когда идет смена экономической системы в стране.

Так, например, самым последним таким переходом экономики в нашей стране стало время перехода на рыночные отношения, то есть конец 20 века. На сегодняшний день в России господствует рыночная экономика и рыночные отношения. Более наглядно основные черты переходной экономики представлены на рисунке:

Рисунок 1. Черты переходной экономики. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Основные направления изменений к переходу на новую экономику:

  1. Меняются все экономические и социальные отношения внутри государства, то есть вся система экономики претерпевает глобальные перемены в своей основе и структуре;
  2. Полностью подлежат изменениям принципы, а также методы, способы хозяйствования в стране. По-другому организовывается производственный процесс, меняются условия экономических взаимодействий, распределение ресурсов начинает происходить по другим направлениям;
  3. Меняется законодательство страны, из-за глобальных изменений экономической структуры и системы в целом, где-то вносятся дополнения в законы, а в некоторые законодательные документы подлежат полному пересмотру.

Суть переходной экономике также отображена на рисунке:

Особенности переходной экономики

Переходная экономика, то есть переход к другой системе подразумевает ряд особенностей, которые характерны для всех стран и их экономик:

  • Главной особенностью переходной экономики ученые всего мира признают то, что в данном случае реализуется переход к совершенно другому типу экономической системы, но не как не способу регулирования этой системы;
  • Другая особенность заключается в том, что новая система переходной экономики сочетает в себе также и элементы старой системы, тем самым получается плавный переход, а не резкий, также большая часть нововведений переходной экономики строится на старых методах и опыте;
  • Неустойчивость новой экономической системы, что подразумевает хаос, а также кризисные процессы в период самого перехода, то есть когда новая система еще не полноценно вошла в свои права, а старая система не потеряла полностью свою власть. Данный период считается не самым лучшим для страны, так как чаще всего из-за этого страдают многие секторы экономики: торговля, производство, сельское хозяйство и т.д. Для налаживания новой экономической системы, как правило, требуется достаточно много времени, обычно от года до нескольких лет;
  • Значительные изменения в производственной сфере. Так как экономика в большей своей степени держится и зависит от производственных процессов в стране, от их развития и качества, то именно этот сектор претерпевает большие изменения, а именно, иначе начинает работать распределительная функция, меняются группы потребителей, новшества с поставщиками сырья, по-другому организован обмен и т.д.;
  • В связи с переходом на новую экономическую систему меняется сам уклад экономики. Сектор экономики страны, где рассматривается сама форма собственности в зависимости от средств производства называется укладом экономики. В экономическом укладе реализуется свой тип всех экономических отношений. Так, известны следующие уклады в экономике: муниципальный, частная собственность (мелкое производство), капиталистический, а также государственный и т.д.;
  • Длительный переход от одной системы к другой. Если переход осуществляется старой системой в совершенно новую, несхожую с ней, то этот процесс может длиться не несколько лет, а несколько десятков лет, чтобы перестроить все процессы (торговые, налоговые, законодательные, социальные и др.).

Как правило, время, в течение которого и происходит переход, называется переходной экономикой.

Типы переходной экономики

В переходной экономике есть выделяют несколько ее типов:

  • Первый тип переходной экономики называется естественным или еще в некоторых экономических документах естественно – эволюционный. Само название типа экономики говорит о том, что он формируется сам по себе под влиянием определенных факторов. Такими факторами могут быть глобальное развитие научно – технического прогресса (скачек в области информационных, инновационных технологий), социальное и культурное развитие общества (повышение качества знаний, умений, навыков, обмен опытом и т.д.), совершенствование законодательной базы и т.п. Естественный тип переходной экономики проходит достаточно спокойно, без лишних проблем для страны, так как к нему страна готовится, как бы заранее осознавая, что плавно перейдет из одной экономической системы в другую;
  • Другой тип переходной экономики – это реформаторский. Он предполагает заранее спланированный правительством сценарий, в основу которого положен переход от одной системы к другой. Реформирование общества, социальной среды, в том числе и экономики страны, начинается в одночасье, то есть все меняется одним днем. Такая переходная экономика сложно адаптируется в обществе, так как подразумевает множество проблем, которые, хоть и были заранее определены, но их разрешение на практике требует множество усилий и времени. Надо отметить, что к такому типу переходной экономики государства готовится за несколько лет, проблемы также пытаются решить прогрессивными методами и способами, и выбирать такой тип нужно только в случае, если общество имеет высокоразвитую структуру и возможности.

Замечание 1

Данные типы экономики определяют дальнейшее развитие экономической системы, которую выбрало для себя государство. Какие - то страны подвержены естественным процессам эволюции, а другие, наоборот, используют реформаторские пути.

Каждая страна, в зависимости от своих ресурсов, возможностей, выбирает для себя путь, но в эру высоких технологий предпочтительнее использовать все, же путь реформ, только необходимо заранее готовится к этому, создавать программы и систематизировать развитие экономических отношений.

Таким образом, переходная экономика представляет собой время перехода от одной экономической системы к другой. Она имеет ряд особенностей, учитывая которые, можно сделать этот переход менее болезненный. Также есть два типа переходных экономик, предпочтительнее для современного времени использовать реформаторский путь.

Введение…………………………………………………………….…….………3

1. Сущность, цель и задачи переходной экономики………………..………….5

2. Основные черты и противоречия переходной экономики.….….………….10

3. Типы переходной экономики…………………………………..…………….13

4. Особенности переходной экономики России……………………………….17

Заключение……………………………………………………………………….22

Список литературы………………………………………………………………24

Введение

Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов роста.

Неэффективность функционирования административно-командной системы обусловлена, по крайней мере, двумя существенными предпосылками. Во-первых, негибкостью, неспособностью этой системы быстро адаптироваться к экономическим переменам. Формальное существование товарно-денежных отношений подрывало здоровую конкуренцию производителей, а централизованное, директивное планирование подавляло хозяйственную инициативу.

Во-вторых, для командной экономики характерна низкая производительность труда. Плановый характер управления экономикой, показавший свои позитивные черты в первые годы советской власти, в дальнейшем, по мере усложнения экономики, начал давать сбои и в итоге оказался неспособным эффективно реализовать достижения научно-технической революции. В результате страны с плановой экономикой резко отстали от стран с развитой рыночной экономикой в технических и технологических отношениях. Все это и обусловило необходимость реформирования административно-командной экономики, ее преобразования в рыночную.

Становление современной рыночной экономики - дело довольно сложное, поскольку предстоит коренным образом трансформировать сложившуюся на протяжении десятилетий административно-командную систему. Рыночная система функционирует на принципиально иных механизмах экономического развития, чем административно-командная, поэтому сформировать ее в сжатые сроки невозможно. Нельзя быстро изменить сложившуюся социально-экономическую структуру общества и преобразовать отношения собственности, создать рыночную структуру и соответствующую нормативно-правовую базу, сформировать, наконец, новое мировоззрение у субъектов хозяйствования.

Следовательно, переход от одной социально-экономической системы к другой - весьма сложный процесс реформирования, трансформации и развития. С одной стороны, это процесс постепенного «подрыва» коренных социально-экономических отношений прежней системы и зарождения и развития в ее недрах новых, противоречиво соединяющихся с первыми. С другой стороны, постепенно в экономике будет происходить развитие и усиление отношений и элементов современного рыночного хозяйства и ослабление отношений и элементов административно-командной системы.

Таким образом, процесс становления современной рыночной экономики требует довольно продолжительного периода времени, в течение которого будет существовать так называемая переходная экономическая система или переходная экономика, представляющая собой некую смесь отношений и элементов административно-командной и современной рыночной систем. Переходная экономика характеризует как бы «промежуточное» состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется. Изменения, происходящие в переходной экономике, являются преимущественно изменениями развития, а не функционирования, как это характерно для сложившейся системы.

Цель работы: анализ переходной экономики, ее сущности, основных черт и типов. Исходя из цели, в работе рассмотрены следующие вопросы: сущность, цель и задачи переходной экономики; основные черты, противоречия, типы переходной экономики; особенности переходной экономики России.

Данная теме достаточно широко разработана в современной экономической литературы, ей посвящены многочисленные исследования ведущих экономистов: Барт Л.В., Егоров В.В., Разнодежина Э.Н., Красникова Е.В., Кривонос Ю.Е., Мартынов В.А. и мн. др.

Переходная экономика - переходное состояние от одной экономической системы к другой экономической системе. В результате этого перехода осуществляется принципиальное преобразование основ данной системы, которые обусловливают генезис и развитие как новых черт переходной экономики, так и ее особенности.

Выделяют следующие основные черты переходной экономики:

1. Переходной экономике предстоит создать базис новой экономической системы, в то время как прошлая экономика воспроизводилась на своем базисе. Термин «базис» в экономической теории является ключевым и включает в себя:

Тип собственности на средства и продукты производства;

Формы хозяйственных связей;

Тип координации деятельности между субъектами экономики.

С созданием базиса новой экономики завершается переходное состояние экономической системы и она переходит в новое качество.

2. Важной чертой переходной экономики является ее многоукладность. Под экономическим укладом понимается тип экономических отношений, допускающий одновременное сосуществование в данной стране не только различных форм, но и типов собственности. Таким образом, переходная экономика характеризуется наличием старого и нового базиса, а также сосуществованием различных типов регулирования хозяйственных связей между субъектами экономики.

3. Переходной экономике свойственно неустойчивое развитие, поскольку совершается постоянная трансформация старых отношений в условиях отсутствия новых институтов и правил, в результате чего происходит конфликт старых и новых экономических интересов.

4. Преобразования в переходной экономике занимают достаточно продолжительный период времени, что объясняется рядом факторов:

Сложностью и противоречивостью преобразований;

Естественными факторами;

Невозможностью единовременно осуществить переворот технологического базиса, модификацию экономики, сформировать новые экономические институты.

Переходной экономике и смешанной экономике свойственны общие черты:

♦ сочетание рынка и государственного регулирования;

♦ совмещение капиталистических форм и социальной ориентации развития экономики и т. д.

Вместе с тем названным типам экономики присущи и качественные отличия. Отметим некоторые из них.

Во-первых, смешанная экономика представляет собой современную экономическую систему, сочетающую рыночное и государственное регулирование, развитие экономики в единое целое.

Во-вторых, смешанная экономика как современная экономическая система является доминирующей в большинстве развитых стран мира.

Что касается переходной экономики, то она:

♦ не воспроизводится на собственном экономическом базисе, а является переходящей от одной экономической системы к другой;

♦ в отличие от смешанной экономики характеризуется неустойчивостью;

♦ охватывает сравнительно незначительный временной период, в то время как смешанной экономике свойственно неизменное состояние экономической системы.

Переходная экономика имеет несколько разновидностей:

1. Экономика переходного периода от капитализма к социализму (в нашей стране он охватывал период от Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. до 30-х гг.

ХХ в.).

2. Принципиальное изменение в методах согласования в пределах одной и той же экономической системы, но они касаются ее базиса и экономической политики. Эта разновидность переходной экономики предполагает неизбежную замену старых институтов, разработку новых методов регулирования и выбор новых теорий социально-экономического развития.

3. Экономическая система отдельных стран требует модификации в связи с изменением места конкретной страны в системе международных экономических и политических связей. Эти изменения обусловлены необходимостью устранения деформаций в экономике бывших колониальных стран.

4. Преодоление продолжительного периода времени нестабильного экономического развития государств. Примером подобной разновидности являются, например, страны Латинской Америки, в которых в течение более двух десятилетий наблюдались низкие темпы роста экономики, нарастающий внешний долг, резкий контраст доходов населения, высокая инфляция и т. д.

5. Переходная экономика бывших союзных республик СССР и других постсоциалистических стран. Она носит межсистемный переход. Особенность этой переходной экономики заключается в том, что происходит трансформация от социалистической экономической системы к капиталистической экономической системе, т. е. движение вспять, или, точнее, - переход от «чистой» экономической системы к смешанной.

В современной смешанной экономике государство должно выполнять следующие функции:

1) обеспечение институционально-правовой основы деятельности хозяйствующих субъектов (определение прав и форм собственности, условий заключения и выполнения контрактов, взаимоотношений профсоюзов и нанимателей, общих основ внешнеэкономической деятельности и т. д.);

2) устранение либо компенсация отрицательных эффектов рыночного поведения и удовлетворение потребностей людей в общественных благах, которые рынок произвести не может: решение вопросов национальной обороны, экологии, образования, науки, здравоохранения и т. п.;

3) проведение экономической политики, направленной на:

Поддержание нормального функционирования рыночного механизма;

Сглаживание циклических колебаний;

Преодоление последствий экономических шоков;

Обеспечение предпосылок для долговременного экономического роста (особенно в бюджетно-налоговой, кредитно-денежной и структурной политике);

4) осуществление активной и принципиальной антимонопольной политики;

5) поддержание устойчивого социального климата в обществе посредством перераспределения имеющегося дохода;

6) проведение стабилизационной политики государства, нацеленной на восстановление и поддержание макроэкономического равновесия (в частности, полной занятости, стабильного уровня цен). Различают формальную и реальную стабилизацию. Формальная стабилизация - достижение устойчивого состояния по одному макроэкономическом индикатору (инфляция, безработица, изменение валового внутреннего дохода). Реальная стабилизация означает не только, например, снижение безработицы, но и наличие условий экономического роста. Переход к реальной стабилизации предполагает необходимость в нарастании государственного спроса, инвестиций, жесткого контроля цен и доходов.

Еще по теме 36.1. Переходная экономика: понятие, черты, разновидности, особенности, функции:

  1. 9.1. СУЩНОСТЬ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ
  2. 69. Понятие трансформационной экономики, ее основные черты и особенности
  3. 5.1. Переход к рыночной экономике – общий процесс для всех стран мира. Основные черты экономики переходного периода.
  4. § 2. Закономерности и специфические черты переходной экономики
  5. ГЛАВА 9ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА: СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ