Основные направления финансовой политики РФ. Направления финансовой политики государства

1. Основные направления современной финансовой политики РФ.

Финансовая политика представляет собой совокупность государственных бюджетно-налоговых и иных финансовых механизмов, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций.

В современной России, в силу особенностей ее конституционного строя, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. Правительство РФ должно действовать в рамках этого послания с целью реализации основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе.

На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы (специальные органы управления финансами);

· Министерство Финансов РФ и его органы на местах;

· Федеральное Казначейство;

· Федеральная налоговая служба;

· Центральный банк РФ (Банк России);

· Профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам, Государственная Дума, Совет Федерации, Счетная палата РФ;

· Российская государственная страховая компания;

· Федеральная служба по экономическим преступлениям и мошенничествам;

· Федеральная служба финансовых рынков;

· Государственный таможенный комитет РФ;

· Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг;

· Министерство государственного имущества;

· Исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.

Министерство Финансов является важнейшим финансовым органом обеспечивающий проведение единой финансовой политики государства и осуществляющим общее текущее руководство организации финансов государства. Функции Минфина регламентированы в «Положении о Минфине» от 19.08.1994 года. Минфин РФ руководит деятельностью министров финансов республик в составе РФ, занимается финансированием областей, краев, автономных округов.

Основными задачами Минфина являются:

· разработка и реализация единой государственной финансовой политики;

· составления проекта Федерального бюджета и его исполнение;

· обеспечение устойчивости государственных финансов и концентрация финансовых ресурсов на основных направлениях экономического и социального развития;

· целевое финансирование общегосударственных потребностей;

· осуществление финансового контроля за целевым использованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов;

· совершенствование методов бюджетного финансового планирования;

· осуществления мер по развитию финансового рынка.

Минфин РФ совместно с Министерством по налогам и сборам РФ разрабатывает предложения по совершенствованию налоговой системы в целом. Министерство финансов участвует в разработке инструкции и методических указаний по вопросам налогообложения, так же участвует в организации ценовой политики и в работе по совершенствованию страховой деятельности. Совместно с Министерством экономического развития и ЦБ РФ разрабатывает меры по совершенствованию денежного обращения, улучшению состояния расчетов в стране и по повышению покупательской способности рубля.

Федеральное казначейство- осуществляет управление исполнения федерального бюджета.

Основными задачами органов Федерального казначейства являются:

· Организация осуществления федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов и контроль за их исполнением;

· Краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими;

· Управление совместно с Банком России государственным внутренним и внешнем долгом и его обслуживание;

· Сбор, обработка и анализ информации о составе бюджетной системы.

Федеральная налоговая служба управляет исполнением федерального бюджет по доходам (региональным, местным) т.е. осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой, своевременостью уплаты налогов в бюджеты различных уровней.

К основным направлениям (задачам) финансовой политики России на современном этапе можно отнести следующее:

· устойчивый профицит федерального бюджета или сохранение сбалансированности федерального бюджета;

· снижение государственного долга;

· стабилизация национальной валюты и снижение темпов инфляции;

· развитие банковского сектора, в первую очередь, в части совершенствования законодательной базы функционирования банковской системы;

· переход к среднесрочному планированию;

· продолжение налоговой реформы и реформы межбюджетных отношений (снижение налоговой нагрузки и расширение налоговой базы, внесение целого ряда поправок в Бюджетный кодекс РФ, совершенствование схем разграничения расходных полномочии между уровнями бюджетной системы)

15. Финансовый механизм: понятие, элементы. Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики.

Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации и регулирования бюджетной сферы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Финансовый механизм - это наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности социальной и экономической ситуации в стране.

Финансовый механизм представляет собой действия финансовых рычагов, выражающихся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов. В структуру финансового механизма входят пять взаимосвязанных элементов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение.

Рассмотрим элементы финансового механизма.

1. Финансовый метод - способ действия финансовых отношений на хозяйственный процесс, которые действуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальными стимулированием и ответственностью за эффективным использованием денежных фондов. Рыночное содержание в финансовые методы вкладывается не случайно.

2. Финансовый рычаг представляет собой прием действия финансового метода. К финансовым рычагам относятся: прибыль, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по ссудам, депозитам, облигациям, паевые взносы, вклады в уставный капитал, портфельные инвестиции, дивиденды, дисконт, котировка валютного курса рубля и т. п.

3. Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления.

4. Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения и т. п.

5. Информационное обеспечение функционирования финансового механизма состоит из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации.

16. Финансы домашних хозяйств: понятие, состав доходов и расходов, их взаимосвязь с другими сферами финансовой системы.

17. Экономическая сущность бюджета.

18. Государственные и муниципальные заимствования: понятие, виды, их характеристика.

Являющиеся главным способом покрытия бюджетного дефицита, представляют собой передачу в распоряжение органов государственной власти и органов местного самоуправления средств, которые заемщики обязуются возвратить в той же сумме с уплатой процента (дохода в иной форме) на сумму заимствования . Целью проведения заимствований является получение органами власти и органами местного самоуправления в свое распоряжение дополнительных финансовых средств, которые они могли бы направить на финансирование мероприятий, не обеспеченных доходами, или осуществление программ экономического и социального развития.

Кредиторами органов власти и органов местного самоуправления могут выступать многочисленные юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), национальные органы власти другого уровня, правительства иностранных государств, международные финансовые организации. Отношения между заемщиками и кредиторами регулируются нормами национального и международного права, включая двусторонние договоры и соглашения.

В зависимости от субъекта, осуществляющего привлечение средств, в России, например, заимствования подразделяются на государственные заимствования Российской Федерации, государственные заимствования субъектов Российской Федерации и муниципальные заимствования.

Государственные и муниципальные заимствования могут быть внутренними и внешними. Внутренние заимствования проводятся на национальном рынке и в национальной валюте, внешние - осуществляются на внешних рынках и в иностранных валютах. При этом в России право внешних заимствований закреплено за Российской Федерацией и субъектами РФ, имевшими внешний долг к августу 2000 т: Внутренние заимствования могут проводить органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Заимствования проводятся в двух формах:

· государственных и

· муниципальных займов и прямых кредитов.

Государственные и муниципальные займы - передача в распоряжение заемщика средств путем приобретения заимодателями государственных и муниципальных ценных бумаг. В России займы осуществляются Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями. Государственные займы могут быть внутренними и внешними, а муниципальные - только внутренними.

Самым распространенным видом государственных и муниципальных ценных бумаг является облигация. Облигация государственного или муниципального займа - это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в установленный срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента или иного имущественного эквивалента.

Орган государственной власти или орган местного самоуправления устанавливает нарицательную стоимость (номинальную цену) облигации. Она обозначается на ценной бумаге и определяет денежную сумму; которая выплачивается владельцу облигации в момент ее погашения и на которую начисляются проценты. Процентный доход, установленный к номиналу облигации, выражает номинальную доходность займа. Однако реальная доходность облигации для ее держателя может быть выше или ниже установленного номинального процента. Это обусловлено тем, что облигации продаются по курсовым ценам, а они отклоняются от нарицательной стоимости облигаций в силу целого ряда факторов, складывающихся на рынке.

Займы классифицируются по нескольким признакам. В зависимости от субъекта, реализующего право эмиссии долговых обязательств, они подразделяются на государственные займы РФ, государственные займы субъекта Федерации (региональные) и муниципальные (местные).

По признаку держателей государственных и муниципальных ценных бумаг займы делятся на универсальные и специальные.

Универсальные распространяются как среди физических, так и юридических лиц, специальные реализуются либо только среди населения, либо только среди организаций. Выпуск специальных займов обеспечивает защиту интересов соответствующей группы предполагаемых держателей облигаций займа. Например, если заем эмитируется специально для распространения среди физических лиц, то соответствующие меры препятствуют поглощению его организациями. Выпуск же универсальных займов способствует более успешному проведению заемных операций, поскольку возможные промахи в конструировании займов нивелируются за счет широкого круга потенциальных покупателей ценных бумаг.

В зависимости от источника заимствований, места реализации займов (национальный или внешний финансовый рынок), валюты займа государственные долговые обязательства делятся на внутренние и внешние.

По отношению к вторичному рынку займы подразделяются на рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются на вторичном рынке, таких займов - большинство. Они играют решающую роль в обеспечении государства дополнительными финансовыми средствами.Нерыночные займы после первичного размещения не обращаются на вторичном рынке. Они выпускаются для привлечения в бюджет ресурсов определенных инвесторов - негосударственных пенсионных фондов, страховых обществ и т д

В зависимости от формы выплаты доходов займы делятся на процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроцентные (целевые), беспроигрышные, дисконтные, процентно-дисконтные, твердоходные. Владельцы облигаций процентного займа получают доход (ежегодно, раз в полугодие или квартал) путем оплаты купонов или при погашении займа путем начисления процентов к номиналу без промежуточных выплат. По выигрышным займам весь доход держатели облигаций получают в

форме выигрышей в момент погашения облигаций, доход выплачивается не по всем облигациям, а только по тем, которые попали в тиражи выигрышей.

Условиями выпуска процентно-выигрышных займов предусматривается выплата части дохода по купонам, а другой части – в форме выигрышей. Беспроцентные выпуски займов гарантируют получение соответствующего товара, строительство в определенной местности моста, дороги, социально-культурного объекта, но не предусматривают выплаты доходов инвесторам. Беспроигрышные займы предполагают выплату выигрыша по каждой облигации в течение срока их обращения. По дисконтному займу доход составляет разницу между ценой погашения (продажи) и ценой покупки облигаций. Процентно-дисконтный заем предполагает получение и. дисконта, и процентного дохода. По твердодоходному займу доход устанавливается в абсолютной сумме на каждую облигацию.

По методу определения купонного дохода займы могут быть с постоянным, фиксированным и переменным купонным доходом . По займам с постоянным купонным доходом получаемый доход устанавливается заранее условиями выпуска займа. Займы с фиксированным купоном являются разновидностью предыдущих с той лишь разницей, что купонный доход дифференцируется по годам. Процентный доход по займам с переменным купонным доходом привязывается к заранее установленной базе, ею может быть уровень доходности другого займа, средняя доходность всех государственных ценных бумаг и т.п. Государство во избежание потерь использует оба метода определения купонного дохода: фиксирование его величины в условиях выпуска займов и отказ от предварительной его фиксации. Второй метод находит большее применение в условиях нестабильного рынка, когда установление твердого или фиксированного купонного дохода может привести к повышенным выплатам процентов из бюджета (при тенденции к снижению доходности заимствований) или отпугнуть инвесторов, ожидающих повышения доходности облигаций.

По срокам погашения займы делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).

Второй формой государственных и муниципальных заимствований являются кредиты , привлекаемые органами государственной власти и органами местного самоуправления для увеличения своих ресурсов. Кредиты могут быть предоставлены государственными и коммерческими банками, другими кредитными организациями, иностранными государствами, их банками и фирмами, международными финансовыми организациями. При этом Центральный банк РФ может прокредитовать только федеральное правительство, а органы местного самоуправления не имеют доступа к внешним источникам кредитования.

Коммерческие банки и другие кредитные организации кредитуют органы государственной власти и органы местного самоуправления как обычных заемщиков на условиях, складывающихся под воздействием закона спроса и предложения. За счет кредитов формируются 2/3 региональных и муниципальных заимствований.

Правительства иностранных государств оказывают финансовую поддержку Российской Федерации и субъектам РФ в двух формах: форме межправительственных кредитов и путем предоставления гарантий по кредитам иностранных банков и фирм. Задолженность, формируемая за счет межправительственных кредитов, гарантированных правительствами стран-кредиторов, называется официальной. Официальные кредиты являются преимущественно связанными, те. предоставляются на осуществление конкретных программ и мероприятий и не могут быть использованы на финансирование других потребностей.

Международные финансовые организации предоставляют нефинансовые (связанные) и финансовые (несвязанные) кредиты (ст 6 БК РФ). По срокам заимствований и взимаемой процентной ставке кредиты международных финансовых организаций являются самой выгодной формой внешних заимствований.

По методам проведения государственные и муниципальные заимствования подразделяются на добровольные и принудительные . В условиях политической и экономической стабильности органы власти и органы местного самоуправления привлекают займы и кредиты на началах добровольного и взаимовыгодного сотрудничества со своими кредиторами. Государственные и муниципальные долговые инструменты свободно обращаются на финансовом рынке.

Государственные и муниципальные заимствования, осуществляемые в виде займов и кредитов, приводят к формированию в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления дополнительных средств, направляемых на удовлетворение общественных потребностей. Исходя из вышеизложенного государственные и муниципальные заимствования можно определить как отношения по поводу перераспределения временно свободных денежных средств юридических и физических лиц, правительств иностранных государств и международных финансовых организаций в виде государственных займов и кредитов, в результате которых в распоряжении органа государственной власти либо органа местного самоуправления (заемщика) формируются дополнительные финансовые ресурсы.

Государственные и муниципальные заимствования проводятся в соответствии с ежегодно утверждаемыми программами. Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации представляет собой перечень внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования (ст 108 БК РФ). При этом для несвязанных займов и кредитов указываются источники привлечения, суммы заимствования и сроки погашения, а для целевых иностранных заимствований - конечный получатель, цели заимствования и направления использования, источники и суммы заимствования, сроки погашения, гарантии третьих лиц по возврату средств в федеральный бюджет (если такой возврат предусмотрен), оценка объема использованных средств до начала финансового года и прогноз объема использования средств в очередном финансовом году.

Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований представляет собой перечень внутренних государственных и муниципальных заимствований на очередной финансовый год по видам заимствований, с указанием общего объема заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета и погашение государственных, муниципальных долговых обязательств (ст 110 БК РФ).

19. Сбалансированность бюджета: понятие, методы управления.

Сбалансированность бюджета - это равенство доходов и расходов бюджета с учетом источника финансирования дефицита или направлением использования профицита бюджета.

Законами о бюджете устанавливаются не только доходы и расходы бюджета, но и размер дефицита, размер внутреннего и внешнего государственного долга.

Бюджетным кодексом предел дефицита федерального бюджета не установлен;

· Для субъектов РФ -15% от объема дохода;

· Для местного бюджета- 10% от объема дохода.

Для федерального бюджета основными показателями при планировании являются:

· ВВП и темпы его роста;

· Цена на нефть;

· Инфляция;курс руб/$ США

Существенную величину в доходах федерального бюджета составляют нефтегазовые доходы – 50%.

Источники финансирования дефицита бюджета:

· Внешние и внутренние источники (указаны в Бюджетном кодексе РФ)

· Стабилизационные фонды РФ.

Цель: накапливать в них денежные средства в периоды высоких цен на нефть и профицитного бюджета, и расходование средств из этих фондов, когда бюджет дефицитный.

· Резервный фонд - это часть средств федерального бюджета,подлежащих обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета.

· Фонд национального благосостояния (Фонд будущих поколений)- это часть средств федерального бюджет, подлежащих обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности Пенсионного фонда, а также софинансировании добровольных пенсионных накоплений граждан.

Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляет МИНФИН РФ.

Государственный долг и муниципальный долг- это обязательства, возникающие из государственный и муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам 3х лиц, других обязательств в соответствии с видами долговых обязательств, установленными Бюджетным кодексом РФ, принятые на себя РФ, субъектами РФ или муниципальными образованиями.

Государственный долг включает:

· Номинальную сумму долга по цен.бумагам РФ (руб.);

· Объем основного долга по кредитам(руб.);

· Объем основного долга по бюджетным кредитам(руб.);

· Объем обязательств по государственным гарантиям(руб.)

ФЗ о ФБ на каждый финансовый год устанавливает верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга.

Управление государственным долгом – это формирование политики в отношении государственного долга, определение основных показателей и предельных значений государственной задолженности.

1. Рефинансирование государственного долга – т.е. погашение основной задолженности и %, за счет средств полученных от размещения новых займов.

2. Новации – соглашение между заемщиком и кредитором о замене обязательств по указанному кредиту, другими обязательствами.

3. Унификация – решение государством об объединение нескольких ранее выпущенных займов, при этом облигации и сертификаты ранее выпущенных займов подлежат обмену на облигации и сертификаты нового займа.

4. Конверсия – односторонние изменение доходности займов т.е. объявление государством о снижение для кредиторов доходности по займам полученным государством.

5. Консолидация – изменение условий обращения займов в части срока их погашения т.е. решение государством о переносе даты выплаты по обязательствам на более поздний срок.

6. Отсрочки погашения займов - консолидация при одновременном отказе государства от выплаты доходов по займам.

7. Аннулирование государственного долга – отказ государством от всех обязательств по ранее выпущенным займам.

20. Дефицит бюджета: понятие, виды, методы управления, источники покрытия

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами.

Дефицит бюджета законодательно устанавливается в Федеральном Законе о государственном бюджете на предстоящий год.

Наличие бюджетного дефицита может вызываться чрезвычайно широким комплексом причин финансового, экономического и политического характера:

§ Кризис в экономике и финансах реального сектора.

§ Неустойчивость денежно-кредитной системы.

§ Колебания на финансовом рынке.

§ Неэффективность государственной политики.

§ Чрезвычайные обстоятельства и необходимость увеличения оборонных расходов.

§ Затраты на обслуживание и погашение государственного долга.

· Первичный (имеет место при превышении суммы бюджетных расходов (за минусом расходов на обслуживание долга) над величиной его доходов) и общий (определяется на основе сравнения общих сумм бюджетных расходов и доходов)

· Краткосрочный (в рамках одного финансового года, выявляется в случаях отклонения по каким-либо причинам макроэкономических условий) и долгосрочный (выявляется на протяжении ряда лет, порождается устойчивыми факторами, которые из года в год, приводя к превышению расходов над доходами, например, экономическая политическая нестабильность в переходный период, высокие непроизводственные расходы в период ведения войн, неэффективность экономической системы)

· Структурный (в целях стимулирования экономической активности и совокупного спроса в период спада производства государство сознательно может пойти на увеличение бюджетных расходов или снижение налоговой нагрузки на предпринимателей, в этом случае появится структурный дефицит) и циклический (вызывается сокращением налоговых поступлений в условиях падения производства в фазах экономического кризиса и депрессии)

· Активный (это результат сознательного увеличения гос. расходов в целях регулирования экономики) и пассивный (возникает в случае падения объема налоговых поступлений в условиях снижения экономической активности в стране, является следствием уменьшения поступлений в бюджет)

Методы управления.

Общими же мерами по регулированию (сокращению) дефицита госбюджета являются:

· реорганизация налоговой системы в сторону повышения ее эффективности;

· реструктуризация государственного внешнего долга;

· усиление контроля над расходованием бюджетных средств;

· сокращение расходов бюджета на дотации убыточным отраслям;

· упорядочение действующей системы социальных льгот.

В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом законом (решением) об этом бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.

Размер дефицита федерального бюджета не должен превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга.

Источники финансирования.

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.

3) Внутренние источники:

Государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в рублях

Кредиты кредитных организаций в валюте РФ;

Бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других бюджетов бюджетной системы РФ;

Кредиты международных финансовых организаций в рублях

Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета

Иные источники внутреннего финансирования

4) Источники внешнего финансирования

Государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте

Кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций, иностранных юр. лиц в иностранной валюте

Кредиты кредитных организаций в иностранной валюте

Иные источники внешнего финансирования дефицита бюджета

21. Финансы субъектов хозяйствования как элемент финансовой системы: понятие, состав, взаимосвязь с другими сферами финансовой системы.

22. Государственные и муниципальные финансы: понятие, состав, взаимосвязь с другими сферами финансовой системы.

23. Финансовый рынок: понятие, объекты, субъекты, сегменты, объективные основы функционирования, роль в перераспределении финансовых ресурсов в условиях рыночной экономики.

Понятие - специфическая сфера денежных операций, где объектом сделки являются свободные денежные средства населения, организаций и государства; рынок финансовых услуг.

Объекты - финансовые ресурсы: денежные средства, иностранная валюта, ценные бумаги, банковские ссуды, золото и другие драгметаллы, страховые полисы, срочные контракты и т. д.

субъекты - финансовые институты: банки, небанковские кредитные организации, биржи, инвестиционные институты, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, лизинговые компании и др.; либо хозяйствующие субъекты, государство, домашние хозяйства, финансово-кредитные учреждения и различные финансовые посредники

сегменты:

Денежный рынок (рынок денег, депозитных вкладов, сертификатов, межбанковских кредитов)

Рынок капитала (рынок ссудного капитала, банковских ссуд)

Рынок ценных бумаг (Рынок акций, облигаций)

Валютный рынок (Рынок евро, долларов США, фунтов стерлингов и др.)

Страховой рынок (Рынок личного страхования, имущества, предпринимательских рисков, страхования ответственности)

Рынок недвижимости (Рынок земельных участков, квартир, нежилых помещений и др.)

Рынок драгоценных металлов и камней (Рынок золота, серебра, алмазов, рубинов и др.)

Рынок аудиторских услуг (Обязательный аудит кредитных организаций, банковских групп, холдингов)

объективные основы функционирования

1. Приоритетная роль цены в системе элементов финансового рынка, обеспечивающих его равновесие.

2. Цены на финансовом рынке определяются, уровнем доходности отдельных финансовых инструментов. В основе уровня доходности лежит средний уровень процентной ставки (или средняя норма доходности на вложенный капитал), служащий критерием выбора альтернативных направлений осуществления финансовых операций и в значительной степени определяющий объем этих операций или деловую активность отдельных хозяйствующих субъектов на финансовом рынке.

3. Обращающийся на финансовом рынке спекулятивный капитал воздействует на формирование цен на рынке. Под воздействием спекулятивного капитала уровень цен на финансовом рынке в значительной мере зависит не только от реального спроса, но и от ожидаемых изменений этого уровня, на которые участники рынка пытаются влиять исходя из своих спекулятивных интересов ("играя на повышение или понижение" рыночных цен на отдельные финансовые инструменты).

4. Цены на финансовом рынке очень динамичны, подвержены влиянию многих объективных факторов, проявляющихся как на макро-, так и на микроуровне, поэтому

их уровень меняется практически ежедневно.

5. Высокая роль информации об уровне цен на отдельные финансовые инструменты определяет не только оперативность, но и открытость их установления.

6. Публичное установление уровня цен на основные финансовые инструменты зависит от складывающегося соотношения объема спроса на них и их предложения.

7. Зависимость цен, складывающихся на национальном рынке, от соответствующего их уровня на мировом рынке.

8. Высокая степень влияния динамики цен на финансовом рынке на экономические процессы в стране определяет активные формы осуществления государственного регулирования этих цен с помощью соответствующих механизмов.

9. Эффективным считается финансовый рынок, на котором уровень цен на от дельные финансовые инструменты быстро реагирует на внешнюю информацию при полном доступе к ней всех участников этого рынка.

роль в перераспределении финансовых ресурсов в условиях рыночной экономики заключается не просто в перераспределении финансовых ресурсов, но прежде всего в определении направлений этого перераспределения. Именно на финансовом рынке определяются наиболее эффективные сферы приложения денежных ресурсов.

24. Государственные и муниципальные заимствования: понятие, состав, виды и роль в финансовом обеспечении потребностей органов власти различных уровней.

25. Бюджетная сбалансированность: понятие, методы управления.

Равенство доходов и расходов бюджета с учетом источников финансирования дефицита/ направлений использования профицита.

Для достижения сбалансированности бюджета в бюджетном планировании применяется ряд методов:

· Лимитирование бюджетных расходов, то есть установление их предельных величин для каждого бюджетного учреждения по каждому виду расходов.

· Распределение доходов между бюджетами разных уровней соответственно распределению их расходных полномочий.

· Мероприятия по максимизации бюджетных доходов, выявление дополнительных резервов на основе мониторинга деятельности бюджетных учреждений.

· Модернизация бюджетного регулирования в сфере межбюджетных отношений.

· Планирование бюджетных расходов, влекущих за собой потенциальный рост доходов за счёт стимулирования экономики и эффективного решения социальных задач.

· Соблюдение принципа экономии расходов; отказ от затрат, не являющихся необходимыми с точки зрения общественного блага.

· Использование таких форм бюджетных заимствований, которые обеспечивают наиболее надёжное и эффективное привлечение денежных средств с финансовых рынков.

Финансы коммерческих организаций включают финансовые и денежные отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности в процессе формирования собственного капитала, целевых фондов денежных средств, их распределение и использование.

Государственные внебюджетные фонды не входят в состав федерального бюджета либо бюджетов субъектов РФ, находятся в собственности государства, но являются автономными. Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления.

Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы распределения денежной стоимости созданного общественного продукта.

В последнее время на местах используется метод долевого участия предприятий в создании объектов инфраструктуры, т. е. происходит кооперация финансовых средств ведомств и региональных органов власти. Это позволяет более эффективно использовать финансовые средства, быстрее осуществить их окупаемость.

Финансовые ресурсы регионов отражаются в сводном финансовом плане. В этом документе определяется объем финансовых средств, которые создаются и поступают в регион, а также направления использования финансовых средств на территории региона.

Фискальная политика – это закон возрастающей государственной, в соответствии с которым государственные расходы в странах, где развивается промышленность, должны расти быстрее, чем объемы производства и национального дохода.

Отличительные признаки финансов , присущие финансовым отношениям и отражающие их специфику:

1. Финансы - денежная категория (связана с денежными средствами). Хотя и в период военного коммунизма существовала продразверстка,выплата налогов производилась в натуре. И сейчас на региональном уровне уплата в бюджет части продукции предприятия, которое работает за “черный нал” или по бартеру. Эти отношения не относятся к финансовым.

Финансовая политика государства, ее цели, задачи, значение. Основные направления финансовой политика Российской Федерации.

Финансовая политика - это совокупность методологических принципов, форм организации и инструментов, используемых в финансовых отношениях.

Главные цели правительства РФ можно сформулировать, исходя из общих стратегических задач всœего несколькими пунктами:

поступательное движение к достижению социальной стабильности;

повышение уровня жизни и доходов населœения;

обеспечение баланса товарных и денежных потоков, спроса и предложения на внутреннем рынке;

взвешенная политика в вопросах регулирования банковского сектора;

поддержка отечественного производителя системой налоговых и таможенных льгот.

Совокупность задач государственного регулирования финансовой сферы, как правило, поэтапно меняется по мере его развития, но основополагающие принципы остаются неизменными. К ним можно отнести:

наиболее рациональное в данный период распределœение и использование финансовых ресурсов;

проведение политики экономического и социального стимулирования;

отработку эффективных тактических схем структуризации экономики;

обеспечение государственных органов, реализующих финансовую политику, квалифицированными кадрами, а также крайне важно й нормативной и технической базой.

В конечном итоге задачей органов управления в финансовом секторе во всœе времена является максимальная отдача обращающихся в государстве денег, направленная на повышение благосостояния населœения страны.

Финансовая политика является структурным элементом системы управления финансами. От нее зависит эффективность использования финансовых отношений в экономике. Финансовая политика призвана обеспечивать реализацию целœей и задач социально-экономической политики государства.

Существуют следующие направления финансовой политики: бюджетная; налоговая; кредитно-денежная; социальная; инвестиционная; таможенная и валютная.

Бюджетная политика Российской Федерации основывается на Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс. Налоговая политика находит свое воплощение в построении какой-либо налоговой системы. Налоговые системы в развитых странах мира характеризуются разнообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также характером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами. Под кредитно-денежной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы через регламентацию и контроль деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка (регламентация эмиссии и размещение государст­венных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курс покупки и продажи), через упреждающее повышение или понижение Центральным банком ставки рефинансирования и т.п. Инвестиционная политика связана с созданием условий для при­влечения отечественных и иностранных инвестиций прежде всœего в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Социальная политика связана прежде всœего с решением задач фи­нансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи, предназначенной отдельным социальным группам населœения и др.
Размещено на реф.рф
Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, таможенная политика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, а также отраслями, регионами.

Финансовая политика государства, ее цели, задачи, значение. Основные направления финансовой политика Российской Федерации. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Финансовая политика государства, ее цели, задачи, значение. Основные направления финансовой политика Российской Федерации." 2017, 2018.

Государственная и муниципальная финансовая политика имеет сложную классификационную структуру. С учетом различных специ­альных критериев (признаков) различают:

Уровню управления: федеральную, региональную и местную финансовую политику;

По признаку целевой направленности: стимулирующую и сдерживающую финансовую политику;

По отношению к сегментам финансового рынка: валютную, денежно-кредитную и страховую политику.

Государственная (муниципальная) финансовая политика имеет решающее значение для экономики страны, так как охватывает не только ее макроуровень, но и отдельные отрасли, микроэкономику и социальную сферу. В ее составе выделяется федеральная (общегосударственная) финансовая политика. Она определяет концепцию и направление использования финансов в целях финансового обеспечения социально-экономической стратегии и тактики развития страны, сфер экономики, отраслей и территорий, реструктуризации экономики, ускоренного развития отдельных ее сегментов, рыночной и социальной инфраструктуры и т.д. Общегосударственная финансовая политика (ее концепция, стратегия и тактика) разрабатывается Минфином России с учетом концепции, стратегии и тактики экономической политики государства, а также бюджетных посланий Президента РФ Федеральному собранию РФ. Федеральная финансовая политика является базой при формировании региональной и местной финансовой политики, хотя это не исключает специфики и относительной самостоятельности последних.

Региональная и местная финансовая политика строится с учетом особенностей экономики, финансов и социальной сферы субъектов Федерации и муниципальных образований, установленных законодательством доходных и расходных полномочий названных уровней власти. Цели и задачи региональной и муниципальной финансовой политики адаптированы к специфике конкретного субъекта РФ, должны конкретизировать цели и задачи федеральной политики на территориальном уровне, что обеспечивает синхронность и территориальную преемственность государственной финансовой политики, а значит, и ее эффективность в целом.

Стимулирующую государственную финансовую политику обычно осуществляют по времени с периодом экономического спада и депрессии. В этом случае государство разрабатывает и принимает стабилизационные меры, направленные на стимулирова­ние деловой активности. В их число входят проведение политики низ­ких налогов, налоговое и таможенное льготирование, увеличение государственных расходов на развитие отраслей экономики, определяющих экономический рост в стране и т.д. Однако в современной экономике данный тип финансовой политики необязательно должен быть жестко привязан к неблагоприятным стадиям экономического цикла. Го­сударство может принять концепцию и проводить политику долговременного ускоренного экономического роста и соответствующую ей финансовую политику.

Сдерживающая государственная финансовая политика проводится на стадии экономического подъема, когда возникает опасность кризи­са перепроизводства в силу чрезмерного повышения деловой активно­сти, темпов роста производства, продаж и доходов в экономике. Сдер­живание осуществляется путем снижения государственных расходов, повышения налогов, отмены налоговых и иных преференций в целом либо в отдельных секторах экономики и других финансовых мер. В современном мире данный тип финансовой поли­тики встречается крайне редко, особенно в странах с развитой рыноч­ной экономикой.

Валютная политика является составной частью финансовой политики государства, представляющая линию действий государства внутри и вне страны, проводимую посредством воздействия на валюту, валютный курс, валютные операции. Основные инструменты валютной политики - валютная интервенция, валютные ограничения, валютные резервы, валютное субсидирование, валютные паритеты.

Денежно-кредитная политика – совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. Основными методами и инструментами денежно-кредитной политики являются:

Страховая политика – совокупность мероприятий органов государственной власти по регулированию страхового рынка.

С развитием государства изменяется типфинансовой политики. Использование того или иного типа финансовой политики связано с особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими кон­цепциями, влияющими на экономический и политический курс государства. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы общественных отношений.

Анализ финансовой политики, применявшейся различны­ми государствами, позволяет выделить три основных ее типа: классическая; регулирующая; планово-директивная.

До конца 20-х гг. XX в. основным типом финансовой по­литики большинства стран был классический ее вариант. Та­кая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикардо и их последователей. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения сбалансированного бюджета. Налогообложение строилось главным образом на прямых и имущественных налогах, которые были достаточно просты и эффективны с точки зрения механизма взимания. Система управления финансовой деятельностью сосредоточивалась, как правило, в одном органе управления - министерстве финансов (казначействе).

В конце 20-х гг. XX в., когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных пробл­ем большинства государств, особенно остро возник вопрос об изменении подходов к финансовой политике. В этот период в развитых странах осуществляется переход крегулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского экономиста Дж. М. Кейнса и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы. Вследствие формирования дополнительного спроса государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельно­сти, увеличение национального дохода и способствуют лик­видации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест. Вместо еди­ного органа управления финансами возникает несколько самостоятель­ных специализированных органов. Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджет­ных расходов, их финансированием, контролем за поступле­нием налогов, управлением государственным долгом. В 70-х гг. XX в. в основу финансовой политики была по­ложена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не отказывалась от регулирования как ее цели, но ограничивала вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства.

Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих плановую систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления) для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Контроль, являясь одной из важнейших функций процесса управления, осуществляемого на любом уровне, представляет систему наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, а также выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект.
Контроль осуществляется в различных сферах деятельности общества. В связи с этим выделяют виды контроля: экономический, статистический, финансовый, экологический, технический, административный и др.

Как форма реализации контрольной функции финансов, финансовый контроль необходим в любом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях. В странах с рыночной экономикой роль финансового контроля особенно велика, так как важнейшим направлением деятельности субъектов хозяйствования при обязательном соблюдении установленных норм права становится повышение ее эффективности. Финансовый контроль имеет важнейшее значение для управления финансами на любом уровне, обеспечивая надежное функционирование всей финансовой системы, реализацию осуществляемой государством финансовой политики, содействует обеспечению финансовой безопасности.

Финансовый контроль - это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений.

Содержание финансового контроля раскрывается через его цель и задачи; элементы, совокупность которых образует систему контроля; принципы организации.
Цель финансового контроля заключается в своевременном получении всей информации о ходе процесса управления финансами на микро и макроуровне, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений. Цель финансового контроля реализуется в выполняемых им задачах.

Основными задачами финансового контроля являются:

· обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования;

· выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств, в том числе перед органами государственной власти и органами местного самоуправления;

· рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их рационального, эффективного и законного использования;

· соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяйствования, усиление их ответственности за результаты своей деятельности;

· повышение эффективности финансовой политики государства.

В системе финансового контроля выделяют как основные, так и вспомогательные элементы, образующие инфраструктуру финансового контроля. В качестве основных элементов финансового контроля можно выделить: объект и субъект; информационное, правовое и методическое обеспечение; механизм; принципы; меры ответственности всех участников процесса контроля. Инфраструктура финансового контроля включает в себя: финансовое, техническое, кадровое обеспечение контроля и т.п. Совокупность взаимосвязанных элементов, взаимодействующих друг с другом и образующих целостное единство в процессе достижения целей контроля, представляет собой систему финансового контроля.
В качестве объекта финансового контроля выступают: процессы образования, распределения и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, характеризующиеся системой различных стоимостных показателей (например, выручка от реализации, себестоимость, налоги и др.).

Наиболее важным элементом в системе финансового контроля являются субъекты контроля, так как они в соответствии с действующим законодательством непосредственно осуществляют контроль и несут ответственность за свои действия.

Субъектами финансового контроля являются специально уполномоченные органы (государственные контрольные органы; структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти и местного самоуправления; негосударственные специализированные организации), а также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с нормами права. Субъекты контроля для реализации поставленных задач выполняют конкретные действия или функции, реализация которых осуществляется на основании их полномочий, определяющих компетенцию органа, осуществляющего контроль.

Процесс целенаправленной деятельности субъектов контроля, или процесс финансового контроля, осуществляется с использованием определенных методов. Под методами финансового контроля понимают конкретные способы осуществления контрольных действий и операций. Внешнее выражение контрольных действий и операций реализуется в определенной форме контроля. Установленный порядок осуществления контрольных действий и операций составляют процедуры контроля. Определенная последовательность процедур финансового контроля в совокупности с используемыми методами составляет механизм финансового контроля.

Как правило, процесс финансового контроля включает следующие основные этапы:

· планирование, которое предполагает определение объекта, целей, задач и форм контроля и формирование набора количественных и качественных показателей, по которым будет производиться оценка реализации финансовых решений;

· проведение контроля, целью которого является сбор оперативных данных, характеризующих состояние объекта контроля, и их предварительная оценка;

· систематизация результатов контроля (обобщение и упорядочение полученной информации по определенным критериям) и составление отчетности;

· реализация результатов, которая предполагает доведение принятых по результатам контроля решений до всех заинтересованных лиц, выработку и проведение мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков.

Финансовый контроль организуется и проводится на основе определенных принципов. Принципы финансового контроля, которые легли в основу организации, прежде всего государственного финансового контроля в Российской Федерации, были приняты IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г. в городе Лиме (Франция) и нашли свое отражение в Римской декларации руководящих принципов контроля.

Основными принципами финансового контроля являются следующие: законности, независимости, объективности, гласности, ответственности, разграничения функций и полномочий, системности.

Принцип законности предусматривает наличие правовой базы, обеспечивающей проведение контроля в соответствии с его целями и задачами. Независимость органов финансового контроля (организационная, функциональная, финансовая) гарантируется действующим законодательством. Под объективностью понимают отсутствие предвзятости и невмешательство в оперативную деятельность субъекта хозяйствования (контроля), обоснованность выводов по результатам контрольных мероприятий. Принцип гласности предполагает общедоступность результатов финансового контроля при соблюдении установленных норм и правил, касающихся государственной и коммерческой тайны. Принцип ответственности предполагает добросовестное отношение сотрудников органов финансового контроля к своим должностным обязанностям. Реализация принципа разграничения функций и полномочий заключается в отсутствии дублирования в деятельности органов финансового контроля. Принцип системности означает единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных мероприятий.

Информационное обеспечение финансового контроля представляет собой всю информацию, используемую при осуществлении процесса контроля, характеризующую объект контроля, его специфику (связанную, например, с отраслевыми особенностями), а также используемые при осуществлении контроля информационные технологии. К такой информации относят: планово-экономическую, отчетную, статистическую информацию, информацию о состоянии документооборота, данные бухгалтерского, а также управленческого и финансового учета и др. Большое значение для осуществления финансового контроля приобретает «качество информации», т. е. ее достоверность, своевременность, полнота и необходимость. Основным источником информации для осуществления финансового контроля являются данные бухгалтерского учета, главная задача которого - предоставление информации внешним и внутренним пользователям бухгалтерской отчетности.

Правовое и методическое обеспечение финансового контроля включает:

· финансово-правовые акты, в которые входят: законы, подзаконные нормативные правовые акты органов общей и специальной компетенции, принимаемые во исполнение законов;

· стандарты, представляющие собой утверждаемые компетентным органом нормативно-технические документы, устанавливающие комплекс норм, правил по отношению к предмету стандартизации (например, правила (стандарты) аудиторской деятельности);

· кодексы профессиональной этики;

· методические документы, которые содержат конкретные вопросы организации финансового контроля, разъясняют способы и приемы практического осуществления тех или иных процедур контроля (например, инструкция о порядке осуществления проверок или по работе с документами и т.п.).

Осуществление финансового контроля предполагает наличие ответственности субъектов хозяйствования, органов государственной власти и местного самоуправления, а также органов, осуществляющих финансовый контроль, и их должностных лиц. При нарушении установленных норм права возникают следующие виды ответственности: административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная. Кроме того, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления несут ответственность, предусмотренную законодательством о государственной и муниципальной службе. Неисполнение или ненадлежащее исполнение участниками процесса контроля своих прав и обязанностей влечет применение определенных мер принуждения, основными из которых являются: предупреждение; наложение штрафа, начисление пени; запрещение или ограничение деятельности; запрещение на осуществление тех или иных операций (например, блокировка расходов, приостановление операций по счетам в кредитных организациях); изъятие материальных и денежных средств (например, бюджетных средств); компенсации; конфискации. Применяемые меры принуждения, выраженные в денежной форме, называют финансовыми санкциями, под которыми понимают финансовые меры со стороны государственных и иных органов. Основной целью применения финансовых санкций является сокращение нарушений субъектами финансовых отношений установленных норм права и предупреждение таких нарушений.

Меры принудительного воздействия, или санкции, применяются органами государственной власти и их должностными лицами в соответствии с их полномочиями при наличии определенных оснований. Основанием для применения мер принуждения являются: неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств, несвоевременное и неполное перечисление бюджетных средств их получателям; непредоставление бухгалтерской (финансовой), налоговой отчетности; уклонение от уплаты налогов и др. Эти нарушения отражаются в итоговом документе (например, акте ревизии или проверки), на основе которого применяются меры принуждения.


Похожая информация.


В условиях рынка, как принято считать, государственная финансовая политикаимеет три основных направления:
1) совершенствование размещения ресурсов производства товаров и услуг;
2) перераспределение (безвозмездное) определенной части доходов и материальных благ между группами населения под влиянием существующих в данной стране традиций и сформировавшегося общественного мнения;
3) разнообразные меры, направленные на обеспечение устойчивого экономического роста в стране и на прогрессивные изменения в структуре экономики.
За каждым из указанных трех направлений государственной финансовой политики должна быть система конкретных мер.
Так, деятельность государства призвана скорректировать недостатки рыночного механизма как экономической базы общества, и обеспечить его более эффективную работу, лучшее размещение ресурсов между всеми производящими структурами общества, включая корректировку «дефектов» рынка и определение более эффективного сочетания деятельности частного и общественного секторов. Это составляет важнейшую функцию государства и непосредственно связано с использованием государственных финансовых фондов.
Другим важным направлением деятельности государства по регулированию рынка, связанным напрямую с расходованием государственных финансовых ресурсов, является перераспределение доходов между членами общества. С целью снижения социальной напряженности и уровня конфликтности в обществе государство должно большое внимание уделять конечному распределению доходов, а значит, и всех потребительских благ. Рыночный механизм часто дает нежелательные для общества сбои не только в размещении ресурсов, но в распределении доходов между членами общества.
Речь идет о сокращении дифференциации доходов различных групп населения.
В международной практике такой показатель обычно рассчитывается по «десятым» долям, по «децилям». При таком расчете разрыв между бедными и богатыми в Россиидостигает по официальным оценкам до 15-17 раз, что неприемлемо для цивилизованной страны.
В России по-прежнему много бедных людей. По официальным данным, 21 млн россиян получают доходы ниже прожиточного минимума. Это почти в два раза меньше, чем в 2001г. (40 млн человек). Однако уровень бедности в России- 14,8% населения- выше, чем в развитых странах Европы, и слишком велик, чтобы считать Россию социальным государством. Поэтому Федерация независимых профсоюзов и «Единая Россия» подписали соглашение о сотрудничестве, в котором договорились совместно разработать и принять законы, направленные на повышение доходов и сокращение социального неравенства. Ключевой пункт документа- повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ).
МРОТ, заложенный в тарифную сетку,- 2300 рублей. Это всего лишь 15% от средней заработной платы по стране, что значительно ниже, чем во Франции(50%), США(35%) или соседней Эстонии(32%). Зарубежный опыт, как пишут авторы исследования «Заработная плата в России», показал, что увеличение МРОТ повышает уровень доходов низкооплачиваемых слоев населения, сокращает разницу в доходах, препятствует недобросовестной конкуренции. Наконец, такое повышение привлекает часть неактивного населения на рынок труда, что важно в современных российских условиях.
Однако увеличением минимальной оплаты в современной России следует пользоваться крайне аккуратно. Как показал опыт многих стран, в том числе Венгриии Чехии, рост МРОТ может привести к отказу бизнеса от найма неквалифицированных работников в отраслях с невысокой оплатой труда. Безработица в первую очередь ударит по молодежи, пенсионерам, занятым в образовании, сельском хозяйстве и повысит уровень бедности. Чтобы избежать негативных последствий увеличения МРОТ в России, необходима региональная и отраслевая дифференциация минимальной заработной платы, оптимизация численности бюджетников и отказ от политизации проблемы.
Также необходимо территориальное перераспределение ресурсов, поскольку имеются значительные различия в социальных и экономических условиях между отдельными регионами. Ныне разница в доходах на душу населения между отдельными областями составляет 30-45%. По международным стандартам разрыв в уровнях развития регионов не должен превышать 20%. Анализ зарубежных исследований по проблемам территориального развития свидетельствует о разнообразии методов устранения или сокращения регионального неравенства в развитых странах.
Вызывает безусловный интерес опыт размещения предприятий высокотехнологичных отраслей в экономически и социально отсталых районах с излишками трудовых ресурсов, естественными ограничениями круглогодичной сельскохозяйственной занятости. Одним из методов, широко практикуемых в региональной политике, является создание «полюсов роста»: выбираются пункты, наиболее благоприятные с точки зрения ресурсов или географического положения; со временем каждый такой пункт, будучи обеспечен инфраструктурными сооружениями и производственными предприятиями, преобразуется в «центр развития». Такое преобразование становится важным фактором регионального экономического развития. «Полюсы роста» проблемных регионов призваны постепенно вывести их экономику из состояния депрессии.
Важная часть системы государственного управления территориальным развитием- целевые программы общенационального, регионального, местного уровней. Они весьма распространены в странах ЕС. Через государственные программы стимулируется развитие 40% территорий в Великобритании, 90%- в Норвегии. Программы регионального развития, региональные бюджетные фонды созданы во всех странах ЕС.
Для России механизм государственного регулирования регионального развития должен сочетать эти методы прямого и опосредованного влияния на социально-экономические процессы.
Примерами прямого экономического регулированияявляются безвозвратное целевое финансирование, субвенции, субсидии. Опосредованными формами экономического регулирования служат рычаги кредитно-денежной, налоговой, амортизационной, валютной, внешнеэкономической политики, а также развитие малого и среднего бизнеса. По своей специфике малое предпринимательство обладает ярко выраженной региональной ориентацией и активно влияет на оптимизацию структуры региональной экономики. В этих целях необходимо создание гибкой системы предоставления предпринимателям района кредитов (микрокредитов) и финансовой помощи, посредничества в контактах с инвестиционными фондами, лизинговыми и сберегательно-ссудными компаниями, кредитными союзами и на базе коммунальной собственности, формирования поощрительного механизма налогообложения.
Для регулирования государством общей экономической ситуации в стране, направлений и темпов экономического подъема необходимы меры для предотвращения финансовых рисков. По поводу роли государства в экономике и взаимодействия государства и рынка продолжается дискуссия. Так, увеличение доли государственных расходов в составе ВВП в большинстве развитых стран получает разную оценку у отдельных экономистов. Представители ультралиберального направления экономической науки, сторонники полной свободы рынка, считают рост доли государственных расходов негативным фактором, препятствующим успешному экономическому развитию. Они предлагают заменить безвозмездное перераспределение средств государством куплей-продажей тех услуг, которые оказывает государство, передачи частным компаниям производства и реализации соответствующих услуг, как сбор, вывоз и переработка мусора, развитие городского транспорта и т.д. Трудность тут в том, что частные компании рассчитывают на прибыль, и может произойти повышение цен на подобные услуги, если их передать в частный сектор. В некоторых странах такая передача получается, в некоторых- нет.
Остаются вопросы в связи с финансовой глобализацией и открытием российской экономики и ее финансовой системы, попытками интегрироваться в мировую экономику. С одной стороны, отстать от хода глобализации, отрезать себя от передовых технологий в финансовой сфере опасно. С другой стороны, безоглядная либерализация потоков через государственные границы не только товаров, а особенно капиталов, допуск филиалов зарубежных банковских и страховых компаний может привести в серьезным неприятностям. Особо стоит для России проблема привлечения иностранного капитала в форме прямых инвестиций, необходимых для технической модернизации и долгосрочного экономического роста.
По поводу участия России в международном движении капиталов отмечается, что доля России в мировом торговом обороте за последнее десятилетие изменялась незначительно- в интервале от 1,2 до 1,55% (в 2003г. она составила 1,3%).
В мировых потоках инвестиций, направляемых за рубеж, потоки российских инвестиций более заметны. В списке стран, лидирующих в мире по прямому зарубежному инвестированию, в 2002-2003гг. Россия входила в первую двадцатку, хотя и отставала от лидеров в десятки раз. Россия остается нетто экспортером капитала, что означает превышение объемов вывозимого капитала над поступающими в нее инвестициями. Эта ситуация отразилась в динамике счета операций с капиталом и финансовыми инструментами платежного баланса. На протяжении пореформенного периода он в основном сводился с дефицитом, но многократно сократился: с 211,7 млрд. долларов в 2000г. (максимальное значение за период наблюдений)- до 0,8 млрд. долларов в 2003г., и вновь возрос в 2004г. (основные показатели послекризисного развития РФ в 1999-2007гг. приведены в табл.4.1).

Таблица 4.1
Основные экономические показатели послекризисного периода (1999-2007 гг.)


Экономические показатели

Годы

1999

2000

2004

2005

2006

2007

ВВП, млрд руб.

4823

7306

17048

21620

26781

32988,6

ВВП на душу населения, долл.

1328

1768

4104

5325

6897

8612

Инвестиции в основной капитал, млрд руб.

670,4

1165,2

1504,7

3611

4580,5

6419

Накопленный иностранный капитал в экономике РФ, млрд долл.




11,8

142,9

197,8

Внешнеторговый оборот, млрд долл.

115,1

149,9

280,6

369,2

468,6

578,0

Экспорт, млрд долл

75,6

105,0

183,2

243,8

303,9

353,1

Индекс потребительских цен, в % к декабрю предыдущего года

136,5

120,2

111,7

110,9

109,0

111,9

Индекс цен производителей промышленных товаров, в % к декабрю

170,7

131,9

128,8

113,4

110,4

125.1

Общая численность безработных, млн человек

9,4

7,6

6

5,6

5,3

4,6

Среднемесячная номинальная начисленная зарплата, руб.

1523

2223

6740

8555

10634

13518

Международные резервные активы, млрд долл.

12,5

28,0

124,5

182,2

303,0

476,4

Индекс РТС



614,11

1125,6

1921,92

2290,51

Совокупный объем средств Стабилизационного фонда, млрд руб.



614,11

1125,6

1921,92

2290,51

Глава 3.3. Финансовая политика

Вся система управления финансами базируется на финансовой политике государства. В разработке финансовой политики участвуют законодательная и исполнительная ветви власти. В современной России, в силу особенности её конституционного строя, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. Правительство РФ должно действовать в рамках этого послания с целью реализации основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе.

Финансовая политика - это комплекс мероприятий государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства.

В разработке государственной финансовой политики в России участвуют все ветви государственной власти, но приоритет в ее разработке принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и перспективу.

В зависимости от длительности периода решения поставленных задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. В качестве важнейших направлений финансовой политики выступают бюджетная, налоговая, денежно-кредитная, валютная и инвестиционная политика.

Основной целью финансовой политики является создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения. Для достижения этой цели финансовая политика решает следующие задачи: обеспечение условий для роста объема финансовых ресурсов; обеспечение рационального распределения и эффективного использования финансовых ресурсов; разработка финансового механизма, способствующего достижению поставленной цели.

Государство является главным субъектом проведения финансовой политики. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу и определяет тактику действия на предстоящий период.

Финансовая политика государства призвана обеспечивать нормальное функционирование финансовой системы общества и на этой основе эффективно осуществлять свои функции – экономические, социальные, экологические, оборонные и др. Следовательно, финансовая политика является частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования социально-экономических процессов. В то же время финансовая политика – относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой области общественной деятельности.


В основу осуществления финансовой политики положен ряд общих и частных (специфических) принципов.

К общим принципам обеспечения эффективной финансовой политики относятся:

· учет действия объективных экономических законов;

· учет конкретных исторических условий;

· учет собственного опыта прошлых лет и мирового опыта.

К частным (специфическим) принципам можно отнести следующие:

· сбалансированность доходов и расходов во всех звеньях финансовой системы;

· концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития;

· обеспечение рационального построения финансового механизма.

Главной целью финансовой политики является создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышение уровня и качества жизни населения.

Приоритетами финансовой политики можно назвать:

· снижение социальной напряженности;

· оздоровление государственных финансов;

· восстановление нормального функционирования банковской сферы;

· достижение сбалансированности товарных и денежных потоков;

· повышение финансово ―экономической самостоятельности регионов в рамках единого федерального государства;

· создание для регионов равных условий в бюджетно-налоговой сфере;

· искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции.

Финансовая политика включает три основных звена.