Перечисли сферы жизни общества и государства. Сферы жизни общества. Социальная сфера общества

Сфера жизни общества - определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами. Сферы общественной жизни представляют собойкрупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

    социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)

    экономическую (производительные силы, производственные отношения)

    политическую (государство, партии, общественно-политические движения)

    духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

Социальная сфера - это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа.

В социальной философии и социологии - это сфера жизни общества, включающая в себя различные социальные общности и связи между ними. В экономике и политологии под социальной сферой часто понимают совокупность отраслей, предприятий, организаций, задачей которых является повышение уровня жизни населения; при этом к социальной сфере относят здравоохранение, социальное обеспечение, коммунальное обслуживание и т.д.

Экономическая сфера - это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ. Экономическая сфера - область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Для того чтобы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки, материалы и т.д. - производительные силы. В процессе производства люди вступают в разнообразные отношения друг с другом - производственные отношения. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества:

    производительные силы - люди (рабочая сила), орудия труда, предметы труда;

    производственные отношения - производство, распределение, потребление, обмен.

Политическая сфера - это отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают совместную безопасность. Cовременный термин «политика» сейчас употребляется для выражения общественной деятельности, в центре которой стоят проблемы приобретения, использования и удержания власти. Элементы политической сферы можно представить таким образом:

    политические организации и институты - социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.;

    политические нормы - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;

    политические коммуникации - отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;

    политическая культура и идеология - политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

Духовная сфера - это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.

Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:

    религия- форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;

    мораль- система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;

    искусство- художественное освоение мира;

    наука- система знаний о закономерностях существования и развития мира;

    право- совокупность норм, поддерживаемых государством;

    образование- целенаправленный процесс воспитания и обучения.

6.Диалектика общества и природы. Глобальные проблемы.

Диалектика природы и общества есть процесс развивающийся, объективный и противоречивый. Используя гегелевскую схему развития противоречия, можно выделить ряд этапов взаимодействия общества и природы.

Первый этап характеризует процесс становления общества. Он охватывает период от возникновения вида Homo sapiens до появления скотоводства и земледелия. Второй этап взаимодействия природы и общества связан с возникновением и развитием скотоводства и земледелия, что характеризует переход к "производящей" экономике, поскольку человек начал активно преобразовывать природу, производить не только орудия труда, но и средства существования. Начало третьего этапа взаимодействия природы и общества связано с развертыванием промышленной революции ХVIII века в Англии.

Основные глобальные проблемы современности: экологическая,демографическая, проблема войны и мира.

Философия характеризует общество как целостную и динамическую саморазвивающуюся систему , то есть как систему, которая способна изменяться и в то же время сохранять свою сущность и качественную определенность. При этом данная система определяется как комплекс взаимодействующих частей или общественных сфер, которые по-другому могут быть названы подсистемами: экономическая, социальная, правовая, политическая и духовная. Взятые по отдельности, они также образуют особые системы. В контексте сказанного сферой общества называется некоторый устойчивый компонент общественной системы, принимающий непосредственное участие в ее создании, функционировании и развитии.

Такое понимание общества строится на системном методе. Это значит, что комплексно изучается общая система общества, внутри которой определяются значащие внутренние структуры, каждая из которых выполняет свои специфические функции по поддержанию системы в целом.

Системообразующими компонентами, например, экономической сферы являются Человек, Естественная природа и Искусственная природа, или артефакты.

в социальной сфере это социальная стратификация, воспитание и социализация личности, социальная структура, этнические общности, социальные конфликты. Представляется, что социализация процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта ― в современных социально-экономических условиях без формирования, в том числе «рыночного» мышления не может быть признана системной, то есть целостной. Кроме того, не следует забывать, что отношения между собственником рабочей силы (наемным работником) и собственником средств производства (работодателем) априори носят не только экономический, но и социально-политический характер;

в политической сфере это политическая система, власть, режим, государство, право, партии, движения. Именно законодательная и исполнительная ветви власти в любом государстве принуждены вырабатывать «правила игры», то есть нормативно-законодательную базу отношений между субъектами экономики. От типа хозяйственной системы и формы правления , господствующей в том или ином государстве, зависят как ответы на «Три вопроса экономики»: «Что, Как и Для кого производить?», так и господствующие формы собственности;



в правовой сфере общества это право, система права, отрасли права, правоотношения, правоспособность, дееспособность, источники права, закон. Именно от этой сферы зависит степень свободы граждан, выражаемая в системе в системе норм, которые исходят от государства, обеспечены им и регулируются общественными отношениями во имя достижения прогресса в социально-экономическом развитии общества;

― в духовной сфере это культура, искусство, образование и воспитание, религия, мораль, наука. В странах с развитой рыночной экономикой уже нормой является этический маркетинг, отражающий принципы «рынка покупателя». Не следует забывать, что первые системные взгляды на экономику были элементами философских трудов великих граждан Древней Греции. А значение роли протестантской этики в становлении и утверждении рыночных (капиталистических) отношений исторически и логически трудно переоценить. Примером «обратной связи» может служить тот факт, что эволюцию институтов денежно-кредитных отношений (ценных бумаг) в России и зарождение финансового и промышленного капитала в США лучше всего изучать по (соответственно) пьесам А. Островского (от «Свои люди ― сочтемся» до «Бесприданницы») и «Трилогии желаний» Т. Драйзера («Финансист», «Титан», «Стоик»).

Суммируя сказанное, можно констатировать, что, учитывая взаимосвязь содержательных линий экономической сферы общества с проблематикой социальной, политической, правовой и духовной сферами общества, любое общество вынуждено решать четыре важные проблемы с помощью функций, выполняемых различными общественными подсистемами:

1) обеспечение процесса получения ресурсов из окружающей среды и их распределение внутри общества. Нетрудно заметить, что это является функцией экономической и политической сфер общества;

2) определение целей развития общества и установление приоритета между ними с последующей мобилизацией ресурсов для их достижения. В этом заключается основная функция политической сферы общества. Именно поэтому командно-административная хозяйственная система, построенная в Советском Союзе, в том числе имеет в политологии название «мобилизационная экономика».



3) координацию и регуляцию внутри общества комплексно выполняют определенные элементы основных сфер общества, в частности, «правила игры» задает правовая сфера, а поведение экономических субъектов есть производное от эффективности деятельности экономических институтов (экономическая сфера ), государственных институтов (политическая сфера ), идеологии, воспитания, религии, господствующей морали (духовная сфера);

4) обеспечение поддержки членами общества его стратегических целей и ценностей также невозможно без согласованной деятельности основных сфер общества. Так, если предлагаемые индивидам ценности (духовная сфера) и цели (политическая сфера) расходятся с результатами деятельности экономической сферы (рост цен, снижение жизненного уровня и т. п.), они могут отказать обществу в поддержке. В этом случае возможен раскол общества и дезинтеграция общественной системы (примером тому в истории России, например, могут служить «соляные» и «медные» бунты).

Сказанное позволяет актуализировать следующие выводы:

1) элементы (подсистемы) общества это сферы общественной жизни, которые взаимодействуют друг с другом;

2) общество есть диалектическое единство социальной, экономической, правовой, политической и духовной сфер общества.

Речь идет о:

экономической сфере общества , «ядром» которой являются производственная деятельность и отношения в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ;

социальной сфере общества : предметом изучения здесь является внутреннее устройство общества и взаимодействие социальных групп, то есть общественные отношения ― разнообразные связи между социальными группами, а также внутри них, в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. На уровне социальных общностей различают классовые, национальные, групповые и семейные общественные отношения. На уровне взаимодействия между людьми в группе актуализируют межличностные отношения;

политической сфере общества , при познании которой акцент делается на деятельность государства, политических и общественных организаций;

правовой сфере общества , предметной областью которой является совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, исходящих от государства и выражающих его волю, определяющих виды и меру возможного и должного поведения участников регулируемых отношений и обеспечиваемых возможностью государственного принуждения;

духовная сфера общества , аккумулирующая в себе проблемы/вопросы развития и взаимодействия общественного сознания, науки, искусства, религии, образования, средств массовой информации (СМИ).

۩Прогресс и регресс

Прогресс и регресс (от лат. progressus ― движение вперед и regressys ― возвращение) ― наиболее общие, противоположные по своим характеристикам, разнонаправленные и вместе с тем неотделимые друг от друга, диалектически взаимосвязанные тенденции развития. Прогресс ― тип (направление) развития сложных систем, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному в отличие от регресса как движения вспять, назад (от более высоких и совершенных форм к низшим и менее совершенным).

Первоначально понятия прогресс и регресс применялись почти исключительно в рамках философского осмысления проблемы направленности общественного развития и носили сильно выраженный отпечаток человеческих ориентаций и предпочтений (мера реализации в общественной жизни различных исторических эпох идеалов равенства, социальной справедливости, свободы, человеческого достоинства и т.д.).

Начиная с середины XIX в. понятия прогресс и регресс постепенно наполняются объективным научно-теоретическим содержанием и одновременно универсализируются, распространяясь на сферу живой и (в меньшей степени) неживой природы (под воздействием развития комплекса биологических наук, кибернетики, теории систем и др.). Соответственно в качестве важнейшего универсального объективного критерия прогресса рассматривается повышение уровня организации материи. Если в процессе развития возрастает число элементов и подсистем, усложняется число связей и взаимодействий, а также возрастает набор функций, то есть действий и процедур, выполняемых этими элементами и подсистемами , обеспечивая тем самым бо льшую устойчивость, приспособляемость, жизнеспособность и возможность дальнейшего развития, то такой процесс представляет собой прогресс. Если же в результате развития, напротив, уменьшается набор полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее структуры, уменьшается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы, то такой процесс называют регрессом .

Насчет прогресса и регресса можно говорить, имея в виду характер (направленность) изменения либо системы в целом, либо отдельных элементов (подсистем). При этом прогрессивное развитие системы в целом не означает, что такая же направленность изменений присуща всем ее подсистемам; и наоборот, изменение в прогрессивном направлении какой-либо подсистемы автоматически не влечет за собой прогресса системы в целом (некачественность федеральных правых актов, например, может напрямую тормозить и развитие предпринимательского сектора экономики, и развитие основ гражданского общества…).

Прогресс и регресс ― диалектические противоположности; развитие невозможно понять как только прогресс или только регресс. В эволюции живых организмов и развития общества сочетаются и сложно взаимодействуют прогрессивные и регрессивные тенденции . Причем взаимосвязь этих тенденций в живой материи и в обществе не исчерпывается связями чередования или цикличности (когда процессы развития мыслятся по аналогии с ростом, расцветом и последующим увяданием, старением живых организмов). Будучи диалектически противоположными, прогресс и регресс связаны между собой неразрывно, включены друг в друга.

Диалектитческое соотношение прогресса и регресса проявляется и в объективной многонаправленности процессов развития природных и социальных явлений; они включают в себя не только прогресс, но и регресс, и одноплоскостные, и круговые изменения; прогрессивное развитие ― лишь одно из возможных (и реально осуществляющихся) направлений развития сложных системных объектов.

Понятия прогресс и регресс интегральные характеристики сложных развивающихся систем, и потому нельзя судить о направленности их изменений по отдельным изолированным показателям (!!!). Это особенно важно применительно к анализу особенностей прогресса социальных систем. Здесь необходимо учитывать не какие-то изолированно взятые черты, а весь комплекс показателей экономической, социальной, политической, правовой, духовной жизни общества и такую интегральную характеристику их взаимосвязи, как обеспечиваемая ими степень жизнеспособности, перспективности той или иной социальной структуры.

Понятие прогресса применительно к обществу несет в себе идею единства исторического процесса, преемственности, сохранения и приумножения высших достижений материальной и духовной культуры человечества, всех его гуманистических ценностей. Суть общественного прогресса, его цель ― человек, его освобождение, расширение возможностей разностороннего и гармоничного развития.

Прогресс (лат.progressus ― движение вперед) ― 1) развитие, движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному; 2) такой характер развития определенных, прежде всего социальных процессов, когда их параметры подлежат оценке или измерению по принципу перехода от простого к сложному, от однообразной тождественности к дифференцированному единству, от меньшего к большему и т.д.

Эволюция и революция ― понятия, показывающие формы перехода общества от одного качественного состояния к другому. Эволюцияпредполагает постепенные количественные изменения, которые в конце концов приводят к коренным качественным изменениям, к новым общественным отношениям и, следовательно, к новому социальному строю. Революция социальная― это быстрые качественные изменения во всех сферах общественной жизни, это скачок от одного способа производства к другому в результате насильственного свержения старой власти. Экономической причиной такого революционного скачка является нарушение закона соответствия между производительными силами и производственными отношениями. Суть закона КК. Маркс выразил так: «На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или ― что является только юридическим выражением последних ― с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции». Обостряются все противоречия общества, ухудшается жизненный уровень большинства населения. Кризис общества в конце концов завершается революцией. Прежде всего, свергается старая власть, затем заменяются прежние экономические, социальные, духовные и иные структуры новыми. В конечном итоге совершается переход общества от одного качественного состояния к другому. Основной вопрос революции есть вопрос о власти. Для совершения быстрых качественных изменений прежде всего необходимо отобрать власть у старых социальных классов. Затем постепенно принимаются экономические, политические, правовые и иные акты для изменения всех прежних порядков. Характер революции определяется целями и задачами, которые она ставит перед собой. В этой связи все социальные революции можно разделить на буржуазные, социалистические и национально-освободительные. Целью буржуазной революцииявляется ликвидация феодального способа производства и утверждение новых общественных отношений. Исключительное значение буржуазная революция придает принципу равенства . Все граждане объявляются равными перед законом независимо от их имущественного и служебного положения. На первое место выходят права человека . Принцип частного предпринимательства и личной инициативы объявляется всеобщим принципом буржуазного государства . В сфере политики доминируют демократические формы правления. Происходит разделение власти на три ветви : законодательную, исполнительную и судебную. Как на макро-, так и на микроуровне органы власти избираются путем голосования . Цель социалистической революциизаключается в ликвидации буржуазного способа производства. В экономической сфере частная собственность заменяется государственной или общественной собственностью. Уничтожается эксплуатация человека человеком, то есть присвоение чужого труда. Устанавливается не просто равенство, а социальное равенство : создание всем одинаковых стартовых возможностей для проявления своих физических и духовных потенций, право на труд, бесплатное образование, бесплатное здравоохранение, бесплатные квартиры и другие социальные блага. Формы демократического правления становятся действительно демократическими: не формально, а реально любой гражданин может быть избран в те или иные государственные органы. Исключается : подкуп депутатов, поскольку они защищают интересы всех слоев общества, а не отдельных лиц, имеющих огромные богатства. Таким образом, целью социалистической революции является построение такого общества, в котором свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. Национально-освободительная революциясовершается в колониальных странах. Ее задачей является освобождение страны от колониальной зависимости, создание национального государства, национальной экономики, национальных политических структур, национальной культуры и др. Хотя основной вопрос революции ― это вопрос о власти, тем не менее всякое взятие власти имеет революционный характер. Поэтому следует различать такие понятия, как «государственный переворот», «дворцовый переворот» «военный переворот». Государственный переворот осуществляется внутри данного способа производства . В него вовлекаются различные влиятельные силы общества. Поэтому состав организаторов государственного переворота гетерогенен, то есть разнороден . Цель такого переворота заключается в преодолении сложившихся в обществе негативных процессов и явлений, в дальнейшем совершенствовании существующих социально-экономических и политических порядков. Дворцовый переворот совершается внутри правящей верхушки . Обычно такие перевороты происходят при династическом режиме. Цель ― замена данной личности другой, более отвечающей интересам организаторов дворцового переворота. Военные перевороты , как правило, совершаются военными в отсталых странах. Цели переворотов могут быть самыми разными: свержение коррумпированной власти, защита национального суверенитета, защита интересов армии и др.

«С. 18. 10 революций, которые потрясли мир

«Огонёк» вспомнил, какие политические изменения в той или иной стране оказались важны для мира

Введение

Человеческое общество является совокупностью социальных явлений и процессов, которые образуют устойчивую целостность, и включает в себя все виды социальных взаимодействий.

Сложность определения понятия «общество» связано в первую очередь с его предельной обобщенностью, а кроме того, с огромной многозначительностью. Это обусловило наличие множества определений данного понятия.

Понятие «общество» в широком смысле слова можно определить как обособившуюся от природы, но тесно с ней связанную часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей.

Общество - продукт совокупной деятельности множества людей. Человеческая деятельность есть способ существования или бытия общества.

Общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т.е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. Это сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.

Как и любая сложная система, общество состоит из взаимосвязанных подсистем - промежуточных комплексов, менее сложных, чем сама система. Выделение подсистем общества является важным вопросом для социологической науки.

Различные подходы к выделению основных сфер общественной жизни

У исследователей нет единства по вопросу о том, какие сферы общественной жизни следует выделять. Некоторые подразделяют общество всего на две сферы - материальную и духовную; к первой относят экономику и производство, ко второй - науку и культуру. В рамках марксизма общество состоит из двух подсистем: базиса и надстройки. Базис - это совокупность производственных отношений, составляющих экономическую структуру общества. В надстройку входят организации, идеи и учреждения. К надстроечным идеям относятся политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные, философские воззрения, которые называются авторами марксизма формами общественного сознания. Этот подход считался определяющим в советской социологической науке. Сегодня он уступил свое место цивилизационному подходу. В рамках данного подхода общество рассматривается как совокупность четырех областей или сфер: экономической, духовной, социальной и политической. Попытки отдельных авторов дополнить этот ряд семейно-бытовой сферой вызывают возражения: при всей значимости этой области жизни она выражает более конкретный срез общества в сравнении с другими подсистемами, отражающими фундаментальную структуру общества.

Сферы общественной жизни

Каждая из сфер общественной жизни охватывает определенный круг общественных отношений и социальных институтов, соответствует тем или иным функциям, которые приходится выполнять обществу.

Экономическая сфера охватывает отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ. Важнейшая функция здесь - взаимодействие общества как системы с внешней природной средой: приспособление к ней (адаптация) и ее преобразование.

Социальная сфера включает отношения между различными социальными общностями и группами. Она призвана объединять, интегрировать общество на основе соотнесения и учета интересов различных групп.

Политическую сферу образуют отношения гражданского общества, политических партий и государства. Назначение сферы политики - осуществлять руководство и управление.

Духовная сфера охватывает отношения, складывающиеся в процессе создания, распространения, сохранения и освоения духовных ценностей. Через нее осуществляется такая важная функция общества, как поддержание определенных ценностей, норм человеческого общежития.

Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат базовые потребности человека.

Деление на четыре сферы общественной жизни условно. Можно назвать и другие сферы: наука, художественно-творческая деятельность, расовые, этнические, национальные отношения. Однако именно эти четыре сферы традиционно выделяются как наиболее общие и значимые.

Экономическая сфера - это деятельность субъектов общественных отношений по производству, распределению и потреблению результатов труда.

Во многом эта сфера является определяющей по отношению к другим, так как материальное производство является основным условием жизнедеятельности людей. В нее входят промышленное и сельскохозяйственное производство, отношения людей в процессе производства, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение.

Элементами экономической сферы являются:

Материальные потребности;

Экономические блага (товары), удовлетворяющие эти потребности;

Экономические ресурсы (источники производства благ);

Хозяйствующие субъекты (отдельные люди или организации).

Экономическая сфера существует в следующих формах:

Экономическое пространство - то, в котором происходит хозяйственная жизнь;

Деятельность институтов управления экономикой;

Способ производства материальных благ.

Значение экономической сферы жизни общества в том, что оно создает материальную базу существования общества, способствует решению проблем, стоящих перед обществом, непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы), политические процессы, духовную сферу - как непосредственно (на содержание), так и на инфраструктуру, носитель духовной сферы (школы, библиотеки, театры, книги).

В отечественной политико-социологической литературе политическую систему обычно определяют как совокупность государственных и общественно-политических организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе. Из приведенного определения следует, что стержнем политической системы общества является политическая власть, вокруг которой формируются и функционируют многообразные государственные и общественно-политические институты, нормы, образцы и стандарты политической деятельности и др.

Элементами политической системы общества являются государство и государственные органы, политические партии, общественные организации, профсоюзы, иные институты. Государство является главным её элементом.

Все элементы политической системы имеют свои функции, но в то же время взаимосвязаны.

Политическая система общества - не простая сумма разнообразных институтов и учреждений власти, а целостное образование, имеющее упорядоченную внутреннюю структуру и выполняющее соответствующие функции.

Обобщая существующие подходы к классификации функций политической системы, можно выделить такие основные функции, как:

1. Функция артикуляции и агрегации интересов разных групп граждан государства. Политическая система является ареной представительства и реализации этих интересов средствами политической власти.

2. Управленческая функция, связанная с политическим управлением экономикой, социальной и другими сферами общества.

3. Функция выработки политической стратегии и тактики социально-экономического развития общества.

4. Функция политической социализации граждан и общества в целом.

5. Функция легитимации политической власти, связанная с оправданием, признанием и принятием существующего политического режима гражданами государства.

6. Мобилизационная и консолидирующая функция, выражающаяся в поддержании единства и сплоченности гражданского общества на основе общенациональных идей, приоритетов и целей.

Социальная сфера жизни общества представляет собой совокупность индивидов, их общностей и взаимоотношений между ними, социальную структуру; это процесс функционирования и развития общества, в котором реализуется его социальная функция, собственно социальное бытие, т.е. целостное воспроизводство и обогащение общества и человека как субъектов жизненного процесса.

Социальная структура в широком смысле слова включает в себя различные виды структур и представляет собой объективное деление общества по различным, жизненно важным признакам. Наиболее важные разрезы этой структуры в широком смысле слова - социально-классовая, социально-профессиональная, социально-демографическая, этническая, поселенческая и т.д.

Социальная структура в узком смысле слова - это социально-классовая структура, совокупность классов, социальных слоев и групп, которые находятся в единстве и взаимодействии.

Современный социальный процесс можно определить как воспроизводство и самореализация различных элементов (систем, общностей, организаций, институтов и т.д.) общества и личности как целостного единства со свойствами стабильности или необходимой изменчивости в соответствии с объективными тенденциями и закономерностями данной общественной системы.

Сущность социального процесса выражается в воспроизводстве различных социальных общностей и явлений, общества и личности, в многообразии результатов их деятельности, выступающих социальной органически целостностью, организации данной общественной системы. Социальный процесс выступает как саморазвитие и саморегуляция субъекта в совокупности его социально-нравственных, профессиональных, идейных, социально-культурных и иных качеств, как выражение исторической целостности субъекта.

Духовная сфера жизни общества - это подсистема, содержание которой составляет производство, хранение и распределение ценностей общества, способных удовлетворять потребности сознания и мировоззрения субъектов, воспроизводить духовный мир человека. Она включает в себя все духовные образования, в том числе духовную культуру во всем ее многообразии, формы и уровни общественного сознания, стихийные настроения, привычки и т.д.

Духовная жизнь общества составляет ведущий, главный процесс формирования и развития его духовной культуры. Структурными элементами сферы (их называют еще - формы общественного сознания) являются:

Нравственная форма общественного сознания (мораль);

Научная форма общественного сознания (наука);

Эстетическая форма общественного сознания (искусство);

Религиозная форма общественного сознания (религия);

Правовая форма общественного сознания (право и политика).

В рамках каждой из этих форм общественного сознания формируются отдельные элементы, которые, будучи взяты в совокупности, составляют духовную культуру общества: нормы, правила, образцы, модели поведения, законы, обычаи, традиции, символы, мифы, знания, идеи, язык. Все эти элементы являются продуктами духовного производства.

общественный жизнь сфера

Сферы общественной жизни.

На основе выше приведенных интерпретаций общества можно заключить, что общество представляет собой целостную самоорганизующуюся систему отношений между людьми. Сущность общества заключается во взаимодействии людей, общество есть процесс такого взаимодействия, его форма и результат. Общественные отношения представляют собой наиболее устойчивые и значимые взаимодействия между людьми, в которых индивидуальное сведено к социальному.

Согласно системному подходу общество есть некоторая совокупность людей, связанных между собой совместной деятельностью по достижению общих для них целей. Складывающиеся в процессе совместной деятельности многообразные иерархически выстроенные отношения между людьми составляют структуру общества.

Как и любая живая система, общество представляет собой открытую систему, которая находится в состоянии непрерывного обмена с окружающей его природной средой: обмена веществом, энергией и информацией. Общество обладает более высокой степенью организации, нежели окружающая среда. Для того чтобы общество функционировало как некое устойчивое социальное образование, для поддержания и сохранения целостности необходимо постоянное удовлетворение потребностей общества, и в первую очередь материальных потребностей людей. Степень удовлетворения этих потребностей – материальных, социальных, духовных – выступает главным показателем эффективного функционирования общества как системы.

Общество как функционирующая система имеет телеологическую природу. Оно объективно стремиться к достижению определенной цели, состоящей из множества подцелей. Так, выводы, сделанные в науке в 50-60-е гг. ХХ вв., когда общество как целостная самоуправляемая система стало предметом изучения с информационно-кибернетических позиций, подтверждают, что поведение общества, его конкретные действия подчинены определенной цели.

Осуществление в обществе следующих типов деятельности определяет основные его элементы, или сферы общественной жизни – устойчивые области человеческой деятельности и ее результаты, удовлетворяющие определенные потребности общественного или личного характера:

– экономическая деятельность, выражающаяся в производстве материальных благ и услуг;

– социальная деятельность, проявляющаяся в воспроизводстве людей и человеческой жизни;

– организационно-управленческая деятельность, представляющая собой создание и оптимизацию общественных отношений путем социального управления, политической деятельности и т.д.;

– духовная деятельность, заключающаяся в производстве и потреблении разнообразной информации, необходимой для жизни: как обыденной, так и научной.



Таким образом, вышеупомянутые типы деятельности обусловливают функционирование в рамках общества четырех больших сфер: экономической, социальной, политической и духовной, взаимосвязанных, но вместе с тем обладающих относительной самостоятельностью. Каждая из общественных сфер способствует удовлетворению определенных потребностей человека. Например, экономическая сфера выделяется на базе материальной потребности людей в пище, одежде, материальных средствах существования. Социальная сфера соответствует потребности человека в общении. Потребность в организованности удовлетворяется благодаря политико правовой сфере, в то время как потребности самореализации и развития собственных способностей удовлетворяются посредством духовной сферы.

Важно иметь в виду, что обмен деятельностью между людьми есть сущность общественного взаимодействия между ними. От того, как устроен механизм обмена деятельностью, зависит и оценка общества как справедливого или не справедливого, и понимание того, что необходимо сделать для установления существующей несправедливости.

Экономическая сфера жизни общества представляет собой систему, обеспечивающую производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг. В экономической подсистеме общества выделяют следующие основные элементы:

– производительные силы, или экономические факторы производства;

– производственные отношения, основа которых – отношения собственности.

Развитие общества от первобытного до современного осуществилось лишь за счет развития труда. По мере усложнения процесса материального производства совершенствовались и появлялись новые орудия труда, развивались трудовые навыки и умения людей. Современное производство значительно отличается от производства первобытных людей, но без труда, материального производства общество не смогло бы существовать. Остановка материального производства привела бы к гибели человечества.



Материально-производственная деятельность включает в себя, с одной стороны, технико-технологическую сторону, когда трудовая деятельность предстает как чисто природный процесс, протекающий по вполне определенным законам. С другой стороны, она включает те общественные, производственные отношения между людьми, которые складываются в результате их совместной деятельности.

Главной производительной силой выступает человек – источник и носитель экономической инициативы, физические и умственные способности которого вовлекаются в процесс производства и создают товары и услуги.

Экономическая сфера общества непосредственно связана с политической сферой: отношения собственности являются правовыми отношениями, а государство – центральный элемент политической системы – оказывает значительно влияние на экономические процессы. Уместно утверждать, что не только экономика продолжает политику и право, но и они в свою очередь оказывают влияние на экономическую сферу. Вместе с тем беспредельное вмешательство государства блокирует регулирующую функцию рынка. В нормально функционирующей экономической системе государство влияет на экономику, но не подменяет собой рыночные механизмы.

Итак, «производство создает предметы, соответствующие потребностям; распределение распределяет их согласно общественным законам; обмен снова распределяет уже распределенное согласно отдельным потребностям, наконец в потреблении продукт выпадает из этого общественного движения, становится непосредственно предметом и слугой отдельной потребности и удовлетворяет ее в процессе потребления».

Социальная сфера общества – это система исторически сложившихся упорядоченных связей и отношения различными видами общности людей. Элементами социальной сферы выступают различные формы человеческой общности. Традиционно выделяют три основных типа общностей:

– естественно-исторические – раса, поколение, пол;

– этно-исторические – род, народность, нация, этнос;

– социально-исторические – сословие, каста, класс, страта.

Социальная сфера связанна прежде всего с удовлетворением потребностей человека в жилье, одежде, пище, образовании, поддержании здоровья и т.д. В широком смысле под социальной сферой понимают сферу общественного производства самого человека с его интересами и их проявлением в различных формах. В нее входят быт, услуги, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, досуг, то есть все, что направленно на обслуживание жизненных потребностей человека.

Анализ социальной сферы в рамках социальной философии позволяет раскрыть механизм обусловленности социального положения человека в обществе, характер приобщения его к накопленному обществом богатству и соответственно особенности воспроизводства человеком своих жизненных способностей к труду, воспроизводства новых поколений.

Политическая сфера – это организации и учреждения, отношения и идеи, сконцентрированные вокруг вопроса о власти. Политическая сфера охватывает властные структуры: государство, политические партии, политические организации и движения и т.д. Термин «политика» образован греческим словом «politike» – искусство управления. В политике действуют массовые субъекты – государство, партии, общественные организации, а не отдельные личности. Кроме того, политическая власть институциональна, то есть организованно выражена в определенных учреждениях, регламентированных нормами права, имеющих определенные обязанности и т.д.

Целостный процесс управления включает следующие элементы. Во-первых, центральным звеном всей системы управления общественными процессами и человеческой деятельностью является власть – субъект управления. Власть принимает решения, связанные с постановкой конкретных задач и целей для всего общества. Во-вторых, управление предполагает, что люди, занятые различными видами деятельности – объекты управления – в основном объединены в организации, так что можно говорить об управлении организованной деятельностью. В-третьих, управление невозможно без наличия обратной связи, то есть без получения информации о том, как реально протекает управленческий процесс и каковы при этом фактические результаты. В-четвертых, в обществе должен существовать механизм оценки полученных результатов, чтобы можно было внести изменения в ранее принятые властью результаты.

Политическая власть институциональна, то есть организованно выражена в определенных учреждениях, регламентированных нормами права, имеющих определенные обязанности и т.д. Первичным моментом политики являются отношения между социальными группами по поводу власти: в чьих руках находится власть, чьи интересы защищает власть и как осуществляется управление обществом? Целью политической деятельности являются не только овладение и удержание власти, но и удовлетворение потребностей общества, сохранение и совершенствование социальной структуры, сочетание интересов различных социальных групп, защита и реализация интересов данного общества по отношению к другим обществам, например, защита интересов страны на международной арене.

Элементами политической системы выступают не только государство, политические партии и движения, общественные, негосударственные организации и институты, но и политическое сознание, или политическая идеология, как совокупность идей, выражающих интересы отдельных классов и групп.

Осуществление государством властных функций невозможно без права – совокупности общеобязательных норм поведения, выраженных и зафиксированных в законах, с помощью которых осуществляется регулирование поведения людей; и правосознания как необходимой составляющей правовой системы, представляющей собой совокупность представлений и понятий, выражающих отношение людей к действующему праву, правовым теориям и правовой идеологии. Правосознание является выражением господствующих в данном обществе экономических, социальных и политических идей и реализуется в праве и правосудии.

Духовная сфера – это подсистема общества, обеспечивающая производство, распределение и хранение ценностей общества, способных удовлетворять духовные потребности человека, воспроизводить его духовный мир. Духовная сфера имеет сложную структуру, представляющую совокупность элементов, находящихся в диалектическом единстве: философия, наука, искусство, религия, право, мораль.

В обществе в целом сфера производства ценностей оказывается изначально раздвоенной: с одной стороны – идеология, с другой – философия, искусство. Особое положение занимает религия, которая может занимать ту или иную сторону. В этом дуализме заключена духовная движущая сила общественного развития, поскольку раздвоение всегда означает и борьбу, и взаимное дополнение, и невозможность существования этих систем друг без друга.

Стержнем духовной сферы является общественное сознание, представляющее собой совокупность теорий, гипотез, настроений, эмоций, чувств общества на определенном историческом этапе его развития.

Духовная сфера общественной жизни тесно связана с экономической: ее структура также включает потребности, интересы и производство ценностей, однако соотношение между этими элементами различное. Если в материальной сфере первичны потребности, на основе которых формируются интересы, то в духовной сфере сначала должен сформироваться интерес к каким-либо ценностям, а затем возникает потребность их потребления. Так, например, сначала возникает интерес к музыке, а затем потребность ее воспроизводить, слушать. Духовное производство также отличается от материального: в духовном производстве небольшое количество произведенного продукта может удовлетворить большое количество потребителей, в то время как в материальном производстве, наоборот, необходим труд большого количества работников для того, чтобы удовлетворить потребности немногих. Таким образом, в материальное производство ограничен доступ потребителей, в духовное – производителей; в материальном производстве работники не будут работать без оплаты их труда, духовное – самодостаточно.

С понятием общества тесно связано понятие социальной действительности как общественной жизни во всем многообразии ее проявлений – жизнь человечества, социальных групп, коллективов, отдельных личностей. Социальная действительность складывается из множества разнообразных аспектов деятельности людей и результатов их деятельности и качественно отличается от природной. Это отличие определяется особенностями человека. Человеческая деятельность качественно отлична от поведения животных тем, что:

– человеку присуща сознательная постановка цели, у него есть свободное целеполагание, чего нет у животных;

– человек создает и совершенствует средства деятельности, в то время как животные пользуются данными от природы средствами (зубы, когти и др.) или же изредка – взятыми из окружающей среды предметами.

Социальная действительность состоит из социальных субъектов – людей, социальных групп, общественных учреждений, созданных людьми техники, предметов быта и др. Принципиальное отличие социальных объектов от материальных состоит в том, что социальные объекты представляют собой совокупность объективного и субъективного; в социальных объектах присутствует то, чего нет в природных объектах, – сознание, духовная жизнь людей.

Общество представляет собой самодостаточную систему, не нуждающуюся ни в каких внешних толчках или силах. Источники изменения и функционирования находятся внутри самого общества. Будучи саморазвивающейся системой, общество имеет три основных источника саморазвития, не сводимых друг к другу. Во-первых, это мир природы и вещей, существующий объективно, то есть независимо от воли и сознания человека, подчиненный физическим законам. Во-вторых, это мир общественного бытия вещей и предметов, являющихся продуктами человеческой деятельности, и прежде всего труда. И в-третьих, это человеческая субъективность, духовные сущности, идеи, которые относительно независимы от внешнего мира и обладают максимальной степенью свободы.

Таким образом, общество – это целостная система, все элементы которой находятся в тесной связи друг с другом и существуют в единстве. Нарушения в функционировании одной из подсистем оказывает неблагоприятное воздействие на другие подсистемы. Более того в обществе действуют общие закономерности, реализующиеся во всех сферах общества и определяющие их характер. Вместе с тем, каждую сферу жизни общества следует рассматривать как целостную, образованную множеством взаимодействующих элементов.

Вспомним определение, что такое ОБЩЕСТВО - в широком смысле это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения

- в узком смысле - совокупность людей, наделенных волей и сознанием, осуществляющих действия и поступки под влиянием определенных интересов, мотивов, настроений. (напр., общество книголюбов ит.п.)

Рассмотрим вторую часть определения: способы взаимодействия людей и формы их объединения. .С этой точки зрения Об рассматривается как система, в рамках которой происходит взаимодействие различных сфер общественной жизни. Причём Об – это динамичная система, т.е способная к постоянному развитию и изменениям. . Слов «система» греческого происхождения. Система означает целое, состоящее из частей. Т.о., каждая система включает в себя взаимодействующие части, подсистемы, элементы. Главное значение в любой системе приобретают связи и отношения между (м/у) частями. Динамические системы допускают различные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей и связей м/у ними.

Структура Об, как динамичной системы представляет собой огромное количество (кол-во) элементов и подсистем, которые постоянно обновляются и находятся в изменяющихся связях и взаимодействиях. К числу подсистем можно отнести, в первую и главную очередь,

СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. Основных сфер общественной жизни четыре.

· экономическая -отношения между людьми в процессе производства, распределения, обме­на и потребления материальных и нематери­альных благ, услуг и информации;

· социальная -взаимодействие больших социальных групп, классов, слоев, демографичес­ких групп;

· политическая -деятельность государствен­ных организаций, партий и движений, связан­ная с завоеванием, удержанием и осуществле­нием власти;

· духовная -мораль, религия, наука, образова­ние, искусство, их влияние на жизнь людей.

Проявление сфер общества:

1 Политико-правовая сфера:

· ратификация международного договора

· введение поправок к закону

· -проведение выборов в парламент

2. Экономическая сфера:

· рост числа акционерных предприятий

· увеличение денежной массы в стране

· уменьшение производства товаров

· введение нового налога

· отношения собственности

3. Социальная сфера:

· демографические изменения в государстве

Сферы общественной жизни Составляющие элементы Деятельность людей и отношения между ними
Экономическая Предприятия, фирмы, банки, биржи и др. Производство, распределение, обмен и потребление материальных благ
Политическая Парламент, правительство партии, общественные организации и др. Отношения между обществом и государством, между государством и политическими партиями
Социальная Системы соц. обеспечения, здравоохране- ния и др. Отношения между различными общественными группами
Духовная (культура, образование, наука, религия) Школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы и т.д. Отношения возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления

Все сферы общества (экономическая, политическая, социальная, духовная) тесно взаимосвязаны