Осенью 2015 года принято постановление Правительства РФ о внедрении системы по электронному страхованию автотранспортных средств и ответственности водителей. Процедура призвана упростить применение продуктов страхования, сделать его доступным для отдаленных регионов и сделать процедуру по оформлению полиса единой без необходимости длительного оформления через офисы страховых компаний. Электронный полис ОСАГО в 2017 году не требует визита в офис страховщика, оформляется через его сайт.
Для автолюбителей электронный полис имеет такую же юридическую силу, однако значительно упрощает процедуру регистрации. Для применения продукта страхования автолюбителю нужно иметь только доступ к интернету. На данный момент к внедрению нововведений готовы не все автомобилисты, имеются технические недоработки на платформе, через которую будет осуществляться оформление полиса. Страховые компании заявляют о неготовности к внедрению такой услуги.
В настоящее время больше 80 страховых компаний имеют лицензию на оформление страховых полисов ОСАГО, только 15 страховщиков предоставляют данную услугу дистанционно. Но соответствующим постановлением вводится обязательная регистрация полисов через электронную систему для всех страховщиков.
Д ля входа в личный кабинет на сайте страховой компании необходимо:
Полис в электронном виде после заверки будет отправлен на электронную почту заявителя. Предъявление электронного полиса осуществляется в привычном бумажном виде после распечатки, документ можно показать при проверке в виде фотографии на смартфоне или планшете.
Основным преимуществом, которое предлагает электронное оформление ОСАГО в 2017 году, является удобство. Для оформления полиса нужно иметь доступ к интернету и документы об автомобиле для ввода данных. Такая услуга будет полезна жителям отдаленных районов, где нет офисов страховых компаний. Важно и то, что оформление электронного полиса проводится без навязывания дополнительных услуг, которые часто любят предлагать страховщики. Электронный документ удобно хранить – в бумажном или электронном виде, он будет постоянно под рукой.
Электронная регистрация имеет существенный недостаток – полис не может быть оформлен на новый автомобиль, так как оформление страховки необходимо для получения регистрационных знаков. При оформлении электронной заявки на получение страхового полиса следует быть внимательным, при наличии опечаток или ошибок в документа он признается недействительным. Минус и в том, что не все сотрудники ГАИ имеют оборудование для проверки подлинности полиса, таким образом, на месте могут возникнуть конфликтные ситуации.
При ДТП у участников возникнуть сложности с обменом данных о страховке, здесь тоже нельзя проверить ее подлинность. Таким образом, придется вызывать сотрудника ГИББД для составления протокола на месте. Как считают страховые компании, у данного проекта есть и другие минусы. В первую очередь, нет единой системы для проверки данных, которые вносят пользователи, есть риск совершения операций мошенниками. Как отметили в Правительстве, все недостатки данной системы оформления полисов в ближайшее время будут устранены. Для этого планируется создание единой базы данных и алгоритма по проверке введенной информации в систему. Между страховыми компаниями планируется наладить взаимодействие, которое позволит обмениваться данными при переходе автовладельца от одной страховой компании в другую.
Все новые электронные полиса будут вноситься в единую систему учета, инструменты для проверки подлинности также будут усовершенствованы. Поводом для рассмотрения инициативы об электронной регистрации полисов ОСАГО стали попытки страховщиков увеличить прибыль от продаж перед принятием постановления о повышении тарифов, в начале 2015-го года это привело к тому, что некоторые страховщики отказывались оформлять полиса на прежних условиях стоимости. Ситуация стабилизировалась позднее, когда были вынесены решения о привлечении страховщиков в ответственности, теперь с внедрением системы электронного страхования процедура оформления полисов упрощается и становится доступной для всех автомобилистов.
Правила обязательного автострахования регулярно изменяются. И в 2019 году было внесено немало поправок в законы, касающиеся страхования.
По новым правилам изменились:
Большинство изменений правил ОСАГО в 2019 году сделали страхование более выгодным для аккуратного водителя. Исключением стал только выбор сервиса.
В 2015 году уже были повышены максимальные страховые выплаты при обращении в компанию. Так за ущерб машине давалось до 400 000 рублей, а за вред здоровью и жизни — до 500 000 рублей.
Также дополнительно облегчилось получение компенсации за ущерб здоровью. Застрахованному лицу достаточно только предоставить уведомление от врача. Это позволит ускорить процесс выплат.
Изменения действующих правил ОСАГО в 2019 году коснулись и европротокола. Этот документ позволяет быстрее разрешить спорную ситуацию, не привлекая сотрудников ГИБДД. Теперь по нему можно будет получить компенсацию до 50 000 рублей.
По правилам страхования ОСАГО в 2019 году автолюбитель может сразу обращаться к своей страховой компании для получения выплат. Теперь не обязательно тратить время и силы на посещение фирмы, которая выдала полис виновнику ДТП.
Также теперь налажена система взаимодействия между застрахованным лицом и страховщиком. Ранее споры решались напрямую между автовладельцами и компанией. Это приводило к частому занижению суммы выплат.
По новым правилам, если пострадавшая сторона не согласна с результатами экспертизы от страховой, необходимо обратиться в суд. В ходе разбирательства будет назначена полагающаяся компенсация.
Новые правила года закрывают лазейку, когда ранее виновник ДТП мог уйти от ответственности, если авария происходила на территории частного дома или внутри дворов.
В новых правилах точнее сформулированы зоны ответственности. Теперь появилось определение, касающееся дворов, парковочных мест и действий эвакуатора. Аварии, произошедшие там, также будут учитываться и покрываться страховкой.
Новые правила существенно ограничивают возможности водителей ремонтироваться в подходящем им сервисе. Теперь указывать место ремонта будут страховые компании.
Главный недостаток нововведения - это невозможность владельцу транспортного средства выбрать свой любимый сервис. Но теперь ответственность за некачественный ремонт будет нести страховая компания, так что вы сможете добиваться от нее соответствующего уровня обслуживания.
Теперь получить договор обязательного страхования автогражданской ответственности можно не выходя из дома. Для этого достаточно зайти на сайт страховой компании в личный кабинет. Функция доступна всем водителям, хоть раз оформлявшим обычный полис в офисе.
Обновленные правила заключения договора страхования позволяют избежать навязывания услуг недобросовестными страховщиками. Все расчеты коэффициентов и стоимости страховой премии происходят автоматически. Оплату можно также произвести онлайн.
В правилах обязательного автострахования расторжение договора осталось прежним. Вы также вправе отказаться от дальнейшего сотрудничества с компанией и в ряде случаев получить до 77% от страховой премии обратно.
Изменение базовых ставок ОСАГО в апреле 2019 сказалось на общей стоимости автострахования.
Удорожание обязательного автострахования подтолкнуло собственников машин детальнее изучать не только действующие тарифы, но и возмездные будущие корректировки. Важным вопросом остается, сколько будет стоить ОСАГО в 2019 г и грядут ли значимые для автолюбителей изменения.
За все время действия обязательного автострахования в России наблюдается лавинообразное формирование проблем и сложностей, которые испытывают не только водители, но и страховые компании. Точечная корректировка некоторых моментов не приводит к должному результату. Для решения проблем необходимо глобальное изменение системы.
В 2019 г намечается ряд нововведении в ОСАГО, которые должны положительно отразиться на обязательном автостраховании и частично решат следующие проблемы:
Для решения этих проблем был разработан пакет изменений. Кардинальные корректировки в 2019 не планируют вводиться, так как это потребует значительных финансовых вложений со стороны страховых компаний.
Во второй половине августа 2019 г Министерство Финансов РФ официально опубликовало перечень изменений в законодательной базе относительно обязательного автострахования. Работа по формированию этого документа длилась больше года и внесение корректировок должно положительно отразиться на отношениях страховых компаний и автовладельцев.
Ориентировочное время вступления этих изменений в силу — июль 2019 г.
Как видно, нет никаких сведений об изменении стоимости ОСАГО в 2019 г. Но окончательное утверждение законопроекта состоится только 14 октября 2019 г или позже. Поэтому говорить об окончательной ситуации с тарифами обязательного автострахования еще рано.
Эти изменения носят лишь общий характер и не будут сильно влиять на действующие принципы обязательного автострахования. Но положительные тенденции относительно сервиса дают надежду на постепенное улучшение ситуации с ОСАГО в 2019 г.
Фактически неизвестно, с какого года существенно изменятся расценки обязательного автострахования. Дополнительно необходимо учитывать степень подготовки страховщиков к подобным нововведениям. Поэтому большая их часть не была опубликована в официальном перечне изменений.
Появление слухов об увеличении стоимости ОСАГО обусловлено постоянными корректировками предложений на законодательном уровне. Часть парламентариев выдвинули проект о временной «заморозке» тарифов как минимум на 1 год. Но он пока не прошел стадию окончательного утверждения. Большая часть подобных проектов была направлена на изменение стоимости ОСАГО в 2019 г.
К ним относятся следующие корректировки:
Насколько актуальны эти корректировки для водителей – еще не ясно. Но несомненно, что система обязательного автострахования должна быть реформирована. В первую очередь это должно касаться не повышения стоимости ОСАГО в 2019 г, как было сделано в апреле 2019 г. Важно оптимизировать отношения страховых компаний с их клиентами и уменьшить вероятность мошеннических действий как с одной, так и с другой стороны.
Это же должно положительно повлиять на исключение ошибок. В особенности это касается применения коэффициента бонус-малус. Его размер существенно сказывается на стоимости ОСАГО и применение устаревших данных могут искусственно завысить цену полиса.
Помимо вышеперечисленных корректировок планируется применить другой принцип расчета КБМ. В настоящее время он присваивается автовладельцу и на машину. То есть фактически при наличии выплат по страховке происходит изменение коэффициента бонус-малус для всех лиц, прописанных в полисе.
Это влечет за собой безосновательное увеличение стоимости при переоформлении ОСАГО.
Какие позитивные моменты будут от этого новшества?
С 1 января 2019 г КБМ будет присваиваться каждому водителю индивидуально. При этом возникают следующие положительные факторы:
В целом эти возможные изменения должны положительно повлиять на принципы гражданского обязательного автострахования. В первую очередь это относится к формированию стоимости полиса. Но на практике подобный законопроект пока находится на стадии рассмотрения.
Конечный результат может существенно отличаться от вышеописанного. Поэтому рекомендуется периодически проверять изменения в действующем законодательстве. Любое изменение на законодательном уровне сначала проходит стадию рассмотрения, затем утверждение. После этого требуется минимум полгода, чтобы постановление или указ вступили в действие.
На практике каждый автолюбитель сталкивался с определенными ограничениями при оформлении ОСАГО. Страховые компании стараются получить максимальную прибыль и поэтому разрабатывают схемы своеобразной «фильтрации» потенциальных клиентов.
Максимальный доход возможен при повышенных значениях коэффициентов ОСАГО.
Поэтому нередко действуют следующие негласные ограничения:
В итоге это сказывается на стоимости ОСАГО. В 2019 г ситуация скорее всего не изменится, потому что у РСА и Центробанка нет надежных механизмов контроля за подобными действиями. По большей части эти нарушения относятся к дилерам страховых компаний. Аргументами в оспаривании зачастую выступают отсутствие очередей и упрощенная процедура оформления автострахования, чем в центральных офисах.
В идеале страховые компании должны контролировать отсутствие подобной деятельности у своих дилеров. Но на практике это затруднительно, так как будет отнимать значительную часть ресурсов.
Также на окончательную цену влияют дополнительные услуги, которые предоставляются вместе с основными. Тарифы по ним превышают базовые и, соответственно, прибыльность от реализации подобного пакета выше. Поданные жалобы рассматриваются Центробанком слишком долго, от одного месяца и более, что является неприемлемым для автовладельца. В итоге приходится приобретать полный пакет, что значительно повышает стоимость ОСАГО.
Для решения вышеизложенных проблем Центробанк России постановил ввести обязательную услугу по оформлению электронных полисов автострахования. Это поможет избежать контакта с сомнительными дилерами страховщиков и приобрести ОСАГО по оптимальной стоимости. С 1 января 2019 г подобная функция должна быть у всех страховых компаний на их официальных сайтах.
Однако перед оформлением полиса необходимо продумать следующие нюансы:
Ценовой разницы между бумажным и электронным полисом нет. Поэтому любые внутренние траты страховщика не будут отражаться на стоимости ОСАГО. В 2019 г она должна остаться на прежнем уровне, но с обеспечением большей прозрачности и упрощением процедуры оформления.
ОСАГО является обязательным документом, который находится в наличии у каждого автомобилиста. Полис разрешается выпускать в бумажном и электронном виде, но при его покупке важно не натолкнуться на подделку, и не заплатить мошенникам за липовый документ. Для этого важно знать, как выглядит полис ОСАГО.
Электронный полис, по сути, полный аналог бумажного варианта. Его главное преимущество – это удобство. Документ можно приобрести на сайте страховой компании. Но есть условие – электронный документ может получить только гражданин, который уже заключал раннее договор со страховой компанией и имеет бумажный вариант полиса.
С точки зрения юридической силы, это одинаковые документы, которые имеют равное значение при предоставлении сотрудникам ГИБДД или в страховую компанию. Электронный полис действует в нашей стране с 2015 года. По внешнему виду электронный полис мало отличается от бумажного, за исключением микроузора, который используется для защиты в бумажном варианте.
Еще одно отличие есть непосредственно в процессе оформления документов. При оформлении онлайн документа нет необходимости приходить в офис, и вы услуг продавцом. При этом важно отметить, что цена и того, и другого варианта не различается.
Данные, которые указаны в полисе, есть в обоих вариантах. Это:
Также должен быть указан срок действия договора.
Посмотреть ОСАГО, как он выглядит в 2019 году, можно на сайте вашей страховой компании. Главное отличие от предыдущих вариантов – усилилась цветовая защита. Полис имеет больше 12 цветовых оттенков и несколько графических узоров. Цвет плавно переходит от желтого вплоть до сиреневого. Для многих автолюбителей приятным стал более крупный шрифт, который облегчает чтение документа.
Как и на любом официальном документе, который можно подделать, для защиты бумажного полиса используются водяные знаки. Они не мешают читать документ, а также его заполнять. При направлении документа на свет можно разглядеть черты машины, а также надпись РСА, которая располагается с двух краев. С 2017 года на полис добавлена металлизированная нить, при помощи которой написано «полис». Также есть QR-код, который с 2018 года появится на полисах нового образца. Это код быстрого реагирования, при помощи которого, обладая доступом к современным технологиям, автолюбитель сможет узнать все данные о страховой компании.
В перспективе, при помощи данного кода, можно будет узнать все подробности о владельце транспортного средства и о машине.
Это далеко не все улучшенные степени защиты, которые присутствуют в новом полисе ОСАГО. При этом никто не заставляет менять старые документы в срочном порядке на новые. Полис нового образца будет входить в оборот постепенно.
В первую очередь, при рассмотрении электронных бланков ОСАГО, на фото бросается в глаза другой цвет. Электронный полис имеет соответствующую надпись. Серия электронного полиса ХХХ, в то время, как бумажного – ЕЕЕ. В отличие от бумажного варианта Е – полису не нужно иметь большое количество знаков защиты.
По закону, гражданин имеет право не распечатывать электронный документ на бланке или сделать это на черно-белом принтере. Этого должно быть достаточно. Начиная с сентября 2015 года, согласно указанию Игоря Шувалова, № 13/12-у-6112 ГУОБДД МВД России, все сотрудники ДПС могут и должны проверять полис ОСАГО при помощи базы РСА.
Водителю достаточно сообщить сотруднику, что он имеет данный документ. Поскольку электронный полис подделать гораздо тяжелее, а бумажный все равно рано или поздно смогут подделать, первый вариант предпочтительней для большинства автовладельцев.
При выборе полиса ОСАГО каждый автовладелец ориентируется исключительно на свое личное мнение. Многим спокойнее, когда в бардачке лежит официальный документ, а кто-то не очень хочет ездить в офис и простаивать большие очереди. Недоверие к электронному варианту постепенно уменьшается, особенно после того, как разрешили не возить с собой бумажную распечатку.
Тем не менее, любителей бумажного варианта тоже меньше не становится. В цене никто из них не теряет, поскольку стоимость обоих вариантов одинакова. Разница только в потраченном времени. Кроме того, большинство владельцев отмечают, что в электронном варианте гораздо меньше подделок, поскольку онлайн документ заказывается на проверенном сайте, и это является гарантией безопасности. В то время как бумажные документы всегда в сфере интересов мошенников. Также электронный полис удобно оплачивать, поскольку доступно несколько способов.
Те, кто желает оформить плис ОСАГО в электронном варианте, должны знать, что менять свою компанию не придется. Все страховщики, которые есть в РСА, обязаны выдавать как бумажные, так и электронные полиса.
С начала 2018 года на всех полисах наноситься двумерный штрих-код (См. абзац три пп 1.2.1 п 1.2 Указания ЦБ от 14.11.2016 г.N 4192-У). С его помощью можно будет проверить сведения, указанные в скачанном клиентом бланке электронного полиса ОСАГО по единой информационной системе.
Многие компании уже довольно давно используют кодирование, позволяющее проверить заполненный бланк ОСАГО, но только в следующем году это станет обязательным для всех.
Новое правило вступает в силу с 01 января 2018 года. С этой даты скачать бланк страховки е-ОСАГО можно будет только со штрих-кодом. Еще полгода, до 1 июля, страховые компании продолжат использовать старые типографские формуляры, как при заключении новых договоров, так и при предоставлении дубликатов полисов.Поскольку максимальный срок страхования равен одному году, уже к 1 июля 2019 года хождение типографских страховок без штрихового кода прекратится.
Обращаться к страховщику за переоформлением страховки не нужно. Как только клиент заполнил заявление и получил полис ОСАГО, обязанность по обязательному страхованию считается исполненной.
Покупка подделки чревата крупными последствиями. Во-первых, ваше транспортное средство остается не застрахованным, соответственно, при попадании в аварию можно попасть на крупную сумму денег. Во-вторых, вы фактически нарушаете закон, по которому нужно ездить со страховкой. Электронный полис подделывается очень редко, для этого используются сайты-клоны. Только таким способом можно подделать электронный полис. В бумажном варианте возможностей больше.
С введением в 2017 году вектор усилий регуляторов сместился в сторону улучшения механизма дистанционной проверки сведений о договоре страхования.
Первым шагом стало обязательное внесение информации о договоре в единую информационную базу. При обращении клиента в офис компании операторы вносят данные о договоре в общую систему, используя специальную программу для заполнения полисов ОСАГО. Во время приобретения страховки на сайте, клиент самостоятельно сообщает необходимые сведения. После оплаты ему предоставляется возможность скачать бланк страхового полиса ОСАГО с печатью страховщика.
Теперь определить подделку можно несколькими способами. В первую очередь, можно обратиться к базе данных РСА, по ней вычислить, есть такой полис или нет.
Если не имеете доступа к такой базе, то можно осмотреть визуально. В первую очередь, размер. Настоящий полис на 1 см больше чем лист формата А 4. Водяные знаки в виде машины и аббревиатуры РСА проглядываются четко, но, в то же время, не бросаются в глаза. Номер полиса при ощупывании должен иметь выпуклую структуру.
Для того чтобы не попасться на удочку мошенников, следует приобретать полис только у проверенного страховщика, а также относиться настороженно к пониженным ценам. В интернете стоит обязательно изучить все отзывы. Если при этом нет отрицательных мнений и нейтральных, значит, отзывы оставлены не реальными людьми. В любом случае необходимо проявить внимательность при выборе компании страховщика.
Иногда автовладельцы сознательно покупают поддельные полиса, что является также нарушением закона.
При выборе страховщика, с которым заключите договор ОСАГО, необходимо внимательно подойти к изучению компаний. В интернете можно внимательно рассмотреть полис ОСАГО нового образца 2019 года, при получении – тогда будет гарантия, что ваш документ является подлинным.
Если нет желания ездить по офисам и стоять в очереди, просто закажите полис в компании на официальном сайте и дождитесь курьера. Как выглядит страховка можно увидеть в Интернете. Защита стала более надежной за счет металлизированной полоски и улучшенных водяных знаков.