Основные признаки индустриального общества

Основные признаки индустриального общества

Черты индустриального общества

Империя

· монархическое государство во главе с императором;

· колониальная держава, установившая своё господство над колониями и зависимыми территориями.

Индустриализация - процесс социально-экономического перехода от аграрного типа общества к индустриальному, с преобладанием промышленного производства в экономике, которая проходит период экстенсивного развития с тем, чтобы производить как можно больше продукции. Этот процесс связан с развитием новых технологий, особенно в таких отраслях, как энергетика и металлургия. Разные авторы отмечают следующие ключевые факторы индустриализации: политические и законодательные реформы, наличие природных ресурсов, а также сравнительно дешевых и квалифицированных трудовых ресурсов.

В ходе индустриализации общество также претерпевает некоторые изменения в философском плане, меняется его мировосприятие. Позитивное отношение к труду в сочетании со стремлением как можно быстрее использовать новые технологии и научные открытия также дают вклад в ускоренный рост производства и доходов населœения. В результате образуется всœе более широкий, в конечном счете, мировой рынок продукции и услуг всœех видов, что в свою очередь стимулирует инвестиции и дальнейший экономический рост.

Индустриальное общество - тип общества, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ достигло такого уровня общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит добыча и переработка природных ресурсов, а также промышленность.

Индустриальное общество - это общество, основанное на промышленности с гибкими динамичными структурами, для которого характерны: разделœение труда, широкое развитие средств массовой коммуникации и высокий уровень урбанизации.

Индустриальное общество возникает в результате промышленной революции. Происходит перераспределœение рабочей силы: занятость населœения в сфере сельского хозяйства падает с 70-80 % до 10-15 %, возрастает доля занятости населœения в промышленности до 80-85 %, так же происходит прирост городского населœения. Доминирующим фактором производства становится предпринимательская деятельность. В результате научно-технической революции индустриальное общество трансформируется в постиндустриальное общество.

1. История движется неравномерно, ʼʼскачкамиʼʼ, разрывы между эпохами очевидны, часто это революции разных типов.

2. Общественно-исторический прогресс достаточно очевиден и должна быть ʼʼизмеренʼʼ посредством разных критериев.

3. Общество стремится властвовать над природой, подчиняя ее и извлекая из нее максимально возможное.

4. Основа экономики - институт достигшей высокого развития частной собственности. Право собственности воспринимается как естественное и неотъемлемое.

5. Социальная мобильность населœения высока, возможности социальных перемещений практически не ограничены.

6. Общество автономно от государства, сложилось развитое гражданское общество.

7. Автономия, свободы и права личности закреплены конституционно в качестве неотъемлемых и прирожденных. Отношения личности и общества строятся на началах взаимной ответственности.

8. Важнейшими социальными ценностями признаны способность и готовность к изменениям, новациям.

Казаки - этносоциальные группы различного этногенеза, первоначально проживавшие в южных степях Восточной Европы, в частности, на территории современной Украины и России, расселившаяся впоследствии на территории Среднего и Нижнего Поволжья, Предуралья, современного Казахстана, Сибири и Дальнего Востока. В XVIII-XX вв, в официальных документах Российской империи слово ʼʼказакʼʼ обозначало лицо, принадлежащее к казачьему сословию и состоянию, в котором числилось населœение нескольких местностей России, имевшее особые права и обязанности и вместе с тем обозначало военнослужащего вооружённых сил Российской империи, преимущественно кавалерии и конной артиллерии и нижний чин казачьих войск. Вместе с тем в русском обществе, в быту разных регионов и местностей империи, слово продолжало использоваться и в других его значениях, в частности - ʼʼсвободный человекʼʼ.

Капитализм - экономическая система производства и распределœения, основанная на частной собственности, всœеобщем юридическом равенстве и свободе предпринимательства. Главным критерием для принятия экономических решений является стремление к увеличению капитала, к получению прибыли. Капитализм - общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства и эксплуатации наёмного труда капиталом; сменяет феодализм, предшествует социализму - первой фазе коммунизма.

Капитализм обладает следующими отличительными чертами:

v Основу экономики составляет производство товаров и услуг, а также коммерция и другие виды законной экономической деятельности. Большая часть товаров и услуг производится для продажи, однако натуральное хозяйство тоже не запрещено. Обмен происходит на свободных рынках на базе взаимовыгодных сделок.

v Средства производства находятся в частной собственности. Прибыль на вложенный капитал также является собственностью владельцев последнего и может ими использоваться по собственному усмотрению: как для расширения производства, так и для личного потребления. Основой для раздела прибыли между владельцами капитала является доля предоставленного капитала.

v Источником жизненных благ для большинства членов общества является труд не по принуждению, как это имеет место в других экономических системах, а на условиях свободного найма, то есть продажа рабочей силы за вознаграждение в форме заработной платы.

Князь - глава феодального монархического государства или отдельного политического образования (удельный князь) в IX-XVI веках у славян.

Первоначально князь был племенным вождём, возглавлявшим органы военной демократии. Древнейшее качество князя как старейшины рода отложилось в русской свадебной лексике, где новобрачные (условные основатели рода) именуются ʼʼкняземʼʼ и ʼʼкнягинœейʼʼ. Далее князь постепенно превратился в главу раннефеодального государства.

Функции князя:

v Военная - организация нападения и защиты племени. В древнерусском обществе высоко ценилась военная храбрость князя.

v Судебная - князь лично председательствовал на гласном суде, а также взимал судебные штрафы.

v Религиозная - в языческое время князья являлись инициаторами и организаторами жертвоприношений., что связано с развитием у слова ʼʼкнязьʼʼ значения ʼʼсвященникʼʼ в чешском и польском.

Коллективизация - это процесс объединœения единоличных крестьянских хозяйств, в коллективные хозяйства (колхозы в СССР). Проводилась в СССР в конце 1920-х - начале 1930-х гᴦ. (1928-1933) (решение о коллективизации было принято на XV съезде ВКП (б) в 1927), в западных районах Украины, Белоруссии и Молдавии, в Эстонии, Латвии и Литве, а также в социалистических странах Восточной Европы и Азии.

Цель коллективизации - установление социалистических производственных отношений в деревне, устранение мелкотоварного производства для разрешения хлебных затруднений и обеспечения страны необходимым количеством товарного зерна.

Кооперация (лат. cooperatio) - форма организации труда, при которой определённое количество людей (предпринимателœей, хозяйственников) или предприятий совместно участвует в одном или в разных, но связанных между собой, процессах труда/производства;

Черты индустриального общества - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Черты индустриального общества" 2017, 2018.

Прочитаем информацию.

Характерные черты индустриального общества

Сфера общественной жизни

Характерные черты

Экономическая

1.Независимость от природно-климатических условий.

2.Промышленный характер экономики (развитие индустрии).

3.Использование интенсивной технологии.

4.Высокий уровень развития средств связи и транспорта.

5.Частная собственность.

6.Автоматизация производства; производство товаров массового потребления.

Политическая

1.Форма правления - монархия или республика.

2.Человек – активный субъект политики.

3.Провозглашение политических свобод, равенство перед законом.

4. Образование демократических и антидемократических режимов.

Социальная

1.Классовое деление общества.

2.Активная социальная мобильность.

Духовная

1. .

Утверждение новых ценностей прогресса, личного успеха, рационализма.

2.Вера в науку.

3.Возникновение массовой культуры и её лидирующее положение.

4.Идеалы - свобода, равенство, справедливость.

Рассмотрим примеры .

Индустриальное общество

Пример

1.Страна на юго-западе Европы (Испания). Форма правления – конституционная монархия, глава государства – король.

Входит в первую десятку мировых производителей автомобилей, судов, кузнечно-прессового оборудования и газовых компрессоров, станков, нефтепродуктов и химических товаров.

2.Страна в Северной Америке (Канада).

Является одной из ведущих высокоразвитых стран мира, входит в «большую семерку» государств-лидеров.

По ряду параметров Канада считается ведущей страной по качеству жизни.

Обладает высокоразвитой обрабатывающей промышленностью, но в то же время является одной из ведущих стран по добыче и переработке многих видов сырья.

3.Страна в Западной Азии, на северо-востоке Аравийского п-ова (Кувейт). Основа экономики — нефтяная промышленность.

Доля в ВВП: нефтяная промышленность 50%, других отраслей промышленности 14,5%, сельское хозяйство 0,3%

Выполним онлайн-задания.

Приглашаем к интеллектуально-игровой деятельности.

Интеллектуальные игры «Обществознание»

Интеллектуальные игры на форуме «Познай общество»

Используемая литература:

1.Обществознание: Учебник для 10 класса. Ч.1 – 3-е изд. / А.И.Кравченко. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2003.

2.Обществознание: Учебник для 11 класса. – 5-е изд. / А.И.Кравченко, Е.А.Певцова. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2004.

3.ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник / О.В.Кишенкова. – М. : Эксмо, 2008.

4.Обществознание: ЕГЭ-2008: реальные задания / авт.-сост. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. – М. : АСТ: Астрель, 2008.

5.ЕГЭ 2010. Обществознание: репетитор / А.Ю.Лазебникова, Е.Л.Рутковская, М.Ю.Брандт и др. – М. : Эксмо, 2010.

6. Обществознание. Подготовка к государственной итоговой аттестации-2010: учебно-методическое пособие / О.А.Чернышёва, Р.П.Пазин. – Ростов н/Д: Легион, 2009.

7. Обществознание. Экспериментальная экзаменационная работа. Типовые тестовые задания. 8 класс / С.В.Краюшкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.

8.Обществознание: полный справочник / П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А.Баранова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.

9.Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.М.Смирнова и др. под ред. Л.Н.Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2007.

Доказано, что социум непрерывно эволюционирует. Развитие общества может протекать по двум направлениям и принимать три определённые формы.

Направления развития социума

Принято выделять общественный прогресс (тенденция развития от низшего уровня материального состояния социума и духовной эволюции личности к более высокому) и регресс (противоположность прогресса: переход от более развитого состояния к менее развитому).

Если продемонстрировать развитие общества графически, то получится ломаная линия (где будут отображены спады и подъемы, к примеру, период фашизма - стадия общественного регресса).

Общество - сложный и многогранный механизм, в связи с чем в одной его сфере может прослеживаться прогресс, в то время как в другой - регресс.

Итак, если обратиться к историческим фактам, то можно отчетливо увидеть технический прогресс (переход от примитивных орудий труда к сложнейшим станкам с ЧПУ, от вьючного скота к поездам, автомобилям, самолетам и т. д.). Однако обратная сторона медали (регресс) - уничтожение природных ресурсов, подрыв естественной среды обитания человека и т. п.

Критерии социального прогресса

Их насчитывается шесть:

  • утверждение демократии;
  • рост благосостояния населения и его социальная защищенность;
  • совершенствование межличностных отношений;
  • рост духовности и этической составляющей социума;
  • ослабление межличностной конфронтации;
  • мера свободы, предоставляемой индивиду обществом (степень гарантированной социумом индивидуальной свободы).

Формы общественного развития

Самая распространенная - эволюция (плавные, постепенные изменения в жизни социума, протекающие естественным образом). Особенности ее характера: постепенность, непрерывность, восхождение (например, научная и техническая эволюция).

Вторая форма общественного развития - революция (быстрые, глубокие перемены; коренной переворот социальной жизни). Характер революционных изменений имеет радикальные и фундаментальные черты.

Революции могут быть:

  • краткосрочные либо долговременные;
  • в рамках одного либо нескольких государств;
  • в пределах одной либо нескольких сфер.

Если данные изменения затрагивают все существующие общественные сферы (политику, повседневную жизнь, экономику, культуру, общественную организацию), то революция именуется социальной. Такого рода перемены вызывают сильную эмоциональность, массовую активность всего населения (к примеру, такие российские революции, как Октябрьская, Февральская).

Третья форма социального развития - реформы (комплекс мероприятий, ориентированных на преобразование конкретных сторон жизни общества, к примеру, экономическая реформа либо реформа в сфере образования).

Систематическая модель типологий общественного развития Д. Белла

Этот американский социолог разграничил всемирную историю на стадии (типы) относительно развития социума:

  • индустриальный;
  • постиндустриальный.

Переход от одной стадии к другой сопровождается изменением технологии, формы собственности, политического режима, образа жизни, социальной структуры общества, способа производства, социальных институтов, культуры, численности населения.

Доиндустриальное общество: характерные черты

Здесь выделяют простые и сложные общества. Доиндустриальное общество (простое) - это общество без социального неравенства и разделения на страты либо классы, а также без товарно-денежных отношений и госаппарата.

В первобытные времена простым обществом жили собиратели, охотники, затем ранние скотоводы, земледельцы.

Социальная структура доиндустриального общества (простого) имеет следующие черты:

  • незначительные размеры объединения;
  • примитивный уровень развития техники и разделения труда;
  • эгалитаризм (экономическое, политическое, социальное равенство);
  • приоритет кровных родственных связей.

Этапы эволюции простых обществ

  • группы (локальные);
  • общины (первобытные).

Второй этап имеет два периода:

  • родовая община;
  • соседская.

Переход от родовых общин к соседским стал возможным благодаря оседлому образу жизни: группы кровных родственников селились неподалеку друг от друга и соединялись как браками, так и взаимовыручкой касаемо совместных территорий, корпорацией труда.

Таким образом, доиндустриальное общество характеризуется постепенным возникновением семьи, появлением разделения труда (межполового, межвозрастного), зарождением социальных норм, представляющих собой табу (абсолютные запреты).

Переходная форма от простого общества к сложному

Вождество - иерархическая структура строя людей, не имеющего разветвленного управленческого аппарата, который является неотъемлемой частью зрелого государства.

По критерию численности это крупное объединение (больше племени). В нем уже присутствует огородничество без пашенного земледелия и избыточный продукт без прибавочного. Постепенно возникает расслоение на богатых и бедных, знатных и простых. Число управленческих уровней - 2-10 и больше. Современным примером вождеств выступают: Новая Гвинея, Тропическая Африка и Полинезия.

Сложные общества доиндустриального типа

Финишным этапом эволюции простых обществ, а также прологом к сложным стала Неолитическая революция. Сложное (доиндустриальное) общество характеризуется возникновением прибавочного продукта, социального неравенства и стратификации (каст, классов, рабства, сословий), товарно-денежных отношений, разветвленного, специализированного аппарата управления.

Оно, как правило, многочисленное (сотни тысяч - сотни миллионов человек). В рамках сложного общества кровнородственные, личные отношения заменяются неродственными, безличными (особенно это проявляется в городах, когда даже сожители могут быть незнакомы).

Социальные ранги заменяются социальной стратификацией. Как правило, доиндустриальное общество (сложное) именуется как стратифицированное ввиду того, что страты многочисленны, а группы включают исключительно тех, кто не связан родственными отношениями с правящим классом.

Признаки сложного общества В. Чайлда

Их насчитывается как минимум восемь. Признаки доиндустриального общества (сложного) следующие:

  1. Люди расселены по городам.
  2. Развивается неаграрная специализация труда.
  3. Появляется и накапливается прибавочный продукт.
  4. Возникают четкие классовые дистанции.
  5. Обычное право заменяется юридическим законом.
  6. Зарождаются крупномасштабные общественные работы по типу ирригации, а также возникают пирамиды.
  7. Появляется заморская торговля.
  8. Возникает письменность, математика и элитарная культура.

Несмотря на то что аграрное общество (доиндустриальное) характеризуется появлением большого числа городов, большая часть населения проживала в деревне (замкнутой территориальной крестьянской общине, ведущей натуральное хозяйство, которое слабо связано с рынком). Деревня ориентирована на религиозные ценности и традиционный образ жизни.

Характерные особенности доиндустриального общества

Выделяют следующие черты традиционного общества:

  1. Сельское хозяйство занимает доминирующие позиции, в котором преобладают ручные технологии (применяется энергия животных и людей).
  2. Существенная доля населения приходится на сельских жителей.
  3. Производство ориентировано на личное потребление, в связи с чем рыночные отношения слаборазвиты.
  4. Кастовая либо сословная система классификации населения.
  5. Низкий уровень социальной мобильности.
  6. Большие патриархальные семьи.
  7. Социальные изменения протекают низкими темпами.
  8. Приоритет отдается религиозно-мифологическому мировоззрению.
  9. Однородность ценностей и норм.
  10. Сакрализованная, авторитарная политическая власть.

Это схематические и упрощенные черты традиционного общества.

Индустриальный тип общества

Переход к данному типу был обусловлен двумя глобальными процессами:

  • индустриализацией (создание масштабного машинного производства);
  • урбанизацией (переселение людей из деревень в города, а также пропаганда городских жизненных ценностей во всех слоях населения).

Индустриальное общество (зародившееся в XVIII в.) - дитя двух революций - политической (Великая французская революция) и экономической (Английская промышленная революция). Результат первой - экономические свободы, новая социальная стратификация, а второй - новая политическая форма (демократия), политические свободы.

Феодализм сменился капитализмом. В обиходе укрепилось понятие «индустриализация». Ее флагман - Англия. Эта страна - родина машинного производства, нового законодательства и свободного предпринимательства.

Индустриализация интерпретируется как использование научных знаний относительно промышленной технологии, открытие принципиально новых источников энергии, которые позволяли выполнять все работы, ранее осуществляемые людьми либо тяглыми животными.

Благодаря переходу к промышленности небольшая доля населения оказалась в состоянии прокормить значительное количество людей без процедуры обработки земель.

По сравнению с земледельческими государствами и империями, индустриальные страны многочисленнее (десятки, сотни млн человек). Это так называемые высокоурбанизированные общества (города стали играть главенствующую роль).

Признаки индустриального общества:

  • индустриализация;
  • классовый антагонизм;
  • представительная демократия;
  • урбанизация;
  • деление общества на классы;
  • переход власти к собственникам;
  • незначительная социальная мобильность.

Таким образом, можно говорить о том, что доиндустриальное и индустриальное общества - это фактически разные социальные миры. Данный переход заведомо не мог быть ни легким, ни быстрым. Западным обществам, так сказать, пионерам модернизации, понадобилось для воплощения этого процесса не одно столетие.

Постиндустриальное общество

В нем приоритет отдается сфере услуг, которая превалирует над промышленностью и сельским хозяйством. Социальная структура постиндустриального общества сдвигается в пользу занятых в вышеупомянутой сфере, также выделяются новые элиты: сциентисты и технократы.

Данный тип общества характеризуется как «постклассовый» ввиду того, что в нем прослеживается распад укрепившихся социальных структур, идентичностей, которые так характерны индустриальному обществу.

Индустриальное и постиндустриальное общество: отличительные особенности

Основные характеристики современного и постсовременного общества указаны далее в таблице.

Характеристика

Современное общество

Постсовременное общество

1. Основа общественного благосостояния

2. Массовый класс

Управленцы, служащие

3. Социальная структура

«Зернистая», статусная

«Сотовая», функциональная

4. Идеология

Социоцентризм

Гуманизм

5. Техническая основа

Индустриальная

Информационная

6. Ведущая отрасль

Промышленность

7. Принцип управления и организации

Руководство

Согласование

8. Политический режим

Самоуправление, непосредственная демократия

9. Религия

Мелкие конфессии

Таким образом, и индустриальное, и постиндустриальное общество - это современные типы. Главная отличительная особенность последнего в том, что человек не рассматривается в качестве преимущественно «человека экономического». Постиндустриальное общество - это социум «посттрудовой», «постэкономический» (экономическая подсистема теряет определяющее значение; труд - не основа социальных отношений).

Сравнительная характеристика рассматриваемых типов развития общества

Проследим основным отличия, которые имеют традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество. Сравнительная характеристика представлена в таблице.

Критерий сравнения

Доиндустриальное (традиционное)

Индустриальное

Постиндустриальное

1. Главный производственный фактор

2. Основной производственный продукт

Продукты питания

Промышленные товары

3. Черты производства

Исключительно ручной труд

Широкое использование технологий и механизмов

Компьютеризация общества, автоматизация производства

4. Специфика труда

Индивидуальность

Преобладание стандартной деятельности

Поощрение творческого начала

5. Структура занятости населения

С/х - приблизительно 75%

С/х - приблизительно 10%, промышленность - 75%

С/х - 3%, промышленность - 33%, сфера услуг - 66%

6. Приоритетный вид экспорта

Преимущественно сырье

Произведенная продукция

7.Социальная структура

Классы, сословия, касты, включенные в коллектив, их замкнутость; незначительная социальная мобильность

Классы, их подвижность; упрощение существующей соц. структуры

Сохранение существующей социальной дифференциации; увеличение численности среднего класса; профессиональная дифференциация на основе квалификации и уровня знаний

8. Средняя продолжительность жизни

От 40 до 50 лет

До 70 лет и выше

Свыше 70 лет

9. Степень влияния человека на окружающую среду

Неконтролируемое, локальное

Неконтролируемое, глобальное

Контролируемое, глобальное

10. Взаимоотношения с другими государствами

Незначительное

Тесная взаимосвязь

Полная открытость общества

11. Политическая сфера

Чаще всего монархические формы правления, отсутствие политических свобод, власть стоит выше закона

Политические свободы, равенство перед законом, преобразования демократической направленности

Политический плюрализм, крепкое гражданское общество, появление новой демократической формы

Итак, стоит еще раз напомнить три типа развития социума: традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество.

Наибольшие трудности вызвала тема «Многовариантность общественного развития (типы обществ)».

Хочу напомнить, что содержательную линию «Общество» представляли следующие темы:
«Системное строение общества: элементы и подсистемы»;
«Понятие общественного прогресса»;
«Многовариантность общественного развития (типы обществ)»;
«Угрозы XXI века (глобальные проблемы)».

Согласно аналитическому отчету о результатах ЕГЭ 2011 г. задания с выбором ответа на обращение к теоретическому материалу курса (А1) по различным темам этой содержательной линии выполнили в среднем от 68 до 80% экзаменуемых.

В то же время от одной трети до одной пятой части всех выпускников, сдававших экзамен, с этими заданиями не справились. Этот результат практически повторяет результат прошлого года, когда задания с выбором ответа базового уровня по различным темам содержательной линии «Общество» не смогли выполнить от 16 до 32% выпускников.

Наибольшие трудности среди заданий с выбором ответа вызвала тема:

«Многовариантность общественного развития (типы обществ)»

Задание на обращение к социальным реалиям (А3) по этой теме выполнили только 56% экзаменуемых, почти половина сда-вавших экзамен выполнить задание не смогли. Еще более выраженное затруднение вызва-ло задание на анализ двух суждений по этой теме (А4). Его выполнили только 37% выпускников, сдававших экзамен. О трудностях говорят и данные выполнения заданий с кратким ответом. Обратимся к примеру - заданию позиции В7, предполагающему множественный выбор. Только 8% экзаменуемых распознали оба верных ответа, 62% дали неполный правильный ответ. Получается, что треть экзаменуемых демонстрируют отсутствие знаний специфиче-ских признаков индустриального общества, и это свидетельствует об отсутствии глубины, целостности, системности знаний по теме у значительного числа выпускников.

Итак, давайте обратимся ещё раз к теоретическому материалу данной темы. Что должен знать экзаменующий?

Общественное развитие может носит реформистский или революционный характер. Эволюционный путь развития не предполагает резкого слома, разрушения предшествующих общественных отношений.

Внешним проявлением эволюции, основным способом ее осуществления является реформа. Под реформой мы понимаем властное действие, направленное на изменение определенных сфер, сторон общественной жизни с целью придания обществу большей устойчивости, стабильности. Реформы делятся на прогрессивные (н - р: реформы Александра II) и регрессивные (н - р: реформы Александра III). Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни:

Экономические реформы - преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т. п.);

Социальные реформы - преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми);

Политические реформы - изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т. п.).

Не все общества могли решать насущные задачи за счет органичных постепенных преобразований. В условиях острого кризиса, затрагивающего все сферы жизни общества, когда накопившиеся противоречия буквально взрывают сложившиеся порядки, наступают революции: кратковременные (н - р: революция 1917 г. в России) и долговременные (н - р: неолитическая революция, промышленная революция).

Наиболее устоявшимся в современном обществознании является подход, основанный на выделении трех типов обществ: традиционного (доиндустриального), индустриального, постиндустриального (иногда именуемого технологическим или информационным). В основе данного подхода лежит в большей степени вертикальный, хронологический срез, т. е. предполагается смена одного общества другим в ходе исторического развития.

Традиционное общество отличает преобладание сельского хозяйства в структуре экономики, большинство населения занято именно в аграрном секторе, трудится на земле, живет ее плодами. Главным богатством считается земля, и основой воспроизводства общества служит то, что на ней производится. Применяются в основном ручные орудия труда (соха, плуг), обновление техники и технологии производства происходит достаточно медленно.

Индустриальное общество рождается в результате промышленной революции, ведущей к развитию крупной промышленности, новых видов транспорта и связи, снижению роли сельского хозяйства в структуре экономики и переселению людей в города.

Основой постиндустриального общества стала структурная перестройка экономики, осуществленная в странах Запада на рубеже 1960-1970-х годов. Вместо тяжелой промышленности ведущие позиции в экономике заняли наукоемкие отрасли, «индустрия знаний». Символом этой эпохи, ее основанием является микропроцессорная революция, массовое распространение персональных компьютеров, информационных технологий, электронных средств связи. Многократно возрастают темпы экономического развития, скорость передачи на расстояние информационных и финансовых потоков.

Примеры заданий

1. Какой признак характеризует индустриальное общество?
1) низкая социальная мобильность
2) глобализация экономики
3) сословный тип стратификации
4) зарождение массовой культуры

2. Характерной чертой постиндустриального общества является:
1) расширение промышленного производства
2) замедление темпов развития
3) создание массовой культуры
4) использование компьютерных технологий

3. И традиционное и индустриальное общества характеризуются:
1) низкой социальной мобильностью
2) преимущественным развитием промышленности
3) сословным типом социальной стратификации
4) связью всех сфер жизни общества

4. Традиционное общество в отличие от индустриального:
1) имеет классовую стратификацию
2) является открытым
3) базируется на религиозном мировоззрении
4) поддерживает науку как социальный институт

5. Что является отличительной чертой индустриального общества?
1) приоритет ценностей коллективизма
2) превращение науки в общественный институт
3) низкая социальная мобильность
4) широкое использование компьютерных технологий

6. Возникновение транснациональных корпораций в современном обществе, развитие международной торговли служат проявлением тенденции:
1) модернизации
2) глобализации
3) демократизации
4) информатизации

7. Сколько благ человек потребляет столько и должно быть произведено. Такая установка характерна для общества:
1) индустриального
2) массового
3) традиционного
4) информационного

8. Работник заинтересован в том, чтобы больше заработать. Для этого он готов трудиться более интенсивно, сократив время отдыха. Такие установки характерны для:
1) традиционного общества
2) индустриальной цивилизации
3) аграрной цивилизации
4) феодального общества

9. Такие установки трудовой этики, как предпочтение отдыха труду, стремление зарабатывать не больше, чем это необходимо для удовлетворения основных потребностей, характерны для общества:
1) индустриального
2) массового
3) традиционного
4) информационного

10. Переход к постиндустриальному обществу характеризуется:
1) формированием рыночной экономики
2) ограничением социальной мобильности
3) развитием средств массовой коммуникации
4) организацией фабричного производства

11. Верны ли следующие суждения?
А. Разрушение прежних общественных отношений и возникновение качественно новых - характерный признак социальной революции.
Б. Разновидность социальных революций - революции научные и технические, приводящие к возникновению принципиально новых способов взаимодействия человека с природой.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

12. Верны ли следующие суждения об общественных изменениях?

А. Революции выступают в качестве наиболее болезненных для людей форм общественных изменений.
Б. Реформа представляет собой изменение в общественной жизни, как правило, инициируемое и осуществляемое властью.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

13. Выберите из предложенного признаки, характеризующие традиционное общество.

1) большинство трудоспособного населения занято в сфере услуг
2) в управлении широко применяются электронные технологии
3) в сознании людей доминируют коллективистские ценности
4) в жизни общества важную роль играют локальные сельские общины
5) общество отличается низким уровнем социальной мобильности
6) динамичность общественных перемен.


Ответы:

№ 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6 № 7 № 8 № 9 № 10 № 11 № 12 № 13
4 4 4 3 2 2 3 2 3 3 3 3 345

Нельзя назвать прочными и освоенными знания по теме «Понятие общественного прогресса». В качестве индикатора можно рассмотреть задание на нахождение понятия, не относящегося к характеристике социальной динамики (В2).

Образец задания B2

B2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «прогресс».

Социальная реформа; стагнация; социальная революция; общественное развитие; модернизация.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «прогресс».

Ответ: стагнация.

Не выполнили это задание 37% отвечавших. Это означает, что даже на уровне распознавания более трети экзаменуемых не владеют понятийным аппаратом по рассматриваемой теме. Подкрепляют вывод о пробелах в овладении знаниями по теме «Понятие общественного прогресса» данные о выполнении задания с развернутым ответом на конкретизацию (С6). Не выполнили это задание 37% отвечавших.

Интересно сравнить эти результаты с данными выполнения задания - задачи, содержащей в условии критерии (показатели) социального прогресса и требующей их конкретизации. Конкретизировать предложенные показатели смогло ненамного большее число отвечавших: 18% - один показатель, 27% - два показателя и только 24% смогли конкретизировать все три показателя. Напомню, что критериями общественного прогресса считают: развитие человеческого разума; совершенствование нравственности людей; развитие производительных сил, включая самого человека; прогресс науки и техники; возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку. Универсальный критерий социального прогресса - прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.

Составить план развёрнутого ответа по теме «Общество и его структура» не смогли 42% отвечавших. 31% экзаменуемых выполнили задание на 1 балл. Они упустили отдель-ные вопросы, существенные для данной темы, или допустили отдельные некорректные формулировки пунктов и подпунктов сложного плана.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие общества как совокупности исторических форм совместной деятельности людей.

2. Сферы общественной жизни как элементы структуры общества:
а) экономическая сфера;
б) политическая сфера;
в) социальная сфера;
г) духовная сфера.

3. Социальные (общественные) институты в структуре общества и его отдельных сфер:
а) семья;
б) школа;
в) государство и др.

(Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов плана).

Проблема направленности совершающихся в обществе изменений зародилась еще в древности и оставалась достаточно дискуссионной.

Различные взгляды на направленность общественного развития.

Французские просветители - история непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества.

Религиозные течения - преобладание регресса во многих сферах жизни общества.

Платон, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби - движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла, т. е. теория исторического круговорота.

Современные исследователи - положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т. е. вывод о противоречивости прогресса.

Прогресс (от лат. progressus — движение вперед) есть такое направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

В современном научном словаре общественный прогресс определяется как совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитие от простого к сложному, переход с более низкого уровня на более высокий.

Иногда за движением вперед следует откат — попятное движение, когда общество может скатиться на более примитивный уровень. Такой процесс был назван регрессом. Регресс противоположен прогрессу.

Также в развитии общества можно выделить периоды, когда нет явного улучшения, поступательной динамики, но нет и движения вспять. Такое состояние стали называть словом «стагнация» или «застой».

Относительность прогресса: есть области, в которых понятие прогресса не применимо (н - р: культура).

Противоречивость прогресса: совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других (н - р: экономика и духовность). И одним социальным силам прогресс может быть выгоден в какой-то области, а другим нет. Вспомним движение луддитов в Великобритании, которые выступали в том числе и против внедрения машин.

При составлении статьи был использован материал:
1. Аналитический отчёт ФИПИ о результатах ЕГЭ 2011 г.

— процесс социально-экономического перехода от аграрного типа общества к индустриальному, с преобладанием промышленного производства в экономике, которая проходит период экстенсивного развития с тем, чтобы производить как можно больше продукции. Этот процесс связан с развитием новых технологий, особенно в таких отраслях, как энергетика и металлургия . Разные авторы отмечают следующие ключевые факторы индустриализации: политические и законодательные реформы, наличие природных ресурсов , а также сравнительно дешевых и квалифицированных трудовых ресурсов.

В ходе индустриализации общество также претерпевает некоторые изменения в философском плане, меняется его мировосприятие. Позитивное отношение к труду в сочетании со стремлением как можно быстрее использовать новые технологии и научные открытия также дают вклад в ускоренный рост производства и доходов населения. В результате образуется все более широкий, в конечном счете, мировой рынок продукции и услуг всех видов, что в свою очередь стимулирует инвестиции и дальнейший экономический рост.

Индустриальное общество возникает в результате промышленной революции. Происходит перераспределение рабочей силы: занятость населения в сфере сельского хозяйства падает с 70-80 % до 10-15 %, возрастает доля занятости населения в промышленности до 80-85 %, так же происходит прирост городского населения. Доминирующим фактором производства становится предпринимательская деятельность.

В результате научно-технической революции индустриальное общество трансформируется в постиндустриальное общество:

1. История движется неравномерно, «скачками», разрывы между эпохами очевидны, часто это революции разных типов.

2. Общественно-исторический прогресс достаточно очевиден и может быть «измерен» посредством разных критериев.

3. Общество стремится властвовать над природой, подчиняя ее и извлекая из нее максимально возможное.

4. Основа экономики — институт достигшей высокого развития частной собственности. Право собственности рассматривается как естественное и неотъемлемое.


5. Социальная мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически не ограничены.

6. Общество автономно от государства, сложилось развитое гражданское общество.

7. Автономия, свободы и права личности закреплены конституционно в качестве неотъемлемых и прирожденных. Отношения личности и общества строятся на началах взаимной ответственности.

8. Важнейшими социальными ценностями признаны способность и готовность к изменениям, новациям.

Казаки — этносоциальные группы различного этногенеза, первоначально проживавшие в южных степях Восточной Европы, в частности, на территории современной Украины и России, расселившаяся впоследствии на территории Среднего и Нижнего Поволжья, Предуралья, современного Казахстана, Сибири и Дальнего Востока. В XVIII—XX вв, в официальных документах Российской империи слово «казак» обозначало лицо, принадлежащее к казачьему сословию и состоянию, в котором числилось население нескольких местностей России, имевшее особые права и обязанности и вместе с тем обозначало военнослужащего вооружённых сил Российской империи, преимущественно кавалерии и конной артиллерии и нижний чин казачьих войск. Вместе с тем в русском обществе, в быту разных регионов и местностей империи, слово продолжало использоваться и в других его значениях, в частности — «свободный человек».

Капитализм — экономическая система производства и распределения, основанная на частной собственности, всеобщем юридическом равенстве и свободе предпринимательства. Главным критерием для принятия экономических решений является стремление к увеличению капитала, к получению прибыли.
Капитализм — общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства и эксплуатации наёмного труда капиталом; сменяет феодализм , предшествует социализму — первой фазе коммунизма.

Капитализм обладает следующими отличительными чертами:

Основу экономики составляет производство товаров и услуг, а также коммерция и другие виды законной экономической деятельности. Большая часть товаров и услуг производится для продажи, однако натуральное хозяйство тоже не запрещено. Обмен происходит на свободных рынках на основе взаимовыгодных сделок.

Средства производства находятся в частной собственности. Прибыль на вложенный капитал также является собственностью владельцев последнего и может ими использоваться по собственному усмотрению: как для расширения производства, так и для личного потребления. Основой для раздела прибыли между владельцами капитала является доля предоставленного капитала.

Источником жизненных благ для большинства членов общества является труд не по принуждению, как это имеет место в других экономических системах, а на условиях свободного найма, то есть продажа рабочей силы за вознаграждение в форме заработной платы.

Князь - глава феодального монархического государства или отдельного политического образования (удельный князь) в IX-XVI веках у славян.

Первоначально князь был племенным вождём, возглавлявшим органы военной демократии. Древнейшее качество князя как старейшины рода отложилось в русской свадебной лексике, где новобрачные (условные основатели рода) именуются «князем» и «княгиней». Затем князь постепенно превратился в главу раннефеодального государства.

Функции князя:

Военная — организация нападения и защиты племени. В древнерусском обществе высоко ценилась военная храбрость князя.

Судебная — князь лично председательствовал на гласном суде, а также взимал судебные штрафы.

Религиозная — в языческое время князья являлись инициаторами и организаторами жертвоприношений., что связано с развитием у слова «князь» значения «священник» в чешском и польском.

Коллективизация — это процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств, в коллективные хозяйства (колхозы в СССР). Проводилась в СССР в конце 1920-х — начале 1930-х гг. (1928-1933) (решение о коллективизации было принято на XV съезде ВКП (б) в 1927), в западных районах Украины, Белоруссии и Молдавии, в Эстонии, Латвии и Литве, а также в социалистических странах Восточной Европы и Азии.

Цель коллективизации — установление социалистических производственных отношений в деревне, устранение мелкотоварного производства для разрешения хлебных затруднений и обеспечения страны необходимым количеством товарного зерна.

Кооперация (лат. cooperatio) — форма организации труда, при которой определённое количество людей (предпринимателей, хозяйственников) или предприятий совместно участвует в одном или в разных, но связанных между собой, процессах труда/производства;